Короткое сообщение о сергии родов. Сергий Радонежский: интересные факты


Сергий Радонежский () - основатель и игумен Троицкого монастыря, преобразователь монашества в Северной Руси.


В литературе встречается несколько различных дат рождения. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года. Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.


Однажды Варфоломей вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Отрок просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец благословил мальчика, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Там старец поведал, что после его ухода «отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И что отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет основателем обители Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.





Стремясь к «строжайшему монашеству», он оставался здесь недолго и, убедив брата Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки, на холме посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы.


Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек ».


В основанной Сергием лесной обители царило равенство. Игумен и монахи вкушали одну и ту же пищу, вместе творили молитву и сообща трудились. Сергий тихими и кроткими словами смягчал даже самые ожесточенные сердца. Он мирил враждующих и и утешал несчастных, подбадривал слабых и укрощал строптивых, наставлял заблудших и вразумлял малоумных. В отчаявшихся вселял надежду, не в меру возомнивших о себе избавлял от гордыни. Его доброты и терпения хватало на всех.


Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.





Четыре великих дела Сергия Радонежского 1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей. 2 дело: Начало освобождения от татаро- монгольского ига. 3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице. 4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры.


Всего преподобным Сергием и его учениками основано около 70 монастырей. Это явилось решающим условием в деле сплочения Руси, оздоровления ее нравственности и послужило просвещению народа, обогатило Русь книгами, иконами. Москва окончательно утвердилась как столица Руси.


Апофеозом деятельности Преподобного было его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия. Он знал, какое следствие будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского Государства; она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское Государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую. Иди, не бойся. Бог тебе поможет. И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».




После 78 лет жизни, после 55 лет монашества, и после 48 лет игуменства Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г., Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»


Открыто людям Божье Слово. Окончен путь земной Святого, И Преподобный в вечной жизни О нашей молится Отчизне. Угодника нетленно тело - Живет его святое дело. Он всем нам показал дорогу, Которая приводит к Богу. Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж Храм-памятник Преподобному Сергию Радонежскому на поле Куликовом. Построен в 1913–1919 гг.


«В лице Преподобного Сергия русский народ сознал себя, своё культурно- историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность.» Павел Флоренский Святой Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. Б.Зайцев




Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; «Радонежский» - топонимическое прозвище; 3 мая 1314 - 25 сентября 1392) - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Дни памяти по юлианскому календарю:
5 июля (обретение мощей),
25 сентября (преставление).

Рождение и детство

В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь.

Начало монашеской жизни

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Общественное служение Сергия Радонежского

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356, нижегородского - в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий бросил свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тферь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления

Старость и кончина преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости.В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом

Канонизация

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».

Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». (Здесь Максим Грек примыкает к нестяжателям.)

Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после воззведения его на кафедру.

В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году.

С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.

Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским.

Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия

В журнале «Наука и религия» (№ 6, июнь 1998 года) О.Газизова опубликовала интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, известным ученым и внуком отца Павла Флоренского. П. В. Флоренский рассказал семейное предание о том, как в Лазареву субботу 1919 года отцу Павлу Флоренскому стало известно о готовящемся властями вскрытии мощей преподобного Сергия, которое должно было состояться перед Пасхой. Дальнейшая сохранность мощей оказалась под большой угрозой.

По словам П. В. Флоренского, вскоре в Троице-Сергиевой лавре состоялось тайное совещание, в котором приняли участие отец Павел Флоренский, наместник Лавры отец Кронид, Ю. А. Олсуфьев, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры; и, вероятно, члены Комиссии граф В. А. Комаровский, а также С. П. Мансуров и М. В. Шик, которые впоследствии стали священниками.

Участники совещания тайно проникли в Троицкий собор, где, прочитав молитву у раки с мощами Преподобного, отделили с помощью копия главу святого, которую заменили головой погребенного в лавре князя Трубецкого. Главу преподобного Сергия Радонежского временно поместили в ризнице. Вскоре граф Олсуфьев переместил Главу в дубовый ковчег и перенес к себе домой (Сергиев Посад, улица Валовая). В 1928 году, Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Ю. А. Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова (будущего владыку Сергия - епископа Новгородского и Старорусского). П. А. Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой, где ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны. Вернувшись с фронта, П. А. Голубцов передал ковчег Екатерине Павловне Васильчиковой (приемной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.

В 1946 году, когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Е. П. Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить её на место, в раку.

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своем участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.

Преподобный Сергий Радонежский (в мире - Варфоломей Кириллович) – великий духовный и политический деятель России, трудами которого Православная церковь сумела получить исключительное доверие и признание прихожан.

Будучи сыном ростовского боярина, Сергий Радонежский с детства тяготел к одиночеству и уединению. В нем гармонично сочетались такие черты, как трудолюбие, отсутствие тяги к наживе и исключительная религиозность. Отшельническая жизнь Святого Сергия Радонежского начинается после 20-ти летнего рубежа. Он долгое время живет одиноко в лесу, в выстроенной своими руками келье. Слух об одиноком монахе разносится по Радонежской округе и возле кельи Сергия Радонежского поселяются такие же ценители одиночества. В 1335 году при келье строится деревянный храм, который освящается митрополитом Феогностом в честь Святой Троицы. Со временем вокруг кельи молодого отшельника Преподобного Сергия Радонежского образовался поселок, где каждый жил отдельно. Собиралась же община вместе только для богослужения. Благодаря духовным опытам поселенцев, это место стало широко известным. В 23 года по настоянию игумена Митрофана, Преподобный Сергий Радонежский принимает постриг и иноческий чин с изменением имени Варфоломей, а поселение приобретает статус монастыря общежительного типа. Сегодня он известен как Троице-Сергиев монастырь. Жившие здесь послушники отличались чистотой помыслов, любовью ко всему созданному Творцом, и не исключали физический труд из своей повседневной жизни. Последняя особенность дала начало новому укладу для монастырей по всей России – отныне заведения такого типа жили не за счет подаяния, а за счет собственных трудов на хозяйственной ниве. Сам преподобный Сергий Радонежский, не покладая рук, работал над благоустройством монастыря: рубил дрова, шил одежду и обувь, катал свечи для храма.
Своими тихими вразумительными речами Радонежский неоднократно спасал Россию от междоусобных войн. Именно его доводы вносили мир в отношения между князьями. Признав Дмитрия Донского главой войска, российские князья одержали победу в Куликовской битве 1380 года над монголо-татарами. Без одобрения и советов праведника Сергия Радонежского Дмитрий Донской не совершал ни один военный поход. По его просьбе Святой Сергий Радонежский стал крестным отцом детей московского князя. Благодаря дипломатическому визиту монаха в Рязань, был улажен конфликт между Новгородом и Москвой в 1385 году.
В 1389 году великий праведник был приглашен Дмитрием Донским скрепить документ, в котором провозглашался новый порядок престолонаследия: от отца к сыну.
Так праведная жизнь преподобного Сергия Радонежского послужила к благосостоянию и объединению всего Российского государства.

Большинству из нас понятно, кто таковой Сергий Радонежский. Биография его увлекательна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в текущее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Российской церкви. Святой жарко обожал свою Отчизну и много сил положил на то, чтоб посодействовать собственному народу пережить все бедствия. Нам стало понятно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрейшего под заглавием «Житие Сергия Радонежского», написанная им сначала XV века, является ценнейшим источником инфы о жизни святого. Все другие рукописи, показавшиеся позже, представляют собой, в основной собственной массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не понятно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного гласит об этом в очень причудливой форме. Историки сталкиваются со сложной неувязкой интерпретации данной инфы. В итоге исследования церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что денек рождения Сергия Радонежского, вероятнее всего, - это 3 мая 1319 года. Правда, некие ученые склоняются к другим датам. Четкое место возникновения на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также непонятно. Епифаний Премудрый показывает, что отца грядущего монаха звали Кирилл, а мама - Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчугану было дано имя Варфоломей. Предки окрестили его в честь апостола Варфоломея.

Детство и 1-ые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое отпрыской. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детками смышлёными. Они стремительно освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его предки, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книжки были недосягаемы для его осознания. А потом вышло волшебство: вдруг узнал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые актуальные трудности. О расчудесном научении отрока грамоте сказал в собственном «Житии» Епифаний Премудрый. Он гласит о том, что Варфоломей длительно и усердно молился, прося Бога посодействовать ему научиться писать и читать, чтоб узнать Священное писание. И в один прекрасный момент, когда отец Кирилл выслал отпрыска находить пасущихся лошадок, Варфоломей увидел под деревом старца в темной ризе. Мальчишка со слезами на очах поведал святому о собственной неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.

Старец произнес ему, что с этого денька отрок будет разуметь грамоту лучше собственных братьев. Варфоломей пригласил святого в дом собственных родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочитал псалом. Потом он поторопился со своим гостем к родителям, чтоб порадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что значит сие необычное явление, они узнали от гостя, что их отпрыск Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе мамы. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве мамы проорал трижды, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрейшего отыскал отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

1-ые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого докладывает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие деньки питался только водой и хлебом. Ночами же отрок нередко не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора меж родителями мальчугана. Марию смущали эти 1-ые подвиги отпрыска.

Переселение в Радонеж

Скоро семья Кирилла и Марии оскудела. Они обязаны были перебраться на жилище в Радонеж. Вышло это приблизительно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой вышло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только лишь татары тогда грабили люд нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая постоянные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из российских князей править в том либо ином княжестве. И это было более тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к популяции. Об этом часто говорил сам Сергий Радонежский. Биография его - броский пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло величавому князю столичному Ивану Даниловичу. Отец грядущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая защитить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно вышло рождение Сергия Радонежского, непонятно. Зато до нас дошли четкие исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Понятно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Но они поставили отпрыску условие: монахом он должен стать только после их погибели. Ведь Варфоломей с течением времени стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили раздельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ожидать отроку: скоро Кирилл и Мария скончались. Перед гибелью они, по обычаю тех пор на Руси, приняли поначалу иноческий постриг, а потом схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго тут находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, среди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей построил маленькую древесную церковь, нареченную в честь Святой Троицы. Сейчас на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан скоро перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и очень грозного стиля жизни в лесу. На новеньком месте он потом станет игуменом. А Варфоломей, оставшись совсем один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Сейчас он был известен, как монах Сергий. Тогда жизни ему было 23 года. Скоро к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши деньки именуется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал тут вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример огромного трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и воспретил инокам делать это, призывая жить только плодами труда рук собственных. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до городка Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особенным посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в какой дал подабающее настоятелю за добродетельное житие и порекомендовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим советам, радонежский игумен ввел в собственной обители общинножительный утомившись. Позже он был принят в почти всех монастырях Руси.

Служение Отечеству

Сильно много полезного и хорошего для собственной Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со денька его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и важной для всей Рф даты. Почему придается такое значение житию святого на муниципальном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости хоть какой страны - в единении ее народа. Это прекрасно осознавал в свое время отец Сергий. Это также является естественным для наших политиков сейчас. Отлично понятно о миротворческой деятельности святого. Так, свидетели утверждали, что Сергий смиренными, тихими словами мог отыскать дорогу к сердечку хоть какого человека, повлиять на самые жестокие и грубые сердца, призывая людей к миру и повиновению. Часто святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей российских слиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя столичного. Это потом стало основным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Большой вклад в победу российских в Куликовской битве занес Сергий Радонежский. Коротко поведать об этом нереально. Величавый князь Дмитрий, получивший позже прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтоб помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал неимоверную рать, чтоб раз и навечно поработить люд Руси. Люди нашей Отчизны были ужасом величавым окутаны. Ведь никому еще не удавалось побить неприятельское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину - дело богоугодное, и благословил его на величавую битву. Владея даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над монгольским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Величавый князь увидел несметную неприятельскую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. В особенности огромных торжеств по этому случаю стоит ждать в основанных им храмах и обителях. Не считая Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг последующие монастыри:

Благовещенский в городке Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городке Серпухове;

Старо-Голутвин близ городка Коломны в Столичной области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры сделал много чудес. Необыкновенные явления аккомпанировали святого в протяжении всего его бытия. 1-ое из их было связано с его расчудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, мамы святого, во время литургии в храме проорал трижды. И это слышали все люди, находящиеся в нем. 2-ое волшебство – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем тщательно было поведано выше. Еще понятно о таком чуде, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Поблизости монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный отпрыск его, молодой мальчишка, был смертельно болен. Отец на руках принес малыша в святую обитель к Сергию, чтоб тот помолился за его излечение. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Неутешный отец пошел готовить гроб, чтоб положить в него тело отпрыска собственного. А святой Сергий начал усердно молиться. И вышло волшебство: мальчишка вдруг оживился. Когда убитый горем отец отыскал собственного малыша живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель повелел подняться ему с колен, объяснив, что чуда тут нет: просто отрок задрог и ослаб, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил чудо. В наши деньки находится много скептиков, неуверенных в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация находится в зависимости от мировоззренческой позиции истолкователя. Возможно, что человек, дальний от веры в Бога, предпочтет не обращать внимания на схожей инфы о чудесах святого, обнаружив им другое, более логичное разъяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особенное, духовное значение. Так, к примеру, многие прихожане молятся о том, чтоб их детки поняли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, сначала также никак не мог победить даже азы учебы. И только усердное моление Богу привело к тому, что свершилось волшебство, когда мальчишка чудным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспрецедентный подвиг служения Богу и Отечеству. Понятно, что дожил он до глубочайшей старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на трибунал Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Собственных учеников он призвал сначала «иметь ужас Божий» и нести людям «чистоту духовную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали принимать Сергия как праведника. Некие ученые склоняются к воззрению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Российской церкви именует Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. Денек Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В их он повествует о том, что в сей день были обретены мощи величавого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стенки исключительно в случае суровой опасности снаружи. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили предпосылкой выноса мощей святого из обители. Когда российские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В текущее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) - денек Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси с незапамятных времен считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено огромное количество храмов. Исключительно в Москве их насчитывается 67. Посреди их такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из их построены еще в XVII-XVIII веках. Существует огромное количество церквей и соборов в разных областях россии: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и т.д.. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Посреди их храм преподобного Сергия Радонежского в городке Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городке Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также огромное количество икон, сделанных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. На данный момент он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Одна из самых узнаваемых работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также находятся 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только лишь иконы, да и картины. Посреди русских живописцев тут можно выделить М. В. Нестерова. Известны последующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Молодость Сергия», «Видение отроку Варфоломею».

Сергий Радонежский. Короткая биография его навряд ли сумеет поведать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для собственной Отчизны. Потому мы тщательно тормознули на жизнеописании святого, сведения о котором взяты в большей степени из работ его ученика Епифания Премудрого.



План:

    Введение
  • 1 Биография
    • 1.1 Рождение и детство
    • 1.2 Начало монашеской жизни
    • 1.3 Образование Троице-Сергиевого монастыря
    • 1.4 Общественное служение Сергия Радонежского
    • 1.5 Старость и кончина преподобного Сергия
  • 2 Канонизация
    • 2.1 Ученики Сергия Радонежского - основатели обителей
  • 3 Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия
  • 4 В художественной литературе
  • Примечания
    Литература

Введение

Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й ; 3 мая 1314 (дата условная) - 25 сентября 1392) - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Дни памяти:

  • 25 сентября (8 октября) - преставление;
  • 5 (18) июля - обретение мощей;
  • 6 (19) июля - Собор Радонежских святых.

1. Биография

1.1. Рождение и детство

На том, месте где родился Сергий, построен Варницкий монастырь

В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года .

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Нестеров М. В. «Святое видение отроку Варфоломею», 1890

Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился» . Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» . Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников» . После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь» . Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровском монастыре.


1.2. Начало монашеской жизни

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.


1.3. Образование Троице-Сергиевого монастыря

Рерих Н. К. «Сергий Строитель», 1940

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.


1.4. Общественное служение Сергия Радонежского

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»

После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию .

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356, нижегородского - в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием .

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.


1.5. Старость и кончина преподобного Сергия

Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде

Преставление преподобного Сергия Радонежского

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:

25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет ; день 18 июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен . В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.


2. Канонизация

Дионисий. Икона «Сергий Радонежский в житии» , XV век

Церковь отмечает память преподобного Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также в день обретения мощей 5 (18) июля и в Соборе Радонежских святых 19 (6) июля.

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь (ныне подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры).

Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». (Здесь Максим Грек примыкает к нестяжателям.)

Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским ). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру.

В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году.

С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.

Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским.


2.1. Ученики Сергия Радонежского - основатели обителей

Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще до пятидесяти монастырей. К их числу относятся:

Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем . Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного, 1558-1576

  1. Одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия был преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.
  2. Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.
  3. Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.
  4. Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.
  5. Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.
  6. Мефодий, основатель обители Пешношской, 1361 г.
  7. Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.
  8. Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в 1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в 1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешел в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
  9. Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около 1373 г.
  10. Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около 1374 г.
  11. Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 г.
  12. Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображен в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.
  13. Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.
  14. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.
  15. Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.
  16. Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.
  17. Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.
  18. Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.
  19. Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.
  20. Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

3. Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия

Троицкий собор лавры в котором хранятся мощи преподобного Сергия

В журнале «Наука и религия» (№ 6, июнь 1998 года) О.Газизова опубликовала интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, известным ученым и внуком священника Павла Флоренского. П. В. Флоренский рассказал семейное предание о том, как в Лазареву субботу 1919 года (согласно официальному советскому изданию «Революция и церковь», вскрытие мощей преподобного Сергия происходило поздно вечером 11 апреля 1919 года, в Лазареву пятницу ) отцу Павлу Флоренскому стало известно о готовящемся властями вскрытии мощей преподобного Сергия, которое должно было состояться перед Пасхой. Дальнейшая сохранность мощей оказалась под большой угрозой.

По словам П. В. Флоренского, вскоре в Троице-Сергиевой лавре состоялось тайное совещание, в котором приняли участие отец Павел Флоренский, наместник Лавры отец Кронид, Ю. А. Олсуфьев, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры; и, вероятно, члены Комиссии граф В. А. Комаровский, а также С. П. Мансуров и М. В. Шик, которые впоследствии стали священниками.

Участники совещания тайно проникли в Троицкий собор, где, прочитав молитву у раки с мощами Преподобного, отделили с помощью копия главу святого, которую заменили головой погребенного в лавре князя Трубецкого. Главу преподобного Сергия Радонежского временно поместили в ризнице. Вскоре граф Олсуфьев переместил Главу в дубовый ковчег и перенес к себе домой (Сергиев Посад, улица Валовая). В 1928 году, Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Ю. А. Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова (будущего владыку Сергия - епископа Новгородского и Старорусского). П. А. Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой, где ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны. Вернувшись с фронта, П. А. Голубцов передал ковчег Екатерине Павловне Васильчиковой (приемной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.

В 1946 году, когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Е. П. Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить её на место, в раку.

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своем участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.


4. В художественной литературе

  • Борис Зайцев. «Житие Сергия Радонежского» (1924).
  • Сергей Бородин. «Дмитрий Донской». Исторический роман (1940).
  • Дмитрий Балашов , исторические романы: «Ветер времени», «Похвала Сергию», «Святая Русь» (том 1).
  • Андрей Валентинов , цикл «Око Силы» (фэнтези, 1990-е).

Примечания

  1. «Радонежский» - топонимическое прозвище
  2. Федотов Г. П. Святые Древней Руси / Предисл. А. Меня. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - С.128
  3. 1 2 Житие преподобного Сергия Радонежского - days.pravoslavie.ru/Life/life1602.htm на сайте Православие.Ru
  4. Ульянов О. Г. Поручительство прп. Сергия Радонежского: инцидент с клятвой великому князю Дмитрию Донскому епископа Дионисия Суздальского - www.bogoslov.ru/text/622211.html
  5. В. А. Кучкин. Антиклоссицизм // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2002. 2003. № 1 (11). С. 114-115.
  6. Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 122.
  7. Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца - www.saints.ru/s/8_prp.Sergii-Radonezhskii-
  8. Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца - bobrenev.narod.ru/home.html
  9. Граф М. В. Толстой Рассказы из истории Русской Церкви - www.magister.msk.ru/library/bible/history/tolstm01.htm
  10. Бернар Маршалье. Вскрытие мощей в первые годы Советской власти - www.krotov.info/history/20/1910/1919marshade.htm
  11. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви . М., 1903. С. 297-298
  12. На «вскрытии». Впечатления очевидца - www.scepsis.ru/library/id_1476.html
  13. 1 2 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 7. С. 85
  14. Варницкий монастырь как памятник преподобному Сергию - www.pravoslavie.ru/guest/4738.htm // Православие.Ru
  15. Иконников, В. С. Максим Грек / В. С. Иконников. Киев, 1915. С. 471-473.
  16. 1 2 3 Голубинский, Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра / Е. Голубинский. М., 1909. Примечание 73. - www.krotov.info/libr_min/g/golubin/com-i_1_s.htm#73
  17. [Краткая редакция Жития преподобного Сергия Радонежского для чтения в церкви и трапезе, церковного биографа XV в. Пахомия Логофета на основе Жития, составленного учеником Сергия Епифанием премудрым в 1418 г., другие многочисленные издания: Житие преподобного, написанное митрополитом московским Филаретом, изд. вместе со Словами и речами, произнесенными во время управления московской епархией, 2 изд., 1835 и 1848]
  18. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Санкт-Петербург, 1841. Т. 1. № 43.
  19. Сергий Радонежский // История Отечества с древнейших времен до наших дней . - БРЭ.
  20. Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Большая Советская Энциклопедия .
  21. Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило Сергий Радонежский // Религия: Энциклопедия . - Книжный Дом, 2007.
  22. Сергий Радонежский // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона .
  23. Тышкевич, С. Почему католики дорожат папством / С. Тышкевич. - New York: Russian Center, Fordham University, 1961.
  24. Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Том 1. № 63, 68.
  25. М. И. Смирнов. Культ Сергия Радонежского (Исторический очерк) // Антирелигиозник. 1940. № 5-6. С. 32-39.
  26. С. Б. Филимонов. Обзор архива М. И. Смирнова // Археографический ежегодник за 1971 г. М., 1972. С. 318-324.
  27. На «вскрытии» - scepsis.ru/library/id_1476.html // «Революция и церковь». 1919, № 6-8, стр. 50-60 (материал включает протокол вскрытия и донесение братии ТСЛ Патриарху Тихону)
  28. 1 2 3 Сокрытое чудо - yro.narod.ru/yar/Sokr_chudo.htm /«Наука и религия». № 6, июль 1998 года.

Литература

Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж

  • Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. - М ., 2006.
  • Борисов Н. С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. М., 1990;
  • Ермаков А. Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения - www.hrono.info/public/2001/ermakov2.html
  • Г-в, А. О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения . - 1892. - № 9.
  • Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. - www.stsl.ru/lib/book7/index.htm Сергиев Посад,1892; 2-е изд.- М.,1909.
  • Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. - М ., 1920.
  • Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского // Странник . - 1892. - № 9.
  • Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. - М ., 1897.
  • Жития Сергия Радонежского - www.stsl.ru/map_serg.php. Собрание текстов о Сергии Радонежском, в том числе рукописные книги.
  • Костомаров Н. Бог и его подвижники. - М ., 1930.
  • Костомаров Н. И. Преподобный Сергий - www.hrono.info/libris/kostom10.html / Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.
  • Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства - modernhistory.omskreg.ru/page.php?id=797
  • Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины // Христианское чтение . - 1892. - № 9-10.
  • Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца - www.stsl.ru/lib/book1/index.php. Сергиев Посад, 2003.
  • Сергий Радонежский - slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-1418.htm?text=сергий радонежский&stpar1=1.1.5 // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн., 2007.
  • Федотов Г. П. Преподобный Сергий Радонежский - lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/fedotov/saints/13.html / Святые древней Руси
  • Эйнгорн В. О. О значении преподобного Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории. - М ., 1899.
  • Духанина А. В. История создания похвального слова Сергию Радонежскому в свете лингвистических данных - www.drevnyaya.ru/vyp/2009_1/lang-2.pdf //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 1 (35). С. 67-74
  • Л. Чарская. Святой отрок. Повесть о детстве великого подвижника земли Русской преподобного Сергия Радонежского". Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005, 128 с.
  • Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского . Свято-Елисаветинский монастырь. Минск, 2009, 272 с.
  • , .
    Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike .

Рассказ о жизни Сергия Радонежского.
Есть в истории России люди, чья жизнь стала примером самоотверженности ради идеи, таким был Сергий Радонежский. Сегодня важно понять значимость для Отечества фигуры, необычайно терпеливого, скромного и трудолюбивого человека. Он поднялся на недосягаемую высоту святости, оставаясь в тени, оставался вторым, по-настоящему, будучи первым.
Преподобный старец Сергий появился на свет в Тверском княжестве, в благонравной боярской семье Кирилла и Марии. Еще до рождения младенец в утробе дал о себе знать криком во время богослужения в храме. Это подвигло родителей дать обет о том, что если родится мальчик, то быть ему служителем Бога. Так, оно и получилось.
Родившийся мальчик получил, при крещении имя Варфоломей. Отданный учится грамоте подросток отставал от сверстников и сильно из-за того переживал. Однажды в поле, под дубом он встретил священника и сказал ему о своей немощи. Священник посулил мальчику, что все исправиться, и он перегонит своих ровесников в учебе.
Спустя годы Варфоломей, столь истово стал молиться и поститься, что испуганная мать взялась, было уговаривать его немного облегчить свои труды, но безуспешно. После смерти родителей отрок, с братом Стефаном уединились в Радонежском лесу, готовясь к постригу. В этих местах Варфоломей принял монашеский сан и стал Сергием, здесь он сумел сладить с медведем, евшим хлеб с его руки и творил разные чудеса.
Слава о подвигах инока разошлась по Руси, и потянулись со всех мест к нему богомольцы, многие селились вблизи скита, который вскоре превратился в монастырь. Ставший игуменом Сергий не выделялся из братии, неся обычные послушания, словно простой монах. Пример нравственной жизни инока стяжал Сергию широкую известность. К его слову прислушивались все, независимо от положения в обществе.
Накануне Куликовского сражения, великий князь московский Дмитрий просил старца благословения на битву. Сергий, кроме благословения, отправил с князем двух своих иноков: Ослябю и Пересвета. Воодушевленная благословением Сергия, рать князя Дмитрия, ставшего зваться после того Донским, наголову разбила татарское войско.
Еще 20 лет после знаменательной битвы Сергий Радонежский прожил, окормляя дух русских людей, закладывавших фундамент великого государства. Он усмирял пыл гневливых князей, удерживая их от кровавых усобиц. Монастырю, Сергий оставил устав, позже перенятый другими русскими обителями.
Там, где когда-то уединился монах, ныне высятся купола Троице-Сергиевой лавры, осененной божественной благодатью. Основатель обители, Сергий Радонежский, до сих пор считается небесным покровителем Руси.