Инвестиционно-строительный комплекс. Тема работы: Проблемы инвестиционно-строительного комплекса Экономическая характеристика инвестиционно строительного комплекса

Инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) - включает совокупность всех фондообразующих отраслей: проектные и подрядные организации, отрасли инвестиционного машиностроения, промышленность строительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительных материалов, предприятия социально-бытовой инфраструктуры. Центральное звено комплекса - капитальное строительство как отрасль народного хозяйства, завершающая усилия всех инвестиционных отраслей и превращающая материальные ресурсы в основные фонды. С позиции системотехники строительства ИСК представляет собой функциональную систему, создающую основные фонды. Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. В процедуре инвестирования можно выделить три этапа: 1) преобразование ресурсов в капитальные вложения, т.е. трансформация инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно, этап инвестирования); 2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, т.е. трансформация инвестиций в новую потребительскую стоимость; 3) прирост капитальной стоимости в форме дохода или социальной эффективности.

17. Особенности строительной политики в стране.

См. Вопрос №4

18. Принципы рыночной экономики как основы формирования требований к управлению в строительной организации.

Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:

– единство экономического пространства;

– свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

– поддержка конкуренции.

19. Предмет, содержание и цель анализа и проектирования су в строительстве.

Для того чтобы организационную форму аппарата управления строительным производством время от времени приводить в соответствие с непрерывно изменяющейся структурой предмета управления, необходимо систематически изучать организационные свойства и состояния производственной системы, условия и результаты хозяйственной деятельности ее хозрасчетных подразделений, а также определять эффективности системы управления в целом. Процесс такого изучения объектов исследования с выявлением слабых звеньев организации и причин дезорганизации системы управления принято называть диагностическим анализом. Диагностический анализ – это метод исследования организационных систем, использующий при диагностике системный подход, качественную и количественную оценку свойств и состояний организации, а также причин дезорганизации ее структурных образований и появления организационных патологий. Т.о., предмет диагностического анализа – это свойства, состояния, условия и результаты функционирования системы управления в целом относительно любого предмета управления либо при более глубоком изучении организационных противоречий производства объекта и субъекта управления или их отдельных подсистем и элементов в частности. Задачами экономического анализа рабочих параметров производственной системы состоит в том, чтобы изучить организацию управления под углом зрения оценки ее эффективности и соответствия направления работы каждого хозрасчетного подразделения его целевому назначению, интересам организации, ассоциации или всего общества, рачительного использования трудовых и материально-технических ресурсов; выяснить действительно ли подразделения организации работали эффективно, добиваясь планируемых результатов ценой наименьших общественных издержек производства и сохранения экологической среды. Структурный анализ информационных и материальных потоков производственной системы (с точки зрения информационных характеристик) осуществляется для оценки адекватности системы управления структуре управляемого объекта. Организационное проектирование – это структурообразующий способ процесса организации, начинающийся на стадии организации идей и завершающийся в процессе организации идей, вещей и людей в реальном времени и пространстве. Ему присущи все структурные элементы и атрибуты процесса организации. Результатом организационного проектирования служит проект в форме альбома организационных документов, отображающих многообразие организационных решений.

    Состав и последовательность этапов проектирования ОСУ строит.организацией

Этапы проектирования системы управления методом организационного моделирования.

На первом этапе проектирования происходит выбор матрично-штабной модели, которая подлежит детальному рассмотрению и является необходимой для выполне­ния последующих этапов. Таким образом реализуется первая теоретическая предпосылка, выявленная в ре­зультате предпроектного обследования.

На втором этапе осуществляется распределение управленческих решений по уровням в рамках матрично-штабной структуры.

Третий этап - это собственно процесс проектиро­вания структуры управления. Он основан на исследо­вании возможности проектирования того или иного варианта структуры для выбранного объекта управле­ния. Вопрос о формировании любой структуры управ­ления будет зависеть от того, насколько целесообразно присутствие в ней функционального, тематического либо координирующего уровней. Под целесообразно­стью в данном случае понимается степень загрузки ру­ководителя, принимающего решения.

На четвертом этапе происходит окончательный выбор варианта структуры и все даль­нейшие расчеты осуществляются в рамках выбранной структуры.

На пятом этапе решается вопрос о формировании состава подразделений на уровнях в пределах выбранной структуры. Эта задача предполагает определение состава и численности руководителей и исполнителей, необхо­димых для принятия и подготовки управленческих ре­шений. Поставка этой задачи связана с тем, что крите­рием создания любой организационной единицы - от­дела или службы - является норма управляемости. Формирование структурных подразделений в конечном итоге будет зависеть от того, насколько полученная чис­ленность руководителей и исполнителей соответствует норме управляемости.

На шестом этапе принимается решение о внедрении данной структуры и утверждении схемы управления.

Три последующих этапа - седьмой, восьмой и девятый представляют собой организационное регламентирование, на котором осуществляется разработка документации, регламентирующей деятельность отдельных исполнителей, подразделений и системы управления в целом.

    Методы построения и совершенствования ОСУ

Под организационной структурой управления понимается совокупность элементов и уровней управления, находящихся в отношениях подчиненности и связанности .

Формирование организационной структуры управления основано на использовании в комплексе следующих методов:

Метод структуризации целей;

Функционально-ориентированный метод;

Экспертно-аналитический;

Метод аналогий.

1. Метод структуризации целей. Предусматривает выработку иерархической системы целей организации и последующий анализ структуры управления с точки зрения её соответствия системе целей.

2. Функциональный метод. В его основе заложено формирование аппарата управления через выделение хозяйственных функций управления в организации, управленческих действий и их распределение по структурным подразделениям организации.

3. Экспертно‑аналитический метод. Состоит в обследовании и аналитическом изучении организации с тем, чтобы выявить специфические особенности и проблемы в работе организации, выработать рекомендации по её рациональному формированию.

4. Метод аналогий. Состоит в использовании организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками с проектируемой организацией.

Применение комплекса методов позволяет:

Сформировать иерархическую систему целей и задач;

Выделить организационно-обособленные блоки и подразделения проектируемого органа;

Рационально распределить полномочия и ответственность, функции и управленческие действия между уровнями и структурными подразделениями;

Определить отношения проектируемой структуры её подразделений с внешней средой.

На основе проведенного обследования и анализа действующей ОСУ разрабатывается обоснование для проведения работ по сов-нию ОСУ, что может быть представлено в виде записки или доклада. Отображается: 1. обоснование цели сов-ния ОСУ. 2. основные методы и принципы сов-ния ОСУ. 3. обоснование новых орг решений. 4. в записке должен быть перечень док-тов для разработки или пересмотра существующей ОСУ. 5. перечень мероприятий по орг, нормативному, методическому, информационному сов-нию ОСУ. Проект по сов-нию ОСУ должен включать: 1. структуру ОСУ. 2. обновление положений о СП и должностных инструкциях. 3. проект должен включать механизм взаимодействия СП. 4. меры по подбору и подготовке кадров. 5. меры по преодоления возможных противоречий.

23.Виды организационных структур управления

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема ОСУ отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи: – линейные (административное подчинение); – функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения); – межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: – линейная; – функциональная; – линейно-функциональная; – матричная; – дивизиональная; – множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство – простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток – высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура – ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко.

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного.

Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная.

24. Управление ипотекой . ИПОТЕКА - залог недвижимого имущества, главным образом земли и строений, с целью получения ипотечной ссуды. Ипотека представляет такой вид залога, при котором закладываемое имущество не передается в руки кредитора, а остается у должника. Под ипотекой понимают также долг по ипотечному кредиту.

25 Этапы проектирования ОСУ.

Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование, как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно–целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

Начиная с 2002 по 2008 год экономическое положение в России характеризуется как стабильное, имеющее тенденции роста основных показателей. Данное утверждение распространяется и на отрасль строительства.

В рассматриваемом периоде произошло падение объемов инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, а следовательно, и в строительную отрасль. В фактически же действовавших ценах наблюдается существенный рост инвестиций в основной капитал (табл. 4).

Таблица 4 Инвестиции в основной капитал в РФ за 1992 - 2008гг.

Инвестиции

в том числе строительство

По данным Росстата России

* В фактически действовавших ценах до 1998 г., трлн. р.

В 2007 г. в экономику России поступило 120941 млн. долл. США иностранных инвестиций, что на 36,4 % больше, чем в 2003 г.

Отметим, что инвестиции непосредственно в строительную отрасль составили 0,6 % общего объема (инвестиции же в сферу оптовой и розничной торговли, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 25,9%, обрабатывающие производства - 24,1 %).

Основные страны-инвесторы в 2007 г. - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 80,7 % общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций (табл. 5).

Таблица 5 Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец 2007 г.,

По данным Росстата России

Основная часть иностранных инвестиций, как и в прежние годы, поступила в промышленность (79,0 %), в том числе 23,8 % - в пищевую промышленность, 42,2 - в машиностроение и металлообрабатывающую промышленность, 4,6 - в развитие систем связи, 4,0 - в сферу культуры, 5,7 - в торговлю и общественное питание, 4,6 % - в другие отрасли.

Конкуренция в отрасли растет. Однако данные о числе действующих строительных предприятий (табл. 6) свидетельствуют, что данная тенденция характерна только для тех регионов, где идет увеличение темпов строительства, спрос превышает предложение жилья, так как общее количество предприятий изменяется незначительно.

Таблица 6 Число действующих строительных организаций в РФ за 1992-2008 гг.

Организации

Штат до 100 человек

По данным Росстата России

Объем основных фондов в строительной отрасли составил по Российской Федерации в 2007 г. 211,1 млрд. р., или около 2,0% стоимости основных фондов всех отраслей экономики; степень износа основных фондов в организациях отрасли - 43,9% (машин и оборудования - 57 %). Удельный вес машин с истекшим сроком службы в процентах от общего числа машин составляет 47,4 %. В 2008 г. продолжалась сложившаяся тенденция к росту объемов жилищного строительства. В 2008 г. организациями всех форм собственности построено 64,1 млн. м2 общей площади жилых домов, или 189,6% к уровню ввода аналогичного периода 2002 г.

Таблица 7 Ввод в действие жилых домов, млн. м2 общей площади

Построено

Удельный вес в общем вводе жилых домов, %

населением за свой счет и с помощью кредитов

населения

По данным Росстата России

Одновременно с отмеченной тенденцией наблюдается рост объемов жилья, построенного населением за свой счет и с помощью кредитов. Так, в 1990 г. величина этого показателя в России находилась на уровне 6 млн. м2, а в январе-декабре 2008 г. населением за свой счет и с помощью кредитов построено 27,4 млн. м2жилья. В результате доля жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, в общем объеме ввода жилых домов возросла за 1990 - 2008 гг. с 9,7 до 41,8 %, или в 4,56 раза.

Изменение структуры собственности существенным образом повлияло на динамику средней площади построенных квартир - показатель, характеризующий изменение запросов потребителей. Поданным статистики за 1990 - 2008 гг. значения этого показателя по России претерпели серьезные изменения. Так, если в 1990 г. средняя общая площадь построенных квартир составляла 59,1 м2, то в 2008 г. - уже 85,3 м2. Аналогичная ситуация с квартирами, построенными ЖСК и населением за свой счет и с помощью кредитов: за анализируемый период их средняя площадь увеличилась на 22,1 % и 65,2% соответственно.

По данным Росстата России

Вырос разрыв между средней площадью квартир, построенных населением и всех построенных квартир: с 28,7 % до 47,4 % в 2004 г.

Вместе с тем состояние жилищного фонда сегодня не отвечает потребностям населения. Велико количество аварийных и ветхих домов, площадь которых достигла 87,8 млн. м2. Около 4,5 млн. российских семей нуждаются в улучшении жилищных условий (табл.9).

Таблица 9 Динамика изменения общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда РФ за 2000-2008 г.г.

Площадь, млн.кв.м

(базисный)

Темп роста

В целом по Российской Федерации сохраняется устойчивая тенденция роста подрядных конкурсов и обеспечения эффективности их проведения (табл. 10).

Выполненный объем работ по договорам строительного подряда в 2008 г. составил 4528,1млрд. р., или 494,6 % к уровню 2002 г. Однако сегодня на условиях подрядных конкурсов размещается не более 40 % общего числа заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.

Экономическая ситуация в строительных организациях регионов неоднородна: более благополучна она у подрядных организаций в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах, наименее благополучной ситуация в этом отношении наблюдалась в Дальневосточном округе.

Таблица 10 Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда РФ за 1992-2008 гг.

Объем работ

Всего, млрд р.

В процентах

к предыдущему году

В фактически действовавших ценах до 1998 г., трлн. р.

Среди факторов, негативно влияющих на деловую активность подрядных организаций, основными остались финансовые: неплатежеспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций и изделий.

Говоря о внешней среде строительных предприятий, нельзя не упомянуть ценовые факторы. Прежде всего, необходимо отметить положительное влияние финансового кризиса 1998 г., в результате которого существенно увеличились конкурентоспособность отечественной экономики и спрос на строительную продукцию. К сожалению, большинство отечественных строительных компаний не в полной мере воспользовались благоприятной рыночной конъюнктурой, сформированной августовским кризисом, для обеспечения себе долгосрочных конкурентных преимуществ.

Ориентированность менеджмента многих строительных предприятий и компаний-производителей строительных материалов на получение краткосрочной выгоды, отсутствие у них долгосрочных стратегий развития, а также неэффективность государственного механизма регулирования строительной деятельности свели на нет создавшуюся благоприятную ситуацию. Результат - внушительное повышение цен на строительные материалы и строительную продукцию.

Средняя фактическая стоимость (в масштабе цен, действующих с 1 января 1998 г.) строительства 1 м2 общей площади жилых домов с 1995 по 2004 гг. увеличилась по Российской Федерации в 7,57 раза, в том числе в городах и поселках городского типа в 8,03 раза; в сельской местности в 4,75 раза (табл. 11).

Таблица 11 Средняя фактическая стоимость строительства 1 м2 общей площади жилых домов с учетом индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, по РФ

В настоящее время мы имеем две ярко выраженные тенденции: рост спроса и снижение предложения. Пока на рынке наблюдается кризис ликвидности, сегодня спекулянты, играя на том, что квартиры есть и у застройщиков, и у подрядчиков, и у поставщиков строительных материалов, добиваются скидок 10-20% от цены застройщика, а два-три месяца назад эта скидка доходила до 40 %. Цена зависит от соотношения спроса и предложения и от себестоимости строительства. Одним из показателей спроса является коэффициент превышения цены квадратного метра над средней заработной платой. Сегодня этот показатель - 2,60. В 2003 году этот показатель равнялся 2,6, и после этого наблюдался продолжительный рост цен на недвижимость: за пять лет средняя цена квадратного метра жилой площади выросла в 3,4 раза (табл. 12).

Таблица 12 Сравнение средних цен на жилье и средней заработной платы жителей РФ в 1999-2009 гг.

Средние цены на жилье, руб. за м2

Среднемесячная заработная плата, руб.

Превышение цены 1 м2 жилья над средней заработной платой, раз

Таблица 13 Средняя фактическая стоимость строительства 1 м2 (руб.)

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящее время цена на недвижимость достигла дна. По нашим расчетам, за 2010-2011 годы рост квадратного метра жилой площади РФ превысит 50 %.

В 2004 году российскими специалистами было проведено исследование реальной стоимости различных стадий жилищного строительства в сравнении с аналогичными показателями строительных рынков Польши и Венгрии. Полученные данные, практически полностью совпадающие в трех странах по всем ценовым группам, позволили сделать предположение: структурно процесс ценообразования в жилищном строительстве ничем не отличается от таких же процессов в европейских странах.

Таблица 14 Стоимость различных стадий жилищного строительства РФ в сравнении с аналогичными показателями строительных рынков Польши и Венгрии в 2007 г.

Показатели

Эконом-класс, строительство на новых площадках

Бизнес-класс, строительство на площадках после вывода промзон

Элитные комплексы в центре города

Инфраструктура

Строительство (твердая цена)

Непрямые расходы (мягкая цена)

Стоимость финансов

Прибыль застройщика

Общая стоимость строительства

НДС/прочие налоги/ сборы

Строительный бизнес - крайне закрытый, нет четких статистических данных, а значит, попытка анализа ситуации - возможности или невозможности кризиса на рынке - сводится к нулю. Значительная часть доступной информации о ситуации на рынке недвижимости связана с интересами риэлторских или строительных компаний, естественно заинтересованных в росте цен.

По некоторым данным, рентабельность строительного бизнеса составляет 200%, а то и все 400%. И по всем законам рынка при таких показателях рентабельности должен был бы появиться поток инвестиций, предложение жилья - резко возрасти, рентабельность - снизиться до средних значений, цены - упасть. Этого не происходит.

В жилищном секторе на вложенный собственный капитал можно получить до 50% прибыли в год. Это достигается за счет того, что продажи квартир активно ведутся на самых ранних стадиях строительства, и застройщик имеет возможность окупать большинство расходов за чужой счет.

Проведенный выше анализ подтверждает вывод о положительной экономической ситуации в инвестиционно-строительном комплексе. Однако существуют проблемы инвестиционно-строительного комплекса.

Во-первых, необходимо принять меры по формированию рынка доступного жилья путем консолидированного и эффективного использования ассигнований, направляемых из федерального, региональных и муниципальных бюджетов, привлечения средств из внебюджетных источников, в том числе личных средств граждан, развития системы ипотечного жилищного кредитования.

Во-вторых, часть отечественных строительных материалов еще уступает по качеству лучшим зарубежным образцам, низок удельный вес конкурентоспособной продукции по отдельным позициям. Ограничен ассортимент выпускаемых отечественных теплоизоляционных материалов на основе стекла, базальта, перлита и других природных минералов, санитарно-технических изделий, низкоэмиссионного, теплоотражающего и архитектурного стекла.

В-третьих, степень износа основных фондов в отрасли достигла 54%, причем ежегодное выбытие превышает ввод. Это приводит к старению основных фондов, особенно их активной части, а также к фактическому сокращению производственных мощностей. Средний возраст основной части машин и оборудования 17 лет.

Технический уровень большинства российских предприятий все еще значительно отстает от современных требований. Низкими темпами осуществляется перевооружение предприятий по производству цемента, теплоизоляционных, стеновых и кровельных материалов.

В-четвертых, промышленность строительных материалов и изделий является одной из наиболее топливо- и энергоемких отраслей народного хозяйства. Удельный вес топлива и энергии в структуре затрат на производство и реализацию продукции в целом по отрасли составляет более 16%, а в цементной промышленности достигает 41%. Поэтому энергосбережение в промышленности строительных материалов является одной из первостепенных задач.

В-пятых, в 2003 - 2004 гг. разрабатывались новые и совершенствовались действующие нормативные акты по безопасности труда в строительстве. Однако по данным федеральной инспекции труда Минтруда России в 2007 г. на строительных объектах погибли 911 человек, в 2008 г. по предварительным данным ситуация находится на том же уровне.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости усиления работы в области охраны труда в строительстве. Вместе с тем совместно с органами управления строительством субъектов Российской Федерации необходимо принять меры по укреплению служб охраны труда в строительных организациях, расширению сети базовых организаций по охране труда в строительстве.

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом инвестиционно-строительный комплекс , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 20 за период c 2009 по 2017 год).

1. Файзуллин И.Э., Крыгина А.М., Крыгина Н.М.
// Жилищные стратегии. (№ 1 / 2017).
В статье приведены результаты исследования использования стратегий инновационного развития предприятий территориальных инвестиционно-строительных комплексов. Проанализированы основные проблемные аспекты развития строительной отрасли с учетом кризисных процессов разных уровней в экономике, с выявлением группы факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций. Проведен анализ инновационных стратегий предприятий региональных ИСК. Показана применимость синергетической инновационной стратегии при реализации воспроизводственных процессов жилищной эконедвижимости, с учетом специфики объектов данного класса.

Файзуллин И.Э., Крыгина А.М., Крыгина Н.М. Развитие экожилищного строительства как эффективный инструмент формирования инновационных стратегий развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса // Жилищные стратегии. – 2017. – Том 4. – № 1. – с. 9-22. – doi: 10.18334/zhs.4.1.38052 .

2. Зайнуллина Д.Р., Григорьева К.И.

В статье анализируются системные проблемы инвестиционно-строительного комплекса, которые привели к кризисным явлениям. Авторами сделана попытка доказать взаимосвязь между активизацией инновационного процесса в инвестиционно-строительном комплексе и выходом последнего из кризиса. Так же проанализировано влияние успешного развития строительной отрасли на улучшение регионального инвестиционного климата и формирование благоприятных условий для развития инноваций в регионе.

Зайнуллина Д.Р., Григорьева К.И. Активизация инвестиционно-строительного комплекса как фактора инновационного развития региона // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 21. – с. 2953–2962. – doi: 10.18334/rp.17.21.36912 .

3. Абдуханова Н.Г., Мухаметвалеева Р.Р.
// Российское предпринимательство. (№ 21 / 2016).
Статья посвящена анализу текущего состояния девелопмента в инвестиционно-строительном комплексе. Обосновано понятие «девелопмент» как способ организации и управления строительным производством. Рассмотрены проблемы и перспективы развития девелопмента в инвестиционно-строительном комплексе, а также роль девелопмента в социально-экономическом аспекте.

Абдуханова Н.Г., Мухаметвалеева Р.Р. Девелопмент в инвестиционно-строительном комплексе // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 21. – с. 3023–3028. – doi: 10.18334/rp.17.21.36914 .

7. Гареев И.Ф., Рожков В.Л., Котдусова А.Г.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2015).

В статье представлена характеристика жилищного строительства и динамика его основных показателей. По результатам проведенного исследования раскрыта взаимосвязь результатов инвестиционно-строительной деятельности с основными его составляющими. Полученные выводы могут быть полезны при выработке стратегии развития инвестиционно-строительного комплекса.

Гареев И.Ф., Рожков В.Л., Котдусова А.Г. Основные тенденции развития инвестиционно-строительного комплекса // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 19. – с. 3149-3158. – doi: 10.18334/rp.16.19.1967 .

13. Файзуллин И.Э., Мухаррамова Э.Р., Ажимова Л.И.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2014).
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием строительного комплекса, необходимостью разработки плана и этапов подготовки развития строительного комплекса. Представлены факторы, оказывающие влияние на инвестиционно-строительный комплекс, а также анализ развития рынка недвижимости в городе Казань.

Файзуллин И.Э., Мухаррамова Э.Р., Ажимова Л.И. Развитие инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 19. – с. 135-145. – url: .

15. Гареев И.Ф., Орлов В.Я.
// Российское предпринимательство. (№ 24 / 2013).
На финансовом рынке к настоящему времени присутствуют инструменты коллективного инвестирования, позволяющие вовлечь ресурсы граждан на рынок недвижимости. В статье раскрывается вопросы функционирования фондов недвижимости, требующие дальнейшего совершенствования.

Гареев И.Ф., Орлов В.Я. Направления развития института коллективных инвестиций в строительную отрасль // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – с. 100-107. – url: .

19. Файзуллин И.Э., Федоренко О.С.
// Российское предпринимательство. (№ 5 / 2009).
Анализ потенциала кластеризации Республики Татарстан позволил выявить приоритетные виды экономической деятельности, готовые для создания кластеров, в число которых входит инвестиционно-строительный комплекс. Однако на данном этапе созданию полноценного кластера в этой отрасли препятствует недостаточное развитие родственных и поддерживающих сфер деятельности. Как должна решаться эта проблема? Какими должны быть условия и методология построения кластеров? Читайте об этом в статье.

Файзуллин И.Э., Федоренко О.С. Развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса на основе кластерного подхода // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – с. 159-163. – url: .

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу « »?

Приоритеты и направления развития регионального инвестиционно-строительного комплекса находят свое отражение в региональной инвестиционной политике. В законе `О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области` приводится следующее определение областной государственной инвестиционной политики: `комплекс организационных, правовых, финансово-экономических и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Челябинской области и направленных на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Челябинской области` .
Специалисты выделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционной политики Челябинской области:
- отсутствие стабильного налогового законодательства;
- сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развития предпринимательской деятельности;
- необходимость принятия нового закона об амортизационной политике;
- остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам на рынке Челябинской области: - какие льготы и преференции можно предоставлять инвесторам по арендной плате на землю, -обеспечить равный доступ к получению земельных участков через конкурсные торги .
Таким образом, для повышения эффективности реализуемых органами государственной власти Челябинской области в рамках инвестиционной политики мероприятий необходимо совершенствование законодательства (в частности, регламентация лишь названных в законе механизмов регулирования и поддержки инвестиционной деятельности), обеспечение его стабильности, а также развитие информационно-консультационного обеспечения инвестиционной деятельности, поддержка становления новых источников финансирования инвестиционных проектов.
Определение места и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует раскрытия социально-экономической сущности инвестиционно-строительного комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной экономике .
С точки зрения управления экономикой страны понятие `строительный комплекс` как объект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время не отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией вертикали `трест - объе динение - главное управление - министерство`, что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономи ческое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением .
По мнению Л.В. Донцова , инвестиционно-строительная деятельность реализуется опреде ленной системой производственных, функциональных и институциональных струк тур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.
Инвестиционно-строительный сектор (по методологии Госкомстата России) означает определенную часть сектора `нефинансовых предприятий` и сектора `финансовых учреждений`. Помимо перечисленных, в его состав входят также `сектор государственных учреждений` (частично) и сектор домашних хозяйств`. Таким образом, инвестиционно-строительный сектор имеет в своем составе инвесторов, строительный комплекс и институциональные структуры.
На федеральном уровне инвестиционно-строительный комплекс можно рассматривать как совокупность производственных, функциональных и институциональных структур. Инвестиционно-строительный комплекс обретает конкретное содержание и экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный (федераль ный) инвестиционно-строительный комплекс может быть представ лен как совокупность локальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный инвестиционно-строительный комп лекс характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития.
В существующих условиях хозяйствования в России состояние инвестиционно-строительного комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
В настоящее время управление строительством в России рассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, а как система управления инвестиционно-строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления. Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности - специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.
При переходе к рыночной системе методы прямого управления заменяются на регулирующие. Регулирующие функции государства в развитии экономики инвестиционно-строительного комплекса являются одними из главных в решении проблемы повышения эффективности.
В статье Дерябина Я.В. в качестве субъекта управления (государственных органов управления инвестициями и строительством) рассматриваются следующие инстанции:
- органы общего управления инвестиционно-строительной деятельностью: законодательные органы государства (Государственная Дума, Совет Федерации, парламенты субъектов РФ); федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры (Правительство РФ и пра вительства ее субъектов); судебные органы государства (арбитражные суды);
- органы непосредственного управления инвестиционно-строительной деятельностью (Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития, Росстрой);
- органы опосредованного управления инвестиционно-строительной деятельностью (Министерство имущественных отно шений, Министерство иностранных дел, Министерство по антимонопольной политике, Министерство промышлен ности, науки и технологий, другие отраслевые министерства и их территориальные структуры, Федеральное казна чейство и его территориальные структуры, государственные и региональные внебюджетные фонды и др.);
- функциональные органы инвестиционно-финансовой инфраструктуры, созданные с участием государства (государственные инвестиционные фонды, государственные инвестиционные и страховые компании, государствен ные специализированные инвестиционные и коммерческие банки, инвестиционные агентства и др.).
Происходящие в инвестиционно-строительной сфере в после дние годы процессы отличаются особым динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой, более приемлемой управленческой модели. Существенный импульс решению этой проблемы дало реформирование федеральных органов исполнительной власти, проводимое в соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 `О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти` и от 20.05.2004 г. N649 `Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти`. Принята система управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральные министерства - федеральные службы - фе деральные агентства (рис. 1). Госстрой России преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) согласно соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 286. Таким образом, на федеральном уровне управление строительной отраслью значительно видоизменилось и приблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные агентства являются `низовым` звеном в федеральном эшелоне органов исполнительной власти .

Инвестиционно-строительный комплекс с позиции теории систем

Половникова Надежда Анатольевна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и

менеджмента в строительстве ФГБОУВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерноэкономический университет» e-mail: [email protected] PolovnikovaNadezhdaAnatolievna Candidate of Economic Science, docent, docent of economy and management in building and construction department of Saint-Petersburg Government University

of Engineering and Economics

Аннотация Теория систем, возникшая еще в тридцатые годы ХХ века, не потеряла свою актуальность и в настоящее время. В статье как система рассмотрен инвестиционно-строительный комплекс, играющий важную роль в развитии регионов и страны в целом. Приводятся принципы, которые должны быть положены в основу управления и функционирования ИСК. Annotation Systems theory that has arisen still in the thirties of the XX century didn"t waste the urgency even today. In the article the investment and construction complex playing an important role in development of the regions and of the whole country is considered as a system. Principles that should be the basis of the investment and construction complex management and functioning are given.

Ключевые слова: инвестиционно-строительный комплекс, теория систем, система

Key words: investment and construction complex, systems theory, system Введение

Неослабевающий поток идей всякий раз задает направление развитию теорий познания.В настоящее время практические потребности выступили стимулятором для развития теории систем, возникшей еще в ХХ веке. Весь окружающий нас мир в целом является огромной системой, состоящей из целого

ряда систем.Целью данной статьи является изучение инвестиционностроительного комплекса как системы, выявление его особенностейи разработка рекомендаций по повышению эффективности его функционирования.

Неослабевающий поток идей всякий раз задает направление развитию теорий познания, ничто не может игнорировать теорию. Новые идеи и концепции, оказывают неоспоримое влияние на изменение в деловой среде.

Лучшие концепции, всегда самодостаточны, даже если они опираются на более ранние идеи, так как проверены реальностью и вытекают из фундаментальных всеобщих принципов, и помогают осмыслить мир вокруг нас. Многие идеи являются перелицованными версиями теорий - многолетников. Так в настоящее время практические потребности выступили стимулятором для развития теории систем.

Как самостоятельное научное направление, эта теория зародилась еще в тридцатые годы прошлого века; разрабатывалась многими учеными зарубежными и отечественными, но основоположником этой теории, практически, считается Л. Дон Берталанфи.

Весь мир - это единство систем, находящихся на разных уровнях развития. Каждая система - это элемент более крупной системы, каждый элемент, входящий в нее, является тоже системой, но более мелкой. Отсюда можно сделать вывод, что окружающий нас мир в целом - это огромная система, которая в свою очередь состоит из систем.

Наиболее сложной системой выступает общество. Окружающие нас системы - это природные биологические, совокупность искусственных систем, созданных человеком и наконец, сам человек. Практически каждый объект может быть рассмотрен как система.

Подходы к понятию «система» столь разнообразны, что их насчитывается далеко за сорок.

Р. Акофф, Ф. Эмери определяли систему как множество взаимосвязанных

элементов, каждый из которых прямо или косвенно связан с каждым другим

элементом, а два любые подмножества этого множества не могут быть независимыми.

И.М. Верещагин определил систему как «организованный комплекс средств достижения цели». Н.Г. Белопольский, считаетчто это часть материального мира, созданная природой и человеком, развитие и совершенствование которой зависит от взаимодействия с окружающей средой.

Отечественные ученые А.М. Кориков и Е.Н. Сафьянов дают два определения систем: дескриптивное (описательное) и конструктивное.

Если первое понятие объясняет, как отличить системный объект от несистемного, то есть дает понятие системы вообще, то второй помогает строить систему, выделить ее из среды, то есть дает определение конкретной системы, основываясь на рассмотрении структур системы определяемой ее функции. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, система - это совокупность взаимосвязанных между собой объектов, которые образуют единое целое, обладающее свойствами не присущим отдельным составляющим объекта, если их рассматривать в отдельности.

С учетом конструктивного определения система - это некоторая целостная совокупность, состоящая из отдельных элементов, которые связаны между собой материальными, энергетическими или информационным связями, в результате чего эта совокупность имеет некоторые специфические свойства не присущие в полной мере каждому из входящих в него элементов.

Наиболее оправданный подход к понятию «система» - это совокупность дескриптивного и конструктивного определений.

При одной структуре системы, состав элементов может быть разный, так как одни и те же операции могут выполняться разными элементами или состав операций и их последовательность может изменяться, а состав элементов оставаться постоянным, если свойств имеющихся элементов достаточно для обеспечения изменения структуры. Элементы и подсистемы могут принадлежать сразу нескольким системам, которые будут связаны между собой этими элементами и выполняемыми ими операциями

Как не существует единого подхода к определению системы, так и тенденции к разработке систем различны. Согласно одним система это философская категория, ведущая к усовершенствованию познавательного процесса, согласно другим система должна вырасти на изучении натуральных систем, и затем стать конкретным инструментом исследования, третьи предполагают математическую формализацию, четвертые - системный подход и анализ социально-экономических систем с этой точки зрения.

Для характеристики систем используются различные аспекты. Так для характеристики такой сложной системы, как общество В.Г. Афанасьев предлагал использовать шесть взаимоувязанных аспектов: системно-

компонентный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-интегративный, системно-коммуникативный и системно-генетический или исторический. По мнению специалистов, данная совокупность соответствующих аспектов, может быть использована и для систем являющихся ее частью. «Наполнение» же аспектов определяется спецификой системы . Остановимся на каждом из аспектов. Системно-компонентный аспект отражает изучение состава системы на основе выделения ее компонентов (подсистем и элементов). Системно-структурный предполагает представление структуры системы на основе выделения связей компонентов. Структура -внутренняя форма системы, определяющая способ взаимодействия составляющих ее компонентов. Она зависит от параметров элементов системы, связывает и преобразует их, придавая целостность системе, и обуславливает возникновение новых качеств не присущих отдельным компонентам системы. Системно-функциональный аспект предполагает выделение функциональных взаимосвязей в системе на основе определения координации и субординации компонентов. Системно-интегративный предполагает выделение системообразующих механизмов, дающих объединению компонентов новое качество. Механизм интегративности может быть представлен как совместный результат структурности, коммуникативности и функциональности.

Системно-коммуникативный предполагает выделение взаимодействия сис-

темы с окружением, внешней средой и другими системами при ее функционировании, а также выделение факторов и взаимосвязей. Системногенетический или исторический предусматривает изучение развития системы на основе изучения ее ретроспективы и перспективы, то есть рассмотрение ее в непрерывном развитии.

Рассмотрим инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) с позиции теории систем.

Остановимся на самом понятии инвестиционно-строительный комплекс. Оно появилось в период развития рыночных отношений. В плановой экономике инвестиционно-строительная деятельность представляла процесс освоения государственных капитальных вложений, направленных на расширенное воспроизводство государственной собственности (государство являлось основным инвестором). В данных условиях деятельность по созданию строительных объектов рассматривалась как строительная, так как инвестиции в современном их значении фактически не осуществлялись.

В настоящее время ИСК как любая система представляет собой объединение элементовдля достижения определённой цели (например, создание комфортных условий проживания, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, развитию транспортной системы, реорганизации производственных территорий). Понятие конкретной системы связано с определённой целью, а цель с определённой системой. Объединение элементов в систему осуществляется на основы прямых, предназначенных для передачи вещества, энергии, информации от одного элемента к другому; обратных и нейтральных связей, не связанных непосредственно с функционирование системы (могут рассматриваться как резервные). По своему характеру эти связи могут быть вещественными, энергетическими, информационными или смешанными.

Характерным для инвестиционно-строительного комплекса является то, что его элементы и подсистемы принадлежат различным системам (напри-мер,интегрированные бизнес-структуры могут принадлежать к различным

видам экономической деятельности; так же элементами различных систем

будут и предприятия участвующие в возведении сразу нескольких объектов, осуществляющие свою деятельность в разных регионах и странах). Инвестиционно-строительный комплекс с одной стороны это самостоятельная воспроизводственная система, с другой это часть системы более высокого порядка - страны в целом.

Данный комплекс является неотъемлемой частью развития любого города, региона или страны в целом, играет одну из важных ролей в достижении стратегических целей, связанных с решением целого комплекса задач в экономике, социальной сфере, экологии, развитии инфраструктуры. Так на строительство зданий и сооружений в 2010 году в РФ было направлено 54,0% инвестиций в основной капитал. Доля работ, выполненных организациями всех форм собственности по виду экономической деятельности «Строительство» в РФ в 2010 году составила 5,7 % ВВП. Было введено 216,5 тыс. зданий, их общий строительный объем составил 397,4 млн. кубических метров, общая площадь - 91,5 млн. кв. метров, в том числе 93,2% составили здания жилого назначения. Увеличился ввод в действие образовательных учреждений среднего профессионального образования в 5,2 раза, библиотек - в 2,7 раза, домов отдыха - на 68,4%, санаториев - на 56,7%, образовательных учреждений высшего профессионального образования - на 42,1%, больничных учреждений - на 38,1%, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 21,4%, дошкольных образовательных учреждений - на 17,5%, тепловых сетей на 23,3%, канализационных сетей - на 34,6%.

Инвестиционно-строительный комплекс целостная система, все составляющие которой функционируют и развиваются как системно-структурные элементы этой системы, находящиеся во взаимосвязи друг с другом, а так же происходящие между ними взаимодействия и проистекающие из этих взаимодействий процессы. ИСК это многоуровневая и много субъектная система, призванная удовлетворять потребности как отдельных членов общества, их групп, предприятий, регионов, так и государства в целом.Для него характерна высокая степень неопределенности имманентных связей и отношений.

Это открытая, изменяющаяся система, которая отличается относительной подвижностью и гибкостью, но зачастую, в конкретной реализации неустойчивыми внутренними и внешними связями. Как открытая «живая» система ИСК обладает способностью к сознательному изменению, к саморазвитию, для достижения своей цели.

На ее формирование и развитие влияет множество факторов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера. Все это обуславливает возникновение новых субъектов (участников), новых уровней, образующих в свою очередь новые подсистемы и их совокупности. Существенное влияние на его функционирование оказывают природно-климатические, географические, социокультурные и другие факторы.

Как экономическая система ИСК обладает своим механизмом хозяйствования, ориентирующимся на общественные и хозяйственные институты (административные нормы, обычая, правила, законы).

Кроме того ИСК - это система социальная, так как ее главный элемент - это люди, их интересы, выбор, то есть при выполнении ею и ее элементами своих функций необходимо учитывать кто, когда, где и для кого осуществили данную деятельность. Как производственно-хозяйственная система ИСК не зависимо от правовой и пространственной организации представляет собой совокупность простых и сложных производственных единиц. Средой формирования, которых, как и системы в целом является государство, с присущими ему специфическими чертами.

В ИСК как системе постоянно происходит взаимодействие входящих в неё субъектов, являющихся организационными социально-экономическими системами, которым свойственны свои цели и задачи, а так же методы и приемы их осуществления.

Каждый хозяйственный субъект ИСК сам по себе является сложной системой имеющей свою внутреннюю жизнь имеющим свои законы и контакт с внешним миром, но ни один хозяйственный объект не может обойтись без взаимодействия с другим.

ИСК как система носит динамический характер, т.е. постоянно находиться в движении: создаются новые и разрушаются старые взаимодействия между субъектами бизнес-процесса. Взаимодействие субъектов ИСК связано с укреплением взаимодействия во всех направлениях - вертикальном и горизонтальном. Надо отметить, что акцент все более переноситься на горизонтальное направление. Каждый из субъектов зависит от партнера, при этом конкуренция частично преобразуется в доверительные отношения.

Системные отношения, как правило, носят упорядоченный и организованный характер, но возможны исключения. Функционирование и развитие экономической системы всегда направлено на достижение общесистемной цели, которые обеспечивают развитие и выживание системы. Для сохранения структурной целостности и динамического развития системы необходимо согласованное функционирование ее элементов (подсистем), соответствие их современному состоянию развития производства и потребностей потребителей, с учетом природно-географической национальной среды, социальной среды.Погоня за прибылью внутри ИСК, стремление к монополизму отдельных крупных компаний в ряде регионов, антагонизм в системе между ее элементами (участниками) ведет к гибели системы.

С развитием рыночных отношений, ростом конкуренции любой хозяйственный объект или экономическая система подвержены влиянию мировой системы, не исключения и ИСК, даже если его участники не имеют намерений осуществлять международные операции в ближайшей перспективе, так как надо принимать во внимание иностранные фирмы, работающие или стремящиеся проникнуть на российский рынок.

Для обеспечения структурной целостности и динамической согласованности функционирования подсистем необходимо, что каждая из них соответствовала новым условиям хозяйствования, состоянию развития производства, потребностей, научно-техническому прогрессу, растущим масштабам производства и экономики. В основе управления и функционирования ИСК должны быть положены такие принципы как: принцип эффективного управления,

как всей системой, так и ее элементами; принципы финансовой дисциплины и прозрачности структуры собственности; принципы информационной открытости и гарантии прав; принципы эффективного контроля и справедливого вознаграждения; принцип законности и этичности; принцип активного содействия; принцип обоснованности и учета интересов всех участников системы.

Упорядоченность во взаимодействии множества элементов (участников) инвестиционно-строительного процесса устанавливалась на основе степени их содействия в получении целой системой (ИСК и государством в целом) полезного результата. Взаимодействие должно представлять полную кооперацию элементов, и в систему должны входить только те элементы, которые вносят свою долю в получение этого запрограммированного полезного результата, а их взаимоотношения принимают характер взаимного содействия в его получении.

Заключение

Инвестиционно-строительный комплекс - это сложная социальноэкономическая, производственно-хозяйственная, открытая система, включающая большое количество участников, имеющая свои особенности и влияющая на развитие регионов и страны в целом. Каждый участник ИСК сам по себе является сложной системой, имеющей свои цели и задачи и использующей для их решения различные методы и приемы. Существенное влияние на ИСК оказывают общественные и правовые институты страны, а на результаты деятельности данной системы природно-климатические, географические и другие особенности. Для обеспечения структурной целостности и динамической согласованности функционирования ИСК, как системы необходимо, чтобы каждый ее компонент соответствовал новым условиям хозяйствования, состоянию развития производства, потребностей, научнотехнического прогресса, растущим масштабам производства и экономики. А для повышения эффективности функционирования в систему должны вхо-

дить только те элементы, которые вносят свою долю в получение этого необходимого полезного результата.

Библиографический список

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова. М.: «Сов.радио» 1974. 272 с.

2. Кориков А.М., Сафьянова Е.Н. Основы системного анализа и теории систем. Учебное пособие. - Томск, Изд-во ТГУ, 1989

3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. 368 с.

4. Ильичев А.В. Основы анализа эффективности и рисков целевых программ. Истоки, формализация, реализация. - М.: Научный мир, 2009. - 305 с.

5. Агеев, А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики/ А.Б. Агеев. - М.: Во-лтерсКлувер, 2010. - 288 с.

1. Akoff R., Jemeri F. On purposeful systems. Per. s angl.pod red. I. A. Ushakova. M.: «Sov. radio» 1974. 272 s.

2. Korikov A.M., Safijanova E.N. Fundamentals of the system analysis and systems theory: Tutorial. - Tomsk, publishing company TGU, 1989

3. Afanasiev V.G. System and society. - M.: Politizdat, 1980. 368 s.

4. Ilichev A.V. Fundamentals of the efficiency and risks analysis of target programs. Sources, formalization, realization. - M.: Nauchnyjmir, 2009. - 305 s.

5. Ageev, A.B. Creation of a modern corporate management system in joint-stock companies: theory and practice questions/ A.B. Ageev. - M.: Wolters Kluwer, 2010. - 288 s.