История строительства спасской церкви в минусинске. Спасский собор в минусинске Первая деревянная церковь спасская город минусинск

К построенным в 1801-1803 гг. в стиле сибирского барокко восьмерику на четверике главного объема с пятигранной апсидой, трапезной и колокольне в конце XIX в. добавилась одноэтажная пристройка с трех сторон колокольни. В 1930-е годы закрыт, в 1937 г. с собора сняты колокола, с 1938 г. - зерносклад. С 1943 г. богослужения возобновлены.



Нынешний архитектурный облик собора сложился в первой половине XIX века, когда были выполнены основные строительные работы. В это время сам Минусинск был селом. 21 декабря 1779 года Варлаам, Епископ Тобольский и Сибирский, разрешил заложить деревянную церковь, которая была освящена в 1781 году. 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь вместо деревянной. Неизвестен ни автор проекта, ни главный строитель церкви. Основные средства на строительство передал Иван Тимофеевич Масленников (купец 3 гильдии). Известно и имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом, предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов), ставший первым каменным домом села Минусинского. Это местный крестьянин Федот Кузьмич Самков. В 1813 году строительство было закончено. Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 года.

Вначале Спасская церковь числилась сельской, с открытием города (1823 г.) - городской. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. Церковь венчали 5 главок, покрытых медью, с позолоченными железными крестами. Жестяная крыша выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 57 пудов (912 кг).

В 1853 году на средства купца Масленникова (более 11 тысяч рублей серебром) пристроили с левой стороны придел в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года переименована в Соборную. В 1855 году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн. Красноярский архитектор В.А.Соколовский в 1902-1904 годы перестраивает собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены симметрично относительно оси из четырех крестов - над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку.

В начале 1930-х годов служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 году были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.

В 1943 году собору возвращены ценности, восстановилась церковная православная община, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в городе. В 1989 году на звонницу собора подняли 8 колоколов весом от 45 до 320 кг.



Приход Минусинского Спасского собора имеет начало с 1779 г., этом году 21 декабря Варлаам, епископ Тобольский и Сибирский, грамотой своей разрешает заложить деревянную церковь в деревне Минусинской, а в 1780 г. 29 сентября грамотой своей разрешить освятить новый деревянный храм. По надписи на грамоте видно, что церковь эта освящена соборной 16 января 1781 г. Был ли причт у этой церкви из документов не видно.

В 1801 г. прихожане Минусинского села Спасской церкви возбуждают ходатайство о постройке вместо деревянной ветхой церкви — каменной церкви, и епископ Варлаам грамотой своей от 6 мая 1801 г. благословляет протоиерею Алексееву в Минусинском селе вместо ветхой деревянной заложить вновь каменную церковь во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Из клировых ведомостей за 1841 г. видно, что каменная церковь построена в 1813 г.

До переименования Минусинска в город церковь значилась сельской, с открытием города до 1858 г. числилась городской, а в 1858 г. 17 сентября переименована в соборную церковь города Минусинска. Название Минусинска произошло по рассказам татар от следующего события: «два брата из народа, населявшего край в древние времена (чуди), вступили в спор из-за земли, расположенной около речки, и вскрикнули при этом «мин уса, мин уса» - по чудски это должно значить - моя доля.

В приходе 3 каменных церкви: Спасский собор трехпрестольный, первоначально он был заложен двухпрестольным, но в 1853 г. купец Масленников с благословления епископа Афанасия пристроил с левой стороны придел в честь св. Николая, архиепископа Мирликийского. В 1904 г. собор был перестроен. Боковые алтари были убраны, стены подняты в вышину и продолжены в длину до главного алтаря так, что в настоящее время все три алтаря поставлены в ряд и храм стал в два или три раза вместительнее прежнего; церковь, приписанная к собору, Сретенская, на городском кладбище, однопрестольная. Построена в 1864 -1866 гг. на завещанный капитал купцом Масленниковым, с добавлением средств купцом Артемьевым. Утварью собор и церковь достаточны; церковь в деревне Мало-Минусинской, однопрестольная в честь Казанской Божией Матери. Построена она на средства крестьян этой деревни и на пожертвования жителей других селений, постройка окончена в 1914 году. Иконостаса и колокольни еще нет, и утвари церковной еще мало.

Библиотека церковная есть и довольно большая. Благочиннической библиотеки в районе нет. В приходе Спасского собора одна деревня Мало-Минусинская, но ее больше называют Самодуровка. Заселили эту деревню 45-50 лет назад переселенцы по большей части из Самарской губернии. От города деревня находится в 4 верстах, сообщение удобное.

В приходе есть двухклассная церковно-приходская школа почти на 200 учащихся. При соборе есть церковно-приходское попечительство.

По штату положено причта при соборе: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика, содержание получают за требоисправления, жалованья ни от казны, ни от прихожан нет. Общий доход на весь причт 5700 руб. в год. Дома для причта церковные, удобные. Для протоиерея отдельный дом, для священника и диакона один дом.

Церковных капиталов 1755 руб. 86 коп., причтовых 4700 руб. 86 коп. Всего населения в приходе 4264 души, из них мужчин 2124 души, женщин 2140 душ. Кроме православного населения в границах прихода есть 220 иноверцев, 8 баптистов. Занятия прихожан разнообразны: много шубников, пимокатов, кожевников, но большинство мещан занимается хлебопашеством и мелкой торговлей в базарные дни.

«Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г.

200 лет стремится к небу
Величавою главой
Спасский храм,
Христовой верой
Освящая город мой

В. Замараев

Спасский собор… Свидетель и даже участник истории города Минусинска! С 1780 года в деревне Минусинской существует Спасская церковь. Построена она была деревянной крестьянами, переселившимися из Надпорожной слободы со Среднего Енисея.

25 июня 1779 года жители выехали для хлебопашества в деревню Минусинскую и просили у владыки Варлаама благословенной грамоты на постройку деревянной церкви. 24 декабря 1779 года епископ Тобольский и Сибирский Варлаам дал такое благословение. А уже 29 сентября 1780 года епископ посылает грамоту на освящение построенной Спасской церкви и Святой Антиминс.

В 1797 году село Минусинское становится центром обширной Минусинской волости. Возрастает количество жителей, поэтому Спасская церковь уже становится тесной. В 1801 году крестьянское общество решает построить новую - каменную. На строительство собрали более 1000 рублей.

В архиве города Минусинска в фонде Минусинского волостного правления имеются документы, иллюстрирующие процесс начала строительства нашего будущего Спасского собора. Итак, 20 февраля 1801 года прихожане Спасской церкви дали «сие одобрение дьячку Михаилу Иванову Токареву и крестьянину Евтифею Иванову Солдатову в том, что доверяем мы им быть строителями здесь в селе Минусинском на месте деревянной вновь каменную церковь двухпрестольную: Нерукотворного Образа Спаса и Покрова Божией Матери, а что оные Токарев и Солдатов поведения порядочного, усердными строителями быть могут…»

25 февраля 1801 года села Минусинского и прочих селений Спасской церкви прихожане: мещане, крестьяне и ясашные «дали сию подписку строителю дьячку Михайле Токареву, крестьянину Евтифею Солдатову в том, что нам, прихожанам, во время строения каменной церкви давать и для вспоможения без всякого препятствия и каждому иметь свое усердие к построению той церкви. Раздоров и ослушания не чинить, быть всегда нам послушными, в том мы, прихожане им, строителям, подписку даем и подписуемся … Осип Узунов, Терентий Широков, Тимофей Ульянов, Степан Просвирнин, Прохор Полежаев, Семен Гурков, Василий Садовский, Афанасий Пойлов, Семен и Дмитрий Лобановы…»

28 апреля 1801 года деревни Усть-Лугажской государственный крестьянин Игнатий Андронов Скрябин « … дал сие письмо (заемное на 30 рублей - Л. Ч.) Минусинской Спасской церкви строителю дьячку Михаилу Токареву в том, что взял я у него для государственной подати и на расплату разного звания людям долгов вышеписанную сумму денег тридцать рублей и десять пудов хлеба с таковым условием: мне, Скрябину, сделать кирпичу для здания каменной церкви двести тысяч (так в документе - Л. Ч). Также принять мне ево, строителева, отработника к себе в товарищи. В производстве дела оного кирпича… делать пополам и на ево работника часть десять тысяч и то всего от обоих двадцать тысяч мерою: длина чтоб была семи вершков, ширина - 3 вершка с половиною, толщина - полтора вершка. Оный кирпич чтоб был делан и в отделе крепок, незапарный и в обжиге порядочный. В том числе в тысяче будет сто кирпичей пополам изломанных - принимать ему, строителю, а более окажетца, то не принимать. А сарай (для производства кирпича - Л.Ч.) чтоб был ево, строителев. Дрова мне, Скрябину, для обжига кирпича заготовлять самому с ево работником, а для возки дров брать лошадей у него, строителя. Работать сего года июня с первого числа и покончить вышеписанное число кирпича сего года октября к первому числу. Во время работы пить, есть мне свое. А наперед денег взято мною десять рублей, а достальные мне получить при зарабатывании. В том для верности сие и письмо даю. У сего письма рука приложена: к сему договорному письму просьбою крестьянина Игнатия Скрябина крестьянин Андрей Соколов руку приложил».

6 мая 1801 года владыка Варлаам направил благословенную грамоту на строительство церкви. 2 мая 1802 года крестьяне деревни Потрошиловой Карп и Афанасий Грушевские «дали сей договор церковному строителю Михаилу Токареву с товарищем Евтифеем Солдатовым в том, что взяли мы на платеж государственной подати и на расплату мирских покладок денег 29 рублей. За вышеписанное число (денег - Л.Ч.) повинуемся наставить с сего мая с 9 числа рубить дрова на выжеску извески (выжиг извести - Л.Ч.) сего года до Прокопьева дня. Сколько нами выполнено будет из вышеписанного числа денег в опись по двадцати копеек за бадог и выставлять нам …»

12 сентября 1803 года произошла закладка каменной церкви. Об этом на обороте благословенной грамоты написал протоиерей Алексей Алексеев. 8 июля 1804 года Минусинского волостного правления разных деревень крестьяне с общего согласия «выбрали из мужей состояния и поведения добропорядочнаго из крестьян села Минусинскаго Степана Петрова Просвирнина, деревни Усть-Лугажской Ефима Иванова Полежаева для покупки в Новотомском железном заводе вновь строющейся в селе Минусинском каменной Спасской церкви железных связей и разных материалов всего 328 пудов 5 фунтов. И что на оное ими, Просвирниным и Полежаевым, израсходовано будет, записывать в данную от строителя Михаила Токарева …шнуровую книгу, в чем под сим и подписуемся…»

28 февраля 1805 года Курагинское волостное правление запрашивало Минусинское волостное правление: «Благоволит оное правление находящегося в оном здешняго крестьянина Афонасия Иванова Власьева, проживающаго уже другой год, нужно выслать в сие правление для взыскания податей и прочих мирских покладок…»

Земная жизнь – море. Море огромно, зыбко, враждебно пловцу: свирепые бури норовят выбросить его на скалы, растерзать, затишье грозит мертвящей безысходностью. «Кораблем спасения» издревле именуется на Руси православная Христова церковь.

Многие православные храмы строились, имея в основе форму корабля, ладьи. Действительно, мореходные термины здесь уместны: храм – корабль, его прихожане – пассажиры, священник, совершающий богослужение у святого престола в алтаре – капитан на мостике, пристань – в Боге, в спасении души человеческой от греха, дисгармонии, смерти вечной. Храмы в жизни людей занимают особое место. Храм – это символ веры, причем символ видимый, осязаемый. Если убрать храм – значит разрушить символ, тогда вера может исчезнуть. Воистину, сегодня на нас сбываются слова Священного писания: если мы забываем о Боге, о вере, если мы молчим – вопиют камни Молчаливая проповедь разрушенных храмов – это проповедь о царстве Христовом, о тысячелетии Православия на Руси, поруганного, но живого. Проповедь, понятная всякой душе, ищущей пути к Богу, к своим духовным истокам.

Увы, волны времени уносят многое. Кто не думает о прошлом - не имеет будущего. В настоящее время Спасский Собор – единственный в городе Минусинске действующий православный храм, а в начале ХХ века было три действующих церкви и часовня на старом кладбище. В краеведческом музее города Минусинска есть картина, на которой горят золотом купола четырех православных храмов. Возникает вопрос: что стало с минусинскими храмами за этот век, и к чему мы придем ещё через столетие? Во многом ответ на этот вопрос зависит от осведомленности и заинтересованности подрастающего поколения в сохранении культурного и духовного наследия.

Спасский Собор.

«Он виден издалека, когда вы подъезжаете к нему со стороны Абакана. Он появляется неожиданно, если вы едете по улицам Комсомольской или Подсинской. Он возвышается над всей застройкой старого города, когда вы смотрите на него с моста. Он удивляет всех, особенно тех, кто видит его впервые, своей красотой и даже некоторой изысканностью. Его надо рассматривать с разных сторон, и каждый раз вы увидите его другим. С востока – он похож на сложную пирамиду, составленную из множества элементов; с севера - он напоминает огромный корабль, плывущий на восток, с надстройками и мачтами. С запада вы заметите удивительно гармоничный контраст между статичностью широкой и несколько тяжеловесной нижней части и классическим портиком входа и легким, даже изящным взлетом вверх постепенно убывающих объемов колокольни. С юга из-за закрывающих храм построек видна только верхняя ее часть – завершение главного храма и колокольня – единственные элементы, сохранившие первоначальный вид Спасской церкви» . Нынешний архитектурный облик собора сложился в первой половине XIX века, когда были выполнены основные строительные работы. И сам Минусинск был селом.

«21 декабря 1779 года Варлаам, Епископ Тобольский и Сибирский, разрешил заложить деревянную церковь, которая была освящена в 1781 году. 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь на основе деревянной. Неизвестен ни автор проекта, ни главный строитель церкви. Известно только имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом, предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов), ставший первым каменным домом села Минусинского. Это Минусинский крестьянин Федот Кузьмич Самков. » В 1813 году строительство закончено.

Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с пределом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 года. Основные средства на строительство передал Иван Тимофеевич Масленников (купец 3 гильдии).

Вначале Спасская церковь числилась сельской, с открытием города (1823 год) - городской. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. К настоящему времени сохранились колокольня и завершение храма (свод со световым фонарем). Церковь венчали 5 главок, покрытых медью, с позолоченными железными крестами. Жестяная крыша выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 57 пудов (912 кг).

«В 1853 году на средства купца Масленникова (более 11 тысяч рублей серебром) пристроили с левой стороны придел в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. » Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года переименована в Соборную. В 1955 году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн. Красноярский архитектор В. А. Соколовский в 1902-1904 годы перестраивает собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов – над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку.

В начале 1930-х годов служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 году были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.

В 1943 году собору возвращены ценности, восстановилась церковная православная община, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в городе. Более полувека минусинцы не слышали колокольного звона церквей. В 1989 году на звонницу собора подняли 8 колоколов весом от 45 до 320 кг.

1. 2. Свято-Троицкая церковь. (Храм во имя Святой Живоначальной Троицы).

В 1842 году в Минусинске начался сбор денег на постройку второй церкви. Значительный вклад в постройку храма внес купец Г. Чернышев.

Одним из основных подрядчиков строительства был Иван Гаврилович Гусев, купец 1-й гильдии, впоследствии городской голова и потомственный почетный гражданин, вложивший 80% всех денежных средств.

Автором проекта храма стал архитектор Ашемур. Построена в 1885 году «Строительство обошлось в 108456 рублей, из них 87128 рублей 28 копеек пожертвовал Гусев, в 1892 году Иван Гаврилович Гусев умер, похоронен в ограде церкви – его детища. Храм был освящен 30 августа 1885 года Преосвященнейшим Исаакием, епископом Енисейским и Красноярским. Настоятелем Троицкого храма был известный священник, протоиерей Дмитрий Дубровин, образованнейший человек, автор ныне утраченной истории Минусинска. » В 1930-е годы храм был закрыт. В 1939 году сняли колокола и разобрали колокольню. В 50-е годы храм был взорван. Сейчас на месте, где стояла Свято-Троицкая церковь, находится средняя школа № 5 города Минусинска.

1. 3. Сретенская церковь (кладбищенская).

История Сретенского храма во многом знаменует историю России конца прошлого века, революционных и сталинских лет. Построена в 1864 - 1865 годах на завещанный капитал И. Т. Масленникова, с добавлением средств купца И. Артемьева. Церковь была однопристольной. Освящена в 1867 году. Очень красивый храм из кирпича и «дикого камня». Купец И. Занин в 1896-1897 годах пристроил колокольню со сторожкой и кладовой, пожертвовал подсвечники, паникадила, Евангелие. Зазвучала здесь молитва к Богу за живых и усопших. «Затем была революция, а с ней вошла рознь и в церковную ограду – появились «живцы», как называли их в народе, предавшие Христа, свою веру и своих прихожан из политических соображений или страха перед большевиками, служившие во всех храмах города. Кроме – Сретенского. Поэтому сюда шли православные. В 1923 году храм был официально передан общине «староцерковников» - верующих из Минусинска, местных сел и Хакасии. «Сретенцев» не оставляли в покое, под разными предлогами пытались закрыть храм, удалось это безбожной власти лишь в 1930-е годы. » Любовь минусинцев к кладбищенскому храму, их молитвы не пропали втуне. По благословению епископа Красноярского и Енисейского Антония, прихожане в 1997 году, в трудных финансовых и экономических условиях начали реставрацию храма. В настоящее время разрушена при пожаре, требует реставрационной работы

1. 4. Вознесенская церковь (Храм во имя Вознесения Господня).

По уцелевшим строкам архивных документов, к 1900 году население Минусинска перевалило за десять тысяч человек, большинство из них были православными. Жители окраины решили построить храм у себя на Пятницкой площади. В июле 1899 года было открыто Церковно-приходское попечительство для возведения храма Вознесения Господня. Энтузиастами сбора средств были горожане Фока Коростелев, Иван Березин, Семен Мамаев, Павел Урзунов, председатель попечительства – протоиерей Михаил Лотоцкий. Так на Руси было всегда – всякое большое дело вершили всем миром. Проект храма был утвержден в 1906 году, а основными жертвователями были купец Никифор Зайцев и его супруга Мария Зайцева. «В начале 1911 года строительство было завершено. 14 сажен в длину, 9 – в ширину, зеленая железная крыша, пять глав с крестами – таков был красавец-храм. В храме было 110 икон, немало из них (в том числе и самая большая икона Спасителя) пожертвовано лично Марией Зайцевой. 25 сентября 1911 г. храм был освящен во имя Вознесения Господня Преосвященнейшим Евфилитом, епископом Енисейским и Красноярским, первым настоятелем был священник Михаил Колосов, псаломщиком – Петр Есин» . Церковь имела один престол, три двери (створчатые, со стеклянными вставками и железные, двухполовинчатые), 26 окон с двойными рамами и железными решетками, полы были деревянные, а крыша железная. На колокольне имелось 6 колоколов, самый большой из них весил 72 пуда (1152 кг), остальные – около 500 кг и 200 кг. Три самых больших колокола пожертвовала М. Зайцева. Освящена в 1911 году. Приход Градо-Минусинской Вознесенской церкви открылся в 1913 году. Он был выделен из приходов Соборного и Троицкого. После революции Вознесенский храм разделил судьбу многих и многих церквей российских. В 1922 году из храма изъято (содрано с окладов и риз с икон) 28 фунтов 23 золотника серебра. В 1929 году постановлением Сибирского крайисполкома храм был закрыт, сняты колокола. Предки наши строили на совесть, и сломать храм не удалось – не просто цемент, а вера и молитва людей скрепляли эти стены. Храм обезглавили и в 1930 году передали в аренду под кинотеатр. В 1942 году помещение передано под зернохранилище, а с 1960 года и до наших дней здесь – база Росбакалеи.

Таким образом, из четырех действующих храмов, ценой невероятных усилий прихожан, уцелел только один Спасский Собор

2. 1. Первичное изучение уровня осведомленности и степени заинтересованности кадет в информации об истории храмов г. Минусинска

В нашем исследовании принимали участие 58 кадет 5-6 классов.

Цель исследования: выявление степени осведомленности учащихся по теме «История храмов Минусинска» и заинтересованности учащихся в судьбе храмов.

Исследование проводилось методом анкетирования. Вопросы были составлены нами на основании информации, полученной в ходе изучения литературы и ознакомления с архивными материалами по теме. Были получены следующие результаты. Таким образом, лишь 24% респондентов показали знания по исследуемой теме и 76% опрошенных не знакомы с историей православных храмов Минусинска, При этом 64% кадет заинтересованы в изучении данной темы.

2. 2. Организация и проведение просветительской деятельности среди кадет

Изучив уровень осведомленности кадет по истории храмов, мы разработали план мероприятий по просвещению кадет в данном вопросе. Так была создана фотовыставка «Путь к храму», где представлены фотографии храмов города Минусинска начала ХХ века и сегодняшнего их состояния. Проведена экскурсия по этой фотовыставке, где мы рассказывали историю каждого храма. Затем поступило предложение организовать конкурс творческих работ, где кадеты представили, как выглядели бы разрушенные храмы в наши дни. Лучшие работы были включены в экспозицию «Путь к храму». И завершающим этапом было создание мультимедиа клипа «История храмов города Минусинска», который могут использовать кадеты и учителя на уроках «История Красноярского края» и «Культура Красноярского края».

2. 3. Итоговое изучение уровня осведомленности кадет и степени их заинтересованности в информации об истории храмов г. Минусинска

После проведения мероприятий нами был проведен повторный опрос, в котором участвовало 55 кадет 5-6 классов. Результаты опроса.

Определен уровень знаний учащихся по исследуемой теме (96 %) и выявлена степень заинтересованности кадет по теме исследования (72%).

Заключение

В ходе работы по теме нами была изучена литература, найдены архивные документы, рассказывающие о судьбе православных храмов Минусинска. На основании полученной информации были сформулированы вопросы анкеты, проведенной среди кадет. Результаты опроса показали: а) знание материала - 24 % опрошенных; б) заинтересованность в знаниях – 64 % опрошенных.

Для расширения знаний кадет были проведены мероприятия просветительского характера: оформлена фотовыставка «Путь к храму» и организована экскурсия по ней; проведен конкурс рисунков «Восстановленный храм»; создан и показан кадетам мультимедиа-клип «История храмов Минусинска».

По итогам вышеперечисленных мероприятий мы провели повторный опрос. Результаты которого показали а) знание материала по теме - 96 % опрошенных; б) заинтересованность в знаниях – 72 % опрошенных.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что большинство кадет мало информированы в вопросах судьбы православных храмов г. Минусинска; привлечь внимание к данной теме можно путем проведения просветительской работы среди кадет подтвердилась. Собранные нами материалы можно использовать учителям и кадетам на уроках «История Красноярского края» и «Культура Красноярского края».

Церковь - корабль плывет. Сегодня вроде бы уже нет кровавых гонений, никто не запрещает открыто исповедовать православие, оно даже пользуется некоторой поддержкой государства. Однако многие считают: штиль не менее труден. Если вдруг в парусах иссякнет попутный ветер – мореходы, засучив рукава, садятся за весла, гребут изо всех сил, до кровавых мозолей, с молитвой и упованием. Так было за две тысячи лет христианской истории, так будет, по слову Божию до скончания этого мира.


Спасский Собор в стиле сибирского барокко. Построен в 1803-1814 годах. Окончательный вид принял в 1903-м

Адрес Красноярский край, Минусинский район,г. Минусинск, ул. Комсомольская, 10.

Приход Градо-Минусинского Спасского собора открыт в 1779году.В этом же году 21 декабря Варлаам,Епископ Тобольский и Сибирский грамотой своей разрешает заложить деревянную церковь "в деревне Минусинской",а в 1780г. 29 сентября грамотой своей разрешает освятить новый храм.Церковь освящена 16 января 1781года.
В 1801г. прихожани Спасской церкви Минусинского села возбуждают ходотайство о постройке вместо деревянной,ветхой церкви-каменной церкви и Епископ Варлаам грамотой своей 6 мая 1801г. благословляет протоиерея Алексеева на строительство каменной церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь построена в 1813году. 17 сентября 1858г. церковь переименована в соборную г.Минусинска. В приходе одна деревня Мало-Минусинская,но её больше называли Самодуровка в 4 верстах.
В приходе три каменные церкви: Спасский собор в г.Минусинске, вторая церковь приписаная к собору, Сретенская, на городском кладбище, однопрестольная. Построена в 1864-66г.на завещаный капитал купца И.Т.Масленикова с добавлением средств купцом И.О.Артемьевым,третья церковь в д.Мало-Минусинской, однопрестольная в честь Казанской Божией Матери, построена в 1914году на средства прихожан.

Минусинский Спасский собор образец позднего памятника в духе сибирского барокко,сооруженный в 1803-1814г. Первоначально состоял из четверика холодной церкви, перекрытого купольной кровлей с главкой, трапезной с южным Покровским приделом и колокольни. Северный Никольский придел пристроен в 1853-1854г. на средства И. Т. Масленникова. В 1902-1904г. расширен, алтари приделов вынесены в один ряд с главным. Закрыт в нач. 1930-х годов и преврещен в зернохранилище. Возвращён верующим в 1943г. и более не закрывался.