Дети в храме: что делать? Можно ли с маленьким ребенком ходить в церковь.

Марина Леванович : «Какой радостный сегодня день - как много в храме деток!»

Хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу, поскольку эта тема затрагивает всех верующих, бывающих в храме на службах.

Когда я только начинала ходить в храм, воцерковляться, мне запомнилась проповедь батюшки, которая была как раз этому посвящена. Была воскресная служба, как всегда, много деток, которые то пищали, то разговаривали, то плакали. То и дело раздавались детские голоса. Многие молящиеся шикали на них и их родителей, одергивали, выказывали недовольство.

Батюшка же после службы сказал следующее: «Посмотрите, какой сегодня замечательный день - как много сегодня в храме деток. Какая радость, что становится больше верующих в Господа, которые уже с детства приходят в храм. Для них это уже неотъемлемая часть их жизни, это обязательно и естественно».

Мне настолько запомнились эти слова, эта неподдельная радость, что я тоже взглянула на это под совершенно другим углом.

Поэтому когда заплакал ребенок в храме или ребятишки не могут долго стоять спокойно, я стараюсь относиться к этому по-доброму. Главное - что они в храме.

У нас в храме Покрова Богородицы в Покровском-Стрешнево на службах часто бывают казаки - воспитанники самых разных возрастов, лет от 7. И, конечно, некоторым трудно еще почти неподвижно стоять всю службу, но как больно смотреть, когда умудренные и такие правильные взрослые начинают их дергать и ругать! Ну вряд ли от этого они смогут сосредоточиться на службе, молитве. Так же, как и окружающие. Ведь Господь нас учит терпимости, смирению.

Но высказывая свою точку зрения, я, конечно же, не имею в виду тех взрослых, которые устраивают из храма детскую площадку или, видя, что ребенка не удается успокоить, не выходят с ним из храма.

Истина, на мой взгляд, как всегда, где-то посередине. Суть - в отношении родителей, приходящих с детьми.

Если родители забывают об окружающих - это, безусловно, неправильно.

«Если родители забывают об окружающих - это неправильно. Но так же неправильно чрезмерно резко реагировать на любой писк».

Так же неправильно, как и чрезмерно резко реагировать на любой писк ребенка.

Ведь это - жизнь. У детей свой темперамент, физиология. Но это не значит, что они не должны привыкать к правильной церковной жизни. Кто же тогда их научит?

Мне, например, гораздо больше мешают сосредоточиться бабушки, помогающие в храме, громко обсуждающие свои насущные проблемы и новости.

С уважением ,
Марина

Вера Петровна Терехова : «Все, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки»

Давно наблюдаю за дискуссией о детях в храме, которая разворачивается на любимом мною сайте. Читаю, сравниваю с тем, что вижу в нашем храме, вспоминаю собственное детство. Начну с последнего.

В моей семье верующей была бабушка, причем она была воцерковленным человеком всю свою жизнь. А прожила она почти 96 лет, на которые пришлись события 1917 года, страшный 1918 год, гражданская война, эпоха борьбы с Православием, когда верующие ходили пешком за много километров, чтобы причаститься в чудом уцелевшем сельском храме, немецкая оккупация, послевоенная разруха, причуды земляка Хрущева и 80-е годы прошлого столетия. Умерла она на Сретение, 15 февраля 1986 года.

Перед смертью строго говела пять дней, причастилась, пришла домой после Причастия, прилегла и больше не встала. Через два дня потребовала священника, который после праздничной службы пришел только в 12 часов. Соборовалась, причастилась и через два часа отошла ко Господу.

Всё, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки и передается, теперь уже через меня, из поколения в поколение.

Я не помню, водила ли она в храм моих брата и сестру, но то, как ходила с ней в храм я, сформировало во мне четкие представления о том, как можно, как нельзя и как нельзя никогда.

Бабушка была неграмотная, с трудом расписывалась, никогда не читала молитвословов и Святое Евангелие. Всю жизнь молилась коротким молитвенным правилом Серафима Саровского. Хорошо понимала церковнославянский и пересказывала то, что читалось на службе.

Шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа

Если меня брали в храм, то об этом мне объявлялось заранее. Независимо от того, шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа (это теперь я так называю тот серьезный разговор).

Надо сразу заметить, что большую часть своей жизни я была невыносимо болтлива, лезла через головы взрослых и всегда вставляла свое мнение там, где этого не нужно было делать.

Разговор был всегда очень серьезный (бабушка была крутого нрава, жестким, иногда жестоким человеком). Смыслом его был Страх Божий, который она пыталась поселить во мне.

Второе чувство, которое мне прививалось, - это отношение к Дому Божиему как к Великой Святыне. До сих пор я вспоминаю то чувство, с которым я переступала порог Введенской церкви: страх перед Богом, благоговение перед Богом и еще какое-то странное чувство, прорезающееся внутри меня, - любовь к Богу, любовь, преодолевающая страх.

В храм одевалось лучшее платье, которое только находилось в моем скудном гардеробе, а вот платок на голову мне не повязывался. Бабушка говорила, что отроковицам он не обязателен, а вот когда девочка становится девушкой - вот тогда одевается косынка или шарфик. Она и своим дочерям, а было их у нее пять, и мне завязывала ленты, как когда-то завязывали ей. Все готовилось вечером: гладилось, штопалось, начищалось. Утром, после короткой молитвы, мы отправлялись в храм.

Отдельная часть беседы посвящалась тому, как в храме нужно себя вести. Категорически запрещалось разговаривать в храме. Запрет этот объяснялся просто: «Это грех». Понятие греха воспитывалось с детства, и никаких поблажек на возраст, незнание и неумение не давалось. Категорически запрещалось отходить от взрослых, сновать по храму между людьми, задавать вопросы. Моя сознательная память начинается с трехлетнего возраста, но я не могу вспомнить, когда и как меня учили осенять себя крестом. Мне кажется, что это я знала всегда.

Бабушкина крепкая рука держала меня за левое плечо, я стояла чуть впереди, рассматривала иконы и слушала, как идет служба.

Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась

Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась и начиналась подготовка к Таинству Причастия.

Я не знаю, может, мне это кажется, а может, детские воспоминания стерлись, но как-то тогда это было иначе.

Если мы не причащались, то шли в конец храма, где бабушки и больные присаживались на лавку. Они дружно двигались и выделяли местечко для Лениной внучки (мою бабушку звали Елена Яковлевна). После службы полагалось принять просфору.

Особым образом помолившись, дав обещание не потерять ни одной крупинки, я получала этот Священный Хлеб в свои детские ладошки. Ничего вкуснее в моей жизни не было и нет.

Недавно в одном из величайших храмов России, прихожанкой которого, по великой милости Божией, я состою, еще молодая бабушка протягивает просфору внучке, только что получившей Святые Дары. Внучка, лет пяти или шести, громко восклицает: «Ой, булочки!» - и начинает хлопать в ладоши. Меня действительно прошил «столбняк». На все мои попытки объяснить ребенку, что это Святая Просфора, был категоричный ответ бабушки: «Она еще маленькая».

Когда мне исполнилось десять лет, мы с бабушкой отправились на Великую Пасхальную службу. В храм меня не пустил комсомольский патруль. Бабушка после этого как-то сникла и больше не брала меня в храм. Через четыре года она выдала нам с братом (по нашей просьбе) Святое Евангелие, которое хранилось в святом углу за иконами, подробно объяснив нам, как бережно нужно относиться к этой книге, и мы его прочитали.

Своего сына я водила в храм до восьми лет. Потом наступил период, когда мы в храм не ходили. В 2010 году я начала воцерковляться, а год назад ко мне присоединился и мой сын.

Два года назад я стала прихожанкой Сергиево-Казанского кафедрального собора, который построили супруги Машнины, с колокольни которого выпал обычный отрок Прохор, а на землю приземлился Великий Святой - Серафим Саровский.

До этого я была прихожанкой другого храма - новостроя в спальном районе, в пяти минутах ходьбы от дома.

Однажды пришла в Сергиево-Казанский собор и больше не смогла расстаться с этим особенным местом, осененным стопами Пресвятой Богородицы. Опыт моих наблюдений позволяет сделать выводы, которые я попытаюсь изложить в этих заметках.

В нашем храме много детей разных возрастов, есть семьи, в которых три поколения прихожан стоят на службе, есть многодетные семьи, много молоденьких родителей с грудничками. Маленьких деток много, а вот подростков 13-14 лет можно пересчитать по пальцам. Все семьи разные, а проблемы у всех одни (как-то эта фраза похожа на Толстого, но поверьте, это действительно так).

Можно привести много примеров, но я ограничусь выводами. Часто мамочки уклоняются от необходимости одернуть свое разыгравшееся чадо, жестко взять за руку и поставить рядом с собой, запретить вести себя так, как это делает ребенок. Они перекладывают это на плечи отцов, сохраняя при этом свою безучастность. Мне, воспитавшей своего сына в одиночку, бывшей для него и мамой, и папой, это странно и непонятно. Как можно безучастно смотреть и ничего не делать?!

Все-таки без примеров не обойтись. В нашем храме есть семья, в которой двое девочек-близняшек семи лет и брат лет пяти. Между сестрами конкуренция за первенство, но они мгновенно объединяются, когда нужно побороться с братом. Героический папа приходит на утреннюю службу (в 7 часов), чтобы помолиться, а к следующей службе приводит детей. Иногда с ними приходит мама.

Лето. Двунадесятый праздник. В храме много народа, открыты окна. Папа где-то замешкался, и дети остались одни. Служба подходит к концу, и дети собрались в правом углу храма, где большую часть времени стоит Гроб Господень, на который в Страстную пятницу укладывают Плащаницу. Сестры борются друг с другом, брат, как всегда, держится в сторонке. Одна из сестер пытается с ногами взобраться на церковный подоконник. Мама безучастно наблюдает за происходящим. Стоя за ее спиной, громко говорю: «Ну правильно, еще на окнах не висели как обезьяны». После драматической паузы мама все-таки зовет дочь. Дети мгновенно преображаются и собираются вокруг нее. Скажите, почему нужно ждать реакции прихожан? Что мешало этой мамочке вмешаться в ситуацию раньше?

Рассказывать можно много, дело ведь не в этом. К этому примеру можно добавить много других, совершенно положительных. Я хочу ответить мамочке, у которой есть время писать такие обширные статьи с такими обширными рассуждениями.

В начале советы:

Любую проблему, возникающую в вашей жизни, начинайте решать с себя. Не с мужа, не с ворчливых и скандальных прихожан, а с себя драгоценной. Первый вопрос самой себе: «Что же я делаю не так, и почему возникают эти проблемы?»;

Если вы беременны - самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам

Посмотрите вокруг, обратите внимание на своих братьев и сестер по вере и по Церкви. Среди них полно добрых и отзывчивых людей. Это и те самые бездетные девушки, которые еще не успели обрести свое семейное счастье, и бабушки, у которых собственные внуки далеко, которые с любовью смотрят на ваших деток и готовы помочь. Шагните им навстречу. Но помогать можно только тогда, когда духовные основы в детях уже заложены. Так что если вы беременны - самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам, привлекая к этому младших детей.

Еще несколько слов о вашем отношении к людям. Время, когда ваши дети вырастут и разлетятся из родного гнезда, наступит неизбежно, и тогда вы поймете, что ничего из этой жизни нельзя забыть. Материнская память так устроена, что в ней сохраняется всё, периодически возникает и заставляет задуматься снова и снова. В далеком 1993 году священник-монах, положив руку на голову моего шестилетнего сына, сказал мне такие слова: «Держите, матушка, своего сына и учите, хотя учить уже поздно, уже вдоль лавки лежит, а учить надо, когда поперек». Только 20 лет спустя я начинаю понимать всю глубину и мудрость этого совета.

Вы не просто мамочка, вы - Матушка, жена священника, предмет внимания и заботы его прихожан. Вы сами выбрали этот путь, вас никто не заставлял. Храм - это Дом Божий, а не место работы. Проявите талант и духовную зрелость, организуйте свою жизнь и жизнь своих детей. Помогите в этом своему мужу и всей Православной Церкви. Станьте духовным ориентиром для наших детей.

С уважением и пожеланием духовной благодати -

Вера Петровна Терехова,
прихожанка Сергиево-Казанского кафедрального собора,
г. Курск

Татьяна (трое детей, живет в Германии): «Проблемы закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу»

Например: читаю вечернее правило. Ребенок заметил, что я отошла (вниманием) от нее, и начинает как-то привлекать меня обратно.

Я откладываю молитвослов и (с любовью!) обращаюсь к ней (ведь она - тоже образ Божий).

Вопросы, проблемы решаю быстро и снова возвращаюсь к молитвенному чтению (вслух).

Дочка вскоре поняла, что я не ухожу от нее, и стала воспринимать длинные молитвы как совместное таинство…

Одним словом, мне помогло понимание того, что человек - это образ Божий и молитва неотделима от делания своего дела. Вот. Простите.

Светлана Колосова (матушка, шестеро детей): «Почему я должна ставить свою молитву выше, чем спокойствие окружающих?»

У нас шестеро детей. Было время, когда я ходила к Причастию с тремя детьми одновременно, с четырьмя. Но помолиться и причаститься самой получалось один раз в месяц, когда приезжала моя мама и отпускала меня.

Муж у меня священник, со временем мы перешли в отдельный храм, я стала регентовать и должна была приезжать на каждую службу. Поэтому пятый и шестой ребенок родились, не отходя от клироса, часто спали в коляске рядом.

Считаю, что многодетная мама должна изыскивать возможность причаститься без детей (раз в месяц, мне кажется, это реально). Остальное время приводить детей к Причастию, чтобы не мучить их, если они не могут спокойно находиться в храме, и окружающих людей, включая клиросных, которым очень тяжело петь, если в храме шумно, и служащего священника, который должен предстоять перед Престолом Божиим, не думая о чьем-то малыше, который чувствует себя некомфортно в храме и мучает маму и всех молящихся.

Я со своими маленькими детьми «пулей» вылетала из храма, если они только начинали «пищать», и считаю это правильным: почему я должна быть такой эгоистичной и ставить свою молитву «любой ценой» выше, чем спокойствие окружающих?

Дарья Лапшина (сын Георгий, 6 лет): «Дети не должны стать помехой в духовной жизни взрослых»

Точно помню этот день - это было Вербное воскресенье (я очень люблю этот праздник - особенный, светлый, яркий, наполненный счастьем и светом, духом Святым). Мы пришли на Литургию с сыном. Я - купаясь в этом внутреннем солнце предстоящего Причастия, а сын - с красивым пушистым букетом вербы. На тот момент ему было без малого 6, тот возраст, когда дети, как я считаю, уже могут осознано понимать, что и как происходит в Церкви, как идет служба и вообще зачем туда ходят люди.

И вот в тот самый день, в Вербное воскресенье, стоя со мной в очереди на исповедь, он вдруг САМ решил, что тоже пойдет на исповедь. Хотя не должен, мал еще.

Но он сам пошел, что-то говорил, отец Владимир пытался скрыть в окладистой бороде добрую улыбку…

Как так вышло? Я была невероятно обрадована, но отнюдь не удивлена таким поворотом событий. Я думаю, что это вполне закономерно, если есть семья - «единая чаша».

Ведь невозможно, например, чтобы родители постились, а ребенок даже не знал, что это такое. Или не знал, имя какого святого он носит и чем этот святой известен.

(Естественно, что в свои теперь уже полные 6 лет он постится - это однозначно решение уже взрослого человека.)

Дети ни в коем случае не должны стать досадной помехой в духовной жизни взрослых.

Они непременно должны быть вовлечены в духовную жизнь родителей. Таким образом, они - по примеру взрослых - раньше начнут формировать и собственный путь внутреннего развития, а это ох как поможет в будущем…

И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи…

Мы объясняли ребенку какие-то моменты очень постепенно - примерно с 4 лет. Раньше, думаю, это бессмысленно: до четырех лет храм для него - это где красиво горят свечки (разные по размеру, что важно), вкусно пахнет ладаном, крестятся, плачут и так далее, но смысл в общем и целом - не ясен. Хочется побегать, пошалить, заняться, наконец, этими свечками. Ох, как же они манили моего сына…

Весьма важным я бы назвала в этом случае принцип наглядности: ребенок берет пример с взрослого.

И ему нужно всё объяснять - и в храме (шепотом), и дома, конечно же.

Еще очень важен и внешний вид дома - иконы, например.

Никогда не забуду, как радовался ребенок, когда я подарила большую, ручной работы икону Георгия Победоносца - он ни одной машинке так не радовался, как этому подарку.

Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но поразительная вещь: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово, они, как губки, всё впитывают в себя и прекрасно запоминают. Еще бы: им не надо терпеть скучные наставления - они подслушивают взрослый разговор.

И если папа с мамой обсуждают за столом страдания 40 святых мучеников Севастийских, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения. Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей.

С огромным уважением, для любимого портала,

Андрей ЛОГИНОВ,
полномочный представитель
правительства РФ в Государственной Думе

Конечно надо. И вот почему. На сознание современного ребенка действует миллион впечатлений, вызывающие калейдоскоп ощущений. Компьютерные игры, телевидение, огромные киноэкраны "с эффектом присутствия" - все это ярко, завораживающе, цепко держит воображение ребенка. От этого трудно уйти, поскольку таковы реалии современной цивилизации. А поколения наших предков ходили на церковные службы. В их жизни это было, возможно, главное духовное впечатление. Церковные обряды влияли на их психологию, церковный календарь - на физиологические ритмы. Все это веками впечатывалось в сознание. И, я сильно подозреваю, в нашу генетическую память. А в первые годы жизни ребенка, как мне кажется, эта генетическая память работает наиболее эффективно (в дальнейшем она вытеснится памятью социальной.) В это время ребенок естественным образом, без подсказки, не задумываясь, учится ходить, говорить, реагировать, перенимает основные правила поведения. И так же естественно через чувства, вне логики и сознания им будет восприниматься храм и церковная служба.

В более старшем возрасте приобщение к Церкви будет проходить сложнее. Мы начинаем смотреть на мир с точки зрения практической пользы, мыслим критически, а для веры нередко ищем серьезную доказательную базу. Для многих храм становится настоящим откровением, но часто мы видим, как человек, считая себя православным христианином, не очень понимает, зачем нужно ходить на церковную службу. Или идет на нее, переламывая себя. Остро сказывается недостаток опыта, навыка, привычки (в хорошем смысле этого слова) - быть внутри храма. Взрослому человеку и перекреститься-то в первый раз трудно, именно потому, что он раньше никогда этого не делал и само движение кажется ему неестественным.

Если ребенок почувствует высокую поэтику церковной службы, проникнется этим, то его душа, несомненно, будет богаче. Это не то же самое, что и посещение картинной галереи или концерта классической музыки. Приводя ребенка в церковь, взрослые показывают ему дорогу к спасению - ведь в этом смысл Церкви для христианина. Принуждать к этому, если вы почувствовали внутреннее сопротивление маленького человечка, недопустимо. Гораздо важнее попытаться разобраться во внутренних причинах, спросить духовного совета.

Галина ГОРЕНКО,
доцент кафедры испанского языка МГИМО (У) МИД России

Детей в храм водить надо, причем обязательно. Это необходимо и детям, и родителям.

Для несмышленого малыша храм становится родным: он привыкает и не пугается бородатого дяденьки в черном, его не смущает ни множество народу, ни громкое пение - ему там хорошо. И это замечательное "домашнее" ощущение любви и защищенности, я уверена, не исчезнет бесследно, не оставит ребенка в будущем и поможет справиться с жизненными трудностями во взрослой жизни, как сейчас мы помогаем ему справляться с его детскими страхами. Моя двухлетняя Варя спрашивает: "Мамочка, в хъям пойдем к батюшке?" - "Ой, нет, Варюша, не успеваю" - "Нет, пойдем". Она к этому тянется - стоит, молится как может, крестится. А глядя на своих малышей в храме, и мы научаемся верить в Бога по-детски, просто, свободно и открыто.

Душа у детей не маленькая, а такая же, как у нас. И она тоже трудится в храме, напитывается тем соком, который ей просто необходим. Если мы с ранних месяцев не будем внутреннее естество детей наполнять божественной благодатью, то души их заполнятся иным. Правду говорят, что свято место пусто не бывает. Есть враг человеческий, который не побрезгует ничем, не станет спрашивать, хотим ли мы его "помощи" или нет - выбить потом его оттуда будет куда сложнее.

Часто приходится слышать от родителей: "Зачем мы будем решать за ребенка, во что и в кого ему верить, зачем мы будем ограничивать его свободу выбора. Вот, вырастет, пусть тогда сам и решает". Это тривиальная боязнь ответственности. И это очень опасно - мы, таким образом, лишаем ребенка того искреннего сердечного чувства, которое во взрослом состоянии достигается только большими трудами и испытаниями.

Рождением малыша, которое мы, по недомыслию, приписываем только себе, и его "постановкой на ноги" не исчерпывается наша родительская миссия. После крещения мы не сдаем ребенка "на поруки Господу Богу", а должны всячески культивировать и поддерживать искру Божию в ребенке. Ведь у нас же не возникает сомнений, лечить ребенка или нет, мы же не спрашиваем: "Делать ли тебе, Ванечка, эту прививку?" Так почему же подобные вопросы возникают в отношении его духовного здоровья? Задача родителей - приложить все усилия, чтобы, став взрослым, их ребенок сделал правильный выбор.

Надия СОЛИМАН АЛИ САЛЕМ,
секретарь-референт Фонда "Фома центр"

Я думаю, что совсем маленьких детей не стоит водить в храм на многочасовые службы. Я не раз видела, что для них это серьезное испытание - быстро устают, начинают плакать... Это отвлекает других верующих от молитвы и мешает священнику вести богослужение. Родителям тоже непросто столько времени стоять на службе с маленьким ребенком - и морально, и физически. Наверное, лучше приводить ребенка к Причастию, как это делают многие родители.

Мы не брали нашу дочку в церковь именно по этим причинам, пока ей не исполнилось три года. Могу сказать, что посещение храма благотворно влияет на нее, на ее отношение к окружающим. В храме открываются лучшие стороны человека, и малышка видит, что взрослые могут улыбаться, быть добрее и терпимее... В каком-то смысле в церкви открывается детское лицо взрослых и все встает на свои места. Думаю, для детей это важно - они начинают видеть, какими они могут стать или не стать.

Священники говорят, что дети в своей душевной чистоте лучше чувствуют Бога, чем мы, взрослые. Думаю, именно это имел в виду Христос, когда говорил: "Будьте как дети". И поэтому мы не должны лишать своих детей присутствия в доме Божьем, даже если сами не вполне утвердились в своей вере. Образно выражаясь, если ты сам не любишь прогулки, не станешь же препятствовать своему ребенку бывать на свежем воздухе...

Моя дочь сделает свой выбор сама. И я уверена, что независимо от пути, который она изберет, посещения православного храма дадут ей много хорошего. А если она, повзрослев, станет верующей, перед ней не возникнет "неофитской" проблемы: незнание церковного этикета, чувство неловкости в храме... Она придет туда как домой.

Дмитрий ЗАЙЦЕВ,
председатель совета директоров управляющей компании "М.И.Р."

Знаете, есть удивительные примеры, как ребенка меняет храм. Маленький сын одной моей коллеги - большой непоседа, не может усидеть на месте. Когда приходит к нам в офис - начинает бегать, скакать, что-то раскидывать. А в храме он, наоборот, тихо стоит пару часов на службе. Думаю, сама атмосфера там особая, ведь храм - это дом Божий. А дети это очень чувствуют и воспринимают, поскольку они более открытые и чистые душой, чем взрослые. Поэтому для них очень важно, чтобы их водили в храм и причащали с самого маленького возраста.

Я уверен, что нужно водить детей в храм как можно чаще, будь они несмышленые или уже постарше. Ведь там на них нисходит Божия благодать - а это не зависит от возраста. Конечно, все должно быть логично и рационально, и не стоит заставлять ребенка выстаивать несколько часов без движения - любое насилие вызывает отторжение. Можно водить его не на всю службу целиком, выйти с ним на улицу на некоторое время, если устал.

Юлия МЕНЬШОВА,
актриса, телеведущая

То, что детей нужно водить в храм, для меня не вопрос. Вопрос в том, как сделать так, чтобы это не превратилось для них в рутину, в повинность. Лично мне очень помогла книга о детской исповеди, где на эту тему рассуждают священники.

Понятно, что родители, которые сами ходят в храм, стремятся чаще водить и своих детей на службу, причащать их. Но несмышленым детям (повторяю, речь идет именно о маленьких детях, а не о более старшем возрасте) это часто дается очень нелегко. Они многого еще не понимают, устают на долгой службе, перестают относиться к ней серьезно, начинают плохо вести себя в храме - и порой никакие уговоры родителей на них не действуют. Храм перестает быть для этих детей местом, где живет Сам Господь. И родителям будет очень нелегко это преодолеть, если их дети, став старше, наотрез откажутся ходить в храм.

В упомянутой книге есть такой пример: одна многодетная мама приводит своих маленьких детей не на всю службу, а ближе к Причастию и нечасто, чтобы для них сохранилась таинственность. Они выстаиваются гуськом к Чаше, благоговейно подходят, причащаются и так же тихо выходят из храма.

То, что сказано в этой книге, очень убедительно ответило на мой вопрос, и я с этим согласилась: маленькому ребенку не стоит силой навязывать частое хождение в храм и многочасовые службы. Приучать ребенка к храму следует постепенно. Сначала это может быть раз в несколько месяцев. Но чем старше становится ребенок - тем чаще. А самое главное - это сохранить в нем ощущение храма как священного, особого места.

Татьяна БАРАНОВИЧ,
профессор МИЭМ

"Навязывать ребенку собственные взгляды не нужно, он сам себе выберет путь, когда вырастет", - такое мнение можно услышать часто. Лично я решительно против этого. Давайте тогда вообще не будем ничему учить детей. Пусть они и в школу не ходят - а вдруг им там будут что-то навязывать? Нет, ребенка необходимо воспитать, объяснить, что хорошо, а что плохо. А если, когда он вырастет, ему вдруг что-то не понравится, - вот тогда он сам и решит.

Наших дочерей мы, к сожалению, крестили поздно - одной было четыре года, другой семь, но с тех пор они всегда в храме. Наша внучка тоже регулярно причащается.

Приводить в храм детей, безусловно, нужно. Вера - это основа воспитания, без нее нельзя никак. Если мы хотим сформировать православное мировоззрение, то надо с самых малых лет приучать ребенка ходить в церковь, пытаться научить терпению, смирению... Правда, при этом важно соблюдать меру. Настоятель нашего храма, отец Максим, например, рекомендует приводить маленьких детей только к Причастию - чтобы они не уставали и долгая служба не казалась им очень тяжелой.

Наталия АСТАХОВА,
главный редактор издательства "Белый город"

Я не понимаю: что значит "несмышленых"? Что мы в этом понимаем? Пути Господни неисповедимы. Пусть даже это мой ребеночек, про которого, уж, кажется, знаю все - но что я знаю? Ведь неизвестно даже, кто ближе ко Христу - его ли детская душа, не успевшая накопить багаж грехов, или моя...

Так что вести надо. Но только нужно, чтобы ребенок не оставался всегда "несмышленым". Надо ему стараться показать, объяснить устройство храма, темы росписей, суть того или иного обряда. Надо рассказать евангельскую историю или житие святого, смотрящего с иконы. Пусть храм станет для него родным домом, где знаком каждый уголок.

Не надо бояться ставить перед ребенком "взрослые" проблемы - о смысле жизни, о добре и зле. Он может дать на них неожиданный и гениально простой ответ. Не забуду, случай, как однажды вечером на семейном совете обсуждалась какая-то сложная ситуация. Пробегавший мимо пятилетний сынишка, услышав какой-то очередной печальный довод, остановился и сказал: "Деда, почему ты так переживаешь? Ты что, в Бога не веришь?.."

Нужно не только в храм вести, объяснять, рассказывать, но и, конечно, надо постараться найти чуткого, доброго батюшку. Чтобы малыша понимали, относились серьезно к его вопросам и проблемам. Вообще удивительно, как мы, заботясь о своем теле, не думаем о душе. Если заболели, сразу вызываем врача. Но как хорошо было бы, чтоб у каждой семьи был и свой "душевный семейный доктор"!..

Священник Андрей БЛИЗНЮК,
преподаватель православной гимназии

В Евангелии есть прямая заповедь Божия о детях. Причем Господь не просто сказал, чтобы детям не препятствовали приходить к Нему, но что им принадлежит Царство Небесное (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14).

Естественное свойство малыша - верить своим родителям, поэтому они легко могут объяснить даже несмышленым детям, что такое церковные Таинства и почему в них надо участвовать. И слова здесь не нужны. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что все это значимо и важно для его папы и мамы. Поэтому, прежде чем приводить несмышленых детей в Церковь, надо осознанно придти туда самим родителям, впустить Христа в жизнь своей семьи.

Главное - избегать духовного насилия над детьми. Иногда приходится наблюдать, как родители заставляют малышей выстаивать богослужение от начала и до конца. Первые десять-пятнадцать минут проходят спокойно: ребенок очарован красотой храма, он смотрит на свечи, иконы и действительно искренне пытается молиться. А затем он устает, начинает бегать по храму, шуметь, играть и т.д. Сосредоточено стоять и молиться в течение двух часов трудно даже взрослому, что уж тут говорить о малыше! Для него достаточно десяти минут, которые он проводит в храме перед Таинством Причастия.

Бывает и другой, более тонкий способ духовного насилия над ребенком. Его опасность в том, что это насилие осуществляется под благим лозунгом защиты прав и свободы ребенка. Парадокс в том, что защитники этих прав и свобод на самом деле отказывают детям в какой бы то ни было свободе и все решают за него: сейчас он маленький, ничего не понимает, а вот, мол, подрастет и сам сделает свой выбор. Здесь не учитывается только одно: вера, церковная жизнь - это не интеллектуальное упражнение для совершеннолетних, и начинается она не после получения паспорта. Оторвав малыша от мистической жизни Церкви, от Таинств, а значит, от богообщения, его могут лишить главной свободы - свободы стать самостоятельным человеком, свободы в сознательном возрасте противостоять греху.

Церковь признает лишь одну веру — в Бога. Веру истинную и светлую, несущую в себе любовь и надежду. Суеверие не только считается пустой и напрасной верой, но является грехом перед Церковью. И как раз мнение, будто бы беременным нельзя ходить в церковь, — это самое обычное суеверие. Откуда оно взялось?

Ходить беременным в церковь очень полезно!

Святые отцы говорят, что Церковь всегда рада видеть женщину в храме, особенно если она приходит по собственному желанию и внутренней потребности. Поэтому если вы испытываете в себе нечто подобное, то нужно идти в церковь, ни о чем не печалясь. Ваша вера защитит вас от всего недоброго.

Как ходить в церковь?

Все мы нуждаемся в любви и утешении, особенно, когда на душе у нас очень уж скверно. И многие из нас пытаются найти утешение в Боге, идя в храм. Но, к сожалению, не всех нас в свое время научили, как ходить в церковь, что делать там, как говорить, что надевать и так далее. Поэтому нам так страшно. Но что же делать?

Незнание правил поведения в церкви не должно останавливать тех, кто стремится к Богу. Чтобы ваше посещение церкви прошло удачно, нужно к нему подготовиться, изучив правила поведения в ней. Итак, приступим?

Как вести себя в храме

Прежде всего, вы должны все время помнить, что церковь – это дом Божий, и приходя в этот дом, вы должны вести себя уважительно:

Как часто нужно посещать церковь

Люди, стремящиеся к Богу и желающие посещать храм Божий, часто интересуются, а как часто ходить в церковь? Точный ответ вы вряд ли найдете, ведь церковь – это то место, куда вы идете по велению души, а не по повинности или обязанности. Часто верующие посещают церковь в выходные дни, так как возможность пообщаться с Богом для них необходима постоянно. Также в церковь ходят по большим церковным праздникам.

Вы можете ходить на исповедь и причащение для того, чтобы очистить свою душу, так часто, как сами посчитаете нужным. Тут нет точных рекомендаций, слушайте свое сердце, своего духовного наставника, и выбирайте, когда и как часто вам стоит посещать храм.

Когда ходить в церковь?

Современное общество предоставило людям достаточно свобод, в том числе, и выбор религии. От всеобщего атеизма люди, все чаще, обращаются к церкви. Но, знания о церковном укладе в советскую бытность, были выбиты очень крепко из людей, поэтому, сейчас, у многих возникают вопросы – когда ходить в церковь, что надо одевать, как вести себя в церкви? Священники отвечают на эти вопросы однозначно: к церкви надо прийти всем сердцем, а остальные правила вы изучите со временем.

Когда нельзя ходить в церковь

Вопрос, когда нельзя ходить в церковь, интересует, в основном, женщин. Существует мнение, что во время месячных, женщина, не должна переступать порог храма. Служители церкви это правило подтверждают. И, объясняют его, в соответствии с учением Христа. По церковным канонам, причащаясь, человек вкушает плоть и кровь Христа, и, становится священным, в момент соединения со святынями. А, у женщины, эта святая кровь тут же вытекает, священники считают это недопустимым. Поэтому, причащаться в месячные женщине запрещено. А, заодно, и приходить в храм не рекомендуется.

Еще один вопрос, интересующий женщин, когда можно ходить в церковь во время беременности. Церковь считает беременность и ребенка, внутри матери, благословенными Богом, чудом священным, и никакого запрета на молитвы, и присутствие в храме, не налагает. Напротив, призывает беременных молиться Божьей Матери, и, святым, защищающим мать и ребенка.

Можно ли беременным ходить в церковь?

На вопрос женщин о том, можно ли беременным ходить в церковь, священники отвечают, что не только можно, но и нужно, полезно. Конечно, при условии, что у беременной есть желание идти в церковь. Батюшка говорит, что женщина, которая ждет ребенка, получила на это благословение у Бога. Беременной можно ходить в церковь, чтобы поблагодарить Бога. Многие путают запрет на посещение церкви во время менструации с периодом беременности. Беременная женщина чиста перед Богом. А женщина в период менструации считается "грязной".

Как появилась примета

В наше время в городах не так много людей ходит в церковь. А беременные продолжают вести привычный образ жизни, ходить на работу, встречаться со множеством людей. И не стоит забывать, что сама церковь не одобряет суеверие, бояться беременным нечего. Если женщину, которая носит в себе новую жизнь, тянет в церковь, она чувствует там себя умиротворенно, не сомневайтесь - беременным можно посещать церковь!

Можно ли беременной ходить в церковь? Ответ из «первых рук»

Вопрос о том, можно ли беременной ходить в церковь, должен стоять совершенно по-другому. Его лучше переформулировать следующим образом — нужно ли беременной ходить в церковь. Да, нужно. Беременность – это Божье благословение.

Ребенок – это творение двух любящих людей и Бога. Принято считать, что человек дает ребенку тело, а Бог – душу. Душа начинает свое существование с самого зачатия, поэтому и говорят, что во время беременности женщина носит то, что принадлежит ей и Богу. Именно Бог забоится на протяжении всей жизни о душе человека.

Мнение церкви: можно ли беременным ходить в церковь?

Церковь проблему, можно ли беременным ходить в церковь, даже не рассматривает как проблему. Беременная женщина считается чистой перед Богом. И как тот, кто перед Богом чист, не сможет посетить его дом на земле? Задайте вопрос любому священнику о возможности беременной посещать церковь, и он ответит, что это можно и обязательно.

В храмах висят иконы, которые оберегают беременных и рожениц. На протяжении всей беременности женщина должна причащаться и исповедоваться. Желательно, зная предполагаемую дату родов, попросить у батюшки благословения. Это облегчит состояние женщины в родах. Церковь говорит, если вы, находясь в положении, слышите о каких-то запретах по поводу посещения церкви, то это истинные суеверия , а церковь не одобряет суеверий.

Церковь говорит о том, что беременная может ставить свечи за здравие, подавать записки о здравие и за упокой своих родных и близких, заказывать сорокоусты о своем здравии, во время болезни хорошо заказывать у батюшки частную службу о своем здравии. Хорошо читать специальные молитвы для беременных.

Сегодня церковь открыта для тех, кто хочет повенчаться во время беременности или стать крестной матерью. Эти два таинства возможны, но следует учитывать их длительность и необходимость оставаться на ногах. Если срок выпадает на раннюю стадию беременности, то легче совершить и одно, и второе таинство.

Если же беременная собирается стать крестной мамой, то она должна учесть, что придется какое-то время держать крестника на руках, а это может оказаться нелегким делом. Так же здесь следует не забывать о том, что вы сами вскоре станете мамой. Задайте себе вопрос, сможете ли вы уделить должное внимание крестному сыну или дочке и помочь маме в его воспитании, прежде чем соглашаться на такую роль.

Безопасно ли вечернее посещение кладбища

Рядом с кладбищем всегда было много суеверий и примет. О ночных бесчинствах неуспокоенных душ снято немало фильмов и написано достаточно книг. Даже поступки глубоко верующих людей иногда отмечены язычеством. Как и когда посещать кладбище? Что можно делать, а что нежелательно?Можно ли ходить на кладбище вечером?

Больше всего вопросов связано с вечерним посещением кладбищ. Вот распространенные опасения по данному поводу:

1) После полудня на кладбище нечего делать, так как души усопших находятся рядом с телом только до двенадцати часов дня.

Чистейшей воды суеверие. Если уж человек верит в душу и ее способность передвигаться по земному миру, то он должен знать: душа умершего и похороненного давно отошла в мир иной. Наши родные и близкие слышат нас из другого мира. Их нет рядом с телом. Мы можем обращаться к их душам из любого места, находясь дома или на работе. Вовсе не обязательно быть на кладбище. Мы ходим туда, так как около последнего пристанища родного человека нам легче ощутить его незримое присутствие. А уход за могилкой – это дань памяти, свидетельство того, что усопший все еще в нашем сердце.

Тоже суеверие. Место для кладбища изначально освящается. Потом, несколько раз в год, священник обходит могилки, читает молитвы и поливает их святой водой. Во время похорон батюшка опять же читает молитвы и освящает могилку. Кроме того, на кладбище полно крестов. Могут ли в такой обстановке плодиться черные силы?

Души умерших только радуются, когда к ним приходят близкие. Когда их вспоминают, молятся о них. Они никому не могут причинить вреда.

Можно ли ходить на кладбище вечером? Запретов нет. Ходите тогда, когда хочется и когда получается. Есть только предостережение.

Так уж повелось, что на могилки кладут съестное, ставят спиртное. Некоторые приносят даже одежду, игрушки, сигареты. Все это лишнее. Пришла к нам подобная традиция со времен язычества. Тем не менее, люди продолжают это делать. Неразумное поведение привлекает на кладбище своры диких собак и группы бомжей.

И те, и другие ищут, чем можно полакомиться, поживиться. Именно собаки и бомжи представляют реальную опасность для вечерних посетителей. В это время на кладбище становится меньше людей, а потому несчастные живые существа беспрепятственно ищут добычу. Вечером бояться нужно живых, а не мертвых.

Почему храм называют церковью?

Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание избранных» - означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой - Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающий в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.

Церковь - это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Храм так же называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово в переводе на церковно-славянский язык также переводится как «церковь».

Как часть следует посещать храм?

В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Если родители хотят чего-то достигнуть в вопросах воспитания, то необходимы не слова, а в первую очередь, личный пример. Если родители регулярно и с радостью посещают храм, то дети, видя это, будут им подражать, будут охотно и радостно ходить в храм сами, когда подрастут.

Безусловно, важно чувствовать своего ребенка. Если ребенок устал, не выспался, переутомлен, надо или поехать на самый конец службы, или дать ему отдохнуть и остаться дома. Но чтобы действительная или мнимая усталость не превратилась в систему, родители должны строго следить за распорядком дня своих детей.

Родительское неразумие проявляется, когда родители хотят приучить ребенка, чтобы он стоял в храме все богослужение, в строгой обстановке храма, молча и не шелохнувшись. Нельзя этого требовать от маленького человека!

И ребенка надо приводить на то время, которое он выдерживает. То есть взрослым нужно это учитывать и приходить минут через 45 после начала службы. Чтобы ребенок на самом важном моменте службы все-таки присутствовал. Потом его причастить и с миром, с радостью идти домой.

Важное правило: в храме ребенка ругать нельзя. Если он устал (не рассчитали время, служба задержалась, или просто раскапризничался), надо взять его на руки, приголубить, приласкать и сесть с ним в уголочек, где вы никому не помешаете, или тихонечко выйти из храма, сказав: «Ты молодец, но ты устал. Ну, давай, побегай здесь. Ты же знаешь, в храме бегать нельзя ни в коем случае. Там себя ведут или очень хорошо, или – уходят. Вот мы с тобой и вышли».

Допускать, чтобы дети бегали по храму, шумели, топали ножками – родительская ошибка. Со стороны это может выглядеть забавно, но в храме это совершенно неуместно. У ребенка с храмом должны быть связанны только позитивные и благоговейные ассоциации.

Но, повторяю, сердиться на ребенка, раздражаться на несоответствующее поведение категорически нельзя. Надо быть готовым к тому, что ребенок может раскапризничаться и спокойно, но решительно среагировать.

Специально думать о том, в каком возрасте увеличивать время службы, не стоит. Внимательный к своему ребенку родитель поймет, когда. Постепенно дети начинают осознанно воспринимать то, что происходит на богослужении. И вся служба может быть выдержана ребенком, если он уже школьник (и не первоклассник), умеющий читать и понимать рациональные объяснения. То есть на позитивные ранние детские воспоминания будут накладываться уже рациональные объяснения.

Стоять на службе долго дети способны, когда они понимают, что им надо каяться. Не зря детская исповедь начинается с семи лет, да и то это рановато. Какие грехи у семилетнего ребеночка? И исповедь детская должна быть редкой. Если никаких серьезных событий не произошло у младшего школьника, пусть идет и причащается.

Важно, чтобы ребенок начал работать над собой. Вот подходит ко мне недавно мальчик и радостно говорит: «За эту неделю подрался только один раз». То есть работает над собой. И значит, делает шажок к тому, чтобы и службу воспринимать более полно.

Еще нужно стараться, чтобы ребенок видел, что происходит во время службы, что происходит в алтаре, когда открыты царские врата. Детский обзор чаще ограничивается ногами и спинами взрослых, так что можно с ним пройти вперед. Если родители почувствуют, что он устал, его внимание уже рассредоточено, нужно отойти в сторонку.

Иногда бывает, родители – чуткие, нигде не перебарщивали, не давили, а ребенок становится подростком и уходит из Церкви. Почему – тайна. В наше агрессивное, беспощадное, безжалостное антихристианское время, все против верующих хороших людей, сознательно разрушаются нравственные традиции. Так что сегодняшним и родителям, и детям можно только посочувствовать.

Что остается делать? Любить своих детей, воспитывать с чуткостью и с любовью, молиться.

Бывает, что дети уходят, а потом возвращаются в Церковь – порой, через потрясения.

Надо быть постоянно внимательным к своим детям, не расслабляться, но и не превращаться в надсмотрщиков. Очень важно создавать среду общения для детей, чтобы они были окружены верующими друзьями, чувствовали важность сохранения веры. Чтобы они чувствовали: их вера – величайшая драгоценность, которую у них могут похитить. Но при этом важно не создать ложное чувство некоторой инаковости в ребенке, мол, «я не такой, как другие». Без круга общения, одному, ребенку труднее будет сохранять веру.

Вперед или… «на убой»?

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Богослужение – не механический процесс, к которому можно «приучить» ребенка. В первую очередь, родители должны молиться. Молиться о своих детях, об их внутреннем благополучии, об их здравии и вразумлении. Предвижу возражения: «Кто из родителей не молится?».

А по большому счету – мало кто молится по-настоящему. Написать имя в «записочке» – это хорошо. Прочитать молитву – тоже хорошо. Но нужно взять на себя чуть больший молитвенный подвиг. Совершение поклонов, дополнительный постный день и так далее.

Еще очень важный момент: духовное воспитание ребенка должно вытекать из духовного состояния родителей. Процесс духовного возрастания – дело совместное. Невозможно ребенка водить к причастию, а самим не причащаться, не участвовать в подготовке, не участвовать в молитве….

На какое время и в каком возрасте приводить ребенка на богослужение – человек решает сам. Мы все время хотим загнать себя в рамки каких-то правил. На зеленый свет можно переходить дорогу, а на красный нельзя. Но это не всегда работает. А если на противоположной стороне бьют человека, и на дороге нет машин, что, мы будем ждать, пока загорится зеленый? Конечно, нет, мы перебежим, чтобы защитить избиваемого.

И здесь не может быть никаких правил. Одного ребенка нужно привести прямо к причастию. А кого-то – привести на всю службу.

Может быть, вообще не нужно, чтобы у ребенка складывалось впечатление, что служба – всегда одна и та же. И приводить его – то на всю службу, то на половину, то только к причастию. Надо избегать механического подхода.

У ребенка должно быть ощущение жизни в Церкви. А его создает не только участие в богослужении, но и вовлеченность в приходскую деятельность, которая должна существовать на приходе. Причем инициатором ее должен быть не священник, а сами прихожане.

Храм должен стать местом, необходимым для всей семьи. Местом, где ребенок проводит замечательные, нужные, полезные моменты жизни. Он здесь может и расти духовно, и отдыхать и воспитываться.

Поэтому мы, вовлекая ребенка в приходскую жизнь, должны внимательно смотреть на то, что ребенок любит, к чему стремится. Любит руками работать? Дайте ему что-то почистить в храме, что-то слепить в воскресной школе. Другой любит созерцать. Предложите ему возможность молиться на богослужении полностью. Третий любит петь – обязательно приведите его в церковный хор.

Не ждите, что кто-то за вас что-то сделает. Лучше вас вашего ребенка не знает никто. Вам Господь доверил именно вот это ваше дитя. Заботьтесь, но смотрите, не испортите то, что Господь вам даровал.

Причем всякий раз родителям нужно проявлять творчество. Так, например, все те способы, которые были хороши, когда родители воспитывали меня, совершенно не работают при воспитании моих детей. Мир очень сильно поменялся, изменилось информационное поле, рамки дозволенного стали иными. То есть современные родители воспитывают своих детей уже в иных условиях.

Еще раз повторю: важно не испортить то, что нам даровал Господь. Каждый родитель может увидеть в своем маленьком ребенке, которому месяц, два, годик – ангелоподобное, почти идеальное существо. Оно пришло от Бога, от Бога ему дарована незлобивость, интерес к миру, радость от этого мира. Только после того, как дети общаются с нами, они становятся людьми, которые не уступают места в общественном транспорте, которые плохо учатся и хулиганят, которые бьют стекла в подъездах…

Невозможно воспитывать ребенка отдельно от себя. Невозможно привить человеку любовь к Богу, не любя Его так, как Он нам заповедовал.

Давайте в первую очередь заниматься собой, а дети потом к нам подтянутся.

Многие дети, достигнув 13–15-летнего возраста оставляют, как нам кажется храм, оставляют веру. Понятно, что родители очень сильно переживают.

Причин, повлиявших на произошедшее – множество. В том числе, и те, о которых мы говорили: где-то родители показали, что они не так любят Бога, Церковь.

Но самое главное – нам хочется видеть своих детей правильными, воспитанными. Мы постоянно их одергиваем, делаем замечания. Забывая о том, что как раз бы надо, прежде всего, смотреть на себя. Есть замечательная поговорка – «Если отец не станет богом, Бог никогда не станет Отцом».

Нужно стремиться не к тому, чтобы дети не соблюдали наш имидж, дабы мы могли ими похвалиться, а чтобы они любили Бога.

А родителям самое главное – молиться, как было сказано в самом начале. Быть людьми, которые в первую очередь сами общаются с Богом.

Мне вспоминается притча, бытующая в церковной среде. Где должен идти пастух, ведущий стадо? Если он – впереди стада, которое слушается его без понуканий – это настоящий пастух. Тот, кто позади стада – не пастух, а тот, кто гонит стадо на убой.

А мы, родители – впереди своих детей на пути в храм, к Богу? Доверяют ли они нам или нет? Готовы ли они идти за нами?

Если мы их гоним в храм, то, наверное, мы все-таки убийцы в духовном плане, и нам надо что-то пересмотреть в своей жизни. Очень часто всевозможными правилами, принципами, которые нам кажутся правильными и нужными, мы убиваем в наших детях все живое. Нам хочется, чтобы они правильно крестились, правильно постились, правильно молились. Точнее – «вычитывали правило».

И при этом совершенно забываем о том, что детям нужно главное – искренняя вера, а ее механически не воспитаешь.

Воскресная школа во время литургии

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

В том случае, когда у родителей детей много, они разновозрастные, и более того, недавно там появился очередной малыш, не стоит стараться изо всех сил, во что бы то ни стало приходить на каждую воскресную службу всей семьей. Не нужно этого делать, тем более с руганью, с раздражением. Родители должны оценивать потенциал своих сил и сил детей.

Если оба родители – крепкие воцерковленные христиане, им не так уж трудно выбрать варианты, как приходить на службу вместе с детьми. Например, в нашем храме многие многодетные родители решают вопрос так: если дети более-менее уже подросшие (то есть 10–12 лет), то они способны прийти на службу сами. Но все-таки чаще такие родители договариваются с кем-то из друзей-прихожан, чтобы они поглядывали за детьми. Сами родители приходят с малышами позднее.

Готов ли ребенок присутствовать на всем богослужении, должны решать сами родители. Кто лучше них знает возможности собственных детей? В данном случае не может быть никаких жестких правил. Их не существует. Существуют конкретные дети, конкретные семьи.

Есть условный возраст отрочества – семь лет, с которого детям принято исповедоваться. Но понятно, что не все дети способны исповедоваться именно с этого возраста, и загонять их на исповедь просто потому, что им исполнилось семь лет, не надо. Для ребенка это может просто стать психологической травмой. Он может испугаться, замкнуться из-за этой своей неготовности. Не надо заставлять насильно, стоит подождать какое-то время, чтобы он вырос. А кто-то из детей способен исповедоваться до семи лет.

Маленьким детям, дошкольникам, тяжело присутствовать на богослужении от начала и до конца. Оно для них еще непонятно. Да и тяжело 3–5-летнему малышу стоять на собственных ножках долго, а на руки родителям взять их уже непросто. Стоят многодетные родители с детьми обычно в задней части храма, в притворе. Они ничего не видят, ничего не слышат. В храме детям побегать нельзя: они мешают другим, у них возможности порисовать что-то на листочке бумаги.

Мне кажется, очевидный выход из этой ситуации для многодетной семьи в храме – проводить с детьми занятия в воскресной школе именно во время литургии. Проводить занятия с детьми в небольших группках, рассказывая им о Библейской истории, о Евангелии, рисуя с ними, рассказывая о святых и так далее. То есть дети все равно оказываются в пространстве богослужения, понимают, что готовятся к литургии, что пойдут причащаться.

Такая группа детей вместе с преподавателем и, может быть, с дежурным родителем, который помогает ему, приходят в храм к моменту, когда звучит молитва «Отче наш…» О времени, к которому прийти, сообщает в группу смс-кой кто-нибудь из родителей, которые молятся на службе.

Младшие школьники тоже не могут долго присутствовать на литургии. Группа детей этого возраста может приходить в храм к Херувимской песне. До этого времени всю литургию оглашенных с ними спокойно можно позаниматься, они могут услышать и дневное Евангелие, только из уст учителя, и Апостольское чтение, причем на русском языке, потому что церковнославянский детям еще трудно понять. Там же, на занятии, и объясняется прочитанное.

В некоторых храмах на литургии оглашенных много времени (порядка двадцати минут) занимает бесконечно чтение записок на сугубых ектениях – вслух, громко. Плюс проповедь, не всегда хорошего качества, минут 10–15. Насколько после всего этого устанет ребенок 8–12 лет, в каком состоянии он будет к евхаристическому канону? Взрослые-то люди порой к этому моменту уже устают, выслушав этот бесконечный список ничего не говорящих им имен.

Так что лучше, чтобы литургия оглашенных проходила для детей не в храме, а в воскресной школе. Потом – приходят к херувимской песне, присутствуют на евхаристическом каноне, и эта важнейшая часть богослужения занимает примерно полчаса.

Следующая группа – подростки 15–16 лет. Они, я думаю, способны к тому, чтобы воспринять богослужение в том же объеме, что и взрослые. Правда, не все и не всегда, но все-таки это уже сознательный возраст.

Они могут позволить себе выйти подышать свежим воздухом во время ектении или во время скучной проповеди. Их право (как и любого взрослого человека) – не слушать скучную проповедь. А потом – вернуться в храм и продолжить молитву.

Когда дети – дошкольники и младшие школьники заняты в воскресной школе, освобождается место для молитвы взрослых, они не отвлекаются на шум и беготню детей. Также освобождаются руки многодетных родителей и крестных их детей.

А дети постепенно готовятся к участию в полной литургии.

Хотя взрослые дети – малодисциплинированны. Они могут присутствовать уже без взрослых, но могут проспать, опоздать. Важно, что все равно – приходят. В нашем храме есть специальное место для них, чтобы я их видел, и чтобы они не бродили по уголкам храма. Они берут в руки книжечки и следят за богослужением, молятся, причащаются. Мальчиков я стараюсь брать в алтарь.

Наблюдая за детьми, которые взрослеют в нашем приходе, я не могу сказать, что потом, вырастая, многие уходят из храма. Наоборот – многие остаются.

Понятно, что дети воцерковленных родителей – избалованные в смысле веры. Если их родители приходили к вере сами, через порой мучительные поиски, то им все дается с рождения в готовом виде.

Обычно балуют, закармливают, затискивают детей те, кто пережили голод, лишения. Сегодняшнее поколение детей христиан как раз такое – после долгого духовного голода их перекормили. Во многом они не способны так же остро, глубоко и пронзительно, как их родители, чувствовать богослужение.

Что будет с ними дальше, я не знаю. Не знаю, каким образом Господь свое водительство будет к ним применять, и как они будут самостоятельно искать пути любви к Богу, к храму и к слову Божию. Их ждут свои, возможно, непростые пути.

В семьях, где родители воспитывают детей в православии, однажды наступает момент, когда ребенок первый раз идет в церковь. Каждый родитель ждет этого с определенным сомнением, а иногда даже страхом. Как воспримет маленький христианин множество икон и атмосферу в целом? Как поведет себя в Доме Господнем? Не будет ли капризничать? И много других вопросов, которые способны негативно повлиять на первый опыт посещения церкви.

Задача родителей – успокоиться, ведь их нервозность обязательно передастся и их ребенку.

Возрастных ограничений, на то, чтобы привести ребенка в церковь, нет. Однако целесообразно соблюдение определенной поэтапности в процессе знакомства с церковью. В самом начале с ребенком стоит просто прогуляться рядом с Храмом. Малыш должен привыкнуть к его внешнему облику и проявить интерес. У него должно появиться желание зайти внутрь.

Вторым этапом является посещение церкви в то время, когда там не проводятся служб. Этот этап должен занять столько времени, сколько будет необходимо ребенку, чтобы почувствовать себя комфортно.

Впоследствии уже можно посетить службу. Выбирая службу для первого посещения с малышом, обращайте внимание на длительность службы. Маленькому ребенку будет довольно сложно провести длительный период времени на ногах и в относительном молчании.

Что касается исповеди, то по традиции церкви, исповедь у ребенка начинается с 7 лет. К этому событию требуется особая подготовка.

Дополнительно можно узнать, с какого возраста детей принимают в воскресную школу. Как правило, обучаться в такой школе дети начинают с пятилетнего возраста. Но случаются и исключения, ребенка могут принять и в ранее.

Что же все-таки должны делать родители, чтобы знакомство с церковью оставило в душе ребенка только приятные ощущения

По мнению священнослужителей, основная задача родителей – воспитывать детей в благочестии.

В семье, где отношения построены на любви, обычно не доставляет труда объяснить ребенку, почему нужно любить Господа. Свои отношения с церковью ребенок, как правило, строит по аналогии с отношениями своих родителей.

Недопустимо со стороны родителей, пугать детей, говоря фразы, типа «Бог накажет». Услышав такое, ребенок вряд ли сможет позитивно настроиться на посещение церкви.

Книги, как способ подготовить ребенка

Сегодня существует огромное количество книг направленных на православное воспитание и приобщение ребенка к церкви.

Это, прежде всего, детская библия.
Различные книги в помощь родителям о подходах к воспитанию.
Непосредственно детские книги – различные сборники стихов и рассказов, которые в игровой (для самых маленьких) и в поучительной форме рассказывают ребенку о благочестивом поведении.
Существуют также сборники произведений, объединенные общей тематикой. Например, посвященный Празднику Пасхи.

Регулярное прочтение таких книг познакомит ребенка с миром церкви, даст понимание основных законов. И посещение ее уже не будет так сильно пугать своей неизвестностью.

Помимо общих подходов и правильного, с точки зрения церкви воспитания ребенка, он должен знать основные этические нормы нахождения в церкви:


Дресскод или требования к внешнему виду при посещении церкви.
Здесь важно знать правило покрытой головы у девочек и, наоборот, необходимость снять головной убор при входе, у мальчиков. Во внешнем облике обязательно должна быть сдержанность.
Правила поведения в церкви
В церкви тихо, а значит и ребенку стоит постараться объяснить, почему здесь не принято громко разговаривать, необходимо отключать мобильные телефоны и избегать прочих действий, способных помешать другим прихожанам.
Правила поведения во время службы
Ребенку довольно сложно заранее запомнить порядок действия во время службы, но рассказать про это все-таки стоит. Это позволит в дальнейшем более органично вписаться во все происходящее в Храме.

Напутствие родителям, решившим приобщить своего ребенка к церкви:

1. Не навязывайте. Дождитесь того момента, когда ребенок заинтересуется и захочет посетить Храм

2. Не читайте лекций. Погружение в основы православного воспитания или рассказ о проводимых службах не должно быть похожим на урок. Нельзя сдерживать свободу сознания ребенка, соблюдайте принцип гармонии в развитии и просвещении ребенка

3. Начинайте с себя. Довольно сложно привить ребенку то, что не делают родители. Если посещение церкви в семье это норма, то и первое посещении церкви для ребенка не будет стрессом.

4. Сохраняйте спокойствие. Дети непосредственны и запрограммировать их поведение нельзя. Поэтому если в процессе первого посещения церкви ребенок повел себя неподобающе или испугался, не стоит расстраиваться. Значит, время еще не пришло, и стоит попробовать повторить попытку позже.

Возможно вам также понравится:

Как помочь ребенку найти друзей в детском саду и школе. Как помочь ребенку не бояться насмешек Как объяснить ребенку почему нужно быть вежливым Как наказать ребенка за плохое поведение в садике или в школе Ребенок комплексует носить очки и над ним шутят — как ему помочь