Повесть о дружбе и недружбе читать онлайн. Повесть о дружбе и недружбе

«Ровно в девятнадцать ноль-ноль тридцать первого декабря прошлого года Андрей Т. лежал в постели и с покорной горечью размышлял о прошлом, настоящем и будущем. Как легко подсчитать, до Нового года оставалось всего пять часов, но никаких радостей это обстоятельство Андрею Т. не сулило, ибо он не просто лежал (смешно думать, что ему вдруг захотелось в последние часы Старого года поваляться под одеялом), а соблюдал постельный режим: горло его было завязано и болело…»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Повесть о дружбе и недружбе (Аркадий и Борис Стругацкие, 1980) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Ровно в девятнадцать ноль-ноль тридцать первого декабря прошлого года Андрей Т. лежал в постели и с покорной горечью размышлял о прошлом, настоящем и будущем. Как легко подсчитать, до Нового года оставалось всего пять часов, но никаких радостей это обстоятельство Андрею Т. не сулило, ибо он не просто лежал (смешно думать, что ему вдруг захотелось в последние часы Старого года поваляться под одеялом), а соблюдал постельный режим: горло его было завязано и болело.

Андрей Т. лежал в постели и с покорной горечью раздумывал о том, какой он все-таки невезучий человек. Весь его огромный опыт, накопленный за четырнадцать лет жизни, свидетельствовал об этом с прямо-таки болезненной несомненностью.

Например, стоило человеку по какой-либо причине (пусть даже неуважительной, не в этом дело) не выучить географии, как его неумолимо вызывали отвечать – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стоило человеку забраться в стол к старшему брату-студенту (совершенно случайно, ничего дурного не имея в виду), как там оказывалась наводящая изумление японская электронная машинка{1} , которая тут же незамедлительно выскакивала из рук и с треском падала на пол. Опять же с вытекающими последствиями. Стоило человеку проесть с трудом обретенный рубль на мороженом (сливочный, шоколадный и фруктовый шарик в соответствующем сиропе), как буквально в двух шагах от кафе обнаруживался книгоноша, распродающий последние экземпляры «Зарубежного детектива».

Да, удачи не было. Удача кончилась три года назад, когда человеку подарили ко дню рождения лотерейный билет и он выиграл на этот билет будильник.

Однако даже невезенье должно иметь какие-то пределы. Заболеть ангиной за несколько часов до Нового года – это уже не просто невезенье. Это уже судьба. Рок.

Закон бутерброда, сказал папа. Очень может быть. Папа нередко высказывает вполне здравые мысли. Насчет закона бутерброда он впервые высказался еще на заре времен, года три назад. Андрей Т. решил тогда, что бутерброд в данном случае является именем крупного немецкого ученого и пишется через два «т». Он даже вписал этого Буттерброда в кроссворд вместо Гейзенберга, чем повергнул старшего брата в неописуемое и оскорбительное веселье. Много воды утекло с тех пор, и много бутербродов вывалилось из рук на пол, на тротуар и просто на сырую землю, прежде чем Великий Закон утвердился в сознании Андрея Т. во всей своей непреклонной определенности: бутерброд всегда падает маслом (ветчиной, сыром, вареньем) вниз, и нет от этого спасенья.

Нет от этого спасенья.

Если человек дал Милке Пономаревой списать контрольную, человеку ставят «банан» за то, что он списал контрольную у Милки.

Если человек тихо и никому не мешая пристроился к телевизору насладиться одним из семнадцати мгновений весны, человека поднимают, напяливают на него смирительный парадный костюм и ведут на именины к бабушке Варе, которая не держит телевизора из принципа.

И уж если человек, изнемогший от географии и литературы, взлелеял в душе чистую мечту провести праздник Нового года и заслуженные каникулы в Грибановской караулке – все, пиши пропало, человека поражает фолликулярная ангина, и пусть он еще спасибо скажет, что это не чума, не проказа и не стригущий лишай…

В девятнадцать ноль пять с целью выяснить, не изменилось ли положение к лучшему, Андрей Т. произвел экспериментальный глоток всухую. Положение не изменилось, горло болело. Зря, выходит, поедал он отвратительные горькие порошки, полоскал многострадальные голосовые связки мерзкими растворами, терпел на шее колючую шерстяную повязку. Может быть, маме следовало послушаться бабушку Варю и обложить шею очищенными селедками? В глубине души Андрей Т. знал, что и эта крайняя и варварская мера не привела бы ни к чему. Пропала новогодняя ночь, пропали каникулы, пропало все то, ради чего он жил и работал последний месяц второй четверти. Сознавать это было столь невыносимо, что Андрей Т. повернулся на спину и разрешил себе испустить негромкий стон. Это был стон мужественного человека, попавшего в западню. Стон обреченного звездолетчика, падающего в своем разбитом корабле в черные пучины пространства, откуда не возвращаются. Словом, это был душераздирающий стон.

А папа и мама находились уже, вероятно, на месте, в окрестностях Грибановской караулки, где так удивительно отсвечивают в отблесках костра пушистые сугробы, где отягощенные снегом лапы огромных елей и сосен отбрасывают таинственные тени, где можно рыть тоннели в снегу, носиться по лесу, издавая воинственные кличи, а потом, забравшись на печку, слушать смех и споры взрослых и песни старшего брата-студента под гитару…

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что скоропостижная ангина у Андрея Т. едва не нарушила эту традиционную семейную вылазку. Попервоначалу мама решительно высказалась в том смысле, что раз так, то она, мама, останется с Андрюшенькой и ни в какую Грибановскую караулку не поедет. Сейчас же, не желая уступать ей в великодушии, в том же смысле высказался и папа. И даже брат-студент, совершенно лишенный родственных чувств, особенно когда это касалось малокалиберной винтовки, двенадцатикратного бинокля и упоминавшейся уже японской вычислительной машинки, и тот вызвался провести новогоднюю ночь «у скорбного одра», как он выразился, имея в виду, вероятно, постель больного. Положение спас дедушка. Узнав в последнюю минуту о неприятности, он явился и выгнал всех из дому, после чего подмигнул Андрею Т. и устроился в соседней комнате шелестеть газетами и мурлыкать себе под нос «Ой на гори тай жнецы жнуть…». Авторитетный человек дедушка, подполковник в отставке и депутат, но многого не понимает.

В девятнадцать ноль восемь Андрей Т. произвел второй экспериментальный глоток всухую. Положение оставалось прежним. Тогда Андрей Т. спустил ноги с кровати, нашарил тапочки и потащился в ванную полоскать предательское горло раствором календулы в теплой воде. Задрав голову и уставив в потолок бессмысленный взгляд, клокоча и булькая, он продолжал размышлять. Собственно, что такое мужество? Мужество – это когда человек не сдается. Бороться и искать, найти и не сдаваться{2} . Когда у человека ангина, бороться и искать невозможно и остается одно: не сдаваться. Например, можно послушать приемник. Можно тщательно и со вкусом перелистать альбом с марками. Есть новенький сборник научной фантастики. Есть старенький томик «Трех мушкетеров»{3} . На худой конец, есть кот Мурзила, которого давно пора потренировать на вратаря. Нет, мужественный человек, даже больной до беспомощности, всегда найдет себе применение. Кстати, дедушка до сих пор не обучен играть в «балду».

Мир немного посветлел. Андрей Т. поставил пустой стакан на полку и вышел в прихожую. А выйдя в прихожую, он увидел на столике под зеркалом телефон. А увидев телефон, он остановился как громом пораженный. Просто непостижимо, что такая простая вещь не пришла ему в голову раньше. Старый верный друг Генка – вот кто ему нужен! Конечно, он тоже ничем не поможет, но с ним можно говорить как равный с равным, сдержанно-мужественно посетовать на судьбу и услышать в ответ сдержанно-мужественные слова утешения и участия. Андрей Т. схватил трубку и набрал номер.

Подошел сам Генка-Абрикос, шумно выразил радость и спросил, как там у них в Грибановской караулке. Андрей Т. ответил, что ни в какой он не в Грибановской караулке, а дома, и сдержанно-мужественным голосом поведал другу о своей фолликулярной ангине и о своем одиночестве. После этого Генка-Абрикос тридцать секунд молчал, соображая, и вдруг сказал:

– Не тушуйся, старик. Не пропадем. Ровно в девять буду у тебя. Погоняем в автодром и вообще.

У Андрея Т. на миг даже сперло дыхание.

– Что? – спросил он растерянно.

– Жди меня ровно в девять, – сдержанно-мужественным тоном произнес друг Генка по прозвищу Абрикос. – Привет.

И в трубке запищали короткие гудки.

Мир не просто посветлел. Мир засиял. Андрей Т. представил себе, как Генка вваливается в эту вот дверь – огромный, толстощекий, с автодромом под мышкой и пахнущий праздничными мандаринами и морозом, и как он бубнит, раздеваясь: «Не отпускали нипочем, а я им говорю: а ну вас к лешему совсем, говорю, там Андрюха лежит бездыханный, а вы меня держите…» Да. Генка. Верный друг. Абрикос. Андрей Т. осторожно передохнул, положил трубку и помигал, потому что у него подозрительно защипало глаза. Друг. Да.

Он вернулся в постель и забрался под одеяло. Собственно, особенно удивляться или умиляться здесь нечего. Настоящая мужская дружба превыше всего. Сам Андрей Т. тоже не колебался бы ни минуты, а уж Генка и подавно. Он ведь человек действия, Генка-Абрикос, он идет на помощь другу, не задумываясь. Как-то весенним вечером компания недорезанных басмачей из соседней школы окружила Андрея на темной окраине парка Победы и после краткого выяснения, кто есть кто, принялась не больно, но унизительно лупить его сумками со спортивным барахлом. И тут появился Генка-Абрикос. Он ворвался в круг, разя направо и налево своими чудовищными граблями, и противник пришел в замешательство. Правда, в конце концов обработали их обоих основательно, но отступили они хоть и в беспорядке, однако с честью. Такое не забывается…

И Андрей Т. весело крикнул:

– Дедушка! Иди сюда, мне одному скучно!..

Было девятнадцать часов двадцать одна минута.


В двадцать сорок семь, когда Андрей Т., рассеянно вертя в пальцах плененную ладью, раздумывал над очередным ходом, дедушка в кресле расслабился, поник седой головой и негромко захрапел. Андрей Т. поглядел на него, откинулся на подушки и стал ждать. Несомненно, Генка-Абрикос должен был явиться с минуты на минуту.

В двадцать один тридцать четыре Андрей Т. поднялся и на цыпочках направился в ванную. Друга Генки все еще не было. Покончив с раствором календулы, Андрей Т. в задумчивости поглядел на телефон, но сдержался и снова вернулся в постель. «Мало ли что…» – туманно подумалось ему.

В двадцать один пятьдесят три Андрей Т. отшвырнул сборник научной фантастики и сел, обхватив колени руками. Дедушка спал в кресле напротив, закинув голову и явственно похрапывая. Кот Мурзила в позе Багиры, Черной Пантеры{4} , предавался дреме на бездействующем телевизоре. На табуретке возле кровати безмолвствовал Андреев любимец и мученик, радиоприемник второго класса «Спидола» – он же Спиха, он же Спиридон, он же Спидлец этакий, в зависимости от состояния эфира и настроения. А Геннадий М. по прозвищу Абрикос так и не пришел.

Андрей Т. мрачно нахмурился. Ему было неудобно, неприятно, тревожно. Саднило горло. Свет в комнате то притухал, то разгорался до ослепительного блеска. Чтобы рассеяться, Андрей взял Спиху и повернул верньер до щелчка. Зашуршала несущая частота, пробилась какая-то неясная музыка. И вдруг послышался знакомый голос. Явственный, хотя и слегка придушенный голос Генки-Абрикоса отчетливо произнес:

– Андрюха… Андрюха… Ты меня слышишь?.. Андрюха… Пропадаю, старик… На помощь…

Андрей Т. распрямился, как стальная пружина. Он в смятении огляделся. Он затряс головой. Он сделал глоток всухую и не почувствовал боли. Сомнений не было. Шуршала несущая частота, и Спидлец монотонно раз за разом повторял голосом Генки-Абрикоса:

– Ты меня слышишь?.. Андрюха… Андрюха… На помощь, старик, пропадаю… Андрюха… Ты меня слышишь?..

Не надо скрывать: Андрей Т. растерялся. Да и кто бы не растерялся на его месте? Каким это таким образом Генку-Абрикоса вдруг занесло в мировой эфир? Что с ним случилось? Где он находится? Не сводя глаз со шкалы диапазонов, Андрей Т. робко осведомился:

– Генка, ты где?

Спиридон все продолжал взывать к нему о помощи голосом Генки-Абрикоса, но тут что-то произошло со шкалой диапазонов. Она озарилась зеленоватым мерцающим сиянием и превратилась в дисплей, как на японской вычислительной машинке старшего брата, а по дисплею побежали справа налево светящиеся слова. Андрей читал, обмирая: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СПАСТИ НЕОБХОДИМО УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ ХОД НА КУХНЕ У ХОЛОДИЛЬНИКА ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СПАСТИ НЕОБХОДИМО УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ ХОД НА КУХНЕ У ХОЛОДИЛЬНИКА ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СПАСТИ…

Дзынь! Все исчезло, погасли бегущие слова, шкала снова стала шкалой, и монотонный голос Генки-Абрикоса оборвался на полуслове.

– Так! – громко произнес Андрей Т. – Вот оно, значит, что!

Собственно, он по-прежнему понимал мало. Ясно было только, что старый верный друг Генка попал в какую-то непостижимую беду, что поспеть к нему на помощь требуется до полуночи и… Что это там было насчет какого-то хода у холодильника? Никакого хода у холодильника нет, а есть там по сторонам холодильника два белых кухонных шкафчика. И если даже ход этот есть, то вести он должен в лучшем случае прямо в морозное вечернее пространство на высоте пятого этажа. Да, было о чем подумать и было что взвесить, и Андрей Т. принялся обдумывать и взвешивать, как вдруг Спиха тихонько, но необыкновенно явственно сыграл начальные такты старой славной песенки:

К другу на помощь! Вызволить друга

Из кабалы и тюрьмы!..

И Андрея Т. мгновенно бросило в жар. Генка-Абрикос не обдумывал и не взвешивал тогда весной в темных аллеях парка Победы. Не обдумывал и не взвешивал, когда узнал о фолликулярной ангине и одиночестве два часа назад… Андрей Т. взглянул на светящийся циферблат над головой. Черные стрелки показывали двадцать два часа одиннадцать минут. Андрей Т. огляделся. Дедушка мирно похрапывал в своем кресле, покойно сложив на животе руки. Кот Мурзила на телевизоре, не поднимая головы, медленно распахнул свои глазища, сверкнувшие зеленым. Андрей Т. решительно спустил ноги с кровати.

Стараясь двигаться по возможности бесшумно, он облачился в тренировочный костюм, весьма кстати висевший тут же на спинке стула, и пробрался в прихожую. Несомненно, предстояла экспедиция, и подготовиться следовало тщательно. Андрей Т. натянул шерстяные носки и обулся в зимние ботинки. Затем он надел лыжную куртку, застегнул «молнию» до повязки на горле и подхватил в качестве оружия складной металлический штатив для фотоаппарата, тяжелый и прикладистый, как дубина былинного витязя. Прикидывая боевой штатив в правой руке, он не без удивления обнаружил в левой любимую «Спидолу». Это было довольно странно: откуда взялся приемник в левой руке, которой он только что застегивал «молнию»? И коли уж на то пошло, откуда здесь взялся этот штатив? Это же не наш штатив, у нас нет штатива, у нас никогда не было никакого штатива… Но времени удивляться и размышлять не было, настала минута действия. Двадцать первая минута одиннадцатого.

Ход у холодильника Андрей Т. увидел прямо с порога кухни. Оказывается, кухонный шкафчик справа от холодильника примыкал к нему не вплотную, а отстоял от него сантиметров на сорок, и в стене между ними красовалась прямоугольная зияющая дыра в рост невысокого человека. И дыра эта являла вид настолько непривлекательный, что Андрей Т. в нерешительности остановился. Ему представились скользкие выщербленные ступени, ведущие в зловонное подземелье, ржавые крючья в стенах, норовящие угодить в глаз, и еще какие-то серые, мохнатые, копошащиеся, с горящими красноватыми глазками…

Андрей Т. никогда не был трусом. Просто иногда он ратовал за разумную осторожность. Вот и сейчас он отчетливо понял, что минута действия временно прекратила течение свое{5} и уступила место минуте здравого смысла. Перед нами как будто подземелье? Отлично. В таком случае не следует ли заняться сначала изготовлением смоляного факела? Не следует ли сменить зимние ботинки на болотные, скажем, сапоги? И вообще, не пора ли вовлечь в события дедушку, боевого офицера, имеющего, кстати, опыт преследования врага в тоннелях берлинского метро? Или еще лучше – позвонить замечательному человеку, классному руководителю Константину Павловичу, бывшему танкисту и кавалеру ордена Славы…

Известно, что есть лишь один способ делать дело и множество способов от дела уклоняться, так что трудно сказать, как бы все обернулось в дальнейшем, но тут Спиха, Спидлец этакий, вновь тихонько проиграл начальные такты славной мушкетерской песенки{6} . И Андрея Т. вновь бросило в жар. С пронзительной откровенностью признался он самому себе, что и сапоги болотные резиновые, и факелы смоляные коптящие, и всякие иные причиндалы, могущие еще прийти ему в голову, есть не что иное, как чушь несусветная и отговорки. Что стыдно ему, здоровенному (пусть даже слегка больному) парню прятаться за спину ветеранов Великой Войны. И что вообще топтаться без толку между холодильником и кухонным шкафчиком в то время, как друг Генка погибает и ждет помощи, попросту постыдно. И он ринулся вперед и нырнул в зияющую дыру.

Он был приятно разочарован. Не оказалось там ни осклизлых ступеней, ни ржавых крючьев, ни снующих крыс. Оказался там длинный коридор казенного вида, тускло освещенный пыльными лампами под жестяными абажурами с отбитой эмалью. Пахло канцелярией, на оштукатуренных стенах мотались под сквозняком прикнопленные бумажки с выцветшими машинописными текстами. Бросался в глаза странный призыв: «Тов. пенсионеры! Просьба не курить, не сорить и не шуметь!» Справа и слева вдоль коридора тянулись ряды обшарпанных дверей с темными пятнами возле ручек, и каждую дверь украшала надпись, как правило грозная и в повелительном наклонении: «Не стучать!», «Не зевать по сторонам!», «Не сметь!» и даже «Миновать быстро и не оглядываться!».

Андрей Т. шел медленно, машинально читал надписи и думал, за какой дверью надо искать Генку, и вдруг ему пришло в голову, что ведь совершенно непонятно, куда ведет этот коридор, – по всем расчетам он должен был с самого начала пронизать стену дома, пройти над улицей и вонзиться в балконы кинотеатра «Космос». Озадаченный этой мыслью, он даже остановился и тут же обнаружил, что коридор кончился. Впереди был тупик, и в тупике были две двери – последние. Надпись на левой двери гласила с вызовом: «Для смелых». Надпись на правой двери снисходительно ухмылялась: «Для не очень».

Андрей Т. сдвинул брови и погрузился в самоанализ.

Скромность требовала признать, что со смелостью у нас обстоит не так чтобы очень. Правда, в первой четверти Андрей Т. взобрался по пожарной лестнице до пятого этажа. Но по возвращении на твердую почву у него так тряслись руки и ноги, что взыскательные наблюдатели это заметили, и пришлось соврать, будто на него напал приступ застарелой болезни Паркинсона (за многими делами он так и не удосужился выяснить, есть ли такая болезнь на самом деле, и если есть, то болеют ли ею люди). Эта унизительная ложь преследовала потом его целую неделю: время от времени он спохватывался и принимался трястись под внимательными взглядами своих товарищей, и кончилось это тем, что перепуганная классная воспитательница по прозвищу Яишница отвела его к врачу. Словом, скромность утверждала, что избрать следует правую дверь, и Андрей Т. послушался. Он решительно отворил дверь с надписью «Для не очень».

Так. За дверью была знакомая комната. В знакомом кресле похрапывал знакомый дедушка, на знакомом телевизоре жмурился знакомый кот, со знакомой кровати свешивалось знакомое одеяло.

Андрей Т. решительно закрыл дверь. Скромность, конечно, скромностью, но не такой же ценой! Впрочем, не беда, ничего не потеряно. И в конце концов, избрав сначала правую дверь, он поступил по крайней мере честно, а как известно, «честность – это больше чем смелость, это мужество!» (из запоздалой речи бабушки Вари по поводу сокрытия двойки по поведению за совершение некоего смелого поступка на уроке по рисованию). Что ж, придется быть не только честным, но и смелым, вот и все. Андрей Т. перешел к левой двери, стиснул зубы покрепче и толчком отворил ее.

Ничего особенного. Открылся тоннель с кирпичными стенами, низкий, сыроватый, но вполне опрятный и тихий. Цементный пол, на полу виднеются следы, оставшиеся, видимо, еще с тех времен, когда цемент не схватился. Гм. Странные следы. Не Генкины. Гм. Похоже, здесь прошла лошадь. Копыта. Гм.

Андрей Т. продвигался по тоннелю с некоторой опаской, стараясь жаться к стенам, подальше от странных следов. Он был готов ко всему, но ничего пока не происходило. Мало-помалу он приободрился, он уже и вправду ощущал себя не только мужественным, но и смелым. Спиридон, кажется, тоже пришел в хорошее настроение. Во всяком случае, он принялся напевать вполголоса: «Наши жены – пушки заряжены, вот кто наши жены…»

Внезапно стены тоннеля раздались, вспыхнул яркий свет множества ламп дневного света, засверкал и заискрился белый и черный кафель. Андрей Т. остановился и зажмурил глаза от слепящего блеска. Когда же он разжмурился, то увидел, что стоит на самом краю плавательного бассейна.


Да, это был самый обыкновенный плавательный бассейн, точно такой же, в каком Андрей Т. некогда сдавал нормы ГТО, – выложенный кафелем, шириною метров в десять и метров пятьдесят в длину.

Ясно было, что дальнейший путь к бедствующему Генке-Абрикосу лежит через широкий дверной проем на противоположной стороне бассейна, темнеющий за легкой пеленой струйчатого пара. Ясно было также, что обойти бассейн невозможно, потому что кромка пола между его боковыми краями и стенами по-дурацки узкая и вдобавок наклонена градусов этак на сорок пять, с альпинистскими шипами не удержишься. «Придется вплавь или вброд», – подумал с неудовольствием Андрей Т. и тут только обнаружил, что в бассейне нет ни капли воды.

Это было как нельзя более кстати. Пожалуй, даже слишком. Если судьба бросает под ноги заведомо смелому человеку сухие бассейны, то надлежит смотреть в оба. Андрей Т. посмотрел в оба, и то, что он увидел, очень ему не понравилось. По всему пространству бассейна на чистом сухом кафеле были разбросаны какие-то заскорузлые тряпки и иные предметы столь же неопрятной сущности. Андрей Т. разглядел продранный шерстяной носок, старую футболку с номером, обтрепанные брюки, вывернутый наизнанку тулуп, ржавый велосипедный насос и череп. При виде черепа сердце Андрея Т. подскочило к горлу. Генкин! Но он тут же вздохнул с облегчением: череп был коровий, из их школьного зоологического кабинета.

Несколько секунд Андрей Т. колебался, хотя отлично понимал, что бассейна этого ему не миновать. Он поднял глаза. Черные стрелки на светящемся циферблате показывали двадцать два часа тридцать семь минут. Время поджимало. Андрей Т. поколебался еще три секунды и решительно спрыгнул на кафельное дно.

Оказавшись в бассейне, он торопливо зашагал к противоположному краю, который вдруг словно бы отодвинулся куда-то в неимоверную даль. Сначала он шагал просто торопливо, потом зашагал быстро, потом очень быстро и наконец пустился бегом во все лопатки.

Нет, не зря коварная судьба устроила этот бассейн на его пути! И подозрительные тряпки с черепами оказались в этом бассейне, надо думать, не случайно! Не успел Андрей Т. пробежать и половины расстояния до края, как в уши его ударил глухой клокочущий рев. Со всех четырех сторон сразу из каких-то невидимых труб хлынули в бассейн свирепые потоки мутной вспененной воды, исходящей паром как бы от сдерживаемого бешенства.

Отступать было бессмысленно, это Андрей Т. понял сразу. Оставалось наступать. И, вспомнив свои былые успехи на стометровке, он рванул вперед с таким рвением, как будто твердо поставил себе целью перекрыть все олимпийские рекорды Валерия Борзова. Возможно даже, что он и перекрыл бы эти рекорды, но он не успел. Мутные волны набросились на него, ударили по ногам и окатили с головой.

– Ай-яй-яй-яй-я-а-ай! – взвыл в ужасе Спиха латиноамериканским голосом.

– Вр-р-решь! – прорычал Андрей Т.

Мутные пенистые валы тщились опрокинуть и утопить его, но он неудержимо рвался вперед, похожий теперь уже не на Валерия Борзова, а на скоростной скутер, идущий на редане.

Потом дно ушло у него из-под ног, он бросил на произвол судьбы боевой штатив, поднял Спиридона повыше над головой и поплыл. Он отчаянно работал ногами и отчаянно загребал правой рукой, он ничего не видел сквозь бурлящую пену и клубящийся пар, в ушах стоял рев волн, прорезаемый отчаянным свистом Спиридона, а он все загребал правой и отрабатывал ногами, загребал и отрабатывал, загребал и отрабатывал целую вечность, пока не врезался в противоположную стенку бассейна с такой силой, что загудело во всем теле от травмированной макушки до самых пяток.

Конец ознакомительного фрагмента.

Книги о которых пойдет речь я не читал. Только прослушал две аудиокниги в исполнении Владимира Левашёва.
Поскольку обе они ориентированы на детей, и жанрово близки к сказке позволю себе объеденить их в одном топике.

Итак «Повесть о дружбе и недружбе» написана совместно братьями. Задумывалось и писалась она как детское произведение. Действительно главный герой его - подросток совершающий подвиги во имя дружбы в загадочном и полном опасностей мире задверья шкафа куда он вынужден отправиться ради благого дела спасения своего школьного друга. Опасности и препятствия встречающиеся на его пути довольно детские, с присущим АБС уклоном "в технику". Главный герой как по мне получился у них слижком уж взросло размышляющим и действующим. Очевидно со стороны АБС это была попытка написать назидательное произведение для юношества. Назидательность эта как по мне зачастую излишне прямолинейна. Вышла повесть о важности принятия правильных решений при выборе жизненного пути и том что следует за выбором неправильным.
Повесть "Экспедиция в преисподнюю" была написана одним Аркадием Стругацким и опубликована под псевдонимом С. Ярославцев.

Повесть условно можно отнести к миру Полдня. Только в данном случае главные действующие лица - подростки спасающие свою планету от нагрянувших из далекого космоса опасностей. Состоит она из трех частей, каждая из которых имеет вполне самостоятельный сюжет. В каждой из них свой противник противостоящий им: в первой части - космический пират Двуглавый Юл укравший часть Земли вместе со всем ее населением, во второй - Планета Негодяев где под руководством Великого Спрута Искусник Крег делает из украденных с различных планет носителей разума живые вычислительные машины, и, на конец, в третьей сам Великий Спрут сбежавший и укрывшийся в ином измерении.
Аркадий Стругацкий вовсю эксплуатирует "детские штампы" начиная от любимых большинством "Трех мушкеторов" давших имена главным персонажам повести, до "Бременских музыкантов" в заключительной части повести. Присутствуют персонажы и других литературных произведений.
Персонажы со стороны Земли сугубо положительные, со стороны ее противников - наоборот. Впрочем все кто попадает на Землю под влиянием землян перевоспитываються и становяться хорошими. Среди злодеев есть и весьма интересные, колоритные персонажи (например клон Чебурашки -Ятуркенженсирхив), но большинство просто взяты из мира неприятных автору насекомых и наделены соответствующими "мерзкими" чертами. Земляне же - имеют достаточно "плоские" и "функциональные" характеры, и честно говоря интереса у меня не вызвали.
Слушаються оба произведения достаточно легко (спасибо В. Левашёву), но обильное колличество штампов и назидательность делают их на мой взгляд не лучшими книгами для прослушивания/прочтения детьми и подростками. Взрослого же читателя весьма вероятно отпугнет "детскость" сюжета и персонажей.
В целом не шедеврально, увы литература для детей не их (АБС) конек.

Такой непринужденный,можно даже сказать, детский рассказ о дружбе. "Друга я никогда не забуду,"- вот девиз этой повести. Интересно, хотя и понимаешь с первых страниц,что все это во сне,но сама идея очень хорошая.

То ли болезненный сон, в котором перемешались мальчишеские страхи и обрывки прочитанных книг, то ли в действительности случаются под Новый Год чудеса - не так уж важно. Главное, выбрала судьба обычного восьмиклассника Андрея Т. для того, чтобы смог он кое-что узнать о жизни. Скорее всего, выбрала его за то, что был он парнишка честный и, прежде всего, перед самим собой. Если трусил, то так и думал «Я струсил», если делал какую-то ошибку, то не искал уверток и лазеек, а отвечал за свои промахи.
Наверное, даже такое путешествие, когда кто-то неведомый ставит ловушки и испытывает твою силу и смелость, решительность и ум, верность и дружбу, все же - большая удача. Ведь узнал всего за короткий час Андрей о жизни больше, чем многим удается за долгие годы.
К примеру, он узнал, что смелость - это умение преодолеть страх, и, когда дрожат коленки и сердце выскакивает из груди, продолжать делать то, что должен. Или, что не все мудрые советы, такие как «не зная броду, не суйся в воду», «дурная голова покоя ногам не даст», «кривой-то дорожкой ближе напрямик», стоит слушать и, тем более, не всем из них стоит следовать. Или что умный - это не набор заученных фактов, а умение размышлять и делать выводы, и о том, как легко придумать себе самому «жизнь» и спрятаться в нее от реальных проблем. А еще он узнал о выборе - испытании, которое постоянно предлагает жизнь и о том, что выбор этот - дело одинокое. И о дружбе и верности... и о много ещё о чем.
Хорошая и по-прежнему актуальная Сказка Взросления. Андрей Т. справился с задачей, и даже понял, что таких испытаний в Жизни будет еще очень и очень много. А вот Генка-Абрикос сразу сделал неправильный выбор... Что ж, так оно часто бывает в жизни.
Но ведь, если Жизнь все еще предлагает нам выбор, значит, не махнула на нас окончательно рукой? И может, стоит однажды встать пораньше, «когда дворники маячат у ворот», чтобы увидеть вновь, как «веселый барабанщик в руки палочки кленовые берет». Он все еще там, веселый барабанщик детства. Может, стоит снова пойти за ним и открыть правильную Дверь?
Грохот палочек, то ближе он, то дальше
сквозь сумятицу, и полночь, и туман...
Неужели ты не видишь, как веселый барабанщик
вдоль по улице проносит барабан?/Б. Окуджава/

Читается легко и интересно. Есть очень смешные места. Очень хорошее и приятное начало. Так что легко и быстро погружаешься в ситуацию. Но именно благодаря погружению сказка становится детской. Потому что если через 10 минут, контрольное сглатывание вдруг оказалось без боли значит главный герой спит. Да и дальнейший ход произведения очень «реалистично» именно для сна.
Но при этом можно отнести сказку к фэнтези. Есть дверь в стене в другой Мир. Есть проводник - спидола. Есть цель спасти друга, после которой можно будет вернуться в свой мир.
Пунктирной линией, через сказку проходит мысль «А спасали вас друзья? Да в жесткий шквал.., друг шпаргалочку бросал». :)
Но все рано Андрей через все препятствия героически идет спасть друга. Так что конечно сказка о дружбе. В дороге Андрей героизирует своего друга Абрикоса и этим поддерживает свой пыл. Хотя мы глядя на Абрикоса даже сквозь Андрея видим, что не все в нем хорошо. В конце мы узнаем и цену Абрикосовых обещаний и умеет ли он говорить с виноватым видом. Но многие могли бы в порыве приклеить Абрикосы и ярлык предателя. А я бы наверное не стал бы говорить даже о недружбе. Не товарищеский поступок да наверное. Но вот сразу недружба. Люблю положительные ярлыки не люблю отрицательные.

Чтобы говорить о дружбе, надо говорить преимущественно о культуре, даже когда ты – психолог. Так вот и поговорим о Культуре. Ведь что такое «дружба», вообще? Это – же просто один из культурных «институтов». Можно сказать – одна из «культурных практик», зная которые можно не делать «ляпов» и не создавать психологических проблем – себе и окружающим. Культурность – важная часть психологического здоровья полноценной гармоничной личности.

Культура, вообще, – в отличие от бескультуря, берёт любую вещь и тщательно её изучает, чтобы мы её досконально «знали». Видит её, вещь, – любовно – как нечто сложное и достойное тщательного изучения. Бескультурье же говорит: «Чего там изучать? Всё и так просто и понятно».

На самом деле – нет, не просто. И вот только когда ты изучил вещь (или некую практику), ты уже так много о ней знаешь всего, о всех её подводных камнях и тонкостях, что уже её не сломаешь! Не сломаешь ты ни её, ни тех, кто до неё докасается, кто имеет к ней отношение.

Дети, женщина, флирт, переписка, совместное проживание на одной территории, интимные сношения, принесение соболезнований, критика чужих неблаговидных поступков, спор, дружба...

Вот почему люди поступают просто: избегают некоторых практик, сужая тем самым свой культурный и человеческий горизонт до удовлетворения примитивных потребностей, и эвсе ти богатые практики потом сами собой … беднеют, умирают или превращаются в своё фальш-подобие... (Например, практика «дружбы»...)

Да потому что нагрянуло Бескультурье и бодро сказало: «Дети, женщина, флирт, переписка, совместное проживание на одной территории, интимные сношения, принесение соболезнований, критика чужих неблаговидных поступков, спор, дружба? Да тут всё просто, чего голову ломать, церемонии разводить?»

Вот люди (не зная броду) и «ломают голову». Или – ломают хрупкую, сложную практику. Вот и нету практики. Или она приносит одни страдания...

Итак, поговорим о дружбе – как психологи и как культурные люди. Ведь «беседа психолога» – это тоже между прочим «культурная практика», и хоть она, правда, из молодых практик, но – замечательная!

«Бескультурное» отношение к феномену дружбы есть – «примитивное», поверхностное к нему отношение...

Я сейчас вам покажу, как Бескультурье сыграло с нами злую шутку и поломало возможность Дружбы, утаив важные аспекты этого процесса.

Конечно же, вам всем отлично известно, что Друг обязать – Давать. Это же столь примитивно и «ясно-понятно», не так ли? Об этом нам твердят с детства! Давай другу мандаринку, давай другу машинку...

И вот мы выучиваемся – Давать. Сначала нам это не нравится, потому что мы – ещё примитивные зверьки, «жадинки»... Но потом мы... отчего-то входим во вкус и начинаем – любить давать... Это не всегда хороший признак. Мы стали, положим, что и умнее, но вот – добрее ли?..

Вот тут, на этом благотворительном поприще, нас поджидает одна коварная, сатанинская ловушка. Которая увы и сводит «на нет» все наши добрые намерения – быть верными и полезными, щедрыми друзьями...

***
Бескультурье схватывает все вещи примитивно и «быстро», как будто куда-то спешит. Ему противно – зависать надолго в предмете и «копаться в тонкостях».

И поэтому нам никто не расссказал о «высшей математике» Дружбы! Внимание, вот же она.

Друг должен уметь не только Давать. Друг должен уметь желать – Брать. Брать именно то, что ему предлагают от чистого сердца... Брать и не морщиться. Брать и не смеяться за спиной. Брать и не зевать от скуки. Брать и искренне радоваться тому, что «вот у меня этого не было, а теперь – есть».

***
Какая же ловушка ждёт Друга, который слышал с детства только про одну часть теории, а про вторую никогда не слыхал и сам не чувствовал – чувства у него не тонкие, не деликатные – культурной среды вокруг мало...

Видите ли, в конце-концов, «давать» – это очень приятно. Даже куда приятней чем «брать». Да-да! Ведь когда мы – даём, мы – чуточку хвастаемся и тихо сравниваем себя с другими – ну и конечно же, в свою пользу. А это так приятно – осознавать, что у тебя дела идут лучше, чем у других...

Посмотрите на рисунок классической карты таро «Шестёрка монет».

Двое стоят на коленях с протянутыми кверху ладонями – будто Богу в церкви молятся. А третий возвышается над ними и сыплет им золотые монеты в их протянутые руки.

Вот это ваш портрет – «дающего друга». И если вы всё время желаете быть только в такой «позицьи», то неудивительно, что вас будут за спиной... ненавидеть. А вы чего иного хотели?!

Именно после этого – у наивых (так ничего и не понявших!) людей рождается горькая поговорка: «Не делай людям добра, не получишь зла».

А как же нужно – Брать? Что это вообще такое в контексте разговора? Ну, пришла пора познакомиться нам и со второй частью культурной практики «Дружба».

Более сложной, тонкой и рафинированной. Той частью феномена «дружба», которая требует от нас иметь чуткую душу, а не только лишнюю тарелку щей за обедом.

***
А для того, чтобы вы поняли это – сразу, и скорее сердцем, чем головой, я попытаюсь вам рассказать Притчу. Вы уж извините, но восточных притч я сочинять не умею. Так что Притча получилась у меня немного корявая...

Притча о двух друзьях: богатом и бедном

Жили два друга – богатый и бедный. Они имели общие интересы и были немного похожи, так что им было о чём поболтать. Тем более, что бедный больше любил – слушать, а богатый – говорить. Идеальная пара!

Богатый очень любил бедного своего друга, ничуть им не гнушался и каждую субботу приглашал его к себе домой, на свой пир. Его знали все родственники богача! Бедный был там уже как «член семьи»! У него был даже свой стул (венский, конечно!), своя любимая чайная чашка, (между прочим – прабабушкина, из «приданого фарфора» позапрошлого века – целая история, когда-нибудь расскажу!) и своё место у камина на шкуре тигра, которого убил когда-то дедушка в Сибири, когда составлял географические карты по заказу царя!

Бедному другу подробнейшим образом рассказывали и показывали – всё, чем был богат и интересен такой великолепный одарённый человек и его блестящее семейство! Его угощали замысловатыми блюдами, приучали ценить тонкие вина, пить исключительно из хрустальных бокалов! Все книги библиотеки были в его распоряжении! Хозяйка играла на рояле любимые произведения мужа – и бедный постепенно научился отличать Шуберта от Моцарта и Вагнера от Берлиоза.

А после обеда – ему показывали дорогие глянцевые художественные альбомы – на немецком языке и подробно рассказывали о каждой фреске, о картине и о каждом мастере! Бедный друг сам кое-что знал о живописи, и ему было очень интересно! Он очень любил картины импрессионистов и Климта, но не заикался об этом при хозяине и хозяйке, которые считали такие вкусы – банальными. У него даже был альбом Климта, первая книжка, которую он купил на свои деньги, школьником!

И ещё – мамин альбом с картинами русских передвижников, довольно дешёвый советский альбом, с не очень качественными репродукциями. Он знал и помнил там каждую картину! Когда он однажды долго болел, эта книжка была его единственным другом – читать ему было тогда трудно: болели глаза! А как он хотел показать этот альбом своему богатому другу! Но что-то удерживало... Разве он умеет так красиво рассказывать? Другое дело – богатый счастливец. Ему бы впору лекции записывать и выкладывать их на youtube.

В общем, наш бедный герой здорово культурно обогащался, посещая «субботы» своего восхитительного приятеля. Одних только слов новых – ну никак не меньше ста штук выучил! Например, «брускеты». Вот вы знаете, что такое брускетты? А что такое «экслибрис»? То-то же.

***
Однажды бедный друг встретил богатого на улице и радостно сказал ему так: «Слушай! Я так много рассказывал о тебе всем «своим», ты ведь никогда у нас не был – это так далеко ехать, но ты приезжай ко мне домой – именно в это воскресенье! Жена пожарит свои фирменные куриные крылья, испечёт пирог, и у меня есть в холодильнике три бутылки шампанского и коробка пастилы!

Состряпаем салат, посидим, я покажу тебе – мои книжки, фотографии из Крыма, я же обожаю фотографировать природу, кстати, ты знаешь? Брат принесёт свою гитару: споёт свои песни. Ты приходи к нам, обязательно! Я тебе ещё покажу – как я сделал свой балкон! Эх! Чего мне это стоило, я ведь не строитель!»

Богатый друг не пришёл. Он не прельстился балконом и куриными крылышками. Он позвонил утром и извинился, что, к сожалению, прийти в гости никак не сможет.

Но в следующую пятницу, он, как обычно, пригласил к себе на пир бедного друга, весело сообщив, что позавчера «приехал из Италии» и привёз оттуда кучу впечатлений, сувениров, книг – плюс абсолютно настоящие итальянские макароны – так что его приглашают на «настоящую пасту» с сицилийским вином!

Бедный друг не пришёл в субботу на пир к богачу. Его не прельстило сицилийское вино. Он вообще больше ни разу не пришёл к богачу – ни в субботу, ни в какой-нибудь другой день.

Богатый друг, его жена и все его знакомые – томно вздыхали и говорили: «Ну что поделаешь, если человек привык есть жареные в майонезе куриные окорочка и в качестве светской беседы может предложить – разговаривать о ремонте своего балкона. Бескультурному человеку – культуру не привьёшь, как ни старайся. Ему не интересен наш Шуберт, ему интересен его балкон и песни Окуджавы».

***
Вот такая вот – притча. Как вы думаете: почему бедный друг больше ни разу не пришёл на пир к богачу?

Я надеюсь, что вы поняли высшую математику Дружбы: если ты хочешь быть Другом, полюби не только Давать, полюби – Брать то, что тебе дают.

Маленький нюанс, подсказка. Говорят, что в то воскресенье у бедного друга как раз была небольшая годовщина – день рождения его покойной мамы... Конечно, он не хотел выставлять этот довольно интимный повод – как наиглавнейший «Пункт Программы». Да так ведь никто и не делает, в особенности же люди – тихие, которые больше любят слушать, чем говорить...

«Коммуникативная компетентность» – расширяем понятие «Дружба»

Очень часто мы буквально «перекармливаем» человека ценной (по нашему мнению) информацией, исходящей от нас, и потоком благ. При этом мы не учитываем, что человеку, которого мы «благодетельствуем»:

– тоже есть что сказать,

Многие воскликнут (или подумают) : «Ему? Есть что сказать? Ха-ха!».

Вот вы и продемонстрировали – своё истинное отношение к человеку – полное неуважение. Но ни дружба, ни деловая коммуникация не могут строиться на изначальном – неуважении к человеку!

Если хотите, вот вам гипотеза или постулат:

В чём же заключается – дружба и шире – талант «компетентной комуникации»?

«Вытащить из зажатого, молчащего, неприметного, порой – неприятного, человека его Сокровища и заставить их – «работать», сиять, служить всему миру и приумножаться» – это задача не только педагогики, но и любых отношений с людьми вообще.

Часто эрудированный, заинтересованный в предмете учитель, давая ученикам массив ценных, редких знаний, не позволяет ученикам – высказать (в свою очередь) своё мнение, своё впечатление, свой опыт по теме – учитель не дорожит им, не считает чем-то ценным, осмеивает, поторапливает, презирает...

Такого учителя со временем ученики перестают и любить, и слушать. (Перестают приходить к нему – на пир...) Сколь бы учитель-умник ни был «богат редкостными знаниями», мотивация «я пришёл сюда, чтобы облагодетельствовать сереньких дурачсков» не приносит Учителю желаемого авторитета среди «сереньких дурачков»...

***
В старину, когда на Руси жили помещики, различавшиеся, конечно, своим доходом, о некоторых хороших, культурных богачах говаривали так:

– «Он не только приглашал всех окрестных дворян к себе в гости, в своё хлебосольное имение, но и сам не брезговал дружбой своих соседей и запросто бывал у них в гостях».

***
А существуют «помещики наоборот». Они охотно зазывают к себе гостей, чтобы показывать им все свои достижения, и смотреть на реакцию, но порога вашего дома (а то и вашего района) не переступят никогда – и некоторые даже дают вам это понять – вполне откровенно и искренне...

Есть и такие люди, при которых наши увлекательные рассказы как-то замирают на устах и стушёвываются, и нам становится стыдно за самих себя – какие мы пошлые...

Все редкие богатства души и осколочки воспоминаний, всё, что мы любим, чем живы – всё это превращается под взглядом таких людей – в труху, в дореформенные «пять копеек», которые, конечно, стыдно и неприлично куда-то «вставлять».

Если у вас есть такие «друзья», – избегайте их. Культура Дружбы таким людям неведома. Как и подлинная культура вообще.

А ведь именно – долгое, хроническое (и неосознаваемое) воздействие на нас – неуважительной к человеку, к нам (бескультурной) среды и приводит людей к тяжёлому психологическому нездоровью..

Елена Назаренко

В современном мире понятие дружбы трансформировалось в нечто абстрактное. Информационные технологии обесценили человеческие отношения.

Не секрет, что сейчас многие люди могут похвастаться разве что виртуальными привязанностями. Однако фолловер, в отличие от истинного друга, навряд ли придет на помощь в трудную минуту. Спросите себя - может ли компьютер заменить реальное рукопожатие, улыбку, совет и посиделки в баре с разговорами по душам? Ответ будет однозначно отрицательным.

Подборка книг об истинных друзьях

1. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк

На данное нетленное произведение Ремарка ссылались многие наши современники. К примеру, оно было упомянуто в оскароносной картине «Москва слезам не верит». «Три товарища» - один из самых пронзительных, драматических и красивых романов о дружбе и любви. Созданный в первой половине ХХ века, он до сих пор вызывает неподдельный интерес у читателей.

Популярность книги обусловлена реальностью описанных в нем переживаний. Автор сам прошел чрезвычайно сложный жизненный путь, поэтому знал цену искренним отношениям. Ремарк излагал свои гениальные размышления просто и задушевно. Подобный подход внес роман в Золотой фонд мировой литературы. Даю гарантию, поколения наших потомков будут зачитываться творениями великого классика.

2. «Приключения Гекльберри Финна», Марк Твен

Колоритное население местечек, расположенных вдоль русла реки Миссисипи, знакомо нам со школьной скамьи. В детстве мы с удовольствием переносились в городки Юга США, бегали по тропинкам вместе с Томом и Геком и ухахатывались, живо представляя прохождения хулиганистых мальчишек, читаю эту книгу о дружбе.

Что касается повзрослевшей аудитории, то я настоятельно рекомендую еще разок прочитать романы Марка Твена. Если в более юном возрасте мы следили исключительно за приключениями главных героев, то с опытом начинаем обращать внимание на социальный и политический подтекст описанных событий и выносить для себя много нового.

3. «Снежная Королева», Ганс Христиан Андерсен

Немногие знают, что из-под пера талантливейшего автора вышло множество серьезных книг. Андерсен писал красивые стихи, глубокомысленные драмы, разнообразные очерки и философские романы. Однако прославился датчанин именно сказками.

В короткие, всеми нами любимые притчи, писатель попытался вложить целую Вселенную. И мне кажется, ему это удалось в полной мере. Сюжет «Снежной Королевы» знаком нам с пеленок. С момента публикации в 1844 году сказка завоевала необычайную популярность. Из 7-ми глав мы узнаем о приключениях девочки Герды, вознамерившейся во что бы то ни стало вызволить друга из плена. По утверждениям биографов, прототипом главной героини стала дама сердца Андерсена, оперная певица, не разделившая его чувства.

4. «Паутина Шарлотты», Элвин Брукс Уайт

К своему стыду эту книгу я прочитала совсем недавно. На улице стояла прескверная погода, настроение было под стать метеопрогнозу. Захотелось чего-то теплого и душевного. В таких ситуациях на помощь приходят детские книжки.

Коротенькая повесть Элвина Брукса Уайта познакомит вас с милейшим поросеночком Уилбуром. Он был последним в помете, самым маленьким и хилым. От смерти главного героя спасло вмешательство девочки Ферн. Поросенка продали по дешевке на Скотный двор, где он нашел настоящего друга в лице паучихи Шарлотты. Именно ее сети помогут малышу стать самым популярным кабанчиком округа.

5. «Бегущий за ветром», Халед Хоссейни

Во всем мире не сыскать настолько непохожих людей. Парадоксально, но две противоположности притянулись друг к другу и стали очень близки. Амир и Хасан будто выходцы с разных планет.

Один – потомок важного аристократа, паренек с отличным образованием, претендующим на звание интеллектуала. Другой – сын хромого и жалкого человека, безграмотный мальчик с физическими недостатками. Его уродливую «заячью» губу невозможно скрыть от окружающих. Естественно, Хасан столкнулся с жестокой травлей.

До поры до времени кабульские ребята дружили. Сравнительно мирную идиллию нарушили страшные события. Сексуальное насилие стало точкой не возврата. Беспрецедентное происшествие и предательство Амира разбросало друзей по разным сторонам. Каждому был уготован собственный путь. Но разве можно разорвать тончайшие связи, закрепленные с детства между двумя душами?

6. «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок», Фэнни Флэгг

История о дружбе двух женщин с огромной разницей в возрасте. Случайное знакомство благотворно повлияло на обеих героинь романа. Однако я забегаю несколько вперед, попытаюсь начать сначала.

В небольшом городке штата Алабама проживает 48-летняя Эвелин. Она сбагрила ненавистную свекровь в дом престарелых, но все равно вынуждена навещать мерзкую старуху. Именно в последнем приюте для пожилых главная героиня встретится с 86-летней Нинни.

Эвелин разочаровалась в жизни, ее покинули дети, муж давно охладел и с трудом терпит ее общество. Женщина пребывает в постоянной депрессии и килограммами поедает сладкое. Новая знакомая, невзирая на беды и преклонный возраст, сохранила оптимизм. Нинни перевернет сознание Эвелин и наставит ее на путь, ведущий к счастью.

7. «Богач, бедняк», Ирвин Шоу

Драма 1969 года повествует об отношениях внутри одной семьи. Особое внимание уделяется рассказу о судьбе двух братьев. Одному удалось выбиться в люди, что не удивительно, ведь Руди любили в семье и школе. Он производил впечатление «хорошего мальчика», учился на отлично и вел себя примерно.

Тома, второго брата, родители не больно жаловали. Мальчик отличался несносным характером, хулиганил и вечно влипал в плохие истории. Том выбрал боксерское поприще, которое не принесло ему ни богатства, ни славы. Рекомендую посмотреть вам гениальную советскую экранизацию уникального произведения Ирвина Шоу. Талант автора в купе с дополнениями режиссера Арунаса Жебрюнаса оставит неизгладимый след в ваших сердцах.

8. «Дом, в котором...», Мариам Петросян

Хотя официально главным героем является парень по кличке Курильщик, на самом деле истинный центральный персонаж романа Мариам Петросян – старинный дом. В его стенах нашли приют дети-инвалиды и только от благосклонности здания зависит качество жизни внутри интерната. Полуразрушенное строение может принять, а может отвергнуть поселенца по собственному усмотрению.

Жильцы Дома откликаются на прозвища, они разделены на классы в зависимости от возможности выходить в окружающий мир. Читатель постепенно познает изнанку приюта, его охватывает паутина мистицизма и оторваться от романа становится нереально.

9. «Книжный вор», Маркус Зузак

Декорациями событий завязки выступает предвоенная Германия. На дворе стоит 1939 год. У Черного Жнеца день ото дня прибавляется работы. Смерть засучила рукава и занесла свою косу над головой миллионов.

Не так давно овдовевшая женщина везет своих детей, малышку Лизель и ее братика, к приемным родителям. Опальная мать надеется спасти отпрысков от железного кулака нацистов. В дороге случается трагедия. «Старуха с косой» навещает тяжелобольного мальчика и уносит его на темных крыльях на тот свет.

Смерть обращает внимание на девятилетнюю Лизель. Данное событие оставляет шрам в памяти девочки. Затем главная героиня попадает на Небесную улицу, находит новых друзей в лице приемных родителей, соседских ребят и беглых евреев. Однако центральным объектом романа являются книги. Короткая история говорит о том, какое воздействие может оказать печатное слово на душу и как оно влияет на жизнь человека.

10. «Кондуит и Швамбрания», Лев Кассиль

Вы можете вменить Льву Кассилю чрезмерное увлечение советчиной, но подумайте сами, о чем мог писать автор, заставший становление и расцвет СССР. Он ловко сумел рассказать личные воспоминания об Октябрьской революции, поместив их в рамки детской повести.

Двое братьев Леля и Ося основали воображаемое государство Швамбранию. Ребята населили ее необъятные просторы любителями приключений, мореплавателями и исследователями. Сами мальчишки – почетные жители Швамбрании и признанные герои. Швамбраны столкнулись с горькой реальностью, поступив в местную гимназию. В стенах учебного заведения царят строгие порядки, за любую провинность можно угодить в страшный Кондуит.

На фоне социалистической революции происходит взросление Лели и Оси, они находят друзей и постепенно реформируют свою воображаемую страну. Чем больше обязанностей возникает у мальчиков, тем меньше времени остается на игры. Постепенно ребята приходят к мысли, что Швамбранию следует оставить в прошлом.

11. «Смилла и ее чувство снега», Питер Хег

Вторая книга датского автора вышла в 1992 году. Повествование, ведущееся от женского лица, принесло своему создателю всемирную славу и весомые литературные награды.

Основные события разворачиваются в Копенгагене. Смилла возвращается с работы и видит маленького мальчика на крыше. Он хочет прыгнуть вниз, колеблется и срывается со скользкого ската. Девушка знакома с ребенком. Его имя - Исайя и он сын ее соседки. Дело в том, что малыш боялся высоты и не мог по собственному желанию взобраться на крышу.

Смилла решает осмотреть место происшествия и по следам на снегу понимает, что ребенка преследовали. Свои подозрения она излагает в полиции, однако ее никто не слушает. Дело закрывают по факту самоубийства. Но Смилле был дорог этот мальчик, девушка хочет найти ответы на свои вопросы. Как раскрытую книгу она читает белоснежное полотно снега, и этот покров становится ей дороже любви.

12. «Мост в Терабитию», Кэтрин Патерсон

В самой среднестатистической семье штата Виргиния живет талантливый мальчик. К сожалению, маленького Джесса никто не воспринимает всерьез. Мама и папа постоянно заняты, пытаясь прокормить многочисленное семейство, старшие сестры игнорируют странноватого братца, одноклассники издеваются над пареньком, подтрунивая над его бедностью. В начале повести Джесс дружит лишь с шестилетней сестренкой.

Все меняется с приездом в городок семьи Берков. Рядом с главным героем селится удивительная девочка Лесли. С ее помощью Джесс создает страну Терабитию, единственный путь в которую открывается посредством прыжка на веревке через реку. Постепенно ребята расширяют свое выдуманное государство, но несчастный случай прервет безмятежное существование друзей.

13. «Пер Гюнт», Генрик Ибсен

Драматическая пьеса норвежского поэта содержит в себе и реалистичные сцены, и фантастические приключения, и романтические нотки. Сам автор полагал, что за пределами Скандинавии результат его работы вряд ли будет воспринят читателями.

Однако перевод поэмы на множество европейских языков опроверг опасения создателя. В дополнение потрясающая музыка Эдварда Грига укрепила позиции пьесы «Пер Гюнт» и подарила ей всемирное признание и ошеломительную популярность. Произведение неоднократно было перенесено на телевизионные экраны и театральные подмостки.

Целевая аудитория - подростки, что несвойственно авторам, это единственное произведение, созданное ими в качестве детской литературы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Лекция «Братья Стругацкие: конец Эпохи»

    Аркадий и Борис Стругацкие "Первые люди на первом плоту" рассказ

    Видео "Притча о друзьях"

    Субтитры

Оценка авторов

Главной побудительной причиной послужило то обстоятельство, что ничего серьёзного в те поры опубликовать было невозможно. Поэтому мы и решили переделать старый сценарий в сказку для детей старшего школьного возраста. Соответственно так к этой сказке всегда и относились: как к нежеланному и нелюбимому ребенку.

Сюжет

Главный герой «Повести…» - четырнадцатилетний мальчик Андрей Т., который за несколько дней до Нового года заболевает ангиной и в канун праздника вынужден проводить время, соблюдая «постельный режим» и выполняя предписанные лечебные процедуры. Семьей предполагалась встреча праздника за городом, в некой Грибановской караулке. В результате туда отправляются мама, папа и старший брат, оставляя Андрея Т. с дедушкой. Пытаясь придумать, как максимально приятно встретить приближающийся праздник, Андрей звонит другу Генке по прозвищу Абрикос, и тот вызывается прийти в гости к 21:00.

Около девяти Андрей слышит из радиоприемника от Генки призыв о помощи. Андрей должен войти в лаз на собственной кухне и успеть до полуночи спасти друга. Андрей отправляется в путешествие, захватив с собой в качестве спутника вышеуказанный радиоприёмник марки «Спидола» . Во время приключения приёмник помогает герою принимать решения, передавая мелодии, соответствующие моменту.

Испытания

Лаз

На кухне обнаруживается прямоугольный лаз неприятного вида, навевающий мысли о ржавых крючьях, крысах и осклизлых ступенях. Андрей проходит в лаз.

Две двери

Пройдя по длинному коридору, Андрей видит две двери с надписями «для смелых» и «для не очень». Андрей открывает вторую дверь.

За дверью была знакомая комната. В знакомом кресле похрапывал знакомый дедушка, на знакомом телевизоре жмурился знакомый кот, со знакомой кровати свешивалось знакомое одеяло. Андрей Т. решительно закрыл дверь. Скромность, конечно, скромностью, но не такой же ценой!

Бассейн

За дверью «для смелых» начинается тоннель, приводящий к плавательному бассейну без воды. Обойти бассейн невозможно, необходимо пройти по его дну. Андрей Т. спускается, и на половине пути его сбивают потоки воды, вынуждая героя бороться за жизнь, чтобы не утонуть. Выбравшись, наконец, на другом конце, мальчик обнаруживает благожелательного человека, помогающего ему высушить одежду и угощающего его горячим чаем с калачом.

Был этот дядя в комбинезоне с лямками на голое загорелое тело, отличался изрядным ростом и чем-то очень напоминал соседа по лестничной площадке по прозвищу Конь Кобылыч. Голос у него был низкий и приятный, и смотрел он на Андрея Т. ласково и приветливо.

Андрей Т. про себя так и зовет незнакомца - Конь Кобылыч.

Конь Кобылыч

За чаем Конь Кобылыч отговаривает мальчика от продолжения пути, убеждая его в том, что впереди будет много опасностей, в которых можно сильно пострадать, и напоминая о беспокоящихся родителях. Андрей, тем не менее, идёт дальше.

Вторая пара дверей

Мальчик попадает в зал, видимость в котором сильно ухудшена из-за непонятной дымки. Единственный ориентир - чёрная дорожка на полу, в определенный момент раздваивающаяся и приводящая вновь к надписям «для умных» и «для не слишком». За первой дверью - дорога, заканчивающаяся дверью, за которой всё та же комната с дедушкой. Мальчик выбирает вторую.

Скобы

Дорога за второй дверью приводит к лестнице, состоящей из скоб, вмурованных в стену. Первые шесть скоб видны, остальные скрываются в тумане. Андрей долго карабкается по скобам, ноги его дрожат от усталости, а ладони ободраны, и наконец попадает в какую-то комнату.

Компьютер

В следующем зале, куда попадает герой, располагается мощный компьютер , представляющийся как «всемогущий электронный думатель, решатель и отгадыватель, сокращенно ВЭДРО». Для выхода Андрей Т. должен ответить на три вопроса ВЭДРО, а потом задать свои вопросы, на один из которых компьютер должен не найти ответа. Обслуживает ВЭДРО и охраняет выход все тот же Конь Кобылыч, но несколько усохший, уменьшившийся в размерах.

Филателисты

Победив ВЭДРО, Андрей Т. попадает на площадь, залитую солнцем. Он видит множество павильонов с вывесками «филуменисты », «филокартисты », «нумизматы », «бонисты » и прочими названиями сообществ людей, объединённых общим интересом, вплоть до алкоголиков и наркоманов. Надеясь получить помощь и консультацию в «своём» павильоне, мальчик заходит в павильон «филателисты », попадая в мир альбомов и кляссеров . Рассматривая альбомы, мальчик теряет счет времени, а невидимый ему помощник подкладывает все новые и новые альбомы. Когда Андрей Т. опомнился, он вновь обнаруживает Коня Кобылыча, предлагающего ему в подарок редчайшую марку «Розовая Гвиана ». Но тут приёмник играет песню «Барабанщик», и Андрей понимает, что марки - всего лишь кусочки раскрашенной бумаги. Конь Кобылыч простреливает радиоприёмник из лазерного пистолета, прожигая огромную дыру. Андрей идёт дальше. По дороге он видит множество дверей. Заглянув за дверь с надписью «самый простой выход из», Андрей вновь видит комнату с дедушкой и котом.

Последнее испытание

Друг, наконец, находится, Андрей Т. обнаруживает его в окружении устрашающих гротескных фигур (Удивительный Мужчина, Двухгорбая Старуха, Самый Первый Блин, Эстрадная Халтурщица, Хмырь-с-Челюстью, Недобитый Фашист, Красноглазый Юноша и др.), дожидающихся полуночи, чтобы наброситься на Генку. Найдя под ногами шпагу, Андрей Т. вступает в бой со всеми этими мрачными личностями.

Развязка

Андрей просыпается, время - начало одиннадцатого утра. Приходит Генка-Абрикос, оправдываясь, давая многословные и несвязные объяснения. Андрей Т. дарит ему все свои марки, а приёмник играет поёт песню «Барабанщик», показывая «страшную сквозную рану, круглую дыру с оплавленными краями», появившуюся после последней встречи с Конём Кобылычем, когда последний выстрелил в него из бластера.

  • В начале произведения происходит небольшая путаница со временем. Пытаясь проверить состояние своего здоровья и выяснить, не прошла ли ангина, Андрей Т. делает первый «экспериментальный глоток всухую» в девятнадцать ноль-пять . Второй экспериментальный глоток он делает в девятнадцать ноль-ноль (в некоторых печатных изданиях - девятнадцать ноль-восемь).
  • Андрей Т. побеждает ВЭДРО вопросом «Можете ли вы придумать такой корректный вопрос, на который сами же ответить не сможете?», отсылающим нас к известному теологическому вопросу «Может ли Бог создать такой камень, который он не сможет поднять?». Однако в произведении герой придумывает вопрос сам, вспоминая, что где-то слышал, что «со словом „все“ должно быть связано какое-нибудь исключение, а иначе получается парадокс».