Казиник: Что такое Школа будущего? Михаил Казиник: «В моей школе очень много смеются Комплексно волновые уроки по методике м казиника.

Давление в любой гармонической волне можно записать в виде

Амплитуда и начальная фаза колебаний зависят только от координат точки. Например (см. гл. IX), в сферически симметричной расходящейся гармонической волне и Из (22.1) следует, что скорость частиц, сжатие и другие характеристики волны в каждой точке также меняются с течением времени по синусоидальному закону.

Для гармонической волны волновое уравнение упрощается - подставляя (22.1) в волновое уравнение (16.1), получим так называемое уравнение Гельмгольца

В уравнение Гельмгольца входят производные только по координатам; таким образом, для гармонических волн зависимость от времени можно исключить из уравнений.

Если (22.1) есть интересующее нас решение уравнения (22.2), то, как легко проверить прямой подстановкой, функция

тоже есть некоторое решение, а значит, так же изображает волну, как и (22.1). Решение (22.3) отличается от (22.1) только сдвигом фазы на четверть периода. Любая линейная комбинация этих двух решений также есть решение. Для расчетов особенно удобна следующая комплексная линейная комбинация:

Здесь введено обозначение При такой записи волны стандартная для всех точек гармоническая зависимость от времени оказывается представленной множителем не зависящим от координат. Например, плоская гармоническая волна, бегущая по оси х вправо, запишется в виде Обычно

для краткости записи временной множитель опускают. Отметим, что умножение на равносильное умножению на соответствует изменению фазы колебания или фазы волны на четверть периода.

Величину в (22.4) называют комплексной амплитудой колебания; она зависит только от координат и характеризует амплитуду и фазу колебаний среды в различных точках. Уравнению Гельмгольца удовлетворяют как полное решение (22.4), так и его комплексная амплитуда в отдельности. Вещественная же амплитуда уравнению Гельмгольца не удовлетворяет.

Введенные комплексные гармонические волны удобны при расчетах, потому что в них входит только одна (экспоненциальная) функция вместо двух различных тригонометрических функций (косинус и синус), переходящих друг в друга при дифференцировании и интегрировании. Следует, однако, иметь в виду, сами комплексные решения уравнения Гельмгольца не имеют никакого физического смысла. Действительно, всякая физическая величина, всякое показание прибора, например отсчет по тому или иному индикатору, всегда есть вещественное число. Физический смысл имеет только вещественная часть комплексной волны. Для перехода от комплексной волны к имеющей физический смысл вещественной волне необходимо предварительно восстановить опущенный временной множитель а затем взять от комплексной величины вещественную часть. Чтобы вещественная часть результата операций над комплексными волнами равнялась результату тех же операций над вещественными частями комплексных волн, эти операции должны быть линейными: допустимо сложение, вычитание волн, дифференцирование их по времени и по координатам. Но, например, вещественная часть произведения не равна произведению вещественных частей комплексных чисел. Поэтому энергию или мощность волны нельзя получить непосредственно перемножением комплексных величин, характеризующих волну, а приходится возвращаться к вещественной записи (см. гл. IV).

При изучении гармонических колебаний и волн весьма удобно пользоваться также отношениями комплексных величин. Для гармонического процесса такое отношение не зависит от времени (множители сокращаются). Фаза полученного отношения равна разности фаз делимого и делителя. Если обе величины одной природы, например падающая на препятствие волна и отраженная волна, то модуль отношения равен отношению вещественных амплитуд этих волн. Весьма полезными оказываются и отношения величин различной природы, например давления и скорости (так называемый импеданс) и т. д. В дальнейшем мы часто будем встречаться с такими величинами.

Дифференцирование по времени комплексной волны осуществляется умножением на интегрирование - делением на Например, комплексная скорость частиц в комплексной

волне равна, согласно (13.3),

Отсюда видно, в частности, что движение каждой частицы в гармонической волне - плоское: скорость частицы параллельна векторам а компоненты вдоль этих векторов сдвинуты по фазе на четверть периода. В разных точках плоскость движения, частиц может быть разной.

Так же удобна для расчетов и сопряженная (22.4) комплексная комбинация

где звездочка, как обычно, обозначает комплексно-сопряженную величину. Обе комбинации различаются знаком при однако часто говорят, что вторая комбинация соответствует отрицательной частоте: это связано с видом временного множителя, принимающего для второй комбинации вид который действительно можно получить из временного множителя первой комбинации изменением знака частоты. При расчетах с отрицательными частотами все комплексные величины также должны быть заменены сопряженными значениями, дифференцирование и интегрирование должно осуществляться умножением и делением на комплексная скорость выразится через сопряженное давление формулой

плоская волна, бегущая направо, запишется в виде и т. д. Все результаты линейных операций получатся комплексно сопряженными по отношению к результатам, исходящим из выражений для положительных частот. Заменяются на сопряженныевообще все функции от комплексных характеристик волн, в частности и отношения комплексных величин, характеризующих волну (например, коэффициент отражения, импеданс). Окончательные результаты всякого расчета также получатся комплексно сопряженными по отношению к результатам, исходящим из выражений положительных частот. С отрицательными частотами приходится встречаться, например, в разложениях волн в интеграл Фурье, распространенный на частоты от до в случае, когда разложение Фурье производится по комплексным экспонентам, а не по тригонометрическим функциям.

При переходе к вещественной части результат получится один и тот же независимо от знака частоты: волны, различающиеся только знаком частоты, совпадают как физические объекты, несмотря на различную математическую запись.

Проект по внедрению Школы будущего

Михаил Казиник разработал оригинальную методику комплексно-волнового урока, которая призвана восполнить недостатки ныне существующих отечественных методик, которые существуют вне связи с сокровищами мировой культуры и вне пространственно-временных контекстуальных связей.

Методика родилась по необходимости - сегодня в эпоху интернета, когда объем информации вокруг нас удваивается каждые 2-3 года, школа уже не может существовать на уровне 50-х гг прошлого века.

Старая школа была создана давать знания и готовить будущих работников для индустриального производства. Сегодня это уже не нужно. Знания легко найти в интернете, процент занятых в собственно производстве постоянно снижается благодаря техническому развитию. В ближайшем будущем появится преобладающее количество людей свободных профессий. Именно они будут определять духовный потенциал страны, степень её творческой значимости, атмосферу жизни.

Поэтому сегодня главная цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

Это непросто. Учителям придется преодолеть ряд стереотипов, неверие в себя. Кто-то когда-то решил, что момент передачи знаний должен быть серьезным и трудным, что перед экзаменом положено нервничать и бояться плохой оценки. О какой самореализации ребенка может идти речь? А что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым? Если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?

Михаил Казиник провел такой эксперимент в г. Выкса Нижегородской области и назвал его методикой комплексно-волнового урока или Школой будущего.

Методика построена на развитии ассоциативного восприятия – способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Методика не только успешно прошла испытание на экспериментальной площадке, но и вызвала большой интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования.

Сегодня мы готовимся к следующему этапу – внедрить комплексно-волновой урок в ежедневную практику обычных школ.

Для этого необходимо, во-первых, найти талантливых, «горящих» учителей и научить их преподавать по-новому, а во-вторых, создать им в помощь методическую базу, материалы, каналы обмена информации и поддержки. Для решения этой задачи и реализуется наш Проект.

Нам нужны творческие люди, болеющие за дело, поэтому участником проекта может стать не любой учитель, а только тот, кто пройдет специальный отбор.

Для них мы готовы создать полный спектр необходимых условий и поддерживать в дальнейшем, помочь им стать «первыми ласточками», которые понесут свет дальше, своим ученикам.

Если вы считаете себя таковым и Вам интересно, пожалуйста, становитесь нашим учеником.

Нам нужна и другая помощь – важно, чтобы в Мастер-школу попали только те, кто «горит» миссией учительства, поэтому вводя строгий отбор по профессиональным качествам, мы делаем стоимость участия приемлемой для всех и ищем дополнительные источники финансирования. Мы призываем присоединиться всех, кто разделяет наше понимание проблемы и поддерживает наши взгляды, в качестве спонсоров, частных пожертвователей или организаторов мероприятий..

Давайте вместе сделаем школу местом истинного развития наших детей!

Комплексно-волновые уроки в школе 7 ключей.

Город Челябинск.

Всё получается!!!

  • Cегодня дожди всех мастей пролились в 3 «а» классе
  • Комплексно-волновой урок «Под знаком Солнца»
  • "Волшебные звуки"
  • "Мы рисуем МУЗЫКУ"
  • Мастера символизма
  • Международный день музыки
  • Комплексно-волновой урок 2-а класса






«Возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремится отыскать системы явлений: за отдельными людьми - общества и законов развития общественно-исторических формаций; за отдельными представителями растительного и животного мира - биологических видов и законов их эволюции; за отдельными физическими телами и химическими соединениями - материальной системы Земли в единстве ее различных уровней и т. д.». Философ В. П. Кузьмин.

Для развития творческого мышления школьников в своем авторском курсе «Слово и Дело» я использую НФТМ-ТРИЗ. Это педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и других приемов развития творческого мышления. Сама ТРИЗ довольно популярна в современном мире и многие крупные компании применяют ТРИЗ в своей деятельности. ТРИЗ - одна из самых сильных, на сегодняшний день, систем создания новых идей и изобретений.

Структура креативного моноурока НФТМ-ТРИЗ состоит из 6 блоков:

1. Мотивация (встреча с чудом);

3. Психологическая разгрузка

4. Головоломка (интеллектуальная разминка)

6. Резюме (итог)

Разработка урока:

Приветствие

Блок 1. Мотивация.

Задание 1. На доске написаны слова: организм, куча мусора, город, галька, урожай, симфонический оркестр. Требуется разбить на две группы по любому признаку общности объектов (кроме деления на группу природные и искусственные объекты). Обоснуйте классификацию.

Дети приходят к выводу о целостности одних объектов и «суммативности» других.

Задание 2. Послушайте отрывки из стихотворения Ф. И. Тютчева. Какую идею могли бы проиллюстрировать эти строки:

Звучит, как древле, пред тобою

Светило дня в строю планет

И предначертанной стезею,

Гремя, свершает свой полет!

И быстро, с быстротой чудесной

Кругом вратится шар земной,

Меняя тихий Свет небесный

С глубокой Ночи темнотой.

Морская хлябь гремит валами

И роет каменный свой брег,

И бездну вод с ее скалами

Земли уносит быстрый бег!

И беспрерывно бури воют

И землю с края в край метут,

И зыбь гнетут, и воздух роют,

И цепь таинственную вьют.

Выслушав догадки детей сформулировать: Различные целостные объекты вступают во взаимодействие друг с другом или Целостные объекты находятся в процессе постоянного взаимодействия друг с другом.

Задание 3. Видео отрывок сказки Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» «В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался всё чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше и больше думали, сидя в стручке, - что-нибудь да надо же было делать!

Век, что ли, сидеть нам тут? - говорили они. - Как бы нам не зачерстветь от такого сидения!.. А сдаётся нам, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у нас предчувствие!..». Что еще мы можем сказать о целостных объектах? Выслушав догадки детей сформулировать: Существуют целостные объекты внутри целостных объектов.

Как же такие целостные объекты называют одним словом? Их называют системы. Далее формулируем цель урока: изучить новую тему «Система».

Блок 2. Содержательная часть.

Задание 1. Давайте сначала сформулируем что такое система. Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Приведите примеры систем. На основании ответов формулируются идеи: Системы есть везде. Системы могут быть естественными и искусственными. Существуют системы внутри систем.

Задание 2. Работа в малых группах (4 группы). Разработать план-схему зоопарка, классной комнаты, научно-исследовательского центра изучения животного мира, комнаты психологической разгрузки. Далее (2 группы) решить проблему: Может ли зоопарк выполнять функцию научно-исследовательского центра изучения животного мира? Может ли классная комната выполнять функцию комнаты психологической разгрузки и снятия стресса? На основании ответов формулируется идея: Невозможно изменить функцию системы без изменения самой системы.

Задание 3. Фронтально. Представьте себе, что вы оказались в открытом море в лодке, в которой ничего не было, кроме 2 метров веревки. Помощь к вам может придти только через 10 дней. Что вы будете делать, для того, чтобы выжить? Выслушать идеи детей и записать их на доске. Прочитать все предложенные варианты решения проблемы и попросить детей найти в них что-то общее, принадлежащее всем вариантам: Что общего во всех ваших решениях? За счет чего можно решить проблему? Выслушать детей и, обобщая их ответы, подчеркнуть, что возможность использования каких-то вещей в непривычной функции может оказаться ключом к решению многих проблем.

Задание 4. Работа в малых группах (4 группы). Каждой группе предоставить схему какой-то одной системы и задание, связанное с ней:

1 группа: Какие еще функции могла бы выполнять городская транспортная система и каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

2 группа. Какие еще функции мог бы решать супермаркет? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

3 группа. Какие еще функции мог бы решать искусственный водоем, расположенный в черте города? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

4 группа. Какие еще функции могла бы выполнять система отопления? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

Блок 3. Психологическая разгрузка. Сконструируйте модель, для того чтобы можно было проиллюстрировать устройство какой-то системы (например, земная поверхность - географическая карта). Работа детей может быть как индивидуальной, так и групповой (по выбору учителя или детей). После завершения конструирования организовать выставку работ, предоставив детям побыть в роли экскурсоводов.

Блок 4. Головоломка (интеллектуальная разминка). Перед вами тексты: паровая машина, динамика популяций, кристаллы блещут симметрией, что такое Священное писание, Солнечная система. Они описывают системы: паровая машина, популяция, кристалл, Священное писание, Солнечная система. Один известный ученый разделил системы вот так:

Как вы думаете, по какому принципу он разделил эти системы? Выслушать предположения детей и познакомить их с существующим названием - статические и динамические системы. Какие из ваших моделей представляют собой статические, а какие - динамические модели систем?

Блок 5. Содержательная часть. Существуют какие-то общие принципы организации систем. Мы рассмотри с вами два таких принципа - «симметрия» и «пропорция». Они могут быть такими принципами.

Задание 1. Симметрия. На доске повесить несколько картинок с изображением различных примеров живых и неживых систем, имеющих симметрию, ярко выраженную в наружном строении (форме). На каждом примере должна быть проведена ось симметрии. Тексты: Что такое симметрия? Виды симметрии. Посмотрите на картинки и на ваши модели систем и ответьте на вопрос: Может ли симметрия быть общим принципом организации систем? Выслушав ответы детей записать сделанное заключение: Симметрия не может быть общим принципом организации систем, законы симметрии в живых и неживых системах различны (или имеют свои особенности).

Задание 2. Пропорция. Насыпьте в стакан с водой соли столько, чтобы образовался нерастворимый остаток, а затем спросить детей: почему соль не растворилась? Выслушать догадки детей. Причина случившегося - нарушение определенных соотношений. Действительно, качество вещи, ее свойства определяются не только составом ее частей, но и их количественным соотношением. Нарушьте соотношение песка, цемента, извести и воды - и в строительный раствор потеряет вяжущую способность, станет бесполезен; измените соотношение компонентов в приготовляемой пище - и самое изысканное по составу блюдо станет отравой. Эти факты позволили одному ученому сформулировать такую гипотезу: Пропорция - один из принципов организации систем. Как вы понимаете эту гипотезу ученого?

Давайте сначала вспомним, что в математике называется пропорцией. Выслушать детей и предложить им обратиться к словарю, для того чтобы выяснить более широкое значение этого слова (не только математическое).

Подвести итог и ввести понятие «золотого сечения» или «божественной пропорции»: Итак, пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания. Вы, наверное, встречались с понятием «золотое сечение» или «божественная пропорция». Этот термин ввел Леонардо да Винчи. Слово «сечение» в этом случае означает «деление на части». Так называли математики древности и средневековья деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Части «золотого сечения» составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка. Золотое сечение чаще всего применяется в произведениях искусства, архитектуре, однако есть данные о его присутствии и в природных системах.

Что необходимо сделать, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ученым?

Выслушать детей, подвести итог и предложить им выполнить задания.

Задание 3. Текст «Парфенон», иллюстрация «Парфенон». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого» сечения в различных архитектурных сооружениях.

Задание 4. Текст «Человек - существо симметричное и пропорциональное», иллюстрация «Аполлон Бельведерский». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого сечения» в скульптурных изображениях античности.

Задание 5. Текст «Математика растений», иллюстрация «Растение». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого сечения» у растений.

Подведение итогов. Попросите детей оценить полученные факты, как подтверждающие или опровергающие гипотезу ученого. Сформулируйте заключение: пропорции лежат в основе организации естественных и искусственных систем. Сравнить сделанный вывод с формулировкой исходной гипотезы. Сделать заключение о частичной доказанности исходной гипотезы (не было данных о социальных системах, этот вопрос требует специального рассмотрения, прежде чем можно будет сделать какое-то заключение.

Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. - М.: Паритет-МВ, 2006.

Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 3. С. 51-57.

Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2841-2845. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm . (Дата обращения 18.12.2017 г.)

Шумакова Н. Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей в средней школе / методическое пособие по программе «Одарённый ребёнок». Часть 6 (6 год обучения, тема «Система»). - М.: УЦ «Перспектива», 2015.

Мысль о необходимости пересмотра всей системы школьного образования автора созвучна вышеизложенным взглядам Кена Робинсона: «Нынешняя гуманитарная школа находится в состоянии цивилизационного тупика», « Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным 34 .»

Автор с культурологических позиций отмечает главную проблему школы и пытается найти выход из тупика: «В ней (школе) нет главного - комплексного подхода. В ней нет понимания, что изучать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, Норвегии - отдельно от Ибсена и Грига - бессмысленно. Ибо подлинная история Англии - Шекспир, а подлинная история Италии - эпоха Возрождения.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение. Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать 35 ».

В настоящее время автором разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока. Проведен эксперимент в г. Выкса Нижегородской области, который показал работоспособность методики комплексно-волнового урока, вызвал интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования. Следующий шаг – начать внедрение методики Школы будущего в российских общеобразовательных школах. Проект внедрения уже разработан совместно с Благотворительным фондом сохранения и развития культурных ценностей «Дельфис».

Михаил Казиник считает, что предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире: «Кто-то когда-то решил, что момент передачи знаний должен быть серьезным и трудным, что перед экзаменом положено нервничать и бояться плохой оценки. О какой самореализации ребенка может идти речь? А что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым? Если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес 36 ?»

Методика построена на развитии ассоциативного восприятия – способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

1. «Всякое произведение искусства - это не столько информация, сколько волна, источник духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик. Человек воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие произведения искусства есть показатель неисправности (или настроенности не на ту волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или починить приёмник.

2. Сегодняшний ученик приходит на урок искусства не столько как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник, настроенный на совершенно иную волну (о причинах читайте выше). То есть, у ученика существует предварительная установка. Снятие предварительной установки – первый шаг к восприятию.

3. Одно из условий успеха – чувство любви, которое возникает у ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий нормальный учитель, готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели.

4. Отмена веры в абсолютную само собой разумеющуюся правоту учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя начинать урок с объявления композитора, художника, скульптора, поэта как «ВЕЛИКОГО». Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или «ВЕЛИКОГО ПУШКИНА» обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в класс с предварительными сформированными абсолютно иными установками.

5. Принципом урока должна стать не прямая, а реверсивная (обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что определение ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда это слово окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений учителя.

6. Главным условием восприятия творения искусства (музыки, поэзии, картины художника) станет не обилие информации о нём, а создание волны, или, лучше сказать, точной волновой настройки, связывающей вибрацию музыкального, поэтического или изобразительного творения с вибрацией души ученика.

7. Принцип реверсии исключает также негативные оценки, которые некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым примитивным, пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В преподавании всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда ученики проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем, можно вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и пошутить над всем этим 37 ».

«В школе главное – интерес. Поэтому «побочным эффектом» является 100%-ное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще» - таково мнение автора.

Два сходных мировоззренческих подхода к проблемам образования :

Кен Робинсон, США

Михаил Казиник, Россия

О кризисе современного образования

Та система образования, которую сейчас настойчиво пытаются реформировать во всех индустриальных странах, была внедрена в жизнь в конце 18-19 веке, когда ручной труд составлял 80%, а умственный – 20%, чтобы удовлетворять потребности эпохи индустриализма…Эпоха прошла!

Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия. Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным.

Взгляд на современного учителя

В школе могут быть квалифицированные учителя, там может быть новейшее оборудование и учебники, но если учитель не понимает того, что все дети разные и каждому нужен отдельный подход, толку от его квалификации и новых учебников не будет никакого.

Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника. Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель? Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет.

Цель учителя (должно стать) – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать.

Какой не должна и должна быть школа

Мы все рождаемся с огромными естественными талантами, но наши образовательные учреждения склонны душить многие из них. Такая растрата талантов происходит из-за нескольких факторов: узкое сосредоточение на нескольких академических предметах, вытеснение из школ творческих и гуманитарных предметов, сухое преподавание математики и науки, одержимость стандартизированными тестами.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение. Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать. В настоящее время разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока.

О проблеме креативности и творческом мышлении

Креативность – не роскошь, а средство выживания. Очень непросто найти людей, которые могли бы принимать хорошие решения в неустойчивые времена, кто мог бы адаптироваться к новым возможностям и творчески отвечать на них.

Творческий человек, поставив вопрос, вызывает этим миллионы новых вопросов. Появляющаяся многозначность изменяет картину вещей и явлений. Творческая личность не довольствуется положением вещей и пробует добраться до сути явлений. При этом проявляется многогранность восприятия, вплоть до парадоксов.

Выводы:

Эпоха индустриализма прошла;Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным;

Мы все рождаемся с огромными естественными талантами. Обществу нужны люди с творческим смелым мышлением. Таких людей может воспитать новая школа, где задача учителя - вызвать у ученика жгучую потребность узнать.

Ниже мы процитируем отношение соотечественников – специалистов в области педагогики – лучших учителей страны по версии журнала «Русский репортёр», профессоров российских ВУЗов, чтобы увидеть точки соприкосновения в суждениях.