Подростковые гормоны. Гормональные нарушения у мужчин и женщин - причины, симптомы, методы лечения

У подростков такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно, считает доктор педагогических наук, профессор МПГУ Елена Леванова.

Наука объясняет...

На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им не просто. Они цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: «Проехали!».

Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за того же: когда интересно - все запоминается легко, а стало скучно - ну ничего не задерживается в голове!

Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь - все неудобно, а взрослые говорят: «Не крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!».

Сердце растет и... болит, временами часто бьется, кровь не доносит нужного количества кислорода в мозг. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»

Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла.

Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной», отходят на второй план. Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» - рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?

Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда всухомятку.

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?

Психологи и педагоги советуют:

● Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.

● Дайте подросткам возможность больше двигаться - в движении они должны проводить не менее трех часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачивается гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут ли наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

● Сейчас они должны потреблять кальция с пищей больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, фосфор, витамин D...

● Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.

● Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.

● Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!

Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил: чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.

Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.

Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь...

Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!

Кстати

Молодые да ранние. Подростки, рано начавшие половую жизнь, более склонны к депрессиям и суицидам, чем их ровесники, утверждают американские психологи.

Согласно результатам исследования, в котором приняли участие 2800 школьников от 14 до 17 лет, около 25% сексуально активных девушек считают себя несчастными. Такие же ощущения описывают лишь 8% девушек, пока не ведущих половой жизни.

Около 14% сексуально активных девушек совершали попытки самоубийства. Среди их ровесниц, пока не знакомых с плотской любовью, попытки покончить с собой наблюдались лишь в 5% случаев.

Юноши, ведущие половую жизнь, также более склонны к суициду: 6% из них пытались расстаться с жизнью, в то время как среди не вступающих в половые связи этот показатель в 6 раз меньше.

Личное мнение

Вячеслав Добрынин:

Когда я был подростком, то шишки получал главным образом в процессе занятий спортом: я любил игры с мячом - футбол, волейбол… Даже вывихи и переломы случались. А вот в драках из-за девчонок я не участвовал никогда. Хорошо подвешенный язык помогал договориться без рукоприкладства. Да девчонки и сами были готовы меня защищать.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Нарушение гормонального баланса – что это?

Нарушением гормонального баланса называется разлад деятельности эндокринной системы. Данная система, состоящая из многих желез, вырабатывает гормоны (вещества, влияющие буквально на все процессы, происходящие в организме).

Деятельность желез, составляющих эндокринную систему, и всех гормонов, синтезируемых этими железами, находится у здорового человека в состоянии равновесия, баланса. Но это равновесие хрупкое: стоит нарушиться синтезу всего одного (любого) гормона, как возникает разлад работы всей эндокринной системы - т.е. нарушение гормонального баланса, проявляющееся ухудшением здоровья человека.

Нарушения гормонального равновесия могут возникать в следующих случаях:

  • при синтезе железой слишком большого количества гормона;
  • при синтезе недостаточного количества гормона;
  • при нарушениях в процессе синтеза, вызывающих изменение химического состава гормона;
  • при нарушениях в процессе транспортировки гормона по организму;
  • при одномоментном сбое в работе сразу нескольких эндокринных желез.
Симптомы гормональных нарушений весьма разнообразны, и в большинстве случаев распознать заболевание эндокринной системы очень трудно.

Нарушение гормонального баланса чаще встречается у женщин, но могут страдать от него и мужчины, и дети любого возраста.

Причины гормональных нарушений

Причины недостаточной выработки гормонов:
  • инфекционные или воспалительные заболевания эндокринных желез;
  • врожденные аномалии в виде недоразвития эндокринных желез;
  • операции на эндокринных железах (при травме или при развитии опухоли);
  • кровоизлияния в ткань железы;
  • нарушение кровотока и недостаточное кровоснабжение железы;
  • недостаток поступления с пищей витаминов и микроэлементов;
  • иммунодефицитные состояния.
Причины избыточной выработки гормонов:
  • травмы головы и органов брюшной полости;
  • воспалительные заболевания;
  • прием гормональных препаратов.
Сбалансированная деятельность эндокринной системы также может нарушиться под влиянием таких факторов, как:
  • хроническое недосыпание;
  • малоподвижный образ жизни;
  • вредные привычки;
  • слишком ранние половые связи - или, напротив, отсутствие сексуальных контактов у взрослого человека.

Как проявляются гормональные нарушения?

Специфических симптомов гормональных расстройств практически нет, и установить диагноз эндокринного заболевания нелегко. Проявления гормонального сбоя схожи с признаками различных других заболеваний. Однако существует несколько симптомов, позволяющих заподозрить наличие гормонального дисбаланса:
1. Повышенный аппетит в сочетании с прогрессирующим похудением – чаще всего это признак повышенной функции щитовидной железы . Одновременно пациент жалуется на раздражительность, нервозность, бессонницу, потливость, дрожание пальцев рук, перебои в сердечном ритме, небольшое (но длительное) повышение температуры .
2. Недостаточность функции щитовидной железы характеризуется развитием ожирения с равномерным распределением жира по всему телу; общей слабостью, сонливостью; сухостью кожи и ломкостью волос; зябкостью; снижением температуры тела ниже нормы; охриплостью голоса.
3. Расстройство деятельности гипоталамуса и гипофиза проявляется также ожирением, но жир откладывается в основном в верхней половине тела; ноги остаются худыми. На внутренней поверхности бедер, на животе, на молочных железах появляются стрии – багровые полосы-растяжки. На фоне таких изменений внешнего вида у пациента часто отмечаются гипертонические кризы , когда артериальное давление повышается сильно и резко.
4. Избыточная выработка гипоталамусом соматотропина (гормона роста) сопровождается характерными изменениями внешности: у пациента увеличивается нижняя челюсть, губы, язык, скулы, надбровные дуги. Быстро растут стопы и кисти рук. Изменяется голос: становится хриплым, грубым. Рост волос усиливается. Появляются боли в суставах .
5. Для опухолей гипофиза характерно быстрое ухудшение зрения в сочетании с постоянными головными болями.


6. Недостаточность функции поджелудочной железы сахарный диабет – проявляется кожным зудом , постоянной жаждой, частыми мочеиспусканиями . Мелкие ранки, царапины плохо заживают; на коже часто возникают фурункулы . Пациенты жалуются на общую слабость, утомляемость .
7. Избыточный синтез мужских гормонов (тестостерона) у женщин характеризуется нарушением менструального цикла, а зачастую – и бесплодием. При этом отмечается оволосение лица и тела по мужскому типу; кожа становится грубой, жирной; часто возникает угревая сыпь.

Гормональные нарушения у женщин

Причины

Общие причины гормональных нарушений относятся и к женщинам, но к ним добавляются частые аборты и бессистемный прием гормональных контрацептивов .

Кроме того, в жизни женщины существуют периоды физиологических гормональных нарушений:
1. Половое созревание.
2. Беременность.
3. Роды и послеродовый период.
4. Климакс.

Признаки

К таким признакам относятся:
  • сбой регулярности менструального цикла;
  • изменения в психоэмоциональной сфере (раздражительность, вспыльчивость, плаксивость, резкие смены настроения, бессонница);
  • появление избыточного веса при неизменившемся аппетите;
  • частые головные боли ;
  • сухость слизистой оболочки влагалища;
  • рост волос на лице по мужскому типу (в области верхней губы и подбородка);
  • сухость кожи и слизистых оболочек (в том числе слизистой влагалища);
  • истончение и выпадение волос на голове.

Гормональные нарушения и беременность

С момента наступления беременности в женском организме начинается гормональная реорганизация. Начинают синтезироваться новые гормоны, обеспечивающие нормальное течение беременности. К ним относятся:
  • хорионический гонадотропин человека (ХГЧ);
  • бета-хорионический гонадотропин человека (бета-ХГЧ). Именно этот гормон является маркером беременности, его наличие определяет тест-полоска ;
  • альфафетопротеин (АФП);
  • эстриол;
  • РАРР-А (папп-эй) – это не совсем гормон, но белок (протеин А), очень важный при беременности.
Уровень выработки яичниками обычных женских половых гормонов (эстрогена и прогестерона) в начале беременности повышается, а затем, когда плацента начинает синтезировать эстриол - снижается. Происходит это в начале II триместра.

Гормональные нарушения после родов

После родов гормональный фон женского организма вновь изменяется. Прекращается синтез гормонов беременности, вырабатывается гормон пролактин , стимулирующий выделение грудного молока . А когда заканчивается период грудного вскармливания ребенка - уровень пролактина понижается. Это является сигналом к возобновлению синтеза нормальных женских гормонов - эстрогена и прогестерона - в обычном объеме. Восстанавливается менструальный цикл: организм женщины вновь готов выполнять репродуктивную функцию.

Как определить, правильно ли протекает процесс послеродовой гормональной перестройки? Признаками возможного гормонального сбоя являются "скачки" артериального давления , появление отеков , частые головокружения, бессонница . Настораживающими признаками также являются быстрое похудение или, напротив, чрезмерное увеличение веса при обычном питании.

Гормональный дисбаланс после аборта

Аборт резко нарушает гормональный баланс организма: насильственное прерывание беременности вызывает прекращение синтеза целой группы гормонов. Эндокринная система ввергается в состояние стресса и отвечает на это усилением выработки женских половых гормонов и гормонов надпочечников.

В это время организм женщины крайне уязвим. Сопутствующие заболевания, физические перегрузки могут вызвать изменения в яичниках – поликистоз , текоматоз (разрастание ткани яичников с возможным развитием опухоли).

Чтобы отрегулировать восстановление цикла менструаций и предотвратить нежелательную беременность, в послеабортном периоде рекомендуется применение гормональных противозачаточных средств .

Гормональный дисбаланс у девушек

У молодых девушек правильный менструальный цикл устанавливается обычно не сразу, а в течение нескольких месяцев: перерывы между менструациями то слишком длинные, то слишком короткие; менструальные кровотечения то скудные, то обильные. Если эти явления отмечаются на протяжении 2-х – 3-х месяцев, поводов для беспокойства нет.

Тревожными симптомами гормонального неблагополучия у девушек являются чрезмерно обильные, длительные (дольше 7 дней), крайне болезненные менструации . В этих случаях необходимо обратиться к гинекологу .

Гормональные нарушения у женщин - видео

Нарушение гормонального фона у мужчин

Гормональные сбои происходят и у мужчин. Причиной их возникновения чаще всего является недостаточная выработка в организме тестостерона – основного мужского гормона. Нарушение выработки этого вещества может быть связано с травмами или заболеваниями яичек (воспаление яичек, сахарный диабет , ВИЧ , ишемическая болезнь сердца , почечная недостаточность). Уровень синтеза тестостерона также снижается при алкоголизме , употреблении наркотиков , частых стрессовых ситуациях.
Признаки:
  • снижение либидо (сексуального влечения), эрекции;
  • уменьшение яичек в объеме;
  • развитие ожирения по женскому типу, увеличение грудных желез;
  • уменьшение мышечной массы;
  • снижение оволосения на лице, в подмышечных впадинах, в паху;
  • изменение голоса (становится более высоким);
  • эмоциональные расстройства (подавленность, депрессия).

Гормональные нарушения у подростков

У девочек

Период полового созревания – это период формирования женского гормонального фона в организме девочки. Перестройка гормонального статуса отражается, в первую очередь, на психоэмоциональной сфере: девочки становятся капризными, "неуправляемыми", настроение у них часто меняется. На коже лица может появиться угревая сыпь . Это – нормальное явление, и переходный возраст в свое время заканчивается.

Заподозрить же наличие гормональных нарушений у девочек можно в следующих случаях:
1. Если в 14-16 лет у девочки еще нет менструаций, или они редкие и нерегулярные. При этом слабо выражены вторичные половые признаки (молочные железы недоразвиты, оволосение в подмышечных впадинах и в паху недостаточное). Такие симптомы характерны для дефицита женских половых гормонов в организме девочки.
2. Другой вариант этой же патологии – когда у девочки затягивается период роста. Она продолжает расти, когда у ее ровесниц рост уже приостанавливается. Внешний вид таких девочек-подростков своеобразен: они отличаются заметной худобой, высоким ростом, чрезмерно длинными руками и ногами. Менструальный цикл нерегулярный.

У мальчиков

Гормональные нарушения у мальчиков-подростков связаны с нарушением баланса мужских и женских половых гормонов. Если в периоде полового созревания в организме мальчика не вырабатывается в достаточном количестве мужской гормон тестостерон, то у подростка не развиваются вторичные половые признаки, не происходит ломки голоса, рост остается низким.

Повышение синтеза мужских половых гормонов в переходном возрасте вызывает у многих мальчиков появление на коже лица так называемых подростковых прыщей . Через несколько лет, когда гормональный фон становится стабильным, прыщи исчезают.

Гормональные нарушения у детей

У детей возможно развитие самых разнообразных гормональных нарушений. Наиболее часто встречаются такие нарушения, как задержка роста и гипотиреоз.

Задержка роста у детей, связанная с гормональной недостаточностью, может быть вызвана заболеванием любой из эндокринных желез. Но самым ярким примером является гипофизарная карликовость, вызванная каким-либо повреждением гипофиза (в гипофизе вырабатывается гормон роста – соматотропин – и многие другие гормоны). У гипофизарных карликов, помимо малого роста, отмечается задержка полового развития, недостаточность функции щитовидной железы и другие гормональные сдвиги.

Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы) влияет на умственное и физическое развитие ребенка. Дети с этой патологией отличаются низким ростом, общей вялостью, медлительностью, отсутствием интереса к окружающему. Они часто страдают сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями.

При возникновении малейшего подозрения на наличие у ребенка гормональных нарушений необходимо обратиться к эндокринологу .

Возрастные гормональные нарушения

Женский климакс

Когда женщина достигает определенного возраста (индивидуального для каждой), ее яичники прекращают вырабатывать эстроген и производить яйцеклетки. Менструации прекращаются. Женщина становится неспособной к зачатию детей. Этот период называется климаксом . Он сопровождается еще одной перестройкой гормонального фона в женском организме. В наше время климакс "помолодел", и может начаться уже в 40 лет.

Резкое прекращение синтеза половых гормонов при климаксе вызывает увеличение выработки гормонов гипофиза, гипоталамуса , надпочечников и щитовидной железы. Это проявляется массой субъективно неприятных симптомов.

Признаки женского климакса:

  • Вегето-сосудистые нарушения (подъемы артериального давления, боли в области сердца , приступы сердцебиения , дрожание рук, потливость, приливы жара к лицу и шее).
  • Эмоциональные нарушения (раздражительность, приступы гнева или угнетенное настроение, плаксивость, тревожность, депрессия).
  • Неврологические нарушения (ухудшение памяти и умственной работоспособности, дневная сонливость и ночная бессонница, частые головные боли, головокружения).
  • Нарушения обмена веществ (остеопороз – повышение хрупкости костей, рост волос на лице в области верхней губы и подбородка, снижение оволосения в паху и в подмышечных впадинах).

Мужской климакс

Мужской климакс, как и женский, связан со снижением синтеза половых гормонов и нарушением гормонального фона. Возраст начала климакса для каждого мужчины индивидуален. Считается, что мужской климакс может проявляться с 45 лет, хотя многие мужчины сохраняют способность к зачатию детей до глубокой старости.

Признаки мужского климакса:

  • Ухудшение качества сексуальной жизни (снижение либидо и эрекции, трудность достижения оргазма).
  • Эмоциональные нарушения (угнетенное настроение, депрессия, тревожность).
  • Неврологические нарушения (ухудшение памяти и умственной работоспособности, дневная сонливость и ночная бессонница, частые головные боли, головокружения).
  • Вегето-сосудистые нарушения (подъемы артериального давления, боли в области сердца, чувство сердцебиения, потливость , приливы жара к лицу и шее).
  • Нарушения обмена веществ (уменьшение физической работоспособности, снижение мышечной силы и мышечной массы, нарастание жировых отложений, остеопороз, облысение , снижение оволосения в паху и в подмышечных впадинах).

Как лечить гормональные нарушения

Медикаментозные препараты

Препаратами для лечения гормональных сбоев являются гормоны - точнее, их синтетические аналоги. Гормонотерапия при эндокринных заболеваниях может осуществляться по трем схемам:
1. Заместительной (когда та или иная эндокринная железа не выполняет своих функций по выработке гормонов).
2. Стимулирующей (когда с помощью гормональных препаратов активизируют сниженную функцию эндокринной железы).
3. Тормозящей (гормональные препараты используются для сдерживания чрезмерно активной деятельности эндокринной железы).

Препараты и их дозы подбираются врачом индивидуально для каждого больного с гормональными нарушениями. Проводится гормонотерапия под контролем медицинских анализов.

Иногда (например, при развитии опухоли той или иной эндокринной железы) гормональная терапия является лишь дополнением к хирургическому лечению.

Гомеопатия

Правильно подобранные гомеопатические препараты способны оказать быструю и эффективную помощь пациентам с гормональными сбоями. Гомеопатические лекарственные средства, произведенные из природного сырья, воздействуют на организм сильнее, чем гормоны. При этом они не оказывают побочных действий.

Пациент должен знать, что комплексные гомеопатические средства, продающиеся в аптеках без рецепта, не помогут ему в восстановлении гормонального баланса. Только препараты, подобранные индивидуально для конкретного человека врачом-гомеопатом, окажут лечебный эффект и устранят причину гормонального заболевания.

Подбор гомеопатических препаратов может быть сложным и долгим (в течение нескольких недель). Но когда нужное средство будет выбрано, лечебный эффект превзойдет все ожидания. В течение 1-3-х месяцев гормональный баланс будет полностью восстановлен.

ВСД, или вегето-сосудистая дистония, в подростковом возрасте – это симптомокомплекс, значительно распространенный среди этой возрастной категории детей. Отношение к ВСД неоднозначное даже среди врачей: многие из них считают дистонию не заболеванием, а лишь преходящим состоянием, связанным с гормональной перестройкой в организме в пубертатный период.

Проявления ВСД чаще отмечаются в 13-15 лет и наблюдаются в настоящее время почти у 50% подростков. После периода полового созревания у многих из них симптомы исчезают. Течение ВСД может быть острым и хроническим. При остром течении патология проявляется в виде приступов, чаще всего как реакция на стрессовую ситуацию.


Основные причины ВСД


Стрессы, переживания, конфликты с родителями способствуют возникновению ВСД у подростков.

Проблемы в организме современных подростков не случайны, учитывая их образ жизни: значительные нагрузки при получении образования, малоподвижное времяпрепровождение (в основном за компьютером), несоблюдение режима дня и т.д.

Основными факторами, способствующими развитию ВСД, являются:

  1. Изменение гормонального фона в пубертатном периоде.
  2. Интенсивный рост скелета и органов, за которым «не поспевают» кровеносные сосуды, в результате чего страдает кровоснабжение жизненно важных органов и систем; недостаточное их снабжение кислородом. Гипоксия в этих органах вызывает возникновение многих проявлений ВСД.
  3. Перенесенные ранее заболевания, особенно инфекции.
  4. Травматические повреждения.
  5. Вредные привычки: многие подростки начинают в этом возрасте курить, употреблять спиртные напитки. Неокрепший организм реагирует на токсическое влияние развитием ВСД.
  6. Частой причиной ВСД является нарушение баланса между , неврозы.
  7. Стрессовые ситуации разного уровня: тестовый контроль знаний, поступление в ВУЗ, отношения с родителями, конфликты с ровесниками, психологические комплексы и др.
  8. Врожденные аномалии развития.
  9. Наследственная предрасположенность: если родители страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, то вероятность развития ВСД у ребенка выше.

Негативное влияние любого из этих факторов (или нескольких одновременно) может привести к возникновению ВСД.

Симптомы

До конца ВСД не изучена. Считают, что первичным является нарушение нервной системы, а сердечно-сосудистые изменения уже вторичны. Так как нервная система регулирует функцию всех органов, включая температуру тела, показатели пульса и давления, секрецию потовых желез и др., то и проявления ВСД у подростков могут быть очень разнообразными.

Чаще всего наблюдаются такие симптомы:

  • перепады артериального давления;
  • учащение и нестабильность пульса;
  • боли в области сердца;
  • эмоциональная лабильность;
  • одышка, чувство нехватки воздуха;
  • повышенная потливость;
  • холодные конечности;
  • повторяющиеся головные боли;
  • бледность или покраснение лица;
  • головокружение и потемнение в глазах;
  • возможны ;
  • внезапные повышения температуры;
  • расстройства пищеварения (понос или запор, тошнота, позывы на рвоту, боли в животе);
  • изменения аппетита (повышение или снижение);
  • чувство разбитости, повышенная утомляемость;
  • нарушение мочеиспускания (частые позывы).

У юношей чаще отмечаются болезненные проявления. Для девушек более характерны психоэмоциональные реакции.

Психика в этом возрасте неустойчива, поэтому любые сложности и проблемы становятся стрессом для организма. Чаще ВСД подвержены легковозбудимые, эмоциональные подростки, у которых любой повод вызывает глубокие переживания.

При ВСД часто отмечается плохое настроение вплоть до депрессии, развивается много фобий (страхов). Характерна мнительность, плаксивость, не исключены истерики. Помимо потливости, повышается секреция сальных желез, могут появляться отеки, плохая переносимость жары и холода.

Для острой формы ВСД характерны приступы:

  1. Гипертонический криз: повышенное артериальное давление, головная боль, боль в сердце, учащение пульса, онемение конечностей, дрожь в теле, чувство страха.
  2. Гипотонический криз, проявляющийся сниженным артериальным давлением, урежением пульса, чувством страха, ощущением замирания сердца.
  3. Криз смешанного типа, при котором сочетаются проявления гипотонического и гипертонического кризов.

Причины развития

Вегето-сосудистая дистония очень часто появляется в возрастном периоде от 11 до 15 лет. Что же является причиной? Помимо врожденных патологий, перенесенных травм и болезней для подростков дополнительным фактором, вызывающим развитие или усиливающим симптомы ВСД, является гормональная перестройка пубертатного периода. Именно в этот период организм ребенка, подчиняясь гормонам, бурно и сложно «взрослеет», органы и системы его организма развиваются неравномерно. Но гормональный фон в это время еще нестабилен и сбои в регуляции отражаются на сосудистой системе. Она не успевает за ростом организма, и появляются симптомы ВСД, связанные с нарушениями кровоснабжения и нехваткой кислорода – головная боль, скачки АД, учащение пульса и прочее.

Хотелось бы отметить, что основная причина развития у подростков симптомов ВСД связана с нервной системой, а сбои в работе сердечно-сосудистой – это лишь последствия. Так уж сложилось, что для пубертатного периода характерны значительные эмоциональные нагрузки. Психика молодого человека меняется, он начинает осознавать себя по-новому, острее воспринимать происходящее в его жизни. Конфликты, сильные переживания, проблемы дома или в школе отрицательно сказываются на нервной системе подростков. Вегето-сосудистая дистония развивается под влиянием большой учебной нагрузки, стрессов, низкой двигательной активности. Как и у взрослых, у подростков вегето-сосудистая дистония может проявляться в виде приступов. Их симптомы – это внезапное головокружение и звон в ушах, потливость, головокружение и покраснение кожи, скачки АД. Особенно часто от приступов страдают эмоционально неустойчивые дети.

У подростков также случаются панические атаки. Их причиной может стать боязнь не справиться, недовольство собой. Во время атаки появляются дрожь в руках и во всем теле, нервозность, сильное чувство страха, подросток сильно потеет.

Лечение ВСД в подростковом периоде должно обязательно проводиться под присмотром врача.

Таким образом среди факторов, из-за влияния которых у подростков развивается вегето-сосудистая дистония, можно выделить следующие:

  • гормональная перестройка;
  • проблемы и стрессы переходного возраста, конфликты дома, в школе, со старшими и сверстниками;
  • большая учебная нагрузка и малоподвижный образ жизни, много времени проводится за компьютером или перед телевизором;
  • инфекционные заболевания;
  • вредные привычки (табак, спиртное, наркотики);
  • неврозы и излишняя амбициозность.

Характерные симптомы

Вегето-сосудистая дистония в подростковом возрасте проявляет себя через многообразные симптомы. Здесь могут быть задействованы самые различные системы организма. Подросток с ВСД становится утомляемым, раздражительным, у него плохой сон. Многие становятся излишне агрессивными, возбудимыми, но бывает и наоборот – вялыми и апатичными. Сердечно-сосудистая система дает о себе знать частыми сердцебиениями, колебаниями АД, болями и покалываниями в области сердца. Проявляются такие симптомы, как нарушения аппетита, тошнота, изжога, боли в области желудка или печени. Многие жалуются на чувство нехватки воздуха, потливость, скачки температуры тела, сухость кожи. Может развиться склонность к обморокам, появиться тенденция к набору веса. Лечение всех этих проявлений обязательно, т.к. игнорирование приводит к развитию более серьезных патологий.

У подростков вегето-сосудистая дистония часто сопровождается симптомами, так или иначе связанными с депрессивными состояниями. Они многогранны и нестабильны: безразличие, грусть и скука сочетаются у подростков с раздражительностью, тревожностью, беспокойством. Также подростки склонны к ипохондрическим переживаниям, которые возникают как попытка объяснить непонятные и тревожащие симптомы – проблемы с сердцем, дыхательной системой, памятью, вниманием и прочие. Некоторые начинают подозревать у себя психические расстройства, появляются мысли о суициде. Вегето-сосудистая дистония усугубляется этими переживаниями.

Вторыми по частоте идут проявления снижения функциональных возможностей организма. Это жалобы на непереносимость громкого звука и яркого света, отвлекаемость и ощущение слабости со скоротечными вспышками раздражения. Эти расстройства нарастают в вечернее время. Также звучат жалобы на колющие или ноющие боли в области сердца и головные боли, которые могут возникать как при волнении, так и вследствие физического утомления.

Проявления ВСД у юношей

Диагноз вегето-сосудистая дистония юношам ставят чаще, чем девушкам. Время полового созревания в подростковом периоде характеризуется особенно интенсивным развитием мужского организма. Именно это является основной причиной появления симптомов ВСД у юношей. Как раз в этом возрасте многие из них активно увлекаются спортом, а слишком интенсивные тренировки способствуют перегрузке сердца. Опасность несет и проявляемый интерес к сигаретам, наркотикам и спиртному, употребление которых также оказывает значительную нагрузку на сердце. Все это отрицательно влияет на здоровье юношей и способствует усилению симптоматики ВСД.

Юноши с ВСД часто жалуются на сильную утомляемость, плохую память и головную боль. Они чувствуют высокую тревожность, им становятся как бы неудобными различные части их тела. Все это делает более сложными их взаимоотношения с внешним миром, они погружаются в себя, зацикливаясь на своих кажущихся проблемах. Если юноша к тому же эмоциональный, у него могут проявиться приступы.

Проявления ВСД у девушек

Девушки традиционно более эмоциональны, чем юноши. О наличии у них симптомов ВСД можно судить по следующим признакам. Девушки с ВСД зачастую склонны к тревожным оценкам, их деятельность носит активный и эгоцентричный характер. В поведении легко проследить наклонность к истеричности, завышенную самооценку. Такие девушки могут долгое время муссировать события, которые им неприятны. Также симптомы ВСД могут усиливаться во время месячных.

В некоторых случаях может дойти и до нервных расстройств – девушка может закатывать истерики по поводу и без, постоянно плакать. Время от времени она может ощущать приступы тревоги или необъяснимого страха. Как и у юношей, у девушек бывают вегетативные приступы.

Все эти проявления болезни приводят к тому, что девушка-подросток попадает как бы в порочный круг: «истерика – усиление симптомов ВСД – опять истерика». По мере взросления избавиться от этой зависимости, как и от самой ВСД, удается далеко не каждой. Но вовремя проведенное лечение позволит разорвать этот круг.

Таким образом, вегето-сосудистая дистония у девушек чаще всего проявляется колебаниями настроения, раздражительностью, слезливостью и утомляемостью.

Лечение и профилактика

Лечение ВСД в подростковом возрасте проводят прежде всего нелекарственными методам:

  1. Нормализация режима дня. Включает в себя утреннюю гимнастику, сон по 8-10 часов в день, пешие прогулки и уменьшение времени нахождения перед телевизором (компьютером);
  2. Посильные занятия спортом. Это могут быть плавание, подвижные игры, катание на велосипеде и коньках, настольный теннис.
  3. Правильное питание. Подростку нужно больше магния и калия. Надо ограничить употребление сладкого, мучного, соли и мяса.
  4. Закаливание, физиопроцедуры, лечебный массаж – они стимулируют нервную систему.

Чтобы остановить приступ, можно применять таблетки пустырника, валерианы или глицина. К медикаментам прибегают лишь в том случае, если вегето-сосудистая дистония протекает в тяжелой форме, и назначать лечение должен врач-специалист. Обычно это курс транквилизаторов или ноотропов.

Остановимся подробнее на правильном питании для подростка с ВСД. Ему будут полезны продукты, богатые калием: это свекла, помидоры, капуста, картофель, укроп, чернослив, изюм, петрушка и абрикосы. Вместо животных жиров надо употреблять растительные – подсолнечное, кукурузное или оливковое масло.

Магний поможет понизить давление. Он содержится в таких продуктах: орехи, гречка, морковь, фасоль, овсянка, соя, шиповник. Следует есть меньше соли, отказаться пить крепкий чай, кофе, напитки типа колы и фанты с содержанием кофеина. Снизить давление также помогут отвары растений: пион, пустырник, валериана. Также помогут свекла, укроп, морковный сок, мята.

Повысить давление помогут: сыр, шоколад, творог, гороховая каша, молоко, кефир и шпинат. Повысить тонус сосудов в домашних условиях можно с помощью теплых ванн с хвоей или морской солью.

Для профилактики ВСД подросток должен придерживаться нескольких правил:

  • соблюдать режим дня и отдыха, спать в хорошо проветриваемом помещении;
  • обязательно делать утреннюю гимнастику, больше находиться на свежем воздухе;
  • избегать курения и алкоголя.

Родители в свою очередь должны позаботиться о создании для подростка дома психологического комфорта, доброжелательных и взаимотерпимых отношений.

Помощь психиатра

Врач-психиатр может оказать значительную помощь в лечении ВСД. Такое лечение подразумевает комплекс мероприятий. Начинают всегда с разъяснительной терапии, которая поможет выработать у подростка и его родителей адекватное отношение к заболеванию и его лечению. В случае тяжелого проявления симптомов врач может назначить фармакотерапию, которая всегда должна начинаться с минимальных доз препаратов.

Вегето-сосудистая дистония при лечении часто требует использования комбинации психотропных средств. Это прежде всего антидепрессанты (пиразидол, азафен, триптизол) и нейролептики (сонапакс, трифтазин, этаперазин). Их прием комбинируют с транквилизаторами, такими как седуксен, фризиум, феназепам, элениум. Из ноотропных средств предпочтение отдают пирацетаму.

Похожие материалы:

    Нет похожих материалов...


Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте