«В широком смысле Кирилл Серебренников получал эти деньги от Запада. Скандал вокруг серебренникова проявил неформальные правила политической игры в россии «Такие люди доказывают, что Putin’s Russia - не страна победившего зла»

Российский режиссер театра и кино Кирилл Серебренников написал открытое письмо в ответ на отказ латвийских артистов участвовать в московских гастролях, и разместил его на своей странице в социальной сети Facebook. "Самое подлое и безобразно коварное, что есть в политике, - это насильственное помещение человека в ситуацию страшного и мучительного выбора - с кем быть, к кому примкнуть, кого поддержать. Вот именно за это и надо судить в Нюрнберге и в Гааге. От ужаса этого выбора, который и есть главный манипулятивный ресурс политики, трещит по швам все человеческое существо. Не должен никто и никогда выбирать, что лучше – предать друга или спасти семью, съесть старшего ребенка или младшего, чтоб хоть кто-то из двух выжил в голод, убить кого-то или выжить самому,согласиться на подлость молчания или спасти дело жизни", – пишет Серебренников. По мнению режиссера, политики "оскотинивают" людей. "Политики и их пропагандисты оскотинивают людей массово, с упоением, камуфлируя свои речи патриотической или националистической риторикой. Все дни, когда длится "крымский кризис", я нахожусь в переписке с моими латышскими коллегами. Вброшенная режиссером Алвисом Херманисом идея о бойкоте России латышскими театральными деятелями привела к поляризации мнений в Латвии и к большому скандалу. Кто-то эту идею горячо поддержал, убеждая себя и других, что следующей за Крымом падет Латвия, и вот уже в Латгалии российские войска стоят в полной боевой готовности, кто-то призывал не рвать с таким трудом за многие годы построенные культурные связи, а именно в театральной сфере они успешнее всего - гастроли, постановки латышей в России и наоборот. Но логика войны, логика "выбора" берет свое – замечательная, уникальная актриса Гуна Зариня не приедет играть Медею в "Гоголь-центр", срываются давно запланированные у нас на апрель гастроли Национального Театра. Его руководитель Оярс Рубенис, которые все эти годы делал беспрецедентно много для "смягчения нравов", для сближения культур двух стран, для мира и дружбы, сегодня оказался под агрессивным давлением тех, кто, по примеру Херманиса, считает гастроли в России предательством интересов Латвии. Среди выступающих за бойкот России есть и мои друзья, латыши и даже русские, живущие в Риге, я с ними провел много времени, мы прекрасно ладили, все было мирно и прекрасно. Было. Теперь все не так. И теперь все будет не так. Им, этим молодым людям, почему-то оказалось легче услышать и поддержать призыв Херманиса, чем подумать своей головой и понять, что гастролями в России они поддерживают не войну, не вторжение в Крым, а людей, зрителей, своих коллег, нас. Мы так же, как и они, ненавидим войну и так же хотим, чтоб этот кошмар быстрее закончился. Что гастролями в России они бы помогли снизить накал напряжения, напомнить, что что у нас гораздо больше общего, чем наоборот, что нам одинаково плохо и тревожно от того, что происходит в России и в мире", – подчеркивает режиссер. Такое поведение творческих людей выгодно политикам, уверен Кирилл Серебренников. "Продолжение вопреки всему, а не разрыв отношений и уничтожение дружеских связей, означало бы, что мы, люди театра, не верим политикам, что мы, люди театра, не хотим жить по их законам, по их моделям ненависти, что мы, люди театра, не хотим подчиняться их искаженной логике. Увы, теперь все разрушено. Теперь они не приедут к нам, мы не приедем к ним. И что получается? Войну на нашей территории развязали мы сами. Железный занавес опустили мы сами. Политики торжествуют, мир подчиняется их фантазиям, ложится в удобную им позу. Я уверен, что пройдет много лет и всем участникам настоящей войны и этой фейсбучно-пропагандистской войны, и всем бойкотирующим, и всем призывающим к уничтожению "пятой колонны” в культуре, имеющим отношение к травле режиссеров, вопрошающих "Нужен ли нам такой театр?", всем будет как минимум очень стыдно. И уже не удастся просто так сказать: "мы же ничего не делали, пропаганда – это же не стрельба по людям"..Пропаганда – это та же война, только без железяк и неопознанных "миротворцев в зеленке". Методы те же. Плохо, когда ей верят умные, образованные люди, когда они делают свой "выбор" по указке киселеобразного лжеца из зомбоящика или даже потерявшего здравый смысл талантливого режиссера. А прекрасная актриса Гуна Зариня, которая призывала нас "не молчать", в своем письме зрителям Гоголь-центра написала, что "во время войны музы молчат". И это неразрешимое противоречие – знак нашего подлого "времени выбора", – завершает свое открытое письмо режиссер. Как сообщалось ранее, три внештатных артиста Латвийского Национального театра попросили отложить гастроли в московском "Гоголь-центре" Кирилла Серебренникова в знак протеста против военной агрессии России в Украину. Не поедет в Россию и Новый рижский театр Алвиса Херманиса.

Следственный комитет заявил, что располагает исчерпывающими доказательствами вины Кирилла Серебренникова. Творческая интеллигенция, в основном поддерживает коллегу и требует к нему снисхождения. Однако, по словам силовиков, дело находится в активной стадии, так что нельзя исключать появления в нем новых эпизодов. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что история носит показательный характер.


Следственный комитет выступил с разъяснением: виновность Кирилла Серебренникова подтверждена показаниями свидетелей, оперативными материалами и финансовыми документами, причем расследование активно продолжается: появился новый фигурант — исполнительный продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова.

По версии следствия, Серебренников и его подчиненные - Юрий Итин, Алексей Малобродский, Нина Масляева и указанная Воронова - допускали нарушения при работе с госденьгами при реализации проекта «Платформа». В частности, речь идет о незаконном обналичивании выделяемых средств, неверной оценке стоимости работ и так далее. В итоге известного режиссера с мировым именем обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере - речь идет о сумме в 68 млн руб. СКР, правда, не объяснил, в чем был смысл задерживать режиссера ночью и срочно этапировать из Петербурга в Москву, а ранее отбирать загранпаспорт для не совсем понятной экспертизы. Сам Серебренников назвал все обвинения в свой адрес «абсурдом».

Когда случаются громкие уголовные дела в современной России, принято искать скрытый смысл. Есть несколько стандартных версий, которые обсуждаются постоянно, благо подобных историй у нас меньше не становится: это или борьба башен Кремля - противостояние либералов и силовиков от власти, или же послание непокорным деятелям культуры, чтобы те своими творческими экспериментами не подогревали оппозиционные настроения.

На первый взгляд, можно предположить, что дело Серебренникова совершенно не выгодно власти. Впереди выборы, а громкие события нарушают общественное спокойствие, создают ненужный эмоциональный фон и волнуют умы интеллигенции - какую страну мы увидим в новом политическом цикле? Была надежда на реформы, а получили очередное закручивание гаек, то есть никакого нестандартного мышления, современного искусства, а только духовные скрепы и традиционные ценности, пусть не все чиновники до сих пор понимают, что это такое.

Обращает на себя внимание, что история с Серебренниковым - второе резонансное событие за один мистический для России август. Оно раскручивается на фоне суда над Алексеем Улюкаевым . Да и многие губернаторы сидят — вот Никита Белых, несмотря на проблемы со здоровьем, остается в СИЗО аж до февраля.

Конечно, в стране не все ладно с точки зрения коррупции и воровства бюджетных средств, и государству важно показать, что с этим злом идет бескомпромиссная борьба. Но со стороны бросается в глаза, что нарушения находятся именно на полулиберальном нестандартном творческом фланге. А вот на другом берегу тишина, и вроде бы все в порядке. Разве что бакланы пробьют отверстия в крыше нового красавца-стадиона.

Хотя, если присмотреться, не все в порядке-то в государстве. Вот, например, в Ростове-на-Дону массово горят дома. Среди версий - поджог с целью завладения имуществом . Или вот события в Сургуте. Везде бы силовики были так активны, как с делом Серебренникова.

Непримиримые идеологические споры вспыхнули вокруг режиссеров Серебренникова и Учителя, актера Пашинина и даже вокруг безвременно ушедшего из жизни скрипача Когана. С чем связано такое внезапное обострение политических дискуссий среди представителей культуры и интеллигенции?

Деятели культуры как будто и не уходили в отпуск в этом месяце – весь август они вели упорные идеологические бои между собой или с политиками. Поводами стали война в Донбассе, фильм «Матильда», русофобия и даже смерть скрипача Дмитрия Когана.

В ночь на четверг в Петербурге неизвестные забросали коктейлями Молотова студию режиссера Алексея Учителя. Режиссер после этого официально попросил спецслужбы и полицию обеспечить , вскоре начинающих показывать его «Матильду».

Накануне вечером другой кинорежиссер – Виктор Мережко – признался в интервью «Комсомолке» , что он приходится крестным отцом актеру Анатолию Пашинину. Тому самому, что ранее объявил о поступлении добровольцем в 8-й отдельный батальон «Аратта» вооруженных сил Украины и теперь «ловит кайф», сражаясь с русскими. «Подонок, предатель, мразь», – так отозвался Мережко про своего крестного сына и предсказал Пашинину смерть от пули снайпера.

В тот же вечер полемика в Рунете вспыхнула вокруг гибели от рака скрипача Дмитрия Когана. Заместитель главного редактора радио «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев обнародовал у себя в Фейсбуке пост, в котором поместил фотографию Когана в черной рамке, а далее – вместо выражения скорби по поводу ухода из жизни 38-летнего знаменитого музыканта – скрупулезно собрал и поставил в упрек покойнику его участие в политике. А именно: партбилет «Единой России» и даже недавнее избрание в московский горком этой партии, статус доверенного лица кандидата в президенты Путина в 2012 году, вступление в Общественный совет Минкультуры и концерт в Крыму в 2014 году.

«То, что заявили насчет Когана, – это оскорбительно, – сказал Виктор Мережко газете ВЗГЛЯД. – А вот все, что касается Серебренникова? Если там есть воровство, то пусть следственные органы посмотрят. Если нет, то пусть отпустят парня».

Режиссер заявил, что в политических спорах старается занимать нейтральную позицию, поскольку считает себя русским интеллигентом. В то же время он убежден, что подобные дискуссии не связаны с вялой и скучной политической жизнью. По его словам, кино – это не столько искусство, сколько идеология. И поэтому он считает великим именно советское кино. А сейчас, убежден он, «государство не занимается культурой – и в этом главная проблема». К сожалению, без искусства, без духовности государство может сильно хромать, подчеркнул Мережко.

«При помощи кинематографа можно воспитывать людей. Это то, что делают американцы. Они при помощи кино завоевали мир. Наше государство отстраняется, пускает искусство на самотек. Я не говорю, что нужна жесткая политическая цензура, но нужна определенная нравственная цензура. Когда я впервые сказал об этом, меня тут же стали поносить», – напомнил Мережко.

Напомним, параллельно в блогосфере и в прессе в августе продолжались ссоры вокруг фигур двух других режиссеров. А именно: по поводу режиссера Кирилла Серебренникова, заподозренного в мошенничестве, и выхода режиссера Никиты Михалкова из состава Фонда кино – в знак протеста против политики вошедшей недавно в состав фонда пресс-секретаря главы правительства, замглавы аппарата правительства Натальи Тимаковой.

В отличие от режиссера, политологи считают, что во внутренней политике, например в партийной жизни, конкуренция в России снизилась – и именно по этой причине идеологическая борьба за умы россиян переместилась на площадку культуры.

Бывший депутат Госдумы, директор Института политических исследований Сергей Марков полагает, что острая дискуссия связана с приближением президентских выборов. Он пояснил, что политическая борьба все меньше связана с экономическими интересами, а все больше – с культурной идентичностью. «Это происходит во всем мире. Политическая борьба в сфере культуры становится все более важной на политических площадках. А в России это усиливается еще и тем, что борьба на политических площадках во многом деградировала. Оппозиционные партии по ключевым вопросам стали союзниками партии власти», – подытожил Сергей Марков. Поэтому борьба перемещается на иные поля.

В России мало популярных инженеров и ученых, к крупным бизнесменам отношение тоже неоднозначное, «поэтому фигуры из культуры являются очень привлекательными с точки зрения предвыборной конкуренции». «Всем понятно, что Владимир Путин уверенно побеждает в марте. Но это не значит, что избирательной кампании не будет. Серьезная борьба развернется вокруг проблемы легитимности выборов, то есть честно он победил или нечестно.

На ваш взгляд

https://www.сайт/2017-08-23/ekaterina_vinokurova_o_dele_kirilla_serebrennikova

«Такие люди доказывают, что Putin’s Russia - не страна победившего зла»

Екатерина Винокурова о деле Кирилла Серебренникова

Александр Вильф / РИА Новости

Еще несколько месяцев назад, когда информагентства дали первые сообщения об обысках в «Гоголь-центре», все происходящее казалось фантасмагорией. Кирилл Серебренников — один из самых известных и успешных российских режиссеров, равно любимый людьми самых разных политических взглядов, самого разного социального и общественного статуса, достатка и мироощущения.

Вчера фантасмагория получила неожиданно-ожидаемое (у кого как) продолжение. Серебренников был задержан в Санкт-Петербурге. Из свидетеля в деле о нарушениях траты государственных средств на проект популяризации современного искусства «Платформа» он стал обвиняемым. И вот уже у Басманного суда собираются его поклонники — от Полины Дерипаски и Светланы Бондарчук до молодых хипстеров или просто театралов, а мимо них Серебренникова ведут в наручниках.

«Охранители» уже начали атаковать Серебренникова. Вот несколько линий этой атаки. Линия первая: «это не искусство, у него на сцене обнаженные люди». Линия вторая: «как можно получать государственное финансирование и делать спектакли, не обслуживающие интересы государства?». Линия третья: «если он великий режиссер, то ему что, все можно»?

Я не читала материалы дела и, в отличие от охранителей, не собираюсь сейчас судить о расследовании по тем крупицам информации, которые известны публике.

Поговорим лучше об аргументах тех, кто выступает против Серебренникова. Начнем с мысли о том, что режиссер якобы разводил на сцене и вне ее недопустимый либерализм, получая при этом государственное финансирование.

Кирилла Серебренникова сейчас многие называют главным театральным режиссером для «креативного класса», под которым принято подразумевать отнюдь не только людей творческих профессий, а всех тех «хорошо одетых людей», которые холодным декабрьским днем 2011 года внезапно захотели чуть большего, чем сытая жизнь в стабильных нулевых, и вышли на мороз померзнуть за свободу и за право самостоятельно выбирать себе власть. За тот романтический порыв этот самый «креативный класс» уже шестой год числится главным коллективным «врагом русского народа», причем особенную ярость «охранителей» вызывают те его представители, кто, по роду своих занятий, оказывается хотя бы косвенно связан с государством. В традиционной охранительской логике те, кто получил хоть одну бюджетную копейку, становятся для государства не партнером, но обслуживающим персоналом. Он должен лизать дающую руку и, виляя хвостом, смиренно обслуживать любой госзаказ.

Такая система взаимоотношений постепенно и неминуемо привела к тому, что значительная часть культурной продукции, производимой в России, стала попросту неудобоваримой. Унылые размашистые киноленты коллективного Михалкова на одну и ту же тему Великой Отечественной войны, помпезные статуи Церетели, «патриотические» выставки Русского военно-исторического общества про мифы о той же Великой Отечественной, бесконечные проекты на тему духовности и скреп, выставки «Романовы», «Рюриковичи» с пропагандой истории противостояния России и Запада… Все эти продукты похожи в главном. Они предельно, зубодробительно скучны. Их интересно смотреть, в общем-то, с одной точки зрения — устройства государственной пропагандистской машины в начале десятых годов. Более того, самое смешное во всей этой истории — что все эти эпические полотна подаются под соусом «наш Голливуд», «наш «Перл Харбор»», ну, а следующей попыткой будет явно «наша «Игра престолов», то есть глубоко вторичный продукт. И да, именно такие проекты в последние годы сжирают львиную часть бюджета, выделяемого российским государством на поддержку культуры.

Одновременно с этим начинается расцвет совершенно иного искусства, которое можно назвать интеллектуальным. По всему миру собирают награды российские документалисты. Дмитрий Черняков ставит оперы в Ла Скала и в Париже. Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и другие современные режиссеры — желанные и долгожданные гости на всех крупных европейских фестивалях. Выходят замечательные сериалы «Оттепель» и «Оптимисты», которые внезапно показывают советский период без пошленькой ностальгии. А притча Андрея Звягинцева «Левиафан», снятая без единой масштабной батальной сцены, номинируется на «Оскар». Оказалось, что российское интеллектуальное искусство способно собирать не только награды, но и полные залы, как в России, так и по всему миру. Без попыток сделать «наш Голливуд», «наших скаутов», «нашего Энди Уорхола» Россия показала, что способна создавать действительно уникальный и при этом массовый продукт.

В период, когда Россия все больше уходила в изоляцию и оборону от внешних врагов, в годы, когда русских начали демонизировать — вспомним хотя бы трагикомические полосы американских газет последнего времени, — интеллектуальное искусство осталось фактически единственной российской soft power, единственным способом прорыва зоны отчуждения между Россией и остальным миром. Лицо России на международной арене сегодня — это не только несмешные шутки Марии Захаровой, но и интеллектуальное искусство, самим свои существованием доказывающее, что Putin" s Russia — это не страна победившего зла. Будь наша власть поумнее, ей бы как раз стоило научиться грамотно использовать тех же Богомолова, Серебренникова, Звягинцева в роли эмиссаров мира, людей, которые доказывают всю сложность и многогранность нынешней России, а не проклинать их с экранов гостелеканалов.

Про второй аргумент, что, мол, Серебренников, да и все остальные современные режиссеры театра и кино, — это «голые задницы» или чернуха, лучше меня объяснят профессиональные художественные критики. Скажем так, во-первых, такие обвинения звучали во все эпохи в отношении любого новаторского искусства, во-вторых, просто почитайте полное собрание сочинений да хотя бы Александра Пушкина. Классикой искусство становится с годами и веками, а для современников оно почти всегда — чрезмерное новаторство. Если бы Серебренников ставил только спектакли про «голые задницы», наверное, тысячи зрителей нашли бы себе иной способ времяпрепровождения, а аудитория Серебренникова не превышала бы среднестатистическую аудиторию стриптиз-клуба.

Наконец, с третьим аргументом («если он великий режиссер, то ему что, все можно»?) на данной стадии спорить вообще нелепо. Пока мы не видим ни доказательств со стороны обвинения, ни аргументов защиты. Можно сказать лишь одно.

Мы видели, как легким испугом в суде отделались Евгения Васильева, близкая подруга экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, которую обвиняли в хищении более 360 млн рублей (она провела в СИЗО и колонии время примерно с мая по август, после чего ее умчал в светлое будущее черный мерседес). Мы видели кадры обыска в доме главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, который хранил пачки денег в обувных коробках, однако сразу после отставки оказался непричастным к уголовному делу о контрабанде. Мы видели, как амнистировали дочку главы избиркома Иркутской области Анну Шавенкову, насмерть сбившую двух женщин.

На этом фоне Кирилл Серебренников в любом случае выглядит фигурой, достойной милосердия.

И последнее. Понятно, что все внимание публики приковано именно к фигуре самого Серебренникова. Но давайте не забывать, что по этому делу обвиняют не только Серебренникова и что спасать надо не только его одного, но и генерального директора «Седьмой студии» Юрия Итина, бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, главного бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву.

Проклинать Масляеву за то, что пожилая женщина, у которой не было адвоката, поддалась на запугивание следствия и дала показания, лишь бы выйти из СИЗО (ее, кстати, обманули), — это означает уподобиться тем самым охранителям. Нина Масляева заслуживает милосердия, поддержки и помощи не меньше, чем все остальные фигуранты этого дела.