Где работал циолковский. Константин циолковский краткая биография. Список научных открытий.


- рус. ученый и изобретатель, сделавший ряд крупных открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.

Но психологические предрасположения за и против не должны быть обмануты. Важно то, что тесты и тесты все еще отсутствуют. Настоящий Марс - мир чудес. Их будущие перспективы интригуют нас больше, чем знание их прошлого. В наше время мы изучили пески Марса, мы подтвердили присутствие там, мы удовлетворили столетие снов. Никто не верил бы в последние годы девятнадцатого века, что за этим миром пристально и внимательно наблюдали умственные способности, более человеческие, но все же смертные, как он, что, хотя люди, занимающиеся своими делами, тщательно изучаются и изучаются, возможно, с тем же периодом времени, когда человек исследует в своем микроскопе эфемерные существа, которые роятся и размножаются в капле воды.

Род. в с. Ижевском Рязанской губ., в семье лесничего. После перенесенной в детстве тяжелой болезни (скарлатины) Ц. почти полностью потерял слух и был лишен возможности учиться в школе и активно общаться с людьми. Занимался самостоятельно; с 16 до 19 лет жил в Москве, изучая физико-математич. науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 Ц. экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 был назначен учителем арифметики, геометрии и физики в Боровское уездное училище Калужской губ. К этому времени относятся первые научные исследования Ц. Самостоятельно, не зная об уже сделанных открытиях, он в 1881 разработал основы кинетич. теории газов. Вторая его работа - "Механика животного организма", получила благоприятный отзыв знаменитого физиолога И. М. Сеченова, и Ц. был принят в чл. Рус. физико-химич. об-ва.

Мужчины, с бесконечным самодовольством, двинулись в этом воздушном шаре в погоне за их незначительным бизнесом, спокойным и уверенным доминировать над материей. Возможно, что инфузоры под микроскопом делают то же самое. Никто не остановился, чтобы рассмотреть более старые миры пространства как источники опасности для человека, или если кто-то думал о них, он просто считал невозможным или невероятным мысль о том, что в них была жизнь. Любопытно вспоминать некоторые умственные привычки тех прошлых дней.

В лучшем случае земляне представляли, что на Марсе могут быть другие люди, возможно, уступающие им и желающие принять миссионерское предприятие. Тем не менее, через бездны пространства, умы, которые для нас являются то, что они представляют для скоропортящихся зверей, достаточные интеллекты, холодные и лишенные сострадания, с завистливыми глазами смотрели на эту Землю, и они медленно и уверенно его планы против нас. Эти первые строки классики научной фантастики «Война миров». На протяжении всей нашей истории был страх или надежду на то, что будет существовать за пределами Земли.

Главные работы Ц., выполненные после 1884, были тесно связаны с тремя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллич. аэростата (дирижабля), хорошо обтекаемого аэроплана и ракеты для межпланетных путешествий. Большинство научных исследований по цельнометаллич. дирижаблю было выполнено Ц. в 1885-92. Описание и расчеты аэроплана были опубл. в 1894. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Великой Окт. социалистич. революции он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов.

За последние сто лет это предчувствие сосредоточилось на яркой красной точке ночного неба. За три года до публикации «Войны миров» бостонский по имени Персиваль Лоуэлл основал важную обсерваторию, из которой вышли самые сложные заявления в пользу существования жизни на Марсе. Первые две буквы названия Плутон - это инициалы Персиваля Лоуэлла. Его символ - планетарная монограмма.

Карта Марса, основанная на Шайпарелли, нарисованная Брауном. Прямыми линиями и кривыми являются «каналы». Но постоянная любовь Лоуэлла была планетой Марс. Шиапарелли сообщил во время максимального приближения Марса к Земле на наличие сложной сети прямых, простых и двойных, которые пересекали яркие зоны планеты. Канали означает в итальянских каналах или канавках, и его перенос на английский язык подразумевал руку человека. Мартемана овладела Европой и Америкой, и Лоуэлл был затянут ею. Он хотел получить первоклассное место наблюдения, не нарушенное облаками или городскими огнями и отличающееся хорошим видением, термин, который астрономы применяют к статической атмосфере, через которую сведение к минимуму землетрясения астрономического изображения в телескопе.

Результатом исследовательской работы Ц. по дирижаблю было соч. "Теория и опыт аэростата" (1887), в к-ром дано научное и технич. обоснование конструкции дирижабля с металлич. оболочкой. К работе были приложены чертежи, поясняющие детали конструкции. Дирижабль Ц. выгодно отличался от предшествовавших ему конструкций рядом особенностей. Во-первых, это был дирижабль переменного объема, что позволяло сохранять постоянную подъемную силу при различных температурах окружающего воздуха и различных высотах полета. Возможность изменения объема конструктивно достигалась при помощи особой стягивающей системы и гофрированной оболочки. Во-вторых, газ, наполняющий дирижабль, можно было подогревать за счет тепла отработанных газов, пропускаемых по змеевикам. Третья особенность конструкции состояла в применении для увеличения прочности гофрированной тонкой металлич. оболочки, причем волны гофра располагались перпендикулярно к оси дирижабля. Выбор геометрич. формы дирижабля и расчет прочности его тонкой оболочки были впервые выполнены Ц.

Плохое зрение обусловлено мелкомасштабной турбулентностью в атмосфере над телескопом и является причиной мерцания звезд. Лоуэлл построил свою обсерваторию вдали от дома, на Марс-Хилле Флагстаффа, штат Аризона. Он привлек черты поверхности Марса, особенно каналы, которые загипнотизировали его. Наблюдения этого типа непросты. Один проводит долгие часы в телескопе, выдерживая холод рассвета. Часто видение плохое, и изображение Марса становится размытым и искаженным. Тогда нужно игнорировать то, что он видел.

Иногда изображение стабилизируется, и функции планеты мгновенно вспыхивают, чудесно. Затем мы должны помнить, что повезло увидеть и должны быть тщательно записаны на бумаге. Мы должны отложить предвзятые идеи и запечатлеть с открытым миром чудеса Марса. Ноутбуки Персиваля Лоуэлла полны того, что он думал, что он видел: яркие и темные области, знак полярной шапки и каналов, планета, украшенная каналами; Лоуэлл подумал, что он видит сеть, распространенную по всему земному шару, крупных оросительных канав, которые несли воду из тающих полярных ледяных шапок до жаждущих жителей экваториальных городов.

Однако, прогрессивный для своего времени, проект дирижабля Ц. не был поддержан; автору было отказано даже в субсидии на постройку модели. Обращение Ц. в ген. штаб рус. армии также не имело успеха. Печатный труд Ц. "Аэростат металлический управляемый" (1892) получил нек-рое число сочувственных отзывов, и этим дело ограничилось.

В 1892 Ц. переехал в Калугу, где вел преподавание физики и математики в гимназии и епархиальном училище. В научной деятельности он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Он представлял себе планету, населенную более старой и мудрой расой, возможно, очень отличающуюся от нашей. У Лоуэлл Марс было много общих черт с юго-западными Соединенными Штатами, где находилась обсерватория Лоуэлла. Мне показалось, что марсианские температуры несколько холодные, но столь же терпимые, как у юга Англии. Воздух был тонким, но было достаточно кислорода, чтобы сделать его воздухопроницаемым. Вода была скудной, но элегантная сеть каналов несла живую жидкость на всю планету. Теперь мы знаем, что более серьезный современный вызов идеям Лоуэлла имел неправдоподобное происхождение.

Ц. принадлежит замечательная идея постройки аэроплана с металлич. каркасом. В статье "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина" (1894) даны описание и чертежи моноплана, к-рый по своему внешнему виду и аэродинамич. компоновке предвосхищал конструкции самолетов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Ц. крылья имеют толстый профиль с округленной передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Ц. построил в 1897 первую в России аэродинамич. трубу, разработал методику эксперимента в ней и позднее (1900) на субсидию Академии наук выполнил продувки простейших моделей и определил коэффициенты сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работы над аэропланом также не получили признания у представителей официальной рус. науки. На дальнейшие изыскания в этой области Ц. не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.

Уоллес был инженером в молодости, и, хотя он был несколько доверчив в вопросах экстрасенсорного восприятия, он был скептически настроен по отношению к обитаемости Марса. Уоллес показал, что Лоуэлл ошибся в вычислении средних температур Марса; были не такими мягкими, как температуры юга Англии, но везде, за очень немногими исключениями, они были ниже точки замерзания воды. Должна быть вечная мерзлота, постоянно замороженная подповерхность. Они появляются в нем, полярная шапка и туман неопределенности, но в отличных условиях наблюдения практически невозможно выделить каналы.

Важнейшие научные результаты получены Ц. в теории движения ракет. Мысли об использовании принципа реактивного движения для целей летания высказывались Ц. еще в 1883, однако создание им математически строгой теории реактивного движения относится к самому концу 19 в. В 1903 в статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами" на основании общих теорем механики Ц. дал теорию полета ракеты с учетом изменения ее массы в процессе движения, а также обосновал возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений. Строгое математич. доказательство возможности применения ракеты для решения научных проблем, использования ракетных двигателей для создания движения грандиозных межпланетных кораблей целиком принадлежат Ц. В этой статье и в последовавших продолжениях ее он впервые в мире дал основы теории жидкостного реактивного двигателя, а также элементов его конструкции.

Воздух был намного тоньше, чем рассчитывал Лоуэлл. Кратеры должны быть такими же обильными, как на Луне. И для воды в канале: любая попытка транспортировать эту разреженную воду по каналам силы тяжести на экватор и противоположное полушарие через ужасные пустынные районы и подвергаться воздействию неба, как это было ясно, как описано Мистер Лоуэлл, должен был стать работой безумцев, а не разумных существ. Можно с уверенностью утверждать, что ни одна капля воды не будет испаряться или фильтроваться менее чем в ста милях от места ее происхождения.

В 1929 Ц. разработал весьма плодотворную теорию движения составных ракет или ракетных поездов; он предлагал к осуществлению два типа составных ракет. Один из типов - последовательная составная ракета, состоящая из нескольких соединенных одна за другой ракет. При взлете толкающей является последняя (нижняя) ракета. После использования ее топлива она отделяется от поезда и падает на землю. Далее начинает работать двигатель ракеты, оказавшейся последней. Эта ракета для оставшихся является толкающей до момента полного использования своего топлива, а затем также отделяется от поезда. К цели полета доходит лишь головная ракета, достигающая значительно более высокой скорости, чем одиночная ракета, т. к. она разогнана отброшенными в процессе движения ракетами.

Этот разрушительный и в значительной степени правильный физический анализ был написан Уоллесом в возрасте восьмидесяти четырех лет. Его вывод заключался в том, что на Земле Марса, т.е. существование гражданских инженеров, заинтересованных в гидравлике, было невозможно. Он ничего не сказал о микроорганизмах.

Современная иллюстрация романов Эдгара Райса Берроуза в главной роли Джона Картера. Несмотря на критику Уоллеса, хотя другие астрономы с телескопами и наблюдательными объектами, такими как Лоуэлл, не могли найти никаких признаков легендарных каналов, идея Лоуэлла о Марсе была широко популярной. Это было мифическое качество, столь же древнее, как и Бытие. Если бы американцы и европейцы могли совершать такие подвиги, почему не марсиане? Не мог ли более высокий возраст использовать более старый и более мудрый вид, способный смело противостоять растущему высыханию красной планеты?

Второй тип составной ракеты (параллельное соединение ряда ракет) был назван Ц. эскадрильей ракет. В этом случае, по мысли Ц., все ракеты работают одновременно, до момента использования половины своего топлива. Затем крайние ракеты сливают оставшийся запас топлива в полупустые баки остальных ракет и отделяются от ракетного поезда. Процесс переливания топлива повторяется до тех пор, пока от поезда останется лишь одна головная ракета, набравшая очень высокую скорость.

Создание разумной конструкции составной ракеты является одной из наиболее актуальных проблем, над к-рой работают ученые и инженеры.

Ц. первым решил задачу о движении ракеты в однородном поле тяготения и подсчитал необходимые запасы топлива для преодоления силы притяжения Земли. Приближенно он рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты и вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Ц. является основоположником теории межпланетных сообщений. Вопрос о межпланетных путешествиях интересовал Ц. с самого начала его научных изысканий. Его исследования впервые строго научно показали возможность осуществления полета с космич. скоростями, несмотря на большие технич. трудности практич. осуществления этих полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли, и высказал идею о создании внеземных станций как промежуточных баз при межпланетных сообщениях, подробно рассмотрел условия жизни и работы людей на искусственном спутнике Земли и межпланетных станциях. Ц. выдвинул идею газовых рулей для управления полетом ракеты в безвоздушном пространстве; он предложил гироскопич. стабилизацию ракеты в свободном полете в пространстве, где нет сил тяжести и сил сопротивления. Ц. понимал необходимость охлаждения стенок камеры сгорания реактивного двигателя, и его предложение охлаждать стенки камеры компонентами топлива широко используется в совр. конструкциях реактивных двигателей.

Чтобы ракета не сгорела, как метеорит, при возвращении из космич. пространства на Землю, Ц. предложил специальные траектории планирования ракеты для погашения скорости при приближении к Земле, а также способы охлаждения стенок ракеты жидким окислителем. Он исследовал большое число различных окислителей и горючих и для жидкостных реактивных двигателей рекомендовал следующие топливные пары: жидкий кислород и жидкий водород; спирт и жидкий кислород; углеводороды и жидкий кислород или озон.

При Сов. власти условия жизни и работы Ц. радикально изменились. Его исследованиям правительство оказало всяческое содействие, к ним был проявлен большой интерес со стороны общественных и научных организаций. Ц. была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной работы.

Ц. принадлежит также ряд исследований в других областях знаний: в аэродинамике, философии, лингвистике, труды об общественном устройстве жизни людей на искусственных островах, плавающих вокруг Солнца между орбитами Земли и Марса. Нек-рые из этих исследований являются спорными, нек-рые повторяют результаты, полученные другими учеными. Это хорошо знал и сам Ц., но в условиях дореволюционной Калуги он не мог систематически следить за мировой научной литературой. В 1928 он писал: "Я многое открыл, что было уже открыто ранее меня. Значение таких работ я признаю только для самого себя, так как они давали мне уверенность в моих силах". Исследования Ц. по ракетной технике и теории межпланетных путешествий служат руководящим материалом для совр. конструкторов и ученых, занимающихся созданием реактивных аппаратов. Идеи Ц. успешно претворяются в жизнь.

Соч.: Собрание сочинений, т. 1-2, М., 1951-54; Избранные труды, кн. 1-2, Л., 1934; Труды по ракетной технике, М., 1947.

Лит.: Юрьев Б. Н., Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского, в кн.: Труды по истории техники, вып. 1, М., 1952; Космодемьянский А. А., К. Э. Циолковский - основоположник современной ракетодинамики, там же; его же, Константин Эдуардович Циолковский, в кн.: Люди русской науки, с предисл. и вступ. статьей акад. С. И. Вавилова, т. 2, М.-Л., 1948 (имеется список трудов Ц. и лит. о hеm); Арлазоров M. С., Константин Эдуардович Циолковский. Его жизнь и деятельность, 2 изд., М., 1957

Циолковский, Константин Эдуардович

(17.IX.1857-19.IX.1935) - русский ученый и изобретатель, основатель современной космонавтики и ракетной техники. Род. в семье лесничего в с. Ижевском (бывш. Рязанской губ.). В результате осложнения после перенесенной в детстве скарлатины потерял слух и был лишен возможности поступить в учебное заведение. Самостоятельно изучил физику и математику. В 1879 г. сдал экстерном экзамен на звание учителя, а в следующем году был назначен учителем математики в уездном училище гор. Боровска. С 1898 г. преподавал математику и физику в женском училище в Калуге.

Первые научные исследования Циолковского начались в 80-х годах. В 1885-1892 гг. он провел значительную часть своих исследований по обоснованию возможности постройки цельнометаллического дирижабля. С 1896 г. начал систематически заниматься разработкой теории движения реактивных аппаратов. Им были предложены схемы ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. В 1903 г. в статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами" применил общие законы механики к теории полета ракеты переменной массы и обосновал возможность межпланетных сообщений. До Великой Октябрьской социалистической революции идеи Циолковского не были оценены по достоинству. После революции Советское правительство оказало исследованиям Циолковского широкое содействие. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность работы. В 1929 г. он разработал теорию движения составных многоступенчатых ракет, с большим успехом применяемую в современной космонавтике. Первым разработал идею ракеты - искусственного спутника Земли и изучил условия жизни и работы его экипажа. Он считал, что внеземные станции должны быть промежуточными базами для дальнейшей экспансии человека в Космос. Циолковский является также автором трудов по аэродинамике, философии, им разрабатывались социальные проекты будущего человеческого общества.

В настоящее время труды Циолковского получили мировое признание. Его исследования и идеи, подтвержденные всей практикой современной космонавтики, широко используются при разработке различных космических проектов.

Был почетным членом Русского общества любителей мироведения, почетным профессором Академии Воздушного Флота им. Н. Е. Жуковского. В СССР издано полное собрание сочинений Циолковского в четырех томах, учреждена золотая медаль его имени за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений.

Лит.: Арлазоров М. Циолковский. - М., "Молодая гвардия", 1962. - Циолковский К. Э. Собрание сочинений. Т. 1-4. - М., 1951-1964. - Юрьев Б. Н. Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского. - В кн.: Труды по истории техники, вып. 1. - М., 1952.

Циолковский, Константин Эдуардович

- выдающийся ученый, один из основателей космонавтики, мыслитель. Род. в с. Ижевское, ныне Рязанской обл.; из семьи лесничего, обрусевшего поляка. В детстве почти полностью потерял слух, и с 14 лет учился самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физ.-матем. науки по программам средней и высшей школы. Посещая Румянцевскую библиотеку, познакомился с Н.Ф.Федоровым, к-рый, по признанию самого Ц., заменил ему университетских проф. В 1879 Ц. сдал экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии. В 1880 получает диплом учителя, и до 1920 работает в школах Боровска, затем Калуги. Там же занимается науч.-иссл. деятельностью. В центре его науч. интересов были проблемы преодоления смерти человека, проблемы смысла жизни, проблемы космоса, места человека в космосе, возможности бесконечного человеч. существования. Важнейшим средством решения этих задач он считал изобретение ракет и поселение человечества (ввиду конечности Земли) в др. мирах. В 1924 переизд. его статьи о ракете утверждается его мировой приоритет в этой обл. В конце 20-х гг. приобретает мировую известность как глава нового науч. направления - ракетодинамики. Формируется группа изучения ракетного движения во главе с Ф.А.Цандером; из этой группы вышел С.П.Королев. Умер Ц. в Калуге.

А.П.Алексеев

Космич. философию Ц. определял как знание, основанное только на авторитете "точной науки", в связи с чем ее нередко относят к естественно-науч. направлению космизма. Но на самом деле космич. филос - мировоззренч. система, она содержит подробно разработанную метафизику и этику. Включая нек-рые фрагменты науч. картины мира, мировоззренч. концепция Ц. выходит далеко за границы оснований науч. познания. Видное место в ней отводится вере, в т.ч. религ. Разрабатывая идею "первопричины", или "причины" Вселенной, Ц. приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога. Неявным образом космич. филос. Ц. испытала сильное влияние теософии и оккультизма. Характерная черта космич. филос. состоит в том, что в ней синтезированы разнообразные течения зап. (Платон, Левкипп, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и вост., преимущественно эзотерической филос. мысли. Этим обусловлена ее глубокая ан-тиномичность. Исходным принципом космич. филос. Ц. выступает принцип атомистического панпсихизма. По Ц., "неделимую основу или сущность мира" составляют "атомы-духи" ("идеальные атомы", "первобытные духи"). Это - элемент метафиз. субстанции, отличный от элементарных частиц совр. физики. "Атомы-духи" - простейшие "существа", обладающие "чувствительностью". В своей космич. этике Ц. фактически отрицал личностную основу человеч. "Я". Для него "Я" -. это ощущение "атома-духа", находящегося в живом веществе. Именно "атомы-духи" - подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному,- "союз" таких атомов, живущих в согласии друг с другом (Этика или естественные основы нравственности // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 372). Принцип монизма выражает в космич. филос. единство: а)субстанциальной основы мира; б) материального и дух. начал Вселенной; в) живой и неживой материи ("все живо и только временно находится в небытии, в форме неорганизованной мертвой материи" (Научная этика // Очерки о Вселенной. М., 1992. С.119); г) единство человека и Вселенной. К числу осн. относятся в космич. филос. также принципы бесконечности , эволюции и антропный принцип. Вселенная, согласно космич. филос., - это целостный живой организм, к-рый "подобен добрейшему и разумнейшему животному" (Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы // Очерки о Вселенной. С.43). Такое понимание космоса, восходящее к платоновской традиции, Ц. явно противопоставлял образу Вселенной класс. естествознания. В бесконечном времени может существовать множество космосов, так же как они существуют и в бесконечном пространстве. Выступая против признания принципа возрастания энтропии, Ц. говорил о "вечной возникающей юности" Вселенной. Все процессы он считал периодическими и обратимыми. В этом и состоит эволюционизм космич. филос., к-рый включает также идею бесконечного возрастания могущества некосмического разума. "Смысл" Вселенной Ц. видел в стремлении материи к самоорганизации, неизбежности возникновения высокоразвитых космич. цивилизаций. Идея единства человека и космоса нашла у Ц. выражение в форме двух дополнительных по своему содержанию принципов космизма: 1) принцип, к-рый сам Ц. формулировал так: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной" (во-первых, "причина" и "воля" космоса почти фаталистически детерминируют деятельность и поведение человека; во-вторых, метафизика человеч. судьбы получает в космич. филос. оригинальную интерпретацию: смерти нет); в ритмах космич. эволюции смерть сливается с "новым совершенным рождением", этим для каждого существа обеспечивается субъективное ощущение "никогда не кончающегося счастья"; 2) принцип, к-рый можно сформулировать следующим образом: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т. е. человечества и др. космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Оба эти принципа у Ц. сосуществуют. Он считал, что для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида "хомо сапиенс", совершенствование биол. природы человека путем естеств. и искусств, отбора. Высокоразвитые космич. цивилизации, посещая миры, на к-рых развивается "несовершенная, неразумная и мучительная жизнь", вправе уничтожать ее, заменяя "своей совершенной породой" (Космическая философия // Очерки о Вселенной. С.230). В отдаленном будущем космич. разум посчитает благом для себя обратиться в лучистую энергию.

В.В.Казютинский

Соч.: Грезы о Земле и небе. Калуга , 1895 ; Нирвана. Калуга , 1914 ; Горе и гений. Калуга , 1916 ; Богатство Вселенной. Калуга , 1920 ; Живая Вселенная , 1923 ; Монизм Вселенной. Калуга , 1925 ; Будущее Земли и человечества. Калуга , 1928 ; Общественная организация человечества. Калуга , 1928 ; Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга , 1928 ; Ум и страсти. Калуга , 1928 ; Двигатели прогресса. Калуга , 1928 ; Любовь к самому себе , или Истинное себялюбие. Калуга , 1928 ; Прошедшее Земли. Калуга , 1928 ; Цели звездоплавания. Калуга , 1929 ; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга , 1929 ; Научная этика. Калуга , 1930. Избранные труды. Кн.1 , 2. Л. , 1934 ; Собр. соч. Т.1-4. М. , 1951-1964 ; Мысли о будущем. Высказывания К.Э.Циолковского. Калуга , 1958 ; Рукописные материалы К.Э. Циолковского. См. : Труды Архива АН СССР. М. , 1966. Вып.22 ; Монизм Вселенной // Русский космизм. М. , 1993 ;

Космическая философия // Там же.

А.П.Алексеев

Циолковский, Константин Эдуардович

Выдающийся рус. ученый-основоположник космонавтики, оригинальный мыслитель и писатель-фантаст. Род. в с.Ижевском (Спасского у. Рязанской губ.), в детстве потерял слух и с 14 лет занимался самообразованием, в 1879 г. экстерном сдал экзамен на звание учителя и всю жизнь преподавал в школах Боровска и Калуги физику и математику. Во время занятий в Румянцевской б-ке в Москве познакомился с философом и библиографом Н.Федоровым , к-рый "заменил... университетских профессоров"; не без влияния федоровской "Философии общего дела" созрели собственные филос. воззрения Ц. - причудливая эклектическая смесь дерзких науч. проектов, обращенных в будущее (Ц. можно считать пионером отечественной футурологии ), заимствованных элементов мистицизма и оккультизма , своеобразного религ. утопизма; все вместе принадлежит традиции рус. "космизма" (см. Религия, Философия, Утопия ). В конце 19 - нач. 20 в. опубликовал (часто за собственный счет) осн. науч. работы, заложившие фундамент совр. космонавтики (см. Космические полеты ); науч. заслуги Ц. были в пол. мере признаны только после Окт. революции, ученому была назначена персональная пенсия, а все его осн. работы переизд. и стали достоянием науч. сооб-ва.

НФ тв-во Ц. неотделимо от его науч. деятельности, с одной стороны, и его филос. воззрений - с др.; эту лит-ру ученый рассматривал как одно из средств популяризации науч. знаний, поэтому все его романы правильнее было бы именовать "НФ очерками". Герой книги "На Луне" (1893 ) перемещается на Луну во сне, хотя основополагающая науч. работа Ц. "Свободное пространство" была написана четырьмя годами раньше; но уже в след. соч. - "Изменение относительной тяжести на Земле" (1894 ) - описан грандиозный "тур" по Солнечной системе с размышлениями относительно внеземной жизни и перспектив астроинженерии ; последовавшие затем "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения" (1895 ; др. - "Тяжесть исчезла" ) представляют собой мысленный эксперимент; самой "лит." остается повесть "Вне Земли" (рук. 1896; фрагм. 1918 ; 1920 ), загадочный и так и не объясненный пролог к к-рой наводит на мысль о любопытных, но неосуществленных лит. замыслах Ц. Все его НФ произв. изд. под одной обложкой в сб. "Путь к звездам" (1960 ).

Эти работы, как и "фантаст.-филос." (мн. не были изд. до самого последнего времени), объединяют неск. основополагающих идей, составляющих основу философии Ц. Космич. пространство мыслилось ему не пустым "вместилищем", а сценой, на к-рой действует множество разнообразных форм внеземной жизни - от самых примитивных до бессмертных и практически всемогущих (см. Бессмертие, Боги и демоны, Религия, Сверхразум ). Для самого человечества, в полном согласии с Н.Федоровым , Ц. предполагал неизбежной "схватку со смертью", в процессе к-рой человек будет постепенно совершенствовать свое тело, превращая его в некое автотрофное существо, питающееся лучистой энергией и практически независимое от окружающей среды (см. Биология, Сверхчеловек ). В этой перспективе космический полет - не самоцель, а только первый шаг на пути трансформации земного разума во всезнающего и всемогущего властелина пространства и времени. В целом влияние идей Ц. на процесс "космизации" общественного сознания в 20 в., и, как следствие, на космич. НФ трудно переоценить.

Вл. Г., Р. Щ.

Н.А.Рынин "К.Э.Циолковский, его жизнь, работы и ракеты" (1931).

Б.Н.Воробьев "Циолковский" (1940).

Д.Дар "В добрый час" (1948), Д.Дар "Баллада о человеке и его крыльях" (1956), М.С.Арлазоров "Константин Эдуардович Циолковский, его жизнь и деятельность (1857-1938)" (1952; доп. 1957).

М.С.Арлазоров "Циолковский" (1962).

А.А.Космодемьянский "Константин Эдуардович Циолковский" (1976).

Циолковский, Константин Эдуардович

- русский ученый и изобретатель в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники, основоположник современной космонавтики. Автор многочисленных научных трудов. Разработал проект цельнометаллического дирижабля. Первым выдвинул идею постройки аэроплана с металлическим каркасом. В 1897 г. построил аэродинамическую трубу и разработал методику эксперимента в ней. Разработал теорию полета ракетных самолетов в стратосфере и схемы самолетов для полетов с гиперзвуковыми скоростями. В 1954 г. АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". Его имя носят Московский авиационный технологический институт, Гос. музей истории космонавтики, кратер на Луне.