Ред а г грязновой и. Финансы

2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012. - 496 с. М.: 2004. - 504 с.

Учебник подготовлен коллективом кафедры «Финансы» Финансовой академии при Правительстве РФ. Во втором издании рассматриваются сущность, функции и управление финансами в современных условиях. Раскрываются вопросы организации финансов субъектов хозяйствования (коммерческих, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей). Анализируются содержание и особенности организации государственных и муниципальных финансов, роль и организация бюджетного процесса, значение социального страхования, финансового планирования и прогнозирования. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение».

Формат: pdf (20 12 , 496с.)

Размер: 17,7 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu (2004 , 504с.)

Размер: 2,83 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление (2012, 2-е изд., 496с.)
Введение 7
Раздел I ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Глава 1. Финансы и финансовая система 11
1.1. Сущность финансов и их функции 11
1.2. Финансовые ресурсы 21
1.3. Финансовая система 27
Глава 2. Финансовая политика 41
2.1. Содержание и значение финансовой политики 41
2.2. Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе 49
2.3. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики 60
Глава 3. Управление финансами 69
3.1. Необходимость и содержание управления финансами 69
3.2. Правовые основы управления финансами в Российской Федерации 76
3.3. Органы управления финансами в Российской Федерации 86
Глава 4. Финансовое планирование и прогнозирование 96
4.1. Необходимость, содержание и задачи финансового планирования 96
4.2. Финансовое прогнозирование, его содержание и значение 100
4.3. Этапы и методы финансового планирования 105
4.4. Виды финансовых планов, их характеристика 110
Глава 5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов 119
5.1. Содержание финансового регулирования, его формы и методы 119
5.2. Влияние финансов на экономику 124
5.3. Финансовое регулирование социальных процессов 131
Глава 6. Финансовый контроль 143
6.1. Содержание и значение финансового контроля 143
6.2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля 148
6.3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ 157
6.4. Пути совершенствования финансового контроля в России 166
Раздел II ФИНАНСЫ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Глава 7. Общая характеристика финансов коммерческих организаций 173
7.1. Особенности финансов коммерческих организаций и факторы, их определяющие 173
7.2. Источники и виды финансовых ресурсов коммерческих организаций 178
7.3. Направления использования финансовых ресурсов 185
7.4. Особенности управления финансами коммерческих организаций 191
Глава 8. Финансы профессиональных участников финансового рынка 197
8.1. Особенности финансов кредитных организаций 197
8.2. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитных организаций 204
8.3. Финансы страховых организаций 208
8.4. Особенности организации финансов отдельных участников финансового рынка 217
Глава 9. Финансы некоммерческих организаций 224
9.1. Содержание финансов некоммерческих организаций 224
9.2. Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений 233
9.3. Финансы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм 240
9.4. Особенности управления финансами некоммерческих организаций 248
Глава 10. Финансы индивидуальных предпринимателей 256
10.1. Формирование и использование финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей 256
10.2. Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей 261
10.3. Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей 269
Раздел III ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Глава 11. Содержание и организация государственных и муниципальных финансов 275
11.1. Содержание государственных и муниципальных финансов 275
11.2. Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровнях 282
11.3. Особенности организации муниципальных финансов 291
Глава 12. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления 300
12.1. Бюджет и его влияние на социально-экономические процессы 300
12.2. Бюджетная система государства, принципы ее построения 313
12.3. Содержание и формы организации межбюджетных отношений 328
Глава 12. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления
12.4. Характеристика доходов бюджетов разных уровней 340
12.5. Состав расходов бюджетов разных уровней 353
Глава 13. Бюджетный процесс в Российской Федерации 370
13.1. Основы организации бюджетного процесса 370
13.2. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов 378
13.3. Организация исполнения бюджетов 387
Глава 14. Государственные и муниципальные заимствования 395
14.1. Сбалансированность бюджета и методы ее достижения 395
14.2. Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований 403
14.3. Государственный и муниципальный долг, его классификация 409
14.4. Управление государственным и муниципальным долгом 412
Глава 15. Государственные социальные внебюджетные фонды 421
15.1. Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий 421
15.2. Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов 428
15.3. Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его функционирования 434
15.4. Фонд социального страхования Российской Федерации и его значение 442
15.5. Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формирование и использование 448
Глоссарий 455
Алфавитно-предметный указатель 484
Литература 490

Год выпуска : 2005

Жанр : Книги по экономике (учебник)

Издательство : «Экзамен»

Формат : DjVu

Качество : Отсканированные страницы

Количество страниц : 593

Описание : Учебник подготовлен в соответствии с курсом «Экономическая теория», программа которого утверждена Министерством образования Российской Федерации. Этот курс читается во всех вузах для студентов экономических специальностей и является основным.
Экономическая теория - фундаментальная наука, выработавшая за более чем 200-летнее развитие свои категории, понятия, законы, имеющая свой предмет, принципы анализа, методы обработки фактического материала. Деление экономической науки на экономическую теорию как чистую экономическую науку, лишенную социально-экономических отношений, и политическую экономию, отбрасываемую потому, что ее предметом служат социально-экономические (производственные) взаимоотношения между хозяйствующими в обществе субъектами, - это пренебрежение реальной действительностью.

ЧАСТЬ I. Основы экономической теории
Глава 1. Предмет, метод и функции экономической теории..28
Общее понятие о науке и месте в ней экономической теории..28
Предмет экономической теории....30
Основные черты социально-экономических (производственных) отношений.....34
Методология и методы экономического исследования....39
Функции экономической теории...44
Глава 2. Процесс производства, воспроизводства и его фазы....49
Общее понятие о процессе производства и воспроизводства...49
Роль и место распределения в воспроизводственном процессе...51
Отношения обмена...54
Потребление как завершающая фаза процесса воспроизводства и его предпосылка...59
Глава 3. Система отношений собственности в современной экономике...61
Экономическое содержание категории «собственность»....61
Формы собственности и формы хозяйствования...67
Правовые аспекты отношений собственности....73
Содержание экономической теории прав собственности и трансакционных издержек...75
Реформирование отношений собственности в России....79
Глава 4. Система экономических интересов, мотивов и стимулов....85
Экономический интерес как категория.....86
Потребность как материальная основа экономических интересов....87
Экономические интересы как система.....89
Функции системы экономических интересов. Мотивы и стимулы эффективного хозяйствования...98
Глава 5. Система экономических законов....104
Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества - главное предназначение экономической науки..104
Содержание экономического закона и методология его исследования.. 106

Экономические законы как система. К дискуссии об основном экономическом законе системы....110
Основное содержание экономических законов: экономии времени, повышающейся производительности труда и возвышения экономических потребностей...113
Глава 6. Рынок и рыночная экономика: содержание, функции, виды... 118

Понятие рынка и рыночной экономики. Субъекты рыночных отношений....118

Структура рыночной экономики...121
Инфраструктура рыночной экономики.....123
Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества....123
Основные виды и модели рыночной экономики....127
Особенности формирования рыночных отношений в России....128
Глава 7. Конкуренция как главный элемент в рыночной модели хозяйствования....131
Содержание понятия «конкуренция»....131
Функции конкуренции...134
Конкуренция и монополия....137
Основные формы современной конкуренции...139
Развитие конкурентной среды в России и конкурентоспособности отечественного производства...144
Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование: экономическое содержание и особенности России...150
Глава 8 . Содержание теорий трудовой стоимости и предельной полезности....157
Основное содержание теории трудовой стоимости....157
Основное содержание теории предельной полезности...162
Условия и причины формирования концепции предельной полезности....166
Достижения и просчеты теорий трудовой стоимости и предельной полезности..169
Глава 9 . Спрос, предложение и цена в системе рыночных отношений...173
Спрос и предложение: содержание и проблемы взаимодействия....173
Цена и ее формирование в рыночной экономике.....176
Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике...181
Глава 10. Сущность и функции денег....185
Происхождение денег...185
Функции денег.....187

Сущность денег. Особенности бумажных денег. Закон количества денег в обращении...189
Западные теории денег...194
Основные понятия к части 1....197
ЧАСТЬ II. Теоретические проблемы микроэкономики....201
Глава II. Предприятие (фирма) как главный субъект хозяйствования в условиях рынка....202
Общие представления о предприятии (фирме).....202
Акционерные общества (корпорации)....206
Основные западные теории фирмы....209
Глава 12. Капитал как материальная основа развития предприятия......215
Содержание понятия «капитал» и эволюция взглядов на его природу...215

Кругооборот и оборот капитала (производственных фондов) предприятия....222
Структура капитала (производственных фондов) предприятия. Физический и моральный износ основного капитала....227
Глава 13. Издержки производства: сущность, классификация и структура....231
Общие представления об издержках производства предприятия......231
Две концепции издержек производства: марксистская и неоклассическая...232
Методы снижения издержек производства предприятия. Особенности современной России...239
Глава 14. Денежные доходы предприятий и формы их проявления в рыночной экономике...246
Общее представление о доходах предприятия.....246
Заработная плата как форма денежного дохода наемных работников....248
Прибыль: экономическая сущность и функции....252
Ссудный процент....255
К проблеме экономической эксплуатации....258
Экономический риск: содержание и определяющие факторы....262
Глава 15. Особенности аграрных отношений. Земельная рента.
Цена земли....268
Содержание аграрных отношений и специфика производства в сельском хозяйстве....268
Рентные отношения в сельском хозяйстве и цена земли....271
Особенности формирования рынка земли в России....278
Специфика аграрного кризиса в России....283
Глава 16. Банк как субъект хозяйствования в рыночной экономике.
Ценные бумаги и фондовая биржа....286
Особенности коммерческого банка как субъекта хозяйствования....286
Ценные бумаги и фондовый рынок....289

Виды ценных бумаг и особенности ценообразования на фондовом рынке...291
Биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг...296
Формирование фондового рынка в России....297
Основные понятия к части II....300
ЧАСТЬ III. Теоретические проблемы макроэкономики....303
Глава 17. Общественное воспроизводство на национальном уровне....304

Общее понятие о макроэкономике. Цели и задачи макроэкономического анализа.....304
Моделирование в макроэкономическом анализе....310
Основные показатели результатов процесса воспроизводства на национальном уровне....314
Достоинства и недостатки двух методов исчисления конечных макроэкономических показателей....319
Баланс народного хозяйства и система национальных счетов....320
Национальное богатство страны: содержание и структура....323
Глава 18. Темпы и факторы экономического роста страны...327
Содержание понятия «экономический рост»....327
Факторы экономического роста...330
Теории и модели экономического роста....335
Темпы и выбор модели экономического роста для России...339
Глава 19. Уровень социально-экономического развития и типы экономического роста....344
Понятие «уровень социально-экономического развития» и его значение для макроэкономического анализа....344
Повышение уровня экономического развития как следствие и условие перехода к интенсивному типу экономического роста....351
Интенсификация процесса производства.....355
Глава 20. Научно-технический прогресс: сущность, проблемы воспроизводства экономической системой....358
Актуальность изучения НТП.....358
Экономическое содержание и функции научно-технического прогресса....359
Особенности современного этапа научно-технического прогресса - научно-технической революции....362
Особенности реализации мировых достижений НТР в различных моделях хозяйствования....368
Глава 21. Экономическая эффективность национальной экономики: сущность, уровень, тенденции изменения....375
Различия в понимании сути экономической эффективности и методов ее исчисления....375
Содержание понятия «экономическая эффективность национального хозяйства».....379

Количественная оценка экономической эффективности национального хозяйства....383
Проблемы повышения эффективности национальной экономики; особенности России....388
Глава 22. Накопление, инвестиции, сбережения.....395
Содержание процесса накопления (расширения) производства...395
Основные понятия, характеризующие процесс накопления.....398
Норма и эффективность накопления....400
Источники инвестиций.....402
Теория мультипликатора и акселератора....408
Глава 23. Макроэкономическое равновесие. Экономические циклы и кризисы....415
Равновесие экономической системы: общее понятие и особенности переходной экономики....415
Совокупныйспрос и совокупное предложение. Теории макроэкономического равновесия.....417
Цикличность как форма развития рыночной экономики....422
Промышленные (классические) циклы и кризисы.....424
Причины экономических кризисов и циклов. Основные теории....427
Длинные волны в экономике. Концепция Н. Кондратьева....430
Модификация экономических (промышленных) циклов. Антикризисная политика государства....432
Глава 24. Население. Занятость. Рынок труда. Безработица....435
Население как фактор развития национального хозяйства.....435
Воспроизводство рабочей силы....442
Занятость и рынок труда....445
Безработица: содержание и формы (типы) проявления...448
Глава 25. Государственное регулирование экономики.....456
Две основные концепции роли государства в рыночной экономике......456
Цели и инструменты экономической политики и государственного регулирования национального хозяйства....463
Индикативное планирование: содержание и роль в государственном регулировании рыночной экономики....466
Социальная политика государства....469
Социальная справедливость и равенство. Социальная дифференциация и государственное перераспределение доходов....471
Протекционизм: содержание и роль во внешнеэкономической политике государства....480
Глава 26. Денежно-кредитная и финансовая системы в процессе воспроизводства на национальном уровне.....483
Деньги, кредит и финансы как объективно необходимая форма развития рыночного хозяйства....483
Денежная система страны....484

Инфляция: сущность, причины, последствия....487
Кредитная система страны....490
Финансовая система и теория налогообложения...494
Основные понятия к части III....504
ЧАСТЬ IV. Теоретические проблемы мировой системы хозяйства...509
Глава 27. Мировое хозяйство: сущность и закономерности развития...510
Содержание понятия «мировое хозяйство»......510
Глобализация: сущность, противоречия, тенденции развития....513
Основные закономерности развития мировой экономической системы.....516
Мировой рынок рабочей силы....520
Проблемы развития теории мировой экономики после распада социалистической системы хозяйства....523
Глава 28. Международное разделение труда и интеграционные процессы в мировом хозяйстве....527
Истоки, тенденции, формы реализации международного разделения труда....527
Национальное хозяйство и международное разделение труда....532
Интеграционные тенденции в мировом хозяйстве....536
Глава 29. Различия в уровнях социально-экономического развития стран мирового сообщества. Слаборазвитость: экономическое содержание и пути решения....540
Неравномерность и различия в уровнях социально-экономического развития стран в мировом хозяйстве...540
Содержание понятия экономической слаборазвитости.....546
Эволюция теоретических взглядов на причины и пути преодоления слаборазвитости....550
Глава 30. Международный рынок капиталов. Валютная система мирового хозяйства....557
Международный рынок капиталов....557
Международная валютная система.....566
Глава 31. Экономические аспекты глобальных проблем....573
Сущность и формы проявления глобальных проблем...573
Обострение экологического кризиса во второй половине XX в.: причины, источники и методы решения....578
Основные понятия к части IV....588

Александр РОМАНОВСКИЙ

«МНОГИЕ МУЖЧИНЫ ДО СИХ ПОР НЕ ИЗБАВИЛИСЬ ОТ ДОМОСТРОЕВСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖЕНЩИНЕ, И ПОЭТОМУ, ЧТОБЫ БЫТЬ УВАЖАЕМЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ, ЖЕНЩИНЕ НАДО БЫТЬ ВЫСОКИМ ПРОФЕССИОНАЛОМ, МУДРОЙ, С ТВЕРДЫМ ХАРАКТЕРОМ, ТО ЕСТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВОСХОДИТЬ ОКРУЖАЮЩИХ ЕЕ МУЖЧИН ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПАРАМЕТРОВ».

В журнале для успешных женщин, естественно, невозможно не уделять значительного внимания сфере, которая касается каждой семьи, – образованию. И здесь обнаруживается немало ярких имен тех женщин, которые плодотворным трудом вписали свои имена в золотые страницы истории российского образования.
Сегодня на наши вопросы отвечает доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Алла Георгиевна Грязнова. Этот год для нее юбилейный. Ровно 50 лет назад она стала студенткой Московского финансового института и ровно 20 лет успешно, твердо стоит у руля управления одним из самых престижных вузов России – Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

АЛЛА ГЕОРГИЕВНА, ЖЕНЩИН-РЕКТОРОВ В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕ ТАК
УЖ МНОГО. С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО, НА ВАШ ВЗГЛЯД? ТРУДНО ЛИ
БЫТЬ РЕКТОРОМ ТАКОГО КРУПНОГО И ИЗВЕСТНОГО ВУЗА, КАК ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ?

– Положение женщины-администратора, педагога и ученого в системе образования сложнее, чем аналогичное положение мужчины. Ректор – слово мужского рода. Но когда этот высокий пост занимает женщина, то у нее к бесконечным заботам «мужским» добавляются и бесконечные заботы «женские» (дом, семья, дети – эти заботы в значительной степени ложатся на женские плечи). Именно у женщины-ректора предельно обостряется проблема времени. И когда удается обеспечить рачительный подход к использованию времени, преодолевается, пожалуй, одна из самых больших трудностей, возникающих у женщины-ректора, посвятившей себя образованию и науке. Думаю, что это одна из причин того, что среди ректоров женщины встречаются так редко.
Отвечая на вторую часть вашего вопроса, отмечу следующее: быть у руля управления Финансовой академии мне лично не трудно, хотя это сложная, исключительно ответственная и многогранная работа. Причин этому несколько.
Во-первых, прежде чем стать ректором, я прошла буквально все ступеньки институтской жизни: студентка, аспирантка, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, зав. кафедрой, проректор по научной работе и международным связям и вот уже 20 лет ректор. Прошла все формы и ступеньки общественной работы в вузе. Это дало знание всех участков работы изнутри, научило разбираться в людях, позволило накопить педагогический и жизненный опыт.
Во-вторых, мне крупно повезло с учителями. Профессора, у которых я училась, были настоящие эрудиты, умеющие вовлечь нас в творческую лабораторию интеллектуального труда. Они зажгли в нас жажду знаний, дали образцы демократичного, простого делового общения, подарили нам так много душевной теплоты и сердечности, что до сих пор я чувствую их огромный вклад в становление меня как личности!
В-третьих, у меня есть команда высококвалифицированных коллег, верных друзей – проректоров, директоров институтов, заведующих кафедрами, со многими из них меня связывают десятилетия дружной совместной работы. Я уверена, что они никогда не подведут. Именно благодаря этой команде мне как ректору удается ставить и решать многие сложные стратегические задачи.
В-четвертых, у нас прекрасные студенты. Это очень интересный и творческий народ. Наверное, сказывается высокий конкурс (7–10 человек на место, причем более половины абитуриентов имеют золотые или серебряные медали, или дипломы с отличием), который позволяет отобрать в академию лучшие кадры. Не случайно именно по их инициативе были созданы «Клуб отличников», «Клуб политического диалога», театральная, вокальная, хореографическая студии… Общение с ними доставляет мне море удовольствия, от них заряжаюсь молодым задором, хотя как ректор я человек очень строгий и требовательный, бездельникам спуску не даю и безжалостно исключаю из академии. Но у нас это все-таки редкое явление. Горжусь нашими выпускниками, их удачным карьерным ростом, умением честно идти по жизни, сохранять верность своей альма-матер, уметь поддерживать коллег-выпускников в трудную минуту. Это же великое счастье – видеть такие результаты своего труда!
В-пятых, это надежный домашний тыл – моя дружная семья. И муж, и дети, и даже внучки всегда меня поддерживали, помогали. Мои удачи в значительной мере связаны именно с ними.

А ЕСТЬ ЛИ ПРЕИМУЩЕСТВА У ЖЕНЩИНЫ НА РУКОВОДЯЩЕМ ПОСТУ?

– У женщины на руководящей должности значительно больше сложностей, чем преимуществ. Многие мужчины до сих пор не избавились от домостроевского отношения к женщине, и поэтому, чтобы быть уважаемым руководителем, женщине надо быть высоким профессионалом, мудрой, с твердым характером, то есть значительно превосходить окружающих ее мужчин по целому ряду параметров. Сложность связана и с миссией женщины как жены и матери, что требует значительного времени на домашние дела; при этом, несмотря ни на какие сложности на работе, умение дарить женскую ласку и нежность мужу, заботу детям и внукам.
Что касается некоторых преимуществ, то они, пожалуй, связаны с женской более тонкой интуицией, умением доводить начатое дело до конца, не гнушаться черновой работы и не стесняться влезать в мелкие детали, в которых часто зарыты главные «подводные камни неудач». Порой помогает решать вопросы и чисто женское обаяние, умение мудрых, умных мужчин-джентльменов подставить свое плечо, оказать помощь и советом, и делом.

ВАМ ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ ОКАЗЫВАТЬСЯ ОДНОЙ СРЕДИ МАССЫ
МУЖЧИН-РЕКТОРОВ, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ?

– Очень комфортно, потому что меня окружают умные, интеллигентные мужчины. Каждый из них – достойная личность, высокий профессионал в своей области, приятный собеседник. Я многому учусь у них. Наше общение происходит на равных, часто они обращаются за советом по отдельным вопросам, нередко меня по профессиональным соображениям просят возглавить подготовку отдельных принципиальных вопросов, вести сложные научные дискуссии, выступать в роли консолидирующего начала…

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ СВЯЗАТЬ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
ЖИЗНЬ С ТАКОЙ НЕПРОСТОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ – ФИНАНСАМИ?
ВЕДЬ ВЫ КОГДА-ТО СЕРЬЕЗНО ЗАНИМАЛИСЬ БАЛЕТОМ И МОГЛИ
ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ЭТОМУ ВЫСОКОМУ ИСКУССТВУ?

– Так сложились обстоятельства. В школе я была отличницей, писала стихи, рисовала, занималась балетом и мечтала стать преподавателем русского языка и литературы. Но… когда я закончила 7 классов, случилась беда. Мама тяжело заболела, и врачи не гарантировали ей жизнь. Мы с папой решили, что мне надо идти в техникум, чтобы поскорее приобрести профессию и «встать на ноги», пополнять скромный семейный бюджет – ведь я старшая дочка, а остальные детишки намного моложе меня. Когда самый дорогой человек – мама – находилась при смерти, мне было не до выбора профессии. Рядом с папиной работой в школьном здании временно (на период ремонта) находился финансовый техникум. Туда и отдали мои документы. К тому же, поскольку школьники занимались днем, то в техникуме занятия начинались вечером. Это было очень удобно: я целый день могла находиться около мамы, а вечером меня сменял папа.
Первые две недели мне было очень грустно на уроках: дебет, кредит, баланс, сальдо, какие-то счета… Ох, как занудно звучали эти слова! Но вот в класс пришла яркая, элегантная Татьяна Борисовна Щелокова, преподаватель по русскому языку и литературе. В классе взошло для меня солнышко. Своими лучами оно осветило даже занудные термины, и вдруг зазвучала поэзия цифр на уроках по бухучету, сберегательному делу, финансам… Учиться стало очень интересно, и я благодарна судьбе за эти счастливые три года.
Ну, а после окончания техникума в числе 5% выпускников-отличников была рекомендована для продолжения обучения в Московский финансовый институт.
Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, а если оно к тому же приносит радость, то зачем же ему изменять? Ведь это огромное счастье иметь возможность передавать свои знания, общаться с талантливой молодежью, помогать им овладевать сложной и ответственной профессией экономиста, способствовать формированию разносторонних личностей. И пусть не по русскому языку и литературе, а по экономической теории, экономике и финансам, но я все же пришла на педагогическую работу.

ВСЯ ВАША ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ СВЯЗАНА С ФИНАНСОВОЙ АКАДЕМИЕЙ, В КОТОРОЙ ВСЕГДА УЧИЛОСЬ НЕМАЛО МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН. НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ CРАВНИТЬ СТУДЕНТОК – ВАШИХ
СОКУРСНИЦ, ТЕХ, КТО УЧИЛСЯ У ВАС МНОГО ЛЕТ НАЗАД, И ТЕХ, КТО
УЧИТСЯ СЕГОДНЯ. СИЛЬНО ЛИ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА?

– Да, отличия огромные! Хотя есть и много общего – ведь студенты всегда остаются студентами. Это веселый, вольнолюбивый, жизнерадостный народ, у которого вся жизнь впереди.
Мои студенческие воспоминания относятся к 50-м годам. Особенности быта в те годы еще были связаны с отголосками войны, бедностью. Многие студенты занимали деньги до очередной стипендии, подрабатывали: девочки – уборщицами, мальчики – грузчиками. Жить было трудно, но по тем временам это воспринималось нормально, без психологических стрессов – ведь так жили все окружающие. Были свои дружные компании, с которыми продолжается общение и сейчас. Были свои любимые преподаватели, наивные диспуты о любви и дружбе, подмосковные работы на «картошке», летние стройотряды, освоение целины, кипучая комсомольская жизнь, многочисленные походы и экскурсии. Это поколение студенток отличала жажда знаний, коллективизм, чистота и наивность суждений, вера в светлое будущее, патриотизм, а по внешнему виду – скромность в одежде и естественность в облике. Мальчики в среде будущих финансисток были большой редкостью. В то время престижными являлись технические вузы.
Нынешние студентки отличаются и внешним обликом, и жизненными установками. Они модно, добротно одеваются, с помощью макияжа подправляют «недоделки» природы, свободны, раскованны в своем поведении, нет никакой зашоренности. Они более разносторонне развиты (многие занимаются на курсах иностранных языков, в музыкальных школах, спортивных секциях, художественных студиях), у них огромный информационный ресурс. В своих жизненных установках они весьма прагматичны. Главный их недостаток – мало читают, недостаточно знают классическую литературу и историю, получая значительный объем информации в готовом виде через СМИ, особенно телевидение, видео, Интернет. Между тем, именно чтение дает значительную пищу для ума, стимулирует развитие образного мышления, помогает формировать собственное суждение и восприятие жизни.
Переход на рельсы рыночной экономики в корне изменил отношение к финансовым профессиям. Они стали одними из самых востребованных, перспективных и высокооплачиваемых. Появились новые финансовые профессии и финансовые институты. Востребованными стали специалисты в области антикризисного управления, финансовые менеджеры, аудиторы, оценщики бизнеса. Изменился и демографический состав студентов. Сегодня соотношение женщин и мужчин в академии 57% и 43% (в 50-е годы оно соответственно было 85%и 15%).
Немало выпускниц Финансовой академии занимают высокие посты в законодательной и исполнительной власти, в финансово-банковской системе. Это депутаты Госдумы РФ Н. Максимова и Е. Панина, начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны РФ Л. Куделина, руководитель Департамента международных связей Правительства РФ Т. Валовая, член Национального банковского совета России Н. Иванова, заместители председателя Сбербанка РФ А. Алешкина, Б. Златкис и многие другие.
Среди самых юных талантливых студентов бесспорными лидерами являются представители «слабого» пола. В возрасте 10 и 11 лет поступили в Финансовую академию Анжела и Диана Князевы, которые за три года закончили пятилетний учебный план и, получив дипломы с отличием, были приняты в аспирантуру на кафедру Международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Ныне они проходят стажировку в Станфордском университете США и пишут кандидатские диссертации. В 2004 году в Институт международных экономических отношений Финансовой академии на специальность «Мировая экономика» поступила в возрасте 12 лет Ксения Лепешкина из села Буранное под Магнитогорском. Девочка отлично учится, уже стала лауреатом конкурса на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу.

ВЫ НЕОДНОКРАТНО ГОВОРИЛИ, ЧТО РАБОТА ЗНАЧИТ ДЛЯ ВАС
ОЧЕНЬ МНОГО. ПОРОЙ ВЫ РАБОТАЕТЕ С РАННЕГО УТРА И ДО ПОЗДНЕЙ НОЧИ. НО ПРИ ТАКОМ ГРАФИКЕ РАБОТЫ ХВАТАЕТ ЛИ ВАМ ВРЕМЕНИ НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ? И ЧТО ВЫ ВООБЩЕ СЧИТАЕТЕ «ЛИЧНОЙ
ЖИЗНЬЮ»?

– Должность ректора – огромная ответственность за многотысячный коллектив, нередко работа по 12 часов в сутки, огромное хозяйство, которым приходится управлять. Но когда ты знаешь и любишь свою работу, видишь, что она приносит значительную пользу людям, когда рядом твои друзья и коллеги, готовые работать в единой команде, когда ты имеешь счастье общаться с молодыми талантливыми студентами и аспирантами, то работа становится не в тягость, а в радость. Академия для меня – это мой родной дом.
Свободного времени у меня очень мало; посвящаю его своим очаровательным внучкам. Среди моих последних достижений: научила Машеньку играть в теннис. Теперь с ней единой командой «вызываем на бой» родителей. А еще люблю, забравшись с ногами на диван, «проглотить» исторический роман. В свое время мы с мужем решили, что должны обязательно выкраивать время, чтобы хотя бы один-два раза в месяц выбираться в театр, кино, на концерт… Но бывают, правда, и «театральные загулы» – так муж назвал время разных международных конгрессов, когда мы вместе с их участниками 2–3 дня подряд ходим в театры или на концерты.
«Счастливой личной жизнью» считаю ситуацию, при которой утром хочется идти на интересную творческую работу, на встречу с коллегами, а вечером с неменьшей радостью торопиться домой, где ждут родные, близкие люди. У меня именно так. И я благодарна судьбе за мою личную жизнь.

КАКОЕ, В ПРИНЦИПЕ, МЕСТО В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ РАБОТА, А КАКОЕ – СЕМЬЯ? КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ: ТРАДИЦИОННАЯ, ФЕМИНИСТСКАЯ ИЛИ ЖЕ НЕЧТО СРЕДНЕЕ,
КОМПРОМИССНОЕ?

– Мне ближе разумная точка зрения. Каждая женщина сама должна решать, какое место на разных этапах ее жизни должна занимать работа, а какое – семья. Мне всегда приходилось сочетать работу с делами семейными. Поэтому приучила себя к жесткой внутренней дисциплине, к рациональному использованию времени. У человека должен быть уютный дом, в котором он смог бы на время забывать обо всех проблемах и трудностях. Мне очень повезло: моя семья – моя надежная опора. Правда, хотелось бы уделять больше времени своим очаровательным внучкам.

ЧТО ТАКОЕ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, «УСПЕШНАЯ ЖЕНЩИНА»?

– Если говорить кратко, «успешная женщина» – это та, которая реализует свой творческий потенциал и получает от этого удовольствие.

КАКИЕ КАЧЕСТВА В ЛЮДЯХ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ИМПОНИРУЮТ, А
КАКИЕ, НАПРОТИВ, ВЫ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ПРИЕМЛЕТЕ?

– Ценю в людях доброту, порядочность, целеустремленность, принципиальность, коммуникабельность. Терпеть не могу лжи. Не прощаю ее никому и никогда. Все мои студенты и аспиранты знают, что говорить мне нужно только правду. Я и сама никогда не вру. И если даю обещание, то всегда его выполняю. Одной из самых отвратительных черт считаю зависть. Она разъедает человека изнутри.

ВАША РАБОТА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ У ВСЕХ НА ВИДУ, НО МНОГИМ ИНТЕРЕСНА И ВАША ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ. НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ НЕМНОГО РАССКАЗАТЬ О СВОИХ РОДИТЕЛЯХ, О ТЕХ, КТО СФОРМИРОВАЛ ХАРАКТЕР АЛЛЫ ГРЯЗНОВОЙ?

– Родилась я в Москве в простой трудовой семье. И на всю жизнь сохранила в сердце ту неповторимую атмосферу, которая царила в родительском доме: полное взаимное уважение, доверие и любовь, трепетное отношение мамы и отца друг к другу. Эта атмосфера и сегодня является для меня примером того, как нужно строить семью.
В семье росло четверо детей. Родители шутили: «У нас полный баланс – две девочки и два мальчика, двое родились в ноябре и двое – в декабре, двое с голубыми глазами и двое – с карими». Баланс сохранился и в последующей профессиональной жизни – двое занялись умственным (сестры), а двое – физическим трудом (столяры-краснодеревщики).
Жили мы в коммунальной квартире, в комнате площадью около 12 квадратных метров. Поскольку в такой комнате больше двух кроватей не умещалось, то на одной из них (полуторной) спали родители, а на другой (двуспальной) – мы «валетиком» (девочки в одну сторону, мальчики – в другую). До сих пор удивляюсь, как в этих условиях маме удавалось обеспечивать безукоризненную чистоту и порядок, уют в доме. И уж полной фантастикой является то, как удавалось создавать комфортную обстановку для учебы. Маленький двустворчатый платяной шкаф имел большое зеркало на дверце. Так мама разрешила мне превратить его в школьную доску. Готовя с младшими детьми домашние задания, чтобы не допускать исправлений в тетрадках, я сначала вызывала их по очереди «к доске» и с помощью мела мы решали на зеркале задачи. Мел, конечно, крошился, да и зеркало можно было повредить, но маминой мудрости хватало на все. Для нее важнее было создать условия для учебы. Вот с этих детских лет и зародилась, видимо, моя любовь к преподавательскому труду.
А еще у родителей я научилась терпимому отношению к чужим недостаткам и к жесткой самооценке собственных поступков, умению прийти на помощь людям, не дожидаясь, когда тебя об этом попросят, и не ожидая ответных шагов с их стороны. Железное правило «Дал обещание – сдержи его, чего бы тебе это ни стоило» и железное кредо «Разделенное горе – это горе наполовину, а разделенная радость – это радость вдвойне» стали и моими жизненными установками.
В 1959 году я впервые перешагнула порог Московского финансового института. С тех пор у меня одно место работы – родной МФИ, ныне Финансовая академия. Здесь судьба свела меня со многими замечательными людьми – крупными учеными, талантливыми организаторами, героями и скромными тружениками. Например, был в моей жизни человек, который оказал самое сильное влияние – Мариам Семеновна Атлас, женщина с совершенно удивительной судьбой. Она читала нам самые первые лекции в Финансовой академии, и как читала! Мы, студенты, в нее просто влюбились. Это блестящий оратор, талантливейший преподаватель-методист, добрый и отзывчивый старший друг. Крупный ученый, автор многих учебников по развитию банковской системы страны, экономической теории. Она имеет энциклопедические экономические знания, музыкальное образование, прекрасно знает историю, мировую литературу, читает наизусть Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Гете. Мариам Семеновна Атлас стала не только моим самым любимым преподавателем, но и учителем по жизни, «научной мамой». Она была моим научным руководителем при подготовке кандидатской диссертации, которую я защитила в 1964 году, и научным консультантом по докторской диссертации (1975 г.). М.С. Атлас доверила мне свою любимую кафедру экономической теории, которой бессменно руководила почти 30 лет, а когда я стала заведующей кафедрой, по-матерински помогала мне. До 90 лет она читала лекции, руководила научными семинарами, организовывала крупные международные конгрессы. Сейчас ей 94 года, возраст дает себя знать. Когда я навестила ее дома, она с прежним задором спела две песни – «Катюшу» и «По долинам и по взгорьям», причем спела от начала и до конца, а не так, как поем мы – один-два куплета, и все. Вот что значит старая гвардия! От нее я переняла гибкий стиль управления (порой лучше не приказать, а попросить; легче выполнять решения, которые созрели в результате предварительного демократичного обсуждения), умение отделять главное от второстепенного, не гнушаться черновой работы. Она научила радоваться за успехи других больше, чем за свои собственные. А сколько житейской мудрости проявляла она, выстраивая свою семейную жизнь! Мне до нее очень далеко, но я старалась перенимать многое и благодарна судьбе, что 50 лет смогла идти рядом с этой чудесной женщиной.

АЛЛА ГЕОРГИЕВНА, ВЫ 20 ЛЕТ У РУЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ. КАКИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ЗАДАЧИ УДАЛОСЬ РЕШИТЬ ЗА ЭТО ВРЕМЯ?

– Если говорить кратко, то вместо хорошего маленького камерного вуза с учебной площадью в 9 тыс. квадратных метров и двумя тысячами студентов, которые учились на 4 факультетах, мы сейчас имеем один из ведущих и наиболее престижных вузов страны.
Во-первых, это крупный учебный центр с 19 институтами. В нем одновременно обучаются 10 тыс. студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов из 40 стран мира; 20 тыс. специалистов ежегодно проходят повышение квалификации.
Во-вторых, это крупный центр научных исследований, в котором ведутся фундаментальные и прикладные исследования, готовятся учебники и учебные пособия для экономических вузов России и других стран СНГ; проводится большая экспертная работа по заданиям Госдумы, Совета Федерации, Правительства РФ; выполняются научные разработки по заказам отдельных министерств и ведомств, фирм.
В-третьих, это крупный методологический центр, возглавляющий Всероссийское учебно-методическое объединение по группе экономических специальностей, в который входит 702 вуза и их филиала. Здесь разрабатываются государственные образовательные стандарты, учебные программы и планы, проводится обмен опытом с целью совершенствования содержания и методики преподавания.
В-четвертых, это центр реализации многих международных программ. Финансовой академией заключены соглашения с вузами и финансово-банковскими структурами 50 стран мира, происходит обмен студентами и преподавателями, готовятся совместные научные разработки. С вузами ряда стран мы вышли на уровень «двойных дипломов». Так, 8 июля 2004 года в торжественной обстановке большой группе студентов, успешно прошедших годичную стажировку в Блумсбургском университете (США), были вручены ректорами одновременно два диплома: российский – Финансовой академии при Правительстве РФ и американский – Блумсбургского университета.
В-пятых, это центр интеллектуального воспитания. Большое внимание уделяется формированию многогранной интеллигентной личности. Многочисленные научные кружки, дискуссионные клубы, литературно-музыкальные лектории, шахматный клуб, многочисленные спортивные секции, студенческий театр, вокальная и хореографическая студии, конкурсы КВН, «Мисс и Мистер Академия», Клуб выпускников…
Большое значение придаем патриотическому воспитанию. Регулярно проводим вечера-встречи ветеранов войны и труда; доброй традицией стали новогодние благотворительные концерты для детей детских домов, новогодние елки, которые готовят сами студенты. Финансовая академия возглавила подготовку и проведение в ГЦКЗ «Россия» московского фестиваля песен прошлых лет «Это было недавно, это было давно», на который приглашаем ветеранские организации Москвы и Подмосковья. В общем, кипит настоящая студенческая жизнь, в которой формируются личности, вырабатываются их гражданские позиции.
В-шестых, в корне изменилась материально-техническая база. Общая площадь – свыше 120 тыс. квадратных метров, библиотечно-информационный комплекс с 1 млн книг на 40 языках, спортивно-оздоровительный центр с бассейном, тренажерными залами, комбинат общественного питания, собственная поликлиника, общежития. В учебном процессе задействовано 40 компьютерных классов, создана мультимедиатека, широко используются технические средства обучения, разработаны электронные учебники по всем базовым и выпускающим кафедрам.
Все это стало возможным благодаря дружной и слаженной работе всего коллектива.

ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ ЖЕНЩИНАМ, РАБОТАЮЩИМ В ВЫСШЕЙ
ШКОЛЕ?

– Прежде всего, низкий им земной поклон за их благородный труд, который, к сожалению, пока недостойно оплачивается. От всей души желаю всем женщинам, работающим в высшей школе, творческого вдохновения, богатырского здоровья, хороших студентов, талантливых аспирантов, большого личного счастья, удачи, успехов и … надежного финансового благополучия.

Грязнова Алла Георгиевна - настоящая легенда! Она является действующим президентом Финансовой академии Российской Федерации, первым вице-президентом Гильдии финансистов, заместителем председателя Высшей аттестационной комиссии, председателем Общественного совета Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, членом Международной налоговой ассоциации, сопредседателем Аудиторской палаты России, почетным профессором Российской академии госслужбы при президенте Российской Федерации и Международной бизнес-школы. Это далеко не полный список всех занимаемых должностей этой великой женщины. Более подробно познакомиться с ее биографией, личной жизнью и становлением как научного сотрудника и администратора предлагаем в данной статье.

Грязнова Алла Георгиевна: биография

Алла Георгиевна родилась в Москве (1937 г.) в семье простых рабочих. В то время мама работала бухгалтером, а отец - водителем. Появление на свет дочки стало счастливым событием в семье. Несмотря на то что семья жила достаточно скромно, да еще и в маленькой коммунальной квартире, родителям удалось создать в ней уют и обеспечить счастливое детство своим детям. После старшей Аллочки в семье появились еще трое детей (одна девочка и два мальчика).

Детство

Детство Аллы Георгиевны проходило в тяжелые военные годы. Отец ушел на фронт, а мама, оставшись с маленькими детьми и больной матерью, не только смогла дать образование детям, привить им любовь к жизни и людям, но и на собственном примере показала, что всегда и во всем нужно поступать по совести и помогать. Она вместе с дочерью готовила и отправляла посылки на фронт с собственноручно связанными носками и варежками. Более того, к таким посылкам всегда прилагались маленькие письма, всего в несколько строк, с добрыми словами поддержки и благодарности солдатам, которые сейчас на поле боя сражаются за их жизнь. Пятилетняя Алла всегда помогала маме и сама старательно выводила буквы.

Школьные годы и учеба

Школьные годы были наиболее красочными и прекрасными. С каким трепетом и благодарностью Грязнова Алла Георгиевна вспоминает свою первую учительницу, вступление в ряды пионеров и октябрят. Она уже со школьной скамьи была лидером и очень активным человеком, занималась в художественной самодеятельности, изостудии и балетной школе.

К сожалению, этот период жизни юной Аллы Георгиевны был омрачен тяжелой болезнью матери. Девочка помогала по дому и с воспитанием младших братьев и сестры, она была вынуждена уже после окончания седьмого класса покинуть школу и пойти учиться в техникум. В семье посчитали, что Алла должна как можно раньше овладеть профессией и быть в силах помочь поставить на ноги младших детей.

Техникум выбрали не исходя из специальности, а тот, что был ближе всего к папиной работе (буквально напротив нее). Это был финансовый техникум. Учиться приходилось по вечерам, поскольку своего здания у техникума на то время не было, а занятия проходили в помещении действующей школы, следовательно, после окончания основного учебного процесса. Но для семьи Аллы Георгиевны это было даже на руку. Девочка могла помогать по дому и всегда была рядом с тяжелобольной мамой (пока отец работал), а когда он приходил - девочка самостоятельно на метро добиралась на учебу.

Студенческие годы

Следующий период своей жизни Грязнова Алла Георгиевна называет незабываемым и весьма успешным: студенческие годы, прекрасные преподаватели, интересная наука, общественная деятельность и многое другое. После окончания обучения (с отличием) и приобретения престижной специальности экономиста перед ней открывались новые возможности. Алла успешно сдала экзамены и поступила в аспирантуру, началась и научная жизнь. Изменения касались не только профессиональной сферы, но и личной. В этот период Алла Грязнова знакомится и влюбляется в своего будущего мужа. Она досрочно окончила аспирантуру, через месяц состоялась ее свадьба, а еще через год (в сентябре 1965 года) в молодой семье рождается сын.

Переезд в новую квартиру, бытовые заботы, насыщенная научная деятельность, трудовые будни - все это отнимало много времени, поэтому, как говорит Грязнова Алла Георгиевна, сын большую часть своего детства проводил у ее родителей. Даже когда мальчику исполнилось семь лет, и нужно было идти в школу, бабушка с дедушкой готовы были и вовсе заменить ему родителей, чтобы только их дочь смогла воспользоваться предложением о научной стажировке в Соединенных Штатах Америки. Но вмешалась судьба.

Работа и научная деятельность

Московский финансовый институт стал для Аллы Георгиевны не только родной альма-матер, но и вторым домом. Здесь она встретила много замечательных людей, великих ученых и скромных тружеников.

Наиболее повлиявшей на судьбу будущего ученого и руководителя А.Г. Грязновой стала удивительная женщина, прекрасный педагог и мудрый руководитель М.С. Атлас. Мариам Семеновна стала не только самым любимым преподавателем, но и учителем по жизни. К тому же была и научным руководителем при написании Аллой Георгиевной кандидатской диссертации и научным консультантом при подготовке докторской, которую она завершила и успешно защитила в 1975 году. Более того, возглавлять кафедру, которой руководила М.С. Атлас практически 30 лет, она доверила именно ей. Таким образом, преемником научных взглядов и методик преподавания профессора Атлас стала сама Грязнова Алла Георгиевна. Семья всегда ее поддерживала и помогала не только словом, но и делом и, как говорит сама А.Г. Грязнова, именно это дало возможность добиться ей всего, что сейчас у нее есть.

Должность ректора

Подъем по карьерной лестнице шел достаточно стремительно и быстро. Вскоре Алла Георгиевна была назначена на руководящий пост проректора по научной работе и международным связям. А когда действующий ректор (Щербаков Владимир Васильевич) боролся с длительной болезнью, ей пришлось исполнять его обязанности почти два года. Устав от общественной деятельности, груза ответственности и всей административной работы, Алла Георгиевна все же смогла найти в себе силы, чтобы не только мужественно пережить уход из жизни своего руководителя, но и стать достойным его последователем. Таким образом, 26.06.1985 года ректором становится именно Грязнова Алла Георгиевна. Финансовая академия за период ее руководства стала передовым учебным заведением, масштабным инновационным центром, выпускающим квалифицированные кадры и талантливых ученых не только для России, но и для других стран.

Семья

Должность ректора, научная и преподавательская деятельность требуют времени, сил и желания. Все это ей дает надежный тыл в виде семьи. Как говорит сама Грязнова Алла Георгиевна, личная жизнь для нее сложилась счастливой, ведь проснувшись утром, ей хочется идти на работу, а вечером с не меньшим желанием возвращаться домой!

На сегодняшний день свободного времени катастрофически не хватает, но она всегда находит минутку, чтобы провести время со своими очаровательными внучками, а их у нее две - Машенька и Наденька. Рядом с ними бабушка не замечает усталости и чувствует себя намного моложе. Вместе они могут и в теннис поиграть, и книги почитать. Малышки уже и сами могут многому научить свою любимую бабулю. У них, например, даже есть специальная тетрадка, куда вместе с Аллой Георгиевной записывают молодежные слова (слэнг), который бабушка потом учит.

«Я благодарна судьбе за мою личную жизнь», - так говорит сама Грязнова Алла Георгиевна. «Дети, внуки, муж, работа - это моя жизнь. Благодаря им я чувствую себя счастливой!», - делится она.

Грязнова Алла Георгиевна у Познера

Восьмого февраля 2016 года героиней авторской передачи Владимира Познера стала и Алла Георгиевна. Она поделилась своим взглядом на в стране, уделив особое внимание вопросам подготовки качественных кадров. Гостья предложила конкретные механизмы, которые помогли бы эффективно модернизировать российскую экономику.

В интервью затрагивались также важные исторические моменты. В частности, Грязнова Алла Георгиевна ответила на такие вопросы: «Какой бы была Россия, если бы не было Первой мировой войны и революции?» и «Какова роль Сталина в истории России?». Более детально ознакомиться с этим интервью и услышать все ответы на заданные в эфире вопросы, вы можете на официальном сайте программы.

Заключение

В жизни Аллы Георгиевны, как и у большинства из нас, были черные и белые полосы. Но, благодаря родителям, их воспитанию, учителям и наставникам, воле судьбы и удаче, собственным человеческим качествам и отношению к жизни и людям, Алла Георгиевна смогла преодолеть все жизненные препятствия, с достоинством выйти из непростых ситуации и стать прекрасным примером для подражания.

Трудно переоценить ее вклад в современный финансовый мир. Отечество по заслугам оценило все старания Аллы Георгиевны, наградив множеством орденов и дипломов от общественных организаций.