Казаки семиречья запретное. Семиреченское казачье войско

Семиреченские казаки охраняли границы Российской империи от набегов из Китая и Туркестана, участвовали в военных походах. Их история показательна и поучительна.

Новое казачье войско изначально располагалась в Семиреченской области, которая на настоящий момент расположена на территории двух независимых государств – Киргизии и Казахстана.

В этих степных районах казаки появились с 1847 года, когда началось массовое создание казачьих поселений в Киргизской степи, дабы обезопасить границы государства от бандитских набегов из Туркестана и Китая. Для этих целей были расквартированы 9-й и 10-й Сибирские казачьи полки.

Вскоре местное население (кара-киргизы) приняли русское подданство, что дало возможность казачьим формированиям двинуться вглубь Семиречья. На новой пограничной Заилийской линии сибирские казаки быстро выстроили оборонительные укрепления, который вскоре образовали город Верный (будущий город Алма-Ата). Сибирские полки вынуждены были находиться вдалеке от столицы Сибирского войска – Омска, что создавало проблемы с административным и военным управлением отдаленных полков. В 1967 году было организовано Семиреченское казачье войско, в котором 9-й и 10-й сибирские полки стали именоваться как 1-й и 2-й семиреченские казачьи полки. Первым атаманом семиреченцев стал генерал-майор Герасим Колпаковский.

Так, Сибирские казаки создали новое казачье войско. А это было особенно важно, ведь уже во времена правления Александра II казачьи войска приблизились вплотную к границам Китая. К 1868 году все войсковое казачье население Семиречья составляло чуть более 14 000 тысяч человек. В постановлении об организации войска говорилось, что главными задачами является закрепление за Россией территорий, охрана восточных границ и русская колонизация самых дальних краев империи.

Известный историк Е. Савельев отмечал, что «казаки умели ужиться с кочевниками и даже с некоторыми побрататься и породниться; вероятно, поэтому, боявшиеся и ненавидевшие „руссов” азиаты относились с большим уважением к казакам» .

Но это не мешало местным аборигенам вести постоянную борьбу против колонизаторов: в 1871 году казаки отправились в поход на город Кульджу, расположенный в китайской части Туркестана, а в 1873 году семиреченцы участвовали в знаменитом Хивинском походе. В итоге местные ханства с помощью казачьего оружия были присоединены к Российской империи. В 1879 году в войске ввели, по примеру Донского войска, новое положение военной службы.

Теперь служилый состав разделялся на малолетков, казаков трех очередей и запас; всей казачьей службы полагалось: 3 года малолеткам, 12 лет на полевой службе и 5 лет в запасе. Кроме того, в ополчении числились все казаки, способные к конной службе.

Семиреченские казаки

Таким образом Семиреченское Войско выставляло в мирное время 1 конный в 4 сотни полк, а в военное время 3 полка. То есть, как и в Сибирском войске, казаки практически полностью были лишены возможности вести подсобное хозяйство, ведь казаки должны еще выполнять ряд повинностей, в том числе предоставлять свои квартиры приезжим, содержать дороги и мосты, препровождать осужденных, перевозка почты и т.д. При этом не получая достойной оплаты. Все это не мешало казакам участвовать в военных походах.

В 1900 семиреченцы участвовали в Китайском походе для усмирения повстанцев-ихэтуаней. По примеру оренбургских казаков, семиреченцы служили в столице России Санкт-Петербурге. В русско-японской войне семиреченцы не участвовали из-за того, что в это время усмиряли мятеж в Туркестане. К началу ХХ века казачье население войска достигло 45 тысяч человек, которые проживали в 19 станицах и 15 выселках. Причем казачьи поселения были разбросаны на огромной приграничной территории, где соседями казаков были китайцы, казахи и киргизы. Однако, с постоянным расширением границ на восток, казачьи войска были не в состоянии прикрывать все новые и новые пространства. Для помощи семиреченцам вскоре были организованы забайкальское и амурское казачьи войска.

Атаманы южных станиц Семиреченского казачьего войска

на праздновании 300-летия дома Романовых, 1913 г.

Во время Первой мировой войны семиреченцы выставляли 3 конных полка и 13 отдельных (особых) сотен.

После Первой мировой и Гражданской войн семиреченские казаки были вынуждены отказаться от своей службы и образа жизни. В новой стране отвага и доблесть казаков была уже не нужна. Да и казаки не могли служить режиму, который в первые же годы привел в действие кровавый механизм расказачивания.

Большинство семиреченцев в 1920 году вынужденно эмигрировали в Западный Китай. После крушения Советского Союза казаки-эмигранты не смогли найти своих земель, теперь это территория независимых государств – Казахстана и Киргизии, где уже не помнят, что у истоков бывшей столицы Казахстана Алма-Аты стояли русские казаки.

Александр Гаврилов


Михаил Ефремович Ионов (1846-?) - русский генерал,

участник Туркестанских походов, наказной атаман Семиреченского казачьего войска

Казак ст. Надеждинской – Конон Дмитриевич Виников,

участник персидского похода 1909 г.,с женой и дочкой

Семиреки


Базой для создания Семиреченского войска стали два полка (9 и 10) Сибирского казачьего войска, переселенные на вновь присоединенные к России территории. Но первая станица в Семиречье (на севере) – Сергиопольская была основана сибиряками еще в 1847 г.

Прежде, чем перейдем к освещению вопроса о создании Семиреченского войска, необходимо понять – почему только здесь (в отличие от других территорий Средней Азии) было создано войско? Если мысленно выстроить на карте Российской империи всю цепь казачьих земель, то за исключением Донского (внутри страны) и Семиреченского они располагались либо на естественных рубежах исторических "русских" территорий страны, либо на границе кочевого мира. Семиреченское войско стало искусственным барьером между китайскими землями и кочевниками Средней Азии, в неспокойном мире которой царской власти нужна была постоянная опора для стабилизации положения и охраны внешних границ. Крестьян для переселения в столь далекий край было трудно организовать – нет железных дорог. А без них пустыни продолжали неизменно собирать свой "урожай" – человеческие жизни.

Выход виделся в казачьей колонизации, основой которой должны были стать сибирцы, уже бывавшие в этих краях, знающие язык и традиции коренного населения. Военный министр России Милютин предложил селить в Зачуйском крае исключительно казаков Сибирского войска, и, в крайнем случае – Оренбургского "но только не по жребию или назначению, а охотников..." Этот план не вызвал энтузиазма у сибирцев, которых все-таки направляли в Семиречье по жребию и назначению.

Но протестовать они не могли. Не могли и игнорировать установления казачьей службы, где: первые три года казак находился в "приготовительном разряде" (2 – в станице, а 1 – в лагерях); последующие 12 лет – в строевом разряде (первые 4 года несли действительную службу в районах, предписанных военным ведомством; следующие 4 года состояли в частях 2-й очереди, а затем – в войсках 3-й очереди в станицах). Находясь в частях 2-й очереди, они ежегодно отправлялись в лагеря, а в частях 3-й очереди проходили один лагерный сбор.

По Положению 1835 г. на казачьей территории запрещали селиться людям иного происхождения, но из-за недостатка кадров в новое войско зачисляли также крестьян, бессрочноотпускных солдат, мещан, а также китайских эмигрантов (солонья, манчжуров и калмыков). Планы заселения "илийскими" казаками предусматривали и территорию Кыргызстана – в 1860 гг. предполагалось поселить в Пишпеке 50 семейств, в Токмаке – 25, а линию казачьих поселений продлить до Иссык-Куля и Нарынского края.

Интересно, что предусматривалось выделение земель под казачьи выселки (хутора) или пикеты в Джумгале (на 50 дворов), в Кочкоре (50 дворов), в Куртке (100 дворов) и для оренбургских казаков.

Поневоле стали осваивать с 1875 г. полупустыню и берега Аму-Дарьи 2,5 тыс. уральских казаков-старобрядцев. Это были те, кто отказался подчиниться новому положению о всеобщей воинской повинности, был перечислен в мещане (но не лишен права вернуться в казачье сословие) и с семьей выслан в Туркестан. Казаков, отказавшихся подписать воинскую присягу (старообрядческая традиция не допускала письменной клятвы) стали называть "уходцами", хотя они не уходили, а шли под конвоем. В 1881 г. 500 из "уходцев" были прощены и возвращены в казачье сословие, иногда повторно отправляясь в Туркестан уже в качестве служивого или перечисленного в семиреченцы.

Противником дальнейшего расширения казачьей колонизации в Семиречье оказался... генерал-губернатор Туркестана К.П. фон Кауфман, писавший: "Казакам отведены лучшие... земли, без всякого внимания к правам и нуждам киргиз". Его сторонником был, как ни странно, Г.А.Колпаковский – первый наказной атаман Семиреченского войска. Колпаковский со знанием дела говорил о казачестве как о силе, не способной противостоять серьезному врагу, а кочевники же не нападали на линейные казачьи поселения.
Точка зрения двух генералов совпала с общим изменением характера, стратегии и тактики военных действий в мире. Казаки потеряли первоначальное значение и в Средней Азии как боевой авангард. Это не значит, что казачество "приказало долго жить". 13 июля 1867 г. военный министр Милютин подписал "Основные начала положения о Семиреченском казачьем войске", что фактически можно считать точкой отсчета его истории, как и истории наказных атаманов войска.

Первой крупной акцией, которую предприняло новое войско (вместе с сибирцами) под командованием Колпаковского, стал Кульджинский поход 1871 г. Кульджа была вторым по величине городом Илийской провинции, располагаясь на выгодных торговых путях во внутренние районы Китая. В 1871-81 гг. этот край находился под протекторатом России, а позже здесь обосновалось русское консульство, действовала школа военных переводчиков, отделение Русско-китайского банка. В самом городе было много русских магазинов, мельниц и даже небольшая больница. Впоследствии Кульджа сыграет важную роль в судьбе семиреков.

Сам Герасим Алексеевич Колпаковский был личностью, безусловно, неординарной. Потомственный дворянин с 16 лет служил в армии, пройдя путь от рядового вольноопределяющегося до генерала. С 1867 г. Г.А. Колпаковский в течение 15 лет управлял Семиреченской областью и одноименным казачьим войском. С одной стороны, он был активным проводником царской политики в Центральной Азии, а с другой – выступая патриотом России, ратовал за развитие дружественных отношений между местными жителями и переселенцами. Вот что писал очевидец – пишпекский врач и общественный деятель Ф.В.Поярков: "Это был не только военный человек, а администратор и организатор в лучшем значении этого слова, сердцу которого одинаково близки и дороги как экономическое положение обитателей, населяющих Семиреченскую область, так и прочие условиях их быта. Он старался всесторонне понять и изучить как жизнь полудикого кочевника, так и пришлого населения, чтобы одинаково быть полезным и всегда быть готовым прийти на помощь, как тому, так и другому". Известно, что Колпаковский подарил колодки с пчелами жителям села Покровки, после чего там развилось промышленное пчеловодство.

Конечно, Колпаковский – сын своего времени, условностей и порядков общества, к которому принадлежал. Но нельзя в оценке исторических личностей исходить только из их социального положения и происхождения. Тем более что Колпаковский был не только администратором, но и исследователем. Его сообщение "О древних постройках, найденных в озере Иссык-Куль" опубликовали в Петербурге в 1870 г., родив у властей мечту о приобретении в Европе водолазного костюма для их изучения.

Немало способствовал Г.Колпаковский ученым, а те в знак благодарности назвали его именем ледник хребта Кыргызского Ала-Тоо и один из видов тюльпанов. После смерти члена Военного совета империи Г.А.Колпаковского пишпекцы решили поставить ему памятник и даже пригласили в 1896 г. для этого архитектора Поля Базиля Гурдэ. Как свидетельствуют архивные документы, памятник этот общество желало бы иметь следующий: "чугунный бюст Его Высокопревосходительства в натуральную величину, поставленный на гранитный пьедестал, на котором должна быть металлическая доска с надписью "Генерал от инфантерии Герасим Алексеевич Колпаковский, покоритель кокандской крепости Пишпек и основатель города Пишпека".

У Г.А.Колпаковского были не только друзья, но и влиятельные враги. Поэтому, рассматривая просьбу, приемник Колпаковского – новый военный губернатор Семиречья В. фон Таубе указал, что Пишпек имеет более важную из общественных нужд, чем памятник Колпаковскому – расширение существующей церкви. Позже все-таки было принято решение о присвоении имени Колпаковского Первому Семиреченскому полку (находящемуся на постоянной, действительной службе), с которым он участвовал: в 1871 г. в Кульджинском походе, в 1873 г. – в Хивинском; в 1875-76 гг. – в завоевании Ферганской долины.

Отметим, что за исключением военного времени и периода массовых беспорядков Второй и Третий Семиреченские полки находились на льготе, т.е. в запасе. Кроме того, с 1906 г. станичники призывались в Гвардейский Семиреченский взвод, который входил в 3-ю (сводную) сотню Лейб-гвардии сводного Казачьего полка, охранявшего в Санкт-Петербурге императора Николая II. Служили семиреки вместе сибирцами в Кульдже, Чугучаке и в Кашгаре – в охранных сотнях при российских консулах.

Необходимо отметить, что рост семиреченского казачества шел медленно – через 20 лет после создания войска, указывал историк С.Бегалиев: "…в самых населенных казаками Копальском и Верненском уездах насчитывалось соответственно 520 и 876 дворов, разбросанных в станицах, выселках и пикетах". Но С.Бегалиев ошибался, когда утверждал, что "В Пишпекском же и Иссык-Кульском уездах, включенных в Семиреченскую область, не только не было казачьих поселений, но и не планировалось".

Сменившие Кауфмана и Колпаковского администраторы не только вынашивали планы увеличения численности семиреков за счет переселения сюда казаков из привычных к горам Кубанского, Терского и малоземельного Донского войск, но и мечтали создать особые полки из казахов, кыргызов, дунган, уйгур под командованием казаков. А чтобы защитить свое "Памирское золотопромышленное товарищество" предприниматель А.В.Козелл-Поклевский даже предлагал в 1912 г. туркестанскому генерал-губернатору А.Самсонову создать особое Алайское казачье войско, хотя тамошние условия не очень подходили для этого.

На территории Кыргызстана казачьи поселения появились, но только в начале ХХ в. Несколько особняком стоит история выселка Охотничьего (Нарын-кола) на реке Текес, который одно время числился в Иссык-Кульском уезде, но затем был отнесен к Джаркентскому уезду (современная территория Казахстана). Жители этого выселка находились на передовых рубежах России – до китайской границы 3 км. Не только воинскими качествами выделялись казаки из Охотничьего: сотник А.Ф.Берников активно интересовался древностями края, собирал их; казак Шайкин построил дорогу, существенно сокращавшую трудный путь по горам.

Со второй волной переселения в Кыргызстане увеличилось количество населенных пунктов (к 1914 г. до 200), в т.ч. станиц. И почти в каждой из них, построенных вдоль дорог или на берегах водоемов, оформлялся духовный центр – с православной церковью или молитвенным домом и, как правило, с небольшим садом из фруктовых деревьев.

В семиреченских станицах на 1 января 1914 г. насчитывалось 54340 чел. обоего пола. Это немного на фоне остальных казачьих областей, где в общей сложности проживало 4,5 млн. чел. Но нужно исходить из того, что европейское население Кыргызстана составляло всего лишь 1/10 от численности коренного – 700 тыс. чел. Поэтому 2,5-3 тыс. казаков и членов их семей в нескольких поселениях Кыргызстана вполне заслуживают отдельного анализа. Тем более что их положение сильно разнилось от экономического статуса прочих переселенцев и естественно, от положения кыргызов, казахов... Казаки имели одно немаловажное преимущество – большой земельный надел (до 50 десятин). Если же учесть, что казачество Семиречья в силу постоянной занятости по службе (служили с 18 до 36 лет) засевали всего лишь 18,9% площадей, а буквально накануне войны 1914 г. получили новые земельные наделы, то можно представить – с каким вожделением смотрели на эти наделы поздние переселенцы (т.н. самовольцы), бедствовавшие без земли и крыши над головой (некоторые жили в юртах).

Некоторые казаки были не очень усердными земледельцами: "Казаки либо по неумению, либо по нехотению, не использовали новые усовершенствованные орудия труда, а везли с собою во вновь освоенные земли тяжелую сибирскую соху, которой пользовались в течение нескольких десятилетий". "Семиреченские областные ведомости" с горечью сообщали, что: "Обработка земли велась ими без учета агрокультуры: не использовались травосеяние, севооборот, минеральные удобрения вообще не применялись. Навоз, естественное удобрение, либо попусту сжигался, либо бесхозно разбрасывался по территории станиц".

В 1907 г. на берегу Тюпского залива в 28 км. от уездного Пржевальска была создана первая станица – Никольская (Николаевская, ныне Николаевка). Первым делом, хотя насчитывалось в станице всего 20 дворов, казаки поставили вполне приличную деревянную церковь, на которую, как принято, был выделен земельный участок.

Станичники жили основательно – благодатная земля почти не требовала полива, мягкий климат, обилие речной и озерной рыбы, пасеки, тучные пастбища. Правда, землицы было по казачьим представлениям все-таки маловато – в 1911 г. даже начались волнения среди мобилизованных казаков, которые были встревожены намерением властей – взыскать все долги из мобилизационного пособия и пособия по случаю недавнего землетрясения, а средств от дохода с хозяйства хватило не всем станичникам. Здесь надо уточнить, что по данным Первого (строевого) Семиреченского полка на 1 сентября 1910 г. 19% казаков не имели лошадей для службы. Это заставляло казачью администрацию организовать выдачу пособий неимущим для приобретения коня и обмундирования. Если учесть, что каждый мужчина старше 17 лет должен был иметь верховую не упряжную лошадь (но такими были фактически только 80% выставляемых призывниками), то становится понятно – у малоимущих все пособие уходило на приобретение коня. И, конечно, попытка местной администрации решить проблему долгов, урезая и без того недостаточную для призывника сумму, вызывала возмущение. Явиться на службу станичнику без коня – опозорить всю семью (где уже в 4 года посвящали в казаки, когда, собрав родню, отец выстригал сыну волосы, давал в ручонки шашку и сажал на коня!)

Жители Николаевской не отгородились от остальных жителей. Они охотно приезжали в уездный центр в храмовый праздник. "В храме Пресвятой Троицы в Пржевальске, – вспоминала старожил М.Н.Любимова, – он выделялся на фоне других: изобилие зелени, выстроенные стройными рядами гимназисты и гимназистки, гарнизонные офицеры (и три «полных» генерала, живших здесь в отставке), чиновники, гости из окрестных сел и ближайшей к городу казачьей станицы Николаевской, гарцующие невдалеке любопытные кочевники придавали необычную торжественность и живописность празднику".

Самой большой (904 чел.) и зажиточной в Кыргызстане была станица Самсоновская (ныне Бурулдай) на правом берегу реки Чу в местности Малая Кемень, основанная в 1910 г. как раз накануне печально знаменитого Кеминского землетрясения. Очевидец основания станицы иеромонах Харитон отмечал, что жители всю зиму кормились только вареными зернами пшеницы. И все-таки за короткий срок Самсоновская успела обустроиться – центр станицы даже выделял казачий плац (площадь), на которой, по традиции, молодые казаки обучались строевой подготовке и джигитовке.

В станице были: начальная школа и правление, почтово-телеграфная станция. Быстро вставшие на ноги станичники, подчас сдававшие свои наделы (до 30 десятин на душу, т.е. 100-150 десятин на семью) в аренду, даже смогли создать Кредитное товарищество, подотчетное Государственному банку России.

Создание Самсоновской проходило болезненно – она возникла на землях кыргызов Сарыбагышской волости, у которых (вместе с двумя переселенческими селами) в 1909 г. отняли 48 тыс. десятин. Это, конечно, вызвало недовольство и протест, затронув земельные и имущественные интересы семьи манапа Шабдана – соратника казаков времен "покорения Ферганы".

Друг Шабдана – казак-учитель В.П.Ровнягин (приписанный к станице Самсоновской, хотя и не жил в ней) был уважаемой личностью. Именно он: создал около Токмака первую приходскую школу (реорганизованную в 1895 г. русско-туземную); инициировал открытие известного в крае курорта "Иссык-Ата" и стал его заведующим; сотрудничал с Русским Географическим обществом; организовал обучение взрослых (бесплатно) грамоте, географии, истории. Подвижническая деятельность В.П.Ровнягина вызывала огромный авторитет у населения и настороженность властей.

Кроме двух станиц в Кыргызстане был еще выселок Занарынский (Куланак), расположенный в глубине Тянь-Шаня – в 400 км от теперешней столицы. Этот выселок тоже создавался с превеликими трудностями, поскольку вызвало возмущение у кыргызов, у которых в 1906-07 гг. в урочищах Джамбулак и Куланак отобрали "зимовочные места, орошаемые их трудом под крестьянско-казацкие поселения". Но для властей было важнее это стратегическое, хотя и немногочисленное, казачье поселение – оно перекрывало дорогу контрабандистам. К тому же оно обеспечивало безопасность кочующим скотоводом, способствовало благосостоянию торгового местечка и оседлых жителей. И хотя в лучшем случае здесь жило сто с лишним казаков с семьями, это были надежные, выносливые люди, хорошо знающие местные горы, язык, традиции. Естественно, что у тамошних казаков легче проходила адаптация к высокогорью, да и расстояние до границы, места службы, ближе. Эти обстоятельства подвигли областное начальство расширить опыт Занарынского выселка.

Сохранилась фотография, на которой занарынские казаки пасут лошадей – удивительная идиллия исходит от нее, если не знать, что занятые неимоверно по службе казаки пустили свое крестьянство фактически на самотек. Посетивший казачьи поселения наказной атаман М.А.Фольбаум (в честь которого в Пишпекском и Иссык-Кульском уездах назвали два населенных пункта) был недоволен тем, что: "сельское хозяйство казаков, несмотря на все благоприятные условия для его процветания, повсюду в области на низком сравнительном уровне".

При всем при том семиреки давали большой выход зерновой продукции. Но это часто происходило не из-за умелой агротехники, а потому, что свои наделы казаки отдавали в аренду поздним переселенцам и переходящим на оседлость недавним кочевникам.

Тем не менее, по воле властей после подавления восстания 1916 г. появились новые станицы: Мариинская (около Пржевальска), Кегетинская (около Токмака) и ряд иных поселений, не успевших развернуться в связи с начавшейся революцией.

Семиреченские казаки охраняли границы Российской империи от набегов из Китая и Туркестана, участвовали в военных походах. Их история показательна и поучительна.

Новое казачье войско изначально располагалась в Семиреченской области, которая на настоящий момент расположена на территории двух независимых государств – Киргизии и Казахстана.

В этих степных районах казаки появились с 1847 года, когда началось массовое создание казачьих поселений в Киргизской степи, дабы обезопасить границы государства от бандитских набегов из Туркестана и Китая. Для этих целей были расквартированы 9-й и 10-й Сибирские казачьи полки.

Вскоре местное население (кара-киргизы) приняли русское подданство, что дало возможность казачьим формированиям двинуться вглубь Семиречья. На новой пограничной Заилийской линии сибирские казаки быстро выстроили оборонительные укрепления, который вскоре образовали город Верный (будущий город Алма-Ата). Сибирские полки вынуждены были находиться вдалеке от столицы Сибирского войска - Омска, что создавало проблемы с административным и военным управлением отдаленных полков. В 1967 году было организовано Семиреченское казачье войско, в котором 9-й и 10-й сибирские полки стали именоваться как 1-й и 2-й семиреченские казачьи полки. Первым атаманом семиреченцев стал генерал-майор Герасим Колпаковский.

Так, Сибирские казаки создали новое казачье войско. А это было особенно важно, ведь уже во времена правления Александра II казачьи войска приблизились вплотную к границам Китая. К 1868 году все войсковое казачье население Семиречья составляло чуть более 14 000 тысяч человек. В постановлении об организации войска говорилось, что главными задачами является закрепление за Россией территорий, охрана восточных границ и русская колонизация самых дальних краев империи.

Известный историк Е. Савельев отмечал, что «казаки умели ужиться с кочевниками и даже с некоторыми побрататься и породниться; вероятно, поэтому, боявшиеся и ненавидевшие „руссов” азиаты относились с большим уважением к казакам».

Но это не мешало местным аборигенам вести постоянную борьбу против колонизаторов: в 1871 году казаки отправились в поход на город Кульджу, расположенный в китайской части Туркестана, а в 1873 году семиреченцы участвовали в знаменитом Хивинском походе. В итоге местные ханства с помощью казачьего оружия были присоединены к Российской империи. В 1879 году в войске ввели, по примеру Донского войска, новое положение военной службы.

Теперь служилый состав разделялся на малолетков, казаков трех очередей и запас; всей казачьей службы полагалось: 3 года малолеткам, 12 лет на полевой службе и 5 лет в запасе. Кроме того, в ополчении числились все казаки, способные к конной службе.

Таким образом Семиреченское Войско выставляло в мирное время 1 конный в 4 сотни полк, а в военное время 3 полка. То есть, как и в Сибирском войске, казаки практически полностью были лишены возможности вести подсобное хозяйство, ведь казаки должны еще выполнять ряд повинностей, в том числе предоставлять свои квартиры приезжим, содержать дороги и мосты, препровождать осужденных, перевозка почты и т.д. При этом не получая достойной оплаты. Все это не мешало казакам участвовать в военных походах.

В 1900 семиреченцы участвовали в Китайском походе для усмирения повстанцев-ихэтуаней. По примеру оренбургских казаков, семиреченцы служили в столице России Санкт-Петербурге. В русско-японской войне семиреченцы не участвовали из-за того, что в это время усмиряли мятеж в Туркестане. К началу ХХ века казачье население войска достигло 45 тысяч человек, которые проживали в 19 станицах и 15 выселках. Причем казачьи поселения были разбросаны на огромной приграничной территории, где соседями казаков были китайцы, казахи и киргизы. Однако, с постоянным расширением границ на восток, казачьи войска были не в состоянии прикрывать все новые и новые пространства. Для помощи семиреченцам вскоре были организованы забайкальское и амурское казачьи войска.

Во время Первой мировой войны семиреченцы выставляли 3 конных полка и 13 отдельных (особых) сотен.

После Первой мировой и Гражданской войн семиреченские казаки были вынуждены отказаться от своей службы и образа жизни. В новой стране отвага и доблесть казаков была уже не нужна. Да и казаки не могли служить режиму, который в первые же годы привел в действие кровавый механизм расказачивания.

Большинство семиреченцев в 1920 году вынужденно эмигрировали в Западный Китай. После крушения Советского Союза казаки-эмигранты не смогли найти своих земель, теперь это территория независимых государств – Казахстана и Киргизии, где уже не помнят, что у истоков бывшей столицы Казахстана Алма-Аты стояли русские казаки.

25 июля 1867-го года (по новому стилю) было образовано Семиреченское казачье войско, одно из одиннадцати казачьих войск Великой Российской империи.

Его образованию предшествовали весьма драматичные события. В середине девятнадцатого века этот край стал местом борьбы между китайцами, поголовно вырезавшими население Джунгарского ханства, и практически такими же жестокими кокандцами. Единственная разница между противниками была в том, что китайцы учитывали факт пребывания казахов, живших на этих землях, в русском подданстве. За спиной же кокандских правителей стояли англичане, поддерживающие всех, кто мог воспрепятствовать продвижению русских в Среднюю Азию.

Несмотря на то, что казахские роды находились в русском подданстве, в начале девятнадцатого века ни русских войск, ни поселений в этих местах не было. Единственным выходом для местных жителей, когда на них наседали хивинцы, бухарцы или кокандцы, была возможность отойти под защиту укреплений Сибирской линии, построенной еще в восемнадцатом веке. Однако этот способ защиты не подходил для казахов в Юго-Восточном и Южном Казахстане, многие из них жили осёдло и не могли в одночасье бросить свои дома и поля. Именно эти племена кокандцы и стремились захватить в первую очередь.

Семиречье - область в Центральной Азии, ограниченная озёрами Балхаш, Алаколь, Сасыколь и хребтами Джунгарского Алатау и Северного Тянь-Шаня. Название региона произошло от семи главных рек, протекающих в этом краю: Каратал, Или, Аксу, Биен, Лепса, Сарканд и Баскан.

В конце концов, русским властям надоело смотреть на страдания своих степных подданных, было принято решение переместить линию русских укреплений южнее. Основным этапом стало образование Аягузского внешнего округа. На северо-востоке от озера Балхаш в селение Аягуз поселилась первая сотня казаков вместе со своими семьями. Их появление стало гарантией от кокандских набегов на казахские земли, лежащие севернее Балхаша.

Однако в 1841-ом году власть над несколькими казахскими родами взял в свои руки хан Кенесары Касымов. Будучи чингизидом, а также внуком Аблая - последнего всеказахского хана, Касымов провозгласил о выходе казахов из подданства Российской империи. Русские войска ограничились лишь усилением охраны караванов, направляющихся в Среднюю Азию и Китай, и обороны крепостей, возле которых стали собираться казахи, пожелавшие сохранить верность русскому царю. Вскоре русские возвели еще две крепости - Тургай и Иргиз. Деспотизм Касымова, насаждение им исламских законов, никогда не почитаемых казахами, в итоге, вызвали недовольство местного населения. В 1847-ом году племя дикокаменных киргизов взбунтовалось, взяло Кенесары в плен, обезглавило и отправило голову хана генерал-губернатору Сибири Горчакову.

В 1847-ом году в ответ на усилившиеся враждебные действия кокандцев отряд есаула Абакумова основал крепость Капал в шести сотнях вёрст южнее Семипалатинска. А в 1848-ом году должность пристава Большой орды занял майор барон Врангель, который взял в свои руки административное управление всем краем и расположенными здесь войсками. Местом пребывания пристава стала как раз Капальская крепость. Между Аягузом и Капалом для удобства сообщений им было приказано основать двенадцать пикетов. А в течение 1848-1850-ых годов к крепости переселяли казаков из девятого сибирского полкового округа, которые позднее основали здесь одноименную станицу.

4 апреля 1850-го года из Капала был направлен отряд, состоящий из двух сотен казаков и двух орудий, под предводительством капитана Гутковского. Их целью был захват крепости Таучубек - главный опорный пункт кокандцев в Заилийском крае. 19 апреля казаки приступили к осаде крепости, представлявшей собой редут длиной в сорок сажен в каждом боку и имевшей сто пятьдесят человек гарнизона. Однако на помощь обороняющимся войскам подошло трёхтысячное подкрепление. Отряд Гутковского был вынужден с боем отступить и 25 апреля он вернулся обратно. Но даже, несмотря на проваленное задание, умелые и храбрые действия русских казаков сумели произвести огромное впечатление на кокандцев. Уже через год, 7 июня 1851-го года, под стенами Таучубека оказался новый отряд под руководством подполковника Михаила Карбышева, отца знаменитого советского генерала. Его войско включало в себя четыре сотни казаков, батальон пехоты, шесть орудий и группы казахского ополчения. Решив, что бороться с русскими частями бесполезно, гарнизон крепости попросту сбежал. Крепость разрушили до основания, и уже 30 июля отряд возвратился в Копал.

Данные успехи привели к тому, что некоторые из высокопоставленных киргизских манапов стали просить русского подданства. Для упрочения влияния 2 июля 1853-го года в Заилийский край был отправлен новый отряд, состоящий из казаков Сибирских полков численностью в четыре с половиной сотни человек. Возглавил его новый пристав Большой орды майор Перемышльский.

Местное население, а именно капальские казахи, доставлявшие продовольствие и почту отряду Перемышльского, не признавали никаких ассигнаций. По просьбе майора им стали выдавать жалование не в бумажных деньгах, а в серебряных монетах. Их высоко ценили местные женщины, используя в качестве украшения для своих одежд. Данная традиция дожила до советских времён, даже в семидесятые годы прошлого века можно было найти пожилых казашек с чапанами, украшенными медно-никелевыми советскими монетами.


В конце июля 1854-го года Перемышльский совместно с инженером-поручиком Александровым провел осмотр долины реки Малой Алматинки и решил заложить здесь новое укрепление под названием Заилийское, из которого позднее вырос город Верный (сейчас он называется Алма-Ата).
1 июля 1855-го года под командованием следующего пристава Большой орды Шайтанова в Заилийское пришли первые казаки-поселенцы и заложили вокруг нее станицу. Начиная с 1856-го, каждый год сюда посылали по сотне казаков со своими родными и по двести семей из внутренних губерний Российской империи.

В 1860-ом году казаки под командованием майора Герасима Алексеевича Колпаковского организовали экспедицию на реку Чу и захватили кокандские крепости Токмак и Пишпек. После их возвращения из похода, 21 октября, произошло трёхдневное Узун-Агачское сражение, в ходе которого малочисленные силы казаков (около тысячи человек) наголову разгромили шестнадцатитысячное войско кокандского главнокомандующего Канаат-Ша. А 11 июля 1867-года была официально учреждена Семиреченская область, которая вошла в состав Туркестанского губернаторства. Герасим Колпаковский стал её первым губернатором. А 13 июля (по старому стилю) того же года из девятого и десятого полковых казачьих округов Сибирского войска было создано самостоятельное Семиреченское войско.

Герасим Алексеевич Колпаковский командовал Семиреченскими войсками почти пятнадцать лет, хотя по происхождению вовсе не был казаком. Он родился в Харьковской губернии в семье дворян. В шестнадцать лет в качестве рядового вступил в Модлинский пехотный полк. Вся его дальнейшая биография - ярчайший пример самоотверженного служения Отечеству. Он был истинным воином и защитником России. Достаточно сказать, что Герасим Алексеевич является одним из немногих полных российских генералов, дослужившихся до такого высокого чина, начиная с рядового и не имея никакого специального военного образования. Проникшись духом казачества, он сыграл огромную роль в становлении и развитии Семиреченских войск. Не являясь избранным атаманом, все семиреки единодушно признавали его таковым. В конце жизни он работал в Санкт-Петербурге членом Военного совета. Был награжден множеством российских орденов, включая усыпанный бриллиантами орден святого Александра Невского. 12 января 1911-го года, уже после его кончины, Герасима Колпаковского зачислили Вечным шефом первого Семиреченского полка.


Семиреченское казачество включало в себя четыре уезда и двадцать восемь станиц. Войсковым центром стал город Верный. Войско росло быстро, изначально состоя только из сибирских казаков, в конце девятнадцатого века оно стало пополняться кубанцами, которые целыми куренями выезжали в добровольно-принудительном порядке осваивать новые земли. В мирное время казачье войско имело один конный полк с тридцатью двумя офицерами и семью сотнями лошадей, в военное - три конных полка с сорока пятью офицерами и двумя тысячами лошадей. С 1906-го года взвод Семиреченских казаков входил в состав третьей сотни лейб-гвардии Сводно-казачьего полка.

Руководство осуществляло Главное управление казачьих войск через командующего Семиреченской областью. Командующий, в свою очередь, являлся наказным атаманом и подчинялся Туркестанскому генерал-губернатору. Семиреченские казаки отличались развитым самоуправлением, в станичных обществах было ведено почти полное самоуправление. Главный орган самоуправления - сход, включал в себя даже лиц невойскового сословия, имевших какую-либо недвижимость в районе станиц. Однако они имели право голоса только по делам, касающимся лишь непосредственно их.

Основными задачами Семиреченского войска была несение охранной и сторожевой служб, оборона восточных границ Туркестана и выполнение определенных полицейских функций. В отличие от, например, Донского, войско не имело постоянной территории и размещалось станицами с прилегавшими к ним земельными угодьями. Казаки-семиреки активно участвовали в экспедициях по завоеванию Средней Азии. В частности, вместе с сибирцами новообразованное войско под командованием Колпаковского отметилось в известном Кульджинском походе 1871-го года. В японской войне семиреченцы не участвовали, однако их мобилизовали и отправили подавлять вспыхнувшую в Туркестане смуту.

Любопытно, что основанные для защиты торговых путей из Синьцзяна в Россию и первоначальное место службы сибирских казаков станицы Софийская, Любавинская и Надеждинская, были так названы в честь дочерей генерал-губернатора Герасима Колпаковского.


После того как в 1869-ом году началась активная крестьянская колонизация края, между казаками, аборигенами и крестьянами началась пассивная конфронтация. Отделить себя от прочих переселенцев казаки-семиреки пытались, прежде всего, одеждой, которая несла в себе не только отличительные черты, но и демонстрировала гражданскому обществу, кто подлинный хозяин в данном регионе. Повседневной одеждой семиреченских казаков были верхние рубашки из малескина коричневого цвета и шаровары, похожие на популярные в то же самое время у сибирских казаков. Мундиры или куртки с застегивающимися крючками были короткой длины, но впоследствии их заменили на длиннополые. Под мундиром казаки носили стеганные ватные «теплуши» темного цвета. Папахи семиреков были выполнены из шкур ягнят каракульской породы трапециевидной формы. Летом вместо них носили фуражки с околышком. На верхней рубашке разрешалось носить цилиндрические пенальчики - газыри для патронов, обшитые тесьмой. Обязательно было наличие чуба, который зачастую завивали раскаленным на огне гвоздем. Говорили: «Казак не казак без чуба». Кубанцам в начале двадцатого века было разрешено носить свою собственную форму.

Казачки носили широкие сарафаны и юбки, рубашки с манжетами. Блузки были с пышными рукавами и плотно облегали тело. Их обшивали кружевами или тюлью. На головах у женщин были шали, платки или сшитые из дорогой материи околочники, чем-то похожие на береты. Волосы заплетали и оборачивали вокруг головы. Из украшений казачки предпочитали бусы и серьги, на ногах носили сапожки. В 1909-ом году у семиреченцев (как и в прочих казачьих войсках, кроме кавказских) ввели единое походное обмундирование: кители и гимнастерки защитного цвета, синие шаровары. Семиреченские казаки получили малиновые цвета - лампасы, околыши фуражек и погоны были малинового цвета.

Срок службы Семиреченского казака составлял восемнадцать лет, а затем еще десять лет он входил в станичное ополчение. В двадцать лет юношу зачисляли на один год в подготовительный разряд. Он должен был постигнуть курс начальной военной подготовки, справить обмундирование, амуницию и шашку, приобрести верховую лошадь. В двадцать один год возмужавший казак попадал в строевой разряд на двенадцать лет. Если время было мирное, то первые четыре года он проходил полевую службу в первоочередном полку, а остальные годы - льготную службу, в полках второй и третьей очереди. Со льготы обратно на полевую службу казака мог отправить только самодержец. В тридцать три года казак отправлялся на пять лет в запас. С этого времени его почтительно называли «стариком». В тридцать восемь лет он выходил в отставку, однако состоял в ополчении. Именовался он уже «господин старик». Лишь в сорок восемь лет наступало окончательное завершение службы. Таким образом, военная подготовка в станицах никогда не останавливалась, трижды в год проводились учебные сборы, в которых принимали участие три-четыре штатные сотни. Более четверти мужчин от двадцати до сорока восьми лет находились в постоянной боеготовности.


История заката Семиреченского казачьего войска тесно связана с их борьбой с Советской властью. 1917-ый год в жизни семиреченских казаков оказался крайне сложным. Практически все воинство находилось «под ружьем». Основные силы - первый полк, названный именем генерала Колпаковского - сражался на Европейском фронте в составе действующей армии, второй полк отправился нести оккупационную службу в Персидском государстве. В самом Семиречье казаки были вынуждены ликвидировать последствия киргизского мятежа 1916-го года, а в июле следующего года в регионе начались революционные беспорядки, организованные уже русским населением. Вдобавок к этому у казаков никак не выходило легитимно провести выборы атамана для того, чтобы сосредоточить всю власть в одних руках. Наконец, 14 июля Временное правительство назначило на эту роль генерал-лейтенанта Андрея Кияшко. Новый командующий войсками попытался навести порядок в области, расформировал большевицки настроенные пехотные и артиллерийские части, арестовал основных зачинщиков беспорядков, однако революционный вал неукротимо накатывался на Семиречье.

В конце октября большевики в Ташкенте поддержали выступления в Петрограде, и семиреченскому казачеству пришлось открыто выступить против новой власти. Во всех станицах началось формирование добровольческих сотен из казаков, способных носить оружие. С целью пресечения «большевицко-хулиганских выступлений» в области было введено военное положение. Также Войсковое правительство решило отозвать из действующей армии все семиреченские части и сделало попытку присоединиться к Юго-Восточному Союзу, образованному в Екатеринодаре. В это же время среди населения продолжал проводить большевицкую агитацию Совет солдатских депутатов, распущенный лишь к 26 декабря. Предпринятых казаками мер оказалось недостаточно. Кияшко был схвачен, привезен в Ташкент и убит. 30 ноября 1917-го года Советская власть установилась в Омске, а 4 февраля и в Семипалатинске. Семиречье попало в изоляцию. Продукты извне перестали поступать, телеграф и почта не работали.

Семиреченское войско было обладателем огромных земельных угодий (более семисот тысяч гектар). Поэтому неудивительно, что хлебопашество являлось самым главным и прибыльным предметом хозяйства. Помимо этого казаки занимались коневодством, разведением крупного рогатого скота, пчеловодством, и, весьма незначительно, рыболовством. Вопреки распространенному мнению, пьянство среди семиреков никогда не культивировалось и не поощрялось.


31 января в город Верный из Персии прибыл второй Семиреченский полк. Однако еще в пути полк подвергся большевистской пропаганде, многие молодые бойцы, поверившие обещаниям большевиков сохранить казачьи земли, сложили оружие в Самарканде. 13 февраля состоялись новые выборы, на пост Войскового атамана был выбран командир второго полка полковник Александр Михайлович Ионов. Но в ночь на 3 марта революционно настроенные казаки совершили восстание в Верном и разогнали Войсковой Круг. После переворота образовался Военно-революционный комитет, который арестовал атамана Семиреченского войска и распустил Совет. Даже возвращение из действующей армии первого казачьего полка и Семиреченского взвода Лейб-Гвардии не изменило ситуации. Частично разоруженные фронтовики разъехались по своим домам. Однако вскоре грянула Гражданская война, и многие из них, руководимые Александром Ионовым, приняли в ней участие на стороне белого движения.

В мае к городу Верному подошли красногвардейские отряды, в ходе боев были взяты станицы: Любавинская, Малая Алматинская, Софийская, Надеждинская. В них проводился безжалостный террор, казаков принародно расстреливали, их имущество, скот и инвентарь реквизировали. А в начале лета 1918-го года появляется целая серия декретов Советской власти о навечном аннулировании сословия казаков, а также их учреждений и должностных лиц, конфискации имущества и денежных сумм, лишении избирательных прав и многом другом. Подобная политика была названа в народе «расказачиванием». В это же время отряды разбитых и деморализованных семиреков вместе с атаманом Ионовым отступали в Северное Семиречье и к китайской границе. Однако 20 июля из Семипалатинска от белых войск подошло подкрепление, и казаки атаковали. Вскоре ими был освобожден Сергиополь, во многих станицах вспыхнули восстания. В ряде мест к отрядам казаков стали присоединяться крестьяне-старожилы и казахи. В освобожденных станицах начали формироваться самоохранные сотни и милиционные отряды, накапливаться силы для решающего похода на юг. В ответ Советская власть вынесла решение о создании Семиреченского фронта.

Политика геноцида казаков пошла на убыль лишь в декабре 1919-го года с момента прибытия бывшего главкома войск Туркестана Ивана Белова. В частности, он запретил расстреливать пленных казаков, а также насиловать, грабить и убивать в станицах - «…не насилуйте, не глумитесь, не издевайтесь...». Фрунзе отмечал: «Уже два года идет ожесточённая война на землях Семиречья. Сожженные аулы, станицы и сёла, разоренное и обнищавшее население, обращенный в кладбище, некогда цветущий край - это явилось ее результатом».


К осени 1918-го года Семиреченский фронт держался по линии Копал - Абакумовка - Аксу - Сымбыл-Кум. Сплошного фронта, конечно, не было, воинские части размещались в населенных пунктах, отправляя в самые ключевые места конные разъезды. Передышки между боями семиреченские казаки использовали для вооружения и переформирования стихийно возникших воинских частей. В частности был воссоздан первый Семиреченский казачий полк, однако из-за нехватки местных офицеров в него были направлены офицеры-сибирцы.

После того, как Семиреченское казачье войско было ликвидировано, а казаки, оставшиеся на своих землях, подвергнуты «расказачиванию», было запрещено даже употреблять само слово «казак». В официальной биографии панфиловца Николая Ананьева, например, черным по белому написано, что родом он из бедной крестьянской семьи. На самом деле герой является родовым казаком из станицы Сазановской, стоявшей на побережье Иссык-Куля. А бедной его семья стала как раз после «расказачивания».


В конце 1918-го года генералу-майору Ионову пришла мысль о повальном «оказачивании» населения области. По его мнению, данное мероприятие было необходимо, дабы сгладить все противоречия между крестьянами и казаками, а также увеличить свое войско. Однако простой люд боялся тягот воинской службы и неохотно шел в казаки, а те, кто и в самом деле записывался, вызывал ответную ненависть соплеменников. В декабре с приказом освободить Семиречье от красных в область прибыл неуловимый атаман Сибирских казаков Борис Анненков, получивший под командование второй Степной корпус. С этого же момента начинается его вражда с Александром Ионовым.

Весной-летом 1919-го года боевые действия затихли и велись в основном вокруг зоны Черкасской обороны. Несмотря на упорное сопротивление большевиков, в июле белые войска захватили большую часть территории, а также отразили ряд атак войск Северного фронта, нацеленных на прорыв и соединение с черкасскими защитниками. В свою очередь красным удалось отбить удары по своим флангам в районе Кольджата, Джаркента и Пржевальска. В октябре 1919-го Колчак отозвал Ионова в Омск, заменив его генерал-майором, семиреченским казаком, Николаем Щербаковым, который сумел найти общий язык с Анненковым. Однако в конце года в Сибири ситуация для белых стала угрожающей, Пал Омск, был потерян Семипалатинск. Семиреченская армия оказалась отрезана от основных сил, а сам регион наводнили голодные, тифозные и обмороженные остатки оренбуржских войск. После того как 12 января 1920-го года большевики взяли Сергиопольскую станицу - самый северный опорный пункт семиреков, белая армия оказалась зажата в тиски с юга, запада и севера. На востоке, в тылу у них была китайская граница. Тем не менее, Борис Анненков принять решение закрепиться и удерживать позиции. Для этого имевшиеся части были переформированы и разделены на Северную (остатки Оренбургской армии), Центральную (возглавил сам Анненков) и Южную группы.

После прихода тепла возобновились боевые действия. К этому времени у казаков почти закончились боеприпасы и продовольствие. Реквизиции у местных приводили к волнениям и недовольству не только среди жителей, но и внутри армии. Когда стало ясно, что удержать фронт нельзя, Анненков передал приказ отходить к границе. Однако не все командующие его выполнили, многие предпочли капитулировать (практически вся Южная группа), сдаваясь вместе с остатками войск после получения гарантий безопасности и недопущения расправ. Отрядам Северной группы удалось преодолеть перевал Кара-Сарык, после чего они были интернированы. Последней Россию покинула Центральная группа Анненкова.

Один курьезно-трагический факт. В 1924-ом году большевики основали газету «Семиреченская Правда». Однако название очень остро напомнила жителям о Семиреченских казаках. К тому же само название региона - «Семиречье» - выдумали казаки. Вскоре после выхода первых номеров газету было решено переименовать в «Джетысуйская Правда» (по-казахски Джеты Су как раз означает семь рек).


После разгрома белых, война в Семиречье, к сожалению, не закончилась, изменились лишь формы и масштабы. Вместо крупномасштабных сражений действия свелись к подпольной работе казачьих групп и мелким вылазкам партизанских отрядов. Новая власть заигрывала с киргизами, уйгурами, дунганами, попыталась создать национальные части из мусульманского населения. Все это при непрекращающихся реквизициях продовольствия и зачистках станиц послужило поводом к брожению среди русского населения, вылившегося в Верненский мятеж.

Часть эмигрировавших казаков-семиреков отправилась дальше на Дальний Восток, другая - осела в Синьцзянском районе Китая. Вскоре оставшиеся казаки возобновили вооруженную борьбу с большевиками. Они совершали стремительные набеги на территорию России, громя и уничтожая небольшие отряды красных. Граница между Западным Китаем и Семиречьем стала напоминать линию фронта. В свою очередь, большевики проводили среди эмигрировавших казаков пропагандистские кампании за возвращение, неоднократно подкупали власти Синьцзяна, дабы получить разрешения на ввод в провинцию крупных карательных отрядов, совершающих рейды по казачьим поселениям. В 1921-ом году во многих городах Синьцзяна появились торговые представительства РСФСР, а под их прикрытием страну наводнили агенты ЧК, начавшие охоту за руководителями белого движения. Недооценив работу советских спецслужб, погибли главные лидеры сопротивления: атаман Оренбургского казачества Александр Дутов и полковник П.И. Сидоров, был заманен в ловушку и вывезен в СССР на казнь Борис Владимирович Анненков. Семиреченский атаман Николай Щербаков, не дожидаясь прихода наемных убийц, двинул с небольшим отрядом на восток. Однако в пустыне Гоби он подхватил пятнистый тиф и умер в сентябре 1922-го года. Казаки из его отряда дошли до Шанхая, где основали Семиреченскую казачью станицу.

Одним из немногих выживших предводителей Семиреченских казаков был атаман Александр Ионов. Эвакуировавшись из Владивостока, он оказался в Новой Зеландии, потом в Канаде и, наконец, в США, где и прожил до конца своей жизни. Ионов умер 18 июля 1950-го года в городе Нью-Йорке.


Итогом братоубийственной Гражданской войны стало уменьшение казачьего населения России с четырех миллионов человек до двух. Тысячи из них, спасаясь от гибели, навсегда покинули Родину. После окончательной ликвидации своих врагов, встав на ноги, Советская власть заново принялась уничтожать потенциальных противников. Начиная с 1928-го года, в Семиречье снова начались аресты, изведение казачьего уклада жизни, насильственное переселение с земель предков, раскулачивание. Теперь уже под общую гребенку попали и русские крестьяне, бывшие в прошлом врагами казаков. Новая власть искореняла даже память о казачьем Семиречье, с географических карт пропадали исконные названия поселков, станиц и городов. Исторические факты искажаются, из памяти народа вытравливается все связанное с пребыванием не только казаков, но и русских на этой земле...

Источники информации:
http://skook-kazkurer2.ucoz.ru/index/semirechenskoe_kazache_vojsko/0-21
http://cossaks7rivers.narod.ru/main/atamany.htm
http://russiasib.ru/semirechenskoe-kazache-vojsko/
http://passion-don.org/tribes/tribes_29.html

В начале декабря губернатор Ставрополья Валерий Зеренков на заседании местного совета по вопросам межэтнических отношений объявил о намерении принять у себя в регионе, по программе переселения соотечественников, казаков-семиреков - из Киргизии и Казахстана. Заявление Зеренкова совпало с проведением в Бишкеке первого с дореволюционных времен круга Семиреченского казачьего войска, на котором был выбран единый атаман - Геннадий Баженов. Ему, видимо, и предстоит заняться переселением в Россию своих соплеменников и единоверцев.

На задворках империи

Семиреченское казачье войско появилось на свет на пике территориальной экспансии Российской империи в Средней Азии. В 1864 году русскими войсками генерала Черняева был взят Чимкент, в 1865-м - Ташкент, в 1866-м - Ходжент и Джизак, в 1868-м - Самарканд. В том же 1868 году Кокандское ханство фактически попало в зависимость от России, которая вышла непосредственно к границам китайских владений. Киргизские и казахские племена, подчиненные ханству, начали переходить в российское подданство еще раньше, и в 1867 году, вслед за Туркестанской - в составе Туркестанского генерал-губернаторства - была образована Семиреченская область (ныне это территория Киргизии и Казахстана). А заодно с ней и одноименное казачье войско, для чего из Сибирского казачьего войска были выделены 9-й и 10-й полковые округа. Первым атаманом Семиреченского казачьего войска стал Герасим Колпаковский. Семиреченским казакам были дарованы все права и привилегии сибирских казаков.

Семиреченские казаки участвовали в Хивинском походе 1873 года, Кокандских походах 1875 и 1876 годов, Первой мировой войне. Что касается отношений с местным населением, которое на протяжении всего периода с середины XIX века до революции 1917 года периодически бунтовало, то, как писали "Донские областные ведомости " в 1913 году, "казаки как-то умели ужиться с кочевниками и даже с некоторыми побрататься и породниться; вероятно поэтому боявшиеся и ненавидевшие "руссов" азиаты относились с большим уважением к казакам, несмотря на отобранную землю и нарушения юридических и общественных прав завоевателями".

К 1916 году казачье население Семиречья составляло более 45 тысяч человек. Если первоначально войско состояло из сибиряков, то со временем оно стало пополняться кубанцами, донцами и яицкими казаками, которые приезжали в Семиречье осваивать новые земли, охранять торговые пути из Китая и держать в покорности местное население. Революцию местные казаки встретили еще более враждебно, чем прочие представители этого сословия. Интересно, что самым известным атаманом, чья деятельность была связана с Семиречьем, является Борис Анненков - он же Черный барон, прозванный так за жестокость, проявленную по отношению к большевикам и тем, кто им сочувствовал. Вот только Анненков был атаманом Сибирского войска, просто действовал на территории Семиречья, а основу его армии составляли местные казаки. Они продолжали борьбу с большевиками до последнего - всполохи Гражданской войны затихли здесь только после 1922 года.

С окончанием войны большинство семиреченских казаков бежало в Китай, где они основали русскую общину. Последний атаман войска, Александр Ионов, после Китая попал в Новую Зеландию, затем жил в Канаде и в США, где и скончался в 1950 году (Анненкова из Китая выкрали чекисты, и в 1927 году он был расстрелян). Оставшиеся казаки были подвергнуты репрессиям (приказ о ликвидации Семиреченского казачьего войска был издан еще 3 июня 1918 года, впоследствии сам термин "семиреченский казак" был выведен из обращения, от чего убереглись, например, донские или кубанские казаки), частично - мобилизованы на борьбу с басмачеством и расселены подальше от своих станиц. Те, кто пережил 20-30-е, постепенно смешались с прочим русско-, а зачастую и нерусскоязычным населением, чтобы напомнить о себе только в 1990-м.

Великое казачье многообразие

После создания в 1990-м году Союза казаков России всевозможные казачьи движения начали множиться на территории агонизирующего СССР с пугающей быстротой. Не остались в стороне от этого поветрия и семиреченские казаки. Поначалу они действовали консолидировано, но с распадом Союза процессы пошли параллельными курсами - в Киргизии и Казахстане соответственно, где, как и у каждого из постсоветских государств, были свои законы и правила регистрации общественных объединений. В 1993 году в Бишкеке был официально зарегистрирован "Казачий культурно-экономический центр", который объединил местных казаков или лиц, называвших себя таковыми. В 2006 году была зарегистрирована общественная организация "Союз казаков Семиречья в Киргизии", ставшая таким образом наследницей казачьего войска. В настоящее время "Союз" насчитывает около 12 тысяч семей, в том числе 1800 "активных" казаков - ими считаются, по всей видимости, те, кто знает, как следует обращаться с шашкой или нагайкой.

В Казахстане с казаками все обстоит намного сложнее - в последние годы там царит настоящая междоусобица. С 90-х годов там существовала "Ассоциация русских, славянских и казачьих общественных объединений", затем возник "Союз казачьих объединений Казахстана" и еще несколько более мелких организаций подобной направленности. Потом дала о себе знать некая "Семиреченская казачья община", она же "Союз казаков Семиречья", которая вроде как была основана еще в 1992 году, но в 2005 прошла перерегистрацию и стала претендовать на доминирующее положение в казачьей "тусовке". Помимо этого, есть еще и некоторое количество региональных казацких общин, каждая из которых, надо полагать, имеет свой взгляд на перспективы возрождения Семиреченского войска.

"Союз казаков Семиречья" (СКС) входил в Координационный совет русских, казачьих и славянских организаций Казахстана (признавший президента Нурсултана Назарбаева "почетным Верховным Атаманом Союза казачьих общественных объединений Казахстана, олицетворяющим собой знамя казачьего народа"). Однако в 2010 году СКС покинул Координационный совет из-за каких-то невнятных скандалов вокруг казачьего знамени. Внутренняя документация различных казачьих сходок пестрит казенными формулировками "довел до сведения делегатов и гостей", "заострил внимание на деятельности" и так далее. В препирательствах местных казаков, которые то и дело "расказачивают" друг друга, обвиняют в мошенничестве и неуважении к традициям, сам черт ногу сломит. Некоторые выдержки из протоколов заседаний казацких общин не поддаются логическому анализу: "Неоднократные звонки председателю Кошевому С.А. с угрозами и выражению нецензурной бранью с переходом на личности, в том что, председатель культурного центра вместе с казаками является быдлом и алкашами" (из решения "Алматинского областного национального культурного центра казаков Жетысу" выйти из Союза казаков Казахстана от 30 октября 2012 года).

За свои принципы и должности в казачьей иерархии местные "атаманы", "полковники" и "войсковые старшины" грызутся с такой яростью, что, кажется, речь идет ни много ни мало о распределении должностей в лукасовской Империи. Вот выдержка из отчета о заседании расширенного атаманского совета в помещении торгпредства России в Астане в 2010 году (орфография и пунктуация оригинала): "Пришел Захаров Ю.Ф. именующий себя "верховным атаманом" и прочие и прочие со товарищи Шихотов, Машканцев и еще несколько человек охранников рынка из Петропавловска. Собравшиеся на совет атаманы отказались в пускать Захарова и его людей однако потом уважая решения атамана степного края Шишкина Г.И. который попросил пропустить одного Захарова Ю.Ф, который войдя в помещение со скандалом подошел к стоящему в стороне и снимающему все происходящие на камеру подъесаулу Борсуку В. неожиданно ударил его в левую сторону груди, где находились государственные и казачьи награды. От неожиданного удара казачий крест переломился надвое, а медаль за выслугу лет покатилась на пол. Видя возмущение казаков и чтобы не допустить еще большего скандала представитель торгпредства России попросил провести совет другом месте".

В преддверии казачьего круга, проведение которого было намечено на 2 декабря в Бишкеке и где ожидалось объединение семиреченских казаков, "Союз казаков Семиречья" (он базируется в Алма-Ате, который в своих документах казаки до сих пор именует дореволюционным названием "Верный") выступил с предупреждением: "2-ого декабря ВОР Баженов со товарищи пытается собрать под эгидой казачьего круга воровскую сходку. Всех казаков предупреждаем, что все кто примет участие в этой воровской может замарать свою казачью честь". В "Союзе" пояснили, что Геннадий Баженов вместе еще с несколькими казаками объявлены "ворами", поскольку еще в 1992 году выкрали некое знамя, которое выдают за старое знамя Семиреченского войска. Круг, тем не менее, состоялся, и там единым атаманом войска был избран как раз Баженов.

Демарш СКС, возможно, объясняется тем, что еще три года назад его руководство решило порвать с Союзом казаков России, вокруг которого в основном кучкуются постсоветские носители усов и лампасов. Причиной такого решения в Алма-Ате назвали "планомерное поливание грязью" семиреков и отказ пригласить представителей СКС на большой круг в Ставрополь в 2008 году.

Пока в Казахстане шла мышиная возня возродившихся казаков, в Бишкеке потихоньку приватизировали сам бренд "Семиреченское казачье войско". Войско получило статус "Международной ассоциации юридических лиц", учредителями которой стали "Союз казаков Семиречья в Киргизии", "Центр Культуры Семиреченских казаков" и "Фонд российских соотечественников и казачества".

Сами казаки объясняют свое единство в Киргизии тем, что здесь избегали перегибов, характерных для первых постсоветских десятилетий, когда появилось множество самозваных "атаманов", все войско которых состояло из нескольких десятков казаков и которые направо и налево присваивали себе и своей свите незаслуженные чины. Сейчас проживающие в Киргизии казаки, помимо традиционных песен, плясок, парадов и богослужений, занимаются охранной деятельностью, обеспечивают продовольствием российские военные базы. В заслугу себе местная община ставит и борьбу с мародерами в дни киргизской революции 2010 года. Возможно, в отличие от Казахстана, где ситуация прямо противоположная, в Киргизии, пережившей с 2005 года уже несколько революций, казачьи станицы являются неким островком стабильности.

Хоть и не красавица

Итак, семиреченские казаки собрались возвращаться на историческую родину - в Ставрополье, судя по заявлениям чиновников, их уже ждут. Еще в июле первые 47 казачьих семей из Киргизии и Казахстана начали оформление земельных участков (по 15 соток) на предоставленной им территории. Участки выделяются казакам на условиях аренды сроком на 10 лет. В будущем переселенцы получат еще 30 гектаров под жилищную застройку.

В селе Сенгилеевском, расположенном в 30 километрах от Ставрополя, планируется учредить штаб семиреченских казаков - их землячество уже получило официальную регистрацию в крае. "Мой прадед был донским казаком, - рассказывает в интервью "Вечернему Ставрополю" заместитель войскового атамана Геннадий Беляков. - Так что мы здесь не пришлые. Мы просто возвращаемся на родину". В качестве еще одного места расселения семиреков рассматривается также село Первомайское Ипатовского района Ставропольского края.

Семиречье. Фото с сайта theworldweshare.com

Сомнительно, что исход казаков из Средней Азии приобретет массовый характер. Те, кто хотел покинуть эти края, уже давно уехали в Россию и страны дальнего зарубежья. Те же, кто остался до наших дней, успели адаптироваться к условиям жизни в независимых постсоветских республиках. По некоторым данным, из 12 тысяч семей, которые относятся к тому Семиреченскому войску, которое возглавляет Баженов, только две тысячи готовы переехать на ПМЖ в Россию (1200 - из Киргизии, 800 - из Казахстана). Больше всего потенциальных переселенцев беспокоит процесс получения российского гражданства. "Если люди будут уверены, что не погрязнут в бюрократических проволочках, очень многие поедут", - говорят казаки. Только вот на сегодняшний день Ставропольский край не является участником госпрограммы по переселению соотечественников, поэтому для того, чтобы переселенцы не увязли в бюрократическом болоте, нужно принимать специальное решение на уровне региона.

Вопрос о том, как люди, за десятилетия привыкшие к жизни в азиатской глубинке, будут адаптироваться на границе с Кавказом, где специфика совершенно другая, никем пока не обсуждается. Местные власти надеются, что казаки станут преуспевающими фермерами или займутся охранной деятельностью, хотя попытки интегрировать "ряженых" в правоохранительные структуры в российском обществе вызывают в основном скепсис.

Что же до республик Средней Азии, то там, кроме тех самых киргизских мародеров из 2010 года, предполагаемый исход казаков мало кого заинтересует. Только относительно благополучный Казахстан за последние три года покинули 100 тысяч русскоязычных граждан (Киргизию за один 2010 год - 50 тысяч). Где родился, там и пригодился? Только не в этом случае.