День русского языка: мероприятия, посвященные празднику. Сценарий школьного мероприятия ко дню русского языка и литературы «Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

Сценарий открытого внеклассного мероприятия,

посвященного Дню русского языка

«И мы сохраним тебя, русская речь…»

Разработчик:

преподаватель русского языка и литературы,

І квалификационной категории

Агеева Екатерина Валентиновна

Прибрежное

2017

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.

Оформление:

    плакаты,

    презентация «И мы сохраним тебя, русская речь…»

    отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев»,

    отрывок из кинофильма «72 метра»,

    плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

«Что русский язык – один из богатейший языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

(В.Белинский)

«Я русский бы выучил только за то, что толком его не знает никто».

(В.Маяковский)

1 ведущий. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,- Выучи русский язык!

2 ведущий. Он твой наставник, великий, могучий, Он переводчик, он проводник! Если штурмуешь познания кручи,- Выучи русский язык!

3 ведущий. Тургенева зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник. Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!

4 ведущий. Уважаемые гости! Дорогие друзья! Здесь нет случайных людей. Тут собрались, те, кто любит и ценит великий и могучий русский язык. Невозможно не обойти вниманием Александра Сергеевича Пушкина, который родился 6 июня 1799 года и в честь которого ежегодно по всей России отмечается праздник русского языка. Конечно, наше сегодняшнее мероприятие – посвящено родному языку «И мы сохраним тебя, русская речь».

Стоит напомнить, что именно главной исторической заслугой Пушкина является им закрепление русского народно-разговорного языка в литературе.

Язык – удивительнейший из даров, которым наделён человек. Это могучее орудие человека в его трудовой и творческой деятельности. В мире насчитывается ныне более двух с половиной тысяч языков. Большинство же человечества объясняется на двадцати языках. В это число входит и наш русский язык, на котором говорят свыше двухсот пятидесяти миллионов человек (примерно 3 место после китайского и английского).

Русский язык играет выдающуюся роль в развитии передовой общественной науки, мировой культуры, в духовном развитии и сближении народов.

2 ведущий . Сейчас в разных странах мира русский язык изучают более 20 миллионов человек. Это значит, что каждый седьмой житель нашей планеты знает русский язык. Его изучают в Европе и Америке, его изучают школьники и студенты в странах Азии и Африки. Русский язык стал языком развития и укрепления дружбы и сближения народов разных стран.

Русское слово можно услышать сегодня на всех континентах, в самых отдалённых уголках Земли. Сбылись слова Алексея Толстого: « Настанет время – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара ». Сегодня народы мира хотят знать русский язык – язык мира, дружбы и богатейшего культурного наследия.

3 ведущий . В «Письмах русского путешественника» Николай Михайлович Карамзин писал: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»

Декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер в лекции о русской литературе, прочитанной им в Париже в 1821 году, говорил: «Таково … современное состояние русского языка: он богат, выразителен, свободен и гармоничен».

Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…»

А.М. Горький утверждал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

1 ведущий . Представляю вашему вниманию современного автора Михаила Крюкова с произведением «Много языков на свете разных», читает Ермашова Татьяна.

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

4 ведущий . На русском языке написаны произведения Пушкина, Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина, Горького и Шолохова.

Наш язык велик и могуч, и мы все, для кого русский язык является родным, все, кому он дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность, выразительность. Современный русский язык, получив богатейшее наследство, развивается с быстротой поражающей. Словарное богатство его неисчерпаемо. Богатейшие возможности русского языка позволяют говорящим на нем создавать новые слова, как только в них возникает необходимость.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из кинофильма «72 метра» режиссера Владимира Хотиненко по мотивам рассказа Александра Покровского про великий и могучий русский язык.

( демонстрация фрагмента из х/ф «72 метра» )

2 Ведущий. В истории русского народа есть пословица, известная всем: « Встречают по одёжке – провожают по уму ». Она особенно точно указывает на то, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.

Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.

3 Ведущий. Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.

« Слово – дело великое , - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти ».

1 Ведущий. В подтверждении этому можно привести такой исторический пример.

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.

Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.

3 Ведущий. Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения – это неологизмы.

2 Ведущий. Но, к большому сожаленью, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет. И мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова, придирчиво выбранные ею из могучего русского языка: «хо – хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».

4 Ведущий. Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 тысяч до 6 тысяч. Задумайтесь, а каков ваш словарный запас?

Что же помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека. Чем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Для повышения речевой грамотности больше читайте. Вашим постоянным чтением должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: « Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал ».

А сейчас ребята прочитают вам стихи про русский язык.

( Представители от групп читают стихи ).

1 чтец

Стужа ль жгла, дожди ли моросили,-

Забывая и боль и грусть,

Как молитву, язык России

Я заучивал наизусть.

В нем, мне кажется, от природы,

Как в живительном корне, есть

Свежесть совести, сок свободы,

Благородство, размах и честь.

Беспримерный язык! Недаром

Пушкин думал на нем и творил.

С. Васильев «Русский язык»

2 чтец

Щедро народное наследство -

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Но порой, друзья мои, бывает,

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в моем не бедном языке.

Жизнь идёт, словарь опережая,

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у русских многому учусь.

Навсегда вошли без перевода

Русские советские слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик,

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык.

С. Данилов «Мой русский язык»

3 чтец

За что я русский полюбил язык?

За что я к слову русскому приник?

За то, что мудрость Пушкина впервые

На языке России я постиг.

На нём всемирный обрели маршрут

Слова: Свобода, Равенство и Труд,

Слова, что всех людей земного шара

К борьбе за счастье на земле зовут.

За что Россию я люблю, как мать?

За что готов ей жизнь свою отдать?

За то, что в годы битв и испытаний

Она смогла свободу отстоять.

И счастлив я, что сквозь года со мной

Идут по жизни Пушкин и Толстой,

Что у Максима Горького учусь я

Любви к народу и к земле родной,

Что Родине служить не устаю,

Что музе Маяковского обязан

Я местом в поэтическом строю!

2 ведущий . В огненные годы Великой Отечественной войны перо и винтовка были рядом. Очерки и публицистические статьи советских писателей были страшны для фашистов так же, как залпы «катюш». Писателя и публициста Илью Эренбурга за его очерки и статьи, направленные против фашизма, Гитлер назвал своим врагом №1.

3 ведущий . Из более, чем тысячи советских писателей ушедших на фронт, двадцать один удостоен звания Героя Советского Союза, свыше четырёхсот погибли в боях.

Всеволод Багрицкий,

Муса Джалиль,

Михаил Кульчицкий,

Всеволод Лебода,

Евгений Петров,

2 ведущий .

Аркадий Гайдар,

Павел Коган,

Юрий Крымов,

Николай Майоров,

Иосиф Уткин

4 ведущий . Хотелось бы рассказать вам небольшую притчу о том, как пытались сохранить русский язык во время Великой Отечественной войны.

Притча :

Во время Великой Отечественной войны многие русские женщины попадали в концлагеря вместе с маленькими детьми. Детей отбирали и селили отдельно, учили немецкому языку в надежде, что они забудут родной. И тогда женщины ночью пробирались к детским баракам и разговаривали с детьми на родном языке: «Смотрите - это звезды, а это ночь...» Дети слабыми голосами повторяли слова. Такие ночные уроки были опасны для жизни, но матери сохраняли детям язык, воспитывали любовь к родному слову и веру. Русский язык, звучавший ночью в концлагерях, стал подвигом во имя жизни.

1 ведущий . В годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки !

3 ведущий . «…Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, как Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Бунин», - призывал Максим Горький.

2 ведущий . Некоторые люди считают, что для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, желания, оказывается вовсе не надо знать множество слов. А вот, насколько такая речь будет гармонична, литературна, выразительна и грамотна, судите сами.

( демонстрация фрагмента из х/ф «Двенадцать стульев» )

К сожалению, и в нашей жизни встречаются подобные «Эллочки».

4 ведущий . История русского языка своими корням уходит в далекие тысячелетия. И совершенно не удивителен тот факт, что раньше многие слова, к которым мы уже давно привыкли, переводились по-другому или вообще были взяты из каких-либо других языков. Но сегодня люди только удивляются тому, какие существуют интересные факты о русском языке.

1 ведущий .

Население России говорит на диалектах. Их в стране выделяется три: среднерусский говор (Псковская, Тверская, Московская, Владимирская, Ивановская, Нижегородская области), северное наречие и южное наречие.

44% населенных пунктов страны имеют повторяющиеся названия. Большинство из них образовано от личных имен: Александровка, Михайловка и Ивановка.

46 населенных пунктов называются словом из 2 букв. Например, поселок Ыб в Республике Коми.

Есть слова, начинающие на букву Ы, правда это обозначение рек и населённых пунктов в России - Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Самым позитивными названиями деревень можно признать деревни Хохотуй и Добрые Пчелы.

3 ведущий . Факты о буквах.

*** В настоящее время в мире используется 65 разных алфавитов. Самый богатый из них – кхмерский, в нём 72 буквы, а самый экономный – алфавит одного из языков Папуа-Новой Гвинеи, которому достаточно 11 букв.

***
Алфавит придумали финикийцы, а греки придумали ввести в него гласные. Последнее крупное усовершенствование алфавита разработали римские писцы в IV веке нашей эры: они разделили заглавные и строчные буквы.

*** 2 ведущий .

Самая древняя буква – «О». Она имелась ещё в финикийском алфавите примерно 3300 лет назад и с тех пор ничуть не изменилась.

***
Самый распространённый в языках мира гласный звук – «А». Нет языка, в котором не было бы такого звука. Также, как ни странно, русский язык почти не терпит слов, начинающихся со звука и буквы «а».

*** 4 ведущий .

Раскройте томик Пушкина: в большинстве его стихов вы не встретите буквы «Ф». В «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» – флот.

***
Буква «твердый знак» или как его раньше называли «ер», сейчас ведет себя тихо и смирно. Но еще недавно школьники, учившиеся грамоте, – терпели от этой буквы страшные несчастья. До 1917 года в фразе «Тогда о твердомъ знаке съ гневомъ и негодованiемъ писали..» пришлось бы поставить 4 «ера». В издании «Война и мир» 1897 года на каждую страницу приходится 54-55 твердых знаков. Это 70 с лишним бесполезных страниц! Если посчитать все книги, получится, что в царской России ежегодно печаталось около восьми с половиной миллионов страниц, сверху донизу покрытых только твердыми знаками.

1 ведущий . Интересные факты о буквах.

В 18 веке восклицательный знак называли «точкой удивления».

2 ведущий . Никто не знает, почему нет практически слов, начинающихся на А.

3 ведущий . Тредиаковский предлагал убрать букву Щ из алфавита, заменив её на СЧ (исчезнуть, счастье).

4 ведущий . Буква С происходит от упрощенной для детей греческой буквы сигма луната.

1 ведущий . Буква Ф пишется только в заимствованных словах.

2 ведущий . В разгар Сталинградской битвы (1942) приказ народного комиссара образования делал обязательным употребление буквы Ё. Буква «ё» стала использоваться с подачи писателя Карамзина.

3 ведущий . Буква Э была включена в алфавит только в 18 веке. Произойди это раньше, возможно мы бы говорили: эвропа, Эва, эвнух.

4 ведущий . В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .

4 ведущий . Интересная статья о знании русского языка.

Уважаете ли Вы родной язык?

Количество прочитанных книг постепенно переходит в качество письма. Активно читающие дети к пятому классу обнаруживают, что им не нужно знать правила для того, чтобы писать правильно. Остальные пробираются сквозь русскую грамматику, проклиная её запутанность и непоследовательность.

Грамматику нужно учить в школе. Потом – поздно.

О чём можно разговаривать с человеком, который, имея на руках аттестат зрелости, пишет «попробывать», «ихний» и «девчёнка»? Который ошибается в «–тся» и «–ться»? Что, кроме вопиющей глупости, мешает ему, написав глагол, мысленно задать себе вопрос «что делать?» или «что делает»?

Кое-что об авторской пунктуации. Её не существует. По крайней мере до тех пор, пока пишущий чётко не осознает, чем отличается сложносочинённое предложение от сложноподчинённого, причастие от прилагательного, в каких случаях ставится запятая перед «как», почему в одних случаях надо употреблять двоеточие, а в других – тире.

Нет, это не снобизм, потому что язык – не вещь, не личностное качество, не свойство, и уж подавно не способ возвыситься над другими.

Язык – ещё одно средство постижения мира, как зрение или слух.

Почему люди, которым ни за что не придёт в голову лишить себя зрения, сознательно лишают себя языка? Откуда вот это «зачем писать правильно, мы же не на экзамене»?

Почему, стоя утром перед зеркалом, никто не думает «надену треники, мы же не на показе мод» или «не стану чистить зубы, мы же не на конкурсе свежего дыхания»?… Почему люди, которым не приходит в голову лишить себя слуха, преспокойно говорят «скрипя сердцем»? Где они слышали сердечный скрип?

Нелепо оправдываться «зато я знаю физику, а Вы?».

Язык – не профессия. Это средство связи. Для физиков, математиков, лингвистов, художников, шахтёров, токарей. Пожалуй, единственное надёжное средство связи с миром.

1 ведущий . Выражение «Пуп земли». Часто приходится слышать: «Он считает себя пупом земли». Откуда же взялось выражение «пуп земли»?

Надо заметить, что местонахождение пупа земли каждый народ определяет по-своему.

Древние греки считали, что центром человеческого тела является пупок. По легенде, отец богов Зевс пожелал узнать, где же, в таком случае, находится пуп земли. Он пустил с двух «концов света» орлов. Летя с одинаковой скоростью, птицы столкнулись в небе над тем местом, где позднее возник город Дельфы. Его-то и стали считать центром мира.

По мнению евреев, например, в центре мира стоит Палестина, в центре Палестины – Иерусалим, в Иерусалиме – храм, а в храме – камень, который и является пупом земли. По одной из версий, Господь закрыл им дыру в бездне хаоса.

А жители Алтая полагают, что пуп земли находится где-то в их горах.

2 ведущий . Имена, ставшие словами.

Истории появления тех или иных слов в языках мира всегда интересны и занимательны. Особенно впечатляют слова, происхождение которых связано с вполне реальными историческими личностями, будь-то писатели, ученые, богачи или предприниматели, которые изобретали, бунтовали, путешествовали, занимались благотворительностью, иными словами – не оставляли общественность равнодушной, а потому имена их стали нарицательными.

Слова-эпонимы, а так их называют этимологи, встречаются часто, но о существовании их мы не задумываемся или просто не знаем.

Кардиган – получил название в честь генерала Джеймса Томаса Браднелла, седьмого главы графства Кардиган, которому приписывают изобретение данного предмета одежды с целью утепления форменного мундира.

3 ведущий .

Ватман – белая плотная бумага высокого качества получила свое название в честь английского бумажного фабриканта Джеймса Ватмана, который в середине 1750-х годов ввел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.

Галифе – название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830–1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями, а еще позже вошли в мужскую и женскую моду.

Гильотина – орудие казни названо по имени французского врача Жозефа-Игнаса Гийотена, который хоть и не изобрел его, но в 1789 году впервые предложил отрубать головы с помощью этого механизма, что считалось «более гуманным».

4 ведущий .

Оливье – свое название знаменитый салат получил в честь своего создателя, шеф-повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в начале 60-х годов XIX века ресторан парижской кухни «Эрмитаж».

Бегония – названа в честь французского дворянина Мишеля Бегона (1638-1710), интенданта французских колоний в Карибском море, организовавшего научную экспедицию на Антильские острова для сбора растений.

Сэндвич – назван по имени Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвичского (1718–1792), лондонского министра и игрока, который, по легенде, изобрёл его во время игры в криббедж. Игра длилась уже несколько часов, а министр не нашёл времени поесть. Джон Монтегю попросил, чтобы ему подали еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям-игрокам понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».

1 ведущий .

Силуэт – Этьен де Силуэт (1709–1767) будучи генеральным контролером финансов во Франции при Людовике XV обложил налогами внешние признаки богатства (двери и окна, фермы, предметы роскоши, прислугу, прибыль). Пробыл на своем посту всего 8 месяцев. Его имя связали с «дешевой живописью» – вместо дорогого портрета дешевле и быстрее обвести тень человека.

Интересные факты о русском языке рассказывают нам о том, как в его обиход вошло слово «галиматья». Оно имеет очень интересную историю, которая своими корнями уходит в конец прошлого века. Во Франции работал такой известный врач, как Гали Матье. Он своих пациентов лечил шутками! Доктор стал настолько популярным, что обслуживал людей даже по почте, высылая им целебные каламбуры. Так появилось слово «галиматья», от имени великого врача. Тогда оно трактовалось как целебная шутка. Но сейчас данное слово переводится совершенно иначе. Чушь, чепуха, бестолковщина, бред – вот какие синонимы подбирают люди.

2 ведущий . Великий и могучий русский язык считается одним из самых сложных для изучения. Помимо всего прочего есть и интересные факты, которые знают далеко не все носители языка.

В русском языке есть слова с тремя буквами «е» - змееед, короткошее (а также длино-, криво-).

3 ведущий . В нашем языке есть термин «спунеризм». Им обозначают фразы-перевёртыши типа «вагоноуважаемый глубокоуважатый», «шампан стаканского», «стёклый в трезвышко».

Англичане для запоминания фразы «Я люблю вас» используют мнемоническую фразу «Yellow-blue bus».

Слово «неделя», оказывается, первоначально обозначало день отдыха, нерабочий день. А понедельник, соответственно, день, следующий за выходным.

4 Ведущий . Помните, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Интересные факты о русском языке – это занимательная тема, однако пару слов надо сказать и о весьма глобальной проблеме современности. Ради справедливости следует отметить, что на сегодняшний день, к сожалению, далеко не все носители русского языка могут грамотно употреблять в своей речи те или иные слова. Вставляют в предложения термины, истинный смысл которых им не известен, неправильно расставляют ударения, «проглатывают» буквы или нечетко их проговаривают. И некоторым следует об этом задуматься, так как чрезмерное (и, самое главное, массовое) злоупотребление такой неграмотностью может привести к деградации самого русского языка. А это будет действительно глобальной проблемой.

Спасибо за внимание!

Ведущие (мальчик и девочка):

— Привет, друзья!

Хорошего дня!

— Мы приглашаем вас на праздник — Международный день родного языка.

— Но мы не будем рассказывать вам, как важно любить свой язык. Мы будем вместе с вами веселиться, соревноваться и просто петь.

Сценка «На уроке»

(7 человек)

(Заходит 1 ученик. Навстречу 2 ученик.)

1 — Привет! Почему ты вчера не был в школе?

2 — Мой старший брат заболел!

1 — А ты тут при чём?

2 — А я катался на его велике!

(Садятся на край сцены, заходят 3 ученик и 4 ученик.)

3 — Салют! А ты домашнее задание сделал?

4 — Нет, у меня папа в командировку уехал!

(Раскрывает тетрадь, 4 заглядывает.)

4 — Ого! Как красиво написано! Кто тебе сделал задание?

3 — Не знаю! Я вчера рано пошла спать!

(Садятся на край сцены. Заходят 5 и 6.)

5 — Здорово! Ты все выучил?

5 — Тогда будешь мне подсказывать!

6 — Не буду! Учитель говорит, когда подсказывают, оценка ниже на балл!

5 — Правильно! Ты подскажешь на 10, он поставит 9. А если ты не подскажешь, он поставит 2!

(Садятся. Заходит Учитель.)

Н.- Здравствуйте. Садитесь. И сидите тихо, чтобы я слышал, как муха пролетит!

(Учитель смотрит в журнал, ученики вращаются во все стороны, то выглядят. Наконец 1 не выдерживает.)

1 — Антон Антонович! Ну если вы уже вашу муху выпустите?

Н. (захлопвае журнал) — Какую муху? Ты опять не даёшь классу заниматься! Жаль, что ты так редко пропускаешь школу!

2 — А вы нам оценки за сочинение скажете?

Н. — Твоё сочинение слово в слово повторяет то, что написал в прошлом году твой старший брат.

2 — Ничего удивительного! У нас с ним сестра одна на двух!

Н. — А ты, Алина, скажи: как один человек может сделать столько ошибок?

3 — Я не одна! Мы с мамой!

Н. — Ах, с мамой! Тогда пусть завтра в школу придёт твоя бабушка! Я покажу ей, какие ошибки делает её дочь в твоих тетрадях! Начнём урок!

Слава, сколько ты знаешь частей света?

6 (подсказывает) — Пять!

5 (смотрит на соседа, тот показывает на пальцах) — Пять!

Н. — Пять? Перечисли, пожалуйста.

5 — Один, два, три, четыре, пять!

Н. (машет рукой) — Садись, гений! Саша, где находится Панамский канал?

4 — Не знаю! В нашем телевизоре такого нет!

Н. — И откуда вы все взялись на мою голову!

1 — Меня Аист принёс.

2 — Меня в магазине купили.

3 — Меня в капусте нашли.

4 — А меня из интернета скачали.

(Звенит звонок. Все уходят.)

Сценка «Вот так списков»

(3 ученика)

(Выходят на сцену две девочки.)

1 д.- Вот какие ученики бывают! Хорошо, что в нашем классе таких нет! (Садится за парту, достаёт тетрадь.) Вот скажи, тебе нравится ходить в школу?

2 д.- Очень нравится! (Садится за парту, достаёт тетрадь). И в школу ходить нравится, и из школы ходить нравится! Но между приходом и уходом столько времени теряется!

(Девочки пишут в тетрадях. Выходит парень.)

Юноши. — Как хорошо, что в школе есть перерывы! Правда, кое-кто и на перемене то пишет. Девочки, вы что пишете?

1 д. — Сочинение.

2 дв. — Как я провела каникулы.

Юноши. — Дайте списать!

1 д. — Сам напиши!

2 дв. — У тебя же были каникулы?

Юноши. — Я все каникулы дома математикой занимался! Ну, дайте списать.

1 д. — Ладно, списывай!

2 дв. — Хорошо, списывай!

(Встают, отходят на край сцены. Мальчик начинает списывать то с одной, то с другой тетради.)

1 д. — Я на каникулах была в Египте!

2 дв. — Круто! А я была на севере, видела Ледовитый океан.

1 д. — Ой, как интересно!

Юноши. (заканчивает писать, отдаёт тетради) — Спасибо, девушки! Я вам сейчас зачитаю, что получилось!

(Читает сочинение.)

Как я провёл каникулы

Мы с папой на каникулах летали в Египет. Это на севере, за Полярным кругом.

Я взял с собой маску и ласты, чтобы плавать в море, а также валенки, шубу, шапку и рукавицы, чтобы не мёрзнуть.

В Египте повсюду необъятные пустыни, белые от снега. Посреди пустыни я видел пирамиды. А неподалёку белый медведь ловил в проруби рыбу. Мы катались на верблюдах и северных оленях, ели финики и дикую морошка.

Жили мы на берегу Белого моря, а купаться ходили на берег Красного моря. Я стал коричневый, как шоколадка, только уши чуть не отморозил.

На следующий год я снова хочу поехать в Египет, чтобы добыть моржа!

1 д. — Молодец!

2 дв. — Десятку получишь!

(Втроём уходят за сцену.)

Конкурс среди учащихся третьего класса

2 тур — найти части поговорок и объяснить смысл;

3 тур — перевести слова с английского на русский и наоборот.

Песня-танец «Чучело»

Вручение подарка

— А я из всех школьных предметов наиболее люблю звонок!

— И я тоже!

— Заканчиваются уроки, мы возвращаемся домой.

— А дома нас уже ждут родители.

Сценка «После школы»

(8 человек)

(Выходит 1 мама, подметает пол. Выходит 1 дочь, идёт к маме.)

1 дочь — Привет, мама!

1 мама — Привет. Как дела в школе?

1 дочь — Хорошо!

1 мама — Покажи дневник!

1 дочь — Нечего смотреть, там всего одна двойка!

1 мама (хватается за сердце) — Всего одна?!

1 дочь — Да не волнуйся так! Завтра принесу!

1 сын — Привет, папа!

1 папа — Привет! Как успехи?

1 сын — Папа, а слабо тебе расписаться с закрытыми глазами?

1 папа — Расписаться?

1 сын — Ага!

1 папа — С закрытыми глазами.

1 сын — Вот-вот!

1 папа — Без проблем!

1 сын — Тогда сделай это в моём дневнике.

(Сзади закрывает руками глаза, папа расписывается, тогда сын хочет выхватить дневник, но папа прижимает руками, смотрит.)

1 папа — Опять два! Ну что нужно сделать, чтобы ты перестал приносить двойки?

1 сын — Поговори с учителем, пусть перестанет вызывать меня к доске!

(Выходят 2 мама и 2 сын, мама с зеркалом, красит губы.)

2 сын — Мама, скажи, это справедливо? Человек ничего не сделал, а его наказали!

2 мама — Наверное, несправедливо. Но расскажи, в чём было дело?

2 сын — Учительница спросила, что я сделал дома по математике. А я ничего не сделал!

2 мама — А к доске тебя сегодня вызывали?

2 сын — Ага. А завтра вызывают тебя!

(Раздосадованный 2 папа и 2 дочь.)

2 папа — Ты опять пропустила школу! Я хочу знать, почему!

2 дочь — У учительницы был праздник, день рождения. Я дала ей от меня отдохнуть!

2 папа — Я хочу знать, если ты исправишь свои оценки!

2 дочь — Как только учительница оставит журнал без присмотра!

2 дочь — Есть хорошая новость! За учебники в следующем году платить не надо!

2 папа — Почему это?

2 дочь — Похоже, что в следующем году я снова пойду в третий класс!

— Вот такой он, родной язык! Красивый и благозвучный, остроумный и весёлый!

— А лучше красота нашего языка раскрывается в песнях.

Финальную песню - поём вместе.

Час занимательного русского языка, посвященного Пушкинскому дню России

Цель проведения:

    развивать интеллект, внимание, память, воображение; прививать интерес к изучению родного языка и литературы;

    создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: мультимедийная презентация.

В игре принимают участие уч-ся 5- 6 классов (2 команды) и жюри.

Ход игры.
Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

6 июня в нашей стране отмечается сразу два литературных праздника - Пушкинский день России и День русского языка, ибо невозможно представить русский язык без его создателя – Пушкина (слайд 2).

День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее,
Чем Пушкин,
Никого на свете нет!

Сегодня в рамках проведения Пушкинского дня и Дня русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка». Этот час мы проведем с вами в форме соревнования между учащимися 5- 6 классов.

Представляем наши команды (представление команд)

Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира (представление жюри)
- Наш турнир будет состоять из семи туров. За каждый правильный ответ вы будете получать очки. Команда, набравшая наибольшее количество очков станет победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

Первый тур «Разминка» (слайд 3)

Александр Сергеевич Пушкин… Кажется, нет более близкого и понятного русскому сердцу поэта. Но Александр Сергеевич не был бы тем Пушкиным, если бы не нес в своем творчестве вечную тайну, которую хочется понять, разгадать именно тебе.
Эпиграфом к нашему мероприятию будут слова Семёна Степановича Гейченко, который много лет был директором пушкинского заповедника в Михайловском.
Из предложенных слов соберите известное высказывание С.С.Гейченко о Пушкине.

Казалось бы, простые слова, но какая мудрая мысль.

Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.

Я надеюсь, что наше сегодняшнее мероприятие поможет и вам открыть что-то новое для себя о Пушкине.

Второй тур Игра «Найди новое слово» (слайд 4)

Из предложенного слова «Лукоморье» за 3 минуты нужно составить новые слова. Кто больше?

(лук, море, лом, мол, укол, ом, кол, ром, мор, корь, ком, мул).

Перу Пушкина принадлежать множество замечательных стихотворений, многие из которых вошли в сокровищницу мировой поэзии. Давайте вспомним некоторые из них.

Третий тур «Дополни строки стихотворений А. С. Пушкина» (слайд 5)

1.Вскормлённый в неволе … молодой

2. … дней моих суровых

3. Выпьем с горя, где же …?

4. В крови горит … желанья

5. Прощай, свободная …

6. … дряхлая моя

7. Промчались заточенья …

8. Как ныне сбирается вещий …

9. Я помню чудное …

10. …пленительного счастья

12. Мой …, отчизне посвятим

12. Я … себе воздвиг нерукотворный

13. Что ты ржёшь, мой … ретивый?

14. Пора, …, проснись!

15. Как … чистой красоты

16. Мы вольные …

17. В багрец и … одетые леса

18. … мглою небо кроет

Участники на листочках пишут вставленные слова и отдают затем на проверку жюри

(орел, подруга, кружка, огонь, стихия, голубка, годы, Олег, мгновенье, звезда, друг, памятник, конь, красавица, гений. Птицы, золото, буря).

А теперь мы вспомним замечательные сказки Пушкина (слайд 6)

Вновь помогут и мне, и тебе

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Четвертый тур « Загадки по сказкам Пушкина в алфавитном порядке» (слайд 7)

Кто сказки Пушкина читает.

Загадки быстро отгадает

Командам по очереди задаются загадки. За правильный ответ они получают очко.
А

Если сказку мы эту знаем,

То почешем в раздумьях лоб:

На что же, Балду нанимая,

Надеялся хитрый поп?

Что за зверь в хустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?

Пушки с пристани палят,

Всем сейчас сказать велят,

Как зовется этот остров,

Где живется сказкам просто?

Людмила - дочь его меньшая.

И зять - Руслан теперь в почете.

А вы же, имя князя зная,

Его сейчас же назовете...

(Владимир)

Он невидим и могуч,

Он гоняет стаи туч,

Он гуляет на просторе,

Кораблям - подспорье в море.

Волшебство случилось тайное:

Остров был необитаемым,

А теперь... Ответьте просто вы,

Что построено на острове?

В день, когда в своей столице

Сын Салтана княжить стал,

С разрешения Царицы

Сам себе он имя дал.

Стало мало ей корыта.

И избы уже ей мало.

Ну-ка, быстро подскажите,

Кем затем старуха стала?

(дворянка)

А кому, скажи, дружок,

Громко-громко петушок

Все кричал: “Ки-ки-ри-ку!

Царствуй, лежа на боку!”?

Дочка царская живет

У семи богатырей.

А кого царевна ждет?

Вспоминайте поскорей!

Перед княжеским дворцом

Есть у белки дивный дом,

А над ним не первый год

Что за дерево растет?

Что с царем накладно вздорить,

Вряд ли кто теперь поспорит.

Чем, скажите, царь Дадон

Мудреца дух вышеб вон?

Королевич Елисей

Долго шел к любви своей.

Кем являлся сей герой

Для царевны молодой?

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

(зеркальце)

Тридцать три года - такие дела -

Старуха у моря все пряжу пряла.

А дед неудачной рыблакою жил.

Что за жилье у них было, скажи?

(землянка)

Час любви пришел к Гвидону.

Лебедь тоже полюбила.

Вспоминайте, чем влюбленных

Тут же мать благословила?

Вряд ли может зуб простой

Грызть орешек золотой.

Ай да сказочный орех!

Что ж внутри орехов тех?

(изумруды)

Сказка - ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

Черномор хоть бородат,

Все же ростом не богат.

Всех людей такого роста

Называют очень просто.

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

(Лукоморье)

Венки влюбленным он свивает,

Лампады ночью зажигает.

Он - бог языческой любви.

Его ты вспомни, назови.

Круглолицый, светлоокий,

Светит он во тьме глубокой.

Назови скорей, дружок,

Позолоченный рожок!

Лебедь всей волшебной силой

В раз второй оборотила

Князь-Гвидона в нам знакомое

Столь простое насекомое.

Эта ведьма - старуха злая.

Колдовством себя изменяет:

То змеею влетит в окошко,

То вдруг явится черной кошкой.

Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

В сказке попу обязались черти

Что-то платить до поповой смерти.

За тем и пошел к ним Балда, не споря,

Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

(петушок)

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

Возле терема лесного,

Не пуская к дому злого,

Он усердно службу нес.

Как же звался этот пес?

(Соколко)

Сбылась трех сестер мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна?

(ткачиха)

Увенчалась сказка пиром.

Угощали медом, пивом.

В рот ни капли не попало,

Все по ним лишь и стекало.

На свадьбе у Руслана и Людмилы

Средь витязей названных тоже был он.

Криклив на пире да в застолье,

Но подл и слаб как воин в поле.

Пятый тур « Конкурс капитанов»

Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин”.

Возок несется чрез ухабы, Купцы, лачужки, мужики,
Мелькают мимо будки, бабы, Бульвары, башни, казаки,
Мальчишки, лавки, фонари, Аптеки, магазины моды,
Дворцы, сады, монастыри, Балконы, львы на воротах
Бухарцы, сани, огороды, И стаи галок на крестах.

Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые "мелькают мимо” несущегося возка.

В это время остальные члены команд выполняют следующее задание.

Шестой тур «Сказочные предметы» (слайд 8)

Ой, как много тут предметов
Из разных сказок, погляди!
Что у Пушкина приметил,
Очень быстро назови.

Нужно не только назвать предмет, но и название сказки Пушкина, где этот предмет встречается. За каждый правильный полный ответ вы заработаете очко.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя:

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины (слайд 9)

Конечно, Пушкин беспределен,

Неиссякаем, как родник.

Но завершить нам выступленье

Граница времени велит.

Но Пушкин есть и будет с нами

И через сто, и тыщу лет.

Он не померкнет, не увянет...

Великий русский наш поэт.

Просмотр содержимого презентации
«Шитикова В.А.»

Час занимательного русского языка

Шитикова Вера Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Краснолипковская СОШ»


День рождения поэта Отмечает целый свет, Ведь известнее, Чем Пушкин, Никого на свете нет!


Открытие всегда

это «Пушкин –

и всегда тайна»

«Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»

С.С.Гейченко


Игра «Найди новое слово» оэзиясс.

Лукоморье


«Дополни строки стихотворений А. С. Пушкина»

1.Вскормлённый в неволе... молодой

2. ... дней моих суровых

3. Выпьем с горя, где же...?

4. В крови горит... желанья

5. Прощай, свободная...

6. ... дряхлая моя

7. Промчались заточенья...

8. Как ныне сбирается вещий...

9. Я помню чудное...

10. ...пленительного счастья

12. Мой..., отчизне посвятим

12. Я... себе воздвиг нерукотворный

13. Что ты ржёшь, мой... ретивый?

14. Пора, ..., проснись!

15. Как... чистой красоты

16. Мы вольные...

17. В багрец и... одетые леса

18. ... мглою небо кроет


Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе

Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять


Загадки по сказкам А.С.Пушкина в алфавитном порядке

«Кто сказки Пушкина читает,

загадки быстро отгадает»


Сравнительная характеристика модернистских течений

Ой, как много тут предметов Из разных сказок, погляди! Что у Пушкина приметил Очень быстро назови



  • http://bk-detstvo.narod.ru/skazki_Pushkina.html
  • http://images.yandex.ru
  • http:// аida.ucoz.ru
  • http://deti.mail.ru/poetry/197987/Загадки по сказкам Пушкина в алфавитном порядке
  • Г.Александрова. Занимательный русский язык (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997
  • Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
  • Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе; Приятное с полезным.- М.: Школьная пресса, 2004.- (Русский язык и литература в школе. Библиотека журнала “Русская словесность”. Вып.15)

День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, - литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?

Кто отмечает Всероссийский день русского языка

Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.

В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».

Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели - те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.

Кто любит русский язык

Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».

Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.

Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.

Но такие любители - один на миллион. В основной массе - людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин - 20 000, а тут - 30. Круто. Что же делать?

Всероссийский урок «День русского языка»

В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.

По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.

В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».

Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других - проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.

Как провести урок

Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.

Начало урока - пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.

Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés , что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.

Небольшое задание - написать буриме по заданным рифмам - можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.

Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

Мероприятия, посвященные празднику

В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.

Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.

Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.

Антонимы и синонимы - еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним - предательство, мой синоним - преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.

С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.

План мероприятий

Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.

Начальная школа:

  • Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
  • Конкурс стихотворений русских поэтов.

Средняя школа:

  • Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
  • КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.

Старшие классы:

  • Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
  • Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
  • Диспут «Русский язык в XXI веке».
  • Песни бардов - стихи под музыку.

Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу - конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.

Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.

Награждение победителей

Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.

Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».

Пантомима - оригинальный жанр, лучший подарок - это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.

Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.

Звучит Начало 1концерта для фортепиано П.И.Чайковского

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни и тех, кто увлекается русским языком и русской литературой. Сегодня праздник русского языка! Итак, начинаем!

1 ведущий: В те времена славянские народы

В язычестве жестоком пребывали. Ученья правды, веры и свободы Во тьме невежества они не знали.

(Входят учащиеся, исполняющие роли братьев Мефодия и Кирилла)

2 ведущий: Славян святые братья просветили.

Мефодий и Кирилл творили письмена, И азбуку народам подарили, И светом озарили времена.

(Звучит гимн сев. братьям Кириллу и Мефодию)

1 ведущий: Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы. Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой.

2 ведущий: Что ж в этих книгах? Тайны мирозданья,

Мефодий Мой брат Кирилл,

Я вспомнил сон твой вещий.

Тебе явилась дева

Чудной красоты.

(Появляется София)

Кирилл : Средь множества красавиц при дворе

Ее я выбрал…

(Берет ее за руку)

Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?

София : София – Премудрость Божия.

Так нарекли меня.

А ты служить мне будешь?

Кирилл: Всегда готов я мудрости служить. Так будь же ты царицею над нами.

(Сажает царицу Софию на трон, братья кланяются и становятся по обе стороны трона. Звучит музыка)

София: Прошло уж много лет.

Как дали грамоту славянам.

Но их сердца разумнее ли стали?

Ведь мудрость сердца ценится пред Богом

Дороже знания законов и паук

Кирилл : Царица София! Открыла

Ты мудрость Божию нам.

Небесной красою сияет

Твой дивный лазурный храм.

Уже пролетели столетья,

Вот подданные твои, .(показывает на зрителей в зале)

София : (зрителям)

Теперь поскорее ответьте.

Какими же стали вы?

Умножились Ваши знанья?

И мудрыми стали сердца?

Есть ли в них состраданье

Верность любви до конца?

Учащиеся читают стихи о русском языке

Устная речь

Гаснет устная словесность,

разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса

Сот ни слов, родных и метких.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях

Ты их выпусти оттуда.

В быт обыденный верни.

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

B.Шефнер

Сценка об омофонах "Несуразные вещи" . (Показывается во время подготовки команд).

– Здравствуй!

– Привет!

– Что это ты несешь?

– Несу разные вещи.

– Несуразные? Почему они несуразные-то?

– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…

– Что не сумел?

– Отстань.

– Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

– Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится значит.

– Вот оно что…

– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

– Тамарка?

– И ничего, симпатичная?

– Красивая! Зеленая такая.

– То есть как?

– Зеленого цвета.

– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

– У кого волосы?

– Да у Тамарки-то.

– Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

– Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

– Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

– А ну тебя…

– Да! Стой, стой!

– Ну, что еще?

– Привет передавай.

– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство.

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю; «Век. От века Вековать

Век доживать. Бог сыну не дал веку

Век заедать, иск заживать чужой.. »

В словах звучат укор, и гне, и совесть….

Нет, не словарь лежит передо мной.

А древняя рассыпанная повесть.

С ЯМаршак

Мужество

Мы знаем. что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова, –

И мы сохранил; тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем,

И звукам дадим, и от плена спасем,

А. А. Ахматова

РУССКИЙ ЯЗЫК

(Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Мог ли предположить Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как гово­рит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Оне­гин»?

(Сценка в исполнении ученика и ученицы.)

– Димка, ну че, прочитал?

– Прочитал.

– Прикольно или стремно?

– Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану.
Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на пар­нишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину
не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать со­бой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

– Вот лох!

– А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

– Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бе­га… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.

– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Алексан­дра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель

Друг, недруг, я хочу с гобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных.

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов.

Живых картин, иль острых слов.

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог. чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты.

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

1 –й ведущий . Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Алек­сандр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов>>.А в доказательство того, что не все потеряно, звучат стихи наших учеников, написанные на русском языке (учащиеся читают свои стихотворения)

Игра со зрителями

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает ведущий, нужно подобрать синонимы -фразеологические обороты. Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капая в море негусто, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз два и обчёлся

Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта в мгновение ока. раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мгновению волшебной палочки, по щучье.»} велению.

Видимо - невидимо – тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавлял-:, пруд -пруди. как собак нерезаных, конца края нет.

Кто быстрее?

Назвать устойчивые выражения, в которых встречаются слова

Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.. человек с головой

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чувствовать.

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос – задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.

ведущий Века прошли с тех давних пор.

Как грамота дана славянам.

И, поборов невежества позор.

Они равны всем просвещенным странам.

Кто ж людям истину открыл?

Святой Мефодий и святой Кирилл!

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.

Наш дар бессмертный – речь.