Символика деревьев в искусстве. Символическое значение древа жизни и других деревьев

Пугачёва И.И.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: [email protected]

В прикладном искусстве старые формы, мотивы, символы, эмблемы и отдельные композиции бесконечно долго сохраняют свою живучесть, переходя без особых внешних изменений из одной культурной эпохи в другую. «Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа» – Б.А. Рыбаков.

Практически всегда Древо жизни связывает три мира: наш, рай и ад, или является связующим звеном между верхним миром, миром смертных и нижним, подземным, то есть потусторонним миром. В кроне Древа обитают птицы, души и святые, у корней хтонические и демонические существа (змеи, бесы и т.д.). Также, оно может являться символом человеческой жизни, как процесса рождения, непосредственного существования, смерти и возрождения (новое рождение). В первую очередь, значение Древа жизни заключается в связи и гармонии между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Древо Жизни – источник жизни, символ возрождения, счастья, благополучия. Троичная система космогенеза представляет мир из трех классов существ (птицы, животные, земноводные), включает временные понятия (прошлое, настоящее, будущее), три части тела (голова, туловище, ноги), три стихии (огонь, земля, вода).

В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни – от рождения к максимальной стадии роста – цветению и плодоношению. Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор – клен белый, произрастает на Украине, ива, лиственница, кедр, сикомор – фикус семейства тутовых, родина Египет, на Ближнем Востоке дерево неприкосновенное, баньян – индийский фикус из семейства тутовых с самой большой кроной, тис – самое долгоживущее дерево, возраст самого древнего тиса оценивается в девять тысяч лет).

Изображение Древа жизни – это единая гармоничная композиция, где могут быть использованы ствол, стебель, росток, бутон, распустившийся цветок, плод, указывает на течение жизни. Часто Древо жизни бывает представлено как женский (материнский) персонаж или, по крайней мере, как его обиталище. В некоторых архаичных традициях Древо жизни изображаются как женское начало, с которым сочетаются животные, связанные со средней частью дерева (стволом) и являющиеся носителями оплодотворяющей силы. Идея изобилия, высшей степени плодородия, соотносимая с Древом жизни, объясняет частый образ двойных (или спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов.

В христианстве – особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Приносит плоды 12 раз в год, которые давали человеку бессмертие, вечную молодость и исцеляли любые болезни. Древо жизни служило образцом блаженной и полной благодати жизни с Господом. В христианстве древо жизни также символизирует развитие духовных качеств каждого человека, его стремление познать Всевышнего и связь каждого человека с тем, к кому он обращается с молитвами.

Мифологический сюжет спасения с помощью дерева как обретения жизни ещё более расширяет сферу, в которой выступает Древо жизни. Примером послужит исключительно широко распространённый сказочный мотив, где герой – победив змея, спасается из подземного царства смерти, взобравшись на вершину чудесного дерева, откуда его уносит птица (орёл); характерно, что обычно герой освобождает царевну, будущую свою жену, и приносит с собой на землю живую воду.

Узоры с Древом жизни и сидящими на нем или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Древней Руси в средневековой вышивке, распространены они были и в крестьянском искусстве России XIX века. Они присутствуют в резьбе по дереву, росписи по дереву, ткачестве, русском рисованном лубке. В языческой древности рай, называемый «ирей» или «вырий» находился на небе, где царство птиц. Поэтому дерево в окружении птиц на ветвях, с мотивом конских голов в основании дерева, служившие оберегами, символами домашнего очага и солярным знаком на вершине воспринималось как изображение райского древа, вечного символа Древа жизни (рис. 1). Указанием на Древо жизни может служить и треугольная горка (мировая гора), из которой произрастает дерево (рис. 2). Порой изображение Древа жизни становится совсем миниатюрным – листик с птичкой на его вершинке.

Крестьянское искусство всегда подпитывалось фольклорными поэтическими образами, где Древо жизни один из любимых мотивов, цветущее и плодоносящее дерево, как символ красоты природы, радости, оптимизма.

Мотив Древа жизни можно видеть в различных композициях в народном искусстве. Часто птица Сирин изображается с веткой, что символизирует Древо жизни, а Алконост с цветком в руке (рис. 3).

Рис. 3. Русский лубок. Конец XVIII – начало XIX века

Процветший хвост льва – это тоже Древо. На парадном украшении «Суздальское оплечье» конца 12 – первой четверти 13 века древнерусские златокузнецы изобразили орнамент в виде процветшего креста (рис. 4). А на русских вышивках порой трудно точно определить мотив богини-женщины, рожаницы или Древа. Но по смысловому значению все эти символы близки и относятся к плодородию.

Рис. 4. Суздальское оплечье (парадное украшение). Конец XII – первая четверть XIII века. Владимирская губерния

В русском рисованном лубке встречается «Древо разума», на котором назидательные изречения заключались в орнаментированные круги или были написаны на широких изогнутых листьях дерева-куста, как древо мудрости с полезными советами и наставлениями

В сфере ритуала образ Древа жизни реализуется чаще всего в связи с положительным членом комплекса: рождение – плодородие – смерть (роль деревьев в ритуалах плодородия, свадьбы и т.п.). В славянской мифологии дерево – объект поклонения. К священным деревьям приходили для свершения различных обрядов, чтобы избавиться от болезней, сглаза, порчи, бесплодия. Приходившие приносили жертвы и дары, молились, прикасались к коре дерева, «исповедовались», каялись в грехах, просили у дерева прощения.

Дуб – в традиционной культуре славян одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений. У славян дуб соотносился с верхним миром. Ему приписывались положительные значения. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в значении «дерево», например, сербы говорили, что дуб – царь дерево. Мировое дерево в славянской мифологии похоже на дуб, только растут на нем не желуди, а семена всех растений земли. Отголоски этих представлений о дереве, растущем на земле, но достигшем небес, сохранились в многочисленных сказках.

Почитаемым «женским» деревом была у славян береза . Березе девушки жаловались на немилого жениха, неверного любимого, злодейку-разлуч-ницу. Березу наряжали лентами, бусами, платочками. Белый цвет считался у славян цветом смерти, поэтому береза являлась посредницей между миром живых и мертвых. Зелень листвы символизировала жизнь, то есть береза олицетворяла сразу и жизнь, и смерть.

Яблоня – не простое дерево для русского человека. Не случайно она упоминается во многих свадебных песнях и сказках. Народная мудрость рассудила правильно: на Древе жизни должны быть плоды, дарующие бессмертие или вечную молодость. Плод, приносящий бессмертие в сказке должен быть красивым, золотым, вкусным и сладким. Наш народ выбрал в качестве плода бессмертия яблоко. Но ведь яблоки не растут на дубах, так священный дуб, дерево Перуна-громовержца в сказках превратился в яблоньку.

В некоторых народных заговорах наряду с дубом, березой выступает как Мировое дерево верба , центр мироздания. Верба являлась олицетворением грозы, молнии, облаков, несущих дождь. Отсюда представление о том, что верба может защитить от бури, молнии, грозы, грома и имеет власть над погодой.

Ель и сосна древнейшие деревья русских лесов. Сосна – вечнозелёное дерево, символ вечности, долголетия и бессмертия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств. На Руси ель была священным деревом, отражающим сразу два мировоззренческих подхода: первое – добро в дом, защиту дома, защиту от болезней, исцеление и т.д.; второе – приём покойников, их поминовение, похоронная обрядовость. Происхождение слова «ель» – ель, острая, колючая. Для культурного применения и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, острого, колючего, пахнущего, «женского» дерева. Характеризуются пирамидальной, доходящей почти до земли, кроной. С елью Русы сопоставляли символизм вечной жизни.

Орешник или лещина священное дерево, в народных поверьях связанное с загробным миром, использовалось в качестве оберега от нечистой силы.

Осина – в народной традиции «нечистое» дерево, проклятое Богом. Вместе с тем, осину использовали и как средство против нечистой силы.

Рябина – дерево-оберег, используемое в магии и народной медицине. Особую роль рябина играла в свадебных обрядах как защита от сглаза.

У западных и восточных славян липа тесно связана с христианскими легендами: дерево считалось древом Богородицы, говорили, что когда Богородица спускается с небес на землю, она отдыхает именно на липе. На липу вешали иконки и образки, существовали поверья, что именно на липе чаще всего являлись чудотворные иконы. Одна их христианских легенд гласит, что липа стала убежищем для Богородицы, когда она с маленьким сыном бежала в Египет.

Символическое значение Древа жизни не так однозначно, как представляется на первый взгляд. Хотя в мифологии разных культур символ Древа жизни имеет схожее значение и описание. Древо жизни – символ плодородия, вечного возрождения и обновления. Древо жизни, один из вариантов образа Древа мирового – мировой оси, центра мира и воплощения мироздания в целом. Образ Древа Мира устанавливается для разных традиций со времени бронзового века.

Литература

  1. Иткина Е.И. Русский рисованный лубок кон-ца 18 – начала 20 века. М., 1992.
  2. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. М., 2006.
  3. Лаврова С.А. Славянская мифология. М., 2011
  4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
  5. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М., 2004.

Цитата сообщения

Стебель - Стебель растения, как и ствол дерева , символизирует материальный мир, средний из трех миров, наряду с корнями как символом подземного мира и ветвями или цветами как символом мира небесного.

Дерево Благословения

О Мировом древе отрывок из книги Кирилла Фатьянова "Предание о гиперборее"

СТРАННИКИ МИРОВОГО ДРЕВА

“В те дни боги ходили по Земле; боги - не люди, как мы их знаем сейчас.” Дмитрий Мережковский

Предание говорит: две с половиной тьмы (25 000) лет назад северный полярный континент не был, как это теперь, погребен под водой и льдом. Он состоял как бы из четырех Островов. Предание называет их имена: Белый, Золотой, Тайный, Велий (Великий). В целом же вся эта земля звалась Орт (Ворт, Арт), позднее - Арктида, а древние греки ее прозвали Гиперборея.

Четыре Острова разделяли между собой проливы, ведущие во внутренее море. Центр этого моря приходился точно на Полюс. (И до сего времени легенды разных народов повествуют про острова блаженных и четыре райских реки .)

Хотя Предание говорит об “Островах”, на Полюсе располагался именно континент , а не архипелаг. То был единый массив, ограничивающий формой суши как будто крест, заключенный в круг . (И до сего времени Северная Традиция, ведущая свое существование на Земле от арктов, именуется также Учение Замкнутого Креста .)

Именно такой запечатлели Арктиду карты Герхарда Меркатора.

Нынешние географы поражаются точности меркаторовых карт, потому что она просто невероятна для того времени. Точнее говоря, такая точность была вообще не возможна в те времена.

Имеется в виду подробность изображения береговой линии известных континентов. Так, во всех деталях выписан Кольский полуостров, тогда еще не изученный. И - самое удивительное - на карте 1595 года четко обозначен пролив между Евразией и Америкой. А между тем Семен Дежнев, русский казак, открыл его лишь в 1648 году !

Предполагают, что Меркатор срисовывал свои карты с каких-то очень древних изображений, которые держал в секрете от конкурентов. И умирая передал эти бесценные оригиналы сыну, Рудольфу Меркатору. И тот, продолжая дело, также издавал карты, причем неуклонно подписывал их именем отца .

Откуда же могли попасть в руки Герхарда Меркатора реликты древних эпох, познания которых к его времени были утрачены? XVI век застал еще сокровенные храмы Древнейшей Веры, таившиеся в глуши по побережьям и островам северных морей. Сводила ли судьба Меркатора или его друзей с кем-то из легендарных белых жрецов (белых старцев ) - хранителей древних тайн? Об этом ничего не известно. Однако в “Космографии” Меркатора приводится подробное описание святилища на острове Рюген. (Русин - справедливо реконструирует Забелин. Этот фрагмент из Меркатора он перевел и включил в свою знаменитую “Историю русской жизни с древнейших времен” - Забелин И.Е., Москва, 1876.) Из чего очевиден, по крайней мере, исследовательский интерес картографа к тайнам Севера древних русов.

Форма затонувшего полярного континента необычайна. Такую не имеет ни один другой. Почти геометрическая правильность очертаний напоминает... искусственное сооружение.

Именно это утверждает гиперборейский миф. Творцами необычной формы Арктиды явились не причуды стихий, но сами обитатели ее. И далее Предание говорит о еще более невероятном. Жителями Арктиды были... не Землей рожденные существа . Люди, их современники, называли их альвы . Но в памяти человечества они остались как раса гипербореев .

Но не были они и “пришельцами” в современном смысле этого слова. Они не прилетели на Землю на космических кораблях с дальних звезд. Они вообще не знали этой необходимости - преодолевать Пространство.

Потому что они, свидетельствует о них Предание, были странниками по Мировому Древу .

Образ Мирового Древа хранят и по сей день легенды многих народов. Особенно северного полушария. По Мировому Древу приходят в этот мир и уходят из него. Перемещаясь по его стволу и ветвям, совершают переходы между мирами. Вершина этого Древа достигает небес, и светил, и звезд. Корни же его проникают к невообразимым глубинам.

Все это сохранили легенды. Образ Мирового Древа представлен в них рельефно и ярко. Но только вне Традиции теперь практически никому не известно, что вкладывали в это понятие Древние.

Понятие Мирового Древа (или Древа Миров ) - ключевое для космогонии Северной Традиции. Сей образ концентрирует в себе учение о Трех Законах Пространства . Которые называются еще, иносказательно, три Корня Мирового Древа.

Эти законы следующие:

·“ветвящиеся” альтернативы образуют Пространство .

  • Глубины соприкасаются.
  • мера соприкосновения есть Любовь .

Знание закона первого позволяет понять, как “выглядит” и “растет” Мировое Древо. Или, говоря современным языком, отвечает на вопрос, что такое Пространство (откуда оно взялось), и почему оно постоянно - и с ускорением - “расширяется”.

Но это такой ответ, который с точки зрения текущего века покажется неожиданным. Мало в наше время известно способов представления, сопоставимых с подходом Северной Традиции (СТ). С ним перекликаются лишь определенные положения античной мудрости [“что наверху - то внизу”, “снаружи то, что внутри”], и... некоторые современные физико-математические теории о структуре Вселенной.

Согласно учению СТ о Пространстве, всякий осуществленный выбор чего-либо одного из двух рождает дополнительный мир . Представим, например, витязя на распутье. Надпись: “направо пойдешь - ... налево пойдешь - ...” Допустим, он выбирает повернуть направо. Но - тут же возникает и мир, где этот же самый витязь избрал повернуть налево... Так точно и в любом другом случае реализуются все альтернативы. Причем, чем больше альтернативы несовместимы, тем на большее расстояние оказываются разнесены в Пространстве соответствующие им миры. Число миров, таким образом, неограниченно увеличивается в Пространстве. Или: Сотворение Мира продолжается и теперь также, как и в первые основополагающие Семь Дней. Или еще иначе: Семь Дней Творения вечны .

Развертывание Пространства напоминает развертывание семени в дерево . Семя реализует обе взаимоисключающие альтернативы направления роста: рост вверх (зачаток ствола) и рост вниз (закладывание корня). Далее, корень и ствол ветвятся . Некоторые ветви останавливаются в развитии или же засыхают (неудачно выбранные пути), но в целом количество точек роста увеличивается. На Древе Миров СТ каждая точка роста представляет отдельный мир Космоса (точнее - Творения).

Второй закон - Глубины соприкасаются - представляет собой прямое следствие Первого. Если мировое Пространство воистину есть не хаос, но Древо Выборов, то на глубинном уровне все остается в связи со всем . Для Бога все лишь СЕЙЧАС и ЗДЕСЬ. Момент, когда осуществленные альтернативные выборы не были еще разнесены далеко (проростки ствола и корня), продолжает существовать наряду с моментом, когда их разделяет уже огромное расстояние (вершина корня и вершина ствола векового дерева). Может ли пылинка с корня, смытая подземной водой, оказаться вынесенной на поверхность и, далее, подхваченная ветром взлететь на поверхность кроны? Даже если допустить вероятность этого путешествия - сколько оно займет времени? Но так обстоит дело в случае путешествия во внешней среде. Внутренний же, глубинный путь сопрягает корень и крону почти мгновенно. Живительные соки корней поступают листьям, а соки листьев - корням. И скорость этого движения жизни, вроде бы, хорошо известного, велика настолько, что заставляет предполагать присутствие Скрытой Силы. Аналогия из области медицины: показано, когда человеку начинают вводить в кровь наркотическое вещество - оно уже через доли секунды (!) действует на его мозг. Ни скорость кровотока, ни, тем более, осмоса через фильтрующие стенки сосудов и гематоэнцефалический (крове-мозговой) барьер не может быть настолько высокой с точки зрения физики. Так точно и во Вселенной есть “измерение”, которое мгновенно связывает Глубины очень далеко отстоящих друг от друга миров. Под Глубиной планеты или звезды учение Замкнутого Креста подразумевает точку, пространственно совпадающую с геометрическим центром данного небесного тела, но не тождественную ему, поскольку она принадлежит “иным измерениям”. Владеющая этим знанием раса именовала Глубину точкой Альва . Поэтому и самих ее представителей - “пришедших из точки Альва” - нарекли альвами .

Глубины соприкасаются. Следовательно, согласно учению СТ, Глубина Солнца есть то же самое, что и Глубина Луны, что и Глубина Земли, что и Глубина всех звезд... То есть - точка Альва единственна. Она представляет собой нетленное Первосемя Мирового Древа - Солнце Вселенной .

Космогоническое учение Древних о точке Альва в настоящее время забыто человечеством и не известно иначе, как только внутри Традиции. Впрочем, некоторые следы его можно обнаружить в писаниях мудрецов античности и средневековья.

Так, Филолай Кротонский (ученик Пифагора , которого называли Гиперборейцем ) говорил о Мировом Огне или Очаге Вселенной . Под этим Филолай разумел некий центр обращения (или просто Центр?) Солнца, Земли, а также Антиземли и других миров. Таким образом трактат Филолая “О природе”, многое утративший в переписывании, хранит, может быть, древнейший из дошедших следов гиперборейского учения о Мировом Древе.

Не менее интересно в этом смысле то место “Авроры” Якоба Бёме , где говорится о “корне” Солнца, представляющем одновременно “корень и мать” всех звезд. По-видимому, “тевтонский философ” был посвящен в СТ. По крайней мере, он говорит о Солнце Вселенной гораздо более внятно, чем некоторые Восточные школы, наследовавшие праантичному Северу. Темным уже отголоском гиперборейской мудрости остается учение Востока о земном солнце как о всего лишь зеркале, обвозимом вокруг Земли, причем это зеркало отражает свет истинного Солнца Вселенной, вокруг которого вращаются и Земля и вообще все планеты Космоса.

Третий закон гласит: мера соприкосновения есть Любовь .

Наблюдая собственную душу, мы замечаем: она не может соприкоснуться с чем-либо (по настоящему понять что-либо) если это не любит. Предвзятое отношение ведет к ущербному пониманию. И напротив - насколько велика у души способность испытать “авансом” симпатию к предмету познания, настолько полным и объемным будет это познание, соприкосновение.

Северная Традиция учит: подобно тому как душа познает какой-либо конкретный предмет, раса Странников познает какой-либо конкретный мир на Древе Миров. В принципе, владеющему искусством странствия по мирам доступны все миры Древа. Но степень, в которой доступен каждый конкретный мир, определяется степенью способности к любви расы-Странника.

Само это понятие Древних - степень доступности мира - в наше время плоскостного представления о мире вызывает недоумение. Поясним. Согласно учению СТ, планета, если на нее смотреть “из четвертого измерения”, являет собой не одну, а неограниченное множество концентрических (как бы вложенных одна в другую) сфер. И обитатели каждой сферы считают, что она есть единственная истинная поверхность, а ниже есть только недра, а выше - один лишь воздух. (То есть, такова “научная” точка зрения. “Религиозная” же - и она совпадает у практически всех народов, полагает как раз, что ниже “мира сего” расположены “адские круги”, а выше - “райские сферы”.) Земля, как мы ее знаем, в трехмерном пространстве есть тело наподобие шара. В “четырехмерном” же она есть лишь одно из множества сечений Гиперсферы, представляющей данный Мир на Древе Миров. То есть в “параллельных пространствах” находятся еще концентрические сферы большего и меньшего радиуса. Их можно называть м ирами , в отличие от М ира в целом, который составляют они.

След этого учения Древних сохранился в шаманских практиках северных народов. Используя магические техники, шаманы совершают путешествия в “нижний мир” или в “верхний мир”. (Заметим, на облачениях или бубнах шаманов изображены всегда символы Мирового Древа.)

Чем меньше радиус сферы, тем уже горизонт и беднее небо. Обитателям нижних сфер не видны некоторые планеты и созвездия, известные нам. Напротив, населяющим вышние пространства (“небожителям”, с нашей точки зрения) открыты для созерцания светила, о которых мы ничего не знаем.

Далее. Рас-обитателей Мирового Древа есть великое множество. Но далеко не всем доступны все сферы любого мира, какой бы пожелали они освоить . Из точки Альва странники попадают прежде всего в наиболее нижние сферы и чаще всего таковые представляются им как миры чудовищ . (Тема чудовища, охраняющего вход , тема борьбы с чудовищами - распространенные сюжеты легенд всех народов.)

Не без потерь пришедшим удается создать форпост на достигнутом ими уровне. И под защитой этого форпоста может быть подготовлен прорыв на следующий уровень - продолжение Странствия. Тогда оказывается возможно перенесение в сферы более широкого радиуса. Там также должен быть организован форпост, чтобы возможно было взойти на следующую ступень.

Но восхождение это не бесконечно. Когда пришелец оказывается в сфере, чье население имеет уровень душевной теплоты (способности любить) не меньший, чем у него - дальнейшее восхождение становится уже не возможно. Таков закон Мирового Древа: нечто могущественное препятствует проникновению в вышние сферы миров существ, которые бы сами показались обитателям их чудовищами.

Такую силу можно назвать иммунной . Возможно, также подошло бы сравнение из области физики - с законом плотности . Шар, наполненный воздухом, всплывает из под воды и плавает на ее поверхности, но не поднимается далее. Подобно этому все в Творении обретает место, соответствующее как бы “плавучей плотности” своего состава. (Возможно, когда Аристотель говорил о том, что во Вселенной все стремится к своему “естественному месту” и занимает его, он имел в виду большее, чем находили в его писаниях средневековые схоласты и наши современники. Не даром ведь он был ученик Платона. Который, согласно Преданию, был посвящен в СТ. И причем не где-либо, а в недрах Великой Пирамиды. Некоторые сведения об этом посвящении приводит и Мэнли П. Холл.) Космос предстает как именно Космос, порядок, а не как хаос - именно поскольку “тонкое” отделено в нем от “плотного”.

ДЕРЕВО, ДРЕВО - символ жизни и модель мироздания.

У разных народов символика дерева служила средством описания мира. Дерево изоморфно Мировой оси. У древних славян корни дерева - навь, т. е. подземный мир, ствол - явь, т. е. земля, крона - правь, т. е. небо. Другой символ, изоморфный дереву , - крест. Крест в вертикальном разрезе соответствует стволу дерева, а в горизонтальном - ветвям. Согласно библейской традиции дерево жизни было посажено в центре земного рая. Мифологемой грехопадения связано и другое произраставшее в раю дерево - древо познания добра и зла . Вкушая плоды знания, человек утратил дар бессмертия. Космология в еврейской Каббале выражается через символику дерева Сефирот . Как и древо познания добра и зла, оно имеет амбивалентную, двойственную природу. Идею двойственности выражают символы "ствола левой руки" и "ствола правой руки", между которыми возвышается "срединный ствол". Охранять путь к древу жизни у входа в Эдем был поставлен с пламенным мечом в руках херувим-тетраморф, символизирующий синтез четырех первоэлементов. Согласно средневековой легенде о животворящем кресте, херувим был сделан из ствола древа познания. В этом прослеживается связь идеи "падения" с идеей "искупления". Известны изображения Христа, распятого на Мировом дереве.

В китайской мифологии упоминалось дерево , ветви которого попарно сплетались концами, символизируя слияние противоположностей или растворение двойственного в едином. Китайским идеограммам, обозначающим закат солнца, соответствует начертание Светила, повисшего над деревом на исходе дня, то же сочетание символизировало конец цикла. Трехствольное дерево , несущее на своих ветвях три солнца, в индуистской семиотике являлось символом Тримурти. Особое значение мистике дерева придавали кельтские жрецы - друиды. Считалось, что каждому человеку соответствует определенный вид дерева . Если правильно установить такое соответствие, можно предсказывать судьбу человека, эффективно проводить его исцеление. В символике Апокалипсиса Дерево жизни приносит 12 плодов. В античной мифологии плодам Дерева жизни соответствовали золотые яблоки сада Гесперид. Золотое руно аргонавтов также висело на дереве , охраняемом змеем или драконом.

Наряду с крестом эквивалентом дерева являлась гора. О восприятии дерева как символа жизни свидетельствует следующая метафора И. В. Гете: "Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет". У большинства древних богов дерево являлось непременным атрибутом власти. Так, священным деревом Осириса являлся кедр, Диониса - плющ и сосна, Аполлона - лавр и т. д.

Дерево издавна являлось одним из главных символов плодородия и жизненной энергии. Оно служило символом растительного сознания.

Лиственное дерево , ежегодно меняющее листву, является символом обновления жизни. Вечнозеленое дерево - знак бессмертия.

Деревья, посаженные на кладбищах, символизируют победу жизни над смертью. Различные виды деревьев использовались разными народами в качестве поэтической метафоры. Так, символом России стала береза, Германии - липа, Скандинавии - сосна, Канады - клен и т. п. Историю рода принято изображать в виде генеалогического дерева.

Дерево - Символизирует полную проявленность; синтез неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; одновременно axis и imago mundi; срединное древо , соединяющее три мира, делающее возможным сообщение между ними и дающее доступ к солнечным силам; омфал и центр мира. Дерево также означает женское начало; питание, убежище, защиту и поддержку, предоставляемые Великой Матерью; силу неистощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Деревья часто стилизуются под женскую фигуру. Погруженное корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в ее центре, дерево растет в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности, символизируя различия в плане проявлений материального мира.

Вечнозеленое дерево означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие. Летнее дерево - это мир в бес конечном обновлении и воз] ожде-нии, принцип умереть чтобы жить, воскресение, воспроизводство, мир жизни. И то, и другое дерево символизирует различное в едином, множество ветвей, растущих из одного корня и вновь возвращающихся к единому в потенциале семени плода. Космическое Древо изображается либо с расходящимися и сходящимися ветвями, либо имеющими два ствола и единый корень, что указывает на универсальность проявлений материального мира, идущую от единства к разнообразию и назад к единству. Единение Неба и Земли также можно передать через два дерева , соединенных одной веткой, на которой растет побег, символизирующий единство взаимодополняющих начал (мужского и женского, и т, п,) или андрогина. Два дерева, одно из которых является отражением другого, имеют эту же символику. Как мировая ось, дерево ассоциируется с горой и колонной, то есть со всем, что имеет осевую символику. Дерево , подобно роще, горе, камню и водам, может символизировать космос во всей полноте его связей.

Космическое древо часто изображается растущим на вершине горы, а иногда - наверху колонны. Символами дерева являются колонна, шест, зазубренный шест, ветка и т, п. Они часто изображаются в сопровождении змеи, птицы, звезд, фруктов и различных лунных животных. Деревья , приносящие плоды жизни, - священны. К ним относится виноградная лоза, тутовое дерево , персик, финик, миндаль и кунжут.

Древо Жизни и Древо Познания растут в раю. Первое растет в его центре и означает восстановление, возвращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла. Второе дерево, очевидно, двойственно, ибо на нем растут плоды добра и зла. Во многих традициях это соотносится с первочеловеком и его утратой райского состояния, а также с фазами убывания и нарастания луны, смертью и возрождением.

Древо Жизни символизирует также начало и конец цикла: оно имеет двенадцать плодов (иногда десять), которые являются формами солнца и которые появятся одновременно в конце цикла как проявления Единого. Бессмертие можно обрести, отведав плод с Древа Жизни (персик бессмертия, растущий посреди даосско-буддистского Западного Рая), либо выпив влаги, полученной из этого Дерева (иранская хаома). Древо Познания часто изображается как лоза (in vino veritas). Деревья рая, усыпаные вместо цветов или фруктов драгоценными каменьями, упоминаются в описаниях индийского, шумерского, китайского и японского рая. Умирающего бога всегда убивают на дереве.

Перевернутое дерево является широко распространенным символом магического действия: его направленные вверх корни символизируют основы, а ветви - их реализацию в проявлениях материального мира. При этом высокое опускается, а низкое - возвышается, что олицетворяет отражение друг в друге земного и небесного миров, возвращение знаний к их основам. Кроме того, перевернутое дерево может означать Солнце, посылающее свои лучи на Землю, направленную вниз силу Небес, вдохновение. В церемониях инициации оно символизирует обратное движение и смерть инициируемого. На урнах с прахом умерших перевернутое дерево символизирует смерть. Древо Сефиротов часто изображается перевернутым. Древо Света , или сияющее в ночи Небесное Древо , символизирует перерождение, а свечи и лампы на этом древе - души. Этот символизм прослеживается с буддистским деревом на празднике умерших, христианской Рождественской елкой, сосной Аттиса и Диониса, тевтонской елью Водена, на которой огни и светящиеся шарики символизируют солнце, луну и звезды на ветвях Космического древа . Подарки, развешиваемые на таких деревьях , были жертвоприношениями Дионису и Аттису, Атаргитису и Кибеле. Воден одаривал подарками тех, кто оказывал почести его дереву . На его ветвях часто изображается священная птица. Дерево Свежей Росы , или Поющее Дерево находится на вершине Священной горы и является мировой осью. Дерево, обвитое змеей , символизируют, соответственно, axis mundi и циклы проявлений материального мира. Змея или дракон, охраняющие дерево , означают трудность приобщения к мудрости. С другой стороны, змея может соблазнить мужчину или женщину приобрести бессмертие или знание, добыв плод этого дерева для них и для себя тоже. Древо , камень и алтарь вместе символизируют микрокосмос, где камень олицетворяет вечное и неизменное, а дерево - преходящее и изменчивое. Дерево может олицетворять какое-либо божество и быть его глашатаем, подобно дубу Додоны, пылающему кусту Моисея или звукам в вершинах шелковиц (2-е Поcл. к самарит, 5). Деревья с десятью или двенадцатью птицами символизируют солнечный цикл, а с тремя птицами - лунные фазы. Влезть на дерево, значит перейти с одного онтологического плана на другой, вознестись к богам на Небо или к высшей реальности, обрести эзотерические знания посредством выхода за пределы мира. В шаманизме можно достичь иных сфер и обрести магическое знание, влезая по шестам, лианам, стеблям бобов или иным вьющимся растениям. Изогнутое дерево считается священным и может оказывать на человека положительное или отрицательное магическое влияние. В алхимии дерево означает prima materia, причину и результат Делания. У арабов Зодиак символизируется фруктовым деревом с двенадцатью ветвями, плодами которого являются звезды. У аборигенов Австралии Мировое Древо поддерживает свод небес, а его ветви усыпаны звездами. У буддистов фиговое дерево , священный фикус или дерево бо (Ficus religiosa), под которым Будда обрел просветление, является Священным Центром. Дерево - символ Великого Пробуждения, Древо Великой Мудрости, суть Будды. Его корни уходят глубоко в стабильность, . чьи цветы - моральные деяния, . плодами которого являются добродетели (Буддхакарита). В кельтском эпосе священными считаются разные деревья: дуб, береза, орешник, ясень, тис. Дуб друидов и омела символизируют мужское и женское начала. Иисус появляется у ивы. Галльская ольха и тис считаются священными деревьями, а ирландский падуб, тис и гэльская рябина обладают магическими силами. Кентигерн или Мунго ассоциируется с деревом. У китайцев Древом Жизни считаются разные деревья. Иногда это персик, шелковица или слива, а на Тайване и у племен мяо - бамбук. Дерево Жизни , как и Дерево Свежей Росы , растет на вершине священной горы Кунь-Лунь и является мировой осью. Под ветвями Годового Дерева изображается двенадцать зверей, символизирующих созвездия и Символических Животных Двенадцати Земных Ветвей. Деревья с парами переплетающихся ветвей символизируют соединение пар противоположностей или пар любовников. Идеографическое изображение солнца с деревом означает закат; если солнце покоится на дереве - конец цикла; солнце, упавшее к корням дерева , - тьму; дерево с десятью солнцами - завершение цикла. В христианстве дерево является образом человека, так как родит одновременно плоды и добра, и зла. С другой стороны, оно является символом воскрешения, так как несет обновление через смерть Христа на деревянном кресте, который был сделан из Древа Познания , и, таким образом, спасение и жизнь были обретены на том же дереве, из-за которого произошло грехопадение и смерть, и покоритель оказался покорен. Крест иногда отождествляется со Срединным Древом , как вертикальной осью сношений между Небом и Землей. В средневековой христианской символике было известно Древо живых и мертвых, приносящее плоды добра и зла, вырастающие на его разных сторонах. Его стволом был Христос как символ центрального креста на Голгофе. Это дерево было эмблемой святой Зенобии. У египтян Дерево Жизни сикамора имеет волшебные руки, полные даров, и льет из сосуда воду как символ плодородия. Хатхор может изображаться как дерево , дающее пропитание и выживание. Древовидный вереск заключал в себя гроб Озириса. В еврейской каббале Дерево Бога символизирует все творение и материальный мир. Роса Света истекает с Дерева Жизни , и с ее помощью воскрешаются мертвые. В Древе Сефиротов колонны правой и левой руки символизируют двойственность, а центральная колонна их уравновешивает и восстанавливает единство. Часто оно изображается перевернутым. Древо Жизни тянется сверху вниз и является тем Солнцем, которое озаряет все (Зогар). Это дерево имеет собственную богатую символику. Еврейское Древо Жизни растет посреди Священного Города. У индийцев космос - это огромное дерево , корни которого уходят в подземный мир, ствол находится в земном мире, а ветви - на небесах. Брахман был древом, Брахман - древо, из которого сотворены были Небо и Земля (Тайтти-рия Брахмана). Это божество в проявленном состоянии. Космическое Древо иногда изображается растущим из Космического яйца , плывущего в Океане Хаоса. Древо Жизни - это Адити, суть личности, в то время как Дити (разделение) - это дуалистическое Древо Познания , или Самсара, которое подрубает своим топором Вишну. Адитьи, двенадцать знаков зодиака и месяцев года, символизируются деревом с двенадцатью солнцами, которые появятся одновременно в конце цикла как проявление Единого. Иногда изображаются два дерева со стволами, наложенными один на другой : одно дерево небесное, а другое земное. Это означает, что они являются лишь отражением друг друга, двумя сторонами одной сути. Утроенное дерево с тремя солнцами символизирует тримурти. Горящий куст становится Космическим Деревом в ведическом огненном символизме Агни, который также ассоциируется с деревом как жертвенной колонной. На Горе Меру растет дерево Пара-джита, которое наполняет ароматом своих цветов весь мир. В Ригведе упоминается перевернутое дерево Асваттха. У иранского Космического Дерева имеется семь ветвей: золотая, серебряная, бронзовая, медная, оловянная, стальная и из железного сплава. Они символизируют семь этапов истории и семь планет, каждая из которых правит миром по тысяче лет. Здесь также прослеживается символизм двух деревьев: белого хаома, небесного дерева, растущего на вершине священной горы и оси мира Альборж, и желтого дерева, которое представляет собой земное отражение хаома. Ореховое дерево также считается Деревом Жизни. В зороастризме также есть два дерева: Дерево Солнечного Орла , выросшее из первичного океана, и Дерево Всех Семян - зародышей всего живого. У мусульман Дерево Благословения , которое не есть ни Восток, ни Запад, и потому соотносится с Центром и символизирует духовное благословение и озарение, свет Аллаха, которым он освящает землю. Это дерево - олива, дающее как пропитание, так и масло для ламп. Перевернутое Дерево Счастья своими корнями вросло в самые высокие небеса и раскинуло свои ветви над всей землей. От этого Небесного Дерева, Туба или Сидра, растущего в центре рая, текут четыре реки с водой, молоком, медом и вином. Дерево Лот символизирует непроходимую границу. Космическое дерево растет на вершине Космической Горы и символизирует всю вселенную. У японцев Древо Жизни - это мифологическое Сакати. Деревца бонсай символизируют природу в ее простоте и мудрости. У народов Мексики Космическое Дерево - агава - источающий молоко кактус, который вместе с соколом символизирует мощь солнца или освобождение новой луны. В митраизме Древо Жизни - сосна. У скандинавов это иггдразил или ясень. Дерево Лерад растет у стен Валгаллы, и коза Хейдрум ощипывает молодые побеги на его ветвях и дает воинам мед для питья. В шаманизме Древо Жизни - береза с семью ветвями. Иногда она может быть стилизована шестом с семью отметками, символизирующими семь планет и семь стадий восхождения к небесам, при этом ее ветви олицетворяют звездный свод. В шумеро-семитской традиции Древо Жизни символизирует космическое обновление, у него семь ветвей - семь планет и семь небес. Вокруг вавилонского Древа Жизни вращается вселенная, его ветви сделаны из ляпис-лазури, а на них - чудесные плоды. Сосна посвящена фригийскому Аттису. Пальма - Древо Жизни Вавилона, Финикии и Халдеи. Виноградная лоза посвящена вавилонскому Сидури и считается ассирийским Древом Жизни . Аккадская ива посвящена аккадскому Зевсу, а пальма, гранатовое дерево и кипарис - священные деревья семитов . Сирийские Ашторет и Астарта могут символизироваться неиконическим древесным стволом. У даосов Древо Бессмертия - персик. Деревья с парами переплетающихся ветвей или с одной общей ветвью символизируют пары противоположностей, инь и ян в едином Дао. У тевтонов Древо Жизни - ель Водана, а позднее - липа. Ель стала Новогодним деревом.

ДЕРЕВО ЖИЗНИ - славянский религиозный символ.

ДЕРЕВО
Высший природный символ динамичного роста, сезонного умирания и регенерации. В различных культурах многие деревья считались священными или магическими. Почтительное отношение к волшебной силе деревьев основано на примитивных верованиях, что в них живут боги и духи. Символизм одушевленных деревьев сохранился в европейском фольклоре в образах человека-дерева или зеленого человечка. В волшебных сказках деревья могут как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия и быть пугающими и даже демоническими созданиями.
По мере развития мифологии идея о могучем дереве, которое образует центральную ось потока божественной энергии, связывающего сверхъестественный и естественный миры, превратилась в символический образ Древа Жизни или Космического Древа. Корни его погружены в воды загробного мира, и, проходя через землю, оно достигает небес. Этот символ встречается практически у всех народов. Древо Жизни часто становилось метафорой для сотворения мира.
Во многих традициях оно растет на священной горе или в раю. Источник духовной энергии может вытекать из-под его корней. Змея, обвившая его ствол, представляет движущуюся по спирали энергию, идущую из земли, или служит символом разрушения. Гнезда птиц в кроне дерева - эмблемы душ и небесных посланников. С помощью Древа Жизни человечество поднимается от низшего уровня развития к духовному просветлению, спасению или освобождению из круга бытия.
Средневековые изображения Христа, распятого на дереве, а не на кресте, имеют отношение именно к этому, более древнему, чем христианский, символизму. Второзаконие говорит, что судьба проклятого человека - быть повешенным на дереве. Таким образом, распятие на дереве усиливает символизм спасения через распятие Христа, принявшего на себя все грехи мира. Этот образ объединяет Древо Познания (грехопадения) с Древом Жизни.
По самой своей форме дерево - символ развития, его ветви, представляющие разнообразие, отходят от ствола, что является символом единства. В индийской иконографии дерево, проросшее из космического яйца, представляет Брахму, создающего материальный мир. Напротив, перевернутое Космическое Древо, чьи корни питаются духовной энергией неба и распространяют ее во внешний мир и вниз, - любимый образ в каббалистике и других формах мистицизма и магии. Перевернутое дерево также часто используется в генеалогических схемах.
Во многих традициях на Древе Жизни изображают звезды, огни, глобусы или плоды, символизирующие планеты или циклы солнца и луны. Обычен и лунный символизм деревьев - луна притягивает воду подобно тому, как соки поднимаются вверх по дереву. Плод Древа Жизни может также символизировать бессмертие. В Китае, например, это персик. Многие другие плодоносящие деревья представлены как Древо Жизни - сикамора в Египте; миндаль - в Иране; маслина, пальма или гранат - в других регионах Средней Азии и в семитской традиции. Этот космический символизм, видимо, происходит из более примитивных культов, в которых деревья были воплощениями плодородной Матери-Земли. По этой причине, несмотря на свою фаллическую вертикальность, деревья несут женский символизм. Так, в египетской иконографии священную фигу отождествляли с богиней Хатор, которую изображали в виде дерева, дающего еду и воду.

Обряды заклинания плодородия Матери-Земли обычно были связаны с лиственными деревьями, опадающими осенью, их голые ветки зимой и расцвет весной - подходящий символ сезонных циклов смерти и возрождения. Исключение составляло поклонение Аттису в Малой Азии и позднее в греко-римском мире. Деревом-эмблемой Аттиса была сосна, основной символ бессмертия. Смерть Аттиса (от кастрации) и возрождение праздновали, обрывая иголки у сосны и обматывая ее шерстью. Вероятно, отсюда происходит традиция украшения майского дерева - обряда заклинания изобилия. Дуализм в символике дерева обычно представлен сдвоенными деревьями или деревом с расщепленным стволом. В легенде о Тристане и Изольде из их могилы выросли переплетенные деревья. На Ближнем Востоке преобладает дуалистический символизм дерева - Древо Жизни растет рядом с Древом Смерти. Это библейское Древо Познания добра и зла, чей запретный плод, отведанный Евой в саду Эдема, принес человечеству проклятие смертности.
АКАЦИЯ
Символ бессмертия, особенно в иудейской и христианской традициях. Акации использовались при сооружении рак и дарохранительниц в храмах. Некоторые полагают, что именно из акации был сплетен колючий венец Иисуса Христа. Красные и белые цветы акации символизируют двуединство жизни и смерти. Суковатая палка из акации применялась масонами в церемониях посвящения и в качестве траурного атрибута.
БАНЬЯН
Священное дерево Индии; возможно, именно баньян стал исходной моделью для "перевернутого" Космического Дерева индусов и буддистов. Через обнаженные "воздушные корни" баньяна, по их представлению, собирается и концентрируется трансцендентный дух вселенной. Иногда среди многочисленных "воздушных корней" устраиваются храмы.

БЕРЕЗА
Исцеляющее, защищающее дерево на севере Европы и у азиатских народов, священное дерево германских богов Тора и Фрейи, а на востоке основной элемент шаманских обрядов, в которых она выполняет роль Космич.Дерева, соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Из березы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров (юрт), что сделало ее священным деревом в ритуалах инициации, символом духовного восхождения человека по жизни, а также космической энергии.
В России береза символизирует весну и девичество, является эмблемой молодых женщин; ее высаживают около домов, чтобы призывать добрых духов. Приписываемая березе способность изгонять злых духов, вероятно, стала причиной того, что ведьм секли березовыми розгами во время ритуалов изгнания беса. Береза является официальным национальным деревом Эстонии.
БОЯРЫШНИК
В Европе с античных времен дерево и его цветы наделяли магическими свойствами и связывали с именем бога брака Гименея. Цветы использовали для свадебных венков, древесину для свадебных факелов.
Ассоциация между его весенним цветением и девственностью привела к народному поверью, что он защищает целомудрие. Для других слабый рыбный запах его цветов предвещал смерть, если внести их в дом.
БУЗИНА (САМБУК)
В Северной Европе, особенно в Дании, считалась магическим деревом. Там полагали, что изготавливать мебель из его древесины - дурной знак.
ВЕТВЬ (СУК)
Ветви несли символику того дерева, с которого они были срезаны, что широко применялось в весенних обрядах в честь богов плодородия. Размахивание веткой пальмы или оливы считалось знаком триумфа во время процессий.
Ветки белой омелы - широко распространенный символ возрождения, особенно в кельтских регионах. Цветущий сук являлся аллегорией логики в западной средневековой иконографии.
ВИШНЯ
Эмблема самураев, возможно связанная со структурой этого плода - твердая косточка под кроваво-красной кожицей и мякотью. В Китае вишневое дерево является символом удачи, весны и девственности; вульву называют "весенней вишней". В христ.иконографии вишня иногда изображается вместо яблока как плод с Древа Познания добра и зла; иногда Христос изображается с вишнями в руке.
ГИНКГО
Священное дерево в Китае; росшее около храмов, символизировало бессмертие - благодаря своей древней истории и долговечности. Гинкго особенно ассоциировалось с Японией, где оно было символом преданности - по легенде, гинкго готово умереть за своего хозяина. Так как говорили, что гинкго помогает появлению молока у женщин, оно также считалось счастливым деревом для кормящих матерей.
ГРЕЦКИЙ ОРЕХ
Подобно другим приносящим орехи деревьям, символизирует плодородие и мудрость или пророчество - знание, спрятанное внутри твердой внешней оболочки. Грецкие орехи были традиционным угощением на празднике декабрьского солнцестояния и эмблемой плодовитости на древнеримских свадьбах. В Китае их связывали с ухаживанием.
ГРУША
Символ любви и материнства. Символизм произошел, вероятно, от формы груши, напоминающей тазобедренную часть женского тела или грудь. В античн.времена она считалась атрибутом древнегреческих богинь Геры (в римской мифологии Юноны) и Афродиты (Венеры). В Китае этот фрукт является символом долголетия по той причине, что грушевые деревья живут и плодоносят долгое время. Поскольку белый цвет в Китае считался траурным, цветущая груша была похоронным атрибутом.

Оберег Древо Жизни в том или ином виде есть у каждого народа, но именно в славянской мифологии оно занимает особое положение. Основная задача его – это защита человечества, подпитка семьи и дома мощнейшей положительной энергетикой, количество которой практически безгранично, ведь питает его сама земля. Такой славянский оберег позволит укрепить любовные отношения, улучшит понимание детей и родителей, защитить семью от хворей, порчи и злого взгляда.

Значение оберега Древо Жизни

Оберег Древо Жизни, описание и значение которого в культуре каждого народа имеет свое, это прежде всего, знак объединения миров – земного и небесного. Объясняется все очень просто – ветви дерева тянутся вверх, получая солнечную энергию, и человек в этом похож на него – ему также нужна постоянная подпитка энергии космоса. Славянский оберег Древо Жизни, значение которого вполне понятно, является собирательным образом жизни, развития, роста. Не менее часто символ Древа сравним с символом рода, не зря же существует понятие «родовое дерево». Каждый человек связан незримой связью со своими предками, которые дают ему положительную энергию, защищают от негативных воздействий.

Не менее часто значение оберега Древо Жизни трактуется как символ бессмертия, так как в природе ничего не пропадает безвозвратно – все перерождается, меняется, энергия все так же остается, только видоизменяясь (просматривается классический закон физики). Символ Древо Жизни – это связь энергии космоса с человеком.

Когда и кому стоит носить оберег Древо Жизни



Славянский оберег Древо Жизни – это талисман для защиты семьи и дома. В нем собирается положительная энергия предков и рода. Все прекрасно знают, что источник родовой энергии неиссякаем, так как она связана напрямую с божественным началом. Древо Жизни – это универсальный оберег, так как его основное предназначение – это защита семьи и дома от хворей, скандалов, недоброго глаза, неприятностей. Стоит помнить, что у этого символа очень мощная положительная защитная энергетика, поэтому стоит задуматься над приобретением такого семейного оберега.