Актуальные вопросы о посте в рамадан. Особенности поста Рамадан для женщин: распространенные ошибки, советы на кухне Что нарушает пост месяц рамадан

Что можно и что нельзя в Рамадан? Какие действуют запреты, условия и правила Рамадана?

Рамадан является одним из главных и священных месяцев у мусульман. Это время осмысления и духовного очищения, но для этого на время истинный мусульманин должен отказаться от многого: вода, приём пищи, половые отношения. Постом верующие проверяют силу своего духа. Соблюдать пост обязаны практически все. Но чтобы чтить традиции и правильно выполнять все условия, необходимо разобраться во всех тонкостях и нюансах предписаний.

Вообще, чтобы не нарушать пост, достаточно следовать двум предписаниям и трём условиям. Однако, разновидностей их выполнения существует огромное множество. Мы собрали полную информацию о правилах Рамадана, действующих условиях и запретах с пояснениями что можно и что нельзя делать, чтобы Вам было легче подготовиться к этому периоду.

Предписания поста

Всего есть два предписания поста:

  • Намерение в сердце соблюдать пост. Каждый мусульманин должен с искренностью и почтением начинать такое важное дело и с полной ответственностью подойди к намерению соблюдать пост месяца Рамадана для довольства Всевышнего Господа. И делать это необходимо от восхода солнца и до заката.
  • Запрет на приём пищи. После утренней молитвы и до самого заката солнца мусульманину нужно полностью отказаться от приёма пищи и воды. Также запрещено дышать табачным дымом и вступать в любые половые отношения.

Условия поста

По правилам Рамадана начинать поститься можно только при соответствии следующим условиям:

  • верующий должен быть совершеннолетним по комплексу предписаний Шариат;
  • верующий должен иметь здравый незатуманенный рассудок, адекватно воспринимать мир и не быть душевнобольным;
  • верующий должен быть здоровым, чтобы иметь возможность правильно поститься.

Кому пост не подходит?

  • Верующие, которые находятся в продолжительной поездке или путешествии на расстоянии более чем 90 километров от дома и находятся в новом месте не более 15 дней. При желании странник может поститься, но по религии Ислама он освобождён от такой обязанности.
  • Верующие, у которых проблемы со здоровьем. Если пост может нанести вред и поспособствовать ухудшению состояния, то Всевышний не одобряет такой пост.
  • Верующие женского пола, у которых идут критические дни или период послеродового очищения.
  • Верующие женского пола, которые беременны или кормят дитя. Если возникают опасения за самочувствие и состояние ребёнка, Аллах освобождает от обязательного соблюдения поста.
  • Верующие преклонного возраста, которым тяжело самим соблюдать пост и которые страдают неизлечимыми недугами и хроническими заболеваниями. Престарелые верующие обязаны делать милостыню, чтобы искупить это.

По состоянию на 2017 год совет ДУМ установил единую сумму фитр-садаки: 100 руб. для нуждающихся верующих, 300 руб. – для людей со среднестатистическим достатком, 500 руб. – для обеспеченных мусульман. В Коране говорится, что Аллах считает размер пожертвования приемлемым и не берёт с верующего больше его возможностей. Этой суммы хватает, чтобы прокормить одного бедного человека дважды за день.

Все освобождённые от поста по пяти вышеперечисленным пунктам должны восполнить пропущенный пост, как только будут соответствовать критериям возможного участия в посту.

Что нельзя делать в Рамадан?

Чтобы не нарушать пост, следует избегать запрещенных предписаний. Эти прегрешения требуют каффара в виде милостыни, поста или какого-либо другого поклонения, которое определённо Шариатом:

  • Преднамеренный прием пищи, питьё воды, приём лекарственных препаратов, курение.
  • Преднамеренная интимная связь с женой/мужем.

Обстоятельства, которых также следует избегать, чтобы не нарушать пост, но в случае совершения они требуют возмещения:

  • Применение клизмы.
  • Применение лекарственного препарата через уши и нос.
  • Специально вызванная тошнота и рвота.
  • Случайное попадание жидкости во время омовения через носоглотку.

Что можно и что не нарушает пост во время Рамадана?

  • Если совершить случайный прием пищи: если мусульманин забылся и что-то съел или выпил, но потом опомнился и прекратил, то он продолжает пост. Считается, что это Аллах угостил его.
  • Если принять душ, совершить полное омовение или недолго находиться в бане.
  • Если пробовать пищу, но не глотать её.
  • Если полоскать ротовую полость и промывать нос.
  • Если закапать зрачки лекарственными препаратами, а также накрасить глаза сурьмой.
  • Если проглотить остатки пищи, которые застряли между зубов, при условии, что размеры остатков не больше горошины.
  • Если почистить зубы мисваком или щёткой.
  • Если вдохнуть какие-либо благовония.
  • Если сдать кровь.
  • Если произошёл неконтролируемый выброс спермы.
  • Если выделилась рвотная масса в небольшом количестве: неконтролируемая рвота, которую возможно самостоятельно сглотнуть обратно.

Во время Рамадана мусульманин может совершать приём пищи лишь дважды в день: до рассвета и после заката.

Сухур

Это время перед восходом солнца, которое отводится в Рамадан для приема пищи. Поесть необходимо до начала наступления рассвета. Не следует есть еду, которая осталась с вечернего приёма пищи.

Ифтар

Сразу с заходом солнца наступает время ифтара. Необходимо поблагодарить Аллаха за его щедрость, прочесть молитву, чтобы обратиться к Всевышнему с просьбой о принятии поста, всех ошибок и грехов, которые были совершены случайно или преднамеренно.

Затем, немедля, следует поесть и не объедаться.

Как совершается молитва «Таравих»?

Молитва «Тарафих» должна исполняться каждый день во время Рамадана и воздерживаться от неё не рекомендуется для мусульманина. Также желательно исполнять молитву в мечети в окружении других единомышленников. Однако, если нет возможности, возможно индивидуальное совершение.

Читать эту молитву необходимо только после ночной молитвы «Иша» и продолжать возможно до того, как начнётся рассвет. Время исполнения намаза «Витр», который обычно выполняется после ночного намаза, в период Рамадана сдвигается и возможен после молитвы «Тарафих».

Эта молитва не нуждается в искуплении и восполнении в случае её несовершения.

Пост по часам Мекки

В определенных часовых поясах период между восходом и закатом бывает очень долгим, до девятнадцати часов и даже больше. В сильную жару месяца Рамадан это усложняет соблюдение всех обязательств и предписаний, в особенности это касается приёма еды и жидкости. Чтобы не нарушать пост, для таких случаев существует послабление. Ведь цель поста в Исламе не обременять, не мучить, не доставлять трудности и не губить здоровье верующих.

Поэтому верующие, которые живут в месте с очень длинным световым днём, могут совершать пост по часам Мекки. Недомогание из-за длительного дня будет явным уже через пару дней Рамадана. Тогда следует перестроиться и начинать сухур, допустим, по часовому поясу Москвы, а совершать ифтар по часовому поясу Мекки.

Что такое садака в Рамадан


Садака – это помощь людям в исламской культуре. Чтобы не нарушать пост, необходимо выполнить обязательный заклят закятуль-фитр или, как его ещё называют, салакатуль-фитр. Это своеобразный налог, который оплачивает каждый член семьи перед праздничной молитвой дня Разговения. Этот налог собирается для помощи бедным и нуждающимся верующим.

Кто же должен выплачивать закятуль-фитр? Тот, у кого есть крыша над головой, пища и всё необходимое для содержания себя и своих близких, у кого нет долгов и есть возможность оплатить налог. Для этого достаточно передать его в ближайшую мечеть, где в итоге распределят полученные средства.

Как работать в Рамадан?

Каждый мусульманин во время поста старается максимально посвятить себя Всевышнему Аллаху. Однако, зачастую многие не решаются начать пост из-за занятости на работе, учебе. Ведь в этот период пост требует не только много времени, но и отдельного помещения, особого графика, который иногда бывает невозможно подстроить под работу.

Если до поста ещё есть время, возможно, у Вас получится взять отпуск на эти дни. Это позволит полностью сосредоточиться, осмыслить свой образ жизни и разобраться в главных ценностях жизни.

Если у Вас нет возможности взять отпуск на период поста, то, значит, Вы должны распределить время так, чтобы оно работало на Вас. Так как же справляться с неудобствами и умело сочетать работу и религию?

Придерживайтесь следующих советов, и Вам будет намного проще:

  • Грамотно распределяйте время и распишите распорядок дня. Выделите время на молитвенные ритуалы, чтение Корана, намаз, а также акты поклонения. Если Вы не будете правильно организовывать свой график, то можете забыть о каких-либо обязательных условиях поста.
  • Не пропускайте сухур. Не ленитесь и вставайте до рассвета солнца, ведь это первый приём еды за день, который должен насытить Вас и дать силы на целый день. Особенно это важно в летний зной.
  • Не спешите утром. Перед сухуром необходимо выполнить тахаджул минимум в два ракаата. Также не стоит забывать совершать дуа.
  • Цените каждую свободную минуту. Как только у Вас появляется возможность уделить время, чтобы посвятить себя Всевышнему Аллаху. Не думайте, что у остальных график работы менее загружен, чем Ваш. Каждый может найти время, чтобы по пути на учёбу или работу сделать зикр и послушать Коран. Это поможет не отвлекаться от поста и не отвлекаться на недозволенное.
  • Не пропускайте обеденные перерывы. Обеденный перерыв – время отдыха, «перезагрузки» организма. Если недалеко от работы есть мечеть, то в обеденный перерыв лучше посетить её и посвятить время намазу. Это даст Вам сил и энергии, чтобы продолжить работать продуктивно.
  • После работы не затягивайте с ифтаром. Вы можете немного передохнуть и со всеми членами семьи подготовиться к ифтару. Важно сделать это вместе, ведь совместная помощь в домашних делах сближает и придаёт сил. Сам посланник Аллаха всегда помогал членам своей семьи по дому. Перед ифтаром вся семья должна поклониться Аллаху, помолиться и попросить о прощении грехов.
  • Продумывайте меню заранее. Возможно, проще будет приготовить один раз на всю неделю и расфасовать еду по контейнерам. Питание должно быть сбалансированным, особенно это касается сухура. Ведь энергии от еды должно хватить на целый день. Но при этом помните, что не нужно перегружать питание быстрыми углеводами. Они отнимают силы у организма на переработку, что, конечно же, отразиться на Вашей сосредоточенности, бодрости и работоспособности.
  • Не поддавайтесь соблазнам. Особенно это касается перерывов, когда все коллеги идут на обед. Помните, ради чего и для кого Вы это делаете. Ведь пост – это Ваш выбор, который касается только Вас и Всевышнего Аллаха.
  • Мыслите позитивно. Все мысли материальны, и если Вы будете просыпаться с мыслями о том, как тяжко и сложно Вам сегодня придётся, то, скорее всего, так оно и будет. Думайте о том, как просто и легко Вам будет во время поста, как Вы будете развиваться и насыщаться духовно. Если Вы будете хорошо думать об Аллахе и не нагнетать, это уже считается одним из лучших видов поклонения.

Зная правила Рамадана, зная что можно и что нельзя делать, надо ввести вышеперечисленные советы в привычку. Тогда пост будет проходить намного проще и продуктивнее.

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то - да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия - чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) - нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.

Мисвак - палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Пост нарушается при следующих обстоятельствах:

— съесть даже мизерное количество пищи – с кунжутное семечко или ещё меньше, если это произошло сознательно и без принуждения, и при этом человек знал, что это запрещено. А также Пост нарушается, если выпить, хотя бы каплю воды или лекарства.

Замечание : Пост не нарушается при вдыхании дорожной пыли, а также мельчайших частичек при просеивании муки или чего-то подобного, так как тяжело избежать этого. Не запрещается пробовать пищу, если при этом её не проглатывать.

— Пост нарушает если вода попадает в организм при интенсивном полоскании рта или при вдохе. Также Пост нарушается, если проглотить слюну, вышедшую за пределы рта, например, втянуть обратно и проглотить слюну с внешней стороны губ.

Если же была проглочена чистая слюна, собранная в полости рта, то Пост не нарушается.

Если человек проглотил мокроты, то по этому вопросу есть два заключения:

а) если мокрота поднялась в горле выше места произношения арабской буквы ح (Х ) и была проглочена, то Пост нарушается.

Если мокрота в носу спустилась ниже хайшум (носовая кость, которая находится у основания носа), и человек втянул ее обратно, то Пост нарушается.

б) если мокрота поднялась в горле ниже места произношения арабской буквы ح (Х ) и была проглочена, то Пост не нарушается.

Если мокрота в носу, спускаясь, не дошла до хайшума (носовой кости, которая находится у основания носа), и человек втянул ее обратно, то Пост не нарушается.

По школе имама Абу Х анифа во всех этих случаях Пост не нарушается.

— если после начала рассвета проглотить нечистую слюну, например, от дыма сигареты, выкуренной до рассвета, то Пост нарушается.

— если человека вырвало непроизвольно, и после этого он проглотил слюну до того, как очистил рот, его Пост нарушается, так как его слюна была загрязнена рвотой.

— если человек курит, то его Пост нарушается, так как мелкие частички, из которых состоит дым, при курении попадают внутрь организма.

— если дым от сигареты курящего рядом, например, в машине человека попадает в дыхательные пути постящегося, то его Пост не нарушается.

— также Пост не нарушается при вдыхании дыма благовоний, например, бахура или запаха духов.

— использование клизмы через задний или передний проход также нарушает Пост. А также нарушают Пост капли в нос или в уши в том случае, если лекарство попадает внутрь. Некоторые теологи сказали, что использование капель в уши не нарушает Пост. Применение глазных капель не нарушает Пост, также, как и инъекции подкожно или внутривенно.

— если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Если же он пребывал в бессознательном состоянии от рассвета и до полного захода солнца (то есть целый день), то его Пост недействителен.

— Пост человека, у которого произошел припадок безумия, то есть сумасшествие, даже если он длился мгновение, нарушается.

— если постящийся проспал весь день от начала рассвета до полного захода солнца, то его Пост не нарушается.

— Пост нарушается, если у женщины в день Поста началась менструация или период послеродового очищения, даже если выделения появились незадолго перед заходом солнца.

— Если у постящегося была поллюция, то есть непроизвольное семяизвержение во время сна, его Пост не нарушается. Если же семяизвержение произошло в результате онанизма или при объятиях обнаженных мужа с женой, то Пост нарушается. Если же семяизвержение произошло из-за прикосновения через изолятор, например, через одежду, и при этом не было цели вызвать семяизвержение, то Пост не нарушается.

— Нарушается Пост человека, совершившего половой акт в дневное время месяца Рамадан сознательно, помня при этом, что он соблюдает Пост и его не принуждали насильно к этому, и он при этом знал, что это запрещено, даже если у него не было семяизвержения. Если он совершил половой акт, забыв, о том, что он постится, то его Пост не нарушается, и этот день не остается для него долгом. Тот, кто проснулся утром после семяизвержения в результате полового акта, совершенного ночью, и т.п., то он продолжает соблюдение Поста, а для совершает г усуль.

Жена Пророка Мух аммада, мир Ему, ‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, рассказала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб , Он делал полное ритуальное омовение и соблюдал Пост. Это передал имам Аль-Бухарий.

Некоторые обстоятельства, при которых также нарушается Пост:

— совершение куфра без принуждения, то есть не под страхом смерти, если это было совершено сознательно, то есть не было оговоркой ; и не имеет значения, было это совершено в шутку или всерьез, или в состоянии гнева. А также независимо от того, помнил он о том, что соблюдает Пост или не помнил. Это нарушает Пост, так как не принимается поклонение от неверующего.

— семяизвержение в результате страстных поцелуев в дневное время Поста также нарушают Пост. А что касается страстных поцелуев, если это не привело к семяизвержению, то это не нарушает Пост. Но это запрещено в дневное время Поста, если человек осознавал, что это может привести к семяизвержению.

Во время Поста запрещаются, хотя и не нарушают Поста, следующие действия: наблюдение за запретным, обман, клевета, злословие. А то, что сочинили некоторые люди и говорят:

«خَمْسٌ يُفَطِّرْنَ الصَّائِمَ النَّظْرَةُ الْمُحَرَّمَةُ وَالْكَذِبُ وَالْغِيبَةُ وَالنَّمِيمَةُ وَالْقُبْلَةُ»

ложно приписывая эти слова Пророку Мух аммаду, мир Ему. Эти слова означают, что пять вещей нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй.

Это не Х адис Пророка, и вышеупомянутые действия не нарушают Пост, но являются запретными, а некоторые из них, как, например, клевета, аннулируют вознаграждение Поста.

______________________________

Ароматические палочки.

Состояние, после которого нужно делать г усуль, например, после полового акта (с женой).

Оговорка в данном случае – это ошибка в словах; слово, фраза, ошибочно сказанные вместо других, нужных.

Вам может понравится

Каждый верующий в месяц Рамадан с особым чувством ожидает великую ночь, которая именуется «Ляйлятуль Кадр» или «Ночь предопределения». Это лучшая ночь в году, которая бывает лишь в месяце Рамадан. Сказано в Кур’ане это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن о том, что она самая почетная, а доброе дело, совершенное этой ночью, лучше, чем дополнительные поклонения, совершаемые на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

Ночь Ляйлятуль Кадр может быть в любую из ночей месяца Рамадан, но большая вероятность того, что она будет в последние десять дней этого благословенного месяца. Тем не менее, точная дата этой ночи известна лишь Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую . Мудрость этого заключается в том, чтобы верующие старались больше соблюдать Повеления Аллаха и совершать благие поступки на протяжении всего месяца Рамадан

В разные времена в эту величественную ночь Аллах ниспослал известные Священные Книги: Забур, Таурат, Инджиль. Именно в эту благословенную ночь был ниспослан Аль-Кур’ан Аль-Кярим на первое небо в Бейт Аль-‘Изза. А уже после этого Аяты Кур’ана были ниспосланы Пророку Мухаммаду постепенно в течение двадцати трех лет. Сказано Пророком, мир Ему, что Кур’ан был полностью ниспослан на первое небо ночью двадцать четвертого числа месяца Рамадан.

Также сказано в Кур’ане, что в эту ночь спускаются ангелы, в числе которых самый почетный из них — ангел Джнбранль, мир Ему. Абу-Хурайра сказал, что количество ангелов на земле в эту ночь больше количества камней.

Почему эта ночь названа ночью предопределения Ляйлятуль Кадр?

В эту ночь Аллах дает знать ангелам о тех событиях, которые произойдут в течение следующею года: о том, кого постигнет смерть, а кто начнет новую жизнь; кого из рабов Аллаха поразит болезнь, бедность или несчастье; кому Аллах даст блага, здоровье и богатства и т.п. Эта ночь названа так потому, что в эту ночь земля наполняется ангелами, которые спускаются с небес.

Существуют некоторые признаки, по которым можно узнать «Ляйлят Аль-Кадр». Из них — видение особого света, который создал Аллах. Этот свет большой и яркий, отличающийся от света солнца, луны или электричества. Признаком считается видение преклоняющегося дерева или возможность услышать голоса ангелов, а также видение ангелов в их настоящем виде.

Необходимо до прекращения поста быть уверенным в том, что солнце уже зашло. Когда же верующий будет уверен, что это произошло, ему необходимо немедленно прекратить пост. Об этом сказал Пророк Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, в хадисе, который передал имам Муслим, означающее:

«Люди будут в благополучии если поспешат прекратить Пост»

Прекращая пост, Пророк Мухаммад, мир Ему. советовал съесть финик, но, если его невозможно достать, в этом случае следует выпить воду. Передал Абу Даууд о том, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Если кто-то из вас завершит Пост, то начинает прием пиши с финика. Если не нашел финика — пьет воду»

Перед началом трапезы желательно произнести следующее:

«Я уаси’аль-магъфирати игъфирли Бисмилляhир-Рах манир-Рах им»

«О, Aллаh! Ты Всемилостивый, Прощающий! Прости мои грехи! Я начинаю с Именем Аллаhа, Милостивою для всех на этом Свете и только для верующих на Том Свете».

«Аллаhумма ляка съумту уа `аля рызкъыкя афтъарту»

«О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пишу, которую Ты даровал мне»

Благословенное время сахур

Сахур — время перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением каждого дня поста в Рамадане могут принимать пищу. В это время желательно выпить хотя бы глоток воды. Передал имам Муслим о том. что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Соблюдайте сахур — это время благословенное»

В месяц Рамадан желательно давать больше милостыни, поддерживать связь с родственниками, читать Къур’ан, угощать постящихся на ифтарах, находиться в мечети.

Необходимо помнить, что очень важно постоянно контролировать свою речь и поступки, совершать как можно больше благих деяний, постоянно думать о совершении добрых поступков, а также подавлять в себе несдержанность и агрессивность. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Пост — это ограждение. Каждый, кто постится, пусть не совершает половой акт в дневное время и не сквернословит, а если кто-либо намерен спровоцировать его на ругань или драку, пусть скажет тому человеку, что он соблюдает пост». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим от Абу Хурайры.

В мусульманских странах существует традиция оповещать, верующих о начале священного месяца Рамадан выстрелом из пушки. Некоторые считают, что впервые пушка Рамадана появилась в Египте в 9-10 веке, говорят, что в Каирской Цитадели до сих пор находится тот самый экземпляр из которой впервые был сделан выстрел.

Традиция оповещать мусульман о начале месяца Рамадан выстрелом из пушки

Считается, что использовать пушки для оповещения верующих о начале Поста стали из-за расширения границ Каира — одного призыва уже не хватало, а эхо выстрела разносилось далеко вокруг, и жители не только города, но и окрестностей узнавали о том, что на следующий день начинается Пост. Эта традиция постепенно распространилась в другие мусульманские страны.

В некоторых странах верующих стали оповещать выстрелом пушки и об окончании поста каждый день на закате солнца.

Сегодня эта традиция сохранилась в Египте, Кувейте, Саудовской Аравии, Турции. Тунисе и многих других мусульманских странах.

Еще одна мусульманская традиция будить постящихся на сахур барабанным боем имеет османские корни. Во времена Османского государства, специально нанятые правителем барабанщики (даяулджи) будили жителей перед рассветом.

Ночной обход «аль-мусахерати» (традиция будить постящихся на сахур)

Барабанщики ходили по всем улицам, стуча в специальный барабан (давул) и распевая четверостишия, в которых восхваляли Рамадан. Бой барабанов пробуждал верующих ото сна, чтобы они могли подняться и поесть перед тем, как целый день посилься. По обычаю, первой по бою барабана поднималась хозяйка (обычно мать семейства) или повар тот, кто готовит в доме, чтобы приготовить еду на всю семью, а затем они будили для приема нищи всех остальных домочадцев. После окончания Поста жители награждали давулджи деньгами за то, что они исправно будили их весь месяц.

Наличие в современных домах будильников и мобильных телефонов не оставляют надобности в барабанщиках, однако в Турции, откуда во многие мусульманские страны распространилась эта традиция, встретить давулджи в священный месяц Рамадан можно и сегодня в больших городах в каждом районе есть свой барабанщик, который как и много веков назад будит постящихся и восхваляет Рамадан.

Хвала Аллаху, который сделал в смене дня и ночи пример для людей, обладающих разумом! Я воздаю ему хвалу и благодарение за его обильные блага. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Прощающего. Своей мудростью Он сделал этот мир преходящим и повелел готовить багаж для Постоянной Обители. Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников, нашему пророку Мухаммаду, его семье и его благочестивым сподвижникам!

Пост является великим поклонением, требующим от каждого верующего знания его правил. Также нужно остерегаться впасть в ошибки по неведению. Мусульманину необходимо обратить своё внимание на следующие вещи:

1. То, что нарушает пост и делает его недействительным.

Первым делом следует отметить, что употребление чего-либо, что обычно портит пост, не делает его недействительным, если это произошло по забывчивости, незнанию или принуждению, согласно словам Аллаха:

رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا

«Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись » (Бакара, 286),

إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ

«…не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера » (Ан-Нахль, 106),

وَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ فِيمَا أَخْطَأْتُم بِهِ وَلَٰكِن مَّا تَعَمَّدَتْ قُلُوبُكُمْ

«Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце » (Аль-Ахзаб, 5).

Причин, портящих пост, восемь:

1) Половая близость , совершенная днём, если её совершил человек, который был обязан поститься. На нарушившего пост по этой причине возлагается возмещение поста и искупление греха в виде освобождения раба. Если же он не в состоянии это сделать, то два месяца непрерывного поста. Если и это ему не под силу, то кормление шестидесяти бедняков.

2) Извержение спермы не во сне, в результате мастурбации, совокупления, поцелуев, объятий и т.п.

3) Употребление пищи или питья , как полезной, так и вредной, подобно курению.

4) Питательные уколы , которые насыщают организм, заменяя еду, так как они равносильны еде и питью. Что же касается непитательных уколов, будь это подмышечные инъекции или внутривенные, чувствует человек их вкус у себя в горле или нет, они не портят пост.

5) Вливание крови. Например, если у постящегося человека произошло кровоизлияние (или кровотечение), и ему влили кровь как замену истекшей крови.

6) Выход менструальной или послеродовой крови.

7) Хиджама (кровопускание) или того, что по сущности заменяет кровопускание. Но само кровотечение, подобно кровотечению из носа или выходу крови после удаления зуба не портит пост, потому что не является кровопусканием или тем, что заменяет его.

8) Рвота, если она вызвана намеренно. Но если человека вырвало непроизвольно, то пост в таком случае не портится.

2. Указание на ошибки и упущения, в которые впадают некоторые постящиеся:

1) Отсутствие ночью или перед рассветом намерения поститься в наступающий день, хотя в Рамадане достаточно сделать одно намерение на весь месяц.

2) Подавать сухур (пищу перед рассветом) за час или два до рассвета, при наличии рекомендации спешить с разговением, и отложить сухур ближе к рассвету.

3) Превышение меры в употреблении пищи большинством, что противоречит самой цели предписания поста, которая заключается в испытании человеком голода, что приводит к смиренности перед Аллахом.

4) Небрежность к совершению полуденной и послеполуденной молитв из-за сна, лени или по причине занятости тем, в чём нет пользы.

5) Праздные разговоры, сквернословие, ложь, обман, злословие и сплетни.

6) Трата попусту драгоценного времени на развлечения и забавы, просмотр игр или фильмов, разгадку загадок и головоломок или на бесцельное хождение по улицам.

7) Невнимательность к таким дополнительным деяниям как мольбы к Аллаху (дуа), Его поминание (зикр), чтение Корана и совершение дополнительных молитв.

8) Оставление совершения молитвы таравих вместе с имамом, до конца.Так как из Сунны нам известно, что молившемуся за имамом будет записано, что он выстоял всю ночь в молитве.

9) В начале месяца можно видеть большое количество молящихся и людей, занятых чтением Корана, но к концу месяца их количество убывает, хотя конец месяца превосходит его начало по достоинству и преимуществам.

10) Оставление ночного стояния за молитвами, которые присуще последним десяти дням Рамадана. Когда наступали последние десять дней, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) бодрствовал по ночам, также будил и своих жён, крепко завязывал себе пояс .

11) Бодрствовать ночью, но затем просыпать утреннюю молитву и совершать её лишь после восхода солнца. А это небрежность относительно предписанного деяния.

12) Несмотря на многократное воздаяние за милостыню в эти дни, на большое количество людей, имеющих потребность в помощи в этот месяц, лишать их своей помощи из-за скупости.

13) Оставление без внимания большинством людей выделения закята из своего имущества, тогда как закят – это поклонение, равносильное молитве и посту. Хотя нам известно, что не обязательно отдавать закят именно в Рамадан.

14) Безразличие к мольбам к Аллаху во время Рамадана, в особенности перед разговением. Ведь в хадисе по этому поводу говорится, что у постящегося перед разговением есть дуа, которое не отвергается.

15) Пренебрежение сунной неотлучного пребывания в мечети, особенно в последние десять дней, хотя она установлена Кораном и Сунной.

16) Выход большинства надушившихся женщин в мечети в привлекающей одежде, которые становятся причиной искушения для мужчин.

17) Делать поблажки женщинам, разрешив им поездки в магазины по вечерам, вместе с посторонним водителем, без махрама. В большинстве случаев это происходит без особой необходимости.

О Аллах, позволь нам довершить до конца этот месяц с верой и благополучием, в добром здравии и покорности! О Аллах, поддержи нас во время поста и ночных молитв! О Аллах, сделай нас из тех Своих рабов, которых Ты спасёшь от огня Ада, и из тех, кому даруешь высокие степени Рая! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! Благословение и приветствия нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»

  • Намерение делается сердцем, а не языком – прим. пер.
  • Имеется в виду, что он оставлял близость со своими жёнами – прим. пер.

Для принятия поста существуют четыре условия: поститься необходимо целый день; постящийся должен быть мусульманином (пост неверующего и отошедшего от веры (муртад) не принимается); сознательный (пост умалишённого не считается); женщина должна быть чиста от месячных и послеродовых выделений (пост, соблюдающийся в период месячных и послеродовых выделений, не считается).

Этим трём вышеперечисленным пунктам условие сохранения поста на целый день необходимо, поэтому в световой день, в каком бы малом промежутке времени человек не являлся муртадом, умалишённым, в месячных или в послеродовых выделениях, пост их нарушается.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

Хоть малое время светового дня должно пройти трезво (пост человека, который целый день прошёл в пьяном состоянии или без сознания, не засчитывается). Но пост того, кто целый день проспал, считается, потому что он может проснуться, если его разбудить. Имам ар-Рамали говорит: «Если часть дня человек будет нетрезв или без памяти, то это не помешает посту» . В «Шархулиршаде» Ибн Хаджар и Ибн Касим говорят, что если не по своей вине (силой влив в рот) человек целый день будет пьян или без сознания, то пост его не нарушается.

Действия, нарушающие пост

Действия, нарушающие пост, делятся на несколько групп.

Рвота. От произвольной рвоты пост нарушается, если даже уверен, что назад в горло ничего не вернулось. Некоторые алимы говорят, что если убеждён в непопадании обратно в горло чего-либо, пост не нарушается. Если мы, не сполоснув рот, проглотим слюну, пост нарушается, ибо рвотные массы относятся к наджасе (нечистотам). Если же непроизвольно вырвать, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть. Подобна рвоте и отрыжка. Если при добровольной отрыжке из желудка в ощутимое место рта что-то попадает, то его пост нарушается. Ощутимым местом рта считается место, откуда мы выговариваем букву «х». Это по мнению имама Рафии. А имам ан-Навави говорит, что место, находящееся перед тем местом, где выговаривается буква «х», считается ощутимой частью рта. Последнее пояснение считается достоверным. Если при самопроизвольной отрыжке что-то попало в рот, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть и очистить от нечистот (наджаса).

Если нечаянно в горло попадёт муха и имеется опасность вреда от неё, её (муху) можно вывести, а при обязательном посте этот день нужно возместить. Подобно этому и вырывание по указанию врача в лечебных целях. Вырывать можно, но при обязательном посте нужно возмещать. Пост нарушается, если добровольно вырвать хоть немного. Если мы отхаркаемся добровольно и оно выходит из горла, то пост нарушается. Харканье, вызванное из верхних ноздрей, и которое, не попав в рот, попадёт в горло, пост не нарушает. Любое харканье нужно выплюнуть, но если при отсутствии возможности выплёвывать проглотить, пост не нарушается. Если при наличии возможности выплюнуть мокроту она всё же попадёт внутрь, по достоверному слову, пост нарушается (имам ар-Рамали, «Шархуль Минхадж»). Имам аль-Газали пишет: «Если человек проглотит мокроту, исходящее из горла или лёгких, пост его не нарушается, если он его не вернёт со рта назад. Если со рта вернёт назад, т. е. проглотит, пост его нарушается» .

Половое сношение. Пост нарушается у обоих лиц, совершивших половой акт независимо от того, произошло семяизвержение или нет. Пост того, кто ночью, переспав с женой, не успел совершить полное омовение до рассвета, не нарушается. Если по забывчивости о посте совершит близость с женой, тоже не портится пост. Но если у человека при мыслях о близости и обозрении происходит семяизвержение, от этих обоих действий пост нарушается. Также нарушается пост у того, кто, зная о семяизвержении, повторным обозрением вызвал его. Если происходит семяизвержение при касании полового члена, тоже пост нарушается. Если при почёсывании чесотки на половом члене происходит семяизвержение, пост не нарушается. Если от возбуждения после поцелуя жены произойдёт семяизвержение, пост нарушается.

Вызывание полового возбуждения. Греховно делать что-либо, что возбуждает человека во время поста. Если даже он и не возбуждается, все равно лучше не совершать этих действий. Подобно поцелую, рассматривание и мысли об этом, т. е., половое возбуждение греховно, если и не нарушается пост. При половом возбуждении человек не застрахован от семяизвержения или полового сношения. По мазхабу имама Малика, постящемуся запрещается (харам) целовать жену, по другим мазхабам, если выйдет не семя, а жидкость, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Ахмада – нарушается. Если при страстном рассмотрении произойдёт семяизвержение, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Малика – нарушается. А если по незнанию в тело войдёт предмет, пост не нарушается у того, кто только принял ислам или вырос вдали от алима, т.е., незнание как оправдание рассматривается только у таких людей.

В понятие внутренность тела входят горло, мозг, кишечник, мочевой пузырь, прободение живота, раскрытие черепа, ушное отверстие, отверстие на молочной железе (грудь), переднее или заднее отверстия.

От курения тоже пост нарушается. От того, что дым сожжённого для благовония предмета дойдёт через нос до мозга, пост не нарушается. Также не нарушается, если от соприкосновения языка с чем-либо вкус дойдёт до горла, но от того предмета не отделится ничего. При закапывании капель в ухо и употреблении нюхательного табака пост нарушается.

От проникновения в половые органы или задний проход пальца, или другого предмета тоже пост нарушается. От введения в отверстие молочных желез (груди) иголки или спичечной палочки пост нарушается, также портится и при введении этих предметов в половой член мужчины.

Границей, нарушающей пост для вышеперечисленных органов, является: для ушей – место от сужения и внутрь; носа – начало верхней кости; мужского полового члена – от места, которое выявляется при движении, для женского полового органа и заднего прохода – место, глубже того, что положено вымыть при обязательном мытье и подмывании.

Мужчине и женщине при подмывании нужно остерегаться проникновения хоть и малой части пальца вовнутрь. Если геморрой самостоятельно или пальцами вернуть внутрь, пост не нарушается. Пустотами тела не считаются костный мозг или внутренняя часть ляжек. От проникновения по ним чего-то вовнутрь пост не нарушается. Если снаружи вовнутрь что-то проникнет по нетрадиционным путям, пост не нарушается. Например, если по отверстиям на коже или из-под корней волос проникнет что-либо внутрь, пост не нарушается. Если вкус от лекарства или сурьмы на глазах дойдёт до горла и этим изменится цвет слюны или харканья, пост не нарушается, так как это дошло до горла не по открытым наружным путям. Но если мы проглотим слюну с изменившимся цветом или вкусом, пост нарушается.

По мазхабам имамов аш-Шафии и Абу Ханифы накладывать сурьму на глаза постящемуся не воспрещается, а по мазхабам имамов Малика и Ахмада – порицается (макрух), по их мнению, если вкус этой сурьмы дойдёт до горла, пост не нарушается.

Мухаммад Хаджар в «Хашияте Фатхуль аллам» пишет: «Равно как не портит пост проникновение через кожу вовнутрь чего-либо, не портят пост и уколы внутримышечные и внутривенные» .

Для нарушения поста по всем этим вышеперечисленным случаям нужно, чтобы всё происходило добровольно, по собственному желанию. Если эти правила будут нарушены по забывчивости или под принуждением, пост не нарушается. Также пост не нарушится, если эти действия совершит новообращённый мусульманин или тот, кто находится вдали от алимов и не имеет возможности для переезда к ним, и совершит их по незнанию, или большинство вопросов, нарушающих пост, бывают нераскрыты для большинства простолюдинов и совершают они эти действия по незнанию.

Ибрагим Уллугаев