Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц. методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ "ЛЕСНАЯ ШКОЛА".

Дифференциация согласных Ч – Ц в слогах, словах, предложениях, тексте и играх

(с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Провела: учитель-логопед логопункта ОШ № 5 г. Макеевки

Стариченко Н.П.

Цели:

    упражнять детей в выделении согласных звуков Ч – Ц в слогах, словах, предложениях, тексте;

    учить дифференцировать звуки Ч-Ц по артикуляции, соотносить их с буквой; закреплять правильное произношение звуков Ч – Ц .

    развивать логическое мышление, внимание, навыки звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза, умение образовывать слова с помощью суффиксов;

    обогащать словарный запас, развивать творческие способности;

    воспитывать чувство сопереживания, усидчивость, настойчивость в достижении поставленной цели.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, тексты загадок, скороговорки, таблицы, пособие «Учим звуки и слоги », зеркала, наборное полотно, комплект геометрических фигур.

Ход занятия:

    Организационный момент. Прослушайте скороговорку, определите, какие звуки в ней повторяются чаще всего, над ними мы будем сегодня работать на занятии.

За ч ерпнула ц апля ч ашкой

Ч ай ц елебный из ромашки.

Ц елый ч ан у ц апли ч ая.

Ц апля вра ч больных встре ч ает.

Правильно, звуки Ц и Ч . В каких словах вы услышали звук Ц (цапля, целебный, целый) ? А в каких Ч (чашкой, чай, врач, встречает, чан, зачерпнула) ? Какие незнакомые слова вам встретились в скороговорке? Что означает слово чан ?

    Основная часть. «Путешествие в Лесную школу». Дети, в нашу школу пришло письмо от учеников лесной школы, а кто в лесу может учиться? (звери, птицы, насекомые). Лесные жители сейчас тоже учатся правильно произносить и различать звуки Ц и Ч как и вы, и им нужна ваша помощь. Но школа их находится далеко за морем, на чём мы можем туда добраться? (на лодке, на яхте, на катере, на корабле). Быстрее будет на корабле, но нам придётся его построить. А чтобы работать было легче, надо размять наши руки и пальцы.

    Пальчиковая гимнастика.

Бабушка очки надела, Зайка в зеркальце глядит Пароход плывёт, плывёт.

И внучонка разглядела. и ушами шевелит. Нам сигналы подаёт.

Потянули, покрутили, У стола четыре ножки, На поляне дом стоит,

Постучали и открыли. Сверху крышка, как ладошка. Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

    «Построй кораблик». Имитация движений руками и выкладывание из геометрических фигур кораблика.

    Рубим деревья (рубящие движения дровосека)

    Пилим деревья (пилящие движения руками)

    Забиваем гвозди (забивающие движения)

А теперь постройте из геометрических фигур кораблик (раздаётся набор фигур).

Корабль построен, паруса натянуты

    Крутим штурвал (имитация движений)

    Корабль качается на волнах (имитация движений).

    Вокруг летают чайки (имитация движений).

Мы приплыли в сказочную страну (выставляются картинки по ходу рассказа логопеда).

3. Отгадывание загадок.

Нас радостно встречают ученики Лесной школы, а кто, догадайтесь сами, отгадав загадки:

    Кого кот Матроскин научил говорить: «Кто там?»

    На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Ищет в речке лягушат.

Тычет клювом наугад –

На носу повисла капля.

Узнаете? Это… (цапля).

Правильно, дети, это Гал ч онок иЦ апля.

А есть ли звуки Ч и Ц в слове Галчонок и Цапля?

Определите место звука Ч и Ц в этих словах.

    Артикуляционная гимнастика. Галчонок и Цапля хотят, чтобы вы показали упражнения для язычка, которые помогут правильно произносить звуки Ц и Ч.



Зубки ровно мы смыкаем. Губки трубочкой тяну Рассердилась наша киска:

И заборчик получаем. И на дудочке играю. Спинку выгибает киска.



На качелях вверх и вниз Тик-так, тик-так, С губ сотрём следы варенья
Ты качаться не ленись! Ходят часики вот так! Угощенье – объеденье!

    Сравнительная характеристика артикуляции звуков Ч-Ц.


Когда произносим звук Ч – губы слегка вытянуты вперёд, язык вверху.

Если произносится звук Ц – губы в улыбке, язык внизу.

Ц – согласный, глухой, всегда твёрдый, свистящий, сложный (Т+С).

Ч – согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий, сложный (Т+Ш)

    Соотнесение звука Ц и Ч с буквами. Какой буквой на письме обозначается звук Ц, а звук Ч ? Вспомните их написание. На что похожа буква Ц, Ч?

    Графический диктант. Галчонок и Цапля хотят, чтобы вы им помогли выполнить задание: написать их любимые буквы, услышав звук Ц или Ч в слове.


Логопед называет слова, показывая картинки, а дети записывают только буквы Ц или Ч .

Ц ифры, све ч а, певе ц , ме ч , ч емодан, мельни ц а, у ч ительни ц а, ц ирка ч , обру ч , продаве ц .

Ц Ч Ч Ч Ц Ц ЧЦ ЦЧ Ц Ч ЧЦ

    Чтение слоговых цепочек. Ученики Лесной школы рассказали нам о красивом острове Чунга Чанга, на котором они живут. На острове живёт весёлое племя Чанга, которое очень хорошо произносит звуки Ч-Ц . Мы решили поплыть к нему в гости. Они нас «приветствуют» по очереди на своем чангском языке. Повторите за ними их фразы и послушайте, что они означают.Произносить (читать слоги).

ЧА-ЦА-ЧА ЧУ-ЦУ-ЧУ-ЦУ ЕЦ-УЧ-АЦ-ОЧ ОЦО-ОЧО-УЧА-ПЧИ ЧАЦ-ЦУЧ-ЦЫЦ-ЧЕЧ

Здравствуйте! Мы вам очень Примите наши Прогуляйтесь по нашему Берегите нашу

рады! угощения! острову! природу!

    Дифференциация звуков Ц-Ч в словах. Игра «Кто быстрее?». Надо помочь Галчонку и Цапле отобрать картинки. Галчонок отбирает картинки со звуком Ч, а Цапля со звуком Ц.


Слова: солнце, кузнец, цепочка, песочница, мотоцикл,

бабочка, огурец, циркуль, косточка, грач, чайник, мяч.

    Физкультминутка «Цапля».

Очень трудно так стоять 1,2,3,4,5 (стоять на правой ноге, руки вдоль туловища)

Лапку в воду не спускать 1,2,3,4,5 (стоять на левой ноге, руки на поясе)

И не падать, не качаться (стоять на правой ноге, руки поднять вверх)

За соседа не держаться (стоять на левой ноге, руки на поясе).

11. Закрепление навыков словообразования. Игра «Назови ласково». Цапля и Галчонок решили поиграть. Цапля зачитывает слова, а Галчонок изменяет их так, чтобы их названия звучали ласково. Ребята, поможем Галчонку:

Птица – птичка

синица - …

водица - …

кольцо - …

овца - …

крыльцо - …

перец - …

птенец - …

огурец - …

рукавица - … яйцо - …. мизинец - …

    Слоговой синтез слов. Игра «Собери слово». Теперь Галчонку досталось задание. Надо собрать из слогов слова, прочитать их, составить с ним предложения.

ЧЕ, ДАН, МО ЦЫП, ТА, ЛЯ ВЯ, ЧЕР, ЧОК ГОР, ЦА, ЧИ ЛОЧ, БУ, КА

ЧЕК, ЦВЕ, ТО ЧИ, ЛЁТ, ЦА ЧЕ, НЯ, РЕШ РЕ, ЦА, ВИЧ ПОЧ, ЦЫ, КИ

    Упражнение «Доскажи словечко». Дополнить предложения недостающими словами со звуками Ч Ц . Повтори предложение полностью.

Я хочу напиться ………..

Я пришила к платью ………….

У крыльца лежат …………...

Лена хорошая ………….

Над морем летит ………...

На цветке сидит ……….

У курицы было восемь ……….

    Физминутка. Выполнять движения, указанные в стихотворении.

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке.

А ещё кружился смело,

Крылышком махал умело.

Он спешил к себе домой –

К маме-курочке рябой.

    Пересказ текста. Давайте объясним жителямЛесной школы, кто такой червяк (пересказ текста). Логопед читает текст, затем работа по вопросам.

ПЕРВЫЙ ЧЕРВЯК.

Повела курица цыплят учить червяков искать.

- Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.

Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось первыми найти червяка. Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.

- Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.

- Мы откопаем его и отнесём этим глупцам.

После долгих трудов цыплята, наконец, откопали червяка и понесли его своим братцам.

- Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.


    Итог занятия. Домашнее задание.

Дети, чем мы занимались сегодня на занятии? Чему научились? Что узнали нового?

Выучить дома скороговорку о Цапле, которую вы слушали в начале занятия, но сначала вставьте пропущенные буквы Ч-Ц в слова (раздаётся текст скороговорки с пропущенными буквами Ч-Ц ).

Дифференциация звуков - этап в коррекционной работе сдетьми по формированию правильного звукопроизношения, который направлен на умение различать определенный звук от близких по звучанию или по способу и месту образования.

Нарушение дифференциации фонем проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.

Дифференциация звуков у логопатов проводится с опорой на анализаторы: речеслуховой, зрительный, речедвигательный,кинестетический. Использование этих анализаторов определяется характером нарушения.

У многих логопатов замены обусловлены нечеткостью фонематических процессов и представлений о звуках. У большинства ведущим нарушением является слуховая дифференциация. Поэтому работу по дифференциации звуков логопед начинает с опоры на более сохранное зрительное восприятие, кинестетические ощущения и тактильные, которые получаем от органов артикуляции во время произношения звуков.

Использование кинестезии при дифференциации аффрикатов часто требуется предварительная работа по развитию и уточнению кинестетических ощущений с опорой на тактильные и зрительные ощущения у ребенка. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи. Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи. В логопедической работе необходимо учитывать, что совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова, мес-то каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию звукопроизноси-тельной дифференциации.

К числу довольно распространённых взаимозамен относится смешение аффрикатов: [ц] - [ч], [ч] - [щ].

Причин возникновения нарушений произношения звуков [ч] и [щ] несколько. Первая — едва различимая на слух общая составляющая этих звуков: звук [ш], входящий и в звук [ч], и в звук [щ]. Вторая — едва ощутимое движение кончика языка вверх и касание боковых зубов при произнесении звука [ч].

Звуки [ч] и [ц] — смычные, каждый из этих звуков образуется путем слияния двух звуков: для звука [ч] — это [т + ш], а для звука [ц] — это [т + с].

Смешивая эти звуки, дети просто не чувствуют разницу в произношении, которая приводит к тому, что вместо двух звуков ребенок произносит только один.

Одна из главных причин подобных нарушений лежит в нарушении или снижении слуха, что препятствует различению звуков в спонтанной речи (фонематическое восприятие). Причина может крыться и в нарушении подвижности языка, в неправильном прикусе или посадке зубов. Обычно в таких случаях ребенок знает, как правильно произносить звуки, но не может их произнести без стоматологического или ортодонтического лечения.

Дифференциация конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

  1. предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;
  2. этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Например, при уточнении правильной артикуляции звука ц необходимо обратить внимание на его произнесение: звук [ц] образуется в результате быстрого слияния звуков [т] и [с]. При произнесении звука [ц] губы раздвинуты в улыбке, зубы сомкнуты или сближены (зубы размыкаются при произнесении звука [ц] в прямых слогах (ца, цо...)), кончик языка сначала упирается в нижние резцы (примерно как для звука [с]): язык вогнут и приподнят. Передняя часть спинки языка образует смычку с нёбом (около альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. Когда происходит выдох, передняя часть языка размыкается с нёбом, кончик языка отскакивает от нижних резцов. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука поднеся ладонь к губам, можно почувствовать умеренный толчок холодной воздушной струи, голосовые складки не дрожат. Звук [ц] — твердый, глухой.

Звук [ч] образуется путем последовательного произнесения звуков [т’] и [щ]. При произнесении звука [ч] происходит смена двух артикуляций: сначала кончик языка опущен, прикасается к нижним резцам. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому нёбу. В следующий момент происходит разрыв смычки, и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее ар-тикуляции звука [щ]. Граница между элементами артикуляции не улавливается на слух. Губы выдвинуты вперед и округлены, нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость, голосовые связки разомкнуты. Выдох производится резким толчком теплой струи воздуха.



Звук [щ] — протянутый (долгий) мягкий шипящий звук: [ш’-ш’-ш’]. При произнесении звука [щ]: губы вытянуты вперед и округлены; язык широкий, поднят к верхним альвеолам, кончик языка свободен, боковые края языка прижимаются к коренным зубам, передняя часть спинки языка прогибается, средняя часть языка приподнимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продвинута вперед; сильная, теплая воздушная струя проходит по середине языка через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты.

2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет слоги, включающие, например, звук ц и не имеющие его (да, ца, во, ны, цы, лу, цо, цу). Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук [ц].

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении.

Для определения наличия звука в слове предлагаются следующие упражнения:

  1. Поднять соответствующую букву на заданный звук.
  2. Назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется задан-ный звук. Картинки на смешиваемые звуки не включаются. Например, на первом этапе дифференциации звуков ц и ч исключаются слова со звуком ч и другими сходными звуками. Примерные картинки: заяц, отец, лук, леденец, цапля, парта, лопата, курица, цветок.
  3. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются фонетически сходные звуки. Картинки при этом не называются.

    Это задание является более сложным, чем предыдущее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на представления о нем.

  4. Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.
  5. Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа поставить черточку. Логопед произносит различные слова. Если ученик услышит слово с заданным звуком, то он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, т.е. слева. Если слово не имеет в своем составе нужного звука, то кружок ставится (или записывается слово) справа.

4. Определение места звука в слове : в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения . Дается, например, задание выделить из предложения слова, включающие заданный звук. По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа — различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Для дифференциации звуков предлагаются следующие виды занимательных игр и упражнений:

1. «Поймай звук в ладошки»
Хлопните в ладошки, если услышите звук [ч]. Логопед произносит сначала звуки [ч, ц, ч, ц, ц, ч], затем слоги: ЧА, ЦО, ЦА, ЧО, ЧА, ЦА, ЧУ, ЦУ и, наконец, слова: цапля, цветок, почка, чайка, курица, почта, огурец, калач.

2. «Две шеренги»
Дети должны разложить картинки на парте так, чтобы с одной стороны оказались картинки на звук [Ч], а с другой - на звук [Щ].

3. «Звукоед»
Логопед показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, т.к. этот звук проглотил старичок Звукоед, например: вра_, ле_, гра_, лу_, пла__ и т.д. Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который слышится в конце слова.

4. «Вставьте пропущенный звук»
Логопед произносит слово, но вместо заданного звука хлопает в ладоши. Дети должны заменить этот неречевой звук речевым [ч] или [щ].
Например: чайка- хлопок - айка, борщ - бор - хлопок.

5. «Добавлялки»
Подскажите последний слог со звуками [ч] или [щ]:
- добавьте слог - ча- или -ща-: ку..., гу..., пи.., да..., пу...., добы..., ро..., све... ;
- добавьте слог - чи- или -щи-: встре..., пла.., зада.., ре..., ме.., хво.... ;
- добавьте слог - чик- или -щик-: бан.., пла..., зай.., пон..., кладов.., маль..., тансов..;

6. «Шифровальщики»
Я называю слово, а вы на партах выкладываете буквы, соответствующие звукам Ч или Щ, которые услышите в этом слове.Рисунок из букв на партах: Щ Ч, Ч, Ч, Щ.

7. «Радисты»
На корабле сломалась рация, и отважный капитан никак не может получить или передать позывные на землю. Повторяйте по очереди за мной то, что услышите, а ваши пальчики обеих рук перебирают по столу «кнопки рации». (Пальцы работают, как при игре на пианино.)

Ща - ща - ща
ча - ща - ча
щи - чи - щи
щу - чу - чу
че - ще - че
ащ - ач - ач
оч - ощ - оч
ищ - ич - ич
эщ - эщ - эч
ущ - уч - ущ
ач - оч - ущ

ча—ца - ча
чо—цо - цо
чу—чу - цу
чи—цы - чи
че—це - це
цы—чи - чи
ач—ац -ач
еч—ец - ец
оц—оч - оц
уц—уч - уч
яц—яч - яц

ца—ча—ща
цы—чи—щи
що—чо—цо
ще—че—це
ац—ач—ащ
яц—яч—ящ
ащ—ач—ац
ящ—яч—яц
цо—чо—що
це—че—ще
щу—чу—цу

оц—оч—ощ
иц—ич—ищ
ощ—оч—оц
ищ—ич—иц
цу—чу—щу
ща—ча—ца
щи—чи—цы
уц—уч—ущ
ец—еч—ещ
ущ—уч—уц
ещ—еч—ец

8. Игра «Испорченный телефон»
Если услышишь по телефону правильное название картинки, подними зеленый кружок, если картинка названа неправильно - подними красный кружок:
МЯЩ, МЯЧ, ОБРУЩ, ОБРУЧ, ЧУКА, ЩУКА

9. Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].

10. Соедините картинки с буквой ч и щ.

11. Найдите буквы щ, ч, ц и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш щ ш н п и щ

12. Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).

13. Чтение слогов с буквами ч, щ:

ша-ща шо-що шу-щу аш-ащ ош-ощ уш-ущ
ши-щи ше-ще шё-щё иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ

14. Запишите слова с ш и щ в два столбика: ..ука, ..елчок, кув..ин, пры..ик, бро..ка, кро..ит, ..орох, ..епка, ..епотка, пи..ит, ка..а, пла.., горо..ина, гру..у, вра..ать, ..ёлк, за..итник, вер..ина.

15. Чтение и письмо букв ч, ц, щ в словах:
овца—куча—гуща цепь—чей—щель лицо—плечо—ещё
целина—четыре—щетина зацепка—чётко—щепка цапля—чайка—ищейка
цирк—чирк—щит овца—бахча—борща цемент—чехол—щегол

17. Чтение и письмо букв ч, ц, щ в предложениях.
Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У грачей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебечут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червяков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят. Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несет добычу. На улице дощечки и щепки. Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоняется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий.

18. Следующая шифровка : прочитать словосочетания, вставить пропущенные буквы Ч или Щ. Списать словосочетания, выделяя буквы и звуки:
Мо...ный тяга, ...у...ка на крю...ке, про...ная...етина, при...епки в я...ике, пти...ий...ебет, ве....и для у...а...ихся, мо...ёная уло...ка, ...ие...ики на поло...ке, Людо...кин пла..., хи...ник в...а...ёбе, ...ерда...ное поме...ение, ве...ер в у...или...е

19. Впишите пропущенные буквы Ч - Ц - Щ:
Роща
Весной в ро__у прилетело много пти__. Всех приметней гра__и и сквор__ы. __ёрные и проворные. Хлопо__ут пти__ы в __а__е. Тре__ат су__ья и вето__ки. Это пти__ы делают жили__е. Лу__исто светит солн__е. Весело __ебе__ут пти__ы. Пти__ы выводят птен__ов. Птен__ам нужна пи__а — жу__ки, __ервя__ки, гусени__ы. Пти__ы и__ут пи__у не только в ро__е. Летают и на поля.

20. Прочитайте и перескажите текст.
Рачок-мореход
После плавания мы чистили корабль от ракушек и травы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Целая борода волочится у днища. Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом — так крепко уцепились за днище рачки.

Чистили, чистили, а боцман говорит:
— В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.
Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман заставил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь — это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сбивать — ракушка не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышечку чуть-чуть приоткрыл.
«Эх, — думаю, — пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».
В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся испытать в плаванье.
(По Г. Снегирёву)

Литература

1. Справочник логопеда \ М.А. Поваляева. - Изд. 5-е. - Ростов н\д: Феникс, 2006. - 445с.
2. А.С. Герасимова, О. С. Жучкова, В.Г. Кузнецова Уникальная методика развития речи дошкольника. - СПб.: Издательский Дом «Нева» М. : ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 688с.
3. Коррекция звуков [Щ] и [Ч]: индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет \ авт. - сост. Е.А. Лапп. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.

Продолжаю печатать занятия по звукопроизношению. Сегодня это будет “Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях”

Недостаточно поставить ребенку только звуков. Очень часто дети вроде правильно произносят тот или иной звук, но в обыденной речи путают его с другим, близко стоящим.

Данное занятие как раз направлено на то, чтобы показать отличия произношения звуков и потренироваться в правильном произношении. Занятие прислала учитель – логопед КОУ ОО Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c. Муромцево Омской области Кухмистрова Галина Михайловна . Занятие для детей 5 класса коррекционной школы.Но если ваш ребенок уже умеет читать, то можете смело его использовать в домашних занятиях. К конспекту прилагается слайдовая презентация.

http://youtu.be/uRelu8PFGKI

Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.

Тема: Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях.

Цель : Вырабатывать четкую дифференциацию звуков Ч-Ц, опираясь на зрительные, слуховые, оральные ощущения.

Задачи:

  1. Добиваться правильного произношения звуков [Ц] и [Ч] в словах, предложениях;
  2. Формировать умение соотносить данные звуки с буквами Ч и Ц;
  3. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический анализ, речеслуховую память;
  4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью; аккуратность при написании слов;
  5. Корригировать слуховое внимание путем выполнения заданий.
  6. Воспитывать положительную учебную мотивацию.

Оборудование : предметные картинки со звуками [Ц] – [Ч], мультимедийная презентация.

Речевой материал: Квочка – курица, жонглировать.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика.

– Здравствуйте, ребята и наши гости. В начале нашего логопедического занятия проведем дыхательную гимнастику. Сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! И еще раз – вдох и выдох. Молодцы. С хорошим настроением приступаем к нашему занятию

– Какие картинки вы видите на экране? (Слайд 3)

– Поднимите руки, те у кого – картинка цепь , поднимите руки у кого – картинка часы .

– Какой звук вы слышите в начале слова цепь ? Какой звук слышите в начале слова часы?

II . Основная часть.

1.Целевая установка.

– Сегодня на занятии мы будем различать звуки [Ц] – [Ч] в словах, предложениях. Повторим артикуляцию этих звуков. Будем добиваться правильного произношения этих звуков в словах, предложениях. И, в дальнейшем будем стараться правильно произносить эти звуки в словах. (Слайд 4)

2. Артикуляция звуков [Ц] – [Ч]

ü Сравнение звуков ] и [Ч ] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’]; (Слайд 5)

По таблице рассказать различие в артикуляции звуков. (Слайд 6)

– Назвать буквами эти звуки: [Ц] – буква цэ , [Ч] – буква че . Звуки – согласные.

3. Отгадать загадки. (Слайд 7)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают

Медом угощают. (Цветы)

Вырос молодец на грядке

Зеленый, длинный, сладкий. (Огурец)

На дереве, в лукошке

Подрастают крошки. (Птенцы)

Желтые комочки

Ходят возле квочки.

Как вы понимаете слово – квочка?

(Цыплята)

Мы, когда идем, стоим

А стоять умеем лежа.

Даже, если убежим.

Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Кто за печкой поет

Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

Если я захочу,

В нем водичку вскипячу. (Чайник)

Круглый, гладкий, без углов

Целый день скакать готов. (Мяч)

3. Работа с зашифрованными скороговорками.

– В конвертах разрезанные карточки, нужно последовательно сложить скороговорку.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.

Рано утром пели птицы для царя и для царицы

Цыпленок и курица пьют воду на улице.

У царя и у царицы жили во дворце жар-птицы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

У девочки было колечко, упало в речку колечко.

Есть у овечки колечки, колечки не падают в речку.

4. Веселые задания

– Каким словом жонглирует клоун?

– Как объясните значение слова жонглирует?

(Подбрасывать и ловить на лету одновременно несколько предметов).

– Какой шарик принадлежит цыпленку, а какой цапле?

(Слайд 9)

  • Зачеркни буквы, встречающиеся два раза. Из оставшихся составь слово. И тогда узнаешь, что пьет заяц.
  • Реши примеры.

(Слайд 10)

5. Работа со стихотворением. (Слайд 11)

Листьям – время опадать,

Пти-ам – время улетать.

Солн-у – стынуть,

Ту-ам – литься,

Нам с тобой – идти у-иться.

– О каком времени года говорится в этом стихотворении?

(Об осени)

– Списать, вставляя пропущенные буквы Ц или Ч в стихотворения, подчеркнуть Ц одной чертой, а Ч- двумя чертами.

- Проверь себя.

(Слайд 12)

6. Динамическая пауза. (Слайд 13)

Листочки (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Дует, дует ветер, дует, задувает.

Покачивание поднятыми вверх руками из стороны в стороны .

Желтые листочки с дерева срывает.

Дети кружатся на месте.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

На носочках бегут по кругу.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети, повернувшись вокруг себя, приседают

7. Работа в парах. Чтение слов с буквами Ч и Ц.

Задание: учащиеся, сидящие за первой партой находят и подчеркивают слова с буквой Ч одной чертой, учащиеся, сидящие за второй партой – с буквой Ц, подчеркивают двумя чертами.

Бочка, печка, цапля, царевна, дочка, чайка, цветок, улица.

(Слайд 14)

8. Проверь себя.

(Слайд 15)

9. Зрительная гимнастика

(Слайды 16,17,18,19, 20,21)

9. Договаривание слов: (Слайд 22)

Дифференциация ч – ц

1. Повторение чистоговорок .

Ча-ча-ча – на столе горит свеча.

Чу-чу-чу – погасили мы свечу.

Чи-чи-чи – больше нет у нас свечи.

ч .

Ца-ца-ца – варит мама три яйца.

Цо-цо-цо – папа съест одно яйцо.

Цу-цу-цу – нам с братишкой по яйцу.

Какой звук встречается чаще всего? Запишите букву ц .

2. Конструирование букв из элементов

Из элементов: этих букв сконструировать на магнитной доске буквы: У, Ч, Ц, ч, ц.

Буквы Ч и У введены для выявления сформированности устойчивой дифференциации этих букв.

Нахождение сходства и различия букв ч и ц .

Опорные картинки:

3. Уточнение артикуляции звуков

Инструкция. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Дайте ему характеристику (глухой, взрывной, сложный). Уточните артикуляцию с помощью артикуляционного профиля.

[ч"] - [т"ш"]. Дать обозначение буквы «ч» с помощью кисти руки.

Инструкция. Произнесите звук [ц]. Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный - [ц] = [тс]). Уточнение артикуляции с помощью зеркала и артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ц» кистью руки.

Инструкция. Сопоставьте звуки, которые обозначаются буквами «ч» и «ц» по артикуляции. (Глухие, взрывные, сложные).

Инструкция. Сравните эти звуки и найдите их различия.

Местообразование, направление струи воздуха: Ч - , Ц - ; [ч] - струя теплая, [ц] - струя холодная,

[ч] - произносится мягко, а [ц] - всегда твердо. При произнесении [ч] кончик языка всегда в верхнем положении, губы -окошком, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы - в улыбке.

Дифференциация ч – ц в слогах

1. Чтение слогов по слоговой таблице

Инструкция. Прочитайте по слоговой таблице сначала все слоги с буквой «ч», а затем - с «ц».

Прочитайте слоги парами: ча-ца, ача-аца, ицы-ичи и т. д.

Придумайте слова со слогами: ча, чо, цо, чи, цы, че, це.

Прочитайте все слоги, содержащие «ч» и «ц»: чац, чоц, цоч и т.д.

Какие правила вы изучали на правописании ча, чу?

2. Работа по слоговой таблице.

Инструкция. Громко и четко читайте слоги:

по строкам: чач, цоч, чоц,... по столбикам: чеч, чоч, чич,...

только с твердым «дежурным» звуком, только с мягким, только те, которые я укажу. (Хором, индивидуально, тихо, громко).

3. Послушайте слоги, запишите букву ч или ц

Ча, ца, чи, чу, цо, цы, оц, оч, ич, ец, це, цу, уц, уч, ёч, ёц.

Дифференциация ч – ц в словах

1. Выделение букв из слов

Инструкция. Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «ч» и «ц»: полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.

Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.

2. Работа с предметными картинками

Инструкция. Под каждой картинкой на карточке записать с помощью фломастера буквы «ч» и «ц» и цифрой указать их местонахождение. Пример: «девочка» - ч-5.

Самопроверка. Учащиеся сверяют записи с образцом.

Инструкция. Логопед раздает учащимся по одной картинке.

Догадайтесь, у кого та картинка, в названии которой:

а) «дежурный звук» - мягкий и находится на 2-м месте (очки,

б) при произнесении этого звука кончик языка находится в нижнем положении и на 6-м месте в слове (огурец);

в) мягкий «дежурный звук» находится в ударном слоге (чдйка, кадёли,дайник);

г) твердый «дежурный звук» находится в безударном слоге (яйца, кольца).

Набор картинок, в названии которых ч или ц находится в различных позициях: мяч, грач, чайник, кирпич, печка, почтальон, качели, улица, яйцо, кольцо, лицо, птицы; овцы, палец, скворец.

3. Вставить пропущенные буквы

Инструкция. С помощью фломастера заполни пропуски буквами «ч» или «ц»:

води...а - води...ка,

ли...о -ли...ико,

зая... - зай...ик,

зубе... -зуб...ик,\

огуре... - огур...ик.

Какие буквы вставили в первый столбик? Во второй?

Как при этом изменился лексический смысл слова?

Какие суффиксы изменили смысловую окраску слова?

Учащиеся, получив карточки-перфокарты с недописанными словами, дают инструкцию самостоятельно.

Встре..., ули..., да..., зада..., умни..., столи..., лиси..., калан..., грани..., све…, больни..., кори....

4. Составление слов из слогов

Инструкция. Перед каждым учащимся лежит конверт, в котором находятся слоги и слова, содержащие буквы «ч» и «ц».

Выньте из конвертов содержимое. Подумайте, что надо делать?

Правильно, необходимо составить слова, записать их в тетради, а потом вертикальными чертами поделить на слоги.

а) чаб| - ре - ц е) ца| - ре| - ви - ч

б) ча с| - ти| - ца ж) ц - ве| - то| - че -к

в) ч - те| - цы з) че| - ре| - пи| - ца

г) че| - пе - ц и) ци - р| - ка - ч

д) це| - по -ч| - ка

Подчеркните, твердую «дежурную» букву «ц» одной чертой, а мягкую «ч» двумя.

5. Профессии

Инструкция. Какой одинаковый звук присутствует в словах «отличник», «летчик», «ученик», «учитель»?

Измените слова так, чтобы появился звук [ц] (отличница, летчица, ученица, учительница).

Чем же отличаются эти слова по смыслу? Какая часть слова изменилась?

Запишите любую пару слов и разберите их по составу например, (летчик - летчица).

6. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный ь :

Овца - овечья, птица - птичья, заяц - заячья…

7. Работа по карточке

Дифференциация ч – ц в предложениях и текстах

1. Составление словосочетаний

Инструкция. Прочитайте слова и ответьте на вопросы.

Кто? Что? Какой? Какая? (Чей? Чья?)

Овца Овечий, овечья

заяц заячий, заячья

курица …

леденец …

Со словами из второго столбика составь словосочетания. Запиши их в тетрадь. Подчеркни букву ч двумя чертами, а ц – одной.

Например: овечья шерсть, заячий след.

2. Составление предложений

Инструкция. Составьте предложения со словосочетаниями «лучистое солнце», «проточная водица», «узорчатое полотенце». Запишите предложения на доске, втетрадях. Комментированное письмо. Взаимопроверка.

Инструкция. Прочитайте скороговорку: «На кочке квочка, под кочкой цветочек», запомните и запишите по памяти.

3. Графический диктант

Послушайте предложение. Скажите, сколько в нём слов. Начертите графическую схему предложения – столько чёрточек, сколько слов в предложении. Первую чёрточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть ли в этом слове буква ч иди ц ? Надпишите над соответствующей чёрточкой букву.

Целый день кричат грачи.

Скворец поймал червяка.

Летом очень печёт солнце.

У ручья цвела черёмуха.

Ученики ходили в цирк.

На чехле коричневые пуговицы.

Волчица с волчатами погнались за зайцем.

Сестрица Алёнушка печалится о братце Иванушке.

Чужой чёрный цыплёнок спрятался под крыльцо.

Возле качелей мальчики посадили деревца.

4. Слуховые диктанты

В зоопарке

Ученики и ученицы часто ходят в зоопарк. Там много зверей. Они видели льва, львицу, зайца, зайчиху, волчицу с волчатами. Там много птиц. Целый щебечут чижи и скворцы. В зоопарке живут цапли, грачи и ласточки.

Зиме конец. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнёзд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы – наши друзья. Берегите птиц! Они уничтожают червяков и гусениц.

Двадцать один день сидела курица на яйцах. Наконец из яиц стали появляться цыплята. Их было двенадцать. Четыре цыплёнка чёрненьких, а восемь цыплят пёстрых. Курица повела цыплят на улицу. Там она их учила искать червяков.

5. Работа по карточкам

Плакат к занятию

Сталина Лазарева
Дифференциация звуков [ц]-[ч]. Конспект группового логопедического занятия (для детей 6–7 лет)

Тема : Дифференциация ц-ч .

Цель : научить различению звуков ц-ч на слух и правильному написанию букв ц-ч в слогах, словах, предложениях.

Задачи :

образовательные :

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ц» и «ч» , имеющих акустико-артикуляционное сходство;

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

Развитие грамматического строя речи;

Расширение словарного запаса по теме «Птицы» .

Формирование связной речи;

коррекционно – развивающие :

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;

Развитие тактильных ощущений;

воспитательные :

воспитание интереса к учебе.

Межпредметные связи : математика, развитие речи, окружающий мир.

Оборудование : зеркала, карточки с буквами, презентация, циркуль.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли готово к занятию ?

Активизируем глазки, лицо.

Сделаем психогимнастику :

Мы умеем улыбаться (улыбнуться, мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым, мы умеем сердиться (нахмуриться, мы умеем восхищаться (выразить восхищение) .

С хорошим настроением приступаем к нашему занятию .

2. Выявление темы :

Послушайте скороговорку, и определите, какие звуки чаще всего в ней повторяются?

Цапнула цапля чёрные чернила, белая цапля циркулем чертила.

Кто такая цапля? (птица)

А что значит цапнула? (схватила)

А что такое чернила? (чёрная жидкость, которую заправляют в ручку)

А что такое циркуль? (геометрический инструмент, с помощью которого чертят окружность)

Какие звуки чаще всего повторяются? (звуки ч-ц )

3. Уточнение артикуляции и связь звука с буквой .

Посмотрите в зеркало, произнесите звуки ц и ч . Давайте дадим характеристику этим звукам :

Ц – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков т и с .

Ч – согласный, глухой, твёрдый, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш .

Покажите букву звуков ц , ч.

Назовите звук этой буквы .

На букву ч – запоминаем чайку, на букву ц – цепь.

Изографы «Курица» , «Часы» (что изображено на картинках? См. приложение)

Определить на ощупь буквы ч –ц (предлагаются вырезанные из бархатной бумаги буквы)

4. Развитие фонематического восприятия.

а) по слоговой таблице (см. приложение)

б) игра «Наоборот» (кидаю мяч, называя слог ца, ученик должен кинуть мяч обратно, сказав слог ча и т. д.)

в) «Эхо» (повторить за логопедом цепочку слогов ца-ца-ча , цо-чо-чо и т. д.)

г) в чистоговорках

ца-ца-ца – четыре яйца

чо-чо-чо – очень горячо

цу-цу-цу – мы ведём овцу

чу-чу-чу – пятёрку я хочу.

Физ. минутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок (наклоны в стороны, руки на поясе) .

Хомка раненько встаёт (потянутся,

Щёчки моет (руками потереть щёки и шею,

Шейку трёт.

Подметает хомка хатку (наклоны туловища вперёд)

И выходит на зарядку (маршировка на месте)

Раз, два, три,четыре, пять (руки вверх, в стороны, вперёд)

Хомка хочет сильным стать.

5. Печатаем под диктовку слоги

1): ча, ца, оц, уц, ич, ец, чу, цу.

2) отгадать загадку :

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица :

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется. (Синица)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …

(Грачи)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Угадайте, что за птичка :

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Зернышко клюет,

Деток зовет :

"Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко! " (Курица) .

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец.

А зовут его скворец

(Скворец)

Над волной она летает,

Рыбу из воды хватает,

Провожает корабли

И встречает близ земли

(Чайка)

Какая птица лишняя? (Курица, потому что она – домашняя птица)

3)вставить слог ца или ча :

Ули-, да-, кури-, уда-, пятни-, столи-

4) вставить буквы ц или ч : (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу) :

Води…а – води…ка

Ли…о – ли…ико

Зая… - зай…ик

Огуре… - огур…ик.

5) Составить предложения, использую картинки (скворец, чайка, цапля) .

На болоте живёт …. .

Над морем пролетала ….

В скворечнике живёт ….

6. Итог занятия .

Какие звуки и буквы мы различали на занятии ?

Назвать слова со звуками ц и ч .

Список использованной литературы.

2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников - Владос, 1997.

3. Узорова О. Нефёдова Е. Большая книга загадок - Аст\ Астрель, 2008.