Египетские праздники. Один день из жизни древнего египтянина

Правда всегда одна.

Группа «Наутилус Помпилиус».

I am too sexy for my land.

Right Said Fred.

Папирусный будильник зазвонил, как всегда, рано - вот блин, каждый день вставать в восемь утра! Да, ну у меня и работка... Я вскочил и бросился надевать свою набедренную повязку. Голова гудела, мысли в нее лезли тяжелые, а все потому, что у меня дурная привычка (впрочем, в нашем царстве я такой не один) - сидеть перед водяным экраном и рубиться в древнешумерскую мифологию... Оторваться от этой новой игры - просто невозможно. Раньше, где-то год назад, у меня было другое занятие, куда более интересное, - со мной жила прекрасная Невертите, о, я помню ее губы и бедра... А ладно, лучше не вспоминать об этом (но, как назло, я не мог оторваться от барельефа на стене с изображением ее обнаженного тела - я сам его сделал, мастерски). Она меня кинула, а я ведь собирался на ней жениться.

Думая на эту невеселую тему, я выбежал из своей лачуги (я живу в спальном районе) прямо на шумную улицу. Народу - и всё почти голого, нашего, древнеегипетского - было, как всегда, много. Утренний час пик. Потолкавшись немного в грязной потной толпе, я нырнул в метро - впрочем, там людей было еще больше. О, великий Ра, подумал я, хоть бы вас всех на части разнесло (но - тут же стал молиться о прощении). Наконец, я оказался на станции - она вся была из красного гранита, а белые рисунки изображали нашего великого первого правителя Менеса. Потом минут через десять пришел поезд. Он тоже гранитный. Я зашел внутрь - не то что сесть, стоять там почти было негде.

Еле-еле держась за тростниковые поручни, которые все время ломаются, я краем глаза читал газеты, сделанные в виде барельефов прямо на граните (они выбиваются каждое утро - новости должны быть свежими). На первой полосе, как всегда, огромное фото нашего «великого» фараона Хеопса и его развернутое интервью. Я морщусь. Я не отношусь к его сторонникам и никогда не был членом марионеточной продажно-чиновничьей партии «Единый Древний Египет» (ЕДРЕГ). Да ну их всех в жопу. Хеопс правит нами уже двадцать лет, ведь он же пришел к власти, если мне не изменяет память, и если «Википедия» не врет, в 2589 году до нашей эры! Ну сколько можно уже нами править? Делать и говорить одно и то же? Бла-бла-бла... Внешнеполитические успехи... Финансирование социальных программ, несмотря на мировой экономический кризис... Я - фараон, сын бога, я знаю, что вам всем, блин, нужно... А, между тем, мы, владыка, уже давно загибаемся от голода, а ты все так же тратишь деньги на строительство своей претенциозной пирамиды. Хочешь за наш счет место в истории получить. И ведь получишь. Так все и будут потом говорить - «пирамида Хиопса».

Я вышел из метро на станции «Вторая Пирамидная». От нее до места моей работы - рукой подать. Как вы (впрочем, кто это - вы?) уже, наверное, догадались, я работаю на строительстве той самой пирамиды Хеопса, простым возчиком. Да что я - пол-столицы здесь работает, если не больше. Это, так сказать, мегапроект по занятости.

Мы, древние египтяне, буквально зациклены на потусторонней жизни, на смерти, на том, какова будет наша судьба после этого великого события. Если хочешь благополучно пройти суд страшного бога Анубиса, - выполняй заповеди, живи правильно. А еще - сохрани свое мертвое тело. Однако сделать последнее не всем по карману - роскошь «бессмертия» могут позволить себе номархи, жрецы и, конечно же, в первую очередь, фараон. Вот он этим и занимается. Что касается таких простых людей, как мы, рабочие или крестьяне, - в лучшем случае, они могут построить себе прочную каменную могилу. Но ее ведь легко ограбить, так что гарантии сохранности тела здесь не большие. Остается только уповать на милость богов - и на своих родственников, что останутся в живых после твоей смерти и присмотрят за твоим телом.

Хотя... Все, что я здесь говорил - я говорил о всех. Но не о себе. Верю ли лично я, Уджит-младший, во все эти вещи? Если честно, - не очень. Мои родители верил, я сам в детстве и юности, наученный ими, тоже верил. Но сейчас - я повзрослел и мир вокруг меня тоже повзрослел. Наше поколение - другое, мы часами сидим перед водяными экранами, мы не сушим на батареях из горячего песка папирусные пакеты, а выбрасываем их и покупаем новые... Вобщем, все по-другому. Мне не понять, как можно верить в этого Анубиса - по крайней мере, так же сильно, как раньше - в век деревянных роботов и кузнечиковых фаллоимитаторов... Я - верю все меньше. Мое поколение в целом - верит, думаю, по чистой инерции, по своей тупости и, уж по крайней мере, без фанатизма.

Так что я себе каменный склеп строить не спешу - живу одним днем, так сказать. Ладно, что-то я заболтался. Как бы то ни было - я пришел на стройку века, на одно из семи чудес света, ровно в девять часов. Если бы я опоздал хоть на минуту, меня бы на фиг казнили.

Место, в которое я пришел, было мне до тошноты знакомо. Посреди пустыни - мемориальный комплекс, в центре которого - она, пирамида. Сейчас она уже почти построена - она стоит на холме, ее высота около 130 метров, это огромный высокий треугольник белого и серого цвета. Если кому интересны детали, пусть смотрит «Википедию» - ведь там все есть, а коли нет - то и на свете этого тоже нету. Пирамида строится из блоков гранита, базальта и известняка. Для всего остального человечества эта фраза насчет блоков так и останется фразой. А вот для нас, строителей, это не слова, а наша жизнь, наше мучение. И - мое мучение лично. Потому что уже двадцать лет, как я вожу на телеге эти самые блоки. Их делают сотни каменщиков в специальном лагере, раскинувшемся прямо у подножия великого здания. Они рубят, а я отвожу. Моя работа (ну, я, конечно, не один это делаю) - в том, чтобы перевести блок от каменщика к пирамиде. Там ее берут и поднимают уже другие люди. Работаем мы с девяти до девяти. Так что мы для фараона - строительный расходный материал, не лучше камней.

Не буду больше думать об этом. А то опять мне захочется наложить на себя руки, а это - страшный грех. Я машинально призываю на помощь богов (хотя и не уверен, что они меня услышат), плюю на ладони, надеваю одноразовые папирусные перчатки и беру свою тележку. Я уже с ней породнился.

Ко мне подходит и здоровается со мной мой старый друг и товарищ, тоже возчик, - Морпех, он старше меня, седой, но крепкий (а мне, если вам интересно, - тридцать пять лет). Морпех деловито сплевывает в сторону (у него такая привычка) и говорит мне, что завтра будет собрание членов профсоюза строителей пирамиды Хеопса, все должны быть. «Мы еще поборемся за свои права», произносит он негромко и зло - намекая на наших эксплуататоров. Я улыбаюсь и киваю головой - да, поборемся, старик. Люблю я тебя. Морпех добавляет: «Будем требовать, чтобы нам давали крокодилье молоко за вредность!» Я киваю и на это, хотя крокодилье молоко никогда, если честно, не пробовал, и даже как-то не слышал о нем. Ну ладно - надо так надо. Что я, зря, что ли, членские взносы плачу?

Пора приниматься за работу. Я толкаю телегу. Туда-сюда. То опускаясь, то поднимаясь. Солнце невозможно печет - даже для меня, древнего египтянина. Будь проклята эта работа. Будь проклят этот фараон. Будь проклята эта мировая история, в которую все мы, понимаешь ли, должны внести свой вклад, чтобы о нас написали в учебниках. Да пошло оно все в жопу... Но, проклиная, я все равно вожу. Все так делают. Кто-то рядом со мной - падает замертво. И все равно - остальные работают. Чего ни сделаешь ради истории. Ради странички в «Википедии».

Но вот, в середине дня, наконец, объявляют обеденный перерыв (наш профсоюз добился его лет пять назад, до этого никто не ел на работе и многие умирали от голода). Я получаю свою похлебку и буквально падаю на какой-то камень. Рядом со мной садится Морпех. Он дает мне пару папирусных салфеток (свои я сегодня в спешке забыл). Мы едим, но еще - и ожидаем. Дело здесь вот в чем - как вы знаете, читатели, пирамида Хеопса настолько сложна в архитектурном, строительном и математическом смысле (что-то я заговорил не как простой возчик), что она, конечно же, не могла быть построена простыми людьми. Конечно, мы - всего лишь исполнители. Истинные авторы - железяки с Ориона. Это огромные трехметровые роботы, в сущности, похожие на нас, но абсолютно железные (именно так, как известно, их изображают в голливудских фильмах). Как, на чем они прилетели - Анубис их знает... Мы, люди, вообще их побаиваемся. Но, как бы то ни было, все важнейшие строительства во время правления Хеопса (а может и раньше) - задуманы и спроектированы ими. Они же дают нашим мастерам свои технологии и обучают их. Какие идеи инопланетяне вкладывают в эти пресловутые пирамиды - никто, кроме них, не знает.

Так вот, главный инопланетянин прилетает сюда (своим ходом, прямо по воздуху, ей-ей), к пирамиде, каждый день почему-то во время обеда. Вот и сегодня мы с Морпехом его увидели - он приземлился, когда мы уже всё доели, но время обеда еще не кончилось, на площадку перед зданием. Здесь его встречал наш главный архитектор - высокий, полный, с овальной головой, в длинном разноцветном халате, с огромной, в современном стиле, розовой шевелюрой (о, этот тяжелый навязший в зубах гламур эпохи Четвертой династии...). Зовут его Хемиун. Он - абсолютно тупой человек с глупыми глазками и только называется архитектором (все дело в том, что он приходится фараону племянником; коррупция, непотизм, вы нас задушили).

Железяка держался в своем стиле. Он смотрел на людей презрительно, как на букашек, лицо его (если можно так назвать металлическое подобие человеческого лика) было серьезным, умным, непроницаемым. Хемиун, в соответствии с установившимся ритуалом, поклонился ему до земли (до песка). Потом слуги архитектора подняли его на носилках в высоту - на уровень головы инопланетянина, чтобы они могли общаться. Весь простой люд вокруг железяки - разбежался, его боялись. Но мы с Морпехом, как бывалые, сидели на своем камне. Нам тоже было страшно, но - и любопытно.

Выходец с Ориона даже не поздоровался и не ответил на поклон Хемиуна, он сразу перешел к делу - махнув в воздухе железной рукой, нарисовал в ней виртуальную схему пирамиды, она замерцала голубым цветом. Я и Морпех замерли от восхищения - блин, хотя мы привыкли к продвинутой цивилизованной жизни, но даже для нас такое было в диковинку. Железяка стал довольно громко что-то говорить Хемиуну, но почти все его слова уносил ветер. Было понятно, что он дает какие-то очередные инструкции. Архитектор, дрожа от страха, кивал головой и старался все запомнить (наверное, ему не раз доставалось от нелюдя за нерасторопность).

И вдруг - где-то на второй минуте разговора до нас донеслись слова инопланетянина. Причина была проста - ветер внезапно утих. Мы навострили слух. Вот, что мы услышали... Ой, сейчас я скажу, что услышали, а вы, читатели, заинтригованы, да? Слова инопланетянина... Существа, невообразимо более развитого, чем мы, люди... Того самого - истинного строителя пирамиды Хеопса... Что бы он мог такого этакого сказать, а?

Ну ладно, не буду держать вас в неведении. Он сказал: «Мы вчера советовались и решили. Внутри пирамиды не будет ни одного упоминания о Хеопсе. А погребальные камеры - оставим пустыми...» Хемиун удивился: «Но зачем?! И... и... как я доложу об этом божественному фараону?» - «Так и доложишь, человек. Меня это не волнует. А что касается того, зачем - я мог бы сказать тебе, что это не твоего ума дело. Но не скажу, у меня сегодня хорошее настроение. Открою тебе правду - никакой идеи в этом нет. Ни космической, ни философской, никакой. Просто мы хотим выпендриться. Чтобы в будущем люди гадали - к чему это все? Зачем? Спрашивали, вот как ты сейчас. Они не понимают, что всё самое великое - не имеет смысла». Вот такие слова произносил его холодный металлический голос. Такова была мудрость существ с далекого Ориона. Больше мы с Морпехом ничего не услышали - снова поднялся ветер (отчасти это было и хорошо - хоть какая-то прохлада). Эти слова запали мне в душу и я думал о них потом весь день.

Обед кончился, железяка улетела по своим делам, Хемиун, сойдя с носилок, пошел на пирамиду. Работа после обеда - самое тяжелое. Так хочется бросить все и лечь на песок, заснуть и не просыпаться сутки. Умереть. Но ты не имеешь на это права - даже на смерть.

Слава великому Ра, что в восемь часов вечера (было еще довольно светло) опять приехали телевизионщики, и опять с компании НПТ, Независимое Папирусное Телевидение, снимать очередной репортаж о том, как тяжело живется рабочим пирамиды. НПТ славилось тем, что везде, во всем искало темные плохие стороны и показывало их в пику официальной политике фараона. Поговаривали, что эта телекомпания тайно финансировалась из Ассирии - главного врага нашего царства. Нам, впрочем, было абсолютно по фигу - мы, простые рабочие, раздавали интервью о том, как мы пухнем с голода, показывали свои гнойные раны, увечья, стертые до крови руки. Главное - не работали.

Все, очередной безумный и бессмысленный день на пирамиде закончился. Когда мы уже садились в корпоративные колесницы, в воздухе над погребальном комплексом, как всегда, появилось множество гранитных самолетов с тростниковыми пушками - гордость страны, мощь державы. Они каждую ночь дежурили, охраняя дорогостоящие здания.

Не помню, как я добрался домой. Всю дорогу - в колеснице, а потом в метро - я спал и чуть не проехал свою станцию «Новые Лачуги». Открыв дверь в свою каморку, я удивился - в уже наступившей темноте посреди единственной тесной комнаты, которая служила мне одновременно и столовой, и спальней, и туалетом, горели свечи. Их было три, они стояли на низеньком столике. Я удивился еще больше, когда увидел на нем бутылки вина и фрукты, а рядом со столиком - рядом со столиком... Да, сидела, скрестив ноги, она... Невертите. Моя Невертите. Я так и сел на подушки от изумления и радости, неожиданно, словно мешок со строительным мусором, свалившейся на меня. Она смотрела в мои глаза и тихо улыбалась. Да, именно этого я так давно хотел. Именно этого так долго ждал, хотя и не представлял себе ее возвращение в таком образе. Но сейчас я понял, что этот образ жил в моем сердце.

Невертите почти не изменилась, выглядела она, как всегда, довольно консервативно - великолепные длинные загорелые ноги (наверняка посещала лунарий), короткая соблазнительная черного цвета набедренная повязка (она знает, что я такие люблю, и что, когда вижу их на женщинах, начинаю облизываться), топлесс (большая, словно бросающая тебе вызов, грудь - о великий Ра, как же я по ней соскучился, она же стала мне родной, почти материнской), высокий зеленый ирокез на в остальном лысой голове, на губах - стандартная оранжевая помада (которая производится, как известно, из перетертого речного ила).

Мое сердце застучало то ли слишком медленно, то ли слишком быстро, я не мог понять, но вобщем - как-то по-другому.

Ты вернулась?
- Да, Уджит-младший. Вернулась. Если... - она на секунду замолчала, - если ты меня примешь.

Это был вопрос. Принимаю ли я ее? Принимаю ли? Господи... Будь на моем месте отец, он бы даже и не думал об этом - сразу бы прибил ее, на месте. А я вот - думаю. Думаю, потому что я, блин, человек современный, живущий в XXVI веке до нашей эры. Обидно ли мне, что моя любимая женщина Анубис знает почему кинула меня и шлялась где-то целый год, или даже больше? Да, обидно. Чем она там занималась? Понятно чем. Мне было по-мужски обидно, но - в то же время - меня приятно заводила эта независимость Невертите, заводило то, что она спала с другими. Да, это было странно и страшно, но это было так. И вообще, я жутко соскучился по женщине, будь она даже девственницей. У меня уже встал. Встал, как только я ее увидел.

Я потянулся к ней прямо через столик, он под моим весом опрокинулся, Невертите, облегченно улыбаясь (прощена), успела убрать свечи, чтобы от них не начался пожар. Сначала я поцеловал ее в родные-чужие губы, а потом - стал целовать такие же родные-чужие соски, ласкать их, и все мое тело застонало от боли и наслаждения. От долгого невыносимого одиночества. Вся моя жизнь, все мое ничтожество, весь мой страх перед лицом жуткой Вселенной - все это поднялось и уперлось прямо в живот Невертите, и она подхватила мое напряжение сначала руками, потом губами, а потом - полностью впустила его в себя. И я задвигался в ней, уже лежавшей на спине, раздвинув ноги, - быстро, лихорадочно, как будто через пять минут я должен был умереть. И кончил. Все, что во мне было, все, что накопилось, - теперь было в ней. Да, теперь можно было и умереть. В этом огромном безумном фантасмагорическом мире, - забрезжил свет. Быть может, это была всего лишь искорка света, но для меня она была размером с солнце и мне ее хватало с лихвой. Я тонул в ней.

Засыпали мы с Невертите уже под утро. Я понимал, что завтра (уже сегодня) снова приду на работу усталый. Ну и фиг с ним - пускай меня убивают (а НПТ снимает очередной репортаж про новую жертву фараоновского беспредела). Лежа головой на ее плече, я зашептал:
- А знаешь, железяка с далекой звезды, который строит пирамиду, - она кивнула, - он вчера сказал, что пирамида строится просто ради выпендрежа, что никакого особого глубокого смысла в ней нет. Представляешь?
Невертите почему-то не удивилась:
- Представляю. Я давно об этом догадывалась. А что, разве Вселенная - тоже не космический выпендреж без особого глубокого смысла? Возможно, что она существует, чтобы мы просто любовалась ею, как раковиной на морском дне?
Да, для простой древнеегипетской женщины она рассуждала довольно продвинуто. Мне ее мысль понравилась, я улыбнулся:
- Или как я любуюсь тобой, Невертите.
Она посмотрела мне в глаза - счастливым взглядом.
- Правда. Ты прекрасна, как Вселенная. Быть может, ты даже красивее ее.
Она засмеялась. И сказала:
- Значит, не нужно ничего такого искать в пирамидах, нужно просто смотреть на них.
- Значит, так.
Мы немного помолчали. Я снова заговорил:
- А знаешь, что я еще подумал? Представь себе, что люди в далеком будущем - например, в XXI веке нашей эры - вдруг решат, что наша древнеегипетская цивилизация была примитивной, потому что она была одной из первых в истории. И что ничего у нас продвинутого не было - ни водяных экранов, ни гранитных поездов и самолетов, ни электричества на основе пыли, ни кузнечиковых фаллоимитаторов - ничего. Вот ужас, да?
- Да... - Невертите представила, - но я все равно верю, что найдутся такие, кто увидит правду, и донесет ее другим. Над ними будут смеяться, говорить, что они сумасшедшие, а они совершат великий подвиг познания.
- Да, - согласился я, - Правда всегда одна.
Невертите подхватила и мы вместе запели очень известное религиозное песнопение еще времен Менеса: «Правда всегда одна. Это сказал фараон. Он был очень умен. И за это его называли - Тутанхамон». Мы допели красивую мелодию и засмеялись - единственное, что в этом песнопении было никому не понятно - кто такой Тутанхамон.

Потом мы отключились - вместе и сразу. Мне оставалось спать ровно час, после чего я должен был опять услышать свой ненавистный папирусный будильник. Но, все равно, в ту ночь и утро во всей Вселенной не было никого, счастливее нас с Невертите. И даже сама Вселенная, пронизанная холодом космического одиночества, я знаю это, нам завидовала.

Ставшими истинными национальными празднествами? Вы хотите поподробнее узнать, что значит для египтян 25 апреля или 6 октября? Не подозреваете, что происходит на коптское Рождество, на Новый год в этой стране? Так непременно стоит приехать сюда и лично принять участие в веселых праздничных мероприятиях!

У египтян, как у других народностей, есть свои праздники, которые они свято чтут и отмечают согласно сложившимся вековым традициям. При этом египтянам не чужды и те очень древние торжества, которые праздновались еще до разделения религии этого народа на христианство и мусульманство. В связи с этим в наши дни эти праздники отмечаются всеми египтянами, независимо от их религиозных предпочтений.

Одним из таких архаичных торжеств является Шамм эн-насим, или в переводе «запах ветра с запада». Отмечают Шамм эн-насим весной, древние египтяне его называли «Опет» и связывали с воскресением всего живого в природе. В коптском календаре он стоит после коптской Пасхи, празднуется в первый понедельник после нее, и совпадает с Пасхой православной.

По многовековой традиции в день Шамм эн-насим все египтяне вместе с многочисленными семьями уезжают на природу, устраивая пикники около воды. Особенно много людей съезжается на побережье Нила . На импровизированных столах появляются крашеные яйца, совсем как у православных, листья зеленого салата, первый лук, соленая рыбка.

В этот день никто не работает, он провозглашен выходным днем по стране, поэтому все могут никуда не спешить и предаваться покою и отдыху на природе. В этот день обязательно следует кушать много сладостей, дарить цветы, мелкие презенты в виде сувениров.

Так как с древности египтяне почитают священные воды Нила , то и в этот важнейший национальный праздник все стараются приобщиться к великой реке, прокатившись по ней на катерке или фелюге.

Поскольку Шамм эн-насим празднуется с радостью и мусульманами, и христианами, то его стали полагать неофициальным олицетворением единства всего египетского народа. Видимо, именно по этой причине Шамм эн-насим не канул в лету в течение веков, а сохранился, как великая национальная традиция.

Новый год по-египетски

Официальное начало года у египтян действительно приходится на 1 января, как и во всем мире, но, если обратиться снова к истокам истории , то выясняется, что древние египтяне начинали отсчет нового года с разливом благородного Нила . Они следили за восхождением священной звезды Сириус, которая предзнаменовывала грядущий разлив реки. Этот период для народа, живущего практически в пустыне , становился истинным великим праздником, с наступлением которого для египтян и наступал Новый год, как новый благословенный этап жизни.

Нильская вода слыла целительной, ее набирали в сосуды, кувшины и хранили, как святую воду. Во время разлива Нила местные жители ходили по домам родных и близких людей, чтобы вместе помолиться и поблагодарить богов за дарованную им живительную влагу.

Перед наступлением Нового года проводилась ночь бога Ра , бог Солнца повергал богов мрака и тьмы. Центральной фигурой при этом становилась Хатхор – дочь Ра , богиня музыки и любви. Во время празднования ночи Ра египтяне торжественно проносили по улицам ладью, в которой стояла статуя богини, а потом происходила церемония водружения Хатхор на кровлю храма.

В триумфальном шествии обязательно принимал участие сам фараон и его придворные. Статую Хатхор размещали в беседке, оформленной 12 колоннами, по количеству месяцев. С рассветом первый луч солнца первого дня года падал на статую, что считалось полученным благословением от бога Ра для всего Египта.

В сегодняшние дни мало что поменялось, многие египтяне, в особенности в деревнях, пожилые люди или просто консервативные, продолжают отмечать Новый год по старинке. Поэтому 1 января вы не увидите бурного веселья, красочного оформления улиц, широкого размаха, как в иных странах.

Единственно, кто радуется европейскому Новому году – это персонал отелей и туристических компаний. В Египет устремляются тысячи туристов, жаждущих экзотики. Для них встреча любимого праздника в этой необычной экзотической стране – изысканное удовольствие. Ведь, действительно, как здорово – на родине снег, мороз, метель и елки, а в Египте – песок, ласковое море, пальмы и пирамиды .

Тем более что для иностранных гостей турагентства и работники гостиничного бизнеса организовывают Новый год по полной программе – щедро и живописно украшаются деревья, интерьеры помещений, везде развешиваются серпантин и гирлянды, елочная мишура и игрушки. Здесь можно купить даже елку – настоящую или искусственную. Разумеется, натуральная ель стоит недешево, и ее могут позволить себе только обеспеченные граждане. В основном, люд приобретает искусственные ели и сосны, или иногда тую.

Но самое торжественное и необычайно популярное здесь растение в Новый год – это пуансетия. Этим великолепным цветком с красно-зеленой листвой принято украшать квартиры, дома, офисы и вообще все, что можно. Пуансетию используют в качестве новогоднего подарка близким. Кроме флоры в Египте принято дарить бижутерию и ювелирку, бытовую технику, электронику и предметы одежды.

Маулюд – мусульманский праздник

Если перевести на русский, Маулюд значит «день рождения», этот праздник религиозный и история его начата со дня прихода в мир пророка Мухаммеда. Ученые не могут назвать точную дату его появления, поэтому сегодня этот праздник символизирует и рождение пророка, и день его кончины. Он одновременно и радостный и скорбный.

Отмечают праздник Маулюд по мусульманскому лунному календарю на двенадцатый день месяца раби уль-авваль, эта дата плавающая, она определяется решением имамов. Этот день объявляется выходным, в церемонии празднования Маулюда участвуют члены правительства страны и ее глава.

Если строго подходить к возникновению Маулюда, то его нельзя полагать праздником каноническим, он стал отмечаться в стране только в 1207 году, гораздо позже возникновения ислама. Это, скорее, памятная дата, дань мусульманской традиции. Египтяне встречают Маулюд, прежде всего, в молитвах и добрых делах, угодных Богу.

Люди вспоминают пророка Мухаммеда, его благие дела и прославляют его, а имамы напоминают верующим о том, что они не должны отступать от заветов пророка. В этот день на улицах активно подают нищим, занимаются бескорыстными и благотворительными деяниями, отличников учебы награждают памятными знаками.

Благочестивая печаль и молитвы вовсе не мешают веселиться и радоваться. На улицах развешиваются цветные фонарики, гирлянды, везде проходят веселые шествия с музыкальными инструментами, люди подносят друг другу угощение в виде сладостей, а также популярных особых фигурок из сахара, изображающих всадников с копьями или «невесту Мухаммеда».

Коптское рождество в Египте

Мало кто знает, что копты – это египтяне, исповедующие христианство. Эта ветвь религии сохранилась с фараонских времен, сегодня копты во многом подражают православию, хотя, если строго подходить к канонам коптской церкви, она не является православной.

Коптская церковь насчитывает 400 православных общин, где в ходу арабский и коптский языки. Все копты носят особую татуировку на правом запястье, она представляет собой крест. Тату наносят на руку после прохождения обряда крещения. Крест символизирует, что человек готов мученически умереть за веру

Рождество у коптов отмечается так же, как и православных – 7 января. В 2003 году коптское Рождество стало официальным выходным днем в Египте, его празднуют, как и в православных странах, с крестными ходами, торжественными богослужениями. Очень интересно слушать эти богослужения в коптском храме, они не похожи на привычные нам песнопения и молитвы. Ведь истоки церковной музыки у коптов относятся к древнеегипетской музыкальной культуре , а инструменты, на которых играют в коптских церквях, сродни древним инструментам времен фараонов, поэтому их необычное оригинальное звучание совсем не то, к чему мы привыкли в православных церквях.

В Египте развито паломничество из разных стран, например, сюда любят приезжать на Рождество россияне, украинцы. Паломники посещают разные святые места, к примеру, церковь Святого Сергия, где ранее находился грот, в котором нашла приют Мария с новорожденным Иисусом, гору Синай, монастырь Святой Екатерины с Неопалимой купиной.

Помимо мероприятий религиозного характера копты широко и весело отмечают Рождество народными гуляниями, дарят подарки, организовывают изобильные застолья с мясом и сладостями.

Праздники Египта

Вы знаете, что Египет славен не только своими древнейшими артефактами, а еще и памятными датами, ставшими истинными национальными празднествами? Вы хотите поподробнее узнать, что значит для египтян 25 апреля или 6 октября? Не подозреваете, что происходит на коптское Рождество, на Новый год в этой стране? Так непременно стоит приехать сюда и лично принять участие в веселых праздничных мероприятиях!

У египтян, как у других народностей, есть свои праздники, которые они свято чтут и отмечают согласно сложившимся вековым традициям. При этом египтянам не чужды и те очень древние торжества, которые праздновались еще до разделения религии этого народа на христианство и мусульманство. В связи с этим в наши дни эти праздники отмечаются всеми египтянами, независимо от их религиозных предпочтений.

Одним из таких архаичных торжеств является Шамм эн-насим, или в переводе «запах ветра с запада». Отмечают Шамм эн-насим весной, древние египтяне его называли «Опет» и связывали с воскресением всего живого в природе. В коптском календаре он стоит после коптской Пасхи, празднуется в первый понедельник после нее, и совпадает с Пасхой православной.

По многовековой традиции в день Шамм эн-насим все египтяне вместе с многочисленными семьями уезжают на природу, устраивая пикники около воды. Особенно много людей съезжается на побережье Нила. На импровизированных столах появляются крашеные яйца, совсем как у православных, листья зеленого салата, первый лук, соленая рыбка.

В этот день никто не работает, он провозглашен выходным днем по стране, поэтому все могут никуда не спешить и предаваться покою и отдыху на природе. В этот день обязательно следует кушать много сладостей, дарить цветы, мелкие презенты в виде сувениров.

Так как с древности египтяне почитают священные воды Нила, то и в этот важнейший национальный праздник все стараются приобщиться к великой реке, прокатившись по ней на катерке или фелюге.

Поскольку Шамм эн-насим празднуется с радостью и мусульманами, и христианами, то его стали полагать неофициальным олицетворением единства всего египетского народа. Видимо, именно по этой причине Шамм эн-насим не канул в лету в течение веков, а сохранился, как великая национальная традиция.

Новый год по-египетски

Официальное начало года у египтян действительно приходится на 1 января, как и во всем мире, но, если обратиться снова к истокам истории, то выясняется, что древние египтяне начинали отсчет нового года с разливом благородного Нила. Они следили за восхождением священной звезды Сириус, которая предзнаменовывала грядущий разлив реки. Этот период для народа, живущего практически в пустыне, становился истинным великим праздником, с наступлением которого для египтян и наступал Новый год, как новый благословенный этап жизни.

Нильская вода слыла целительной, ее набирали в сосуды, кувшины и хранили, как святую воду. Во время разлива Нила местные жители ходили по домам родных и близких людей, чтобы вместе помолиться и поблагодарить богов за дарованную им живительную влагу.

Перед наступлением Нового года проводилась ночь бога Ра, бог Солнца повергал богов мрака и тьмы. Центральной фигурой при этом становилась Хатхор - дочь Ра, богиня музыки и любви. Во время празднования ночи Ра египтяне торжественно проносили по улицам ладью, в которой стояла статуя богини, а потом происходила церемония водружения Хатхор на кровлю храма.

В триумфальном шествии обязательно принимал участие сам фараон и его придворные. Статую Хатхор размещали в беседке, оформленной 12 колоннами, по количеству месяцев. С рассветом первый луч солнца первого дня года падал на статую, что считалось полученным благословением от бога Ра для всего Египта.

В сегодняшние дни мало что поменялось, многие египтяне, в особенности в деревнях, пожилые люди или просто консервативные, продолжают отмечать Новый год по старинке. Поэтому 1 января вы не увидите бурного веселья, красочного оформления улиц, широкого размаха, как в иных странах.

Единственно, кто радуется европейскому Новому году - это персонал отелей и туристических компаний. В Египет устремляются тысячи туристов, жаждущих экзотики. Для них встреча любимого праздника в этой необычной экзотической стране - изысканное удовольствие. Ведь, действительно, как здорово - на родине снег, мороз, метель и елки, а в Египте - песок, ласковое море, пальмы и пирамиды.

Тем более что для иностранных гостей турагентства и работники гостиничного бизнеса организовывают Новый год по полной программе - щедро и живописно украшаются деревья, интерьеры помещений, везде развешиваются серпантин и гирлянды, елочная мишура и игрушки. Здесь можно купить даже елку - настоящую или искусственную. Разумеется, натуральная ель стоит недешево, и ее могут позволить себе только обеспеченные граждане. В основном, люд приобретает искусственные ели и сосны, или иногда тую.

Но самое торжественное и необычайно популярное здесь растение в Новый год - это пуансетия. Этим великолепным цветком с красно-зеленой листвой принято украшать квартиры, дома, офисы и вообще все, что можно. Пуансетию используют в качестве новогоднего подарка близким. Кроме флоры в Египте принято дарить бижутерию и ювелирку, бытовую технику, электронику и предметы одежды.

Маулюд - мусульманский праздник

Если перевести на русский, Маулюд значит «день рождения», этот праздник религиозный и история его начата со дня прихода в мир пророка Мухаммеда. Ученые не могут назвать точную дату его появления, поэтому сегодня этот праздник символизирует и рождение пророка, и день его кончины. Он одновременно и радостный и скорбный.

Отмечают праздник Маулюд по мусульманскому лунному календарю на двенадцатый день месяца раби уль-авваль, эта дата плавающая, она определяется решением имамов. Этот день объявляется выходным, в церемонии празднования Маулюда участвуют члены правительства страны и ее глава.

Если строго подходить к возникновению Маулюда, то его нельзя полагать праздником каноническим, он стал отмечаться в стране только в 1207 году, гораздо позже возникновения ислама. Это, скорее, памятная дата, дань мусульманской традиции. Египтяне встречают Маулюд, прежде всего, в молитвах и добрых делах, угодных Богу.

Люди вспоминают пророка Мухаммеда, его благие дела и прославляют его, а имамы напоминают верующим о том, что они не должны отступать от заветов пророка. В этот день на улицах активно подают нищим, занимаются бескорыстными и благотворительными деяниями, отличников учебы награждают памятными знаками.

Благочестивая печаль и молитвы вовсе не мешают веселиться и радоваться. На улицах развешиваются цветные фонарики, гирлянды, везде проходят веселые шествия с музыкальными инструментами, люди подносят друг другу угощение в виде сладостей, а также популярных особых фигурок из сахара, изображающих всадников с копьями или «невесту Мухаммеда».

Коптское рождество в Египте

Мало кто знает, что копты - это египтяне, исповедующие христианство. Эта ветвь религии сохранилась с фараонских времен, сегодня копты во многом подражают православию, хотя, если строго подходить к канонам коптской церкви, она не является православной.

Коптская церковь насчитывает 400 православных общин, где в ходу арабский и коптский языки. Все копты носят особую татуировку на правом запястье, она представляет собой крест. Тату наносят на руку после прохождения обряда крещения. Крест символизирует, что человек готов мученически умереть за веру

Рождество у коптов отмечается так же, как и православных - 7 января. В 2003 году коптское Рождество стало официальным выходным днем в Египте, его празднуют, как и в православных странах, с крестными ходами, торжественными богослужениями. Очень интересно слушать эти богослужения в коптском храме, они не похожи на привычные нам песнопения и молитвы. Ведь истоки церковной музыки у коптов относятся к древнеегипетской музыкальной культуре, а инструменты, на которых играют в коптских церквях, сродни древним инструментам времен фараонов, поэтому их необычное оригинальное звучание совсем не то, к чему мы привыкли в православных церквях.

В Египте развито паломничество из разных стран, например, сюда любят приезжать на Рождество россияне, украинцы. Паломники посещают разные святые места, к примеру, церковь Святого Сергия, где ранее находился грот, в котором нашла приют Мария с новорожденным Иисусом, гору Синай, монастырь Святой Екатерины с Неопалимой купиной.

Помимо мероприятий религиозного характера копты широко и весело отмечают Рождество народными гуляниями, дарят подарки, организовывают изобильные застолья с мясом и сладостями.

День Победы Египта

Для египтян день Победы - это дата 23 декабря. В этот день был освобожден Порт-Саид от англо-французской оккупации. Истоки политического конфликта, приведшего к военным действиям на территории Египта, восходят к возвращению Суэцкого канала в результате переворота 1956 года. Случившаяся перед этим революция в стране была направлена на освобождение египетской экономики от насаждения иностранных капиталов, что явно негативно сказалось на отношении иностранных держав к египетской республике, а национализация Суэцкого канала стала толчком для оккупантов, чтобы начать войну против Египта.

Суэцкий канал был необыкновенно важным экономическим объектом для Египта и для промышленных объединений Англии и Франции, являвшихся давно главными хозяевами канала. В те годы через Суэцкий канал проходили основные транспортные пути перевозки нефти из стран Ближнего Востока. Поэтому-то так яростно и боролись англичане и французы за господство над Суэцем.

Кроме экономической власти они стремились обуздать революционное движение в тех странах данного региона, которые являлись их колониями. В противостоянии Израильским властям Египет стремился возглавить антиизраильское движение арабских государств. Израиль, в свою очередь, преследовал цель ослабления мощи арабов, поэтому пытался добиться мирных переговоров с властями Египта, результатом которых должно было стать признание государства Израиль.

Израиль, Англия и Франция объединились в борьбе против Египта и 29 октября 1956 года напали на страну в регионе Синайского полуострова. Сначала израильские войска атаковали Синай, а потом западные союзники начали бомбардировку со стороны моря, высадив затем десант в Порт-Саиде.

Политическая обстановка накалилась, в конфликт вступили СССР и США, требуя прекратить войну. Подключились силы ООН, прогрессивный мир объявил агрессорам бойкот в связи со скорой Олимпиадой. 7 ноября силами миротворческих войск нейтральных государств при поддержке ООН и всего человечества, Порт-Саид был освобожден от захватчиков и боевые действия против Египта прекращены.

Разумеется, в этом конфликте главный удар и все тяготы войны пришлось познать именно египетскому народу. Армии Египта помогали все - крестьяне, студенты, рабочие, поэтому дата изгнания из Порт-Саида иностранных интервентов считается по праву еще одной славной вехой в уникальной истории этой страны.

День освобождения Синайского полуострова

25 апреля - еще одна памятная дата для египетского народа, в этот день был освобожден Синайский полуостров во время Октябрьской войны 1973 года. Она также связана с арабо-израильским противостоянием. Когда в 1948 году Израиль провозгласил себя независимым государством, арабский мир и Египет, в том числе не принял этого шага.

Египет стал активно участвовать во всех военных конфликтах Ближнего Востока. Синайский полуостров был отвоеван египтянами у Израиля в ходе военных действий за территориальную принадлежность земель, лежащих в районе Суэцкого канала. Канал был жизненно необходим Египту, как основная артерия транспортировки нефти, а также и Синай, который тоже был захвачен израильскими войсками.

В октябре 1973 года началась война, против которой снова выступили общественные и политические силы цивилизованных стран и миротворческие миссии ООН. Инцидент был исчерпан, война прекращена, но Египет не получил желаемого, Синайский полуостров оставался в руках Израиля. В 1978 году были проведены мирные переговоры, в итоге которых удалось мирным путем подписать договор между Египтом и Израилем. Это означало, что Израиль выводит свои войска с Синая, гарантируя Египту прочный стабильный мир. Но исполнение данного решения затянулось на годы, и египтяне получили назад полностью свой полуостров лишь в 1982 году, 25 апреля.

День воинских сил Египта

Эта дата отмечается 6 октября. Она имеет отношение к началу арабо-израильской войны, по счету четвертой, начавшейся в 1973 году. Речь идет об Октябрьской войне, длившейся 18 дней, по настоянию ООН она была окончена победой израильтян, все арабские войска были отброшены с территорий, занятых оккупантами. Возникает правомерный вопрос - почему это фактическое поражение арабов в Египте почитается как национальный праздник?

Дело в том, что эта война имела целью заставить весь прогрессивный мир понять и признать, что египетская армия - мощная и грозная сила, она может воевать и противостоять противнику. Кроме этого данная война существенно подняла боевой настрой египетских воинов, так как им удалось в начале войны захватить Синай. Это был настоящий триумф египетских воинов, несмотря на дальнейшее поражение. Тем более что потом именно результат военных действий привел в итоге к мирным переговорам и возвращению Синая в руки Египта.

Двойной праздник Египта

18 июня отмечается в Египте как торжественный праздник сразу по двум поводам - провозглашение республики и исход английской армии с территории страны. Египет превратился в колонию англичан еще в конце 19 века, проиграв сражение в войне с ними. За время хозяйничанья в Египте англичане сделали много такого, что было не по нраву египетским властям. Страна пребывала в бедности, не было достойной перспективы для населения, хотя английские власти немного и улучшили кое-какие отрасли -медицину, сельское хозяйство, развили торговлю. Небольшая группка богачей прибирала к рукам основную долю доходов, демонстрировала лояльность к захватническому правительству. Все это, конечно, совершенно не устаивало население.

В 1952 году в Египте случился политический переворот, революция, итогом которой стало свержение английской власти, и Египет стал республикой. А через два года Президентом страны был подписан указ о выводе всех английских военных группировок с территории Египта. Египет шел к полной независимости от интервентов в течение трудных и долгих 70 лет. Поэтому дата 18 июня считается истинно народным всеобщим и знаменательным торжеством свободы.

Годовщина революции Египта

Революция в стране, произошедшая 23 июля 1952 года, явилась результатом многолетней борьбы за свою самостоятельность, как государства. Это дата настоящего народно-освободительного переворота, повлекшего за собой позитивные изменения в жизни Египта. С 1914 года страна изнемогала под игом Великобритании.

Колониальные страны постоянно вынашивали мечту о свержении английских интервентов, но так как все богатства и доходы были сосредоточены в руках элиты и иностранных захватчиков, то народ просто не имел возможности противостоять оккупантам. Недовольство среди населения росло, помогла еще и Вторая Мировая война, существенно ослабившая экономику Англии. К 1952 году сложилось положение, когда революция оказалась неизбежной, и она свершилась. Ночь на 23 июля ознаменовалась отречением короля от престола, арестами властей, захватом важнейших столичных объектов. Вскоре Египет был официально объявлен республиканской страной.

Возвращение египетской армии в Суэц

Египетские праздники, так или иначе, тесно переплетены с военными конфликтами между арабами и израильтянами. В основном, памятные даты относятся к войне Судного Дня, начавшейся 6 октября 1973 года. Именно этот день отмечается в Израиле, как Судный. Эта война продлилась всего 18 дней. В ее результате образовался еще один национальный праздник, именуемый, как возвращение войск Египта в Суэц, или День взятия Суэца.

Этот момент в войне Судного Дня имел огромное значение для египетского народа. Суть в том, когда начались военные действия, то египетские воины показали себя достойным противником, их боевой дух был на высоте, они победили захватчиков, но все это оказалось лишь кратковременной удачей.

Через неделю перевес сил был уже на израильской стороне, причем, не оставляя надежд египтянам. При безоговорочном поражении египетской армии воодушевленные израильтяне вышли к Суэцкому каналу. Переправившись через канал, они очутились у египтян в тылу, захватили город Суэц и направились к Каиру. Не дойдя до столицы 100 километров, оккупанты вынуждены были прекратить войну, подчинившись решению ООН и вмешательству США и СССР. Фактически победа была за Израилем.

Затем появилась возможность мирного урегулирования военного конфликта, в результате чего Египет снова стал хозяином Синайского полуострова, а возвращение в свои владения Суэца стало знаменательным праздником для властей Египта и всего народа.

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.сайт

При использовании материалов, размещенных на сайте www.сайт просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.

Наше понятие праздника сильно отличается от египетского. Официальные, нерелигиозные праздники в Египте почти не отмечаются. Нет ни шествий, ни гуляний, ни встреч за дружеским столом. Это просто нерабочие дни. Правда раньше, в национальный праздник — годовщину революции 23 июля 1952 года, на одной из площадей Каира устраивался многотысячный митинг, на котором выступал президент Гамаль Абдель Насер.

Такой же митинг устраивался 26 июля в Александрии, в годовщину изгнания последнего египетского короля. Позже эти официальные торжества стали ограничиваться выступлением президента в Народном собрании и проведением официального приема во дворце Абдин.

6 октября отмечалась годовщина начала октябрьской войны 1973 года. Ранее, до убийства в этот же день в 1981 году президента Садата, на самой окраине города проходил военный парад в честь неизвестного солдата.

Праздники Новый год и Рождество в Египте.

В Новый год по мусульманскому летоисчислению, 1 мухаррама, в мечетях читается проповедь, посвященная бегству пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году, отправной точке мусульманского календаря.

Рождество и Новый год по христианскому календарю проходят чуть заметнее. Во всяком случае, в столице и крупных городах витрины магазинов украшаются елками (естественно искусственными), разноцветными шарами и хлопьями ваты. В ресторанах устраиваются подобающие этому событию вечера. Однако участие во всем этом принимают лишь европейцы и подражающая им элита египетского общества, которым естественно безразлично, какие праздники отмечают, лишь бы продемонстрировать свои сногсшибательные наряды и драгоценности.

Религиозные праздники в Египте.

  • Ночь предопределения

На праздник лейлят аль-кадр «ночь предопределения», веселые и нарядные толпы гуляют до утра по площадям и улицам у наиболее почитаемых в Каире мечетей. Поперек улиц и на фасадах домов развешаны гирлянды цветных лампочек, всю ночь открыты многочисленные рестораны, харчевни и кафе, идет торговля сладостями и семечками. Это гулянье проводится на протяжении столетий.

  • День рождения пророка

Еще один праздник маулин ан-наби «день рождения пророка».Если не считать проповедей в мечети, это в основном праздник для детей. Повсюду устанавливают и украшают флажками деревянные павильончики, где продают разнообразные сахарные фигурки «арусат ан-наби», «невесты пророка» с бумажным веером за спиной. Другая популярная сахарная фигурка «всадник с саблей в руке».

  • Дуновение ветерка

Но самый любимый и характерный праздник шам ан-насим «дуновение ветерка». Этот праздник со времен фараонов, проходит весной. Справляют его и мусульмане и христиане. Отмечают после окончания пасхи на следующий день, в понедельник. Это единственный праздник, во время которого прекращается вся деятельность. Закрываются все государственные учреждения, магазины и лавочки. В этот праздник принято отправляться семьями за город. Те у кого нет возможности выехать за город, заполняют все скверы и парки.

Периоды гонения на христиан происходили в истории Земли довольно часто. Все потому, что язычники никак не могли примириться с существованием монотеизма - единобожия и активным продвижением этой религиозной концепции, отличной от монотеистических взглядов, формировавшихся на протяжении тысячелетий. Множество сгинуло в те времена верующих в Иисуса Христа, и о большем количестве мучеников мало что сегодня известно. Данный факт имеет прямое отношение к святому, чье имя - Никандр Египтянин.


Личность римского императора Диоклитиана

Избранник Божий Никандр Египтянин жил в III-м столетии н.э. Он появился на свет в 284 году, и годы его земного существования пришлись аккурат на эпоху правления жестокого римского императора Диоклитиана. Для внесения ясности в дальнейший рассказ следует пару слов сказать о личности этого человека.

Полное имя правителя Римской империи звучало как Диоклитиан - Кай - Аврелий - Валерий.


Родился он в Далмации и до того, как занять трон венценосной особы в «городе на семи холмах», служил простым солдатом. Впрочем, каким-то образом Диоклитиан сумел выбиться, что называется, в люди. Императором он стал в 284 году. В историю данный человек вошел как коварное и несправедливое по отношению к своим подданным лицо, но так было не всегда. На первых порах Диоклитиан проявлял доброту и выказывал расположение к окружающим. Однако, попав под отрицательное влияние одного из своих соправителей, римский император в корне изменил собственную позицию как правителя и учредил гонения на христиан. Его перу принадлежали четыре эдикта (закона), согласно которым верующие в единого Бога не имели право иметь при себе и, тем более, читать божественные книги, проводить богослужения в христианских церквях. Эти же документы гласили о необходимости вернуть «сбившихся с истинного пути» к языческим традициям, а кто ослушается - отнять у тех должность, работу, подвергнуть нечеловеческим пыткам, если же воля строптивцев не будет сломлена - и вовсе лишить жизни.


Но нельзя утверждать, будто точка зрения римского императора относительно верующих во Христа зависела исключительно от наущений извне. Нет, конечно. Личное мнение самого Диклитиана тоже сыграло важную роль в последующих в дальнейшем гонениях на христиан. Дело в том, что правитель самой сильной на Земле в те времена империи видел в исповедовавших христианство людях, прежде всего, угрозу вражескую, способную рано или поздно лишить его трона. Христиане были в глазах Диоклитиана слишком независимы, а потому опасны. Он так и видел, как верующие в Иисуса собирают войско и идут на Рим войной. Император воспринимал христиан как отдельный народ со своей идеологией, религией и убеждениями.

Надо отметить также, что сам Диоклитиан являлся истым приверженцем всяческих суеверий. Он постоянно находился в окружении жрецов и чародеев, верил гаданиям, вещим снам и предсказаниям оракулов, пытался найти в обычных природных явлениях - молнии, затмениях солнца и луны - мистические знамения. Как любой ярый язычник, римский император приносил в жертву своим богам животных, а после совершения действа уделял большое внимание созерцанию внутренностей несчастных зверушек. Теперь можете себе представить, в какой обстановке пришлось существовать Никандру Египтянину?

Житие подвижника Никандра Египтянина

Избранник Божий Никандр жил в Египте. Отсюда и дополнение к его имени - Египтянин. Будущий святой был благочестивым, добрым человеком и врачом по профессии и призванию. Это говорит о том, что Никандр Египтянин проявлял преданность своей специальности и оказывал посильную медицинскую помощь даже тем людям, которые считались врагами государства. Речь идет, конечно же, о христианах, преследуемых жестоким правителем-язычником Диоклитианом. Никандр Египтянин постоянно посещал заключенных в темницы мучеников, страдающих за свою веру в единого Бога. Он оказывал жертвам гонений моральную поддержку, а также лечил несчастных, приносил им пищу и воду, причем совершенно бескорыстно, от чистого сердца. Тех христиан, что умирали от невыносимых условий содержания или мучительных пыток, Никандр Египтянин хоронил с почестями.

Однажды подвижник благочестия Никандр Египтянин шел мимо места, где состоялась накануне казнь язычниками христиан-страдальцев. Мучеников отдали на съедение диким зверям, и мертвые их тела или то, что от них осталось, лежали в поле, не преданные земле. Дело было днем, и Никандр-врач не посмел забрать останки страдальцев, страшась самому оказаться в итоге схваченным язычниками и подвергнутым жутким пыткам.


В тот момент избранник Божий Никандр Египтянин являлся всего лишь добрым, но вместе с тем немощным человеком, испытывающим страх перед физической болью и смертью. Однако Бог укрепил в вере будущего святого. Как только на город спустилась темнота, Никандр Египтянин под покровом ночи отправился в поле. Там он положил себе на плечи два трупа мучеников Христовых, отнес к месту погребения в тайном месте, облачил в чистые плащаницы и предал земле.

К несчастью, мимо проходил язычник. Увидев, какой обряд совершает Никандр Египтянин, нечестивец тут же пошел в императорский дворец и донес о случившемся самому Диклитиану. Последний немедленно послал за Никандром стражников, и те схватили благочестивого врача. Никандра Египтянина подвергли жесточайшим мукам с тем, чтобы он отрекся от Христа. Но мучителям не удалось сломить волю святого, ведь с ним пребывал сам Господь. Никандр Египтянин, который еще несколько часов назад боялся физической боли и расправы с гибелью, теперь с радостью во взгляде и сердце переносил пытки.


Язычников разъярила непоколебимая решимость медика: легче было сдвинуть гору с места, чем заставить несчастного отвратиться от Бога единого. Они принялись сдирать с живого мужчины кожу, а после отрубили ему голову. Никандр Египтянин отправился в Царствие Небесное примерно в 302 году н.э.

Значение имени «Никандр»

Каждому православному христианину известно, что, назвав родившегося ребенка тем или иным именем, мы «закрепляем» за малышом небесного покровителя. Делать это лучше в соответствии со «Святцами».

Никандром лучше всего наречь новорожденного мальчика, появившегося на свет в день памяти святого Никандра Египтянина - 28 марта. Но также днями ангела для такого ребенка можно считать 18 июня, 7 октября, 17 и 20 ноября.

Никандр - имя греческого происхождения. В современном мире оно не распространено, по крайней мере, в нашей стране, и совершенно зря, поскольку в переводе означает «победитель». Мужчина с таким именем рискует добиться больших высот в жизни. Никандр смел, общителен, дипломатичен, вежлив, любит поговорить. Однако это вовсе не значит, будто он способен малознакомому человеку взять да и выложить все свои секреты. Напротив, в данном смысле мужчина с именем Никандр имеет обыкновение долго присматриваться к субъекту, претендующему на его доверие.

Как друга, Никандра отличает верность, преданность, склонность к самопожертвованию и оказанию поддержки. Он добр и справедлив по отношению ко всем людям. При этом Никандр является достаточно яркой личностью, с которой невозможно соскучиться.


Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в