Российские города названные в честь святых. Отражение христианских названий в топонимике города

История города Кириллова отличается от истории других русских городов. История Кириллова напоминает . Кириллов, так же как и Сергиев Посад возник из монастырской слободы. Это уникальные города, уникальные места для православных паломников. Город Кирилов расположен в 125 километрах от Вологды. Населения Кириллова 9.000 человек. Стоит же город на берегу Сиверского озера.

История Кириллова неразрывно связана с историей Кирилло-Белозерского монастыря. Обитель была основана преподобными Кириллом и Ферамонтом в 1397 году. Кирилл многое сделал для становления обители. В монастыре было отлажено хозяйство, была своя библиотека. Слава о деятельности Кирилла разнеслась по русской земле. Уже после смерти Кирилла, в монастырь приезжали и .


Интересным местом в Кириллове является Гора Маура. Говорят, что когда Кирилл и Ферапонт впервые пришли в эти края и взошли на гору, то их взору открылась неописуемая красота местной природы. Так, старцы решили остаться здесь. Маурова Гора (Маур с греческого - черный) располагается в 4 километрах от Кирилло-Белозерского монастыря.

На вершине горы стоит часовня в честь преподобных. Рядом с часовней находится камень, который называют камнем преподобного Кирилла. Говорят, что вмятина на нем - след от ступни преподобного. Подниматься на Гору Маура одному - задача не из легких. Лучше всего, взять с собой опытного местного проводника. Зимой, местные жители катаются с Мауровой Горы на лыжах.

Гордое имя Кириллов получил в 1776 году. Через год был утвержден план застройки и развития Кириллова. К сожалению, грандиозный план не был реализован даже частично. Предполагалось построить в городе четыре площади и аж сорок улиц. В 19 столетии через Сиверское озеро, на берегу которого стоит Кириллов, прошел канал имени герцога Виртембергского. Канал должен был связать Волгу, Шексну, Сухону и Северную Двину. Таким образом, из Волги можно было попасть прямиком в Архангельск. На конец 19 века, население Кириллова составляло 4000 человек. В городе было всего лишь 20 каменных домов.


Старинные каменные дореволюционные дома Кириллова можно увидеть на Комсомольской улице. В 1914 году, здесь было построено здание гостиного двора, сегодня в этом здании находится дом культуры. В Кириллове расположен замечательный парк - «Русский север», на обширных территориях парка живут медведи, бобры, и редкие птицы. Много здесь речушек и озер богатых рыбой. Местные болота богаты клюквой.

Кириллов маленький город. Люди на протяжении всей истории города занимались в основном ремесленничеством. Земля в Кириллове малоплодородная. В дореволюционные годы, в Кириллове работал завод «Северная Богемия», который выпускал пиво и медовуху. Это было крупнейшее предприятие города, хотя на нем трудилось всего лишь 12 человек.

Кириллов, на самом деле, сложно назвать городом. Например, местные хозяйки поласкают белье на берегу озера, что летом, что зимой. Историки и люди, бывавшие в Кириллове, говорят, что город прекрасно сохранился. Так оно и есть, но вот только, к сожалению достопримечательностей, в Кириллове не так много. Будучи в Кириллове не теряйте время зря, обязательно посетите Кирилло-Белозерский монастырь. Не обходите внимание и Горицкий, а так же Ферапонтов монастыри.

Гостиницы Кириллова: «Русь» (Улица Урицкого), «Сиверская» (улица Строителей).

История всей большой нашей страны, всех её уголков, всех наций изучается и преподносится в школьном образовании, как история центра страны, как история основных исторических персонажей. Но история всей большой страны все, же складывалась как история суммы небольших частей. Вот и изучать её нужно соответственно: не только как изучение центра и основных событий, а как отдельных народов и отдельных регионов.

Трудно, изучая историю только центра страны, почувствовать причастность к местной истории, к местному наследию, трудно стать её патриотом, трудиться ради её процветания, особенно современному школьнику. Когда знаешь, как жили и трудились на твоей земле твои предки, знаешь, что они чувствовали, как страдали и радовались, как воспринимали успех, и как переживали горе, тогда и появится чувство сопричастности к местному материальному и духовному наследию, забота о его сохранении и приумножении. Вот почему так важно, чтобы патриотическое и гражданское воспитание юного гражданина Отечества начиналось с изучения социо-культурной среды своего города. Общепризнано, что социо-культурная среда города активно влияет на каждого своего жителя через внешний облик города, традиции, характер отношений и общения. Однако это влияние требует целенаправленного накопления, развития, закрепления: человек, живущий в этой среде, должен осознавать культурное богатство города, вносить свой вклад в сохранение и развитие культурного наследия через соответствующее отношение к нему и практическую повседневную деятельность. Вследствие этого важную роль приобретает именно школьное краеведение, ведущей идеей которого является целенаправленная подготовка юных прокопчан к осознанному включению в культурную и духовную жизнь города и региона, к пониманию своей сопричастности с природой и социокультурой Прокопьевска и области; приобщение их к ценностно-ориентированной деятельности, формирование у них опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к своему городу, краю и друг другу. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Сейчас, как никогда, наши дети нуждаются в нравственных ориентирах, взращённых на родной почве, являющимися в то же время частью большой Родины. “К патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать…” – справедливо отмечал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому в нашей школе разработаны курсы по краеведению. Одно из занятий курса мной представлено вашему вниманию. Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живущих несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, пожелайте успешной работы на занятии. А теперь все посмотрите на меня, и мысленно обменяемся добрыми пожеланиями для успешной работы на занятии. Спасибо. Садитесь.

2. Мотивация.

– Тема нашего занятия – “Город, носящий имя святого”. Можете ли вы назвать города, в наименовании которых есть имена святых? (Ответы детей.) Как думаете, о каком городе пойдёт речь на нашем занятии?

3. Постановка цели и задач занятия.

4. Основная часть занятия.

Работа в группах.

– Итак, начнём наше занятие. Задание № 1: прочтите его на слайде и выполните . (Работа детей с документальными источниками, составление презентаций.)

Защита презентаций детьми.

– Что объединяет ваши презентации? Что было в них общего? (Ответы детей.) С чего началось освоение Кузнецкого края?

Рассказ учителя о Христорождественском монастыре:

– В 33 верстах от Кузнецкого острога был основан Христорождественский монастырь, в котором поселились 40 монахов среднего возраста. Первая проблема, с которой они столкнулись, – им нечего было есть. И они обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить им прирезать земли. Рядом, на свободных землях, селились переселенцы из Центральной России, которые имели деньги для покупки разрешения у воеводы права на поселение. Вспомните документ и ответьте на вопрос: как назывались такие поселения? Жизнь поселенцев заимок тесно была связана с Христорождественским монастырём: они молились в церкви монастыря, участвовали в православных Таинствах. Но жители заимок не разрешали селиться рядом с ними бедным беглым крестьянам, и те селились на монастырских землях сначала с разрешения монахов, а затем и самовольно. Так возникла деревня Монастырская. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием деревни.)

А заимки расстраивались за счёт постройки домов детям и внукам. Поселение в конечном итоге выросло. Подумайте, можно ли его назвать селом? (Ответы детей.) Откройте словари и найдите определение слова село. Какие признаки села указаны в словарной статье?

Работа детей с толковым словарём.

– Так чего же нам не хватает на схеме? (Ответы детей. Учитель крепит на доску изображение церкви.)

– А как она называлась? Вспомните документ. Почему такое название? (Ответы детей.) Село стало называться Прокопьевским, по имени Прокопьевского прихода. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием села.)

– Кто же такой святой Прокопий, именем которого названы церковь и село?

Мультимедийная презентация о святом Прокопии, сопровождаемая словесным комментарием учителя.

– В середине XIII века очень богатый, молодой, необыкновенной красоты немецкий купец католического вероисповедания прибыл в Великий Новгород, о котором он много слышал и мечтал увидеть. Его потрясли белостенные храмы Новгорода с золотыми куполами в лазоревом небе, полумрак помещений, освещённый мерцанием восковых свечей, стройное, хватающее за душу церковное пение. Решение пришло само: вернувшись на корабль, Прокопий отписал капитану и его команде оставшееся имущество, а утором раздал деньги нуждающимся новгородца, принял православие и вступил в новгородскую обитель иноком.

Но в обитель стали приходить любопытствующие, чтобы посмотреть на чудака. Их речи смущали Прокопия. И, избегая известности, он тайком ушёл из обители. Путь его лежал на восток. Он был труден и опасен. Ему приходилось переплывать бурлящие реки, вязнуть в болотах, пробираться сквозь чащу тайги. Однажды уставший Прокопий присел на пень, чтобы отдохнуть и перекусить милостыней. Он бережно развернул тряпицу с ломтем хлеба, но тут из чащи вышла волчица. Взгляд её был настолько выразительным. А сама она выглядела измученной и истерзанной, что Прокопий протянул ей ломоть. Волчица схватила хлеб и скрылась в кустах.

Прокопий поселился в Устюге. Никто его здесь не знал. Он был для всех простым нищим, пришедшим неизвестно откуда. Прокопий принял на себя подвиг юродства во Христе , что тогда ещё не было известно на Руси. Он стал первым русским блаженным . В грязной одежде, с босыми ногами, посиневшими от холода, со спутанными волосами, ходил Прокопий с тремя клюками, возбуждая у одних жалость, а у других насмешки. Но он всегда молился за своих обидчиков. За свою крепкую веру блаженный Прокопий получил от Господа дар прозорливости. Одни стали замечать, что если Прокопий держит клюшки крюками вверх, то год будет урожайным. А если вниз – готовься к голоду и мору. И это не единственное предсказание Прокопия.

Ознакомьтесь с другими фактами прозорливости Прокопия, выполнив задание № 2. Прочтите его на слайде.

Работа детей с текстовыми материалами о предсказаниях Прокопия.

– О каком предсказании рассказывает этот слайд? (Ответы детей.)

– А какое деяние сделало Прокопия любимым и почитаемым в Великом Устюге? (Ответы детей.)

– За что обычно Русская Православная Церковь причисляет верующих к лику святых? (Ответы детей.)

– А можно ли было причислить блаженного Прокопия к святым? (Ответы детей.)

– Умер Прокопий в 1303 году. А в 1547 году на Церковном Соборе он был причислен к лику русских святых. Догадались ли вы, какой город носит имя этого святого? (Ответы детей, учитель крепит на доску карту города Прокопьевска и табличку с наименованием города.)

– А теперь перенесёмся на несколько сот лет вперёд.

Работа со слайдовым рядом.

– 1812 год – Что это за дата? Какое событие произошло в истории нашей Родины? (Ответы детей.)

Свой вклад в борьбу с врагом внесли жители села Прокопьевского. Служить в армии по тем законам они не могли, служили только рекруты. В ополчение тоже нельзя было вступить, так как война шла не на их территории. Но для вооружения русской армии жители села Прокопьевского собрали 3 376 рублей. Для сравнения: корова стоила 10 рублей, лошадь – 12. Как вы думаете, большая это была сумма?

– А эта дата, я думаю, вам всем хорошо известна: 1941-1945 годы. В мае 1943 года в местной газете “Ударник Кузбасса” была опубликована благодарственная телеграмма товарища Сталина жителям Прокопьевска, которые для строительства боевых самолётов лётной эскадрильи “Шахтёр Кузбасса” собрали 9 миллионов 445 тысяч 800 рублей. О каких нравственных качествах жителей говорят нам эти факты? (Ответы детей.)

– В 1981 году город-труженик за свой огромный вклад в развитие экономики государства был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Наш город удостоен одного ордена, а Кемеровская область награждена двумя орденами – Ленина. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.) Такую высокую оценку, согласитесь, нужно было заслужить, и нам, жителям Прокопьевска, есть чем гордиться.

Чтобы в этом убедиться, давайте совершим заочную экскурсию по нашему городу.

Слайд-фильм.

– Ребята, красивый у нас город? Красивым его делают люди. Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родному городу, краю, Родине? (Дети называют нравственные качества, учитель крепит на доске таблички с указанием данных качеств.)

– Все эти качества воспитываются в семье, и объединяет их такое понятие, как духовность. (Учитель крепит в центр табличку с указанием данного слова.) Многие из вас в будущем создадут семьи. И от того, какими они будут, зависит будущее нашего города, носящего имя святого Прокопия.

5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

– Вот и состоялось, мои новые друзья, ваше введение в Прокопьевскведение. Наш город, как и многие другие, – это не просто место обитания, внешнее сооружение, а то, что созидается, вырастает внутри каждого из нас. Это наш внутренний, духовный мир. И каждый из нас может сделать его прекрасным, гармоничным и светлым. Но для этого нужно уметь над собой работать, уметь чувствовать, слышать, видеть, понимать. Это труд, но труд, дающий счастье познания. И пусть поможет вам в этом труде святой Прокопий. (Учитель дарит на память закладки и буклетики с изображением святого.)

6. Рефлексия.

Топонимия- это культурно-историческая и духовная память народа. Когда разрушаются архитектурные сооружения, стираются из памяти исторические события, в народной речи сохраняются закрепившиеся от частого повторения названия населенных пунктов, рек, улиц, площадей и т.д. Эти названия являясь языковым кодом истории, несут в себе информацию. Любая территория, освоенная человеком, постепенно заполняется топонимами, то есть названиями территорий, природных и др. объектов, которые, выполняя функцию имени собственного, различают объекты, выделяют их в ряду себе подобных, выполняют адресную функцию. Постепенно формируется некое топонимическое пространство, которое представляет собой сложное сплетение названий, закрепленных как естественным путем, так и при помощи искусственной номинации (т.е. называния). При этом с повышением уровня цивилизации усиливается и элемент искусственности, то есть сознательного вмешательства и осознанного присвоения так называемых названий – посвящений. В процессе человеческой деятельности по присвоению названий различным природным, городским объектам выделяются наиболее продуктивные мотивы. Топонимическая система Костромского края сложилась в процессе его исторического развития. Она имеет черты, характерные для территорий центральной части России, возникших в X — XII веках, но в тоже время обладает достаточным количеством локальных компонентов, формирующих ее как своеобразную топосистему.
С древнейших времен самым распространенным мотивом был принцип по физико-географическим особенностям. Примером тому могут служить даже современные названия улиц города Костромы: Овражная, Волжская, Горная и т.д. Вторым по распространенности можно назвать принцип номинации по трудовой деятельности человека: так возникают Кожевенные переулки, Рыбные слободы и т.д. И, наконец, третий мотив. В языкознании есть особый термин — экклезионимы, т.е. названия различных мест, улиц, городов, в основу которых положены имена святых, названия храмов, монастырей, праздников.
Для костромской топонимии данный принцип номинации является достаточно продуктивным. Выделим условно три периода развития топонимии города и рассмотрим на трех срезах отражение христианских названий в топонимах. Первый синхронный срез – с момента основания Костромы до XVII вв. Второй срез- период регулярной планировки города XVIII-XIX вв, когда появляются новые улицы, переулки, площади. И третий срез — послереволюционные переименования. На первом срезе только появляются так называемые экклезионимы, доля их невелика, отметим лишь 13 названий улиц номинация которых произошла от названия храма. Однако уже к XVII веку ситуация изменилась, только названий улиц по Писцовой книге 1628 году можно выделить уже 20. Наиболее древним является название улицы Пятницкой по стоящему на ней храму. Храмы в честь Параскевы Пятницы часто ставились в непосредственной близости от кремля на торгу, так как Параскева известна как покровительница торговли. Часто храмы в честь Параскевы Пятницы ставились на распутье. По словарю В.Даля пятницей звали «распутье, раздорожье, развилье» [Даль 1955: 554]. Это край города. У пятниц встречали и до пятниц провожали родных и знакомых. В Костроме деревянный храм Параскеве Пятнице стоял на торгу и одновременно на краю города и давал начало улице, ведущей из города на большую дорогу [Вестник археологии и истории: 5]. Известно и особое почитание костромичами Св. Параскевы Пятницы, в связи с тем обстоятельством, что оборотная сторона Чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери имела лик этой святой.
Улица Царевская называлась так по имени церкви Царя Константина, расположенной на данной улице. В разговорной речи церковь называлась У царя Костянтина [ПК 1628: 327]. Название переулок Архангельский [ПК 1628: 596] образовано в результате опущения одного компонента двухсловного имени церкви Архангела Михаила.
Для периода стихийной застройки города Костромы до XVII века большую продуктивность имел особый тип топонимов − многокомпонентные конструкции названий улиц типа: от Ямской слободы через Богоявленский монастырь к городу [ДК 1664: 131]; переулок ис Колашной улицы в Златоустинскую [ПК 1628: 291];переулок посторонь Богоявленского монастыря к Покрову [ПК 1628: 297]; от Златоустовской церкви к Покрову [ДК 1664: 135]; Калашной улицы к Златоустовой церкви [ДК 1664: 146,248]; Козьмодемианский к Златоустовой церкви [ДК 1664:135];Никольская Ратнова от всполья к городу [ПК 1628: 68];улица Игнатова идучи со всполья к городу [ПК 1628:597].
Во всех названиях мы видим компонент экклезионима. Это говорит о том, что храмы на протяжении веков играли большую роль в общественной жизни города. Они являлись очагами просвещения, выступали в качестве защитников рубежей, неудивительно, что с одной стороны они послужили источником происхождения названий многих городских объектов, а с другой стороны — неразрывно связаны с реалиями жизни города. Большинство названий храмов имели адресную приставку и в условиях городской ситуации выполняли роль топонима-ориентира именно в силу своей значимости.Успенская в кремле; Великомученика Георгия у старой осыпи (старая осыпь – остатки крепостного вала старого кремля) [Островский 1864: 105]; Крестовоздвиженская на кладбище (по преданию построена в 1654 году во время эпидемии моровой язвы); Илии Пророка на Городище; церковь Христа Спасителя на торгу (В Китае), которая находилась на территории Нового города; Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Рождества) на Лазаревом кладбище; Пророка Илии на Городище. Иоанна Богослова на Каткиной горе [ПК 1628: 202]; Козьмодемианская на Гноище. Приставка по гидрониму: церковь Спаса на Запрудне; Преображения за Волгой; Успения Пресвятой Богородицы или Успенская на Волге; Архангела Михаила у Волги; Рождества Христова/Христорождественская на Суле [Алмазов 1909: 18]; У Святых апостолов Петра и Павла за Сулой; Федора Стратилата на Суле [Островский: 104]; Преображения за Волгой; У Святых апостолов Петра и Павла за Сулой [П.Островский 1864: 104].Многокомпонентные приставки, обозначающие исторически важный объект + природный объект: На Суле Нового города Власия Великомученика [П.Островский 1864: 105].Приставки по названию слободы или части города: Успения Пресвятой Богородицы/Успенская в Андреевской слободе; Покрова Пресвятой Богородицы/Покровская в Крупениках; Космы и Дамиана в Кузнецах; Покрова Пресвятой Богородицы/Покровская, что в Полянской слободе [Алмазов 1909: 18]; Спасская в Подвязье [Островский 1864: 103].Приставки по характеристике места: церковь Николы Мокрого, которая находилась на берегу Волги: во время весеннего разлива реки часто затоплялась, отчего и произошло прозвище.
Особенно продуктивным можно считать тип названия слобод, образованных от экклезионимов. Эклезиотопоним Андреевская слобода. «Богоявленского монастыря слободка Андреевская на реке на Костроме, на Ипацкой стороне, а живут в ней монастырские служебники и всякие нищие люди» [ПК 1628: 671]. Вот вам пример перехода в городской топоним − названия близлежащей церкви, которая в свою очередь получила имя канонического имени святого Андрея Критского. Так же возникло название Никольская/Николская слобода, которая была расположена правее нынешней Московской улицы. Имела кабак, три лавки, «патриарший двор» и церковь Николая Чудотворца. Богословская слобода(в разговорной речи просто Слободка). Некогда принадлежала Ипатьевскому монастырю и иногда называлась Ипацкой. В ней жили монастырские работники, каменщики, кузнецы, иконописцы. Слобода известна по письменным источникам с XVI века. По материалам генерального межевания 1778 года в ней сохранялось 67 дворов. Она состояла из двух частей: по правому берегу реки Костромы возле стен Ипатьевского монастыря веерной планировки и на западе сетчатой планировки. В черту города вошла в 1931 году и стала называться улицей Трудовой слободы [Памятники архитектуры: 40], однако в речи костромичей сейчас функционирует как Слободка или Слобода.
Ко второму периоду, связанному с реализацией регулярного плана застройки Костромы принцип номинации улиц по названию храмов выходит на первое место, таких названий насчитывается 32, а если учесть, что к этой группе примыкает и часть названий-посвящений, так как все улицы, названные в честь членов царской семьи, имели и одноименный храм в четь тезоименитого святого, то этот тип представлен 42 названиями, что составляет 40% от всех названий улиц Костромы. Данный факт свидетельствует о весомости христианских традиций и их влиянии на топонимическую систему города в конце XVIII – XIX веков. Названия основных частей города: Константиновская и и юго-восточная Александровская — происходят от названия храма (в честь церкви царя Константина и Александровской часовни).Таковы же и названия площадей: Воскресенская, Павловская. В названиях улиц по экклезионимам выделим три типа: 1. Названия улиц на базе имени монастыря, кладбища. Богоявленская, Крестовоздвиженская, Спасозапрудненска.. 2. Название улиц на базе имени храма, названного в честь христианского праздника: Благовещенская, Рождественская, Троицкая, Вознесенская улица и переулок, Преображенская улица ипереулок, Воскресенская улица,переулок и народно-бытовое название Воскресенская гора.3. Название, созданное на базе имени храма, названного в честь христианского святого. Алексеевска, Борисоглебская, Власьевская, Дмитриевская, Златоустов(ин)ская, Козьмодемьянская, (Юных пионеров), Никольский переулок, Сергеевская, Стефано−Сурожский переулок, Флоровский переулок, Якимовская улица.Особо можно выделить группу названий- посвящений по именам членов царской семьи. Отходящие от центральной площади улицы, названы именами членов царской семьи, на многих улицах располагались также храмы тезоименитых святых:Павловская Александровская, Еленинская, Марьинская, Никольская.
В начале XX века онимическое пространство города Костромы претерпевает серьезные изменения. Экстралингвистические причины как никогда оказываются главными факторами, воздействующими на лексико-семантический состав апеллятивов и онимов, являющихся базой топонимов города. После революционных преобразований остро встал вопрос о переименовании улиц с «устаревшими» названиями. Появились табуированные имена, которые запрещалось произносить в связи с изменившимися идеологическими установками новой государственной системы. Наиболее значительные переименования были обнародованы решениями Горсовета от 6 ноября 1918 года, 2 марта 1925 года и 14 февраля 1938 года. Улицы получили имена деятелей революции и отечественной культуры. В топонимической системе города повсеместно возникли оппозиты старое – новое. Следует отметить, что в 1920-х годах некоторые улицы переименовывались по два-три раза, но некоторые названия не привились. Новые названия приживались с трудом, а употребление старых не приветствовалось новой властью, поэтому зачастую появлялись народно-неофициальные названия, либо фигурировали в речи параллельные топонимы из старых названий. До нашего времени дошли лишь названия улиц Пятницкой, имя которой часто мотивировали в советское время именем известного деятеля Пятницкого и улицы Лавровской, мотив которой, видимо, был забыт.
Кроме проведенного исследования по названиям городских объектов, необходимо отметить и тот факт, что названия деревень, сел, городов костромского края отражают христианские мотивы.
Уникальной топонимику Костромского края делает тот факт, что в ней некогда появились названия по именам костромских святых. Прежде всего, это названия крупных населенных пунктов: город Макарьев и Варнавин. В таком случае малоизвестное место становится известным в связи с паломничеством. В обоих случаях используется имя святого основателя обители. Употребляется топоним в родительном падеже: Город (чей?) Макарьев, Варнавин. Форма характерная для образования русских топонимов. В случае, когда одним именем называются два объекта, появляется второй компонент названия — на Унже, так как есть Макарьево в Нижегородском крае.
Отметим также, что на карте и по сей день сохранились названия: урочище Авраамий на Чухломском озере и урочище Ферапонт в Буйском районе. Данные топонимы связаны непосредственно с местом жизни святых угодников.
Мы уже отмечали, что в связи с привязанностью имени святого к жизненным реалиям места проживания, часто к имени его прибавляется адресная приставка, которая становится информативной для всех. Это может быть название реки, села, города и др.: Преподобный Ферапонт Монзенский (река Монза), Макарий Писемский, Авраамий Городецкий, Иаков Железноборовский, Паисий Галичский, Тихон Луховский, Тимон Надеевский (на реке Дее), Варнава Ветлужский, Пахомий Нерехтский, Геннадий Костромской и Любимоградский.
Очевидно, что вопрос о христианских топонимах костромского края требует дальнейшей разработки. Есть, например, интереснейший большой пласт названий деревень и сел, таких как: Рай, Иерусалим в Вохомском районе, Боговское, Попово, Дьяково в Макарьевском районе, Игумново в Буйском и т.д. Все эти названия имеют исторические реалии и требуют изучения.
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алмазов, П. А. Краткий путеводитель по Костроме и Костромской губернии / П. А. Алмазов. − Кострома, 1909
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. Т.1-4.- М.,1955
3. Дозорная книга г. Костромы 1664 года. ГАКО 588.Оп.2.Д
4. Островский, П. Ф. Исторические записки о Костроме и ея святыне благочестно-чтимой в императорском доме Романовых / П. Ф. Островский. − Кострома, 1864
5. Памятники архитектуры Костромской области: каталог. Вып. 1. г. Кострома часть 1-3. − Кострома, 1996
6. Писцовая книга г. Костромы 1628 года. ГАКО 588.Оп.2.Д.133.

источник публикации: альманах Светочъ № 3


Зинаида Савиновна Дерягина

В России встречаются города, в названиях которых запечатлены имена святых, почитаемых Русской православной церковью. Прежде всего, мы назовём город Архангельск, названный так по Михайло-Архангельскому монастырю, который был здесь поставлен и вокруг которого стали появляться слободы, впоследствии превратившиеся в город.

Наш ответ мы начнём с того, что названия городов, образованные от имён святых, встречаются не только на нашей карте, они есть на всей территории распространения христианской веры. Например, там, где наиболее сильным было влияние католичества, городские названия могут начинаться со слов сан-, сант-, сен- и сент-, которые восходят к латинскому прилагательному sanctus, что значит «священный, глубоко почитаемый». К примеру, столица Чили называется Сантьяго (в переводе — святой Яго, так по-испански так называют Якова). Этот город был основан в 1541 году.

Сюда же относится название испанского города (на Бискайском заливе) — Сан-Себастьян. Он был основан в 8 веке как католический монастырь, посвящённый святому Себастьяну. Город Сан-ХосЕ (столица Коста-Рики) был основан испанцами в 1780 году и назван в честь католического святого Иосифа. Это имя по-испански звучит как Хосе. Можно привести ещё такие названия: Сан-Франциско, Санта-Роса, Сантандер, Сан-Паулу, Сен-Луи, Сент-Этьен, в перводе это – буквально святой Франциск, святая Роза, святой Андрей, святой Павел, святой Луи, святой Стефан. Добавим ещё: американский город Сан-Франциско (на берегу Тихого океана), город Санта-Роса – в Аргентине (буквально значит – «святая Роза»); город Сантандер – в Испании, на Бискайском заливе (буквально – «святой Андрей»); город и штат Сан-Паулу –в Бразилии (в переводе — «святой Павел»). Сюда же относится и название острова Санторин (Средиземное море, Греция), что в переводе значит – «святая Ирина».

На карте мира встречается множество географических названий такого рода. Мы перечислим ещё некоторые из них: г. Сен-Луи (Сенегал) – «святой Луи»; Сен-Кантен – г.во Франции (Святой Кантен); Сент-Луис – г.в США, на р. Миссисипи (святой Луи); Сент-Этьенн – г.во Франции (святой Стефан). Такие названия городов связаны с тем, что первоначально на их месте был основан монастырь или был поставлен храм, посвящённый тому или иному католическому святому. По этой же модели был назван русский город, возникший в начале 18 столетия – Санкт-Петербург, буквальный перевод – «город святого Петра».

В России встречаются города, в названиях которых запечатлены имена святых, но уже тех, которые почитает Русская православная церковь. Прежде всего, мы назовём город Архангельск, названный так по Михайло-Архангельскому монастырю, который был здесь поставлен и вокруг которого стали появляться слободы, впоследствии превратившиеся в город. И, надо сказать, что Архангел Михаил, праздник которого церковь отмечает 21 ноября по новому стилю, является небесным покровителем этого северного портового города. Печально то, что Михайло-Архангельский монастырь был полностью разрушен, но, как видим, имя его сохранилось в названии города.

У нас в России также есть город Златоуст, это на Южном Урале. Он был так назван по имени церкви, освящённой в честь Иоанна Златоуста. В Воронежской области есть город Борисоглебск, название которого связывают с построением в 1704 году церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба. И, наконец, мы назовём верхневолжский город, который до 1918 года назывался Романовом-Борисоглебском. Именно в этом названии и запечатлены имена 3-х русских святых: св. Романа – князя Угличского и святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Этот город — один из самых живописных в Верхневолжье. К величайшему сожалению, вот уже почти 90 лет он носит другое имя – Тутаев – по имени красноармейца Ильи Тутаева, погибшего в перестрелке с белогвардейцами в 1918 году, когда подавлялся жестоким образом так называемый белогвардейский мятеж в Ярославле. Но изменилось не только название города, изменился и весь уклад его жизни, как, впрочем, изменился в 20 веке вообще весь уклад жизни в России. И прежде всего следует отметить то, что в этом городе большая часть храмов была закрыта: из 12 храмов было закрыто 9, а 3 из них были полностью разрушены.

Этот город раскинулся по обоим берегам Волги. Но исторически эти части города – Романов и Борисоглебск — были самостоятельными поселениями, возникшими в разное время и развивавшимися каждый по-своему. По административной реформе 1777 года каждый из них получил статус уездного города Ярославского наместничества, причём, город Борисоглебск появился из слияния Борисоглебской рыбацкой слободы, Ямской слободы и села Ново-Благовещенского. Также для каждого из этих новых уездных городов был высочайше пожалован герб 31-го августа 1778 года. Вначале мы приведём описание герба города Романова: «в золотом поле, вкось протекающая река; по обеим сторонам оной по чёрной полосе». Правда, из этого описания неясно, что могли означать эти две чёрные полоски, прорисованные вдоль береговых линий.

А вот герб уездного города Борисоглебска выполнен совсем иначе. Он так описывается: «в серебряном поле главная часть — герб Ярославский (то есть стоит медведь на задних лапах и держит золотую секиру); а в золотом поле венец из 13 роз, лазоревою лентою связан; в каждой розе по букве золотой; все же буквы составляют звание онаго города». Вот такой живописный герб получил в 1778 году волжский город Борисоглебск.

Через 50 лет, в 1822 году, эти 2 уездные города, стоявшие на Волге друг против друга, объединили в один — «для удобства управления» — так было записано в высочайшем Указе. И тогда же соединили их названия, в результате чего и появилось сложное имя: Романов-Борисоглебск. Может быть, это слияние 2-х городов в один было связано ещё и с тем, что на карте России в то время был ещё один Борисоглебск – в Тамбовской губернии (по современному административному делению это теперь Воронежская область).

Историки считают, что правобережная часть – Борисоглебск — появилась раньше, и первое упоминание о ней относится к 1238 году, именно к тому печальному времени, когда татаро-монгольские отряды, вторгшиеся на Русскую землю, разорили многие города и сёла. Именно сюда, в глухие леса, и бежали люди в поисках безопасного места. Считается, что здесь стали селиться жители разорённого города Ярославля. Сведения об этом мы находим в «Сказании о Борисоглебской слободе»: «…пришедши в дебрь глуху, рекому Чёрный лес, стали ставить жилище… В другое лето… приидоша мнихи (то есть монахи) и постави храм во имя святых страстотерпцев двою брату князей русьских Бориса и Глеба и прозвашася весь (то есть «село») Борисоглебска, а посих же премножися, прозвалась есть слобода Борисоглебская» .

Эта слобода относилась к числу рыбацких слобод московских князей, то есть её жители поставляли рыбу к царскому двору. И была Борисоглебская слобода в подчинении Большого дворцового приказа. Часть слобожан также занималась огородничеством и ещё – кузнечным ремеслом. Известно, что при царе Иване Грозном в слободе стояла 2-хэтажная деревянная

(« брусчатая») церковь с 5-ю куполами во имя святых Бориса и Глеба. Но уже в середине 17 века борисоглебцы построили каменную шатровую церковь. Она была летней. Главный её престол был посвящён Смоленской иконе Божией Матери («Одигитрии»), а приделы – святому пророку Иоанне Предтече и святым Борису и Глебу. Дошедшая до нашего времени надпись на стене гласит о том, что освящена была эта церковь 24 июня 1652 года. Но уже спустя два десятилетия церковь стала разрушаться (…от тягости шатровые верхи и разселась во многих местах…). И сохранилась челобитная от 1670 года, подписанная всеми жителями слободы: не только именитыми слобожанами, но и простыми крестьянами. Она была адресована ростовскому митрополиту Ионе (Сысоевичу) с просьбой благословить у этой церкви — и дальше мы цитируем — «шатры разобрать до полуцеркви и изнова с уступом от алтарей построить церковь Божию на сводах во имя Воскресения Христа Бога нашего…» Церковь предполагалось строить тоже как летнюю, то есть холодную. Митрополит Иона благословил это доброе дело. И на старые крепкие стены и своды храма поставили летнюю церковь. То есть в низу была зимняя, а на втором этаже – летняя церковь. Этот новый храм с 3-х сторон обнесли 2-хярусным гульбищем, то есть галерей, а своды увенчали 5-главием. В верхний храм вели два крыльца (южное и западное). До 20 века главным было южное крыльцо, к которому от Святых врат была проложена булыжная мостовая. В 1675 году освятили главный престол храма (летнего) в честь Воскресения Христова. Сюда же, в диаконник, где обычно хранятся священные сосуды, книги, облачения, перенесли из нижнего храма придел святых Бориса и Глеба, небесных покровителей Борисоглебской слободы. Чуть позднее, в конце 17 столетия, была сооружена отдельно стоящая шатровая колокольня, на которой были установлены часы. Они сохранялись на ней ещё в 19 веке. И тогда же была построена вокруг храма ограда с трёхярусными Святыми вратами, которые были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы.

Позднее в храме произошли некоторые изменения (вместо луковичных куполов появились шаровидные, исчезли ещё и закомары, но в основном этот главнй храм дошёл до наших дней без капитальных переделок. Это необыкновенной красоты храм, богато украшенный кирпичным узорочьем: в основном это гирлянды бус, изготовленные из лекального кирпича. А шатровую колокольню в народе стали называть «ярославской свечой».

А теперь мы скажем несколько слов — о главной святыне борисоглебского храма — это икона Всемилостивого Спаса. Это огромная икона (высота её составляет 3 м). От времени она потемнела, то есть этот древний намоленный образ совершенно тёмный, и нужно очень внимательно в него всматриваться, чтобы увидеть черты Спасителя. Правая рука Его поднята для благословения, а в левой руке Он держит раскрытое Евангелие. С этой иконой Всемилостивого Спаса в старину было принято дважды в году совершать крестный ход. Один из этих крестных ходов совершался в 10-е воскресение после Пасхи, и он проходил только по Борисоглебской стороне, а с 1888 года (именно с того времени, когда отметили 900-летие Крещения Руси) стал совершаться и 2-й крестный ход — в воскресенье, накануне Ильина дня, но он проходил только по Романовской части города. В 20 веке этот образ Спасителя был сохранён для молящихся, его, к счастью, никуда не вывезли, правда, крестные ходы долгие десятилетия не совершались. Они были возобновлены только около 20 лет назад (в 1989 году).

Как гласит предание, образ Всемилостивого Спаса был написан в 1-й трети 15 века преп. Дионисием Глушицким, и первоначально он являлся частью купола древней деревянной церкви (монастырской), посвящённой святым князьям Борису и Глебу. То есть икона Всемилостивого Спаса первоначально была частью так называемого «неба» церкви. Позднее его перенесли в собор и поставили в Борисоглебский придел над царскими вратами, а в 18 веке, когда поновляли иконы, этот образ вынесли в основную часть храма — для поклонения верующим. Заметим, что этот образ — особо почитаемый в народе. И даже существует давно сложившаяся здесь традиция — проползать на коленях под этой чудотворной иконой. Для этого в нижней части киота оставлено специальное окошечко. А на полу в этом месте, под образом, где проползают ежедневно люди с молитвинными прошениями, за 2 столетия появились даже небольшие углубления в виде колеи, протёртые коленями молящихся.

Но, оказывается, икону Всемилостивого Спаса выносят из храма ещё два раза в году. Осенью (перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы) её переносят из летней церкви в зимнюю, а весной, накануне Николина дня, эту икону переносят уже из нижней, зимней, церкви, в верхнюю, летнюю.

Левобережная часть – Романовская — была основана чуть позднее: во 2-й половине 13 века угличским князем Романом Васильевичем, впоследствии причисленным к лику святых. Для Древней Руси это был обычный способ называния города по имени его основателя. Можно вспомнить, например, город Ярославль (он был построен Ярославом Мудрым), город Дмитров (так назвал Юрий Долгорукий новый город — по имени своего сына — Димитрия). Можно ещё вспомнить город Юрьев, поставленный в Балтийской земле Ярославом Мудрым и названный так по его крестильному имени Георгий (Юрий). Сейчас этот город называется Тарту.

Угличский князь Роман Васильевич, как отмечают историки, владел, кроме Романова, ещё 6-ю городами и несколькими слободами. Во время своего почти 25-летнего правления (1261-1285) он заботился и о своём народе, и он также строил и украшал церкви. Скончался князь Роман Васильевич на 60-м году жизни в 1285 году, а в конце 16 века были обретены его нетленные мощи. Память его церковь празднует 3 февраля по ст.ст (16 февраля – по новому).

Город Романов – после смерти князя Ярослава Угличского — был унаследован его сыном – Романом Романовичем. В годы уже его правления (это середина 14 века) город Романов разорялся кочевниками, и потом был заново отстроен. Позднее, в 1468 году, при княгине Марии Ярославовне, жене вел.кн. Василия Тёмного, этот город был укреплён рвом, земляными валами, поверх которых шла деревянная стена с башнями. В 1472 году княгиня Мария Ярославовна отдала город Романов своему младшему сыну, удельному князю угличскому Андрею Васильевичу Большому, по прозвищу Горяй. В 16 веке, после взятия царём Иваном Грозным Казани город Романов был отдан на кормление татарским мурзам. И, например, именно из этого города берёт своё начало род князей Юсуповых. В 1609 году город Романов, как и многие города, сёла и деревни, был полностью разграблен и сожжён отрядами польско-литовских интервентов. И ещё заметим, что в составе 2-го народного ополчения, которое освободило Москву от поляков в 1612 году, были и жители города Романова.

В конце 18 века, как мы уже заметили, Романов получил статус уездного города, а в начале 19-го он был объединён с Борисоглебском. Именно тогда в названии вновь учреждённого города Романова-Борисоглебска и появилось три святых имени: князей страстотерпцев Бориса и Глеба и угличского князя Романа.

Зинаида Савиновна Дерягина




На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга.

27 мая 1703 года считается датой основания Петербурга. В этот день произошла закладка Петром Первым на Заячьем острове в устье реки Невы Петропавловской крепости. Если переводить название города Санкт-Петербург с иностранного языка на наш, то получается, что город назван в честь небесного покровителя Петра Первого. Хотелось бы сегодня поговорить о традиции наименования городов, улиц, значимых объектов в честь святых, небесных покровителей, важных церковных событий и праздников. Почему на Руси существовала и существует такая благочестивая традиция?

Во-первых, подчеркну важность знания обо всем этом. Порой слышишь, когда люди говорят о том же Петербурге или о нашем городе, Екатеринбурге, что Санкт-Петербург был назван в честь императора Петра, а Екатеринбург назван в честь императрицы Екатерины. И действительно, у многих людей существует стойкое убеждение, что «в честь себя и назвали». Но на самом деле здесь затрагиваются очень важные вещи. Мы видим, что наши правители чтили своих святых небесных покровителей. Это очень важно помнить и знать, потому что в этом есть и большой смысл, и очень хороший пример. И, как Вы правильно заметили, у нас в стране довольно много населенных пунктов, которые названы в честь святых или каких-то священных событий. Да, может быть, городов не так много, было больше, просто что-то переименовали, например Краснодар. А вот сел и деревень много - одних деревень в честь Покрова Божией Матери сколько, сколько сел Троицких!

Откуда идет такая традиция? Если посмотрим, как человеческая цивилизация развивается, то увидим: людям всегда было свойственно связывать свою жизнь с чем-то значимым, с какими-то событиями, людьми, с какой-то местностью. Потому что у человека внутри есть ощущение, что он и мир - одно, то есть его жизнь всегда связана с окружающим миром, в том числе с природой, людьми, обществом, государством. Не только с именами людей связывали названия каких-то населенных пунктов, а пытались эти наименования привязать к духовному, мистическому. Можно вспомнить столицу Греции - Афины, названы в честь богини. То есть людям хотелось, чтобы эта связь с чем-то божественным в их жизни присутствовала. Сейчас не идет речь о том, где истина, где не истина. Мы наблюдаем этот феномен, это желание людей не просто существовать, что называется, без роду без племени, а быть причастными к истории, событиям, жизни своих соплеменников. Кстати, почему важно знать и помнить историю? Потому что связь поколений определяет настоящее. И эта связь человеку может показать, куда надо стремиться.

Например, живут люди в Санкт-Петербурге. (Поздравляю жителей этого замечательного города с праздником.) И вот человек узнал, или, может быть, просто вспомнил, или осознал очень глубоко, что город, в котором он живет, назван не просто в честь человека - того же великого императора Петра, а в честь святого первоверховного апостола Петра. Человек подумает: «Такое название у моего города, а я его житель. Как это здорово! Я должен жить так, чтобы быть достойным этого названия. Я ведь не просто петербуржец, а я санктпетербуржец!» То есть у человека появляется мотивация к жизни высокой, жизни духовной.

Может быть, более понятной станет совсем недавняя часть истории нашей страны, период советской власти. Мы знаем, что город Санкт-Петербург в это время назывался Ленинградом. И опять же - как люди ценили то, что они живут в этом городе! Там история, очень богатая событиями, какими-то потрясениями, в том числе человеческими подвигами. В этом году, когда мы празднуем 70-летие Великой Победы, уместно об этом вспоминать и говорить о подвиге ленинградцев, который они понесли в годы и блокады, и всей Великой Отечественной войны. Этот город - город-герой. Название, история города очень часто определяют жизнь его населения. Конечно же, если город назван в честь святого, какого-то священного события, это может очень хорошо повлиять на наше отношение к себе и нашей жизни. Так что, думаю, для всякого петербуржца святая и почетная обязанность - знать жизнь апостола Петра. Так же и для всякого екатеринбуржца святая обязанность - знать житие святой великомученицы Екатерины. И подумать: а что бы я из их жизни мог взять для себя примером?

- Как Вы считаете, насколько важно и необходимо возвращение к историческим истокам, если произошло переименование города?

Люди должны этого желать все-таки. У меня такое мнение. Желать, чтобы город назывался именно так. Конечно, для того чтобы человек пожелал, надо ему объяснить, почему это было бы хорошо.

В чем заключалась проблема советской пропаганды? Была попытка оторвать прошлое. Сказать, что «наше государство начинается с 17-го года XX века. То, что было до этого, период царского режима, - все плохо, неправильно, а вот теперь у нас светлое будущее наступит». Неверно. Нельзя людей лишать их прошлого. Точно такая же ошибка, если мы сейчас говорим: то, что было во время 70-летней советской власти, все было плохо, скорее давайте забудем. Нельзя этого делать. Мы должны набраться смелости, признать свои падения. Потому что без падений не бывает взлетов. Хорошо бы, конечно, не падать, но, к сожалению, такого не бывает ни в жизни отдельно взятого человека, ни в жизни целого государства. И далее трезво определяться: чему быть, а что менять. Хорошо бы, чтобы названия в честь святых возвращались. Простите, чем святые запятнали себя, что теперь мы должны стыдиться использовать их имена в названиях улиц, городов, деревень? Ведь чем прекрасна святость? Она показывает пример жизни настоящей, чистой, потому что Бог действует в жизни святого. В жизни великомученицы Екатерины, апостола Петра при всем желании не найти что-то дурное. Нельзя сказать: давайте про них забудем, они ошибались. Нет такого.

А взять советских деятелей, в честь которых назывались населенные пункты… История, если к ней подходить по-честному, порой очень безжалостна. Она четко определяет, где правда, а где неправда. Но для этого нужна смелость, нужно мужество желать, чтобы все было честно.

Во вновь создаваемых районах названия улиц определяют в зависимости от каких-либо предпочтений людей, которые проектируют эти районы, и общественного мнения. И почему-то в новых районах указывают имена героев, имена каких-то современников, которые отошли в мир иной, но редко встретишь название улицы, носящей имя святого.

Нужно просто предлагать это людям. Мне кажется, люди пожелают этого. Почему нет? Ведь нас, верующих, немало на самом деле. Просто есть привычка быть тише воды, ниже травы. Но есть события и ситуации, когда нужно, чтобы твой голос звучал.

- То есть нужно проводить информационные кампании и проявлять инициативу?

Конечно, обязательно. Благо возможность сейчас для этого есть.

А насколько для нас вообще важно вспоминать и чтить тех небесных покровителей, под защитой которых находятся наши города, села, населенные пункты? Важно знать историю, нужно читать, знать их житие? А как быть тем людям, которые не считают себя верующими, но знают, что город назван в честь святого апостола Петра?

Есть заповедь: «Чти отца твоего и мать твою. Благо тебе будет и долголетен будешь на земле». В чем смысл этой заповеди, в чем должно заключаться почитание родителей? Это послушание в определенной степени. Пока ребенок не повзрослеет, он находится в прямой зависимости от родителей и, соответственно, выполняет их волю. Это нормально, естественно. Прислушиваться к мнению, уважать их ценности, уважать то, что для них дорого, не делать того, что причинило бы им боль.

В почитании святого алгоритм схожий. Ведь святые не те люди, которые куда-то в параллельную вселенную перенеслись после смерти и непонятно где существуют теперь. Нет, связь вполне реальна, она влияет на нашу жизнь. Всякий человек способен, даже ради эксперимента, ощутить, что это такое - связь со святым. Начни ему молиться - и в определенный момент это произойдет: почувствуешь. И будешь почитать этого святого.

Для чего надо знать жизнь того, кому молишься? Чтобы сложились личные взаимоотношения, чтобы ты понимал человека, какой он был, чем жил. Можно даже представить, предположить, что он чувствовал, как к жизни относился. И уже в жизни этим руководствоваться, жить так, чтобы святому было отрадно быть вместе с тобой, чтобы вы были одного духа. Как два хороших друга, когда они способны друг друга чувствовать, с полуслова понимать. То же самое и здесь. Со святым вполне реально установить хорошую дружескую связь. И нас Церковь учит, что святые - самые правильные друзья, которые тебя не забудут, не предадут, не обманут, не будут своего искать. Они находятся в любви. И мы в какой-то степени сами себя обкрадываем, когда лишаем себя общения со святыми.

Составил для себя список городов, которые так или иначе связаны со святыми: Архангельск (по некоторым источникам - в честь Архангела Михаила), Златоуст Челябинской области (в честь Иоанна Златоуста), Екатеринбург (город святой Екатерины), Борисоглебск (в честь Бориса и Глеба), есть поселок, именуемый Преображение, вспоминается также нынешний Краснодар, а ранее - Екатеринодар (тоже город святой Екатерины). Хочется отметить, что, помимо того что сам город назван в честь святых, это возвышает его определенным образом, даже сами названия как-то благозвучно произносятся.

Да, мне тоже нравится.

- Кого мы понимаем под небесными покровителями?

Стоит об этом поговорить более подробно. Не совсем верно, когда люди самоопределяются, скажем: «Зовут меня Иван, и буду я молиться только святому Иоанну Предтече. Он мой небесный покровитель, до остальных дела нет, я для них чужой». Это совершенно неправильно. У нас вся небесная Церковь является покровительницей каждого из нас. И в этом плане хоть кому молись. К кому душа лежит. В каждом православном доме есть много всяких икон. Человек ездит по святым местам и обязательно привозит оттуда образы святых. Вот и хорошо. Замечательно. И молится им, и все они являются его небесными покровителями.

Конечно, имя святого, которое мы носим, дает нам некое право обращаться к нему чаще, любить его более светлым чувством, если здесь уместно говорить о какой-то разнице. Но в действительности молиться можно любому святому. И неважно: мужчина, женщина, - ведь во Христе все едины. Когда мы обращаемся к святому, то обращаемся к Богу. Ведь святость существует через Бога. Это не какой-то особый подвиг отдельно взятого человека, а проявление образа Божьего в человеке, восстановление образа Божьего, действие благодати Духа Святого. И всякая связь со святым делает нас ближе к Богу - вот что важно.

Вопрос от телезрителя из Екатеринбурга: «Если Бог знает все наперед, знает будущее человека, как он будет поступать, то почему допускает, чтобы рождались педофилы, маньяки, убийцы?»

Господь действительно знает, будучи совершенным Существом, будучи Творцом, гораздо больше, чем мы себе можем представить. Даже мы, люди, способны знать будущее. Предположим, пошел мальчик Ванечка зимним вечером гулять на улицу. Ему мама говорит: «Ванечка, вы будете возле качелей играть, не надо к железной качели языком прикасаться, потому что плохо будет». Что происходит? Мама определяет будущее Ванечки? Нет. Но Ванечке, знающему об этом, чаще всего хочется испытать, что это такое. Тем более обязательно найдется какой-нибудь Петя, который, может быть, чуть постарше и скажет: «А вот я фокус знаю. Кто лизнет железную качельку?» И Ванечка прилип, плачет, плохо ему, тяжело ему. Возникает вопрос: мама виновата в том, что Ваня сделал? Определила ли мама будущее своего ребенка, когда предупредила его об этом, виновата ли в том, что у нее родился такой сын, который в итоге причинил боль? А Ванечка мог еще потом и Петю стукнуть: «Как ты мог меня на это надоумить?»

Да, Бог знает, что будет, как будет, но не из-за того, что Он определяет это за нас. Ему ведомы наши пути. Свобода нашего выбора, несомненно, остается свободой, но она тем не менее ограничена. Мы живем в мире, который ограничен. Если я стою на балконе шестнадцатого этажа, то как бы я ни мечтал, что могу летать, но если с балкона спрыгну, разобьюсь и погибну. Потому что существует закон земного притяжения, мое тело летать не способно. Сколько бы ни было вариантов для выбора каждого человека, они все равно ограничены. И Бог знает, к чему может привести та или иная цепочка событий. Но еще раз скажем: внутренний выбор Господь не контролирует. Человек выбирает для себя сам.

Что побуждает кого-то становиться педофилом, маньяком? Тут сложно сказать. Жаль, что такое бывает. И всегда человека нужно, наверно, в первую очередь пожалеть: и пострадавшую сторону, и того, кто делает зло. Потому что всякий грех разрушает самого человека. Почему Бог попускает таким людям жить? Ответ единственный: в надежде на то, что люди покаются, исправятся. Потому что покаяние способно удивительным образом менять человека. Какой бы страшный злодей ни был, при наличии покаяния он может поменяться. История нам дает много примеров того, когда люди до определенного момента творили ужасные вещи, останавливались, а после становились примером для подражания. Конечно, когда мы видим какое-то злодеяние, какая у нас первая реакция? Как же так, почему такое происходит? Надо это немедленно остановить! И на Бога ропщем: Господи, где же Ты, куда смотришь? Почему Ты молнией не убил какого-нибудь богохульника или насильника?

Где-то я слышал: «Давайте у Бога попросим: Господи, а давай Ты завтра в восемь часов утра уничтожишь всякого злодея. Уничтожишь страшной смертью, чтобы неповадно другим было. Возникает вопрос: а есть гарантия, что я до половины девятого доживу?» Мы свои грехи, личные, как правило, склонны уменьшать. Не будем рядить, что грех убийства тяжелее, чем грех осуждения, предположим. Пусть Господь все это делает, Он смотрит в сердце человека. Конечно, можно сказать, что зло нельзя прощать. Но человеку всегда нужно давать шанс. Шанс на исправление, раскаяние. Если мы порой готовы людей миловать, когда они просят прощения, когда они готовы меняться, то тем более Бог этого желает. Бог, Который за каждого человека, в том числе и насильника, и убийцу, пошел на Крест. Он умер за каждого человека, чтобы каждый мог спастись.

Беда наша, что мы, не зная Бога, живем по законам зла, греха. Мы выбираем какие-то свои желания. Взять любого насильника, педофила - все они были когда-то маленькими замечательными детьми. Что случается с человеком, когда он, будучи взрослым, становится таким, кто в этом виноват? Точно не Господь Бог. Потому что как-то уж совсем безрассудно Его обвинять. Виноваты мы, виновато общество, виноваты в какой-то степени родители, которые не так воспитывают детей. Виноват человек сам по себе, когда он начинает в своей жизни выбирать не добро, а зло. Судит пусть Бог. И органы, которые должны за этим следить, контролировать. Конечно, надо оберегать нас от злодеев. И к этому вопросу надо всегда очень вдумчиво подходить. Потому что и попустительство тоже плохо, и крайностей не должно быть. Всегда нужно искать золотую середину. Хотя опять же спроси себя: а если бы случилось в моей семье такое, с моим ребенком, какая бы была у меня реакция? Дай Бог, чтобы хватило сил не ненавидеть. Дай Бог. Мы для этого Богу и молимся, просим: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Молится Церковь за весь мир, чтобы было у людей покаяние и вразумление, чтобы всякий, живущий во зле, остановился, одумался, раскаялся, изменился, исправился. Потому что это возможно.

Вопрос от телезрителя из Асбеста: «Один священнослужитель сказал: как называются улицы в городе, такую направленность город и несет. Я иду по своему городу: улица Клары Цеткин, Войкова… Такое уныние это навевает. Мы вспоминаем Александра Невского, Суворова - великих полководцев. А почему не вспоминаем Юденича, Деникина, Корнилова? А ведь это такой пласт истории! Это наше последнее офицерство, святое воинство, которое было так поругано! Хотелось бы услышать Ваше мнение.

Во-первых, что касается исторических фигур. Здесь упомянуты были белые офицеры, полководцы. Знаний часто не хватает - вот в чем дело. Потому что мы детство, юность провели в эпоху советского режима. Себя вспомню, как я в детстве с любовью (это не преувеличение) читал книги о красногвардейцах, Ленине, каких-то других деятелях того времени. Это было так преподано: и интересно, и захватывающе. Мне очень нравилось быть октябренком, пионером. До определенного момента, когда взросление началось. Пропаганда существовала. Да, это была уже вторая половина 70-х годов, не так сильно, может быть, она проявлялась, но тем не менее… И люди привыкли так жить. У человека просто не возникало вопросов, почему улица названа в честь Войкова или почему город Екатеринбург назывался Свердловском. «В нашей замечательной советской стране, которая всех сильней, все лучшее, все самое прекрасное и честное» - если так советская власть определила, значит, все это правда, все это хорошо. Вот и хватало общего настроя.

Но сейчас этого не хватает. Что тогда правды не хватало, что сейчас. Мало кто говорит о том, что было. Но сейчас, слава Богу, как-то все это понемногу раскрывается в более или менее правдивом ключе. И фильмы сейчас снимают хорошие о тех временах, такие исторические моменты, где не пытаются какую-то из сторон обелить, какую-то очернить, сказать, что вот это - зло, а вот это - точно добро. Нет. Кажется, что и того, и другого хватало в то время. Наверно, когда знаний у людей будет больше о тех событиях, о тех личностях, когда эти знания будут преподноситься в правдивом ключе, а не по инерции, (что «красные» были молодцы, а «белые» глупцы и плохие), то тогда люди будут уже выбирать. И возможно, найдется необходимое количество людей, которые скажут: сделаем улицу не Войкова, а Колчака, например. Разве он мало для страны постарался? Но для этого нужны знания. А второе - нужна воля, смелость, нужно мужество. К превеликому сожалению, этого у нас не хватает. Не хватает единства, того, чтобы мы вместе собрались и пожелали: давайте вот так в нашей жизни будет. Мы много отсиживаемся по домам, занятые личной жизнью. Когда что-то происходит, мы не можем собраться, не можем быть вместе. На что-то дурное, знаете, люди легко собираются, идут что-нибудь громить, ломать, жечь, «власть свергать».

В этом году такое было утешение в День Победы - Бессмертный полк! Весь мир с удивлением на это смотрел. Может, судя по средствам массовой информации, западный мир уже приучил себя считать, что у нас здесь сплошной диктат, все навязано, наверху всё решили, всех из-под палки погнали на парад... Но тысячи, сотни тысяч идут с фотографиями своих дедов, прадедов, своих близких - тех, кто жизнь отдал за страну, за людей. И это естественный порыв, их никто не заставлял это делать. Каждый, кто хотел, пришел. Вот этого бы больше в нашей жизни. Собраться бы жителям какой-то улицы и решить: пусть наша улица будет вот такой. Кто мешает? Да никто не мешает. У нас законодательство настолько гибкое в этом плане, что позволяет проводить такие народные инициативы.

Телезрительница из Нижнего Новгорода делится: ее взрослый сын спрашивает, почему сейчас строят больше храмов, чем детских садиков.

Не больше. Сам, слава Богу, принимаю участие в строительстве храма и вижу, как все непросто, нелегко происходит. Во-первых, кто строит? Бытует мнение (и у очень многих людей), что существует определенный разряд богатых людей, у которых есть обязанность (не знаю, кто эту обязанность им вменил), что они должны строить храмы. Или мнение, что государство строит. А священник или епископ приходит к определенному человеку с указанием: ну-ка, давай-ка построй в этом районе такой-то храм. Так вот, без сучка и без задоринки, что называется. Такого нет! Заверяю всех. Это настолько частная инициатива! Конечно, слава Богу, если какой-нибудь священник смог найти общий язык с людьми, кто действительно может помочь. Но чаще, что называется, с миру по нитке. А детские сады строятся на общественные деньги, на муниципальные, как строят города, поселки. Для этого есть бюджет, в который отчисляются налоги, есть какие-то вливания из федерального бюджета для таких целевых программ. Но храмостроительство далеко от всего этого. Нет в нашем государстве такой статьи расходов: построим в этом году сто храмов. Или двести. Или хотя бы один. Благо если еще храм древний, полуразрушенный, внесен в список ЮНЕСКО (что культурную ценность имеет), тогда, может быть, через Министерство культуры деньги переходят на реставрацию, восстановление. И то все весьма и весьма не быстро происходит. Но это единичные случаи. Все остальное - всегда народная инициатива. И я не побоюсь сказать этого слова - подвиг тех людей, кто этим делом занимается. Дай Бог здоровья всем людям, которые принимают участие в строительстве храмов. Больших, малых - неважно. Это то, что переоценить очень сложно.

И детских садов ведь немало. Строятся - и слава Богу, очень хорошо. Деток рождается много - и замечательно. Сейчас дни наконец наступили теплые, светлые, выйдешь на улицу - видишь мам с колясками много. И садики будут строиться.

Если провести некую аналогию между строительством храма и строительством детского сада, то кто мешает какому-то числу родителей собраться и решить, что они своими силами готовы потянуть какой-то садик и осуществить эту общественную стройку?

Конечно. А где-то, может быть, так и делается. У нас есть некий пережиток прошлого: многим людям кажется, что им кто-то что-то должен, кто-то должен сделать, кто-то за что-то отвечает, а я пользуюсь. Это еще есть в сознании людей.

Мы с Вами говорили о том, что небесным покровителем человека является не один святой, это может быть весь сонм святых, все, кто есть в церковном календаре, и что можно подружиться с небесным покровителем, иметь дружеское общение со святым. Как человеку эту дружбу прочувствовать?

В первую очередь нужна вера. Если человек себе сознательно говорит: нет, это все выдумки, басни, жизни после смерти не существует, кто-то все это непонятно зачем придумал, - это жизни не улучшит. То есть вера все-таки нужна. А дальше - молитвенное общение. Как в обычной жизни, грубой, земной, ограниченной, происходит дружба людей - всегда на общении основывается, правда же? На разговоре, когда ты внимаешь собеседнику, вместе с ним время проводишь, есть общие интересы. И это дает удивительное внутреннее чувство единения.

В принципе, единство заложено в человеческой природе. Богу угодно, чтобы мы были все (по Его образу) едины. Как в Боге Троица. Мы видим единство трех Ипостасей, трех Лиц: Отца, Сына, Духа Святого. Человечество по этому же образу создается. Одна природа человеческая, много личностей, каждый из нас отдельная личность, но мы можем быть вместе. В союзе любви, в союзе доверия, в единении. Святые отцы говорят, что для того Господь на землю пришел, чтоб людей объединить. Соответственно, мы можем иметь единение с теми, кто уже оставил границы этого земного материального мира и пребывает теперь в блаженной вечности. А ведь что значит быть в Боге? Это значит быть восстановленным существом, значит, что человек выздоровел - выздоровел от смерти, греха, от страстей, от всего того, что ограничивает, сжимает, уродует, коверкает, то есть человек наконец-то стал человеком в истинном смысле этого слова. Для меня (даже из каких-то корыстных соображений) очень полезно с этим здоровым человеком иметь связь. Предположим, я маленький, худенький, калека-инвалид, нищий, убогий, слепой и глухой. Как мне жить? Мне нужна помощь, нужен кто-то, кто б меня за ручку взял, меня оберегал, помогал, кормил, поил, тот, кто бы мог это делать. Святые - те, кто может это делать, кто может действительно заботиться о нас. Мы им чем-то воздать не можем. Тут нет такого: ты мне, я тебе. Им от нас ничего не нужно. Они всё имеют, потому что в Боге пребывают. Но они, пребывая в Боге, Который есть Любовь, опять же не могут не любить. И эта любовь изливается на нас бескорыстным образом. Давайте этим пользоваться, обретать эту связь с ними, доверительные, дружеские отношения. И все это будет основываться на общении. Почаще разговаривай со святыми, молись им и верь - они слышат и видят. Ну и что, что ты их не слышишь и не видишь? Много ли мы вообще слышим и видим? Мы сейчас находимся в студии и знать не знаем, что у нас дома происходит. Однако мы не впадаем в панику и неверие, что наших домов не существует.

Есть в жизни людей такие события, как именины, день ангела. Почему-то именины мы привыкли называть днем небесного покровителя. Можно ли какую-то границу определить? Потому что, насколько я знаю, именины являются днем, когда отмечается память святого, в честь которого назван человек, а день ангела (по сути, день крещения) - день, в который к человеку приставляется Ангел, призванный его в дальнейшем сопровождать.

Проще тем, кто своего новорожденного ребенка назвал в честь того святого, который в этот день Церковью прославляется. Такая традиция была испокон веков у нас в стране. И сейчас, насколько я знаю, многие православные семьи ей следуют. Примерно определяют заранее, в честь кого бы хотелось ребеночка назвать, а далее уже, на волю Божью положась, смотрят, в какой день родился, смотрят святцы и называют. И тогда именины и день рождения совпадают. И естественно, человека в день его рождения поздравляют с именинами. Как Вы правильно заметили - упоминая святого, память которого празднуется. Если кто разделил эти два события (скажем, ребеночек родился летом, а назвали его в честь святого, день которого празднуется осенью), что ж, дополнительный праздник появился, ничего страшного нет. День рождения отметили, отпраздновали, поздравили и Бога поблагодарили, что дает жизнь, и, соответственно, день святого как-то особенно провели. И, как уже было упомянуто, день ангела логично отделять. Это все-таки связано с моментом крещения. Потому что перед крещением Церковь молится и у Бога просит Ангела Хранителя для человека, который крещение принимает. То есть день ангела - это не именины.

Стоит еще упомянуть, как эти дни отмечать, потому что, бывает, люди не знают, что делать в день ангела, например. В жизни православного христианина, воцерковленного человека, много событий. В Церкви постоянно какие-то праздники. В этом есть очень глубокий смысл. Церковь человеку создает некую атмосферу, которая ему постоянно напоминает о другой жизни, его предназначении, его связи с Богом: ты не увлекайся особо земной жизнью, это все временное, твоя задача во время этих нескольких десятков лет подготовиться к вечности, к встрече с Богом, а еще лучше - уже в этой жизни с Ним встретиться и с Ним в живой связи остаться. Как говорил преподобный Симеон Новый Богослов: «Тот человек, который в этой жизни в сердце своем обрел Христа, уже не ждет Второго Пришествия: для него оно наступило». Для него особо уже ничего не поменяется, он с Богом вместе. А жизнь церковная, с чередой каких-то событий, праздников, человеку постоянно напоминает: ты - особое существо, ты живешь в особом мире, в тебе особое предназначение, к тебе особое отношение со стороны Бога, со стороны небесной Церкви, великого сонма святых. Естественно, в эти дни нужно не просто собраться, поесть-попить. Конечно, важно семьей собраться, с друзьями. Но эти дни необходимо провести именно в духовном ключе, особенно. Принято (да и так надо) в эти дни обязательно причаститься Святых Христовых Таин. Это вообще нужно делать регулярно и как можно чаще, потому что, к сожалению, из-за своей не всегда чистой в духовном плане жизни мы от Бога часто отпадаем. Мы становимся такими, которые не способны принять благодать Божию. И постоянно нужно обновление. Оно ведь и происходит в покаянии, в причащении, во внутреннем делании, в молитве. Эти дни хорошо бы этим наполнять, а дальше уже и встретились - и вкусный пирог для именинника.

Вопрос от телезрителя из Владимира: «Я работаю с русскими, они почему-то не верят во Иисуса Христа. Я сам мусульманин, но очень уважаю христианскую религию. У меня есть друзья, которые ходят в храм, они очень добрые. А те, которые со мной работают, не верят в Бога, они все в основном какие-то злые. И у меня такой вопрос: что означает слово Троица?»

К великому сожалению, укор вполне справедливый, часто люди называются христианами, а жизни христианской нет. Соответственно, нет плодов этой жизни. Если сердце «не обрабатывать», как землю не обрабатывать и не сажать туда семена, никогда ничего не вырастет. Совершенно верно: когда человек ведет жизнь, в которой присутствует богообщение (ведь христианство - это возможность живого общения с Творцом во всех проявлениях), это меняет человека. И всегда меняет в лучшую сторону - это абсолютно точный факт.

Что касается Троицы: Бог - Троица. Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Откровение Божие говорит об этом. Бог стал Человеком, чтобы, кроме всего прочего, еще и открыть нам, что Бог является Троицей. Иисус говорит: «Я и Отец одно»; говорит о равенстве Духа Святаго с Собой и с Богом. Чтобы было понятно (совет всем), надо Новый Завет хотя бы один раз прочитать. Очень многие вопросы отпадут. Или появится пища для вопросов по существу. Обратитесь к источникам, источникам нашей веры, нашего упования. Будет гораздо проще о чем-то говорить, когда не будет недостатка знаний, о чем мы сегодня упоминали, недостатка правильной информации. Задавайте, конечно, вопросы, и в таком формате, в каком мы с вами общаемся сейчас. Замечательно, если есть возможность так общаться, какие-то вопросы обсудить и найти ответы. И дай Бог, чтобы от этого была польза. Мне кажется, она есть.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Арсения Волкова