Литературно музыкальная композиция к 9 мая память. Литературно-музыкальная композиция "9 Мая"

Сценарий театрально – музыкальной композиции «Память сердца», посвященной

Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Звучит песня «Изгиб гитары»

Фонограмма колоколов.

1 вед . Много лет живёте, вы колокола.

Много знаете о жизни на Руси,

2 вед . Расскажите на, колокола,

Расскажите всё, о чем нельзя молчать,

В нашем гуле день за днём стучат/

Для которых нет ни солнца, ни дождей,

Позабывших, как цветут поля.

Не увидевших своих детей.

4 вед. Почему, когда спокойно на земле,

И прозрачны голубые купола,

В каждом городе по всей большой стране,

Всё звонят колокола, колокола….

1 вед. Много лет живёте, вы колокола.

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать.

Что вы помните, и что нельзя забыть…

(на экране слайды Мамаева кургана)

2 вед . Я не участвую в войне-

Она участвует во мне.

И отблеск Вечного Огня

Дрожит на скулах у меня.

3 вед. Всем, кто добыл Победу – посвящается!

Выходят девочки 1,2 (7-8 класс), ведущие стоят рядом с ними.

(Звучит фонограмма «Рио Риты».) Музыка затихает

(Звучит отрывок мелодии «Синий платочек»). Девочки поют:

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

Ребята – ведущие подошли к девочкам, приобняли их. Отошли от девочек, вышли вперед, построились в 2 шеренги.(Негромко зазвучала «Священная война»). Ребята повернулись и молча ушли.

Девочки 1,2 стоят чуть в стороне и молча смотрят вслед ребятам.

Девочка3 читает стихотворение А. Дементьева «Березы России».

(Звучат колокола, затем звук немного затихает).

4 вед . Мы помним,

Мы помним, как жили мечтой –

Вернуться с Победой под кров свой родной.

Мы верили свято, и были верны –

Той вере, которой мы были сильны.

1 вед. Над памятью нашей – время не властно.

Ничто не прошло для нас стороной,

Закрою глаза лишь на миг – и ясно

Снова былое встает.

(Колокола стихают. Слышны звуки боя. Они то приближаются, то удаляются).

Мальчик1 читает стихотворение А.И. Твардовского «Рассказ танкиста»).

(Звучит мелодия «Эх, дороги …» ,затем немного затихает).

Девочки: Мама, а что такое война?

(Продолжает звучать фонограмма «Эх, дороги…»,выходят 4 ведущих ).

1 вед . Война – жесточе нету слова.

2 вед. Война – святее нету слова.

3 вед. Война - страшнее нету слова.

4 вед . Война – печальней нету слова.

(«Эх, дороги…» затихает).

Вед. отходят в сторону.Звучит песня «Моя Москва» в исполнении вокальной группы).

Девочка и мальчик (9-10 кл.) выходят вперед. Звучит их диалог:

Девочка: Скоро рассвет…Наш последний рассвет…

Мальчик : Не думай об этом…Что ты делал в этот день до войны?

С .: Сегодня, какое число?

А.: Не помню… Наверное, как всегда, сбежал с лекции…(Усмехнулся) на концерт в Колонный зал…

С.: А я никогда не был на концерте в Колонном зале…Это, наверное, интересно?

А.: (после паузы) Очень…

Вок. группа исполняет песню «Сережка Малой Бронной и Витька с Моховой ».

Выходят 1,2,3 ведущие:

. Над землей бушуют травы.

Облака плывут, как павы.

А одно, вон то, что справа,-

И мне не надо славы.

2 в. Ничего уже не надо

Мне и тем, плывущим рядом.

Нам бы жить – и вся награда.

Нам бы жить.

А мы плывем по небу.

3 вед . Эта боль не убывает.

Где же ты, вода живая?

Ах, зачем война бывает?

Ах – зачем?

Зачем нас убивают?

Облака, облака.

В.группа исполняет песню «Журавли».

Песня закончилась. Появляется, держа в руках шкатулку мальчик. К нему подходит девочка.

Надя : Что у тебя там?

Толик : Письма.

Надя : Письма.

Толик: Да. С той, далекой войны.(вынул из шкатулки письма).

Надя : А почему без конвертов и марок?

Толик : Так было.

Надя : А твои письма настоящие?

Толик : Настоящие. И среди них письмо, которое я написал моему прадеду, воевавшему в ту войну. А еще я посвятил ему стихи. Вот послушай. (Читает стихи и письмо).

Выходит 4 вед.:

4 вед . Кто сказал, что на войне песня не нужна,

Тот не знает, как она для бойца важна.

Прибаутка, шутка, друг,

Помогает жить.

Ну, а песня для бойца.

Что воды испить.

Той живой воды, что нам

Силы придает,

А в недобрый час беды –

Жизни сбережет.

Звучит веселая мелодия

В. группа поет песню про гармонь.

Выходят 4 ведущих:

1вед . Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые.

Где извещенья похоронные,

И перестуки эшелонные.

2 вед . Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

3 вед . Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России.

А мы такие молодые.

4 вед . Война… От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Бреста до Берлина -600. Итого – 1600 километров. … Это если считать по прямой…

1 вед . Так мало, правда? 1600 километров – это поездом если, то менее двух суток, самолетом – примерно 3 часа… Перебежками и по- пластунски – 4года!

2 вед. Четыре года! 1418 дней, 34 000 часов. И 26 миллионов погибших советских людей.

(на экране цифры )

3 вед. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к большим цифрам. Мы легко произносим: «Тысяча километров в час, миллион тонн сырья, миллиард долларов прибыли… Но 26 миллионов погибших… Вы представляете себе. Что это такое?

Вед. уходят.

В. группа исполняет песню «Здесь птицы не поют».

Звучат колокола, затем затихают. Звучит первая фраза песни Д.Тухманова «День Победы».(фонограмма).

Выходит 4 вед.:

4 вед . Победа! Ура! Да здравствует Победа! Наша взяла!(остается на сцене).

Выходит девочка:

Девочка. Это вальс, это вальс, это вальс…

Это медленный плавный полет…

Для него, для нее,

И для вас

Вальс над городом нашим плывет.

Для девчонок, изведавших бед,

Для мальчишек, крещенных войной.

Через столько немыслимых лет

Снова звуки его над Москвой.

В. группа поет «Вальс», дети танцуют.

Выходят 1,2 вед.:

1вед. И на синих просторах Земли

Столько дел, ожиданий и встреч!

Это вы нашу землю спасли.

2 вед. Сквозь время, что страною пройдено,

Сквозь звоны всех колоколов.

Всегда я слышу слово – Родина,

Что мне дороже всяких слов.

На этом наша театрально – музыкальная композиция закончена.

Цель : способствовать формированию патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны, ее прошлому.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне,
  • развивать творческие способности учащихся,
  • формировать эстетические чувства школьников.

Оформление : мультимедийные презентации к песням о войне (классы заранее готовят презентации к конкурсу).

1-й ведущий: Сегодня наша страна отмечает один из самых значительных праздников – День Победы. Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. Действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом.

2-й ведущий: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

3-й ведущий: А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, сегодня самым молодым солдатам последнего военного призыва уже далеко за семьдесят. У многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки, и даже праправнуки.

4-й ведущий: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий: Это если говорить на скупом языке цифр. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих, нескончаемых года.

2-й ведущий: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

3-й ведущий: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

4-й ведущий: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

1-й ведущий: Нет, ни нам, ни будущим поколеньям забывать об этом нельзя.

2-й ведущий: Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Песня «Священная война», презентация 8 «А» класса.

Чтец 4 :

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Чтец 5 :

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Чтец 4 :

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.

Чтец 5:

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Чтец 4 :

Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе, Родина.

Чтец 5:

Правда твоя - это наша правда, Родина.
Слава твоя - это наша слава, Родина! (Р. Рождественский. «Реквием» ).

Исполняется песня «Мы за ценой не постоим».

Чтец 6.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди,
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя:
Советской армии простой солдат.

3-й ведущий: В Москве, у Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт».

4-й ведущий: И в Калининграде, как и в любом другом городе нашей великой страны, всегда горит Вечный огонь в память о тех, кто не пожалел своей жизни ради миллионов жизней других – наших с вами жизней.

1-й ведущий:

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо - живым!

2-й ведущий: Почтим память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (Метроном).

Чтец 7:

Все меньше ветеранов с каждым годом
Встречаем мы у вечного огня,
Которые добыли в 45-м
Победу для тебя и для меня.
Идут к огню седые ветераны,
Почтить погибших фронтовых друзей,
И ноют той войны у многих раны,
С годами больше и еще сильней.
Всех поздравляем с праздником Победы,
Ведь шестьдесят прошло уже с тех пор,
Когда отцы и даже наши деды,
Фашистам дали памятный отпор! («Ко дню победы». Чеботнягин А.С. ).

3-й ведущий: Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война - это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И потому появляются на русской земле молодые люди со свастикой.

4-й ведущий: И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты.

1-й ведущий: А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли свою землю, свои березы.

Вокальная группа исполняет песню «Последний бой».

Чтецы-1, 2, 3 на фоне тихой музыки читают стихотворение К. Симонова « Жди меня».

2-й ведущий: Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.

3-й ведущий: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.

4-й ведущий: Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

1-й ведущий: Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война.

1-й чтец:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных...

2-й чтец:

Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...

3-й чтец:

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.

1-й чтец:

Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.

2-й чтец:

– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

1-й чтец:

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...

2-й чтец:

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

1-й чтец:

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.

Взрослый чтец:

– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

2-й ведущий: Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве.

3-й ведущий: Именно эти люди повернули ход войны не только в свою сторону, но и в пользу союзников и принесли победу странам Европы, чем изменили весь ход мировой истории.

На фоне песни «На безымянной высоте» презентация 8 «Б» класса.

Чтец 9.

Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том…
А мать все верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги
С застывшим каменным лицом…
А может, это профиль строгий
На камне вырезан резцом? (Л. Забашта. «Мать» ).

На фоне песни «Журавли» презентация 7 «Б» класса.

Чтец 10.


Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.

На фоне песни «Майский вальс» презентация учащихся 7 «В» класса.

Чтец 11.

Давно закончилась война,

И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, –
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный…
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
В один и тот же день и час
На встречу вы к друзьям спешите,
Но с каждым годом меньше вас,
И нас за это вы простите,
Что не сумели вас сберечь,
Не залечили ваши раны.
И вот на место этих встреч
Приходят внуки ветеранов.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну, –
Поклон и память поколений.

1-й ведущий: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

2-й ведущий: Пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

3-й ведущий: Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Чтец 12.

Я из тех, кто не видел войны,
Но она и меня опалила...
И опять посреди тишины
Я стою у солдатской могилы.
Время замерло... Стынет гранит...
Наступает минута молчанья.
И со мною огонь говорит –
Голос памяти... Голос печали...

Чтец 13.

“В этом пламени – наша судьба.
Наши песни и юность седая.
Над землей колосятся хлеба,
Над землей журавли пролетают...”
Имена... Имена... Имена...
Всех, ушедших в священное пламя.
Но еще настигает война
Ветеранов, оставшихся с нами.

Чтец 12.

Бьется пламя... И небо звенит...
И в почетном стоят карауле
Те мальчишки, которых они
Заслонили когда-то от пули.
Посмотрите, какие глаза
У солдат моего поколенья.
И до них долетела гроза –
Это памяти прикосновенье.

Чтец 13.

Это в них продолжается жизнь
Тех, кто падал в багряные росы,
Тех, кто в поле былинном лежит
И над кем наклонились березы.
Посмотрите на Вечный огонь –
Он в сердцах беспокойных и юных.
Вечный подвиг – вечная боль.
И звенят опаленные струны...
Память! Ей мы навеки верны. (Елена Сенявская).

Чтецы читают отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.

13-й чтец.

Помните!
Через века, через года, – помните!

14-й чтец.

О тех, кто уже не придет никогда, –
помните!

15-й чтец.

Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

13-й чтец.

Люди!
Покуда сердца стучат, – помните!

14-й чтец.

Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

15-й чтец.

Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!

13-й чтец.

Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова, презентация 7 «А» класса.

«Не забыть нам этой даты…»

Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

Задачи:

1.Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

2.Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

Составила учитель начальной школы

первой квалификационной категории МБОУ Столбищенской СОШ

Горчакова Татьяна Александровна

Ведущий . Дорогие ребята! Уважаемые ветераны!

Сегодня мы мысленно вернемся в прошлое нашей Родины, в год 1941.Летний воскресный мирный день. .22июня…И вдруг из репродуктора донеслась страшная весть . Голос Левитана. Вед . Без объявления войны фашистские войска напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Над страной нависла угроза потери независимости и свободы. На заводах и фабриках прошли митинги и собрания.И все поклялись как один встать на защиту родной страны. 1.Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех,на все 4года! 1. Песня”Вставай,страна огромная…» Вед. Одно из первых сражений было у пограничной Брестской крепости.Ее защитники около месяца вели неравный бой и нанесли фашистам большой урон. 2.Размышление у Брестской крепости. Я знал,что можно пережечь кирпич, Он не стальной. Я знал,что можно не сберечь, И будет щебень,бой. Я знал, что можно толом рвать В упор вгонять фугас. Когда кирпич не разобрать- Так кладка запеклась. Но он тут плавился в огне, Стекал он как стекло. Его коснуться страшно мне, Чтоб пальцы не сожгло. И все ж стена - она стена Она в песок вросла. А как же тех солдат война Здесь сдвинуть не смогла? (А.Смольников) Вед . Армия в первые месяцы войны вынуждена была отступать. Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву -и советский народ будет покорен.Свой план захвата гитлеровцы назвали «Тайфун».Но этим планам не суждено было осуществиться. 3.Лучших сыновей и дочерей послала Родина на фронт. Тысячи людей добровольно ушли в армию, в партизанские отряды, в народное ополчение. 2. Песня»Марш Славянки». 4.Вместо ушедших на фронт мужчин, на заводах и фабриках, к станкам вставали старики, женщины, дети. Они делали оружие. Колхозы снабжали армию продовольствием. Героями тыла стали сотни тысяч людей. 5.Была уже глубокая осень.Но как всегда,7ноября1941года,на Красной площади был парад. И сразу с парада наши войска шли на фронт. И вот первая победа под Москвой! 6.Столица. Здесь каждый дом стоит как дот и тянутся во мгле, Зенитки с крыши в небосвод, Как шпили на Кремле, Как знак, что в этот час родней С Кремлем моя Земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля. На окнах белые кресты Мелькают второпях, Такой же крест поставишь ты, Москва, На всех врагах! Вед . Героически сражались с врагом наши воины у Смоленска. Самые славные участники Смоленского сражения-4дивизии-первыми получили звание Гвардейских . 7.»Мужество» Мы знаем, что нынче лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя,русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя принесем И внукам дадим и от плена спасем, Навеки! (А.Ахматова) 8.Блестящая победа в Сталинградской битве. Затем лето 1943 года - курская битва. И снова победа! Но враг еще силен.И много погибших наших людей, воинов,мирных жителей. Многие потеряли своих родных,близких,друзей. 3. Песня»В полях за Вислой сонной…» 9.Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу -это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Все для фронта! Все для Победы! 10.Какие быть там могут разговоры Что все страдали, воевали все? Он мерз в окопах,он влезал на горы, Он ртом сожженным припадал к росе. Недоедая - и в снегу по пояс Недосыпая - и по грудь в воде, Минуты за себя не беспокоясь, Высокой он доверился звезде. И вышел с боем не к одной границе, Густую на земле развеял тьму. Что может с правдой этою сравниться? Он спас тебя…Так поклонись ему! (В.Субботин) Он шел к победе, задыхаясь, Не думал о себе в пути, Чтобы она была такая: Взглянуть и глаз не отвести. (С.Орлов) Вед . И вот настал этот долгожданный день. Этого праздника люди ждали1418дней. Столько дней и ночей продолжалась война. 12.Перед нашей Родиной, мы сочтемся славою. Все кто кровью собственной Породнился с ней. Шла война великая, Шла война кровавая1418дней! 13.Нас война отметила метиной особою. В жизни нет и не было Ничего трудней! Метиной особою-самой высшей пробою-1418дней! 14.Наградила нас она фронтовым содружеством. Не было содружества крепче и родней, Под огнем, под пулями закаляли мужество-1418дней! Вед . Из воспоминаний маршала Советского Союза К. Рокосовского. «Победа! Это величайшее счастье для солдата-сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и прекрасный, выше которого нет ничего на земле! Великая Отечественная Война была всенародной.И победа над врагом тоже была победой всенародной. Армия и народ праздновали ее одной дружной семьей. И от этого еще полнее, еще больше было наше солдатское счастье…» 15.В нашей стране нет семьи,не испытавшей боль утраты. Родина помнит имена своих сыновей и дочерей. 16.Помните! Через века, через года- Помните! О тех, кто уже не придет никогда. Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Вед. Тех, кто уже никогда не вернется,почтим минутой молчания . МИНУТА МОЛЧАНИЯ 17.Когда это будет, не знаю, В краю белоногих берез Победу 9мая Отпразднуют люди без слез. Поднимут старинные марши Армейские трубы страны, И выедет к армии маршал, Не видевший этой войны. 18.И мне не додуматься даже Какой там ударит салют, Какие там сказки расскажут И песни какие споют. Но мы то доподлинно знаем, Нам знать довелось на роду, Что было 9мая с утра в 45году. 19. Родина суровая и милая Помнит все жестокие бои, Вырастают рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи. С ней живут любя, страдая, радуясь Падая и поднимаясь ввысь. Над грозою торжествует радуга, А над смертью торжествует жизнь! 4.Песня»Березовые сны» 20.В девятый день ликующего мая Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края, Мир победил! Окончена война! Уже нигде не затемняли света В продымленной Европе города. Ценою крови куплена Победа, Пусть это помнит шар земной всегда!

5 .Песня «День Победы» 21.Пусть солнце утопит Всю землю в лучах, Пусть мирные звезды сияют над ней! Пусть дышится глубже, спокойней, вольней! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!Пусть всегда будет мама! Пусть всегда будет МИР! 22. «Я никогда не видела войны…» Я никогда не видела войны И ужаса ее не представляю, Но то, что мир наш хочет тишины, Сегодня очень ясно понимаю. Спасибо Вам, что нам не довелось Представить и узнать такие муки. На Вашу долю все это пришлось: Тревоги, холод, голод и разлуки. Спасибо Вам за солнца яркий свет, За радость жизни в каждом миге нашем, За трели соловья, и за рассвет, И за поля цветущие ромашек. Да! Позади остался страшный час. Мы о войне узнали лишь из книжек. Спасибо Вам! Мы очень любим Вас! Поклон Вам от девчонок и мальчишек! 6.Песня «Детство» Вед. Пусть в этот день, Вам солнце ярче светит, Цветы под ноги падают ковром! Желаем Вам здоровья, счастья, света, Всего того, что называется добром!

ВРУЧЕНИЕ ЦВЕТОВ ВЕТЕРАНАМ СЛОВО ВЕТЕРАНАМ

«Победа в сердце каждого живет»

Разработала Абитова Келбет Азанбековна-учитель истории Горного Алтая

Аннотация: разработка представляет собой сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне. Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формирования патриотических чувств у обучающихся. В данной разработке представлены стихи и песни о войне.

Цель: воспитание патриотизма, гордости за подвиги советского народа в годы Великой Отечественной войны, интереса и уважения к историческому прошлому родной страны.

Задачи:

формировать у учащихся знания о подвигах горноалтайцев в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.; о героях-тружениках, о поэтах Горного Алтая в годы войны;

способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;

воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, к истории малой Родины.

Участники мероприятия : учащиеся 9 -11 классов школы.

Оформление зала: лозунги, плакаты о ВОВ, рисунки и стенгазеты, выполненные учащимися, воздушные шары.

Оборудование: компьютер, СД с презентацией, записи песен «Священная война», Л.Лещенко «День Победы»

Чтец

Зажглась на небе яркая звезда
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года,
Им не затмить тот яркий лучик света,
Победа в сердце каждого живет.
Она во мне, как праздник самый светлый.
И пусть мы чтим немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы.
Вот почему смотрю на ту звезду,
Что засияла ярко в сорок пятом.
Средь тысяч звезд ее всегда найду,
Победа для меня навеки свята.

(Выходят 2 ведущих).

1 ведущий . Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов посвящается это выступление.

2 ведущий. Сегодня у нас необычный день, мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника-дня Победы над фашистской Германией.

(Слайд №1 - фото ветеранов).

1 ведущий.

Глянь на живых,
Пока они живы...
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые,
Спасло от рабства вольную страну.

2 ведущий.

Глянь на живых. Они ведь смерть встречали,
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами,
О тех друзьях, что спят в земле сырой.

1 ведущий. Прошло более 70 лет с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 Мая праздник необычный. Всякий праздник - это, прежде всего, радость, веселье и смех. А 9 Мая праздник “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками.

Вспомним, как наш народ шел к этой Победе.

(Слайд № 3)

2 ведущий. На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. Началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистских захватчиков.

1 ведущий. 22 июня на заседании Ойротского обкома ВКП(б) и облисполкома был обсужден мобилизационный план. Для обеспечения его выполнения по районам было послано 10 человек из партийного актива. В первый же день в г. Ойрот-Тура (ныне г. Горно-Алтайск) было подано 119 заявлений, в том числе от 65 женщин. Всего лишь за несколько дней после начала войны по области поступило свыше 800 заявлений добровольцев, из которых более 200 заявлений было от женщин. В июле месяце из Кош-Агачского района ушло на фронт 90 добровольцев. В их числе Чагандай Карманов - бывший председатель колхоза «10 лет Октября».

2 ведущий.

Война- жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война- святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все 4 года.

(Слайд №4 - Запись песни “Вставай страна огромная”.)

1 ведущий . Отечественная война - это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности.

2 ведущий Подвиги горноалтайцев высоко оценены Родиной. Достаточно сказать, что наша небольшая по численности населения автономная область дала Родине 25 Героев Советского Союза. Кроме двадцати пяти Героев Советского Союза, в Республике Алтай хорошо известно имя полного кавалера ордена Славы Чевалкова Вениамина Владимировича.

(Слайд №5)

25 нашим землякам присуждено звание Героя Советского Союза: Боляев Яков Илларионович, Гордополов Геннадий Дмитриевич, Елеусов Жанбек Акатович, Ермолаев Феогент Филиппович, Казаков Тимофей Токурович, Камзараков Дмитрий Константинович, Ленкин Александр Николаевич, Маскаев Михаил Филиппович, Морозов Лаврентий Ильич, Нагибин Николай Анисимович, Налимов Сергей Венедиктович, Ноговицин Пимен Николаевич, Осипов Илья Тимофеевич, Паршуткин Тимофей Иванович, Стяжкин Михаил Михайлович, Семенов Иван Ильич, Стренин Федор Михайлович, Тартыков Семен Владимирович, Трофимов Николай Игнатьевич, Трофимов Евгений Федорович, Тугамбаев Кыдран Александрович, Уфимцев Сергей Кириллович, Федоров Николай Дмитриевич. Харитошкин Василий Иванович, Шуклин Илья Захарович.

1 ведущий. Около двух тысяч участников войны были награждены орденами. 4677 человек награждены медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», более десяти тысяч воинов отмечены боевыми медалями за освобождение городов Советского Союза и европейских стран, а также за участие в крупных военных операциях. Посмотрев на награды наших ветеранов, можно увидеть названия почти всех столиц современной Центральной и Восточной Европы.

(Слайд №6)

2 ведущий Для трудящихся Горного Алтая Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была серьезным испытанием на прочность, проверкой его морального духа и национального самосознания, верности великому братству народов. Самоотверженно трудились в эти суровые военные годы труженики тыла.

1 ведущий- Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт.

2 ведущий - Наша область остро ощущала нехватку крепких рабочих рук у станков, заводов, на колхозных полях. Так, общая численность квалифицированных рабочих в связи с мобилизацией уменьшилась на 30%. Несмотря на тяготы войны, промышленность области вносила свой посильный вклад в победу над врагом.

(Слайд № 7)

1 ведущий В Горном Алтае в первые месяцы войны были проведены огромные работы не только по мобилизации людских и других ресурсов, но и по приему эвакуированного населения.

В августе - октябре 1941 года в город прибыли два вуза - Московский педагогический институт им. К. Либкнехта и Государственный плодово-овощной институт им. И. В. Мичурина из Тамбовской области.

В областной центр была эвакуирована из Ленинграда школа военно-воздушных сил.

В области были размещены три эвакуированных детских учреждения, много семей военнослужащих и других граждан из прифронтовой полосы. Всего было принято и размещено около 5 тысяч человек. Жители Горного Алтая по-братски приняли всех эвакуированных.

2 ведущий Единственной отраслью, имевшей оборонное значение, была горнорудная промышленность, созданная в области в начале войны. Промышленная разработка ртути имела большое значение для страны, поскольку Горный Алтай стал единственным центром по добыче этой руды. Строительство Акташского рудника началось в декабре 1941 года.

(презентация ученика)

1 ведущий. В огне великого испытанья рождались новые поэты. Незабываемы заслуги литераторов, которые винтовкой и пером защищали свое Отечество. Оставшиеся в тылу писатели, не покладая рук, трудились во имя великой победы.

(Слайд №8)

2 ведущий. В первые же дни войны ушли добровольцами на фронт алтайские литераторы И. Тантыев, В. Иртанов, Т. Кукуев, Я. Бедюров, И. Шодоев. И. Кочеев. Н. Куранаков и другие. В героической обороне Ленинграда участвовала поэтесса А. Саруева, в обороне Москвы принял участие поэт и прозаик С. Суразаков. Некоторые из них пали смертью храбрых на полях сражений.

1 ведущий Профессиональная алтайская литература периода Великой Отечественной войны была представлена в основном именами Н. У. Улагашева, П. Кучияка, Ч. И. Енчинова. На страницах областных газет периодически появлялись стихи и очерки Ч. А. Чунижекова, стихи других начинающих авторов. Эти писатели, своим творчеством в годы военного лихолетья как могли, приближали день Победы

Чтец

Песня, песня! Я твой навсегда!

Ты мне крылья дала.

Ты меня увлекла из гнезда,

Над землей подняла!..

Помню фронт. Как поют на войне!..

Пел солдат, и слеза

По щеке, как ручей по стерне,

Покатилась, скользя…

То о Родине песня была!

Вновь я вспомнил тогда

Наши горы, озер зеркала,

Избы сел, города…

Перед боем та песня была!

На пути боевом

В бой за жизнь,

Против смерти звала

Всем своим существом.

Может пуля отыщет певца

В том бою у села?

Только песне не будет конца,

Песне, что в бой звала.

1 ведущий - В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И понимаем, что за всё. Что мы имеем - жизнь и праздники в нашей жизни, - мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех условиях, когда казалось, что невозможно было выжить.

2 ведущий .4 года.1418 дней, 34000 часов, и более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет.

1 ведущий.

Помните!
Через века, через года,-
Помните, о тех,
Кто уже не придет
Никогда-помните!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших,
Будьте достойны!
Вечно достойны!

2 ведущий.

Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда, не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат,
Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье…
Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания.)

1 ведущий.

В девятый день ликующего мая.
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края.
Мир победил! Окончилась война!

2 ведущий.

Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом
Мы поздравляем всех с великим днём,
С днём нашей славы.

Цель: развивать интерес к историческому прошлому нашей страны; воспитать патриота – гражданина своей страны

Задачи мероприятия:

Воспитывать у учащихся чувство любви к Отечеству;

Повышать интерес к историческому прошлому Родины,

Пропаганда средствами военных песен, стихов о войне идей патриотизма, гуманизма, уважения к истории государства;

Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция

Оборудование: проектор; микрофоны; макет памятника «Неизвестному солдату»; военная форма прошлых лет (пилотки, гимнастёрки;), видеоролики о ВОВ; минусовки военных песен. Ход мероприятияВедущий1: Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

Ведущий2: Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза.

Песня «Даль Великая»

Ведущий 1: Победа!

Славный сорок пятый!

Но мы оглянемся назад:

Из тех военных лет солдаты

Сегодня с нами говорят.

Ведущий 2: Слушайте! Это мы говорим.

Мертвые. Мы.

Слушайте! Это мы говорим.

Оттуда. Из тьмы.

Ведущий 3: Слушайте! Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы говорим, мертвые.

Стучимся в ваши сердца...

Видеоролик «Помни меня» 1-я часть

Песня «Я ангелом летал»

Чтец: Идет опасная атака,

Повсюду страшный вой и гул.

Дымясь, идут по полю танки,

Грохочет в небе стая пуль.

И вот уже ползет пехота,

Подняв штыки, рванув вперед.

Не отставай, коль жить охота,

Тогда нам точно повезет.

Но гимнастерки чуть дымятся,

Прохлада ветра студит пот.

Везде огонь и не пробраться

Сквозь толщу пепла и врагов

Давай, давайте вместе братцы

Бежать, ползти или идти,

За Родину! За землю нашу!

От вражеских пехот спасти!

И бой у вражеских позиций

Здесь рукапашная идет

Солдаты бьются друг за другом

Плечом к плечу, врастая тут.

И полны ярости отваги, отваги еще чуть-чуть,

Еще бросок!

И разовьем врага мы в клочья,

Победу вырвем из-под ног!

Чтец: «По вагонам!» - хлестнуло по нервам.

Лица сразу - как серый свинец,

Ты от нас молодым в сорок первом

Навсегда уезжаешь, отец!

Мама смотрит почти отрешённо.

Мама мною беременна, мной.

Эх, отец, из того эшелона

Никому не вернуться домой.

Ты последним усилием воли

Крикнул сквозь нарастающий гул:

«Будет сын - назови его Колей! Будет дочь...» -

И рукою махнул. И с разгона пошёл, и с разгона

Эшелон в предназначенный бой. ...

Добежать бы, отец, до вагона,

Хоть бы взглядом проститься с тобой.

Песня «Эхо любви»

Чтец: Меня, наверное, убили на войне.

Во сне я слышала - свистели пули,

И было , и конец июля...

Земля дымилась, плавилась в огне,

А жить хотелось, кажется, вдвойне.

Меня, наверное, призвали, как и всех.

Винтовку дали - и на фронт, как в пекло.

Горело небо и на землю пеплом

Ложилось, словно обожженный снег.

И дикий страх в глазах, что смотрят вверх.

Меня, наверное, не зря пугает вновь

Напоминание о той войне любое.

И не могу никак найти покоя...

И даже на пороге длинных снов

Бьет пуля под лопатку… больно… кровь.

Чтец1: На братских могилах не ставят крестов

И вдовы на них на рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигают.

Чтец2: У братских могил нет заплаканных вдов,

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?

Звучит «Адажио» Секрет Гарден

Чтец: Черный камень, черный камень,

Что ж молчишь ты, черный камень?

Разве ты хотел такого?

Разве ты мечтал когда-то

стать надгробьем для могилы неизвестного солдата?

Разве камни виноваты

В том, что где-то под землею

Слишком долго спят солдаты

Безымянные солдаты.

Неизвестные солдаты…

А над ними травы сохнут

А над ними звезды меркнут.

А над ними кружит беркут,

И качается подсолнух.

И стоят над ними сосны,

И пора приходит снегу.

И оранжевое солнце разливается по небу…

Время движется над ними…

Но когда-то,

но когда-то

Кто-то в мире помнил

имя неизвестного солдата!

Ведь еще до самой смерти

он имел друзей немало.

Ведь живет еще на свете очень

старенькая мама.

А еще была невеста…

Где она теперь - Невеста?

Умирал солдат - Известным.

Умер – неизвестным.

Песня «Пропавшим без вести»

Чтец: В Петербурге, В Киеве, в Рязани

Бродят тени умерших комет...

Юноши с алмазными глазами,

Кто же вам поставит монумент?

Звучит Шопен «Колыбельная для ангела». Под музыку выходит мать. Садится на парапет.

Здравствуй сынок, вот и встреча настала.

Сколько лет этой я встречи ждала,

больше полвека живого искала,

а вот теперь на могилу пришла.

Ну как ты тут? Чуть колышется ветер,

тихо, покойно кругом. Благодать.

Мне без тебя одиноко на свете,

некого больше мне сыном назвать.

Помню, родился ты будто вчера,

и до чего ж славный был ты малыш!

Слышу смех детский твой со двора.

Перед глазами: как сладко ты спишь!

Помню, как спорил с соседским Ванюшкой,

и как украдкой, сквозь ветхий забор

бегали босыми вы на речушку.

Мне бы к тебе: больно жить я устала.

Да не являет Бог милость свою.

Ты уж прости меня, слишком старая стала!

Может, уже я не то говорю.

Вот повидала тебя и довольно!

Знаю теперь, где обитель твоя.

Ну, пойду, отдыхай, спи спокойно!

Царство небесное! Пухом земля!

Ведущий3: Вечная слава героям, павшим за Родину!

Всех, не вернувшихся домой,

Всех, воевавших и страдавших,

Минутой обниму одной.

Ведущий2: Пусть всё замрёт в минуту эту,

Пусть даже время промолчит,

Мы помним вас, отцы и деды,

Россия, Родина вас чтит!

Минута молчания

Ведущий3: Отпылает на сердце рана

Стоном тихим седых журавлей.

Буду помнить, и верить упрямо

Я весенний и звонкий ручей.

Ведущий2: Буду знать, что за бурей и пеплом,

Высоко, высоко от земли,

Над певучим, звенящим рассветом -

Журавли, журавли, журавли…

Танец «Журавли»

Звучит музыка из к-ма «Батальоны просят огня»

Ведущий2: Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Ведущий3: Нынче - у нас передышка,

Завтра вернёмся к боям,

Что ж твоей песни не слышно,

Друг наш, походный баян?

Танец «Смуглянка»

Ведущий1: Какие песни пели на войне!

От них и до сих пор «мороз по коже»!

Со временем не падая в цене,

Они живут! Их забывать негоже!

Ведущий2: И на слуху у всей большой страны,

Считаясь боевой, духовной силой,

Они сражались на фронтах войны

И убивали страх перед могилой.

Ведущий3: Так песни были на войне нужны,

Так людям поднимали настроенье,

Как те боеприпасы, что важны,

Когда идёт большое наступленье…

Ведущий1: Народ нам в песнях выразил себя,

Воспев печали, радости и беды,

В огне войны, страдая и любя,

Он пением приблизил День Победы!

Песня «Когда мы были на войне»

Ведущий1: От Сталинграда до Берлина

Прошагали не спеша

Было солнце, была и слякоть,

Но согретая душа.

Ведущий2: Дружба наша фронтовая

Не померкнет никогда.

Да и как нам их забыть

Наши трудные года.

Ведущий3: С верой в победу воевали

И друг друга берегли,

Пели песню, когда устали,

А до Берлина мы дошли.

Танец «Брянская улица»

Ведущий2: Задохнулись канонады.

В мире тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Ведущий3: Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

Видеоролик «Помни меня» 2-я часть

Полина Макарова: Дед я тебя помню. Я знаю, тебе это важно знать, ведь если я тебя помню, значит ты не зря шел на смерть, значит ты жив!

Мой прадедушка Воякин Алексей Ульянович родился 1 января 1924 года в селе Малиновка Тамбовского района, Тамбовской области. Когда ему исполнилось 17 началась Великая Отечественная война . Он закончил курсы пулеметчиков и его отправили на фронт. Мой прадедушка освобождал Венгрию и Болгарию. Имел награды. Был тяжело ранен в бою. После войны вернулся на Родину. Всю свою жизнь он посвятил детям: начинал работать учителем начальных классов в родной школе, а позже стал директором.

У школы стоит мемориальная доска с именами участников Великой Отечественной войны. На этой доске навсегда запечатлены имена моих прадедов: Воякина Алексея Ульяновича и его отца Воякина Ульяна Степановича, погибшего в 1941. Я всегда буду помнить их. Вы на небе, вы в моей памяти! Вы даете мне силы жить!

Ведущий3: Родина суровая и милая

Помнит все жестокие бои.

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Ведущий2: Дней военных грозные мелодии,

Радость или горькая нужда

Все проходит, остается Родина,

То, что не изменит никогда.

Ведущий1: С ней живут любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь.

Над грозою торжествует радуга,

А над смертью торжествует жизнь!

Песня «Мы дети твои Россия!»

Если домашнее задание на тему: » Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы 9 мая. Сценарий оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.