Иуда искариот авторская позиция. Нравственно философская проблематика рассказа иуда искариот

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА I. Становление художественного метода Л. Андреева

1.1. Жизненный путь писателя…8

1.2. Место рассказа «Иуда Искариот» в творчестве Л. Андреева…18

ГЛАВА 2. Истоки и интерпретация сюжета о предательстве Иуды Искариота в мировой культуре

2.1. Библейская первооснова сюжета, архитипические черты образов и их символическая функция…27

2.2. Переосмысление евангельской идеи и образа предателя Иуды в литературной традиции…38

ГЛАВА 3. Специфика философской проблематики и системы образов рассказа Л. Андреева «Иуда Искариот»

3.1. Основные морально-нравственные идеи рассказа и характер их подачи в рассказе…47

3.2. Своеобразие системы образов «Иуды Искариота»…56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…76

ЛИТЕРАТУРА…78

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Л. Андреева актуально для любого времени и любой эпохи, несмотря на то, что пик его популярности приходился на далекие 1902 — 1908 годы, когда были написаны и опубликованы основные произведения: «Жизнь Василия Фивейского» и «Тьма», «Иуда Искариот» и «Жизнь человека». Несомненно и то, что писатель был одним из самых издаваемых и читаемых авторов России. Его популярность была сравнима с популярностью Горького, по тиражам он вряд ли уступал Толстому и Достоевскому. Но даже в годы творческого расцвета Леонид Андреев продолжал оставаться объектом нападок критиков и самых разных публицистов, обвинявших его в анархизме и безбожии, в отсутствии чувства меры и в слишком пристальном внимании к психопатологии.

Время все расставило по своим местам и у потомков и сегодняшних исследователей творчества Л. Андреева не вызывает сомнений ни его художественная ценность его творчества, ни их глубина затрагиваемых в них философских и морально-этических вопросов. Литературоведы отмечают своеобразие эстетического метода писателя: его художественный мир — предчувствие и предвестие эстетических систем столетия, искания и страдания его героев — пророческий знак грядущих катастроф, многие из них происходят в сфере сознания. Социально-исторический и литературно-философский процессы ушедшего века косвенно оправдали парадоксальный и во многом провокационный метод Леонида Андреева, показали, что его как будто бы искусственный трагизм — свойство времени, а не произвол играющего художника. А потому, затрагиваемые писателем философские проблемы и изображаемые характеры являются как отражением времени и эпохи, в которую он жил и творил, так и так и несут в себе концепцию «вечных» тем и общечеловеческих идей. Этим и характеризуется актуальность нашей работы, поскольку в небольшом рассказе «Иуда Искариот», как становится уже из названия, данные темы являются центральными.

Рубрики Навигация записи

Цель урока: проанализировать повесть Андреева, выявить особенности творческой манеры писателя и обозначить своеобразие авторской трактовки библейского сюжета. (Слайд 2)

Ход урока

Трудно, тяжело и, может быть,
неблагодарно приближаться к тайне Иуды,
легче и спокойнее её не замечать,
прикрывая её розами красоты церковной.
С.Булгаков
(Слайд 3)

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

Соответствует ли сюжетная основа повести легенде из Нового Завета? Через образы и мотивы Нового Завета Л.Андреев представляет читателям собственную концепцию истории, которая состоит из взаимодействия трех сил:

  • Новой идеи;
  • народа, который лишен всяких идей;
  • некой силой, соединяющей первое и второе.
  1. Беседа с классом
  2. Как вы понимаете эпиграф нашего урока? (Слайд 3)

    Почему главным героем становится не Иисус, а Иуда? (Слайд 4)

    Иисус являет собой новую идею, однако народ не внемлет Спасителю. И в этой ситуации появляется Иуда, который через предательство и проклятие во веки веков спасает дело Христа.

    Иуда Искариот – главный антигерой евангельской истории, которая известна всем читателям, времени Л.Андреева. Что именно могли они знать о предателе Иисуса Христа, на какой “фундамент” опирался автор?

    Уточним (Слайд 5)

    В Евангелии сказано, что в минуту предательства “вошел в него Сатана” (Ин.13,27; Лк 22,3)

    Но слова эти никак не оправдывают Иуду, потому что дьявол искушает и провоцирует всех, но совершает свои поступки и отвечает за них все-таки сам человек, ибо “щель, делающая его доступным внушениям дьявола”, - его собственные пороки.

    Предательство Иуды не было результатом эмоционального порыва, это был осознанный поступок; он сам пришел к первосвященникам, а потом дожидался удобного момента, чтобы исполнить свой замысел. Поэтому даже раскаявшийся Иуда остался в памяти людей предателем, в отличие от проявившего минутную слабость Петра. Таким образом, согласно христианской традиции, ни дьявольское “наваждение”, ни предрешённость свыше крестной жертвы Иисуса Христа не являются для Иуды Искариота оправданием его поступка.

    Найдите описание внешности Иуды Искариота. В чем необычность его портрета?

    “Короткие рыжие волосы не скрывали странной……, не верилось в его полную слепоту”.

    Во-первых, отметим необычность выбранных деталей портрета. Андреев описывает череп Иуды, сама форма которого внушает “недоверие и тревогу”.

    Во-вторых, обратим внимание на двойственность в облике Иуды, несколько раз подчеркнутую писателем. Двойственность не только в словах “двойным”, “двоилось”, но и в парах однородных членов, синонимов: “странной и необыкновенной”; “недоверия, даже тревогу”; “тишины и согласия”; “кровавых и беспощадных” - и антонимов: “разрубленный… и вновь составленный”, “живая” - “мертвенно-гладкая”, “подвижная” - “застывшая”, “ни ночью, ни днем”, “ни свет, и тьму”.

    Как можем назвать такой портрет?

    Психологическим, т.к. он передает суть героя – двойственность его личности, двойственность поведения, двойственность чувств, исключительность его судьбы.

    Только ли внешность отталкивает людей от Иуды?

    Нет. Многие знали его, но “не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные… поносили его самыми жестокими словами”, говоря, что “и у воров есть друзья, и у грабителей есть товарищи, и у лжецов есть жены, которым говорят они правду, а Иуда смеется над ворами, как и над честными, хотя сам крадет искусно, и видом своим безобразнее всех в Иудее”.

    Одним словом, Иуда был изгоем, но не из-за своей уродливой внешности. Уродливой была его душа. Она-то и определяла отношение к нему людей.

    Так, может быть, Иуда и есть сам дьявол в образе человека или, точнее, сын дьявола, как называет его Фома?

    Иуда действительно лжет, как дьявол (по-древнегречески “клеветник”), он видит пороки каждого человека и легко играет на них, склонен к провокациям и искушениям, всегда точно знает, кому и что говорить, вернее, что от него хотят услышать. Таковы его диалоги со всеми героями повести (кроме Христа – с ним он нигде прямо не разговаривает). Как Сатана (по-древнегречески “противоречащий”, “противник”). Иуда преклоняется перед Всевышним, но противостоит ему в главном вопросе – отношении к людям, к роду человеческому. Но Сатана лишь признает силу и первичность Бога. Иуда видит в мире только зло, и он страдает от “непонятливости” своего Учителя.

  3. Слово учителя. (Слайд 6,7,8)
  4. Иуда и сам не раз повторяет: “Мой отец не дьявол, а козел”. Почему? В Евангелии противопоставление “козлищ” и “агнцев” служит аллегорией (говорить неясно, намеками) добрых и злых людей, которых Сын Человеческий отделит на страшном Суде друг от друга (Мф.25,31-32). Может быть, Иуда это имел в виду?

    Может быть, Иуда демонстрируя собственное ничтожество, располагает к себе людей (слаб человек и тщеславен), но остается при этом “себе на уме”.

    А может быть, он сын “козла отпущения”? В Библии так называли одного из жертвенных козлов, на голову которого “в великий день праздника, в день очищения…первосвященник, вышедши из Святая Святых, возлагал свои руки”, исповедал над ним грехи всего народа и изгонял в пустыню: “И понес козел на себе, - говорится в Библии, - все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню” (Лев.16,22). Возможно, Иуда тем самым намекал на свое особое положение среди людей: как “козел отпущения” он решил нести на себе все грехи рода человеческого.

  5. Беседа с классом:

Самая заметная черта Иуды: он постоянно лжет, причем нередко безо всякой видимой пользы для себя. Но что из этого следует? Разве ложь всегда хуже правды?

Фома жалуется Иуде, что видит “очень дурные сны”, и спрашивает: “Как ты думаешь: за свои сны также должен отвечать человек? И Иуда объясняет: “А разве сны видит кто-нибудь другой, а не он сам? Как это понимать? Иуда разыгрывает своего правдивого друга или говорит серьезно?

Вывод: Если смотреть по закону, то осуждению подлежат поступки, а не мысли, и, значит, Иуда лжет. То есть, нравственная планка для ученика Христа выше юридической, и, следовательно, Иуда прав. Но мы-то, как и сто лет назад, знаем, что сон хоть и характеризует человека, но не подвластен ему, и, следовательно, вины за Фомой нет.

Кстати, в Библии нет заповеди “не лги”, есть заповедь “не лжесвидетельствуй” (Исх.20,14), т.е. не приноси своей ложью вреда другим (например, в суде). Существенна не ложь, как таковая, а то, ради чего она произнесена.

Почему Иисус сразу не прогнал Иуду, как только он появился?

Л.Андреев сам отвечает на этот вопрос: Иуда был из “отверженных и нелюбимых”, т.е. из тех, кого Иисус не отталкивал никогда. Вот и Иуде Иисус захотел помочь найти себя, преодолеть, как бы мы сейчас сказали, комплекс неполноценности, нелюбовь окружающих.

Так зачем Иуда пришёл к Христу?

Иуда, презираемый всеми изгой, которому, может, впервые в жизни кто-то улыбнулся, искренне посочувствовал. К такому испытываешь не просто благодарность – его любишь беззаветно, порой даже больше собственной жизни.

Любит ли Иуда Христа?

Вряд ли. Для него любить означает прежде всего быть понятным, оцененным, признанным. Ему мало расположения Христа, ему еще нужно признание правоты своих оценок, оправдание тьмы своей души. Он, наверное, и к Иисусу пришел, потому что понимал: его правота станет абсолютной только тогда, когда её признает Сам Христос. Такова и его любовь. Да, он любит Христа, но только его и никого больше. Он знал правду о грешной, темной сущности людей и хотел найти силу, способную преобразить эту сущность.

Как же развивались отношения между Иудой и Иисусом Христом? (Слайд 9)

Сначала Иуда старается сблизиться с его учениками, что поощряется Иисусом. Иуда начинает рассказывать разные небылицы, из которых, правда, всегда следует, что все вокруг обманщики, что сам он не любит никого, даже собственных родителей.

Следующий этап: Иуда пытается доказать Христу собственную правоту. Сначала он доказывает прямодушному Фоме, что жители одного селения – “злые и глупые люди”, ибо, выслушав проповедь Иисуса, легко поверили, что Иисус мог совершать кражу козленка у старой женщины. И с этого дня как-то странно изменилось к нему отношение Иисуса. И прежде почему-то было так, что Иуда никогда не говорил прямо с Иисусом, и тот никогда прямо не обращается к нему, но зато часто взглядывал на него добрыми глазами, улыбался на некоторые его шутки, и если долго не видел, то спрашивал: а где Иуда? А теперь глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему – и даже упорнее, чем прежде, - искал его глазами. И что бы он ни говорил, хотя бы сегодня одно, а завтра совсем другое, хотя бы даже то самое, что думает и Иуда, - казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды”

В другой раз Христу и его ученикам уже угрожала прямая опасность. Их наверняка побили бы камнями, если бы не Иуда из Кариота. “охваченный безумным страхом за Иисуса, точно видя уже капли крови на его белой рубашке… опустились поднятые с каменьями руки”

Иуда снова оказался прав. Он ждал похвалы. Но Иисус был разгневан, а ученики вместо благодарности “отгоняли его от себя короткими и гневными восклицаниями. Как будто не он спас их всех, как будто не он спас Учителя, которого они так любят”. Почему? Потому что солгал, объяснил Фома.

Какой вывод делает из этого Иуда?

Иуда не может понять, почему для Христа и его учеников ложь, даже когда она спасает им жизнь, хуже правды? Почему цель не оправдывает средства? Неужели было бы лучше, справедливей, если бы Христа убили? Для умного, хитрого Иуды здесь неразрешимое противоречие. Для Христа – нет.

Иуда понимает главное: Иисус и его ученики – это другие люди, живущие по каким –то другим, непонятным ему законам, и он для них чужой.

Иуда ищет признания в рамках их “правил игры”, побеждает в честном соревновании всех, даже самого Петра: сбрасывает с обрыва камень, который не мог сдвинуть никто.

Теперь он лучший среди них?

Нет, просто сильнейший в этом виде борьбы. “Все хвалили Иуду, все признавали, что он победитель, все дружелюбно болтали с ним, но Иисус и на этот раз не захотел похвалить Иуду... Иуда сильный – один плелся сзади, глотая пыль”. Он опять им чужой.

Иисус пытается помочь ему разобраться в происходящем, объяснить свое отношение к нему с помощью притчи о бесплодной смоковнице.

Уточним (Слайд 10)

Речь здесь идет о притче, а не о случае, когда Иисус срубил бесплодную смоковницу (иначе бы создалось впечатление, что он угрожает Иуде). Притча же, рассказанная Христом в Евангелии звучит по-другому: “…некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: Господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её” (Луки 13, 6-9). То есть притча определенно “указывает на то, как Бог поступает со всякой грешной душой”. Он не торопится рубить с плеча, а “желает покаяния грешников”, дает им возможность исправиться.

А почему Иуда так уверен, что Иисус обязательно должен погибнуть (“…теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда”)? Потому что обиделся и уже собрался его предать?

Нет. Просто он понимает, что жить подобно тому, как живет Иисус, в этом мире невозможно. И в этом Иуда прав. Поэтому для Иуды Искариота гибель Христа, как и гибель его самого, неизбежна.

Иуда делает новую попытку спасти Иисуса Христа, демонстрируя перед Ним, чего стоят Его ближайшие ученики: крадет (на глазах у Фомы!) несколько динариев из общей кассы и не особенно сопротивляется, когда разгневанный Петр тащит его за ворот к Иисусу. “Но Иисус молчал. И внимательно взглянув на него, Петр быстро покраснел и разжал руку, державшую ворот”. А Иоанн, выйдя от Учителя, воскликнул: “…Учитель сказал, что Иуда может брать денег, сколько он хочет… И никто не должен считать, сколько денег получил Иуда. Он наш брат, и все деньги его, как и наши… и вы тяжко обидели его, - так сказал Учитель…Стыдно нам, братья!

Что же такое мог сказать Иисус Иоанну?

Вряд ли Иисус разрешил Своим ученикам не соблюдать ветхозаветную заповедь “не кради”. Просто Он, наверное, напомнил Иоанну о своей проповеди всеобщего равенства, в том числе и имущественного.

Но главное все равно в другом. Иуда явно проверял, способны ли самые верные и преданные ученики Христа следовать его заповедям.

Но удалась ли провокация Иуде?

Нет. “Когда дует сильный ветер, - говорит он Фоме, - он поднимает сор. И глупые люди смотрят на сор и говорят: вот ветер! А это только сор… ослиный помет, растоптанный ногами. Вот встретил он стену и тихо лег у подножия её, а ветер летит дальше”. То есть это не их выбор, и потому Иуда снова не признает правоты Иисуса Христа.

И тогда Иуда решает предать Христа. Почему? (Слайд 11,12)

Предательство Иуды было для него последним аргументом в споре с Иисусом. Он точно знал, что все будет именно так, как он предполагал, но не хотел и страшился этого. Может, даже надеялся на чудо.

Иуда идет на предательство, чтобы спасти Иисуса, обреченного в этом мире на смерть. В повести есть сцена, несопоставимая со священным Писанием: Иуда, кривляясь и унижаясь, пытается добиться от Пилата помилования Христа.

Зачем? Ради “чистоты эксперимента”?

Нет. Скорее, это жест отчаяния, естественный человеческий порыв, когда уже нет сил оставаться сторонним наблюдателем, видя страдания Того, Кого любишь больше самого себя.

Мучительная любовь к Христу и желание спровоцировать учеников и народ на решительные действия.

Несомненно, желание спровоцировать было. Только ради чего? Зачем?

Предавая Христа, Иуда хочет обманом разорвать всеобщее царство лжи, чтобы все люди, и апостолы, и сильные мира сего, ужаснулись, и стыд, угрызения совести привели бы их ко Христу.

Так почему же андреевский Иуда предает Христа?

Для Иуды предательство действительно было закономерным этапом и последним аргументом в его споре с Иисусом о человеке. Он победил? Л.Андреев пишет: “Свершился ужас и мечты Искариота”. Иуда доказал всему миру и Самому Христу, что люди не достойны Сына Божия, любить их не за что. И только он, ученик и изгой, единственный, сохранивший свою любовь и преданность, должен по праву сидеть рядом с Ним в Царствии Небесном и вершить Суд, безжалостный и всеобщий, как Всемирный Потоп.

Так думает Иуда. Но вот важный вопрос: автор думает так же?

Л.Андреев говорил Горькому: “Я… не люблю Христа и христианство, оптимизм – противная, насквозь фальшивая выдумка”. Если соотнести эти слова с содержанием повести, получается, что и автор, и его герой считают явление Христа никому не нужным, потому что его “Фальшивый оптимизм” не способен изменить природу человека.

Иуда трагическая личность, потому что, в отличие от апостолов Христа, понимает все это, но, в отличие от Анны и ему подобных, ещё и способен плениться неземной чистотой и добротой Иисуса Христа. Парадокс в том, что праведники несоизмеримо дальше от Христа, чем Иуда.

6.Заключительное слово учителя

Вспомним завершающие и, пожалуй, самые сильные его страницы. “Иуда давно уже во время своих одиноких прогулок…… кошек и другую падаль”.

Не кажется ли вам, что в этом отрывке содержится очень точная оценка Иуды и его предательства? Совпадает ли она с той, которую мы привели выше? Как мы, сегодняшние читатели, воспринимаем андреевского Иуду?

Иуду нельзя назвать победителем. В Синедрионе его осмеяли, потому что знали, кого распинали, - их Иуда не обманул. А для учеников Христа он остался тем, кем по сути и был, - предателем, виновным в гибели их Учителя. Иуда упрекает апостолов: “Почему же вы живы, когда он мертв? Вы на себя взяли весь грех”. Но это правда Иуды, считавшего, что его обманывают и ветер, и веревка. И потом, мы не должны забывать, что смертью Искариота Евангелие не заканчивается. А завершающие тексты Нового Завета и Священные Предания как раз посвящены истории христианства, которую начинали именно ученики Христа, причем большинство из них поплатилось за свое миссионерство мученической смертью. Значит, они не “сор, поднятый ветром”, как считал андреевский Иуда.

Такой подход к тексту повести вполне правомерен, ведь Евангелие знали все тогдашние читатели Л.Андреева. Кстати, когда он назвал христианство “оптимистичной” и “фальшивой выдумкой” М.Горький с ним не согласился и был, на наш взгляд, прав.

Циник Иуда разрушал эту систему. Дело ведь не в том, что люди слабы и грешны, а в том, как они относятся к своим и чужим порокам. И вот здесь, согласимся, герой Л.Андреева оказался не прав: когда все построено на лжи, стыдно не бывает.

Идейный тупик предопределил и личную трагедию Иуды Искариота. Мы сочувствуем умному, сильному человеку, который был способен полюбить, пуст одного Иисуса. Но любовь циника, как поцелуй демона, в итоге оказалась смертельной для Христа. Смерть Иуды никого не тронула, а это значит, что и жизнь его была никому не нужна.

Иуда – трагическая фигура. Он считает: чтобы темная, нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти.

Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя

Домашнее задание : учащимся предлагается письменно высказать собственное отношение к произведению Л.Андреева (Слайд13)

Список использованной литературы

  1. http://www.obsudim.net/andreev.htm Бродский М.А. “ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ ИУДЫ”.

“Иуда Искариот”

расскажет о персонаже из библии, апостоле по имени Иуда. Его имя стало нарицательным, и ассоциируется с предательством на протяжении последних двух тысячелетий. Но это не останавливает людей, стремящихся узнать

– по какой причине Иуда предал Иисуса?

Каковы были его мотивы?

Данная книга Леонида Андреева, является историей человека двадцатого столетия, в котором разум мечется, разыскивая правду.

Книги Библиотеки - подлинная сокровищница духа. Наши привычные чувства обретают в них объем, мысли - строгость, а поступки - значение. Каждая свидетельствует о чем-то личном, сокровенном, затрагивает тончайшие струны души… Эти книги предназначены чутким сердцам.

Философская проблематика рассказа Л.Андреева «Иуда Искариот»

определить идейное содержание повести, значение образа Иуды в литературе.

Повесть о любви и верности? Л. Андреев «Иуда Искариот»

Леонид Андреев - великий русский писатель, незаслуженно забытый и потому долгое время не изучавшийся в школе. Это один из самых сложных писателей, что связано с его ми­ровосприятием.

Писатель хотел познать истину , которая в искусстве русском является неотъемлемой частью нравственности .

Именно поэтому проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора, стоящая перед каждым из нас, столь существенна для писателя.

В своих произведениях Андреев выступил

как мыслитель экзистенциального плана, как оригинальный интерпретатор библейских сюжетов,

как писатель , предложивший принципиально новую трактовку понятий добра и зла,

заставивший иначе взглянуть на традиционный для русской литературы гуманизм.

Следуя традиции Достоевского, заложенной им в “Преступлении и наказании” и “Братьях Карамазовых”, Андреев

предлагает новый взгляд на добро и зло в их традиционном христианском понимании:

вопрос о совместимости и сосуществовании главных категорий этики оказался отнюдь не риторическим.

Диалектика в понимании этических вопросов – одно из важнейших достижений Андреева как писателя.

Своеобразие произведений писателя проявляется

в особенной философской направленности, в парадоксальности исследуемых вечных вопросов.

Проза Андреева не утратила своей актуальности в наше время , и прежде всего – актуальности морально-этической, актуальности мировоззренческой


Предательство - актуальный вопрос в наше время , в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга. Потому, возможно, рассказ Л. Андреева, хотя и Написанный в начале века, так популярен сегодня:

исследуется цель поступка героя и предпосылки к нему.

Тема предательства Иудой Христав повести «Иуда Искариот» (1907) коренным образом переосмыслена.

Самый дискредитированный герой не только христианской мифологии, но и, пожалуй, всей литературы – Иуда – предстаёт перед читателями повести в совершенно неожиданном качестве.

Иуда – единственный верный и последовательный ученик Христа, решающийся на предательство ради возвеличивания Учителя. Создавая “Иуду Искариота”,

Андреев продолжил богоборческую линию своего творчества,), где уже

намечены резкие расхождения с традиционными евангельскими сюжетами

" … и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его " . Леонид Андреев

«Иуда Искариот» Повесть написана по мотивам библейского сюжета , в котором рассказано о предательстве Иисуса Иудой. Получила неоднозначную оценку, так как Андреев по-своему истолковал сюжет . Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы много пишет о Богочеловеке («Христиане», «Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

Иисус Христос – воплощение истины, добра и красоты,

а предавший его Иуда – олицетворение лжи, подлости, коварства.

Традиционное противопоставление Иуды одиннадцати верным апостолам Вызвало у Андреева сомнение

Евангелие наизнанку” – так назвал андреевскую повесть Максимилиан Волошин.

Общая канва повести соответствует схеме, данной в Новом Завете, но у Андреева эта схема модернизируется.

Общее в языке произведений:

Притчи, христианские наставления; - цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя Господне” (6 гл.);

Писатель насыщает повествование многочисленными частностями и деталями. Например, описывается прошлое Иуды и Петра,

- часто предложения и в Библии, и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;

включён вымышленный эпизод состязания апостолов в бросании камней.

Петр 3 раза отрекается от Иисуса …

Поступки апостолов мотивируются личностными особенностями каждого из них

Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии , само же произведение потрясает и возмущает; -

- в Библии ученики заступаются за Христа: Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью.

У Андреева же ученики – предатели;

в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;

У Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле ,

у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане

В Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: разостлали на земле плащи свои ”, “приветствовал его народ ”.

Но в отличие от Библии , у Андреева много необычных образных сравнений ; - Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова : “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью …”

Вывод:

но нарушает сюжет : ученики Христа – трусы, предатели,

а Иуда двуличный, непонятный, но умный.

- Зачем писатель это делает?

-Какую мысль до нас хочет донести?

-Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева,

-что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали?

С самого начала и на протяжении всего рассказа рефреном звучат слова “Иуда Предатель”, такое имя укоренилось в сознании людей изначально, и Л.Андреев принимает и использует его, но лишь как “прозвище”, данное людьми.

Для писателя Иуда во многом символический предатель.

Андреева волнует вопросы:

-Только ли подлость вела Иуду к предательству?

-Только ли нравственную чистоту проявили другие апостолы во время кульминационных событий христианской истории?

«Иуда И скариот» 9 глав.

3 глава – предательство;

остальные – ожидание гибели Иисуса.

С начала повести ощущается мотив тревоги, он звучит и в описании природы. Новый абзац из одного предложения: «И вот пришел Иуда» Дается детальный портрет. Зачитайте! Что особенного в портрете? Ученики Иисуса отнеслись к нему с брезгливостью, не доверяют ему.

«Иуда Искариот» Андреев идет вслед за евангельской историей: Иисус знал о предательстве, обо всем, что произойдет, но все-таки принял Иуду.

Природа в ожидании. Безветренная погода сохранилась до конца истории: все происходит в атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых тонах. Как перед грозой. Все в ожидании перемен:

Иисус ждет дня предательства, Иуда живет надеждой, что, когда иудеи увидят страдания Христа, освободят учителя и пойдут за ним.

-Как же выглядит Иуда?

Начинается повесть словами: «»Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и его нужно остерегаться» Далее идет изложение слухов То есть с первых строк дается отрицательная характеристика Иуды. О нем нет ни одного доброго слова: он корыстолюбив, коварен, наклонен к предательству и лжи (это авторская характеристика) Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

Во внешности Иуды господствует двойственность, особенно необычно его лицо , у которого “одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мёртвенно-гладкая, плоская, застывшая… ”. Кажется, будто добро – это та застывшая часть – окаменело, а зло – живая часть – властвует над телом и разумом Искариота.

Слайд 7

Отрицательное Бросил жену, ссорит людей, Любопытный, лукавый, злой. У него нет детей Но Иисус Никого не слушает, он принял Иуду, включил в круг избранных.

У Андреева Иуда в самом начале рассказа представлен как весьма отталкивающий персонаж : неприятна уже его внешность (“безобразная бугроватая голова”, странное выражение лица, как бы разделенного пополам), странен переменчивый голос “то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха”. Отталкивают его слова, “как гнилые и шероховатые занозы ”.

События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера. (Икона XVI века “Тайная вечеря”, Россели “Тайная вечеря” ХVI в. и Симон Ушаков“Тайная вечеря” Икона XVII века).

Отличается ли изображение Иуды от других учеников Христа? В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения, удивления или отвращения … Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.

Сделаем первые выводы.

Что можно сказать о внешности Иуды в живописи и тексте повести?

в повести Л. Анлреев отступает от традиций потому, что ему

важно показать противоречивость образа, отличие Иуды от остальных учеников не только внутреннее, но и внешнее

У Андреева образы других учеников - лишь символы. Так,

Петр ассоциируется с камнем: где бы он ни был, что бы он ни делал, - везде используется символика камня, даже с Иудой он состязается в кидании камней.

Иоанн - любимый ученик Иисуса - это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота.

Фома прямодушен, тугодум, в действительности, - Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль.

Так же символичны образы других учеников: никто из них не смог бы предать Иисуса.

Иуда - вот тот избранник , которому выпала эта участь, и только он способен на сотворчество в подвиге Иисуса - он тоже приносит себя в жертву.

Дайте характеристику ученикам Христа: Петру, Иоанну и Фоме

Ученики Христа Обладают земными, человеческими качествами

Они не идеальны, но разнообразны

Петр громогласен

Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть любимым учеником Фома молчалив, рассудителен, но осторожен. Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают за ложь и притворство, но с удовольствием слушают его лживые истории

Слайд 12

Отличие Иуды от апостолов Ученики ведут борьбу за первое место около учителя – Иуда старается быть нужным И Христос ласково смотрит на него.

-А как называют героя в произведении?

В повести Иуда не раз именуется “одноглазый бес”, “сатана”, “дьявол”. Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель ” - так называет автор.

С самого начала повествования мы видим, как порочна природа Иуды, преувеличено его безобразие, асимметричность его черт . А в дальнейшем поступки Иуды будут удивлять нас своей несуразностью:

в разговорах с учениками он то молчалив, то чрезвычайно добр и радушен , что даже пугает многих его собеседников. С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, недостоин этого. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иуда постоянно лгал , так что нельзя было знать, правду говорит он в очередной раз или лжет. Вполне можно объяснить великий грех Иуды - предательство Учителя своего - натурой Иуды . Ведь возможно, что его зависть к чистоте, непорочности Иисуса, его неограниченной доброте и любви к людям, на которые Иуда не способен, привели к тому, что он решил погубить своего учителя . ??? Но это лишь первое впечатление от рассказа Л. Андреева.

-Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым ”,

то есть поступками Иисуса руководит любовь к людям

- Отличие Иуды от апостолов

Ученики ведут борьбу за первое место около учителя – Иуда старается быть нужным И Христос ласково смотрит на него.

Он (Иуда) был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус ”, т. е. писатель ставит в один ряд два таких; казалось бы, противоположных образа, он сближает их. Между Иисусом и Иудой, как кажется, существует какая-то связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают.

Иисус изменяет отношение к Иуде. Иуда доказывает Иисусу , что селяне были неискренни по отношению к нему,

объявили его вором, обманщиком (козленка после нашли)

Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к нему спиной, смотрел, но не видел.

Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь, опять же ценой лжи, благодарности не получил: «ложь во спасение» сурово принята Христом.

- А Иуда как относится к Иисусу?

Иуда плачет : он любит учителя, хочет быть любимым , произносит роковую фразу: «А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда»

Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную, заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. - Почему же меняется отношение Иисуса к нему?

- Какое событие тому предшествовало?

Когда Иуда обвинил людей в порочности, лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. Иуда чувствовал это, воспринимая все очень болезненно , что тоже подтверждает неограниченную любовь Иуды к своему Учителю. Поэтому не удивляет стремление Иуды приблизиться к нему, быть постоянно рядом с ним. Возникает мысль, не явилось ли предательство Иуды способом приблизиться к Иисусу , но совершенно особым, парадоксальным путем. Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда , и там, в другой жизни, они будут рядом : не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя

При чтении рассказа Л. Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена . Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь.

- Почему же Иисус отталкивает от себя Иуду?

- Почему Иуда постоянно лжёт?

Ложь для Иуды - нормальное явление: «По рассказам Иуды выходило так, будто он знает всех людей, и каждый человек, которого он знает, совершил в своей жизни какой-нибудь дур­ной поступок или даже преступление. Хорошими же людьми, по его мнению, называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выс­просить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколо­той раны, всякая неправда, мерзость и ложь». Иуда не верил в искренность поступков людей, считая все обманом. Он искренне верит в то, что миром правит зло. Именно зло определяет большую часть его поступков, мыслей. А каковы взгляды Христа? Сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.

-- Путь к преступлению

Встреча с первосвященником Анной и договаривается о предании Иисуса в руки закона (за 30 серебряников) Теперь молчалив. Перестал говорить о людях дурное. Окружает Иисуса заботой, нежностью. Угадывает малейшее его желание. Приносит цветы, передает их через Марию Магдалину. Но Учитель как будто ничего не замечает.

Иуда вызывает чувство жалости, он искренне страдает Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти Иисуса. Двойственность: сам предал и пытается спасти. Верит, что восторжествует любовь и верность учеников. Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

Кульминационный момент – сцена предательста

- Как ведут себя ученики ? Зачитать.

Иуда ждет чуда: сейчас все поймут. Пытается воздействовать на Анну, но то прогоняет его. Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в крови праведника, а Иуда целует ему руки и называет мудрым.

На протяжении казни Иуду мучит мысль: А вдруг они поймут? Еще не поздно! «Осуществился ужас и мечты» Иуду считают предателем, а он идет к ученикам и обвиняет их в бездействии, называет предателями. -И в чем-то он прав. В чем?

-Почему же Иуда предает? Чего он хочет? Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, совершит такой тяжкий грех, он борется с этим: лучшая часть его души борется с предначертанной ему миссией. И душа не выдерживает: победить предопределение невозможно. Итак, Иуда знал, что будет совершено предательство, будет смерть Иисуса и что он убьет себя после этого, он даже наметил место для смерти. Он спрятал деньги, чтобы потом бросить их первосвященникам и фарисеям - то есть вовсе не в алчности была причина предательства Иуды.

- Почему Иуда обвиняет в смерти Иисуса Его учеников ? Совершив злодеяние, Иуда обвиняет в этом... учеников. Его поражает то, что, когда учитель умер, они могли есть и спать, могли продолжать прежнюю жизнь без Него, без своего Учителя. Иуде же кажется, что жизнь бессмысленна после смерти Иисуса. Оказывается, Иуда не настолько бессердечен, как мы думали сначала. Любовь к Иисусу открывает многие скрытые дотоле положительные его черты, непорочные, чистые стороны его души, которые, однако, обнаруживаются лишь после смерти Иисуса, равно как со смертью Иисуса открывается предательство Иуды

Иуда давно наметил место, где после смерти Иисуса убьет себя» Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»

-Как внешне преображается Иуда? “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости” Иуда доказал теорию. Почему же он повесился? Любил Христа, хотел быть с ним. Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда? Обрекает себя на вечный позор Иуда - трагический персонаж , потому что, в отличие от апостолов Христа, понимает все это, но, в отличие от Анны и ему подобных, способен плениться неземной чистотой и добротой Иисуса Христа. Получается какой-то жуткий парадокс и бессмыслица : Христа по-настоящему может любить только эгоцентрист и циник, не верящий в людей. С этим нельзя не согласиться!

Повесть о любви и верности? Л.Андреев. « Иуда Искариот»

Слайд 10

Иуда вдруг становится хорошим Добросовестно исполняет свои Обязанности Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» И все-таки поведение его противоречиво: берет на себя обязанности и тут же крадет 3 д инария; рассказывает истории, а потом признается, что лгал

Работа с текстом

Какие чувства вызывает написанное?

Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.

Какова истинная причина убийства Иисуса, по мнению Андреева? -Победитель или проигравший Иуда в повести?

Выводы:

1.Нравственная ценность заключается не в словах, а в поступках.

2.Любовь должна быть деятельной.

3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг – принести жертву во имя человечества, его нужно предать.

И позор предательства Иуда взял на себя, тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.

Андреев считает предательство тоже жертвой, так как Иуда обрек себя на вечный позор

Дома 1. Устно – по конспекту урока

2. Карточки.

№ 1Портреты Иуды, их роль в повести.

№2 Ученики Иисуса. Какими показаны в повести

№ 3 Иуда после предательства

№ 4 Причины предательства и самоубийства Иуды.

"ИУДА": "СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ" ЗА ТРИДЦАТЬ СЕРЕБРЕННИКОВ

С 20 по 29 июня 2013 в Москве прошел 35-й международный кинофестиваль, в основной конкурсной программе которого было представлено 16 картин со всего мира. Россию в этом списке представляли три фильма. Среди них - "Иуда" Андрея Богатырева, экранизация повести Леонида Андреева "Иуда Искариот".

Библейский предатель Иуда Искариот перестал быть однозначно негативным персонажем уже довольно давно. Из последнего достаточно вспомнить культовую рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос - Суперзвезда".

Однако задолго до "Суперзвезды" на этого персонажа по-другому взглянул классик серебряного века русской литературы Леонид Андреев, написав свой апокриф "Иуда Искариот" еще в 1906 год у. В 2013 же свое видение неоднозначного произведения Андреева в рамках 35-го московского кинофестиваля представил режиссер Андрей Богатырев.

С первых кадров становится понятно, что "Иуда" полностью соответствует своему названию. Эта апокрифическая картина представляет собой взгляд со стороны не столько на известную библейскую историю, сколько на самого Искариота. Именно он всегда в кадре, именно он толкает повествование вперед. Апостолы, да и сам Христос, обезличенный режиссером и превращенный в просто Учителя, лишь оттеняют мрачного персонажа Алексея Шевченкова .

Об этом наглядно говорит еще и то, что после просмотра в памяти почти никого и ничего, кроме, собственно, Иуды не остается. Смутные образы Андрея Первозванного, бросающего камни, Пилата, приказывающего принести воды, тонут в криках беснующейся на суде над Христом толпы и забываются, стоит камере поймать катящуюся по щеке Искариота слезу. По-настоящему яркими и запоминающимися вышли лишь глупый Фома, прекрасно исполненный Сергеем Фроловым, да взгляд Учителя, который определенно удался сыгравшему его Андрею Барило.

Тем, кто в свое время восхитился режиссерским талантом

Мела Гибсона в его "Страстях Христовых",

стоит смотреть "Иуду" с осторожностью, так как эта картина является полной противоположностью гибсоновских "Страстей…" как по визуальной составляющей, так и по основной идее.

Фильм Богатырева не захватывает пафосом и религиозной мистикой, не поражает кровавыми сценами, он почти полностью состоит из диалогов ,

быта,

личных переживаний

и яркого символизма .

Апостолы бредут за Учителем из селения в селение,

плетут рыболовецкие сети,

слушают проповеди да собирают пожертвования. А вокруг них исступленно носится Искариот , вопрошая "Куда же идете вы, глупые?".

И почти каждый диалог в фильме – самостоятельная философская притча:

- Зачем вы идете за ним?
– Он ведь Учитель, потому и идем.
– А куда?
– Куда он, туда и мы.
– Глупые вы.
– Почему?
- Потому что он знает, куда идет. А вы нет.

Все те приемы , которые у многих вызывают раздражение и совершенно не ассоциируются с серьезным кино –

трясущаяся в руках оператора камера,

резкая смена планов и сцен,

упрощенный, уличный язык,

Сложились у Богатырева в органичную картину , наполненную символами и скрытыми смыслами.

Даже тем, кто любит поспорить о преимуществах книг перед их экранизациями, режиссер не дал для этого повода, хотя и не старался перенести повесть на экран слово в слово .

Некоторые сцены Богатырев поменял местами, какие-то опустил, а иные, лишь упомянутые Андреевым, напротив, раскрыл и сделал основными. Фильм вышел действительно авторским, а история получилась больше человеческая,

чем библейская.

Без недостатков, конечно, тоже не обошлось. Может быть, история оказалась слишком сложной, может быть, молодому режиссеру просто не хватило опыта, но факт остается фактом – тяжелое, затянутое повествование могло бы нагнать дремоту даже на самых ярых поклонников Леонида Андреева. Могло бы, если бы не Алексей Шевченков. Его "Иуду" не хочется отпускать до самых последних минут, насколько бы тяжело они не давались. И даже внезапный, словно обрубленный финал совершенно не толкает к выходу из зала – хочется еще посидеть и дослушать звук дождя под заключительные титры.

За такого живого и настоящего Искариота "Иуде" можно простить многое.

Оценили игру Шевченкова и критики: по итогам кинофестиваля Алексей получил "Серебряного Георгия" за лучшую мужскую роль.

"Иуда" Андрея Богатырева не стал откровением 35-го кинофестиваля. И тем не менее мы получили неоднозначное, серьезное и красивое кино о человеческой душе, выборе и вере.

Алексеев Михаил, Russia.tv

Россия

«Есть вещи, в которых нужно разобраться самому»

режиссер

Андрей Богатырев

сценарий

Всеволод Бенигсен , Леонид Андреев

продюсер

Татьяна Воронецкая , Мария Эль , Елена Белова

оператор

Дмитрий Мальцев

композитор

Сергей Соловьёв , Дмитрий Курляндский

художник

Александр Телин , Наталья Дзюбенко , Андрей Билан

Андрей Богатырев , Наталья Семенова , Светлана Липина

драма

сборы в России

$20 502сборы

премьера (мир)

История создания и анализ проблематики повести

Произведение написано в 1907 году, хотя идея появилась 5 годами ранее. Андреев задумал показать предательство, исходя из собственных мыслей и фантазий. В центре композиции повествование нового взгляда на известную библейскую притчу.

Проводя анализ проблематики повести «Иуда Искариот» можно заметить, что рассматривается мотив предательства. Иуда завидует Иисусу, его любви и доброте по отношению к людям, ведь он понимает, что он на такое не способен. Иуда не может противоречить самому себе, даже если ведет себя не по-человечески. Общая тематика, это философская тема двух мировоззрений.

Основные герои повести «Иуда Искариот»

Иуда Искариот - двуличный персонаж. Неприязнь у читателей вызывает его портрет. Он показан то мужественным, то истеричным. В отличие от остальных учеников, Иуда изображается без нимба и даже внешне более уродливый. Автор называет его предателем, а в тексте встречаются его сравнение с бесом, уродиной, насекомым.

Образы других учеников в повести символичны и ассоциативны.

Другие детали анализа повести «Иуда Искариот»

Вся наружность Иуды совпадает с его характером. Но, внешняя худощавость сближает его с образом Христа. Иисус не отстраняется от предателя, ведь он должен помогать всем. И он знает, что тот его предаст.

У них есть взаимная любовь, Иуда тоже любит Иисуса, слушать его речи с придыханием.

Конфликт происходит в момент, когда Иуда обвиняет людей в порочности и Иисус отдаляется от него. Иуда это чувствует и воспринимает достаточно болезненно. Предатель считает, что окружение Иисуса - это лжецы, которые заискивают перед Христом, он не верит в их искренность. Также он не верит в их переживания после смерти Иисуса, хотя сам страдает.

У Иуды возникает мысль, что умерев, они встретятся снова и смогут сблизиться. Но, известно, что самоубийство - это грех и учителю не суждено встретиться со своим учеником. Именно со смертью Иисуса открывается и предательство Иуды. Иуда покончил свою жизнь самоубийством. Он повесился на дереве, растущем над пропастью, чтобы когда ветвь обломалась, он разбился о скалы.

Анализ повести «Иуда Искариот» был бы не полным, если бы мы не отметили, чем принципиально отличается повествование Евангелия от повести «Иуда Искариот». Отличие трактовки сюжета Андреева от Евангелия заключается в том, что Иуда искренне любил Христа и не понимал, почему он испытывает эти чувства и они есть у других одиннадцати учеников.

В этом сюжете прослеживается теория Раскольникова: с помощью убийства одного человека преобразить мир. Но, конечно же, она не может быть верной.

Несомненно, произведение было критиковано со стороны церкви. Но Андреев вложил такую суть: интерпретация природы предательства. Люди должны задуматься о своих поступках и привести мысли в порядок.

Надеемся, анализ повести «Иуда Искариот» был вам полезен. Мы рекомендуем прочитать эту повесть полностью, но при желании вы можете познакомиться и с

Предательство, на протяжении долгих времён, было и остаётся актуальной тематикой для художественных произведений. Особенно остро стоит данный вопрос в непростые дни отсутствия взаимопонимания между людьми. Возможно, именно по этой причине, повесть Леонида Андреева, написанная в начале XX века, «Иуда Искариот», так популярна и в наши дни. Особенно интересна оценка, которую даёт автор в своём произведении, мотивам предательства.

Сюжет повести основан на евангельской истории, о предательстве Иисуса Христа одним из его учеников – Иудой. Интересно, что Леонид Андреев, взяв за основу Евангелие, сам его не читал, а, следовательно, сюжет передал достаточно субъективно.

На протяжении всего повествования повторяются слова «Иуда Предатель». При помощи такого устоявшегося в сознании людей прозвища, автор позиционирует Иуду как символ предательства. Ещё вначале повести читатель понимает порочную сущность Иисуса: отмечено его безобразие, неприятная внешность - подчёркнута непропорциональность черт лица, голос странный и переменчивый. Его поступки удивляют своей непоследовательностью и нецелесообразностью, так, в разговорах он, то подолгу молчит, то чрезмерно добр, и это настораживает большинство людей. С Иисусом Иуда подолгу не вёл разговоров, но тот любил всех своих учеников без исключения, несмотря на то, что Иуда и был этого недостоин, т.к. часто врал, выглядел глупым и неискренним. Автор в процессе повествования сравнивает Иуду и Иисуса, таким образом, возводя в один ранг два образа, абсолютно противопоставленных друг другу, но он намеренно их сближает.

Греховное деяние, совершённое Иудой вполне может быть обусловлено природой его происхождения. Так, Иуда завидовал чистоте Иисуса, его непорочности и безграничной доброте к людям, т.е. всем тем качествам на которые сам был не способен. И, тем не менее, Иуда безгранично любит Иисуса. В те моменты, когда Иисус отдаляется, Иуда принимает всё очень близко, он переживает, что только подчёркивает любовь и благоговение к своему Учителю. Совершив свой греховный поступок, он обвиняет в этом остальных учеников, он упрекает их в том, то они могут есть, спать, и продолжать жить как раньше без своего Учителя. Для самого Иуды, жизнь после смерти Иисуса, кажется, потеряла весь смысл.

Становится понятно, что совсем не алчность подтолкнула Иуду совершить предательство. Иуда – это избранник, на долю которого выпала та же участь, что и Иисусу – принести себя в жертву. Он, наперёд зная, что совершит тяжёлый грех, ведёт борьбу, но душа не в силах выстоять, т.к. победить предопределение невозможно.

Иуда является олицетворением парадоксальной совокупности предательства и проявления лучших человеческих качеств. Проблема предательства в повести «Иуда Искариот» раскрывается посредствам борьбы личности с предопределённой миссией.

2 вариант

Повесть Андреева «Иуда Искариот» интересна по своему содержанию, сложна, местами противоречива. За основу автор взял известную библейскую историю об Иисусе Христе, его апостолах-учениках и, в частности, о предательстве Христа Иудой. Однако, как видно уже из названия, на первый план он вывел вовсе не Христа, а его предателя – Иуду Искариота.

Андрееву удалось создать сложный образ апостола, полный противоречий. Один его внешний вид внушает читателю неприязнь, Иуду можно назвать уродливым, исходя из описания его внешности. Прочим апостолам его вид также внушает чувство опасности, недоверие. Однако гораздо более противоречивым является внутренний портер Иуды Искариота. С одной стороны, он до жути прямолинеен, даже жесток по отношению к окружающим, язвит им, открыто говорит о чужих пороках, однако подмечает всё это вполне справедливо. Мы видим его подлым, лживым человеком, но, в то же время, нам открыта и другая его сторона. Своими действиями герой пытается искоренить людские пороки, которые видит вокруг себя и своего учителя. Кроме того, Иуда Искариот стал единственным учеником Иисуса, способным по-настоящему полюбить его. Мы видим, что он действительно сильно любит своего учителя, он искренен в своих чувствах. Однако его любовь весьма нездорова: в конце концов, именно Иуда и продаёт Иисуса врагам, а после его смерти заканчивает жизнь самоубийством.

Андреев пытался понять мотивы Иуды, создавая свою интерпретацию библейского сюжета. Многие критики считают, что ему этого не удалось, слишком сложным и полным противоречий получился образ Иуды Искариота. Герой – явно не образец для подражания, его правота весьма относительна. Тем не менее, автор поставил серьёзные философские проблемы в своём произведении, а на первый план вывел проблематику предательства. Именно по этой причине на первый план и выведен Иуда, а не Христос или один из других его учеников. Чтобы рассмотреть мотивы поступков Иуды, Андреев делает его главным героем своего произведения. Как уже было отмечено раньше, персонаж выходит очень спорным и неоднозначным, а вся библейская история предстаёт в новом свете. Кто-то относится к получившемуся образу Иуды совершенно негативно, кто-то жалеет его, но, в целом, можно сделать вывод, что судьба героя глубоко трагична, однако, это не служит оправданием его сущности. По сути, борьба Иуды за свои идеалы оказалась им проиграна.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия, заглавия романа Отцы и дети Тургенева сочинение

    Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» эта тема звучит уже в самом его названии

  • Сочинение Дикой и Кабаниха сходство и различие

    А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.

  • Анализ повести Булгакова Роковые яйца

    В новелле Булгакова зоолог профессор Персиков случайно обнаружил странный световой луч, ускоряющий рост и размножение живых существ. Когда чума уничтожает птичьи запасы России

  • Образ и характеристика Кости из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение

    Костя на фоне остальных мальчишек, стороживших коней, выделялся своими необычными глазами. Именно они так заинтересовали рассказчика. Взгляд мальчика был печальным, он о чем-то все время думал.

  • Анализ сказки Андерсена Девочка со спичками

    «Девочка со спичками» - знаменитый святочный рассказ Г.Х.Андерсена. Главная героиня рассказа – маленькая нищая девочка, вынужденная торговать в ночь накануне Нового года спичками. Семья её была крайне бедной