Пение во время беременности. Родовое пение Родовое пение шя

Вы ждете малыша… Что же теперь делать?.. А теперь - давайте петь! Вместе с другими, такими же, как и Вы – будущими мамами!

Петь или не петь?
Петь!.. Всем вместе, получать от этого радость и наполняться положительными эмоциями! Получать своеобразную «интеллектуальную» дыхательную гимнастику и избавляться от неуверенности и стеснительности. Под сердцем каждой мамы живет малыш, а значит и он принимает в пение самое непосредственное участие!

Традиции
Традиция пения беременных имеет глубокие корни. Издавна в народных культурах Востока считалось, что ожидающая малыша женщина должна быть окружена самым лучшим, чтобы ребенок развивался правильно и был здоров. В Японии и Китае были специальные поселения для беременных, где их окружали тишина и красота природы, где они занимались творчеством: рисовали, музицировали, танцевали и пели. В русской традиции отношение к беременной было бережным: ее ограждали от трудной работы, старались сделать что-то угодное ей. А уж что касается пения, так изо дня в день пелись песни по разным случаям: и трудовые, и обрядовые, и шуточные, и хороводные – как само собою разумеющееся было сопровождать песней себя повсеместно. Потому-то и голосить в родах не считалось чем-то постыдным, наоборот, это было естественным продолжением самой жизни. Даже теперь, в культурах, где цивилизация не искоренила традиций, пение и звучание в родах применяются роженицами и облегчают им схватки. Что до нас с вами – дыхание в родах более популярный метод, нежели голос, но совсем не лишнем будет вспомнить, что и звук рождается при помощи дыхания.

Современность
Современные исследования говорят о том, что ребенок в утробе живет своей особенной, богатой звуками и впечатлениями жизнью.

Мамин голос слышен ребенку в утробе среди других звуков: биения сердца, шелеста волн вдоха и выдоха, и других, знакомых малышу и являющихся его естественной звуковой средой. Ребенок огражден в большей степени от резких и громких звуков извне, вибрации же маминого голоса является самыми предпочтительными, особенно, если его интонации наполнены спокойствием, радостью и любовью. Еще в животике у мамы малыш узнаёт фонетические особенности родного языка, что положительно сказывается в дальнейшем на формировании его речи. Многие другие способности тоже закладываются через общение мамы и малыша: еще до рождения, богатая интонациями речь и пение обогащают впечатления ребенка, стимулируют его эмоциональное развитие и положительно влияют на формирование интеллекта, творческих и музыкальных способностей. А мамино настроение, отношение к происходящему вокруг, предпочтения и привычки передаются малышу уже на этапе беременности и формируют его индивидуальность.

Пение во время беременности доставляет и радость, и удовольствие, а значит, делает маму более уравновешенной и спокойной, улучшает её общее самочувствие.

Оно позволяет беременной сосредоточиться на своих ощущениях, побыть в своем внутреннем пространстве, познакомится со своим дыханием и голосом. Пение тренирует полное, спокойное и ритмичное дыхание, позволяет прочувствовать различную глубину и частоту вдохов и выдохов, что поможет во время родов влиять на свое состояние. Кроме того, пение приносит огромную пользу для организма мамы и малыша: полный вдох и выдох насыщают легкие мамы кислородом, а это в свою очередь улучшает поступление кислорода в организм ребенка: ведь мама и малыш - единая система.

При помощи пения можно регулировать не только свое психоэмоциональное состояние, но и помочь себе справиться с болью в родах , поскольку, получая удовольствие от пения, мы способствуем выработке эндорфина – гормона, оказывающего естественное обезболивающее действие Особенно ценно, что принципы дыхания, используемые в пении, очень пригодятся на схватках.

Дышать не вредно
Роды регулируются подкорковыми структурами головного мозга, которые участвуют в формировании всех поведенческих реакций человека, в том числе - поддержании мышечного тонуса.

Кора же головного мозга ответственна за восприятие ощущений, управление сознательными движениями, а также всеми высшими функциями, то есть эмоциями и работой интеллекта.

Тело обладает собственной мудростью и законам, по которым оно живет, следует доверять. Роженица не может менять эти законы или управлять процессом родов: ощущения подчас настолько сильные, что захватывают все существо. Попытки контролировать себя в лучшем случае – плохо работают, в худшем – тормозят процесс.

В момент схватки лучший способ дыхания и звучания тот, что приносит облегчение, но необходимо получить представление и некоторый опыт того, что собой представляет дыхание и голос. Вспомнить в родах о том, что вы читали о методах дыхания и применить их без должной практики во время беременности задача сложная. Но если вы находитесь в ощущениях своего тела, слушаете его, позволяете себе быть спонтанной и чуткой – Вы на верном пути.

Почему именно пение
Любой из способов работы с дыханием и голосом во время беременности, призван научить Вас управлять своим вниманием в самих родах. Сосредотачиваясь на вдохе и выдохе, Вы отвлекаетесь от болевых ощущений во время схватки, помогая себе направить свои силы в конструктивное русло, вовлекая свое внимание в отслеживание дыхания. Благодаря различным способам вдоха и выдоха, их соотношению и комбинациям частоты и глубины на разных стадиях родов, Вы оптимально распределяете свои силы на протяжении всего времени рождения малыша.

В процессе пения есть возможность погрузиться в себя и свои ощущения и сосредоточиться на них. Сам процесс рождения звука связан с дыханием, а дыхание – это ключ к расслаблению и источник энергии одновременно.

В разных песнях мелодия имеет свой темп, широту фразы и неповторимый ритм. Как правило, распевание долгих нот происходит на гласных звуках, а продолжительное звучание различных фонем оказывают положительное воздействие на организм. Вибрации голоса во время пения частично перекрывают подачу болезненных сигналов в головной мозг, что приобретает особое значение в родах, ведь каждый спетый звук несет с собой ту частоту вибраций, которая находит резонанс с определенной областью тела и является для нее целительной. И такой звук можно найти!

В каждый момент пения необходимо быть в происходящем: сохранять ощущение расслабления в теле, управлять вдохом и выдохом так, чтобы хватило на фразу, правильно интонировать, помнить слова. Вы постоянно приспосабливаетесь к происходящему, находите оптимальное, удобное ощущение от пения. Это живой и творческий процесс, он возможен лишь при достаточном самообладании и внимании к происходящему внутри и вовне. Здесь нет механистичности, «запоминания» и упражнений, но парадокс в том, что в теле остается память ощущений, память опыта, доверия своим ощущениям. Этому хорошо учит практика пения, это - то самое, что потребуется от Вас в родах.

Пение беременных
Для того, чтобы заниматься пением во время беременности не имеет особого значения умеете ли Вы петь или нет. Необходимости правильно интонировать или обладать особыми музыкальными способностями, в данном случае тоже нет. Другое дело, если они попросту имеются, и вы можете воспроизвести мелодию довольно точно. Важно само желание петь.

Можно заниматься индивидуально, а можно петь в хоре или группе – еще лучше, если это тоже будущие мамы. Репертуар может быть самый разнообразный: это и русские народные песни, и классические вокализы, а может быть, вам захочется песен нашего века или же колыбельных. Важно, чтобы песни были по душе.

Ваша задача – познакомимся со своими ощущениями дыхания и голоса в процессе пения, учиться управлять ими, почувствовать тело, как единый звучащий инструмент, изнутри которого и рождается дыхание и голос. Для того чтобы каждая «певица» обрела ощущение льющегося, вибрирующего звука, прочувствовала разную глубину дыхания в различных положениях тела, необходимо искать такое положение, а следовательно и менять его: можно петь стоя или сидя, можно отстукивать темп или двигаться в такт песни. Можно принять какую-то позу или просто делать то, что хочется именно Вам. Но важно, чтобы и само пение, и позы, и движения – являлись как бы продолжением друг друга Ведь и роды – динамичный, энергетически наполненный процесс, требующий полного включения и в тоже время расслабления.

Во время пения происходит эмоциональная разрядка, оно помогает справляться со стрессами и тревогами. Установлено, что женщины, которые поют во время беременности, эмоционально более уравновешены, менее подвержены резким перепадам настроения, так как они переносят свои эмоции в пение. Более того, пение во время беременности помогает справиться с токсикозом или понизить тонус матки, также пение благотворительно влияет и на течение родов: они проходят легче, так как пение, в особенности на низких тонах, способствует расслаблению поперечных мышц матки, облегчает раскрытие шейки и делает схватки более продуктивными.

Пение тренирует дыхание, позволяет почувствовать диафрагму. Благодаря правильной постановке дыхания происходит раскрытие грудной клетки. Постановка дыхания на опору дает объемный, льющийся звук, который возможен в том случае, если большая внимания часть направлена вглубь себя и своего тела, а не вовне на публику.

Отличие хора беременных от обычного еще и в том, что здесь нет публики, для которой Вы поете, равно как нет и отдельного исполнителя - здесь все являются и теми и другими: каждая мама и поет и слушает, как себя, так и других. Это огромная поддержка друг другу и положительный опыт в ожидании родов.

Роды, как песня, непрерывно происходят вплоть до финала. Они имеют свой темп и ритм. Невозможно остановить их, но можно сделать вдох и выдох перед следующей фразой-схваткой. В каждый момент родов, что-нибудь происходит, и необходимо быть здесь и сейчас, чтобы петь эту песню!

Женщина, знающая, чем себе помочь самостоятельно, будет спокойнее и увереннее чувствовать себя во время родов, а значит, и акушеры, наблюдая за такой роженицей, не станут препятствовать ей вести себя так, как будет на пользу.

На пальцах объяснить нерожавшей женщине, как нужно дышать, довольно сложно. По этой причине врачи рекомендуют заранее записаться на курсы по беременности и родам. Там вам дадут более подробную информацию о самом родовом процессе и подготовят к столь ответственному мероприятию не только с медицинской, но и с психологической стороны. А также обучат различным расслабляющим техникам. Но по тем или иным причинам не все добираются до «школ лоя мам и пап», поэтому мы в кратце затронем тему дыхания при родах.

Cуществует два наиболее простых типа расслабляющего дыхания. Первый - это поверхностное дыхание, или, как его еще называют, - дыханием «по-собачьи». До наступления очередной схватки женщина ровно дышит через рот. А по мере нарастания схватки ускоряет дыхание и на пике дышит совсем поверхностно. Потом, когда схватка «спадает», дыхание нужно постепенно вернуть в норму. Такой тип дыхания очень удобен. Считается, что тон укорачивает схватки, снимает боль и способствует более полному раскрытию шейки матки. Как правило, в роддомах акушерки рекомендуют дышать именно «по-собачьи». Но многие женщины, особенно если они не тренировались так дышать до родов, просто не в состоянии сконцентрировать свое внимание на дыхании и отключиться от боли.
Второй тип дыхания - простанывание звука. Для этого с наступлением схватки делается глубокий вдох через рот, а уже в процессе воздух медленно выдыхается и при этом издается горловой стон. Но можно просто стонать, а можно петь песни, что, согласитесь, гораздо интересней и эстетичней.

Этот стон у нас песней зовется

Считается, что пение помогает будущей маме управлять своим состоянием во время родов. Это древняя методика психофизиологической саморегуляции. Пение снимает боль, а иногда даже позволяет избежать применения лекарственных препаратов. Также многие психологи рекомендуют в процессе родов разговаривать с ребенком и поддерживать его. А если вы будете еще и петь малышу песни, то не только вам, но и ему будет гораздо легче. Только, конечно, надо знать, когда и какие песни петь.
Естественные роды можно разделить на три этапа - схватки, переходный период и потуги. И на каждом из них от женщины требуется определенная тактика дыхания. Следовательно, потребуется три разные песни.

Во время схваток

Основным способом отключения от боли и расслабления считают переключающие действия. Часто женщине во время схваток акушер начинает задавать «глупые» вопросы или ведет пустую болтовню. Но на разговоре, тем более с абсолютно чужим человеком достаточно сложно сосредоточиться. А когда вам еще и жутко больно, а кто-то пристает с дурацкими вопросами, то вообще хочется нагрубить в ответ.
Очень важно, чтобы на сильных схватках было расслаблено лицо, глаза и рот, нельзя зажмуриваться и стискивать зубы. Вы удивитесь, но акушерам-гинекологам доподлинно известно, что именно при таком сочетании и влагалищные мышцы будут находиться в расслабленном состоянии. Как этого добиться? Поможет песня. Ведь пение не только отключает непосредственно от боли, но концентрирует и способствует правильному дыханию и расслаблению мышц.
Конечно, если вы будете во всю глотку орать «таких не берут в космонавты» или что-нибудь подобное, то это вряд ли поможет. Расслабляет не совсем обычное пение, а скорее определенные горловые, утробные звуки, которые не напрягают мышцы шеи и рта, облегчая раскрытие шейки матки. От резких вскриков боль усиливается, так как мышцы становятся менее пластичными. Поэтому во время схваток рекомендуется петь мелодичные тихие песни, а когда схватка усиливается, повышать голос. Многие мамы предпочитают в этот момент петь колыбельные песни, которые они учили во время беременности.

Переходный период

Особое внимание стоит обратить на переходное состояние от схваток к потугам, когда схватки еще не закончились, а потуги уже начались. На этом этапе нельзя тужиться, иначе можно порвать шейку матки. Как правило, акушер говорит, когда и как себя правильно вести. Но если вы полностью отдадитесь ощущению боли, то будет крайне тяжело сдерживаться и не тужиться.
Для того чтобы не тужиться, надо не задерживать дыхание. Нужно дышать без перерыва, но не глубоко. В этот период лучше всего напевать вслух какую-нибудь веселую ритмичную песенку. Многие женщины предпочитают петь всем известные детские песни: «Пусть бегут неуклюже», «Голубой вагон», «Вместе весело шагать».

На потугах

Как только начинается позыв на потугу, врачи рекомендуют делать глубокий резкий вдох, при этом набирается максимальное количество воздуха в легкие, затем на несколько секунд задерживается дыхание и воздух как бы продавливается в живот. При этом нужно постараться сымитировать выдох через влагалище. Но первородящим женщинам очень сложно понять, как это сделать. Поэтому они тужатся, как говорят врачи, в голову. Если же при потугах у вас будет правильное дыхание, то вы непроизвольно будете тужиться так, как необходимо.
В этот период нужно петь песни без слов или кряхтеть, нельзя сильно кричать, потому что напрягаются мышцы лица и влагалищные мышцы. А сами потуги уменьшаются.
После того как показалась головка, врач, как праивло, рекомендует не тужиться или тужиться по чуть-чуть, чтобы не было разрывов. Именно в эти мгновения измученной родами женщине трудно контролировать себя и правильно выполнять просьбы врача, но если вы поете, то для того чтобы перестать тужиться, достаточно лишь перестать петь или сменить песню.
Ну а когда акушер положит кроху вам на грудь, можете тихонько всплакнуть от счастья и спеть ему приветственную колыбельную.
Нечего и сомневаться, такой малыш обязательно пойдет с песней по жизни.

Комментарий врача-гинеколога.

Полное раскрытие шейки составляет около 9-11 см. Но с 6 -7 см раскрытия у женщин зачастую наблюдается изменение сознания, и ей становится трудно управлять собой. В этот период необходимо контролировать свое дыхание, а это очень сложно. Рекомендую во время родов «дыхание по-собачьи». Но если женщина предпочитает петь, то это еще лучше. Это отключает ее от боли, она перестает неправильно тужиться и даже контролирует свое поведение. Конечно, необходимо заранее подготовиться и выбрать соответствующие песни для каждой стадии родов и обязательно сообщить об этом врачу. Тогда, когда необходимо сменить тактику дыхания, акушер просто попросит вас запеть соответствующую песню.
С врачом же стоит подбирать и соответствующие музыкальные композиции.
Вибрация голоса во время пения блокирует поступление болезеннных сигналов в мозг, уменьшая физическую боль. Благодаря воздействию на диафрагму улучшается дыхание и уменьшается мышечное напряжение. Правильное дыхание и пение существенно облегчают родовую боль и уменьшают вероятность появления разрывов. Также это положительно отражается на ребенке, уменьшает вероятность возникновения осложнений во время родов и снижает риск возникновения родовой травмы.

Татьяна АНДРОСОВА, врач:

Дыхание есть самая существенная часть жизни, и в нем заключен ключ к здоровью, гармонии и умиротворению. Пока вы беременны, вы дышите за себя и за своего ребенка, поэтому так важны дыхательные упражнения в этот период. Когда мы поем спокойные, задушевные, мелодичные песни, растягивая гласные, мы, по сути, занимаемся упражнениями глубокого дыхания. Это помогает вам найти свой внутренний центр, успокаивает вас, снимает внутреннее напряжение, мобилизовывает ресурсы организма, чтобы во всеоружии встретить любые возникающие трудности.
Разные звуки «омывают» разные отделы вашего тела: более высокие - легкие, диафрагму, более низкие - нижние отделы. Во время беременности полезно заниматься дыхательными упражнениями ежедневно, очень хорошо выполнять их после физических упражнений, а чтобы совместить приятное с полезным, можно иногда заменять, а еще лучше дополнять «правильное дыхание» пением.
Даже если вы не знаете песен, просто пойте гласные. Позовите детей, мужа, и все вместе на выдохе пойте «а-а-а-а», «у-у-у-у», «о-о-о-о», пока не кончится воздух. Уверяю вас, что вы очень весело проведете время в кругу семьи.

А еще вы можете позаниматься так называемой голосовой йогой. Согласно постулатам йоги, наша сексуальная энергия присутствует в нашем теле в виде свернувшейся в клубок змеи, которая лежит в основании спины и поднимается через тело к голове. На этом пути она проходит через таинственные энергетические центры, или чакры, каждая из которых ассоциируется со звуком и цветом.

1) тазовый пояс- звук «о-о-о», цвет красный
2) область пупка- звук «оу», цвет желтый
3) сердце- звук «а-а-а», цвет бриллиантовая зелень
4) горло - звук «эг«, цвет синий (индиго)
5) центр лба (третий глаз) - звук «и-и-и», цвет фиолетовый
6) венец - звук «ом», цвет чисто-белый.

Глубоко дыша, произносите нараспев звук чакры при выдохе, протяните этот звук до полного окончания выдоха, затем медленно вдохните и повторите процедуру несколько раз. Визуально вообразите чакру в виде вращающейся сферы, испускающей свет определенного цвета из центра в унисон со звуком. Начните с нижней чакры в тазовом поясе и проработайте все энергетические центры. Венечную (последнюю) чакру представляют в виде лотоса с тысячью лепестков, раскрывающегося к энергии Вселенной. Завершите процедуру, произнося нараспев звук «ом» три раза и некоторое время посидите молча. Поверьте, после этого вы почувствуете гармонию своего тела и духа.

Звуки. Нас окружают миллионы звуков и вибраций… Только подумайте… Эту тему невозможно уложить в одну маленькую статью, она очень обширная и всегда мне была интересна. В йоге два направления работы со звуком: Нада-Йога (пение звуков) и Мантра-Йога (пение Мантр).

Основной эффект практики — остановка непрестанного потока мыслей, оценок, суждений, планов и воспоминаний и освобождение своей истинной сущности, спрятанной под слоем концепций. Звуковые практики нада-йоги — это один из способов исцеления эмоциональных травм и обретения состояния глубокого покоя.

Очень интересна книга “Целительные звуки” . Её автор Джонатан Голдмен , американский музыкант, исполнитель различных направлений обертонального пения, получил множество различных учёных степеней в области изучения звука и различного воздействия его на организм человека. Представляю вам отрывок из его книги:

В этом параграфе вы найдете несколько упражнений, которые помогут вам научиться направлять звук в различные участки собственного тела. Форма тонинга, которую я предлагаю вам освоить, — вполне естественный, но забытый большинством из нас способ применения голоса. Возможно, ключевым элементом этой техники является намерение и, следовательно, ваша воля. После некоторой тренировки вы сможете направить любой тон в любой участок собственного тела: от большого пальца ноги до макушки, особенно, если сконцентрируете на этом всю свою волю.



Большинство из нас каждый день применяют тонинг, даже не подозревая об этом. Ведь, как я уже говорил, вздохи, стоны, ворчание и другие звуки, которые мы издаем, чтобы снять стресс или напряжение, представляют собой формы тонинга. Очень часто тонинг берёт на себя функцию мощного обезболивающего. К примеру, вы споткнулись и ушибли палец. Что вы сделаете непосредственно вслед за этим? Вскрикнете. Что же произойдет, если вы сдержите невольное восклицание? Палец у вас будет болеть гораздо сильнее!

Итак, когда нам больно, мы издаем звук, и этот звук уменьшает наши страдания. Я знаком с людьми, которые при помощи топинга излечивали даже хронические боли. Отчасти этот феномен объясняется тем, что звук способствует образованию эндорфинов — нейрохимических веществ, по силе обезболивающего воздействия превосходящих морфий. Но тонингн сам по себе является мощным орудием против боли, включая, разумеется, и боль душевную. Многим из вас хорошо известно, как рыдания и стоны помогают облегчить последствия сильной психологической травмы.

Тонинг как средство снятия боли

Прежде чем вы приступите к лечебному тонингу, позвольте дать вам одно напутствие: не зажимайтесь. Начинайте петь спокойно и свободно. Пусть звук получается громким — не ограничивайте его. Этот звук должен идти из самого сердца и приносить истинное облегчение. Звуки, призванные снять напряжение, требуют полной релаксации, даже в том случае, если вы испытываете сильную физическую или душевную боль. Это относится даже к тем звукам, которые сами по себе являются выражением боли.

Вы и сами сможете убедиться, что стон или ворчание действуют гораздо эффективнее, чем визг и вопли. Сдавленные звуки могут только задержать боль в теле и даже усугубить последствия травмы. И лишь свободный, открытый звук принесёт вам облегчение.

Создание резонанса в собственном теле

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут вам научиться создавать резонанс в различных зонах вашего тела. Упражнения эти рекомендуется выполнять сидя или стоя, выпрямив спину. Советую вам также отыскать место, где вашим занятиям не смогут помешать, да и вы, в свою очередь, не побеспокоите окружающих. Начинать обучение лучше всего с пения гласных звуков. Если вам удалось освоить эту технику, значит, вы уже умеете создавать резонанс в различных полостях вашего организма.

Пение гласных звуков — наиболее эффективный способ научиться направлять звук в нужную область. Отведите по пятнадцать минут в день на упражнения с гласными. Пойте гласные звуки — «О» или «А» — на разных высотах, последовательно переходя от самых низких тонов к самым высоким или наоборот. Старайтесь пропеть каждый ряд тонов на одном дыхании. Попробуйте определить, в какой точке вашего тела звук вызывает резонанс. Возможно, от высокого «О-о-о» вы ощущаете вибрацию в шее, а от низкого «А-а-а» — в животе. А может быть, всё наоборот? Помните: тело каждого человека — уникальная система разнообразных вибраций, и понятия «верный» или «неверный» тон к этой системе неприменимы. Именно поэтому я не намерен утверждать, что звук «Э» непременно будет резонировать с большим пальцем на ноге, а «О» — с левым ухом. Ведь звук, который подходит одному человеку, совсем не обязательно подойдет и другому. Каждому из вас будет гораздо легче самому найти звуки, резонирующие с теми или иными участками вашего тела.


Иногда людям удается почти немедленно определить, какие звуки каким зонам соответствуют. Однако в большинстве случаев на это всё же требуется чуть больше времени. Некоторые учителя вокальной техники считают даже, что упражнениям с гласными звуками следует посвящать много недель, а то и месяцев.

Если вы достаточно попрактиковались в пении гласных и соответствующих им гармоник, попытайтесь задать звуку определенное направление. Например, направьте звук «Э» в большой палец ноги, а звук «О» — в левое ухо и наоборот. Прислушайтесь к своим ощущениям. Вы должны учиться распознавать среди прочих именно те звуки, которые легко вступающие в резонанс с тем или иным участком вашего тела. Со временем вы настолько овладеете этим умением, что вам даже не понадобится тратить лишнее время на те звуки, которые вам не подходят.

Помните, что во всем этом процессе ваша воля и намерение, которое вы вкладываете в звук, играют не менее важную роль, чем сам звук. Если вы хотите направить в большой палец ноги звук «Э», со временем и после некоторой тренировки вы научитесь это делать. Если же вашему большому пальцу больше подходит «О», звук устремится в нужную точку гораздо быстрее и без излишнего напряжения с вашей стороны, особенно если вы сосредоточите на нём всё свое внимание и волю.
… Техника создания резонанса в отдельных участках собственного тела важна в первую очередь как сильнейшее терапевтическое средство. Если, к примеру, у вас болит желудок, вы можете, направив звук в зону желудка, создать там резонанс, после чего почувствуете себя гораздо лучше. Я знаю многих людей, которые действительно снимали боль, порой даже хроническую, направляя звук собственного голоса в нездоровые зоны. Овладев этим умением, вы сможете избавляться от головной боли, рези в горле, вылечить ушибленную коленку и многое, многое другое.

Родовое пение

На занятиях йогой мы часто используем нада пранаяму, брамари пранаяму для увеличения выдоха и определения влияний разных звуковых вибраций на наше тело. Очень часто в период родов, когда женщина входит в измененное состояние, голос, звуки помогают отключиться и естественно влиться в божественный процесс родов.

Мишель Оден , известный врач акушер, популяризатор идеи естественных родов писал: «Если женщина рожает, предоставленная сама себе, без медикаментозных средств, то настаёт момент, когда она явно стремится оторваться от окружающего мира, словно отправляется «на другую планету». Она позволяет себе то, о чём и не помыслила бы в повседневной жизни. Она может принимать самые неожиданные позы, издавать самые непривычные звуки».

Врач, акушер гинеколог Дарья Стрельцова , считает, что «помогать процессу родов при помощи голоса, озвучивать свои ощущения, это естественная, инстинктивная потребность любой женщины. Женщина интуитивно подбирает звук такой силы и высоты, чтобы создаваемая им в теле вибрация помогала раскрытию тканей. Однако, живя в современном мире, мы отчего-то считаем эту потребность «пережитком прошлого», чем-то неприличным. А ведь не позволяя себе подобное самовыражение, мы зачастую тормозим нормальную родовую деятельность».

Пение мамы во время родов также идёт на пользу и малышу. Ведь для того, чтобы звучать, маме нужно придерживаться глубокого дыхания, а значит, к малышу будет поступать достаточно кислорода, чтобы пройти через нелёгкое испытание родов.

Ещё не родившийся малыш слушает, как поёт его мама, и проходит своё самое первое в жизни обучение. Материнский голос играет роль камертона, по которому настраивается мировосприятие ребёнка. А особая музыкальность всех рожденных на этом методе детей даже не обсуждается — это лишь приятный побочный эффект. И можете не переживать, что у вас нет слуха или голоса. Профессор М.Л. Лазарев считает, что такой проблемы не бывает. Для вашего слушателя (ребёнка) ваш голос самый лучший на свете по определению. Материнский голос, каким бы он ни был, всегда будет восприниматься плодом, как чудесные вибрации жизни.

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы-сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол-не-ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности. Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер-ковные мело-дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи-тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино-последований склады-ваются и развиваются различные стили распева-ния текстов, и церковная музы-ка ста-новится одной из главных составляю-щих христианского богослу-жеб--но-го обря-да. На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при-дер-жи--ваю-щих-ся византийской богослужеб-ной тради-ции, формировались свое-об-раз-ные на-прав-ления в области церковной музы-ки. Это происходило и под влия--нием пре-образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте-ти-че-ских представле-ний о церковном пении. Но при всем разнообразии взгля-дов и подходов музы-ка, «озвучивание» гимногра-фи-ческих текстов, является неиз-менной частью единого целого — церков-ного богослужения.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан-тич-ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко-ря-ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра-жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне-гре-че-ской му-зы-ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре-менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро-ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер-ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд-рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением. <…> Разнежи-вающие звуки музыки хромати-ческой посему мы предоставим людям, устраи-вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным». Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак-терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши-тель-но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен-трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но-вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело-дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный). Наконец, к VII веку была оформлена система визан-тий-ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст-ной форме и на письме не отражались. Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно-ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы-ки Византийской империи.

Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев) Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. Cappella Romana

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва-лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан-тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под-твер-жден-ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе-ния Григорианское пение — литургическое одно-голосное пение, принятое в Римско-католи-ческой церкви. Название получило благода-ря папе Григорию I Великому (590-604), со-бравшему песнопения литургического оби-хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер-шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече-ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви-ва-лось в устной форме. Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа-ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю-щими на опре-деленные мелодии, датируется только рубежом XI-XII веков «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись. . Вос-при-няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради-ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе-вания и тек-стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време-ни пре-образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде. По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве-ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль-ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.

Пасхальные стихиры (знаменный распев) Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра-ди--ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру-гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно-пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним-ными, однако на протяжении XVI-XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол-кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя-щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла-амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова-тель-ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди-че-ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте-пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Путевой распев

Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран-ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико-княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе-вой Точное происхождение термина неизвестно. По одной из наиболее распространенных версий, название могло быть связано с тем, что он формировался в пути — например, когда государевы певчие дьяки сопровожда-ли царя в походах. Так называемая казан-ская нотация, которой записывались песно-пе-ния этого стиля, возможно, сложилась в пе-риод казанских походов Ивана Грозного. . Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви-зантии расцвета калофо-нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го-лос, звук») искусства, требую-щего уже очень высокого уровня подготовки испол--нителей.

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про-дол-жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра-шений.

«Достойно есть» (путевой распев) Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). Т. Ф. Владышевская

Троестрочие

Уже с XVI века и на протяжении по крайней мере первой половины XVII века в бого-слу--жении Русской церкви распространяется своеобразный многоголос-ный певческий стиль, называемый строчным или троестрошным: он со-стоял и записывался в виде трех мелодических строк, которые пелись одновре-менно. (Напомним: до этого господствовало одноголосье.) Для троестрочия хара-ктер-но особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккор-дов, а, слов-но переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно срав-нить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.

«Господу Исусу рождшуся» (стихира на Рождество Христово, глас 2-й; троестрочие)

Партесный концерт

Этот стиль сложился в период «русского барокко» под влиянием западной музы--кальной традиции, пришедшей к нам через южнорусскую традицию, преимущественно через Киев. К концу XVII века самобытный русский много-голосный стиль (троестрочие) был заменен на западный тип многоголосия — так называемый партесный стиль, то есть пение по партиям. Интересно, что апологеты нового стиля оценивали предшествовавшие ему троестрочное мно-гоголосие негативно, говоря о несогласованности голосов, «неграмотными мужиками составленное» «…Разногласие составление некоим древним мужем состав-ленное, веду-щим мало грамма-тики. Тем же и гласове суть три, кождо чин имущим: низ, и путь, и верхь, и во едино несогласующии“» (А. Рогов. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М., 1973). .

Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. При-чем гармонизовали не только знаменный, но и южнорусские способы распева, также использовавшиеся в богослужебной практике — киевский, болгарский, греческий. Во-вторых, авторы писали так называемые партесные концерты а капелла (на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 голосов), созданные под влиянием и по образ-цу барочных хоровых концертов немецких, итальянских и польских компози-торов XVII века.

Постепенно происходила переориентация эстетических вкусов в исполните-льстве. Так, Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Антиохийского в путешествии через Украину в Москву, отмечал в своем пространном описа-нии всего увиденного и услышанного, что украинцы, в церковно-певческой культуре которых уже был развит новый многоголосный стиль, «пели сладо-стным и протяжным напевом», в то время как у русских певчих «голос грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю» Путешествие антиохийского патриарха Мака-рия в Россию в половине XVII века, описан-ное его сыном, архидиаканом Павлом Алеп-пским. М., 1986. . Наибо-лее известным композитором этого периода стал певчий дьяк Василий Титов, для сочинений которого характерна особая многоголосная грандиозность и вели-чественность.

«Царю Небесный» (глас 6-й, раннее партесное многоголосие) Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов. «Сирин» Василий Титов. «Достойно есть» (партесный концерт) Исполнение: ансамбль Rose, руководитель — Джордан Срамек. Ансамбль Rose

Авторские композиции и гармонизации церковных песнопений в XVIII-XIX веках

Во второй половине XVIII века церковно-певческая культура Русской церкви испытывает влияние итальянской многоголосной традиции, что связано с расц-ветом ее в Европе в целом и русской модой на всё европейское в частности.

В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Преобладающим жанром в творчестве этих композиторов и их современников стал хоровой концерт, который мог исполняться, напри-мер, во время литургии, в паузе перед причастием (несмотря на указ Святей-шего синода 1797 года, запрещавший исполнение песнопений в жанре такого концерта на литургии).

Дмитрий Бортнянский. «Херувимская» Исполнение: объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, регент — архимандрит Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева лавра

В XIX веке получили распространение гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) тради-цион-ных одноголосных распевов — киевского, греческого (например, создан-ные композитором Федором Петровичем Львовым и, позднее, Николаем Ива-новичем Бахметевым).

Особым стилем гармонизации древних одноголосных распевов уникален по-след-ний директор Синодального училища, готовившего певчих Синода-льного хора, Александр Дмитриевич Кастальский. В отличие от своих предше-ствен-ников он отводил главную роль оригинальной древней мелодии, не изме-няя ее и не искажая традиционный напев в угоду установившимся нормам гармо-низации.

Александр Кастальский. «Всемирную славу» (догматик, глас 1-й) Исполнение: мужской хор под управлением иеромонаха Амвросия (Носова).
Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. ВГТРК «Культура»

Развитие же собственной церковно-певческой традиции практически законсер-вировалось, поскольку Придворная певческая капелла обладала правом цензу-рирования всех духовно-музыкальных сочинений.

Ситуация изменилась только после судебного процесса Капеллы с издателем Петром Ивановичем Юргенсоном, который осмелился опубликовать свобод-ную от установленных правил общепринятого гармонического языка «Литур-гию» Петра Ильича Чайковского без позволения директора Придворной пев-ческой капеллы (Юргенсон выиграл дело, и монополия Капеллы закончилась).

Певческие стили в современной Русской церкви

Сейчас в Русской церкви господствующим направлением в церков-ной музыке является многоголосное пение, представляющее собой, как прави-ло, гармони-за-ции песнопений киевского распева (южнорусская ветвь знамен-ного распева, формировавшаяся на территории Украины) с включением автор-ских композиций.

В последние пару десятилетий в церковно-певческой практике снова распро-стра-няются традиционные одноголосные распевы. В этой области присутст-вуют две школы, первая из которых полностью ориентирована на возрождение знаменного распева в Русской церкви (эта традиция сохранилась в богослу-же-нии старообрядческих церквей), вторая же представляет опыт переложения песно-пений современной греческой традиции на церковнославянский язык. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Кроме того, одноголосный стиль считается более углубленным, способствующим молитвенному состоя-нию, а текст, распеваемый одноголосным распевом, более понятен, чем испол-ня-емый в многоголосном стиле (в некоторых авторских композициях нередко с подголосками или повторениями слов).

См. также материалы: « » и « » из курса « ».

РАСПЕВ, ВОЛНУЮЩИЙ ГЛУБИНЫ

В мистических культурах мира большое значение уделялось песнопениям и ритуальным распевам.

Исполнение духовных гимнов, молитвенных песнопений всегда считалось одним из важнейших компонентов отправления различных обрядов и ритуалов.

Звук, как известно, - это колебания, вибрации.

Кроме эмоциональной волны, которая рождается во время песнопений, важна еще и тонкоэнергетическая составляющая молитвы - вибрации, которые сопровождают пение духовных гимнов и молитв, значительно отличаются от аналогичных вибраций простых песен.

Не будем анализировать звуковые обряды разных мистических культур и народов, остановимся сразу на певческих традициях наших предков.

Для большинства людей русские народные песни в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» или других популярныхартистов являются обычными эстрадными номерами, украшенными псевдонародными костюмами и нехарактерными для современной эстрады голосовыми руладами. Они так же далеки от истинно народного песенного творчества, как тяжелый рок далек от классической музыки.
Привычно считается, что хороводы , пришедшие к нам из глубокой древности, удел женщин и девиц. Однако в те давние времена хороводами пользовались для достижения конкретных целей. Водили их мужчины: воины, охотники, пахари, добытчики. Встав в круг, они закольцовывали энергию коллективного желания, создавали энергетическую волну и с ее помощью воздействовали на окружающий мир.

Могли вызывать дождь в засуху или прекращать дожди. Психоэнергетическими импульсами, усиленными кольцом хоровода, пробуждали души стихий и обращали их силу себе в помощь. Формировали условия для победы в сражении или наполняли пашню силой роста зерна. Словом, хоровод был одним из народных средств разрешения житейских проблем.

Женщины также водили свои хороводы, но цели при этом были другие. В женском хороводе лечили от недугов и бесплодия, благословляли беременных на вынашивание и рождение здорового и сильного потомства, укрощали страсти и разжигали любовь.

До нас дошло описание снятия женщинами порчи и колдовских наговоров в хороводе . Адаптированное для современного восприятия, оно, вероятно, даст пищу для размышления и творческого анализа:

«Вперед вышли девушки с охапками трав и цветов. Они складывали их в одну кучу, и скоро посередине поляны поднялся небольшой зеленый холм из травы... Двое стариков вывели из-за ограды капища больную ведунью в простой белой рубахе до пят... Они помогли ей взойти на травяной холм и уложили на самой макушке. Девочка подошла к больной и надела ей на голову венок из мелких голубых цветов. Юные девушки встали в круг и запели ритуальную песню... Следом девушки постарше встали кругом пошире первого и пошли хороводом в другую сторону. Потом завели свой хоровод молодые женщины. Последним кругом ходили крепкие женки...

Мужики стояли поодаль, им не позволялось участвовать в этом обряде. Только женская материнская сила могла очистить от насланной порчи.

Первый круг - юницы - двигался все быстрее, и скоро девочки уже бежали вокруг травяного ложа. Девушки постарше в стремительном хороводе неслись им навстречу. Третий круг вертелся в том же направлении, что и первый. Хороводы женщин крутились навстречу друг другу, будто жерновами перетирая между собой невидимые зерна.

Старики возле капища запели глубокими грудными голосами и замахали веточками, и над больной повис черный, клубящийся шар. Это лесные комары, неведомой силой согнанные в клубок, повисли над ней. Комариный шар медленно опустился к порченой и завис над нею. Комары растеклись широкой полосой, облепили ведунью и потом стремительно взмыли вверх, снова собрались в шар. Комариная туча вдруг начала оплывать, таять на глазах и пролилась на землю черными маслянистыми каплями. Там, где упали темные капли, земля вспучилась и зашипела».

Какая мощь концентрируется в кольце хоровода, полагаем, читателю понятно. Достаточно вспомнить о практике колец и той энергии, которую кольца могут собирать из пространства. Но только ли кольцом были сильны хороводы? Кроме энергетической силы хоровода применялось еще и ритуальное пение. Распевы, которые поднимали из глубин внутреннего космоса неведомые силы.
Много было распевов, на все случаи жизни. До нас дошло малое их количество. Однако даже эта малость показывает, какая сила заключается в ритуальном распеве.
Прежде чем продолжить разговор о распевах, расскажу реальный случай. В одном из больших южных городов я проработал несколько лет. Вел группы по разным направлениям личного саморазвития. В том числе исследовал и мощь старинных распевов.

Одна из занимавшихся, весьма серьезная женщина, доктор философии, профессор, заведующая кафедрой в одном из вузов, познакомившись с распевами, хмыкнула: «Неужели вот так пропел, и все изменилось?..» Не поверила. Но рассказала об этих приемах соседке, объяснила технику распева. Да скоро и забыла о разговоре. Не до того было.

И вот примерно через месяц ее соседка, женщина далекая от саморегуляции и внутреннего самосовершенствования, зашла в гости. Поведала, что она серьезно отнеслась к рассказанному и каждый день по нескольку раз исполняла распев оздоровления. Через неделю прошли боли в суставах, потом улучшилось общее самочувствие, повысился тонус, меньше беспокоили хронические болячки.

Свидетельство этой женщины-соседки для нас особенно ценно тем, что она никогда не занималась ничем и результат, достигнутый ею, более объективен, нежели у того, кто наряду с распевами овладевает другими направлениями искусства самооздоровления.

Сила древних распевов напрямую связана с умением создавать мыслеобразы и генерировать телесные ощущения.
Распев физического оздоровления «Здрава».

Казалось бы, ничего особенного и волшебного в этом слове нет. С точки зрения современного языка искаженное, стилизованное под старину слово «здоровье». Не будем спешить с выводами. Кто может объяснить само понятие «здоровье» во всех глубинных тонкостях и нюансах, которые мы не проговариваем, поскольку понимаем, что они подразумеваются глубинным смысловым наполнением понятия «здоровье».

Когда мы произносим «здоровье», никто же не задумывается над тем, что оно обеспечивается равновесием между процессами распада и восстановления, выверенной и четко работающей системой обменных реакций, безупречной работой всех систем и внутренних органов тела и многое, многое, многое другое мы подразумеваем за коротким словом «здоровье».

Если проговаривать словами все процессы, которые обеспечивают здоровье человека и его хорошее самочувствие, это может занять не один день и даже не один год. Вся практика обучения мединститутов рассказывает о том, как обеспечивается здоровье человека, какие глубинные реакции соответствуют здоровому организму, какие болезни могут изменить течение внутренних процессов и как бороться с негативными изменениями.

Если мы произнесем распев «Здрава» просто, как мы разговариваем друг с другом, то, скорее всего, никаких внутренних ощущений это не вызовет. Ну сказал и сказал. Мало ли какие слова мы произносим.

Хитрость в том, что распев надо именно распевать , и не как обычную песню, а создавая определенный мыслеобраз.

Итак, практика первого распева.

Начнем с того, что произнесем это слово без всяких эмоциональных реакций. Проговорим его, как обычное, вроде «здрасьте» или «доброе утро». Внимательно слушаем свои внутренние ощущения. Ничего не происходит.

А теперь повторим распев, но уже растягивая, плавно, длинно: «Здра-а-а-ва...» . Что-то внутри отреагировало, какая-то неясная тень глубинной вибрации возникла, только объяснить это трудно.

Следующий шаг. Вновь повторяем распев плавно и длинно, но уже представляем, что он звучит не из горла, а рождается в верхней части живота (вершине котла Силы).

После нескольких повторений возникнет ощущение, что в животе появилась опора, от которой отталкивается распев во время звучания. Сейчас уже не скажешь, что внутри никаких реакций не происходит. Но внутренние ощущения пока недостаточно сильны, чтобы их можно было идентифицировать.

После создания опоры в животе снова повторяем распев и одновременно представляем, что поем не горлом, а каждой клеточкой кожи. Глубокая и нежная вибрация пронизывает все тело.

Снова повторяем распев и представляем, что волны трепета рождаются в мышцах, костях. Появляется внутренняя дрожь. Она приятна и не вызывает негативных эмоций. Наоборот, кажется, что все тело пронизано вибрациями, которые восстанавливают нарушенные биологические процессы, выравнивают энергетические потоки, делают кровоток устойчивым и равномерным.

Для того чтобы почувствовать благотворное влияние распева, нужно повторять его многократно, добиваясь ощущения того, что волны звука и голоса пронизывают тело. На первых порах задача может показаться сложной, но как только уровень вибраций достигнет нужной глубины, все пойдет как бы само собой.

Конечно, сразу добиться выздоровления или улучшения самочувствия невозможно. Для этого требуется время. Кто чувствует себя неплохо - может получить оздоравливающей эффект быстро. А если человек страдает запущенным недугом, то для его коррекции понадобится время. Важно поверить, что распев реально помогает и не оказывает никакого вредоносного воздействия, поэтому даже сомневающиеся могут пробовать без всякого риска.

После того как удалось включить вибрации распева в мышцах, костях, внутренних органах, начнем углубляться своим сознанием во внутренний мир, к кольцу жизни. Практика этого проникновения описана выше, и мы уже набрались опыта, который позволит почувствовать структуру кольца.

Начнем распев, представляя, что он звучит из внутреннего пространства кольца жизни . Это очень важный этап всей работы.

Во-первых, мощь распева возрастает многократно, а во-вторых, в процесс вибрационного очищения и позитивной коррекции включаются глубинные энергетические структуры тела.

Когда распев прозвучит из кольца жизни, появится ощущение, что вибрирует пространство вокруг тела, что мы окружены дрожащим, как марево в летний день, облаком. Все негативные блоки, зажимы, нарушения проводимости ветвей кольца жизни растворяются в вибрациях распева, и нормальная жизнедеятельность восстанавливается.

Жаль, что не так быстро, как хотелось бы. Неделя, две, может быть, месяц - но благотворные перемены обязательно проявятся.

Нужно набраться терпения. Тем более что повторять распев каждый день скоро станет насущной потребностью, так как он устраняет вялость, сонливость, повышает тонус не хуже биостимуляторов. А вреда никакого. Не секрет, что любое химическое лекарственное средство кроме лечебного воздействия имеет еще и побочные влияния. Распев не дает вообще никаких побочных реакций, он прост, гармоничен и помогает человеку исцеляться за счет активизации естественных сил организма.

С каждым этапом проникновения в глубины внутренних структур распев будет звучать все выше. Это происходит независимо от желания человека. Уровень вибраций меняется, изменяется и тембр звучания голоса. Иной раз распев может прозвучать так высоко, что человек сам себе не верит: никогда раньше так не пел. В этом проявляются внутренние невостребованные возможности.

Мы уже говорили выше, что регулярное повторение распева скоро принесет свои плоды .

Лучше всего начинать распев утром, а потом можно проделать несколько упражнений из комплекса, что описан в начале книги, и тогда целый день самочувствие будет хорошим. В течение дня можно повторять распев, сколько хочется. Главное - не заставлять себя, не насиловать, а петь естественно, спокойно.

Поначалу распев звучит с опоры в верхней части котла Силы. Потом углубляется, и в него включаются кожа, мышцы, кости, внутренние органы. Далее сознанием проникаем в пространство кольца жизни. Распев звучит во внутреннем пространстве кольца и одновременно заполняет энергетическое пространство вокруг тела. В вибрационную коррекцию включается оболочка.

Мы предложили только схему распева «Здраво». Попробовав прием на себе, каждый откроет какие-то особенности и сможет создать что-то свое, и оно станет самым главным инструментом распева для человека.

Кроме общего воздействия на организм можно научиться влиять распевом на отдельные органы и участки тела. Сложностей в этом нет, важно накопить опыт, и тогда появится умение концентрировать вибрации распева на локальном участке или каком-то внутреннем органе. Во время написания этой книги приходилось часами сидеть перед экраном монитора, и глаза уставали. Распев, пропущенный через глаза, быстро восстанавливал их, снимал усталость, приносил отдых и облегчение.
Следующий распев затрагивает более глубокие уровни организма и влияет непосредственно на энергетику, каналы, меридианы и котлы силы. Это распев «Жива» .

Повторим все действия, что проделывали, когда знакомились с первым распевом. Пропоем голосом, без всяких ухищрений, потом создадим опору в верхней части котла Силы. Но особых изменений нет.

Дело в том, что распев «Живо» должен опираться на нижний управляющий центр котла Разума. Мы строим для него опору в нижней части шеи, в области щитовидной железы.

Поём: «Жива а а» , представляя, что звук льется прямо из основания шеи. Глаза закрыты, и внимание сосредоточено на ощущениях, которые возникают во время пения. Вибрации распева растекаются от основания шеи по плечам, потом поднимаются вверх и заполняют пространство вокруг головы. В нем распространяются волны движения снизу вверх, которые встречаются вверху, над макушкой и проникают сквозь костную броню внутрь черепа.

Теперь чувствуем движение в голове. Впечатление такое, что там что-то переливается, перемещается, течет, приносит облегчение и расслабление. На этот распев практически всегда первой реагирует голова, мозг. Он останавливает поток информации, убирает напряжение, расслабляет энергетические структуры мозга. После нескольких повторений распева голова становится пустой и приятно легкой.

Продолжим. Новые повторения распева «Жива» струятся внутри тела, прокатываются нежными волнами от плеч к пяткам и по пути движения устраняют все физиологические и энергетические шероховатости.

Мы уже говорили, что этот распев воздействует на систему каналов, меридианов и котлов силы организма. Многократное повторение распева снимает блоки с энергетических магистралей, открывает путь свободному течению жизненной силы, стабилизирует работу котлов и энергетических аккумуляторов тела.

Особенность распева «Жива» в том, что, исполняя его, мы мысленно создаем опору в нижнем управляющем центре котла Разума. Помните, его называют тло. Мысленная опора в этой области меняет голос. Неожиданно для себя человек начинает петь высоким чистым голосом, какого раньше не было. В чем секрет таких перемен?

На наш взгляд, распев меняет систему энергетических взаимодействий, проявляет те возможности голоса, которые законсервированы и могут остаться невостребованными всю жизнь. Но если регулярно практиковать распев с опорой на тло, то голос может поменяться. И вместо, скажем, глуховатого, дребезжащего прорежется ровный, чистый, сильный.

После того как исполнение распева «Живо» изменит самочувствие к лучшему, появится ощущение, что с помощью распевов можно проникать в более глубокие уровни организма и психики.

Если мы попробуем распев «Живо» исполнить из кольца жизни, как делали это с распевом «Здраво», неожиданно почувствуем, что звучание исходит не из плоскости кольца, а откуда-то из глубины. Вспомним, как пробирались сквозь плоскость кольца жизни в другую пространственную мерность, как очищали проход для энергии внутреннего космоса, которая наполнила кольцо и очистила его от наслоений нездоровья.

Распев «Живо» звучит из глубины кольца, из другого измерения, куда мы пробирались при помощи раздвоения сознания и других сложных приемов. Сразу нужно подчеркнуть, что прежние приемы не теряют своей эффективности и начинать работу с кольцом жизни нужно с них, так как, пройдя трудным и сложным путем в первый раз, мы открываем дорогу другим, более простым способам проникновения.

Распев «Жива» - один из них. Исполнив его несколько раз на уровне кольца жизни, мы ощутим, как распев звучит из другой мерности. А многократное повторение распева в кольце жизни соединит просторы внутреннего космоса со структурой кольца, и установится постоянная питающая связь микрокосма и кольца жизни.

Для того чтобы она не прерывалась более, нужно каждый день повторять распев «Жива» в структуре кольца. Такое воздействие на основу нашей жизнедеятельности, несомненно, окажет благотворное влияние на самочувствие, избавит от болезней, раскроет могучие внутренние резервы.

Освоив два первых распева «Здрава» и «Жива», мы готовы познакомиться с последним, доступным нам сегодня. Поем Жива Матушка Богородица

И в конце поём Лада - Ладо , Лада матушка Богородица , тепло и радость проникают в сердечную чакру и оздоровление и энергия идет в сердце. энергия ладиной любви проникает в тебя.