Биография эдгара по, военная карьера, творчество. Эдгар по - биография, информация, личная жизнь Биография эдгара по

ЭДГАР АЛЛАН ПО
(1809-1849)

Эдгар Аллан По — южноамериканский поэт, прозаик, критик, редактор, один из первых проф. писателей США, живший только литературным трудом, который знал славу и популярность, которую не сходу сообразили и оценили на родине.

Эдгар По родился в Бостоне 19 января 1809 года в семье актеров. Происходил из старого ирландского рода. Этот год был звездным в историческом календаре: родились поэты Элизабет Баррет-Баррет (Броунинг), Альфред Теннисон, Чарльз Дарвин, Шопен, Мендельсон, Линкольн, Гладстон, 2-мя месяцами позднее родился близок по духу Эдгару По Гоголь, самый умопомрачительный из российских писателей. Когда Эдгару было всего два года, его мама и отец практически сразу погибли от чахотки, оставив троих малышей. Эдгара усыновил обеспеченный шотландский негоциант из Ричмонда Джон Аллан, наименьшую малыша — шотландец Меккензи, а старшего мальчугана Уильяма взял дед, генерал По. Небольшой Эдгар отличался посреди деток бойким разумом, и супруга Аллена, очарована ребенком, уверила собственного супруга усыновить его. Она и ее сестра Анна Валентайн, «тетушка Нэнси», окружили мальчугана заботой и любовью. Эдгар оказался в богатом доме. Его приемная мама обожала мальчугана до самой собственной погибели. В возрасте пяти-шести лет Эдгар умел читать, писать, отрисовывать, декламировать стихи на развлечение гостей за обедом. Он был одет, как царевич, имел пони, на котором ездил верхом, имел собственных собак, сопровождавших его, и ливрейного грума; всегда имел в достаточном количестве карманные средства, и в детских играх у него всегда была какая-нибудь любимица, которую он засыпал подарками. Приемный отец гордился приемным отпрыском, хотя иногда строго наказывал мальчугана. Эдгар не всегда слушался мистера Аллена и, когда ему угрожало наказание время от времени, проявлял необыкновенную изобретательность. Как-то он попросил миссис Аллен защитить его, но она ответила, что не может в это вмешиваться. Тогда он пошел в садик, насобирал целый пучок дубцов, возвратился домой и молчком протянул их мистеру Аллену. На вопрос: «Для чего это?» он ответил «Чтоб высечь меня». Мистер Аллан был покорен этим мужеством.

Пребывание с Алленами в Великобритании (1815 — 1820), где Эдгар По обучался в престижном английском пансионате, привило ему любовь к британской поэзии и слова в общем. Чарлз Диккенс потом отозвался о писателе как о единственного хранителя «грамматической и идиоматичной чистоты британского языка» в Америке. В 1820 году Аллены возвращаются на родину в Ричмонд. Тут у По возникают новые друзья, с которыми он путешествует, в том числе и на лодках. В нем рано пробудился энтузиазм к приключениям, страсть ко всему непознанному. После возвращения из Великобритании Эдгара отдали в Британскую традиционную школу, где прекрасно преподавали английскую литературу, что стимулировало творческий талант Эдгара. Потом он уехал обучаться в Виргинский институт (1826), но скоро обязан был его покинуть, ибо наделал «долгов чести». В жизни Эдгара По было несколько принципиальных поворотов. Одним из их, что в значимой мере обусловил его судьбу, было решение восемнадцатилетнего Эдгара, которое он принял в «бессонную ночь с 18 на 19 марта 1827 года». Происшествия этого решения не совершенно ясны, но одной февральской ночкой 1827 года меж ним и отчимом произошла бурный, тяжкий разговор. Блестящий студент Виргинского института, молодой поэт, который подает надежды, любимчик товарищей, Эдгар повел себя не наилучшим образом.

Возможно, в институте Эдгар увлекался игрой в карты и влез в долги, которые не сумел отдать; большой проигрыш поставил его в очень затруднительное положение, из которого его мог вывести только обеспеченный и влиятельный опекун. Во время разговора опекун, может быть, выдвинул условия, что он оплатит «долг чести», но Эдгар с этого момента должен будет подчиняться его воле, следовать его советам и указаниям. Опекун поставил собственного приемного сына, пылкую и гордую натуру, в затруднительное положение. К этому присоединились горьковатые переживания, вызванные грубым вмешательством опекуна в интимные чувства собственного любимца. Парень не мог смирить гордыни и оставил обеспеченный дом, в каком воспитывался,- «дерзкий выскочка» в ответ на бескомпромиссное требование ответил решительным «нет», и «было в его непоколебимости и что-то ожесточенное, «непризнательное», и, но, это было достойное и мужественное решение. Положив на одну чашу весов благополучие, а на другую — гордость и талант, он сообразил, что последнее важнее, и предпочел славе и чести. Более того, хоть он и не мог знать всего наперед, но тем были выбраны голод и бедность. В общем, спугать его не смогли бы и они».

Так в первый раз верно и резко показал себя основной конфликт в жизни Эдгара Аллана По — конфликт творческой, великодушной личности и грубого утилитаризма, что все подчиняет выгоды. То, что было сконцентрировано в натуре и воззвании опекуна, скоро стало для Эдгара системой непоколебимых сил, выражающих ведущие интересы и тенденции южноамериканского общества.
Начинается полоса скитаний. Он отчаливает в Бостон и там на собственный счет издает 1-ый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», который практически не имела спроса. Беспросветная бедность, которая доходила до полной бедности, не могла не подавлять Эдгара По. Она вызвала неописуемое нервное напряжение, которую ближе к концу жизни, он пробовал снять спиртным и наркотиками. Позже были занятия в военной академии Вест-Пойнт (1830), которые продолжались всего полгода. И невзирая на достаточно нередкие периоды бездействия, По работал с большим упорством, о чем внушительно свидетельствует его огромное творческое наследство. Основная причина его бедности — «очень маленькое вознаграждение, которое он получал за свою работу». Только малая часть его творчества — журналистика — имела какую-то ценность на тогдашнем литературном рынке. Наилучшее из того, что он сделал своим талантом, практически не заинтересовывало покупателей. Вкусы, господствовавшие в те годы, несовершенство законов об авторском праве и неизменный поток в страну британских книжек, лишили сочинения всякой надежды на коммерческий фуррор. Он был одним из первых американских писателей-профессионалов и существовал только за счет литературного труда и труда редактора. К собственному труду и к труду собственных братьев он выдвигал бескомпромиссные требования. «Поэзия для меня,- писал он,- не профессия, а страсть, в страсти же следует относиться с почтением — ее нереально пробуждать внутри себя по желанию, думая только о жалкое вознаграждение еще больше ничтожных похвал толпы».

1-ое признание, которое посодействовало Эдгару По поверить в себя, состоялось в 1832 году, когда местный журнальчик объявил конкурс, в каком он получил приз за рассказ «Рукопись, отысканная в бутылке», и направил на себя внимание известного в то время писателя Джона Кеннеди. Летом 1835 года Эдгар По начинает работать в журнальчике «Южный литературный вестник». Это укрепило его репутацию. Но изнурительная работа всасывала всегда, лишала способности серьезно творить.

Встреча Эдгара По с семилетней двоюродной сестрой Вирджинией, которая через 6 лет стала его супругой, имела глубочайшие последствия для его жизни. Эта встреча, а потом свадьба прекрасно воздействовали на По. Вирджиния была необычным человеком, она «воплощала внутри себя единственно вероятный компромисс с реальностью в его отношениях с дамами,- настолько сложных и утонченных».

Томная наследственность, сиротство, непосильная борьба с препятствиями, стоявшими на пути свободолюбивого духа и больших устремлений, столкновения с актуальными мелочами, болезнь сердца, Чрезвычайная уязвимость, травмирована и неустойчивая психика, а главное — невозможность разрешения основного актуального конфликта укорачивали ему возраста. Болезнь и ранняя погибель Вирджинии стали для него ужасным ударом, началом глубочайшей духовной заболевания. Погибель Как и раньше остается потаенной. В сентябре 1849 года он с огромным фуррором читал лекцию «Поэтический принцип» в Ричмонде, откуда выехал, имея полторы тысячи баксов в кармашке. Что вышло позже — неясно, но его было найдено в одной таверне в томном, болезненном состоянии, потом перевезено в Балтимор в поликлинику, где он скоро и погиб.

Творчество Эдгара По

Можно рассматривать героев и героинь произведений Эдгара По всего только как многозначные ипостаси самого По и возлюбленных его дам, двойники, чей мир он заполнял страданием, пытаясь облегчить таким макаром бремя колебаний и разочарований, что тяготили его свою жизнь. Дворцы, сады и покои, населенные этими призраками, поражают шикарным убранством, оно — как будто необычная карикатура на бедность реальных его обитателей и обстановку тех мест, куда судьба забрасывала писателя.

Творчество писателя, вроде бы много отражалась в нем его личность, не ограничивается «психической автобиографии». Как новеллист По серьезно показал себя в рассказе «Рукопись, отысканная в бутылке» (1833). В традиции необыкновенных морских путешествий написан рассказ «Падение в Мальстрем» (1841) и единственная «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838). В «морских» произведений принадлежат рассказы о приключениях на суше и в воздухе: «Ежедневник Джулиюса Родмена» — измышленный описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, изготовленной цивилизованными людьми (1840), «Необычные приключения некоего Ганса Пфааля» (1835), «История с воздушным шаром» (1844) о типо совершен перелет через Атлантику. Эти произведения — не только лишь истории о поразительных приключениях, да и приключения творческой фантазии, аллегории неизменной драматической путешествия в неизведанное. Благодаря кропотливо разработанной системе деталей достигалось воспоминание достоверности и материальности вымысла. В «Заключении» к «Ганса Пфааля» По определил принципы того вида литературы, что потом назовут научно-фантастическим.
Художественный смысл таких рассказов, как «Ли-гейя» (1838), «Падение дома Ашерив» (1839), «Маска Красноватой погибели» (1842), «Колодец и маятник» (1842), «Темный кот» (1843), «Бочонок амонтильядо» (1846), естественно, никак не исчерпывается картинами ужасов, физических страданий. Изображая разные экстремальные положения и проявляя реакции героев на их, писатель прикоснулся к тем участкам людской психики, что их на данный момент изучает наука.

1-ый собственный изданный сборник рассказов Эдгар По именовал «Рассказами гротесков и арабесок». Заглавие произведений направляет читателя и критика, ориентирует их, дает им ключ от входа в сферу, сделанную творческой фантазией. их можно именовать «рассказами загадок и ужасов». Когда Эдгар По писал свои рассказы, схожий жанр был а Америке очень распространен, и он знал его особенности и наилучшие эталоны, знал о его популярности и причине фурора у читателя.

Эдгар По был практически основоположником детективного жанра, отдал ряд традиционных его образцов. «Золотой жук» за его жанровыми качествами обычно присоединяют к именитых детективных рассказов Эдгара По — «Убийство на улице Морг», «Потаенна Мари Морде» и «Украденное письмо», героем которых является сквозная фигура, детектив-любитель Ш. Огюст Дюпен, который помогает раскрытию злодеяния, В этих рассказах с особенным эффектом проявляет себя сила логики и аналитического осознания. Естественно эти рассказы начинаются с изложения факта злодеяния, а потом совершаются экскурсы в прошедшее, где и раскрываются все происшествия его совершения, возникают вещественные подтверждения. В общем По обширно употребляет в новеллах мотив недосказанности отдельных деталей и эпизодов, апеллируя к воображению и фантазии читателя. Валерий Брюсов именовал создателя этих рассказов «родоначальником всех Габорио и Конан-Дойльев» — всех писателей детективного жанра.

(Пока оценок нет)

Имя: Едгар Аллан По (Edgar Allan Poe)
Дата рождения: 19 января 1809 года
Место рождения: США, г. Бостон, штат Массачусетс

Эдгар По — биография

Эдгар По — выдающийся американский писатель, поэт и критик XIX столетия. Его произведения оказали существенное влияние на формирование детективного и научно-фантастического жанров. По был одним из первых литераторов, создающих новеллы. Его талант высоко оценивали Артур Конан Дойл и Жюль Верн, называя По своим учителем.
Будущий писатель родился 19 января 1809 года в Бостоне в актерской семье. Он был средним из троих детей. Жизнь бродячих артистов предполагала многочисленные переезды, поэтому родители на время оставили его деду, проживающему в Балтиморе. По провел там первые месяцы своей жизни.

Когда Эдгару исполнился год, его отец ушел из семьи. В 1811 году в двухлетнем возрасте мальчик потерял мать — она умерла от чахотки. Двухлетний ребенок-сирота приглянулся богатому торговцу из Ричмонда Джону Аллану. Он и его жена усыновили мальчика и окружили его заботой, любовью и благосостоянием. В 1815 году семья Аллана была вынуждена переехать в Англию — рабочие дела приемного отца По стали ухудшаться, и он решил наладить торговые связи в Европе. В Лондоне Эдгар окончил начальную школу мадам Дюбуа, дальнейшее обучение прервалось в связи с отъездом Аллана в США.

На родине будущий писатель продолжил учебу в школе. Он зарекомендовал себя как отличный знаток словесности. В круг интересов юноши входили античная литература и иностранные языки. По воспоминаниям учителей, Эдгар читал в оригинале многих античных авторов, так как отлично владел латынью и древнегреческим языком. В этот период По серьезно заинтересовался поэзией и пробовал свои силы в создании стихотворений.

В 1826 году Эдгар поступил в Виргинский университет — престижное учебное заведение, где учились дети из состоятельных семей. В ВУЗе По изучал два курса — классическую филологию и современные языки. Живя самостоятельной жизнью вдали от родительского дома, Эдгар решил попробовать те развлечения, которым предавались “благородные джентльмены” — карточные игры и вино. За один учебный год Эдгар умудрился проиграть более двух с половиной тысяч долларов и пристрастился к спиртному. Его приемный отец выплатил только десятую часть долгов. По не мог оставаться в Шарлотсвилле в таком положении, и после окончания первого курса был вынужден вернуться домой.

Отношения с приемным отцом были окончательно испорчены, и будущий писатель поселился в местной таверне. На то время выпадает начало интенсивной литературной деятельности По. Его первой книгой стал сборник стихотворений “Тамерлан” и другие стихотворения”, изданный под псевдонимом Бостонец. Дебютный труд писателя согласился напечатать в 1827 году знакомый издатель Кэлвин Томас, однако эта работа не принесла молодому автору читательского признания.

Нехватка средств к существованию заставила начинающего поэта подписать пятилетний контракт с армией. Эдгар занимался оформлением документов, так как безупречно владел грамотой и имел аккуратный почерк. Через два года он получил звание главного сержанта.

Во время армейской службы По продолжает заниматься творчеством, сочиняя новые стихотворения и вынашивая мысль о создании очередного поэтического сборника. Очередная работа поэта увидела свет в конце 1829 года. Прослужив два года, Эдгар уволился из армии, а в 1930 году поступил в военную академию Вест-Пойнт. Кадетская жизнь молодого человека была непростой, но полученный опыт помог Эдгару быстро освоиться со строгой армейской дисциплиной. Каждый день По был занят с утра до вечера, однако он умудрялся находить свободное время для творчества. В 1831 году Эдгар твердо решил посвятить свою жизнь литературному труду и покинуть академию.

После отчисления начинающий литератор отправился в Нью-Йорк, где вышел его третий поэтический сборник. Однако трудное материальное положение заставило поэта взяться за прозу — он решил принять участие в конкурсе на лучшую новеллу, призовой фонд которого составлял сто долларов. Результатом его литературных стараний стали работы “Метценгерштейн”, “Несостоявшаяся сделка”, “Существенная потеря” и некоторые другие. Однако результаты конкурса были неутешительными — Эдгар не победил. Но, несмотря на это, начинающий прозаик продолжал оттачивать свое мастерство в этом жанре. Его рассказы содержали элементы мистики и детектива — новые литературные веяния того времени. В 1932 году его прозаические работы составили сборник “Рассказы Фолио Клуба”, который так и вышел из печати.
В 1833 году был проведен следующий литературный конкурс, куда Эдгар послал шесть рассказов и одно стихотворение. Победу присудили рассказу По “Рукопись, найденная в бутылке”. После этого он стал ближе общаться с Джоном Кеннеди — известным критиком и писателем. Он стал литературным покровителем начинающего прозаика и помог ему с публикацией первых рассказов — “Береника” и “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля”. Вскоре Эдгар получил должность помощника редактора, однако страсть к спиртному стала причиной его увольнения. Через некоторое время По вновь обратился в издательство с просьбой о работе, и его приняли с условием, что он откажется от спиртного. В то время Эдгар ушел в литературную критику — он тщательно анализировал произведения известных авторов и бескомпромиссно сыпал на них обоснованными замечаниями, благодаря чему популярность его журнала выросла в разы.

На конец тридцатых — начало сороковых годов пришелся наиболее плодотворный период творчества писателя. Эдгар написал самую крупную работу — “Повесть о приключениях Артура Гордона Пима”, множество психологических и мистических рассказов, стихотворений и критических статей. Впервые громкую славу талантливый писатель получил после выхода из печати сборника новелл “Гротески и арабески” в 1839 году. Эдгар, проработавший редактором в нескольких изданиях, стал задумываться о выпуске собственного журнала, однако эта идея провалилась. В 1841 году прозаик выпустил первое детективное произведение, признанное одной из его лучших книг — “Убийство на улице Морг”.

В начале сороковых годов резко ухудшилось состояние здоровья жены Эдгара, что ввело писателя в глубокую депрессию и постоянные запои. В этот период По создает мрачные произведения в жанре хоррор. По читательским рейтингам, наиболее популярными стали работы “Сердце-обличитель”, “Черный кот”, “Преждевременное погребение”. Он периодически писал стихи, но основной формой для него остался рассказ. Наиболее популярное его стихотворение — “Ворон”, благодаря которому имя Эдгара По стало известно далеко за пределами США.

Слава прочно закрепилась за новой знаменитостью. По становится совладельцем престижного американского издания и читает лекции на литературную тематику, что приносило ему неплохой доход. Однако постоянные запои подрывали его репутацию. В 1947 году после смерти жены знаменитый писатель начал принимать наркотики, страдал постоянными нервными срывами. Он продолжал создавать рассказы и очерки, но былой работоспособности уже не было.

В 1949 году По нашли в бессознательном состоянии недалеко от железнодорожной станции Балтимора. Он скончался в больнице в возрасте сорока лет. Причина его смерти до сих пор остается загадкой. В честь легендарного литератора было открыто несколько памятников, выпущены памятные медали и учреждена премия его имени.

Творчество выдающегося американского писателя — это настоящий прорыв в литературе. Практически все книги Эдгара По — это новаторство и постоянные эксперименты с жанрами, как в поэзии, так и в прозе. Его работы повлияли на современный кинематограф — в середине XX столетия вышел ряд фильмов по произведениям прозаика. Кроме того, экранизациями эпизодов его рассказов дополняются многие современные кинокартины в жанре хоррора. Также некоторые работы По легли в основу музыкальных произведений — опер и симфонических поэм.

Если вы хотите читать онлайн книги Эдгара По на русском языке, приглашаем вас посетить нашу виртуальную библиотеку с бесплатными материалами. Последовательность книг в списке библиографии автора находится в порядке хронологии, поэтому вы легко найдете нужную работу. Скачать электронные книги писателя вы также можете абсолютно бесплатно, воспользовавшись форматами fb2 (фб2), txt (тхт), epub и rtf.

Все книги Эдгара По

Серия книг — Истории Огюста Дюпена

  • Убийство на улице Морг
  • Тайна Мари Роже
  • Украденное письмо

Серия книг — Билингва. Слушаем, читаем, понимаем

  • Убийство на улице Морг / The Murders in the Rue Morgue (+MP3)

Серия книг — Коллекция «Гарфанг»

  • Сообщение Артура Гордона Пима (сборник)

Серия книг — Народная поэзия

Серия книг — Зарубежная классика (АСТ)

  • Золотой жук (сборник)

Серия книг — Золотая библиотека детектива

  • Четверо Благочестивых. Золотой жук (сборник)

Серия книг — Classical literature (Каро)

  • Заживо погребенный. Книга для чтения на английском языке

Серия книг — Метод обучающего чтения Ильи Франка

  • Английский с Эдгаром По. Падение дома Ашеров / Edgar Allan Poe. The Fall of the House of Usher

Серия книг — Школьная библиотека украинской и зарубежной литературы

  • Колодец и маятник. Рассказы

Серия книг — Коллекция классического детектива

  • Золотой жук (сборник)

Серия книг — Мастера магического реализма (АСТ)

  • Миры Артура Гордона Пима. Антология

Серия книг — Бестселлер на все времена

  • Очень страшные истории / Best Horror Stories

Серия книг — Переверни и читай

  • Портрет Дориана Грея. Падение дома Ашеров (сборник)

Серия книг — Миры Эдгара По

  • Падение дома Ашеров (сборник)
  • Человек толпы (сборник)

Серия книг — Издание с параллельным текстом

  • Золотой жук / The Gold-bug (сборник)

Без серии

  • 100 стихотворений, которые растрогают самых суровых мужчин (сборник)
  • 100 стихотворений о любви
  • Заколдованный замок. Сборник

ЭДГАР АЛЛАН ПО

Сейчас в Америке портреты Эдгара Аллана По можно увидеть повсюду: на стенах книжных магазинах, на пивных бутылках… Однако так было не всегда. Самый переводимый на разные языки мира писатель Америки умер без гроша в кармане и был нелюбим и отвергаем собственной страной. За реабилитацию его имени и возведение Эдгара По в ранг литературной иконы следует благодарить французов. Спасибо вам, французы!

Эдгар Аллан По был родоначальником мрачного и таинственного в литературе, его жутковатые рассказы и стихотворения, создающие гнетущую атмосферу, подготовили почву для появления впоследствии таких имен, как Говард Лавкрафт и Стивен Кинг. А еще Эдгар По боялся темноты. «Я верю, что демоны пользуются ночной темнотой, чтобы сбивать с пути доверчивые души, - как-то признался он другу. - Хотя ты же знаешь, - торопливо добавил он, - в демонов я не верю». Может быть, По просто чувствовал, что живет под темными грозовыми тучами судьбы. И не нам его за это винить. По осиротел, когда ему было всего три года. Мальчика взяли на воспитание Джон и Фрэнсис Алланы - зажиточная пара из города Ричмонда, штат Виргиния. Именно взяли на воспитание, а не усыновили, потому что заносчивый Джон Аллан не желал, чтобы сын каких-то театральных актеров пятнал его безупречное семейное древо. Тем не менее По присоединил фамилию приемного отца к своему имени. Он также унаследовал и некоторые черты характера самодовольного Джона Аллана.

Аллан был скуп не только на отеческую любовь, но и на деньги. Отличительным знаком короткой жизни Эдгара По стали нищета и лишения. В университете его карточные долги неуклонно росли - он мечтал отыграться и разбогатеть, чтобы денег хватало на все (и в особенности на алкоголь, который он тогда употреблял в громадных количествах). Когда Эдгар По в 1830 году поступил в Военную академию в Вест-Пойнте, ситуация повторилась. Юноша только позорил военную форму, проводя большую часть времени с бутылкой в обнимку и придумывая, что бы такое сделать, чтобы его отчислили. В январе 1831 года он наконец добился своего. По не выполнял отданные ему приказы и не появлялся на строевой подготовке, за что и был исключен с формулировкой «за пренебрежение долгом». За Эдгаром По до сих пор остается сомнительное двойное звание единственного крупного американского писателя, поступившего в Вест-Пойнт, и единственного, кого оттуда вышвырнули.

Жизнь По складывалась по образцу классического, скатывающегося все ниже и ниже пьяницы. Товарищ по колледжу писал, что его «страсть к крепким спиртным напиткам была столь же явной и столь же странной, как и страсть к азартным играм… он не смаковал напиток, не отпивал его по чуть-чуть, а сразу хватал полный стакан и опрокидывал его в глотку одним махом». Этого одного стакана обычно хватало, чтобы погрузить будущего писателя в алкогольное отупение. Отчасти виной тому были субтильное телосложение и болезненность. Когда По поступил в Вест-Пойнт, он выглядел таким хлипким и настолько старше своих лет, что курсанты шутили, будто вместо По пришел учиться его приемный отец. Джон Аллан, сытый по горло выходками своего воспитанника, отрекся от него и объявил: стоит только ноге Эдгара ступить на земли Алланов, как его тут же арестуют.

Лишенный и денег, и семьи, По переехал в Балтимор к своей тетке Марии Клемм. В это же время он начал писать рассказы для журналов. В 1836 году, когда Эдгару было 27 лет, он женился на своей тринадцатилетней кузине Вирджинии, дочери Марии Клемм. Свадьбе предшествовали три года весьма странных ухаживаний, и все эти три года Эдгару со всех сторон твердили, что жениться на столь юной особе не пристало. Молодая пара много раз переезжала: в Нью-Йорк, в Филадельфию, снова в Нью-Йорк. По всегда на один шаг опережал своих кредиторов и всегда был в одном глотке от трехдневного запоя. Едва только литературная карьера По пошла в гору, его жена заболела туберкулезом и умерла.

Жизнь Эдгара По была сущим кошмаром и окончилась соответствующе. В конце сентября 1849 года он отправился в Нью-Йорк и по пути остановился в Балтиморе. Здесь он исчез на пять дней. Его подобрали на улице у входа в ирландскую таверну. По был без сознания, пьян как сапожник и одет в какие-то лохмотья, причем явно с чужого плеча. Эдгара доставили в больницу Вашингтонского колледжа, где бредящий стихотворец провел два дня, призывая загадочного человека по имени Рейнольдс и умоляя лечащего врача вышибить ему мозги. Наконец, крикнув с одра: «Господи, прими мою бедную душу!» - он откинулся навзничь и умер.

Никто так и не знает, что произошло за те пять выпавших из его жизни дней. Есть предположение, что его похитила шайка мошенников, как-то связанных с выборами в мэрию Балтимора, и, накачав спиртным, заставила наполнять избирательные урны. Губительное воздействие ударной дозы алкоголя могло наложиться на какое-то заболевание, например, сифилис, диабет или даже бешенство. Как бы то ни было, смерть По была не из приятных - впрочем, как и его репутация, сложившаяся во многом благодаря его первому биографу, редактору Руфусу Гризволду, озлобившемуся на По, после того как тот раскритиковал его работу в прессе. «Мемуары» Гризволда, изданные в 1850 году, изображают По деградировавшим наркоманом, который состоял в кровосмесительной связи со своей собственной теткой. Это было насквозь фальшивое, дешевое посмертное сведение счетов, однако оно сыграло свою роль. Должно было пройти несколько десятилетий, прежде чем По (не без помощи французской стороны) был причислен к пантеону великих американских писателей.

СКОПИЩЕ СТРАХОВ

Ничего удивительного, что По боялся темноты. Ведь он в буквальном смысле учился на кладбище. Его отдали в частную школу, и класс, в котором проходили занятия, примыкал к кладбищу. Школа была слишком бедна, чтобы

закупить учебники, и директор проводил уроки математики на улице, прямо среди могил. Каждому ученику надлежало выбрать памятник, а затем подсчитать, сколько лет прожил усопший, вычтя из года смерти год рождения. В том же «радующем глаз» окружении проходили и уроки физкультуры. При поступлении в школу каждому ученику вручали маленькую деревянную лопату. Если во время учебного года кто-то из местных прихожан умирал, детей отправляли копать могилу - это были своего рода оздоровительные спортивные упражнения.

МОЛВИЛ ВОРОН: «ТЫ ПОПАЛ!»

Эдгар По весьма гордился своим «Вороном», называя его «величайшим стихотворением за все времена». (Скромность явно не входила в число его главных достоинств.) Однако на этом произведении По так ничего и не заработал, и все из-за его некомпетентности в области авторского права. Эдгар По мечтал как можно скорее увидеть свое творение опубликованным и потому отдал его в газету «Нью-Йорк Ивнинг Миррор», не зная, что таким образом он теряет все права на произведение. Теперь кто угодно мог перепечатать «Ворона», не платя автору ни цента, чем многие и воспользовались. Когда По наконец дозрел до того, чтобы выпустить «Ворона» отдельным изданием, эту книжку никто не стал покупать - настолько стихотворение было уже растиражировано.

ПИТОМЕЦ ДИККЕНСА

Прототипом знаменитого ворона из стихотворения Эдгара По был пернатый питомец английского писателя Чарлза Диккенса. Грип, говорящая птица Диккенса, появляется в качестве персонажа в его детективно-историческом романе «Барнеби Радж», который Эдгар По прочитал в 1841 году. По хвалил Диккенса за использование образа говорящего ворона, однако считал, что птица должна занимать в сюжете более заметное место.

Когда Диккенс и По встретились в первый и единственный раз - в 1842 году, - птица уже умерла. Хозяин случайно оставил открытую бутылку с краской, и ворон отпил оттуда. Диккенс поведал эту печальную историю Эдгару По, а тот, вернувшись домой, вставил зловещего говорящего ворона в стихотворение «Линор», которое было написано ранее и лежало в столе без дела. «Линор» прекрасно рифмовалось с «nevermore», то есть «никогда», - именно это слово затем прославилось, став многократно повторяемой мантрой пророчащего ворона из - кто бы мог подумать! - стихотворения «Ворон».

КОГДА ПОЭТЫ ДЕРУТСЯ

Нет на свете ничего интереснее, чем склоки в поэтической среде. В случае с Эдгаром По мальчиком для битья стал известный поэт Генри Лонгфелло, автор «Песни о Гайавате». По причинам, которые и теперь, два столетия спустя, остаются неизвестными, Эдгар По сменил свое отношение к Лонгфелло, его личности и его поэзии с умиления и восхищения на неприкрытую враждебность. В 1840 году По опубликовал язвительный отзыв на последнюю поэму Лонгфелло, обвинив автора в плагиате и заимствованиях у лорда Альфреда Теннисона. Когда за выпадом не последовало никакой реакции, По заявил, что Лонгфелло воровал стихи и у него самого. Разразилась так называемая «война с Лонгфелло». К несчастью для По, это была всего лишь пустая трата сил. Ему так и не удалось собрать убедительные улики, доказывающие, что Лонгфелло был плагиатором, а его знаменитый соперник благодушно игнорировал необоснованные нападки более молодого собрата по перу. После смерти По Лонгфелло очень тепло о нем отозвался, добавив: «Резкость его критики я всегда считал не чем иным, как раздражением чувствительной натуры, которое было подогрето бесконечной нетерпимостью к дурному». Туше!

ЭДГАР ПО В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ УЧИЛСЯ НА КЛАДБИЩЕ. ОН ОСВАИВАЛ АЗЫ МАТЕМАТИКИ, СКЛАДЫВАЯ И ВЫЧИТАЯ ДАТЫ НА МОГИЛЬНЫХ КАМНЯХ.

ВВЕРХ И ВДАЛЬ

Эдгар По не чурался журналистских уток, особенно когда в кармане было пусто. В апреле 1844 года поиздержавшийся По продал нью-йоркской газете «Сан» материал о первом перелете на воздушном шаре через Атлантику. «Главная проблема наконец решена! - торжествующе писал он. - Воздух, земля и океан покорены силами науки, и вскоре путешествовать по ним человеку станет так же просто, как проехаться по обычной дороге». Изящная, невероятно хорошо продуманная статья объемом в пять тысяч слов детально описывала аэростат, пилота (настоящего пилота по имени Монк Мейсон, летавшего на воздушных шарах) и само путешествие. Есть только одна маленькая загвоздка: вся статья от первого до последнего слова была выдумкой. На следующий день газета напечатала опровержение: «Письма с юга… не принесли подтверждений о прилетевшем из Англии аэростате… мы вынуждены заключить, что информация была ошибочной».

СУДЬБА ПАМЯТНИКА

Черные тучи неудач, висевшие над головой Эдгара По на протяжении всей его жизни, не рассеялись и после смерти. Памятник на его могиле был сбит сошедшим с рельсов поездом. До 1875 года, когда его тело было эксгумировано и перезахоронено, писатель покоился под табличкой с надписью «№ 80».

ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ!

Каждому, кто собирается выпустить на рынок какие-нибудь товары для кухни с символикой или именем Эдгара По, не мешает помнить о существовании такой таинственной фигуры, как «По Тостер». Начиная с 1949 года этот незнакомец, облаченный в черный плащ, приходит на могилу По в ночь, когда родился поэт. «Кладбищенский фанат» - это словосочетание можно было бы отнести к какому-нибудь персонажу из жутковатых рассказов По, но кладбищенские сторожа (как и многочисленные ученые, спорящие насчет его личности) подтвердят вам, что этот человек абсолютно реален. Ритуал всегда один и тот же: человек поднимает тост за покойного, а потом уходит, оставив на могиле в знак признания полупустую бутылку коньяка и три красные розы. Почему три розы? Они могут символизировать самого По, его приемную мать и его жену - все они захоронены на одном участке. Почему коньяк? Никто не знает. Для чего вообще все это? Никто так и не попытался подойти к таинственному человеку и спросить - любопытствующих удерживают как уважение к По, так и мрачная торжественность ежегодного ритуала.

НА КАЖДОГО НАЙДЕТСЯ КРИТИК

Фигура По словно бы невольно разделила литературное сообщество. Одни, как, например, французы, почитают его чуть ли не богом. Другие терпеть не могут ни его самого, ни его произведения. Среди самых именитых противников Эдгара По - поэт Томас Стернз Элиот, по мнению которого, По обладал «умом крайне талантливого подростка», Марк Твен, однажды заметивший: «Что до меня, то его прозу просто невозможно читать - как и прозу Джейн Остин» (редкий случай, когда в одном пассаже «опускают» сразу двоих!), - и поэт Уистен Хью Оден, который в своей критике перешел на личности, обозвав По «недомужчиной, чья личная жизнь по большей части заключалась в том, чтобы прикидываться жертвой и плакаться кому-нибудь в жилетку».

РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

Актер Эдгар Аллан По IV, прямой потомок мастера ужасов, извлек немалую выгоду для своей карьеры, пользуясь именем великого предка. По-четвертый сыграл По-первого в фильме «Обезьянья кость» и в одном из эпизодов сериала «Сабрина - маленькая ведьма» (1999). А в те периоды, когда По-четвертый не изображал своего прославленного предка, он специализировался на ролях безумных маргиналов и карнавальных зазывал в таких фильмах, как «Сексуальные марионетки» и «Оливер-извращенец».

КАК НАСЧЕТ ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА?

В 1996 году в Балтимор после почти тридцатилетнего отсутствия вернулся профессиональный американский футбол. Чтобы выбрать подходящее имя для новой команды, был даже организован конкурс. Название «Вороны» (в память о самом известном из балтиморцев) одержало верх над такими вариантами, как «Мародеры» и «Американцы». Два года команда обходилась без собственного талисмана, зато в августе 1998 года их появилось сразу три. Перед предсезонной игрой с «Филадельфийскими орлами» на поле провели длинную и замысловатую церемонию, в ходе которой из огромных яиц «вылупились» три ворона. Вот они в порядке появления: Эдгар - «высокий, сильный и спортивный ворон с длинными колышущимися перьями и острым пристальным взглядом», Аллан - «маленький, костлявый, но подвижный» и По - «полноватый, ленивый, однако неотразимо обаятельный». До сих пор ни один из этой троицы не обнаружил пристрастия к алкоголю, которое было главной чертой писателя.

Из книги Наука дальних странствий [Сборник] автора Нагибин Юрий Маркович

Из книги Майн Рид: жил отважный капитан автора Танасейчук Андрей Борисович

Филадельфия: Эдгар Аллан По и другие Даже нашего современника - человека, привыкшего преодолевать огромные расстояния, перемещаясь на автомобилях, поездах и самолетах, - не может не удивлять поразительная мобильность Майн Рида, масштабность передвижений будущего

Из книги Бодлер автора Труайя Анри

Глава XIII. ЭДГАР ПО С тех пор как в Балтиморе в 1849 году умер Эдгар По, призрак американского мечтателя-мистика не покидал Бодлера. На каждом повороте своей жизни французский поэт обнаруживал какое-нибудь сходство между собой и покойным автором. У Бодлера складывалось

Из книги Близкие и далекие автора Паустовский Константин Георгиевич

ЭДГАР ПО В конце сентября 1849 года в вагоне поезда, только что отошедшего из Балтиморы в Филадельфию, кондуктор заметил низенького, худого человека в потрепанной одежде. Человек этот лежал без сознания. Когда он пришел в себя, кондуктор высадил его на первой же станции и

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

ЭДГАР АЛЛАН ПО (1809-1849) Знаменитые слова шекспировского Ромео «Судьба играет мной!» как никому подходят самому великому писателю Америки Эдгару Аллану По. Человек, преследуемый роком, – вот, пожалуй, самое точное определение его жизненного пути. Порой кажется, что самые

Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон

Эдгар Давидс Март 1999 годаПоследний раз я общался с Эдгаром Давидсом на тему моды.«Ты! - сказал он на своем афроамериканском английском. - Ты плохо одет! Я о тебе, чувак!» Конечно, полузащитник «Ювентуса», которому через месяц предстоит встреча с «Манчестер Юнайтед» в

Из книги Иван Ефремов автора Ерёмина Ольга Александровна

Аллан Квотермейн в Херсоне Мать надеялась найти спокойное пристанище, но вихрь Гражданской войны уже закружил семью в своём водовороте.Иван Антонович вспоминал:«Из гимназии запомнились строки Т. Г. Шевченко: Було колись на Вкраіні Ревіли гармати, Були колись

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

Ворон Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe) (19 января 1809, Бостон - 7 октября 1849, Балтимор) В 1839 году писатель Эдгар По опубликовал повесть с длинным названием: «Повествование Артура Гордона Пима из Нантакета». Сюжет книги таков. Главный герой Артур Пим прячется в трюме корабля, который

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

КЕЙСИ ЭДГАР (род. в 1877 г. – ум. в 1945 г.) Американский ясновидящий, целитель, пророк и христианский мистик. Обладал способностью входить в измененное состояние сознания, – ложась на кушетку, закрывая глаза, складывая руки на животе, – при котором ему становилась

Из книги автора

СПИЛБЕРГ СТИВЕН АЛЛАН (род. в 1946 г.) Знаменитый американский кинорежиссер, сценарист, продюсер и актер, один из самых богатых людей Америки, которого часто называют «Биллом Гейтсом от кинематографа». Основная фигура нового американского кино, чья оригинальная манера

Из книги автора

ЭДГАР АЛЛАН ПО Сейчас в Америке портреты Эдгара Аллана По можно увидеть повсюду: на стенах книжных магазинах, на пивных бутылках… Однако так было не всегда. Самый переводимый на разные языки мира писатель Америки умер без гроша в кармане и был нелюбим и отвергаем

Из книги автора

Эдгар По В конце сентября 1849 года в вагоне поезда, только что отошедшего из Балтиморы в Филадельфию, кондуктор заметил низенького, худого человека в потрепанной одежде. Человек этот лежал без сознания. Когда он пришел в себя, кондуктор высадил его на первой же станции и

Интенсивный духовный поиск, характеризующий национальную культуру 1830—1850-х годов и ставший затем одной из традиций литературы США, художественно и разнообразно преломился в целом ряде произведений американской словесности периода романтического гуманизма.

Философские размышления о природе человека и конструкции мироздания, смешанные с научной сенсационностью текущего дня и обостренным интересом к "темным" силам духовной сферы и "бесу противоречия" в человеческом сознании, вызвали к жизни самые причудливые из "арабесок" Эдгара По (писатель делил свои новеллы на "гротески", пародийно-комические, и "арабески", страшные истории). Материалом для "арабески" могла бы послужить (и часто служит — в интерпретации многих биографов) сама жизнь прозаика, поэта, литературного критика и теоретика литературы, одного из крупнейших американских романтиков Эдгара Аллана По (1809—1849).

Занимающий прочное место в одном ряду с Н. Готорном и Г. Мелвиллом, Э. По предстает тем не менее фигурой энигматической и в определенном смысле обособленной. По сей день исследователи его творчества теряются перед лицом странностей и противоречий его жизни и множества интерпретаций, которым поддаются (если поддаются вообще) его произведения. В критической литературе существует даже термин "загадка Эдгара По". Его считают мистиком и рационалистом, символистом и эстетом, предтечей декаданса и модернизма, певцом разума и безумия — и ко всему этому имеются одинаковые основания.

"Миф Э. По" начал создаваться сразу после его смерти литературным душеприказчиком и другом поэта Руфусом Грисуолдом, публично заявившим в печати, что жизнь По была вместилищем всевозможных пороков и примером сатанинской гордыни. Совершенно иначе воспринял его крупнейший французский поэт Шарль Бодлер, открывший "неведомого американца" европейскому читателю. Он полагал, что "толпа" не могла простить Эдгару По презрения к себе, что Америка была для поэта "громадным варварским загоном, освещенным газом", где тот "лихорадочно метался, как существо, рожденное дышать в мире с более чистым воздухом". Действительно, для романтической легенды, созданной Бодлером, биография По давала все основания: его жизнь была короткой, болезненно интенсивной и трагической.

Э. По появился на свет в Бостоне, где в то время обретались его родители, странствующие актеры. Вскоре после прибавления семейства (Эдгар был вторым ребенком) отец их покинул; мать умерла через два года в Ричмонде, куда привели ее актерские дороги. Осиротевших детей приютили добрые люди; Эдгара взялся опекать (но не усыновил официально — как отпрыска особ сомнительной профессии) богатый табачный торговец Джон Аллан.

Приемыш сопровождал чету Алланов в их длительном путешествии в Англию, где и закончил школьное обучение; они вернулись, чтобы По мог получить блестящее образование в Виргинском университете, как это было принято в лучших ричмондских семьях. Здесь-то и проявилась "дурная наследственность" Э. По, которой все время опасался Джон Аллан: подросток абсолютно не интересовался табачным экспортом и писал стихи. Кроме того, за первый же семестр он умудрился наделать кучу долгов. Аллан отказался их платить и забрал Э. По из университета.

Ссора с опекуном привела к тому, что в 1827 году юный поэт уехал в Бостон, центр издательского дела, где за свой счет крошечным тиражом в 50 экземпляров анонимно опубликовал свою первую книгу "Тамерлан и другие стихотворения". Она прошла практически незамеченной и, решив круто переломить судьбу, По записался в армию, а затем, разорвав контракт, в 1830 году поступил в Военную Академию США Вест Пойнт: стать южным "офицером и джентльменом" казалось заманчивее, чем быть рядовым. Однако весьма скоро обнаружилось, что вести жизнь джентльмена ему не удастся.

Умерла госпожа Аллан, ангел-хранитель его детства и единственное звено, связывавшее По с Джоном Алланом. Преуспевающий торговец, женившийся вторично и ожидавший прибавления семейства (вскоре он обзавелся тремя детьми), наотрез отказался усыновить его. Рассчитывать на наследство не приходилось, и Э. По, пробыв в Академии лишь семь месяцев, намеренным нарушением воинской дисциплины спровоцировал свое исключение. Разрыв с Алланом был полным и окончательным; в двадцать два года По остался совершенно один и практически без средств к существованию. Скитания поэта по разным городам Америки начались еще тогда, когда он впервые оставил дом своего опекуна; теперь же он отправился в Нью-Йорк, где каким-то образом сумел издать вторую книгу "Аль Аараф, Тамерлан и другие стихотворения" (1830), а затем на деньги, собранные для него товарищами по Вест-Пойнту, — сборник "Стихотворения" (1831), посвященный "всем курсантам армии США".

Америка тех лет, однако, не слишком поощряла юных, блестящих и непонятных поэтов, в ней, зато, процветало издательское дело, и По взялся редактировать журналы. В 1831 он устроился и до 1835 года работал в Балтиморе, где обнаружилась его родня — тетка по отцу, вдовая миссис Клемм с дочерью Вирджинией. Тогда же По обратился и к краткой прозе. Он быстро усвоил неписаное, но четкое правило, которому должны были подчиняться произведения, предназначенные для публикации в популярной прессе: минимальный объем при максимальном и непосредственном воздействии на читателя.

К 1835 году двадцатишестилетний писатель уже заслужил репутацию мастера популярной прозы, и был приглашен помощником главного редактора в солидный ричмондский журнал "Южный вестник". В том же году он женился на Вирджинии Клемм, которая, хоть и была еще тринадцатилетним подростком, обещала со временем стать прекрасной женщиной. Тонкая, бледная, темноволосая и темноокая, поэтически настроенная, она казалась воплощением романтического идеала. Кроме того, она была самой близкой и родной ему душой в этом мире; ум же и эстетические пристрастия юной кузины По сформировал сам, по собственному образу и подобию, единолично — по безденежью семьи — занимаясь ее образованием с начала своего балтиморского периода.

В Ричмонд супруги По перебрались вместе с миссис Клемм, ставшей неизменным третьим членом их семьи. "Странный" брак скандализировал общественность, а резкий и неуживчивый характер Э. По довершил дело, и через год он был уволен. В дальнейшем маленькое семейство продолжало постоянно переезжать с места на место, меняя один город на другой. Им фатально недоставало денег; По сотрудничал в нескольких журналах сразу, но доход был слишком мал, чтобы содержать жену и тетку. К тому же в 1842 году Вирджиния заболела туберкулезом, и потребовались средства на ее лечение. Крайне непрактичный и резкий, По неоднократно терял работу; постепенно он привык гасить внутреннее напряжение алкоголем. Критики не перестают удивляться, как он вообще сумел написать свои произведения. А между тем именно в этот период он создал все свои шедевры в новеллистике и поэзии.

Несмотря на сомнительную репутацию Э. По как человека, читатели и критики не могли не оценить потрясающей силы воздействия его произведений.

В 1847 году, после пяти лет медленного угасания, когда надежда на выздоровление вновь и вновь сменялась отчаянием, Вирджиния умерла, и Э. По быстро и неудержимо начал катиться вниз: он стал еще больше пить, приступы острой тоски чередовались с лихорадочной деятельностью (чтением публичных лекций, перепиской по поводу проектов новых предприятий и т.д.). Врачи заключили, что у него локализованное воспаление мозга.

Поразительно, что на это время приходится новый взлет таланта Э. По. Движимый постоянной для него потребностью записывать все, что терзает его сознание, в 1847—1849 годы он создает свои лучшие стихотворения "Улялюм" и "Аннабель Ли", начинает работать над философской поэмой в прозе "Эврика". Этот взлет оказался кратковременным: По пережил Вирджинию всего на два года. Осенью 1849-го его в бессознательном состоянии нашли на балтиморской улице (он направлялся на поезде в Филадельфию по издательским делам, но почему-то сошел в Балтиморе) и доставили в госпиталь, где он через четыре дня скончался. Он умер от усталости, от физического, нервного и психического истощения в возрасте, когда человек обычно переживает расцвет сил.

Действительно, судьба, казалось, преследовала его с редким упорством; начиная с рождения и до могилы, ему сопутствовали потеря близких и непонимание окружающих, временами открытую травлю со стороны широкой общественности. Образ жизни По не соответствовал общепринятым моральным стандартам: он женился на тринадцатилетней девочке, своей двоюродной сестре, он пил и он отличался резкостью суждений и отсутствием патриотизма. Э. По был похоронен на балтиморском кладбище, и его могила оставалась безымянной в течение двадцати шести лет. Лишь в 1875 на ней поставили надгробный камень; американскую литературу на этой церемонии представлял один только Уолт Уитмен.

Наследие По составляют 48 стихотворений, около 70 рассказов, две повести и несколько теоретико-литературных и философских сочинений — всего четыре поэтических и пять прозаических прижизненных сборников. Далеко не все произведения равноценны, так как многое писалось откровенно для заработка. Тем не менее вклад Э. По в развитие американской и мировой поэзии и прозы неоспорим и очень весом. В эссе "Основы стиха", "Философия творчества", "Поэтический принцип" он теоретически разработал основы стихосложения.

Он создал теорию новеллы, изложив ее в трех статьях о Готорне (опубликованы в 1840-е годы), где определялись необходимый объем произведения (в меру краткий), его задача (достижение "единого эффекта" — эмоционального и интеллектуального) и основные принципы (определенность — в отличие от принципа неопределенности в поэзии, оригинальность и новизна — литературная и философская, достоверность, которая должна присутствовать даже в самых фантастических построениях). В стране, где литературной теории как таковой не существовало, роль этих сочинений была весьма велика: они научили нацию, как следует писать и читать художественные произведения.

Стихотворения Э. По указали путь новой символистской поэзии, в которой важно настроение, а не смысл, и огромное значение имеет поэтическая техника, эксперимент — иногда ради самого эксперимента. По-новеллист разработал в своем творчестве целый ряд жанровых разновидностей. Это "страшные" рассказы, или "арабески", ныне часто именуемые "психологическими" новеллами, ибо их воздействие связано не столько с внешними обстоятельствами и антуражем, сколько с мраком и бездной, открывающимися в душе героя. Таковы "Падение дома Ашеров", "Лигейя" , "Вильям Вильсон", "Черный кот" и многие другие. Они опираются на традицию готического романа XVIII века и пролагают дорогу современной психологической прозе, а также массовой беллетристике "ужасов". Другая разновидность — сатирические новеллы (или "гротески"): "Без дыхания", "Черт на колокольне" и прочие.

По считается основоположником детектива: его логические истории (или "рационации"), в большинстве которых действует детектив Ш. Огюст Дюпен ("Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже", "Похищенное письмо" и др.) послужили платформой для творчества А. Конан Дойля с его Шерлоком Холмсом, А. Кристи с ее Эркюлем Пуаро, многих современных приверженцев жанра. В ряде новелл писателя, таких, как "Рукопись, найденная в бутылке", "Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля", усматривают прообраз научной фантастики Жюля Верна.

Эдгар По, полное имя которого Эдгар Аллан По, год рождения 19 января 1809 г. Поэт, критик и редактор. Творчество этого писателя – яркий пример американского романтизма.

Популярность приобрел в основном благодаря своим «мрачным» рассказам. Творчество этого писателя способствовало появлению такого жанра, как научная фантастика. Родители Эдгара были актерами бродячей труппы и скончались, когда мальчик был еще совсем мал. Мама у него была англичанкой, отец американцем ирландского происхождения. После смерти родителей, сироту усыновил зажиточный человек - купец Джон Аллан.

В детстве у Эдгара было все. Он учился в дорогом пансионе, затем поступил в колледж, который он закончил в 1826 г. С детства Эдгар По развивался очень хорошо, был физически силен и обладал страстным характером.

Богатая жизнь Эдгара По кончилась незадолго до того, как ему исполнилось 17 лет. В 1826 г. Джон Аллан сильно рассорился со своим приемным сыном из-за того, что не хотел выплачивать карточные долги Эдгара. С этого момента Эдгар Аллан По начал вести скитальческий образ жизни. Покинув дом, он уехал в Бостон. Уже, будучи в Бостоне он написал свой дебютный сборник стихов, под названием «Тамерлан и другие стихотворения», который так и не вышел в свет. Не имея приют, от безвыходности Эдгар пошел служить солдатом в армию, и, прослужив там год, попросил у приемного отца помощи, чтобы тот нанял заместителя, а Эдгар получил освобождение.

В итоге вновь свободный Эдгар По возвращается к поэзии. В 1829 г. он выпустил второй по счету сборник стихотворений. В 1830 г. по настоянию отца По поступает в Военную академию, чтобы закончить образование, но через год его исключают. Исключение приемного сына послужило поводом для очередной ссоры. Эдгар По уезжает в Нью-Йорк, где пишет уже третий сборник стихов.

С 1831-1833 г. писатель переживал очень сложный период в жизни, он жил в нищете.

В 1835 г. он женился на своей кузине Виргинии Клемм. С этого момента поэт много писал. До 1840 года он выпустил большое количество рассказов, поэм.

В 1847 г. жена Эдгара умирает, и поэт переживает серьезное потрясение. Последующие два года Эдгар По метался, испытывал радость успеха и горечь падения, терпел клевету и находился в полубезумном состоянии. Припадки алкоголизма довели писателя до сильного нервного расстройства и в итоге 7 октября 1849 г. он умер.

В истории поэзии и памяти Эдгар По останется как художник, который мог простым словесным словом отобразить неуловимый оттенок мысли и тонкие переживания.