Что у евреев в субботу. Евреи и физический труд

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат - что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

«Мирная суббота»

Шабат шалом — это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота - это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы - это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему… » Для религиозного еврея очень важен «День покоя» — шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.

Как отмечают праздник?

Еврейский шабат существовал даже в Древнем Египте. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу. А все благодаря Моше. Он вырос в семье фараона. На протяжении нескольких лет Моше наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. И фараон согласился. Поэтому шабат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства. Приготовление к празднику начинается с пятницы. Вечером, с вся семья собирается к праздничной трапезе. Шабат длится сутки: от захода солнца пятницы до аналогичного времени субботы (особенность еврейских праздников). Приготовлением к празднику занимается женщина; она же зажигает свечи перед «Мирной субботой».

Накануне праздника

Главный праздник Израиля - это шабат. Что это такое, нам удалось выяснить. Узнаем, как готовятся евреи к «Мирной субботе». В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция - печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.

Зажигание свечей

Этот священный обряд проводят еврейские женщины. в шабат совершается с особой тщательностью и преданностью. Этот ритуал несет мир и согласие в еврейские дома. Женщины, которые отмечают праздник дома, обычно зажигают 2 свечи непосредственно на праздничном столе или неподалеку от него. Иногда вместо них используют Тот факт, что хозяйка дома зажгла свечи, еще не означает начало шабата для домочадцев. Они могут заниматься своими привычными делами. А вот женщина с этого момента не имеет права делать работу и употреблять пищу до захода солнца. Свечи должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место. Для шабата приобретаются длинные свечи, чтобы они смогли прослужить до окончания праздничной трапезы.

Субботняя трапеза

Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала - заход солнца в пятницу. Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы - это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна - это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.

Шалом!

Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» — это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании. Несложно догадаться, почему у субботы такой название - «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» — это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев ».

Тема «тунеядства» харедим вызывает глубокую и постоянную озабоченность в Израиле, поэтому попробуем разобрать ваши опасения по порядку.

Если все будут учиться, кто тогда будет работать?

Еврейский «перекос» описал ещё давным-давно царь Давид в своих Псалмах (27:4): «… пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…». Еврейский идеал — посвятить свою жизнь изучению Торы, личному совершенствованию и духовной жизни.

По-видимому, услышав подобное, вы и ощутили сильное опасение: а что произойдёт, если еврейский народ, все как один, бросится выполнять эту мечту, то кто же тогда будет работать?!

Во-первых, не стоит уже сейчас начать нервничать, так как, к сожалению, такой тенденции на данный момент в народе пока не заметно.

Во-вторых, если даже предположить, что это случится, тоже не стоит пугаться, ведь это и будут дни прихода Машиаха, и тогда всё в мире изменится, включая потребность в работе.

А почему «харедим » поголовно не работают?

Вы, по-видимому, имеете в виду, что все остальные жители Израиля «поголовно» работают, и только «эти» — «увиливают»? Поинтересуйтесь в статистическом бюро Израиля, там знают, как все «поголовно» работают. А вот как харедим «увиливают», можно увидеть своими глазами в любом религиозном районе. Там во всех сферах работают люди религиозные. Поэтому «никто не работает» лучше исправить на «частично…».

В первую очередь, это ученики йешив . Правда, к ним претензий должно быть меньше. Ведь так же как от студентов не ждут, что они выйдут работать, пока учатся, так и от учеников йешив не стоит ожидать, что они вольются в ряды трудящихся.

А основные «тунеядцы» — это учащиеся коллелей , то есть, женатые евреи, которые вместо работы продолжили учёбу. И хотя их не так много и их жёны работают (при этом нигде нет правила, что оба супруга должны работать), этого достаточно, чтобы вызвать у людей самые разные чувства. У тех, кто постарше — досаду, «к станку бы всех», у тех, кто помоложе — сожаление, «сколько программистов пропадает»… Вот в основном про них, учащихся коллелей , у нас и пойдёт речь.

Почему работа — грех?

Если вы уж напомнили о грехах, то замечу, что необходимость работы, как средства достижения пропитания, действительно появилась в мире именно из-за греха. Первый Человек был сотворён не для физической работы, но когда он согрешил, был наказан: «В поте лица своего будешь есть хлеб…» Берешит (3:19). То есть, до греха Адам ел хлеб без пота, без усилия и работы, а вот после греха образовалась реальность, вынуждающая человека постоянно работать, чтобы выжить. Это не благословение, а проклятие. Поэтому слова «раб» и «работа» имеют тот же корень. И хотя многие полагают, что Человек был сотворён быть рабом работы, изначально не в этом была цель его Творения, а в достижении духовного совершенства.

Важно отметить, что там, в конце истории, исправив первородный грех, человечество вновь придёт в состояние, когда не будет более надобности работать.

Спор мудрецов о необходимости работать…

Итак, изначально человек не был сотворён для работы, у него другая цель появления в мире. Поэтому еврейская мысль не только не видит работу как самоцель, но даже как средство для существования подвергает сомнению. И спор на эту тему существует ещё с древних времён. В трактате Брахот (35,б) есть знаменитая полемика между рабби Ишмаэлем и рабби Шимоном бар Йохаем, его сокращённо называют РАШБИ. Рабби Ишмаэль утверждал, что еврей должен учить Тору, но ему так же необходимо работать, чтобы обеспечить пропитание себе и семье. РАШБИ же утверждал обратное: нет необходимости работать. Ведь если еврей растратит время на работу, то не достигнет цели своего творения и не постигнет всей глубины Торы. Как же он будет жить? Б-г позаботится о нём и пошлёт через кого-то пропитание. Этот спор подытоживает мудрец Абае: «…многие пошли по пути рабби Ишмаэля и получилось у них, а кто выбрал путь РАШБИ — не получилось».

Комментаторы Талмуда объясняют этот спор так. В мнении Абае нет перевеса в сторону рабби Ишмаэля, оба мнения истинны и справедливы. Оба полагают, что необходимо учиться, но Рабби Ишмаэль считал, что дополнительно необходимо и работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Это мнение рассматривается как общее правило, как путь для масс, для всего народа. А РАШБИ указал на исключение из правил, на индивидуальный подход, путь для единиц. Избранные не только могут, но и должны жить полной духовной жизнью, не работая, как и сам Рабби Шимон бар Йохай, автор книги Зохар.

Итак, путь приемлемый для большинства, это путь сочетания работы и учёбы.

Почему же поголовно все должны учиться?

«Ну, я как раз это имел в виду, — обрадуетесь вы, — пошлите несколько отличников на учёбу в йешиву, а остальных гоните в шею на работу»!

К сожалению, должен вас разочаровать, есть несколько причин, почему в наше время еврейский мир такую социальную модель отверг.

Изменение реальности

Действительно, с былых времён, евреи в общей массе работали и учились, а единицы посвящали всю свою жизнь изучению Торы и служению Б-гу. Но с тех пор прошло много времени, и мир изменился. Раньше еврейские дети с раннего возраста шли получать какую-то профессию, и это никак не мешало им оставаться глубоко верующими и исполняющими заповеди Творца, так как всё окружение было этим пропитано. В нашем же поколении это совсем не так…

В наше время еврейская улица всё меньше и меньше еврейская. И до такой степени стала нееврейской, что если парень не будет учиться в йешиве — не то, что у него будет пробел в еврейском образовании, вряд ли он вообще останется евреем, преданным Торе и даже непонятно, останутся ли его внуки вообще евреями.

По мнению одного из величайших мудрецов нашего времени рава Якова Исроиля Каневского (Стайплера) наше время подобно «гзератшмад » — то есть, попытке уничтожить еврейский народ, поэтому пребывание еврейских детей и юношей в йешивах — это вопрос духовной жизни и смерти. Это и есть причина, почему у нас посылают всех детей «поголовно» получить еврейское образование и воспитание.

Но когда оно получено, когда юноши сформируются как личности, создадут семьи, вот только тогда каждый из них сможет сам решить, какой путь выбрать. То ли путь рабби Ишмаэля — и тогда пойдут учиться какой-либо профессии и искать работу (при этом строго соблюдая все еврейские законы и учась в свободное время), то ли выберут путь избранных, идущих по пути РАШБИ, и посвятят всю свою жизнь Торе и духовности.

И до тех пор, пока нет в них этой зрелости, они должны учиться всем основам иудаизма, которые можно получить только в йешиве или в коллеле . И несомненно, что если они не будут так воспитаны, то не только не пойдут по пути РАШБИ, но и до пути рабби Ишмаэля не дойдут. Их еврейство будет без глубоких крепких корней, и первое же дуновение ветра снесёт кипу с их головы.

Продолжение еврейской эстафеты

Другая причина, почему все «поголовно» учатся в йешивах, связана с необходимостью, чтобы в каждом поколении вырастали те несколько мудрецов, которые будут способны подняться на вершину духовной жизни и через которых пройдёт вся Тора следующему поколению.

И уже давным-давно было замечено, что если тысяча начнёт учёбу, то… только один из них станет Раввином. То есть, для того, чтобы появились малочисленные, необходимо обучить многочисленных. И нет никакой возможности предугадать, кто в конечном счете окажется среди этих единиц. Никакой экзамен по психометрии не поможет. Тора не подобна остальным знаниям в мире. Она даётся не талантливым, а тем, кто готов всего себя отдать учёбе и работе над собой. Зачастую великими раввинами становились те, кто в детстве, а порой и в юношеском возрасте, особыми талантами не блистал, но зато они были чисты и полны желания знать. Поэтому необходимо, чтобы все еврейские мальчики, без исключения, учили Тору, чтобы у всех был шанс стать великими в поколении и из них появятся те несколько, которые продолжат эстафету еврейства на все поколения.

Духовная планка

И есть ещё одна причина. Мы ставим перед нашими детьми изначально высокую цель быть среди избранных, быть еврейскими мудрецами. И причины этого просты и очевидны. Ведь тот, кто будет учиться, но, увы, не преуспеет в учёбе, сможет жить как еврей работающий, богобоязненный и устанавливающий постоянство в учёбе Торы. Но, если изначально понизим планку, будем наставлять его на путь трудоустройства, то уж точно из него мудреца никогда не выйдет. Поэтому мы желаем, благословляем и требуем от наших детей максимума. Ведь без страстного желания достичь максимума, не будет достигнут и минимум.

А заодно, когда «многочисленные» пойдут по пути Торы, то, по крайней мере, почувствуют желание быть как те «малочисленные», и если даже не удостоятся быть среди отборного войска, смогут помогать тем, кто держит на себе всё еврейское, ценить тех, кто хранит еврейский народ и передаёт всё наследие дальше. То есть, их путь не идеал, а временное и вынужденное занятие.

А идеалом у еврея всегда останутся слова царя Давида: «…пребывать бы мне в доме Б-га все дни жизни моей…»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

Шаббат – седьмой день творения

Согласно Пятикнижию, Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2:2-3)»

Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат – союз еврейского народа с Богом

Согласно Пятикнижию, шаббат – это знамение между Богом и Израилем:

«Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:17)».

Суббота – знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю – народу Твоему, который Ты избрал».

Как соблюдение законов Шаббата помогло сохраниться еврейскому народу?

Известный каббалист Йегуда Алеви (автор «Кузари») говорил о том, что, благодаря законам субботы, еврейский народ смог сохраниться на протяжении многих веков изгнаний и преследований. Он объяснил, что когда человек пропитывается светом субботы, то даже в самых тяжелых обстоятельствах его не покидает вера в Бога. Суббота напоминает каждому еврею о его особенности, потому что соблюдение ее обрядов выделяет этот народ среди других.

Суббота – это семейный праздник. Она укрепляет отношения между супругами, детьми и старшим поколением. В этот день вся семья собирается за праздничным столом, поют песни, ходят в синагогу. Возникает пространство, когда человек может отдохнуть от суеты будней и задуматься о своем предназначении.

Шабат в еврейском доме

Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.

Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада – не для него.

Накануне праздника

Израиль – светское государство, тут царит религиозная свобода. Каждый еврей в стране соблюдает Шаббат как хочет. Некоторые строго выполняют все правила, некоторые не выполняют их вообще.

Туристам соблюдать какие-либо еврейские субботние нормы совершенно необязательно, но учитывать их придется.

В отелях в Израиле

В некоторых отелях можно наблюдать интересную картину – лифты, у которых кнопки не работают. Такие лифты ездят автоматически между этажами. Это попытка соблюдать нормы Шаббата, ведь нажимать кнопки нельзя.

Обычно, только несколько лифтов в отеле работают по такому субботнему расписанию, а остальные подъемники функционируют в обычном режиме.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле.

Меню в ресторанах в отелях в субботу может отличаться от обычных дней, на завтрак может не быть свежих вареных яиц или тостов.

Конечно, каждый отель сам выбирает – внедрять какие-то особенности в честь Шаббата или нет. В любом случае, все службы отелей работают нормально, вы сможете получить любую услугу.

На улицах Израиля

Главное для туристов – не работает общественный транспорт. Железнодорожное движение полностью останавливается. Автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений. Спрашивайте на рецепшн своего отеля о том, какие линии работают в городе вашего пребывания в субботу.

На некоторых улицах в субботу полностью запрещено движение. К счастью, таких улиц немного, следите за дорожными указателями.

В некоторых городах Израиля даже есть специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала Шаббата.

Такси работают, что несколько смягчает ситуацию. Но не забывайте о наценке +25% на услуги таксистов в это время.

Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена. Интересуйтесь заранее режимом работы интересующего объекта.

Все экстренные службы и медицинские учреждения в субботу работают в обычном режиме.

Кто не знает, что такое шабат ?

Здравствуй, суббота! Шабат , шалом ! – этими словами каждый еврей встречает седьмой день недели, а произносят это традиционное приветствие субботы задолго до конца недели, как бы приближая приход самого важного дня еврейской традиции.

Shabbat eve table with covered challah bread, candles

Шабат – один из семи дней недели, когда люди прекращают работу во славу Создателя. «И был вечер, и было утро» - шесть дней творения Бог строил Вселенную, он вложил в свое созидание огромную любовь, и все, что было сотворено Им, оказалось «весьма хорошо».

И наступил 7-й день. И Творец отделил 7-й день недели от всех других дней навеки, как день особенный (Берешит.2:1-3)

И повелел:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой, суббота Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Г-сподь небо, землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой, посему благословил Г-сподь день субботний и освятил его» – книга Шмот 20:8-11; 31:13-17 (Исход)

Итак, уже в начале Торы Шабат определяется как кульминация творения.

Если, как говорит знаменитый еврейский мудрец Маѓарал из Праги , шесть дней творения символизируют создание физического мира , у которого есть три измерения и шесть направлений пространства, то седьмой день соответствует духовному измерению , пространству мысли и пространству сознания.

А отсюда все существующее обретает особенный смысл, духовную цель!

Поэтическими строчками Тора рассказывает о том, как Создателю, Который сотворил мир без всякого усилия, понадобилось, словно бы отстраниться от дела творения для созерцания его духовной цели.

Тем самым в мир была привнесена святость и благословение .

Иными словами, седьмой день недели открыл особенное назначение человека в этом мире : он должен постоянно напоминать себе, зачем его послали в этот мир, для какой цели он родился. И эта цель - быть миру благословением .

Сделаем наш первый вывод :

Евреи верят, что Вселенная была создана Б-гом, и празднуют возникновение Вселенной, и раз в неделю благодарят за это Создателя . Шабат есть кульминация творения. Он приносит в мир святость, дает духовное осмысление цели жизни человека. Таков первый, космический, вселенский и человеческий смысл установления Всевышним Шабата .


Вывод второй, практический
: еврейская “пропорция” и народы мира

За высокой духовностью Шабата открывается практический и крайне важный еврейский ритм человеческой деятельности: шесть дней работы - один день отдыха. Сегодня эта еврейская пропорция принята всеми цивилизованными народами и стала непреложным законом труда и отдыха во многих странах.

Шабат в еврейском доме. Церемония встречи Царицы-субботы

Три тысячи лет евреи соблюдают Шабат. Это слово происходит от «лишбот » (ивр.), что означает «прекращение деятельности», «день покоя». Не безделья, а покоя от суеты будничных дней . Это такой покой, как будто у тебя есть все, и, значит, тебе никуда не нужно спешить . Шабатом завершается еврейская неделя. Седьмой день освящен и выделен изменениями в одежде, в пище, в том, что мы делаем, и в том, как мы молимся Творцу.

К этому дню издавна евреи приберегали самые нарядные одежды и самую изысканную пищу. У последнего бедняка были свечи на субботу, вино, халы , мясо и рыба. Если у него совсем не было денег, все необходимое для шабата ему давали в синагоге.

Шабат в каждом еврейском доме : все дышит покоем и радостью, замечательным ощущением того, как хорошо быть евреем. Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.

Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада - не для него.

Начало церемонии

Встреча субботы (кабалат шабат ) происходит по еврейской традиции накануне вечером в йом шиши (в пятницу) в эрев Шабат . Церемония начинается благословением света и вина . Свет и вино - ключи к этому дню. Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционное благословение :

Барух Ата Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леѓадлик нер шель Шабат! – « Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»

Две свечи символизируют заповеди о субботе – «шмор везахор ». Шмор – охраняй, исполняй, соблюдай (Дварим .5:12); «Захор » – помни (Шмот .20:8). Всевышний повелел евреям всегда помнить заповедь о субботе. Охраняя субботнюю святость, мы показываем нашу любовь к Нему. Встреча шабата начинается с благодарения и прославления Всевышнего. Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди », «Шалом алейхем » и другие. Затем родители благословляют детей Биркат ѓабаним (Берешит .48:20, Бемидбар .6:24-26). Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение: для мальчиков – «йесимха Элоѓим кеЭфраим ве кеМенаше » – «Да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше»; и для девочек – «йесимех Элоѓим кеСара, Ривка, Рахель веЛея» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее».

Эти простые и привычные детям слова наполнены теплотой и святостью .

После этого муж поет жене гимн восхваления достойной женщины Эшет хаиль – из книги Шломо Теѓилим (глава 31, стихи 10-31), в которой мужчина отдает должное хозяйке дома.

Пора за шаббатний стол!

Наступает время праздничной трапезы . Произносится благословение над виноградным вином или соком, который символизирует радость Божьего дара: Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, борэ при ѓагафен – « Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы» – (Теѓилим .103:15):

Две халы на субботнем столе – это напоминание о том, что накануне субботы Бог давал нашим предкам в пустыне манны вдвое больше, чем в будни. Халы накрывают белой салфеткой, как символ манны, покрытой утренней росой. Две халы говорят нам о верности Творцу. Произносится благословение над хлебом : Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ѓамоци лехем мин ѓаарец – «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, произрастивший хлеб от земли». Теперь халу делят между всеми сидящими за столом. Во время трапезы все гости и хозяева наслаждаются общением, обсуждают темы из недельной главы Торы , поют змирот – субботние песни. Царит атмосфера любви, радости – онег Шабат: наслаждение покоем для тех, кто готовился к приходу субботы в течение недели.

После трапезы звучит Биркат ѓ a Мазон – благодарение за еду (Дварим 8:10).

В замкнутом мире … любви и счастья?!

Еврейский шабат - это не простой ритуал, и, если человек хочет выполнять его неукоснительно и результативно, шабат предъявляет к нему весьма суровые требования . Еврей, который хранит субботу, начиная с захода солнца в йом шиши и до субботних сумерек, живет, как может показаться, в своем собственном замкнутом мире . Но этот мир может быть для него очень приятным.

Вывод третий: Шабат – это строгий ритуал и чудесный семейный праздник .

Он занимает центральное место в жизни еврея. В будни много суеты, а в субботу семья всегда вместе, и дети отлично знают, что это их день. Это и день папы и мамы . Телефон не звонит. Можно вместе читать, гулять или просто наблюдать за природой. Шабат - оазис спокойствия и любви : когда Творец наполняет все пространство Дома Своей любовью, когда любовь проявляется во взаимоотношениях между мужем и женой, родителями и детьми. Соблюдающему еврею не нужны никакие разговоры о какой-то важной цели, ради которой следует соблюдать законы субботы: сами законы и есть эта важная цель.

“Шабат для верующего еврея - это ось его существования, источник его силы, бодрости и гордости ” (Герман Вук).

Не случайно именно с соблюдения субботы начинается возвращение к иудаизму многих ассимилированных евреев. Многие воспринимают ограничения шабата как невыносимое бремя, но для того, кто этим ограничениям подчинился, они становятся торжественной, радостной церемонией, вошедшей в его плоть и кровь.

Шабат - это не просто выходной день.

Главный итог шабата - это шломбайт , мир в еврейском доме, радость и возвышенное настроение .

39 видов запрещенных работ. Авода и мелаха

В иврите есть два различных слова, обозначающих работу: авода и мелаха . Авода - одного корня со словом эвед , «раб». А мелаха - со словом малах , «ангел». На первый взгляд, слова эти обозначают почти одно и то же, но по значению корней ясно, что они различаются. Авода обозначает простую физическую работу, простой физический труд. Мелаха обозначает созидание, сотворение чего-то нового. В субботу запрещена именно мелаха , а не авода .

Поэтому Шабат - это не простое прекращение работы. Соблюдать шабат полностью – значит воздерживаться от любых действий, если они приводят к каким-то переменам, новшествам, улучшениям.

Мудрецы описали 39 видов запрещенных работ (млахот ) в соответствии с теми видами работ, которые были необходимы при сооружении Мишкана - переносного Храма и всего, что в нем находилось: эти виды перечислены во второй книге Торы - Шмот , в главах 25-28, 30-31, 35-40.

Мудрецы учат нас, что сам Мишкан является духовным прообразом всего мира. И именно поэтому те виды работы, которые выполнялись при его строительстве, в субботу запрещены. Подробнее об этом читайте .

Эта традиция берет начало в эпоху Моше. А виды запрещенного труда касаются основных занятий человека: приготовления пищи, шитья одежды, постройки жилищ, производства товаров и торговли. Анализ запретов на тридцать девять видов труда подробно описан в отдельном трактате Талмуда Шабат (раздел Моэд ).

Если вера в единого Б-га - это первое в иудаизме, то второе - это его здравый смысл . Поэтому все ограничения шабата отменяются при чрезвычайных обстоятельствах - болезнь или необходимость спасения человека.

Шабат и Храм

Еврейская история сложилась так, что Шабат, как святыня времени , оказался более прочным, чем святыня пространственная - Храм в Иерусалиме . Много веков назад Божий Дом был разрушен. Но по-прежнему нигде не чувствуется атмосфера шабата так, как она живет в вечном городе. В Иерусалиме к субботе все замирает, закрываются магазины и торговые центры, затихает движение на улицах. Люди торопятся закончить свои дела, спешат домой. Женщины готовят субботнюю трапезу и собирают на стол, мужчины идут в синагоги. Зажигаются традиционные субботние свечи. Шабат входит в город! Его приветствуют башни Старого города и Храмовая гора.

Шабат в Иерусалиме всегда был и остается путем к освящению жизни .

Если в течение шести дней человек забывает об источнике своей силы, то шабат напоминает ему о его Творце. Невозможно представить себе нечто другое, более важное и сильное, что больше обогащало бы окружающий мир, чем шабат во всех его аспектах. Шабат доказал силу своего воздействия на еврейский народ на протяжении многих веков.

Шабат гораздо больше хранит Израиль, чем Израиль хранит Шабат (Рабби из Гура, Сфат эмет)

Шабат и Исход из Египта. Национальный смысл праздника


Шабат
- это единственный символ иудаизма, который встречается в Десяти Заповедях. Он сформулирован в Пятикнижии дважды : в книге Шмот (Исход) и в книге Дварим (Второзаконие). В книге Дварим (Второзаконие) к уже известному закону, прочитанному нами в книге Шмот , добавлено новое указание :

«Соблюдай день субботний, чтобы святить его, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой, суббота Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих, дабы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя оттуда рукою мощною и мышцею простертою, посему заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой, установить день субботний» – Дварим .5:12-15.

Каждый народ отмечает свой национальный праздник, день своего возникновения как нации, прекращением работы и торжественными церемониями. Шабат - это еврейский национальный праздник, день, когда евреи отмечают свое возникновение как нации во время Исхода из Египта.

Евреи чтут не только Б-га-Создателя и Творца Вселенной, но и Б-га, который заботится о своих созданиях. Отсюда мы понимаем значение Исхода евреев из египетского рабства для исполнения заповеди шабата . Рабы не имеют права решать, когда им трудиться и когда отдыхать; они полностью подвластны воле своих хозяев и не владеют ни результатами своего труда, ни временем. Рабы не хозяева времени . Свобода - это, прежде всего, возможность распоряжаться своим временем.

Заключительный вывод:

Шабат для Израиля имеет особое значение, ибо Израиль стал народом на пути от рабства к свободе. Этот двойной смысл пронизывает иудейскую религию: благодарное поклонение Всевышнему и празднование особой судьбы Израиля, как свидетеля дел Господа в истории человечества.

Шабат - это постоянное напоминание человеку о сотворении мира и о возникновении народа Израиля. И в этом его значение.

Это строгий ритуал и замечательный семейный праздник.

Кто соблюдает субботу, тот постоянно помнит о сотворении мира Создателем, Исходе из Египта и самобытности еврейского народа.

Шабат навсегда останется важнейшим еврейским наследием, общим для всего еврейского народа.