Как растут деревья для детей. Строение дерева: схема. Особенности внешнего строения дерева

1. Рассмотрите с ребёнком плакат «Строение дерева»
Рассматривая плакат, предложите ребенку отыскать соответствующие части дерева с помощью дидактических карточек «Строение дерева». Пусть ребёнок разложит карточки, которые соответствуют частям дерева, прямо на плакате или рядом с ним. Таким образом, вы не только познакомите ребенка со строением дерева, но и разовьёте его внимание и логическое мышление.

2. Расскажите о каждой части дерева.
Деревья - это растения. Они растут на земле. Растут деревья много лет. Поэтому их называют многолетние растения.
Дерево - многолетнее растение.
Чтобы хорошо расти, дереву необходимо пить воду. Оно берет ее из земли с помощью корней.
Чтоб прочно держаться на земле и не сломаться от ветра - у дерева есть твердый ствол.
От ствола отходят ветви или ветки. От больших веток идут маленькие веточки. На веточках растут листья и плоды.
Листья и ветви образуют крону.

3. Поиграйте в игру «Строение дерева»
Взрослый читает стихотворение, а ребёнок продолжает. Если ребёнок затрудняется с ответом, помогите ему.
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол.
Ветки, веточки и листья -Ветер в кроне их нашел.
А еще большие корни в землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону.
Воду под землей находят.

4. Изучаем строение дерева (наблюдения, рассматривание карточек)
Изучите строение дерева через наблюдение за определённым деревом во время прогулки или изучая карточки с изображением деревьев.

Изучаем листья и крону:
- сколько на дереве листьев, какая крона:
- наблюдение за тенью дерева, ее движением;
- исследование листьев;
- исследование почек.

Изучаем кору и ствол:
- чем покрыт ствол;
- ширина, длина;
- что такое кора, для чего служит, какая она;
- чем пахнет в разное время года кора, ствол (в сухую погоду, после дождя);
- есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;
- есть ли на коре следы, оставленные человеком;
- наблюдения за кольцами дерева.

Изучаем цветки (соцветия):
- время появления первых цветков;
- как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;
- чем пахнет цветок, когда сильнее пахнет - утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую.

Изучаем корни:
- что держит дерево в земле;
- какие корни по длине, выходят ли на поверхность, для чего они нужны.

Изучаем плоды и семена:
- какие они, кто их разносит;
- для чего они нужны.

Изучаем птиц и животных, связанных с деревом:
- какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);
- хорошо ли они заметны на дереве;
- какие домашние животные прибегают к дереву.

5. Сложите пазл «Строение дерева»
Собирая пазл «Строение дерева» ваш ребёнок не только развивает логическое мышление, он учится составлять последовательность. Ребенок, который учится читать или уже читает, сможет прочитать названия частей дерева.

6. Закрепите знания ребёнка о структуре дерева используя рабочий лист «Строение дерева»
Отрежьте нижнюю часть рабочего листа, разрежьте карточки с названиями частей дерева. Предложите ребенку наклеить карточки на рабочий лист.

Приложение к играм и заданиям:
Плакат «Строение дерева»
Пазл «Строение дерева»
Рабочий лист «Строение дерева»

Деревья представляют собой сложные организмы, которые используют энергию солнца, сдерживают процесс глобального потепления и помогают сохранить баланс экосистемы. Внешнее включает в себя такие основные части, как листья, цветы и плоды, ствол, ветви и корни.

Особенности внешнего строения дерева: крона

Крона, которая состоит из листьев и ветвей в верхней части дерева, играет важную роль в фильтрации пыли и других частиц из воздуха. Она также помогает охладить воздух, обеспечивая тень и снижая воздействие капель дождя на почву. Листья отвечают за питание всего дерева.



В них содержится хлорофилл, который способствует фотосинтезу и окрашивает их в зеленый цвет. Листья используют энергию солнца для преобразования углекислого газа и воды из атмосферы в глюкозу и кислород. Сахар, который является пищей деревьев, используется или хранится в ветвях, стволе и корнях. Кислород выделяется в атмосферу. Кроны деревьев бывают разных форм и размеров.



Ствол и ветви

Ствол и ветви, а также покрывающая их кора состоят из многих типов клеток, которые выполняют много разных функций. Одни служат для придания прочности и устойчивости, другие занимаются транспортировкой жидкости, некоторые отвечают за хранение крахмала и других питательных веществ.



Кора

Строение дерева включает такой важный элемент, как кора. Она состоит в основном из двух зон:

  1. Внутренняя кора (луб) активно участвует в жизни дерева. Ее трубчатые клетки образуют своеобразный водопровод, посредством которого растворенные в воде питательные вещества распространяются в другие части дерева из листьев и бутонов, где они были воспроизведены с помощью фотосинтеза.
  2. Наружная кора состоит в основном из отмерших клеток. Она покрыта трещинами. Это своего рода защитная оболочка против насекомых, животных, холода, жары и других внешних факторов.

Рост дерева

Строение дерева подразумевает наличие трех меристематических зон, то есть клеток, которые могут делиться и размножаться. Две из них располагаются на корнях и бутонах на кончиках веток, что позволяет дереву расти в длину. Третья зона находится между корой и деревом, ее называют сосудистым камбием. Его клетки делятся как внутрь, так и наружу, то есть во всех направлениях. Таким образом, внутри уже существующих образуется новый внутренний слой коры. Камбий является одним из важнейших условий для роста деревьев, их восстановления при травмировании и защиты от гниения.



Корневая система

Анатомические особенности внешнего строения дерева включают в себя отсутствие сердцевины в увеличенное количество паренхимы, или так называемых живых клеток. В корнях также имеется небольшое количество волокон и меньшее, чем в стволе и ветвях, число колец роста. Подземное строение дерева (корневая система) имеет важное функциональное значение. Корни приспособлены для поглощения и удерживания воды и минеральных веществ в условиях плохой освещенности. Им также требуется значительное кислорода, который они извлекают из небольшого пространства между частицами почвы.

Еще одной важной функцией корневой системы является поддержание растения в вертикальном положении. Все деревья имеют боковые корни, которые ветвятся на более мелкие и, как правило, удлиняются в горизонтальной плоскости. Некоторые деревья имеют стержневой корень, который достигает 7 метров. Каждый корень покрыт тысячами волосков, что позволяет ему легче впитывать воду и растворенные минеральные вещества из почвы. Большая часть корневой системы находится в верхнем слое почвы.



Сердцевина

В процессе роста старые клетки ксилемы в центре дерева становятся неактивными и малоподвижными и наконец погибают, образуя кольца, наполненные глюкозой, красителями и маслом, поэтому сердцевина обычно темнее, чем остальная часть ствола. Основной ее функцией является поддержка дерева. Ксилема состоит из молодых слоев древесины, по которым транспортируется вода и питательные вещества от корней к листьям и другим частям дерева. Камбий - это тонкий слой ткани, который в процессе роста производит новые клетки, которые становятся либо ксилемой, либо флоэмой. Другими словами, это то, что увеличивает ствол и ветви в диаметре.


Части дерева для детей

Строение дерева для детей лучше всего объяснять с использованием наглядного материала. Познакомить малышей с определенным видом растительности могут помочь разнообразные картинки, раскраски, иллюстрации. Можно использовать задания на логику, упражнения на составление картинок и так далее. Главное - не переусердствовать и не перегрузить ребенка лишними подробностями. Начинать лучше с одного изображения, постепенно добавляя и усложняя другими рисунками, более подробными. Закреплять изученное нужно в интересной форме, используя загадки, стишки и занимательные истории. Когда вы объясняете малышам строение дерева, схема и определения должны быть максимально простыми и понятными. Например, корень - это часть дерева, которая остается под землей. Ствол поддерживает крону и ветви, на которых растут листочки. Кора защищает дерево от жары, холода, потери влаги и повреждений и так далее.


Деревья являются важной частью нашего мира. Они дают древесину для строительства и целлюлозу для изготовления бумаги. Они обеспечивают среду обитания для всех видов насекомых, птиц и других животных. Многие виды фруктов и орехов растут именно на деревьях, в том числе яблоки, апельсины, грецкие орехи, груши и персики. Даже сок деревьев полезен и служит в качестве пищи для насекомых и не только. Деревья также помогают сохранить воздух чистым, а экосистему - здоровой. Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Деревья же поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Просто идеальное партнерство! Строение дерева (фото представлено в статье) включает в себя определенное количество составных частей, каждая из которых играет важную роль в жизнедеятельности всего растения.

Дидактические карточки - Деревья

Уважаемые Воспитатели!

Предлагаю Вам дидактический материал для занятий. Давайте поз накомим детей с различными деревьями.

Распечатайте листы с изображением деревьев, их листьев, семян и кратким описанием каждого дерева. К каждому дереву прилагаеются изображения листьев, которые можно расскрасить. Научите детей запоминать, как выглядят веточки, листочки и плоды.

А ещё предлагаю Вам образец составления небольшого рассказа о берёзе (по аналогии можно такие же рассказы составлять и о других деревьях) и несколько загадок о деревьях (читайте ниже).

В кратком описании каждого дерева, можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве.

Рассказ про Березу:

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Вопросы про Дерево:

Какие деревья, вы знаете?

Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

Чем их надо поливать: водой или молоком?

(Показать рисунки деревьев) Как называется это дерево? Какое оно по величине? Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

Для чего нужны деревья, польза от деревьев:

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды.

Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Задания в которых надо написать названия деревьев угадав их листья.

СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА — дерево с четко выраженным стволом, боковыми ветвями и верхушечным побегом.
Составными частями дерева являются крона, ствол и корни.

Загадки про Деревья:
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
***
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)
***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)
***
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Дидактическая игра для дошкольников и младших школьников «Деревья и кустарники нашего города».

Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель подготовительной группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вашему вниманию обучающую игру «Деревья и кустарники нашего города» для детей старшего дошкольного возраста. Данная игра будет полезна в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада и родителям по ознакомлению детей с окружающем миром. Игра в доступной форме познакомит детей с названием деревьев и кустарников, научит соотносить лист от дерева и само дерево (по картинке), лист и плод дерева.
Цель: Изготовление дидактической игры «Деревья и кустарники нашего города» для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - Расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках.
- Учить классифицировать деревья и кустарники.
- Учить подбирать листья и плоды к деревьям и кустарникам, а также
плоды к листьям.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе: к деревьям и
кустарникам своего города.
- Воспитывать бережное отношение к карточкам (не мять, не рвать).
Используемые методы и приемы: речевой образец воспитателя, вопросы к детям,показ, напоминание, уточнение, оценка.
Материал: Для изготовления игры «Деревья и кустарники» потребуется: картинки или фотографии деревьев и кустарников, засушенные осенние листья, плоды деревьев и кустарников, белый картон, клей момент, прозрачный скотч, ножницы.






Ход работы:

Картинки деревьев и кустарников можно скачать из интернета и распечатать, затем вырезать и наклеить на плотный картон. Можно деревья сфотографировать в парке или лесу и распечатать фотографии.
К каждому дереву делается описание и прилагается загадка.
Дерево – это многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем - стволом.
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (дерево)
Кустарник – это многолетние деревянистые растения высотой 0,8-6 метров, в отличие от деревьев не имеющие главного ствола а имеющие несколько или много стеблей – стволов.
Все кустарники имеют много стволиков, отходящих от общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности. А отличаются кустарники внешним видом и строением листьев, а также строением цветков и плодов.
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью летят. (листья)
1. Дуб


Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Дубы – это лиственные деревья с простыми листьями. У дуба широкая крона и много больших ветвей. Плоды дуба называют желудями.
2. Каштан


На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Каштан - это лиственное дерево со сложными листьями. У каштана коричневые несъедобные плоды в колючей зеленой скорлупе. Сложные листья состоят из 5-7 больших листочков. Белые или розовые соцветия в мае образуют прямостоячие «свечки».
3. Клен остралистный


Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
Клены – это большие деревья с широкими кронами, гладкой коричневой корой, которая с возрастом становится чешуйчатой. У остралистного клена пятилопастные листья плотные и темно-зеленые. Осенью листья становятсяч золотыми. У клена красноватые крылатые семена.
4. Клен американский


Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён и его плоды)
Клен американский – это лиственное дерево со сложными листьями. Каждый лист состоит из 5 листочков. Листья окрашены в темно-зеленый цвет. Семена растут кисточками. Их называют самолетиками и крылатками.
5. Ясень


Украшение лесочков,
как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
образуют сложный лист. (ясень)
Ясень – это лиственное дерево со сложными листьями. У него тусклая серая кора, листья состоят из отдельных листочков. Листья распускаются поздней весной. Пучки семян висят на деревьях до зимы.
6. Осина


Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Осина - это дерево, которое меньше других тополей. У них серая кора с большими порами, круглые листья с волнистыми краями. Сверху листья темно-зеленые, а снизу – светлые. На деревьях появляются сережки – серо-зеленые и пушистые.
7. Рябина


В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках - горчинка.
Что за деревце? (рябинка)
Рябины – это невысокие деревья. У этих деревьев небольшие сложные листья с зубчатым краем, кремово-белые соцветия распускаются в мае, а красные ягоды появляются в августе.
8. Береза


Белый низ, зеленый верх -
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
Березы – это стройные деревья со светлой корой, которую называют берестой, и поникающими ветками. Мелкие цветки собраны в одиночные сережки.
9. Липа


Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)
Липы – это деревья с широкими кронами и сердцевидными листьями. У листьев зубчатый край. В июле липы цветут желтовато-зелеными ароматными цветками. Маленькие округлые твердые серо-зеленые плоды висят на листовидных крылышках.
10. Тополь


Клейкие раскрылись почки -
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? - Это... (тополь)
Тополя – это лиственные, листопадные деревья с простыми листьями, на которых появляются висячие колосовидные соцветия, называемые сережками. Дерево быстро растет, а его ствол часто изгибается от ветра. Сережки красные, а листья темно-зеленые и заостренные.
11. Вяз


Долговязый старый вяз в небесах навек увяз.
Лист его широкий и неравнобокий,
Покружившись в небе лег среди дороги. (вяз)
Вязы – это высокие деревья, с узкой, неравномерной кроной, с шершавыми овальными листьями и пучками красноватых цветов. Прозрачные крылатые семена становятся коричневыми, когда созревают.
12. Ива


Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)
Ивы обычно растут вдоль рек и ручьев. У них длинные, беловатые снизу, узкие листья со слегка зубчатыми краями.
13. Ель


Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)
Ели – это вечнозеленые хвойные деревья с разнообразными иголками и шишками. У европейской ели конусовидная форма кроны, колючие темно-зеленые иголки и шишки, свисающие вниз.
14. Сосна


У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей. (сосна)
Сосны - это вечнозеленые хвойные деревья. Они не сбрасывают листья зимой и имеют плоды – деревянистые шишки. У сосен длинные, похожие на иголки листья, собранные попарно или группами по 3-5 хвоинок.
15. Черемуха


Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)
Черемуха – это невысокое листопадное дерево. Крона у дерева удлиненная и густая. Листья простые очередные и тонкие, на коротких черешках, заостреннвые. Цветки белые, собранные в длинные поникающие кисти с сильным запахом. Плод – шаровидная черная костянка, сладкая и сильно вяжущая.
16. Акация


Это что за подвох?
Вдруг на дереве горох. (акация)
Акация – это лиственное дерево со сложными листьями. Висячие белые соцветия распускаются в июне. Семена собраны в стручки. Кора глубоко морщинистая. Нежные листья состоят из множества маленьких листочков. У дерева часто бывает несколько стволов.
17. Сирень


Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Сирень – это многоствольные листопадные кустарники. Сирень цветет голубовато- лиловыми или белыми цветками, собранные в метельчатые соцветия.
18. Боярышник


На верхушке – гроздья,
А пониже – гвоздья. (боярышник)
Боярышник – это крупный древовидный куст высотой до 6 м. Плоды боярышников бывают шаровидными, грушевидными, вытянутыми с одной или несколькими (до 5) крупными, очень прочными трехгранными косточками.
19. Снежник


Снежник – это листопадный кустарник высотой 1-3 м. Снежник - ядовитый кустарник. Плоды у снежника белые и мелкие.
20. Шиповник


Колючий куст охраной служит.
Плоды на ветке с солнцем дружат.
Витаминные мешочки
Выросли здесь на крючочке. (шиповник)
Шиповник – это дикорастущее растение семейства розоцветных. Листья у этого кустарника сложные. На кусте можно наблюдать одновременно бутоны, цветки и созревшие плоды. Плоды шиповника красного и коричневого цвета съедобны и очень полезны. Разрезаем 10 листов картона на 4 части. Должно получиться 40 маленьких картонок: 20 на листья и 20 на плоды.Кладем посередине картона листок и покрываем весь картон прозрачным скотчем. Проделываем такую работу с каждым листочком.








С плодами деревьев проделываем такую же работу.



Крупные плоды (шишки, каштаны, желуди) приклепляем к картонке с помощью клея момент, скотчем не делаем.
У Вас должно получиться всего 60 карточек: по 20 картинок с изображением деревьев и кустарников, 20 картинок с листьями и 20 картинок с плодами.

Правила игры:

1. Угадать дерево по описанию и выбрать подходящую карточку.
2. Угадать загадку и назвать дерево или кустарник.
3. Подобрать лист к картинке с изображением дерева или кустарника.













4. Подобрать плод к дереву или кустарнику.



5. Совместить лист от дерева или кустарника с плодом этого же дерева.