Российская православная автономная церковь. Российская православная автономная церковь (рпац)

6 мая 2012 г. Первоиерарх "Российской Православной Автономной Церкви" (РПАЦ) "архиепископ Владимирский и Суздальский" Феодор (Гинеевский) был наделен титулом "митрополита" и правом ношения двух архиерейских панагий.

На заседании Архиерейского Собора "Российской Православной Автономной Церкви" (РПАЦ), состоявшемся 23 января 2012 г. в Суздале, "архиепископ Отрадненский и Северо-Кавказский" Феодор (Гинеевский) был избран Первоиерархом названного неканоничного религиозного сообщества с наделением титула "архиепископ Владимирский и Суздальский". Возведение "архиепископа" Феодора в сан "митрополита" произойдет на Светлой седмице нынешнего года.

16 января 2012 г. на 73-м году жизни скончался Первоиерарх "Российской Православной Автономной Церкви" (РПАЦ) "митрополит Суздальский и Владимирский" Валентин (Русанцов). Причной его смерти названы прогрессирующая сердечная недостаточность, постинфарктный кардиосклероз и сахарный диабет тяжелого течения.

10 февраля 2011 г. о исполнение постановления Архиерейского Собора РПАЦ состоялась "архиерейская" хиротония "архимандрита" Марка (Рассохи), в которой приняли участие восемь "архиереев" во главе с Первоиерархом РПАЦ "митрополитом Суздальским и Владимирским" Валентином (Русанцовым). Примечательно, что новорукоположенный "иерарх" был наделен титулом "епископа Армавирского", викария Северо-Кавказской епархии.

4 февраля 2011 г. в Суздале состоялся Архиерейский Собор неканонической религиозной организации "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ), на котором было принято решение о рукоположении двух новых "архиереев". Клирик Иверского синодального храма РПАЦ "архимандрит" Трофим (Тарасов) был избран "епископом Симбирским", викарием Суздальской епархии...

Клирик Суздальской епархии "Российской Православной Автономной Церкви" "иеромонах" Серафим (Сибинин), задержан за хранение наркотиков.

Некоторые фрагменты своего послания "архиепископ" Феодор скопировал из Пасхального послания архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия за 2001 год, опубликованного на официальном сайте Саранско-Мордовской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата Пасхальной; проповеди протоиерея Вячеслава Резникова, опубликованной на официальном сайте Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Однако наиболее примечательно, что Первоиерарх РПАЦ включил в свое Пасхальное послание заимстсования из инославных авторов: Проповедь "Пасха победы", автором которой является баптистский проповедник Виктор Семенович Рягузов, "Проповедь в праздник Пасхи", произнесенная проповедником Евангелическо-Лютеранской Церкви братом Рамилем, заметка темнокожего неохаризмата Сандея Аделаджи, а также фрагменты проповеди католического монаха из ордена редемптористов о. Станислава Подгурского CSsR.

Необходимость формирования независимой псевдоцерковной структуры, претендующей на правопреемство от дореволюционной Православной Российской Церкви, побудили руководство РПАЦ к проведению целого ряда архиерейских хиротоний. В 2001 г. Синод "Русской Православной Автономной Церкви" принял решение о возведении архиепископа Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий, чем, по мнению раскольников, повышался статус самой схизматической организации до митрополичьего округа. Однако носитель белого клобука не только не увеличил авторитет созданной им религиозной организации, но уже через год привлек внимание общественности к РПАЦ грандиозным скандалом...

Среди многочисленных современных псевдоцерковных группировок "Российская Православная Автономная Церковь" является одной из самых скандальных и одиозных. Пристальное внимание российской общественности она привлекала шумным уклонением в раскол в начале 1990-х гг., сексуальным скандалом начала 2000-х гг. и не менее громким скандалом конца 2000-х гг., связанным с попыткой удержать в своем ведении храмы, отторгнутые в схизму. Предпосылкой к возникновению раскольнической "Российской Православной Автономной Церкви" можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором РПЦЗ так называемого «Положения о свободных приходах»...

По состоянию на сентябрь 2009 г. "епископат" "Российской Православной Автономной Церкви" составляли следующие "иерархи":

*Валентин (Русанцов), "митрополит Суздальский и Владимирский"

*Феодор (Гинеевский), "архиепископ Борисовский и Отрадненский"

*Серафим (Зинченко), "архиепископ Сухумский и Абхазский"...

Возглавляется Валентином (Русанцовым).
В миру Анатолий Петрович Русанцов родился 3 марта 1939 года в Белореченске Краснодарского Края.
По просьбе Анатолия митрополит Нестор в 1957 году направил его в Свято-Духов монастырь Вильнюса, рукоположив его перед тем в сан иподиакона. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.
В 1973 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1979 - Московскую духовную академию, защитив кандидатскую работу.
В 1973 году прибыл в Суздаль, на должность настоятеля Казанского храма.
В 1988 году был переведён указом архиепископа Валентина (Мищука) в Покров, а затем был уволен за штат за отказ подчиниться.
7 апреля 1990 года архимандрит Валентин и члены суздальской общины официально объявили о выходе из Московского Патриархата; 11 апреля они были приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. 4 октября архимандрит Валентин был назначен экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР.

Предпосылкой к возникновению раскольнической Российской Православной Автономной Церкви можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) так называемого «Положения о свободных приходах». Данное Положение явилось официальным провозглашением нового курса внешней политики Русской Зарубежной Церкви, направленного на учреждение параллельных церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР.
Весной 1990 г., сразу же после опубликования Положения, в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом перешел архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля. Причиной его перехода явилось своеволие, приведшее к конфликту с правящим архиереем, каковым в то время являлся архиепископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) Валентин (Мищук).
Принятие архимандрита Валентина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви получило широкий общественный резонанс и послужило примером для нескольких десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и др.). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России. В феврале 1991 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа Суздальского и Владимирского. В том же 1991 году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как епархия Российской Православной Свободной Церкви.
Последовательное увеличение активности РПЦЗ в процессе расширения Российской Православной Свободной Церкви привело к тому, что в 1992 г. с целью организации в Москве Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви в Россию был направлен епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Однако деятельность епископа Варнавы оказалась весьма скандальной, это связано с готовностью признать каноничность раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и со стремлением всецелого подчинения РПСЦ собственной власти. Вышеперечисленные злоупотребления, а также честолюбивые претензии на лидерство, побудили епископа Валентина (Русанцова) вступить в открытый конфликт с главой Синодального Подворья.
В ответ на острую критику епископ Варнава убедил Архиерейский Синод РПЦЗ вывести епископа Валентина за штат без права управления епархией. Еп. Валентин не пожелал признать победы епископа Варнавы и на Суздальском епархиальном съезде, проходившем в 1993 г., заявил о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви. Новым шагом к отделению Российской Православной Свободной Церкви от РПЦЗ стало решение IV съезда духовенства и мирян РПСЦ, проходившего в марте 1994 г. Съезд провозгласил образование Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви (ВВЦУ РПСЦ). ВВЦУ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Тамбовский и Моршанский Лазарь (Журбенко), происходивший из среды Российской Катакомбной Церкви, а в 1982 г. вошедший в юрисдикцию РПЦЗ и тайно рукоположенный во епископа приезжавшим в СССР в качестве туриста епископом Каннским Варнавой (Прокофьевым) . Заместителем Председателя ВВЦУ РПСЦ стал епископ Валентин (Русанцов), возведенный в сан архиепископа. Самым скандальным деянием ВВЦУ было рукоположение новых архиереев,. В ответ на данные деяния Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а хиротонии новых иерархов были признаны не действительными. В условиях конфликта Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.
После отзыва епископа Варнавы (Прокофьева) из России в конце 1994 г., наметилось некоторое потепление отношений между РПСЦ и РПЦЗ. На Архиерейском соборе РПЦЗ, проходившем декабре 1994 г. в Лесненском монастыре (Франция), состоялось подписание Акта о примирении между Архиерейским Синодом РПЦЗ и ВВЦУ РПСЦ. Согласно условиям примирения ВВЦУ РПСЦ было упразднено, а многие ранее принятые им решения теряли свою силу.
В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул «архиепископа» и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Синоду Русской Зарубежной Церкви. Важным решением Лесненского собора была реорганизация духовного управления в России, на территории которой учреждались епархии Московская, Санкт-Петербургская и Северорусская, Суздальская, Сибирская, Одесская и Южнорусская, Черноморская и Кубанская. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ.
Несмотря на видимое разрешение имевшихся противоречий и казавшуюся свершившимся фактом налаженность в системе административного управления российскими приходами, уже в январе 1995 г. Архиерейское Совещание потряс неожиданный скандал. На этот раз причиной нестроений явилось противостояние между епископом Суздальским Валентином (Русанцовым) и епископом Ишимским Евтихием (Курочкиным). Последний выдвинул в адрес Суздальского епископа ряд обвинений, касавшихся его образа жизни и стиля церковного управления. Более того, епископ Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри Архиерейского Совещания, стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова). Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия.
Реагируя на происходящие события, епископ Суздальский Валентин (Русанцов) предпринял попытку созыва Российского Архиерейского Совещания, целью которого было осуждение решений Архиерейского Синода РПЦЗ. Решением Архиерейского Совещания была возобновлена работа ВВЦУ, которое вскоре было переименовано в Архиерейский Синод Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ). Дальнейшая эволюция раскольнической группировки епископа Валентина проходила в условиях полного разрыва церковных связей с Русской Зарубежной Церковью. Учитывая это, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 г., принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана. Аналогичное решение было принято на Архиерейском Соборе РПЦ МП, проходившем в феврале 1997 г. и лишившем Валентина (Русанцова) всех степеней священства. Любопытной представляется позиция самого Русанцова относительно единовременных соборных решений обеих ветвей Русской Православной Церкви, высказанная им в интервью газете «Свобода слова»: «Корреспондент: Ваше Высокопреосвященство, каково ваше отношение к решению состоявшегося в феврале этого года Архиерейского собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата о лишении вас священного сана? Архиепископ Валентин: Это решение я воспринял как принятое сектантами, в общении с которыми я некогда находился».
В 1998 г. Российская Православная Свободная Церковь была зарегистрирована с новым названием Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ). Данная раскольническая юрисдикция обосновывает легитимность своего существования ссылкой на известный Указ Святейшего патриарха Московского и Всероссийского Тихона (Белавина) № 362 от 7/20 ноября 1920 г.11 Согласно данному Указу, изданному в условиях еще неоконченной Гражданской войны и беспрецедентного в российской истории геноцида по отношению к Православной Церкви, в случае отсутствия возможности для правящего архиерея осуществлять связь с органами высшей церковной власти он может, совместно с архиереями соседних епархий, организовать Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). Такие же действия предполагались и в случае полной ликвидации органов высшей церковной власти. При абсолютной невозможности связаться даже с архиереями соседних епархий архиерей мог принимать на себя всю полноту церковной власти в пределах своей епархии. Заслуживает внимания то обстоятельство, что практически все расколы, возникавшие в Русской Православной Церкви на протяжении ХХ века, неизменно апеллировали к Указу святителя Тихона № 362.
В 2001 г. Синод Русской Православной Автономной Церкви принял решение о возведении архиеписко
па Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий, чем, по мнению раскольников, повышался статус самой организации до митрополичьего округа.
Однако носитель белого клобука не только не увеличил авторитет созданной им юрисдикции, но уже через год привлек внимание общественности к РПАЦ грандиозным скандалом. В феврале 2002 г. в Суздальском городском суде началось слушание по делу митрополита Валентина (Русанцова), который обвинялся в преступлениях сексуального характера с вовлечением в них несовершеннолетних. В частности, ему инкриминировались ст. 132 ч.2; ст. 133 и ст. 151 ч.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривавшие ответственность за «насильственные деяния сексуального характера, неоднократно совершенные в отношении несовершеннолетних», «понуждение к действиям сексуального характера» и вовлечение «несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков».
Именно из числа лиц, некогда совращенных Валентином (Русанцовым), сформировалась наиболее влиятельная и приближенная к главе РПАЦ группировка священнослужителей,. В результате судебного слушания, состоявшегося в 2002 г., митрополит Валентин был приговорен к четырем годам условного заключения и уже в день вынесения приговора подпал под амнистию, в результате чего срок условного осуждения был сокращен до двух лет. Обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская утверждает, что на потерпевших и свидетелей неоднократно оказывалось физическое и психологическое давление, побуждавшее их к отказу от собственных показаний. Весьма примечательно, что в марте 2004 г. решением Суздальского районного суда состоялась отмена судебного решения 2002 г., а с митрополита Валентина была снята судимость.
В настоящее время в юрисдикции РПАЦ пребывает около 100 приходов на территории Российской Федерации, часть из которых не имеет государственной регистрации. Кроме того, имеются приходы в Беларуси, Украине, Грузии, США, Швейцарии, Израиле, Аргентине и Болгарии.

Глава церкви - Митрополит.

Краткая история церкви

Начало юрисдикции было положено в июле 1993, когда Архиепископ Лазарь (окормлявший бывшие катакомбные приходы) и Епископ Валентин (окормлявший приходы, присоединившиеся из РПЦ и зарегистрированные как "Российская Православная Свободная Церковь"), управлявшие приходами РПЦЗ на постсоветском пространстве, были удалены со своих кафедр. После того, как их просьбы пересмотреть решение не были услышаны, в марте 1994 года епископы перешли на автономное самоуправление и рукоположили трех новых иерархов, было создано Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви. Большая часть катакомбников из "викторианской" ветви перешло в состав этой юрисдикции. Зимой 1994 было достигнуто временное примирение с РПЦЗ , а 24 февраля 1995 года Синод РПЦЗ запретил в служение всех 5 епископов, что вновь спровацировало раскол в среде пост-советских приходов РПЦЗ . В июне 1995 Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви было восстановлено, на сей раз его возглавил Архиепископ Валентин, чья епархия в Суздале стала центром новой юрисдикции. В октябре 1998 старое название "Российская Православная Свободная Церковь" при регистрации (по требованию властей) было заменено на "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ). В 2001 году откололась группа по главе с протоиереем Андреем Осетровым , который стал одним из идеологов преследования митрополита Валентина. В 2002 над м.Валентином состоялся судебный процесс, обвинявший его в педофилии (осужден, но впоследствии судимость была снята), который сопровождался активной травлей в СМИ, однако это не повлияло на численность церкви. Только в Суздале РПАЦ имела 19 храмов, еще шесть приходов действовали во Владимирской области, Суздаль является духовным центром церкви.

В состав церкви входит большое число бывших катакомбных приходов (значительное их число осталось на нелегальном положении), а также часть перешедших из РПЦ . Суходольская епархия объединяет верующих в Белоруссии и Украине, 12 приходов объединены в автономную церковь Латвии, в начале 2001 появляются приходы в США, а в 2003 и один приход в Болгарии (впоследствии количество Болгарских приходов увеличивается). В 2004 году американский епископ Григорий (Абу-Ассаль) не подчиняется требованиям Синода объяснить свое поведение и с ним было прервано общение. Григорий создал РПАЦ в Америке . С 2005 по 2008 затягивается формирование новой юрисдикции - Архиерейского совещания РПАЦ , сформировавшейся вокруг о.Григория (Лурье). В 2007 году началась волна церковных гонений. В 2007 году начался судебный процесс, целью которого является отобрать у церкви храмы, пережанные ей в начале 90-ых. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии у Российской Православной Автономной Церкви 13 храмов. К октябрю 2009 года у церкви в Суздале и его окрестностях были конфискованы 14 храмов. В 2010 году суды отняли у церкви еще шесть храмов, располагавшихся во Владимирской области, также в октябре 2010 года трое священников области перешли в Московский Патриархат . В январе 2012 года скончался первоиерарх церкви м.Валентин, а 31 мая 2012 года суд принял решение о передаче мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских Росимуществу, а за невыполнение решения и отказ передавать мощи (что расценивается как административное правонарушение) в отношении м.Феодора начато уголовное преследование, церкви выписываются штрафы. 24 января 2013 года Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отменил предыдущие решения об изъятии мощей, оставив их во владении церкви. Однако 30 августа 2013 года служба судебных приставов во время богослужения вломилась в Иверский синодальный храм и с применением силы попыталась изъять мощи святых, преподобных Евфимия и Евфросинии.

На территории России действуют 55 приходов и некоторое количество катакомбных общин, несколько приходов и общин в Украине и Белоруссии, епархия в Латвии, пять приходов в США (из них три англоязычные).

Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви, Глава

Лазарь (Журбенко) (март - зима 1994)
Валентин (Русанцов) (июнь 1995 - 2001)

Первоиерарх

Валентин (Русанцов), митрополит (2001 - 16 января 2012)
Феодор (Гинеевский), (митрополит c 6 мая 2012), (23 января 2012 -

Епископы:

Феодор (Гинеевский), Архиепископ Борисовский и Санинский (19 марта 1994 - 23 января 2012), Архиепископ Суздальский и Владимирский (23 января 2012 -
Серафим (Зинченко), Архиепископ Сухумский и Абхазский (20 марта 1994 -
Виктор (Контузоров), Архиепископ Даугавпилсский и Латвийский (21 июня 1995 -
Иларион, Епископ Суходольский (1998-2001), еп. Смелянский (2001-
Тимофей (Шаров), Епископ Оренбургский и Курганский (24 ноября 2000 -
Иаков (Антонидиади), Епископ Суходольский (10 февраля 2008 -)
Иринарх (Нончин), Епископ Тульский и Брянский (24 ноября 2002 -
Андрей (Маклаков), епископ Павловский, викарий Суздальский (управляет приходами в США) (21 июня 2006 - 18 июля 2013), архиепископ Павловский и Рокландский (управление приходами в рассеянии) (18 июля 2013 -
Трофим (Тарасов), епископ Симбирский, викарий Суздальский (6 февраля 2011 -
Марк (Рассоха), епископ Арзамасский, викарий Суздальский (8 февраля 2011 - 23 января 2012), епископ Армавирский и Северо-Кавказский (23 января 2012 -

Ранее входившие в церковь епископы:

Валентин (Русанцов), митрополит Суздальский и Владимирский (март 1994 - 16 января 2012)
Антоний (Граббе), Епископ на покое в США (28 августа 2001 - 12 сентября 2005) (скончался)
Геронтий (Рынденко), Епископ Суходольский (6 февраля 2001 - 1 февраля 2008) (скончался)
Антоний (Аристов), Епископ Яранский и Вятский (24 мая 1999 - 1 марта 2009) (скончался)
Александр (Миронов), Епископ Казанский и Марийский (апрель 1995 - ноябрь 1997)
Арсений (Киселев), Епископ Тульский и Брянский (16 апреля 1995 - лето 1996)
Григорий (Абу-Ассаль), Епископ Денверский и Колорадский (2 декабря 2001 - 22 июля 2004) (до 18 октября 2002 - викарный митрополита, с июня 2004 архиепископ)
Севастиан (Жатков), Епископ Челябинский (17 июля 2003 - 17 февраля 2007)
Амвросий (Епифанов), Епископ Хабаровский (26 ноября 2000 - 2004)

Приходы Российской Православной Автономной Церкви

Цареконстантиновского собор (Суздаль)

В апреле 1990 года Цареконстантиновский приход вышел из состава РПЦ и был принят под омофор РПЦЗ. В июне 1995, при окончательном отделении РПАЦ от РПЦЗ Цареконстантиновский храм стал кафедральным собором церкви. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ. 19 августа 2009 года прошла последняя литургия в соборе, а 20 августа храм был передан федеральным властям.
Настоятель митрополит Валентин (Русанцев) (апрель 1990 -?) [до 10 февраля 1991 архимандрит, до 1994 епископ, до 15 марта 2001 архиепископ]
Архиепископ Феодор (Гинеевский) (?-
Служат: иподиакон Андрей Смирнов (2001
протодиакон Сергий Слонов (2001
Феофан (Арескин) (осень 2001 -

Приход святых Новомучеников и Исповедников Российских (Суздаль)

Храм построен в 2000. Настоятель епископ Иринарх (Нончин)

Приход святых безсребренников Космы и Дамиана (Суздаль)

Храм с приделом во имя святых жен-мироносиц был построен в 1725, в 1990 году был передан РПЦз, в июне 1995 вошел в РПАЦ. Община насчитывает около ста постоянных прихожан, а также иногда появляющихся и иногородних. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.
Настоятели:
игумен Николай (Потапкин) (1-ый, 199* -199* скончался)
иеромонах Трофим (Тарасов) (с 14 ноября 2001 игумен) (199*-

Приход св. Антипы (Суздаль)

Храм св.Антипы передан РПАЦ в 1992 году, в 1994-94 годах в ней были проведены большие реставрационные работы. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ, 3 сентября 2009 года церковь была опечатана Федеральной службой судебных приставов.

Успенский храм (Суздаль)

Настоятель иеромонах Александр (Иньков), служит иподиакон Алексий Чесноков, (с 20 апреля 2003 диакон, до 2004). 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.

Кресто-Никольская церковь (Суздаль)

5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ, 3 сентября 2009 года церковь была опечатана Федеральной службой судебных приставов.

Церковь св. Лазаря (Суздаль)

Был передан общине в 1994 году. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ, 3 сентября 2009 года церковь была опечатана Федеральной службой судебных приставов.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (Суздаль)

Был передан общине в 1994 году. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.

Храм свв. Бориса и Глеба (Суздаль)

Храм передан РПАЦ в 2000 году, настоятель протоиерей Алексий Чесноков (2004-

Церковь Явления Божьей Матери (Суздаль)

Храм, настоятель протоиерей Валентин Нончин. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.

Храм во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости" (Суздаль)

5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.

Храм-часовня в честь Святого Благоверного и равноапостольного князя Владимира (на Знаменском кладбище, Суздаль)

Приход святителя Василия Великого (с. Борисовское)

Храм (закрытый после революции) был передан верующим в 1991 году (изначально приходу РПСЦ), на их средства отремонтирован. Около 80 прихожан. Настоятель - протоиерей Аркадий Маковецкий (благочинный Суздальского района), с 1993 года. На 2009 год - Архиепископ Феодор Борисовский и Отрадненский.

Храм св. Георгия Победоносца (с. Крапивье)

Храм, настоятель иерей Валерий Головкин, на 2009 - протоиерей Аркадий Маковецкий

храм преподобного Симеона Столпника (с. Омутское)

игумен Феофан (Арескин) (настоятель) (уп.2005)

Храм Рождества Иоанна Предтечи (с. Павловское)

иеромонах Симон (Корецкий), с 7 июля 2003 игумен; на 2009 настоятель протоиерей Андроник Кондратюк.

Храм Александра Невского (с. Весь)

Настоятель протоиерей Андроник Кондратюк, на 2009 - архимандрит Евфимий (Каракозов)

Храм Чуда Архистратига Михаила в Хонех (с. Ивановское)

Настоятель архимандрит Евфимий (Каракозов)

Храм Св. Георгия Победоносца (с. Крапивье)

игумен Феофан (Арескин) (настоятель) (уп.2009)

Община (с. Санино Петушинского р-на Владимирской обл.)

был храм, захвачен

Приход св. Стефана (с. Кидекш, Владимирская обл.)

Вышел из РПЦЗ в момент образования РПАЦ (июнь 1995) -.
Настоятель протоиерей Андрей Осетров (июнь 1995 - 2 мая 2001).
2 мая 2001 года о.Осетров покинул РПАЦ вместе с приходом и храмом, начал борьбу со своим бывшим первоиерархом (митр.Валентином) (преимущественно в прессе). В течении года остовался независимым священником, а 2 мая 2002 присоединился к РПЦ и был заново рукоположен в священный сан.

Приход во имя Владимирской иконы Божией Матери (Ярославль)

Имеется свой храм. Настоятель протоиерей Николай Кобычев.

Приход во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" (село Трестна, Тверская обл.)

Настоятель иеромонах Сергий (Миронов). В 2004 году присоединился из Алтайской епархии РПЦ. Богослужения проходили в бывшем общественном здании, общине также был передан приходской дом дореволюционной постройки. Весной 2009 года вновь присоединился в РПЦ, перешел в Борисоглебский монасырь (г. Торжок, Тверская епрахия).

Приход св. Иоанна Шанхайского (село Рашкино, Тверская обл.)

Настоятель протоиерей Владимир Аболенцев. Имеется молитвенный дом, община зарегистрирована 13 февраля 1995.

Приход Св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских (Москва)

Приход был создан летом 1993 года, когда из РПЦ в РПЦЗ перешел протоирей Михаил Викторович Ардов. На Головинском клабдище Москвы было куплено здание (ранее зал ритуальных услуг) и переделано в церковь. Приход вышел из РПЦЗ в момент образования РПАЦ (июнь 1995).
протоиерей Михаил Ардов (лето 1993 -
протоиерей Михаил Макеев (- 4 февраля 2004) (в ИПЦ Кипра)
протодиакон Алексий Соколов (из РПЦ МП) (1996- (диакон, уп. 2004)
иеромонах Аркадий Илюшин (200* - ?) (иподиакон; инок с 21 марта 2003, иеродиакон с 22 марта 2003, иеромонах с 23 марта 2003)
священник Роман Павлов (19 января 2002 - 4 февраля 2004) (диакон с 18 января 2002) (В ИПЦ Кипра)
было еще несколько приписных священников
Сайт прихода (рус.)

Приход св. Царевича-Мученика Алексия (Мытищи)

существует с 1993, окормлялся катакомбным священником.
священник Олега Бороденков (диакон с 9 марта 2003, священник с 22 марта 2003 -

Свято-Троицкий монастырь (с. Острово, около Орехово-Зуево, Московская обл.)

Настоятель - архимандрит Антоний
иеромонах Давид, несколько иеродияконов. Серафима, старшая в женской обтители (схимонахиня, с 20 января 2002 игумения).

Приход св. Ксении Петербургской (Новая Купавна, Московская обл.)

Священник Андрей Валевский (март 2002 -
Община присоединилась в марте 2002 из РПЦ. 14 июля 2002 года приход был зарегистрирован. Сразу на частном участке о.Валевского началось строительство храма. Не смотря на попытки властей помешать строительству судебными методами, через шесть лет храм был закончен и 7 июня 2008 года архиепископ Феодор совершил чин великого освящения.

Приход с.п. Великой Княгини Елисаветы (Санкт-Петербург)

Приход присоединился 14 сентября 1999 (вышел из РПЦЗ).
Настоятель иеромонах Григорий (Лурье) (19 сентября 1999 - (Василий Лурье, диакон с 19, священник с 21 сентября 1999, иеромонах Григорий с 13 апреля 2000, с 27 февраля 2005 игумен)
Служил о. Феофан (21 сентября 1999 - осень 2001) (переведн в Суздаль) (Феодосий (Арескин) (иеродиакон с 21 сентября 1999, монах Феофан с 13 апреля 2000), служит иеромонах Даниил (Элькинд) (/присоединился из МП/ 9 февраля 2005 -
Марфа (Сенина), инокиня с 2 июня 2004.
в 1999-2001 служба проходила в домовом храме (иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение"), с 2001 в новопостроенном храме
20 июля 2005 митр. Валентин запретил в служении о. Григория (за пропаганду имяславия), однако о.Григорий не признал этого запрещения и продолжает служить настоятелем прихода (фактически митр.Валентину не подчиняясь, но считая себя действительным клириком РПАЦ).
Сайт прихода (рус.)

Приход во имя иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение" (Санкт-Петербург)

В 1999 году к РПАЦ присоединяется "Центр Православного просвещения", имеющий оборудованный домашний храм во имя иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение". В 1999-2001 в нем служил о.Григорий Лурье, после его перехода в 2001 году в собственный храм, община пригласила служить гатчинского иерея о. Алексея Лебедева, который служит в храме и по ныне. Община (вместе с Гатчинской) насчитывает 40 взрослых человек.

Община св. новопреподобномученицы Марии Гатчинской (Гатчина)

После распада в январе 2001 года общины РПЦЗ св.Александра Невского, осколки прежней общины (посетив Суздаль и, увидев там "зарубежный" дух, присоединившиеся к РПАЦ) зимой 2001 года образовали новую общину - св. Марии Гатчинской. После рукоположения иерея к общине присоединилась группа катакомбников (чад о. Михаила Рождественского), ранее поддерживавших отношения с епископом РПАЦ Серафимом (Зинченко). Помещение для проведения богослужений в Гатчине ищется, а пока они проходят в помещении прихода иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение". Община (обоих приходов) насчитывает 40 взрослых человек. о. Алексий Лебедев, диакон (7-15 апреля 2001), иерей (15 апреля 2001-
монах Филарет (до 21 ноября 2001 - иеродиакон Никон).

Приход Михаила Архангела (Волгоград)

До 2001 существовала малая группа верующих (перешедших из РПЦЗ). 12 июля 2001 в общение был принят из РПЦ о.Виктор Ульянов с группой верующих (которые были изгнаны из своего храма). Активное ядро общины составляет примерно 40 человек. Настоятель о Виктор Ульянов (2001-)
домовой храм

Приход Святых Новомучеников (Волгоград)

Приход зарегистрирован в декабре 2003 года. Настоятель о Вадим Букатин
домовой храм

Приход св. Ольги (Железноводск)

Община перешла под омофор Русской Православной Свободной Церкви (епископа Валентина) в декабре 1992 года. В июне 1995, при окончательном отделении РПАЦ от РПЦЗ, остался под омофором вл.Валентина (РПАЦ).
Настоятель протоиерей Роман Новаковский, служит протоиерей Георгий Новаковский (благочинный Ставропольского округа), протоиерей Анастасий Скальский (диакон в 14 сентября 1994 - 19 августа 1995, иерей в 19 августа 1995 - 2009, переведен в Отрадное).
Община имела самостоятельно построенный храм, который после долгих судебных тяжб был у общины отобран, и в апреле 2006 года богослужения в нем прекратились (на первом молении вне храма, в частном доме, участвовало 76 человек). Ныне молится в переоборудованном чердаке частного дома.

Приход храма св. равноапостольного князя Владимира (с. Курсавка Андроповского района, Ставропольский край)

В июне 1999 о. Андрей Федюнин с частью прихожан Свято-Михайловского храма переходит из РПЦ в РПАЦ. С 2001 года настоятеля пытались выселить из занимаемой квартиры.

Община новосвященномученика Арсения Серпуховского (Серпухов)

4 февраля 2004 община омофор митрополита Епифания, главы ИПЦ Кипра
иеромонах Николай (Пашков) (РПЦМП) (уп.2000 -?)
иерей Роман Павлов, окормлял общину (- 4 февраля 2004)
домовой храм.
входить в состав община из расположенного в 30 км г. Тарусы (Калужской обл.).

Приход св.Пантелеймона (Воткинск, Удмуртия)

Настоятель протоиерей Валерий Ельцов. о. Валерий Ельцов перешел из РПЦ в 1995 со своим храмом св.Пантелеймона. 12 марта 1996 храм захвачен с помощью ОМОНа. О. Валерий окормляет две общины в Воткинске (одна из них располагает храмовым зданием), и в селе Новое в Удмуртии.

Община им. Святой Троицы (с. Ивановка, Оренбургская губ.)

Имеется маленький деревянный храм. Настоятель епископ Тимофей

Община им. Святой Троицы (с. Мочегай, Оренбургская губ.)

Настоятель епископ Тимофей

Приход иконы Казанской Божьей матери (с. Красная горка, Оренбургская губ.)

Настоятель иерей Максим Кораблев. Молитвенная комната находится в сельском клубе, и передана администрацией в аренду священнику РПАЦ на 10 лет.

Община (с.Октябрьское, Оренбургская губ.)

Настоятель Иеромонах Виссарион (Варюхин), присоединился из РПЦ МП в 200* году.

Община св. Иоанна Крестителя (Киров)

Община (г. Курган)

протоиерей Анатолий Манаков. После пожара в здании (2006 год), где служила община о.Анатолий на некоторое время назначен свящ. в Златоуст, продолжает окормлять курганскую общину.

Община Воскресения Христова (с. Кирово, Мишкинского р-на Курганской обл.)

настоятель иерей Серафим Светличный. имеется молитвенный дом.

Община св. Иоанна Крестителя (Армавир, Краснодарский край)

Община в честь Державной иконы Божией Матери (Белореченск, Краснодарский край)

Небольшой кирпичный храм на окраине города. В 2008 община была во имя св.Троицы. Настоятель о. Алексий Горин (- 9 марта 2008), служит иерей Алексий Дронкин, иерей Михаил Долгополов

храм св. равноапостольного Великого князя Владимира (г. Кусавка, Ставропольский край)

о. Андрей Федюнин

Приход Казанской иконы Божией Матери (станица Отрадная, Краснодарский край)

Настоятели: Митрофорный протоиерей Николай Хирный (- 14 ноября 2009), архиепископ Феодор (Гинеевский) (2009 -; помощник настоятеля протоиерей Анастасий Скальский (2009 -
Приход образован в середине 90-ых, присоединившимся из РПЦ протоиереем Николаем. Храм переделан из бывшего жилого дома и освящен 4 ноября 2002 года. Среди прихожан, которых около 200 человек, много представителей казачества, из которого происходят как первый настоятель настоятель, так и архиепископ Феодор.

Приход св. Архангела Михаила (п. Саргазы/Южный Прииск, Челябинская обл.)

Служит еп. Севастинан (Жатков) (24 ноября 2001 - 23 декабря 2001 и 2007 -)
Настоятель о.Прокл (Васильев) (9 декабря 2001 - 1 мая 2007) (до пострига 3 декабря 2003 г. о.Алексей Васильев, игумен с 13 октября 2004)
о. Феодор (Гадельшин) (9 декабря 2001 -) (диакон до 4 декабря 2003)
о.Виталий (Белоносов) (12 февраля 2004 - (дикон до 7 июля 2005)
диакон Евгений Ануфриев (7 июля 2005 -
Фактически приход г.Челябинск (поседок находится в 20 км. о города, и только в нем действует община). Фактически он начал формироваться вокруг о.Алексия Васильева и диакона Феодора, которые начали с 18 июня 2000 года служить на дому (иг.Севастиан в тот момент находился в заключении), и осенью 2000 года перестали поминать патриарха и правящего архиерея, фактически покинув МП (ен служа литургии и причащаясь запасными дарами). 14 марта 2001 года к ним присоединился освобожденный из заключения иг.Севастиан. С 28 октября 2001 г. службы начались в домашнем храме св.Михаила в п.Саргазы. 24 ноября 2001 года в клир РПАЦ был принят иг.Севастиан (вскоре назначенный настоетелем в г.Златоуст), а 9 декабря 2001 о.Алексей и диакон Феодор. Прихожане приезжали на службу на специально нанятом автобусе, финансовое положение прихода было весьма стеснительным. В 2002-2006 община трижды безуспешно пыталась зарегистрироваться. В начале 2007 года община прерывает отношения с м.Валентином. Большим ударом для общины стала гибель в автоаварии игумена Прокла в 2007 году, после его гибели в храме вновь начинает служит вл.Севастиан. Приход насчитывает пару сотен верующих.

Община св. вмч. Георгия (Златоуст, Челябинская обл.)

Севастинан (Жатков) (настоятель) (из РПЦМП) (3 декабря 2001 - 29 января 2007 -) (игумен; архимандрит с 26 октября 2002, епископ с 17 июля 2003)
Митрофан (Кошевой), инок, с 6 июля 2003 иеродиакон, с 18 июля 2003 иеромонах, позже пострижен в мантию с им.Кирилл (позже ушел в мир и бросил монашество).
о. Олег Амелин (2006 - 29 января 2007 - августа 2009)
о. Сергий Сидоревич (диакон в 2001-2007 годах; в 2002 на некоторое время уходил к грекам-старостильникам) (21 июля 2007 - .
3 декабря 2001 года большая часть прихожан храма св,Георгия (который был оформлен на его ктитора Ю.Никитина и в свое время духовно окормлялся иг.Севастианом) переходит из Московской патриархии в РПАЦ, рпи этом общине удается сохранить храм. Также перешел и диакон Сергий. 23 декабря 2001 служится первая литургия. В 2006 году начинается конфликт еп.Севастиана с центром в Суздале. Вскоре в Златоуст переводится служит о.Анатолий Манаков, у которого также начинается конфликт с еп.Севастианом. В итоге еп.Севастин запрещает в служении о.Анатолия, а сам еп.Севастиан (принявший в сущем сане из МП о.Олега) запрещен Архиерейским Синодом РПАЦ. ОБщина раскалывается на две части - верная Суздалю во главе с о.Анатолием (4 семьи; для них вскоре иереем рукополагается о.Сергий, т.к. о.Анатолий хоть и бывает в Златоусте периодически, но не живет там постоянно) и верную еп. Севастиану (с храмом Ю.Н.Никитина и о.Олегом, несколько десятков верных, на Боговяление а за святой водой приходят несколько сотен человек). Весной 2009 года собственник храма Ю.Никитин и о.Олег вышли из подчинения еп.Севастиану и безуспешно пытались воссоединится с Архиерейским Синодом в Суздале. Потерпев неудачу, в августе 2009 владелец храма Никитин вместе с семьей и храмом присоединяется к Синоду вл.Диомида (принимает их иеромонах Спиридон), о.Олег остается без паствы и священоначалия.

Община (Екатеринбург)

Небольшая группа верующих, не образующая прихода, которую окормляет еп. Севастинан (Жатков)

Община (Пермь)

Небольшая группа верующих, не образующая прихода, которую окормляет еп. Севастинан (Жатков)

Приход (с. Богородицкое, Пермская обл.)

Настоятель о. Василий Шишкин, в 2003 году перешел из РПЦ (до этого 9 лет служил в этом же селе), оборудовал домовой храм в своем доме.

Община св. апп. Петра и Павла (с. Ельцовка Алтайского края)

Община Иверской иконы Божией Матери (г. Хабаровск)

Настоятель протоиерей Николай Спижевой (в январе 2007 присоединился к РПСЦ). Служат протоиерей Димитрий Горбунов и иерей Евгений Савин. Имеется храм.

Приход св. Николая (пос. Красная речка Хабаровского р-на)

Приход Албазинской иконы Божией Матери (с. Бычиха Хабаровского р-на Хабаровского края)

Приход Покрова Пресвятой Богородицы (пос. Тельмана Еврейской автономной обл.)

Община в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (Якутск)

Приход Воскресения Господня (Улан-Удэ)

В 2000 году из РПЦ со скандалом (обвинил благочинного в безнравственном поведении и был уволен за штат) переходит о. Геннадий, один из самых уважаемых священников Улан-Удэ, его чада в основном русская интеллигенция. Настоятель - протоиерей Геннадий Комаров (2000 -

Приход св. Геннадия Новгородского (г. Николаевск-на-Амуре)

Храм святых апостолов Петра и Павла. Синодального подворья РПАЦ (с. Советка Неклиновского района Ростовской области)

Настоятель игумен Артемий (Смитченко)
Имеется храм, роспись сводов которого завершена в 2009 году, рядом строится церковный дом.

Приход Рождества Пресвятой Богородицы (с. Лазовичи, Суражского района Брянской области)

Настоятель о.Виктор Земляков (2004 -
Приход располагает храмом, обустроенном в помещении бывшего магазина. Насчитыавет около 30 человек.. Служит о.Виталий Павлюченко (3 декабря 2006 - (диакон 2-3 декабря 2006). Официально приход зарегистрирован только в феврале 2009.

Приход Введения во храм Божией Матери (с. Далисичи, Суражского района Брянской области)

Настоятель о.Михаил Дударев (2004 -
Под храм общиной было переустроено деревянное здание бывшего сельсовета. Община насчитывает около 50 человек.

Приход храма св.Илии (г. Трубчевск, Брянской области)

Община, восстановившая храм св.Илии, в конце 1991 года вместе с настоятелем вышла из состава Московской патриархии. В 1995 году община осталась под омофором митрополита Валентина. С самого начала власти пытались отобрать храм у общины (попытки эти практически завершились удачей в 2007 году, храм даже временно был опечатан и его собирались выставить на торги), Настоятель о.Владимир Ковтун
Служит о.Александр Товкало (до 4 декабря 2006 - диакон), диакон Виктор Чвиков (4 декабря 2006-.

Приход в честь Калужской иконы Божией Матери (г. Локоть, Брянской области)

Каменный храм, выстроенный диаконом Виктором Чвиковым

Приход (с. Десятуха, Брянской области)

Настоятель о. Владимир Гуляев
Местные власти передали полуразрушенный и закрытый храм. 7 апреля 2008 года храм был передан Брянской епархии РПЦ МП.

Священники
В Брянской области в конце 2004 из РПЦ МП перешли священники Михаил Дударев, Виктор Земляков,в феврале 2005 присоединился иеромонах Олег (Елисеев) (из Свято-Успенского Свенского мужского монастыря), втроем они окормляют 6 общин.
Иоанн Мамалыга, (РПЦМП), с 28 октября 2003 диакон, с 30 октября 2003 священник
Иеромонах Даниил (Элькинд), (РПЦМП), 9 февраля 2005 (ранее в Нижнем Новгороде)

Украина

Храм во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" (г. Смелы)

епископ Иларион (настоятель)

Собор во имя св. блаженной Ксении Петербургской (г. Суходол)

Кроме Собора в Суходоле имеются еще три часовни, на территории храма выстроена часовня Живоносного Источника с водосвятной чашей, баптистерий и корпус для монашествующих.
Настоятель епископ Геронтий (-1 февраля 2008), Иаков (Антонидиади/Антонов), (архимандрит до 10 февраля 2008)
иеромонах Вонифатий (1995 - (с 26 июня 2005 игумен) иерей Александр Селихов (26 июня 2005-

Свято-Владимирский храм (Даугавпилс)

Виктор, Архиепископ Даугавпилсский и Латвийский

США и Болгария

Храм св. Николая (Элмвуд, штат Нью-Джерси, США) (24 декабря 2001 -

протоиерей Владимир Шишков (24 декабря 2001 - 2005)
Епископ Павловский, Андрей (Маклаков) (Протоиерей Михаил Маклаков с 2 декабря 2003 - 15 февраля 2004; 15 февраля 2004 пострижен в монашество; до 21 июня 2006 игумен)

Храм святого апостола Андрея Первозванного (Фридериксбург, штат Вирджиния, США)

священник Фотий Розеборо (2004 -. Служба проходит на английском языке.

Приход св.Петра Алеута (Абита Спрингс, штат Луизиана, США).

Приход св.Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Бруклин, штат Нью-Йорк, США)

священник Сергий Сержанов (принят из РПЦЗ(Агафангела) в марте 2008 -

Приход Покрова Богородицы (Мэдисон, штат Теннеси, США)

священник Джон Махан. Служба на английском.

Приход Христа Спасителя (Форт Уэйн, штат Индиана, США)

священник Исаак Хенке. Служба на английском.

Приход Св. Софии (Хобарт, штат Индиана, США)

Монастырь св. Варвары (Нью-Джерси)

архимандрит Ефрем (Бертолетте)

община (Елин Пелин, Болгария)

Приход Св. Архангела Михаила (Баньореджио Витербо, Италия)

Храм находится во дворе дома настоятеля в гаражном помещении. Настоятель - протоиерей Амвросий Чётта (рукоположен священником в 2004 в "Миланском синоде"), община насчитывает 10-15 человек. Приход был официально принят в общение 9 января 2009 года.

Бывшие приходы и общины РПАЦ::

Приход святителя Василия Рязанского (Рязань)

приход присоединился в начале 2001 из РПЦЗ. В 2002 году верешел в Московский патриархат.
священник Сергий Евчик (РПЦЗ) (10 апреля 2001 - 2002)
Храм в честь Богоявления.


иеродиакон Дамиан (Акимов), 15 ноября 2001 монах, 18 ноября 2001 - иеромонах, община в Крыму (затем независим, ПРЦ, АПЦ и т.п.).

Миссия в Аргентине (Приход в честь Владимирской иконы Божией Матери) (2004 - 2011)

священник Силуан Диньяк (22 февраля 2005 - 22 июня 2011). Священник с приходом в 2011 году перешел в юрисдикцию РИПЦ .

Свято-Успенский скит и приход (Буэна-Виста, штат Колорадо, США) (начало 2001 - 22 июля 2004)

епископ Григорий (Абу-Ассаль) (начало 2001 - 22 июля 2004) (до 2 декабря 2001 архимандрит)
архимандрит Георгий - 22 июля 2004)
архидиакон Петр - 22 июля 2004)

Свято-Васильевского (св. Василия Кинешемского) храм (Колорадо-Спрингс, штат Колорадо)

протоиерей Дионисий МакГауэн (2004 - август 2005) диакон Николай Станошек (диакон с 27 июня 2004 -2 мая 2007). В сентябре 2005 настоятель был запрещен в служении за отказ поминать митрополита Валентина, продолжала сщуествовать и помянала за богослужением архиепископа РПАЦ Антония Яранского и Вятского

приход Христа Спасителя (Кардвелл, штат Монтана)

Приход перешел из синода Каллиника 6 сентября 2002
Священник Савва Росс (грек.старост-Каллиник) (6 сентября 2002 - август 2005)

церковь св. Василия Кинешемского (Стаунтон. штат Вирджиния, США) (2001 - ?)

в какой-то момент все клирики служат в других храмах, община переехала в Колорадо-Спрингс?
священник Дионисий МакГауэн (рукоположен) (август 2001 - август 2005)
диакон Павел Каламирас, с 24 февраля 2002 - протодиакон
Фотий Розеборо (диакон с 2 марта 2003 - , священник с 27 июня 2004 - 2004)
Николай Станошек. диакон. (- 2 мая 2007)
храм свт. Николая

приход св. Афанасия Великого (Сан-Ангело)

Приход был принят в состав РПАЦ (члены общины приняты разными чинами - кто через миропомазание, кто через крещение). Настоятель о. Илия Грир. На 2009 в РПАЦ уже не входил.

Община преподобного Серафима Саровского (Коста-Меса, потом Руннинг-Спрингс штат Калифорния, США)

до 15 сентября 2002 - Миссия преподобного Максима Исповедника
о. Михаилом Фреско (15 октября 2001 - (просто в калифорнии?)
о. Иоанн (Джон) Р. Клайпул (8 мая 2002 - (диакон с 8 мая 2002, священник с 15 сентября 2002) (умер?). На 2009 в РПАЦ уже не входил.

Храм Воскресения Христова (Вустер, Масачуссетс)

Приход перешел из РПЦЗ(В)
протопресвитер Виктора Мелехов (8 июня 2004 - 26 июля 2005)
священник Михаил Марциновский (8 июня 2004 - 26 июля 2005). Община продолжала сщуествовать и помянала за богослужением архиепископа РПАЦ Антония Яранского и Вятского

Храм св. праведного Иоанна Русского (Ипсвич, Масачуссетс)

Приход перешел из РПЦЗ(В)
протоиерей Спиридон Шнайдер (8 июня 2004 - 26 июля 2005)
иерей Христофор Джонсон (8 июня 2004 - 26 июля 2005)

Православная миссия РПАЦ на Гаити

храм Всех Святых (София, Болгария)

Приход перешел из синода Киприана (еп. Фотий) 9 марта 2003, 8 человек, через крещение. 22 июля 2004 большая часть прихода ушла с Абу-Ассалем
Священник Людмил Петров (диакон с 19 апреля 2003, священник с 20 апреля 2003 - 22 июля 2004)
Иоанн Латковский (священник с 19 декабря 2003 - 22 июля 2004)
Радослав Иванов (ИПЦГ Киприана) (священник с 21 декабря 2003 - - октябрь 2005) (в каллиникский синод)
Мариан Ангелов (диакон с 26 июня 2004 - 22 июля 2004)

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Силистра, Болгария)

Приход перешел из синода Каллиника 22 декабря 2003
Священник Роман Константинов (22 декабря 2003 - 22 июля 2004)

Храм Св. Первомученика Стефана (Разград, Болгария)

Приход перешел из синода Каллиника 22 декабря 2003, в октябре 2005 перешли в каллиникский синод
Священник Стефан Василев (22 декабря 2003 - октябрь 2005)

Приход св.Архистратига Михаила (гилфорд, Великобритания)

Миссионерский приход под Лондоном создан в 1973 году и широко известен благодаря тому, что неформально его возглавляет чтец и церковный историк Владимир Мосс. В 1975 году приход присоединяется из Московской патриархии к РПЦЗ (1975-1978 и 1995-1998), после чего не раз менял юрисдикцию (наверное самый "летающий" приход в истории православия; вследствие этого он то и дело не имел священника и богослужение проводилось мирским чином). С 1998 по конец 2002 года приход входил в состав РПАЦ, где для него был рукоположен нынешний настоятель. Принадлежал к "хризостомовскому" Синоду (1985-1989, 1990-1994 и с мая 2003-), "матфеевскому" Синоду (1978-1985), "секачествой" ветви ИПЦ (1989-1990), в 1994-1998 и первые пять месяцев 2003 - самостоятелен. Богослужения проводятся в кладбищенской церкви. Настоятель: иеромонах Августин (Лим) (китаец по национальности) (в 21 ноября 2000 - 7 марта 2001 - священник Павел Лим) (7 марта 2001-

Монастыри:

Ризоположенский женский монастырь (Суздаль)

Схиигумения Евфимия
Монахиня Прискилла
Монахиня Параскева
Монахиня Еввула
Монахиня Анастасия
Монахиня Матрона
Монахиня Феофания
Инокиня Капитолина
Инокиня Евдокия
Инокиня Глафира
Инокиня Людмила
Послушница Мария
Послушница Елена
Послушница Галина
монахиня София (Морозова) (-2001)
монахиня Мария (-2001)
монахиня Евфросиния (-2001)

Публикацией данной статьи мы продолжаем изложение истории псевдоцерковных раскольнических образований, возникавших в Православной Церкви на протяжении ХХ столетия. Среди многочисленных схизматических группировок, получивших свое бытие в 1990-е годы, пожалуй, наиболее скандальную известность приобрела так называемая Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ).
Предпосылкой к возникновению раскольнической Российской Православной Автономной Церкви можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) так называемого «Положения о свободных приходах». Данное Положение явилось официальным провозглашением нового курса внешней политики Русской Зарубежной Церкви, направленного на учреждение параллельных церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР. Активизация деятельности РПЦЗ по «возвращению на родину» была во многом обусловлена ослаблением давления на религиозные организации в уже агонизировавшем советском государстве. Решение же о создании новых церковных структур, параллельных канонической Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП), объясняется, в первую очередь, психологическим фактором. Культивировавшееся в Русском Зарубежье на протяжении нескольких десятилетий резкое неприятие церковной политики, осуществлявшейся Московской Патриархией в условиях тоталитарного государства, имело свою инерцию и в гораздо более позднее время. Отчасти такие настроения сохранились и в настоящее время, свидетельством чему служит отказ определенной части бывших священнослужителей и мирян Русской Зарубежной Церкви признать законность подписанного в мае 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ.
Весной 1990 г., сразу же после опубликования Положения, в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом перешел архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля. Побуждающей причиной его поступка явилось своеволие, приведшее к конфликту с правящим архиереем, каковым в то время являлся архиепископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) Валентин (Мищук). Принятие архимандрита Валентина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви получило широкий общественный резонанс и послужило примером для нескольких десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и др.). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России.
В феврале 1991 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа Суздальского и Владимирского. В том же 1991 году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как епархия Российской Православной Свободной Церкви.
Последовательное увеличение активности РПЦЗ в процессе расширения Российской Православной Свободной Церкви привело к тому, что в 1992 г. с целью организации в Москве Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви в Россию был направлен епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Однако деятельность епископа Варнавы оказалась весьма скандальной, что напрямую связано с его активной поддержкой профашистского Национально-патриотического фронта «Память», готовностью признать каноничность раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и со стремлением всецелого подчинения РПСЦ собственной власти. Вышеперечисленные злоупотребления, а также честолюбивые претензии на лидерство, побудили епископа Валентина (Русанцова) вступить в открытый конфликт с главой Синодального Подворья. В ответ на острую критику епископ Варнава убедил Архиерейский Синод РПЦЗ вывести епископа Валентина за штат без права управления епархией. Последний не пожелал признать закулисной победы епископа Варнавы и на Суздальском епархиальном съезде, проходившем в 1993 г., заявил о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви при сохранении с ней евхаристического общения. Новым шагом к дистанцированию Российской Православной Свободной Церкви от РПЦЗ стало решение IV съезда духовенства и мирян РПСЦ, проходившего в марте 1994 г. и провозгласившего образование Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви (ВВЦУ РПСЦ) . ВВЦУ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Тамбовский и Моршанский Лазарь (Журбенко), происходивший из среды Российской Катакомбной Церкви, а в 1982 г. вошедший в юрисдикцию РПЦЗ и тайно рукоположенный во епископа приезжавшим в СССР в качестве туриста епископом Каннским Варнавой (Прокофьевым) . Заместителем Председателя ВВЦУ РПСЦ стал епископ Валентин (Русанцов), возведенный в сан архиепископа. Пожалуй, самым скандальным деянием ВВЦУ было рукоположение новых архиереев, в число которых вошли епископ Одесский Агафангел (Пашковский), епископ Борисовский Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии, и епископ Сухумский Серафим (Зинченко), викарий Суздальской епархии. В ответ на данные деяния Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а хиротонии новых иерархов не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.
После отзыва епископа Варнавы (Прокофьева) из России, произошедшего в конце 1994 г., наметилось некоторое потепление отношений между РПСЦ и РПЦЗ. На Архиерейском соборе РПЦЗ, проходившем декабре 1994 г. в Лесненском монастыре (Франция), состоялось подписание Акта о примирении между Архиерейским Синодом РПЦЗ и ВВЦУ РПСЦ. Согласно условиям примирения ВВЦУ РПСЦ было упразднено, а многие ранее принятые им решения теряли свою силу. В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул «архиепископа» и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Синоду Русской Зарубежной Церкви. Весьма важным решением Лесненского собора была реорганизация духовного управления в России, на территории которой учреждались епархии Московская, Санкт-Петербургская и Северорусская, Суздальская, Сибирская, Одесская и Южнорусская, Черноморская и Кубанская. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ.
Несмотря на видимое разрешение имевшихся противоречий и казавшуюся свершившимся фактом налаженность в системе административного управления российскими приходами, уже в январе 1995 г. Архиерейское Совещание потряс неожиданный скандал. На этот раз причиной нестроений явилось противостояние между епископом Суздальским Валентином (Русанцовым) и епископом Ишимским Евтихием (Курочкиным). Последний выдвинул в адрес Суздальского епископа ряд обвинений, касавшихся его образа жизни и стиля церковного управления. Более того, епископ Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри Архиерейского Совещания, стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова). Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия. Кроме того, к российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие, в результате чего для признания их архиерейского достоинства оказалось недостаточным принесение присяги Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви. Для удостоверения в благонадежности данных иерархов им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский), который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул «епископ Симферопольский и Крымский». Однако, несмотря на это, опасения епископа Евтихия оказались отнюдь не беспочвенными. В мае 2007 г., когда состоялось подписание Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ, епископ Агафангел (Пашковский) категорически отказался принять участие в процессе объединения разрозненных частей Русской Православной Церкви и создал собственное Временное Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ), тем самым продолжив свою раскольническую и антицерковную деятельность. Архиепископ Лазарь (Журбенко) спустя короткое время также был принят в юрисдикцию РПЦЗ через покаяние. Однако уже в 2001 г. он отделился от Русской Зарубежной Церкви и провозгласил новую раскольническую юрисдикцию, именуемую «Русской Истинно-Православной Церковью».
Реагируя на происходящие события, епископ Суздальский Валентин (Русанцов) предпринял попытку созыва Российского Архиерейского Совещания, целью которого было осуждение решений Архиерейского Синода РПЦЗ. Однако из числа российских иерархов Русской Зарубежной Церкви его поддержали только епископ Борисовский Феодор (Гинеевский) и епископ Сухумский Серафим (Зинченко). Решением Архиерейского Совещания была возобновлена работа ВВЦУ, которое вскоре было переименовано в Архиерейский Синод Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ). Дальнейшая эволюция раскольнической группировки епископа Валентина проходила в условиях полного разрыва церковных связей с Русской Зарубежной Церковью. Учитывая это, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 г., принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана. Аналогичное решение было принято на Архиерейском Соборе РПЦ МП, проходившем в феврале 1997 г. и лишившем Валентина (Русанцова) всех степеней священства. Весьма любопытной представляется позиция самого Первоиерарха РПАЦ относительно практически единовременных соборных решений обеих ветвей Русской Православной Церкви, высказанная им в интервью газете «Свобода слова»: «Корреспондент: Ваше Высокопреосвященство, каково ваше отношение к решению состоявшегося в феврале этого года Архиерейского собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата о лишении вас священного сана? Архиепископ Валентин: Это решение я воспринял как принятое сектантами, в общении с которыми я некогда находился» . Безусловно, комментарии к столь абсурдному высказыванию были бы излишни…
В 1998 г. Российская Православная Свободная Церковь была зарегистрирована с новым названием Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ). Данная раскольническая юрисдикция обосновывает легитимность своего существования ссылкой на известный Указ Святейшего патриарха Московского и Всероссийского Тихона (Белавина) № 362 от 7/20 ноября 1920 г. Согласно данному Указу, изданному в условиях еще неоконченной Гражданской войны и беспрецедентного в российской истории геноцида по отношению к Православной Церкви, в случае отсутствия возможности для правящего архиерея осуществлять связь с органами высшей церковной власти он может, совместно с архиереями соседних епархий, организовать Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). Такие же действия предполагались и в случае полной ликвидации органов высшей церковной власти. При абсолютной невозможности связаться даже с архиереями соседних епархий архиерей мог принимать на себя всю полноту церковной власти в пределах своей епархии. Заслуживает внимания то обстоятельство, что практически все расколы, возникавшие в Русской Православной Церкви на протяжении ХХ века, неизменно апеллировали к Указу святителя Тихона № 362. Практически в каждом случае возникновения церковного разделения ставилось под сомнение каноническое достоинство органов высшей церковной власти Русской Православной Церкви и на этом основании провозглашалась новая раскольническая структура, легитимность которой якобы имеет свои основания в Указе № 362. Полная абсурдность такого рода апологий является самоочевидной. Святитель Тихон в упоминавшемся выше Постановлении оговаривает обстоятельства внешнего характера, сложившимися во вполне конкретной исторической обстановке, когда связь между епархиями и церковным центром могла быть разорвана линией фронта или большевистскими репрессиями против духовенства. Указ № 362 абсолютно не оговаривает (да это и вовсе невозможно!) допустимость оскандалившимся и находящимся под церковным прещением клирикам и иерархам создавать некие независимые от церковного центра сообщества. Святитель Тихон (Белавин) вошел в историю Русской Православной Церкви как поборник церковного единства, а не как апологет схизм и разделений.
Необходимость формирования независимой псевдоцерковной структуры, претендующей на правопреемство от дореволюционной Православной Российской Церкви, побудили руководство РПАЦ к проведению целого ряда архиерейских хиротоний. В 2001 г. Синод Русской Православной Автономной Церкви принял решение о возведении архиепископа Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий, чем, по мнению раскольников, повышался статус самой схизматической организации до митрополичьего округа. Однако носитель белого клобука не только не увеличил авторитет созданной им юоисдикции, но уже через год привлек внимание общественности к РПАЦ грандиозным скандалом. В феврале 2002 г. в Суздальском городском суде началось слушание по делу митрополита Валентина (Русанцова), который обвинялся в преступлениях сексуального характера с вовлечением в них несовершеннолетних. В частности, ему инкриминировались ст. 132 ч.2; ст. 133 и ст. 151 ч.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривавшие ответственность за «насильственные деяния сексуального характера, неоднократно совершенные в отношении несовершеннолетних», «понуждение к действиям сексуального характера» и вовлечение «несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков». Весьма важно отметить, что материалы следствия формировались не только за счет показаний самих несовершеннолетних, но и благодаря информации, в избытке предоставленной бывшим секретарем Синода РПАЦ протоиереем Андреем Осетровым. Сенсационность происходившего была обусловлена не только тем, что на скамье подсудимых оказался священнослужитель с весьма представительным титулом. Судебному заседанию по делу митрополита Валентина придавало дополнительный общественный резонанс еще и то обстоятельство, что Первоиерарх РПАЦ представлял собой достаточно заметную и влиятельную фигуру в Суздале, являясь почетным гражданином города и депутатом Суздальского совета народных депутатов. Широкую огласку дело Валентина (Русанцова) приобрело во многом благодаря пристальному вниманию прессы. В многочисленных газетных публикациях и телевизионных репортажах на каналах «ТВ Центр» и НТВ сообщались шокирующие материалы журналистских расследований. Например, обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская в своей статье «В ПОСТЕЛИ С МИТРОПОЛИТОМ» предала огласке многочисленные факты личной жизни человека, именующего себя Первоиерархом Российской Православной Автономной Церкви и митрополитом Суздальским. Согласно утверждениям журналистки, Валентин (Русанцов) на протяжении всей своей жизни практиковал гомосексуальные отношения, регулярно втягивая в них несовершеннолетних.


Митрополит Валентин (Русанцов) в сослужении иерархов РПАЦ.

Именно из числа лиц, некогда совращенных Валентином (Русанцовым), сформировалась наиболее влиятельная и приближенная к главе РПАЦ группировка священнослужителей, в которую входят архиепископ Борисовский и Отрадненский Феодор (Гинеевский), епископ Тульский и Брянский Иринарх (Нончин), архимандрит Евфимий (Каракозов) и некоторые другие лица. Кроме того, Лариса Кислинская описывает множество случаев совращения подростков людьми, стоящими у власти в Российской Православной Автономной Церкви. В результате судебного слушания, состоявшегося в 2002 г., митрополит Валентин был приговорен к четырем годам условного заключения и уже в день вынесения приговора подпал под амнистию, в результате чего срок условного осуждения был сокращен до двух лет. Обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская утверждает, что на потерпевших и свидетелей неоднократно оказывалось физическое и психологическое давление, побуждавшее их к отказу от собственных показаний. Весьма примечательно, что в марте 2004 г. решением Суздальского районного суда состоялась отмена судебного решения 2002 г., а с митрополита Валентина была снята судимость.
В настоящее время в юрисдикции РПАЦ пребывает около 100 приходов на территории Российской Федерации, часть из которых не имеет государственной регистрации. Кроме того, имеются приходы в Беларуси, Украине, Грузии, США, Швейцарии, Израиле, Аргентине и Болгарии.
Подготовка будущих священнослужителей РПАЦ проходит на Богословско-пастырских курсах, созданных в 2001 г. при Суздальском Епархиальном управлении.
Официальным органом Российской Православной Автономной Церкви является журнал «Суздальские Епархиальные Ведомости».


По состоянию на 2008 г. епископат Русской Православной Автономной Церкви состоял из следующих иерархов:
1. Валентин (Русанцов), митрополит Суздальский и Владимирский, Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви;
2. Феодор (Гинеевский), архиепископ Борисовский и Отрадненский;
3. Серафим (Зинченко), архиепископ Сухумский и Абхазский;
4. Виктор (Контузоров), архиепископ Даугавпилсский и Латвийский;
5. Антоний, архиепископ Яранский и Вятский;
6. Иларион, архиепископ Смелянский;
7. Тимофей (Шаров), епископ Оренбургский и Курганский;
8. Амвросий (Епифанов), епископ Хабаровский;
9. Иринарх (Нончин), епископ Тульский и Брянский;
10. Андрей (Маклаков), епископ Павловский;
11. Иаков, епископ Суходольский.

Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви митрополит Суздальский и Владимирский Валентин (в миру Русанцов Анатолий Петрович) родился в 1939 г. В ранней юности познакомился с известным камчатским миссионером митрополитом Нестором (Анисимовым). В монашество был пострижен в 1958 г. в Виленском Свято-Духовом мужском монастыре. Во иеродиакона и иеромонаха рукоположен в 1960 г. Заочно окончил исторический факультет Дагестанского университета (1970 г.), Московскую Духовную Семинарию (1973 г.) и Московскую Духовную Академию (1979 г.). В 1973 г. направлен на служение в Суздаль. В апреле 1990 г. вышел из юрисдикции РПЦ МП и присоединился к РПЦЗ. 4 октября 1990 г. назначен Экзархом РПЦЗ в СССР. Во епископа Суздальского и Владимирского рукоположен 10 февраля 1991 г. По причине затяжного конфликта в 1995 г. окончательно разорвал отношения с Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1996 г. наделен титулом архиепископа, в 2001 г. титулом митрополита и Первоиерарха РПАЦ. В 1996 г. лишен священного сана Архиерейским Собором РПЦЗ, а в 1997 г. решением Архиерейского Собора РПЦ МП отлучен от Церкви. В 2001 г. Синодом РПАЦ возведен в сан митрополита.