Человек незаурядной воли ума и мужества. Презентация "рождение новой европейской науки"

встали гуманисты, которые признавали за человеческим разумом возможность

понять и объяснить мир.

Хотя наука не была свободна от религиозных взглядов, а многие великие

учёные были верующими людьми, образованные люди хотели найти разумное

объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях не опирались на

Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, главным

достижением которого было растущее убеждение в том, что человечество может

улучшить мир, в котором живёт путём достоверных знаний.

« Он подрывал фундамент веры»Н. Коперник

Николай Николаевич Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель

гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись

от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил

видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет

(в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении «Об

1828.Коля Коперник родился19 февраля1473 года в польском городе Торуни в семье

купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное

образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школепри

костеле ев Яна. До десяти лет Коля рос в обстановке благополучия и довольства.

Беззаботное детство закончилось внезапно идовольно рано, едва Николаю минуло

десять лет, как «моровое поветрие» -эпидемия чумы, частый гость и грозный бич

человечества в то время, посетило Торунь, и одной из первых его жертв оказался

Николай Коперник- отец. Заботы об образовании и дальнейшей судьбе племянника

принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери.

Во второй половине октября1491 года Николай Коперник вместе с братом Анджеем

прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета. По его

окончании в 1496 году Коперник отправился в длительное путешествие в Италию.

Наблюдая за небесными телами сделал вывод о том, что Земля вращается

вокруг Солнца и вокруг своей оси. В 1543 году была напечатана книга « О вращении

небесных сфер», в которой он изложил свои взгляды. Сегодня никто незнает, где

находится могила Коперника, его учение нашло своих последователей.

« Враг всякого закона, всякой веры». Джордано Бруно.

Сторонником теории Коперника был итальянец Джордано Бруно (1548-1600). Однако из

нее он сделал выводы, которые самому Копернику как священнику и верующему

христианину были глубоко чужды.

Джордано Бруно родился неподалеку от Неаполя. С ранних лет он воспитывался в

монастыре и стал монахом доминиканского ордена. Юноша проводил много времени над

книгами в монастырской библиотеке,тайком читал трактаты, запрещенные инквизицией,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Шайковская СОШ №2»
Калужской области, Кировского района
Разработка урока по Новой истории
7 класс(ФГОС)
Рождение новой европейской науки.
Учитель истории и обществознания: Исайкина Д.Г.
Технологическая карта урока.
Предмет-История Нового времени (7 класс)
Класс-7
ФИО учителя- Исайкина Дарья Геннадьевна
Наименование образовательного учреждения- МКОУ « Шайковская СОШ№2»
Место урока в системе уроков по данной теме- Урок 9.Глава 1(Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация)
Цель урока: познакомить учащихся с основными научными достижениями и научными деятелями XVI-XVIIIвеков; развивать умения: работы в группах, работы с историческим текстом.
Планируемые результаты урока: Предметные:
Знать основные научные достижения и основных представителей научной мысли XVI-XVIIIвеков, их значение в мировой истории;
Личностные:
1.Умение отвечать на проблемные вопросы, давать оценку роли личности в истории 2.Умение вступать в диалог и дискуссию вести их, отстаивать свою точку зрения
3.Умение работы с историческим текстом.
Метапредметные:
Систематизация, умения обобщить информацию, формулировать ключевую проблему.
Этап урока
Цель/задача этапа Планируемое время Деятельность и слова учителя Планируемая деятельность и слова учащихся
Запланированный результат этапа
1.Организационный момент. 2 минуты 2.Опрос домашнего задания Развитие умения формирование исторического образа, умения высказываться. Развитие умения слушать, объективно оценивать. 10 минут На отдельно стоящей парте учитель заранее раскладывает карточки с именами основных представителей философии и художественной культуры Эпохи Возрождения (домашний параграф).Примеры карточек: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Рембрандт. При этом
карточки расположены именами вниз.
Ученики поочереди подходят и вытягивают карточки. Вытянув их, дети должны представить себя на месте того или иного деятеля эпохи возрождения и рассказать современникам(классу) о своих достижениях в искусстве или философии. В конце ученики самостоятельно оценивают выступающих с помощью оценочных листов. Мотивация учащихся к изучению новой темы.
3.Переход к новой теме. Организация учебной деятельности учеников.
3 минуты Проблемный вопрос: «Подумайте, почему бурное развитие науки происходит именно в XVI веке?» Аргументируйте свой ответ. В чем была специфика средневекового знания? На чем оно основывалось? Возможные варианты ответов учеников: Этому могли послужить Великие географические открытия, новые технические изобретения.
Средневековое знание строилось на авторитете церкви.
Развитие умения объективно строить высказывание, вступать в диалог, дискутировать.
4.Формулирование проблемы
Развитие интереса,
формулирование задач.
Анализ информации,
способность к творческому решению
задач.
3 минуты
Как вы думаете, О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? -сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее яркими достижениями и представителями науки Нового времени. В конце урока вы должны постараться ответить на вопрос: Какие представления о мире и человеке,сформировавшиеся в период Нового времени сохранились до наших дней?
Предположительные ответы учащихся: о научных открытиях того времени, о знаменитых ученых и т.д. Формирование умения определять цель, ставить проблему,
выдвигать версии
5.Вызов
Научиться систематизации знаний, умению обобщить информацию, сформулировать ключевую проблему дискуссии.
2 минуты Актуализация знаний учащихся: ответить письменно на вопрос в тетрадях- Почему развернулась борьба за новое видение мира? Кто в ней принимал участие, а кто одержал верх? Примерные ответы учащихся: Церковь не признавала новые открытия в науке, она по-прежнему объясняло видение мира на основе религии и античных авторитетах. Умение излагать свои мысли.
6.Осмысление
7.Рефлексия
8.Самооценка
9.Домашнее задание Научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Развить умение давать оценку личности в истории, вести дискуссию, уважать мнение другого.
Устанавливать логические связи между явлениями.
Развитие самоконтроля у учащихся.
13 минут
5 минут
1 минута
1 минута Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
Читаем 10-ый параграф учебника, пункты «Борьба за новое видение мира», « Новая картина мира», « Новая европейская философия».
После того как учитель выслушает ответы учеников, можно их изобразить в виде схемы:
Борьба за передел мира
Церковь Новая наука
1543г-книга Николая Коперника « О вращение небесных тел»(Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца»
Джордано Бруно-идея о бесконечности Вселенной;
Галилео Галилей-с помощью телескопа открыл новые миры, горы на Луне, спутники Юпитера, пятна на Солнце.
Исаак Ньютон-Открыл закон всемирного тяготения, механического движения.
Френсис Бэкон-Открыл метод наблюдения и опыта.
Рене Декарт- Считал разум человека источником знаний
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Подумайте над смыслом высказываний:
1.Рене Декарт: « Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».
2.Фрэнсис Бэкон « ….Самое лучшее доказательство есть опыт..»
Заслушать ответы на проблемный вопрос, заданный ученикам на
Стадии формировании проблемы « Какие представления о мире и человеке,сформировавшиеся в период Нового времени сохранились до наших дней?»
Задаёт вопросы о цели занятия.- Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы?
Параграф10 , составить для одноклассников вопросы по разделу « Эпоха Возрождения». Учащиеся знакомятся с нужной информацией в тексте параграфа, отвечают письменно на поставленный вопрос.
1.Проговаривают новые знания.
2. Высказывают свои предположения.
Ученики, работающие наиболее активно на уроке оценивают себя и деятельность других учеников.
Группировка фактов
по различным признакам.
Анализировать и делать
выводы. Делать
обоснованные выводы.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения
Список используемой литературы:
1.Учебник для 7 класса ФГОС« История Нового времени.1500-1800гг».А.Я.Юдовский,В.А.Ведюшкина,М.-Просвещение.2013 год
2.Поурочные разработки по Всеобщей истории.К.А.Соловьев-7 класс.-М.: ВАКО,2012.-208с.

На рубеже XVI-XVII вв. под влиянием бурных событий эпохи важные изменений произошли в европейской науке. Она развивалась под знаком противоречий. С одной стороны, расширились знания европейцев о мире, значительных успехов достиг-ло образование, подлинный подъем переживала наука. С другой — в пламени религиозных войн и атмосфере религиозной нетерпимости про-цветали всевозможные суеверия, наиболее диким проявлением которых стала «охота на ведьм».

В центре внимания творцов Возрождения находился человек и гума-нитарные науки. На рубеже XVI-XVII вв. интересы сместились в иную плоскость: многочисленные изобретения и усовершенствования дали огромный запас новых знаний и обеспечили рывок к развитии есте-ственных наук. В этой области начался настоящий научный переворот. Появление новых разработок в сфере естественных наук диктовалось потребностями растущего производства и практической деятельности человека. Дальние морские путешествия способствовали успехам астро-номии. Применение компаса дало толчок изучению явлений магнетизма. Успехи красильного дела, металлургии, изготовления лекарств вели к накоплению новых знаний по химии. Необходимость определять рас-стояние метания ядра во время стрельбы из пушки подтолкнула к изу-чению законов падения и движения тел.

Одновременно подъем материального производства вооружил уче-ных новыми средствами и возможностями научной работы, подготовил изобретение на рубеже XVI-XVII вв. крайне нужных для развития исследований точных приборов. В это время были изготовлены более совершенные часы, появился микро-скоп, телескоп, термометр и другие необходимые для астрономии и физики приборы. Первые большие открытия сделали астрономы.

Со времен античности в Западной Европе господствовали представления о Земле как центре Вселенной. Вокруг нее в определенной последовательности вра-щались Луна, Солнце и планеты. Такая точка зрения полностью соответствовала католическому вероучению, поэтому отрицать ее можно было, только восстав против авторитета церкви. Первым на этот смелый шаг отважился польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Он высказал мысль, что Земля вместе с планетами вращается вокруг неподвижного Солнца. Свою теорию Коперник обосновал в работе «О вращении небесных сфер». Опасаясь инквизиции, астроном долгие годы не осмеливался опубликовать свой трактат и первый напечатанный экземпляр увидел лишь в день своей смерти.

Открытие Коперника нашло дальнейшее обоснование в исследованиях немца Иоганна Кеплера (1571-1630). Обу-чаясь профессии богослова, одаренный юноша вскоре увлекся точными науками. Он произвел математическую обработку астрономических данных и не только подтвердил, но и развил далее теорию Коперника. В 1627 г. Кеплер составил таблицы движения планет вокруг Солнца. Он предположил, что орбита планеты имеет вид не круга, а эллипса. О зна-чении деятельности ученого свидетельствует тот факт, что отрытые им законы движения планет и сегодня называют «законами Кеплера».

Ян Вермеер. Астроном. 1668 г.

История донесла до нас рассказ о том, что в начале XVII в. в небольшом голландском городе Мидделбурге жил мастер Xанс Липперсгей, изготов-лявший и продававший очки. Однажды его дети играли в лавке и решили через два стеклышка рассмотреть красивого петушка на шпиле соборной звонницы. К величайшему удивлению петушок увеличился в размерах. Мальчики рассказали об этом отцу, и тот выяснил, что одно стекло было выпуклым, а второе — вогнутым. Он закрепил их на концах двух трубок и поместил их друг в друга. Так была создана первая подзорная труба. Как часто случается с гениальными открытиями, еще несколько людей почти одновременно с голландским мастером сделали подобные трубы. Стекла в них были отшлифованы в форме зернышка чечевицы. На немецком чечевица звучит «линзе», отсюда и пошло название «линза».

Сначала никто и не предполагал использовать подзорные трубы для научных исследований. Только великий Галилео Галилей (1564-1642), сконструировав телескоп с увеличением в 32 раза, направил его в звезд-ное небо. Ученый открыл новые звезды и увидел на Луне горы, оставил первые зарисовки лунной поверхности. Он обнаружил пятна на Солнце, а также подтвердил, что Земля, как и другие планеты и Солнце, враща-ется вокруг своей оси. За это утверждение против Галилея ополчилась инквизиция. Спасаясь от сожжения, он был вынужден публично отречься от своих убеждений, хотя и не перестал сомневаться в их правильности. По легенде, покидая зал суда, великий ученый тихо, но твердо произнес: «И все-таки она вертится!».

Решительным сторонником учения Коперника стал итальянский монах-францисканец Джордано Бруно (1548-1600). Он пошел дальше своего предшественника и, в отличие от Коперника, считал, что Вселен-ная не ограничена одной лишь Солнечной системой. Бруно высказал мысль о нескончаемости Вселенной и существовании в ней множества миров, в том числе и населенных. Эти взгляды слишком расходились с церковным учением и стали основанием для обвинения в ереси. Восемь лет в тюрьме, допросы и пытки инквизи-торов не сломили Бруно и не заставили его отречься от своих взглядов. Человек удивительной образованности, один из самых оригинальных мыслителей XVI в.,

Джордано Бруно был сожжен в Риме. Он остался верен своим словам: «Кого захва-тывает величие его дела, тот не чувствует страха смерти».

Жесто-кие расправы не могли остановить разви-тие новой науки и поиск учеными из раз-ных стран Европы новых способов позна-ния мира. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был уверен, что в сво-ей работе ученый должен опираться на результаты длительных наблюдений. Только многократные эксперимен-ты могут дать основания для обобщающих выводов, только опыт состав-ляет основу научных знаний, является единственным источником исти-ны и ее единственным подтверждением. Убеждение Бэкона о том, что наука должна дать человеку власть над природой и улучшить жизнь, нашло выражение в его крылатом афоризме «Знание — сила».

Разносторонность интересов Бэкона просто поражает: он был полити-ком и государственным деятелем, юристом и дипломатом, историком и литератором. Мир, преобразованный всемогущей наукой, философ опи-сал в своем утопическом романе «Новая Атлантида», где изобразил захватывающую картину жизни в идеальном государстве. Вся власть в нем сосредоточена в руках совершенного правительства под названием «Дом Соломона». В него входят только ученые, благодаря их достижени-ям перед страной открывается прекрасное будущее, а ее жителей ждет всеобщее процветание.

XVII в. Из «Новой Атлантиды» Фрэнсиса Бэкона. Читайте не для того, чтобы отрицать и опровергать, не для того, чтобы принимать на веру, и не для того, чтобы найти предмет для беседы, а чтобы мыс-лить и размышлять… Я всего лишь трубач и не принимаю участие в битве... Наша труба призывает людей не ко взаимным распрям или сражениям, а, наоборот, к тому, чтобы они, заключив между собой мир, объединенными силами встали на борьбу с природой, захватили штурмом ее неприступные укрепления и раздвинули пределы человеческого могущества. Материал с сайта

В отличие от Бэкона, выдающийся французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650) отводил опыту второстепенную роль. Источни-ком истинного знания он считал разум. Свою безграничную веру в великий разум философ запечатлел в словах: «Я мыслю, значит, я существую». Учение Декарта — картезианство (от его латинизированного имени — Картезий) — нашло многочислен-ных приверженцев и последователей. Оно заложило основы рационализма XVII ст. — убежденности в том, что мерилом истины является разум.

Развитие научной мысли и потребно-сти естественных наук способствовали быстрому развитию математики. Откры-тия в ней осуществлялись одно за другим: были изобретены логарифмы, начали использоваться буквы и знаки сложения и вычитания, равенства, скобки и другие. Отныне в употребление вошли четкие алгебраические формулы, что значительно облегчило сложные вычис-ления.

Начало новой эпохи в развитии математики и физики связано с именем выдающегося английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727). Он изу-чал природу света, движение планет по орбите, принципы взаимодействия физических тел. В каждой из этих отраслей Ньютону принадлежат гени-альные открытия, что позволило ему сформулировать закон всемирного тяго-тения и внести огромный вклад в соз-дание научной картины мира.

Колоссальное влияние на европейскую научную мысль оказал немец-кий ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716). Человек исключительной одаренности, он отстаивал идею о единстве знаний и достиг немалых результатов в разных сферах науки — праве, истории, языкознании, гео-логии, физике и других. Ученый утверждал, что мир построен на осно-ве точных математических расчетов и состоит из мелких живых час-тиц — монад. Их разные комбинации создают нескончаемое разнообра-зие мира, в котором все элементы тесно взаимосвязаны. Одно из изобре-тений Лейбница — счетная машинка. Она производила все арифметиче-ские действия и вызвала огромный интерес и высокую оценку в Европе того времени.

Вопросы по этому материалу:

  • «Контроль знаний по истории» - Количество участников в предметных олимпиадах. Формы контроля: Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Типы контроля: Нетрадиционные формы контроля: Формы организации внеурочной деятельности по предметам истории и обществознания. 2. Письменные. 1. Устные 2. Письменные 3. Практические. Результаты профессиональной деятельности.

    «Основы медицинских знаний» - Наличие потенциального заказчика. Организация – головной исполнитель: Оборудование, необходимое для реализации проекта. Коммерческая перспектива проекта. Цель и задачи проекта. Актуальность и значимость: Научная и методическая новизна: Задел проекта: Проект сметы. Ожидаемые результаты: Перечень объектов интеллектуальной собственности.

    «Правовые знания» - Правовая культура. Формируется многими поколениями, характеризуется преемственностью. Причины правового нигилизма: Отражает явления, связанные с правом. Правовая идеология. Профессиональное – обладают юристы, специалисты-практики Научное (теоретическое) - источник правотворчества. Осознание правовых явлений через юридические понятия и категории.

    «1 сентября День знаний» - А все благодаря многочисленным андалузским праздникам. А вот во Франции, кажется, каникул больше, чем учебных дней. Англия, сша. И не случайно мы отмечаем День Знаний. Чемпион по каникулярной краткости - Дания. презентация К Дню Знаний. Япония. Австралия. Столько официальных каникул и выходных дней и нет ни в одной другой стране.

    «Путешествие на планету знаний» - Выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Почему «Морская флотилия»? Путешествие включает: конкурсы, игры, праздники, встречи. Куда отправятся путешественники? Остановки: В добрый путь, ребята!!! Цель игры «Путешествие на планету Знаний». Символика путешественников.

    «Качество знаний учащихся» - Качество знаний учащихся 4-х классов школ района. Качество знаний учащихся основных школ района. Качество знаний учащихся средних школ района. Качество знаний учащихся за 3 года. Сравнительная характеристика качества знаний учащихся средних городских школ. Количество учащихся, оставленных на повторное обучение за 3 года.

    МО: По степени самостоятельности ученика в приобретении знаний – репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный.

    Цели урока:

    Обучающая:

    • ознакомить учащихся с наиболее важными достижениями науки;
    • подвести к выводу о рождении новой европейской науки в эпоху Возрождения;

    Развивающая:

    • развивать операционный стиль мышления учащихся;
    • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;
    • продолжить развивать умения делать доклады, сообщения;

    Воспитывающая:

    • воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности;
    • вызвать чувство восхищения великими учеными и их великим научным подвигом во имя прогресса всего человечества;
    • воспитывать у учащихся любознательность, интерес к великим открытиям, научной деятельности, знаниям.

    Задачи урока:

    • Вспомнить какие представления существовали у европейцев в эпоху средневековья.
    • Познакомиться с наиболее важными достижениями науки того времени.
    • Выяснить как повлияли достижения науки на изменение представлений о мире.

    Планируемый результат: учащиеся осознают, что в XVI-XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.

    Проблемный вопрос: подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времен.

    План урока:

    1. Актуализация знаний

    • мобилизующее начало урока
    • проверка знаний учащихся.

    2. Формирование умений и навыков

    • объяснение нового материала (беседа);
    • работа с источниками.

    3. Применение полученных знаний и умений на практике:

    • постановка и решение проблемной задачи
    • творческое домашнее задание
    • подведение итогов урока
    • выставление оценок.

    Ход урока

    1. Актуализация знаний.

    (Учитель сообщает цели и задачи урока).

    Проблема «Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени».

    2. Фронтальное повторение материала

    Учитель истории:

    Стремились все - открыть, изобрести,
    Найти, создать…царила в эти годы
    Надежда – вскрыть все таинства природы.
    Валерий Брюсов.

    Одной из характерных черт нового времени стало усиление интереса к окружающему миру. Старый средневековый образ мира начинает разрушаться.

    Ребята, как вы думаете, какие процессы и события в развитии европейского общества в 15 - 16 вв. повлияли на изменение представлений о мире?

    Слайд (Великие географические открытия: 1492 г. – открытие Америки; 1498 г.– морской путь в Индию; 1519 – 1521 гг. - кругосветное путешествие).

    Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили и дали новые знания о живущих на ней людях.

    Рост городов, развитие мануфактурного производства, увеличение торговых связей между странами и континентами рождали потребность в точных научных знаниях.

    Изменилась и духовная жизнь людей.

    Рядом с постоянной мыслью о вечном, о душе (в те времена все люди были религиозны) проявляется интерес к жизни земной.

    В эпоху средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности.

    Однако любознательность и критическое отношение к действительности заставляют людей раннего нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали ученые гуманисты.

    - Ребята давайте вспомним определение гуманисты.

    Хотя наука в это время еще не была свободной от религиозных взглядов, а многие великие ученые оставались людьми верующими, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Духовенство поддерживало учение Птолемея. Слайд

    Слайд - Давайте вспомним это учение. (Земля не подвижна и находится в центре мира).

    Это учение не противоречило Библии о том, что бог создал Землю и людей, а Солнце и планеты заставил вращаться вокруг Земли.

    3. Изучение нового материала.

    Учитель истории:

    Сокрушительный удар по устаревшим взглядам на Вселенную нанес великий польский ученый Н. Коперник.

    - Сообщение учащихся о нем. Слайд

    - Работа с документом.

    Выводы об учении Коперника.

    Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

    Открытие Коперника произвело переворот в науке и стало началом новой астрономии.

    Слайд Дело Коперника было продолжено Дж. Бруно. Развивая учение Коперника, пришел к следующим выводам:

    - Работа с документом.

    Учитель истории:

    Давайте обратимся к документу и выясним к каким же выводам пришел Дж. Бруно.

    Итог: «Вселенная не имеет края, безмерна и бесконечна». Не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Вселенная – это бесконечное множество звезд. Вокруг Солнца все планеты.

    Это учение Дж. Бруно стоило жизни. Он стал настоящим борцом за науку.

    - Сообщение учащихся о нем. Слайд

    Итог: Николай Коперник разрушил старые представления о неподвижности Земли, являющейся центром Вселенной.

    Джордано Бруно разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира.

    Учитель истории:

    Подобной судьбы еле удалось избежать другому гениальному ученому - Галилео Галилею.

    - Сообщение учащихся о нем. Слайд

    Учитель физики:

    Вы часто наблюдали падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.

    Давайте проделаем простой опыт. Возьмем лист бумаги и отпустим его с высоты своего роста. Затем тот же листик скомкаем и снова отпустим с той же высоты. Что вы заметили? Конечно же, вам бросилось в глаза, что в первом случае бумага падает медленнее, чем во втором.

    - Что является «виновником» торможения листа бумаги?

    Нетрудно догадаться, что «виновником» торможения листа бумаги был воздух. А если будут падать перышко и свинцовый шар? Со времен Аристотеля считалось, что всегда тяжелые предметы падают быстрее легких. И только Г.Галилею, проведшему в своей лаборатории множество опытов с падающими телами, удалось выяснить, что если бы не было воздуха, все тела - и тяжелые, и легкие - падали бы одинаково. То есть в отсутствие воздуха наш плоский листик и смятый бумажный комок, пушинка и массивная гиря упали бы на землю с одной и той же высоты за одно и то же время.

    Слайд Знаменитая «падающая» башня - это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый.

    Слайд Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.

    Слайд Свободное падение - это движение тел в безвоздушном пространстве (вакууме) без начальной скорости только лишь под действием притяжения Земли (под действием силы тяжести).

    Слайд Лишь итальянскому ученому Галилео Галилею удалось установить, что траекторией тела, брошенного под углом к горизонту в безвоздушном пространстве, является парабола.

    Итог: Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной.

    Все открытия подтвердили учение Коперника и Джордано Бруно.

    Учитель физики:

    Слайд “Был этот мир глубокой тьмой окутан.

    Да будет свет, и вот явился НЬЮТОН.”

    - Сообщение учащихся о нем. Слайд

    Великий английский ученый семнадцатого столетия Исаак Ньютон заложил основы современных физики и астрономии.

    Существует легенда, что однажды Ньютону с дерева на голову упало яблоко. Почему яблоко не улетает в сторону, а всегда падает вниз?

    Инсценировка легенды.

    Слайд

    Когда однажды, в думу погружен,
    Увидел Ньютон яблока паденье,
    Он вывел притяжения закон,
    Из этого простого наблюденья.

    Слайд Ответ на этот вопрос дал открытый им закон ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ, которому подчиняется и падение яблока и движение планет.

    Слайд о яблоне

    Почему, разогнавшись на санках с ледяной горки, мы можем довольно долго мчаться по прямой? Почему, раскрутив педали велосипеда, мы можем катиться опять-таки довольно долго и, если не вертеть рулем, тоже прямо? Почему, резко остановившись, мы можем вылететь из седла?

    Все это - проявления общего для всех тел свойства, называемого инерцией. Если вы хотите сдвинуть с места стол, вам надо приложить к нему силу, а стол как бы сопротивляется вашим стараниям. Это - инерция покоя. Если вы хотите остановить те же санки или велосипед, вам опять-таки надо приложить силу, только теперь тормозящую. И движущееся тело не подчинится вам мгновенно - тоже будет словно сопротивляться. Это - инерция движения.

    Можно привести десятки хорошо известных примеров, где вы сталкиваетесь с инерцией. Еще не умея произносить это слово, вы набили себе немало шишек, знакомясь с ним, когда начинали ходить. Оказывается, как ни своенравна инерция, она подвластна строгим законам. Эти законы - одни из главных в механике. Их установил великий Исаак Ньютон, и, пользуясь этими законами, инерцию можно не только объяснить, но и «приручить».

    Опыт Перед вами машинка, не заводная… Принцип действия данных игрушек основан на явлении инерции. Такие игрушки называют инерционными. На задней или передней оси находится ряд шестеренок, которые соединены с маховиком. При толкании игрушки, шестеренки придают движение маховику.

    Слайд Но какое же оно свободное, если от воздуха никуда не деться? На этот вопрос окончательно ответил величайший английский ученый И.Ньютон. Он провел эксперимент с падающими телами в трубке, из которой был откачан воздух. Все подтвердилось!

    Еще более наглядно равенство ускорений различных тел при свободном падении в безвоздушном пространстве демонстрируется с помощью прибора, называемого трубкой Ньютона. Она представляет собой длинную стеклянную трубку, в которую помещены перо, свинцовая дробинка, пробка.) Если в трубке есть воздух, то тела падают с разными ускорениями, дробинка с большим, пробка с меньшим, а перо с самым маленьким..

    Если из трубки откачать воздух, то все три тела падают с одинаковым ускорением

    Итог: Завершил создание новой картины мира в ранее Новое время.

    Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики.

    4. Закрепление.

    Учитель истории:

    А сей час исходя из полученных знаний мы попробуем ответить на поставленный в начале урока вопрос:

    Слайд Какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени.

    Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из девяти планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

    Учитель истории:

    Где используют законы Ньютона в настоящее время?

    Поставив проблему изучения различных сил, Ньютон сам же дал первый блистательный пример ее решения, сформулировав закон всемирного тяготения, который до сих пор остается основой всех астрономических открытий. С его помощью ученые предсказывают затмения солнца и рассчитывают траектории космических кораблей.

    Видеофрагмент

    Учитель физики:

    С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение ученых. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полеты человека в космическое пространство.

    Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики (гигантское скопление звезд). Наша и другие Галактики в свою очередь образуют скопления галактик, а они – сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

    Видеофрагмент

    Учитель истории:

    Итак, ребята на видеофрагменте вы еще раз убедились, что мир Вселенной очень многообразен. И мы все люди песчинки в этом мире. Исходя из сегодняшнего урока вы ребята, еще раз убедились о неограниченных возможностях человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы. И для этого, конечно, необходима сила воли, настойчивость, для того чтобы достичь успеха в поставленных целях.

    5. Рефлексия.

    Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

    Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

    6. Итоги урока. Оценки за урок.

    7. Задание на дом.

    1. Параграф 10, пересказ
    2. Заполнить в тетради таблицу, стр. 87

    «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».

    Дома вы заполните таблицу, учитывая материал урока и материал параграфа 10 т. к. открытия в этот период были и в других областях науки.