Кто такой раб Божий? Почему говорится что мы рабы Божие? Разве мы не дети его? Почему православные называют себя рабами божьими.

Экология познания:Многих даже искренне верующих христиан порой коробит слово «раб», которым нарекают их в церкви. Кто-то не обращает на это внимания, другие считают поводом избавиться от гордыни, третьи задают вопросы священникам. Что же в действительности означает это понятие?

Зелёная верба над болотом,

К вербе привязана верёвка,

На верёвке утром и вечером

Ходит по кругу учёный хряк.

(перевод на русский польской версии стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…»)

Многих даже искренне верующих христиан порой коробит слово «раб», которым нарекают их в церкви. Кто-то не обращает на это внимания, другие считают поводом избавиться от гордыни, третьи задают вопросы священникам. Что же в действительности означает это понятие? Может, в нем и вовсе нет ничего оскорбительного?

О значении слова «рабъ»

Конечно, Библия писалась в те времена, когда язык и значения слов были совсем иными, к тому же еще и переводилась множество раз с одного языка на другой. Неудивительно, если смысл текстов исказился до неузнаваемости. Может, и слово «раб» имело совсем другое содержание?

Согласно церковнославянскому словарю прот. Г. Дьяченко понятие «рабъ» имеет несколько значений: обитатель, житель, слуга, невольник, раб, сын, дочь, мальчик, юноша, молодой невольник, слуга, ученик. Таким образом, уже одно это толкование дает надежду «рабам Божьим» на сохранение человеческого достоинства в своей христианской добродетели: ведь они также – и сын или дочь, и ученик, и просто житель мира, созданного Богом.

Вспомним также и социальный уклад тех времен: рабы и дети хозяина дома жили, по большому счету, в равных условиях. Дети также ни в чем не могли перечить отцу, рабы же были, по сути, членами семьи. На том же положении был и ученик, если мастер какого-то ремесла брал его в услужение.

А, может, «роб»?

Как пишет Агафья Логофетова, ссылаясь на этимологический словарь Фасмера, слово «раб» заимствовано из церковнославянского языка и в древнерусском оно имело форму «роб», «робя», откуда до сих пор встречается в некоторых диалектах форма множественного числа «робята». В дальнейшем корень «роб» превратился в «реб», откуда пошло современное «ребенок», «ребята» и т.п.

Таким образом, опять же возвращаемся к тому, что правоверный христианин – это дитя Бога, а не раб в современном понимании этого слова.

Или «раабъ»?

Уже упоминавшийся словарь Дьяченко включает в себя и другое значение: «Раабъ или рабъ – название учителей еврейских, то же, что раввин». «Раввин» же происходит от древнееврейского «рабби», что, согласно словарю Кольера, означает «мой господин» или «мой учитель» (от «рав» - «великий», «господин» - и местоименного суффикса «-и» - «мой»).

Неожиданное повышение, не так ли? Возможно, «раб Божий» - это учитель, носитель духовного знания, призванный передавать его людям? В таком случае останется только согласиться с фразой иеромонаха Иова, в миру Афанасия Гумерова (сказанной, правда, изначально в несколько ином контексте): «Право называться рабом Божиим надо заслужить».

Современный язык

Несомненно одно: уклад жизни и менталитет людей того времени слишком отличался от нашего. Иным был, конечно, и язык. Поэтому для христианина той эпохи не было моральной проблемы назвать себя «рабом Божьим», равно как не было это и упражнением по избавлению от греха гордыни.

Порой прихожане на форумах предлагают: «…если Библия переводилась множество раз, а смысл слова "раб" за это время изменился, почему бы не заменить его более соответствующим по значению?». Озвучивался, к примеру, такой вариант, как «служитель». Но, по моему мнению, гораздо лучше подходит слово «сын» или «дочь» либо же «ученик Божий». К тому же, по церковнославянскому словарю, это тоже значения слова «рабъ».

Вместо заключения. Немного юмора о метаморфозах понятий

Молодому монаху дали задание помогать остальным служителям церкви переписывать священные тексты. Поработав так с недельку, новенький обратил внимание, что копирование делается не с оригинала, а с другой копии. Он выразил свое удивление отцу -настоятелю: «Падре, ведь если кто-то допустил ошибку, она будет повторяться после этого во всех экземплярах!». Настоятель, подумав, спустился в подземелья, где хранились первоисточники и… пропал. Когда прошли почти сутки с момента его исчезновения, обеспокоенные монахи спустились за ним. Они нашли его сразу: он бился головой об острые камни стен и с безумным видом кричал: «Celebrate!! Слово было “celebrate”! А не “celibate”!».

(Примечание: celebrate (англ.) – праздновать, славить, прославлять; celibate (англ.) - давший обет безбрачия; целибат) опубликовано

Что значит Раб Божий?

Ра́бство Бо́гу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.

В более узком смысле состояние добровольного подчинения своей воли Божественной ради страха наказаний, как первая из трёх ступеней веры (наряду с наемником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).

Христос не называет нас рабами: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями...» (Ин.15:14-15). Но мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. То есть страх Божий для христиан - это не животный страх, а священный трепет перед Творцом.

Все смущения этой фразой происходят от незнания Бога. Страшно быть рабом тирана, но ближе и роднее Бога у нас никого нет. Бог источник жизни, истины, любви, правды, всех добродетелей. Рабство предполагает труд, работу, а в контексте отношений с Богом – со-работничество, ведь Бог самодостаточен, ему нет необходимости в нашем труде. Разве унизительно быть в таком понимании рабом Любви, рабом Истины, рабом Милосердия, рабом Премудрости; рабом Того, кто ради Своего Творения добровольно восшел на Крест?

Дело в том, что наш разговорный язык очень отличается от языка Священного Писания, а такое понятие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наиболее древней её части, которая называется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и пророков Израиля. Называя себя «рабами Божиими», цари и пророки Израиля тем самым свидетельствовали, что они более никому не подвластны, они не признают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Евангелии есть такая притча: о злых виноградарях. Там рассказывается о том, как господин насадил виноградник, призвал рабочих работать в этом винограднике, возделывать его, и каждый год он присылал к ним своих рабов, чтобы те посмотрели за работой, приняли отчетность. Этих рабов работники виноградника прогоняли, тогда он прислал к ним своего сына, сына они убили и после этого господин виноградника уже выносит свой суд. Так вот – обратите внимание – работают в винограднике не рабы, а наемные рабочие, а рабы представляют господина – это его доверенные лица, они сообщают волю господина рабочим. Этими рабами были пророки Израиля, которые сообщали волю Божию людям. Через пророков с людьми говорил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высокий титул, который указывал на особые отношения между Богом и человеком, на особый духовный статус человека.

В Новом Завете титул «раб Божий» получил более широкое распространение, рабом Божьим стал называть себя каждый христианин, каждый крещеный человек, и многих людей, действительно, это шокирует. Но в нашем сознании, раб – это такое бесправное существо, закованное в цепи, и люди говорят – мы не хотим называть себя рабами, мы свободные граждане, да, мы верующие люди, но называть себя рабами мы не согласны! Если вдуматься, то рабом Бога в том смысле, в котором мы себе представляем рабство, быть просто невозможно, ведь рабство – это насилие над человеческой личностью, ну а Бог никого ни к чему не принуждает.

Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то подчинять – она абсурдна, потому что это будет противоречить замыслу Божьему о человеке. Ведь Бог сотворил человека совершенно свободным и человек хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – исполняет то, что ему Бог говорит, а хочет – не исполняет то, что Бог ему говорит. Вот помните, в притче о блудном сыне – сын подходит к отцу и говорит ему: «Дай мне полагающуюся часть моего наследства, и я от тебя ухожу». И отец не препятствует, он даёт ту часть наследства, которая была положена младшему сыну и тот уходит. И вот сегодня, как и во все времена, масса людей отворачивается от Бога и уходит от него, и Бог их никак не принуждает быть с Собой, Он никак их за это не наказывает.

Он бережно относится к человеческой свободе, поэтому о каком рабстве тут вообще может идти речь? Вот кто действительно порабощает человека, так это дьявол. Человека порабощает грех и, однажды попав в орбиту притяжения зла, человеку бывает сложно выбраться из этого порочного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей собственной жизни – как сложно бывает преодолеть грех. И ты в нем раскаиваешься, ты приносишь покаяние, ты понимаешь, что этот грех мешает тебе жить, что он приносит тебе страдания, но вырваться вот из этих когтей дьявола у человека далеко не всегда получается. Только с помощью Божьей. Только милость Божия может вырвать человека из власти греха.

Вот я приведу пример. Конечно, пример этот крайний, но зато он всем понятный. Посмотрите на наркомана – он ведь и рад бы стать здоровым человеком, он понимает, что эта болезнь ведет его к страданию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сделать не может! Это самый настоящий раб, скованный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он исполняет волю своего хозяина, он исполняет волю своего господина, он исполняет волю дьявола. И вот в этом смысле, посмотрите, от Бога человек может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не препятствует, а вот вырваться от дьявола бывает очень-очень сложно!

Конечно, титул «раб Божий» – он используется только в сакраментальной жизни Церкви, в таком простом человеческом общении мы друг друга не называем рабами Божьими. Допустим, на службе я не говорю своему алтарнику: «Раб Божий Владимир, дай мне кадило», я его называю просто по имени. А вот когда совершаются церковные Таинства, то тогда мы добавляем вот этот титул «раб Божий». Например, «крещается раб Божий такой то», «причащается раб Божий такой то». Или молитва о здравии, или за упокой – тоже перед именем добавляется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть свидетельство веры этого человека в Господа Иисуса Христа и его намерения исполнять то, что Бог велит, потому что без веры человека и без его намерения следовать тому, что ему говорит Господь, любое Таинство будет профанировано.

Но вот, что еще важно понимать – раб Божий – не отражает сущность наших отношений с Богом, ведь через Боговоплощение Бог стал человеком, Он стал одним из нас, Он называл нас своими братьями, более того Он говорит: «Я не называю вас уже рабами, Я называю вас своими друзьями». Христос научил нас обращаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – говорим мы в молитве. И между членами семьи есть обязательство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небесному Отцу проявляем тем, что служим Ему, исполняя Его заповеди. Как об этом сказал Сам Господь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблюдать заповеди Мои!» Раб Божий, значит, служитель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Свобода, то человек, дерзающий называть себя «рабом Божиим», должен понимать, что это обязывает быть его не служителем дьявола, не рабом греха, а служителем любви, истины и свободы.

Написано специально для справочно-информационного портала "Возглас" vozglas.ru

И.Крамской. Христос в пустыне. Картина 1872 года.

Подумалось, а почему называя себя "рабами Божьими", в молитве "Отце наш", мы обращаемся к Богу как к Отцу?

Странно? Так мы - это рабы хозяина мира - Бога или все же Его...дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ.Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей. Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов. В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи. Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия… На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога. Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из - за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов. О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке. Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов. В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в: Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).

Рабы Божьи - что это значит в православии? Знать это - долг каждого человека, живущего с непоколебимой верой в сердце. Вопрос о том, что значит раб Божий в православии, мы постараемся максимально подробно раскрыть в рамках этой статьи. Тема с религиозной точки зрения непростая. Но весьма важная для понимания христианской догмы и общечеловеческого опыта. Итак, начнем.

Сын человеческий

Фигура Иисуса Христа является основополагающей не только для христианства, но и для всего человечества в целом. В послании к Коринфянам говорится, что он обнищал ради нас. В послании к Филистимлянам мы можем прочесть, что Христос уничтожил, опустошив, себя, принял образ раба, смирив себя. Сын человеческий, Господь, Агнец Божий, Превечное Слово, Альфа и Омега, Воздаятель, Господин субботы, Спаситель мира - именно такие эпитеты и множество других применяются к Иисусу. Сам Христос называет себя путем, истиной и жизнью, и, несмотря на столь величественные имена, он принял образ раба, являясь сыном Божьим. Иисус - раб Божий, Христос - сын Божий.

Христиане - рабы Всевышнего

Что значит раб Божий? При упоминании слова "раб" возникают ассоциации с неравноправием, жестокостью, несвободой, нищетой, несправедливостью. Но это относится к социальному рабству, которое создало общество, боролось с ним на протяжении многих веков. Победа над рабством в социальном смысле не гарантирует духовной свободы. На протяжении всей истории церкви христиане именуют себя рабами Божьими. Одно из определений человека, совершенно чему-либо предавшегося. Посему раб Божий означает христианина, стремящегося всецело предаться воле Бога. А также соблюдению его заповедей, борьбе с собственными страстями.

Каждый ли христианин достоин называться рабом Божьим? Ссылаясь на определение, приведенное выше, разумеется, нет. Все люди грешны, и лишь немногим удается всецело посвятить себя Христу. Поэтому каждый верующий во Вседержителя обязан с благоговением, смирением и великой радостью называть себя рабом Божьим. Но человеческая гордыня и незнание зачастую берут верх. Произнесенное слово "раб" и все связанные с ним ассоциации порой затмевают окончание рассматриваемого нами эпитета. В нашем понимании эксплуататорское и высокомерное отношение господина к своему слуге является закономерным. Но Христос разрушает эту закономерность, произнеся, что мы являемся его друзьями, если исполняем то, что он заповедовал нам.

«Я уже не называю вас рабами, так как раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями» - говорит он в Евангелии от Иоанна. При чтении Евангелия от Матфея или во время службы в православном храме при пении третьего антифона, мы узнаем из слов Христа, что блаженны будут миротворцы - они будут названы сынами Божьими. Но здесь речь идет о Царствии Небесном. Посему сыном Божьим любой христианин обязан почитать лишь Иисуса Христа. Вот почему раб Божий, а не сын Божий.

Рабство социальное и духовное

Любое рабство означает ограничение свободы в человеке, во всем его существе. Понятия социального и духовного рабства насколько сильно разнятся, настолько и сопряжены. Понятия эти достаточно просто рассмотреть через призму богатства земного или финансового благополучия, говоря современным языком.

Рабство богатств земных тяжелее всякого страдания. Об этом хорошо знают те, кто удостоились освободиться от него. Но для того, чтобы и нам узнать истинную свободу, необходимо разорвать узы. В доме нашем должно храниться не золото, а то, что ценнее всех мирских благ — человеколюбие и даст нам надежду на спасение, освобождение, а золото покроет нас стыдом перед Богом и во многом будет содействовать влиянию на нас дьявола.

Рабство и свобода

Самый драгоценный дар Бога человеку, дар любви - свобода. Конечно, людям так неизвестен, так труден религиозный опыт свободы, так же как прост опыт закона. Современное человечество без Христа и сейчас живет подобно древним иудеям под игом закона. Все современные государственные законы являются отражением естественных. Самое непреодолимое рабство, самые крепчайшие оковы - смерть.

Все освободители человеческие, бунтовщики, ярые мятежники остаются только рабами в руках смерти. Не дано понять всем мнимым освободителям, что без освобождения человека от смерти все остальное - ничто. Единственный человек среди человечества восстает на смерть - Иисус. Как для каждого из нас естественным, нормальным является "умру", для него - "воскресну". Он единственный почувствовал силу в себе, необходимую, чтобы смерть смертью победить как в себе, так и во всем человечестве. И люди в это поверили. И, хоть не многие, будут верить до конца времен.

Освободитель

Истина освободит нас. Так говорит нам евангелист Иоанн. Мнимая свобода - рабский бунт, дьяволом организованный мост от социального незначительного рабства, которое мы именуем революцией, к тоталитарному в будущем рабству Антихриста. Этого лика дьявол уже не скрывает в исторический период, который мы называем современностью. Поэтому именно сейчас погибнуть или спастись миру означает отвергнуть или принять перед поработителем слово освободителя: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ио. 8, 36). Рабство у Антихриста, свобода во Христе - вот предстоящий выбор человечества.

Что сказано в Библии

Так все-таки человек - раб Божий или сын Божий? Понятие "раб", пришедшее к нам из Ветхого завета, сильно отличается от современного понимания данного термина. В рабами Божьими именовали себя цари и пророки, тем самым подчеркивая свое особое назначение на земле, а также выражая невозможность службы кому-либо, как только Господу Богу.

Раб Божий в Древнем Израиле - это титул, удостоиться которого могли лишь цари и пророки, через которых с народом общался сам Господь. Рассматривая же рабство как социальную составляющую, необходимо отметить, что в Древнем Израиле рабы являлись практически полноправными членами семьи своего господина. Примечательно, что до рождения сына у Авраама его раб Елеазар являлся его главным наследником. После же рождения Исаака Авраам отправляет своего раба Елеазара с множеством даров и поручением отыскать невесту своему сыну.

Эти примеры ярко показывают различие между рабством в Древнем Израиле и рабством в Древнем Риме, с которым обычно ассоциируется понятие данного термина у наших современников.

В Евангелии Христос рассказывает Господин создал виноградник, нанял работников трудиться на нем. Каждый год он отправлял своих рабов для проверки проведенных работ. Примечательно, что на винограднике трудятся наемные рабочие, а рабы являются поверенными своего господина.

Понятие раба Божия в христианстве. Женщины Ветхого Завета

Понятие "раб Божий" появляется еще в Ветхозаветной истории. Как мы рассмотрели выше, означал титул царей и пророков. Женщины, как и большинство мужчин, не имели права именовать себя подобным эпитетом. Однако это не умоляет женской личности.

Женщины, как и мужчины, могли участвовать в религиозных еврейских праздниках, приносить жертвы Богу. Это говорит о том, что они лично держали ответ перед Господом. Важно то, что женщина напрямую могла в своей молитве обращаться к Богу. Подтверждением этого служат следующие исторические примеры. Так, пророк Самуил был рожден по молитве бездетной Анны. Бог вступал в общение с Евой после грехопадения. Вседержитель напрямую общается с матерью Самсона. Значение женщины в истории Ветхого Завета невозможно переоценить. Поступки и решения Ревекки, Сары, Рахиль имеют грандиозное значение для еврейского народа.

Роль женщины в Новом Завете

“Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 28-38). Этими словами Дева Мария смиренно отвечает ангелу, принесшему ей весть о будущем рождении сына Божьего. И так впервые в истории человечества появляется понятие "раба Божия". Кому, как не Деве Марии, благословенной между женами, суждено первой принять этот великий духовный титул? Богородица прославляется во всем христианском мире. За Богоматерью идет раба Божия Елизавета, непорочно зачавшая Иоанна Крестителя.

Ярким примером этого титула являются пришедшие в день Воскресения Иисуса Христа ко Гробу Господа с благовониями, ароматами для ритуального умащения тела. Исторические примеры, подтверждающие смирение и веру истинно христианских женщин, встречаются и в современной истории. Жена Николая II Александра Фёдоровна и его дочери причислены к лику святых.

Раба на молитве

Открывая молитвослов и читая молитвы, мы не можем не обратить внимания, что все из них написаны от мужского лица. Нередко у женщин возникает вопрос о том, стоит ли использовать слова в женском роде, написанные от мужского лица. Наиболее точно никто не смог бы ответить на этот вопрос, как святые отцы православной церкви. Амвросий Оптинский утверждал, что не стоит заботиться о мелочной точности правила (молитвенного), надобно заботиться больше о качестве молитвы и душевном мире. Игнатий Брянчанинов говорил, что существует для человека, а не человек для правила.

Употребление термина в мирской жизни

Несмотря на то что рабом Божьим считает себя каждый христианин, именовать себя так в повседневной обыденной жизни по советам православных священников нежелательно. Не то чтобы это было кощунством, но, как мы уже рассматривали выше, каждый христианин должен с благоговейным почтением и радостью относиться к этому эпитету. Это должно жить в сердце верующего человека. А если это действительно так, то никто не станет никому ничего доказывать и заявлять об этом на весь мир.

Обращения "товарищ" во времена Советской власти или "господа" в период Царской России ясны и закономерны. Обращение же и произнесение слов "раб Божий" должно происходить в подобающем для этого месте, будь то православный храм, монастырская келья, кладбище или просто уединенная комната в обычной квартире.

Третьей заповедью строго запрещается упоминать имя Господа всуе. Посему произношение этого эпитета неприемлемо в шуточной форме или в виде приветствия и в подобных этим случаях. В молитвах о здравии, об упокоении и других после слов "раб Божий" следует написание или произношение имени молящегося или того, о ком просят в молитве. Сочетание этих слов обычно либо слышится из уст священника, либо произносится или мысленно читается в молитвах. После эпитета "раб Божий" имя желательно произносить в соответствии с церковным написанием. К примеру, не Юрий, а Георгий.

Свидетельства рабов Божьих

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24, 14). Сегодня многие люди в церкви пытаются определить по знамениям, насколько близко второе пришествие Христа. Такое знамение, например, можно наблюдать в возвращении евреев в Израиль. Но Господь вышеупомянутыми словами даёт понять, что наиболее ярким признаком его второго пришествия является то, что Евангелие будет проповедано для всех народов во свидетельство. Иными словами, свидетельства рабов Божьих (их жизненные подтверждения) доказывают реальность Евангелия.

Рабы в Царствии Небесном

Несмотря на человеческую греховность и стремление занять господствующее место в мироздании, Христос в очередной раз проявляет свою милость и человеколюбие, принимая образ раба, являясь в то же время Сыном Господа Бога. Он разрушает наши укрепившиеся ошибочные стереотипы о величии и власти. Христос говорит своим ученикам про то, что желающий быть большим станет слугою, а тот, кто желает быть первым, будет рабом. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупления многих» (Мк. 10, 45).

Тут тонкость перевода. Дело в том, что в патриархальных обществах, таких как иудейское, и, например, русское, периода до появления христианства и развития мощного государства, "раб" был нечто иное, чем бессловесная тягловая рабочая сила, например египетских "государственных рабов", строивших бессмысленные пирамиды. "Раб", в данном случае, это - "работник", "труженик". Часто это фактический член семьи, пусть и с иными правами. Но согласитесь, что совсем по иному звучит: "труженик Бога", тот, кто трудится ради Него на земле, и любви к Нему, и его делу. Сегодня для нас "раб Божий" прежде всего бессловесность. Для современника автора это было не так. Смысл слова изменился, и сейчас мы понимаем это слово иначе, чем то, что вкладывал в него автор, создавая текст.

Роман Хмелевский прав. Но скопирую старый свой ответ тоже:

"Раб" - это всего лишь "работник" исходно. Русские очень долго не знали рабства, как явления, когда человека считают безвольной вещью, поэтому и соответствующее негативное значение мы даем этому слову "обратным ходом", вкусив крепостничества б.Морозовой и т.п.

Например на английском вместо "раб Божий" - "слуга Божий" (the servant of God). Или смотри титул папы римского - Servus Servorum Dei.

Родство же слов "раб" и "ребенок" утверждается учеными:

Слово:раб,

Ближайшая этимология: род. п. -аґ, рабаґ, ж., рабыґня. Заимств. из цслав., ср. ст.-слав. рабъ doаloj (Остром., Зогр., Клоц., Супр. и др.; см. Вондрак, Aksl. Gr.2 346 и сл.); исконно русской является форма *робъ; см. ребеЁнок, роб

Слово:роб

Ближайшая этимология: "слуга, раб", др.-русск. робъ, также роба "служанка, рабыня", робя, род. п. робяте "дитя", см. ребеЁнок, раб.

Этимологический словарь Фасмера

И ещё ответ иудея Даниэля Алиевского:

Это очень простая ошибка. Вы пытаетесь подогнать текст Святого Писания под современные обычаи, а нужно, наоборот, стараться понять язык Библии в контексте Библии. Слово, которое переводится как "раб", это просто "эвед", от слова "авода", "работа". В том языке, на котором говорили древние евреи - и на котором написана Библия - у этого слова нет негативной коннотации, как у нас нет такой коннотации у слова "работник". Естественно, не нужно пытаться переводить Библию, заменяя "раба" на "работника" - это значительно обеднит и принизит смысл исходного текста - но нужно попытаться вникнуть в истинный смысл слов Писания. Говоря о "рабах Бога", Писание выражает максимальную степень преданности Всевышнему, полное и самоотверженное служение. Нечто абсолютно положительное, а вовсе не отрицательное.

Если брать первоисточник (а не "смешной перевод Гоблина"), там можно увидеть не только существительное "эвед", но и глагол "лаавод" в контексте служения Б-гу. Книга Шемот глава 7:

шлах эт ами ве-яавдуни бе-мидбар

То есть "отпусти народ мой, и они будут служить [Б-гу] в пустыне"
Дословно получается, что люди - не "рабы Б-жьи", а "служащие Б-гу " или в более развернутом переводе "исполняющие предписанное Б-гом "

Видео для привлечения внимания к тексту:-)

Ответить

Прокомментировать

"...нужно попытаться вникнуть в истинный смысл слов Писания. Говоря о "рабах Бога", Писание выражает максимальную степень преданности Всевышнему, полное и самоотверженное служение" - в каком месте Писания говорится о "рабах Бога"?

Этот образ употребляется в разных смыслах. "Все рабы Божии по природе, ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу". (Свт. Феофан Затворник)

Т.е. в широком смысле все люди рабы Бога, поскольку их природа подчинена созданным Богом законам.

А в узком смысле верующие называют себя рабами Бога, в качестве декларации своей свободы. Ведь раб был подотчетен только хозяину. Значит раб Творца свободен от всех земных господств. Прежде всего, христиане имеют ввиду свободу от страстей, тлена, смерти, которую даровал Христос.

Также о рабстве Богу говорят в контексте ступеней духовного развития. Так, по авве Дорофею, на этапе рабства человек служит Богу из страха наказания и постепенно приходит к этапу наемника, ожидающего воздаяния, после чего доростает наконец до этапа сыновства, на котором служит Богу из чистой бескорыстной любви.

Иисус по писанию пришел к детям израилевым, значит сказаное относится к детям израилевым! вы не ребенок израиля, а значит к вам это не относится! моё мнение в том, что Иисус - это образ момента понимания людьми, что то, что насаждалось Римской империей - например коррупция и тд., стало чуждо для них! но власть держится на тех, кого можно купить, ведь без них власть будет полностью принадлежать наРоду, а значит им будет трудно управлять! поэтому образ распятия Иисуса (Исы) - это как образ покорения людей христианством, хотя христианство и Иисус никогда не были единым целым, вспомните слова: храм там, где я! то есть бог внутри меня! а христианство и другие религии заставляют искать бога не в себе, а в з-Дань-иах (как сказал вчера Патриарх)

Ответить

Прокомментировать

Так рабы мы или дети Всевышнего?

В библейских источниках рабство описано было до потопа, рабовладельческая система сложилась с античных времен. И уже тогда появилось понятие «раб». Жизнь раба полностью зависела от воли его хозяина. Значит и священные писания, в которых люди называются рабами Всевышнего, отражают временной континиум гораздо позже того, как слово «раб» стало известно и употребляемо. И устраивать разного рода инсинуации по поводу понятия «раб» или другого понятия, вкладываемого в это слово, просто похоже на изворачивание и выкручивание.

С другой стороны, раз мы-дети Всевышнего, то как мы можем быть его рабами? Спросите сами у себя, вы считаете, что ваш ребенок (у кого он есть) –ваш «РАБ»?

Из уст некоторых верующих можно услышать, что мы Его(Всевышнего) рабы, потому что ОН(Всевышний) взял на себя наши грехи.

И что? За это ОН(Всевышний) может наказывать нас, своих любимых детей ПОТОПАМИ, заливать нас горящей лавой, замораживать льдами и т.п.?

А вы, своих детей за их провинности, тоже топите в корыте с водой? Жжете огнем? Отрубаете руки и ноги, или вырываете языки?

Как же нас ЛЮБЯТ!!!

Те же говорят, что это тело смертно и посредством его ОН(Всевышний) наказывает нас! А вот ДУША- бессмертна! Согласен! Пусть так! Раз ОН(Всевышний) решил нас воспитывать таким образом, т.е. через умерщвление плоти или её истязание, то ДУША, которая в нас находится, должна получать ОПЫТ и помнить, что так дурно поступать, за что было наказано тело, больше НЕЛЬЗЯ!

Но почему тогда, души наши не помнят прошлого опыта и опять наступают на те же грабли! И опять ОН(Всевышний) вынужден нас вразумлять «отрывая нам головы».

Как же нас, любимых детей своих, рабов своих, ЛЮЮЮЮБЯЯЯЯЯТ!!!

ТАК все же мы рабы или любимые дети?

Может переводчики что-то напутали? Может перевели не так? Или не то?

Хочу быть ЕГО (Моего Отца Небесного) ЛЮБИМЫМ сыном! Не могу смириться с тем, что я его «РАБ»! Хочу быть Его верным помощником, другом, наследником! Раз сын наследует все, что ему завещает Отец, то так и должно быть! Или нет?

Отец мой Небесный! Ответь мне!

Ответить