В гости с дроном к якову брюсу в усадьбу глинки, московская область. В гости с дроном к якову брюсу в усадьбу глинки, московская область Кто был хозяином усадьбы до глинки

ОБЪЕКТ: Усадьба «Глинки» - старейшая по времени постройки усадьба Подмосковья. Принадлежала Якову Виллимовичу Брюсу . Здесь он и умер. Усадьбу Якова Брюса местные жители откровенно побаивались. Ведь на фасадах основного здания есть демонические каменные маски. Одни улыбались, другие жутко кривлялись. Крестьяне называли их «добрые» и «злые» маски. Под усадьбой есть глубокие , где хранятся магические книги и сокровища загадочного генерал-фельдмаршала.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: При впадении реки Воря в Клязьму, на территории города Лосино-Петровский. Здания усадьбы занимает санаторий «Монино». Доехать с Ярославского вокзала до ст. Монино, далее автобус №32 до остановки «Санаторий». ©MoskvaX.ru

СМЕРТЬ 1 ВЛАДЕЛЬЦА: В марте 1710 Петр I жалует имение Глинково англичанину Андрею Стельсу. В 1708 году завод Стелса занял первое место в России в производстве пороха, а Петр I предоставляет Стельсу монополию на производство пороха. Недовольные владельцы других заводов скупают всю селитру и серу. В результате в 1711 завод Стелса остался без сырья и остановлен. Не пережив этого в январе 1712 года Стелс умер, и его родные продали имение Глинково князю Алексею Долгорукову.

2 ВЛАДЕЛЕЦ – СМЕРТЬ ЖЕНИХА: Долгорукий жил в усадьбе Горенки, а не в Глинково. Пиком успехов Долгоруких стала обручение Петра II с дочерью Долгорукого Екатериной в конце 1729. Церемония бракосочетания назначена на 19 января 1730. Но 6 января у императора обнаружилась оспа и в ночь на 19 января, день свадьбы, он скончался. Долгорукие становятся первыми вельможами России, и Алексея Долгорукий продает Глинки вышедшему в отставку генерал-фельдмаршалу графу Якову Вилимовичу Брюсу в 1726 г. (По другой версии село Глинково было пожаловано Брюсу по случаю подписания Ништадтского мира). ©MoskvaX.ru

ВЛАДЕЛЕЦ БРЮС: Брюс покинул обе столицы и уединился за оградой и караулом в своей подмосковной усадьбе, куда перевёз из Петербурга коллекцию астрономических инструментов и где предавался хозяйственным заботам. Поселившись в Глинкове, Брюс целиком отдается хозяйственным заботам и занятиям наукой. Именно Брюс в 1727 - 1735 гг. создает архитектурный ансамбль усадьбы, планировку главного дома Брюс подчиняет целям научных занятий, в частности – астрономии.

НАЙДЕННАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ: Обследовавшие главный дом в 1981 году архитекторы В.И. Якубени и М.Г. Карпова установили, что первоначально дом был одноэтажным, с возвышающимся над ним в центре большим залом с лоджиями южной и северной. Боковые крылья 2 этажа оставались открытыми площадками и использовались для работы с большими астрономическими приборами. Открытой оставалась и северная лоджия. ©MoskvaX.ru

ОПЫТЫ БРЮСА: Брюс по легенде золото из свинца делал, мертвых оживлял. В Глинках в разгар лета Брюс замораживал воду на одном из прудов, чтобы гости могли покататься на коньках. Круг научных интересов Якова Вилимовича не ограничивается астрономией; он разрабатывает проблемы практической оптики, работает над изготовлением телескопа и зрительных труб, занимается нахождением очищенных от вредных примесей оптимальных сплавов металла для изготовления металлических зеркал к телескопам, разрабатывает методику определения удельного веса металлов. Выведенные Брюсом значения удельного веса золота, серебра и меди почти не изменились до настоящего времени. Яков Вилимович ведет переписку с профессором Санкт-Петербургской Академии наук Иоганном Лейтманом и с профессором, будущим великим математиком, физиком и астрономом Леонардом Эйлером. В19 веке в Глинках бытовала история о том, как к Брюсу по ночам влетал в окно огнедышащий дракон.

УСАДЬБА ПОСЛЕ БРЮСА: После смерти Брюса владения унаследовал племянник, граф Александр Романович Брюс. В 1756 году при Александре Брюсе была возведена церковь Иоанна Богослова, к которой в 1883 году пристроили трапезную и колокольню. В 1930-х года колокольню снесли, а церковь основательно переделали, встроив в спальный корпус. Сейчас здание частично разрушено, хотя алтарная часть закрыта и утверждается, что проводятся службы. После смерти Александра Брюса усадьба Глинки переходит по наследству его сыну Якову. В отличие от своих знаменитых предков он особыми доблестями не отличался и известен в истории не по своим заслугам, а по похождениям жены – Парасковьи Александровны Брюс (Брюсши, как называли ее современники) – наперсницы императрицы Екатерины II. По характеристике современников, Парасковья Брюс «…была красива, образована, необыкновенно ловка и умна, но строгостью нравов не отличалась». Яков Александрович, благодаря близости ко двору и дружбе с Екатериной, успешно продвигался в карьере, дослужившись до звания генерал-лейтенанта. Был губернатором в ряде городов, а в 1784-86 годах - в Москве. Прослыл как человек жестокий, мстительный, большой формалист и служака, не гнушавшийся средствами для достижения своих корыстных целей. Будучи губернатором в Москве, он начал преследование группы московских просветителей во главе с Николаем Ивановичем Новиковым, законченное после его занимавшим после него эту должность Прозоровским полным разгромом этой группы и заключением Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. На почве любовного соперничества Екатерина поссорилась со своей любимицей и отдалила ее от двора, запретив проживание в Петербурге. Переехав в Москву, Брюсша большую часть времени проводит в Глинках, ведя затворнический образ жизни. Здесь она и умерла на 57 году жизни. Екатерина Яковлевна В 1791 году после смерти отца Александра Романовича Брюса единственной наследницей огромных брюсовских владений остается 15-летняя Екатерина. По завещанию отца, ее опекуном стал Валентин Платонович Мусин-Пушкин-Брюс, глава масонской ложи «Астрея». В 1793 году он женит своего сына Василия Валентиновича на Екатерине Яковлевне. Семейная жизнь супругов не удалась, детей не было. Муж – большой щеголь и мот, вел великосветский образ жизни, жил на широкую ногу, прожигая отцовское и женино наследство. Поняв, что она обобрана, а семейная жизнь не складывается, Екатерина Яковлевна уезжает за границу и возбуждает дело о разводе и возврате своих имений. Дело тянулось долго и, только при вступлении на престол Павла I , было решено в пользу потерпевшей, которая получила в свое владение всю движимую и недвижимую собственность, доставшуюся от отца. В 1815 году, по поручению хозяйки усадьбы, имение Глинки с принадлежавшими ему деревнями, было продано. Так закончился Брюсовский период усадьбы Глинки, а на Якове Александровиче Брюсе прекратился и род Брюсов в России по мужской линии. После обветшавшие Глинки часто меняли хозяев. ©MoskvaX.ru

КУПЦЫ: Еще в 1791 году калужский купец Тихон Усачев приобрел у Якова Александровича Брюса участок земли на реке Воре под селом Глинково. Отремонировав оставшиеся от кожевенной фабрики Афанасия Гребенщикова помещения, Усачев в 1796 году оборудовал в них писчебумажную фабрику. Глинковская фабрика считалась одной из лучших в Московской губернии. На первой российской выставке мануфактурных изделий в 1829 году лучшим сортам ее бумаги присуждена большая серебряная медаль. На последующих выставках глинковская бумага отмечена золотой медалью. В 1839 году Усачев был произведен в мануфактур-советники, а в 1840 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Москвы». Когда в 1815 году Екатерина Яковлевна Брюс объявляет о продаже имения (за 450 тысяч рублей), то желание Ивана Усачева (сына Тихона Усачева) заполучить его вполне естественно. Однако он не был настолько богат, чтобы позволить себе такие огромные затраты. Тем временем объявился второй покупатель – соседний помещик Федор Петрович Ершов. По взаимной договоренности они поделили имение на две части: усадебные постройки и 8577 десятин земли за 300 тысяч рублей приобрел Усачев, оставшиеся 1500 десятин земли, деревни Вачутино, Мишуково, Кабаново, Громково, Мизиново и Новую вместе с 650 душами крепостных «мужеска пола» – Федор Петрович Ершов. Деньги на покупку Усачев взял в кредит у московского банкира Охотникова сроком на десять лет. Время показало, насколько рискованной была для Усачева эта покупка. В 1822 году банкир умер. Вдова требует уплаты долгов, угрожая продажей имения с торгов. Усачев просит у казны ссуду в 250 тысяч рублей под залог фабрики. Выехавшей на место оценочной комиссией фабрика была оценена в 424961 рубль. Но в ссуде Усачеву отказано, предоставлена лишь отсрочка платежей. Дело это растянулось на несколько лет. Фабрике угрожало банкротство. В это время приходят на помощь родственники. В октябре 1838 года брат Ивана - Василий Усачев оформляет на свое имя покупку фабрики, спасая ее от банкротства и выручив брата из должников. Вероятно, покупка была оформлена для проформы, так как на фабрике продолжал хозяйничать Иван Усачев. Однако возникли новые проблемы: писчебумажная фабрика исчерпала свои резервы, производство из года в год падает; все труднее становится обеспечивать производство сырьем. Усачев упорно ищет выход из создавшегося положения. В начале XIX века Россия не имела своих прядильных фабрик, и пряжу для ткацких фабрик закупали за границей. Стремясь избавиться от импорта пряжи, государство начинает поощрять заведение отечественных прядильных фабрик. Посчитав это дело более прибыльным, Усачев в 1846 году начинает переоборудование писчебумажной фабрики в хлопкопрядильную. Из-за недостатка средств эта работа затянулась на десять лет, в течение которых писчебумажное производство постепенно сокращалось, а прядильное наращивало темпы.

БОЯЗНЬ КОЛДОВСТВА: С 1853 года владельцами фабрики становятся братья Алексеевы, в 1854 их сменили малолетние наследники, а фабрика переходит в ведение Богородской земской управы. В 1862 фабрику вместе с усадьбой приобретает компания Колесовых. В усадьбе Колесовы не жили, считая ее колдовской. Их «хозяйствование» нанесло ей непоправимый ущерб. Парк усадьбы был украшен скульптурами, вывезенными Я.В.Брюсом из-за границы во время поездок по заданиям Петра I . Купчиха Глафира Колесова усмотрела в обнаженных фигурах кощунство и приказала разбить скульптуры и побросать в Ворю. Странно: в 1879 году Колесовы продают ее вместе с усадьбой купцу Якову Лопатину за 200 тысяч рублей – баснословно низкую цену. Ведь в 1822 году только фабрика оценена в 425 тысяч рублей, а тут еще и усадьба и 348 десятин земли с лесом. ©MoskvaX.ru

НЕСЧАСТЬЯ СЛЕДУЮЩЕГО ХОЗЯИНА: Лопатин принимает меры к приведению фабрики в порядок. Но в 1899 году от прямого попадания молнии сгорел главный усадебный дом вместе со всеми запасами хлопка, находившимися в нем. Надо было восстановить перекрытия и кровлю, отремонтировать стены и разобрать завалы. После ремонта дом так и остался под складом, только хлопок заменили пряжей. Не успел Лопатин оправиться 7 сентября 1902 сгорела фабрика вместе со всем содержимым. Восстановить фабрику было невозможно, ее надо строить заново. Лопатину это не под силу, и фабрика прекратила существование.

СМЕРТЬ ПОСЛЕДНЕГО ХОЗЯИНА: В 1914 Лопатин продает усадьбу Глинки с 348-ю десятинами земли купцу Малинину. Тот создал в деревне Кабаново лесопильный завод, передав усадьбу и завод сыну, который торговал лесоматериалами, рубя доставшийся лес. В 1918 году усадьба была национализирована. Не пережив потери, сын Малинина, по воспоминаниям старожилов, покончил с собой. ©MoskvaX.ru

А ТЕПЕРЬ ТУТ САНАТОРИЙ: Санаторий «Монино». В 1930 Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха. Впервые был проведен капитальный ремонт всего здания, приведен в порядок парк, очищены пруды. Церковь была превращена в спальный корпус. Во время войны в усадьбе был госпиталь. С 1948 здесь дом отдыха Монинского камвольного комбината. В 1962 при бурении скважины обнаружена целебная минеральная вода, и санаторий «Монино» стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.

АНОМАЛИИ: На территории усадьбы «специалисты по биолокации зафиксировали немало интересных аномалий , свидетельствующих о том, что под толщей земли существуют подземные тоннели и комнаты. Иногда рамка начинает вращаться, констатируя редкие аномальные отклонения. Это не что иное, как мощные энергетические заслоны, воздействие которых, не ослабевающее на протяжении столетий крайне опасно для здоровья операторов и разведчиков.

03.02.15 (+обновления)

© MoskvaX.ru
© сайт



. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

Одним из самых посещаемых туристами мест в Подмосковье является усадьба "Глинки", это один из старейших XVIII столетия. К тому же, данное место старше, чем иные усадьбы Московской области. Принадлежали эти места дворянам по фамилии Брюсы, которые вели свой род от Якова Вилимовича - сподвижника Петра Великого, военного и государственного деятеля, ученого и дипломата. Все архитектурное великолепие, которое поражает искушенного путешественника даже в наши дни, было создано примерно в тридцатые годы XVIII века, когда родоначальник династии был вынужден уйти в отставку. Человеком он был незаурядным, любил искусство, а также увлекался наукой. Крестьяне прозвали его чародеем.

Яков Брюс

Этого человека знал практически каждый современник. Он был выходцем из шотландского древнего рода, но судьба забросила его в далекую Россию, где, впрочем, он сделал весьма неплохую карьеру. Начал свою службу он еще при дворе Алексея Михайловича Романова, будучи совсем юным. Продолжил служить и при Двоевластии, а затем присягнул на верность молодому и деятельному Петру. Кстати, именно он примчался царю на подмогу во время Стрелецкого бунта, чем и расположил к себе будущего императора. Петр считал Брюса одним из ближайших соратников, они вместе принимали участие во многих сражениях русской армии.

Яков Брюс славился при дворе своей тягой к научному знанию, его по праву можно было назвать полиматом, так как интересовали его практически все научные дисциплины, во многих из них им были достигнуты немалые успехи. Например, он прекрасно разбирался в тактике и стратегии, владел пушечным делом, а в течение жизни получил почетный титул генерал-фельдцмейстер (то есть руководитель артиллерии). Именно ему выпала честь возглавлять Берг-и Мануфактур-коллегию, а также он основал всем известную Навигацкую школу. Ну и, конечно, очень многим он известен тем, что создал свой собственный «Брюсов календарь», на который ориентировались очень многие, подстраивая под него свой уклад жизни. И это лишь небольшая толика из того, что было сделано графом Брюсом для императорской России.

Усадьба Якова Брюса

Весьма жаль, но при последователях Петра графу не досталось места при дворе, хотя никто и не настаивал на его отставке. Тем не менее Яков Брюс отстраняется от политики, подает прошение об отставке и переселяется в дорогое его сердцу имение под Москвой, которое он приобрел еще будучи молодым. Это поместье носило приятное название усадьба «Глинки». Не жаль было Брюсу покидать промозглый Петербург, ведь имение находилось в самом центре природных красот, а также совсем недалеко от древней русской столицы.

Только вот что странно: по рассказам местного населения, а также непосредственно жителей, населяющих близлежащее село Глинково, стали происходить в этих местах необычные вещи. Сам дом барина удивлял крестьян своим диковинным обликом, построен он был в самом на ту пору модном стиле - итальянское барокко. Лепнина, золотистые вензеля, симметрия и грация казались очень странными на фоне русского березового леса и покосившихся крестьянских домиков.

Легенды и тайны

А кроме того, чудил, по мнению крестьян, и сам граф. Например, многие из них дивились его привычке по ночам вылезать на крышу собственного дома, выбирать самое высокое место и подолгу разглядывать что-то в небе с помощью громоздкой трубы. Конечно, сейчас очевидно, что граф всего лишь увлекался астрономией, но для крестьян сие было непонятным.

А потому, если вдруг начиналась засуха или же грозы, то народ полагал, что это граф-чародей творит неладное. Каких только легенд не возникло, связанных с именем Якова Брюса, какие только небылицы не складывали местные жители. К слову, эти же россказни чуть позже звучали и при дворе, земля ведь, как известно, слухами полнится. То очевидцы делились впечатлениями о том, что Брюс оседлал железного дракона и парил на нем под облаками, то по хлопку его ладоней в парке начинала играть райская музыка, и утихала она также по его велению.

И даже когда Брюс скончался, слава о нем гудела долгое время. По некоторым источникам, неупокоенный граф-волшебник даже после смерти еще долго скитался по своему имению и пугал новых владельцев или же местное население. Странное дело, но те владельцы, которым досталась усадьба Брюса «Глинки», впоследствии, то ли проникшись данными легендами, то ли действительно увидев что-то странное, повелели уничтожить все скульптурные группы на территории усадьбы. А ведь приусадебный парк когда-то славился своими утонченными античными статуями. При этом скульптуры не были проданы или уничтожены, от них избавлялись весьма изощренно. Какие-то замуровали в стенах, какие-то погрузили на дно пруда. Не странно ли? По некоторым преданиям, которые в обилии ходят в этих местах, очень пугало новых хозяев то, что статуи по ночам имели свойство оживать.

И опять же так люди говорят, но с тех пор начал Брюс сильно мстить новым владельцам своей земли. Являлся им по ночам в образе бесплотного духа, в коридорах были слышны скрипы и стоны, - все в традициях английских сказок о привидениях. Пришлось новым хозяину да хозяйке перебираться жить в самый дальний закуток дома.

На сегодняшний день любители мистицизма до сих пор стекаются к зданию усадьбы, некоторые отдыхающие на территории санатория, что там сейчас располагается, поговаривают, что графа можно увидеть и сейчас. Но уж насколько правдивы данные рассказы, судить трудно. Усадьба Якова Брюса в Глинках и сейчас хранит многие тайны и секреты.

«Кабинет курьезных вещей»

Яков Брюс, "чернокнижник", был еще и полиглотом, недаром он числился при дворе и выполнял там дипломатические функции. Он в совершенстве знал шесть иностранных языков. А по-русски (русский для него не был родным языком) он изъяснялся без какого-либо акцента.

В конце XVII века Петр Великий, как известно, организовал Великое посольство по европейским странам. В этой поездке принимало участие более двухсот человек, в основном молодых людей, которые должны были постигнуть науки и ремесла, особенно морское дело. Кроме того, царь повелел вести закупку оборудования и заниматься наймом различных мастеров и умельцев. Графа Брюса юный Петр самолично вызывает, пребывая в Голландии. Нужен ему был граф для предстоящей поездки в Англию, ведь Брюс прекрасно знал языки и был очень хорошо осведомлен о правилах этикета при английском дворе. Но Брюс прибывает очень поздно, к тому же выглядит крайне болезненно, рука его была вся в ожогах, а фаланги пальцев срастались после многочисленных переломов. Виной тому была ссора при дворе с начальником тайного приказа. Именно он и повелел пытать талантливого ученого Брюса каленым железом. Петр так осерчал, что по описаниям современников, унять его гнев было невозможно. Он написал Ромодановскому, в письме он открыто зол на начальника тайного приказа. Это доказывает то, как сильно он ценил труд и личность Якова Вилимовича.

Его детищем был «кабинет курьезных вещей», равных которому не было во всей стране. Это был настоящий музей всевозможных редкостей на дому. После того как граф умер, его «кабинет» решено было перенести в самый известный музей России того времени - "Кунсткамеру".

Архитектурные особенности усадьбы

Данную усадьбу можно по праву назвать старейшей во всем Подмосковье. области - это вообще зрелище интересное, но данное место поистине особенное. Здание дома Брюса сохранилось в отличном состоянии, потому туристу будет очень интересно побывать в тех местах. Снаружи усадьба «Глинки» весьма типична для своего времени, это изысканное и роскошное барокко (хотя были и необычные черты для такой стилистики). А вот внутреннее оформление заставит удивиться даже бывалого путешественника. Дело в том, что Яков Брюс (усадьба «Глинки» и ее содержание не слишком занимали его) всегда себя считал не столько помещиком, сколько человеком науки. Практически каждая комната огромного дома была превращена в лабораторию или же кабинет для научной работы. Именно там он занимался изысканиями в области физики, химии, математики, естествознания, астрономии и так далее. Все свои деньги, а жалование у графа было приличное, он предпочитал тратить на оборудование, книги, приборы для исследований и тому подобное. Это, пожалуй, объясняет, почему барина на тот момент каждый считал ненормальным, а некоторые даже приписывали ему волшебные способности. За глаза он получил множество прозвищ, но более всего прижилось Нелюдимый вельможа.

Конечно, колдун! А кто же еще сможет в один летний день, когда по всем приметам должна была стоять изнуряющая жара, взять и заморозить все пруды? А потом еще надеть диковинные приспособления на ноги и кататься по замершей воде? Да и вид главного здания, пожалуй, только подкреплял мнение крестьян на этот счет. Брюс был родом из Шотландии, быть может, потому первый этаж его дома очень напоминает шотландский средневековый замок, он весь отделан обтесанными камнями серого оттенка. Это придавало зданию слегка зловещий вид, а некоторым обтесанные булыжники в темноте казались страшными мордами демонических созданий.

Вообще, усадьба «Глинки» создана в стиле барокко, самом богатом и роскошном, пришедшем в Россию из жаркой Италии. Абсолютная симметрия, даже в облике и расположении хозяйственных построек, великолепная парковая зона с прудом в центре и античными статуями, которые встречали гуляющих вдоль мощеных дорожек. Они напоминали героев из древнегреческих легенд, Брюс очень любил искусство во всех его проявлениях. Но что сталось со статуями, вы уже знаете.

Правда, и само здание тоже весьма серьезно пострадало. Дело в том, что в тех местах случился сильный пожар в XIX веке, полностью строение спасти не удалось, сохранились в первозданном виде лишь кладовая и лаборатория Брюса. Все остальное вы сможете увидеть лишь в виде реконструкции.

Дом графа

Усадьба «Глинки» относится к дворцово-парковому виду архитектурного искусства. Прогуливаясь по ней, вы сможете увидеть два дошедших до наших дней каменных комплекса. Один можно назвать парадным, а другой - хозяйственным. К парадному комплексу относятся три флигеля, а также главная постройка - дом графа. Хозяйственная же территория не столь интересна, так как претерпевала множество реконструкций в свое время.

Дом трудно назвать большим. Для дворянской усадьбы он имеет весьма скромные габариты, в основании у него лежит прямоугольная форма. Дом, хоть и изящен по дизайну, но для классического барокко очень сдержан в убранстве. Имеются из украшений лишь арочные порталы, пилястры, рисунок на наличниках. Кроме того, можно разглядеть демоноподобные облики, высеченные на камнях первого этажа. На втором этаже имеются открытые лоджии, там граф любил дышать воздухом и по ночам любоваться звездным небом. Крышу будто поддерживают ряды стройных колонн, а венчает всю эту красоту небольшая башенка из дерева, там граф и делал свои астрономические открытия.

"Лаборатория Брюса"

Из того, что дошло до нас в первозаднном виде, очевидно выделяется так называемая Лаборатория Брюса, ее еще принято величать Петровским домиком. Вот именно сюда туристу и нужно отправиться первым делом, так как зрелище это весьма занятное. По сути, это небольшой павильон, который собою дополняет усадебное пространство. Декоративностью он весьма напоминает то, что вы могли бы видеть в Петергофе. Арочные ниши по периметру внешних стен сохранили пространство для статуй, белоснежных пилястров и капителей.

Внутрь сейчас не пускают, да и не стоит туда стремиться, пожалуй, так как все ценное из данной лаборатории, как и говорилось ранее, было вывезено в Петербург, в музейный комплекс "Кунсткамеры".

Санаторий "Монино"

На сегодняшний день вся территория, которую занимает усадьба «Глинки» в Монино, принадлежит санаторию. Тут великолепная природа, в учреждении прекрасно организованы отдых и лечебные процедуры. Потому вы можете посетить усадьбу не только в качестве туриста, жаждущего новых знаний и впечатлений, но и отдыхающего. Места здесь поистине чудесные.

Западный флигель комплекса сейчас отдан под музей, посвященный жизни и деятельности графа Брюса Я. В. Он функционирует только один день в неделю, в воскресенье, с десяти часов утра.

Местонахождение

От столицы предстоит ехать не так уж далеко, всего пятьдесят километров. Найти усадьбу очень просто: всего лишь поверните на Монино, проезжая по Горьковскому шоссе, затем проедете через Лосино-Петровский, а потом по указателям, которые специально расставлены администрацией санатория. Вы точно не заблудитесь.

Координаты

Адрес: Усадьба «Глинки», Московская область, Щелковский район, Лосино-Петровский.

Ехать от Москвы предстоит всего около часа, если не стоять в пробке. До поселка Лосино-Петровского ходит маршрутное такси. Оттуда попасть на территорию санатория совсем не сложно.

Удивительная усадьба расположена неподалеку от станции Монино Ярославской железной дороги. Сейчас здесь санаторий «Монино». Мы видим небольшой двухэтажный дом с двумя флигелями по бокам. Стены его разбиты пилястрами (полуколоннами), наличники окон богато украшены. В замковых камнях высечены карикатурные маски. Садовый павильон и караульня, расположенные под углом к главному дому, и хозяйственные постройки ограничивают парадный двор. За домом разбит "регулярный" вековой липовый парк с прямоугольным прудом. В планировке его аллей можно увидеть масонские знаки. Ансамбль возник в 20-е годы XVIII века, и немудрено, что в архитектуре заметно влияние итальянского барокко.

История усадьбы началась еще в XVII веке: сперва она была боярской вотчиной, а затем стала монастырским владением, и вообще одна из старейших в Подмосковье.
Эта усадьба одна из стрейших в Подмосковье, причем сохранилась не на бумаге, не в руинах - а вполне в приличном виде, хотя потерь, конечно, было много.

У усадьбы этой есть особая притягательность и даже некий ореол тайны. Виной тому - ее самый знаменитый владелец, "русский Фауст" Яков Вилимович Брюс.

История усадьбы.

Первый владелец. Англичанин Стелс и неудавшийся пороховой бизнес

В марте 1710 году Петр I жалует имение Глинково английскому коммерсанту Андрею Стельсу «... за ево к нам Великому Государю верную услугу». В 1708 году Обуховский завод (Ногинский район), принадлежавший Стелсу, прочно занял первое место в России. Он поставил для артиллерии 16 тысяч пудов пороха высшей кондиции на 18% дешевле других пороховщиков. Стельс сообщает артиллерийскому ведомству о том, что его завод располагает резервными мощностями и может увеличить производство. В ответ артиллерийское ведомство заключает с ним контракт на ежегодную поставку 20 тысяч пудов пороха, а Петр I издает указ о предоставлении Стельсу монопольного права на производство пороха, а прочим царь «... делать порох не велит». Предоставленные привилегии позволили англичанину в 1710 году нарастить производство пороха до 34 814 пудов. Однако недовольные владельцы вставших после указа Петра пороховых заводов организуют блокаду конкурента. Они скупают всю селитру и серу (сырье для изготовления пороха), одновременно взвинчивают на них цену. В результате к концу 1711 года Обуховский завод остался без сырья и был остановлен. Не пережив этого удара, в январе 1712 года он умер. Попытки его жены Варвары Стельс восстановить производство были безуспешны. Она продает завод и уезжает с детьми в Англию. В 1717 году, по поручению сестры, ее брат продал имение Глинково с деревнями князю Алексею Григорьевичу Долгорукову.

Алексей Долгорукий

Новый владелец усадьбы Алексей Долгорукий большую часть времени проводил в усадьбе Горенки, так что ничем особо примечательным этот период для Глинково отмечен не был. После воцарения Петра II Долгорукие приобретают над императором все большую власть. Пиком успехов Долгоруких стала обручение юного Петра II с дочерью Алексея Григорьевича Долгорукого Екатериной в конце 1729. Церемония бракосочетания была назначена на 19 (30) января 1730. Однако 6 (17) января у императора обнаружились признаки оспы и в ночь на 19 (30) января, день, когда должна была состояться свадьба, он скончался.

Во время царствования Петра II Долгорукие становятся первыми вельможами России. По-видимому, в это время полного неограниченного фавора, имение Глинково уже не имеет существенного значения для Алексея Григорьевича и он продает его вместе с деревнями вышедшему в отставку генерал-фельдмаршалу, графу Якову Вилимовичу Брюсу.

Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в «потешные», сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки?

Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении. ..

Брюс скончался в 1735 г., немного не дожив до 66 лет.

Как сложилась дальнейшая судьба усадьбы?

В 1756 году при Александре Романовиче Брюсе (племяннике Якова Брюса) была возведена церковь Иоанна Богослова, к которой в 1883 году пристроили трапезную и колокольню. В 1930-х года колокольню снесли, а церковь основательно переделали, встроив в спальный корпус.

В церкви находилось мраморное надгробие жены племянника Якова Виллимовича (тоже был не маленький человек, в 1784--1786 гг. -- главнокомандующий Москвы и генерал-губернатор Петербурга -- с 1784 г.) Прасковьи, работы Мартоса.

Могильный камень Брюсов спасли в 1936 году, перевезя в Донской монастырь.

Чтобы понять, насколько важна была эта скульптурная работа, достаточно вспомнить, что скульптура Минина и Пожарского на Красной площади -- это тоже работа Ивана Петровича Мартоса.

Сейчас перестроенное до неузнаваемости здание церкви разрушено, хотя алтарная часть закрыта и утверждается, что проводятся службы.

стати, в 1845 году за владельца усадьбы Александра Брюса выдают вернувшуюся из ссылки Екатерину Алексеевну Долгорукую, чуть было не ставшую в свое время женой Петра II. Однако брак оказался недолгим; через два года Екатерина Алексеевна умерла.

Яков Александрович .

После смерти Александра Брюса усадьба Глинки переходит по наследству его сыну Якову. В отличие от своих знаменитых предков он особыми доблестями ни на поле брани, ни в государственных делах не отличался и больше известен в истории не по своим заслугам, а по похождениям жены - Парасковьи Александровны Брюс (Брюсши, как называли ее современники) - наперсницы императрицы Екатерины II. По характеристике современников, Парасковья Брюс «…была красива, образована, необыкновенно ловка и умна, но строгостью нравов не отличалась». Яков Александрович, благодаря близости ко двору и дружбе с Екатериной, успешно продвигался в карьере, дослужившись до звания генерал-лейтенанта. Был губернатором в ряде городов, а в 1784-86 годах - в Москве. Прослыл как человек жестокий, мстительный, большой формалист и служака, не гнушавшийся средствами для достижения своих корыстных целей. Будучи губернатором в Москве, он начал преследование группы московских просветителей во главе с Николаем Ивановичем Новиковым, законченное после его занимавшим после него эту должность Прозоровским полным разгромом этой группы и заключением Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.

На почве любовного соперничества Екатерина поссорилась со своей любимицей и отдалила ее от двора, запретив проживание в Петербурге. Переехав в Москву, Брюсша большую часть времени проводит в Глинках, ведя затворнический образ жизни. Здесь она и умерла на 57 году жизни.

Екатерина Яковлевна В 1791 году после смерти отца Александра Романовича Брюса единственной наследницей огромных брюсовских владений остается 15-летняя Екатерина. По завещанию отца, ее опекуном стал Валентин Платонович Мусин-Пушкин. В 1793 году он женит своего сына Василия Валентиновича на Екатерине Яковлевне. Семейная жизнь супругов не удалась, детей не было. Муж - большой щеголь и мот, вел великосветский образ жизни, жил на широкую ногу, прожигая отцовское и женино наследство. Поняв, что она обобрана, а семейная жизнь не складывается, Екатерина Яковлевна уезжает за границу и возбуждает дело о разводе и возврате своих имений. Дело тянулось долго и, только при вступлении на престол Павла I , было решено в пользу потерпевшей, которая получила в свое владение всю движимую и недвижимую собственность, доставшуюся от отца.

В 1815 году, по поручению хозяйки усадьбы, имение Глинки с принадлежавшими ему деревнями, было продано. Так закончился Брюсовский период усадьбы Глинки, а на Якове Александровиче Брюсе прекратился и род Брюсов в России по мужской линии.

Усачев . В 1815 г.усадьбу внучатая племянница Брюса продала усадьбу владельцу Глинковской писчебумажной фабрики Ивану Тихоновичу Усачеву. Он использовал усадьбу под хозяйственные нужды своей фабрики. Но дело не шло, хотя Усачев даже переделал фабрику в хлопропрядильную. Пришлось продать все производство братьям Алексеевым. Но и у них дело не заладилось.

В 1862 году фабрику вместе с усадьбой приобретает компания Колесовых. На фабрике работали 757 рабочих, это было одно из крупнейших предприятий текстильной промышленности. Но в усадьбе Колесовы не жили, считая ее колдовской, главный дом использовался как склад хлопка. Их «хозяйствование» нанесло ей непоправимый ущерб. Парк усадьбы был богато украшен скульптурами, вывезенными Я.В.Брюсом из-за границы во время его многочисленных поездок по заданиям Петра I . Купчиха Глафира Колесова, религиозная фанатичка, усмотрела в обнаженных фигурах богов и богинь кощунство и святотатство; она приказала разбить скульптуры и побросать в Ворю.

В 1879 году Колесовы продают фабрику вместе с усадьбой купцу Якову Лопатину за 200 тысяч рублей - баснословно низкую цену. Видимо, хозяйство было доведено до ручки.

Яков Лопатин

Лопатин энергично начинает наводить порядок.

Но в 1899 году его постигло несчастье: от прямого попадания молнии сгорел главный усадебный дом вместе со всеми запасами хлопка, находившимися в нем. Пришлось все восстанавливать.

И тут вторая беда: 7 сентября 1902 года по неизвестной причине дотла сгорела фабрика вместе со всем содержимым. Строить ее заново Лопатину было не под силу

В 1914 году Лопатин продает усадьбу Глинки с 348-ю десятинами земли вязниковскому купцу Малинину. Тот создал в деревне Кабаново лесопильный завод, передав усадьбу и завод сыну, который торговал лесоматериалами, сводя доставшийся лес.

В 1918 году усадьба была национализирована. Не пережив потери, сын Малинина, по воспоминаниям старожилов, покончил с собой.

После революции часть усадебных флигелей использовали под приют и школу. Затем в усадьбе была организована сельхозкоммуна. В 1934 г. Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха. Во время войны в усадьбе был госпиталь, с 1948 г. — санаторий "Монино". В 1972 г. рядом с усадьбой была обнаружена минеральная вода, и санаторий стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.

В 1991 г. в усадьбе был создан общественный Дом-музей Я. В. Брюса ему отдали один из флигелей. По сведениям 2010г, музея сейчас уже не работает.

ВFUIMUS ("Мы были") - так звучит девиз на родовом гербе Брюса, как нельзя лучше комментирующий увиденное нами в усадьбе.

На территории есть еще несколько сохранившихся зданий времен Брюса: здание кордегардии, садовый павильон, лаборатория Брюса с нишами, в которых когда-то стояли статуи.

А вырезанные из камня маски на наличниках окон по-прежнему усмехаются и гримасничают.

По легенде, одна из них является портретом хозяина усадьбы, "русского Фауста".

Специалисты по биолокации зафиксировали на территории немало интересных аномалий, свидетельствующих о том, что под толщей земли существуют подземные тоннели и комнаты.

В общем, несмотря на развалины и некоторую запущенность усадьбы, гулять там просто замечательно - чистый воздух и атмосфера старины и неразгаданных тайн.

.
Конечно, усадьба и санаторий в ней могут вызвать грустные чувства, несмотря на хорошую сохранность -- есть здесь запах влажного тлена (то тихо гибнет пруд). Но величие замысла очевидно, хотя, конечно, и проигрывает по масштабам рядом с такими постройками, как Архангельское или Марфино. Просто это дом очень приличного человека, даром что шотландца. И мысли о жизни, о истории, о том, что делать со страной дальше, которые могут возникнуть во время прогулок по тенистым аллеям, стоят этого путешествия.

Мало кто знает, что ровно че рез десять дней после первоапрельского колобродства наступает особое время - День всех тайн, 11 апреля .

Так назвал день, который приходится на дату его рождения, сам граф Сен-Жермен, известный масон и чародей

Вместе с Сен-Жерменом свой день рождения справляла еще одна весьма примечательная личность - звездочет, ученый, чародей, сподвижник Петра I - Яков Брюс.

Как доехать : поворот на Монино с Горьковского шоссе, далее через посёлок Лосино - Петровский. У высокой церкви поворот на светофоре, и далее поворот на указателе "санаторий Монино".

Общественным транспортом: от Ярославского вокзала электричкой до станции Монино, далее автобусом № 32 до санатория "Монино"; от м. "Щелковская" автобусом № 362 до Монино.

Если у вас велосипедный маршрут, полезно почитать про дорогу

Дополнительно

Усадьба Глинки - старейшая в Подмосковье , относящаяся ещё к петровским временам. Она принадлежала в течении века (до 1791 г.) Брюсам. Родоначальником Брюсов был Яков Вилимович - сподвижник Петра I - военный и государственный деятель, учёный и дипломат. Архитектурный ансамбль Глинок был создан в 1727 - 1735 гг., когда Я.В. Брюс вышел в отставку.

Яков Вилимович Брюс

Яков Вилимович Брюс , сын шотландского дворянина, оказавшегося на русской службе еще при царе Алексее Михайловиче, был ближайшим сподвижником первого русского императора. Свою верность ему доказал еще во время Стрелецкого бунта, когда пришел на выручку молодому Петру в Троице-Сергиев монастырь. Вместе участвовали во многих военных походах.

Славившийся своей ученостью Брюс считался в русской армии лучшим знатоком пушечного дела и не случайно носил почетное звание генерал-фельдцехмейстера - начальника артиллерии. Он же был президентом Берг-и Мануфактур-коллегии и основателем знаменитой Навигацкой школы, разместившейся в московской Сухаревой башне. Наконец, по "Брюсову календарю" строили свой жизненный уклад многие поколения русских людей.

Но при преемниках Петра Великого граф оказался не у дел и подал прошение об отставке. В чине генерал-фельдмаршала, полученном на прощание, он, покинув Петербург , перебрался в купленное им под Москвой поместье "Глинки" . И вскоре, по мнению местных крестьян, там стали твориться чудеса. Люди, проходившие мимо усадебного дома, построенного в необычном для здешних мест стиле итальянского барокко, не раз замечали его хозяина, стоявшего на крыше и смотревшего на небо в огромную трубу. Только вряд ли кто-то из них догадывался, что это телескоп, через который можно изучать звезды.

Так что когда через день или два начиналась гроза, то все думали: это волшебник Брюс наслал непогоду. Его личность стала обрастать легендами. Каких только небылиц не рассказывали о нем. То видели его летевшим верхом на железном драконе, то в беседке парка по его велению неожиданно раздавались звуки арфы...

Даже после своей кончины граф-чернокнижник, согласно преданиям, продолжал пугать тех, кто поселялся в его усадьбе. Поэтому новые владельцы "Глинок" - сначала купчиха Усачева, а потом фабрикант Лопатин - решили уничтожить все статуи обнаженных античных богинь и героев, некогда украшавшие парк. Одни просто зашвырнули в пруд, другие замуровали в плотине. И тут "месть Брюса" не заставила себя ждать. Начал граф с того, что стал по ночам являться в спальню Усачевой в барском доме, и той вскоре пришлось перебраться на житье во флигель.

Яков свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьезных вещей» был единственным в своем роде в России и после смерти Брюса влился в кунсткамеру Академии наук.

Архитектурные особенности усадьбы

Усадьба Глинки относится к одному из самых ранних, уцелевших до наших дней подмосковных имений, но Брюс чувствовал себя не помещиком, а ученым. Почти все комнаты усадьбы были превращены в кабинеты, где он занимался физикой, математикой, естествознанием, астрономией. Он тратил все деньги на приобретение новомодных приборов и приспособлений для опытов, поэтому челядь считала барина странным и за глаза называла его «нелюдимым вельможей».

Крестьяне шептались о том, что он - колдун: ходили легенды, будто их помещик в жаркий летний день одним словом заморозил воду из прудов, чтобы покататься на коньках. Да и вид главного здания усадьбы весьма способствовал распространению слухов: первый этаж дома был стилизован под средневековый замок, а обтесанные камни, обрамляющие окна первого этажа, в темноте представлялись демоническими масками.

Весь усадебный ансамбль был выполнен в стиле барокко , по-прежнему модном в первой трети XVIII века: хозяйственные постройки располагались строго симметрично по отношению к усадебному дому, а напротив главного входа был разбит регулярный парк с аккуратным прудиком и павильонами... К сожалению, после пожара 1899 года только флигель-кладовая и садовый павильон, служивший лабораторией Брюсу, сохранились в первозданном облике.

Усадьба Глинки выстроена в стиле дворцово - парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. В настоящее время сохранилось два каменных комплекса - парадный и хозяйственный. Парадный двор образован главным домом и тремя флигелями. Хозяйственный двор был основательно перестроен в конце XVIII века и более не представляет художественного интереса.

Небольшой двухэтажный, прямоугольный в плане дом (20-30-е годы XVIII в.), можно считать наиболее старым из сохранившихся в Подмосковье. Его отличает сдержанная торжественность. Арочный портал рустован, скошенные углы здания в обрамлении пилястр. Оконные наличники красивого рисунка, с демоническими масками на замковых камнях над окнами первого этажа, и лучковым очельем - над окнами второго. Второй этаж по обоим фасадам выделен открытыми лоджиями, со спаренными колоннами. На крыше - лёгкая деревянная башенка, специально спроектированной для астрономических наблюдений Брюса.

"Лаборатория Брюса"

"Лаборатория Брюса" , или как её ещё называют - "Петровский домик" - представляет собой одноэтажный парковый павильон, сохранивший декоративное убранство петровской эпохи. По сторонам главного входа помещаются полукруглые в плане арочные ниши для статуй, обрамлённые спаренными пилястрами с белокаменными капителями композитного ордера. Хороши рокайльные раковины, украсившие конхи ниш. Декоративное убранство павильона дополняют широкие пилястры и фигурные наличники.

Санаторий "Монино"

Ныне здания старинной усадьбы занимает санаторий "Монино" . В западном флигеле усилиями местных краеведов открыт музей Я.В. Брюса , который работает по воскресеньям с 10 до 14 часов.

Проехать в усадьбу просто - поворот на Монино с Горьковское шоссе, далее через посёлок Лосино - Петровский. У высокой церкви поворот на светофоре, и далее поворот на указателе "санаторий Монино ".

Усадьба Глинки после Брюса

После смерти Якова Вилимовича его наследником становится племянник Александр Романович, которому в 1740 году переходит и графский титул дяди. Александр Романович вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта в 1751 году и только после этого фактически стал бывать в Глинках и заниматься усадьбой. Именно Александр Романович перестроил здание обсерватории в жилое помещение, пристроив в качестве ризолитов помещения на втором этаже, на месте открытых площадок, служивших Я. В. Брюсу в качестве обсерватории. Единственное, что было сохранено от обсерватории, - открытая площадка на северном парковом фасаде, которая выглядела как ниша до 1934 года. В советское время при перестройке здания под спальный корпус дома отдыха эта открытая площадка была заложена и там была сделана пристройка в виде террасы.

2 сентября 1753 года Александр Романович Брюс обратился с челобитной на высочайшее имя, а 22 сентября в Московскую духовную консисторию, где отмечается, что «в Московском уезде в Кошелевом стане в вотчине моей в селе Мизинове в Вохонской десятине имеется церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова, которая стала быть ветха вся росселась кирпич валится и божественную службу отправлять опасно…».

Надо сказать что Мизиново было приобретено Я. В. Брюсом в 1733 году. По свидетельству известных исследователей В. и Г. Холмогоровых, в Мизинове «строился храм по челобитью дьяка Михаила Григорьевича Гуляева, купившего Мизиново в 1706–1708 годах». С 1710 года в храме, освященном во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом благоверного княза Александра Невского начались богослужения.

В челобитных А. Р. Брюс отмечает, что стены храма стали подмывать подземные воды, от того стены стали сырыми, поэтому «божественную службу отправлять опасно», и просит, чтобы ему разрешили разобрать этот храм, кирпич перевезти в Глинки и выстроить эту же церковь на территории усадьбы. Мизиново находится от Глинок в 7,5 километра (в челобитных указано четыре версты) и перенос прихода на такое расстояние, тем более на центральную усадьбу, не был необычным. Поэтому в 1754 году А. Р. Брюс начал перенос храма из Мизинова в Глинки. Храм был освящен в 1756 году.

Церковь была небольшой. Алтарная часть представляла собой четверик площадью 100 квадратных метров (10?10) с алтарной апсидой, небольшую трапезную, имевшую два этажа с деревянным перекрытием. На втором этаже трапезной размещался теплый придел святого благоверного князя Александра Невского. Вход сюда был из-под колокольни, то есть под колокольней не было помещения. Это несколько оттеняло помещение в трапезной. Подниматься на второй этаж приходилось по лестнице, которая была здесь же, в трапезной. Фактически теплый придел использовался только в зимнее время. Трапезная по размерам была гораздо уже основного четверика. Она имела в длину 9, в ширину 7,5 метра.

В 1760 году храмостроитель скончался. Похоронили Александра Романовича недалеко от храма. Его вдова Наталья Федоровна Колычева построила здание усыпальницы, по всей вероятности, рассчитывая, что это будет фамильная усыпальница. Но кроме самой Натальи Федоровны, умершей в 1777 году, больше в усыпальнице никого не хоронили.

В том же 1777 году селится в Москве и часто бывает в Глинках жена Якова Александровича Брюса, известная статс-дама при дворе императрицы Екатерины Великой Прасковья Александровна Румянцева-Брюс (1729–1786). Неподалеку, на территории современного города Балашихи, было родовое имение Румянцевых Троицкое-Кайнарджи, в котором был похоронен ее старший брат П. А. Румянцев-Задунайский.

Возможно, как утверждают исследователи, статс-дама в Глинках вела отшельнический образ жизни. Однако большое количество построек, сделанных именно в эти годы, показывает, что до 1786 года здесь шла активная деятельность. По всей вероятности, это связано с назначением в 1784 году мужа Прасковьи Александровны Якова Александровича Брюса генерал-губернатором Москвы, который использовал усадьбу как загородную резиденцию. Не случайно именно в этот период число построек возросло от десяти в 1767 году до тридцати трех (21 каменная и 12 деревянных) к началу XIX века. Зная печальную судьбу наследницы, можно предположить, что постройки, попавшие в 1815 году И. Т. Усачеву, были построены именно при Я. А. Брюсе.

В 1786 году П. А. Брюс скончалась. Ее похоронили в Глинках в усадебной церкви. Муж заказал известному скульптору И. П. Мартосу памятник-надгробие, считающийся одним из лучших его произведений. Этот памятник представляет собой пятиметровую пирамиду из серого гранита, на которой находится тонко выполненный беломраморный барельеф графини. На переднем плане, на ступенчатом постаменте, стоит саркофаг, к которому в горестном порыве припал воин, символизирующий мужа усопшей, на саркофаге - щит и шлем. На стеле выгравированы стихи, авторство которых приписывается Я. А. Брюсу:

ЖЕНЕ И ДРУГУ

Растите завсегда на гробе сем цветы,

В нем разум погребен, в нем скрылись красоты.

На месте сем лежит остаток бренна тела,

Но Брюсовой душа на небеса взлетела.

Об этом надгробии А. Н. Греч писал как о едва ли не самом лучшем и зрелом произведении Мартоса: «…внутренность храма как бы озарена лучами искусства от превосходного памятника графине Прасковье Александровне Брюс… Историко-художественное значение этого надгробья громадно. Оно лучшее выражение той схемы треугольной композиции, которая нашла свое осуществление в ряде работ русских и иностранных мастеров XVIII - начала XIX века.

Высокий плоский треугольник серого гранита служит фоном памятнику, возвышаясь на ступенчатом основании. Вверху помещен в обрамлении двух бронзовых лавровых ветвей портретный медальон - профиль графини П. А Брюс, четкий, как античная камея. Внизу на плите красноватого гранита возвышается саркофаг, облицованный лиловым мрамором с желтыми на нем шляпками скреплений. Слева к нему припадает в порывистом движении мужская фигура, олицетворяющая убитого горестью мужа, низко склонившего голову на заломленные руки. Лицо не видно - и тем не менее в спине, в порывистом движении, в жесте заломленных рук проявлен такой драматизм, которого не достигнуть никаким выражением страдания в лице. Четко рисуются среди цветных гранитов эта фигура паросского мрамора и шлем, поставленный на крышку саркофага. Судя по рисунку Андреева, по счастливой случайности оказавшемуся в нашем собрании, с другой стороны гроба находилась - или была лишь спроектирована - дымящаяся античная курильница. Бронзовые гербы, а также надписи украшали памятник…»

Здесь же А. Н. Греч приводит и легенду об этом надгробии, в которой, как и положено, главным фигурантом является наш герой:

«Трогательное предание сообщает, сливая воедино различные исторические лица, что граф Брюс, вернувшись из похода и узнав о недавней в его отсутствие смерти жены, поспешил в церковь, бросился ко гробу и так и закаменел около него, убитый горем. Фигура его оказалась спиной к алтарю. Три раза переставляли его, но он снова возвращался в первоначальное положение, пока епископ не благословил оставить его в прежней позе».

К сожалению, судьба захоронений и надгробных памятников в Глинках оказалась трагичной. При разорении храма в 1934 году, надгробие П. А. Брюс было вывезено в Донской монастырь. Там, в церкви Архангела Михаила, оно простояло до 2000 года. Затем было разобрано по частям, уложено в ящики и перевезено в здание Музея архитектуры им. А. В. Щусева на улице Воздвиженка, дом 5. Все эти годы ящики находятся в подвальном помещении музея. Само захоронение П. А. Брюс было уничтожено. Как, впрочем, разрушены были захоронения А. Р. Брюса, его жены Н. Ф. Колычевой, а здание усыпальницы было разобрано и даже срыт фундамент в 1934 году. Никаких перезахоронений в усадьбе не проводилось.

Именно в конце XVIII века активно использовался регулярный парк усадьбы, единственное описание которого дал Алексей Николаевич Греч, побывавший в усадьбе в 1920-е годы. Он обнаружил необычные увражи в парке «с его регулярными фигурными дорожками, в плане образующими интересные сложные фигуры, в которых можно усмотреть масонские знаки. Схематически планировка этого небольшого французского сада сводится к четырем квадратам в ширину главного дома, разделенным тремя широкими аллеями. Первая аллея лип идет по откосу, как бы продолжая линию кордегардии и павильона; вторая проходит мимо заднего уличного фасада дома, третья ограничивает парк с внутренней стороны. В четырехугольник перед домом вписан многоугольник, состоящий из вековых лип; вместе с пересечением дорожки и основной аллеи он образует фигуру, близкую к планетному знаку Венеры. Дальний четырехугольник занят квадратным водоемом, по оси которого дальше, уже за парком стоит церковь. Два других прямоугольника справа от средней аллеи заняты один звездообразным пересечением аллей - другой лужайкой, где, согласно народному поверию, была беседка с самопроизвольно играющей музыкой. Может быть, здесь была поставлена владельцем усадьбы, как известно, видным ученым своего времени, эолова арфа. Надо думать, что некогда подстригались эти, теперь высоко выросшие двухсотлетние липы и в стенах зелени белели, как полагается, мраморные статуи».

В начале XIX века усадьба стала приходить в упадок, о чем свидетельствуют приводимые А. Н. Гречем неоднократные упоминания в «Московских ведомостях» этого времени объявления о продаже лошадей глинковской экономии.

В 1815 году хозяином Глинок стал калужский купец Иван Тихонович Усачев. В 1791 году его отец приобрел у Якова Александровича Брюса участок земли на реке Воре под селом Глинковом, там, где сохранялись две плотины, оставшиеся еще от Елизара Избранта, и часть построек от бывшей здесь кожевенной фабрики Афанасия Гребенщикова.

Отремонтировав производственные помещения, Усачев в 1796 году оборудовал в них писчебумажную фабрику, на которой вырабатывалась писчая, почтовая, типографская, обойная, оберточная, карточная и другие сорта бумаги. Эта фабрика считалась одной из лучших в Московской губернии. На первой Российской выставке мануфактурных изделий в 1829 году лучшим сортам ее бумаги присуждена большая серебряная медаль. На последующих выставках глинковская бумага отмечена золотой медалью.

С 1853 года владельцами фабрики становятся братья Алексеевы, а в 1854 году их сменили малолетние наследники, и фабрика практически переходит в ведение Богородской земской управы, хотя числится за Торговым домом Алексеевых.

В 1862 году фабрику вместе с усадьбой приобретает компания Колесовых. Начинается совсем другая история усадьбы.

Парк стал превращаться в дикорастущий лес. При развитии предприятия хозяйка построила новую плотину на реке Воре. При закладке плотины, ввиду того что не удавалось найти бутовый камень для ее основания, Колесова приказала снести с постаментов Брюсовы скульптуры, украшавшие парк усадьбы и здания, расколоть их и побросать на дно реки. Видимо, при ней начались уничтожение и перестройка усадебных зданий.

Возможно, это произошло из-за того, что в усадьбе и ее окрестностях много сочинялось самых разных легенд о Брюсе как колдуне и чернокнижнике, именно тогда стали говорить об усадьбе как о месте колдовском. Глубоко верующая хозяйка усадьбы принимала эти рассказы за чистую монету, она никогда не жила в усадебных помещениях.

При этом выросло число прихожан храма за счет развития промышленных предприятий и окрестных поселений. Так, в ведомости церкви за 1866 год указано, что в состав прихода входят 230 дворов деревень Савинское, Митянино, Корпуса, Митянино, Кабаново, а число прихожан составляет 943 мужского пола и 991 женского. Появилось и много жертвователей из числа предпринимателей, имевших свои фабрики в окрестностях Глинок. Достаточно сказать, что только на территории Лосиной слободы, находившейся в одной версте от усадьбы, за 50 лет - с 1851 по 1900 год - было создано 21 текстильное предприятие. Многие из предпринимателей имели родственников в деревнях прихода Иоанно-Богословской церкви.

Несколько десятилетий старостой храма Иоанна Богослова был владелец шелкоткацкой фабрики в деревне Корпуса Василий Аверьянов, который, по всей вероятности, и стал инициатором перестройки церкви в начале 1880-х годов.

В 1882 году община обратилась в строительное отделение при Московском губернском правлении Богородского уезда разрешить им сделать частичную перестройку, «не трогая настоящего Богословского храма», расширить трапезу «на 7 ? аршин в правую и левую сторону с длиною той и другой стороны в 7 аршин; придел во имя Св. Александра Невского с настоящего места снести и поместить оный на левой стороне новой трапезы, на правой же вновь устроить придел во имя Боголюбския иконы Божией Матери, оставив как колокольню на прежнем месте, вдававшеюся в трапезу, так и ход в тот и другой храмы из-под нее, с западной стороны». В прошении также отмечалось, что суммы 17 тысяч рублей, собранной на эти работы, вполне достаточно.

Московская духовная консистория дает на этот запрос положительный ответ 16 сентября 1882 года.

Однако через год план перестройки был полностью изменен.

Увеличилось число желающих помочь храму, что и отразилось в прошении настоятеля храма и старосты, датированном 13 мая 1883 года. В нем просители отмечают, что «мы испрашивали подобное разрешение, имея в виду только те средства, которыми располагали или на которые могли верно рассчитывать, хотя и понимали, что просимое расширение храма все-таки будет не совсем достаточным для посещающих оный.

Теперь же, вследствие желания некоторых прихожан и заручившись их готовностью пожертвовать на сие довольно значительную сумму, мы осмеливаемся утруждать Ваше Преосвященство покорнейшею просьбою о дозволении нам еще следующего к прежде непрошенному:

1. Колокольню сломать и пристроить оную к храму, дабы предоставить более света молящимся;

2. в тех же видах увеличить новую трапезную церковь в ширину на один, а в длину на два аршина и

3. придел, первоначально предназначавшийся в честь Боголюбской иконы Богоматери, посвятить Преображению Господню».

Как видно из прошения, план перестройки не просто менялся кардинально, изменялось и наименование одного из приделов. Вместо предполагаемого придела в честь иконы Божией Матери «Боголюбская» теперь предполагается сделать придел Преображения Господня.

Храм, перестроенный в ампирном стиле, с основным престолом во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и приделами Преображения Господня и Александра Невского, простоял до 1934 года, пока не был перестроен под спальный корпус созданного на территории усадьбы дома отдыха Наркомата пищевой промышленности.

Это здание, больше известное в настоящее время как корпус № 2, использовалось в качестве спального корпуса дома отдыха, госпиталя (1941–1945), санатория (1947–1986), теперь стоит в разваленном состоянии, поскольку начатая в 1991 году реконструкция здания была остановлена и началось разрушение здания местными жителями. Только в 2006 году в Глинках была образована община, в 2009 году освящен деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и началась новая история церковной жизни в усадьбе Брюса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Смерть Брюса Пропал Брюс через свою жену и ученика своего: они погубили его. Брюс был старый, а жена молодая, красивая. Ученик тоже старый был. Тут как раз в этому времени Брюс выдумал лекарство… ну такой состав, чтобы старого переделывать в молодого. А еще не пробовал, как

Часть III. Дух боя: суть Брюса Ли Глава 30. Дух боя Эмигрировав в Соединенные Штаты, живя и работая в Сиэтле, Брюс Ли учил своих первых студентов методу боя, основанному на вин-чунь, который стал называться джун-фан, по первому родовому имени Брюса. Однако Брюс Ли всегда

Глава пятая УСАДЬБА АБРАМЦЕВО Летом 1875 года Валентина Семеновна с сыном приехали в Абрамцево, в подмосковную усадьбу Мамонтовых, почти пустовавшую последние годы. Эта усадьба, расположенная неподалеку от Хотьковского монастыря, в 57 верстах по Ярославской дороге,

Глава I Россия, Усадьба Поповка, 1892 г. С любимыми не расставайтесь… Я ребенком любил большие, Медом пахнущие луга, Перелески, травы сухие И меж трав бычачьи рога. Н. Гумилев Перед шестилетним Колей стояла невероятно сложная задача. Поначалу она даже казалась ему

Усадьба Гуэль В 1883 году дон Эусебио Гуэль решил выкупить большую усадьбу, располагавшуюся недалеко от Барселоны. В 1897 году селение, в котором находилась усадьба, стало одним из районов города. На территории этой усадьбы Антонио Гауди и выстроил по заказу ее владельца ряд

Глава IX. Последний период жизни Глинки Путешествие в Париж и Испанию. – Парижские концерты Берлиоза и Глинки. – Жизнь в Испании. – Возвращение в Россию. – Пребывание в Смоленске и Варшаве. – Поездки в Петербург. – Третье путешествие за границу. – Возвращение в

Имени Глинки В своей книге я не могу не рассказать о конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки. Во-первых, потому, что это творческое соревнование молодых певцов играло и играет очень важную роль в музыкальной жизни страны: без всякого преувеличения конкурс стал отражением,

Глава XVII Усадьба, выздоровление, пропаганда Белые стены высоких покоев родовой усадьбы семейства Сава были увешаны портретами и фотографиями. Старинные картины изображали сцены на балу и на охоте, с портретов смотрели бородатые мужи в национальных костюмах и суровые

Усадьба в штате Вермонт Как только дети закончили занятия, мы вырвались из нашей «адской кухни» в Калифорнию с Анной Михайловной Бургиной, бывшей гражданской женой Ираклия Георгиевича Церетели, одного из бывших лидеров партии меньшевиков, депутата 2-й Государственной

Глава I. «АЗ ЕСЬМ ПОРОЖДЕНИЕ ГЛИНКИ» 22 августа 1850 года на сцене Александринского театра в Петербурге давали оперу Глинки «Жизнь за царя». Это был самый обыкновенный спектакль, шедший в мертвый сезон, когда светская публика еще не вернулась в столицу из поместий и с

2 Младшая сестра Брюса Ли Мама скоро родит мне второго младшего брата. Ей трудно передвигаться, имея огромный живот, поэтому я делаю все возможное, чтобы ей помочь. Однажды утром она поднимает мешок риса (нам принесла его жена маминого брата) - и вдруг складывается пополам,