Научная коммуникация и ее особенности. Научная коммуникация

Про научную коммуникацию вы, скорее всего, никогда не слышали. А она есть. И более того, стала быстро и динамично развиваться в России в последние годы. Касается ли эта загадочная область деятельности нас, обычных людей? И вообще, что это такое, и откуда оно взялось?

Что люди думают о науке

В прошлом году Институт современных медиа совместно с телеканалом «Наука» провел телефонный опрос среди 1600 человек на тему того, какие ассоциации у них вызывает российская наука. 42% респондентов ответили, что никаких ассоциаций она у них не вызывает. При этом 11% от всех опрошенных (это каждый десятый) дали еще и негативные оценки: «отчаяние», «все в упадке», «в России нет науки». Как у людей вообще формируется образ науки? В первую очередь, они составляют его на основе информации, которую получают из СМИ. Однако журналисты не всегда хорошо понимают научную повестку. И вместо того, чтобы писать о конкретных достижениях, генерируют новости о каких-то кадровых перестановках в университетах, о размере финансирования отраслей науки и т. п.

Почему между медиа и научным сообществом происходит недопонимание? Да все просто – в науке без пол-литра не разберешься. «Пол-литра» в данном случае означают огромное количество часов, потраченных на прочтение и перечитывание книг и статей.

Язык науки действительно непрост для уха неспециалиста. Он содержит множество терминов, которые невозможно чем-то заменить, иначе вы утратите саму суть сообщения. Получается, что нужно либо закопаться в словарях, либо оставить в покое попыки просвещения. Но есть и третий вариант: прочесть «перевод» научной информации на человеческий язык, который сделает кто-то другой (читай: закопается в словарях). Лучшими переводчиками являются научные журналисты. Люди, которые занимаются осмыслением исследований постоянно, и со временем становятся подкованными в этой области.

Как журналисты начали писать о науке?

Случилось, это, конечно, уже довольно давно. Отматывая временную ленту назад, мы попадаем в начало XIX века. Тогда интеллектуальным центром цивилизованного мира был Лондон. Наука становилась очень хайповой темой. Учёные активно просвещали обычных людей о своих открытиях, в воздухе витал дух ментальной революции. В 1831 году Британская ассоциация по распространению научных знаний собрала первую встречу, на которой был принят основной постулат этой организации - содействие развитию науки и работа по привлечению национального внимания к ней. В этом же году ассоциация по сути провела первую конференцию, где собирались учёные из различных областей и обменивались друг с другом и с общественностью результатами исследований. Наука становилась публичной. На лекциях ведущих исследователей всегда был аншлаг. Это рождало информационные поводы, которые с удовольствием подхватывала пресса.

В 20-м веке, в Великобритании возникло движение, целью которого было решение проблемы слабой общественной осведомленности о научной деятельности. Называлось оно Public Understanding of Science. Тогда оно обозначило основные негативные последствия такой ситуации. Как выяснилось, недостаток знаний у общества о науке приводит к:

  • кадровому дефициту в научной и технологической отрасли, а значит замедлению экономического прогресса;
  • невозможности населения принимать взвешенные демократические решения о научной сфере;
  • культурному обеднению общества.

Что решили со всем этим делать тогда, в прошлом веке? Был создан Комитет общественного понимания науки (Committee on the Public Understanding of Science, или COPUS). Одним из проектов этого Комитета стала практика ученых оформляться в качестве стажеров в медиа, где они могли учиться у журналистов писать о науке доступным и интересным языком.

Причем тут научная коммуникация?

Притом, что такая журналистская работа и была по сути первой моделью научной коммуникации. Постепенно эта модель преобразовывалась и сейчас выглядит как-то так:

Ученые - научные коммуникаторы (PR) - журналисты

Схема оформилась за рубежом. Характерной чертой там является сконцентрированность науки в университетах, и научные коммуникаторы работают, прежде всего, в пресс-службах университетов. Россия, как и многие другие страны подхватывает тенденцию и переходит к качественно работающей модели научной коммуникации.

Вот как должна быть устроена научная коммуникация, и к чему нам нужно стремиться:

  • Рассказывать о действительно важных вещах, создавать мировую повестку.

А не превращать в инфоповод любую мелочь, например, открытую лекцию, приуроченную к юбилею какого-нибудь академика.

  • Освещать научные достижения и разработки российских ученых, создать в головах людей образ Университета, как центра производства научных знаний.

А не писать лишь о кадровых перестановках в университете.

  • Воспитать профессионалов, способных понимать научный язык и знающих научную методологию, чтобы они корректно доносили научную информацию до общественности.

А не допускать появления в СМИ неправдоподобной ерунды.

  • Объяснить ученым, зачем им нужна коммуникация с обществом.

А не оставить их недотрогами в башне из слоновой кости.

Кстати говоря, об ученых. Объяснить им, зачем нужна научная коммуникация и, даже, популяризация науки, – пожалуй, самая непростая задача для профессионала. Вот несколько аргументов, которые вдохновят ученых на общение с «противным» коммуникатором или широкой публикой:

  1. Спасение сотен людей, которые от незнания научных принципов, могут навредить своему здоровью (например, отказываясь от прививок);
  2. Привлечение новых людей в науку и ускорение экономического роста общества;
  3. Приведение человечества к светлому будущему, которым будет править жажда познания и гармония.

К сожалению или к счастью, не каждый ученый способен излагать свои теории и идеи понятным языком. Поэтому за популяризацию науки могут отвечать и вовсе не ученые. А, например, научные коммуникаторы. Они могут очень хорошо «пропиарить» работу ученого, и это принесет как вечный почет и респект ему самому, так и пользу обществу.

Так зачем все это нужно?

В жизни неизбежно возникают ситуации, вопросы, для ответа на которые необходимо знать хоть что-нибудь о науке. Чтобы это объяснить хватит даже банальных примеров, которые у всех на слуху.

Покупать или не покупать ГМО?

Несмотря на то, что ученые и популяризаторы прилагают много усилий, чтобы рассказать широкой публике о том, что генно-модифицированные продукты не представляют никакой угрозы, в обществе все еще сильны страхи относительно этой проблемы. Страх – лучшая мотивация что-либо сделать, и этим пользуются многочисленные мошенники, создающие целую индустрию. Продукты с маркировкой без ГМО, стоимость которых гораздо выше, а реальный состав не очень ясен, даже специальные лекарства, якобы убирающие вредные эффекты от употребления ГМО (например, грибные экстракты от Левашова) – все это лишь способы заработать на незнании народа больше денег. Если человек сможет применить научный метод, прочитать корректную информацию в СМИ, он изучит эту проблемы достаточно внимательно, поймет, что нужно отставить панику и не станет тратить деньги на бессмысленные продукты.

Еще один яркий пример: употреблять гомеопатию или нет? В некоторых странах эта проблема приобрела невероятные масштабы. Гомеопатические лекарственные средства используют более 50% врачей в Индии, 40% – в Великобритании, 32% – во Франции, 25% – в Германии, 22% – в Австрии. В 10 странах Европы гомеопатия входит в систему здравоохранения, в семи странах покрывается страховкой, а треть населения использует гомеопатические препараты. Нужно понимать, что гомеопатический препарат – это препарат, содержание вещества в котором ничтожно мало, это может быть и вовсе одна молекула на пробирку раствора. При таком разведении эффективность препарата ставится под большое сомнение. Поэтому употребление таких «лекарств» в качестве альтернативы нормальным может сильно ухудшить состояние пациента.

Подытоживая все вышесказанное, придем к очевидному выводу: популяризация науки и доступное донесение научных знаний до общества нужно, чтобы это самое общество могло процветать и совершенствоваться. Так, возможно, мы когда-нибудь станем Цивилизацией первого типа по шкале Кардашева и покорим космическое пространство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Достояние гласности результатов научного труда

Увеличение объема научной информации

Существенное влияние инф. Коммуник. Технологий

Стимулируется развитие новых ыорм и средств научного взаимодействия междисциплинарного знания

Формируются международные исслед. Группы

Быстрый рост количества научных публикаций, рост соавторства

Развитие ноуччных сетевых сообществ создаёт альтернативные структуры коммуникации в науке

Сущ. усложнение структуры форм научной коммуникации из-за создания публикаций в открытом доступе

10.Характеристика научного сообщества. Исторические типы научных сообществ.

Характеристика: - совокупность людей профессионально занимающихся наукой (в шир. См.)

Подгруппа специалистов изуч. Опред научную проблему (узк. См)

Исторические типы:

Школы и академии Др. мира(Платон и Аристотель)

Университеты Ср. века

Дисциплинарные научные школы

Междисциплинарные сообщества

Гибридные сообщества (смешанные)

11. Специфика и виды научной коммуникации.

Специфика: -всякое научное произведение диалогично и связано с др. произведениями

Рациональный характер обоснования

Ориентация на достижение согласия

Готовность изменить свою позицию в силу предъявляемых аргументов

Информ. Окрытость и прозрачность

Виды: - Семиотика - это наука о знаках, исследующая свойства знаковых систем и, соответственно, знаков (естественных и искусственных языков).

Синтактика (от греч. syntaktikos - строящий по порядку, приводящий в порядок) является частью семиотики и посвящена изучению синтаксических, т.е. чисто структурных, свойств знаковых систем безотносительно к каким-либо их интерпретациям (составляющим предмет интересов семантики) и возможным интерпретаторам (рассматриваемым прагматикой). Синтактика изучает объективные законы устройства знаковых систем.

Семантика (франц. semantique, от греч. semantikos - обозначающий, sema - знак) в языкознании, в семиотике изучает законы смысла.

Прагматика (от греч. pragma, родительный падеж pragmatos - "дело", "действие") - раздел (точнее, аспект) семиотики, посвященный рассмотрению и изучению отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему (ее "интерпретаторов"), к самой знаковой системе.

12) Проблемы коммуникации в профессиональной деятельности.

Коммуникация возникла в обществе с целью обмена информацией для взаимопонимания и согласованного действия людей в различных областях человеческой деятельности. Без нее невозможно существование ни одной организации. Если ликвидировать каким-то образом потоки сообщений, циркулирующих в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, она является важным рабочим инструментом для интеграции организационных подразделений.

Деловая коммуникация предполагает реали­зацию следующих условий:

– обязательность контактов всех участников общения независимо от симпатий и антипатий;

– предметно-целевое содержание коммуникации;

– соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;

– взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;

– коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж);

– формальные ограничения:(ответ)

а) конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.);

б) ситуативные, то есть с учетом ситуации делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду и достигая прагматического ожидаемого результата;

в) эмоциональные, то есть независимо от степени напряженности деловой атмосферы прояв­лять стрессоустойчивость – управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру;

г) насильственные, то есть допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрессивное поведение) .

Самым распространенным средством осуществления деловых коммуникаций является письменная и устная речь.

Деловая коммуникация условно делится на прямую (непосредственный контакт, то есть беседы, совещания, собрания, деловые встречи, конференции) и косвенную (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).

Главное достоинство устной коммуникации состоит в возможности быстрого и полного обмена информацией. Собеседники вовлечены в непосредственный контакт со слушающими и должны добиться, чтобы их поняли. Конечно же, устная речь, в отличие от письменной, способна передать тончайшие оттенки мысли и чувства, использовать эмоциональные средства воздействия, тем самым усилив эффект внушения. Во время устного выступления можно воздействовать на слушателей путем использования речевых, интонационных, мимических средств, жестов, а также своим обликом и манерой поведения. Слово известно своей силой. Им можно оказать как конструктивное, так и деструктивное воздействие..

Любое письменное сообщение имеет несомненные преимущества перед устным сообщением. Прежде всего у составителя есть возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости откорректировать сообщение. Поэтому письменное сообщение часто более тщательно сформулированы, чем устные сообщения. Помимо этого, полученное сообщение не требует мгновенного восприятия, с ним можно ознакомиться в любое время, в связи с этим происходит экономия времени. Т.к. больше внимания уделяется сознательному восприятию информации, то письменная коммуникация вызывает меньше эмоциональных реакций, чем устная коммуникация. Письменные сообщения дают возможность длительного хранения содержащейся в них информации, на которую можно сослаться позднее и подтвердить документально. Эффективна письменная коммуникация с людьми, находящимися на расстоянии, с которыми сложно установить непосредственный контакт. В сообщениях наглядно проявляются общая культура, грамотность, компетентность пишущего, что позволяет адресату составить представление о нем как о личности. Деловое сообщение предполагает обратную связь между адресантом и адресатом, поэтому коммуникацию легко можно проконтролировать. В настоящее время деловая коммуникация невозможна без использования Интернета, который намного облегчает и ускоряет ее. Даже в электронных письмах сформировался определенный кодекс поведения, которого придерживаются в деловой среде. А электронные сообщения все больше вытесняют сообщения на бумажных носителях.

В настоящее время научная коммуникация является важным процессом обмена информацией, её смысловым значением между двумя и более людьми. Наука - одна из функциональных сфер, которая имеет особый вес в научной коммуникации. Процессы глобализации, демократизации общественной жизни, открытость и доступность самых последних достижений мировой науки и техники позволяют огромному числу людей получать и обмениваться информацией.

Цель исследования значимости научной коммуникации - показать пути обмена информацией между людьми, а также отразить основные проблемы коммуникации в настоящее время.

В общем виде под коммуникацией принято понимать обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Коммуникация это сложный, символьный, личностный, транзакционный и часто неосознаваемый процесс. Коммуникация позволяет участникам выразить некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга.

Существует научный подход, где коммуникация рассматривается как конститутивный фактор поведения и деятельности людей, а не как простой обменный процесс между пользователями информации. Следовательно "известные" или "очевидные" свойства действительности становятся таковыми лишь благодаря коммуникативному действию.

Важная особенность коммуникации в сфере науки объясняется доминирующим каналом коммуникации. Если в большинстве сфер общения любая коммуникация осуществляется в основном по устным каналам, то для научной сферы именно письменный канал является важнейшим, таким образом, научная литература является наиболее значимым способом передачи информации в научном сообществе.

Научные тексты создаются с целью формирования определенной системы отражения действительности - описания предмета, явления, системы знаний, доказательства существования чего-либо: объекта (объектов), связи между объектами или отсутствия этой связи.

Научный текст, в общем и целом представляет собой описание результата научного исследования с присущими ему особенностями. Устная научная коммуникация представлена следующими жанрами: доклад, лекция, дискуссия. Письменная форма представлена жанрами монографии, учебника, статьи, рецензии, аннотации, реферата, тезисов. В зависимости от стиля, формы общения жанры различаются по тематике и структурным особенностям, преобладанию тех или иных типов речи, порядку их следования.

Стратегия поведения участников коммуникации в сфере науки реализуется с помощью конкретных речевых поступков, представляющих собой выбор оптимальных средств и способов коммуникации. Данный подбор касается не только выбора стиля, но и выбора жанра, композиционной формы текста.

Стратегия социальной престижности может реализовываться на разных уровнях научного текста: в частности, использование автором клише и терминологизированных словосочетаний и демонстрация способности к их варьированию и дифференцированному использованию, построение синтаксических периодов с четкой параллельной структурой, использование ярких дефиниций. Особого внимания требует характер сообщения, та информация, ради которой осуществляется коммуникация. Очевидно, в основе научной сферы общения находится получение нового знания о мире. Одним из основных результатов такого рода деятельности является создание определенного текста, представляющего объективно истинную информацию об объектах мира.

Высокая степень социальной ориентации данного вида деятельности приводит к обязательности ее социальной регламентации, которая распространяется не только на социальные и статусные роли коммуникантов, на стиль общения, но и на намерения говорящих и характер сообщаемого. Говорящий всегда преследует несколько целей: передать информацию об объекте, убедить адресата в истинности этой информации, выявить свою роль в получении этой информации. При этом верификация и апробация информативной состоятельности речевых актов и текстов также представляют собой жестко регламентированную процедуру. Все это в целом определяет уникальность коммуникативных процессов в научной сфере.

Факторами, способствующими коммуникации в сфере науки, являются следующие: осуществление обмена научной информацией по корпоративным каналам профессиональных сообществ, ограничение потока информации путем его классификации и дифференциации по различным темам и проблемам дисциплинарных областей знания, выбор одного языка для общения. Факторами, препятствующими межкультурной коммуникации в сфере науки, являются такие, как: отсутствие одного языка общения, возможность хранения и передачи информации.

Литература: Социологические эффекты массовой коммуникации [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (25000 байт)– – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/sociology/00121739_0.html Проблемы научных коммуникаций [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (81000 байт)– – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/languages/00038017_0.html

Главным, а во многом и единственным средством организовать взаимодействие ученых является обеспечение каждого участника научного процесса в высшей степени оперативной и качественной информацией о состоянии дел в науке в целом и на ее переднем крае в особенности. Именно эту функцию и выполняет система научной коммуникации.

«Научная коммуникация» – совокупность видов и форм профессионального общения ученых, осуществляемого с помощью как стандартизированных регулярных публикаций, так и широкого спектра устных, письменных, печатных и электронных средств.

Объекты социологического изучения научных коммуникаций: 1) место коммуникационных процессов в научной деятельности; 2) характеристики участников научной коммуникации, 3) ее институты, типы, формы и динамика коммуникационных контактов; 4) коммуникационные сети и объединения ученых.

Центральная роль коммуникации для существования научной профессии обусловлена как внутренней спецификой науки, так и особенностями ее взаимодействия с социальным окружением. Производство знаний в науке С.А.Кугель сравнивает с процессом формирования мозаичного панно, где каждый участник должен сделать свой кусочек смальты и найти ему место в общей постоянно заполняющейся картине. Если этого не удается сделать вовремя, работа над всей картиной потрачена практически впустую. Эффективность и интенсивность всего процесса, особенно когда в нем участвуют миллионы людей, зависят от уровня организации взаимодействия участников.

Главные способы средств коммуникации, применяемые исследователями науки, подразделяются на 5 типов: А) «формальные» и «неформальные», Б) «межличностные» и «безличные», В) «непосредственные» и «опосредованные», Г) «устные» и «письменные», Д) «первичные» и «вторичные». С устными и письменными все, надеюсь, понятно, а с остальными давайте разберемся.

А) Основанием для разделения «формальных» и «неформальных» средств служит их отношение к документально фиксируемым видам научной информации. Под формальной коммуникацией понимается набор документов, например, статьи и монографии (первичные ), рецензии, реферат, обзор (вторичные ). К неформальной коммуникации обычно относят различного рода беседы ученых – в научных учреждениях, в кулуарах научных совещаний, во внерабочее время, а также совокупность видов допубликационных материалов – рукописи, препринты, устные доклады на семинарах, не предполагающие обязательной публикации и т.п.

Б) Межличностные формы – когда сообщение адресовано вполне конкретному индивидууму, и безличные – это сообщение некоего научного содержания группе коллег, персональный состав которой не определяется, или еще шире – всем заинтересованным лицам (как, например, статья в научном журнале или монография).


В) Различение непосредственных и опосредованных коммуникаций не столько характеризует сами средства общения, сколько относится к описанию коммуникационных структур и распределению ролей их участников. Непосредственная коммуникация предусматривает прямой информационный контакт, в то время для опосредованной коммуникации необходимы одно или несколько опосредствующих звеньев. Это различение имеет особое значение при исследовании коммуникационных группировок. Что это такое?

Традиционно сложившиеся структуры информационного обмена обычно имеют двухуровневое строение.

Первый уровень составляют так называемые «ключевые фигуры» – представители научной элиты, непосредственно связанные между собой в масштабах всего сообщества данной предметной области. Они являются членами редколлегий ведущих журналов, входят в руководящие органы профессиональных ассоциаций, поддерживают постоянные личные контакты. Иначе говоря, обладают существенным информационным преимуществом перед остальными членами сообщества. Вокруг каждой ключевой фигуры группируются сотрудники и аспиранты, которые через лидера оказываются опосредствованно связанными со всеми остальными участниками коммуникации.

В ходе информатизации общества традиционные формы коммуникации дополняются электронными информационными средствами и системами телекоммуникационной связи. Пока, однако, эти средства, значительно усиливая пропускную способность коммуникационных каналов, увеличивая оперативность контактов и т.д., как правило, не приводят к существенным системным изменениям в научной коммуникации, которая довольно устойчива в своих глубинных основах и весьма консервативна.

Результаты систематических исследований научной коммуникации дали возможность существенно уточнить, а кое в чем и пересмотреть представления о структуре и динамике локальных научных сообществ. Эти уточнения коснулись, в первую очередь, представлений социологов о зависимости между интенсивностью, адресным распределением и структурностью контактов в конкретном сообщества, и состоянием исследования проблематики, над которой работают участники сообщества, скоростью прогресса в исследованиях. Я немножко расскажу об этом.

Наблюдение над коммуникационной активностью отдельных ученых показало, что поведение индивидуального исследователя, его заинтересованность в контактах с коллегами различны в разные периоды его работы над определенной проблемой.

Так, довольно активный поиск контактов отмечается на этапе выбора темы очередного исследования и формулировки исследовательской гипотезы. Это объясняется тем, что ученый нуждается в максимально свежей информации о состоянии дел на избранном участке исследовательского фронта. От этого зависит выбор темы работы, определение ее перспективности и оценка возможности получить приемлемый для сообщества результат своевременно (раньше коллег).

Затем следует резкое снижение коммуникационной активности – выбор сделан, идет интенсивная исследовательская работа, и лишние контакты только отвлекают от цели, а иногда приводят к утечке важной, еще не осмысленной автором информации о промежуточных результатах.

Пик активности наступает после того, как результат получен, и автор должен максимально быстро дать его интерпретацию, чтобы опередить конкурентов; выбрать издание, форму публикации и т.п.

Значимые сведения о структуре и динамике коммуникаций были получены при изучении локальных исследовательских сообществ, которые принято называть «невидимыми колледжами». Эти работы показали, что в данном случае мы имеем дело с некоторым фиксированным набором форм коммуникационного поведения участников и соответствующим распределением их ролей в процессе коммуникации. Полный спектр этих форм и структур наблюдается в зонах исследовательского прорыва, когда успех в разработке какой-либо группы проблем приводит к формированию новой научной специальности.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

З.В. ГЛАДКОВА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.

Определяется значение коммуникации в современной науке, рассматриваются виды коммуникаций: формальные, полуформальные, неформальные.

Ключевые слова: коммуникативность, научная коммуникация, научное сообщество, научная деятельность.

Коммуникация, информация и научные знания сегодня рассматриваются как движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни. Информационно-коммуникационные технологии, будь то традиционные или современные их формы, предоставляют людям во всем мире новые и надежные возможности развития. Вместе с тем, некоторые страны, и, прежде всего, наименее развитые, не имеют полноценного доступа к информации и к информационным обменам, что резко снижает их шансы на перспективы долгосрочного и устойчивого развития.

Проблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях и аспектах. Во-первых, как передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. Следствия этого процесса самые разнообразные - от прямой передачи информации до воздействия на сознание и поведение участника коммуникации. Одно из социальных последствий этого процесса - возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей саму действительность и выдающей себя за нее. Безусловно, такого рода коммуникативность оказывает значительное влияние на существование и развитие наук об обществе и культуре, по сути, отбирая их базовую функцию «фабрики смыслов», реализуемую через систему образования. Во-вторых, коммуникативность исследуется как профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации, экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также «невидимые колледжи» - неформальные объединения, личное общение конкретных ученых.

Научные коммуникации являются средством популяризации результатов научной деятельности и активизации процессов обмена новыми знаниями. Р. Мертон в статье «Наука и демократическая социальная структура» (1942) предложил концепцию устойчивого и универсального этоса науки - совокупности поведенческих нормативов, общеобязательных для научного сообщества . Одним из основных нормативов научной деятельности по Мертону является коллективизм. Этот императив предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, то есть сообщать свои открытия ученым тотчас после проверки, свободно и без предпочтений. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат сообществу. Предъявление научному сообществу достигнутых научных результатов и реализация принципа коллективизма осуществляется в процессе научных коммуникаций.

Как известно, к средствам научных коммуникаций относят всевозможные формы обмена и распространения научной информации: различные способы издания научной литературы, живое общение, средства связи. Традиционные (или классические) средства научных коммуникаций обычно подразделяют на формальные, полуформальные и неформальные .

Формальные и полуформальные коммуникации - это документальные источники информации. К ним относятся, прежде всего, формальные документы, официально опубликованные в научных изданиях: журнальные статьи, сборники научных трудов, материалов конференций, монографии. Полуформальные документы - это рукописи, препринты, научные отчеты, текстовые сообщения и т. д.

Неформальные коммуникации связаны с общением и разнообразными формами обмена опытом. Можно выделить такие основные виды неформальных коммуникаций:

Личное общение узкого круга специалистов, занимающихся одной и той же задачей;

Специальные семинары, конференции, симпозиумы, охватывающие более широкий круг специалистов, зачастую представляющих несколько смежных наук;

Написание ведущими специалистами статей, учебников и научно-популярных книг, ориентированных на широкую аудиторию учащихся, студентов, специалистов, ученых.

Необходимо подчеркнуть важность использования всего спектра возможных средств для достижения основных целей научных коммуникаций: развития науки и образования, повышения квалификации специалистов, развития новых технологий.

Основным результатом научной деятельности, циркулирующим в научных коммуникациях, является новое научное знание. Оно фиксируется, прежде всего, в новых публикациях и диссертационных работах. На определенном витке «жизненного цикла» научное знание, представленное в первоисточниках, переходит из разряда результатов в разряд средств научных коммуникаций, создавая информационноресурсную и коммуникационную основу для дальнейшего развития науки.

В процессе развития общества и научного знания изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые объекты, средства и методы исследования, а также формы научного информационного обмена, методы разделения и кооперации научного труда и т. д. Уровень технико-технологического развития общества определяет как набор средств, так и формы представления результатов научной деятельности, обусловливая возникновение новых моделей научного информационного взаимодействия.

В современной науке требуются новые методологии проведения семинаров, конференций, круглых столов в реальном пространстве. В этой связи возникает также задача конструирования коммуникативных команд и проектных групп.

В настоящее время происходит объединение таких сфер деятельности, как бизнес и наука. В результате происходит заимствование из бизнес-менеджмента некоторых современных технологий управления, таких, как проектирование рабочих групп, построение сетевых организаций, управление проектами. Методы, разработанные в теории организации и теории организационного поведения, могут быть задействованы для моделирования наиболее успешных стратегий и подходов в организации, представляющей научный проект.

Если рассматривать научные дисциплины с точки зрения теории организации социальных систем, можно сделать вывод, что дисциплинарная наука внутри каждой дисциплины имеет сетевую структуру, характеризующуюся такими свойствами, как :

Децентрализованное управление;

Неформальные отношения;

Горизонтальные связи;

Самоорганизация.

Коммуникативные сети всегда существовали в рамках отдельных дисциплин, и именно они определяли то или иное дисциплинарное единство в системе науки. Современная ситуация в системе научного знания способствует развитию единого междисциплинарно-сетевого пространства, которому должны быть присущи все перечисленные свойства сетевой организации.

На современном этапе становления информационного общества в условиях развития информационно-коммуникационных технологий появились новые средства научных коммуникаций, которые развиваются в электронной среде. Прежде всего, это средства глобальной компьютерной сети - Шег^. Новые формы представления информации в этой среде - это разнообразные цифровые форматы: от текстовых до мультимедийных. Цифровое представление информации открывает широчайшие возможности фиксации, обработки, передачи и хранения информации; обеспечивает многообразие визуализации данных, интеллектуализацию обработки, переносимость форматов и компактность хранения, предоставляет широкий набор инструментальных средств для дистанционного доступа, передачи информации, а также интерактивного общения.

Электронный текст, существующий в сети Интернет в форме гипертекста, - это не просто источник знаний, но и коммуникативный элемент одновременно. Любой источник информации, вписанный в по-ликонтекстуальную и интердисциплинарную структуру сети, непредсказуемым образом сразу попадает в ее интердисциплинарный контекст, актуализирует новые смыслы, порождает новые связи.

Ныне принято говорить, что время одиночных научных талантов безвозвратно ушло в прошлое, что идеи производят теперь исследовательские «комбинаты» и целые «фабрики» знаний. Это суждение верно лишь в том смысле, что ныне изменился характер отношений между индивидуальным и коллективным творчеством.

Острая потребность в непосредственном личном общении между учеными осознавалась ими с тех пор, как возникла сама наука. Представление ученым новых идей, критика и одобрение этих идей на су-

де своих коллег являются важным фактором, как в развитии научных идей, так и в моральном стимулировании ученого.

Специфика общения в науке обусловливается самой природой творческой деятельности, неудовлетворенностью существующим уровнем научного познания и коллективными действиями, направленными на его приращение. Научное познание и научное общение неразрывно связаны. Наука - это постоянное столкновение идей, внутренний спор и спор прямой, непосредственный. Без научного общения нет науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркова О.В. Формирование электронной библиотеки как направление развития научных коммуникаций [Электронный ресурс] // Б-ки нац. акад. наук: пробл. функционирования, тенденции развития. - Электрон. дан. (1 файл). - Киев, 2GG5. - Вып. 3. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/articles/2GG5/G5bovrnk.html. - Загол. с экрана.

2. Мирская Е.З. Р.К.Мертон и этос классической науки // Философия науки. -Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. - М., 2GG5.

3. Москалев И.Е. Сети научных коммуникаций: междисциплинарный подход // Философия науки. -Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. - М., 2GG5.

4. http://typo38.unesco.org/ru/unesco-home/unesco-themes/ci.html.

TYPES OF COMMUNICATIONS IN MODERN SCIENCE

The types of communications (formal, semiformal and nonformal) in modern science are presented.

Гладкова Зоя Владимировна, окончила МГТУ ГА (2008), аспирантка МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - социальные коммуникации, философия науки.