Болгарская православная церковь. О болгарии и ее церкви Болгарская церковь

Православие в Болгарии со стороны понять очень трудно. С одной стороны, каждый русский турист или паломник с радостью, как и в любой православной стране, откроет для себя, что в болгарском храме, все как и в родной России, все – как дома. Но не во всяком храме можно причаститься, даже в воскресный день, в самых больших монастырях едва ли больше 10 монахов…

Мы беседуем с иеромонахом Зотиком (Гаевским) о его пути к вере, к служению во священном сане, служению в Болгарии и о судьбах болгарского православия.

Монашество – это на всю жизнь.
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере?

– Я родился в православной воцерковленной семье. Мама воспитала меня в православной вере. С детства она не просто водила меня в церковь, а приобщала к церковным таинствам, к духовной жизни. Мы старались всей семьей часто причащаться – и не только в , но и вне пощений.
После школы я решил поступить в Духовную семинарию.

– А как Ваши сверстники относились к тому, что Вы ходите в храм, да еще и в Семинарию решили поступать?

– Нормально, и даже с уважением. Спрашивали, у кого какие были вопросы, о церковной жизни. А я старался по мере возможности отвечать.
– Батюшка, а почему именно монашество, а не белое духовенство? Значит, это призвание?

– Я родился в Молдавии, а народ там православный и отношение к Православной Церкви у него хорошее. После школы я поступил в Кишиневскую Духовную семинарию, которая находится на территории Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского мужского монастыря. И это очень повлияло на мой выбор. Наблюдение монашеской жизни вблизи сыграло свою роль – я укрепился в своем желании посвятить всю жизнь служению Богу.
Я думаю, что неправильно говорить, что это призвание некоторых. Все мы призваны Богом, и Он всех нас призывает к Себе. Все зависит от того, кто отзовется на этот призыв Божий.

– А как Ваши родители приняли Ваш выбор?

– И мама, и папа нормально отнеслись к этому. Правда, мама переживала, что я был еще молод. Мне было восемнадцать лет, когда я стал послушником. Единственный совет ее был, чтобы я не торопился с принятием монашеского пострига: “Не торопись, потому что монашество – это на всю жизнь. Это ни на день, ни на два, ни на год, на всю жизнь.”

Православие в Болгарии
– Батюшка, расскажите пожалуйста, как Вы оказались в Болгарии?

– После того, как я закончил Кишиневскую духовную семинарию, мой научный руководитель предложил мне обучаться в Болгарии, в Софии, на Богословском факультете.

– Почему в Болгарии, а не в Киеве или в Москве?

– Желающих обучаться в Москве, в Киеве, в Троице-Сергиевой Лавре было много, а поступить в Московскую духовную академию очень сложно. В Болгарию меня бы направили по обмену, то есть я бы учился на Богословском факультете в Софии без поступления. Также мне была очень интересна эта православная страна.

– Болгария похожа на Молдавию?

– Нет, не похожа. Потому что болгары – это славяне, а молдаване принадлежат к другой группе – к романской. Румыны и молдаване похожи между собой по традициям и обычаям, а болгары и молдаване – в вере православной.

– Скажите, пожалуйста, а что Вы думаете делать после окончания обучения на Богословском факультете в Софии?

– Конечно, пути Господни неисповедимы, но думаю вернуться в Молдавию, преподавать в Духовной семинарии или в Духовной академии. Если будет возможность преподавать в светском учебном заведении, конечно же, с удовольствием воспользуюсь ею.

– Когда Вы приехали в Болгарию, что Вас поразило? Есть ли отличия в вере? Многие отмечают, что в Болгарии происходит оскудение веры. Так ли это?

– Да, на самом деле это так. Во-первых, удручающая картина в воскресные и в праздничные дни – храмы в Болгарии полупустые. Нет такой церковной жизни, которую я видел в Молдавии, на Украине, в России, в Греции, в Сербии. Здесь как-будто духовное омерщвление.

– А почему это, на Ваш взгляд, происходит?

– Я искал ответы на этот вопрос, но ответить на него очень трудно. Нужно хорошо знать специфику болгарского народа, менталитет, историческое прошлое.

– Возможно, сказывается зависимость от Турции в течение нескольких столетий?

– Я думаю, что нет. Под турецким владычеством были и греки, и сербы. Но в Сербии и Греции храмы в воскресные дни заполнены до предела.

– В советское время были ли гонения на православных в Болгарии?

– Да, в те времена были. Но не такие, как, скажем, в СССР. Почти ни одного храма в Болгарии не было разрушено. То есть все церкви, все монастыри сохранены. Не было гонений против священнослужителей, против православных. Коммунистический режим в Болгарии довольно лояльно относился к Православной Церкви. Единственный случай, это убийство архимандрита Бориса в Благоевоградской епархии одним ревностным коммунистом. Но это – исключение.

– Батюшка, а молодежь приходит в храм?
– Приходит, но только чтобы зажечь свечку, перекреститься, попросить священника прочитать молитву о здравии.
– А как Вы относитесь к тому, что болгарские прихожанки не носят платков?

– Я думаю, что в каждой православной стране есть свои традиции, свои обычаи. Если в России православные женщины носят платки, то здесь, на Балканах – нет. Почему я говорю на Балканах? Потому что платками не покрывают голову не только женщины Болгарии, но и Греции, Сербии. Это местная традиция – ходить женщинам в храм без головных уборов, без платков. Думаю, не нужно русским туристам, паломникам возмущаться по поводу того, что болгарки не носят платков. Это же их традиция.

– Батюшка, очень многие русские паломники удивляются, почему в болгарских храмах на литургии не всегда причащают. Почему так бывает?

– Да, это проблема в Болгарии. Потому, что в турецкий и в царский период, в период коммунизма люди очень редко ходили в храм и очень редко причащались. Да и в России в советский период православные тоже не всегда имели возможность принять Святых Христовых Таин. Обычно ограничивались причастием несколько раз в году, в том числе в Великий пост. Сейчас же мы замечаем перемены в православной жизни России – духовное возрождение, воцерковление многих. Люди ходят в храм, причащаются часто, чуть ли не каждое воскресенье. А в Болгарии имеется негласное учение, что православные должны причащаться не более четырех раз в год, то есть во время постов. К сожалению, эту точку зрения поддерживают многие священнослужители, архипастыри Болгарской православной Церкви. Хотя мы не находим ни в Священном писании, ни в учениях святых отцов подтверждения того, что православные христиане должны причащаться только четыре раза в год.

Несмотря на то, что и Вы, и я заметили омерщвление духовной жизни в Болгарии, как бы отсутствие церковной жизни, нужно признать, что это – святая земля, здесь чуть ли не на каждом шагу святыни. В этой небольшой стране насчитывается около пятисот православных монашеских обителей. Представляете?

– И все действующие?

– Да, все монастыри действующие, но, к сожалению, полупустые. Самый большой Ставропигиальный монастырь в Болгарии – Рыльский, насчитывает… одиннадцать монахов. Он считается самой большой болгарской обителью. В Болгарии в самом деле очень много святынь и святых – это преподобный Иоанн Рыльский – покровитель болгарской земли, святой Климент Охридкий, святой равноапостольный князь Борис, царь Петр, Преподобная Параскева и многие другие. И мы верим, что молитвами этих святых угодников Божиих и на Болгарской земле произойдет духовное возрождение.

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из 15 автокефальных православных церквей. На современную территорию Болгарии христианство проникло очень рано. По существующему преданию, в городе Одесс (современная Варна) епископом служил Ампилий, ученик св. апостола Павла. Во II в. епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал. В V-VI вв. христианство начинает распространяться среди балканских славян в связи с тем, что многие из них служили наёмниками в византийской армии. В 670-е гг. на территорию Болгарии вторглись тюркоязычные болгары. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам. Однако в VIII-IX вв. произошло слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось название болгары, а за страной - Болгария . Массовое крещение болгар произошло в 865 при князе Борисе I (852-889). Уже в 870 Болгарская православная церковь стала автономной, и, хотя и продолжала находиться в юрисдикции Константинопольской православной церкви, пользовалась широким внутренним самоуправлением. Однако в X в., когда Болгария была завоёвана Византией, Болгарская православная церковь потеряла своё относительно самостоятельное положение. После восстановления в 1185-86 Болгарского царства Болгарская православная церковь вновь становится достаточно самостоятельной. В XIII в. в городе Тырново был образован патриархат, и Болгарская православная церковь стала автокефальной.

После завоевания Болгарии турками автокефалия Болгарской православной церкви была ликвидирована, и церковь вновь была передана в юрисдикцию Константинополя. После этого Болгарская православная церковь стала управляться греческими епископами, которые стремились (особенно в городах) вытеснить церковно-славянский язык из богослужебной практики и полностью эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому, болгары стали настаивать на автономии своей церкви. Эти их усилия особенно активизировались в XIX в. Многие вселенские патриархи старались решить этот вопрос и удовлетворить требования болгар, но из-за давления, оказываемого жившими на Балканском полуострове греками, им это не удавалось. В 1860 болгарские епископы откололись от Константинополя. В конце концов они добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата. По этому поводу Вселенский патриарх Антим VI созвал поместный собор, который состоялся в Константинополе в 1872 и на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский. По решению этого собора болгарский экзархат был запрещён. Лишь в 1945 Константинопольский патриархат признал автокефалию Болгарской православной церкви в границах территории Болгарии . По догматике и культу Болгарская православная церковь сходна с другими православными церквами.

С 1953 Болгарская православная церковь вновь возглавляется патриархом. Его резиденция находится в Софии, он одновременно является митрополитом Софийским. Патриарх возглавляет Священный синод, членами которого являются также все митрополиты. Законодательная власть в Болгарской православной церкви принадлежит Церковно-народному собору, в который входят не только все служащие архиереи и другие духовные лица, но и определённое число мирян.

В составе Болгарской православной церкви 12 митрополий. 11 из них находятся на территории Болгарии : Варненская и Преславская (с кафедрой в Варне), Велико-Тырновская, Видинская, Врачанская, Доростольская и Червенская (с кафедрой в Русе), Ловчанская, Неврокопская (с кафедрой в Благоевграде), Пловдивская, Сливенская, Софийская, Старо-Загорская. Одна митрополия - Нью-Йоркская - находится вне Болгарии . За пределами страны имеются также две епархии, возглавляемые епископами: Акронская и Детройтская. Зарубежные епархии духовно окормляют верующих Болгарской православной церкви, живущих в США , Канаде , Латинской Америке и Австралии . Помимо этого Болгарская православная церковь имеет два прихода в Венгрии , два - в Румынии и один - в Австрии . На Афоне издавна находится болгарский монастырь св. Георгия - Зографский.

Численность последователей Болгарской православной церкви составляет более 6 млн. человек. По этнической принадлежности это в подавляющем большинстве болгары.

В 1994 в Болгарской православной церкви произошёл раскол. 4 митрополита во главе с митрополитом Неврокопским Пименом,2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима. Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

На чем основана нерушимая связь России и Болгарии? Какие духовные сокровища может открыть для себя православный паломник на болгарской земле? Об этом рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев.

— Господин посол, сколько лет насчитывает история Православия в Болгарии?

— Предание гласит, что христианство начало распространяться по нашим землям еще в апостольские времена. За век до крещения Руси, в 863 году, болгарский царь Борис I принял Святое крещение. Государственным указом христианство было объявлено единственной разрешенной религией, а христианские законы - общими для всех подданных. Учение Христа и его нравственные постулаты с любовью были восприняты славянскими народами, которые пронесли свою веру через многие страдания и испытания. Хотел бы отметить, что история Православия в Болгарии и России тесно взаимосвязаны

— По некоторым источникам, великая княгиня Ольга, первой принявшая крещение на Руси, была внучкой болгарского царя Бориса, а Киевский князь Владимир, крестивший Русь, его праправнуком…

— Примеров много! После падения Болгарского государства под ударами Османской империи в конце ХІV века многие выдающиеся деятели Болгарии нашли приют на Руси и сыграли большую роль в ее церковной, общественно-политической и культурной жизни. Так, соратник и последователь Евфимия Тырновского Киприан в 1375 году стал митрополитом Киева, а с 1390 по 1406 год был митрополитом Московским и всея Руси. Он перенес на Русь богатый опыт болгарских традиций в области просвещения и подготовки духовенства. По инициативе Киприана было построено несколько храмов под Москвой и во Владимирской области. Спустя несколько десятилетий после его погребения в Успенском соборе Московского Кремля были обретены его нетленные мощи. В 1472 году Киприан был причислен к русским святым.

— А как сейчас развиваются отношения между Болгарской и Русской Православной Церковью?

— По словам Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Русская и Болгарская Церкви - две христианские общины, которые связаны любовью, единомыслием, в их недрах сохраняется историческая память, которая подчеркивает особость российско-болгарских отношений. История духовных связей наших народов - уникальный пример многовекового плодотворного взаимообогащения. Благодаря этим связям в самые тяжелые периоды нашей общей истории уцелел «духовный щит» - святая православная вера. И сегодня в продолжение многовековой традиции наши Церкви тесно сотрудничают друг с другом. Доказательством тому стал первый визит Его Святейшества Патриарха Болгарского и Митрополита Софийского Неофита в Россию в 2014 году. Для меня лично было великой честью принять 27 мая 2014 года в качестве гостей посольства Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Его Святейшество Патриарха Болгарского Неофита. В прошлом году наши Церкви при участии Посольства Болгарии достигли договоренности об организации поездок по святым местам нашей страны. Паломнический центр Московской Патриархии разрабатывает для россиян программу таких поездок. Первые из них состоятся уже в конце мая этого года.

— Назовите самые популярные паломнические маршруты в вашей стране. С какими святыми они связаны?

— Это прежде всего те маршруты, которые предусматривают посещение Рыльского монастыря - самого большого и почитаемого в Болгарии. Обитель была создана еще в Х веке святым Иоанном Рыльским. Во время пятивекового османского владычества монастырь стал важнейшим духовным и просветительским центром страны, где была создана национальная литературная школа, где обучалось духовенство. Рыльский монастырь поддерживал тесные связи с другими православными государствами. От Русской Православной Церкви он получал в дар книги, деньги, церковную утварь. Кроме святого Иоанна Рыльского в Болгарии особо почитаются святая Петка Параскева, святые братья Кирилл и Мефодий, святой Стефан Милютин, король сербский, чьи мощи хранятся в церкви Святой Недели в Софии.

В 2010 году весь мир облетела настоящая сенсация: в небольшом болгарском городе Созопол обнаружены святые мощи Иоанна Крестителя. Это открытие сделал профессор Попконстантинов во время раскопок средневекового храма, носящего имя святого. Сегодня мощи хранятся в недавно отреставрированной церкви святых Кирилла и Мефодия, расположенной в старой части города Созопол. Сюда приходят многие паломники, чтобы поклониться святыне.

Другой популярный маршрут - на Софийскую Святую гору. Речь идет о четырнадцати монастырях вблизи болгарской столицы. Самые значимые из них - Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы, Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила, Черепишкий монастырь Успения Богородицы, Этропольский монастырь Святой Троицы - довольно хорошо сохранились.

Безусловно, большой интерес для паломников и туристов представляет скальный монастырь Аладжа, находящийся недалеко от черноморского города Варна и курорта Золотые Пески. Он был высечен в горе десять веков тому назад. В России о нем узнали благодаря русскому археологу Виктору Теплекову, который в 1832 году опубликовал свои «Письма из Болгарии». Сегодня монастырь превращен в музей и объявлен памятником культуры.

— А почему главный храм Болгарии носит имя русского святого Александра Невского?

— Храм-памятник Александру Невскому в Софии напоминает нам о национально-освободительном движении болгарского народа против османского ига и борьбе за церковную независимость. Под давлением России в 1870 году Турция пошла на уступки и учредила Болгарскую Экзархию, юрисдикция которой распространялась на земли,населенные болгарами. В разработке проекта автономной Болгарской Церкви активное участие принимал русский посол в Константинополе граф Николай Павлович Игнатьев, который понимал, что это первый серьезный шаг к созданию независимого болгарского государства. Однако положение славянских народов, находящихся под османским игом, существенно не изменилось. В апреле 1877 года император Александр ІІ объявляет Турции войну, в результате которой Болгария получила независимость. В знак признательности российскому народу за освобождение в Софии был возведен величественный храм, который на сегодняшний день является самой большой православной церковью на Балканах. Храм был освящен во имя святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Таким образом болгары выразили свою благодарность русскому народу и его императору.

— Расскажите, пожалуйста, о других святынях и памятниках, связанных с нашей общей историей.

— Их более тысячи в Болгарии. Среди них я отметил бы памятники, воздвигнутые в самом центре Софии - императору Александру II, Докторский памятник в честь военных врачей, павших смертью храбрых, Русский памятник. У подножия Шипки, в маленькой деревне с тем же названием находятся русская православная церковь и военное кладбище, где похоронены погибшие в боях за эту гору русские солдаты. Много памятников, связывающих наши два народа, сооружены и в Плевене. Этот город оказался в эпицентре продолжавшейся пять месяцев тяжелой битвы русских солдат против воинов Осман-паши. Победа России в ней решила исход всей войны.

— Как правило, монастыри и храмы строились в очень живописных местах. Есть ли у вас, господин посол, особо любимое место, куда бы хотелось возвращаться вновь и вновь?

— Очень близок моему сердцу Троянский монастырь Успения Богородицы. Самоотверженные монахи построили его в XVI веке близ города Троян и сумели сохранить во время османского ига. В нем находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», у которой молятся многочисленные паломники. История монастыря связана с именем национального героя и борца за освобождение Болгарии от османского ига Васила Левски, основавшего в стенах обители центр сопротивления. В монастыре сохранилась его келья. Это святое и живописное место никого не оставляет равнодушным. Искренне желаю и вашим читателям побывать здесь.

— Господин посол, что делают болгарские власти, чтобы привлечь паломников из России в вашу страну?

— Один из приоритетов недавно созданного Министерства туризма - это развитие культурно-исторического туризма и паломнических поездок. Впервые в Национальном Совете по туризму будет представлен Святой Синод Болгарской Православной Церкви. Некоторое время назад состоялась первая встреча министра туризма Николины Ангелковой и его Святейшества Болгарского Патриарха и Софийского Митрополита Неофита, во время которой они обсудили, какие храмы и монастыри могут быть включены в паломнические маршруты. Учитывая возросший интерес наших гостей к культурному и историческому наследию Болгарии, мы предполагаем развивать три направления православного паломничества: посещение монастырей и поклонение чудотворным иконам, участие в православных фестивалях, организация детских православных лагерей в Болгарии. Хочу отметить, что на эту работу мы уже получили благословление двух Патриархов - их Святейшеств Кирилла и Неофита.

— Как развита в Болгарии инфраструктура паломничества?

— По поводу бытовых условий наши гости могут не волноваться. Болгарские монастыри отличаются особой гостеприимностью, и почти каждый из них готов принять под свой кров странника. Но лучше всего приспособлены для этого Рыльский и Бачковский. Питаются паломники, как правило, в монастыре. Но если кого-то не устраивает монастырская кухня, всегда можно найти поблизости небольшие уютные рестораны, где вам предложат национальные болгарские блюда. Хочу заметить, что на рынке туристических услуг по соотношению цены и качества предлагаемого продукта Болгария выигрышно отличается от других стран.

— Что еще может привлечь паломников и туристов в Вашу солнечную страну?

— Живописная природа, конечно. В Болгарии популярна легенда, которая рассказывает, как Господь раздавал земли народам. Болгары оказались последними, и им ничего не осталось. Тогда Бог взял по кусочку земли у других народов и дал нам. Вот почему Болгария такая маленькая, но очень разнообразная, ибо мы получили в дар все - и горы, и море, и зеленые поля. У нас богатая история и самобытная культура. На территории Болгарии действуют 3 национальных парка и 89 природных заповедников. Греция, Италия и наша страна занимают три первых места в Европе по числу найденных артефактов. Чтобы показать как можно больше достопримечательностей Болгарии, мы предлагаем сочетать паломнические поездки с пешеходным, морским или горным туризмом.

— Сложно ли получить визу в Болгарию?

— Болгария - член Евросоюза и должна соблюдать его визовую политику. Вместе с тем мы максимально облегчили процесс выдачи виз. Болгарское посольство в Москве, наша консульская служба в Санкт-Петербурге и других городах России готовят документы на выезд максимально быстро - за 3-4 дня. Мы постоянно вводим различные новшества. Так, например, гражданам, уже посещавшим Болгарию в составе туристических групп, мы выдаем «длинные» визы с годовым сроком действия. Предусмотрена облегченная процедура и при выдаче виз детям, а также людям с ограниченными физическими возможностями. В настоящее время мы изучаем возможности дополнительного упрощения процедуры выдачи виз для паломников.

Беседовала Людмила Дианова

Мы привыкли говорить Болгария, болгары, а вот в церковном обиходе неожиданно: БОлгарская Церковь, бОлгарский патриарх (ударение на первом слоге). Вроде мы все славяне, но у болгар значительная примесь тюркской крови. Вроде бы и мы, и они - славяне - но мы киваем в знак утверждения и мотаем головой, будучи с чем-то не согласны, а они наоборот. Чудно... Мы помогли им сбросить турецкое ярмо, пролив при этом немало крови, а они в период обоих мировых войн были союзниками Германии. Провидчески Достоевский и Леонтьев это предсказывали.

Болгары на пару столетий раньше нас обрели государственность и на столетие с лишним раньше крестились. Ну, обо всем по порядку. В 680 году было основано первое Болгарское царство. Немногочисленное племя болгар завоевав славян очень быстро среди них ассимилировалось. Этому способствовало то, что уровень завоевателей был очень низким сравнительно со славянами. Полтора века ничего не было слышно о Болгарском государстве и вот в начале 9 века болгары с шумом врываются в историю Европы и становятся ее головной болью. Темпераментный, настойчивый народ, в тоже время не чуждый сентиментальности.

Филипп Бедросович Киркоров как никто другой олицетворяет эти особенности болгарского народа. История болгар на протяжении многих столетий тесно соприкасается с Византией, с греками. Их взаимоотношения преисполнены драматизма, победы друг над другом и поражения постоянно сменялись. Так, в 9 веке византийский император Никифор I совершил успешный военный поход против болгар. Однако при возвращении обратно его войско попало в засаду и было разгромлено. Болгары тогда опустошили Фракию и Македонию и подошли к стенам Константинополя. Запоминающаяся дико-экзотическая деталь: из черепа убитого византийского императора была сделана чаша, которую обложили серебром. Тогда болгары, возглавляемые воинственным Круммом, были еще язычниками, хотя христианство уже начало распространяться среди низов. Преемник Крумма даже воздвиг на них гонения. Появились первые мученики. Крещение болгар произошло в правление князя Бориса в 865 году. Знать была решительно против этого. Борису пришлось применить жесткие меры вплоть до физического истребления несогласных. Помимо внутренних побуждений к принятию христианства для него было немаловажно то, что христианство было господствующей религией в Европе. Поэтому принятие его означало вступление в семью европейских народов и приобщение к передовой культуре. Конкретно крещение Бориса произошло следующим образом. Болгарию поразил сильный голод. В поисках выхода из сложного положения Борис решил совершить поход на Византию с целью грабежа. Власти Византии могли дать отпор, но под влиянием патриарха Фотия решили вместо этого предложить болгарам помощь. Это обстоятельство произвело на Бориса неизгладимое впечатление, и он решил креститься. Крещение совершал сам патриарх, а крестным отцом был император. Рассказывают еще что как-то раньше пленник нарисовал ему картину Страшного Суда и это на него сильно подействовало. Как все это похоже на то, что произошло с нашим князем Владимиром! Приняв крещение сам, а затем подвигнув на это народ, князь Борис (в летописях его именуют царем) сразу захотел для молодой Болгарской Церкви автокефалии. Патриарх Фотий решительно в этом ему отказал и был прав, так как о новоначальных требовалось попечение, предоставить их самим себе было опасно. Кстати, эти опасения Патриарха оправдались - в Болгарии широко распространилась богомильская ересь, отрицавшая важнейшие постулаты христианства. Несмотря на препятствия, Борис продолжал настойчиво добиваться церковной независимости. Недовольный греками, он обратил свой взор на Запад, вступил в общение с римским папой Николаем I. Общение, однако, продолжалось недолго. Борис просил папу назначить главой Болгарской Церкви епископа Формоза (будущего папу) - одного из двух присланных папой во главе группы священников епископа, но папа отказал. Борис обиделся и прервал общение с ним. В 868 году в Константинополе состоялся Собор, который осудил действия в Болгарии Николая I и объявил о его низложении. Хотя это практически не имело никаких последствий, тем не менее, произвело сильное впечатление на Бориса. Болгарская Церковь вновь перешла под юрисдикцию Константинополя. Её главой стал греческий архиерей. В Болгарию вновь вернулись греческие священники. Не прошло и 20 лет, как Болгарская Церковь вновь перешла под юрисдикцию Рима. Фотий, желая консолидации христианского мира перед лицом исламской угрозы, признал это. В Болгарии осталось греческое духовенство, а во главе Болгарской Церкви - греческий архиерей. Сохранялся восточный обряд. По сути это был первый опыт униатства. Подчинение Риму было чисто формальным, Болгарская Церковь с самого начала была фактически самостоятельной. В это время начинается просветительская деятельность братьев Кирилла и Мефодия. Массовая христианизация болгар была прямым следствием деятельности святых братьев. Святые Кирилл и Мефодий создали для славян литературный язык. Славяне оказались спаянными единой верой и языком. Возникает идея славянского единства. Перипетии миссионерской деятельности этих святых общеизвестны. Немецкое латинское духовенство всячески препятствовало их деятельности, отрицательно относилось к переводу богослужения на славянский язык. Трудно переоценить подвиг святых Кирилла и Мефодия. Славяне получили безценный дар - возможность слышать Слово Божие на родном понятном языке. Они сразу получили понятную богословскую терминологию. В отличии от греков, которые вырабатывали ее в течении нескольких столетий. Будучи в Венеции, Кирилл вступил в острую дискуссию с латинским духовенством по вопросу о языке богослужений. Римский папа принял от него церковные книги на славянском языке. В соборе святого Петра была совершена литургия на церковно-славянском языке.

Преемник Бориса - Симеон захотел стать византийским императором - это была первая заявка со стороны руководителя славянского государства на титул византийских императоров - греков и славян. Болгарская Архиепископия при Симеоне была провозглашена Патриархатом.

Драматическими были первые соприкосновения болгар с нашими предками - древними руссами. В 986-987 годах сокрушительный удар по Болгарскому царству нанес князь Святослав. 18 тысяч болгар были посажены на кол. Болгарское государство перестало существовать, кроме западной его части с центром в Охриде. Впрочем, это продолжалось недолго - в 1019 году византийский император Василий - нанес сокрушительное поражение болгарам. 15 тысяч пленных было ослеплено. Лишь через полтора столетия, болгары под руководством братьев Асеней, частично освободились. Высоко в горах у них возникла столица - Тырново со своим самостоятельным архиепископом. После того как братья Асени погибли от рук убийц, во главе болгар стал Иоанн Калоян. Он жестоко отомстил грекам - при взятии Варны всех их пленных закопали живыми в землю. С Византией был заключен мир. Период наивысшего расцвета Болгарское царство с центром в Тырново достигло в первой половине 13века, когда во главе его был Иоанн Асень. И накануне рокового столкновения с турками в конце 14 века, когда болгары потерпели сокрушительное поражение, и их царство перестало существовать, оно не было в упадке. После захвата турками Тырнова Болгарская Церковь по просьбе ее духовенства вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Охридская Архиепископия сохранила свою самостоятельность. Постепенно возрастало значение греческого элемента в церковной жизни Болгарии. Шел процесс эллинизации - его нельзя оценивать только в мрачных тонах. Турки пытались насадить ислам. Уничтожали целые деревни, которые отказывались принимать ислам. Если христианин принимал мусульманство - даже если это было перед казнью, то получал помилование. Христианское население было обложено тяжелой данью. Особенно тяжелой была кровная дань, когда приходилось отдавать мальчиков в турецкое войско, где они становились янычарами. Нетерпимое отношение было к способным христианам, красивых христианских девушек забирали в гарем. Христианские храмы не могли быть выше всадника. Если построенный храм был очень красивым, то его запрещали освящать до тех пор, пока рядом с ним не сгорит стог сена. Нужно отметить, что Московская Русь, начиная со времени правления Иоанна Грозного, как могла, поддерживало болгар. Между отдельными монастырями устанавливалась духовная связь. Оказывалась огромная материальная помощь. На русского царя болгары смотрели как на свою опору.

Национальное пробуждение болгар начинается со второй половины 18 века и связано оно с деятельностью Паисия Хилиндарского и Софрония Врачанскаго. Первый написал «Историю Болгарии» - о героическом ее прошлом, а второй - множество литературных и богословских трудов. В 19 веке их деятельность продолжил Юрий Венелин. Он написал книгу «Древние и нынешние болгары». Эта книга пробудила Болгарию. К сожалению, Венелин рано умер - в 37 лет (у места его захоронения в Даниловом монастыре висит памятная доска - отчетливо помню день ее установления). В середине 19 века при храме появляется первая болгарская школа. Русско-турецкая война в 70-е годы 19 века была успешной, она закончилась подписанием Сан-Стефановского мирного договора, согласно которому значительная часть Болгарии получила самостоятельность. Еще раньше началось движение за восстановление церковной автокефалии. Хотя Россия поддерживала это движение, и Русская Церковь не приняла решение греков о «болгарской схизме», нужно признать, что в своем стремлении к восстановлению автокефалии, болгарам не всегда хватало благоразумия.

По мнению некоторых исследователей, уступок со стороны греков было достаточно для национального возрождения и полноценной церковной жизни болгар, но они требовали большего. Неправильно считать во всем виноватыми только греков.

Конкретные действия по достижению автокефалии болгары предприняли в 1860 году. 3 апреля на Пасху митрополит Илларион - лидер болгарских автокефалистов, совершая богослужение не помянул константинопольского патриарха. Все якобы произошло внезапно, по требованию присутствовавших. На самом деле это было запланировано накануне на совещании, в котором митрополит принимал участие. Нужно сказать, что практически все требования болгар были приняты греками: о болгарских епископах для епархий с болгарским населением, болгарском богослужебном языке, 1-2 болгарских архиереях в Константинопольском Синоде. Приняв эти требования, греки, однако, потребовали ссылки Иллариона и его ближайшего сподвижника Авксентия, что очень раздражило болгар. Они выдвинули еще более радикальные требования: право участия в избрании константинопольских патриархов и равное представительство с греками в Константинопольском Синоде. Последнее требование было отвергнуто, так как болгарские епархии составляли только одну четвертую от всех епархий Константинопольской Церкви. Патриарх Софроний предложил увеличить количество болгарских епархий. Болгары с этим не согласились, так как это было бы сопряжено с большими расходами. Новый патриарх Кирилл (до нового избрания он уже был патриархом 20 лет) предложил создать автономную Болгарскую Церковь - экзархат, но и это было отвергнуто.

Вероятно, такой максимализм подогревался турками, заинтересованными в наличии средостений в среде православных. Русское правительство оказалось в сложном положении, тем более Церковь. Все стремились предотвратить наихудший сценарий. О том, какое значение петербургская администрация придавала этому вопросу свидетельствует то, что в российском МИДе существовал специальный совет по этому направлению. Нужно отметить, что на обе стороны сильнейшее воздействие оказывали крайние националисты - радикалы. Болгарские националисты помешали примирению епископа Авксентия с патриархом, а греческие оказывали давление на участников Собора, угрожая им (тем не менее, иерусалимский патриарх Кирилл отказался участвовать в Соборе). В 1870 году вышел султанский Фирман о признании Болгарского Экзархата, причем экзарх признавался равным патриарху. Болгары должны были только поминать константинопольского патриарха и получать от него мира. Греки выразили резкий протест против такого решения. В Константинополе прошло несколько Соборов, на которых пытались урегулировать болгарский вопрос на компромиссной основе, но, к сожалению, со стороны болгар было отвергнуто всякое сближение с греками. «Было проявлено упрямство» - так квалифицировал их упрямство наш тогдашний посол при «Блистательной Порте» граф Игнатьев. Закончилось все тем, что очередной Собор (1872г.) в Константинополе провозгласил болгар схизматиками за отказ поминать патриарха. Русская Церковь в этом Соборе не участвовала и решение его игнорировала. Схизма была прекращена через 73 года в феврале 1945 года благодаря посредническим действиям РПЦ. После совместного служения греческими и болгарскими архиереями литургии в Константинополе был издан Томос об отмене схизмы и признании Болгарской Церкви автокефальной. Патриаршество в Болгарской Церкви было восстановлено в 1953 году. По настойчивому ходатайству РПЦ оно было признано Константинополем в 1961 году. Нынешний патриарх Максим во главе Болгарской Православной Церкви уже пятый десяток лет. 5 лет - с 1950 до 1955 года он был представителем БПЦ при Московском Патриархе. Кстати, все представители Болгарской Церкви в Москве, которые были на моем веку, производили благоприятное впечатление, в частности архимандрит Гавриил и нынешний епископ аскет Игнатий. Одно время я частенько заходил в храм Успения в Гончарах, при котором расположилось подворье БПЦ. Посещая в 70-е студенческие годы Дом научного атеизма для чтения духовной литературы, я каждый раз заходил в этот храм и прикладывался к чудотворной иконе Богородицы «Троеручица». В основном здесь, конечно, служили русские священники и поэтому трудно представить себе богослужение в самой Болгарии. Разве что по рассказам побывавших там. Хотя и у нас можно услышать молитвословия на болгарском языке, например, в женском монастыре с. Александровка Одесской епархии.

Вспоминаю, как первый наместник Данилового монастыря архимандрит Евлогий (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) рассказывал о жертвенных барашках, о том как после праздничной службы болгарский архиерей разоблачаясь бросал в народ части своего облачения, о том что царские врата в течении всей службы были открыты и т.п. Владыка Питирим рассказывал, как совершал всенощное бдение в Александро-Невском кафедральном соборе и во время великого славословия, стоящий рядом диакон что-то бубнил в полголоса. Оказывается - занимался «многогласием», т.е. параллельно великому славословию заранее проговаривал две заключительные ектеньи. К сожалению, незадолго до его восшествия на патриарший престол Святейшего Максима, Болгарская Церковь перешла на новый стиль (1968 год). Это привело к небольшому расколу, существующему до сих пор. Новый стиль не принял, в частности, Княжич монастырь, в котором проживали в основном русские монахини.

БПЦ насчитывает в настоящее время 2600 приходов и 120 монастырей. Наряду с Синодом существует Верховный Церковный Совет и Церковный - Народный Собор. Еще в коммунистический период для храмов и монастырей государство выделяла дотации. Интересно, что Г. Димитров во время празднования тысячелетия Рыльского монастыря сказал следующее: «Я болгарин и горжусь Болгарской Церковью, которая являлась хранительницей и покровительницей болгарского национального духа в годину испытаний. Без этого современная Болгария не существовала бы». Наряду с Рыльским особо известен в Болгарии Троянский монастырь (основан в 1600 г). В Болгарии проживает несколько сот тысяч мусульман, среди которых немало этнических болгар по разным причинам принявших ислам. Правительство Тодора Живкова пыталось как-то ассимилировать мусульман, проводя политику смены имен. В этом плане было много достигнуто, однако Болгария подверглась критике со стороны различных международных организаций, в частности, Конференции Европейских Церквей. Последнее событие в БПЦ - острая дискуссия о сотрудничестве священнослужителей со спецорганами вызвало противоречивые отклики в России и негативно повлияло на имидж православного духовенства. Выяснилось, что 11 из 14 болгарских митрополитов сотрудничали с «органами». Эта тема стала звучать сразу после краха советского режима в Болгарии, дошло даже до церковного раскола, который к настоящему времени в значительной степени удалось преодолеть (во многом благодаря административным мерам гос. органов). И вот новая вспышка... Ряд экспертов не исключают провокационный подтекст в этом деле. Ну что же поживем - увидим.

Описание:

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 г., при святом князе Борисе I (†907).

В 919 г. на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 г. Константинополь признал эти решения.

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (†869) и Мефодий (†885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (†916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хиландарского монастыря преподобный Паисий (†1798) и святой Софроний, епископ Врачанский (†1813), прославленные в 1964 г. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (†946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Каноническая территория — Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.

В 1992 г. в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 г. бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.

В 1998 г. в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.

Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.

В 2003 г. каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 г. раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.

Епархии Болгарской Церкви

Софийская митрополия

  • кафедра и резиденция Патриарха: София
  • Патрирший кафедральный собор: храм св. Александра Невского

Варненская и Преславская митрополия

  • кафедра: Варна

Велико-Тырновская митрополия

  • кафедра: Велико Тырново

Видинская митрополия

  • кафедра: Видин

Врачанская митрополия

  • кафедра: Враца

Доростольская митрополия

  • кафедра: Силистра

Ловчанская митрополия

  • кафедра: Ловеч

Неврокопская митрополия

  • кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп)

Пловдивская митрополия

  • кафедра: Пловдив

Русенская митрополия

  • кафедра: Русе

Сливенская митрополия

  • кафедра: Сливен

Стара-Загорская митрополия

  • кафедра: Стара Загора

Американо-Австралийская митрополия

  • кафедра: Нью-Йорк

Западно-Европейская митрополия

  • кафедра: Берлин
Страна: Болгария Город: София Адрес: 7 Tsar Kaloyan St., 1000 Sofia Телефон: 882 340, 872 683, 872 681,872 682 (Secretary), 876 127 (Chef de Cabinet) Web-сайт: www.bg-patriarshia.bg Дочерняя организация: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве (подворье Болгарской Православной Церкви) Предстоятель: