Значение наум охридский в православной энциклопедии древо. Значение наум охридский в православной энциклопедии древо Внутреннее убранство церкви

Монастырь Святого Наума, что находится на холме близ Охридского озера, был построен в 9-10 веках святым Наумом Охридским, который являлся младшим учеником Кирилла и Мефодия, с помощью правителей Болгарии, Симеона и Бориса. Впоследствии, после смерти святого, его мощи были помещены в храм монастыря. В честь святого монастырь и получил свое название. Ранее здесь находилась резиденция Охридского архиепископа, монастырь сегодня входит в юрисдикцию Македонской православной церкви.

Церковь Наума была похожа на церковь Святого Климента , которая имеет форму клевера-трилистника. После окончания Второй мировой, при проведении археологических исследований, были найдены лишь колонны и части стен церкви. Непонятно, когда ее успели разрушить, есть предположение, что это было дело турков, напавших на Охрид.

В период Оттоманского периода, где-то в 16 веке, на колоннах церкви возвели настоящую церковь в два этапа. Современное ее здание имеет причудливую форму - форму врезанного креста в квадратичном пространстве с куполом, стоявшего на четырех колоннах. Выше добавлен похожий купол с высоким тамбуром.

Внутреннее убранство церкви

Достопримечательность Македонии украшена живописью, выполненной мастером Трпо. Особо впечатляют сцены из жизни и чуда Святого Наума Охридского. Нарисованы они во второй зоне таинственного параклиса Наума. Эти сцены рассказывают о жизни святого и иллюстрируют некоторые чудеса, что он сотворил. Существовало поверье, что святой Наум мог лечить и душевные болезни. По некоторым сведениям, внутри монастыря находилась больница.

Иконостас церкви был выполнен в резьбе в 1711 году неизвестными мастерами. Иконы производят неизгладимое впечатление, среди них особо выделяются «Распятие Христа» и «Вход в Иерусалим». Они являются одним из высочайших достижений первой половины 18 века.

Колонны достопримечательности Охрида украшены кириллическими записями, есть также и одна глаголо-кириллическая запись, датируемая концом 10-12 веков. Они являются образцом древнейших славянских писем (кириллицы и глаголицы).

Монастырь Святого Наума возвышается на горе Галичица, а прямо под ней теку целебные источники, сюда стекается множество туристов, чтобы поклониться мировой святыне и испить живительную воду. Живописные пейзажи дополняют общую картину, оставляя о святых местах самое лучшее впечатление.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НАУМА ОХРИДСКОГО,

СОТРУДНИКА ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ СЛАВЯН

Преподобный Наум Охридский, болгарин, был одним из ближайших учени-ков и сподвижников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (память 11/24 мая). С юности он последовал за своим учителями в Великоморавию и Пан-нонию, где в течение многих лет (863—885) подвижнической жизни проповедовал сло-во Божие славянским народам на их родном языке. Пре-подобный Наум обучал славян грамоте, распрост-ранял переведенные равно-апостольными братьями с греческого языка на славянский богослужебные книги. В 868 году в Риме папой Адрианом II (867—872) преподобный был рукоположен во диакона, а затем принял сан пресвитера. Папа Адриан II при-знал богоугодным дело учителей Словенских, освятил славянские книги
и благословил служить литургию на славянском языке. Самые тяжелые испы-тания выпали на долю святого Наума и других учеников святого Мефодия после преставления последнего в 885 году. Епископом Моравским стал давний враг славянского просвещения немец Вихинг. Проповедники были брошены в темницу, прикованы цепями, подверглись истязаниям. По их молитвам Господь явил чудо: сделалось землетрясение, стены темницы обрушились, цепи разор-вались. Народ, увидев это, уверовал в святость узников, но Вихинг объявил Бо-жие знамение диавольским наваждением и изгнал святого Наума и его спо-движ-ников из Великоморавии.

Святые проповедники, движимые Промыслом Божиим, творя многие чу-деса, достигли Дуная. Там они разделились на группы. Одни пошли в Мизию, дру-гие — в Дакию и Иллирию, «слово Божие умножая повсюду сторицею».

Преподобный Наум вместе со святыми Климентом и Ангеляром отправился в Болгарию. Святой царь болгарский Борис-Михаил, крестивший свой народ в 865 г., принял с радостью учеников святых Кирилла и Мефодия. Он воз-ло-жил на них распространение и умножение славянских богослужебных и про-поведни-че-ских книг, устроение при храмах и монастырях школ для будущего болгарского духовенства, которое, по замыслу царя, должно было стать преем-ником духовен-ства греческого в Болгарских землях. Преподобный Наум стал учительствовать и проповедовать в монастыре в честь святого Пантелеимона близ Преслава.

В 894 году святой Наум возглавил просветительское дело в Деволе в Охрид-ской епархии вместо св. Климента, рукоположенного во епископа Белицкого.

Уже в глубокой старости, «просветив болгар светом проповедания» и «всеяв-ши Божественные догматы в земле Болгарской», преподобный Наум удалился от мира в монастырь в честь Архангела Михаила и всех Небесных Сил, который он основал на средства святого царя Бориса и его сына Симеона. Там он за-кон-чил свой земной путь в 910 году, приняв перед смертью монашеский постриг. Святая Церковь вскоре причислила преподобного Наума к лику святых, а основанный им монастырь стал известен в народе как монастырь святого Нау-ма. Там и поныне покоятся его мощи, врачуя силой благодати Христовой ду-шевные недуги.

Память св. равноапостольного Наума совершается также 20 июня/3 июля и 27 июля/9 августа вместе со свв. Климентом, Саввой, Гораздом и Ангеляром.

Пре-по-доб-ный На-ум Охрид-ский, бол-га-рин по про-ис-хож-де-нию, был од-ним из уче-ни-ков свя-тых рав-ноап-о-столь-ных Ки-рил-ла и Ме-фо-дия (па-мять 11 мая) и со-пут-ство-вал так-же свя-ти-те-лю Кли-мен-ту Охрид-ско-му во вре-мя его про-по-ве-ди Еван-ге-лия в Бол-га-рии. Ко-гда свя-ти-тель Кли-мент от-пра-вил-ся на юго-за-пад стра-ны, пре-по-доб-ный На-ум остал-ся в то-гдаш-ней сто-ли-це, го-ро-де Плис-ке. Впо-след-ствии пре-по-доб-ный На-ум стал пре-ем-ни-ком свя-ти-те-ля Кли-мен-та в мо-на-сты-ре на бе-ре-гу Охрид-ско-го озе-ра, где под-ви-зал-ся де-сять лет. Пре-ста-вил-ся пре-по-доб-ный На-ум 23 де-каб-ря 910 го-да, мо-щи его про-сла-ви-лись чу-дес-ны-ми ис-це-ле-ни-я-ми, осо-бен-но ду-шев-но-боль-ных.

Полное житие равноапостольного Наума Охридского

Рав-ноап-о-столь-ный На-ум Охрид-ский († 910) - уче-ник свя-тых Ки-рил-ла и Ме-фо-дия и со-труд-ник свя-ти-те-ля Кли-мен-та Охрид-ско-го. Вме-сте со свя-ти-те-лем Кли-мен-том они бы-ли про-зва-ны "но-вы-ми Мо-и-се-ем и Ааро-ном". В Гер-ма-нии их схва-ти-ли и за-клю-чи-ли в тюрь-му, но по Бо-жи-е-му ма-но-ве-нию тем-ни-ца по-тряс-лась, це-пи спа-ли с уз-ни-ков и они сво-бод-но по-ки-ну-ли ме-сто сво-е-го за-клю-че-ния.

Впо-след-ствии, ко-гда Кли-мент нёс свя-ти-тель-ские тру-ды в Охри-де, свя-той На-ум вы-стро-ил Ар-хан-гель-ский мо-на-стырь на юж-ном бе-ре-гу Охрид-ско-го озе-ра, ко-то-рый на ве-ка стал ис-точ-ни-ком кре-по-сти и при-бе-жи-щем для бед-ных и увеч-ных. Во-круг него со-бра-лось мно-же-ство ино-ков, по-то-му что он был муд-рым на-став-ни-ком, стро-гим по-движ-ни-ком, чу-до-твор-цем и мо-лит-вен-ни-ком. Он неустан-но тру-дил-ся над пе-ре-во-дом Свя-щен-но-го Пи-са-ния на сла-вян-ский язык.

Свя-той На-ум пре-ста-вил-ся 23 де-каб-ря 910 го-да и был по-гре-бён в устро-ен-ном им мо-на-сты-ре. От мо-щей свя-то-го На-у-ма до-ныне со-вер-ша-ют-ся чу-де-са.

Смерть День памяти Подвижничество

Биография

В честь его назван бульвар в Софии , а также названа гора Святого Наума на острове Смоленск (Ливингстон) (Южные Шетландские острова).

Напишите отзыв о статье "Наум Охридский"

Примечания

Литература

  • Obolensky, Dimitri (1994). Byzantium and the Slavs. St Vladimir’s Seminary Press, стр. 48-49. ISBN 0-88141-008-X .

Отрывок, характеризующий Наум Охридский

«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Наум Охридский, сотрудник просветителей славян

Преподобный Наум Охридский, болгарин, был одним из ближайших учеников и сподвижников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (память 11/24 мая). С юности он последовал за своим учителями в Великоморавию и Паннонию, где в течение многих лет (863–885) подвижнической жизни проповедовал слово Божие славянским народам на их родном языке. Преподобный Наум обучал славян грамоте, распространял переведенные равноапостольными братьями с греческого языка на славянский богослужебные книги. В 868 году в Риме папой Адрианом II (867–872) преподобный был рукоположен во диакона, а затем принял сан пресвитера. Папа Адриан II признал богоугодным дело учителей Словенских, освятил славянские книги и благословил служить литургию на славянском языке. Самые тяжелые испытания выпали на долю святого Наума и других учеников святого Мефодия после преставления последнего в 885 году. Епископом Моравским стал давний враг славянского просвещения немец Вихинг. Проповедники были брошены в темницу, прикованы цепями, подверглись истязаниям. По их молитвам Господь явил чудо: сделалось землетрясение, стены темницы обрушились, цепи разорвались. Народ, увидев это, уверовал в святость узников, но Вихинг объявил Божие знамение диавольским наваждением и изгнал святого Наума и его сподвижников из Великоморавии.

Святые проповедники, движимые Промыслом Божиим, творя многие чудеса, достигли Дуная. Там они разделились на группы. Одни пошли в Мизию, другие - в Дакию и Иллирию, «слово Божие умножая повсюду сторицею».

Преподобный Наум вместе со святыми Климентом и Ангеляром отправился в Болгарию. Святой царь болгарский Борис-Михаил, крестивший свой народ в 865 г., принял с радостью учеников святых Кирилла и Мефодия. Он возложил на них распространение и умножение славянских богослужебных и проповеднических книг, устроение при храмах и монастырях школ для будущего болгарского духовенства, которое, по замыслу царя, должно было стать преемником духовенства греческого в Болгарских землях. Преподобный Наум стал учительствовать и проповедовать в монастыре в честь святого Пантелеимона близ Преслава.

В 894 году святой Наум возглавил просветительское дело в Деволе в Охридской епархии вместо св. Климента, рукоположенного во епископа Белицкого.

Уже в глубокой старости, «просветив болгар светом проповедания» и «всеявши Божественные догматы в земле Болгарской», преподобный Наум удалился от мира в монастырь в честь Архангела Михаила и всех Небесных Сил, который он основал на средства святого царя Бориса и его сына Симеона. Там он закончил свой земной путь в 910 году, приняв перед смертью монашеский постриг. Святая Церковь вскоре причислила преподобного Наума к лику святых, а основанный им монастырь стал известен в народе как монастырь святого Наума. Там и поныне покоятся его мощи, врачуя силой благодати Христовой душевные недуги.

Память св. равноапостольного Наума совершается также 20 июня/3 июля и 27 июля/9 августа вместе со свв. Климентом, Саввой, Гораздом и Ангеляром.

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

2. “Если сотрудник сачкует и не выдает на-гора ему вломят за каждый чих” Прежде чем начать рассказ о саентологии, стоит привести любимое высказывание Хаббарда: Делайте деньги, делайте деньги, делайте больше денег, делайте еще больше денег, заставляйте других работать,

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Пророк Наум Все, что мы знаем о Науме, исходит из самой книги. Он был родом из Елкоса (или Элькоша), но нам неизвестно, где находился этот город. Выдвинуто по меньшей мере четыре гипотезы о его расположении, начиная от Иудеи и кончая Ассирией. Большинство комментаторов

Из книги Ветхий завет автора Мельник Игорь

Наум. Наум пророчествовал о Ниневии. Ионы оказалось мало. Конечно, мало - бог помиловал Ниневию, а Иона так расстроился по этому поводу, что замышлял суицид.Наум решил исправить дело. Вот, что ей предстоит - по его версии.«Всепотопляющим наводнением разрушит до основания

Из книги Слава и боль Сербии автора Автор неизвестен

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский Многогрешный сербский народ православный преодолевает бури житейские и живет милостью Божией, испрошенной молитвами уже явленных и сокрытых еще от очей человеческих, ведомых одному Богу праведников и

Из книги Святые южных славян. Описание жизни их автора (Гумилевский) Филарет

6 ч. Память СВ. КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ, славянских просветителей. В начале 9 в. в Солуне2), городе тогда населенном и особенно окруженном славянами, жил муж почтенный по душевным качествам, богатству и званию Лев, родом болгарин, но служивший при греч. императоре3). Супруга его

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Собор Святых Болгарских Равноапостольных Просветителей Святые равноапостольные Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр, славяне по происхождению, были учениками святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (память 11/24 мая), и помогали святым братьям в

Из книги 2 Послание к Коринфянам автора Барнетт Пол

2) Сотрудник Хотя в NIV используется существительное сотрудник, смысл точнее передает глагольная фраза «работающие вместе с Богом» (ст. 1), используемая в RSV. Слово synergein (работать вместе) состоит из предлога syn (с) и глагола ergein (работать). Апостол Павел, как и все христиане,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Наум Введение Наум пророчествовал о разрушении Ниневии, столицы Ассирии, где-то между 663 г. до н. э. (когда египетский город Фивы пал, о чём Наум говорит в прошедшем времени, см. 3:8) и 612 г. до н. э. (когда пала Ниневия, как он и предсказал). Он был современником пророка Иеремии

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Наум Эта книга из трех глав посвящена победной песни радости по поводу предстоящего разрушения Ниневии: Наум, 1: 1. Пророчество о Ниневии; книга видений Наума елкосеянина. Местоположение города Елкос неизвестно, хотя некоторые говорили, что он находился к юго-западу от

Из книги Библия. Синодальный перевод автора

Искренний сотрудник В конце послания Павел поднимает вопрос о каком-то небольшом споре между двумя женщинами из филиппийской церкви: Флп., 4: 2–3. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

[Наум.] Книга пророка Наума Глава 11 Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина.2 Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.3 Господь долготерпелив и велик могуществом, и

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр Святые равноапостольные Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр, славяне по происхождению, были учениками святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, они помогали святым братьям в деле

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

Пророк НАУМ 1/14 декабря Святой пророк Наум – один из двенадцати так называемых малых пророков – происходил из Галилеи, из селения Елкоша.Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии, предсказание бедствий, какие праведный Господь

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Преподобный Наум (+910) Наум (болг. Свети Наум, макед. Свети Наум Охридски, также известен как Преславский и Охридский, 830?е – 23 декабря 910 года, Охрид) – болгарский святой, особо почитаемый в современных Македонии и Болгарии.Святой Наум вместе со святыми Кириллом и Мефодием, а

Из книги автора

Наум, обличитель Ниневии Имя еще одного пророка, Наума, означает «утешение», и жил он в VII веке до н. э., когда самой могущественной державой на Ближнем Востоке была Ассирия. Но и она была не вечна – именно об этом и говорит пророчество Наума. Он тоже возвещает бедствие и