Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста «Я — крымчанин. Урок культуры добрососедства на тему "Крым - край, в котором ты живёшь" Урок на тему: «Крым – край, в котором мы живем»

Слайд 2

Когда-то давным-давно жил акробат, который работал на бамбуковом шесте. Установив шест, он обратился к своей ученице, девочке, с такими словами:

– Подойди, дорогая, стань мне на плечи и вскарабкайся по шесту.

– Да, учитель, – ответила она и сделала так, как он велел.

И акробат сказал:

– Теперь, дорогая, оберегай меня хорошенько, и я буду оберегать тебя. Так, наблюдая друг за другом, оберегая друг друга, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста.

Но ученица ответила:

– Не так, учитель! Вы будете оберегать себя, и я тоже буду оберегать себя. Так, оберегая себя и заботясь о других, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста!

Вопросы к классу:

В чем смысл притчи?

Как бы вы ее назвали?

Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Слайд 3

Цели и задачи:

Понимать:

  • значение общения с соседями для жизни человека;
  • противоречивость влияния соседей на процесс социализации подростка.
  • термины и понятия «соседи», «уровень приблизительного знакомства», «уровень поверхностного знакомства», «уровень контактного знакомства», «уровень глубокого знакомства», «квартальное знакомство», «домовое знакомство»;
  • положительные и отрицательные стороны общения с соседями.
  • характеризовать особенности отношений с соседями;
  • описывать и анализировать различные уровни знакомства;
  • выявлять отличия соседства в городе и в деревне;
  • высказывать суждения на обществоведческие темы;
  • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
  • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки:

  • задуматься над проблемой толерантного отношения к людям;
  • объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
  • Слайд 4

    План

    1. Кто такие соседи? Отношения с соседями.

    2. Уровни знакомства.

    3. Особенности соседских отношений в современном городе.

    Слайд 5

    Введение в новый материал

    В повседневной жизни мы часто с вами сталкиваемся с теми, кто живет рядом с нами, и подчас не задумываемся о том, кто они, наши соседи, какую роль они играют в нашей жизни. Пока нам радостно и все складывается хорошо, мы часто не обращаем на них внимания. Но вот пришла беда. Вашему близкому человеку стало плохо, вы не можете оставить его, или, возможно, вы растерялись и не знаете, что делать.

    Кто приходит к нам на помощь в таких ситуациях? Сейчас речь пойдет о соседях.

    Слайд 6

    Кто такие соседи? Отношения с соседями

    • Кого мы подразумеваем под понятием «соседи»?

    Соседи– это люди, проживающие на одной лестничной площадке, в одном подъезде или в одном доме.

    • Поднимите руки те из вас, кто очень хорошо знаком со своими соседями?
    • Как вы думаете, от чего зависит степень знакомства среди соседей?

    Скажите, можно ли ожидать того, что все люди в доме будут ровно относиться друг к другу? Свое мнение обоснуйте.

    Слайд 7

    Творческое задание:

    Разбившись на творческие группы, придумайте ситуации, характеризующие взаимоотношения:

    а) пожилых людей и подростков, проживающих в одном подъезде;

    б) двух соседок, которые любят позлословить на чужой счет;

    в) соседей, у которых много общих интересов;

    Ситуации следует проанализировать и представить результаты своей деятельности.

    Слайд 8

    Задание:

    Как вы думаете, какие факторыопределяют уровень отношений между соседями?

    Почему в одних случаях люди прекрасно уживаются друг с другом, а в других – не могут решать цивилизованно возникшие между ними проблемы?

    Слайд 9

    Факторы, определяющие уровень отношений между соседями

    • Архитектура дома
    • Характер человека
    • Личностные особенности
    • Социальное положение
    • Благополучие в семье
    • Длительность проживания
  • Слайд 10

    Проблемное задание

    Недавно по телевизору во время передачи «В зале суда» судья разбирал исковое заявление, поступившее от женщины, проживающей в коммунальной квартире. Она обвиняла своего соседа в том, что тот разводит в своей квартире экзотических животных (питона, ядовитых и неядовитых змей, мышей, тараканов и др.), в результате чего произошел несчастный случай. Питон задушил крохотную собачку на глазах у ее шестилетнего сына. Кроме того, она рассказала о том, что к ним в дом перестали ходить их друзья после того, как ее сосед «пошутил» и засунул в карман их друга маленькую змею, которую они обнаружили уже у себя дома. Соседка требовала, чтобы хозяин экзотических животных убрал их из квартиры, где проживают люди, и возместил ей материальный и моральный ущерб. Сосед своей вины не признавал, утверждая, что произошел несчастный случай, так как хозяйка собаки сама не усмотрела за своей любимицей.

    • Разберите характер взаимоотношений, которые сложились в коммунальной квартире.
    • Чем, по-вашему, можно объяснить сложность во взаимоотношениях соседей?
    • Какое решение должен принять судья?
  • Слайд 11

    2. Уровни знакомства

    Ученые считают, что существует несколько уровней отношений с соседями. Давайте познакомимся с ними. Для изучения ознакомьтесь с материалом учебника.

    Групповое задание

    Класс разбивается на творческие группы. Каждая группа получает следующее задание: внимательно изучить и проанализировать (показать положительные и отрицательные моменты) тот или иной уровень знакомства и отношений с соседями. Свою работу представить наглядно.

    • Первая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень приблизительного знакомства.
    • Вторая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень поверхностного знакомства.
    • Третья группа.Внимательно изучите и проанализируйте уровень контактного знакомства.
    • Четвертая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень глубокого знакомства.
    • Пятая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень внедомового знакомства.
  • Слайд 12

    Заполните таблицу

  • Слайд 13

    Задание:

    Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

    Как вы думаете, какой уровень знакомства, с вашей точки зрения, будет самым распространенным в нашей сегодняшней жизни?

    Слайд 14

    Творческое задание

    Напишите правила:

    Как хорошо жить с соседями

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    Слайд 15

    4. Особенности соседских отношений в современном городе

    Итак, мы должны проанализировать особенности двух типов отношений:

    • отношения между жителями города;
    • отношения между жителями деревни.

    Групповое творческое задание:

    • Одна часть класса будет выполнять роль городских жителей.
    • Вторая – играть роль сельских жителей.

    Вы должны будете обсудить вопрос об особенностях ваших взаимоотношений и представить результаты своего исследования наглядно.

    Слайд 16

    Городские жители

    • Недоверчивость, скрытность
    • Безразличие
    • Некоторая агрессивность
    • Страх
    • Мой дом – моя крепость
    • Равнодушие к чужому мнению
    • Малая доля сплетен
  • Слайд 17

    Сельские жители

    • Открытость
    • Сострадание
    • Дружелюбие
    • Село – дружная семья
    • Опора на общественное мнение
    • Большая доля сплетен
  • Слайд 18

    Подведение итогов

    • Какие вопросы мы сегодня разбирали?
    • Объясните смысл понятий: приблизительное знакомство, поверхностное знакомство, близкое знакомство, соседи, внедомовое знакомство.
    • Чем отличается соседство в городе и в деревне?
    • А чем оно похоже?
    • Нужно ли в современных городах поддерживать дружеские отношения с соседями?
  • Слайд 19

    Домашнее задание:

    Выучить § 29 и выполнить разноуровневые задания:

    • 1 вариант: ответьте на вопрос, оказывают ли на вас влияние соседи? Какое? Ответ аргументируйте.
    • 2 вариант: опишите своих соседей по дому. К какому виду знакомств их можно отнести?
    • 3 вариант: составьте учебный проект «Идеальный сосед».
  • Богдана Максимова
    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста «Я - крымчанин»

    Цель : Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

    Задачи : Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране; знакомить детей с понятием о Родине малой и большой; воспитывать у детей любовь к Родине ; формировать гражданско-патриотические чувства; учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения; расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина, крымчанин ) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая) ; развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы; развивать выдержку, умение соблюдать правила игры; развивать память, сообразительность, находчивость.

    Словарная работа : родная, родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина, Крым , Крымский полуостров , крымчанин , национальности.

    Интеграция образовательных областей : «Познание , «Коммуникация» , «Социализация» , «Труд»

    Материалы : Карта Крыма ; изображения герба и флага; наглядно-дидактические пособия; слайды с достопримечательностями; Аудио записи.

    Предварительная работа : чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; чтение художественных произведений о Крыме ; рассматривание фотографий городов; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба Крыма .

    Ход занятия . - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну нового слова. Вы готовы узнать тайну?

    Но сначала давайте вспомним одно знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Это слово «родная» . Как вы думаете, о чем я говорю? (Мама, бабушка, сестра и т. д.)

    Правильно, родная - это самая близкая и дорогая. Но родная может быть не только мама, а и земля. Это земля где вы родились и живете. У каждого человека есть родная земля. По-другому ее еще можно назвать Родина. Повторите….

    У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна, Россия. Это наша большая Родина. Еще ее можно назвать родная сторона. Повторите… Столицей нашей страны является город Москва. Столица – это самый главный город.

    Нашей с вами родной землей является Крым и наш город Евпатория. Это наша малая Родина. Столица Крыма город Симферополь . Очень много лет назад наш Крым имел др . название – Таврида. А. С. Пушкин писал о Тавриде :

    Счастливый край, где блещут воды,

    Лаская пышные брега,

    И светлой роскошью природы

    Озарены холмы, луга,

    Где скал нахмуренные своды

    Много людей живет в Крыму и много национальностей : русские, татары, грузины, украинцы и много еще других. Всех нас можно назвать одним красивым словом Крымчане . Я украинка, Мурат – татарин, Яся – русская. А вы какой национальности? Несмотря на то, что Крым населяет огромное количество людей разных национальностей, все мы живем дружно.

    Без дружбы погиб бы мой малый народ,

    Великий лишь тем, что любовью живет.

    Нам верная дружба и песня о ней

    Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.

    Давайте посмотрим презентацию о нашей малой Родине Крыме . (Просмотр презентации)

    - Крым - чудесный край . Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах сосны, до самого берега; море переменчиво : мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Всюду цветы, очень много роз.

    Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.

    Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились растения, которые растут в жарких странах и холодных северных.

    В горах Ангарского перевала катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…

    Так причудливо сплетаются в Крыму времена года . И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…

    О Крыме написано много легенд, сказаний, преданий.

    Многие писатели и поэты воспевали красоту Крыма в стихах . А многие художники в своих картинах. Потому, что невозможно остаться равнодушным к неугасающей красоте Крыма .

    Физкультминутка

    Здравствуй, мир. (руки наверх)

    Это – я! (на грудь)

    А вокруг страна моя ! (раскинуть)

    Солнце в небесах горит (наверх)

    И земля у ног – лежит! (наклон)

    Там – леса! (замок вправо)

    А там – поля! (замок влево)

    Здесь – друзья (поворот головы)

    И здесь друзья. (вправо и влево)

    Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

    Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

    Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

    Здравствуй, мир!

    Встречай меня!

    Посмотрите на этот рисунок, это символика Крыма . Флаг и герб. Как называются то, что изображено на рисунке? (Флаг и герб.) А как можно назвать это одним словом? (Символика)

    Все в изображении этих элементов символики имеет определенны смысл.

    Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма , память о прошлом. Верхняя синяя - надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к миру и дружбе.

    Герб АР Крым представляет собой щит, на котором изображен серебряный грифон, держащий в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с девизом : «Процветание в единстве» . Грифон является объединяющим символом природного и культурного разнообразия Крыма . Жемчужина в лапе -символ уникального уголка планеты, читается как хранитель республики. Варяжский щит герба - напоминание о торговых путях, проходивших и проходящих через Крым , т. е. многие торговцы перевозили свои товары через наши территории, колонны - символы наших предков, оставивших свои следы на полуострове.

    Игра «Подбери словечко» . Нужно придумать к словам «родная» , «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

    Ответы детей : мама, папа, брат, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, детский сад, страна, город.

    Замечательно подобрали.

    Послушайте стихотворение З. Александровой «Если скажут слово Родина» .

    Если скажут слово «родина» ,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом , в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    Или степь, от маков красная,

    Золотая целина…

    Родина бывает разная,

    Но у всех она одна!

    Аудио запись о Крыме в исполнении хора из интерната, г. Евпатория

    Ребята, послушайте пословицы о Родине?

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    На чужой стороне Родина милее вдвойне.

    Родину-мать учись защищать.

    Если дружба велика, будет Родина крепка.

    Жить – Родине служить

    Береги Родину, как зеницу ока.

    Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину - на чужбине , и сначала кажется ему все новым, интересным : и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку.

    А сейчас присядьте за столы, у каждого из вас лежит лист с изображением флага Крыма . Как можно назвать одним словом флаг и герб? Правильно символика. Но флаг бесцветный, а мы с вами должны разукрасить в правильные цвета. Давайте вспомним, какого цвета нижняя полоса и что она обозначает ? (Ответы) Какого цвета верхняя полоса и что она обозначает ? Средняя полоса?

    Дети раскрашивают флаг.

    Итог занятия :

    Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось (ответы детей )

    Кто такие Крымчане ? (Это люди которые живут в Крыму .)

    Что такое большая Родина? (Это родная страна; страна, где мы с вами живем)

    А что такое малая Родина? (Это наш полуостров Крым , наш родной город)

    Какой город столица Крыма ? А какой столица России?

    Что является символикой нашего полуострова Крым ?

    Почему вы любите свою малую родину (Ответы детей .)

    - Почему в народе говорится : «На чужой стороне Родина милее вдвойне.» (Ответы детей .)

    Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше? (Ответы детей .)

    Дорогие ребята! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формировать интерес к окружающему миру природы. Задачи: - расширять знания детей о животных, птицах, растениях, деревьях; - совершенствовать.

    Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Город Москва» Цель: расширять представления о Москве – главном городе, столицы России. Задачи: Образовательные: - формировать знания о Москве, её основных.

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Осень» Программное содержание: 1. Обогащать и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня,.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Мир животных» Цель: научить детей классифицировать мир животных. Задачи: учить детей классифицировать животных на виды по среде обитания; по характеру.

    Культура добрососедства Класс. 4 Тема. Наш край гостеприимный.



    Тема нашего занятия

    “ Наш край гостеприимный. ”.


    Игра «Чистая доска»

    - По ходу нашего урока, мы будем играть в игру «Чистая доска». Сейчас на доске записаны вопросы, на которые мы будем находить ответы в течении урока. В конце нашего урока, доска должна быть чистой.


    В словаре С.И.Ожегова дается такое толкование лексического значения слова “гость” - тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

    – Давайте от слова гость образуем однокоренные слова. Объясните значение.

    Гостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя.

    Гостинец – подарок гостя хозяину.

    Гостиная – комната для приема гостей

    Гостиница – дом для временного проживания приезжающих, с обслуживанием.

    Гостеприимство – радушие к гостям.

    Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с готовностью сделать человеку приятное.

    Сделать приятное не так-то просто. Для этого придется изрядно потрудиться. Записать слова в тетради.


    Давно известен такой обычай. Если гость окажется в доме азербайджанца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот откажется от подарка.


    Турки

    В турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.


    Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

    Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, был всегда в радость.


    Проявлением доброжелательного отношения к другим людям является знаменитая украинская гостеприимность. В Украине говорят: «Между людьми надо быть людьми», «Клади перед людьми хлеб на столе, будешь у людей в голове». Во всех украинских землях издавна распространён обычай пригласить гостя в дом, угостить или одарить его чем-либо. Гостю предлагают самое удобное место, угощают наилучшей едой.


    У крымских татар символом добросердечного отношения является приготовление для гостя традиционного кофе («къаймакълы къаве» -кофе с пенками) Подают его с наколотым кусочками сахаром. Перед тем, как начать пить кофе, хозяин и гость произносят мусульманскую формулу-молитву: «Бисмилля (Во имя Бога)!» Пьют кофе из маленьких чашечек не торопясь, мелкими глотками, одновременно поддерживая беседу. После того, как гость кофе выпил, он благодарит за угощение. Слова благодарности будут разными если кофе приготовила молодая девушка или пожилая женщина. По разному будут звучать и название этого напитка если он приготовлен в честь радостного события, или в честь гостя, или это прости традиционный утренний кофе.

    По обычаю, уходящего гостя, после обязательного обмена благопожеланиями, сопровождают до определённого расстояния от дома, поддерживая разговор, и там вторично прощаются с ним.


    – пожалуй, одна из наиболее гостеприимных наций в мире. И в этом нет ничего удивительного, ведь традиции греческого гостеприимства восходят своими корнями еще к далеким временам античности.

    Будучи званым в дом, нельзя приходить с пустыми руками. Приносить чаще всего принято десерт. Но есть одно существенное отличие: принесенное Вами угощение не поставят на стол. Дело не в том, что оно пришлось не по вкусу! Но ведь считается, что хозяйка подготовилась к Вашему приходу, и сама позаботилась о сладком. Ваше угощение с благодарностью примут и поставят в холодильник, где оно будет дожидаться своего часа.

    Греки не держат в доме тапочек для гостей, поэтому не разувайтесь придя к ним в гости.


    1. – Даша! Жду тебя сегодня вечером у нас дома. Я буду праздновать свой день рождения!

    2. – Спасибо, Таня, за поздравление! Забегай ко мне вечерком!

    3. – Девчонки, приходите сегодня вечером ко мне в гости. Мама с папой уедут в театр. Мы здорово повеселимся!


    Я захотел устроить бал

    И я друзей к себе _____________.

    Купил муки, купил творог,

    Испёк рассыпчатый ____________.

    Ножи, тарелки, вилки тут,

    Но что-то гости не _____________.

    Я ждал, пока хватало сил,

    Потом кусочек ________________.

    Когда же гости подошли,

    То даже крошек _______________.


    - Ребята, послушайте советы Григория Остера.

    Согласны ли Вы с ними?

    Если ты пришел к знакомым,

    Не здоровайся ни с кем.

    Слов "пожалуйста", "спасибо"

    Никому не говори.

    Отвернись и на вопросы

    Ни на чьи не отвечай,

    И тогда никто не скажет

    Про тебя, что ты болтун.

    Если друг на день рожденья

    пригласил тебя к себе,

    Ты оставь подарок дома –

    Пригодится самому.

    Сесть старайся рядом с тортом,

    В разговоры не вступай:

    Ты во время разговора

    Вдвое меньше съешь конфет.

    Выбирай куски поменьше,

    Чтоб быстрее проглотить.

    Не хватай салат руками,

    Ложкой больше почерпнешь.

    Если вдруг дадут орехи,

    Сыпь их бережно в карман,

    Но не прячь туда варенье –

    Трудно будет вынимать.

    - Вам понравились эти советы?

    - А что показывает Григорий Остер в своих стихах?


    Работа с пословицами

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Доброму гостю хозяин рад.

    Любишь гостить, люби и к себе звать.

    Много гостей, много новостей.

    За хлебом-солью каждая шутка хороша.


    Понравилось ли вам наше занятие?

    - Каким оно было?

    Выразите, пожалуйста, своё отношение с помощью смайлика.


    Большое спасибо!

    - Для большинства из вас оно было поучительным, интересным, полезным.

    - на память о нашем занятии, я тоже дарю вам смайлики.

    Конспект занятия №11 по внеурочной деятельности «Культура добрососедства» в 1 классе
    Тема. «Кто такие крымчане». Мои соседи.
    Цели: повторить с детьми названия народов, проживающих в Крыму, познакомиться с особенностями их культуры, кухни и костюмов; способствовать развитию гордости за многонациональный народ России, живущий в дружбе и согласии; воспитывать уважение к иному мнению и культуре.
    Ресурсы: презентация «Народы Крыма», раскраски «Хоровод».
    ХОД ЗАНЯТИЯ
    1. Организационный момент.
    Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию (наличие карандашей или фломастеров).
    2. Актуализация опорных знаний.
    - О чём мы говорили с вами на прошлом занятии?
    - Какие народы живут в Крыму?
    - Кто живет у вас по соседству?
    - Чему бы вы хотели научиться у своих соседей? А чему могли бы научить их?
    3. Объявление темы занятия. Формулирование познавательных задач.
    - Сегодня мы продолжим знакомство с народами, живущими с нами по соседству, будем учиться жить в дружбе и согласии, а также узнаем о правилах, которые помогут сохранить дружеские отношения.
    4. Просмотр презентации «Народы Крыма».
    (Комментарии к слайдам – в тексте)
    - Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о народах, живущих рядом с нами.
    - Чтобы узнать, о ком пойдет речь, отгадайте слова, буквы в которых перемешаны.
    (На доске записаны наборы букв для слов: греки, крымчаки, караимы, армяне, евреи, немцы, болгары).5. Игра «Крымский хоровод».
    Дети становятся в хоровод и повторяют за учителем стихотворение:
    Татары и болгары, греки и армяне,
    Есть у нас другое имя: нас зовут крымчане.
    Русские и украинцы, немцы, ромы и евреи,
    Обнимитесь, становитесь в круг широкий поскорее.
    Не в саду, не в огороде – мы в семье, в своем народе.
    Дай мне руку, одноклассник, встанем рядом в хороводе.
    Игра продолжается 3-5 раз, пока основная масса учащихся не запомнит стихотворение.
    6. Формирование толерантных отношений.
    - А теперь раскрасьте дружный хоровод. Постарайтесь сделать всех участников красивыми и нарядными.
    Дети раскрашивают рисунки.
    - Посмотрите на свои рисунки, теперь друг на друга.
    - Есть ли одинаковые люди? Можно ли сказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже?
    - Что случится, если каждый станет считать себя красивее или умнее других?
    - Запомните простые правила, которые помогут вам сохранить и укрепить дружеские отношения с одноклассниками и с соседями: не разглядывайте человека в упор и не критикуйте его внешность; всегда и со всеми будьте доброжелательными.
    7. Рефлексия.
    - Чему мы учились сегодня?
    - Что вам понравилось, а с чем вы не согласны?
    - Нарисуйте сове настроение (выразите его любым предметом: солнце, цветок, гвоздь…)


    Приложенные файлы