Какой день считается третьим днем пасхи. Почему Пасха бывает в разные дни

У большинства людей, особенно, которые не являются верующими и частыми гостями храмов, возникает постоянно вопрос: почему светлое Воскресенье Христово не имеет фиксированной даты? Почему нет конкретного дня и числа для его празднования? Ну что ж, будем искать ответы на эти вопросы.

Связь иудейской Пасхи и христианской

Еще с древности наша христианская Пасха была тесно связана с иудейской. Она, кстати, отмечается согласно лунного календаря, а не солнечного, как наша. Причина связи между этими двумя пасхами достаточно существенная: у иудеев этот праздник является подобием нашего Светлого Воскресенья по своему смыслу.

Иудейская Пасха считается праздником в честь освобождения еврейского народа от рабства под гнетом египтян, которое осуществилось в середине 13 века еще до нашей эры. Это событие было описано в книге Исход – это вторая часть Библии.

Согласно писанию, господь бог перед возвращением израильтянам спасения предупредил их, что в ночь в каждой семье умрет первенец. Это будет именно то наказание, которое поможет освободить евреев от рабства. Чтобы избежать такой кары, двери в дома евреев должны быть помазаны кровью ягненка, которого зарезали накануне. Считалось, что только эта жидкость способна спасти и избавить от смерти и сделать возможным освобождение от рабства. С тех самых пор, у евреев заведено на праздник Пасхи закалывать агнца.

Еврейский ягненок является прообразом Иисуса Христа, который жертвуя своей жизнью, спас человечество от проклятия, греха и смерти. Не случайно, наверное, распятие Христа совпало с празднованием иудейской Пасхи. Произошло это событие по еврейскому календарю в пятницу после дня весеннего равноденствия, в день, когда на небе можно наблюдать полный диск луны, то есть, полнолуние. А воскрес Христос на третьи сутки после своей смерти таким страшным образом, а, как известно, третьим после пятницы следует воскресенье. Вот именно по этой причине иудейская Пасха прочно связана с нашей православной.

Когда может праздноваться Пасха?

Иудейская Пасха является постоянным праздником, который всегда праздновали от 14 до 21 дня месяца нисана. 14 число – это первое полнолуние, которое наступило после дня, когда день практически равен ночи. Еще при жизни Иисуса Христа оно приходилось на 21 марта по юлианскому календарю. Поэтому затем и иудейский праздник стал переходящим и стал отмечаться в 1-е полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха отмечалась в первое воскресенье после этого.

Первое полнолуние, если отсчитывать от дня весеннего равноденствия, может быть с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние, например, попадает на воскресенье, то и христианская Пасха также будет праздноваться через неделю в воскресенье.

Таким образом, Пасха может отмечаться в любой день, если придерживаться юлианского календаря. Согласно нашего летоисчисления, то этот промежуток времени составляет от начала апреля, примерно с 4 числа и до мая. Самое позднее – это 8 мая.

Но мы видим, что чередование празднования Светлого Христова воскресенья подчиняется достаточно сложным правилам, которые связаны с тем, что сложно согласовать солнечный и лунный календарь.

Самый минимальный промежуток времени, на протяжении которого празднование Пасхи может занимать все возможные даты, равняется 532 годам. После окончания этого периода времени даты опять начинают чередоваться в прежней последовательности.

Если у вас под рукой имеется лунный календарь, то можно самостоятельно с его помощью высчитать день празднования Пасхи. Для этого надо посмотреть, на какой день выпадает день, когда будет полная луна на небе после дня весеннего равноденствия. Именно так ведут подсчеты православные христиане и считают их верными.

Для большинства верующих христиан вовсе не важно, в какой день отмечается Пасха, самое главное, что это светлый праздник в честь победы Христа над смертью.

(в вопросах и ответах)

Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время. Какой временной цикл этой даты по годам?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня
г. Вольска

Празднк Пасхи или Светлое Христово Воскресение является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою иудейскую Пасху , которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи в еврейском календаре не является переходящим праздником. Он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца авива (нисана). 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасха в системе юлианского календаря сделался переходящим; он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то Христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня Иудейской Пасхи .

Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю) или (в 20 и 21 столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.

Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха , внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая, подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.

Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху , ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи . Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с Православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.

Скоро будет праздноваться Светлое Христово Воскресение. Много раз слышал, что в этот день не следует посещать кладбище. А на чём основан такой обычай?

Отвечает священник Константин Буряков,
клирик Покровской церкви г. Покровска (Энгельса).

Во-первых, стоит определиться, что возникшим обычаем как раз и является посещение кладбища на Пасху . И этот обычай, когда он возник, был вполне оправдан временем правления в России коммунистической партии, когда были закрыты, либо уничтожены полностью православные храмы. А вот не ходить на кладбище в такой великий христианский праздник, когда вся Церковь – и Небесная и земная – торжествует и ликует, и нет места скорби в сердце христианина, является как раз всегда существовавшим правилом. Мы не умеем правильно относиться к смерти как таковой, так как не понимаем, что она есть не прекращение всего сущего, а – рождение в жизнь Вечную.

Что значит для христианина этот праздник? То, что совершилось наше спасение и получила неразрушимое основание и упование наша вера, и укрепилась наша надежда чрез Воскресение Христа Спасителя – чрез крестную жертву искупившего грехи рода человеческого, избавившего от греха, проклятия и смерти, и примирившего нас с Богом. Сможем ли сохранить радость, навестив могилы усопших сродников? Нет, наше сердце не такое каменное и бесчувственное, и память о расставании с ними всегда жива. Поэтому Церковь, проявляя мудрую заботу о чадах своих, установила поминовение усопших на девятый день Пасхи – Радоницу.

В этот Пасхальный день лучше навестите ваших родственников – наверняка среди них есть забытые вами, одинокие, неимущие, немощные. Принесите радость в их дом и в их сердца – и тогда этот христианский светлый праздник будет самым главным днем и вашей жизни.


Какую Пасхальную службу следует посетить обязательно - ночную или утреннюю?

Отвечает протодиакон Михаил Беликов,
клирик кафедрального Духосошественского собора.

Праздник Пасхи длится 7 дней - всю Светлую седмицу. И церковный Устав предписывает нам пребывать в храме на молитве все эти 7 дней, торжествуя и радуясь о Воскресении Христовом. Но Святая Церковь не требует со всей строгостью исполнения этих уставных требований, так как в силу жизненных обстоятельств люди не всегда имеют возможность посещать храм ежедневно. Конечно же, основной службой на Пасху является ночная служба, а утренняя («поздняя») литургия как раз и предназначена для тех, кто не смог быть на ночной службе.

Если человек хочет причащаться на Пасху, в субботу совсем ничего нельзя есть, или что-нибудь можно?

Отвечает игумен Нектарий (Морозов),
настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

К сожалению, по немощи (и душевной, и физической) современных людей, им трудно бывает полностью исполнять все предписания Типикона, в частности, такие, как сухоядение или полное воздержание от пищи. Поэтому в дни, когда Уставом определяется особенно строгое воздержание, христианину нужно поститься, ограничивая себя в пище по мере своих телесных сил: так, чтобы пост не причинил ущерба его здоровью. И причащаться на Пасху можно не только тем, кто "ничего не ел в субботу", но и всем, кто постился, готовился к Таинству и не имеет таких грехов, за которые священник на исповеди мог бы возбранить причащение.

Я была вчера в храме. Там мне дали кусочек артоса. Скажите, пожалуйста, что это такое и что мне с ним делать?

Отвечает священник Александр Ионов,
клирик храма во имя св. Димитрия Солунского.

«Артос» - это особый хлеб, торжественно освящаемый на Пасху, и раздаваемый верующим после Светлой субботы. Это приглашение разделить трапезу радости Воскресения Христова со всей Церковью. Артос необходимо вкушать, как и святую воду, натощак.

Почему празднование христианской Пасхи приходится на разные дни?

Почему каждый год празднование христианской Пасхи приходится на разные дни? Почему в этом году православная и католическая Пасхи совпадают, а в прошлом нет? - такие и подобные вопросы появляются очень часто. Вот что по этому поводу удалось выяснить.

— Время празднования христианской Пасхи изначально тесно связывалось с датой иудейской Пасхи, которая отмечается не по нашему, солнечному, а по еврейскому, лунному, календарю. Причина такой связи очень существенна: иудейская Пасха по своему смыслу является прообразом Пасхи христианской.

Суть иудейской Пасхи в том, что это праздник в честь чудесного освобождения евреев из египетского рабства, произошедшего в середине XIII века до нашей эры и описанного во второй книге Библии — в книге Исход.

Возвещая израильтянам об их предстоящем спасении, Господь предупредил: в ближайшую ночь в каждой египетской семье умрет первенец, ибо только такая кара Божия заставит египтян отпустить евреев из рабства. Чтобы наказание не коснулось евреев, двери их домов должны быть помазаны кровью заколотого накануне ягненка. Кровь агнца (ягненка) спасет еврейских первенцев от смерти и сделает возможным освобождение из рабства. Так и произошло. С тех пор евреи празднуют свою Пасху и ежегодно в память об этом событии закалывают пасхального агнца.

Еврейский пасхальный агнец — прообраз Иисуса Христа, Спасителя мира, Который Своей смертью на кресте, Своим распятием спас человечество от греха, проклятия и смерти. В Евангелии сказано: Христос — Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, Его драгоценная Кровь, пролитая на Голгофе, очищает нас от всякого греха. Поэтому отнюдь не случайно, что и само распятие Иисуса Христа совпало с днем иудейской Пасхи. Произошло это по еврейскому календарю 14 нисана, в пятницу, после весеннего равноденствия, в день полнолуния. Воскрес Иисус Христос, как известно, на третий день после распятия, который мы и называем воскресеньем. По этой причине и дата празднования христианской Пасхи тесно связана с Пасхой иудейской.

В течение первых трех столетий христианской истории существовали две практики празднования Пасхи: часть христиан отмечала ее вместе с иудеями — 14 нисана — как день воспоминания о распятии и смерти Спасителя, часть же (таких оказалось больше) — в первое воскресенье после 14 нисана как событие воскресения Христа из мертвых.

Возникшая проблема обсуждалась на I Вселенском соборе в 325 году. Было принято решение о единой дате празднования Пасхи всеми христианами: «…праздновать Пасху, после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия». (Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, стр. 703.)

Таким образом, все христиане мира праздновали Пасху (а также иные христианские праздники) вместе начиная с 325 года.

В 1054 году в Христианской церкви произошел раскол: римский патриархат отделился от Вселенской Христовой Церкви — появилась Римско-Католическая Церковь. Календарь же церковных праздников оставался единым. Расхождения в датах православных и католических праздников начались с 1582 года, когда папа Римский Григорий XIII ввел новое летоисчисление - григорианский календарь, или так называемый новый стиль. Он более точен астрономически, потому и принят теперь в большинстве стран мира.

Русская же Православная Церковь по-прежнему пользуется старым, Юлианским календарем, называемым в народе Православным потому, что жизнь и деяния Иисуса Христа происходили во времена, когда действовал Юлианский календарь (с 44 - 46 г. до н.э. и до 1582 года н.э.). Кроме этого в основу Юлианского календаря положен так называемый «литургический» год, который вмещает в себя совокупность праздников, постов, дней поминовения святых и Пасхалию, в связи с чем он стал основой Православного богослужения (после Никейского Собора 325 г., когда Юлианский календарь был объединен с Александрийской Пасхалией).

По Православному (Юлианскому) календарю Пасха, обязательно по хронологии, описанной в Евангелии, должна быть после еврейской Пасхи.

А по Григорианскому календарю католическая Пасха может совпадать с еврейской Пасхой или быть даже раньше нее.

Вот почему иногда, как в текущем году, католическая Пасха совпадает с православной, а в некоторые годы получается довольно большое расхождение.

Самостоятельно вычислить дату празднования Пасхи с 1-го по 3600 год возможно, прочитав с 700 по 713 страницу упомянутой нами «Настольной книги священно-церковно-служителя» и овладев методикой применения приведенных там таблиц № 3 «Вечная таблица пасхальных полнолуний» и № 4 «Вечная зрячая пасхалия».

P.S. Григорианский календарь, безусловно, точнее. Только вот нисхождение благодатного огня в Вифлееме, на протяжении сотен лет, происходит в день Пасхи только по Православному (Юлианскому) календарю, а не по какому-либо другому…

Благодарим за помощь, оказанную в подготовке данного материала, священнослужителей Свято-Покровской церкви протоиерея Петра Латушко и иерея Николая Богдановича (Беларусь)


Пасхальные приметы, обряды и традиции:
В церкви, украшенной праздничными рушниками, коврами, заполненной поясами, писанками, - идет праздничная служба. Недалеко от церкви, начиная с Страстного четверга, жгли костер и поддерживали его до Пасхальной ночи. Или (это входило в обязанности ребят) зажигали огонь в Пасхальную ночь.

Этой ночью горят в домах в красном углу лампадки или свечи. Зажигают свечи и на могилках усопших родных. Огонь, свечи, костры - непременные атрибуты

Bсе остатки пасхи собирают и закапывают в таком месте, где никто не ходит - чтобы не топтались по святой; бросают на воду (в реку), чтобы ушло за водой.

В чудодейственную силу скорлупы свяченых яи ц также свято верят:
скорлупу от яиц или писанок держат на палках на огороде, чтобы не заводились в земле черви;
когда сажают чеснок, то скорлупы прикрепляют на двух воткнутый в землю палках, надеясь, что чеснок будет круглый, как яйцо;

Кости с свяченого поросенка закапывают, чтобы не шел град.

Кости из рыбы перетирают в порошок и пьют от колик.

Соль используют как лекарство от бельма у скота (вдувают в глаза); дают корове, чтобы лучше ела.

Хрен - лекарство от зубов.

Пшено сыпали цыплятам, чтобы не хватала их сорока или ворона.

Маком обсеивали коровники, чтобы ведьма коров не доила (ибо ей сначала нужно собрать этот мак); осыпали двор там, где был покойник, - чтобы не приступал к дому.

Мелом писали кресты на дверях, чтобы нечистая сила не вошла в дом; хранили как лекарство «от изжоги»; обводили могилы - чтобы ведьмы не раскапывали.

Свяченым ножом разрезали пасху и все священное. Затем его прятали, а летом, когда гром с градом, бросали на двор накрест лопату и кочергу, а между ними втыкали нож.
В этом ноже такая сила, что сразу можно заколоть им кабана.

Особым было отношение к полотенцу , в котором святили пасху. Его вытаскивали, когда у женщины начинались роды, чтобы легче было.

Первый день Пасхи (интересно):

Наступал первый день пасхальных праздников. Как солнце всходит, старики выходят на двор и смотрят, как солнце «играет». Говорят, оно радуется, что «Христос воскрес», и делается то синим, то зеленым, то красным.
На Пасху должна быть такая же погода, как на Благовещение.
Когда на Пасху ясно светит солнце, то через три дня пойдет дождь.
Как облачно и накрапывает дождик, то будет хороший урожай.
В Пасхальные праздники все люди братаются между собой, приветствуют трижды: «Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!", - Полны веры, что Господь действительно воскрес.

Три дня в церкви правится праздничная служба.
Если кто хочет научиться какому ремеслу, должен на первый день Пасхи идти в церковь, и когда священник впервые скажет: "Христос воскресе!", То тихо ответить: что хочет научиться шить - «иголка в руках»; мастерить - «топор в руках »; т.д.
Строго запрещается любая домашняя работа (конечно, кроме кормления скота и птицы). Ходят в гости друг к другу, гуляют, поют. Женщины (а впоследствии - дети) идут к бабе, что у них повитухой была «бабувала». Несут ей гостинец - калач или пасху, яйца или писанки, платок.

Народные игры и развлечения на пасху

В этот день ребята обливают девушек водой, девушки же дарят им писанки, часто держа их за пазухой. Бывает, что девушка дарит парню писанку, выражая таким способом свою симпатию к нему.

А какие же Пасхальные праздники без развлечений, игр молодежи?
Играли в «навбитки», «чей отец сильнее»: двое, держа в руках яйцо, говоря: «Христос воскрес», ударяют одновременно друг о друга. Тот, чье яйцо больше, забирает разбитое себе.
А наиболее хитроумные делали «запел» («запусканку»): выкачивали из яйца через маленькую дырочку его «нутро», внутрь заливали воск (или напускали расплавленную сапожную смолу), ставили носком в горячий пепел - воск или смола оседали и, остыв, прочно скрепили скорлупу. После того и гуляли. Попробуй, чтобы настоящая яйцо осталось цела!

Любили и игру «в котючки»: с наклонной плоскости (на пригорке) в ряд пускают несколько яиц. Чье сходит в сторону, т.е. сбивается другим яйцом, достается тому, кто сбил это яйцо.

На праздник устраивали качели. На открытом месте закапывали на расстоянии две сохи, делали перекладку вверху, перебрасывали веревку и ладили внизу сиденья с дощечки. Во время качания девушек было много смеха и шуток.

На Гуцульщине все три дня после обеда девушки выводят хороводы «гагилки» возле церкви: круг образуют дети-девочки, за ними девушки, а затем молодые женщины. Распевая, все три круга движутся в противоположном направлении.

Пасхальные поверья

Светлый праздник Пасхи Христовой. Весенний праздник воскресения, оживание природы: все кругом радуется, сияет, торжествует.
Говорят, как кто умрет на Пасху, то душа его попадает прямо в рай: «этим днем Бог водит всех мертвецов в рай». До трех дней врата рая открыты (открытые и царские врата в иконостасе), и душа сразу полетит на небо, в рай.

В гроб умершему кладут красные пасхальные яйца: умерших на Пасху встречает сам Христос, христосуеться с их душами.
В народе есть вера, что в дни больших праздников становятся более активными демонологические существа, особенно живущие среди людей.
В ночь перед праздником ведьмы, до того как запоют «креста», обегают по хлевах и доят коров; в это время они свозят свою добычу - сыр и масло - чертям.
Именно в этот праздник попадалась редкая возможность увидеть, а если повезет - и обуздать ведьму:
как сторож откроет церковь, все ведьмы лезут целовать замок, чтобы они везде им самые открывалась;
пытаются ведьмы дернуть батюшку за ризы или вытереться ними: если не удастся, то она на целый год теряет свои чары.

Поздравляю с праздником Пасхи!!

Зазвенят колокола весенние,
И надежды в нас проснулись вновь.
Пасха - это праздник Воскресения.
Пусть воскреснут Вера и Любовь!

О дате Пасхи
Наверно, многие из нас задавали себе этот вопрос:
Католическая Пасха в этом году была 31 марта, а православная - 5 мая. Почему такое расхождение, больше чем на месяц?
Чтобы понять это, нужно вспомнить историю расчета даты Пасхи.
Вопрос единого дня празднования Пасхи для всего христианского мира был поставлен императором Константином Великим на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названным Первым Вселенским . На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи.

Главное правило для расчета:
«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

В Александрии были созданы таблицы — пасхальный календарь или Пасхалии , позволяющие определить дату Пасхи. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта.
Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века.

Но в 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию и новый календарь (разработанный священником-иезуитом и астрономом Христофором Клавиусом).
Восточные же патриархи не приняли, предали анафеме, и григорианский календарь и новую пасхалию.
Поводом к принятию нового календаря вместо юлианского стало смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия , по которому определялась дата Пасхи , и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими (Дата равноденствия сместилась на 10 марта).
Григорианский календарь был введён в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского : следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября .
В России григорианский календарь введён только декретом от 26 января 1918 года Совнаркома , согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля . Православная церковь придерживается юлианского календаря.

Итак, начиная с 1583 года , католическая церковь использует григорианскую пасхалию , принимающую для расчетов день равноденствия 21 марта по григорианскому календарю, а православная церковь придерживается александрийской пасхалии с 21 марта по юлианскому календарю (3 апреля)…
При этом под полнолунием и равноденствием понимаются не астрономические явления , а даты, полученные расчетным путем .
В результате реформы пасхалии католическая Пасха иногда празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Дата православной Пасхи
Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии с 21 марта по юлианскому календарю (3апреля ).
Дата первого дня Пасхи может выпадать на любой из дней в период с 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по григорианскому календарю).
Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней)

В этом, 2013 году первое полнолуние - 27 марта 2013 года.
Первое воскресенье после полнолуния - 31 марта , тогда и была католическая Пасха. Весеннее равноденствие по православному календарю идёт от 4 апреля по новому стилю.
В 2013 году весеннее полнолуние 25 апреля (по новому стилю), ближайшее воскресенье после него 28 апреля. И вот тут заковыка: расчёт даты иудейской пасхи ведётся не так, как это делают современные израильтяне, а опять же по александрийской пасхалии IV века и приходится на 30 апреля (нового стиля). Поэтому дата Пасхи смещается ещё на неделю, чтобы быть позже пасхи иудейской…
Вот так и получилась дата Пасхи 5 мая.



Скатерть белая, свеча,
Аромат от кулича,
Льется в рюмочки кагор.
Пить немного - уговор.
Разноцветие яиц,
И улыбки светлых лиц.
С праздником!
Христос Воскрес!
Доброты, любви, чудес!

.
Источник