Дифференциация л ль речевой материал. Речевой материал на дифференциацию звуков "Л"-"Ль
Дифференциация звуков [Л] — [Ль] в предложениях, стихах и текстах
Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку текстов для дифференциации звуков [Л] — [Ль] в предложениях, стихах и текстах.
логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта
Повторить словосочетания и предложения со звуками [Л] и [Ль]:
* Холодный лёд, школьный мел, зелёный лук, морская мель, горячий уголёк, мотоцикл с коляской, тихий уголок, солнечная поляна, туалетное мыло, мелкая галька, холодный ключ, лимонная кислота, плавный вальс, книжная полка, лесной ландыш, золотые кольца, весёлая полька, слишком тёплый, вольная волна
* Плывет шлюпка. У Коли лыжи. Поля мыла пол. Стояло тёплое лето. Юля играла с юлой. Алла ела лимоны. Белка живёт в дупле. Клара поймала моль. Корабль сел на мель. Я села и всё съела. Я смотрю в голубую даль. Галка прыгала по гальке. Алла и Оля катались на лодке. Голуби влетели в голубятню. Ель поставили в углу комнаты. Через океан плывёт великан. Коля поймал зелёную лягушку. Мне дали отдельную палатку. Лена бежала по левой лыжне. Я любовалась белым ландышем. Меня угостили яблоками и клюквой. Голуби любили нашу зелёную улицу. Молодой месяц осветил спящие улицы. Лариса вылепила лукошко из пластилина. Тяжёлые облака устало плывут над землёй. Алла посадила фиалки, а Коля - лилии.
Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:
И я там был и слушал быль.
Еле – еле Лена ела, есть от лени не хотела.
Ла – ла – ла - куча мала.
Ля – ля – ля - во дворце у короля.
Лу – лу – лу - танцую на балу.
Лю – лю – лю - я лимоны куплю.
Лы – лы – лы - деревянные столы.
Ли – ли – ли - мы гулять пошли.
Ул – ул – ул - дайте стул.
Уль – уль – уль - несу я куль.
Ел – ел – ел - он был смел.
Ель – ель – ель - кушайте кисель.
Ал – ал – ал - я упал.
Аль – аль – аль - потерял сандаль.
Ол – ол – ол - как я зол.
Оль – оль – оль - пришёл Поль.
Ыл – ыл – ыл - где я был!
Ыль – ыль – ыль - какая пыль!
Выучить наизусть стихотворения. Чётко проговаривать звуки [Л] и [Ль]:
Л ивень л ьёт! Л ивень л ьёт!
Пл яшут капл и в л ужице,
Пл от пл ывёт! Пл от пл ывёт!
Пл от по л уже кружится.
Л ягушонок вл ез на пл от
И кричит: «Ура! Вперёд!»
Пл ещут вол ны! Хл ещут вол ны!
Зал ивают с гол овой!
Что мне вол ны! Самый пол ный! -
Не сдаётся рул евой.
Я на вол нах попл ыву!
По канал у - и в Москву!
Тол ько л ивень всё сил ьнее.
Тол ько капл и всё крупнее.
Хвастунишку не жал ея,
Бьют сил ьнее и бол ьнее!…
Л ягушонок в л ужу - пл юх!
И на земл ю, под л опух.
Почему у дома угол
Превратил ся сразу в угол ь —
Без пожара, просто так?
Это сдел ал мягкий знак.
Сдел ать нам не так уж трудно,
Чтоб на мел ь не сел о судно:
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
Корабл и пл ывите смел о!
Стал а мел ь кусочком мел а.
Пришл а ко мне подружка,
И мы играл и с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг, пригл янул ась ей:
Л ягушка заводная,
Весёл ая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Л юбимая был а!
Но, всё же, я подружке
Л ягушку отдал а.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в сл ово часто просится.
Почему у дома угол
Превратил ся сразу в угол ь —
Без пожара, просто так?
Это сдел ал мягкий знак.
Сдел ать нам не так уж трудно,
Чтоб на мел ь не сел о судно:
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
Корабл и пл ывите смел о!
Стал а мел ь кусочком мел а.
Перескажи близко к тексту:
ЛИСА И КОЗЁЛ
Бежала лиса, зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце было много. Утонуть нельзя, но и выскочить трудно. Сидит лиса в колодце. Идёт козёл, головой мотает. От нечего делать заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:
- Что ты там, лисонька, делаешь?
- Отдыхаю, голубчик, - отвечает ему лиса. - Здесь прохладно и воды холодной, сколько хочешь.
А козлу давно пить хотелось.
- Хороша ли вода?
- Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная. Прыгай, если хочешь.
Прыгнул козёл в колодец, чуть лису не задавил. А она ему:
- Эх, и прыгнуть не сумел, всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и выскочила из колодца. Чуть не пропал козёл с голоду в колодце. Насилу его отыскали и вытащили.
[Л] - [Л`] - 1
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ
ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ
ЛИ-ЛИ-ЛИ ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ
АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ
[Л] - [Л`] - 2
Упражнение № 2.
лавка – лямка лапа – шляпа пола – Поля
Алла – Аля юла – Юля флаги – фляги
игла – земля метла – петля кулачок – светлячок
гладя – глядя глазки – коляски вобла – воля
кукла – туфля плачем – пляшем делать – делят
ложа – лёжа лот – лёд ложечка – Лёшечка
ловко – Лёвка лоб – лёд лов – Лёва
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
[Л] - [Л`] - 3
Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.
лом – лён ложка – Лёшка пилот – полёт
болото – полёты колосья – колёса кашалот – самолёт
уголок – уголёк слово – слева зло – взлёт
клок – клён плот – плётка слон – силён
солодка – селёдка лоток – лоток ластик – листик
лапки – липки латунь – летун ласты – листы
лак – лик лук – люк лосёнок - лисёнок
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 4
Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.
лужа – Люда лучший – колючий клумба – клюква
блузка – блюдце случай – ключ клуб – клюв
клубок – любой клуб – клюв скорлупка – шлюпка
кулаки – кульки плач – плеч гладить – глядеть
Слава – слива лыжи – лежи лыко – лихо
лысый – лисий улыбка – улитка полынь - павлин
слыть – слить клык – клик орлы – Орли
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 5
Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.
плыть – лить хлыст – лист слышать – слишком
пыл – пыль гол – голь кол – коль
кил – киль тол – толь мол – моль
мел – мель ролл – роль угол – уголь
стол – столь ел – ель дал – даль
цел – цель стал – сталь был – быль
ослы – росли чехлы – несли щеглы – текли
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 6
Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.
башлык – велик валка – Валька закалывать – закаливать
мелком – мельком волны – вольный галка – галька
колка – Колька полка – полька булка – Булька
волна – вольна лак – ляг лог – лёг
лук – люк лыс – лис уголок – уголёк
цел – цель был – быль гол - голь
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 7
Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания
лисья голова галка на гальке
ландыши в лесу поляна за лугом
полотно из льна длина волос
плеск волны кольцо из золота
лепесток лотоса соль в солонке
масло в маслёнке половинка лимона
жёлтая листва колючие иголки
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 8
Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.
налитой колос зелёное одеяло
железный лом голубая плитка
Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 9
Упражнение № 9.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 10
Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.
Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 11
Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.
Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 12
Упражнение № 12. Выучить загадку.
Я землю копала,
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
(Лопата)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 13
Упражнение № 13. Выучить загадку.
Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтёт –
Белого найдёт.
(Заяц и лиса)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 14
Упражнение № 14. Выучить загадку.
Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От нее осталась
(Самолёт)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 15
Упражнение № 15. Выучить загадку.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёжик)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 16
Упражнение № 16.
Кол около стола, стол около кола.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я трудом его поймала.
Быть хозяйкой не легко
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 17
Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.
1. Посадил дед лук, 2. Наши руки были в мыле,
Отрастил лук чуб. Мы посуду сами мыли.
Увидел лук внук, Мы посуду мыли сами,
Оборвал луку чуб. Помогали нашей маме.
Удивительная штука:
Слезы капают у внука.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 18
Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.
1. Мама Милу с мылом мыла 2. Валя на проталинке
В глаз попало Миле мыло. Промочила валенки
Мама Миле говорила: Валенки у Валеньки
Не сердись, дочурка Мила! Сохнут на завалинке.
Не сержусь - сказала Мила,
Я выплакиваю мыло.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 19
Упражнение № 19. Выучить стихотворение.
Злаки.
Все злаки на поле,
Все злаки на воле,
Довольны все злаки,
Что дали им волю.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 20
Упражнение № 20. Выучить стихотворение.
Люблю землянику,
Люблю голубику,
Люблю и малину,
Люблю и клубнику.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 21
Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.
На речке МЕЛЬ, На ветке ГАЛКА,
А в школе МЕЛ. На речке – ГАЛЬКА.
Купили ЛУК. На стенке ПОЛКА,
У дома –ЛЮК. А танец – ПОЛЬКА.
У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 22
Упражнение № 22. Выучить стихотворение.
У осла – ослёнок,
У козла – козлёнок,
У лисы – лисёнок,
У кого телёнок?
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 23
Упражнение № 23. Выучить стихотворение.
Ехал на олене,
Ехал на осле,
Ехал на лошадке,
Но не на козле.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 24
Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.
Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт. Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом. Голодная кума-лиса залезла в сад.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 25
Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.
Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы.
Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий.
Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов.
Голуби любили нашу зелёную улицу. В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 26
Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.
Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца.
Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 27
Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.
Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя.
Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело.
Голодная кума лиса залезла в сад.
Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 28
Упражнение № 28.
Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик.
Дело в шляпе.
Л
иха беда -начало.
Сколько голов, столько и умов. Люди - ложь, и мы то ж. Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет.
У плохих людей язык злодей.
Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей.
Велик телом, да мал делом. Капля по капле и камень долбит.
Не хвались началом, хвались концом.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 29
Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы
Не все то золото, что блестит.
Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.
Маленькая ложь за собою большую ведёт.
Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой.
Золото и сквозь пыль блестит.
Поскользнулся - ещё не упал.
Палец слаб, а кулак силён.
Кончил дело - гуляй смело.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 30
Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.
Отольются волку овечьи слёзки.
В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.
Слово - полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя - молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула.
Своя лепёшка лучше чужого плова.
Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 31
Упражнение № 31. Произносить (читать) рассказ и пересказать его.
Была в лесу белка.
Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.
По Л.Толстому
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
Конспект индивидуального логопедического занятия
с ученицей 1 класса общеобразовательной школы.
Речевое заключение: общее недоразвитие речи III уровня.
Тема: Звуки и буквы Ль - Й.
Этап: Дифференциация звуков в словах, предложениях, в тексте.
Цели:
образовательные:
Уточнить артикуляцию звуков [Й] и [Лʼ],выделяя сходство и различия.
Добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении.
Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.
Обучать осознанному чтению.
коррекционные:
Развивать фонематический слух и анализ.
Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
Предупреждение дисграфических ошибок.
Развитие мелкой моторики рук.
воспитательные:
Воспитание умения понимать учебную задачу.
Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, компьютер, презентация.
План занятия.
I . Орг. момент.
II . Артикуляция и характеристика звуков.
III
IV Дифференциация в фразах.
V . Физминутка.
VII
VIII . Дифференциация в тексте.
IX . Итог занятия.
X . Домашнее задание
Ход занятия.
I . Орг. момент.
II . Артикуляция и характеристика звуков.
Особенности артикуляции звука [Л"]. Особенности артикуляции звука [Й].
Звук [Л"] –мягкий звонкий согласный.
Звук [Й] – всегда мягкий звонкий согласный.
III . Дифференциация в слогах, словах.
Игра «Наоборот».
я – я – я – ля – ля – ля
ё – ё – ё – лё – лё – лё
ю – ю – ю – лю – лю – лю
е – е – е – ле – ле – ле
ай – ай – ай – аль – аль – аль
ой – ой – ой – оль – оль – оль
эй – эй – эй – эль – эль – эль
юг – люк лежи – ежи
йод – лёд полезть – поесть
ямка – лямка ляжка – Яшка
юбочка – Любочка Коля - колья
IV Дифференциация в фразах.
Прочитай фразы.
бо л ьшо й пче л ины й ро й, да л ёки й горны й кра й, глубокое ущел ье, бал ьный танец
Закончи фразы (по картинкам).
короб…пл етёный, замок … жел езный, васил ёк …пол евой, тюл ьпан …садовый
Этот кувшин … гл иняный , а этот … - хрустал ьный .
Этот л ес … л иственный , а этот …- хвой ный .
Какие гномы по характеру?
Этот гном … трудол юбивый , а этот - …л енивый .
Этот гном … заботл ивый , а этот – … безразл ичный .
V .. Физминутка.
Упражнение для мелкой моторики рук.
Жил
и братья
, не тужил
и,
Но однажды приуныл
и.
Стал
и думать и гадать,
Как же имена всем дать?(Сгибать пальцы обеих рук)
Я
хоть ростом не вел
ик,
Но веселый
озорник.
Все стоите вы за мной
Буду зваться я
Бо
л
ьшо
й
.
(Крутить большими пальцами обеих рук, остальные пальчики сжаты в кулачок)
Я
указывать л
юбл
ю
На цветы и на Луну,
Очень я внимател
ьный
ПалецУказате
л
ьны
й
.
(Крутить указательными пальцами обеих рук).
Я
стою посередине,
Буду зваться я
отныне
Средни
й
пал
ец – удал
ец
Вот такой
я
молодец! (Крутить средними пальцами обеих рук)
Меньше всех я
братье
в ростом.
Ох, как мал
еньким непросто!
Но меня л
егко узнать,
Пусть Мизинцем
будут звать. (Крутить мизинцы обеих рук)
Брат один как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но е
го не обижаю
т,
Безымянным
называю
т!
(Показать безымянный пальчик обеих рук, остальные прижать к ладошке с помощью больших пальцев.)
VI . Дифференциация в чистоговорках
«Ой – ой – ой » – стонет мой бол ьной .
Ел ь – ел ь – ел ь – кл юквенный кисел ь.
Л ю –л ю - л ю – тел ефон я свой л юбл ю.
Л ей – л ей – л ей – ты воды не жал ей .
Ай – ай – ай – хорошенько подметай .
Уй – уй – уй – рисунок нарисуй .
VII . Дифференциация в предложениях.
Отгадай и заучи загадку.
Конь стал ьной , хвост л ьняной . (иголка)
Измени предложение по образцу:
любоваться красотой кленовых листьев
Я … Ты … Он … Она … Мы … Вы … Они …
VIII . Дифференциация в тексте.
К. И. Чуковский «Доктор Айболит»
Договори предложения, используя слова: Айболит, лечиться, излечит, исцелит, лиса, клюнула .
Добрый доктор . Он под деревом сидит. Приходи к нему …. и корова, и волчица, и жучок, и червячок,и медведица. Всех.… , … добрый доктор !
И пришла к Айболиту . И пришёл к Айболиту Барбос: « Меня курица … в нос!»
IX . Итог занятия.
Чему мы учились на уроке?
Какое задание было самым сложным?
Нарисуй своё настроение.
X . Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).
XI . Оценка деятельности учащихся.
Цели:
- Образовательные
:
- уточнить артикуляцию звуков Ль и Й, выделяя сходство и различия;
- добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении;
- закрепить знания о характеристике звуков;
- правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
- учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
- Коррекционные
:
- развивать фонематический слух и анализ;
- работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
- предупреждение дисграфических ошибок;
- развитие мелкой моторики рук.
- Воспитательные
:
- воспитание умения понимать учебную задачу;
- воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, картинки настроения, компьютер, презентация.
План занятия.
I. Оргмомент
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Артикуляция звуков.
IV. Сравнение букв
V. Дифференциация изолированно, в слогах.
VI. Физминутка.
VII. Дифференциация в словах.
VIII. Дифференциация в предложениях.
IX. Итог занятия.
X. Домашнее задание
XI. Оценка деятельности учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
Цели: мы должны научиться:
- четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
- слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
- читать слоги и слова с буквами Й и Л;
- правильно изменять слова.
II. Артикуляционная гимнастика
- «Улыбка (лягушка)»
- «Лопатка»
- Массаж языка:
1) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
2) «Покусать зубками язык от кончика до середины и обратно»
3) «Почистить рыбку» – высовывать язык, «царапая» его верхними резцами.
4) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
- «Киска сердится»
- «Горка»
III. Артикуляция и характеристика звуков
Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:
Й – Л", Й – Л"; Л" – Й; Л" – Й.
– Чем отличается звук от буквы?
– Звук мы слышим и произносим, а букву – видим,
пишем, читаем.
Прочитай слоги:
Ай, иль,ель, ой, эль, уй, юль, ёль, ый, яль.
Ле – й, лю – ю, ля – я, ли – й, лё – ё, ле – е.
VI. Физминутка
Упражнение для мелкой моторики рук: «Зайка».
Ушки дл инные у зай ки. (Все пальчики сначала в кулачок.)
Из кустов они торчат.
(Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими вперёд – назад.)
Он и прыгае т, и скачет. (Удары локтем по столу в такт стихотворения.)
Весел ит своих зай чат.
VII. Дифференциация в словах
1. Прочитай и отгадай загадки.
Угадай те, что за зверь я :
У меня на лбу деревья . (Ол ень)«Чик-чирик!»
К зёрнышку прыг,
Кл юй , не робей .
Я бывалый …? (Воробей )Мы привыкл и к нему,
А ведь он чародей :
Он со мной говорит
Голосами друзей . (Сотовый тел ефон)Он почти как апел ьсин,
С толстой кожей , сочный ,
Недостаток л ишь один –
Кислый очень, очень. (Л имон)
2. Назови сказочных героев, чётко произнося звуки Ль,Й:
В каких словах тебе встретился звук Й, Ль, оба звука?
3. Игра «Доскажи словечко». Слого-звуковой анализ первой отгадки.
Зверь уснул, укрывшись гривой .
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмел ев,
Да боюсь, проснётся … л ев.
VIII. Дифференциация в предложениях
Измени предложения по образцу:
У Кол и попугай .
– Это Кол ин попугай .
У Л ёши кой ка.
– Это Л ёшина кой ка.
У Л иды л ей ка.
– Это Л идина л ей ка.
У Л юбы зай ка.
– Это Любин зай ка.
У Л ёвы гай ка.
– Это …
У Л ены л иней ка.
– Это …
IX. Итог занятия
– Какие звуки мы учились сегодня различать?
– Чем отличаются эти звуки?
X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).
XI. Оценка деятельности учащихся .
Информационные ресурсы
1. Лопухина И.С.
Логопедия. Упражнения
для развития речи. «Дельта» С. – П. 1999.
2. Парамонова Л.Г.
Говори и пиши правильно
«Дельта» «Аквариум» 1996.
3. Козырева Л.М.
«Большой логопедический
альбом». Автоматизация звуков в речи. Ярославль.
Академия развития. 2006.
4. Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.
Коррекция произношения звука «Й».
5. Ткаченко Т.А.
Использование физминуток для
развития пальцевой моторики у дошкольников. //
Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
6. Презентация «33 сестрицы».
7. Клипарт на прозрачном фоне
Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
ЭТАП ВТОРОЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения
У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения
Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках
Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,
Ветви ели побелели. Только отдых подавай.
Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!
К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду
Яму объехали Или книги клеем склей,
И домой поехали. Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,
Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,
Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,
Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,
Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках
Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах
Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
ЛИЛИИ
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.
БАБА ЛЮБА
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»
НА КАТКЕ
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.