Шлем ужаса — защитный оберег. Шлем ужаса оберег: значение и история происхождения Татуировка шлем ужаса

У этого оберега, принадлежащего древней скандинавской культуре, весьма интригующее название – шлем ужаса. Графема – так специалисты-этнографы называют графическое изображение древних символов – выглядит не менее впечатляюще: лучи (их количество обязательно кратно четырем) расходятся из одной точки и обрамлены руническим кругом.

Значение оберега Шлем ужаса

Рассказать историю этого древнего могущественного символа невозможно без экскурса в скандинавский эпос . Скандинавы этот оберег называли Эгисхьяльм. Согласно древней легенде, отважный воин Сигурд, бесстрашный в бою и весьма жестокий к врагам, убивает ужасного дракона Фафнира.

Дракон был настолько могущественен и кровожаден, что многие считали его непобедимым, и только Сигурду удалось его победить в отчаянной схватке. Сигурд проник в подземелья поверженного дракона и забрал его сокровища, среди которых самым ценным был Шлем ужаса. Этот амулет наделял своего владельца силой и отвагой , делал его неуязвимым в бою и укреплял его воинский дух.

Эти качества весьма ценились воинственными скандинавами, поэтому Эгисхьяльм жаждали иметь у себя многие войны. Этот магический знак воины рисовали на лбу, поэтому возникла метафора – шлем .

Враги, увидев изображение этого древнего рунического знака, понимали, что перед ними сильный соперник, который будет бороться до последней капли крови, и это повергало их в ужас и трепет, поэтому и возникло такое поэтическое определение – шлем ужаса.

Еще одна красивая легенда: Эгисхьяльм – это одно из главных достояний бессметных сокровищ нибелунгов, а его могущество поддержано силой змеи-прародительницы.

Прошли тысячелетия, но сакральная символика этого знака не изменилась: его выбирают люди, чья жизнь неразрывно связана с борьбой, с войной, кому приходится доказывать свое превосходство при помощи физической силы и кто не хочет знать пощады к своим врагам.

Помимо того, что шлем ужаса наделяет своего обладателя настоящими бойцовскими качествами, он также укрепляет его дух: человек избавляется от гнетущих сомнений, учится отсекать все лишнее и становится цельным как личность.

Виды оберега Эгисхьяльм

Самое древнее изображение оберега Шлем ужаса – это крест с четырьмя лучами , навершия которых украшены дополнительными линиями, расходящимися под углом. Некоторые исследователи считают, что простейший четырехконечный шлем ужаса – это объединение четырех рун Альгиз.

По форме исполнения этот знак простой, лаконичный, но для людей, увлекающихся скандинавским эпосом, ясна его магическая суть:

  • оберег от злых чар;
  • амулет, дарующий силу и отвагу;
  • оберег, помогающий побеждать в экстремальных ситуациях, и речь идет не только о физической схватке, но и о сложных дискуссиях, спорах.

Еще одно магическое свойство этого древнего оберега – он помогает сохранять хладнокровие и рационально использовать свою силу, как физическую, так и духовную.

Более поздняя вариация Шлема ужаса – это объединение 8 или 12 лучей (их количество может быть и больше, но неизменным остается одно: они должны быть кратны четырем ). Еще один отличительный знак – все лучи симметричные и расходятся из одной точки, расположенной строго по центру. Цифра четыре ассоциируется с мироустройством: четыре стороны света, четыре времени года.

Обереги со сложным переплетением линий (некоторые включают в себя не просто линии, а переплетение стилизованных изображений рун) называют гальдраставами, или вязаными оберегами . Появились они в Исландии в раннем Средневековье, поэтому, говоря о гальдраставах, часто употребляют словосочетание «северная магия».

Надеясь на магическую силу оберега, люди наносили его изображение:

  • на одежду (головные уборы или на любую другую одежду в районе груди);
  • носили на шее в виде амулета (чаще всего это амулеты из белого «холодного» металла или из кости);
  • наносили на дверь или при входе в дом, а также на утварь и орудия труда.

Человек, находящийся под защитой оберега Шлем ужаса, становится обладателем весьма ценного дара: он способен накапливать, аккумулировать свою жизненную энергию, повышая тем самым концентрацию и внимание, что обязательно пригодится ему в экстремальных ситуациях.

Татуировка-оберег Шлем ужаса

На телах бойцов из Скандинавии, которые чтут славные традиции своих предков-викингов , часто можно увидеть татуировку с изображением Шлема ужаса. Этот древний сакральный символ чаще всего наносят на предплечье правой руки (если человек правша) и на предплечье левой руки, если человек – левша.

Часто Эгисхьяльм изображают в обрамлении круга с руническими символами, и от символов зависит глубинная трактовка этого знака.

Также татуировка с изображением этого древнего символа популярна среди людей, которые интересуются древней скандинавской культурой. В этом случае тату становится неким опознавательным знаком , благодаря которому «свой увидит своего».

Чаще всего изображение наносится на предплечье и в монохромном исполнении. Как вариант – на голени, на затылке или на груди в районе сердца. Однозначно сказать нельзя, на каком месте должна быть татуировка с изображением Эгисхьяльма, ведь тату – это прежде всего творчество и способ самовыражения и каждый сам для себя решает, какой смысл он вкладывает в татуировку. Часто такое тату дополняют изображениями рун или соответствующими надписями.

Выбирая Шлем ужаса в качестве татуировки, стоит помнить и о темных сторонах этого древнего символа, пришедшего к нам сквозь столетия: он повышает агрессию своего обладателя и служит для подавления воли врагов. Так как это магический знак, то сложно предсказать, как он повлияет на судьбу своего обладателя.

Шлем ужаса – это скандинавский оберег. Его также называют агисхьяльм. Еще одно название такого амулета – это крест непобедимости. Считается, что это один из самых сильных и действенных оберегов, который обладает магической силой. Викинги и шаманы твердо верили в его безграничную мощь.

Несмотря на свое страшное название, внешний вид амулета ужас не вселяет. Агисхьяльм представляет собой символ, состоящий из одинаковых лучей, на которые нанесен один и тот же рисунок. Именно такой орнамент повышает эффективность амулета. Изначально было только четыре луча, расположенных равномерно. Они напоминали крест, поэтому амулет и стали звать крест непобедимости. Позднее стали делать восемь лучей, а еще позднее – двенадцать.

На самом деле, неважно, какое количество лучей будет располагаться на обереге, главное, чтобы их число было кратно четырем. Данные лучи расходятся из одной точки.

Весь символ заключен в рунический круг. Для его создания может быть использована руна Скандинавии или руна Исландии. В любом случае руны оберега шлем ужаса также многократно усиливают магические свойства талисмана.

Существует легенда возникновения этого оберега. Она гласит, что жил однажды смелый воин по имени Сигурд. Ни один бой не мог вызвать в нем чувства страха. Не знал воин и жалости к врагам своим. Жил в то время и дракон по имени Фафнир. Он был злой, кровожадный и всемогущий. Никто не мог совладать с этим чудовищем. Вот однажды сошлись Сигурд и Фафнир в смертельной схватке, и вышел великий воин из нее победителем. После этого Сигурд забрал себе все сокровища дракона. Среди них был амулет агисхьяльм. После этого стали считать, что этот оберег дарит силу и отвагу своему обладателю и делает его непобедимым.

Воины-северяне стали рисовать изображение амулета у себя на лбу. Именно благодаря этому его и прозвали шлем. Также изображение наносилось на амуницию (доспехи, оружие и т.д.). Считалось, что такие воины непобедимы в бою и будут биться не на жизнь, а насмерть до самого последнего вздоха. Это наводило ужас на их противников. Отсюда и пошло полное называние оберега – шлем ужаса.

Еще одно поверье гласит, что агисхьяльм является частью сокровищ нибелунгов. В данном случае мощь его поддерживается змеей-прародительницей. Она и охраняет сокровища от посторонних. Считалось, что благодаря ее силе воин обладает чутьем змеи, а также способностью вводить жертву в транс. После этого он мог беспрепятственно с ней расправляться.

Как бы то ни было, считается, что агисхьяльм – это самый мощный оберег для воинов, который делает их практически непобедимыми.

Значение оберега шлем ужаса

Шлем ужаса оберег имеет не одно значение. Одно из них, как уже говорилось, заключается в том, что амулет дает защиту от врагов и помогает их побеждать. Считается, что такой амулет делает человека практически неуязвимым. Еще одно значение состоит в том, что талисман увеличивает колдовские силы. Именно поэтому он так ценился и ценится шаманами.

Кроме того, агисхьяльм или шлем ужаса имеет значение, более актуальное для современного общества – он увеличивает жизненную силу и энергию. Благодаря этому человек становится выносливее и может выполнять даже самую тяжелую работу, оставаясь при этом бодрым и полным сил. Следующее значение амулета – он улучшает память и повышает внимательность. Это означает, что его могут носить школьники и студенты.

Шлем ужаса – это амулет, который защитит от злых сил, помогает отразить колдовство злого характера и злые толки. Он способен негативную энергетику преобразовать в позитивную и отдать ее владельцу.

Помимо этого, амулет помогает найти свой путь в жизни и обрести гармонию с окружающими людьми. Шлем ужаса притягивает богатство и удачу. Кроме того, амулет помогает найти свою вторую половинку и построить крепкую семью.

Как носить оберег агисхьяльм

Носить оберег можно разными способами. Самый популярный из них – в виде украшений. Это могут быть кулоны и кольца с изображением амулета. Помимо этого, его изображение наносят на рубашки, футболки, майки и другую одежду с левой стороны груди, а также на головные уборы. Кроме того, символ шлема ужаса может быть размещен над дверью дома, чтобы в него не могли проникнуть злые силы. Изображение наносится на посуду, экипировку и рабочие принадлежности.

В современенном обществе многие делают тату. Для их изображения в последнее время все чаще выбирают обереги, в том числе и шлем ужаса. Воины Скандинавии также зачастую выполняли тату с символом данного оберега.

Тату шлем ужаса лучше всего делать на правом предплечье тем, у кого рабочая правая рука и на левом предплечье тем, у кого рабочая левая рука. Также можно выполнять изображение на голени ноги, затылке и с левой стороны груди. Однако, делая тату, следует помнить, что оберег способен подавлять волю окружающих людей, подчиняя их себе. Одно дело поносить и при необходимости снять оберег, другое дело – постоянно жить с ним. Никто не может сказать, как сложится судьба у человека с такой тату.

Шлем ужаса, как мы уже говорили – один из самых мощных оберегов. Однако «заработает» он только в том случае, если его владелец полностью энергетически сроднится с ним. Для этого следует изображение агисхьяльма поднести ко лбу в районе третьего глаза и подержать его так в течение нескольких минут, поглощая мощь оберега. После этого можно рассчитывать на всю силу данного амулета. Если речь идет о татуировке, то никакой обряд не потребуется, поскольку она будет присутствовать на теле постоянно.

«Шлем Ужаса», или эгисхьяльм на древнеисландском, как оберег имеет много свойств, но основное – защита.

Символ древний: археологи нашли нечто подобное на предметах, датированных V тысячелетием до н.э.

И уже тогда это был амулет большой магической силы, а позже такие символы обнаружились и у древних славян, и у кельтов, и у скифов.

Прошли не века с тех пор – тысячелетия, а эгисхьяльм по-прежнему считается одним из сильнейших талисманов, и не безосновательно.

«Шлем ужаса»: истоки названия

Казалось бы, несколько необычно для предмета защиты иметь такое устрашающее наименование, однако причина этого кроется в двух вещах:

В отрывке из песен «Старшей Эдды» - «Речах Фафнира»;

И в механике действия самого оберега.

В первом случае «Шлем Ужаса» упоминается как артефакт, который носил один из последних драконов – Фафнир. Благодаря шлему он был неуязвим для врагов: они убегали в ужасе, будучи не в силах приблизиться к дракону. Но после того как Сигурд хитростью одолел Фафнира, артефакт оказался в сокровищах нибелунгов. А знак на шлеме стал оберегом, известным и поныне как эгисхьяльм.

Во втором случае речь идет непосредственно о воздействии, с помощью которого «Шлем Ужаса» защищает владельца: он улавливает агрессию недругов и отражает ее на них самих. В итоге, никакой недоброжелатель не может без страха подойти к носителю оберега.

Но есть и еще один нюанс: эгисхьяльм полагается носить на лбу, точно между бровей – там, где йоги определяют Аджна-чакру, и там, где в настоящих шлемах проходит железный наносник.

Структура и виды оберега

«Шлем Ужаса» в классическом варианте представляет собой четыре руны Альгиз, расположенные в виде креста. Почему именно так?

Альгиз – это руна защиты, а точка в центре креста олицетворяет носителя эгисхьяльма, которого символы как раз и оберегают. И самый простой «Шлем Ужаса» выглядит как двенадцатиконечный крест.

Однако древние маги Северной Традиции экспериментировали с оберегом, усиливая его свойства или изменяя их. Для этого они добавляли к Альгизам другие руны и меняли структуру «Шлема Ужаса». В итоге получались совсем различные амулеты, многие из которых находят применение и теперь.

К примеру, эгисхьяльмы дня сегодняшнего можно разделить на следующие виды:

Классический оберег, описанный выше, который защищает носителя от внешних угроз;

Оберег не только от физических, но и от магических воздействий (выглядит схоже с двенадцатиконечным крестом, но центр его очерчен кругом);

Оберег от серьезного магического негатива (кроме круга по центру усилен еще и маленькими окружностями на «ветвях» графемы).

Почему внешнее различие эгисхьяльмов именно такое? Потому что без круга по центру действие оберега будет направленно только во внешний мир.

Круг призван олицетворять границу между личностью владельца оберега и всей прочей средой. А когда он есть в структуре «Шлема Ужаса», это значит, что носитель будет защищен и в плане психики.

Маленькие окружности на «ветвях» эгисхьяльма не позволяют отнимать энергию у владельца, а также становятся дополнительными преградами для доступа к центру оберега, т.е. - личности человека.

Что может Шлем Ужаса и какое его значение?

В зависимости от рун, которые будут внесены в структуру амулета, действие его может меняться кардинально. И если создавать эгисхьяльм возьмется знающий специалист, то оберег сумеет принести владельцу:

Удачу в делах сердечных, а также и привязанность любимого человека, если ее нет;

Удачу в путешествиях, умение находить правильный путь из любого места;

Возможности для получения желаемого, чем бы оно ни было;

Защиту от гнева начальства, от упреков и преследований со стороны людей вышестоящих;

Возможность избежать материальных потерь и ущербов.

Как пользоваться «Шлемом Ужаса»?

Способ использования меняется всякий раз, как меняется цель употребления эгисхьяльма. Одно останется неизменным – слова, с помощью которых оберег надо активировать. Это всегда будет виса из «Старшей Эдды», а именно: «Шлем Ужаса я несу меж моих бровей», сказать которую нужно с большим чувством, с глубоким вниманием к каждому слову.

Если же говорить о конкретных методиках, то «Шлем Ужаса» используют тремя способами.

Для разового применения.

На рассвете безымянным пальцем правой руки необходимо нарисовать между бровей символ эгисхьяльма с помощью собственной слюны или крови. Кроме них, однако, можно использовать и воду, но взять ее надо обязательно из ручья, текущего от востока к западу.

Для постоянного действия.

Также на рассвете, но непременно во время растущей Луны, надо вырезать оберег на пластине из железа (а желательно, свинца) и очертить его линии собственной кровью.

В этом случае «Шлем Ужаса» будет действовать постоянно, если владелец станет носить его с собой. А чтобы усилить работу эгисхьяльма, можно приложить его к переносице.

Для защиты в магических войнах.

Точно как и в предыдущем случае, оберег вырезается на деревянной плашке, а именно – дубовой, тисовой или ореховой. Он также активируется кровью и произношением висы, однако носить его нужно между бровей все то время, пока длится магическая война.

ВАЖНО! Собираясь использовать «Шлем Ужаса», каждый человек должен знать, что действие у него может быть как хорошим, так и негативным для владельца, если он ошибется в процессе создания оберега.

Дело в том, что отражающий эффект эгисхьяльма в случае неверного начертания, например, начинает работать не только на агрессивные воздействия по отношению к носителю, но и на положительные. В результате этого человек может потерять множество благоприятных возможностей.

Вторая опасность при ошибке в создании «Шлема Ужаса» - угроза для родных и близких владельца оберега. Они ведь тоже направляют на него свое влияние, пусть и доброе, а неверно сделанный эгисхьяльм может навредить им.

Шлем ужаса – от названия мурашки бегут по коже. Это один из загадочных знаков северных народов, оберег, призванный защищать своего хозяина от негативного воздействия врагов и недоброжелателей, а вовсе не часть военной амуниции, как можно решить по названию. Некоторые его связывают с сокровищем нибелунгов. Редакция сайта Про амулеты расскажет про варианты оберега, растолкует смысл каждой части и приведёт примеры использования.

Шлем ужаса пришёл из скандинавской мифологии. Упоминание о нём можно найти в «Старшей Эдде», «Речи Фанфира». Там он имеет название шлем-страшило (cegishjalm). В русский язык слово пришло в транскрипции «эгишъялм» или «агисхьяльм». Они также встречаются в описаниях амулета.

Итак, разобравшись с происхождением слова, обратимся к легенде.

В «Речи Фанфира» мы находим такие строки:

«Шлем-страшило
носил я всегда,
на золоте лежа;
всех сильнее
себя я считал,
с кем бы ни встретился».

Это сказано о «Фанфире», бесстрашном и непобедимом звере, который наводил страх на всё живое. Секрет его неуязвимости заключался в шлеме ужаса. Но нашёлся один хитрый и неустрашимый воин Сигурд. Он убил дракона, забрав богатства, включая шлем ужаса. Он воспользовался уловкой. Сигурд спрятался в яму от магии дракона. Из ямы воин смог пробить сердце зверя. С тех пор Сигурд стал непобедимым, при виде его враги разбегались в панике.

Шлем ужаса стал использоваться многими поколениями воинов. Его наносили на латы, мечи, но чаще рисовали на переносице своей слюной или кровью.

Каково значение амулета шлем ужаса

Оберег представляет собой многолучевой крест из рун. Он бывает простейшим, из четырёх символов или более сложный, с восьмью или двенадцатью лучами, с внутренним кругом или внешним.

Это всё придаёт разные оттенки значения, но цель оберега одна – усилить магию человека, обрести власть над врагами, поселить в них ужас.

На изображении две самые простые формы шлема ужаса. Глядя на них, опишем смысл подобного начертания. В нём отражены три уровня сознания:

  1. Центр (пересечение лучей). Сам человек, душа, своё внутреннее «Я».
  2. Лучи (прямые части, до ответвлений). Психика человека.
  3. Край (ответвления). Внешний мир.

Каждый из этих уровней человек должен взять под контроль, осознать свою природу, все сферы сознания и жизни. Только в таком случае он станет непобедимым. Правда, на это может уйти вся жизнь, а может её и не хватить. На помощь приходят магические ритуалы и символы.

Они помогают человеку раскрыть свою сущность, связать воедино все силы и миры. В этом и состоит суть магии и мощь оберегов. Они не дают человеку того, чего в нём нет, а высвобождают скрытые резервы, налаживают контакт с высшими силами и энергией вселенной. Руны, символы – язык магии, обращённый к иным мирам, но в то же время изменяющий известную нам действительность.

Шлем ужаса призван сделать следующее:

  • накапливать энергетику;
  • повышать концентрацию;
  • улучшать внимание;
  • улучшать память;
  • повышать способность к ориентации на местности;
  • отражать агрессию, направляя её на нападающего.

Мало начертить знак, человеку надо осознать его значение, принять его, поверить и довериться ему.

Значение рун, составляющих шлем ужаса

Начертание может варьироваться, но некоторые элементы присутствуют обязательно:


Дополнительно талисман заключают в круг, который создаёт защиту от сильной магии.

Создание оберега лучше оставить профессионалам. Любой неверно употреблённый, неверно начертанный элемент приведёт к искажению смысла.

Например, базовое значение отражение чужеродной силы сохранится, но при этом можно оградить себя и от добрых чувств.

Виды оберега шлем ужаса

Как уже сказано выше, специалисты могут создавать разные амулеты на основе шлема ужаса, добавляя лучи, круги и руны. Их насчитывается около 10 разновидностей.

Приведём следующие разновидности оберега, которые легко найти в продаже:


Ситуации, когда понадобится шлем ужаса

Использовать талисман стоит тогда, когда требуется отражение чужого негатива и накопление, активация собственной энергетики. Выделяются такие случаи:

  • встреча с неприятными, негативно настроенными людьми;
  • встреча в большой незнакомой компании, с которыми необходимо найти общий язык;
  • в конфликтных ситуациях, когда необходимо победить оппонента в споре;
  • деловые встречи и переговоры;
  • учёба или духовные практики;
  • во время сделок, подписания важных документов;
  • путешествие, когда попадаете в незнакомое место.

Практикующие маги только тогда, когда его работа необходима. Без надобности надевать его не следует. Связано это с сильной энергетикой оберега. Длительное её воздействие может истощить хозяина, навредит окружающим.

Как изготовить оберег шлем ужаса своими рукам

Приобретать амулет и делать самостоятельно следует осторожно. В первую очередь стоит внимательно изучить начертание рун. Лучше использовать распространённые виды, которые мы описали выше. Не доверяйте искажённым знакам, имеющим дополнительные рисунки и украшения.

Своими руками шлем ужаса делается при наличии эскиза. Переносить на материал линии следует внимательно, не искажая рисунок, соблюдая симметрию.

Материал берётся любой. Ориентируйтесь на мягкость и податливость заготовки. На металле выбить ровные линии без подготовки трудно, поэтому лучше отдать предпочтение глине, на которой руны просто выдавливаются, при этом любая погрешность легко стирается. Ещё один вариант – дерево. Знатоки советуют брать дуб, ясень или . На дереве символы выжигаются.

Активация шлема ужаса

Без активации оберега не обойтись. Проводится она в два этапа:

  1. Оговор. От него зависит 80% успешной службы талисмана. Мысль должна быть чёткой и ясной, как и слова, обращённые к амулету. Например, можно использовать такой текст: « Я создал Агисхьяльм для того, чтобы (цель). Заряжаю его (способ)».
  2. Активация. Самый действенный способ – слюной. Смочите слюной ватную палочку и обведите каждую черту. Ещё один вариант – дыханием. Набрать полную грудь воздуха и выдохнуть на оберег.

После обряда оберег шлем ужаса можно носить в экстренных ситуациях. Без этого оберег станет просто украшением.

На первый взгляд кажется, что татуировка с нанесённым магическим символом будет охранять от дурного воздействия всегда и везде. В случае с шлемом ужаса это ошибочно.

Маги сходятся во мнении, что , как и постоянное ношение знака, принесёт вред. Объясняется это главной функцией входящих в состав символов – не допускать проникновение чужой энергетики к хозяину.

Получается, что такая татуировка будет перенаправлять энергию постоянно. При этом не обязательно энергетика будет негативной. Доброту, любовь знак также отразит, особенно неверно начертанный. Кроме этого, намерения, даже добрые, символ трансформирует, искажает, поэтому они не дойдут до автора в первозданном виде и могут навредить.

По многочисленным, как говорится, просьбам... :)))

Выкладываю главу про "Шлемы Ужаса" из нового "Практического курса Рунического Искусства".
На всякий случай сразу отвечаю на вопрос, который наверняка возникнет, - новая книга не имеет ничего общего с тем "Практическим курсом", который издавался совместно с ван Дартом в 1999-2002 гг. Это - вообще другая книга.

Для одного поста глава, пожалуй, великовата, так что разобью ее на две части.

Затравки ради:

(Из материалов Музея исландского чародейства и колдовства в Хольмавике, Исландия)

Маленькое предисловие

…Символ двенадцатиконечного (и более - кратно четырем) креста получил в Средневековье условное обобщающее название Эгисхъяльм , «Шлем Ужаса» (др.-исл. Ægishjalmur ). Эддическое предание ассоциирует это имя с одним из сокровищ дракона Фафнира, доставшихся победившему его Сигурду. Но в Эдде мы встречаем только имя, а прорисовки символа - в существенно более поздних исландских колдовских книгах.


Две основные формы простейшего «Шлема Ужаса»

Однако сама данная графема, хорошо известная современным поклонникам нордической Традиции, гораздо древнее и того, и другого источника. Уже в V тысячелетии до н.э. эры мы встречаем аналогичные символы на керамике центральноевропейских народов - параллельно со свастикой и «крестом в круге», праобразом «кельтского креста». Это обладающие центральной симметрией символы, каждая «ветвь» которых продолжает ветвиться по мере удаления от центра. В более поздние времена - в эпохи бронзы, железа, а потом и в Средневековье - аналогичные символы известны в древностях самых разных народов - скифов, славян и балтов, германцев, кельтов и т.д.


Четырехчастные центральносимметричные символы на центральноевропейской керамике V тыс. до н.э. - праобразы будущих «Шлемов Ужаса»

Двенадцатиконечный крест на валлийской каменной стеле (Лландило, Дивед). О древности камня свидетельствует огамическая надпись, идущая вдоль левого ребра лицевой грани

В собственно Скандинавии в относительно позднее время двенадцатиконечный крест нередко рассматривался как объединение четырех рун Maðr , развернутых под прямым углом друг к другу. По большому счету, это и есть простейшая форма символов ряда «Шлема Ужаса». В позднесредневековой Исландии этому знаку приписывали самые разные свойства: от «охраняет от всех несчастий» до «завоевать любовь девушки».
Со временем (по большей части - в Исландии) возникли и сложные формы «Шлемов», развившиеся из простых за счет усложнения «ветвления» каждого из лучей, а также - за счет удвоения числа базовых лучей (восемь вместо четырех). Некоторые из таких символов называются в исландских рукописях непосредственно Эгисхъяльм , другие получили собственные имена.


Эгисхъяльм, «Шлем Ужаса», в узком смысле этого термина, - т.е. символ, который так называли исландские маги, полагавшие, что он способен даровать непобедимость. Прорисовка из постсредневековой исландской рукописной магической книги

Примеры простых модификаций Шлемов Ужаса из исландских рукописей. По материалам Музея исландского чародейства и колдовства в Хольмавике, Исландия

Работа с гальдраставами - штука непростая, по целому ряду причин. И дело не только - даже не столько - в том, что в большинстве своем эти знаки довольно сложны графически. Дело, в частности, в том, что - как и руны - гальдраставы требуют специфического отношения, особой «настройки», которую невозможно обеспечить несколькими страницами текста. Кроме того, если работать конкретно на исландском материале, нужно еще и уметь отличить рисунки суеверных крестьян, готовых ради прироста овечьего стада смешать иудейские символы, христианские молитвы и что-то где-то слышанное о рунах, - от знаков, некогда созданных северными магами…

Это вовсе не означает, что я предостерегаю читателя от работы с гальдраставами вообще . Ни в коем случае. Это означает всего лишь, что я предлагаю принять определенные ограничения - по крайней мере, до той поры, когда читатель не будет уверен, что он сам способен оперировать своим сознанием в степени, достаточной, чтобы видеть гальдраставы… скажем так, - несколько иначе. (Ко всему прочему, любое самоограничение - это своего рода аскеза, т.е. - тоже источник Силы…)

Предлагаемые ограничения просты:
1) Мы работаем только с теми «классами» гальдраставов, которые заведомо являются наследием древней Традиции (например, - со Шлемами Ужаса).
2) Мы работаем только с гальдраставами, которые восходят к традиции создания и использования вязаных рун или непосредственно связаны с таковой.

Вот и все. Эти простые ограничения позволят избежать и грубых ошибок, и совершенно ненужной неопределенности, но не помешают подходить к работе с гальдраставами творчески - т.е. не просто перерисовывать непонятные картинки из каталогов и справочников, но - создавать на основе традиционных схем собственные гальдраставы, имеющие именно ту магическую нагрузку, которая вам необходима.
Мы не будем пытаться охватить здесь все такие схемы, - это вряд ли возможно в рамках этого курса, да в том нет и необходимости. Здесь, в «Практических рекомендациях», мы ограничимся одним классом гальдраставов - «Шлемами Ужаса». Итак…

1. В поздних исландских трактатах можно найти десятки различных способов и целей применения гальдраставов этого класса:
- «чтобы на тебя не могли навести наваждение»,
- «чтобы тролли не заездили твоего коня»,
- «дабы избежать любого ущерба, особенно - от черной магии»,
- «чтобы получить желаемое»,
- «против колдовства»,
- «для победы над врагом»,
- «от гнева хёвдинга»,
- «чтобы вернуться невредимым из путешествия» и т.д.

Невозможно не заметить, что при всем многообразии этих формулировок абсолютное большинство из них так или иначе связано с обеспечением неуязвимости «пользователя». Это действительно своего рода «лейтмотив» - правда, не единственный…

Как уже упоминалось, древнегерманская традиция называет «Шлемом Ужаса» одно из сокровищ мудрого змея Фафнира:

«У него был шлем-страшило, которого боялось все живое… »
«Речи Регина», Старшая Эдда

(«Шлем-страшило» - несколько неуклюжий корсуновский перевод исландского словосочетания «Шлем Ужаса» или «Шлем Устрашения».)

«[Фафнир] сказал:
Шлем-страшило
носил я всегда,
на золоте лежа;
всех сильнее
себя я считал,
с кем бы ни встретился
».
«Речи Фафнира», Старшая Эдда

Мифологический артефакт, принадлежавший некогда одному из последних драконов, и ряд символов, используемых человеческими магами, объединяет не только название. Согласно преданию, ни один боец не мог встать против надевшего шлем Фафнира; гальдраставы, о которых мы говорим, имеют близкую функцию.

Леонид Кораблев в одной из своих работ приводит ряд интереснейших фактов об употреблении словосочетания «Шлем Ужаса» в древнеисландском:
- «нести Шлем Ужаса перед кем-либо » = «устрашать, угнетать кого-либо»;
- «иметь Шлем Ужаса в глазах » = «обладать магической силой взгляда».

Есть еще кое-что общее между шлемом Фафнира и гальдраставами, о которых мы ведем речь, но об этом - позже.
Ну, а все сказанное необходимо просто учитывать при «конструировании» собственных Эгисхъяльмов.

2. Структура Шлемов и их компоненты

В средневековой и пост-средневековой Исландии полагали, что простейшие Шлемы Ужаса «собираются» из четырех или восьми новоисландских рун Maðr , «Человек». Для того времени это, в целом, нормальный подход; однако, стоит помнить, что присвоение этой руне имени Maðr и, соответственно, звука m - это всего лишь рубеж I и II тысячелетий н.э. Между тем, простейшие Шлемы (пусть и под другим именем) применялись задолго до того времени.

До начала деградации рунической традиции и формирования Младших рядов эта руна носила имя Альгиз и символизировала состояние защищенности и покровительство богов. Обращение к более архаичному «пласту» Рунического Искусства позволяет увидеть - скажем так, - «силовой каркас» Шлемов: обращенная на четыре/восемь сторон света руна защиты и сдерживания агрессии извне. Помните, в Англосаксонской Рунической Поэме:

[Осоки] жилище
обычно в болоте,
в воде растет она
и ранит жестоко
и кровью красит
любого, кто рвет ее.

Именно этот «силовой каркас» мы встречаем практически по всей Европе в качестве самостоятельных защитных знаков - от керамики бронзового века до современных сакральных татуировок южных славян; он же сам по себе является и простейшим вариантом Эгисхъяльма. Собственно исландским нововведением является включение этих символов «в оборот Рунического Искусства»; их объединение с магией рун и позволило создать целый ряд очень мощных и удивительно гармоничных символов, какими и являются Шлемы Ужаса.

Это не теоретические измышления - для того, чтобы самому «конструировать» Шлемы, необходимо понимать, как они устроены.

3. Типология Шлемов и различия в их предназначении

При относительно близкой общей направленности воздействия, разные гальдраставы группы Шлемов Ужаса имеют, конечно, разное применение. Только исландские рукописи содержат изображения и описания десятков разных Шлемов, а ведь в них приведены, разумеется, не все возможные варианты.

Очевидно, что, если общая направленность действия Шлемов (обеспечение неуязвимости в самом широком смысле слова) обуславливается единым для них всех «силовым каркасом», то специфика воздействия каждого конкретного Шлема определяется:
а) конфигурацией става, и
б) рунами, которые в нем присутствуют.

Об использовании рун в компоновке Шлемов - чуть ниже, а сейчас - о различиях в их конфигурации.

Некоторые авторы (Эдред Торссон, Грег Кроуфорд и др.) полагают, что любой Шлем содержит три семантические зоны, в графическом выражении концентрически расходящиеся от центра символа к его периферии:
- собственно центр Шлема - «Я» пользователя;
- внутренний кольцевой пояс вокруг центра - внутренняя реальность пользователя, или «субъективное»;
- внешний кольцевой пояс - окружающий мир, или объективная реальность.

На мой взгляд, эта «география» несколько избыточна, но в целом семантическая структура Шлемов действительно такова: внутренняя графическая зона соответствует внутренней реальности пользователя, внешняя - окружающему миру.

Посмотрите - простейшие Шлемы (включая элементарный - четыре руны Альгиз), предназначенные узко для защиты и подавления, имеют полностью пустую внутреннюю зону; все действующие элементы расположены во внешней зоне и ориентированы вовне. Даже сугубо зрительно, на некоем интуитивном уровне простейшие Шлемы воспринимаются как «расшвыривающие» энергию во все стороны - от центра, от «Я» пользователя.

Совсем иначе выглядят Шлемы, предназначенные для защиты от чужого колдовства . Действующие элементы по-прежнему вынесены во внешнюю зону (это понятно: ведь речь идет об угрозе извне), но каждый луч перекрыт блокиратором-кружком, препятствующим как «выкачиванию» энергии из центра, так и доступу в центр извне. Более того, во внутренней зоне центр вообще закрыт сплошным кругом.


Три разных Шлема Ужаса, предназначенных для защиты от чужого колдовства (Исландия)

Большое значение в этом отношении имеет конфигурация ветвей Шлема. По этому признаку я выделяю три типа Шлемов:
1. Шлемы с четырьмя ветвями - основная активность сосредоточена во внешней зоне.
2. Шлемы с четырьмя длинными и четырьмя короткими ветвями - Шлем равно активен как в окружающем мире, так на внутреннем плане пользователя.
3. Шлем с восемью равновеликими ветвями - то же, что тип 1: основная активность - вовне.

Второй важнейший фактор, определяющий конфигурацию Шлема и, соответственно, его магию, - это характер симметрии. По этому признаку я выделяю четыре типа:

А. Все ветви одинаковы (для типов 1 и 3) или одинаковы все длинные и все короткие ветви (для типа 2). Шлем обладает как центральной, так и осевой симметрией, причем число осей симметрии - 4. Этому типу (конкретнее - типу «3А»; см. табл. ниже) принадлежат, например, приведенные выше Шлемы, предназначенные для защиты от колдовства.

Б. Ветви различаются между собой, но Шлем сохраняет центральную симметрию и имеет 2 перпендикулярные оси симметрии.

Пример Шлема Ужаса, относящегося к типу «Б», а конкретнее - «2Б». Назначение - защита от sendingar, воплощенного при посредстве колдовства намерения, в том числе - вредоносного (подробнее о sendingar см. в [[[вставить номер главы]]]. Исландия, XVII век

В. Оси симметрии отсутствуют, но сохраняется симметрия относительно центра и аксиальная симметрия. Шлемы этого типа могут отличаться от всех остальных примерно тем же, чем свастика отличается от равноконечного креста - наличием динамики (они и графически сходны со сложными вариантами свастики). Я пишу «могут», потому что иногда такой тип симметрии возникает случайно, при вписывании в Шлем рун (см. ниже), - в таких случаях «вихревая» структура Шлема не будет иметь существенного значения.


Ginfaxi - гальдрастав, не являющийся непосредственно Шлемом Ужаса, но близкий к таковым по ряду параметров. Предназначен для подавления противника в состязании в исландской национальной борьбе глима и обеспечения победы пользователя. Если все же рассматривать этот став с точки зрения нашей классификации, мы должны были бы отнести его к типу «В», конкретнее - «1В»

Г. Отсутствует какая бы то ни была симметрия. На историческом материале - это, как правило, одни из самых сложных Шлемов; анализировать их крайне затруднительно. При самостоятельном конструировании Шлемов к этому типу приходится обращаться, когда перед мастером стоит очень конкретная и тонкая задача со множеством ограничений и дополнительных условий…


Vegvísir - «Показыватель дороги», Шлем Ужаса типа 3Г. Сохранился в исландских записях XIX века, но происхождение его гораздо древнее. Предназначение: «Кто этот знак носит при себе, никогда не потеряет дороги, ни в шторм, ни в непогоду - даже, когда путь неизвестен»

Пример избыточно сложного Шлема типа 3Г. На мой взгляд, при таком уровне усложнения начинается уже хаос…
Исландия, манускрипт второй половины XVI - начала XVII веков.

Ниже я привожу сводную таблицу двенадцати структурных типов Шлемов - от 1А до 3Г, точнее - таблицу примеров на каждый тип.
Ну, а мы переходим к использованию рун в этих ставах.


Типология Шлемов Ужаса. Примеры для каждой типологичес кой группы