Логопедические упражнения для устранения назального оттенка. Устранение назального оттенка голоса

Для осуществления этих целей проводится подготовительная работа по усилению небно-глоточного смыкания, активизации диафрагмальных мышц и формированию целенаправленного ротового выдоха.

Фонопедические упражнения способствуют активизации мускулатуры всего гортано-глоточного аппарата. Обучение навыкам правильного голосоведения начинается с пения гласных звуков. Вначале дети учатся петь гласные [а] и [о], через 2-3 занятия прибавляется звук [э]. Последними в работу включаются звуки [и] и [у].

Упражнения начинаются с изолированного произнесения гласных, затем переходят к пропеванию их сочетаний. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех. Приводим пример подобных упражнений:

А АО АЭ АИ АУ АОЭ АЭО АОИ АЭУ

О ОА ОЭ ОИ ОУ ОАЭ ОЭА ОАИ ОЭУ

Э ЭА ЭО ЭИ ЭУ ЭАО ЭОА ЭАИ ЭОУ

И ИА ИО ИЭ ИУ ИАО ИОА ИЭА ИАЭ

У УА УО УЭ УИ УАО УОА УЭО УОЭ

Обучение начинается с показа и объяснения артикуляции. Затем ребенок пытается повторить необходимые действия отраженно за логопедом. Сначала упражнения выполняются шепотом, затем включается громкое произношение. Внимание ребенка обращается на широкое открывание рта, положение языка: кончик придвинут к нижним резцам, корень языка опущен вниз. Звукосочетания должны произносится длительно и плавно на одном выдохе. Утечка воздуха через нос контролируется при помощи зеркала или пузырька, поднесенного к носу ребенка.

На занятиях можно предлагать детям игровые ситуации. Например, укачивая куклу, ребенок напевает: [а]-[а]-[а], показывает, какой он большой: [о]-[о]-[о], как гудит пароход: [у]-[у]-[у], на прогулке в лесу кричит [ау!] и т. д.

Хорошего эффекта помогает добиться применение статической и динамической дыхательной гимнастики.

    стоя, поднять руки через стороны вверх, потянуться, сделать вдох, опуская руки петь [а] на выдохе;

    стоя, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, наклонить туловище вперед, опускать руки с пением гласного [о];

    стоя, руки на поясе, сделать вдох, на выдохе петь [э], вытягивая вперед сомкнутые в ладонях руки, имитируя движения пловца.

На следующем этапе дети переходят к упражнениям с произнесением звукосочетаний с согласными в интервокальной позиции: гласный – согласный – гласный. В упражнениях используются только правильно артикулируемые согласные: носовые звуки [м], [н].Звукосочетания произносятся слитно, плавно, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса.

    постепенное удлинение произнесения звуков на одном выдохе при средней громкости голоса;

    счет до десяти с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;

    аналогичное произнесение алфавитного ряда;

    чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

Для развития высоты голоса используются упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие его гибкости и модуляций, например, повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков. Впоследствии используют произнесение стихотворений с изменением диапазона голоса.

Фонопедические упражнения проводятся не только логопедом, но и на занятиях с музыкальным работником. Пение осуществляется под аккомпанемент фортепиано.

У детей, не имеющих анатомических нарушений и функциональных расстройств речевого аппарата, удается полностью нормализовать соотношение носового и ротового резонанса и устранить назальный оттенок голоса. У детей с дефектом в переднем отделе твердого неба гиперназализация значительно уменьшается, практически оставшись минимальной. Восстановление целостности анатомических структур твердого неба будет способствовать окончательному устранению назального оттенка.

Наибольшие трудности при ликвидации патологического навыка голосообразования встречаются в процессе коррекционной работы с детьми, у которых назофарингоскопическое исследование выявляет наличие небно-глоточной недостаточности. Устранение гиперназализации консервативным путем в данных случаях оказывается невозможным. Упражнения по активизации мышц небно-глоточного кольца позволяют добиться лишь визуальной подвижности небной занавески. Таким детям проводится операция по устранению небно-глоточной недостаточности. Окончательно можно судить о результатах операции по прошествии одного года. Все это время дети продолжают посещать логопедические занятия, исключая период послеоперационной реабилитации сроком 21 день.

Для осуществления этих целей проводится подготовительная работа по усилению небно-глоточного смыкания, активизации диафрагмальных мышц и формированию целенаправленного ротового выдоха.

Фонопедические упражнения способствуют активизации мускулатуры всего гортано-глоточного аппарата. Обучение навыкам правильного голосоведения начинается с пения гласных звуков. Вначале дети учатся петь гласные [а] и [о], через 2-3 занятия прибавляется звук [э]. Последними в работу включаются звуки [и] и [у].

Упражнения начинаются с изолированного произнесения гласных, затем переходят к пропеванию их сочетаний. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех. Приводим пример подобных упражнений:

А АО АЭ АИ АУ АОЭ АЭО АОИ АЭУ

О ОА ОЭ ОИ ОУ ОАЭ ОЭА ОАИ ОЭУ

Э ЭА ЭО ЭИ ЭУ ЭАО ЭОА ЭАИ ЭОУ

И ИА ИО ИЭ ИУ ИАО ИОА ИЭА ИАЭ

У УА УО УЭ УИ УАО УОА УЭО УОЭ

Обучение начинается с показа и объяснения артикуляции. Затем ребенок пытается повторить необходимые действия отраженно за логопедом. Сначала упражнения выполняются шепотом, затем включается громкое произношение. Внимание ребенка обращается на широкое открывание рта, положение языка: кончик придвинут к нижним резцам, корень языка опущен вниз. Звукосочетания должны произносится длительно и плавно на одном выдохе. Утечка воздуха через нос контролируется при помощи зеркала или пузырька, поднесенного к носу ребенка.

На занятиях можно предлагать детям игровые ситуации. Например, укачивая куклу, ребенок напевет: [а]-[а]-[а], показывает, какой он большой: [о]-[о]-[о], как гудит пароход: [у]-[у]-[у], на прогулке в лесу кричит [ау!] и т. д.

Хорошего эффекта помогает добиться применение статической и динамической дыхательной гимнастики.

  • · стоя, поднять руки через стороны вверх, потянуться, сделать вдох, опуская руки петь [а] на выдохе;
  • · стоя, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, наклонить туловище вперед, опускать руки с пением гласного [о];
  • · стоя, руки на поясе, сделать вдох, на выдохе петь [э], вытягивая вперед сомкнутые в ладонях руки, имитируя движения пловца.

На следующем этапе дети переходят к упражнениям с произнесением звукосочетаний с согласными в интервокальной позиции: гласный - согласный - гласный. В упражнениях используются только правильно артикулируемые согласные: носовые звуки [м], [н]. Звукосочетания произносятся слитно, плавно, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса.

  • · постепенное удлинение произнесения звуков на одном выдохе при средней громкости голоса;
  • · усиление голоса: артикуляция - шепот - тихо - громко; используются сочетания гласных звуков;
  • · ослабление голоса: громко - тихо - шепот - артикуляция;
  • · счет до десяти с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;
  • · аналогичное произнесение алфавитного ряда;
  • · чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

Для развития высоты голоса используются упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие его гибкости и модуляций, например, повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков. Впоследствии используют произнесение стихотворений с изменением диапазона голоса.

Вокальные упражнения проводятся не только логопедом, но и на занятиях с музыкальным работником. Пение осуществляется под аккомпанемент фортепиано.

Что это такое?

Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде. При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а буква «н» становится похожей на «д».

Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни - uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а». Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость.

Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».

При возникновении гнусавости у воздуха нет возможности проходить через нос, и мы создаём эти звуки исключительно «ртом», без участия носовой полости.

Виды

Виды гнусавости:

  • закрытая;
  • открытая;
  • смешанная.

Гнусавость закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют гнусавость, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.

При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.

Причины

Наиболее распространёнными причинами гнусавости голоса являются:

  • плохая подвижность мягкого нёба;
  • неправильное форма языка при произношении;
  • имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.

Заболевания, которые сопровождаются ринолалией:

  • опухоль носоглотки;
  • гипертрофия и отёк носовых раковин;
  • патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);
  • появление слизи в носовой полости (насморк);
  • врождённое искривление носовой перегородки;
  • привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);
  • третичный сифилис;
  • различные травмы.

Диагностика

Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки - произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».

При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.

При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.

Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:

  • длительность заболевания;
  • характер звуковых дефектов;
  • перенесённые и хронические заболевания.

Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога или логопеда.

Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография. При необходимости нужно стать общий и развёрнутый анализ крови и мочи.

Лечение

Лечение при гнусавости зависит от заболевания, которым оно вызвано.

Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то можно использовать назальные капли или спреи: Називин , Галазолин , Санорин , Тизин , Отривин и т.п.

Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки.

При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.

Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.

Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба и правильно выговаривание и постановка звуков.

Упражнение

При открытой и закрытой ринолалии следует выполнять артикуляционные упражнения для языка:

  1. Язык нужно вытянуть вниз до подбородка и зафиксировать его таким образом на 5-10 секунд.
  2. Произвести колебания высунутым языком от одного уголка рта к другому.
  3. Широко открыть рот, высунуть язык и произвести вращения по кругу, имитируя стрелки часов.

Второй комплекс упражнений для лечения гнусавости:

  1. Упражнение по методике Емельянова. Произносите гласные в следующем порядке «уоаэы». При звуке «ы» сделайте хороший зевок.
  2. Пропевайте вокальные упражнения и ваши любимые песни на звуки «у», «о», «ю».
  3. «Зевок». Несколько раз сделайте зевательные движения. Это упражнение очень эффективно для правильного дыхания.
  4. Звуки «му» и «ну». Произносите эти слова медленно, разделяя буквы: «м, у, н, у».
  5. Пейте воду очень маленькими глотками. Это стимулирует поднятие и напряжение язычка.

При открытой гнусавости очень важно научиться правильно дышать . Для этого нужно выполнять простые упражнения: надувание щёк, мыльных пузырей, имитировать задувание огня.

При устранении гнусавости нужно приучать больного говорить отрывисто, очень чётко, медленно, широко открывая рот. Важно уметь отличать правильное произношение звуков от неправильного.

Если ребёнок маленький, массаж должны делать родители:

  1. Чистой подушечкой указательного пальца правой руки производится растирание границы между твёрдым и мягким нёбом, чтобы стимулировать рефлекторное сокращение мышц носоглотки.
  2. Повторить это действие, когда ребёнок произносит букву «а».
  3. Произвести зигзагообразные упражнения от левого края границы нёба до правого и в обратном направлении.
  4. Указательным пальцем производятся лёгкие надавливающие и толкательные движения мягкого нёба.

Массаж нельзя проводить сразу после приёма пищи, так как он может вызвать рвотный рефлекс.

Лечение гнусавости у детей нужно проводить тщательно и своевременно, при запущенной форме дефекты речи могут вызвать замкнутость, нервозность и даже озлобленность у ребёнка.

Обычно гнусавость требует длительного лечения и больших усилий как со стороны врача-логопеда, так и со стороны родителей.

Профилактика

Чтобы предотвратить появление гнусавости и дальнейшее осложнение, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • следите за состоянием носоглотки, при малейших изменениях следует обратиться к врачу;
  • избегайте простудных и вирусных заболеваний;
  • обращайте внимание на то, как вы произносите отдельные звуки и слова;
  • при необходимости хирургического вмешательства не затягивайте, иначе последствия такой отсрочки могут быть очень серьёзными для здоровья;
  • избегайте переохлаждения и соблюдайте правильный режим дня.

Прогноз

Гнусавость в любом возрасте требует длительных и регулярных занятий. Курс лечения ринолалии обычно достаточно продолжительный, здесь не стоит ждать быстрого результата. Но при правильной постановке диагноза и грамотной терапии гнусавость хорошо поддаётся лечению.

Детский ЛОР-врач

Проводит прием, осмотр и консультацию детей с нарушением слуха, и воспалениями дыхательных путей. Постоянно повышает свою квалификацию в области отоларингологии. Также посещает научные конференции по практическому лечению пациентов.Другие авторы


Ринолалия (греческое rhinos - нос; lalia - речь) - нарушение тембра голоса и произношения звуков, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств. При ринолалии нарушается произношение как гласных (из-за носового тембра голоса), так и согласных звуков. Виды ринолалии:открытая, закрытая и смешанная.

Речь при ринолалии

Ринолалия отличается от близкого по механизму нарушения - ринофонии, при которой нарушен только тембр голоса, а артикуляция звуков не отличается от нормальной. При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования обусловлен нарушением взаимодействия и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой при произношении звуков речи, кроме носовых. Эти полости разделяются нёбо-глоточным смыканием.

Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое также помогает контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. При произношении носовых звуков "м-м"", "н-н" воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. Несбалансированный резонанс приводит к изменению акустического спектра голоса и появлению назальностй или назализации, а это главный признак ринофонии.

Если же к изменению акустических параметров присоединяется спектр отклонений в аэродинамических условиях речеобразования (недостаточное воздушное давление в полости рта, утечка воздуха через носовые ходы), то приспособление к этим условиям создает искажения произношения. Это ринолания.

Открытая ринолалия

При открытой ринолалии нарушен и тембр согласных, главным образом тех, у которых носоглоточное смыкание при нормальных соотношениях точнее. Звучание шипящих и фрикативных "ф", "в", "х" нарушается тем, что прибавляется дополнительный хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные звуки "п", "б", "д", "т", "к" и "г" звучат неясно, так как в ротовой полости не образовывается воздушное давление, необходимое для точного произношения. При открытой ринолалии воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка при образовании звука "р".

Причины открытой ринолалии

Причины открытой ринолалии делятся на 2 группы: органические и функциональные. Органические причины подразделяются на врожденные и приобретенные:

  • частая причина врожденной открытой ринолалии - расщепление мягкого или твердого нёба;
  • приобретенная открытая ринолалия образуется при возникновении отверстия между ротовой и носовой полостями или при параличе мягкого нёба.

Функциональная открытая ринолалия объясняется недотягиванием мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Функциональная открытая ринолалии проявляется при истерии, иногда - как самостоятельный дефект, иногда - как подражательный.

Обследование при открытой ринолалии

Обследование при открытой ринолалии, как правило, не выявляет органических изменений твердого или мягкого нёба. Признак функциональной открытой ринолалии - нарушение произношения только гласных звуков, тогда как при согласных звуках нёбно-глоточное смыкание достаточное и назализация не выявляется. Прогноз при функциональной открытой ринолалии благоприятный. Носовой тембр голоса исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются методами, которые применяют и при дислалии.

Причины врожденной ринолалии

Врожденные дефекты лица у младенца возникают из-за воздействия на эмбрион во внутриутробном развитии. У зародыша происходит задержка развития тех участков жаберного аппарата, из которых появляются зародышевые бугры, образующие лицо, носовую и ротовую полости. Несрощенные отростки верхней челюсти с нижней создают щели верхней губы, лица, твердого и мягкого неба. Несовмещение одного небного отростка с перегородкой носа формирует боковые дефекты неба, что приводит к открытому сообщению одной половины полости носа с ротовой полостью.

Опасный период возникновения расщелин 4-8 неделя беременности. До 6 недель появляются расщелины лица, 7-8 неделя – верхней губы и неба. Причины врожденных дефектов носят наследственный характер и чаще передаются по мужской линии. Признаки у отца:

  • асимметрия глаз, носогубных складок,
  • искривление перегородки носа,
  • дефект маленького язычка,
  • полоса на небе.

Хирургическое лечение детей с открытой ринолалией

Открытая врождённая ринолалия требует комплексного медико-педагогического и ортодонтического подходов. На ранних этапах требуется ортодонтическое закрытие дефекта твёрдого и мягкого нёба временным обтуратором. Мягкий резиновый обтуратор нужен при кормлении ребёнка. Жесткий обтуратор изготавливается индивидуально и носится ребёнком вплоть до хирургического закрытия дефекта дна носовой полости и нёбной занавески. Обтуратор снимается за 14 дней до планируемой операции.

Хирургическое лечение ринолалии проводятся этапами. Хейлопластика, операция по восстановлению верхней губы, и уранопластика, операция по восстановлению целостности дна носовой полости, показаны даже новорожденным. Противопоказания для проведения этих операций в столь раннем возрасте:

  • анемия;
  • пневмония;
  • внутриутробная гипотрофия;
  • родовые травмы;
  • асфиксии;
  • недоношенность;
  • врожденные пороки сердца;
  • спинно-мозговая грыжа;
  • свищи в пищеварительном тракте;
  • гипоплазия;
  • аплазия легких;
  • наличие других тяжелых пороков развития.

Методы уранопластики: "щадящая" уранопластика проводится детям старше полутора лет, при условии отсутствия противопоказаний. Зарекомендовавший себя путь к восстановлению анатомического строения носоглотки, - "радикальная" уранопластика, которая травматична и сложна в техническом исполнении. Детям 3-5 лет корректируют несквозные расщелины, а детям 5-6 лет - сквозные расщелины (односторонние и двусторонние). Не рекомендуется "радикальная" уранопластика в раннем детском возрасте (до 3 лет), поскольку это хирургическое вмешательство часто провоцирует медленный рост нижней челюсти.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе при произношении звуков речи. Если для носовых звуков носовой резонанс отсутствует - звучат как ротовые "б", "д" или как "мб" (вместо "б"), "нд" (вместо "д"). При закрытой ринолалии меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный, мертвый оттенок.

Причины закрытой ринолалии

Причина закрытой ринолалии - органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. Органические изменения это следствие болезненных явлений в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание (хроническая гипертрофия слизистой носа, главным образом - задних нижних раковин, полипы в носовой полости, аденоидные разрастания, изредка носоглоточные полипы и др.). Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей чаще и возникает при достаточной проходимости носовой полости.

При нормальной фонации происходит затвор между ротовой и носовой полостями и голосовая вибрация проникает только через ротовую полость. Если разделение с ротовой полостью неполное, вибрирующий звук проникает и в носовую полость. В результате нарушения преграды между ротовой и носовой полостями увеличивается пространство голосового резонанса. При этом изменяется тембр гласных "и", "я", "у", при артикуляции которых ротовая полость сужена. Менее ринофонически звучат гласные "е" и "о", и меньше остальных нарушена гласная "а", так как при произношении "а" ротовая полость раскрыта.

Смешанная ринолалия

Некоторые авторы выделяют смешанную ринолалию - состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причина - сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Типичные сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого расщепления мягкого нёба и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях препятствуют утечке воздуха через носовые ходы при произнесении оральных звуков. Состояние речи ухудшается после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии.

Поэтому логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какой вид ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о риске ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Диагностика ринолалии

Диагностика ринолалии не составляет проблемы для врача, однако, трудности возникают при определении вида ринолалии. Для дифференциальной диагностики, пациент проходит обследование у следующих врачей:

  • фониатр;
  • дефектолог;
  • невролог;
  • логопед;
  • ортодонт;
  • отоларинголог;
  • педиатр.

Обследование выявляет этиологию заболевания, определяет характер патологических изменений и выраженность симптомов. Применяются следующие инструментальные методы диагностики:

  • электромиография;
  • риноскопия;
  • рентгенография носоглотки;
  • фарингоскопия.

Эти методики визуализируют характер патологических изменений и выраженность у каждого конкретного пациента. Логопед, используя ряд прогрессивных методик, оценивает следующие параметры:

  • нарушения голоса;
  • подвижность голоса;
  • строение артикуляционного аппарата;
  • параметры физиологического и фонационного дыхания.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

Коррекция ринолалии

Коррекция ринолалии у детей начинается с определения степени тяжести анатомического дефекта. Врач должен своевременно принять решение об оперативном вмешательстве и рассказать родителям о возможных последствиях, если это не будет сделано. Окончательное решение по поводу оперативного лечения принимают родители ребенка. После хирургической коррекции ринолалии у ребенка проводятся курсовые занятия с логопедом. Специалист должен научить ребенка правильно делать движения мягким небом и языком при формировании звуков и отдельных слов. Современная коррекция ринолалии позволяет к достижению ребенком школьного возраста полностью избавиться от этой патологии. Малыш практически ничем не отличается от своих сверстников.

Устранение ринолалии с помощью массажа и упражнений

Для устранения носового оттенка голоса придётся немало потрудиться и ребёнку, и логопеду, и родителям. Прежде всего, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж. Если ребёнок мал, массаж делают взрослые:

  • чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой) правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);
  • те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»;
  • произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз);
  • указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.

Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей. Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого. Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно не заметно для окружающих. Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.

При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс, поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж, если у вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.

Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика. Вот несколько упражнений:

  • ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;
  • ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;
  • утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3 покашливания;
  • позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;
  • произнесение гласных звуков: «а», «у», «о», «э», «и», «ы» энергично и несколько утрировано.

Артикуляционные упражнения при ринолалии

При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Они призваны активизировать кончик языка:

  1. Свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд (повторить упражнение несколько раз).
  2. Медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта (проделать упражнение несколько раз).
  3. Длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону (от одного угла рта до другого).
  4. Рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ (сначала в одну, а потом в другую сторону).
  5. Рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону (от одного угла рта до другого) под счёт «раз – два».
  6. Рот открыт, длинный узкий язык то поднимается, к носу, то опускается, к подбородку, под счёт «раз – два».
  7. Узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.

Прогноз ринолалии

Прогноз коррекции ринолалии благоприятный, расстройство устраняется при помощи особых упражнений и занятий логопеда. Эффективность преодоления ринолалии зависит от результатов работы хирурга, а также полнотой, качеством и ранним сроком начала работы с логопедом. Систематическая и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течение заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным и понятным для восприятия. Результативность лечения зависит от следующих факторов:

  • особенностей личности ребенка и сохранности интеллекта;
  • наличия сопутствующих патологий;
  • степени компенсаторных возможностей;
  • насколько своевременно начата коррекция;
  • качества проведенных хирургических вмешательств.

Определяющее значение имеет речевая среда и готовность родителей помогать ребенку всеми доступными способами. Результаты работы могут оцениваться по степени нормализации речевой функции и по отсутствию назального говорения. Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения. Функциональная ринолалия имеет весьма благоприятный медицинский прогноз.

Профилактика ринолалии

Профилактика ринолалии включает в себя предупреждение появления, а также удаление функциональных расстройств и анатомических дефектов речевого аппарата пациента. Профилактика заключается в том, чтобы еще в пренатальный период избегать факторов, которые способны спровоцировать наличие у ребенка врожденных дефектов. Если такие дефекты речевого аппарата все же имеют место, то необходима их своевременная коррекция.

Вопросы и ответы по теме "Ринолалия"

Вопрос: Здравствуйте.сыну в 1.5 сделали уранопластику. В 3.5 сделали аденотомию. Говорит в нос, сильно гнусавит. Как можно исправить ситуацию? Не поздно ли обращаться к логопеду? Ринолалию нам не ставят, к каким врачам обратиться, для уточнения диагноза?

Ответ: Здравствуйте. Начните с логопеда.

Вопрос: Здравствуйте! Мне 20 лет, у меня была расщелина губы и неба. Я ходил к логопедам, речь как-то улучшилась, но гнусавость осталась. Это и понятно, небо короткое и полностью не закрывает проход. Можно ли как-то с помощью логопедический занятий уменьшить гнусавость? Скомпенсировать речь? Может ли помочь в этом освоение нижнедиафрагмального дыхания? Или же стоит задумать о удлинении мягкого неба? Тогда будут рубцы, но даже если они будут, то можно ли восстановить уже нового длинного неба после операции или рубцы сильно скажутся на его работе?

Ответ: Здравствуйте. Вам действительно необходимы логопедические занятия. Есть приемы уменьшения гнусавости с помощью специальной гимнастики для неба и фонопедических приемов.

Вопрос: Здравствуйте! Сыну полтора года, у него с рождения полная расщелина губы и мягкого неба с расщеплением язычка, частичное незаращение твердого неба и альвеолярного отростка. Губу зашили, планируем устранение дефекта неба. Как подготовиться к операции, может быть занятия с лоопедом? Чем сейчас я могу помочь малышу? Гимнастика для развития речевого аппарата?

Ответ: Здравствуйте. Все будет нужно только после операции, через 3-5 месяцев. Понадобится массаж, гимнастика и логопед для занятий. Сейчас готовьтесь к операции.

Вопрос: Здравствуйте. Ребенку 5 лет, после фарингита стал говорить в нос, по ночам сильный храп. Нос при этом дышит, насморка нет. Пролечились, но результата нет. Что это может быть?

Ответ: Здравствуйте. Говорение в нос, ринолалия - симптом отека слизистой носа, не перекрывающего дыхание. Храп - симптом затруднения носового дыхания, которому мешает отек. Нужен рентген околоносовых пазух и осмотр носа и носоглотки отоларингологом (при помощи зеркала или эндоскопа). Тогда методы лечения станут ясны для вас и для вашего лечащего врача.

Вопрос: Здравствуйте. У ребенка, 17 лет, открытая ринолалия по причине врожденных расщелин губы и неба. Делали операции, посещали логопедов, но добиться нормальной речи не получилось. Плохо дается произношение глухих звуков. При произношении шипящих и свистящих воздух говорит в нос. Ребенок стал сильно заикаться: связано ли это с ринолалией? Как добиться хорошей речи при открытой ринолалии? И сколько это займет времени?

Ответ: Здравствуйте! Время зависит от многих причин. Настойчиво продолжайте занятия с логопедом.

– расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Общие сведения

Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии , однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи . Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии , ортодонтии , отоларингологии , логопедии, психологии.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии . В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью »), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой »), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом , гриппом , краснухой , паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки , полипов носа , гипертрофии слизистой, опухолей полости носа . Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами , полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии , отита , евстахиита , бронхита , пневмонии . Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом .

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм , птоз , гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии . Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР .

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м"], [н], [н"]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома . При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом , челюстно-лицевым хирургом , ортодонтом , неврологом , фониатром , логопедом , психологом . Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки , риноскопия , фарингоскопия , электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.