Как составить должностной регламент госслужащего. Изменение условий служебного контракта (Куревина Л.В.) Изменение должностных обязанностей гражданского служащего

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ

Дополнительное соглашение - это прилагаемый к договору документ, в котором фиксируются те изменения в условиях первоначально заключенного договора. К примеру, дополнительное соглашение может:

Дополнять пункты текущего договора.
- аннулировать пункты текущего договора;
- изменять существующие пункты договора;

На практике заключение дополнительных соглашений весьма распространенное явление.
Под дополнительным соглашением понимают: а) действие (соглашение) участников уже существующего договора, направленное на изменение (дополнение) условий договора-соглашения, изменение (дополнение) прав и обязанностей участников правоотношения; б) документ, содержащий условия об изменении (дополнении) договора-соглашения.
Дополнительное соглашение к договору - это тоже договор-соглашение, поскольку он отвечает признакам договора. И в то же время это сделка. Отсюда важные практические выводы: общие правила о договорах распространяются и на дополнительные соглашения к договорам, если иное не установлено законом или договором. Например, заключение дополнительного соглашения к договору подчинено правилам о заключении договоров; условия действительности сделок (о правосубъектности, воле, волеизъявлении и др.) распространяются и на дополнительное соглашение к договору. Если, предположим, договор подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации, то и дополнительное соглашение к такому договору должно быть также совершено в нотариальной форме и зарегистрировано.
Важно иметь в виду, что дополнительное соглашение к договору не работает само по себе, поскольку в отсутствие того договора, к которому оно дополнительно (его незаключенность, недействительность), дополнительное соглашение есть юридический ноль.
Ниже Вашему вниманию представлены некоторые образцы дополнительных соглашений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СМЕНЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
СКАЧАТЬ





5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ В СВЯЗИ СО СМЕНОЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ ________________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. В связи со сменой Генерального директора, что подтверждается (выпиской из ЕГРЮЛ) Приложение № 1 к настоящему соглашению, внести изменения в преамбулу договора № ___________ от __________ г. и считать Генеральным директором _________________________________ ____________________________.
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью договора № ____ от _________ г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями договора № _________от _____________ г.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ В СВЯЗИ СО СМЕНОЙ НАЗВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ____
к Договору № __________ от «__» ________ 20___ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице __________________, действующего на основании ___________, и _________________, в лице ___________________________, действующего на основании ___________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № 1 (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. На основании _____________________________ внести изменения в договор в части изменения названия «Заказчика» и вместо ___________________________ читать ______________________________.
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Договора № ______ от «___» ________ 20___ г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями Договора № ________ от «___» ________ 20___ г.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СРОКА ДОГОВОРА
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___

г. ___________ «___» ________ 20___ г.




4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № _______ от «__» ________ 20___ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

Действующего на основании _______, и _____________________________, в лице ___________________________________, действующей на основании _______________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № 1 (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. Пункт ___ договора изменить и изложить в следующей редакции «Настоящий договор заключен на срок с «__» __________ 2012 г. по «__» _________2013 г. и вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон».
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью договора № ________ от «__» ________ 2012 г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями договора № ________ от «__» ________ 2012 г..
4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО АДРЕСА
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ _______________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:




4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ О СМЕНЕ АДРЕСА ОРГАНИЗАЦИИ
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ ________________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. В связи с изменением юридического адреса «Заказчика», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ___ № ______ (Приложение № 1 к Соглашению), внести изменения в Раздел ____ «Адреса и банковские реквизиты сторон» Договора № _____ от «__» _______ 2012 г., в части «Заказчик», и считать юридическим адресом: _______________________
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Договора № _____ от «__» _______ 2012 г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями договора № Договора № _____ от «__» _______ 2012 г.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ ДОГОВОРА

СКАЧАТЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.
г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ ________________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:





5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТОИМОСТИ РАБОТ (УСЛУГ)
СКАЧАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___
к договору № ______ от «__» _________20__ г.

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

В лице ________________________, действующего на основании __________, и ________________________________, в лице __________________ ________________________________, действующего на основании ________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение № ___ (далее – Соглашение), о нижеследующем:

1. П.____ договора изменить и изложить в следующей редакции: «Стоимость работ (услуг) определяется на основании «________________________», и в соответствии с представленными Исполнителем счетами к договору составляет ____________ (_______________________), в том числе НДС 18% __________ руб. (Приложение № ___ к договору).
2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью договора № _____ от «__» ________ 2012 г.
3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями договора № _____ от «__» ________ 2012 г.
4. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
5. Подписи сторон:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ О ЗАЛОГЕ
СКАЧАТЬ

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

Именуем__ в дальнейшем "Залогодатель", в лице _____________________, действующ___ на основании _____________________, с одной стороны, и _____________________, именуем__ далее "Залогодержатель", в лице _____________________, действующ_____ на основании ______, с другой стороны, заключили настоящее Дополнительное соглашение к Договору N _________ от "___"________ ___ г. о нижеследующем:

1. Возложить на Залогодержателя обязанность извлекать из предмета залога плоды и доходы в целях погашения основного обязательства (либо в интересах Залогодателя).
2. Настоящее Дополнительное соглашение N __ от "___"________ ___ г. является неотъемлемой частью Договора N ____ от "___"________ ___ г. и вступает в силу с момента подписания.
3. Настоящее Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

РЕКВИЗИТЫ СТОРОН:

Залогодатель: ___________________________________________

Залогодержатель: ________________________________________
___________________________________________________________

ПОДПИСИ СТОРОН:

Залогодатель: __________________ Залогодержатель: _________________
_________________ М.П. ___________________ М.П.

(подпись) (подпись)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПУНКТА ДОГОВОРА

СКАЧАТЬ

Дополнительное соглашение
к Договору № _______ от __________________

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

Именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице Генерального директора, действующего на основании Устава, с одной стороны, и

Именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице
______________________________________________________________________________________,действующего на основании ______________________, с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. Внести в условия Договора № ___________ следующие изменения:
1.1. Пункты ________________________________ считать недействующими.
1.2. Принять пункты _____________________________ в следующей редакции:

__________________________________________________________________________.
2. Настоящее соглашение распространяется на отношения, возникшие после ___________ 2012 года.
3. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
4. Подписи сторон

СОГЛАШЕНИЕ О РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ
СКАЧАТЬ
СОГЛАШЕНИЕ
о расторжении Договора купли-продажи

г. ___________ «___» ________ 20___ г.

Именуем__ в дальнейшем Продавец, в лице ____________, действующ___ на основании ____________, с одной стороны, и __________________, именуем___ далее Покупатель, в лице _______________, действующ___ на основании ______________, с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:

1. Стороны расторгают Договор купли-продажи N ____ от "__"_______ 2011 г. с момента подписания соглашения сторонами.
2. При расторжении договора N ___ прекращаются все взаимные обязательства сторон, связанные с его заключением и исполнением.
3. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

РЕКВИЗИТЫ СТОРОН:
Продавец: _________________________________________________________________

Покупатель: _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ПОДПИСИ СТОРОН:

Продавец:

М.П.

Покупатель:

_________________ _________________/________________

М.П.

Соглашение об изменении условий поставки товара

СКАЧАТЬ

Об изменении условий договора поставки № от «___» _______ 201__ г..

г. ________ «___» _______ 201__ г.

Именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице _______________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ____________________________, именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице _______________________, действующего на основании _______________________, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение №1 к Договору № от «___»_______ 201____ года о нижеследующем:

1. Внести изменения в Приложение№1 к Договору и изложить его в редакции настоящего Соглашения.

2. Во всем остальном условия Договора остаются неизменными.

3. Настоящее Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора и вступает в силу с даты его подписания Сторонами.

4. Настоящее Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу - по одному для каждой из Сторон.

Поставщик: Покупатель:

Дополнительное соглашение о расторжении договора и возврате денежных средств

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
о расторжении договора _______________
№ ___ от ___ ________ 20__ г.

г. ____________ ___ __________ 20__ г.

Общество с ограниченной ответственностью «____________», именуемое в дальнейшем ИСПОЛНИТЕЛЬ, в лице Генерального директора ___________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _______________________, именуемый(ая) в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, с другой стороны, вместе именуемые в дальнейшем СТОРОНЫ, заключили настоящее дополнительное соглашение к договору ___________ № ____ от ___ __________ 20__ г. (далее по тексту - ДОГОВОР) о нижеследующем:

1. СТОРОНЫ пришли к соглашению считать ДОГОВОР расторгнутым со всеми его условиями с ___ ___________ 20__ г.
2. ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется вернуть (выплатить) ЗАКАЗЧИКУ денежные средства в полном обеме, ранее оплаченные последним ИСПОЛНИТЕЛЮ в рамках ДОГОВОРА, в сумме ______________ (________________________) рублей _______ коп.
3. ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется в срок до ___ ___________ 20__ г. перечислить денежные средства, согласно п. 2 настоящего дополнительного соглашения, по следующим реквизитам ЗАКАЗЧИКА:

Р/счет: ___________________________ в ______________________________
К/счет ____________________________
БИК ________________
ИНН ________________ / КПП ________________
ОГРН ___________________
___________________________________________________________________

4. С момента исполнения ИСПОЛНИТЕЛЕМ своих обязательств, предусмотренных п. 2 и 3 настоящего дополнительного соглашения, ЗАКАЗЧИК не будет иметь каких-либо материальных или моральных претензий к ИСПОЛНИТЕЛЮ, связанных с исполнением ДОГОВОРА.
5. Настоящее Дополнительное соглашение:
вступает в силу с момента подписания его СТОРОНАМИ.
является неотъемлемой частью ДОГОВОРА.
составлено в двух экзеплярах, имещих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из СТОРОН.

ПОДПИСИ СТОРОН
ИСПОЛНИТЕЛЬ ЗАКАЗЧИК
Генеральный директор Гражданин(ка)
ООО "_____________"

________________ / _______________ ________________ / _______________
МП

Дополнительное соглашение, когда не выбрана вся продукция

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1
к договору
№_______________ от «_________» ____________ 201__ года

г. ____________________ «___» _________ 201__ года

Именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице ________________________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ________________________________________ «________________________________», именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице _______________________________________________, действующего на основании ______________________________________________, с другой стороны, далее «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем:

1. В связи с окончанием срока действия «____» ______________ 201____ года договора №__________ от «______» _____________ 201___ года и фактическим потреблением продукции «Заказчиком» по факту, а именно: ___________ в количестве _________ ___________ на общую сумму ____________________________________________, «Стороны» пришли к взаимному соглашению о расторжении договора №____________ от «____» ________ 201__ года.
2. Настоящее дополнительно соглашение является неотъемлемой частью договора №_________ от «____» __________ 201__ года.
3. С момента подписания настоящего дополнительного соглашения все обязательства «Сторон» по договору №_________ от «___» ___________ 201___ года прекращаются.
4. Стороны претензий к друг другу не имеют.
5. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
6. Подписи сторон:

Поставщик
________________________________

_________________

________________/_____________/

Заказчик
____________________________________

____________________

____________________/______________/


порядок изменения должностной инструкции
*
* этапы разработки положений о структурных подразделениях,
* планы

Правильно внести изменения в должностную инструкцию

Чтобы должностные инструкции не стали бесполезными бумагами, они должны быть динамичными, оперативно отражающими структурно-организационные, производственные и иные изменения, происходящие при организации труда и управлению трудом у конкретного работодателя. Поэтому особое внимание следует уделять их своевременному обновлению. Такой подход делает должностные инструкции актуальными документами, содержание которых соответствует условиям, задачам и потребностям управления.
Как часто надо менять текст должностной инструкции? В этом вопросе возможна крайность: некоторые кадровые работники, проявляя излишнее усердие, обновляют должностные инструкции ежегодно. Это не всегда оправдано. Внесение изменений в должностные инструкции необходимо, например, в следующих случаях:
  • при изменении должностных правомочий и обязанностей;
  • при переводе на другую должность (работу) у того же работодателя;
  • при возложении на работника наряду с его основными должностными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
  • при реорганизации юридического лица;
  • при изменении штатного расписания (сокращении штатов, введении новой штатной единицы);
  • при изменении наименования организации (или внесения иных изменений в учредительные документы) или структурного подразделения;
  • при изменении фамилии (или инициалов) работника, если инструкция была индивидуальной (персональной) и др. В некоторых случаях используют индивидуальные (персональные) должностные инструкции, которые пишутся для конкретного работника и содержат в заголовке к тексту его фамилию и инициалы. Это целесообразно делать только в качестве исключения. Если инструкция пишется на конкретного человека, а не на должность, то при приходе нового работника он не сможет на ней расписаться, это потребует внесения в нее соответствующих изменений или утверждения новой должностной инструкции.
Порядок внесения изменений в должностные инструкции может различаться в зависимости от того, когда они внесены: до приема работника на соответствующую должность или после.
В первом случае процедура внесения изменений носит упрощенный характер - не требуется дополнительного оформления согласия работника. Можно создать новую должностную инструкцию и утвердить ее или внести изменения в должностную инструкцию соответствующим приказом руководителя.
И другая ситуация, когда руководство пожелало внести изменения в должностную инструкцию сотрудника уже работающего в данной должности.
При этом процедура внесения изменений в должностные инструкции сильно различается от характера вносимых изменений, а именно, касаются они определенных сторонами условий трудового договора или нет.
Трудовым законодательством определенные сторонами условия трудового договора подразделяются на обязательные (необходимые), т. е. условия, без которых трудовой договор не может считаться заключенным, и на дополнительные (факультативные), наличие которых определяется исключительно по усмотрению сторон.
Согласно части 2 статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности,- место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с действующим Трудовым Кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;
- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. К дополнительным в части 3 статьи 57 ТК РФ относит следующие условия:

  • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
  • об испытании;
  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
  • о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
  • об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
  • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться по соглашению сторон.
Если должностная инструкция была оформлена приложением к трудовому договору, то внесение изменений в нее будет означать изменение определенных сторонами условий трудового договора.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации. То есть по общему правилу любые условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Соответственно, внесение изменений в должностную инструкцию, конкретизирующую те или иные определенные сторонами условия трудового договора, должно быть оформлено дополнительным документом - соглашением, заключаемым между работником и работодателем в письменной форме.
Встречается довольно распространенная ошибка: при изменении того или иного положения в должностной инструкции старое просто вычеркивается и делается новая запись. Ни в коем случае в должностной инструкции зачеркивание не допускается, это юридически обесценивает этот документ.
Под изменением определенных сторонами условий трудового договора понимается в том числе перевод на другую работу.
Согласно статьи 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - это постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.
Перевод на другую работу у того же работодателя допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 статьи 72.2 ТК РФ. То есть при наличии обстоятельств чрезвычайного характера (в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части), перевод не требует согласия работника, но может быть осуществлен на срок до одного месяца.
Перевод на другую работу следует отличать от перемещения работника на другое рабочее место. Согласно ст. 72.1 ТК РФ не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Порядок документального оформления письменного согласия работника о переводе зависит от того, от кого исходит инициатива о переводе, соответственно, это может быть заявление работника или соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора. На основании документа, отражающего письменное согласие работника, издается приказ (распоряжение) о переводе работника, данный приказ является основанием для внесения изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию работника, с этим приказом работник должен быть ознакомлен под роспись.
В случае перевода, носящего постоянный характер, целесообразна иная процедура: издание новой должностной инструкции и ее утверждение.
Допускается возможность изменения определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя, но лишь по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда и в случае предварительного уведомления работника в письменной форме (ст. 74 ТК РФ). При этом по инициативе работодателя допускается изменение всех определенных сторонами условий трудового договора, за исключением изменения трудовой функции работника (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).
Под изменением организационных или технологических условий труда согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 следует понимать такие изменения организации труда и организации производства, как:
изменение техники и введение новой технологии;
совершенствование рабочих мест на основе их аттестации;
структурная реорганизация производства и тому подобное.
В случае трудового спора обязанность представить доказательства, что изменение определенных сторонами условий трудового договора вызвано изменением организационных или технологических условий труда, лежит именно на работодателе.
Поэтому данные изменения должны быть подтверждены документально, например, в приказе об изменении организационных и технологических условий труда нужно упомянуть, какие конкретно условия и перемены имеются в виду (ввод в эксплуатацию нового оборудования, автоматизация бухгалтерского учета на базе компьютерных программ и другое) со ссылкой на подтверждающие документы.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Работник должен ознакомиться с этим уведомлением или приказом (распоряжением) работодателя и подтвердить этот факт своей подписью на документе и проставлением даты ознакомления. В случае отказа работника расписаться в получении уведомления (иного документа) о предстоящем изменении определенных сторонами условий трудового договора необходимо составить акт об этом с привлечением свидетелей.
На основании данного уведомления (иного документа), изданного работодателем, вносятся соответствующие изменения в тексты трудового договора, должностной инструкции, и иные локальные нормативные акты (штатное расписание, положение о структурных подразделениях и другие).
Работнику, который не согласен на продолжение работы в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, если должностная инструкция регулирует те или иные определенные сторонами условия трудового договора, то ее правовой статус обуславливает два возможных для работодателя варианта внесения изменений:
по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ);
в одностороннем порядке по инициативе работодателя, но с учетом правил, предусмотренных ст. 74 ТК РФ (при этом трудовая функция работника обязательно должна остаться неизменной).
Решая кадровые вопросы, руководители часто сталкиваются с проблемой перераспределения трудовых обязанностей, замещения временно отсутствующего работника и так далее.
В случае возложения на работника наряду с его основными должностными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) необходимо руководствоваться статьей 60.2 ТК РФ и соблюдать требования статьи 151 ТК РФ о доплате при совмещении профессий (должностей), а также при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Поручение работнику дополнительной работы допускается только с письменного согласия работника. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем также с письменного согласия работника. Исполнение дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) требует внесения соответствующих изменений, дополнений в трудовой договор и должностную инструкцию работника. На основании документа, отражающего письменное согласие работника о выполнении дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) , издается приказ (распоряжение) о внесении изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию работника, с которым работник знакомится под роспись.
Либо составляется отдельный документ - соглашение о внесении изменений в должностную инструкцию, который подписывается работником и работодателем.
Бывает и такая ситуация, что работник уже принят на работу, а должностная инструкция в отношении его должности утверждается работодателем позже. Такая должностная инструкция вводится в действие в отношении данного работника только в случае, если работник в письменной форме выразит на это свое согласие.
Реорганизация юридического лица, изменение наименования работодателя, внесение иных изменений в учредительные документы, или изменение наименования структурного подразделения также сопровождается внесением соответствующих изменений в локальные нормативные акты на основании приказа (распоряжения) работодателя, а также в трудовые договоры, трудовые книжки и, соответственно, в должностные инструкции работников.
Важным с юридической точки зрения является также учет внесения изменений в должностные инструкции. В специальном журнале (книге) регистрации должностных инструкций должна фиксироваться информация о дате внесения изменений в конкретную должностную инструкцию и характере этих изменений (название раздела, что изменено, добавлено или удалено).
После замены новой прежняя должностная инструкция должна храниться три года (пункта 35 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом 6 октября 2000 г.).
Разрабатывая должностную инструкцию, как правило, основное внимание уделяют ее содержательной части, что, безусловно, важно.
Однако нельзя забывать о том, что текст становится документом только после придания ему юридической силы, т.е. он должен иметь соответствующую форму со всеми необходимыми реквизитами, правильно внесенными.
1. Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах. Под наименованием организации или за ним указывают сокращенное, а при его отсутствии – полное наименование вышестоящей организации (при ее наличии). Наименование филиала, территориального отделения, представительства указывается в том случае, если оно является автором документа, и располагают ниже наименования организации. Реквизит «Место составления или издания документа» указывается в том случае, если затруднено его определение по реквизиту «Наименование организации». Место составления или издания указывают с учетом принятого административно-территориального деления, оно включает в себя только общепринятые сокращения.
2. Наименование документа. Чтобы придать бланку должностной инструкции юридическую силу, нужно кроме названия организации указать и название организационно-распорядительного документа(должностная инструкция). Наименование «Должностная инструкция», как правило, пишется в левом верхнем углу бланка. В принципе, если в вашей организации требуют, чтобы название стояло в центре, это не будет большим нарушением и на юридическую силу это не окажет никакого влияния. 3. Дата и номер документа. Датой документа является дата его утверждения. Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнить по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел.
4. Заголовок к тексту(наименование должности).Заголовок к тексту включает в себя краткое содержание документа. Заголовок должен отвечать на вопрос: кого? Например, должностная инструкция инспектора по кадрам.
5. Гриф утверждения. Гриф утверждения документа располагают в правом верхнем углу документа. Должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.
6. Подпись разработчиков документа. Сразу после текста идет подпись разработчика, а за ней – визы согласования. В состав этого реквизита входят: наименование должности лица, составившего и подписавшего документ, личная подпись, расшифровка подписи – инициалы, фамилия. Например, Начальник отдала снабжения личная подпись А.М.Борисов
7. Гриф согласования. Гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласован документ (включая наименование организации), личной подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии) и даты согласования. Например,
СОГЛАСОВАНО
Руководитель юридического отдела ООО «Парус»
Личная подпись А.С.Власова
Дата
И подпись разработчика и визы согласования ставятся на должностной инструкции до ее утверждения.
8. Отметка об ознакомлении работника с документом. Отметка об ознакомлении работника с документом завершает процедуру составления должностной инструкции. В состав этого реквизита входят: личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия) и дата. Например,
С инструкцией ознакомлен: личная подпись И.М.Перов 01 февраля 2010г.

Должностная инструкция оформляется на общем бланке формата А4. Бланк следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов. Каждый лист документа должен иметь поля не менее:
20 мм - левое;
10 мм - правое;
20 мм - верхнее;
20 мм - нижнее.
Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.
Утвержденную инструкцию (вместе с листом ознакомления, если он есть) нумеруют, подшивают и заверяют печатью организации или индивидуального предпринимателя. На обороте последнего листа инструкции делают запись: «В должностной инструкции пронумеровано, подшито столько-то листов» (количество листов - прописью). Лицо, утверждавшее должностную инструкцию, заверяет своей подписью данную запись, ставит расшифровку подписи и дату. И, наконец, ставится печать.
Только после этого у работодателя есть юридические, документально оформленные основания, требовать от работника исполнения возложенных на него должностных обязанностей

Условия служебного контракта

Условия служебного контракта перечислены в ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).
К существенным условиям служебного контракта относятся:
- наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- дата начала исполнения должностных обязанностей;
- права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- права и обязанности представителя нанимателя;
- условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- условия оплаты труда (размер должностного оклада служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом N 79-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами;
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
- нахождение должности, замещаемой служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация служащих.
Кроме этого, в контракте могут предусматриваться условия:
- об испытании при поступлении на гражданскую службу;
- о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
- об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
- о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда и иные условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с положением, установленным Законом N 79-ФЗ, другими законами и нормативными правовыми актами.

Виды изменений

Прежде всего отметим, что в отличие от Трудового кодекса, в ст. 72 которого говорится, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, в ч. 5 ст. 24 Закона N 79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Тем не менее, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ все же допускается изменение существенных условий служебного контракта по инициативе работодателя.
Один из видов изменений условий служебного контракта по соглашению сторон - перевод служащего на иную должность гражданской службы. Перевод может быть временным или постоянным. Причем, если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона N 79-ФЗ.
Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.
Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом. Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.

Обратите внимание! Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе либо перевод в другую местность вместе с государственным органом. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст. 28 Закона N 79-ФЗ).

Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих. Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.
Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст. 24 Закона N 79-ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ. При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ - только существенные (за исключением должностных обязанностей).
Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст. 74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, - это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона N 79-ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще. Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ, то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.

Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Итак, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.
Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы. При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Обратите внимание! Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде.

Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ выплата выходных пособий этим Законом не установлена.
Здесь следует напомнить, что в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ. Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.
Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития России от 10.05.2011 N 17-3/834. Такую же позицию занимают суды (например, см. Определение Пермского краевого суда от 09.03.2011 по делу N 33-2106).

Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего

При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.
Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству в должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.
При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.
Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ - увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона N 79-ФЗ, в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.
Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ незаконным, и вот почему. В первую очередь представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона N 79-ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.
Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона N 79-ФЗ: не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона N 79-ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу N 33-411-2012).
Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ.., но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона N 79-ФЗ, в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.
Г. работала в МИФНС, но из-за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.
В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта - уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу N 33-6618/2012).
При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.
Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее - управление) - главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.
Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории "руководители", должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность "главный специалист-эксперт" отнесена к категории "специалисты", должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.
Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона N 79-ФЗ.
Кроме этого, из штатных расписаний управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу N 33-8498, А-9).
Подмена основанием увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ других оснований увольнения.
Э.Е.В. в 2013 г. заключила служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - министерство). Постановлением губернатора Ульяновской области министерство упразднено. Функции упраздненного министерства переданы вновь образованному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Э.Е.В. было направлено уведомление за подписью министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с предложением на замещение другой должности государственной гражданской службы. От предложенной должности истица отказалась и просила ее уволить на основании п. п. 8.2, 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе; упразднение государственного органа) и выплатить ей денежные компенсации, связанные с увольнением.
Распоряжением исполняющего обязанности министра Э.Е.В. освобождена от замещаемой должности. Основание - отказ гражданского служащего от предложенной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Суд первой инстанции отказал в исковых требованиях Э.Е.В., исходя из того, что государственный орган министерства не упразднен, функции и его полномочия переданы вновь созданному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в связи с чем у ответчика имелись основания для ее увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Однако суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился: исходя из смысла и взаимосвязи приведенных норм Закон N 79-ФЗ предусматривает, что упразднение государственного органа и отказ гражданского служащего от перевода в другой орган, которому переданы функции упраздненного органа, является основанием для увольнения в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
Из анализа ст. ст. 24 и 29 Закона N 79-ФЗ не следует, что упразднение государственного органа и передача его полномочий вновь созданному органу является изменением существенных условий служебного контракта, влекущих его прекращение в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
То обстоятельство, что во вновь созданном органе есть аналогичная должность, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об изменении существенных условий контракта, поскольку государственный орган, в котором работала истица, упразднен и должность предлагается во вновь созданном государственном органе.
В этом виде правоотношений не может идти речь об изменении существенных условий служебного контракта, поскольку его действие вообще прекращено. В этом конкретном случае произошла реорганизация государственного органа, повлекшая прекращение деятельности органа, с которым у истицы был заключен служебный контракт, и повлекшая создание иного государственного органа (правопреемника ранее существовавшего госоргана) и прекращение трудовых отношений с прекратившим свою деятельность госорганом, следствием чего должно стать не изменение существенных условий служебного контракта, а заключение нового служебного контракта совершенно с другим, вновь созданным госорганом, хотя и правопреемником прежнего работодателя.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, судебная коллегия находит основание увольнения истца с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ незаконным и считает, что основание увольнения подлежит изменению на п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, с взысканием с ответчика в пользу истца компенсации в размере четырехмесячного содержания согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25.02.2014 по делу N 33-645/2014).
Апелляционным определением ВС Республики Саха (Якутия) от 14.08.2013 по делу N 33-3034/13 было оставлено без изменений решение суда первой инстанции о восстановлении в должности служащего, уволенного по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ, и взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула.
Работая в должности исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) (ИФНС), Т. получил уведомление об увольнении в связи с назначением на должность начальника ИФНС К.М. Затем Т. была предложена другая должность, от которой он отказался. Впоследствии Т. был уволен со службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).
При этом суд установил, что Т. было направлено уведомление не об изменении существенных условий служебного контракта, а об увольнении в связи с назначением на занимаемую должность другого служащего. А в нарушение нормы ч. 2 ст. 29 Закона N 79-ФЗ работодатель не уведомил истца о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта, а также не разъяснил, что в случае отказа от перевода на другую должность он будет уволен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Кроме этого, суд указал, что ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень существенных условий служебного контракта. В данном перечне в качестве существенного условия служебного контракта назначение на занимаемую работником должность другого сотрудника не предусмотрено. Поэтому основания считать назначение К.М. на занимаемую истцом должность изменением существенных условий служебного контракта Т. отсутствуют.
Таким образом, увольнение истца проводилось с нарушениями законодательства и он должен быть восстановлен на службе.

В заключение

Подводя итог, обратим внимание на основные моменты увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Прежде всего не забывайте, что основанием увольнения является изменение существенных условий служебного контракта, за исключением должностных обязанностей. При увольнении по данному основанию за два месяца следует направить служащему уведомление об изменении существенных условий и предложение иной должности гражданской службы. Если служащий согласен на изменения, с ним заключается соглашение к служебному контракту, если не согласен, - он увольняется по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Несогласие работника должно подтверждаться письменным документом. В случаях несоблюдения работодателем хотя бы одного пункта в порядке увольнения работник будет восстановлен в должности. Кроме этого, помните, что не следует прикрывать данным основанием увольнения другие, например сокращение штата, упразднение государственного органа.

О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате Федерального агентства железнодорожного транспорта

Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате Федерального агентства железнодорожного транспорта


В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 11 сентября 2009 года N 378 "О распределении обязанностей между руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта и его заместителями"

приказываю:

1. Внести изменения в должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 2 по штатному расписанию), утвержденный , изложив пункт 3.2 раздела 3 в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Внести изменения в должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 3 по штатному расписанию), утвержденный приказом Росжелдора от 24 апреля 2009 года N 161 , изложив пункт 3.2 раздела 3 в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Внести изменения в должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 4 по штатному расписанию), утвержденный приказом Росжелдора от 24 апреля 2009 года N 161 , изложив пункт 3.2 раздела 3 в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

4. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на начальника Административно-кадрового управления A.M.Беспалова.

Руководитель
Г.П.Петраков

Приложение N 1. Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 2 по штатному расписанию)

Приложение N 1

железнодорожного транспорта
от 6 октября 2009 года N 414

3.2.1. Ведение вопросов деятельности высших и средних специальных учебных заведений, находящихся в ведении Агентства, подготовки специалистов нового уровня, отвечающих требованиям реформ.

3.2.2. Координация вопросов, связанных с реализацией программы структурной реформы железнодорожного транспорта и развитием рынка железнодорожных транспортных услуг.

3.2.3. Координация подготовки и реализации соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в сфере транспортного обслуживания регионов.

3.2.4. Обеспечение представления и защиты интересов Агентства в органах государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации совместно выработанной стратегии транспортного обслуживания регионов.

3.2.5. Курирование вопросов проведения административной реформы в Агентстве.

3.2.6. Координация мероприятий по противодействию коррупции в Агентстве.

3.2.7. Координация вопросов развития малого и среднего предпринимательства.

3.2.8. Организация освоения средств федерального бюджета в подведомственных государственных образовательных учреждениях.

3.2.9. Организация соблюдения финансовой дисциплины в подведомственных государственных образовательных учреждениях.

3.2.10. Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства.

3.2.11. Организация безопасности учебных процессов.

3.2.12. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих государственную тайну.

3.2.13. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства , утвержденным .

3.2.14. Представление интересов Агентства в Правительственной комиссии по транспорту и связи.

3.2.15. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом.

3.2.16. Несение персональной ответственности за обеспечение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в курируемом подразделении центрального аппарата и территориальных органах Агентства, в организациях, подведомственных Агентству:




3.2.17. Осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.2.18. Непосредственная координация и контроль деятельности:

Управления учебных заведений и правового обеспечения;

государственного учреждения культуры "Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации";

государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центральный дом детей железнодорожников";

подведомственных Агентству учреждений высшего и среднего профессионального образования."

Приложение N 2. Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 3 по штатному расписанию)

Приложение N 2
к приказу Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 6 октября 2009 года N 414

"3.2. Перечень основных должностных обязанностей заместителя руководителя Агентства в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Агентство:

3.2.1. Курирование вопросов финансово-экономической деятельности Агентства.

3.2.2. Организация работы по реализации полномочий по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, и выполнение возложенных на Агентство функций.

3.2.3. Координация деятельности структурных подразделений по подготовке предложений по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности подведомственных территориальных органов и других учреждений (распорядителей и получателей бюджетных средств).

3.2.4. Организация деятельности по формированию технико-экономических обоснований проектов федеральных, ведомственных целевых программ (подпрограмм), а также федеральных адресных инвестиционных программ развития железнодорожного комплекса и их финансирование.

3.2.5. Координация деятельности структурных подразделений и организация работы по разработке стратегии социально-экономического развития железнодорожного транспортного комплекса.

3.2.6. Организация работы комиссии по анализу эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий.

3.2.7. Организация работы полномочий собственника в отношении федерального имущества.

3.2.8. Координация работы по размещению заказов и заключению государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

3.2.9. Ведение вопросов в области реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства, включая вопросы территориального планирования.

3.2.12. Обеспечение освоения средств федерального бюджета в подведомственных учреждениях и предприятиях.

3.2.13. Обеспечение соблюдения финансовой дисциплины в подведомственных учреждениях и предприятиях.

3.2.14. Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства.

3.2.15. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющей государственную тайну.

3.2.16. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства , утвержденным приказом от 5 апреля 2005 года N 11 .

3.2.17. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом.

3.2.18. Несение персональной ответственности за обеспечение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в курируемом подразделении центрального аппарата и территориальных органах Агентства, в организациях, подведомственных Агентству:

проведения технической, технологической и экономической политики;

рационального использования средств, направляемых на реализацию поставленных задач и целей и решение социальных вопросов.

3.2.19. Осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.2.20. Непосредственная координация и контроль деятельности:

Управления экономики и финансов;

ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта"."

Приложение N 3. Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 4 по штатному расписанию)

Приложение N 3
к приказу Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 6 октября 2009 года N 414


"3.2. Перечень основных должностных обязанностей заместителя руководителя Агентства в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Агентство:

3.2.1. Организация работы и ведение вопросов, связанных с созданием условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта.

3.2.2. Ведение вопросов, связанных с определением приоритетных направлений и реализацией государственной научно-технической политики на железнодорожном транспорте, проведением научно-исследовательских, проектных и научно-технических работ по развитию и функционированию железнодорожного транспорта, а также с организацией разработки и реализацией инновационных проектов в области модернизации и развития железнодорожного транспорта.

3.2.3. Осуществление в рамках своей компетенции организации и контроля за выполнением федеральных и ведомственных целевых программ.

3.2.4. Организация работы по формированию планов НИОКР.

3.2.5. Курирование вопросов выполнения Агентством функций компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

3.2.6. Организация работы, связанная с установлением сроков ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте.

3.2.7. Координация вопросов организации пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров.

3.2.8. Координация работы по составлению перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.9. Координация работы по открытию для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.

3.2.10. Организация работы по рассмотрению обращений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных станций примыкания и выдаче заключений по ним.

3.2.11. Организация взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок.

3.2.12. Организация работы по открытию железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.13. Курирование вопросов, связанных с примыканием к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования.

3.2.14. Организация работы по временному прекращению погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, с немедленным извещением об этом в установленном порядке Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.15. Курирование вопросов, связанных с установлением сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванным обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.16. Координация работы центрального органа Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

3.2.17. Организация и курирование деятельности территориальных органов Агентства в части своей компетенции.

3.2.18. Ведение вопросов, связанных с охраной грузов и объектов на железнодорожном транспорте, и других вопросов, связанных с функционированием ведомственной охраны.

3.2.19. Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства.

3.2.20. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих государственную тайну.

3.2.21. Возглавление работы по организации, координации и контролю разработки и выполнения мероприятий по предотвращению противоправных действий в отношении объектов железнодорожного транспорта, взаимодействие по этим вопросам с правоохранительными органами.

3.2.22. Возглавление работы постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны Агентства.

3.2.23. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства , утвержденным приказом от 5 апреля 2005 года N 11 .

3.2.24. Несение персональной ответственности за обеспечение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в курируемом подразделении центрального аппарата и территориальных органах Агентства, в организациях, подведомственных Агентству:

проведения технической, технологической и экономической политики;

рационального использования средств, направляемых на реализацию поставленных задач и целей и решение социальных вопросов.

3.2.25. Осуществление иных полномочий, возложенных на него законодательством Российской Федерации.

3.2.26. Непосредственная координация и контроль деятельности:

Управления инфраструктуры и перевозок;

ГУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте";

ФГУП "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии";

ФГУП "Профилактическая дезинфекция Федерального агентства железнодорожного транспорта".

3.2.27. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом."



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате Федерального агентства железнодорожного транспорта

Название документа:
Номер документа: 414
Вид документа: Приказ Росжелдора
Принявший орган: Росжелдор
Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 06 октября 2009
Дата начала действия: 06 октября 2009

Трудовой кодекс предусматривает наличие в заключаемом между работодателем и работником условия, касающегося трудовой функции второго. Под этим подразумевают предусмотренную должностью работу согласно штатному расписанию, профессии со специальностью и указанием приобретенной квалификации и конкретного вида работы, которая работнику поручается.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для закрепления всех трудовых обязанностей, определяющих суть трудовой функции, работодателем традиционно используется .

Детали понятия

Трудовой кодекс не содержит прямого упоминания должностной инструкции, однако она относится к категории тех локальных нормативных актов, связанных с осуществляемой работником трудовой деятельностью и регулирующих трудовые отношения, которые должны непременно предоставляться работодателем при приеме на работу.

Понятие должностная инструкция применяется по отношению к внутреннему документу организационно-распорядительного характера, в котором указанны конкретные должностные обязанности сотрудника и соответствующие квалификационные требования.

Благодаря должностным инструкциям производится закрепление кадровой расстановки, распределение трудовых обязанностей между сотрудниками, благодаря чему обеспечивается контроль трудовой дисциплины и предотвращается возникновение претензий относительно различий в зарплате при одинаковых должностях.

Основным предназначением должностной инструкции является определение круга обязанностей, которые работник берет на себя, его прав и ответственности. В случае отсутствия такого документа работодателю становится значительно сложнее заставить сотрудника заниматься выполнением той или иной работы, а в случае необходимости - привлекать его к .

Когда это уместно и возможного

В случае изменения объема и особенностей должностных обязанностей сотрудника, например, вследствие внедрения новых технологий, перехода на новую модель управления и организации трудового процесса, возникает необходимость корректировать и должностную инструкцию.

Законодательством вопрос внесения изменений в должностную инструкцию не регулируется, в связи с чем предприятие само должно учесть все нюансы и закрепить основные моменты в локальном документе.

При этом изменения в данный документ должны вноситься с учетом способа его оформления (в качестве самостоятельного документа либо приложения к трудовому соглашению), а также характера вносимых изменений (касаются они обязательных условий трудового соглашения или нет).

Если должностная инструкция имеет вид приложения к трудовому договору, то изменения вносятся дополнительным соглашением к этому договору. Если она имеет формат отдельного документа, то либо подготавливается специальный документ с перечнем изменений, либо просто издается новая должностная инструкция.

В том случае, если корректировки имеют отношение к обязательным условиям трудового соглашения, законодательство предусматривает уведомление сотрудника о внесении изменений в должностную инструкцию и получение его согласия на то, чтобы трудовые отношения и далее продолжались на новых условиях.

Основные нюансы подготовки

Внесение изменений

Изменение трудовых обязанностей, возложенных на работника, непременно должно сопровождаться внесением изменений в должностную инструкцию. Все сотрудник должны быть в обязательном порядке уведомлены о нововведениях и должны дать на них согласие.

Измененные должностные инструкции распространяются и на только принятых на работу сотрудников, которые должны ознакомиться с ними до подписания трудового договора. Ставя под ним подпись, лица тем самым дают свое согласие на выполнение своих трудовых обязанностей в определенном объеме и конкретном содержании.

Изменение трудовой инструкции работодателем в одностороннем порядке возможно в том случае, если характер вносимых изменений на затрагивает основные условия трудового договора и не касается осуществляемой работником трудовой функции.

Уточнение, корректировка и переименование

Работодатель вправе уточнять и конкретизировать по своему усмотрению трудовые обязанности подчиненных, если при этом не изменяются их трудовые функции. В частности, если первоначально в должностной инструкции было указано, что сотрудник ведет бухучет в компании, а после уточнения было конкретизировано, что он занимается учетом расчетов с дебиторами и кредиторами, то это абсолютно правомерно.

Получается, что трудовая функция осталась прежней, но в то же время у работодателя появилась возможность предъявлять более конкретизированные требования к сотруднику и более четко обозначать круг его обязанностей.

Несколько по-другому рассматривается и воспринимается переименование должности, занимаемой работником. В частности, смена названия должности «бухгалтер-кассир» на «бухгалтер по кассовым операциям» не влечет за собой изменение должностных обязанностей, поэтому используемая ранее должностная инструкция может остаться без изменений.

Если же должность «бухгалтер» была преобразована в «бухгалтер-кассир», то это неизбежно оборачивается изменением трудовой функции сотрудника, поэтому без составления новой должностной инструкции не обойтись.

Если против воли

Сложная ситуация возникает, когда требуется уточнение должностной инструкции, но сотрудники не заинтересованы в том, чтобы их обязанности претерпели изменения. Традиционно считается, что изменение круга обязанностей, составляющих трудовую функцию работника, невозможно без его согласия.

Это полностью справедливо в том случае, когда все обязанности перечислены непосредственно в трудовом договоре. В таком случае корректировка обязанностей влечет за собой изменение трудового договора, на что непременно должен дать согласие работник.

Несколько иначе дело обстоит в ситуации, когда должностная инструкция представлена в виде отдельного локального нормативного акта. С юридической точки зрения изменения в нем не влекут изменения в трудовом договоре, что дает право устанавливать работодателю обязанности по своему усмотрению.

Порядок и случаи использования уведомления сотрудника о внесении изменений в должностную инструкцию

Необходимость во внесении изменений в должностную инструкцию может возникнуть:

  • когда претерпевают изменения должностные обязанности и правомочия;
  • когда сотрудник переводится на другую работу/должность без смены работодателя;
  • когда на работника, кроме его основных должностных обязанностей, возлагается еще и дополнительная работа по аналогичной или иной должности/профессии;
  • когда юридическое лицо претерпевает реорганизацию;
  • когда штатное расписание изменяется, сокращается штат либо вводится новая штатная единица;
  • когда вносятся определенные изменения в учредительные документы компании или ее департамента;
  • когда у сотрудника меняется фамилия (имя/отчество), если должностная инструкция является персональной и составлена под конкретного сотрудника.

Отечественное трудовое законодательство не указывает четко, каков должен быть порядок внесения в должностную инструкцию изменений. В связи с этим предприятия имеют право данный порядок определять самостоятельно, закрепив его соответствующим локальным документом.

При этом важно учитывать то, каким способом оформлен данный документ, в который планируется внесение изменений. Иными словами, принимается во внимание то, оформлена должностная инструкция в виде отдельного правового акта или же является просто приложением к трудовому договору.

Еще один значимый момент касается характера тех изменений, которые вносятся в инструкцию, то есть, будут ли они затрагивать обязательных условий трудового соглашения.

Когда должностная инструкция представлена в качестве приложения к трудовому договору, то есть является одной из его неотъемлемых составляющих, то все производимые изменения непременно будут оборачиваться прохождением процедуры модификации условий трудового соглашения. При этом характер осуществляемых изменений значения не имеет, и внесение их возможно исключительно с согласия самого работника.


Когда должностная инструкция - это обособленный документ, то все вносимые правки прямого отношения к условиям, прописанным в трудовом договоре, прямого отношения иметь не будут. Соответственно, трудовая функция не претерпевает изменений, и учет мнения сотрудника становится не обязательным условием.

Порядок действий предусматривается следующий:

  • подготовка новой редакции должностной инструкции;
  • утверждение ее посредством приказа руководства;
  • ознакомление сотрудника с новым документом и получение его подписи.

Например, если работнику поручается выполнение неких обязанностей, которые отвечают характеристикам его должности и не требуют наличия иной квалификации или специальности, то трудовая функция сотрудника будет оставаться неизменной, и работодатель не обязан заручаться его согласием.

Если должностная инструкция представлена обособленным документом, но при этом вносимые правки затрагивают обязательных условий трудового соглашения, то следует действовать таким образом:

  • получить у работника согласие на то, чтобы трудовые отношения продолжались на новых условиях;
  • произвести подготовку допсоглашения к трудовому договору;
  • издать приказ об утверждении новой редакции должностной инструкции;
  • предоставить работнику новый документ для ознакомления и подписи.

Таким образом, более целесообразным будет оформление должностных инструкций в виде обособленных документов. Так или иначе, рекомендуется все равно перед принятием решения ознакомлять сотрудников с вносимыми изменениями и уточнениями.

Подробный алгоритм