Свежий взгляд на Болгарскую железную дорогу. Поездом из Варны в Софию и обратно - Жизнь в Ирландии, Железные Дороги и другое — LiveJournal

В Болгарии железнодорожный транспорт является комфортным и доступным. Монополистом в этой сфере выступает предприятие Болгарские железные дороги (BDZ), официальный сайт которого расположен по адресу ww.bdz.bg. Поезда в стране не столь популярны, как автобусы и автомобили. Не в каждом городе имеется станция, а поезда иногда опаздывают. Эти недостатки снижают популярность поездов и влияют на уровень цен, которые остаются низкими. Первую магистраль в стране начали строить еще в 1864 г. Сейчас железные дороги Болгарии тянутся на 6,5 тысяч км. Более половины из них электрифицированы.

Характеристика железнодорожной системы

Железные электрифицированные дороги являются базой транспортных сухопутных связей страны. Перевозки на поездах обходятся дешево. Транспортировка людей происходит на пассажирских поездах и экспрессах. В поездах предусмотрены спальные и сидячие места в разных классах. Стоимость билета определяется базовым тарифом. Пригородное сообщение поддерживается в Софии и Пловдиве. Наиболее популярные маршруты Болгарии начинаются в Софии. Отсюда поезда идут в Пловдив, Карлово, Мездру, Димитровград, Бургас и другие города. За месяц до рейса в кассах появляются билеты на поезд. Билеты в курортные места следует бронировать задолго до отъезда.

Большинство пассажирских поездов представляют собой электрички, созданные во времена существования СССР и оборудованные улучшенными сиденьями. Внешний и внутренний дизайн поездов подобен российскому. В Болгарии также есть скорые поезда с купе, оснащенными сидячими местами. Они являются аналогами составов Западной Европы. Такие поезда курсируют на линиях, соединяющих курорты со столицей. Почти все железнодорожные составы страны являются дневными.

Где и как купить ж/д билет

В Болгарии действует необычное расписание движения поездов. Маршруты не всегда связаны с городами, которые перечислены в расписании. На разных рейсах в одном городе может быть предусмотрено различное число пересадок. В билете обозначаются номера поездов и станции. Все дополнительные сведения рекомендуется уточнять при покупке билета. Пассажир может приобрести билет в поезде у контролера, в кассе на вокзале или онлайн, на сайте bdz.bg/bg. Железнодорожный транспорт обходится в два раза дешевле, чем автобусное сообщение. По многим маршрутам путешествовать на поездах намного удобнее и приятнее, чем на автобусах. Минусы болгарских поездов – долгие пересадки на дальних маршрутах и ограниченное количество рейсов.

Большинство международных поездов отправляются от Центрального вокзала в Софии. Столица Болгарии связана с Белградом, Веной, Бухарестом и другими городами.

Болгарские железные дороги называются „Български държавни железници “ и получается БДЖ . А железнодорожные вокзалы, соответственно, ЖП (ж елезоп ътн а) гара (вокзал).
Первую железную дорогу в Болгарии построили англичане,- братья Беркли в 1866 году. Она соединяла города Русе и Варна.
В 1952 году открылось железнодорожное сообщение между Бургасом и Софией. В 1909 году все железнодорожные линии стали государственной собственностью.
В 2005 году в Болгарии появились новые вагоны - Сименс, но еще можно встретить и старые немецкие вагоны на пригородных маршрутах.
Я бы сказала, что в Болгарии очень хорошо развито железнодорожное сообщение для такой маленькой страны - почти все крупные населенные пункты связаны между собой. Это удобно. Жаль, что с оптимизацией расходов болгарские железные дороги сократили некоторые международные направления.
Поезд по болгарски влак . Это слово произошло от глагола "влача, влека " и ранее использовалось для речного транспорта.

Поезд из Софии в Бургас

Сейчас я хочу рассказать про то, как поехать на поезде из Софии в Бургас. Время в пути - ночь. В 22.45 садишься в Софии и в 6.15 в Бургасе.

Билеты на болгарские поезда выглядят как на фото ниже. Это билет во второй класс в тройное купе. Он стоит 30,40 лв (15,58 евро) за одного человека из Софии в Бургас.

Здесь три секции: первый билетик дает вам право проезда из Софии в Бургас, второй билетик дает вам право на пользование спальным вагоном, где уточнятся ваше купе и спальное место, третий билетик с красным шрифтом - квитанция, которая остается у вас, после того как проводник заберет средний билет. На входе в вагон проводник возьмет не сопротивляйтесь у вас все три билета, а потом, по прибытию в пункт назначения, вернет первый и третий.

Вагоны делятся на спальные и сидячие. В свою очередь, спальные делятся на "бизнес класс", "первый класс" и "второй класс"; сидячие - на "первый" и "второй" классы. Бизнес класс спального вагона означает, что пассажир будет находиться в одиночном купе, первый класс - в купе есть два спальных места, второй класс - три спальных места. Сидячие вагоны бывают двух типов - "первый" и "второй" классы. Первый класс устроен по типу сидячего купе. Второй - по типу электрички. Последним типом любят пользоваться и большие веселые компании, которые не собираются спать.

Общий туалет в спальном вагоне

Когда вы покупаете билет в кассе ЖП гара , вы оплачиваете дорогу и тип размещения в поезде. В случае покупки билета София - Бургас, вы оплачиваете стоимость проезда, плюс тип и класс вагона. У нас тут получается 20,40 лв (из Софии в Бургас) плюс стоимость спального размещения - 10 лв.

Вот такие гигиенические наборчики дают не всем и не всегда. Иногда они лежат на полочке в купе, а иногда нет.

Впрочем, никакой особой пользы в них нет, кроме бумажных платочков, если вы забыли дома полотенце - никаких других полотенец в болгарских поездах не бывает.

Что касается других цен, то спальный вагон бизнес класса стоит 18 левов (9,23 евро), первого класса - 12 левов (6,15 евро), второго класса - 10 левов (5,12 евро).

Сидячие места в купе продаются по цене 5 левов (2,56 евро) и стандартные сидячие места по 50 стотинок (0,25 евро).

Предварительная продажа билетов на поезда в Болгарии начинается за пять дней до даты путешествия. Для праздников и летнего сезона вводится двадцатидневная предварительная продажа.

Можно купить билет "туда-обратно", но нельзя оплатить заранее спальное/сидячее место в обратном направлении. Для этого необходимо явиться в кассу места отбытия и там доплатить за тип места. На ночные маршруты можно купить как сидячие, так и спальные места, на дневные - только сидячие. Цена места не зависит от расстояния.

Тамбур в спальном вагоне

Розетка в тройном купе второго класса. Здесь можно зарядить любой гаджет.

Спальный вагон второго класса состоит из десяти купе. Эта стеклянная дверь разделяет обычные купе от инвалидных. Инвалидные купе отличаются просторностью и наличием умывальника.

Постельное белье входит в стоимость спального места и за него не надо доплачивать. Комплект состоит из подушки, наволочки на ней, двух простыней, одна из которых заменяет пододеяльник, и "верблюжьего" одеяла. Полотенец нет. Белье хорошее, чистое, сухое и не пахнет.

Купе второго класса спального вагона болгарского поезда

Интересный момент про лестницу. На фото она находится в изначальном положении. Люди жалуются, что она, дескать, неправильно установлена и при ее использовании хочется дернуть за "стоп-кран". На самом деле, чтобы забраться на третью полку, лучше ее (лестницу) снять с крепления и переставить на полку.

Место в купе для инвалидов может достаться вам просто потому, что оно было свободно на момент покупки вами билетов на поезд, а не потому что вы инвалид.

Умывальник в купе

За зеркалом есть полочки.

Это пульт управления купе 🙂

Здесь выставляется температурные режим, громкость чего-то там и освещение. В этом купе есть телевизор. Правда, он показывал только надпись "София-Бургас". Проводник сказал, что это просто информационное табло и оно сейчас не работает должным образом.

под вешалкой есть ящик для обуви.

В изголовье каждого спального места находится светильник, кнопка вызова проводника и какие-то еще функции.

Спальные вагоны на направлении "София-Бургас-София" новые - немецкие, есть кондиционеры.

Общий туалет в вагоне не закрывают. Минут за сорок до прибытия, проводник всех будит и раздает билеты, которые забрал на посадке. Ни чай, ни кофе не предлагают, вообще в поезде нет ресторана и даже буфета. Курить нельзя - по всему вагону есть дымовые датчики. При посадке на ночной рейс объявляется негласный тихий час. В коридоре установлены камеры наблюдения и если начинается "несанкционированное" движение, проводник выходит на проверку.

Важно!
Спальные купе в Болгарии делятся на женские и мужские. Семья из трех человек спокойно может выкупить тройное спальное купе второго класса. В таком случае, паре подойдет спальное купе первого класса, иначе придется спать в разных купе.

Перрон ЖП гара в Бургасе

«Не хочу! Не буду! Оно морально устарело!» - с такими криками я запустила синее платьице прямиком в смеющуюся надо мной подругу. Это мы так весело чемоданы паковали в наш болгарский отпуск. Далее еще последовало дефиле в купальниках и бои подушками. С чего бы начинать рассказ о железной дороге упоминаниями о моем гардеробе? Да потому, что болгарские поезда такие же морально устаревшие, как и мое шелковое платье. Я вышла из ситуации, дополнив наряд красивым ожерельем и босоножками на каблучках. Правда передвигалась я на них, как парализованный кузнечик. Но это совсем другая история… Болгарские железнодорожники тоже пошли аналогичным путем. Вместо того чтобы отправить старые составы куда подальше и полностью заменить подвижной состав новыми моделями, они просто отремонтировали сиденья в поездах и добавили новых спальных вагонов. Но переходим от платьев и лирики к практике. Сегодня я расскажу вам все о железных дорогах Болгарии.

Железные дороги Болгарии, какие они

Государственная компания «Български държавни железници» (БДЖ) предоставляет свои услуги по перевозке пассажиров по большей части территории Болгарии. Почему по большей части? Да потому, что многие городки и деревни не имеют станций. И иногда, чтобы добраться до желаемой точки, приходится делать несколько пересадок.

Поезда, как вы уже поняли, родом из СССР. Их время от времени ремонтируют, но до звания «европейских» они явно не дотягивают. Однако плюсом является цена на билеты. Путешествовать по Болгарии можно довольно-таки бюджетно.

Болгария имеет международное сообщение с Турцией, Грецией, Сербией и Румынией. Расписание вы можете глянуть вот .

Прежде всего я хочу немного рассказать о категориях поездов, дабы вы имели представление, на чем и в каких условиях вам придется ехать в тот или иной городок.

Категории болгарских поездов

Местное население не заморачивается с детальным разделением поездов на категории, поэтому любой болгар скажет, что есть всего три вида составов:

  • обычные местные ;
  • быстрые местные ;
  • экспрессы, следующие по популярным туристическим маршрутам.

Полагаю, вам этой информации будет маловато. Что же, буду хорошей девочкой и постараюсь рассказать обо всех на свете категориях болгарских поездов.


Виды вагонов

Нет в Болгарии бесчисленного количества различных типов вагонов, как в Италии, к примеру (если хотите прочитать о железной дороге этой страны, то жмите ). Тут все предельно просто - сидячие вагоны и спальные. Вот о них я и расскажу.

Сидячие вагоны

Большинство поездов в Болгарии дневные, а значит и подавляющие число вагонов сидячие. Выглядят они вот так.

Это дневные сидячие поезда с разделениями на купе .

Как видите, есть маленький коридорчик, пассажирские места от которого отделены стеклянными дверями. В купе располагается два ряда мягких кресел.

Во втором классе в одном купе находится восемь мест (два четырехместных диванчика друг напротив друга), а в первом - шесть (два дивана, состоящие из трех кресел каждый), есть место для багажа, крючки для одежды и куда вытянуть ноги. :)

Чисто теоретически, если в вашем купе больше никто не едет, можно принять горизонтальное положение и уснуть, ведь ручки между соседними сидениями поднимаются.

Еще есть дневные поезда с общими вагонами и без разделения на купе.

Кресла в них расположены по схеме «2 + 2». Выглядят такие составы вот так.

Спальные вагоны

Их можно встретить только на ночных рейсах. К счастью, вагоны старого образца с шестью полками и обшарпанными стенами уходят в прошлое. Ибо нечего хорошего в них нет. Три полки с каждой стороны и ни сесть нормально, ни встать нельзя. Есть, конечно, и вагоны с купе СВ-класса, где расположено всего две полки, но это тоже удовольствие сомнительное.

И ждет вас в старых поездах такой вот мрачноватый коридор. А если навстречу идут два человека, то попытка разминуться может стать очень интимным действием. :)

Олдскульные поезда постепенно заменяют на новые комфортабельные составы.

Вот о них я вам и расскажу, так как, если и будете ехать ночным поездом, то вероятнее всего именно в этих составах. Спальные вагоны разделяются на три класса:

  • в бизнес-классе купе рассчитано на одного человека;
  • в первом классе - на двоих пассажиров;
  • а во втором, соответственно, на троих путешественников.

На входе в вагон нас встречает видеокамера. Сам коридорчик очень узкий и неуютный. Купе маленькое и чистенькое.

Есть масса различных датчиков и кнопок регулирования освещения, звука, запуска ядерного оружия.

Крючки, дабы развесить свои наряды. И лестница для тех, кому посчастливилось путешествовать на второй и третьей полке.

Есть умывальник, полотенце и розетки.

Туалет тоже европейского формата. Ну, более или менее европейского...

Есть даже душ.

Из минусов нужно упомянуть то, что розетки могут быть сломаны, воды в кранах не будет, а из двух туалетов, расположенных в вагоне, работать будет только один - печалька. :(

Стоит помнить, что такие купе делятся на мужские и женские. Если вы планируете ехать со своей половинкой в купе второго класса, будьте готовы к тому, что вас расселят по разным купе.

Собственно, мои знания касательно болгарских поездов закончились. Теперь расскажу о билетах, скидках на проезд и вариантах приобретения проездных.

Билеты и скидки на поезда

В сети очень мало информации, касающейся билетов. Да и проведенный отпуск в Болгарии не гарантирует, что вы станете знатоком в железнодорожных вопросах. Лучше всего обратиться к официальному сайту железной дороги. Согласно ему, есть две категории билетов: компьютерные и бланковые.

Компьютерные билеты

Эти электронные билеты покупаются через сайт БЖД (чуточку позднее я расскажу, как это можно сделать). Помимо классической информации о дате поездки, направлении, номере поезда, стоимости билета на проездном может быть еще масса других обозначений. К примеру:

  • 1 / 2R-D - билет для детей от 7 до 10 лет.
  • MG - билет для небольшой группы, едущей в одном направлении.
  • 1 / 2л-B - билет для пожилых людей.

Вот честно, нет смысла писать и расшифровывать все эти обозначения, так как в путешествии они вам не понадобятся. Но, если хотите быть сведущими во всем, то держите , перейдя по которой, вы сможете узнать всю необходимую информацию.


Бланковые билеты

Такие билеты вы можете купить в кассе. В них указывается:

  • название перевозчика;
  • категория и номер поезда;
  • номер вагона и его класс;
  • станция посадки и высадки на маршруте пассажира;
  • срок действия билета;
  • номер билета;
  • дата поездки.

Важно помнить, что билет действует только для того номера поезда, на который он выдан. Сесть в другой поезд в этом же направлении нельзя.

Купить электронные билеты можно только на маршруты, указанные на сайте. Пункт отправления и прибытия необходимо выбирать во вкладках, которые я обозначила стрелочками.

В кассе станции билеты можно приобрести на любое направление.

При покупке билетов онлайн документы вам понадобятся только для того, чтобы точно внести все данные про пассажиров. А это очень важно. На вокзале контролер проверит, совпадает ли информация в билетах с данными в удостоверении личности.

Обратите внимание: если вы будете покупать билеты на экспрессы и международные маршруты в кассе, то у вас обязательно должен быть при себе паспорт.

Скидки на проезд

Железная дорога Болгарии предоставляет несколько видов различных проездных и карт, благодаря которым можно сэкономить на проезде. Их названия вы можете увидеть на скриншоте.

Итак, вот у кого есть возможность проехать дешевле:

  • пассажир, купивший билет сразу в обе стороны;
  • владельцы молодежного и классического проездного;
  • постоянные клиенты БЖД. Вы попадете в эту категорию, если часто пользуетесь услугами БЖД, несколько раз в неделю, к примеру, на протяжении достаточно долгого промежутка времени. В таком случае можно рассчитывать на скидки. Но я рассказываю больше о полезных вещах именно для туристов, которые приехали в страну на короткое время, так что вы можете со спокойной душой забыть про эту группу льготников.
  • группы от трех до шести человек;
  • студенты-граждане любой страны, до 26 лет, которые путешествуют организованной группой;
  • дети в возрасте до 7 лет (в сопровождении взрослого) едут бесплатно.

Всю более детальную и, главное, актуальную информацию о возрасте пассажиров и размерах скидок вы можете узнать на сайте БЖД .

Проездной Inter Rail

Этот проездной дает возможность бесплатно путешествовать на поезде в течении определенного периода. Стоимость Inter Rail в Болгарии - от 50 EUR.

Более подробно рассмотреть все актуальные цены, периоды времени, в течение которых действует билет, вы можете вот . А купить такой проездной можно просто перейдя по этой ссылке.

Покупка билетов

Есть три способа покупки билетов:

  • в кассе;
  • у кондуктора;
  • на сайте БЖД .

Расскажу более детально о каждом из способов.

Покупка в кассе

Билеты легко можно купить в кассе вокзала: русский тут понимают. Скажете кассиру направление, дату и время отправления, тип и класс вагона.

Кстати, работают кассы, в основном, до 19:00, особенно в маленьких городах. На некоторых станциях касс нет.

На ночные поезда продажа билетов заканчивается за час до отправления поезда. Кроме того, пассажирам ночных рейсов, при моей бытности, нужно было перед отправлением подойти в кассы, и там кассир вручную на листочке записывала имена и фамилии путешественников, распределяла, кто в каком вагоне и купе едет.

Приобретение билета в поезде

Также билеты можно купить у кондуктора. В некоторых случаях билеты даже могут обойтись вам дешевле, чем в кассе. Только не рассчитывайте, что проедете зайцем. Кондукторы не раз проходят по электричке.

Покупка билетов онлайн

Встречайте легенду! Первая в Сети фото-инструкция покупки билетов на сайте железных дорог Болгарии. Ну я хочу верить, что она первая. А то в свое время пролистала до пятой странице в поиске Google и нечего не обнаружила. Перед вами своего рода эксклюзивный материал. Прямо с передовой. :)

Прежде всего на сайте нужно зарегистрироваться . Для этого заполняем следующую форму, указав:

  • электронную почту;
  • фамилию;
  • номер телефона.

И сразу обращаем внимание на текст, который появляется на сайте железнодорожной компании справа. Это онлайн-подсказки, которые помогут вам при покупке билета. Кстати, мало какой европейский сайт железной дороги может похвастать такой фишкой.

Зайдя на почту, вы увидите вот такое сообщение с паролем. Логином будет служить ваш емейл.

Теперь возвращаемся на сайт и проходим процедуру авторизации.

Теперь перед нами появилось два возможных рейса: утренний и вечерний. Я предпочитаю ездить по ночам, поэтому выбираю поезд, который отправляется в 22:40. При выборе определенного варианта этот блок окрасится в синий цвет.

Теперь указываем тип места. Я выбираю спальное в вагоне второго класса.

Прямоугольником я выделила форму, где можно выбрать вариант скидки (если она была заблаговременно оформлена). На этом этапе формируется окончательная стоимость билета.

Теперь самое интересное: выбор места. Мне понравилось 31-ое. Жму на него и резервирую таким образом для себя.

Ахтунг! Вот тут нужно быть предельно внимательным и перепроверить все данные. Если все окей, то выбираем способ оплаты.

Теперь совершаем процедуру оплаты.


Все, что осталось сделать, так это радостно или горестно вздохнуть над денежками, списанными с карты, распечатать билет и топать с ним на вокзал.

С покупкой разобрались, теперь поведаю о нескольких интересных моментах, касающихся железнодорожных перевозок в Болгарии.

Особенности железных дорог

Чего-то особенного, что отличало бы болгарские железные дороги от наших отечественных, нет, но все же кое о чем вам нужно знать:



Резюме

Для того, чтобы стать гуру в области железной дороги Болгарии мне нужно еще пару раз съездить туда на отдых и пополнить свою копилку знаний. Но надеюсь и то, что я рассказала, поможет вам в планировании отпуска в солнечной стране.


Счастливого пути, удобных купе и приятных впечатлений от отдыха!

Ретроэкзотика Болгарских железных дорог leesider wrote in July 13th, 2015

На днях мы совершили краткую поездку из Варны в небольшой городок Провадия, где на высоком плато находится остатки старинной крепости, откуда открываются вполне приличные виды на сам город и окрестности. О крепости расскажу в следующий раз, собственно рассказывать особо нечего, туда стоит ехать ради красивых пейзажей - несколько отрихтованных реставраторами исторических стен могут заинтересовать разве что серьёзных фанатов подобных фортификационных сооружений. Но в качестве поездки выходного дня такой вариант имеет право на существование. Тем более из Варны, где отдыхают тысячи туристов, имеется удобное и регулярное железнодорожное сообщение. Воспользовались в таком нeбольшом путешествии поездом и мы, поэтому сегодня - о болгарских поездах, вагонах и станциях.

Расстояние от Варны до Провадии 54 километра, и обычный поезд преодолевает их менее, чем за час. Мы решили слегка шикануть и прокатиться в 1 классе. Здесь я, конечно, иронизирую, разницы между первым и вторым классом практически никакой, за исключением компоновки сидений. Совсем несущественно различие и в стоимости билета. К примеру, от Варны до Софии стоимость проезда 12 и 15 евро соответственно, хотя для небогатых болгар несколько евро всё же играют роль в выборе класса вагона для поездки.



А мы тем временем направляемся к поезду, купив билет в кассе. Не так давно стало возможным приобрести билет через интернет. Актуальная тема в праздники и летний период на популярных направлениях.

Вот он, скорый Варна-София. Скорый не потому, что быстро едет, а лишь делает немного остановок на пути следования. Вообще, подвижной состав болгарских железных дорог застыл лет 30 назад в своём развитии, не прибавляя ни в скорости, ни в комфорте. Вагоны и локомотивы достаточно старые и не обновляются.

6-местное сидячее купе 1 класса. На первый взгляд относительно чисто, но неуловимо чувствуется общая изношенность.

Сходил к электровозу - старенький уже чешский работяга-локомотив 1979 года постройки.

Проход. Окна, кстати, отрываются и здесь, и в купе.

Видавший лучшие времена санитарный узел.

Для сравнения пару фото 2 класса, сделанные месяцем ранее.

Различие лишь в количестве мест в отсеках. Здесь их восемь. Мне кажется, ехать в подобном заполненном купе тяжеловато. Восемь пассажиров для столь небольшого пространства не будут ощущать себя комфортно. Поэтому 1 класс в дальних (для Болгарии) поездках для меня предпочтительней. Ранее я ездил несколько раз в ночное время на небольшие расстояния, и в 1 классе ввиду чуть более высокой стоимости проезда и меньшего количества пассажиров есть возможность вытянуться на трёх сидениях и немного вздремнуть.

А мы уже едем. Одна из станций на пути. Болгарские железные дороги в 70-ые годы активно электрифицировались и модернизировались, осваивались новые вагоны и локомотивы, сооружались современные и функциональные на то время вокзалы. Сегодня некогда живые вокзалы выглядят крайне запущенно и уныло.

Кстати, железнодорожный вокзал в Варне симпатичный и элегантный.

В Русе также вокзал хорош - очень интересный образец сталинской архитектуры, наиболее красивое железнодорожное здание Болгарии.

Большинство же станций весьма однотипны.

На другой стороне стоит самый современный поезд Болгарских ж.д. - дизель-поезд Siemens. Несколько лет назад такие поезда, используемые в пригородном сообщении, были с помпой представлены общественности.

У Болгарских железных дорог на самом деле масса не решаемых за короткий период времени проблем. Это чрезвычайный износ и устарение подвижного состава, сокращение персонала и регулярные попытки отмены поездов, которые зачастую наталкиваются на массовые протесты. Ситуация тяжёлая, застоявшайся и за один день не решаемая. Небогатое государство само не потянет, а ЕС диктует свои условия, настаивая на оптимизации расходов - в частности, на содержание пассажирских перевозок, обещая взамен финансирование и помощь в модернизации востребованных направлений.

За окном потянулись шикарные поля подсолнухов.

Большая сортировочная станция, здесь формируются составы для обширной варненской индустриальной зоны и в порты.

Железнодорожная заброшка на пути следования.

Ещё подсолнухи. Красиво всё же.

Прибыли в Провадию. Через минуту поезд отправляется далее, а мы идём смотреть местные достопримечательности.

Через пару часов, уже на обратном пути, было время прогулятся по станции.

По-южному тепло и живописно. Станция находится в долине между двумя высокими плато.

Заметил объявление о наборе студентов в железнодорожное училище. Интересно, им предоставляют затем рабочие места в свете регулярного сокращения персонала?

Безлюдный зал ожидания.

Схема Болгарских железных дорог - сеть пока вполне разветвлённая. Поезда ходят регулярно и по расписанию, только вот их внешний облик и состояние инфраструктуры далеки от идеального.

Вскоре прибывает наш поезд.

На обратном пути попался иной вариант 1 класса, не купе, а открытый вагон с компоновкой сидений 2+1. Здесь уже кондиционер и окна закупорены. К слову, розетки имеются во всех вагонах, но вайфая нет. Вагон-буфет тоже отсутствует. Это минус. К примеру, поезд из Софию в Варну более 7 часов в пути. Всё же должна быть возможность купить чай-кофе-воду. Впрочем, пассажирам об этом нюансе известно.

Короткое резюме в итоге.

О минусах - вагоны изношенные и старые, не совсем чисто, отсутствие хотя бы базового кейтеринга (на длинные расстояния важно) и низкая скорость передижения (особенно на второстепенных линиях). С последним пунктом можно смирится на время при наличии комфортных и чистых вагонов, которых сейчас нет.

О плюсах - очень недорого и в некотором роде европейская железнодрожная романтика и экзотика в стиле ретро.