Мангуп-Кале — пещерный город в Крыму. Феодоро: славная история и трагическая судьба православного княжества в средневековом Крыму Феодора крым

В начале XIII века, из потомков разных народов сложилась этническая группа – крымские греки, которые использовали для общения греческий язык, исповедовали православную христианскую веру и развивали византийскую культуру.

Это способствовало созданию отдельных христианских княжеств, самым крупным из них стало княжество Феодоро, основавшее свою столицу на . Благодаря расположению в практически неприступном месте, до конца XIV века, город успешно отражал набеги завоевателей.

Однако после набега хана Едигея, ставленника среднеазиатского правителя Тимура, столица княжества Феодоро до начала XV века лежала в развалинах и лишь после того, как Мангупским князьям удалось объединить местных феодалов в пределах юго-западного Крыма, начался новый этап развития княжества.

Находясь постоянно во враждебном окружении татар и генуэзцев, феодориты вынуждены были искать поддержку и союзников на стороне, с этой целью заключались династические браки представителей мангупского княжества с представителями знатных и влиятельных родов других государств, таких как Трапезунская империя, Валахия, Московское царство. Немало внимания уделялось укреплению православной веры, возрождались старые и строились новые храмы.

Для укрепления границ строились крепости, которые препятствовали проникновению генуэзцев вглубь полуострова. Рядом с генуэзскими крепостями , крепость Панеа и других, были построены крепости Камара и , крепость Фуна, крепость на горе Кошке.

В 1427 году мангупский князь Алексей, именуемый «владыкой Феодоро и Поморья», строит порт Авлита в устье реки Черной и восстанавливает для его защиты. Татары не мешали развитию порта, так как были заинтересованы в торговле с иноземными купцами.

В 1433 году феодориты захватили крепость Чембало, хотя через год итальянцам удалось ее отбить, феодориты отстояли свои владения и даже потеснили генуэзцев.

С у феодоритов складывались нормальные торговые отношения, скрепленные дружественным договором.

Турецкое нашествие привело к концу процветающего государства. Начавшаяся в 1475 году осада крепости, длилась пол-года. Город был разграблен, защитники убиты, а княжеская семья вывезена в Турцию. Мангуп стал резиденцией турецкого паши, здесь стоял турецкий гарнизон, а население города состояло в основном из караимов.

В XVIII веке жизнь в городе постепенно угасла, но остатки крепостных стен и руины до сих пор напоминают о былом могуществе православного города-государства Феодоро.

Ещё за пять столетий до Крещения Руси город Дорис, находившийся в южной (гористой) части был центром христианства этого обширного причерноморского края. Впоследствии вокруг него сложилось уникальное в своём роде княжество Феодоро, ставшее последним осколком некогда могущественной Византийской империи, и древний христианский город, сменив своё имя на Мангуп, стал его столицей.

Появление на юго-западе Крыма нового государства

Новое княжество образовалось вследствие разделения бывшей византийской колонии, находившейся в Крыму, и контролируемой небольшим греческим государством, называемым Трапезундом. К началу XIII века Константинополь в значительной степени утратил свою военную мощь, чем не замедлили воспользоваться жадные до чужого добра генуэзцы, захватившие северо-западную часть полуострова. В то же время на территории, неподконтрольной Генуе, образовалось самостоятельное государство, возглавляемое бывшим трапезундским наместником и получившее название княжество Феодоро.

Тайна Крыма скрыла от нас его имя, но известно, что этот человек принадлежал к династии Феодоров, на протяжении двух веков правившей в метрополии и давшей название вновь образованному княжеству. Основатель этого рода - Феодор Гаврас, византийский аристократ армянского происхождения, поднялся на вершину власти, после того как в неполные двадцать лет сумел единолично собрать ополчение и освободить Трапезунд от захвативших его турок-сельджуков, после чего стал его правителем. Власть передавалась по наследству, пока в результате придворных интриг династия не была оттеснена более удачливыми конкурентами из рода Комнинов.

Период расцвета бывшей византийской колонии

Как было сказано выше, к началу XIII века в Крыму, на территории, неподконтрольной генуэзцам, образовалось самостоятельное княжество Феодоро, получившее название по имени правящей в нём династии. Выйдя из подчинения своей бывшей метрополии и успешно отражая набеги многочисленных завоевателей, оно просуществовало в течение двух столетий, ставших эпохой расцвета православия и государственности на юго-западном побережье Крымского полуострова.

Территория княжества простиралась между современными городами Балаклавой и Алуштой, и его столицей стал город Мангуп, древняя крепость которого была построена ещё в V веке. До сих пор её развалины привлекают тысячи туристов, ежегодно съезжающихся в Крым. Принято считать, что в наиболее благоприятные периоды население княжества достигало ста пятидесяти тысяч человек, из которых практически все были православными. Княжество Феодоро в Крыму в этническом отношении состояло главным образом из греков, готов, армян, русских и представителей ряда других православных народов. Между собой они общались преимущественно на готском диалекте немецкого языка.

Роль беженцев в жизни горного княжества

Крымское княжество Феодоро стало прибежищем для многочисленных православных христиан, искавших в нём спасения от мусульманских завоевателей. В частности их значительный приток наблюдался после захвата турками-сельджуками Восточной Византии. В православные монастыри Мангупа - столицы Феодоры, переселялись монахи из горных обителей Каппадокии, разграбленных и уничтоженных врагами.

Важную роль в становлении и развитии государства сыграли армяне, бывшие жители города Ани, переселившиеся в Феодоро, после того как их родина была завоёвана турками-сельджуками. Представители страны с высоким уровнем культуры, эти беженцы обогатили княжество своим многовековым опытом в области торговли и ремёсел.

С их появлением были открыты многочисленные приходы Армянской православной церкви как в феодоритской, так и в генуэзской части Крыма. Со временем армяне стали составлять основную часть причём эта картина сохранялась даже после его завоевания Османской империей.

Подъём экономики и культуры феодоритов

Период с XIII по XV век не зря называют золотым веком этого государства. В течение двухсот лет княжество Феодоро сумело поднять на высочайший уровень строительное искусство, благодаря чему за этот сравнительно непродолжительный срок были возведены яркие образцы хозяйственной, храмовой и крепостной архитектуры. Во многом благодаря искусным мастерам, создававшим неприступные цитадели, феодоритам удавалось отражать бесчисленные нашествия врагов.

Крымское княжество Феодоро славилось своим сельским хозяйством, в особенности виноградарством и производством вина, отправляемого отсюда далеко за пределы государства. Современные исследователи, производившие раскопки в этой части Крыма, свидетельствуют о том, что практически во всех населённых пунктах ими были обнаружены хранилища вина и давильни винограда. Кроме того, феодориты славились как искусные огородники и садоводы.

Связи крымского государства с Москвой

Интересный факт - княжество Фодоро и его князья имели самые тесные связи с Древней Русью. Известно даже, что именно из горных районов Крыма берут своё начало несколько аристократических фамилий, сыгравших заметную роль в истории нашего государства. Например, боярский род Ховриных произошёл от переехавших в XIV веке из Мангупа в Москву нескольких представителей правящей там династии Гаврасов. В России им на протяжении нескольких веков был доверен контроль над важнейшей областью государственной жизни - финансами.

В XVI веке от этой фамилии отделились две ветви, представители которых также отмечены в российской истории, - это Третьяковы и Головины. Но наиболее известна у нас мангупская княжна ставшая женой великого князя Московского Ивана III. Таким образом, есть все основания говорить о той роли, которую сыграло княжество Феодоро и его князья в истории России.

Прочие международные связи государства Феодоро

Кроме Древней Руси был и ещё целый ряд государств, с которыми имело политические и экономические связи княжество Феодоро. История позднего средневековья свидетельствует о его тесных династических связях с большинством правящих домов Восточной Европы. Например, княжна Мария Мангупская - родная сестра феодорского правителя, стала женой господаря Молдавии Стефана Великого, а её сестра обвенчалась с наследником трапезунтского престола.

Жизнь в окружении врагов

Оглядываясь в историю, невольно задаёшься вопросом: каким образом маленькое горное княжество могло длительное время противостоять столь грозным завоевателям, как татарские ханы Едигей и Ногай? Несмотря на то что противник имел многократный численный перевес, он не только не сумел достичь своей цели, но и, понеся значительные потери, был отброшен за пределы государства. Лишь впоследствии некоторые районы страны оказались под его контролем.

Православное княжество Феодоро в Крыму, являвшееся к тому же одним из последних осколков Византии, вызывало ненависть и у генуэзских католиков, и у крымских ханов. В связи с этим его население жило в постоянной готовности к отражению агрессии, но долго так продолжаться не могло. Маленькое государство, окружённое со всех сторон врагами, было обречено.

Вторжение на полуостров турецких завоевателей

Нашёлся противник, против которого княжество Феодоро оказалось бессильным. Это была Османская Турция, полностью захватившая к тому времени Византию и устремившая свои взоры на её прежние колонии. Вторгшись на турки без особого труда захватили земли, принадлежавшие генуэзцам, а местных ханов сделали своими вассалами. Очередь была за феодоритами.

В 1475 году Мангуп - столица княжества Феодоро, подвергся осаде отборных турецких частей, усиленных к тому же войсками их вассалов, крымских ханов. Во главе этой многотысячной армии стоял Гедик Ахмед-Паша, успевший к тому времени прославиться своими победами на берегах Босфора. Оказавшаяся в плотном кольце врагов, столица горного государства в течение пяти месяцев отражала их натиск.

Трагическая развязка

В обороне города кроме его жителей принимали участие триста воинов, направленных туда молдавским господарем Стефаном Великим, женатым на мангупской княжне Марии и, таким образом, имевшем в Феодоре родственные связи. Этот отряд молдаван вошёл в историю как «триста спартанцев Крыма». Ему при поддержке местных жителей удалось разгромить элитный османский корпус - полк янычар. Но из-за численного превосходства врага исход дела был предрешён.

После длительной обороны Мангуп всё же оказался в руках врагов. Не сумев добиться успеха в открытом бою, турки прибегли к испытанной тактике - перекрыв все пути доставки продовольствия, они взяли город и его крепость измором. Из пятнадцати тысяч жителей столицы половина была сразу уничтожена, а остальные угнаны в рабство.

Потомки феодоритов

Уже после того как пал Мангуп и установилось османское владычество, ещё в течение нескольких веков сохранялись православные общины на землях, где прежде находилось княжество Феодоро. Трагедия, разыгравшаяся здесь, лишила их многих возведённых ранее храмов и монастырей, но не заставила отказаться от религии своих отцов. Потомки тех, кто прежде населял это канувшее в вечность государство, сумели сохранить прекрасные традиции садоводства, виноградарства.

Они по-прежнему выращивали хлеб и занимались ремёслами. Когда же в XVIII веке Екатерина II издала указ о переселении всего христианского населения на территорию России, тем самым нанесла непоправимый удар по Переселенцы же на новой родине дали начало двум самостоятельным национальным образованиям - приазовским грекам и донским армянам.

Забытое прошлое

Княжество Феодоро, история которого ограничивается всего лишь двумя столетиями, сумела пережить свои некогда могущественные метрополии Трапезунт и даже Константинополь. Став последним бастионом православия в Крыму, княжество долгие месяцы противостояло натиску превосходящих сил противника и пало, лишь исчерпав все возможности продолжать сопротивление.

Вызывает огорчение тот факт, что подвиг этого бесстрашного народа практически не сохранился в памяти потомков. Мало кому известно даже как называлась столица крымского княжества Феодоро. Современные жители, населяющие этот район, крайне слабо осведомлены о героических событиях, разыгравшихся в нём пять с половиной веков назад. Лишь туристы, посещающие развалины древней крепости, слушают о них рассказы гидов и читают краткую информацию в предлагаемых им красочных буклетах.

СИМФЕРОПОЛЬ, 10 июл - РИА Новости (Крым). История княжества Феодоро, или как его еще называют историки Мангупским княжеством, изучена достаточно хорошо. Раскопки на горе Баба-Даг, что в переводе означает Отец-гора, начались в первой половине XX века и продолжаются до сих пор, открывая историкам все новые и новые тайны этого последнего оплота Византийской империи. О дипломатических взаимоотношениях и жизни феодоритов в средние века — в материале корреспондента .

Феодоро не от Феодоры

Средневековое христианское княжество, сформировавшееся из бывших византийских, а затем трапезундских владений, было создано на юго-западе Крымa со столицей в городе Мангупе, официально существовавшее в XIV—XV веках, а фактически с 1140, когда сюда из Трапезунда был прислан византийский топарх (наместник — ред.) по имени Феодор Гаврас, по 1475 годы. Свое название княжество получило благодаря ему. Расцвет княжества пришелся на 1420-е годы, когда оно получило международное признание и успешно противостояло генуэзцам. В эпоху своего расцвета Феодоро имело довольно широкие международные связи.

Согласно описи, в княжестве насчитывалось 30 000 домохозяйств. Население княжества состояло в основном из греков, крымских готов и алан, исповедовавших православие и подвергшихся разной степени эллинизации. Гаврасы, ставшие во главе территории будущего княжества после 1223 года, имели армяно-трапезундское происхождение. Проживали также и караимы. После захвата княжества Османской империей большая часть его почти 200-тысячного населения подверглась разной степени исламизации и тюркизации, часть уехала на Кавказ.

Княжество занимало западную часть горного Крыма и полосу южного берега от Ямболи (Балаклавы) до Алустона (Алушты). Буфером между Феодоро и татарскими землями служило Кырк-Орское княжество аланов, располагавшееся к северу от реки Кача, но после 1346 года оно подверглось исламизации и было тюркизовано. Феодоро, как и все прочие осколки Византии, вело преимущественно оборонительную политику, теряло территории и постепенно сжималось в размерах.

"Создано для того, чтобы быть крепостью"

Мангуп представляет собой известняковое изолированное плато. Его максимальная высота над уровнем моря составляет около 600 метров. С трех сторон оно ограничено вертикальными обрывами, достигающими на западной стороне высоты в 70 метров. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями, разделяющими отрогами, или мысами, и делающими Мангуп похожим на четырехпалую кисть руки.

Западный мыс называется Чамлы-бурун, или сосновый мыс, северо-западный — Чуфут-бурун, или иудейский, северо-восточный — Гелли-бурун, или эллинский и восточный — Тешкли-бурун, что можно перевести как мыс с дырой.

В верховьях балок есть мощные источники воды. Общая площадь плато — около одного квадратного километра. По словам турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби, Мангупское плато было создано Аллахом для того, чтобы ему быть крепостью, и не только благодаря его естественной труднодоступности, но и из-за наличия естественных источников воды. Наиболее ранние артефакты, найденные на плато, относятся к эпохе энеолита — ранней бронзы, однако, заметный приток людей сюда отмечается со второй половины III в, что совпадает с появлением на полуострове германских племен и, вероятно, союзных с ними алан. Видимо, с этого времени, как отмечает исследователь Мангупа Александр Герцен, начинает формироваться неукрепленное поселение. До сих пор каких-либо остатков оборонительных сооружений этого периода не обнаружено. Находки представлены позднеантичной керамикой: в основном амфорами и краснолаковыми сосудами. Встречаются также бронзовые позднеримские монеты. Археологи установили, что в период заселения плато человеком большая часть его скальной поверхности не была покрыта почвой. Лишь по мере развития поселения началось накопление культурного слоя на обжитых местах. Следует отметить, что даже в период расцвета поселения обжитая территория не превышала трети общей площади. Незастроенное пространство предназначалось для укрытия здесь окрестного населения с его имуществом и скотом в случае военной опасности.

От Трапезунда и графа Дракулы до Ивана III

Декан исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета Александр Герцен, который участвует и возглавляет археологические экспедиции на Мангуп на протяжении сорока лет, говорит, что международные связи княжества основывались на династических браках.

"По существовавшей традиции тех времен, наиболее прочные связи между государствами устанавливались через заключение династических браков. В частности, это Трапезундская империя - греческое государство, которое располагалось в юго-восточной части Причерноморья. Столицей империи до 1461 года, когда он был захвачен османами, был нынешний турецкий Трабзон. Мангупская княжна Мария Готская была замужем за царевичем Давидом, который впоследствии стал императором Трапезунда", — рассказал Герцен корреспонденту РИА Новости (Крым).

В 1472 году, отмечает историк, еще одна мангупская княжна Мария Палеологиня, племянница Марии Готской, стала женой правителя Молдавии Стефана III Великого, который прославился своей успешной борьбой с османской экспансией.

Интересно, что в борьбе за престол молдавского господаря Стефан Великий опирался на правителя Валахии князя Влада III Басараба, более известного как Влад Дракула, послужившего прототипом как известного романа Брэма Стокера, так и голливудских постановок о вампирах.

И самым известным, правда, неосуществленным проектом Мангупских князей, была попытка династического союза с Великим княжеством Московским с сыном Ивана III - Иваном Молодым. Но этому помешало вторжение османов в Крым и падение Мангупа в декабре 1475 года.

Кстати, Великий Московский князь Иван III был женат на племяннице императора Византии Софье Палеолог.

Но было ли княжество Феодоро со столицей в Мангупе независимым? Историки в этом сомневаются.

"Очень прочные отношения были с Византийской империей последних десятилетий ее существования. Причем, есть указания в различных источниках о том, что княжество было скорее в вассальной зависимости от Византии, имея также и союзнические отношения с Золотой Ордой. Когда Орда начала распадаться и из ее состава выделилось, в том числе, и Крымское ханство, то с его основателем, ханом Хаджи Гиреем и преемником Менгли Гиреем установились прочные взаимоотношения, в которых княжество выступало в положении подчиненного. Это хорошо видно по тому, что в Феодоро не чеканили своей монеты", — отмечает Герцен.

Двуглавый орел Византии в Крыму

Гербом Мангупских князей был двуглавый орел, который был государственным символом и фамильным гербом византийской династии Палеологов. Такие же двуглавые орлы можно увидеть на всех парадных надписях княжества Феодоро и, прежде всего, во времена своего рассвета при князе Алексее, когда оно выходит на международную политическую арену.

Это также, по мнению историка Александра Герцена, является свидетельством прочных и устойчивых отношений между Мангупской династией и Палеологами.

В дальнейшем изображение двуглавого орла в качестве государственного символа стало использоваться Московским княжеством и Российской империей. И это не случайно. После падения Византийской империи именно Москву именовали Третьим Римом и оплотом православия.

С 1993 года двуглавый золотой орел на красном фоне является официальным гербом Российской Федерации.

С генуэзцами воевали, с татарами дружили

Отношения с генуэзскими колониями в Крыму у феодоритов были очень напряженными, поскольку они были конкурентами в торговой сфере. Генуэзцы считали себя монополистами на торговлю в Причерноморье, получив это право от Византийской империи еще в 1261 году. Мангупские князья пытались прорваться на черноморский рынок и это им удалось к 1427 году. Они основали крепость-порт Каламита, нынешний Инкерман под Севастополем. Феодориты также захватили при поддержке крымских татар, правда, всего лишь на один год и действующую генуэзскую крепость Чембало (Балаклава — ред.).

Взаимоотношения между княжеством Феодоро и генуэзскими колониями носили характер то обостряющегося, то вялотекущего конфликта. Но в канун османского нашествия они были вынуждены объединиться. По крайней мере, известно, что некоторые генуэзцы смогли прорваться из осажденной крепости Солдайя (Судак — ред.) в Мангуп и приняли участие в его обороне.

Торговали и рабами

За счет чего жили феодориты? Историки говорят, что в те времена Крымский полуостров являлся важным торговым путем между странами Востока, прежде всего Китаем и Западной Европой. Импортировали из Крыма китайскую керамику высокого качества, венецианское стекло. Основой экспорта была продукция сельского хозяйства - пшеница, ячмень, виноград и вино. В частности, на Мангупе к сегодняшнему дню найдено девять винодавилен. Широко развито было кузнечное ремесло, кожевенное и гончарное производство. В частности, в окрестностях Мангупа был найден гончарный цех, который столетиями производил кровельную черепицу.

Занимались и торговлей рабами. И в этом они также являлись конкурентами генуэзцам. Невольники захватывались в основном на Северном Кавказе и княжестве Литовском.

Князья любили устрицы

Если говорить о гастрономических предпочтениях правителей Мангупа, то . В минувшем году археологическая экспедиция Александра Герцена обнаружила более чем 20-сантиметровый слой из обломков раковин черноморских устриц.

По словам ученого, это может свидетельствовать о том, что князья Феодоро были гурманами. Потому что, судя по раскопкам, устрицы были одним из главных доминирующих блюд этой династии. Причем такое изобилие раковин моллюсков было найдено в культурном слое непосредственно у княжеского дворца. Устрицы, которых в те времена было в изобилии, скорее всего, доставлялись в столицу княжества из нынешней Балаклавы.

"Брестская крепость в Крыму"

В 1475 году, после ожесточенной пятимесячной осады почти 70-тысячным турецким войском под командованием Гедик Ахмед-паши, Мангуп пал. Княжество Феодоро прекратило свое существование и вошло в состав Османской империи. Семья князя Александра за исключением малолетнего сына была вырезана.

Уставшие и разозленные долгой осадой турки, потеряв почти семь тысяч янычар, устроили резню защитников крепости, что подтверждается и археологами. На плато Мангупа при раскопках базилики были обнаружены гробницы, на последнем этапе существования храма буквально забитые скелетами - до семнадцати в одной из них, причем многие черепа имели следы ударов тяжелым тупым орудием. У многих скелетов были отрублены верхние или нижние конечности. Захоронения обнаруживались в самых неожиданных местах. В качестве могил использовались выемки винодавилен, а иногда тела просто на ровном месте присыпали землей и камнями.

Жестокость, проявленная османами при взятии Мангупа, обратилась и против самого Ахдеда-Паши. Спустя семь лет он был казнен султаном Баязидом II, недовольным подавлением восстания во время междоусобицы в борьбе за трон правителя Османской империи.

После завоевания из бывших земель княжества был образован Мангупский кадылык, который входил в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии — ред.). Пали также все города-колонии на полуострове, а Крымское ханство вошло в состав Османской империи.

После заключения Кучук-Кайнарджийского договора в 1774 году, который подвел итог российским победам над османской армией на Дунае и вывел Крымское ханство из вассальной зависимости от Стамбула, турки покинули крепость, а в 1792 году отсюда ушли ее последние обитатели, караимы.

Мангуп - штаб Манштейна

Последний раз Мангуп воевал в июне 1942 г. Тогда на плато, среди руин крепости, находился наблюдательный пункт командующего 11-й армией вермахта Эриха фон Манштейна, который в своих мемуарах с большой точностью передал наблюдаемую отсюда картину: "Перед нами открылось незабываемое зрелище. Это был единственный в своем роде случай в современной войне, когда командующий армией видел перед собой все поле сражения".

Остатки немецких блиндажей сохранились в юго-западной части плато.

В контексте воссоединения Крыма с Россией со стороны антироссийских сил неоднократно звучали заявления о том, что изначально Крым не был российской территорией, а был аннексирован Российской империей в результате присоединения Крымского ханства. Соответственно, подчеркивается, что русские не являются коренным народом полуострова и не могут иметь приоритетных прав на данную территорию. Получается, что полуостров – территория Крымского ханства, исторические наследники которого – крымские татары и Турция, являющаяся преемником сюзерена бахчисарайских ханов – Османской империи. Однако, при этом как то забывается, что до появления Крымского ханства полуостров был христианским, а его население составляли греки, крымские готы, армяне и те же славяне.

Ради восстановления исторической справедливости стоит обратить внимание на события, происходившие в Крыму пятивековой давности. Крымские татары, сегодня позиционирующие себя в качестве коренного народа полуострова, тогда еще только начинали свой путь по этой благословенной земле. Практически три столетия, с начала XIII века и по рубеж XV-XVI веков, на территории Крыма существовало православное княжество Феодоро. Его славная и трагический конец лучше любых разглагольствований ангажированных политиков свидетельствуют о действительной судьбе коренных жителей полуострова.

Уникальность княжества Феодоро в том, что это небольшое по площади и численности населения государство появилось на руинах Византийской империи, павшей под ударами западноевропейских крестоносцев. То есть, принадлежало оно к «византийской традиции», официальным наследником которой все последующие века считалось российское государство с его основополагающей идеей «Москва – Третий Рим».

История Феодоро восходит к самому началу XIII века, когда бывшие византийские владения в Крыму оказались разделенными. Часть попала под власть генуэзцев и превратилась в колонии процветающего на тот период итальянского торгового города Генуя, а часть, сумевшая отстоять свою независимость и сохранившая православную веру, оказалась под властью княжеской династии греческого происхождения. Историки до сих пор не пришли к единому выводу относительно того, к какой же конкретно династии принадлежали правители государства феодоритов. Известно, что в жилах многих из них текла кровь таких прославленных династий как Комнины и Палеологи.

Территориально под властью феодоритской династии оказались земли в южной гористой части полуострова Крым. Если обозначить территорию княжества на современной карте, то окажется, что она простиралась примерно от Балаклавы и до Алушты. Центром государства стал город-крепость Мангуп, развалины которого до сих пор радуют туристов, оставаясь одной из наиболее привлекательных целей маршрутов по историческим памятникам горного Крыма. На самом деле Мангуп – один из старейших средневековых городов Крыма. Первые сведения о нем приходятся на V век н.э., когда он носил название «Дорос» и выполнял роль главного города Крымской Готии. Уже в те давние времена, за несколько столетий до крещения Руси, Дорос – будущий Мангуп был одним из центров крымского христианства. Именно здесь в VIII веке вспыхнуло восстание местных христиан против власти Хазарского каганата, на некоторое время сумевшего подчинить себе горные районы Крыма.

Возглавлял восстание епископ Иоанн, впоследствии канонизированный как Святой Иоанн Готский. По происхождению Иоанн был греком – внуком византийского солдата, переселившегося в Крым с малоазийского берега. С юности выбрав для себя путь священнослужителя, в 758 году Иоанн, находясь в тот период на территории Грузии, был рукоположен в епископы и, вернувшись на родину, возглавил епархию Готфии. Когда в 787 г. в Крыму произошло мощное антихазарское восстание, епископ принял в нем самое активное участие. Однако войскам каганата, на время выбитым из горных районов, вскоре удалось одержать верх над восставшими. Епископ Иоанн был схвачен и брошен в тюрьму, где через четыре года и скончался.

Поминая епископа Иоанна, нельзя не упомянуть и о том, что он в разгар противостояния иконоборцев и иконопочитателей встал на сторону последних и способствовал тому, что с территории Малой Азии и других владений Византийской империи на юго-западный берег Крыма стали стекаться иконопочитатели – священники и монахи, создававшие свои монастыри и внесшие огромный вклад в дело утверждения и развития православного христианства на Крымском полуострове. Именно иконопочитателями было создано большинство знаменитых пещерных монастырей горного Крыма.

В IX веке, после того, как Хазарский каганат окончательно утратил свое политическое влияние в горной части Крымского полуострова, последняя вернулась под власть византийских императоров. Херсон, как теперь назывался античный Херсонес, стал местоположением стратега, осуществлявшего управление византийскими владениями на южном побережье Крыма. Первый распад Византийской империи в XII веке отразился на жизни полуострова тем, что он оказался в сфере влияния одной из ее трех частей – Трапезунта, контролировавшего центральную часть Южного Причерноморья (ныне это турецкий город Трабзон).

Многочисленные политические перипетии в жизни Византийской империи не могли не сказаться на ее реальной роли в управлении крымским побережьем. Постепенно базировавшиеся в Херсоне представители императорской власти – стратеги, а затем архонты, лишились реального влияния на местных феодальных правителей. В результате в Мангупе, как теперь назывался Дорос, и воцарились князья феодоритов. Историки обращают внимание на тот факт, что еще до появления княжества Феодоро, мангупские правители носили титул топарха. Вполне возможно, что один из них был именно тем топархом, которого взял под свое покровительство киевский князь (по одним данным – Святослав, по другим – Владимир).

Существует версия, что княжеская семья Феодоро принадлежала к византийскому аристократическому роду Гаврасов. Этот древний аристократический род, в X-XII вв. правивший Трапезунтом и окрестными территориями, имел армянское происхождение. Что неудивительно – ведь «Великая Армения», восточные земли Византийской империи, имели для последней большую значимость, поскольку находились на передовой борьбы с извечными соперниками Константинополя – сначала персами, затем арабами и турками-сельджуками. Некоторые историки считают, что именно один из представителей фамилии Гаврасов был прислан в Крым трапезунтскими властителями в качестве наместника и, впоследствии, возглавил собственное государство.

Самым известным представителем этого рода был Феодор Гаврас. Без преувеличений этого человека можно назвать героем. В 1071 году, когда византийская армия потерпела сокрушительное поражение от турок-сельджуков, ему было всего лишь чуть больше двадцати лет. Однако молодому аристократу армянского происхождения удалось без помощи византийского императора собрать ополчение и отвоевать у сельджуков Трапезунт. Естественно, что он стал правителем Трапезунта и окрестных территорий и около тридцати лет возглавлял византийские войска в боях против сельджукских султанов. Гибель подстерегла военачальника незадолго до того, как ему должно было исполниться пятьдесят лет. В 1098 году Феодор Гаврас попал в сельджукский плен и был убит за отказ принять мусульманскую веру. Спустя три столетия трапезунтский правитель был канонизирован православной церковью.


Крепость Фуна

Представители фамилии Гаврасов, конечно, гордились своим знаменитым родственником. Впоследствии трапезунтская фамилия разделилась как минимум на четыре ветви. Первая правила в Трапезунте вплоть до воцарения сменившей их династии Комниных. Вторая занимала важные государственные посты в Константинополе. Третья возглавила Копривстицу - феодальное владение на территории Болгарии, просуществовавшее до конца XVIII века. Наконец, четвертая ветвь Гаврасов осела на юго-западном берегу Крыма. Кто знает – не им ли было суждено возглавить государство феодоритов?

Как бы то ни было, но вглубь тех смутных времен уходит и установление политических связей между Русью и крымским княжеством со столицей в Мангупе. Являясь осколком Византийской империи, княжество Феодоро играло достаточно важную роль в системе династических связей православных государств Восточной Европы и Причерноморья. Известно, что из феодоритского правящего дома происходила княжна Мария Мангупская (Палеолог) – супруга Стефана Великого, господаря Молдавии. Другая мангупская княжна вышла замуж за Давида – наследника трапезунтского престола. Наконец, сестра Марии Мангупской Софья Палеолог стала ни много, ни мало – супругой московского государя Ивана Третьего.

В княжество Феодоро уходит своими корнями и несколько русских знатных фамилий. Так, в конце XIV века из Феодоро в Москву переселилась часть княжеской семьи Гаврасов, давшая начало старой боярской династии Ховриных. На протяжении длительного времени именно этой крымской фамилии была доверена важнейшая для московского государства должность казначея. С XVI века от фамилии Ховриных взяли начало две другие знатнейшие русские фамилии, сыгравшие немаловажную роль в отечественной истории – Головины и Третьяковы. Таким образом, несомненна как роль феодоритов в развитии российской государственности, так и историческое присутствие «русского мира» на юго-западном берегу полуострова Крым.

Следует отметить, что именно в период существования государства феодоритов южный берег Крыма переживал настоящий экономический и культурный расцвет. Фактически правление феодоритской династии было сравнимо по своей значимости для Крыма с эпохой Возрождения в европейских государствах. После владычества хазар и долговременной политической смуты, вызванной внутренними распрями в Византийской империи, два столетия существования княжества Феодоро принесли юго-западному берегу Крыма долгожданную стабильность.

Именно на период существования государства Феодоро, т.е. на XIII – XIVвв., приходится эпоха расцвета православия и православной государственности на юго-западном побережье Крыма. Феодоро было своеобразным центром православия в Крыму. Здесь действовало множество православных церквей и монастырей. После завоевания восточной части Византии турками-сельджуками, монахи из знаменитых православных обителей горной Каппадокии, нашли пристанище на территории крымского княжества.

На территорию Крыма, в том числе и в населенные пункты, входившие в состав княжества Феодоро, в массовом порядке мигрировали и анийские армяне – жители города Ани и его окрестностей, подвергшихся разрушительному нападению турок-сельджуков. С собой анийские армяне привезли замечательные торговые и ремесленные традиции, открыли приходы Армянской Апостольской Церкви во многих городах и населенных пунктах как генуэзской, так и феодоритской части Крыма. Наряду с греками, аланами и готами армяне стали одной из основных составляющих христианского населения полуострова, оставаясь таковой и после окончательного завоевания Крыма турками-османами и их вассалом – Крымским ханством.

Высокой степенью развития отличалось сельское хозяйство – основа экономики феодоритов. Жители юго-западного Крыма всегда были прекрасными садоводами, огородниками и виноградарями. Виноделие получило особое распространение в княжестве, став его визитной карточкой. Находки археологов в крепостях и монастырях бывшего Феодоро свидетельствуют о высоком развитии виноделия, поскольку практически в каждом населенном пункте обязательно находились давильни для винограда и хранилища вина. Что касается ремесел, то Феодоро также обеспечивало себя гончарной, кузнечной и ткацкой продукцией.

Высокого уровня развития в Феодоро достигло строительное ремесло, благодаря владению которым местными умельцами воздвигались замечательные памятники крепостной, церковно-монастырской и хозяйственной архитектуры. Именно феодоритскими строителями были воздвигнуты крепостные сооружения, на протяжении двух столетий защищавшие княжество от многочисленных внешних врагов, покушавшихся на его суверенитет.

В период своего расцвета княжество Феодоро имело не менее 150 тысяч человек населения. Практически все они были православными. В этническом плане преобладали крымские готы, греки и потомки алан, но также на территории княжества проживали армяне, русские и представители других христианских народов. Большое распространение на территории княжества имел готский диалект немецкого языка, который сохранялся на полуострове вплоть до окончательного растворения крымских готов в других этносах Крыма.

Примечательно, что Феодоро, несмотря на малые размеры и небольшую численность населения, неоднократно давало отпор превосходящему по силам противнику. Так, маленькое горное княжество не смогли взять ни орды Ногая, ни воинство хана Едигея. Тем не менее, ордынцам удалось закрепиться в некоторых районах, прежде контролировавшихся мангупскими князьями.

Христианское княжество на южном берегу Крыма, представлявшее собой осколок Византийской империи и поддерживавшее связи с остальным православным миром, было костью в горле как для католиков-генуэзцев, также создавших ряд опорных пунктов на побережье, так и для крымских ханов. Однако точку в истории этого удивительного государства поставили не генуэзцы и не ханы. Хотя вооруженные столкновения с генуэзцами случались неоднократно, да и властители Крымской орды хищнически посматривали в сторону процветающего горного государства. Полуостров вызывал интерес и у набиравшего силу южного заморского соседа. Османская Турция, разгромившая и полностью покорившая Византийскую империю, рассматривала теперь и бывшие земли Византии, в том числе и Крым, как территорию своей потенциальной экспансии. Вторжение османских войск на полуостров Крым способствовало быстрому установлению вассалитета Крымского ханства по отношению к Османской Турции. Вооруженным путем туркам удалось преодолеть и сопротивление процветающих генуэзских факторий на крымском побережье. Понятное дело, что схожая судьба ожидала и последнее христианское государство полуострова – княжество Феодоро.

В 1475 году Мангуп подвергся осаде со стороны многотысячной армии Гедик Ахмед-паши – полководца Османской Турции, которому, естественно, ассистировали вассалы Стамбула – крымские татары. Несмотря на многократное силовое превосходство над феодоритами, пять месяцев османы не могли взять укрепленный Мангуп, хотя и сосредоточили вокруг горной крепости многочисленные воинские силы – практически все участвовавшие в завоевании Крыма отборные подразделения.

Помимо жителей и княжеской дружины город защищал и отряд молдавских воинов. Напомним, что молдавский господарь Стефан Великий был женат на мангупской княжне Марии и имел в крымском княжестве свои родовые интересы. Триста молдован, прибывших вместе с недавно занявшим мангупский престол князем Александром, стали «тремястами спартанцами» Крыма. Феодоритам и молдаванам удалось уничтожить элиту тогдашней османской армии – янычарский корпус. Однако силы были слишком неравны.

В конце концов, Мангуп пал. Не сумев одолеть малочисленные силы его защитников в прямом бою, турки взяли город измором. Разъяренные многомесячным яростным сопротивлением его жителей, османы уничтожили половину его 15-тысячного населения, а вторая часть – преимущественно женщины и дети – была угнана в рабство в Турцию. В заточении умер князь Александр – последний правитель Феодоро, успевший поправить крайне непродолжительное время, но показавший себя великим патриотом и отважным воином. Там же погибли другие представители правящей фамилии.

Пережившее куда более могущественные Константинополь и Трапезунт, маленькое крымское княжество стало последним бастионом Византийской империи, до конца сопротивлявшимся натиску неприятеля. Память о подвиге жителей Мангупа, к великому сожалению, практически не сохранилась. Современные россияне, в том числе и жители Крыма, мало осведомлены о трагической истории маленького горного княжества и населявших его смелых и трудолюбивых людей.

Долгое время после падения Феодоро на территории, некогда входившем в состав этого княжества, проживало христианское население. Греческие, армянские, готские города и деревни оставались житницей Крымского ханства, поскольку именно их обитатели продолжали прекрасные традиции садоводства и виноградарства, сеяли хлеб, занимались торговлей и ремеслами. Когда Екатерина Вторая приняла решение о переселении в Российскую империю христианского населения Крыма – прежде всего, армян и греков, это стало сильнейшим ударом по экономике Крымского ханства и в конечном итоге способствовало его разрушению в не меньшей степени, чем прямые военные действия российских войск. Потомки крымских христиан, в том числе и обитателей княжества Феодоро, дали начало двум замечательным этносам России и Новороссии – донским армянам и приазовским грекам. Каждый из этих народов внес и продолжает вносить достойный вклад в российскую историю.

Когда нынешние поборники украинской «самостийности», рассуждают о коренных и некоренных народах полуострова, то нельзя не напомнить им трагическую историю конца последнего православного княжества на территории Крыма, напомнить, какими методами освобождалась крымская земля от ее настоящих коренных жителей, до последнего отстаивавших свой дом и свою веру.

Княжество Феодоро образовалось в конце XII в. В начале XIII в. оно попало в вассальную зависимость от Трапезундской (греческой) империи Комнинов и платило ей ежегодную дань.
В княжестве правили князья из трапезундского рода Комнинов, вышедшего из Армении. Вначале их власть простиралась на горный земледельческий район Крыма, затем распространилась до моря.
Столицей княжества стал город Феодоро в юго-западной части Крыма, он был известен также под названием Мангуп. Город упоминается в греческих источниках с VIII в.
Когда в XIII в. в Крыму появляются монголо-татары, правители Феодоро сумели завязать с ними мирные отношения и удержаться в своих владениях. Постепенно развивалась экономика княжества, расцветали земледелие, ремесла, торговля.
Со второй половины XIV в. в городе Феодоро развернулось большое строительство: возводились укрепления верхнего замка, княжеский дворец, церкви. Расцвет княжества приходится на время княжения Алексея (1420 –1456). В период его правления княжество насчитывало 200 тыс. жителей – цифра, весьма значительная для Крыма того времени. В правление Алексея строятся крепости и порты, закладываются новые и расстраиваются старые города и поселки.
В 1427 г. была вновь перестроена крепость столицы. Алексей не только поддерживал добрые отношения с Крымским ханством, но и вмешивался в борьбу ханов за престол, поддерживая того или иного претендента. Татарские правители Крыма помогали торговле, рассчитывая также нажиться на конкуренции между генуэзцами и купцами Феодоро. В свою очередь, Алексей решил воспользоваться поддержкой крымских ханов и заполучить собственный порт на крымском побережье.
Когда в конце XIV в. генуэзцы овладели почти всем южным побережьем Крыма, они монополизировали черноморскую торговлю и отрезали княжество Феодоро от моря. Стремясь выйти на побережье, правитель Феодоро захватил небольшую полоску берега в районе возникшего позднее Инкермана и основал порт Каламиту, а чтобы защитить его от генуэзцев и татар, построил там в 1427 г. крепость. Войска Феодоро, выйдя из Каламитской крепости, в 1433 г. овладели Чембало, но не смогли его удержать – в следующем году их вытеснили оттуда генуэзцы.
Каламита сделалась опасным соперником Чембало, Судака и даже самой Кафы в морской торговле. В Каламиту направлялось множество судов из Византии и стран Средиземноморья. Генуэзское купечество стремилось избавиться от конкуренции, и в 1434 г. посланное из Кафы войско сожгло Каламиту. Однако феодориты быстро ее отстроили. Этот порт оставался морскими воротами княжества вплоть до конца его существования.