Деление окружности на равные части. Урок «Деление окружности на равные части Круг деленный на 8 частей

При выполнении графических работ приходится решать многие задачи на построение. Наиболее встречающиеся при этом задачи — деление отрезков прямой, углов и окружностей на равные части, построение различных сопряжений.

Деление окружности на равные части с помощью циркуля

Пользуясь радиусом, нетрудно разделить окружность и на 3, 5, 6, 7, 8, 12 равных участков.

Деление окружности на четыре равные части.

Штрихпунктирные центровые линии, проведенные перпендикулярно одна другой, делят окружность на четыре равные части. Последовательно соединив их концы, получим правильный четырехугольник (рис. 1).

Рис.1 Деление окружности на 4 равные части.

Деление окружности на восемь равных частей.

Чтобы разделить окружность на восемь равных частей, дуги, равные четвертой части окружности, делят пополам. Для этого из двух точек, ограничивающих четверть дуги, как из центров радиусов окружности выполняют засечки за ее пределами. Полученные точки соединяют с центром окружностей и на пересечении их с линией окружности получают точки, делящие четвертные участки пополам, т. е. получают восемь равных участков окружности (рис. 2).

Рис.2. Деление окружности на 8 равных частей.

Деление окружности на шестнадцать равных частей.

Разделив циркулем дугу, равную 1/8, на две равные части, нанесём засечки на окружность. Соединив все засечки, отрезками прямых, получим правильный шестнадцатиугольник.

Рис.3. Деление окружности на 16 равных частей.

Деление окружности на три равные части.

Чтобы разделить окружность радиуса R на 3 равные части, из точки пересечения центровой линии с окружностью (например, из точки А) описывают как из центра дополнительную дугу радиусом R. Получают точки 2 и 3. Точки 1, 2, 3 делят окружность на три равные части.

Рис. 4. Деление окружности на 3 равные части.

Деление окружности на шесть равных частей. Сторона правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равна радиусу окружности (рис. 5.).

Для деления окружности на шесть равных частей надо из точек 1 и 4 пересечения центровой линии с окружностью сделать на окружности по две засечки радиусом R , равным радиусу окружности. Соединив полученные точки отрезками прямых, получим правильный шестиугольник.

Рис. 5. Деление окружности на 6 равных частей

Деление окружности на двенадцать равных частей.

Чтобы разделить окружность на двенадцать равных частей, надо окружность поделить на четыре части взаимно перпендикулярными диаметрами. Приняв точки пересечения диаметров с окружностью А , В , С , D за центры, величиной радиуса проводят четыре дуги до пересечения с окружностью. Полученные точки 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 и точки А , В , С , D разделяют окружность на двенадцать равных частей (рис. 6).

Рис. 6. Деление окружности на 12 равных частей

Деление окружности на пять равных частей

Из точки А проведем дугу тем же радиусом, что и радиус окружности до пересечения с окружностью - получим точку В . Опустив перпендикуляр с этой точки - получим точку С .Из точки С - середины радиуса окружности, как из центра, дугой радиуса СD сделаем засечку на диаметре, получим точку Е . Отрезок равен длине стороны вписанного правильного пятиугольника. Сделав радиусом засечки на окружности, получим точки деления окружности на пять равных частей.


Рис. 7. Деление окружности на 5 равных частей

Деление окружности на десять равных частей

Разделив окружность на пять равных частей, легко можно разделить окружность и на 10 равных частей. Проведя прямые от получившихся точек через центр окружности до противоположных сторон окружности - получим ещё 5 точек.

Рис. 8. Деление окружности на 10 равных частей

Деление окружности на семь равных частей

Чтобы разделить окружность радиуса R на 7 равных частей, из точки пересечения центровой линии с окружностью (например, из точки А ) описывают как из центра дополнительную дугу этим же радиусом R - получают точку В . Опустив перпендикуляр с точки В - получим точку С .Отрезок ВС равен длине стороны вписанного правильного семиугольника.

Рис. 9. Деление окружности на 7 равных частей

Деление окружности на четыре равные части и построение правильного вписанного четырехугольника (рис.6).

Две взаимно перпендикулярные центровые линии делят окружность на четыре равные части. Соединив точки пересечения этих линий с окружностью прямыми, получают правильный вписанный четырехугольник.

Деление окружности на восемь равных частей и построение правильного вписанного восьмиугольника (рис.7).

Деление окружности на восемь равных частей производится с помощью циркуля следующим образом.

Из точек 1 и 3 (точки пересечения центровых линий с окружностью) произвольным радиусом R проводят дуги до взаимного пересечения, тем же радиусом из точки 5 делают засечку на дуге проведенной из точки 3.

Через точки пересечения засечек и центр окружности проводят прямые линии до пересечения с окружностью в точках 2, 4, 6, 8.

Если полученные восемь точек соединить последовательно прямыми линиями, то получится правильный вписанный восьмиугольник.

Деление окружности на три равные части и построение правильного вписанного треугольника (рис.8).

Вариант 1.

При делении окружности циркулем на три равные части из любой точки окружности, например точки А пересечения центровых линий с окружностью, проводят дугу радиусом R, равным радиусу окружности, получают точки 2 и 3. Третья точка деления (точка 1) будет находится на противоположном конце диаметра, проходящего через точку А. последовательно соединив точки 1, 2 и 3, получают правильный вписанный треугольник.

Вариант 2.

При построении правильного вписанного треугольника, если задана одна из его вершин, например точка 1, находят точку А. Для этого, через заданную точку проводят диаметр (рис.8). Точка А будет находится на противоположном конце этого диаметра. Затем проводят дугу радиусом R, равным радиусу данной окружности, получают точки 2 и 3.

Деление окружности на шесть равных частей и построение правильного вписанного шестиугольника (рис.9).

При делении окружности на шесть равных частей с помощью циркуля из двух концов одного диаметра радиусом, равным радиусу данной окружности, проводят дуги до пересечения с окружностью в точках 2, 6 и 3, 5. Последовательно соединив полученные точки, получают правильный вписанный шестиугольник.

Деление окружности на двенадцать равных частей и построение правильного вписанного двенадцатиугольника (рис.10).

При делении окружности циркулем из четырех концов двух взаимно перпендикулярных диаметров окружности проводят радиусом, равным радиусу данной окружности, дуги до пересечения с окружностью (рис.10). Соединив последовательно полученные точки пересечения получают правильный вписанный двенадцатиугольник.

Деление окружности на пять равных частей и построение правильного вписанного пятиугольника (рис.11).

При делении окружности циркулем половину любого диаметра (радиуса) делят пополам, получают точку А. Из точки А, как из центра, проводят дугу радиусом, равным расстоянию от точки А до точки 1, до пересечения со второй половиной этого диаметра в точке В. Отрезок 1В равен хорде стягивающей дугу, длина которой равна 1/5 длины окружности. Делая засечки на окружности радиусом R1, равным отрезку 1В, делят окружность на пять равных частей. Начальную точку А выбирают в зависимости от расположения пятиугольника.

Из точки 1 строят точки 2 и 5, затем из точки 2 строят точку 3, а из точки 5 строят точку 4. Расстояние от точки 3 до точки 4 проверяют циркулем; если расстояние между точками 3 и 4 равно отрезку 1В, то построения были выполнены точно.

Нельзя выполнять засечки последовательно, в одну сторону, так как происходит накопление погрешностей измерения и последняя сторона пятиугольника получается перекошенной. Последовательно соединив найденные точки, получают правильный вписанный пятиугольник.

Деление окружности на десять равных частей и построение правильного вписанного десятиугольника (рис.12).

Деление окружности на десять равных частей выполняют аналогично делению окружности на пять равных частей (рис. 11), но сначала делят окружность на пять равных частей, начиная построения из точки 1, а затем из точки 6, находящейся на противоположном конце диаметра. Соединив последовательно все точки, получают правильный вписанный десятиугольник.

Деление окружности на семь равных частей и построение правильного вписанного семиугольника (рис.13).

Из любой точки окружности, например точки А, радиусом заданной окружности проводят дугу до пересечения с окружностью в точках B и D прямой.

Половина полученного отрезка (в данном случае отрезок ВС) будет равен хорде, которая стягивает дугу, составляющую 1/7 длины окружности. Радиусом, равным отрезку ВС, делают засечки на окружности в последовательности, показанной при построении правильного пятиугольника. Соединив последовательно все точки, получают правильный вписанный семиугольник.



Деление окружности на четырнадцать равных частей и построение правильного вписанного четырнадцатиугольника (рис.14).

Деление окружности на четырнадцать равных частей выполняют аналогично делению окружности на семь равных частей (рис.13), но сначала делят окружность на семь равных частей, начиная построения из точки 1, а затем из точки 8, находящейся на противоположном конце диаметра. Соединив последовательно все точки, получают правильный вписанный четырнадцатиугольник.

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса. Использование электронной презентации способствует развиию наглядно-образного мышления и формированию приемов и навыков работы с чертежными инструментами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.С.Фролова

Деление окружности на равные части

(8 класс)

Цели:

Образовательные : Дать знания по теме «Деление окружности на равные части. Показать учащимся необходимость применения геометрических построений при выполнении чертежей деталей; создать условия для формирования умений

Воспитательные : расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к своему предмету; воспитывать точность, аккуратность, внимательность при графических построениях.

Развивающие : формирование приемов и навыков работы, закрепление полученных знаний

Методы проведения : графические построения, объяснения с демонстрацией, графические построения, нестандартные учебные ситуации на применение знаний.

Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь, чертежные инструменты.

План урока: 1. Организационная часть.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление изученного.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса и учащихся к уроку (к уроку д.б. готовы тетради, чертежные инструменты)

2. Целеполагание. Мотивация учащихся.

Предлагается учащимся проанализировать тему данного урока, определить цель урока.

Учитель мотивирует учащихся на изучение данной темы, получение знаний и практическую отработку полученных знаний, умений и навыков в дальнейшем- профессиональная значимость знаний по теме.

Формулируют тему данного урока.

Анализируют и ставят цель урока.

Учитель объясняет новый материал с использованием презентации.

С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. Они встречаются в древнейших орнаментах у всех народов. Люди уже тогда оценивали их красоту. Кроме того, они видели эти фигуры в природе. Например, пятиугольник встречается в очертаниях минералов, цветов, плодов, в форме некоторых морских животных, шестиугольник просматривается в пчелиных сотах и т.д. В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия.

Приемы деления окружности на равные части человек использовал с незапамятных времен. Например, превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно. Выполняя изображение такого колеса, люди искали точные способы с помощью чертежных инструментов.

Чтобы выполнить чертежи деталей, надо уметь разделить окружность на требуемое число равных частей (слайды 4-12 ).

Закрепление изученного:

Для закрепления материала ученикам предлагается выполнить самостоятельно один из вариантов орнамента, используя правила деления окружности на равные части (слайд 13)

Подведение итогов.

5. Методические материалы / / http://www.pedagog.by/cherchur.html

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деление окружности на равные части Учитель черчения Фролова Тамара Серафимовна

Приемы деления окружности на равные части человек использовал с незапамятных времен. Например, превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно. Выполняя изображение такого колеса, люди искали точные способы с помощью чертежных инструментов.

С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. Они встречаются в древнейших орнаментах у всех народов. Люди уже тогда оценивали их красоту. Кроме того, они видели эти фигуры в природе. Например, пятиугольник встречается в очертаниях минералов, цветов, плодов, в форме некоторых морских животных, шестиугольник просматривается в пчелиных сотах и т.д. Многоугольники вокруг нас

Многоугольники вокруг нас

Деление окружности на четыре равные части Штрихпунктирные центровые линии, проведенные перпендикулярно одна другой, делят окружность на четыре равные части. Последовательно соединив их концы, получим правильный четырехугольник

Деление окружности на восемь равных частей Используя циркуль, дуги, равные четвертой части окружности, делят пополам. Для этого из двух точек, ограничивающих четверть дуги, как из центров радиусов окружности выполняют засечки за ее пределами. Полученные точки соединяют с центром окружностей и на пересечении их с линией окружности получают точки, делящие четвертные участки пополам, т. е. получают восемь равных участков окружности. Чтобы разделить окружность на восемь равных частей нужно провести две пары диаметров, или сориентировав равностронний треугольник разделить четвертую часть окружности пополам.

Деление окружности на три равные части Из точки А провести дугу ВС, равную радиусу окружности АО. Соединить хордой точки В и С. А точки В и С с точкой D .

Деление окружности на шесть равных частей Для деления окружности на шесть равных частей надо из точек 1 и 4 пересечения центровой линии с окружностью сделать на окружности по две засечки радиусом R, равным радиусу окружности. Соединив полученные точки отрезками прямых, получим правильный шестиугольник

Деление окружности на двенадцать равных частей Чтобы разделить окружность на двенадцать равных частей, надо окружность поделить на четыре части взаимно перпендикулярными диаметрами. Приняв точки пересечения диаметров с окружностью А, В, С, D за центры, величиной радиуса проводят четыре дуги до пересечения с окружностью. Полученные точки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и точки А, В, С, D разделяют окружность на двенадцать равных частей

Деление окружности на пять равных частей Из точки А проведем дугу тем же радиусом, что и радиус окружности до пересечения с окружностью – получим точку В. Опустив перпендикуляр с этой точки – получим точку С. Из точки С – середины радиуса окружности, как из центра, дугой радиуса СD сделаем засечку на диаметре, получим точку Е. Отрезок DЕ равен длине стороны вписанного правильного пятиугольника. Сделав радиусом DЕ засечки на окружности, получим точки деления окружности на пять равных частей

Деление окружности на десять равных частей Разделив окружность на пять равных частей, легко можно разделить окружность и на 10 равных частей. Проведя прямые от получившихся точек через центр окружности до противоположных сторон окружности – получим ещё 5 точек

Деление окружности на семь равных частей Соединяя точки В и С хордой и беря ее половину GC, получают длину стороны правильного семиугольника.

Другой способ деления окружности радиуса R на 7 равных частей: Из точки пересечения центровой линии с окружностью (например, из точки А) описывают как из центра дополнительную дугу этим же радиусом R – получают точку В. Опустив перпендикуляр с точки В – получим точку С. Отрезок ВС равен длине стороны вписанного правильного семиугольника

Выполните один из вариантов орнамента, используя правила деления окружности на равные части. П ридумать свой орнамент, который будет содержать правильные многоугольники.


Формирование Элементарных математических представлений (предшкола).

Тема: «Деление на 8 частей».

Цель: Научить детей делить круг на 8 частей.

Формировать представления об отношениях и зависимости части и целого: целое больше части, часть меньше целого.

Закрепить знания о числах от 1 до 7.

Развивать внимание, память, мелкую моторику руки.

Воспитывать доброжелательность, усидчивость.

Материал: (демонстрационный) - карточки с цифрами, буквы, геометрические фигуры разного цвета, фишки;

Раздаточный: круги, ножницы, ручки, тетради.

Ход занятия: Ребята, у нас сегодня гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете играть и заниматься.

Повернитесь к гостям. Улыбнитесь и поздоровайтесь. А теперь покажите мне свои добрые, умные и красивые глазки. Садитесь.

Ребята, кем вы хотите быть, когда вырастите?

Очень интересные и нужные у вас профессии и все они требуют хороших математических знаний.

А что значит, знать математику? (ответы детей)

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Что ещё необходимо делать?

Дети: решать задачи, знать геометрические фигуры, уметь думать, сравнивать, анализировать и т. д.

Чтобы всему этому научиться, какими вы должны быть?

Дети: внимательными, сообразительными……

А вы внимательные? Сообразительные? Ну, тогда я думаю, что эта посылка доставлена по адресу.

К нам за помощью обратился капитан одного корабля, к сожалению, он не написал своего имени. А имя мы узнаем, если поможем ему. Вы согласны?

Матросы на его корабле подняли бунт и зашифровали название корабля. Капитан просит нас помочь ему выполнить задания моряков. Он прислал нам фотографию своего корабля. (вывешиваю нарисованный корабль).

Итак, первое задание.

Д/И» Что изменилось»

На доске выставляю карточки: 10-12шт., с изображением геометрических фигур, разного цвета, размера, формы).

Закройте глаза, опустите головы на стол (меняю расположение карточек)

Откройте глаза. –Что изменилось? (2-3 ответа на ушко, а затем ответы обычно).

Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.

Закройте глаза, опустите головы на стол (меняю).

Что изменилось?

Ещё раз закройте глаза, опустите головы. (на это раз не меняю ничего)

Что изменилось? (4-5 ответов)

Молодцы, ребята, я вами очень довольна. Вот вы и узнали первую букву Н

Что это за буква? (приклеиваю на рисунок корабля).

Приступаем ко второму заданию. В числовом ряду потерялись цифры. Какие? 1…3…5…7..9.10 (дети выставляют пропущенные цифры).

Назовите соседей цифры 5,3,7.

Назовите цифру на 1 больше5, на 1 меньше 6.

Назовите цифру предыдущую 7, последующую 8 и т.п..

И в этом задании вы были внимательные, сообразительные. (открываю букву А). -Что это за буква?

Двери на корабле окрашены в разные цвета. З,К, Ж.

Какого цвета дверь, расположенная в середине? Это каюта капитана. Какого цвета дверь справа? Слева?- Это каюты матросов.

Где находится каюта капитана? Каюты матросов?

Хорошо, я думаю, если мы попадём на корабль, то найдём каюту капитана, и даже случайно не попадём в руки взбунтовавшихся матросов.(открываю третью букву -У).

Назовите эту букву. Прикройте ротик «чашечкой» и спойте эту букву.

Переходим к следующему заданию. На корабле есть кок. Как вы думаете, кто это? Он всегда печёт хлеб круглой формы, и матросы спорят, когда делят его на части. Давайте научимся сами и научим матросов делить круглую форму на части.

Как разделить круг пополам? -Ещё раз пополам?

Сложите ещё раз пополам. Прогладьте линии сгиба.

Сколько раз сложили?

Как вы думаете, сколько получится частей?

Разверните круг и разрежьте по линиям сгиба. Сосчитайте.

Сколько получилось частей? (3-4 ответа)

Покажите одну часть из восьми.

Сколько частей показываете? (3-4 ответа).

Покажите две части. - Сколько частей?(3-4 ответа).

Покажите четыре из восьми.

Что можно сказать про эти части? (половина).

Покажите восемь из восьми. Как можно по-другому назвать 8 из 8 (целое).

Что больше одно целое или 8 из 8? (3-4 ответа).

Молодцы! Я думаю, что теперь матросам будет легче делить каравай. (открываю буквы Т).

Что это за буква? «Посадите» её на язычок, бросьте мне.

В математике есть ещё и необычные задания «весёлые». Ответы на эти задания будете показывать на пальчиках. Закройте глаза, опустите головы на стол.

Сколько в комнате углов?

Сколько ног у воробьёв?

Сколько глаз у светофора?

Сколько хвостов у пяти ослов?

Сколько рогов у двух коров?

Откройте глаза. Сядьте красиво. Расправьте плечики, выпрямите спинки.

Вот и следующая буква. Назовите её (Н) –(3-4 ответа).

Ой, какое необычное следующее задание. «Отдых» , что это значит?

Тихонько встаньте. Давайте своей песенкой подбодрим капитана этого корабля.

Капитан, капитан улыбнитесь,

Ведь улыбка это флаг корабля.

Капитан, капитан подтянитесь,

Только смелым покоряются моря. (повтор 2 раза).

Садитесь. (открываю следующую букву). -Ребята, что это за буква? (Л).

Молодцы, умницы, почти расшифровали название корабля. Если уже кто-то догадался, держите название в секрете, ведь если мы согласились помочь капитану, то должны дойти до конца и выполнить все задания.

У меня 8 фишек. В правой руке – 2. Сколько фишек в левой руке?

В левой руке фишек-6, сколько фишек в правой руке?

В правой – 0, сколько в левой?

А теперь отгадайте, в какой руке сколько, но помнить, что всего фишек -8.

Я очень рада за вас. (открываю букву У).

Ребята, вы обратили внимание, что ни на дверях кают, ни на корабле нет никаких узоров. Давайте нарисуем узор и предложим капитану и морякам.

Я тетрадочку открою и как надо положу, возьмите ручку и начинаем писать: одна клеточка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз и т.д..

Закончите строчку до конца. Красивый получился узор, вы постарались, ребята. Открываю последнюю букву (С).

Кто прочитал название корабля? Скажите мне на ушко. (2-3 ответа)

Как называется корабль? -Кто капитан на Наутилусе?

Итог: Капитан Немо благодарит вас за помощь. Вы помогли и матросам. Команда помирилась с капитаном и отправляется в плавание. А вам оставили подарки –мини штурвалы. -Вам понравилось помогать капитану и матросам?-Какое задание понравилось?

Я вас благодарю за то, что вы были такие внимательные, думающие, старательные. Спасибо вам.

РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ МАОУ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 111 ДЛЯ ДЕТЕЙ 8 ВИДА

Название ОУ: МАОУ «СОШ № 111»

Адрес ОУ: Пермский край, город Пермь, ул Лепишинской 43

Тема. Деление на 8 равных частей.

Цели . Совершенствовать вычислительные навыки учащихся. Закреплять умение делить на 8 равных частей. Развивать внимание, воображение. Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.

Форма урока: урок - игра "В зимнем лесу".

Оборудование: картина (девушка-зима), картинки (зимний лес, животные леса), карточки (минутка чтения, индивидуальные задания, рефлексия), рисунок (снежинка), табличка (геометрическое задание).

Ход урока.

1.Организационный момент.

    Начинается урок математики. Как обычно мы его начнём с минутки чтения. За окном то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Это причуды зимы. Зима в этом году необычная, таких зимних причуд люди не видели целых 50 лет. Но на нашем уроке будет царствовать настоящая зимушка-зима. (Открывается картина «Девушка-Зима»).

2. Минутка чтения.

    Эй, снежинки, поспешите!

Вихрем снежным закружите

И пришлите по листку

Каждому ученику. (Учащиеся получают карточки).

Прочти, запомни, повтори

И в мир математики отправимся мы.

Задания на карточках.

1)Числа при умножении называются так:1множитель,

2 множитель, произведение.

2) Числа при делении называются так: делимое, делитель,

3) Числа при сложении называются так: 1 слагаемое, 2 слагаемое,

4)Числа при вычитании называются так: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

5) В одном метре 100 сантиметров.

6) Чтобы уменьшить число в несколько раз надо разделить.

7) Чтобы увеличить число в несколько раз надо умножить.

8) В одном сантиметре 10 миллиметров.

3. Устный счёт.

Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.

    Что вы увидели там? Кого можно повстречать в лесу зимой?

(Открывается изображение зимнего леса, закрытые картинки - животные леса).

    Вот перед вами заснеженный лес.

Он снегом укрыт, в нём есть много чудес.

Если задачи решите мои,

То чудеса все увидите вы.

    48 болтливых сорок

Пришли к вороне на урок.

На 8 команд они разделились.

Сколько в команде одной получилось?

    24 килограмма мяса

Волку на 8 обедов припаса.

Сколько съедает он за обед,

Вы посчитаете или нет?

    32 килограмма семян

8 мышей натаскали в чулан.

Сколько килограмм притащила одна

Такого вкусного зерна?

    Было у белки 40 орехов,

В день 8 штук съедала с успехом.

Сколько дней она их ела,

Пока кладовка не опустела.

    На высокой старой ели

16 воробьёв сидели.

8 веток они занимали,

По сколько на каждой они заседали?

По мере решения задач открываются картинки.

4. Работа в тетрадях.

    Запишите число, классная работа.

    Какие цифры вы видите в тетради? 2011

    Что они означают? Наступающий год.

    В японском календаре каждый год связан с названием какого-то животного. С каким животным связан этот год? (кролик)

    А как называют его лесного родственника? (заяц)

    Составьте задачу, используя картинку и краткую запись.

На доске появляется краткая запись и картинка волка.

Волк -40 кг

З. -? В 8 раз меньше

Какое животное леса записано на второй строке? Почему ты так думаешь? Составьте вопрос, чтобы задача решалась в два действия.

Коллективно составляется текст задачи и записывается решение

на доске.

    40:8=5 (кг) весит заяц.

    40+5=45 (кг) весят волк и заяц.

Учащиеся 1 группы решают самостоятельно.

Ответ задачи все ученики записывают самостоятельно.

5.Физкультминутка.

а) Для глаз.

    Правую руку вытянуть вперёд.

    Снежинка на руку упала,

Снежинка сразу засверкала.

Я на снежинку посмотрю

На доску взгляд переведу.

Дети смотрят на снежинку на руке, переводят взгляд на большую снежинку на доске. Счет до 10.

б) Упражнения сидя, в парах.

От снежинок нашим рукам стало холодно, давайте их погреем.

Игра "Хлопки".

6. Работа с книгой. Самостоятельная работа.

Слышу по снегу шаги заскрипели,

Не поступь ли - это подружки метели?

Закрыла заданье она на доске,

Цифры его отгадайте вы все.

Назовите поскорей,

Что раскрашено цветным,

Ярким цветом расписным?

На доске на большой снежинке выделены в голубом узоре красным цветом - окружность, зелёным - дуга, чёрным - радиус, жёлтым - диаметр. Когда дети их назовут, снежинка убирается, а под ней задание: с.126, №17 (2,3 ст.).

Все учащиеся решают примеры самостоятельно.

Ученики 3 группы используют карточку - помощницу (таблица умножения).

7. Геометрическое задание.

    Засыпаны снегом деревья, кусты,

Но рассмотрите заданья зимы.

Открывается задание частично закрытое мишурой.

    Начерти отрезок длиной 4см 5мм.

    Преврати его в прямоугольник.

    Возьмите в руки карандаш,

Начертите вы сейчас,

Аккуратно, по порядку

Быстро всё в свою тетрадку.

8. Итог, оценки, домашнее задание. Примеры в два действия по карточкам (умножение и деление на 8).

9. Минутки рефлексии.

На столах карточки - схемы.

решать задачу

решать примеры

чертить отрезок.

Мне надо … (потренироваться решать задачи, повторить таблицу, поточнее вычерчивать отрезки).