Общественный дипломатический. Научное сотрудничество – форма и метод публичной дипломатии

Елена Пономарева

Роль и значение ПД детализируется в Концепции внешней политики РФ, утвержденной 12 февраля 2013 г. В документе указывается, что именно «в рамках публичной дипломатии Россия будет добиваться объективного восприятия ее в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций российских СМИ в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную поддержку, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности» .

Однако надо признать, что процесс систематизации публичной дипломатии в современной России начался сравнительно недавно. Отправной его точкой можно считать создание под эгидой государства таких институтов представительства и влияния как Россотрудничество (2008) и Фонд Горчакова (2010). Однако не стоит забывать, что смысл публичной дипломатии в создании особой синергии государственных и общественных инициатив, поэтому наряду с государством главным ее субъектом является «инициативная часть социума, в том числе и любой гражданин, неравнодушный к тому, что и как происходит в России и вне ее» . Действительно, в последние годы все более заметную роль в реализации внешнеполитической стратегии играют российские НПО, фонды, ассоциации, клубы.

Концепт публичной дипломатии

Изначально публичная дипломатия понималась не только и даже не столько как государственное, сколько общественное явление, которое однако является проводником национальных интересов конкретной страны. Ключевым отличием ПД от классической дипломатии является ее субъект – непрофессиональные дипломаты. Тем самым, публичная дипломатия стала относительно новым явлением внешней политики, поскольку ее акторы не относятся к так называемой «внешнеполитической триаде» – МИД, военные, спецслужбы, и непосредственно не связаны с государством как политическим институтом.

ПД отличает также объект воздействия. Если классическая дипломатия подразумевает обмен мнениями в единой политической плоскости – посредством действующих политиков и представителей МИД происходит влияние на формирование внешнеполитического курса страны, на принятие политических решений и процесс их реализации, то публичная дипломатия воздействует на общество с другой стороны – через неправительственные организации и иные институты гражданского общества. В свою очередь «заряженное» публичной дипломатией общественное мнение способно влиять как на внешнеполитическую повестку государства, так и на формирование образа страны за рубежом.

Однако ошибочно ставить знак равенства между публичной дипломатией и пропагандой. Данные явления отличаются как целями, так и методами воздействия. Если конечной целью пропаганды является формирование прежде всего информационными средствами нужного общественного мнения, то публичная дипломатия ориентирована на создание новых эффективных каналов обмена мнениями на самых разных уровнях, опираясь при этом не только на традиционные и новые СМИ, сколько на негосударственных участков мировой политики – глобальные финансовые и наднациональные гуманитарные структуры, ученых и экспертное сообщество, неправительственные организации самой разной направленности, региональные объединения, экономические форумы, международные сетевые сообщества.

Еще одним принципиальным отличием ПД от пропаганды является исключение дезинформации как метода деятельности. На ее место встает грамотное преподнесение выгодных фактов и проектов субъекта ПД. Public diplomacy – это искусство быть правдоподобным в изложении правдивых фактов в нужном свете. Содержанию ПД лучше всего подходит концепт информационно-разъяснительной работы – информирование о стране, ее культуре, ценностях и политике в целях большей заинтересованности общества и пресечения попыток пропаганды, направленной против государства.

В современном российском научном и политическом дискурсе публичная дипломатия часто приравнивается к «мягкой силе», а то и определяется как один из этапов ее развития. На самом деле публичную дипломатию следует рассматривать лишь как один из инструментов «мягкой силы» (МС), главный смысл которой заключается в формировании привлекательной власти конкретной страны. Своеобразным брендом МС является «способность влиять на поведение людей, опосредованно заставляя их делать то, что в ином случае они никогда бы не сделали» . Такой власть становится, основываясь не только на убеждении, уговаривании или способности подвигнуть людей сделать что-либо при помощи аргументов, но и на «активах», которые продуцируют ее привлекательность . Достичь этого удается, используя прежде всего власть нематериального, власть информации и образов, что гораздо шире, чем понятие ПД. Таким образом, публичная дипломатия как способ влияния есть лишь одно из инструментальных проявлений «мягкой силы». Поэтому мы предлагаем понимать ПД как инструмент «мягкого» влияния, предполагающий поиск новых и активизацию существующих каналов взаимодействия и обмена мнениями в целях позиционирования культурно-ценностных ориентиров страны-субъекта публичной дипломатии.

Усиление роли публичной дипломатии, как уже отмечалось, связано с появлением новых участников мировой политики. В то же время самое это явление – публичную дипломатию – нельзя назвать инновационным. Ставшей теперь классической современную концепцию «публичной дипломатии» впервые представил декан Школы права и дипломатии им. А.Б. Флэтчера Университета Тафтса Эдмунд А. Гуллион. В брошюре 1965 г., посвященной Центру публичной дипломатии им. Э.Р. Мэрроу концепция ПД излагалась следующим образом: «Публичная дипломатия… имеет дело с влиянием общественных установок на осуществление внешней политики. Она включает в себя измерения международных отношений, выходящие за рамки традиционной дипломатии: культивирование правительствами общественного мнения в других странах, взаимодействие частных групп и интересов одной страны с другой, освещение международных отношений и их влияния на политику государства, взаимодействие между теми, чья работа заключается в коммуникации (дипломаты и зарубежные корреспонденты) и процесс межкультурных коммуникаций… Центральным моментом для публичной дипломатии является транснациональный поток информации и идей» .

Чуть позже, в марте 1966 г. Гуллион детализировал описание ПД как средств, «при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения» . Пальма первенства в освоении практик ПД принадлежит Соединенным Штатам, которые использовали их как один из видов воздействия и продвижения своих интересов в условиях Холодной войны. Именно тогда были созданы «масштабные программы в области информации, культуры и образования, направленные на дискредитацию политики СССР и его союзников» . Однако в официальный дискурс правительства США термин «публичная дипломатия» вошел лишь после 1991 года.

Одной из причин развития ПД как осо­бого дипломатического инструмента США заключалась в необходимости продвижения их интересов по всему миру под лозунгами развития ин­ститутов демократии и рыночной экономики. Так, программы публичной дипломатии США активно внедрялись в 1990-е годы во всех странах постсоветского пространства, в том числе и в России, вовлекая в свою ор­биту немалое число политиков, бизнесменов, ученых, военных специалистов и студентов. Публичная дипломатия США, в арсенале которой имеются информационные программы, программы в области культу­ры и образования, нацелена на тех представителей зарубежной ауди­тории – интеллигенцию и студенчества, государственных чиновни­ков, представителей коммерческих структур и НПО, а также на политических лидеров и военных, которые способны влиять на принятие политических решений, выгодных пра­вительству субъекту ПД. Поскольку, начиная с 1990-х годов, США имели не только необходимые средства для продвижения своих интересов в публичной сфере, но технологические и институциональные возможности, очевидно, что результаты были, без преувеличения, ошеломляющими. Буквально за несколько лет произошло кардинальное изменение отношения к России на всем постсоветском пространстве как на уровне элитных, так и общественных групп.

Технологии на службе публичной дипломатии

На рубеже веков интерес к концепту публичной дипломатии в силу объективных причин – развитие информационных технологий и рост влияния негосударственных участников мировой политики, в том числе сетевых – усилился. Одним из первых обратил внимание на значительную роль информационной составляющей в развитие концептуального понимания публичной дипломатии израильский исследователь Э. Гилбоа .

Он выделил три разновидности ПД: традиционная публичная дипломатия, медиадипломатия и диплома­тия журналистов-посредников. Традиционная дипломатия включает программы образования и культуры, которые прино­сят долгосрочные эффекты. Медиадипломатия предполагает выполнение дипломатических задач при помощи СМИ и приносит быстрые результаты. Наконец, дипломатия журналистов-посредников необходима для налаживания переговорного между представителями различных общественных сфер – политиками, бизнесменами, гражданскими активистами.

Кроме этого, Гилбоа обращает внимание на наличие, как минимум, трех моделей публичной дипло­матии: ПД периода «холодной войны», публичная дипломатия негосударственных акторов и ПД лоб­бистов . В первом случае речь идет об особой идеологической форме давления на зарубежное общество с целью получения поддержки той или иной стороны в условиях биполярной системы. В настоящее время мы являемся свидетелями появления рецидивов Холодной войны, что сопровождается реанимацией данной формы давления.

Вторая модель представляет дипломатию многочисленных НКО, которая опирается на ресурсы неправительственных структур, а публичная дипломатия лоббистов есть процесс осуществления информационных проектов силами лоббистских групп в другом государстве. В последнем случае фактически речь идет об агентах влияния, которые работают в интересах конкретной страны.

Таким образом, Гилбоа существенно расширил толкование «публич­ной дипломатии» и ввел в научный оборот интерпретацию ПД как «одностороннего рычага давления, инструмента пос­редничества и дипломатического сигнализирования» .

Следует обратить внимание на анализ компонентов публичной дипломатии, предложенный американским исследователем Н. Куллом. В зависимости от целей программ он выделил пять форм ПД, первые две из которых были впервые введены в научный оборот. Это (1) изуче­ние общественного мнения и установление диалога с зарубежным об­ществом, обозначенное им как listen ing (буквально, слушание); (2) информационные кампании для формирования положительного мнения в зарубежных странах (advocacy); (3) культурная дипломатия; (4) программы обменов и (5) международное вещание .

Первые два компонента ста­ли неотъемлемой частью современной публичной дипломатии США. Как отмечает Кулл, «сегодня эффективность публичной дипломатии зависит от наличия диалога между правительством од­ной страны и зарубежным обществом» . Установление такого диалога возможно, если субъект ПД изучает все сигналы, оценки, мнения, идущие со стороны зарубежного общества. Это и есть процесс своеоб­разного «слушания» общества, «вслушивания» в оценки и мнения, имеющие место в конкретной стране. «Вслушивание» позволяет правильно отреагировать на внешние импульсы – провести, если есть такая необходимость, серию информационных кампаний (advocacy), реабилитирующих поведение и корректирующих имидж субъекта ПД. Что в свою очередь способствует достижению главной цели – установлению диалога прежде всего с теми, кто относится отрицательно к деятельности страны-проводника публичной дипломатии.

Роли диалога в продвижении имиджа и интересов страны в западном научном и политическом дискурсе уделяется повышенное внимание. В частности, Дж. Кован и А. Арсенаут выделили три «слоя», три формы публичной дипломатии. Это монологовая ПД, диалоговая и дипломатия сотрудничества .

Монологовая ПД использовалась в период Холодной войны, ког­да СССР и США крайне практиковали анализ того, как воспринимается информация в странах-реципиентах информации. Приоритетом считалось озвучание своей позиции по тем или иным вопросам. Диалоговая ПД более современна и эффективна, поскольку общение между правительством и обществом предполагает обмен информацией с целью создания такого имиджа страны, кото­рый положительно воспринимался бы реципиентами и, как следствие, формировал позитивный образ государства. Наконец, сотрудничество как фор­ма публичной дипломатии подразумевает создание совместных проектов, формирующих позитивное воспри­ятие разных обществ и стран.

Следует отметить, что несмотря на усиление роли диалога и акцентирование внимания на «философии сотрудничества» (именно на это положение ориентирована российская сторона в практике не только публичной, но традиционной дипломатии, в отличие от наших западных партнеров), принцип монолога не исчезает из практики ПД. Поэтому «было бы ошибочно го­ворить, что в этой сфере сотрудничество вытесняет соперничество» . Напротив, в условиях усиления конфронтации по целому ряду вопросов (сирийский и украинский кризисы, интеграционные процессы на постсоветском пространстве) сохранение своей гегемонии США видят в том числе в наращивании монологовой дипломатии. Например, не просто усиливается антироссийская риторика, но разворачивается настоящая информационная война против нашей страны.

Следует также упомянуть подход британских ученых М. Леонарде, К. Стэда и К. Смевинга, которые выделили также три модели или из­мерения ПД: реактивное, активное и дипломатию сотрудничества . Реакция на события, которые уже совершились – модель реактивной ПД. Активная модель представляет формирование общественного мнения в зарубежных странах через программы пуб­личной дипломатии. Третье измерение заключается в организации сотрудничества с конкретными странами посредством групп лиц (групп влияния) в зарубежном обществе. Эти измерения различаются как по целям, так и по срокам выполнения задач. «Часы и дни – это время, в течение которого осуществляются реакции на событие или информа­цию, за недели и месяцы формируется общественное мнение, годы же нужны для создания условий для сотрудничества» .

Вообще следует отметить, что западные исследователи и практики уделяют серьезное внимание феномену публичной дипломатии. Но главное чему нам стоит поучиться у коллег и партнеров – это самопрезентации с акцентом на выстраивании диалога, который является важнейшим способом повы­шения эффективности публичной дипломатии, эффективности коммуникации с обществами по всему миру.

Научное сотрудничество России и Турции как форма и метод ПД

Научные связи между Россией и Турцией, как и отношения между нашими странами в других сферах, начиная от энергетики и заканчивая туризмом, в последние годы развиваются очень динамично. Яркое свидетельство тому ставшие традиционными встречи российских и турецких интеллектуалов в Анталье . В поле зрения ученых сложные проблемы истории и современности, формирования гражданского общества и политического диалога между властью и обществом, а также вопросы роли науки как фактора «мягкой силы» в гуманитарной и внешнеполитической сферах. Дискуссии по российско-турецким отношениям плотно связаны с глобальными и региональными процессами, что серьезным образом повышает значение подобных встреч.

Такой комплексный подход стал визитной карточкой Третьей встречи российских и турецких интеллектуалов, которая состоялась в январе 2015 г. на базе Международного университета Анталии. Делегации с обеих сторон были весьма представительные. В конструктивной и дружеской атмосфере в течение двух дней более 40 известных ученых из России и Турции обсуждали насущные вопросы мирового и регионального значения. Назовем лишь некоторые имена.

С российской стороны в мероприятии приняли участие директор Института востоковедения РАН, чл.-корр. РАН В.В. Наумкин, Президент Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова проф. М.С. Мейер, Генеральный директор Российского совета по международным делам А.В. Кортунов, директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У), Чрезвычайный и Полномочный Посол России В.В. Попов, Директор Центра русских исследований МосГУ, академик международной академии (Инсбург, Австрия) А.И. Фурсов, руководитель Центра по изучению XIX века Института всеобщей истории РАН проф. В.С. Мирзеханов, авторы данной статьи, а также ряд других известных представителей научного сообщества России.

Турецкую сторону представляли ректор Международного Университета Антальи, проф. Джихат Гёктепе, директор Центра стратегических исследований Ближнего Востока Хасан Канболат, президент Академии Евросоюза Хюсейн Багджи, профессор Университета Коч Шенер Актюрк, профессор Международного университета Антальи Тарык Огузлу. И это далеко не полный список участников.

Присутствие на мероприятии представителей государственных и общественных структур (депутат Государственной Думы Российской Федерации М.М. Бариев, член Общественной палаты России С.А. Марков, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш, работники научных и периодических изданий) серьезным образом усилило его диалоговую характеристику и синергетический эффект от взаимодействия государства и общества.

Сложности современной международной обстановки, обусловленной украинским кризисом, антироссийскими санкциями Запада и его попытками изолировать Россию на мировой арене не могли не отразиться на ходе дискуссий. Однако никто из выступавших не спекулировал на данных обстоятельствах – оценка ситуации и позиции сторон были научно объективными и выдержанными. Так, на высказанную проф. Х. Канболатом озабоченность чувствительным для официальной Анкары положением крымских татар после воссоединения Крыма с Россией последовавший ответ С. Маркова с подробным перечислением мер, принятых российским правительством, включая признание крымско-татарского языка одним из государственных в республике Крым, снял все вопросы.

Такой конструктивный подход нашел отражение в итоговом коммюнике, где, в частности, было отмечено, что «совпадение позиций Москвы и Анкары по отдельным вопросам международной политики одновременно сопровождалось разногласиями по другим, однако прагматизм взаимной заинтересованности, ставший отличительной чертой и главным фактором поступательного развития российско-турецких отношений, позволяет двум странам сглаживать острые углы политического и экономического сотрудничества, минимизируя отрицательное воздействие нестабильной международной конъюнктуры» .

Как известно, для исследователей нет запретных тем. Прошедшая встреча полностью отвечала этому положению. В ходе выступлений и дискуссий, которые порой были довольно жаркими, поднимались самые сложные проблемы как международных, так и двусторонних отношений, непосредственным образом связанные с экономикой, политикой, гуманитарной сферой.

Одной из «горячих» тем, поднятых в дискуссиях, был вопрос европейской интеграции. Ученые высказывали прямо противоположные позиции. Одни настаивали на необходимости следовать стандартам ЕС. Другие выступали за сотрудничество с Европой, но при условии сохранения национальной специфики. В своем выступлении Е. Пономарева отметила, что Евросоюз – наднациональная организация, существенным образом ущемляющая внутренний и внешний суверенитет ее членов и реализующая политику, отвечающую прежде всего интересам евробюрократии. Это стало очевидно в процессе введения принудительных мер в отношении России, когда ЕС окончательно превратился в сателлита США, не имеющего своего голоса и своих интересов. Поэтому будущее ЕС исследователь определила как весьма туманное и не радужное.

Что же касается возможности вступления Турции в ЕС, то ряд отечественных ученых оценили их как бесперспективные. Однако, по мнению Е. Пономаревой, это стоит расценивать как позитивный итог, т.к. невступление в ЕС открывает перед Анкарой уникальные возможности быть страной-интерлокером, связывающей разные государства и цивилизации. История дает Турции уникальный шанс, которым нельзя не воспользоваться. Участие в таких организациях, как Таможенный и Евразийский экономический союзы, открывает совершенно новые возможности не только регионального, но и глобального сотрудничества.

Общим рефреном всех выступлений были отрицание гегемонизма и доминирования одной державы или военно-политического блока, поддержка принципов многополярности. На этом фоне много внимания на конференции было уделено российско-турецким отношениям. И это оправданно – наши страны вступили в «золотой век» сотрудничества. В настоящее время Россия занимает устойчивое второе место (33 млрд долл. в 2014 г.) во внешнеторговом обороте с Турцией. По данным Федеральной таможенной службы РФ, Турция в свою очередь находится на пятом месте среди торговых партнеров России из стран дальнего зарубежья. Впереди Турции Китай, Нидерланды, Германия и Италия. Россия намерена втрое увеличить товарооборот с Турцией, доведя его к 2020 г. до 100 млрд в год . Это гигантский прорыв.

Благоприятный политический и деловой климат в сотрудничестве наших стран создают успешно функционирующие институты межгосударственного взаимодействия, например, Совет сотрудничества высшего уровня, учрежденный в мае 2010 г. и возглавляемый президентами двух стран. Пятое заседание Совета состоялось 1 декабря 2014 г. в Анкаре с участием президента России. Развитию гуманитарных связей и публичной дипломатии содействуют научные мероприятия, организованные созданным по инициативе турецкой стороны Международным институтом развития научного сотрудничества (МИРНаС). Учредителями института стали такие авторитетные организации наших стран, как ИСАА, РГГУ, РУДН, Институты востоковедения и философии РАН, Факультет глобальных процессов МГУ, Российское философское общество, Ассоциация русских и турецких организаций, Российско-Турецкий деловой совет, Турецко-русский культурный центр. За год с небольшим с момента своего создания МИРНаС провел ряд крупных научных мероприятий. Особое внимание в деятельности института и иных российско-турецких площадок уделяется сверхважной и актуальной теме – энергетике как фактору мировой политики.

Существенный импульс, способный изменить мировой расклад сил, даст новый энергетический проект, инициированный нашими странами под пока условным названием «Турецкий поток», о котором тоже много говорилось в ходе дискуссий на Третьей анатолийской встрече. Этот газовый коридор не стоит рассматривать просто как альтернативу «Южному потоку». Новый проект способен переформатировать политическую карту Европы, превратив Турцию в крупнейшую энергетическую державу Европы (здесь уместно вспомнить Транскаспийскй трубопровод), а также в стратегического партнера России.

Помимо энергетического сотрудничества, которое включает в себя не только запуск «Турецкого потока», но и энергетические проекты с участием Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, участники форума в Анталии выделили ряд других важных направлений, по которым открываются широкие перспективы для выгодного взаимодействия наших стран. Во-первых, это сотрудничество двух стран в рамках евразийской интеграции (Таможенный союз, Евразийский экономический союз), где особую роль могут сыграть экономические министерства и государственные структуры России и Казахстана, заинтересованные в интенсификации торгово-экономических отношений с Турцией в энергетике, торговле, туризме.

Во-вторых, это сотрудничество военных и дипломатических ведомств России и Турции в сфере поддержания региональной безопасности. Поскольку основной на краткосрочную перспективу здесь видится проблема отражения потенциальных угроз из Афганистана после завершения там в 2014 г. миссии США и Международных сил содействия безопасности. Наиболее оптимальный способ решить эту проблему можно в рамках ШОС, куда наряду с Россией и странами ЦА входят Турция и Афганистан.

В-третьих, это развитие сотрудничества в сфере противодействия преступности, незаконному обороту наркотиков, нелегальному перемещению людей, товаров, оружия и пр. Подобное взаимодействие может быть осуществлено по линии правоохранительных структур России (Министерство внутренних дел, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная миграционная служба) и соответствующих государственных структур Турции.

Турция и Россия смогут максимально расширить двустороннее сотрудничество по всему спектру вопросов, если им удастся оградить эти связи от политических разногласий и давления со стороны США и некоторых европейских стран, которые ревниво относятся к возможности формирования такого партнерства.

Конечно, наши отношения далеки от радужных. Сирийский вопрос, во многом созданный в своих интересах США и рядом западных транснациональных компаний, остается камнем преткновения во взаимоотношениях Турции и России. РФ всегда выступала за мирное решение этого вопроса путем внутреннего диалога без внешнего вмешательства. Все участники встречи отметили, что создание террористической угрозы на территории Сирии, как и на территориях любых других государств недопустимо.

Особый накал тема террористических угроз приобрела в ходе выступлений на встрече в Анталии в связи с событиями во Франции – расстрелом редакции журнала Charlie Hebdo. Что же касается сирийского кризиса, то представители российской делегации вспоминали слова Путина, который отмечал, что разрешение кризиса зависит во многом от того, что будут ли созданы условия, «при которых все люди, которые проживают в стране, будут чувствовать себя в безопасности, будут иметь одинаковый доступ к управлению страной и будут сотрудничать» . Выход из кризиса возможен лишь в том случае, если будет найдено решение, приемлемое, прежде всего, для сирийского народа, отвечающее интересам всех здоровых политических сил страны. Ради этого Россия готова к контакту со всеми участниками этого процесса, в том числе и с нашими друзьями в Турции.

Что же касается публичной дипломатии, то несомненным успехом бы проведение Года русского языка в Турции и Года турецкого языка в РоссииСРо под предполагаемым лозунгом «Через язык к познанию друг друга». Это предложение было впервые озвучено в 2013 г. в Казани на Российско-турецком форуме общественности. Затем повторно в Стамбуле в ноябре прошлого года на подведении результатов Олимпиады по русскому языку. И вновь оно прозвучало при торжествах по случаю окончания XI-ой молодежной Олимпиады по турецкому языку в Петербурге 26 апреля 2015 года.

Масштабность такого мероприятия с участием тысяч людей, государственных и неправительственных организаций содействовала бы не только увеличению числа говорящих на турецком и русском языках, столь необходимого для конкретной работы при строительстве различных хозяйственных объектов и претворении в жизнь гуманитарных проектов, но и росту взаимопонимания между народами, формированию имиджа обоих государств в Евразии, развитию публичной дипломатии.

Таким образом, важность и значение публичной дипломатии в современном мире переоценить сложно. Научное сотрудничество, которое мы надеемся, будет активно развиваться Россией со всеми ведущими странами современности, является лишь одним методов успешной реализации ПД, формой представительства нашей страны за рубежом, способом формирования общественного мнения. Как справедливо отметил Президент России В.В. Путин, «какие бы должности мы ни занимали, где бы мы ни работали, мы люди прежде всего, и доверие между людьми, конечно, очень важный фактор в работе, в строительстве отношений на государственном уровне» . Именно такой – человечный – подход должен стать «фирменным знаком» и залогом успеха российской публичной дипломатии.

Литература

Долинский А.B. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. – 2011. – Т. 9. – № 1. URL: http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/008.htm

Зонова Т.В. Публичная дипломатия и ее акторы. URL:

Итоговое коммюнике Третьей встречи российских и турецких интеллектуалов. URL: http://сайт/Itogovoe_kommyunike_Tretey_vstrechi_rossiyskih_i_turetskih_intellektualov

Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/info/c32577ca0017434944257b160051bf7f

Кубышкин А.И., Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 271 c.

Пономарева Е.Г. Секреты «цветных революций» // Свободная мысль. – 2012. – № 3-4. – С. 43-59.

Пономарева Е.Г., Рудов Г.А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель / Observer. – 2012. – № 3. – С. 36-48.

Пономарева Е.Г., Ягья В.С. Научные связи как фактор развития // Обозреватель / Observer. – 2014. – №5 (292). – С.101-106.

Путин В.В. Интервью итальянской газете Il Corriere della Sera. URL:

Совместная пресс-конференция Президента России В. Путина с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом 1 декабря 2014 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47126

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15256

Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. URL: http://gorchakovfund.ru/about/

Cowan G., Arsenault A. Moving from Monologue to Dialogue to Collaboration: The Tree Layers of Public Diplomacy // The 10-30.

Cull N. Public Diplomacy: Taxonomies and Histories // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2006. – Vol. 616. – № 1. – P. 31-54.

Gilboa E. Diplomacy in the Media Age: Tree Models of Uses and Effects // Diplomacy and Statecraft. – 2001. – № 6. – P. 1-28.

Gilboa E. Searching for a Theory of Public Diplomacy // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2008. – Vol. 616. – № 1. – P. 55-77.

Leonard M., Stead C., Smewing C. Public Diplomacy. – L.: The Foreign Policy Center, 2002 . – 183 p. URL: http://fpc.org.uk/fsblob/35.pdf

Транслитерация

Dolinskii A.B. Diskurs o publichnoi diplomatii // Mezhdunarodnye protsessy. – 2001. – Т. 9. – № 1. URL: http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/008.htm

Zonova T.V. Publichnaia diplomatiia i ee aktory. URL:

Itogovoe kommiunike Tret"ei vstrechi rossiiskikh i turetskikh intellektualov. URL: http://сайт/Itogovoe_kommyunike_Tretey_vstrechi_rossiyskih_i_turetskih_intellektualov

Kontseptsiia vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii, utverzhdennaia Prezidentom V.V. Putinym 12 fevralia 2013 g. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/info/c32577ca0017434944257b160051bf7f

Kubyshkin A.I., Tsvetkova N.A. Publichnaia diplomatiia SShA. – M.: Aspekt Press, 2013. – 271 c.

Ponomareva E.G. Sekrety «tsvetnykh revoliutsii» // Svobodnaia mysl". – 2012. – № 3-4. – С. 43-59.

Ponomareva E.G., Rudov G.A. «Tsvetnye revoliutsii»: priroda, simvoly, tekhnologii // Obozrevatel" / Observer. – 2012. – № 3. – С. 36-48.

Ponomareva E.G., Iag"ia V.S. Nauchnye sviazi kak faktor razvitiia // Obozrevatel" / Observer. – 2014. – №5 (292). – С.101-106.

Putin V.V. Interv"iu ital"ianskoi gazete Il Corriere della Sera. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49629

Sovmestnaia press-konferentsiia Prezidenta Rossii V. Putina s Prezidentom Turtsii Redzhepom Taiipom Erdoganom 1 dekabria 2014 g. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47126

Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2012 g. «O merakh po realizatsii vneshnepoliticheskogo kursa Rossiiskoi Federatsii». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15256

404 means the file is not found. If you have already uploaded the file then the name may be misspelled or it is in a different folder.

Other Possible Causes

You may get a 404 error for images because you have Hot Link Protection turned on and the domain is not on the list of authorized domains.

If you go to your temporary url (http://ip/~username/) and get this error, there maybe a problem with the rule set stored in an .htaccess file. You can try renaming that file to .htaccess-backup and refreshing the site to see if that resolves the issue.

It is also possible that you have inadvertently deleted your document root or the your account may need to be recreated. Either way, please contact your web host immediately.

Are you using WordPress? See the Section on 404 errors after clicking a link in WordPress.

How to find the correct spelling and folder

Missing or Broken Files

When you get a 404 error be sure to check the URL that you are attempting to use in your browser.This tells the server what resource it should attempt to request.

http://example.com/example/Example/help.html

In this example the file must be in public_html/example/Example/

Notice that the CaSe e xample and E xample are not the same locations.

For addon domains, the file must be in public_html/addondomain.com/example/Example/ and the names are case-sensitive.

Broken Image

When you have a missing image on your site you may see a box on your page with with a red X where the image is missing. Right click on the X and choose Properties. The properties will tell you the path and file name that cannot be found.

This varies by browser, if you do not see a box on your page with a red X try right clicking on the page, then select View Page Info, and goto the Media Tab.

http://example.com/cgi-sys/images/banner.PNG

In this example the image file must be in public_html/cgi-sys/images/

Notice that the CaSe is important in this example. On platforms that enforce case-sensitivity PNG and png are not the same locations.

404 Errors After Clicking WordPress Links

When working with WordPress, 404 Page Not Found errors can often occur when a new theme has been activated or when the rewrite rules in the .htaccess file have been altered.

When you encounter a 404 error in WordPress, you have two options for correcting it.

Option 1: Correct the Permalinks

  1. Log in to WordPress.
  2. From the left-hand navigation menu in WordPress, click Settings > Permalinks (Note the current setting. If you are using a custom structure, copy or save the custom structure somewhere.)
  3. Select Default .
  4. Click Save Settings .
  5. Change the settings back to the previous configuration (before you selected Default). Put the custom structure back if you had one.
  6. Click Save Settings .

This will reset the permalinks and fix the issue in many cases. If this doesn"t work, you may need to edit your .htaccess file directly.

Option 2: Modify the .htaccess File

Add the following snippet of code to the top of your .htaccess file:

# BEGIN WordPress

RewriteEngine On
RewriteBase /
RewriteRule ^index.php$ - [L]
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d
RewriteRule . /index.php [L]

# End WordPress

If your blog is showing the wrong domain name in links, redirecting to another site, or is missing images and style, these are all usually related to the same problem: you have the wrong domain name configured in your WordPress blog.

How to modify your .htaccess file

The .htaccess file contains directives (instructions) that tell the server how to behave in certain scenarios and directly affect how your website functions.

Redirects and rewriting URLs are two very common directives found in a .htaccess file, and many scripts such as WordPress, Drupal, Joomla and Magento add directives to the .htaccess so those scripts can function.

It is possible that you may need to edit the .htaccess file at some point, for various reasons.This section covers how to edit the file in cPanel, but not what may need to be changed.(You may need to consult other articles and resources for that information.)

There are Many Ways to Edit a .htaccess File

  • Edit the file on your computer and upload it to the server via FTP
  • Use an FTP program"s Edit Mode
  • Use SSH and a text editor
  • Use the File Manager in cPanel

The easiest way to edit a .htaccess file for most people is through the File Manager in cPanel.

How to Edit .htaccess files in cPanel"s File Manager

Before you do anything, it is suggested that you backup your website so that you can revert back to a previous version if something goes wrong.

Open the File Manager

  1. Log into cPanel.
  2. In the Files section, click on the File Manager icon.
  3. Check the box for Document Root for and select the domain name you wish to access from the drop-down menu.
  4. Make sure Show Hidden Files (dotfiles) " is checked.
  5. Click Go . The File Manager will open in a new tab or window.
  6. Look for the .htaccess file in the list of files. You may need to scroll to find it.

To Edit the .htaccess File

  1. Right click on the .htaccess file and click Code Edit from the menu. Alternatively, you can click on the icon for the .htaccess file and then click on the Code Editor icon at the top of the page.
  2. A dialogue box may appear asking you about encoding. Just click Edit to continue. The editor will open in a new window.
  3. Edit the file as needed.
  4. Click Save Changes in the upper right hand corner when done. The changes will be saved.
  5. Test your website to make sure your changes were successfully saved. If not, correct the error or revert back to the previous version until your site works again.
  6. Once complete, you can click Close to close the File Manager window.

И.Ш. Шамугия

ПОНЯТИЕ «ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» В ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

THE CONCEPT OF "PUBLIC DIPLOMACY"

IN INTERNATIONAL RELATIONS THEORY

В статье анализируется процесс появления и развития понятия «публичная дипломатия». Рассматриваются различные трактовки этого термина. Дается характеристика основных форм публичной дипломатии.

Ключевые слова: публичная дипломатия, «мягкая сила», пропаганда, иностранная общественность.

The article gives a detailed analysis of the origins and development of the "public diplomacy" concept. Various interpretations of this term are formulated. The characteristics of the basic forms of public diplomacy are provided.

Key words: public diplomacy, "soft power", propaganda, foreign public.

В настоящее время мы становимся свидетелями крупных перемен в мировой политике и структуре международных отношений. В эпоху, когда информация, равно как и дезинформация, распространяется с невиданной скоростью, меняется сама суть дипломатии, которая теперь имеет дело с более широким спектром различных сил. Можно сказать, что задачи дипломатии заметно усложнились, ведь сегодня для формирования восприятия какой бы то ни было страны становится недостаточным учитывать лишь ее политические, экономические или демографические характеристики. В качестве одного из самых важных аспектов общей оценки государства можно рассматривать то, какое впечатление оно производит на мировой арене.

В связи с этим в последние годы все более активную роль стала играть публичная дипломатия. Понятие public diplomacy впервые было предложено в 1965 г. Эдмундом Галлионом, деканом Школы права и дипломатии им. Флет-чера при Университете Тафтса, для обозначения процесса, посредством которого субъекты международных отношений достигают внешнеполитических целей, оказывая воздействие на иностранную общественность . Э. Галлион рассматривал «публичную дипломатию» в качестве синонима к слову «пропаганда». Однако если в английском языке термин propaganda имеет негативную коннотацию, то, введя в оборот понятие public diplomacy, американский ученый придал ему нейтральную окраску. На официальном же уровне этот

термин впервые был употреблен на заседании Конгресса США в 1977 г. в докладе Комиссии Мэрфи по организации внешнеполитического аппарата .

В свою очередь руководитель магистерской программы по публичной дипломатии в Университете Южной Калифорнии Николас Калл выяснил, что понятие public diplomacy применялось и ранее, но имело несколько иное значение. Например, в статье британской газеты London Times от 1856 г. оно использовалось в качестве обозначения «добропорядочной дипломатии», а несколько лет спустя в американском издании The New York Times означало «открытую, не тайную дипломатию» .

В целом необходимо отметить, что инструменты публичной дипломатии в различных своих формах применялись в международных отношениях на протяжении многих столетий, но концептуальное объяснение само понятие получило лишь в середине XX в., благодаря Э. Галлиону. На эти годы и пришелся расцвет публичной дипломатии, когда США и СССР, используя в своей внешней политике всевозможные методы ее реализации, боролись за глобальное лидерство.

Американский исследователь Дж. Фишер, стремясь объяснить, что представляет собой public diplomacy, писал в 1976 г. следующее: «Недостаточно быть уверенным в том, что ваши иностранные коллеги-дипломаты понимают политику вашего государства. Ее должна понять массовая аудитория, которая влияет на политику своего Министерства иностранных дел» . Действительно, если раньше мировые державы добивались международного влияния путем применения силы, то с появлением ядерного оружия это стало практически невозможным. Вследствие этого приходилось искать другие способы продвижения своих национальных интересов.

Однако после окончания холодной войны, когда идеологическое противостояние прекратилось, роль публичной дипломатии заметно снизилась. Во многом это связано с тем, что в 1990 г. ей на смену пришел новый термин -soft power. Его автором является американский политолог, профессор Гарвардского университета Джозеф Най. В течение нескольких лет он развил это понятие и разработал целую концепцию, выделив «жесткую силу» государства, которая основывается на военной и экономической мощи, «мягкую силу», суть которой заключается в возможности добиваться от других желаемых результатов на добровольной основе - без принуждения и угроз, и «умную силу», которая, по его мнению, является наиболее выигрышной стратегией, и включает в себя сбалансированное сочетание «жесткой» и «мягкой» силы .

Кроме того, Дж. Най выразил мнение, что один из основных способов развития потенциала «мягкой силы» заключается в реализации публичной дипломатии. Он предложил рассматривать три измерения публичной дипло-

матии. Первое - ежедневное освещение внутренней и внешней политики и разъяснение аудитории принимаемых правительством решений. Второе измерение - «стратегическое общение», которое представляет собой целенаправленное обсуждение наиболее важных для государства политических вопросов. Третье - развитие прямых контактов с иностранной общественностью с помощью обменных программ, стипендий, научных конференций, которые позволяют иностранным гражданам знакомиться с культурой и образом жизни страны . Таким образом, исследование Дж. Ная объяснило то, какими образом должна работать публичная дипломатия.

Возрождение публичной дипломатии произошло после терактов 11 сентября 2001 г. Оно проходило параллельно с борьбой против международного терроризма. Власти США стремились понять, почему эта трагедия произошла в их стране, а одновременно пытались улучшить международный имидж и оправдать свое вторжение в Афганистан и Ирак. Ричард Холбрук, бывший заместитель госсекретаря США, в интервью газете Washington Post заявил следующее: «Называйте это публичной дипломатией, связями с общественностью, психологической борьбой или - если хотите говорить прямо - пропагандой. Как вы это ни назовете, самое важное - это объяснение целей войны для миллиарда мусульман в мире» . Так желание одержать победу в «битве за умы и сердца людей» снова стало крайне актуальным вопросом для Соединенных Штатов .

Данный факт послужил неким толчком для активизации публичной дипломатии и в других странах. В настоящее время можно наблюдать резкий рост научного и практического интереса к этой сфере . Ничего удивительного в этом нет, ведь правительства стран должны поддерживать 24-часовой новостной цикл и знать, что информация, которую они передают, находится под постоянным вниманием зарубежной аудитории. Вследствие этого публичная дипломатия приобретает всё большую политическую роль и выходит за рамки простых лозунгов и других средств массовой коммуникации, которые на протяжении долгого времени ассоциировались с пропагандой или пиаром.

Классическое определение public diplomacy, которое было выдвинуто Э. Галлионом, звучит следующим образом: «это средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения» . Однако, кроме данного определения, существуют и некоторые другие трактовки, которые фактически не меняют основной сути. Например, американский дипломат Ганс Тач определяет публичную дипломатию как «процесс общения правительства с зарубежной аудиторией, цель которого заключается в том, чтобы иностранная

общественность понимала идеи и идеалы нации, имела представление об институтах и культуре данной страны, а также о национальных целях и современной политике» . Британский профессор Лидского университета Филип Тейлор рассматривает public diplomacy как «действия, которые направлены на поддержание долгосрочных отношений, защиту целей внешней политики страны и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом» .

Если говорить о российской науке, то в нашем политическом лексиконе можно встретить два варианта перевода термина public diplomacy - «публичная дипломатия» и «общественная дипломатия». В этом и заключается определенная путаница, т.к. эти понятия нельзя отождествлять. Дело в том, что слово «общественная» переводится на другие языки как «социальная», «гражданская», «народная» . Между тем гражданская (народная) дипломатия представляет собой неофициальную деятельность физических и юридических лиц, НПО, различных институтов и движений, которые напрямую не зависят от правительства, но тем не менее могут способствовать улучшению межгосударственных отношений и налаживанию сотрудничества между народами.

Следовательно, под общественной дипломатией мы подразумеваем дипломатию на уровне неправительственных организаций, экспертного сообщества, в то время как публичная дипломатия включает в себя более широкий круг деятельности. В связи с этим средства, при помощи которых одно государство стремится оказать воздействие на аудиторию другого, правильно обозначать термином «публичная дипломатия», ведь под ним мы понимаем систему взаимодействия с иностранной общественностью как правительственных, так и неправительственных образований. Следовательно, общественная дипломатия является лишь одним из направлений публичной дипломатии, но никак не синонимом.

Необходимо также выделить еще одну составляющую public diplomacy, а именно cultural diplomacy, что в переводе означает «культурная дипломатия». Под ней понимается система мер правительственных и неправительственных акторов, которые стремятся достичь определенных внешнеполитических задач, используя в своей деятельности культурные механизмы. Реализуется же это на практике путем организации конференций, выставок, фестивалей, тематических недель, посвященных национальной культуре, литературе, кинематографу и т.д. . С помощью распространения и популяризации культуры, науки, образования, литературы, языка за рубежом можно добиться куда большего результата, чем через угрозы, запугивания и подкупы.

Следующее направление публичной дипломатии - цифровая дипломатия (digital diplomacy), которая изначально получила свое распространение в Соединенных Штатах. Ее появление стало возможным благодаря динамичному развитию информационно-коммуникационных технологий, которые фактически позволяют стирать национальные границы и оказывать глобальное влияние на все сферы жизни общества того или иного государства. Исходя из этого, цифровую дипломатию можно трактовать как применение социальных сетей и возможностей сети Интернет в дипломатической практике правительства для содействия государственным органам в вопросах, связанных с внешней политикой, включая механизмы влияния на зарубежную аудиторию . Размещая телепередачи в Интернете, распространяя определенную литературу и официальные документы, правительство способно влиять на иностранную общественность. Кроме того, в последнее время актуальным становится понятие «твипломаси». Оно появилось совсем недавно, когда внешнеполитические ведомства, государственные структуры, а также президенты, министры, дипломаты стали пользоваться социальными сетями и Твиттером. Через Интернет-аккаунты они получили возможность публиковать различного рода информацию, которая находится в открытом доступе и способна определенным образом воздействовать на зарубежную аудиторию.

Еще одной формой публичной дипломатии можно назвать панда-дипломатию, которая проводится Китаем. Суть ее состоит в том, что КНР преподносит в подарок иностранному государству большую панду, национальный символ страны, тем самым выражая свою благодарность и уважение. Стоит отметить, что этот шаг способствует укреплению двусторонних отношений и налаживанию диалога.

Таким образом, public diplomacy - это обобщающее понятие, обозначающее деятельность различных акторов, как правительственных, так и неправительственных, которая призвана объяснить иностранной общественности проводимую страной внешнюю политику и побудить то или иное зарубежное государство принимать свои внешнеполитические решения в том русле, которое выгодно данным акторам. Другими словами, публичная дипломатия -это система диалога с иностранной общественностью. Однако нельзя ставить знак равенства между публичной дипломатией и пропагандой. Принципиальным отличием public diplomacy является то, что в ее методах деятельности отсутствует такой компонент, как дезинформация, а в основе работы ее механизмов лежит правильное преподнесение выгодных для государства событий. Если же говорить о связи public diplomacy и soft power, то и в данном случае два этих понятия нельзя приравнивать друг к другу, т.к. публичная дипломатия является лишь одним из инструментов «мягкой силы». В свою оче-

редь к формам публичной дипломатии можно отнести: общественную, культурную, цифровую дипломатию и др.

Список использованных источников и литературы

1. What is Public Diplomacy? // The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. The Fletcher School. Tufts University. - URL: http://fletcher.tufts.edu/murrow/diplomacy (дата обращения: 11.03.2016)

2. Цатурян С. А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии // США и Канада: экономика, политика, культура. - М., 2010. - № 8. - С. 105.

3. Cull N. "Public Diplomacy" Before Gullion: The Evolution of a Phrase // USC Center on Public Diplomacy. - 18.04.2006. - URL: http://uscpublicdiplomacy.org/blog/060418_public_diplomacy_before_gullion_the_e volution_of_a_phrase

4. Fisher G.H. Public Diplomacy and the Behavioral Sciences. - Bloom-ington, 1972. - P. 4.

5. Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - N.Y.: Public Affairs, 2005. - P. 63.

6. Nye J.S. Public Diplomacy and Soft Power // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 2008. - Vol. 616. - P. 101102.

7. Долинский А. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. - 2011. - Т. 9. - № 1. - С. 64.

8. Blinken A. Winning the War of Ideas // The Washington Quarterly. -2002. - Vol. 25. - № 2. - P. 102.

9. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. - М., 2003. - С. 129.

10. What is Public Diplomacy? // The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. The Fletcher School. Tufts University. - URL: http://fletcher.tufts.edu/murrow/diplomacy (дата обращения: 11.03.2016)

11. Hans T. Communicating with the world: U.S. Public Diplomacy Overseas. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 1990. - P. 3.

12. Routledge handbook of public diplomacy / ed. by N. Snow, Ph. Taylor. - N.Y.: Routledge, 2009. - P. 13.

13. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. - М., 2003. - С. 129.

14. Мухаметов Р. С. Специфика общественной дипломатии как инструмента внешней политики государства // Известия Уральского федерального университета. - 2014. - Т. 9. - № 2. - С. 87.

15. Сурма И. В. Цифровая дипломатия в мировой политике // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - № 49. - С. 222.

Шамугия Ира Шалериевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]

Briefly about the author

Shamugiya Ira Shalerievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]

Несмотря на поговорку «Против лома - нет приема», общественная дипломатия оказалась сильнее, и то, что не смогли перед СССР сделать оружием, сделали холодной войной. Эти же цели и методы они пытаются сейчас применить и к России, сопровождая их различными экономическими и политическими санкциями, попытками изоляции, вовлечения в вооруженные конфликты и прочее. Несмотря на то, что мы нашли против них противоядие на внешней арене, благодаря силе нашего оружия, экономического потенциала и сильной официальной дипломатии. Раненный и озлобленный «зверь» готовит нам новые испытания через активизацию своего «либерально-демократического актива», финансируемые ими НПО и прочие организации, и приступит к расшатыванию ситуации изнутри, в т.ч., разыгрывать межэтнические и межрелигиозные карты, а также ударить по самосознанию русского населения.

Хорошо, что Президент своевременно отреагировал на готовящиеся новые вызовы и сейчас проводятся организационные и превентивные решения по консолидации общества и предотвращению противостояния в обществе.

Однако, успокаиваться пока рано и это только начало той большой работы, которая нам предстоит как во внешней, так и внутренней политике, где как раз общественная (народная) дипломатия выходит на первый план как мягкая сила, за которой, несомненно, должны стоять и консолидация общества, и патриотизм и вся мощь нашей страны

Мы позволили развалить СССР, потому что своевременно не среагировали на произошедшие социальные и интеллектуально-технические сдвиги в мировом сообществе, позволяющие использовать неправительственные организации, НПО-дипломатию, «мягкую информацию», мягкую силу в качестве эффективного оружия для достижения геополитических, геоэкономических и геокультурных целей. США, Запад сумели найти способ превратить, модернизировать народную или НПО-дипломатию в инструмент подрывных действий, разложения советского строя, системы изнутри, в духовной и виртуальной сферах. Превратили информационное превосходство для поражения эмоций, восприятия, психики, интеллект противника и др.

В период 2-х полярного мира, роль народной (общественной) дипломатии играла существенную роль и оказывала существенное влияние на принятие тех или иных политических решений. Дальше США установили свой диктат, которому мы и наши партнёры не смогли ничего противопоставить, и роль народной дипломатии растворилась в грубой силе и лживой пропаганде Америки. Результаты этого всем известны по искусственным катастрофам и войнам, трагедиям многих государств (более 20 государств) и народов, написанных и осуществляемых по сценариям США, при содействии купленных ими элит и наёмников.

В условиях роста глобальных вызовов и угроз, природных, техногенных и социальных катастроф в обществе наступило осознание всё большего числа людей того, что необходимо действовать самым и помогать властям. Пришло понимание, какие угрозы несет человечеству однополярный мир и необузданные амбиции США. Об этом свидетельствуют и опросы Международного Исследовательского Центра Геллапа (Gallup International), проводимые авторами исследования «Глобальный барометр надежды и отчаяния» в 65 странах различных континентов с охватом более 70000 респондентов. На вопрос: «Какая страна представляет наибольшую угрозу для всего мира?» 24% опрошенных такой страной назвали США, (далее: с 8% Пакистан; 6% Китай; по 5% Афганистан, Израиль, Иран и Сев. Корея; по 4% Индия, Ирак, Япония; 3% Сирия, и только 2% назвали Россию?!»

Общественная дипломатия - это форма ответа на глобальные вызовы и угрозы, на становление нового мирового порядка, на ход внутриполитического развития. Она родилась и получила признание в эпоху глобализации, цивилизационных сдвигов, глубоких изменений, произошедших в мире, в том числе и в психологических установках людей. Все более расширяющиеся познания увеличивают способности общественных дипломатов для оказания влияния на людей в процессе общения и формирования общественного мнения. Всё больше возрастает роль и возможности общественной дипломатии в вопросах предупреждения и разрешения конфликтов через массовые интернет коммуникации.

Общественная дипломатия имеет ряд преимуществ перед официальной, она менее затратна, более разнообразна в используемых приёмах, методах и содержании, менее стереотипна и действует с учётом различия в социокультурных условиях и традициях. Она несопоставимо более свобода в своих действиях, менее зависима от официальных решений, более рациональна с точки зрения житейского подхода к сложным проблемам межгосударственных отношений и способна на своём уровне выявить ранние, латентные стадии назревающего конфликта и осуществлять превентивные меры по его гашению. Общественная дипломатия использует, как правило, негосударственные формы и методы неофициального общения и действия на различных уровнях и в рамках непрерывно разрастающейся сети НПО-сообществ, межличностных, семейных и иных отношений, с применением новейших достижений в области коммуникативных технологий и способов влияния на интеллект и психику человека, на общественное мнение.

Правомерно подчеркнуть, что Россия на порядки отстаёт от США, Запада в том, что касается теории и практики использования мягкой силы и общественной дипломатии в интересах достижения своих целей во внешней политике и тем самым обрекает себя на малую конкурентоспособность в международных делах.

В условиях настоящего кризиса и глобальной «войны», навязываемой России, настойчивых разнообразных попыток втянуть её в настоящую войну или изолировать руководство России, наряду с мерами самозащиты, поисками друзей и процессов их вовлечения в свою орбиту. Должно срочно, системно и фундаментально содействовать и всемерно создать механизмы поддержки и расширения возможностей функционирования общественной дипломатии (т.н. мягкой силы). Активнее и шире привлекать парламентскую и общественную дипломатию к решению глобальных проблем. Без соответствующей поддержки государства сильную общественную дипломатию не выстроить, так как кроме финансового, здесь нужен серьезный административный ресурс и содействие.

К сожалению, никто у нас в стране этим конкретно не занимается. Ни Администрация Президента, ни Правительство в купе с МИД, ни Госдума с Советом Федерации, ни общественная Палата РФ, несмотря на наличие в них определенных структур по данному профилю. Дальше единичных публичных обсуждений данной проблематики на площадках этих структур дело не идёт, а если где и есть попытки и результаты, то явно топором рубленные. И все это, несмотря на серьезные задачи, поставленные Президентом в этой области, выделяемые значительные финансовые средства и связанные с этим ожидания. Не хотелось бы думать, что это неприбыльная работа и потому ею не занимаются (хотя и средства списываются, наверное, немалые), просто надо понимать, что прибыль от общественной (народной) дипломатии много больше и выражается не только в безопасности, стабильности и развитии, но и в самом факте дальнейшего существования государства. Притом, что общественная дипломатия - это важнейший стратегический ресурс, наиболее оправданное и эффективное средство в современных условиях для преодоления тяжелейших последствий геополитической и социальной катастрофы начала 21 века и особенно нынешних условиях.

Современная общественная дипломатия России должна рассматривается как инновационная гуманитарная технология общественной самоорганизации граждан, используемая для недопущения и мирного разрешения конфликтных ситуаций в стране и за рубежом, сближения народов и государств, достижения высокого качества жизни людей, сохранения окружающей среды. Поэтому чрезвычайно актуальной является задача научного осмысления и обеспечения, с одной стороны, российской общественной дипломатии, имеющей конструктивный и созидательный смысл, а с другой, - активного противодействия западной общественной дипломатии, применяющей против России разрушительную «мягкую силу».

Общественная дипломатия имеет колоссальное значение и влияние, как во внешней, так и внутренней политике. В обоих случаях, помимо организационных и финансовых, мы имеем дело с человеческими ресурсами, что наиболее важно и имеет основную миссию. Выход общественной дипломатии в практическую деятельность на международной арене и внутри страны поставил вопрос о профессиональной подготовке общественных дипломатов, чтобы они могли достойно, грамотно, со знанием дела выполнять свои миротворческие, гуманитарные функции и добиваться положительных результатов. Общественный дипломат - это, по существу, новая профессия, чрезвычайно необходимая. В перспективе эти люди должны составлять элиту России.

При всем выше сказанном, в России можно отметить положительную динамику развития общественной дипломатии, особенно НПО-дипломатии. В основном усилиями самых организаций, расширяется диапазон целей, содержания и методов деятельности общественной дипломатии. Россия многонациональная страна и для неё особое значение общественная дипломатия приобретает и во внутренних конфликтных ситуациях, когда государство не в состоянии решить проблемы, возникающие на национальной, этнической, религиозной почве. Только путем общественной дипломатии можно разрешать конфликты идентичности, восстанавливать идентификационную принадлежность к одной стране - России. В частности, речь идёт об идентификации мусульман с Россией. Общественная дипломатия держится на самом мощном ресурсе - на ресурсе человеческих отношений, связей и интересов, на доброй памяти, на общей истории, на понимании, доверии, чувствах. Этим она отличается от классической дипломатии, в основе которой лежат формальные межгосударственные отношения, нормы и предписания, и в этом, помимо внутренней, она играет существенную внешнеполитическую роль.

В условиях отсутствуя национальной идеи, соединяющей людей и народы и создающей нацию, перед Россией ещё и стоит вопрос, какую миссию ей нести в глобализирующемся мире, и здесь роль общественной дипломатии незаменима, так как надо вести непрерывный диалог, договариваться, искать согласия по всем жизненно важным вопросам и сообща решать возникающие проблемы.

К сожалению, при всем развитии различных общественных организаций и форм общественного воздействия, нам никак не удается построить достойное гражданское общество и соответствующую ему систему институтов влияния. При всем этом, самоорганизация Российского общества продолжается в различных сферах общества, в т.ч. информационной. Появляются общественные организации, которые берут на себя функции охраны порядка, миротворчества, правозащитников, защиты русскости, укрепления дружбы народов; включаются в борьбу с коррупцией, с преступностью; налаживают диалог с властями, объединениями граждан, с предпринимателями; находят способы проведения во власть на местах, людей способных нести ответственность и возлагать на себя обязанности, и многое другое.

Можно сказать, что во внутренней политике речь идет о признаках начала широкого общественного движения за возрождение страны, за достижение межнационального, межрелигиозного мира, неотъемлемым элементом которого является общественная дипломатия. Если бы у нас была достаточна поддержка институтов гражданского общества и в соответствии с этим развиты общественная дипломатия и искусство применения мягкой силы, вполне удалось бы избежать и чеченской войны, и войны с Грузией и украинских событий.

В России, всё ещё имеет место пренебрежительное и даже недоверчивое отношение к неправительственным и самостийным общественным организациям, особенно патриотическим. Со стороны государства им, за редким исключением, не оказывается ни какой поддержки. В определенной мере такая настороженность объяснима по отношению к общественным организациям, получающим гранты из-за рубежа и действующим в интересах грантодателей, вопреки национальным интересам. Что имело место и продолжает иметь место, даже, несмотря на определенные меры, принимаемые к «Иностранным агентам». При этом государство несмотря на поговорку «Сколько волка не корми...» само начало финансировать их на десятки миллионов рублей («Хельсинская группа», «Голос» и др.) а реально работающие общественные организации, за редким исключением, не получают ни рубля поддержки (кроме прикормленных и откатывающих организаций). Есть случаи, когда под видом неправительственных организаций, действуют и криминальные структуры. Имеет место неравноправный характер отношений государственных органов и общественных организаций, которые их открыто, критикуют и указывают на недостатки и др. К ним, нередко предъявляются завышенные требования со стороны власти, их игнорируют, вытесняют на обочину или закрывают. У подавляющего большинства способных и общественных организаций есть немалые финансовые проблемы, которые не позволяют им появляться на международных форумах и особенно за рубежом в международных структурах, что сдерживает потенциал действовать в виде мягкой силы и вынуждает пребывать в вялотекущем режиме.

Сегодня российской общественной дипломатии отводится важная роль в решении таких задач как участие в деятельности ООН и других крупных международных организаций, актуализации национальных интересов в культуре, экономике и экологии, миграционной политике, защиты прав соотечественников за рубежом, продвижения русского языка в мире, укрепления добрососедских отношений с приграничными странами, налаживания культурных и образовательных обменов, нераспространения оружия, наркотиков, эпидемий и других социально опасных явлений, профилактики экстремизма и ксенофобии.

Для продвижения общественной дипломатии, повышения её эффективности и вовлечения в неё новых сил, было бы целесообразно:

- Создать под эгидой МИД - Общественную Палату Народной Дипломатии или общественный Совет по вопросам народной дипломатии;

- Изыскать для этой важной работы и структуры необходимые средства и приступить к профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

- Реформировать работу ФА «Россотрудничество и Фонда «Русский мир»;

- Эффективно использовать потенциал различных национально-культурных организаций, землячеств, автономий и др. сообществ;

- Создать механизмы влияния мягкой силы через потенциал обучающихся зарубежных студентов (через самообразующиеся молодёжные организации);

- Использовать как мягкую силу рычаги миграционной политики, туристических, спортивных и молодёжных организаций;

- Создать базу организаций и спикеров, для организации командировок и привлечения их потенциала по участию в различных международных организациях и мероприятиях;

- Создать пул активистов по основным различным темам и регионам и приглашать их в различные СМИ;

- Как было предложено ранее, открыть для них и других организаций, занятых в сфере общественной дипломатии, Специальный канал на телевидении. Система ГЛОНАСС (цифровое телевидение) будет иметь 64 канала. Один из них может принадлежать общественной дипломатии.

Елена Половина

Взгляд с Донецка на разные подходы публичной дипломатии США к России и Украине и на принципы работы системы в целом - от Елены Половиной.

Публичная дипломатия США вызывает неоднозначные оценки среди экспертов. Если некоторые критикуют ее за однобокость и отсутствие диалога, то другие ставят в пример за разнообразие инструментов и каналов коммуникации. Для более детального изучения публичной дипломатии США, не претендуя на измерение ее эффективности, рассмотрим ее через призму трех измерений, предложенных Марком Леонардом и адаптированных Алексеем Долинским – реактивное, проактивное измерение и третье – установление отношений.

Реактивное измерение публичной политики США, то есть реагирование на уже произошедшие события, реализуется через комментарии официальных лиц и средства массовой информации за рубежом (например, «Голос Америки»). Госдепартамент США практически ежедневно проводит брифинги , целью которых является донесение официальной позиции США по ключевым вопросам внешней политики до остального мира.

Проактивное измерение публичной дипломатии – это формирование общественного мнения за рубежом, транслирование собственного «посыла» к аудитории. Реализуется «на местах» – при содействии посольств и НПО – в зависимости от специфики аудитории и при помощи тех же инструментов, что характерны и для первого измерения.

Проактивное измерение в США реализуется также с помощью методов культурной дипломатии. Инструментами влияния выступают наиболее развитая в мире киноиндустрия, популярная музыка, современное искусство и литература, которые эффективно продвигают американские ценности и борются со стереотипами.

Также для продвижения собственного бренда США активно используют английский язык. Зачастую при посольствах США существуют специальные отделы по изучению английского языка, которые предлагают языковые курсы и другие возможности открыть США с помощью американского английского.

Помимо этого, существуют многочисленные сайты по изучению английского языка с американской спецификой. Так, на платформе .state.gov был создан портал для изучения американского варианта английского в качестве иностранного . Аудитория – учителя английского за рубежом и собственно ученики. Соответственно, материалы для изучения построены на информировании обучающихся о культуре США и формировании позитивного имиджа страны.

Еще один сайт для изучения английского, проект Бюро международных информационных программ Госдепартамента США, демонстрирует, как публичная дипломатия может приобретать вид цифровой . Если на предыдущем сайте ключевой идеей было общение (форумы, конференции, вебинары), то на сайте share.america.gov первостепенное значение приобретают мультимедиа – небольшие видео, причем не только о культуре США, но и с намеком на продвижение ключевых идеалов и ценностей Вашингтона (можно выбрать видео по таким темам, как демократия, надлежащее управление, права человека, свобода слова, о правах женщин и т.д.).

Третье измерение публичной дипломатии – установления отношений – реализуется как за счет некоммерческих организаций, например, PYXERA Global , так и за счет внутренних структур Госдепартамента США, например, Бюро международных информационных программ, Бюро по образованию и культуре, Центра стратегических контртеррористических коммуникаций. В рамках этого направления продвигается такое явление, как сетевая гражданская дипломатия , внедряются различные программы международного развития и сотрудничества, реализуются международные обмены, образовательные программы и другие проекты, направленные на укрепление связей между американцами и представителями других национальностей.

Безусловно, специфика публичной дипломатии США варьируется в зависимости от аудитории, на которую направлено информирование и продвижение бренда государства. В этом контексте важно рассмотреть публичную дипломатию США на примере отдельных стран. Для сравнения возьмем Российскую Федерацию и Украину.

Согласно последним сообщениям в Твиттер-аккаунте Посольства США в РФ доминирующей линией диалога между Россией и США выступает культурная дипломатия.

Для установления контактов между гражданами США и РФ предусмотрен ряд программ образовательных и культурных обменов и программа российско-американского партнерского диалога (на уровне некоммерческих организаций) . Кроме того, в России существует около 30 американских центров и “уголков” , например, Американский Центр в Москве, который занимается проведением культурных и образовательных программ и предоставляет библиотечные и информационные услуги.

Посольство США в РФ широко представлено в социальных сетях и эффективно использует социальные сети как инструмент публичной дипломатии . Так, например, для пользователей социальной сети Вконтакте предоставляется возможность поучаствовать в сессии вопросов и ответов с Послом Дж. Теффтом. Сам Посол ведет личный блог на ЖЖ, где часто посвящает читателей в детали культуры и в какой-то мере истории США. Создается впечатление открытости Посла к общественности.

По последней информации, которая предоставлена на сайте Посольства США в Украине , возникает впечатление, что цель публичной дипломатии в Украине не выстроить или укрепить позитивный имидж Вашингтона среди украинцев и даже не столько продвинуть собственные идеи, а скорее, занизить и без того пострадавший имидж Российской Федерации. Например, взять хотя бы список последних декабрьских видео: «Ген. Бридлав об угрозе со стороны России», «Обама о новых санкциях», «Санкции: что они означают?», «Санкции: с чего все началось?», «Русскоговорящих граждан терроризируют? Давайте спросим украинцев» (работа над статьей совершалась в декабре – прим.редактора ). Однако такая ставка не на формирование собственного позитивного, а на формирование негативного имиджа РФ в контексте украинского кризиса приобретает двойственное значение.

Во-первых, благодаря такой подачи информации формируется главный месседж для украинцев – «враг моего друга – мой враг» , что как нельзя лучше способствует поднятию имиджа США среди украинцев, а во-вторых, при этом представляется возможность реализовать собственные цели, продиктованные информационной войной с РФ, т.е. направить общественное мнение по ключевым вопросам в приемлемую для США сторону.

И в-третьих, не последнюю роль сыграла «благодатная почва» – полное принятие на данном этапе украинской аудиторией идей и ценностей США, а, значит, вопрос продвижения последних через американские каналы информации может быть временно снят с повестки дня и заменен другими, более актуальными.

Этому служит подтверждением и тот факт, что Посольство США в Украине представлено в социальных сетях намного уже, чем, например, Посольство США в РФ. У первого, например, отсутствует собственная страница в наиболее популярной социальной сети СНГ – Вконтакте, не представлено Посольство США и в Твиттере (есть только аккаунт Посла Дж. Пайетта, на котором основной контент – это ретвиты зарубежных деятелей и организаций на английском языке). По-видимому, работа с украинской аудиторией через социальные сети на данном этапе не имеет чрезвычайно высокого значения, так как отлично срабатывают и другие каналы коммуникации.

Традиционно публичная дипломатия и пропаганда разграничиваются на основе подачи информации: если публичная дипломатия представляет аудитории общеизвестные факты, то пропаганда передает зачастую именно ложные сведения вперемешку с «общеизвестными фактами» . Однако в случае с Украиной, когда специфика публичной дипломатии Вашингтона определяется рамками информационной войны, грани между пропагандой и собственно публичной дипломатией стираются.

Еще одним интересным феноменом в данном случае выглядит фактически сращивание официальной и публичной дипломатии. Например, официальное заявление представителя Совета национальной безопасности по поводу выборов в ДНР и ЛНР или выступление посла США при ОБСЕ по поводу нарушений Российской Федерацией принципов и обязательств ОБСЕ нацелены не только на официальных лиц, но в значительной степени как раз на простых людей. В контексте украинской аудитории, это все тот же посыл: Вашингтон всегда готов протянуть руку, США Украину в обиду не даст, Украина – самый важный союзник США в Восточной Европе, мире и т.д.

За последнее время практически не наблюдается никакой информации о совместной деятельности Украины и США в культурном измерении (за исключением проекта «Американская музыка»). А это означает, что на данном этапе политический контекст публичной дипломатии в Украине полностью удовлетворяет требования стратегии национального брендинга и в каком-то смысле теряется смысл использования других инструментов.

Тем не менее, в Украине США традиционно имеет мощную сеть проектов на долгосрочную перспективу: образовательные проекты и программы обменов, программы развития украинских СМИ и партнерства между украинскими и американскими масс-медиа, гранты для проектов в области содействия демократии . Функционируют также Американская коммерческая служба в Украине и Бизнес совет Украина-США . И в этой связи публичная дипломатия США построена очень удачно: все вышеперечисленные организации с их проектами и программами охватывают довольно широкую аудиторию – от будущей элиты страны (школьников, студентов) до деловых и бизнес-кругов.

Таким образом, специфика публичной дипломатии США состоит в том, что Госдепартамент США, который контролирует и координирует большую часть усилий правительственных структур и неправительственных организаций по усилению влияния на зарубежные аудитории и установлению связей с другими народами, выступает наиболее влиятельным актором в этой сфере. США имеют развитую сеть инструментов публичной дипломатии во всех ее измерениях и применяют их в зависимости от специфики условий и зарубежной аудитории. Так, на данный момент в России Вашингтон придерживается в большей степени кооперативной модели публичной дипломатии, акцентируя внимание на продвижение своих ценностей через культурное измерение, привлекая мощные информационные ресурсы и демонстрируя открытость и привлекательность. В Украине же наоборот – широко применяется реактивное измерение дипломатии, а ее модель в большей степени становится конкурентной, направленной на ущерб имиджа Российской Федерации.

1. Mark Leonard, Catherine Stead, Conrad Smewing. Public Diplomacy. London: The Foreign Policy Centre, 2002. Режим доступа: http://fpc.org.uk/fsblob/35.pdf

2. Долинский А. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 25. Режим доступа: