Мир самоделок - как определять древесные породы. О дереве и древесных материалах

Любое изделие из древесины изготавливают с учетом ее физико-механических свойств. Карандаши делают исключительно из мягкой древесины - кедра и можжевельника; спички - из осины и тополя; катушки - из березы; паркет - из дуба и ясеня. Старые мастера хорошо знали и всегда учитывали свойства древесины. Порой даже в самом простом изделии встречалось несколько пород дерева. Например, в обычном бочонке. Стенки и донышко у него делались из дуба, древесина которого исключительно прочна и отлично противостоит гнилостным микробам; обручи - из вязкого гибкого вяза, а пробка - из мягкой и однородной липы.

К физическим свойствам древесины относятся цвет, блеск, текстура, вес, влажность, разбухание, коробление и растрескивание, запах, теплопроводность, звукопроводность, электропроводность и коррозийная стойкость; к механическим - прочность, упругость, пластичность, хрупкость, вязкость, раскалываемость, твердость и износостойкость, а также способность удерживать металлические крепления.
Физико-механические свойства древесины зависят от ее строения, так называемой макроструктуры.
Зная породу дерева, мастер легко определяет и его свойства. Но часто ему в руки попадает древесина в виде кряжей, досок, брусков. Без знания макроструктуры он не определит породу.
Древесина - неоднородный материал, поэтому познакомиться с ее макроструктурой можно лишь на трех разрезах. Распиливая бревно поперек волокон, получают торцовый разрез, а раскалывая вдоль - продольные разрезы - тангентальный и радиальный. Радиальным называется тот разрез, который проходит через сердцевину, а тангентальным - на любом расстоянии от нее.
Самым важным разрезом при определении древесины является торцовый. На нем видны все основные части ствола: сердцевина, древесина и кора. Чтобы увидеть макроскопическое строение, необходимо тщательно отшлифовать торец, вначале крупнозернистой, а затем мелкозернистой наждачной бумагой. Необходимо также иметь под рукой лупу с пяти-десятикратным увеличением, баночку с чистой водой и кисть.
В середине ствола на торцовом разрезе хорошо видна сердцевина. Она состоит из рыхлых тканей, образованных в первые годы жизни дерева. У большинства деревьев сердцевина имеет форму кружка, у дуба - звездочки, у тополя - пятиугольника, у ольхи - треугольника, а у ясеня - квадрата.
Вокруг сердцевины концентрическими кольцами расположены годовые слои. Каждый год на стволе дерева нарастает новый слой. Годовой слой состоит из ранней и поздней древесины. Ранняя древесина образуется весной, она более светлая, а поздняя, более темная, - в конце лета. Чередование темных и светлых частей годичных слоев составляет характерный текстурный рисунок многих деревьев, особенно хвойных. Ширина годовых колец зависит от породы дерева и условий его роста. По ширине колец можно судить о прочности древесины. Чем уже годовые слои у древесины хвойных пород, тем выше ее качество.
У лиственных пород, таких, как дуб, ясень и вяз, все наоборот: чем шире годичные слои, тем древесина прочнее и тверже. И только у березы, липы, клена, ольхи и осины ширина годичных колец не влияет на качество.
От сердцевины во все стороны по направлению к коре расходятся сердцевинные лучи. Первичные лучи отходят непосредственно от сердцевины, а вторичные могут начинаться на любом расстоянии от нее. У одних деревьев они мелкие и многочисленные, у других, наоборот, широкие, но редкие. Сердцевинные лучи облегчают раскалывание древесины в радиальном направлении и затрудняют в тангентальном (особенно у дуба).
В древесине березы и ольхи встречаются хаотично расположенные буро-коричневые пятнышки и черточки - сердцевинные прожилки. Это заросшие ходы насекомых. Они настолько характерны для этих двух пород, что вполне могут служить надежными отличительными признаками.
Смоляные ходы бывают только у хвойных пород, и то не у всех. Их нет, например, у можжевельника. А у сосны, ели, кедра они видны на торце в виде светлых точек, равномерно распределенных в годовом слое. Больше всего они заметны на темном фоне поздней древесины, смоченной водой.

Рисунок 1.
СТРОЕНИЕ ДРЕВЕСНОГО СТВОЛА:
1. Пробковый слон.
2. Камбий.
3. Годовые кольца.
4. Сердцевина.
5. Сердцевинные лучи.
6. Лубяной слой.
ОСНОВНЫЕ РАЗРЕЗЫ СТВОЛА: а) торцовый, 5) радиальный, в) тангентальный.

У таких деревьев, как дуб и сосна, древесина, расположенная вокруг сердцевины, постепенно отмирает и образует в середине ствола темное пятно, называемое ЯДРОМ. Древесина, окружающая ядро, называется ЗАБОЛОНЬЮ. Заболонь, расположенная ближе к коре, светлее, чем ядро, и сильнее насыщена влагой. Древесина заболони менее прочна, чем у ядра, и менее ценится мастерами. Породы, имеющие ядро, называются ядровыми. К ним относятся кедр, сосна, дуб, ясень, лиственница, яблоня, рябина, акация, вяз, можжевельник, ива.
Породы, у которых не бывает ядра, называются безъядровыми. Они делятся на спелодревесные и заболонные. У спелодревесных пород - ели, пихты, бука - нет внешних различий между древесиной, расположенной в середине ствола и с краю. Но в середине такая древесина более сухая.
Береза, клен, ольха, осина, самшит, лещина - заболонные породы. Древесина у них на всех участках одинаково сильно насыщена влагой.
Все лиственные породы делятся на кольцесосудистые и рассеяннососудистые. У кольцесосудистых пород (дуба, ясеня, вяза) крупные сосуды расположены рядами в ранней части древесины. На торце они похожи на булавочные уколы, а на тангентальном и радиальном разрезах образуют узкие желобки. Благодаря им разрезы имеют своеобразный текстурный рисунок, К кольцесосудистым породам относятся только деревья с твердой древесиной. А среди рассеяннососудистых пород есть деревья и с твердой древесиной (береза, клен, груша), и с мягкой (осина, липа, ольха, тополь). Сосуды у этих пород очень мелкие и равномерно рассеяны по всей древесине. Различить их на разрезах можно только с помощью лупы.
Такова макроструктура древесных пород. При определении породы дерева хорошую помощь могут оказать и дополнительные признаки: остатки коры, расположение сучков, вес, запах. Например, по характерному перечному запаху легко узнать можжевельник, а по мутовчатому расположению буро-красных сучков - сосну. Ее часто путают с елью. Но по весу она тяжелее ели.

Рисунок 2.
ТИПЫ СЛОЖЕНИЯ ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД:
1. Хвойные (сосна, ель, лиственница и др.).
2. Лиственные кольцесосудистые (дуб, вяз, ясень и др.).
3. Лиственные рассеяннососудистые (береза, осина, липа и др.).

Давайте посмотрим можно. Поскольку древесина имеет волокнисто-слоистое строение, ее изучают на трех основных разрезах: торцовом, или поперечном, тангентальном (или тангенциальном) и радиальном. Распиливая бревно поперек волокон, получают торцовый разрез, а раскалывая вдоль волокон продольные разрезы: тангентальный и радиальный. Радиальный разрез можно получить только в том случае, если он проходит строго через сердцевину. Остальные же продольные разрезы, идущие параллельно сердцевине на любом расстоянии, будут называться тангентальными. Все доски, получаемые на пилораме, имеют тангентальные разрезы, за исключением двух досок, выпиленных из середины бревна, поэтому в практике тангентальные разрезы иногда называют досковыми.

Очень важным разрезом при определении древесины является торцовый. На нем видны сразу все основные части древесного ствола: сердцевина, древесина и кора. Для определения породы древесины на практике достаточно изучить макроструктуру небольшого куска дерева, который отпиливают от доски бруска или кряжа. Ориентируясь на годичные кольца, делают тангентальный и радиальный срезы. Все срезы тщательно отшлифовываются вначале крупнозернистой, а потом мелкозернистой наждачной бумагой. Необходимо также иметь под рукой лупу с пятидесятикратным увеличением, баночку с чистой водой и кисть.

В середине ствола многих деревьев хорошо видна сердцевина. Она состоит из рыхлых тканей, образованных в первые годы жизни дерева. Сердцевина пронизывает ствол дерева до самой вершины, каждую его ветку. И по этому поводу жители Самарской губернии загадывали такую загадку: В лесу с лесом наравне растет, а свету не видит. У лиственных деревьев диаметр сердцевины чаще бывает больше, чем у хвойных. Очень большая сердцевина у бузины. Удалив сердцевину, можно довольно легко получить деревянную трубочку. Такие трубочки исстари шли у народных музыкантов на изготовление различных духовых инструментов: жалеек, свирелей и дудок. У большинства деревьев сердцевина на торцовом разрезе круглая, но есть породы с иной формой сердцевины. Сердцевина ольхи на торце напоминает форму треугольника, ясеня квадрата, тополя пятиугольника, а сердцевина дуба напоминает пятиконечную звездочку.

На торце вокруг сердцевины концентрическими кольцами расположены годичные, или годовые, слои древесины. На радиальном разрезе годичные слои видны в виде параллельных полос, а на тангентальном в виде извилистых линий. Каждый год дерево словно рубашку надевает новый слой древесины, а за счет этого ствол и ветки становятся толще.

Между древесиной и корой расположен тонкий слой живых клеток, называемый камбием. Большая часть клеток идет на строительство нового годичного слоя древесины и совсем незначительная часть на образование коры. Кора состоит из двух слоев пробкового и лубяного. Расположенный снаружи пробковый слой защищает древесину ствола от свирепых морозов, знойных солнечных лучей и механических повреждений. Лубяной слой коры проводит воду с выработанными в листьях органическими веществами по стволу вниз. В волокнах дуба происходит нисходящее сокодвижение.

Кора деревьев очень разнообразна по цвету (белая, серая, коричневая, зеленая, черная, красная) и по фактуре (гладкая, пластинчатая, трещиноватая и т. д.). Многообразно ее применение. Кора ивы и дуба содержит много дубильных веществ, используемых в медицине, а также в красильном деле и при выделке кожи. Из коры пробкового дуба вырезают пробки для посуды, а отходы служат заполнителем морских спасательных поясов. Хорошо развитый лубяной слой липы идет на плетение различных хозяйственных вещей.

Весной и ранним летом, когда в почве много влаги, древесина годичного слоя нарастает очень быстро, но ближе к осени рост ее замедляется и, наконец, зимой прекращается совсем. Это отражается на внешнем виде и на механических свойствах древесины годичного слоя: выросшая ранней весной бывает обычно более светлой и рыхлой, а поздней осенью темной и плотной.

Если погода благоприятствует, то вырастает широкое годичное кольцо, а в суровое холодное лето образуются настолько узкие кольца, что их порой едва можно различить невооруженным глазом. У одних деревьев годичные кольца хорошо различимы, а у других они едва заметны. Но, как правило, у молодых деревьев годичные кольца шире, чем у старых. Даже один и тот же ствол дерева в различных участках имеет различную ширину годичных колец. В комлевой части дерева годичные слои уже, чем в середине или в вершинной части. Ширина годичных слоев зависит от места произрастания дерева. Например, годичные слои сосны, растущей в северных районах, уже годичных слоев южной сосны.

От ширины годичных колец зависит не только внешний вид древесины, но и механические свойства. Лучшей древесиной хвойных деревьев считается та, у которой более узкие годичные слои. Сосна с узкими годичными слоями и буровато-красной древесиной называется у мастеров рудовой и ценится очень высоко. Древесина сосны с широкими годичными слоями называется мяндовой. Прочность ее намного ниже рудовой.

Обратное явление наблюдается у древесины таких деревьев, как дуб и ясень. У них более прочной бывает древесина, имеющая широкие годичные слои. А у таких деревьев, как липа, осина, береза, клен и другие, ширина годичных колец не влияет на механические свойства их древесины.

У многих деревьев на торце годичные слои представляют собой более или менее правильные окружности, но есть породы, у которых годичные слои образуют на торце волнистые замкнутые линии. К таким породам относится можжевельник: волнистость годовых колец для него закономерность. Но есть деревья, у которых годичные слои стали волнистыми из-за ненормальных условий роста. Волнистость годичных слоев в комлевой части клена и вяза повышает декоративность текстуры древесины.

Если внимательно рассмотреть торцевой разрез лиственных деревьев, то можно различить бесчисленные светлые или темные точки это сосуды. У дуба, ясеня и вяза крупные сосуды расположены в районе ранней древесины в два-три ряда, образуя в каждом годичном слое хорошо различимые темные кольца. Поэтому эти деревья принято называть кольце-сосудистыми. Как правило, кольце-сосудистые деревья имеют тяжелую и прочную древесину.

У березы, осины и липы сосуды очень мелкие, едва различимы невооруженным глазом. Внутри годичного слоя сосуды распределены равномерно. Такие породы называют рассеянно-сосудистыми. У кольце-сосудистых пород древесина бывает средней твердости и твердой, у рассеянно-сосудистых может быть разная. Например, у клена, яблони и березы она твердая, а у липы, осины и ольхи мягкая.

Из корня по сосудам вверх к почкам и листьям подается вода с минеральными солями, происходит восходящее сокодвижение. Перерезая ранней весной сосуды древесины, заготовители собирают березовый сок пасоку. Таким же образом заготавливают сок сахарного клена, идущий на выработку сахара. Есть деревья с горьким соком, например осина. Желая подчеркнуть особо горький вкус какого-либо продукта, многие привычно говорят: Горькая, как осина.

Одновременно с приростом нового годичного слоя внутри ствола происходит постепенное отмирание более ранних годичных слоев, находящихся ближе к сердцевине. У некоторых деревьев отмершая внутри ствола древесина окрашивается в другой цвет, обычно более темный, чем вся остальная древесина. Отмершую древесину внутри ствола принято называть ядром, а породы, в которых оно образуется, ядровыми.

Слой живой древесины, расположенный вокруг ядра, называют заболонью. Древесина заболони более насыщена влагой и менее прочна, чем выдержанная древесина ядра. Древесина ядра мало растрескивается, более устойчива к поражению различными грибками. Поэтому ядровая древесина ценилась всегда больше, чем заболонь. Насыщенная влагой древесина заболони при высыхании сильно растрескивается, разрывая заодно и ядро. Заготавливая небольшое количество древесины, некоторые мастера предпочитают сразу же перед сушкой стесывать с кряжа слой заболони. Без заболони ядровая древесина высыхает более равномерно. К ядровым породам относятся: сосна, кедр, лиственница, можжевельник, дуб, ясень, яблоня и другие.

У другой группы деревьев древесина в центральной части ствола почти полностью отмирает, но не отличается от заболони по цвету. Такую древесину называют спелой, а породу спело-древесной. Спелая древесина содержит меньше влаги, чем живая древесина,- ведь восходящее сокодвижение происходит только в слое живой древесины. К спело-древесным породам относятся ель и осина.

К третьей группе относят деревья, древесина которых в центре не отмирает и ничем не отличается от заболони. Древе¬сина всего ствола полностью состоит из заболонных живых тканей, по которым происходит восходящее сокодвижение. Такие древесные породы называются заболонными. К заболонным породам относятся береза, липа, клен, груша и другие.

Быть может, вы обращали внимание на то, что в березовой поленнице иногда попадаются поленца с бурым пятном в середине, очень похожим на ядро. Вы теперь знаете, что береза безъядровая порода. Откуда же у нее появилось ядро? Дело в том, что это ядро не настоящее, а ложное. Ложное ядро в столярных изделиях портит внешний вид, его древесина имеет пониженную прочность. Отличить ложное ядро от настоящего не так уж трудно. Если у настоящего ядра граница между ним и заболонью идет строго по годичному слою, то у ложного она может пересекать годичные слои. Само же ложное ядро приобретает порой самую разнообразную окраску и причудливые очертания, напоминающие то звезду, то венчик экзотического цветка. Ложное ядро образуется только у лиственных деревьев, таких, как береза, клен и ольха, а у хвойных его не бывает.

На торцовой поверхности древесного ствола у некоторых пород деревьев отчетливо видны светлые блестящие полоски, идущие веерообразно от сердцевины к коре, это сердцевинные лучи. Они проводят в стволе воду в горизонтальном направлении, а также запасают питательные вещества. Сердцевинные лучи более плотные, чем окружающая их древесина, и после смачивания водой становятся хорошо заметными. На радиальном разрезе лучи видны в виде блестящих полосок, черточек и пятен, на тангентальном в виде черточек и чечевичек. У всех хвой¬ных деревьев, а также у лиственных березы, осины, груши и других сердцевинные лучи настолько узки, что почти не заметны вооруженным глазом. У дуба и бука, наоборот, лучи широкие и хорошо видны на всех разрезах. У ольхи и лещины (лесного орешника) часть лучей кажутся широкими, но если посмотреть на один из них через лупу, то нетрудно обнаружить, что это вовсе не широкий луч, а пучок очень тонких лучей, собранных вместе. Такие лучи принято называть ложно-широкими лучами.

На древесине березы, рябины, клена и ольхи часто можно видеть коричневые пятнышки, разбросанные хаотично, это так называемые сердцевинные повторения. Это заросшие ходы насекомых. На продольных разрезах сердцевинные повторения видны в виде штрихов и бесформенных пятен коричневого или бурого цвета, резко отличающихся от цвета окружающей древесины.

Если на торцовом срезе древесину хвойных пород смочить чистой водой, то у некоторых из них появятся светлые пятнышки, расположенные в поздней части годичных колец. Это смоляные ходы. На радиальном и тангентальном разрезах они видны в виде светлых черточек. Смоляные ходы есть у сосны, ели, лиственницы и кедра, но отсутствуют у можжевельника и пихты. У сосны смоляные ходы крупные и многочисленные, у лиственницы мелкие, у кедра крупные, но редкие.

Вы не раз, наверное, замечали на стволах хвойных деревьев, имеющих повреждения, наплывы прозрачной смолы живицы. Живица ценное сырье, находящее разнообразное применение в промышленности и в быту. Чтобы собрать живицу, заготовители намеренно перерезают смоляные ходы хвойных деревьев.

Древесина некоторых широко распространенных лиственных деревьев средней полосы лишена яркости окраски и броского текстурного рисунка, которые встречаются у экзотических деревьев, привозимых из южных стран. Она под стать среднерусской природе цвета ее приглушены, незатейлив и сдержан текстурный рисунок. Но чем больше всматриваешься в древесину наших деревьев, тем больше тончайших цветовых оттенков начинаешь различать в ней. При беглом взгляде на древесину березы, осины и липы может показаться, что у всех этих деревьев одинаковая белая древесина. Но, внимательно приглядевшись, нетрудно обнаружить, что у березы древесина имеет легкий розоватый оттенок, у осины желтовато-зеленый, а у липы желтовато-оранжевый. И конечно же, не только за отличные механические свойства любимым и традиционным материалом у русских резчиков стала липа. Теплый и мягкий цвет ее древесины придает фигуркам и другим резным изделиям необыкновенную живость. Видимо, поэтому богородские резчики так редко и неохотно окрашивали липу. По той же причине скульпторам никогда не приходило в голову окрашивать мрамор.

Но все же в средней полосе есть деревья, у которых древесина имеет довольно определенный яркий цвет. Красно-желтую древесину имеет ольха, коричнево-бурую дуб и ясень, розовато-бурую груша и яблоня, красновато-коричневую лиственница и розовато-охристую кедр.

В практике иногда называют древесину березы, липы и осины бестекстурной. Это неверно, бестекстурной древесины вообще не существует. Только у одних деревьев она выражена более четко, а у других менее. Отшлифуйте тщательно осиновый брусок, и годичные слои станут хорошо видными. С помощью специальных химикатов текстурный рисунок можно усилить, сделать его более выразительным, а значит, и повысить декоративность древесины. У большинства хвойных деревьев, например, сосны, лиственницы, кедра и ели, текстурный рисунок выражен очень четко. Это объясняется контрастной окраской поздней и ранней частей древесины в каждом годичном слое. Благодаря крупным сосудам, расположенным вдоль годичных слоев и хорошо видимым невооруженным глазом, красивый текстурный рисунок имеют лиственные деревья дуб и ясень.

Несмотря на достижения металлургии и чудеса современной хи-мии, древесина продолжает оставаться одним из распространен- нейших строительных и поделочных материалов. Достаточно оглянуться вокруг себя, чтобы убедиться, как разнообразно она используется в народном хозяйстве и быту. Объясняется это ее дешевизной, легкостью обработки, сравнительной прочностью и разносторонностью применения.
Выбрать из огромного разнообразия пород, размеров и форм древесину, подходящую для тех или иных поделок, неопытному человеку не так-то просто. Поэтому некоторые практические сведения о качестве и особенностях различных видов древесины будут полезны любителям мастерить, помогут им сэкономить средства и с максимальной пользой употребить имеющиеся материалы.
Часто качество древесины и породу дерева можно определить по внешним признакам — годичным кольцам, цвету, запаху и т. д.

На поперечном разрезе спиленного дерева) видны расходящиеся от центра концентрические кольца, называемые годичными слоями. Каждый год с внешней стороны дерева прибавляется по одному кольцу, поэтому по их числу можно определить возраст дерева. В редких случаях (из-за засухи) образуется два кольца в год. Во многих породах часть годичного слоя, отложившаяся весной, бывает более светлого оттенка, и она менее прочна, чем более темная часть, появившаяся осенью. В твердых породах деревьев эта разница менее заметна.

Прочность древесины находится в некоторой зависимости от относительной ширины и характера годичных слоев. Заготовки с узкими годичными слоями обычно бывают прочнее, чем из древесины с широкими слоями. Кроме годичных слоев, на поперечном разрезе видны расходящиеся от центра узкие полоски — сердцевинные лучи, которые часто путают с трещинами.

От того, как разрублено или распилено дерево вдоль ствола по центру или вне центра, зависит внешний вид доски, тот своеобразный рисунок или, как говорят, текстура древесины, которая придает красивый вид изделиям.
Более молодая внешняя часть ствола называется заболонью. У многих пород деревьев она отличается по цвету от внутренней части —ядра. Породы деревьев, у которых граница ядра явно выражена (дуб, сосна, лиственница), принято называть ядровыми в отличие от заболонных, типичными представителями которых можно считать березу, осину, липу, ель и ряд других. Самая рыхлая и непрочная часть ствола находится в его центре и называется сердцевиной, Она образуется из молодого побега в первый год жизни дерева. Для изготовления высококачественных изделий заготовки с сердцевиной не годятся.

Мастер-любитель должен учитывать физико-механические свойства древесины, ее внешний вид, склонность к изменению формы и размеров под влиянием внешних условий, прочность. Качество изделий из древесины во многом зависит от присущих ей свойств. Только что срубленное дерево содержит много влаги (иногда она составляет более половины массы дерева). По мере высыхания объем древесины уменьшается. При изготовлении изделий это явление необходимо учитывать.

От равномерности сушки во многом зависит качество древесины, идущей на поделки. При слишком быстром высыхании древесина коробится, на ней образуются трещины. Изменение размеров при сушке происходит неравномерно: в основном — по ширине и незначительно — по длине. Вот почему вновь настланные полы обычно не прибивают к лагам и не красят. Щели между досками, образовавшиеся в результате усушки, устраняют путем сплачивания.
В воде и во влажном воздухе сухая древесина, наоборот, набухает, причем заготовка увеличивается также неравномерно по разным направлениям. Все знают, например, что рассохшиеся кадки помещают на некоторое время в воду. При сушке доски коробятся, образуя выпуклость со стороны сердцевины. Чем дальше от центра ствола вырезана доска, тем она сильнее коробится.

Это нужно учитывать при соединении досок в щиты.
Определить влажность древесины практически можно и без специальных приборов. На расстоянии 2,5—3 см от конца доски отпиливают брусок поперек волокон, который обрезают с боков до 15 см. Брусок тщательно взвешивают, а затем сушат в печи или духовке при температуре приблизительно 100 °С в течение 4— 5 ч или на радиаторе центрального отопления в течение 48 ч. Высушенный брусок снова взвешивают.

Полученную разницу делят на массу древесины в сухом состоянии и умножают на 100, и в результате получается процентное содержание влажности. Например, брусок имел массу 200 г, после сушки — 150 г, разница — 50 г. Поделив 50 на 150 и умножив результат на 100, по-лучаем: 50: 150 = 0,33; 0,33 X X 100 = 33 % влажности.
Чтобы изделие не коробилось, влажность древесины должна соответствовать влажности окружающей атмосферы. Поэтому для внутренних поделок, в частности мебели, рекомендуется брать древесину с влажностью от 6 до 12 %, для дверей и оконных переплетов — в пределах 15—18%, а для внешних работ — даже до 25 %.
Пригодность имеющейся древесины для тех или иных изделий можно определить и таким способом. Вырезанный, как указано выше, образец после высушивания измеряют линейкой и узнают, как велика усушка. Для высококачественных внутренних поделок годится древесина, усушка которой не превышает 2—3 мм на 15 см длины бруска. Древесина, которая идет на внешние работы (обшивочные доски, бруски каркаса, материал для садовой мебели), пригодна при усушке до 10 мм.

Древесные породы .
Трудно найти древесную породу, которая по своим техническим свойствам была бы универсальной. Одни породы легки и хорошо обрабатываются, но не прочны, другие прочны, но лишены красивой текстуры и т. д. Преобладающее место в народном хозяйстве занимает древесина хвойных пород, прежде всего — сосны. Широкое применение находят также ель, лиственница, пихта, кедр. Древесину хвойных пород иногда можно распознать по характерному смолистому запаху.
Лиственные породы, как правило, более тверды и труднее поддаются обработке (исключение составляют липа и осина). Среди них наибольшее хозяйственное значение имеют дуб, береза, ясень, клен, липа.
Определить по внешним признакам породу растущего дерева легко. Гораздо труднее это сделать, если дерево уже распилено на бруски и доски, а ведь от правильного выбора материала в значительной степени зависит и качество изделий.

Доски из сосны и ели различаются, например, последующим признакам. У сосны древесина желтоватого цвета с хорошо заметными годичными слоями; сучки имеют овальную форму и выделяются на общем фоне более темным цветом. Древесина ели светлее, чем у сосны, ее сучки, как правило, круглые и по цвету мало отличаются от окружающей древесины.
Дуб, широко используемый для изготовления мебели, отличается от других лиственных пород темной древесиной с коричневато-серым оттенком. Для него характерна неоднородность древесины, крупное строение ее волокон, отчего поверхность всегда шероховата. По этой причине дубовые изделия не полируют, а покрывают прозрачным лаком. В отлична от дуба, липа имеет совершенно белую и однородную древесину, которая хорошо обрабатывается и допускает любую отделку. Очень похожи на липу осина и тополь, но их можно отличить по характерному горькому запаху.
При выборе пород дерева для поделок на приусадебном участке (пороги, перила, ограды, садовая мебель и т. д.) предпочтение следует отдать дубу, сосне, каштану, кедру, лиственнице. Древесина этих пород при достаточной прочности наиболее стойка к гниению в условиях сырости. Наилучшей породой в этом отношении считается каштан. Там, где тре-буется наибольшая прочность, следует использовать дуб. Лучшее сочетание прочности и легкости обнаруживает кедр. Именно из этого дерева были сделаны самые длинные лестницы.

Пороки древесины.
Качество древесины оценивается не только ее природными свойствами, но и наличием в ней пороков, появившихся под действием окружающей дерево среды. Любой порок может настолько снизить качество материала, что использовать его вообще нельзя. Иногда волок-на дерева растут не по прямой линии ствола, а по своеобразной спирали. Для целого бревна такой порок существенного значения не имеет, а вот доска с таким расположением волокон (косослой) плохо обрабатывается и имеет пониженную прочность.
К порокам древесины относят также свилеватость, наблюдаемую обычно в комлевой части дерева и наростах. Свилеватость проявляется в волнистом, иногда с завитками, направлении волоон. Этот порок не только не снижает ценности древесины как поделочного материала, а наоборот, обогащает ее текстуру, что очень важно при изготовлении высококачественной мебели и облицовочной фанеры.

Важным показателем качества древесины считается сучковатость. Высококачественные материалы вообще не должны иметь сучков, хотя наличие их не всегда определяет непригодность материала. Если сучок сидит в заготовке крепко, не имеет трещин и не прогнил, то он во многих случаях не снижает качества изделия. Другое дело, если сучок выпадает или крошится. Такие сучки вырезают или высверли-вают, а отверстия заделывают пробками из здоровой древесины.
Существенный и частый порок древесины — трещины. Они возникают и на растущем дереве под действием морозов и ветров, и при неправильной сушке и хранении деловой древесины. Часто изменение цвета древесины свидетельствуете начале ее разрушения. Иногда на рыхлой и влажной заболони видна синева. По существу, это первая стадия загнивания, но если древесину хорошо высушить, процесс гниения приостанавливается. Если же такой материал оставить под открытым небом, то древесина будет все больше покрываться синими пятнами, затем побуреет, на ее поверхности появится плесень. В этом состоянии она уже не имеет достаточной прочности. При полном разрушении древесина превращается в коричневую, ни на что не пригодную труху.

Древесные материалы .

В зависимости от обработки и внешнего вида лесоматериалы делятся на деловую древесину, пиломатериалы, фанеру, полуфабрикаты, дрова.
К деловой древесине относится круглый лес диаметром более 3 см. Если диаметр бревна превышает 11 см, то такой лес называют строительным или пиловочным, а диаметром меньше 11 см — тонким кругляком. Отходы деловой древесины используют на дрова.
Мастеру-любителю наиболее часто приходится иметь дело с пиломатериалами, которые получаются при продольной распиловке круглого леса: досками, брусками и брусьями. Доски и бруски имеют толщину до 100 мм, причем ширина досок должна быть в два и более раз больше толщины. Тонкими считаются доски толщиной до 35 мм, толстыми — более 35 мм.
Тонкие доски обычно называют тесом. Пиломатериалы толще 100 мм принято называть брусьями. Необрезанные кромки досок и брусков называют обзолом. В зависимости от качества обработки кромок пиломатериалы бывают обрезными и необрезными. По качеству древесины и числу поро-ков необрезные доски твердых лиственных пород делятся на четыре сорта, а доски и бруски хвойных пород — на шесть сортов.

Материал необходимо подбирать в соответствии с его назначением. Нецелесообразно, например, полку в сарае делать из высокосортной доски или сколачивать небольшой ящик из полноценной доски, когда есть подходящие по размеру обрезки. Для мелких домашних поделок с успехом можно использовать доски и брусочки от упаковочной тары. Ящики иногда делают из твердых широколиственных пород низких сортов, но между сучками и другими дефектами всегда можно найти куски здоровой древесины. Тонкие брусочки и фанера от ящиков также могут пригодиться. Чтобы доски при разборке ящиков не кололись, ударять молотком нужно не по доске непосредственно, а по подкладке из деревянного бруска.

Нужный материал нередко можно найти среди старой, выброшенной на чердак мебели. Особенную ценность с точки зрения столяра- любителя представляют крышки дубовых столов, спинки деревянных кроватей, ножки и сиденья стульев и т. д. Если эти материалы были в свое время отделаны краской или лаком, их нужно очистить, размочив лакокрасочное покрытие составом для удаления старой краски и затем соскоблив циклей или стекляной шкуркой. Старая мебель иногда бывает поражена жучками-точильщиками, что можно обнаружить по небольшим отверстиям на поверхности изделий. Такой материал не следует применять, так как жучки могут попасть в древесину мебели, находящейся в доме.

Кроме пиломатериалов и готовых изделий, деревообрабатывающие заводы выпускают еще так называемый погонаж — доски и бруски стандартной длины с оструганными по определенному профилю сторонами. Сюда относятся шпунтованные и фальцованные доски, применяемые для настилки полов, обивки наружных деревянных стен, сколачивания щитов и т. д., а также бруски с профильным фигурным поперечным сечением — для плин-тусов полов, наличников окон и дверей, поручней для лестниц.
Для любителя мастерить не-заменима клееная фанера. По сравнению с другими это мате-риал универсальный. Ее можно применять и для постройки бе-седки в саду, и для изготовления мебели, и для множества мелких поделок. Современные синтетические клеи и мощные прессы позволяют получать фанеру, превосходящую по механическим свойствам обычные древесные материалы.

В продаже можно встретить фанеру двух видов: ножевую и клееную. Ножевая представляет собой слой древесины, срезанный с кряжа в виде листа шириной от 200 до 500 мм при длине 1500— 2000 мм и толщине от 0,6 до 1,5 мм. Как правило, ножевая фанера делается из древесных пород с красивой текстурой и используется главным образом для оклейки столярных изделий, изготовленных из дешевых пород дерева.
Клееная фанера состоит из нескольких тонких листов (3—7 и более), называемых шпоном. Чтобы фанерный лист не коробился и не кололся, число слоев шпона делают нечетным, причем смежные листы склеивают так, чтобы направление волокон одного было перпендикулярно к направлению волокон другого.

Согласно государственным стандартам фанера выпускается в листах длиной до 3 м, шириной до 2 м и толщиной от 2 до 12 мм. Наиболее распространенный раз-мер листа 1,5 X 1,5 м. Листы толще 12 мм называются фанерными плитами. Фанера подразделяется на водостойкую и средней водостойкости. Для обшивки внутренних частей помещения и изготовления мебели (кроме кухонной) применяют фанеру сред-ней водостойкости. Для внешних поделок, подверженных действию солнца, ветра и влаги, следует применять водостойкую фанеру.

В качестве защиты от увлажнения изделие из фанеры покрывают водостойкой краской.
В зависимости от качества древесины и обработки клееная фанера делится на несколько сортов. На поверхности фанеры могут быть трещины, отверстия от выпавших сучков и другие пороки. Имея небольшой навык в отделке древесины, мастер-любителъ может сделать листы фанеры с пороками вполне пригодными для изготовления многих вещей, используемых внутри дома. Лист прежде всего нужно осмотреть и наметить сторону для лицевой отделки. Отверстия от выпавших сучков следует осторожно подравнять кончиком перочинного ножа, поверхность нижележащего шпона зачистить и наклеить вставку, вырезанную из негодного куска фанеры.

Текстура древесины вырисовывается отчетливее, если поверхность листа почистить проволочной щеткой по направлению волокон. Внешний вид фанерного листа с небольшими дефектами можно улучшить, окрасив масляной краской. Красить следует два раза, предварительно прошпаклевав. Перед шпаклевкой поверхность надо смочить водой. После первой окраски фанеру следует зачистить стеклянной шкуркой.
При необходимости фанеру можно гнуть. Чтобы она при этом не трескалась, обе стороны листа предварительно смачивают водой и проглаживают горячим утюгом. Затем лист снова смачивают водой, начинают гнуть и в процессе изгибания проглаживают утюгом.

В последнее время в строительных конструкциях и мебельном производстве все большее применение находят древесностружечные и древесноволокнистые плиты — упрочненные волокном полимерные материалы, или как их еще называют композиционные материалы.
Древесносптужечные плиты (ДСП) вырабатывают путем горячего прессования древесных стружек с термореактивными жидкими по- лимерами. Стружку получают из отходов деревообработки и неделовой древесины на специальных станках. Для придания плитам стойкости к гниению и набуханию во влажном воздухе в полимерно-стружечную массу добавляют антисептики и гидро-фобизирующие вещества.
По назначению ДСП используются как конструкционные, отделочные, звуко- и теплоизо-ляционные материалы и в за-висимости от этого выпускаются с различной плотностью. В ме-бельном производстве используются плиты, поверхность ко-торых покрыта водостойкими ла-ками с имитацией ценных пород деревьев. Размеры выпускае-мых плит (мм): длина 2500—3500 и более, ширина 1220—1750 и бо- лее, толщина 10—25. В быту чаще всего встречаются плиты толщиной 20 мм.

Используя плиты для домашних поделок, следует иметь в ви-ду, что средний слой плит со-стоит из относительно более толстых стружек и поэтому менее прочный, чем внешние слои. Незащищенные древесностружечные материалы боятся влаги и в таком виде практически не пригодны для наружных работ.
Древесноволокнистые плиты (ДВП) получают горячим прессованием древесноволокнистой массы, наполнителей, воды, полимера и специальных добавок. В качестве сырья служат отходы деревообработки, макулатура, неделовая древесина, которые перерабатываются в древесные волокна по специальной технологии. В зависимости от назначения плиты выпускают с разной плотностью и пределом прочности при изгибе. Твердые плиты идут на устройство перегородок, подшивку потолков, настилку полов, на изготовление встроенной мебели.
Отделочные древесноволокнистые плиты покрывают синтетическими пленками с прокладкой декоративной бумаги под текстуру ценных пород дерева, окрашивают водоэмульсионными красками для облицовки потолков, эмалями под декоративные плитки для облицовки стен в общественных зданиях и т. д. Выпускаются и изоляционные ДВП в качестве тепло- и звукоизоляционных материалов. Размеры плит (мм): длина 1200—3600, ширина 1000—1800; толщина твердых плит 3—8, изоляционных 8—25.
В домашней мастерской древесноволокнистые плиты во многих случаях заменяют дорогостоящую фанеру.

Хранение древесины .
Несколько слов о хранении древесины. Сельскому жителю доводится хранить и круглые бревна, и длинные доски, и обрезки брусков и досок. Если заготовка бревен производилась зимой, их следует очистить от коры до наступления тепла. Бревна, заготовленные летом, очищают от коры в течение двух недель после рубки. Удобный инструмент для снятия коры — обычная лопата с ровно заточенной режущей частью.
Чтобы бревна не растрескивались, у верхнего и нижнего отрубов оставляют пояски коры шириной 10 см. При складывании бревен в штабель под нижний ряд нужно подложить тонкие бревна или жерди, а между рядами — прокладки из тонких горбылей или досок. В таком штабеле воздух свободно циркулирует, а это способствует равномерной сушке, предотвращает гниение. Следует иметь в виду, что влага из бревна удаляется быстрее через торцы, а не через боковую поверхность, поэтомуто и образуются трещины. Для предохранения торцов от трещин их покрывают глиняным раствором или смесью глины с известью.
Доски и бруски лучше хранить не под открытым небом, а в сарае, кладовой или под навесом. К потолку на проволоке подвешивают перекладины, на которые кладут сначала длинные доски, а на них — более короткие, а также обрезки. При таком размещении материалы не загромождают пространство внизу, воздух свободно циркулирует, что очень важно для равномерной сушки. Доски и бруски длиннее 1 м не рекомендуется хранить стоймя, так как они будут прогибаться.

Совет:
нужно натирать мелом. Поверхность сначала обрабатывают поперек имеющихся на ней штрихов.

Малыш & K° - Как определить породу дерева

Высокое стройное дерево с корой, отливающей красной медью, можно встретить почти на всех широтах нашей страны.


Песчаную и болотистую почву, жаркий и холодный климат сосна принимает с редким благодушием.


Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола и корни - все это так же, как и древесина, ценное сырье для различных производств. Хвоя сосны содержит множество полезных веществ, оттого ее издавна применяли в народной медицине для приготовления лечебных настоек и отваров. На современных промышленных предприятиях из хвои извлекают эфирные масла, которые применяют в парфюмерии и медицине.


В сухие солнечные дни, уже в апреле, можно слышать в сосновом лесу легкое, едва уловимое пощелкивание. Поднимешь голову и сразу заметишь на светлом фоне неба множество серых трепещущих точек. Это летят, вращаясь в воздухе, крылатые семена сосны. На ветру и солнце шишки подсохли и теперь раскрываются, вызволяя созревшие семена из зимнего плена. Белки, дятлы и клесты большие охотники до сосновых семян.


Люди заготавливают семена сосны в зимнее время, с декабря по апрель, пока шишки не успели раскрыться. Потом их высушивают в специальных сушилках и извлекают из них семена. Но и пустые шишки не пропадают зря. Сосновые шишки - незаменимое топливо для знаменитых русских самоваров, они прекрасно горят и долго держат жар. Любители поделок из природных материалов используют шишки для изготовления различных забавных фигурок. Оказавшись в теплом и сухом помещении, шишки, принесенные из леса, через какое-то время неминуемо раскроются. Чтобы сохранить шишки нераскрывшимися, их окунают в жидкий столярный клей.


Применяют для поделок и сосновую кору, которая образуется на комлевой части ствола. Кора у сосны легкая, плотная и хорошо режется. Известно, что в старину новгородцы изготовляли из нее поплавки для сетей.


Кто не знает, какие подчас причудливые формы приобретают ветки сосны, особенно растущей на юру, на возвышенном и открытом месте. Под такой сосной можно собрать богатейший материал для лесной скульптуры.


Каждый год у сосны вырастает новая мутовка. В крестьянских избах, у русской печки, и сейчас можно встретить отполированную палку с рогульками на одном конце. Это мутовка, незаменимое орудие кухонного труда, если нужно быстро взбить в чугунке отварную картошку или замесить тесто.


Из тонких и длинных, похожих на веревки корней, деревенские умельцы плели различные емкости, именуемые корневушками. Перед плетением корни промывали, очищали от коры и расщелляли надвое. Необыкновенная гибкость корней давала возможность выплетать посуду очень сложной конфигурации. Мастера сплетали корни настолько плотно, что в плетеной посуде крестьяне хранили соль, лесок, крахмальности, а также для производства сургуча и линолеума.


Другая составная часть живицы - скипидар, применяется как растворитель для красок и лаков, каучука и различных смол. Из него вырабатывают синтетическую камфару. В текстильном производстве скипидаром протравливают ситцевые ткани леред нанесением на них рисунка, приготавливают краски для ситца.


Древесина сосны обладает высокими декоративными качествами. Умеренно усыхающая, легкая, крепкая и в то же время мягкая, она издавна применялась как поделочный материал для столярных и токарных работ. Замечено, что цвет древесины у сосны, растущей на севере, - буровато-красный, а на юге - светло-желтый или розоватый. Сосна - ядровая порода. Внутренние старые слои сосновой древесины окрашены в более темный цвет, чем те, которые прилегают к коре. Темная, отмершая древесина называется ядром, а светлая - заболонью. Ядро содержит меньше влаги и имеет древесину белее высокого качества.


У сосны четко выражены годичные слои. Каждый годичный слой состоит из двух частей древесины: ранней - светлой и широкой и поздней - более узкой и темной. Ранняя часть годичного слоя образуется весной и летом, а поздняя часть в конце лета и осенью. Ранняя часть более рыхлая, чем поздняя. Эти особенности используют художники, работающие над созданием декоративных изделий из древесины. Для того чтобы четко и рельефно выделить годичные слои, поверхность древесины они обжигают паяльной лампой, газовой или керосиновой горелкой. При обжиге добиваются равномерного обугливания всех поверхностей изделия. Затем стальной или медной щеткой тщательно счищают обгоревшую древесину до появления чистого и четкого рисунка. Ранняя, более рыхлая, древесина годичного слоя выгорает больше, чем поздняя, поэтому в этих местах после обработки металлической щеткой образуются впадины, а поздняя древесина как бы выступает рельефно над поверхностью изделия.

Текстурный рельеф применяют для украшения резных изделий.


Есть и другой способ декорироваиия сосновой древесины. Поверхность древесины слегка подпаливают до появления четкого текстурного рисунка. Затем покрывают несколькими слоями прозрачного лака. В сухом месте на солнце сосна загорает, приобретая густой янтарный цвет. При желании загар на сосновом изделии можно получить искусственным путем. В металлическую посуду насыпают чистый кварцевый или хорошо промытый речной песок. Изделие зарывают в песок и ставят посуду на медленный огонь. Время загорания определяют опытным путем. Для равномерного загорания изделие время от времени поворачивают.


Часто древесину поражают особые грибки, которые раскрашивают ее в голубые, желтые, зеленые и лиловые цвета. Такую древесину за многообразие оттенков применяют для выполнения наборов в технике маркетри.


"Так уж случилось, что в устном народном творчестве осине не повезло. В песнях, поговорках, в пословицах и даже в загадках не стоит искать добрых слов, обращенных к осине. «Грелся Максим вокруг осин», - говорили об опрометчивом человеке, принявшем по неизвестным причинам осеннюю листву осины за костер. Что, мол, взять с оснны, осина и есть осина. Никчемное дерево.


Если загадывали загадку: «Одно проклятое дерево без ветра шумит», то любой, не задумываясь, мог ответить: «Осина». Другая загадка, менее злая, загадывает: «Никто не пугает, а дрожит». И в самом деле, листья осины дрожат даже в тихую ясную погоду. Плотные, кожистые, свисающие на длинных черешках, они подобны тысячам чутких миниатюрных флюгеров.


Но крестьяне приметили, что с появлением по весне листьев на осине тучнее становились луга и пастбища. Отсюда и примета: «Как осина задрожит, так и скот в поле сыт».


За быстрый рост и качество древесины лесоводы называют Осину русским тополем. А древесина у оснны мягкая и легкая, изделия из нее долго сохраняют белый цвет. Проходит много лет, прежде чем они приобретают слегка зеленовато-серебристый или красновато-серебристый оттенок.


Прямослойность и однородность древесины позволяет на специальных станках получать тончайшую стружку, из которой, как из соломки, плетут всевозможные летние головные уборы. Более крупную стружку используют как упаковочный материал.


Издавна из осины -делают легкую и прочную посуду. Осина прекрасно обрабатывается на токарном станке и легко режется. Чтобы изготовить резной ковш или ложку, осиновые чурки распаривают в горячей воде. Распаренная древесина режется легко и быстро.


Хороша осина для декоративной резьбы. Для этой цели берут сухие доски и обрабатывают их резцом. Однородность древесины позволяет делать порезки в любом направлении, не скалывая и не сминая ее под резцом. Для усиления выразительности рисунка древесину протирают уксусом, разбавленным водой. Уксус предварительно несколько дней настаивают, бросив в него ржавые гвозди или железную проволоку. Высыхая, доска приобретает серебристо-серый цвет, характерный для старого, много лет выдержанного дерева. Обработанная таким способом резьба приобретает особую выразительность.


Древесина оснны хороша еще тем, что долго сохраняется в воде. Поэтому исстари на Руси из осиновых бревен делали колодезные срубы. А купола знаменитых северных деревянных церквей покрывали лемехом - небольшими фигурными дощечками. От солнца и дождя лемех со временем становился серебристо-серым. По преданию, иностранцы, впервые видевшие купола с осиновым лемехом, принимали лемех за серебро.


В наше время деревообрабатывающие предприятия тоже изготовляют кровельные дощечки, но уже не фигурные, а простой прямоугольной формы, так называемый гонт. Из толстых стволов осины рыбаки делают легкие лодки - однодревки. Мастера выдалбливают в бревне середину, заливают ее водой и распаривают, бросая в воду раскаленные камни.


Древесина осины хорошо разбухает. Это качество считается отрицательным. И только для бондарных изделий оно хорошо. Долговечны осиновые кадушки, бочки, чаны, ушаты.


Осина идет на изготовление шпона для фанерного производства, на выработку целлюлозы. Ее кора употребляется для выделки кожи, а из гнилой древесины вырабатывают ванилин.


Но есть у осины порок - на корню она недолговечна. Для хозяйственных нужд ее рубят уже в возрасте 40- 50 лет, в то время как сосну или ель рубят только в возрасте 100-120 лет. Такой короткий срок жизни осины вызван поражением ее сердцевинной гнилью. Со временем ствол дерева внутри становится трухлявым. И если его вовремя не срубить, то древесина потеряет промышленную ценность. Проходя по осиновому лесу, посмотрите, как потемневшие стволы лежат у корней живых деревьев. Это стволы упавших осин. Если отпилить небольшой кряж от упавшего дерева, снять с него кору и палкой вычистить трухлявую древесину, то можно получить полый деревянный цилиндр. Можно ли как-то использовать этот уготованный природой обреченный на гибель полый объем?


Весной перед прилетом птиц из него можно сделать скворечники. Для этого надо отпилить небольшой кряж, выбить стамеской из него труху, приладить сверху горбылек вместо крыши, а снизу прибить дно. Затем прорезать леток, и дуплянка готова. А можно подобрать кряж с готовым отверстием на месте бывшего сучка. Такие дуплянки лучше всего делать прямо на месте, в лесу и развешивать их тут же, поблизости. Пила, стамеска да топор - вот и все инструменты, которые понадобятся в лесной мастерской.


Ну а если прошла пора подготовки к прилету птиц? И тогда благодатный материал, который без дела валяется под ногами, может пригодиться для интересных поделок. Если осиновое бревно распилить на невысокие кряжнки и приделать снизу донца, то получатся оригинальные и надежные цветочные горшки. При желании их можно украсить несложной резьбой. Еще проще изготовить ящики для цветов. Кряж длиной около полуметра раскалывают на две половинки, топором снимают кору и вычитают внутри труху. Затем с торцевых сторон прибивают две подставки, выпиленные из доски. Если немного пофантазировать, то можно придумать множество простых оригинальных и полезных вешей. Такое уж дерево осина. И погибшая, она может приносить пользу, если только попадет в умелые руки пытливого человека.



Липа - одно из редких деревьев, у которого все части использовались человеком. Сочные, лишенные горечи молодые листья крестьяне скармливали скоту, употребляли в пищу. Такие листья и теперь идут на приготовление витаминных салатов.


Осенью на липе появляются мелкие орешки, которые держатся на ветвях почти всю зиму. Они содержат до 12% жирного масла, напоминающего миндальное.


Прочные лубяные волокна липы - мочало - находили разнообразное применение в быту. Связанные в пучок, они превращались в банную мочалку, из них вязали кисти-помазки для побелки печей, делали щетки, ерши для мытья посуды, ткали рогожи и кули. Мочалом набивали мебель, маты и даже подушки.

Археологические находки подтверждают, что из мочала еще в неолитическую эпоху плели рыбацкие сети. Из луба вили веревки, да настолько прочные, что они шли на упряжь и путы для лошадей. Древние германцы применяли мочало для плетения плащей, а на Руси луб шел для плетения разнообразной обуви: ступеней, лаптей, бахил, босовиков и сапог. Одна из них предназначалась для дальних переходов, другая для промысловой охоты и рыбной ловли, третья для дома. Для русского человека лыковая обувь была так же традиционна, как для немецкого и французского деревянные башмаки.


У мастеров-древоделов всегда высоко ценилась древесина липы. Она белого цвета, иногда слегка розоватая. Хорошо просушенная, выдержанная, она со временем приобретает медово-золотистый оттенок. Текстура липы слабо выражена, поэтому изделия из нее кажутся выполненными из однородной массы, лишенной слоистости. Такое впечатление складывается потому, что изделия из липы шлифуют редко.


На самом деле это не так. Попробуйте отшлифовать липовую чурку, и текстура тут же проявится. Вы обнаружите волнистые, четко разграниченные годичные слои, особенно на торцовом и тангентальном разрезах. Поздняя часть годичного слоя у липы намного темнее раннего, а узкая белая полоска, которая проходит на границе двух годовых слоев, усиливает этот контраст. На радиальном разрезе годовых, слоев почти не видно, древесина кажется однородной, и, только внимательно приглядевшись, вы заметите многочисленные мелкие черточки - сердцевинные лучи. На торцовом разрезе они видны в виде узких многочисленных полосок, но рассмотреть их можно только через лупу.


Древесина липы рассеяннососудистая - сосуды у нее многочисленны, но мелкие, через лупу они видны на торцевом разрезе в виде светлых точек.


Легкая, мягкая, вязкая древесина липы мало растрескивается и почти не коробится при усыхании, хорошо поддается резьбе. Эти свойства сделали ее одним из ценных поделочных материалов. Более мягкой липа становится после распаривания, а высыхая, приобретает довольно высокую прочность. Это давало возможность народным мастерам выгибать из тонких липовых дощечек решета, коробейки и набирухи, обивать тонкими липовыми досками кареты со сложными криволинейными поверхностями. В старину из распаренной древесины крестьяне вырезали столовую утварь: ковши, миски, ложки, братины.


Хороша липа и в токарном деле. Из нее до сих пор точат посуду и игрушки. Семеновские и загорские матрешки, резные богородские игрушки,
точеная хохломская посуда, абрамцевские шкатулки и блюда - все они сделаны из липы.


Применялась липа и в строительстве. В южных областях России из нее строили дома, хозяйственные постройки, в Литве настилали полы. Они считались теплее и «мягче» сосновых. Единственным их недостатком было то, что они боялись сырости. Поэтому липовые полы старались делать не на первом, а на втором этаже.


Древесина липы пахнет своеобразно, запах стоек и сохраняется долгие годы. Многие считают, что в бане, срубленной из липовых кряжей, всегда держится легкий медовый дух.


Малая плотность и высокая эластичность позволили применить липу в современном машиностроении. Пропитанная смолами и спрессованная под большим давлением, она становится иногда прочнее металла.


Вязкость липы оказалась свойством очень ценным. Из нее делали доски, на которых сапожники резали кожу, не боясь затупить ножа, на липовых столешницах вырезали берестяные кружева, а теперь конструкторы работают за чертежными досками из липы. Благодаря вязкости материала такие доски хорошо держат кнопки, а оставшиеся после них вмятины быстро сглаживаются.


В настоящее время редкий модельный цех обходится без липы. Из нее делают модели для литья. Она легка в обработке, почти не усыхает и не поддается короблению. Поэтому формы, заданные модельщиком, долго остаются неизменными.


Моделисты могут применять липу для изготовления воздушных винтов летающих и плавающих моделей, долбленых корпусов плавающих моделей, для сложных по форме бобышек и болванок.

Поздней осенью и даже глубокой зимой в лесу можно встретить дерево, покрытое буро-желтой осенней листвой. Иногда засохшие листья на таком дереве шумят чуть ли не до самой зеленой весны. Это дерево дуб, вернее его разновидность - дуб-зимняк. В отличив от своего собрата дуба-летняка он распускает по весне листья на две-три недели позже.


Дуб - патриарх наших лесов. В среднем он живет до 500 лет, но встречаются и дубы-долгожители, насчитывающие до полутора тысяч лет.


У многих народов мира дуб почитается как символ крепости и долголетия. О могучем дереве пели песни, слагали пословицы и поговорки, следили за его развитием, сопоставляя с приметами жизни природы. «Дуб одевается, скотина наедается», - говорили крестьяне в разных уголках России. А пензенские рыбаки подметили, что, как только лист на дубе разовьется, начинается хороший улов щук. Наблюдая весною за дубом, тульский крестьянин делал выводы: «Как дуб развернется в заячье ухо, сей овес». Есть и осенние приметы. «Много желудей на дубу - к строгой зиме и плодородному лету». Многие из народных примет, связанных с жизнью дуба и других деревьев, проверены и объяснены точной наукой.


Дуб является ценным сырьем. Дубовая кора содержит большое количество дубильных веществ и находит применение в медицине и кожевенном производстве. Листья дуба скармливают гусеницам дубового шелкопряда. Но, пожалуй, самое ценное в дубе - это его древесина. Вот почему, создавая русский флот, Петр I издал специальные охранные указы. Если за заповедное дерево какой-либо другой породы напагался штраф 10 рублей, то за дуб порубщик подвергался смертной казни. В 1719 году рубить дуб было запрещено по всей России.


Древесина дуба бывает от желтовато-белого до коричневато-желтоватого цвета. Она очень твердая и пористая. Последнее несколько затрудняет полировку, но зато помогает лучше прокрашивать, травить и морить древесину.


Дуб обладает замечательным свойством - находясь десятилетиями в воде или во влажной, воздухонепроницаемой почве, он как бы консервируется собственными дубильными веществами, становится необыкновенно твердым и приобретает темно-коричневый, а порой почти черный цвет. Такой дуб называют мореным. Когда в Москве строители рыли котлован для Кремлевского Дворца съездов, то неожиданно обнаружили укрепления крепости XII века. Вал был выложен двенадцатигранными кряжами.


В те времена из дуба делали сваи под фундаменты домов, использовали дуб при строительстве подводных частей деревянных мостов и в других гидротехнических сооружениях. А позднее из него стали делать торцовые мостовые и паркет.


В Киевской Руси из дуба выдалбливали лодки-однодревки на 50-60 человек. Для таких подок заготавливали кряжи длиной около 20 метров и до 9 метров в обхвате. Кряж раскалывали на две части, а затем выжигали на костре и долбили полость трюма. Только дуб был пригоден для изготовления таких гигантских цепьнодеревянных лодок.


В наше время из дуба изготовляют высокопрочные бочки, деревянные колеса для телег, паркет и многое другое. Мореный, или черный, дуб особенно прочен и обладает высокими декоративными качествами. Он употребляется для отделки мебели, для резьбы и составления мозаичных наборов в декоративно-прикладном искусстве. Известные на всю Россию городецкие мастера-прялочники извлекали из протекавшей неподалеку речки кряжи, пролежавшие в ней многие века. Благородного черного цвета древесину они использовали для инкрустации различных частей прялки - донцев и лопасок.


Летом некоторые дубы становятся похожими на августовские яблони: в листве видны величиной с орех светло-зеленые, слегка подрумяненные сбоку «яблочки». Это галлы, или так называемые дубовые орешки. Возникают галлы на листьях дуба от повреждения их насекомыми орехотворками. Ни в одной части дерева не содержится стольно дубильных веществ, сколько в дубовых орешках. Осенью эти орешки падают вместе с листьями. Если вы наберете таких орешков и высушите их (а они хранятся годами), то получите очень прочный и светостойкий краситель для древесины любых деревьев.


Окраску производят так. Возьмите кусок древесины, который содержит мало дубильных веществ, например липы, осины или березы, и положите его в металлическую эмалированную посуду, туда же положите орешки (одну треть к массе древесины) и запейте водой. Посуду поставьте на огонь. Дайте древесине и орешкам прокипеть в течение пяти-десяти минут. Затем древесину выньте из воды, просушите и смочите ее протравой (водным раствором железного купороса). При взаимодействии с солями железа дубильные вещества приобретают черный цвет. Древесина дуба содержит в большом количестве собственные дубильные вещества. Поэтому для получения черного цвета ее достаточно пропитать раствором железного купороса.


В старину дубовые галлы были известны под названием чернильных орешков. И это не случайно - из них действительно приготовляли светостойкие черные чернила. Качество таких чернил проверило время. Рукописные книги, написанные много веков назад, донесли до нас тексты, выполненные этими чернилами, сохранившими свой первоначальный цвет.


Если вы задумаете изготовить светостойкие чернила, то процедите отвар орешков через марлю, слейте его в стеклянную банку и добавьте немного железного купороса. Чернила готовы! Если вы обмакнете в них перо, то надписи получатся бледно-серыми. Но не стоит делать опрометчивые выводы. Отложите бумагу с письмом в сторону. Когда через несколько часов вы снова посмотрите надписи, то увидите, что они «проявились» и приобрели глубокий черный цвет.

Много народных примет связано с березой. По весне крестьяне говорили, например: «Если береза вперед опушится, то жди сухого лета, а если клен, то мокрого». «Если из березы весною течет много сока, то лето будет дождливое».


И в крестьянском хозяйстве береза использовалась полностью. Шли в дело не только древесина, но и ветки, и кора. В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело - мир освещает; другое дело - крик утишает; третье дело - больных исцеляет; четвертое дело - чистоту соблюдает».


Городскому жителю не так-то просто отгадать эту загадку. Между тем деревенский житель без особого труда ответит: «Первое дело - лучина, которой когда-то освещали избу, и огонь из березовых дров в печи; второе дело - деготь для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели; третье дело - береста для обвивания разбитых глиняных горшков; четвертое дело - банный веник, без которого русская баня - уже не баня».


Но загадка есть загадка и, конечно, не в силах перечислить все «дела» березы. «Плащ березы» - бересту - применяли не только для обвивания горшков. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Остатки этих древних обоев нередко встречаются в археологических раскопках. Новгородцам береста заменяла бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на ней буквы.


Бересту применяли при устройстве кровли, подкладывали под нижний венец избы, чтобы предохранить его от загнивания. Делали из бересты легкие лодки, рожки, поплавки для сетей, прочную посуду. На севере нашей страны и по сей день мастера-умельцы изготовляют из бересты туеса для хранения молока, кваса и различных солений. Они утверждают, что соленые грибы, хранящиеся в туеске, приобретают неповторимый вкус и аромат.

В современном производстве из бересты, подвергнутой химической обработке, получают черный краситель, деготь и березовое масло.


Не пропадают зря и березовые листья. Они идут на приготовление желтой и зеленой красок для окрашивания тканей. В петровские времена такой краской окрашивали солдатские мундиры.


Почки березы содержат сахар, витамины, эфирные масла. Они используются в медицине и парфюмерной промышленности.


Древесина березы имеет белый цвет с красноватым или желтоватым оттенком. Береза наряду с кленом, дубом и буком относится к твердым породам деревьев. Она тверже сосны и лиственницы. Древесина у березы плотная и сравнительно тяжелая. Влажная древесина значительно теряет свою твердость. Это свойство иногда используют резчики по дереву, специально распаривая перед резьбой древесину. Пролежав долгое время в воде, она приобретает серый цвет. Такую древесину мастера называют серой березой. Как декоративный материал, серая береза идет для токарных работ и резьбы.


Древесина березы стойка к действию слабых растворов минеральных кислот, растворов щелочей и солей. Растворы азотной кислоты и концентрированные растворы минеральных кислот разрушают ее. Растворы азотной кислоты иногда применяют для выжигания на древесине.

Недостатком березы является ее нестойкость против гниения. Она подвергается разрушению особым березовым грибком. Поэтому в строительстве березу применяют только для сооружения временных построек.


Основное применение древесина березы находит в токарном, мебельном и фанерном производстве. Из березы изготовляют добротные лыжи и разнообразную деревянную посуду. Свиливатая древесина идет на ложа для ружей и топорища.


На березах иногда встречаются особые наросты, так называемые капы. Древесина капов имеет повышенную твердость и красивый свиливатый рисунок на спиле. Древесину капов применяли еще в древности. Крестьяне делали из капов ложки, чашки, ковши, ручки для ножей и многое другое. Но крестьян в основном привлекала твердость материала, а не его декоративные качества. В начале позапрошлого века из капов стали изготовлять различные декоративные изделия, отшлифовывая их и выявляя природный рисунок. В это же время кап находит применение для украшения мебели. В Кировской области, например, из капа делают тончайшие столярные изделия: шкатулки, туалетные коробочки, рамки для фотографий и чайницы. Каповая древесина ценится очень высоко. Но капы растут не всюду. В ином березовом лесу их и совсем не встретишь. Вот поэтому-то и изучают ученые-лесоводы природу капов с тем, чтобы в будущем научиться выращивать целые леса из каповой березы.