Киев. Китаевская пустынь


Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь) Пещерный

Древняя твердыня славян.

В то далекое время, когда славянские племена еще не были просвещены верой Христовой, а поклонялись языческим идолам, здесь, в Китаевском урочище, на правом берегу Днепра, существовало поселение полян.

Первые поселения в Корчеватом, Китаево, Голосееве появились еще в эпоху меди-бронзы и раннего железного века (III-ІI тыс. до н. э.). К V-VI векам историческая наука относит время возникновения союзов славянских племен, одним из которых был союз полян. Тогда возникло поселение, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь.

На высоком холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские (великокняжеские) времена.

Тогда, как известно, стала быстро развиваться торговля, происходил культурный обмен, особенно со странами Востока. В то же время, жизнь наших предков постоянно подвергалась опасности со стороны кочевых тюркских племен, совершавших частые набеги на богатую Киевщину. Они убивали, грабили и уводили в плен людей, которых затем продавали на невольничьих рынках Кафы и Боспора. Для защиты от внезапных нападений в Китаево была создана система фортификационных сооружений (три линии валов и рвов). Таким образом, к естественной сложности рельефа, испещренного ярами и балками, которые разделяли территорию городища на пять отдельных площадок, прибавились искусственные укрепления. Южнее Китаевского городища возник наибольший из существующих в окрестностях Киева курганный могильник - свыше 400 насыпей. Он состоит из трех групп курганов, разделенных между собою валами. По мнению археологов, датирующих самые ранние здешние находки Х веком, одна группа захоронений – это могилы воинов-защитников поселения, две другие – это, скорее всего, погребения мирных жителей. Ныне курганы поросли вековым лесом.

Археологические изыскания в урочище, начатые еще во второй половине ХIХ века, привели исследователей к выводу о значительной роли Китаевского городища в истории Древней Руси. К этому подводит и географическое положение пункта – на пересечении торговых путей, рядом с рекой, на южной окраине Киева, первой встречавшей нападавших печенегов, половцев. А.Д.Эртель, отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи “Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. Китаево же, утратившее свое значение, передало его Киеву вместе со своим именем.

У подножия городища, на противоположном берегу ручья, бегущего со стороны Феофании и впадающего в Днепр, по результатам археологических исследований, в VIII-IХ веках возникло поселение-посад. К ХI-ХIII векам оно растянулось вдоль берега ручья на 1,5 км. и заняло площадь около 40 га. Если Китаевское городище после монголо-татарского нашествия ХIII века было разорено и заброшено, то посад у подножия холма не прекращал своего существования.

Монастырь назвали Китаевской пустынью.

Один з валів зараз тут арк "Китаївські ставки"

Осінь на одному із ставків

После принятия христианства Китаев или Киевский Афон, как еще его называли, стал православным центром. Затем Китаевская пустынь утратила свое значение. Лавра взяла на себя функции основной обители, и многие монахи перешли под ее своды. А Китаев стал скитом, куда приходили паломники-отшельники и все, кому надоела мирская суета. Если до недавнего времени высокие валы защищали Китай-город от нападения врагов, то сейчас эти валы превратились в защиту от города и его суеты. Хорошая местность стала пристанищем для старых монахов Лавры. Здесь были красивые озера, в которых водилось много рыбы, насаженные сады и земельные участки давали фрукты, овощи, ягоды, также было развито пчеловодство, а это - мед и свечи. В 1763-1768 годах Степан Ковнир, в прошлом каменщик и подчиненный Лавры, как его еще называли "каменного строительства мастер" (лучшие работы «Ковнировский корпус», колокольни на Ближних и Дальних пещерах, Кловский дворец и другие достопримечательности украинского барокко), построил Свято-Троицкую церковь в стиле барокко.

Три года работала в Троице-Сергиевской Лавре. Но однажды в обитель приехали родные и узнали Дарью. Ей пришлось бежать в Киев, где на Китай-горе Досифея выкопала себе пещеру не пожелав пользоваться чужим трудом. В монастыре ее приняли и впоследствии посвятили в монаха. Никому даже в голову не приходило, что таинственный монах - женщина. Чтобы никто не разгадал его тайну, Досифей изувечил свое лицо. Мудрого отшельника полюбили и священники и прихожане. Многим она помогала, но все больше и больше стала отдалятся от белого дня находясь в пещере. Таким образом, за годы молитв и своеобразного транса получила дар предвидения. Именно Досифей, наставляя известного соловецкого старца Феофана, велел идти на Соловки. Однажды пришел в скит отрок Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский. Ему понравилось в Китаевской пустыни, и он решил здесь остаться. Однако Досифея благословила его отправиться в «пустыню Саровскую» - там помогать людям. В 1744 году к Досифею приехала императрица Елизавета Петровна, которая, как известно, была набожным человеком и любила ездить по святым местам. Не поленилась подняться на Китай-гору и увидеть удивительного отшельника, о котором так много говорили. Императрице понравились мудрые вещи, которые говорил молодой отшельник, она даже захотела забрать Досифея в Петербург, но отшельник отказался. Елизавета Петровна подарила даже мешочек с золотом, который Досифей отдал Лавре. На эти деньги была построена церковь в селе Пирогово. Но только после смерти братия узнала, что Досифей был женщиной.

На закате своей жизни Досифея помогала больным людям. Однажды в монастырь заехала рязанская дворянка и, увидев могилу Досифея, узнала в нем свою сестру. Хотя однажды они встречались в стенах этого же монастыря и беседовали через окошко. Дворянка не догадывалась, что разговаривает со своей сестрой и поведала, что Дарья сбежала из семейного гнезда. Досифея посоветовала не искать Дарьи, ибо она ушла из дома ради Бога и духовной жизни. Умерла Досифея, читая молитву в возрасте 55 лет.

В XIX веке Китаевская пустынь была монастырским ансамблем, состоящим из монастырского подворья шестиугольной формы. В него входили кирпичная Троицкая церковь, замечательная 45-метровая колокольня, трапезная с церквами Двенадцати апостолов и Трех русских святителей - Петра, Алексея и Ионы, дом настоятеля, братский корпус, двухэтажный дом для престарелых священнослужителей, келейные корпуса и кирпичная ограда с воротами. С 1898 года на территории хозяйственного двора действовал лаврский свечной завод. В новый корпус богадельни в 1904 году пристроена церковь св. Серафима Саровского.

Сховані в осені куполи

В Китаевской пустыни в 1857 году были найдены и исследованы Китаевские пещеры. В 1910-12 годах под руководством археолога А. Д. Эртеля было обнаружено несколько подземных галерей, похожих по структуре на пещеры Киево-Печерской лавры. В Китаевских пещерах были найдены остатки двух очагов, предметы быта. На стенах сохранились надписи старославянскими буквами. Кроме Досифея здесь похоронен старец Феофил (Россоха) - схиархимандрит, первый наместник возрожденной Китаевской пустыни. В 1928-1996 гг. известный проповедник был включен в реестр великих старцев. Китаевская пустынь и в наше время довольно людное и популярное место паломничества и посещения туристами.

Источники: Киев.Энциклопедический справочник,Главная редакция УСЭ, Киев -1985.

Китаевская пустынь"Киевский Афон"

Фото и текст Маленкова Ростислава

Андрей КЛИНСКИЙ, журналист
Специально для «Первого экскурсионного бюро»

Что бы вы сказали, если бы вдруг стало известно, что монах-отшельник, к которому вы ходили за советом и исповедью, оказался… женщиной? Ну, наверное, по крайне мере удивились. А если бы узнали, что подземные пещеры, где жили монахи на киевской земле, есть не только в Киеве-Печерской лавре? А если бы вас спросили, где растет самый древний дуб в столице Украины? Но не буду больше интриговать читателя. А скажу, что все эти вопросы связаны с одним из удивительнейших и живописнейших уголков южного Киева — Китаево, или Китаевской пустынью, где находится Свято-Троицкий монастырь, один из главных праздников для которого — День Святой Троицы.

Духовный форпост

Через старинные ворота, рядом с которыми расположилась церковная лавка, вхожу на утопающую в зелени территорию монастыря. Честно говоря, даже дух захватывает от ощущения, что прикасаешься к истории Украины, истории православия. Скажу сразу, что для православных паломников, Киев — особое место. Чтобы поклониться всем его святыням, помолиться возле них, потребуется не одна неделя. Китаево — не исключение. Поэтому во внушительном списке «необходимых к посещению» киевских святынь непременно присутствует и Китаевская пустынь — с могилами блаженного Феофила и старицы Досифеи, с памятью о преподобном Серафиме, именно отсюда отправившемся в Саров и ставшим Серафимом Саровским.









Рядом с главным храмом монастыря — Свято-Троицким — растет самый старый в Киеве дуб. Ему более трехсот лет. И обхватить его ствол, пожалуй, с трудом могут лишь три взрослых человека. Вот такая реликвия, подаренная природой.

А вообще, надо отметить, природа здесь просто замечательная. Монастырь расположен в окруженном лесистыми приднепровскими холмами урочище, на омываемом с юго-востока озерами полуострове. Вместе с храмами, пещерами, иконами эти живописные места создают тот неповторимый возвышенный дух, который, видимо, и способствует возрождению духовности. А ее-то, к сожалению, так не хватает нашему уж слишком прагматичному и потребительскому обществу.

Сам монастырь, в силу своего местонахождения и причастности к нему многих святынь и святых людей, дарит приходящим душевное отдохновение. Китаевская пустынь — это место погребения многих тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры, и жители, паломники и гости монастыря, фактически ходят по местам исторических захоронений. Ввиду удаленности от города, пещеры Китаевской горы сохранили свой древний облик почти без изменений.

Монастырские богослужения проходят в главном Свято-Троицком храме и храме святых Двенадцати Апостолов. В этом же храме находятся главные святыни монастыря — частицы мощей святых апостолов и других святых, мощи преподобного Феофила, Христа ради юродивого. В Свято-Троицком храме находится список чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери, другое название ее — «Закланная» (о ней поговорим чуть позже). А у северной стены Свято-Троицкого храма, почивают мощи преподобной Досифеи. В 1996 г. решением Синода УПЦ обитель получила статус монастыря. Наместником обители назначен архимандрит Прохор (Костюченко). В настоящее время Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь — известное место паломничества православного мира.

Несмотря на трудности, связанные с восстановлением храмов, жилых и хозяйственных помещений, братия заботится, прежде всего, о духовном возрождении обители. Китаевская пустынь известна сегодня многим мирянам как лечебница духовных недугов, место, где человек вновь обретает благодать и душевный покой.

«Откуда есть пошла…»

Хотя официально история Китаевской пустыни начинается лишь в начале XVIII века, своими корнями она уходит в глубину веков — ко временам князя Андрея Боголюбского. Хотя, если верить ученым, первые здешние поселения предположительно образовались в III-I тыс. до н.э., в эпоху меди-бронзы и раннего железного века. В VIII-IХ вв. нашей эры у подножья Китай-горы возникает славянское поселение-посад. Десятым веком датируется появление Китаевского городища.

А откуда же вообще пошло это название? И какое отношение имеет к Поднебесной? Да, в принципе, совершенно никакого. Хотя по поводу его происхождения исследователи спорят до сих пор. По одной версии, оно произошло от тюркского слова «китай», означающего «крепость». И это похоже на правду. Действительно Китаево предстает древнейшим военным форпостом языческих славян, располагавшимся на подступах к будущему Киеву.

По другой версии — название произошло от древнерусского «кит» (то есть длинная жердь, которыми обносили в древности крепости). Наконец, по третьей, — то ли от прозвища, то ли от языческого имени князя Андрея Боголюбского, чей терем, как считают, стоял на вершине Китай-горы. Его имя появляется в княжеской грамоте 1159 года. Предполагается, что около этого времени в Китаеве и вырос первый отшельнический скит, где оседали монахи из Киево-Печерской обители.

Археологические изыскания привели исследователей к выводу о значительной роли Китаевского городища в истории Древней Руси. Многие историки (начиная с первого ректора Киевского университета М.А. Максимовича) считают, что здесь был древнерусский город-крепость Пересечин (Пересечна). Этот город, расположенный южнее Киева, дважды упомянут в летописи. А увлеченный красотой и тайнами урочища член Киевского общества охраны памятников известный археолог А.Д.Эртель, связывает городище в Китаево с Киевом, употребляя в летописи слово «Куява». Эртель уверенно выдвигает гипотезу о происхождении Киева именно с этого места, а в дальнейшем и преобразовании самого названия местности Китаев в Киев.

Потом было многое — разорение Киева и его окрестностей ордой хана Батыя, перенесение центра Руси на северо-восток. В начале XVIII в. в Китаево был основан Лаврский скит. В 1716 г. киевским генерал-губернатором князем Дмитрием Голицыным в пустыни сооружена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и при ней деревянная трапезная. Через много лет на ее месте поднялся величественный каменный Свято-Троицкий храм. И уже в середине XVIII века Китаевская пустынь приобретает славу «Киевского Афона», становится местом паломничества.

ХІХ век стал «золотым» не только для архитектуры, музыки и литературы. Это время расцвета и Китаевской пустыни. Богатейшее монастырское хозяйство (пасека, фруктовые сады, виноградники, рыбная ловля, огороды) позволяли не только обеспечивать всем необходимым обитателей монастыря и поставлять продукты в Киево-Печерскую Лавру, но и заниматься торговлей. 6 августа 1853 г. указом митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова) Китаевская пустынь переименована в Свято-Троицкую. В том же году Троицкий храм был перестроен (стал пятиглавым) и расписан.

ХХ-й век Китаевская пустынь встретила с оптимизмом и, прямо скажем, в цветущем состоянии. В ней даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. У иноков существовала традиция — в день святой Троицы в монастыре проходили ярмарки, поучаствовать в которых съезжалось очень много людей. Но все резко изменилось после прихода советской власти. В советские времена, в частности в 30-е годы ХХ века, Свято-Троицкий монастырь был закрыт, а возрождение обители началось только в 1990 году. Тогда состоялось первое богослужение в Серафимовском храме. В 1993 году были канонизированы преподобные Досифея и Феофил и в возрождаемую обитель пришел скитоначальник Феофил (Россоха), ставший восстановителем знаментой пустыни. В Свято-Троицком храме был открыт приход. В конце 90-х годов ХХ века на территории монастыря была построена новая деревянная трехъярусная колокольня. Современный Свято-Троицкий монастырь представляет собой целый комплекс монастырских строений и угодий. Кроме главного храма, — Свято-Троицкой церкви — здесь функционирует церковь Святых Двенадцати Апостолов, к которой примыкают жилые братские корпуса, есть хозяйственные постройки и трапезная.

Славные подвижники

Прежде, чем войти в главный храм ваш покорный слуга, как и тысячи людей до меня, как и тысячи сделают это после, остановился возле расположенных рядом могил прославивших Китаевскую пустынь святых подвижников. Особый интерес, конечно же, вызывает удивительнейшая судьба инока Досифея, чье последнее пристанище находится прямо под стенами храма. Никто и не подозревал, что под именем старца Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья!

А история ее сколь поразительна, столь и поучительна. Родилась она в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Род свой вели они от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, ставшего потом любимым окольничим Димитрия Донского. Бабушка Дарьи ушла под старость в женский Свято-Вознесенский монастырь, находившейся в Московском Кремле, и стала мантийной монахиней Порфирией. Когда Даше было два года, родители привезли ее в Москву погостить у бабушки. Монахиня Порфирия сразу полюбила кроткую светлую девочку, почувствовала в ней избранницу Божью и наотрез отказалась расставаться с внучкой. Пятилетняя Дарья строго соблюдала посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучилась грамоте и вечерами читала бабушке Евангелие.

Дарье было девять, когда ее вернули в родительский дом. Все там было чужим и ненужным. Жизнь в миру казалась мелкой и суетной. Чужд был богатый родительский дом, полный гостей, болтовня сестер, глупые мечты о завидных женихах, украшениях и нарядах. Последней каплей стали разговоры о знатном женихе. И Дарья сделала свой выбор.

По канонам церкви нельзя было девице поступить в монастырь без родительского благословения. Беглянок сразу выдавали родителям. Дарья коротко остригла волосы, надела купленный на базаре мужской наряд и превратилась в худенького крестьянского мальчика, направившегося в толпе паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Никто не узнал, каких неимоверных трудов стоило шестнадцатилетней беглянке скрывать свою тайну, постоянно находясь среди братии, выполнять как послушание мужскую работу…







Затем в поисках убежища Досифей приходит в окруженную лесами Китаевскую пустынь, где издавна селились православные подвижники. Досифей поднялся на самый верх горы и руками вырыл себе в земле пещеру. В ней он прожил 17 лет. Питался он только хлебом, который изредка приносили ему иноки из Китаевской пустыни, мхом и корнями. Слава о прозорливом и мудром отшельнике разлеталась по городам и весям Российской империи. Тысячи людей приходили к нему за помощью. Вельможи и нищие, старики и подростки посещали этого великого утешителя. Но никто из паломников не видел его лица.

Все это время дворяне Тяпкины не переставали искать свою дочь по разным обителям России. Однажды к прозорливому старцу приехала его родная сестра Агафья, чтобы узнать о судьбе пропавшей Дарьи. Через узкое окошечко благословил Досифей свою сестру и успокоил: Дарья стала монахиней, служит Господу, живет духовной жизнью. У нее свой путь, и искать ее больше не надо.

Он никогда не покидал пещеры и никого не впускал к себе. С приходящими к нему за советом и благословением беседовал только через маленькое окошечко. Исключение было сделано только для императрицы Елизаветы Петровны, посетившей киевские святыни в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей императрицей.

За день до своей кончины преподобный Досифей вышел из затвора и пошел по кельям: прощаться с братией. Перед каждым иноком падал старец на колени и со слезами просил прощения. Следующим утром послушник напрасно стучал в его дверь. Никто не откликнулся. Когда же монахи вошли в келию, глазам их представилась поразительная картина: тихо теплилась лампада, перед иконой стоял на коленях Досифей и как будто молился. В левой руке была зажата записка, адресованная братии: «Тело мое приготовлено к отшествию в вечную жизнь. Молю вас, не открывая, предать его погребению». Завещание старца исполнили в точности. С благоговением иноки погребли тело в монастырской ограде на северной стороне Свято-Троицкой церкви.

А спустя несколько лет сестра Дарьи Агафья Тяпкина снова приехала в Китаевскую пустынь и очень расстроилась, не застав старца в живых. Она попросила взглянуть на его портрет, узнала свою сестру Дарью и потеряла сознание. Так, стало известно, что великий затворник Китаевской пустыни был не мужчиной, а девицей — преподобной Досифеей.

Главный храм

Великолепный архитектурный ансамбль монастыря в общих чертах сложился в ХІХ веке вокруг Троицкой церкви. Войдем в этот храм перед богослужением. У нас будет время хорошо его рассмотреть и увидеть, как он красив и величественен. Церковь в своей основе — крестокупольная в плане, с четырьмя столпами, делящими его пространство на три продольных нефа практически одинаковой ширины. Ксати, еще в 1900 году в храме поместили четыре голландские печи, сделав его теплым. Советская эпоха нанесла храму страшные раны. Деревянный барочный иконостас реквизировали, и следы его затерялись. Во время оборонительных боев под Киевом в августе 1941 года были повреждена крыша и купола — последние «по недосмотру» окончательно обрушились в середине 1950-х годов. В разрушенном состоянии церковь стояла 15 лет — на месте куполов росли деревья, а внутри была свалка.

Снаружи храм отреставрировали к 1982 году, когда отмечался юбилей Киева. Интерьер храма стали приводить в порядок в конце 1980-х годов. Первое после десятилетий запустения богослужение состоялось на Крещение 1991 года — храм тогда был открыт в качестве приходской церкви. И лишь в самом конце 2009 года Троицкий храм «вернулся» в монастырь — 27 декабря митрополит Киевский и всея Украины Владимир заново освятил его престол.

В церкви очень много икон. Но, пожалуй, самая знаменитая — «список» с чудотворной «Закланной» иконы Пресвятой Богородицы. По преданию, «Закланная» икона Божией Матери прославилась следующим образом. Некий диакон, экклесиарх (то есть монах, наблюдающий за порядком в храме), исполняя свое послушание, опоздал на трапезу, и трапезарь сделал ему замечание, смысл которого заключался в том, что трапезничать нужно приходить вовремя, а в неурочную пору пищи он не даст. Голодный диакон оскорбился таким замечанием и настоятельнее прежнего начал требовать обеда, на что трапезарь решительно сказал, что у него нет для него ни куска хлеба. Голодный и взбешенный экклесиарх вышел из трапезы; помыслы один другого мрачнее терзали его пылкое сердце и волновали сильным гневом на трапезаря. Он вернулся в церковь и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, а за все то не только нет ничего у меня, но даже и куска хлеба в подкрепление усталых сил моих!» Гнев настолько помутил его рассудок, что он схватил нож, которым очищал перед тем воск от паникадил и насквозь пронзил икону, писаную на холсте. Из раны, нанесенной образу Богородицы, полилась кровь, а сам лик Пречистой покрылся бледностью. Увидев это, преступник затрепетал и в неизъяснимом ужасе упал перед иконой навзничь. Скоро все узнали в монастыре о случившемся. Пришли в церковь игумен и братия и с изумлением заметили струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери. Убийцу же нашли у иконы ослепшим, с расслабленными членами и совершенно помешанным. С чувством искренней жалости к нему, набожный игумен на следующий день совершил всенощное бдение о спасении и помиловании его, однако, исцеление не приходило.

Три года вся братия молилась о помиловании грешника. Когда пришло время, Пресвятая Богородица в сонном видении явилась игумену и объявила, что ради их молитв и ходатайства, Она прощает преступника и дарует ему исцеление. «Впрочем», — прибавила Она — «рука его за дерзость и святотатственный поступок против Меня будет осуждена во второе пришествие Христово». Утром помешанный действительно образумился и пришел в себя, прозрел глазами и совершенно освободился от паралича. Долго и горько рыдал он о своем безумном поступке, называя себя убийцей. В стасидии перед пронзенною им иконою, он провел остаток своей жизни, искренне каясь и горько сожалея о своем поступке. Споручница грешных не оставила его без утешения. Перед смертью Божия Матерь явилась монаху и возвестила, что он прощен, однако сказала, что дерзкая рука его должна испытать грозный суд на втором пришествии Христовом. Когда спустя три года после погребения диакона тело его, по афонскому обычаю, открыли, то братии представилась следующая картина: все кости были выбелены временем, а рука, поднявшая нож на лик Пресвятой Девы, осталась без истления и почернела. Братья поняли, что исполнились слова Богоматери, и взяли черную нетленную руку экклесиарха в память об удивительном событии для назидания.

Кстати, как мне рассказали в монастыре, икона не раз помогала и монахам Китаевской пустыни отстоять свою обитель.

Китаевские пещеры



Но не только этими удивительными историями славен монастырь. Я, например, был наслышан и о пещерном комплексе, где когда-то жили отшельники. Он находится к востоку от главного подворья. Чтобы дойти до него, нужно миновать по дамбе Китаевские пруды и по сооруженной монахами в склоне горы лестнице подняться к часовенке, где и находится вход в пещеры. Первая часовня здесь была построена архимандритом Феодосием. Но в советские годы ее разрушили. Нынешнюю же возвели в 2000 году.

По поводу возраста Китаевских пещер, весьма сходных по структуре с пещерами Киево-Печерской Лавры, исследователи спорят до сих пор. Одни утверждают, что рукотворные пещеры в Китаевском урочище могли появиться в дохристианские времена, служа жильем и убежищем древним людям, и судить об их первоначальной планировке не представляется возможным. Некоторые исследователи связывают возникновение пещер с городищем и предполагают, что защитники цитадели могли использовать подземные лабиринты в качестве потайного выхода к посаду. Современные археологические находки в пещерах датируются XVIII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит в Китаево. Нас же с вами, думается, больше всего интересует не то, когда именно возникли в пустыни пещеры, а как они выглядят сейчас.

Так вот, еще в 1990 году для предотвращения обвала вход на главную (магистральную) улицу лабиринтов был несколько расширен и закреплен бетонными конструкциями — работы курировал тогда Музей истории Киева. Сотрудниками этого музея, Т.А.Бобровским и М.М.Стрихарем, в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами — 1,7-1,9 метров, ширина — 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий — от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров — в ширину. В них, вдоль стен, имеются характерные выступы из той же лессовой породы грунта, в котором вырыты пещеры (лесс — горная порода светло-желтого цвета, глиновидный песчаник). Большей частью — это лежанки, на которых могли спать монахи-пещерники. В кельях так же устроены полукруглые неглубокие ниши для икон, свечей и лампад.

Словом, все очень любопытно. С другой стороны, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Что я и сделал. И вам советую. Честное слово, не пожалеете.

Июнь 2011

«Первое экскурсионное бюро» приглашает Вас
на экскурсию «Загадочное Китаево»

Китаево располагается на восточном краю Голосеевского леса и является одной из интереснейших и в то же время малоизвестных достопримечательностей Киева. На этой территории находятся Китаевская пустынь с могилой святой Досифеи, частицей мощей Николая Чудотворца и ковчегом с мощами 12 апостолов Христовых, родителей Богородицы и родителей Иоана Предтечи, а так же древнее городище, которое было населено с VIII по XIII века н.э. и являлось юго-восточным форпостом Киева. Украшает это урочище цепочка живописных прудов, расположенных в практически диком лесу, а вокруг всё это окружено современным Киевом. А еще к востоку от главного подворья Китаевского монастыря находится пещерный комплекс, который мы сегодня с вами и посмотрим.


02 . Чтобы дойти до Китаевских пещер, нужно миновать по дамбе Китаевские пруды и по бетонной лестнице подняться к часовенке, где и находится вход в пещеры. Первая часовня здесь была построена в 1909 году экономом Китаевской пустыни архимандритом Феодосием. Она погибла в советские годы; нынешнюю часовню устроили в 2000 году. К слову сказать, дата постройки современной часовни очень разнится от источника к источнику. 2000 год указан на сайте монастыря, 2005-ый - в путеводителе паломника, приобретенном в иконной лавке. В сети встречаются и другие даты. Вплоть до 1995-го. Но не суть. Пещеры открыты для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 10:30 до 17:00. Свечи можно приобрести на входе. Для фотографирования внутри нужно получить благословение настоятеля монастыря.

03 . В хрущевские годы трактор, разрушавший часовенку над пещерами, провалился под землю. Из-за обвала пострадала ближняя ко входу часть пещерного лабиринта. Поэтому в 1990-х, при восстановлении пещер, их стены были укреплены кирпичной кладкой, а первые 16 метров - и вовсе железобетонными блоками.

04 . Эти работы курировал Музей истории Киева.
Наверное, по другому сделать было нельзя, но отдельные участки пещер выглядят с тех пор совершенно не по-пещерному.

05 . Сотрудниками этого музея, Т.А. Бобровским и М.М. Стрихарем, в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами – 1,7-1,9 метров, ширина – 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий – от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров – в ширину. На сегодняшний день общая длина пещерных коридоров, доступных для осмотра, порядка 150 метров.

06 . В кельях, вдоль стен, имеются характерные выступы. Большей частью – это лежанки, на которых могли спать монахи-пещерники.
Так же в кельях устроены различные неглубокие ниши для икон, свечей и лампад.

07 . Китаевские пещеры, как и другие киевские подземелья, вырыты в лессе. Это горная порода светло-желтого цвета, глиновидный песчаник.
Кое-где в пещерах, где нет кирпичной кладки и побелки (белой краски), видна оригинальная фактура.

08. Магистральная галерея в своем начале имеет церковь, в 2000 году освященную в честь Собора Пресвятой Богородицы. Предыстория этого подземного храма следующая: начинал копать его в конце IX века схимонах Тит. Но однажды, когда достаточно просторное помещение уже было выкопано, в разгар работы, подошел к нему неизвестный монах в мантии и спросил, что он делает. Услышав ответ, сказал: “Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро”. Так и вышло. Когда Тит явился за благословением для установки иконостаса, тогдашний митрополит Арсений, поинтересовавшись мнением начальника пустыни и, услышав, что тот болен, распорядился отложить установку иконостаса до его выздоровления. Дело затянулось. Однако Тит не терял надежды и оставался жить на Китай-горе (при входе в пещеры им была устроена келейка). В итоге, схимонах скончался, так и не дождавшись воплощения своей идеи об устроении церкви в пещерах. И только в наше время, в начале 1990-х годов, когда в Китаево прошли первые, после многих лет забвения пустыни, богослужения, церковь расчистили и освятили престол во имя преподобной Досифеи, подвизавшейся здесь в ХVIII веке. А в дни празднования 2000-летия Рождества Христова престол пещерной церкви ХIХ века, по благословению митрополита Владимира, переименовали в честь Собора Пресвятой Богородицы. Для посетителей пещер храм закрыт - открывают его только для богослужения в престольный праздник 8 января.

09 . По поводу возраста Китаевских пещер, весьма сходных по структуре с пещерами Киево-Печерской Лавры, исследователи спорят. В начале ХХ века А.Д. Эртель, делясь результатами своих изысканий, утверждал о глубокой древности китаевских пещер. В частности, он упоминал об обнаруженных здесь древнерусских граффити, не сохранившихся до наших дней. К сожалению, дневники и планы, составленные Эртелем, утеряны, но определенная информация содержится в его докладе Киевскому обществу охраны памятников старины и искусства, а так же в газетных заметках, публиковавшихся в те годы. Период обитания иноков в китаевских пещерах, утверждал Эртель, охватил значительное время с ХI до ХVII веков, то есть даже после монголо-татарского нашествия они не опустели, а, напротив, служили достаточно надежным прибежищем для лаврских монахов.

10 . Современные же археологические находки в пещерах датируются ХVII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит. Там появились деревянные кельи и церковь. Тогда же, скорее всего, расширили и благоустроили древние пещеры. Как известно, в ХVII-XVIII веках изменялись конфигурация и общий вид знаменитых лаврских пещер, и в пустыни, административно подчинявшейся Лавре, могли быть проведены подобные работы. Во время этой и последующих перестроек исчезали следы раннего этапа истории пещерного монастыря.

11 . В 1771 году в Российской империи правительственным указом было запрещено отшельничество. Монахам предписывалось жить только в монастырях.
Этим объясняется почти столетнее забвение китаевских пещер, обернувшееся для них многочисленными разрушениями.

12 . И только в 1857 году послушник Китаевской пустыни Иван Таранов случайно обнаружил пещеру на горе: туда провалился вбиваемый им в землю кол.
Открытые подземелья очень напоминали лаврские пещеры, а внутри встречались следы пребывания иноков.

13 . После поверхностного осмотра пещеры были засыпаны и забыты еще почти на 60 лет. Только в 1910-1912 гг. усилиями Киевского общества охраны памятников старины и искусства началось исследование подземелий. Работы проводила команда саперов под командованием полковника Павлова и капитана Маркевича. Возглавил экспедицию уже упомянутый выше А. Эртель.

14 . Вентиляционное отверстие в пещерном своде и накопченные свечой кресты. Видны пробивающиеся корешки растений.
До поверхности порядка 4 метров лессовой породы.

15 . В течение 1989-1992 годов, помимо основного участка китаевских пещер, в результате археологических разведок, были обнаружены отдельные небольшие участки подземных галерей в том же холме: первый – длиною около 7 метров, на расстоянии 15 метров к северу от главного входа в пещеры; второй – длиною около 15 метров, на расстоянии 50 метров к юго-западу от основного пещерного комплекса. По мнению исследователей, это были ответвления все той же галереи, обозначенной как “магистральная”, в результате обвалов потерявшие с нею непосредственную связь.

16 . Всё время пока я находился в пещерах в одной из келий молилась незнакомая мне женщина. Поэтому это помещение сфотографировать не получилось. Между тем, по некоторым артефактам, найденным здесь в 1994 году археологами, а так же конфигурация пещеры, позволили допустить, что это и есть место подвигов прп. Досифея. В рамках данного поста я не буду рассказывать все подробности, но эта история довольно интересна и необычна. Дело в том, из 26 лет, прожитых в монастыре, не менее 10 лет он провел в пещере, причем часть этого времени - в затворе. И только после смерти старца выяснилось, что рясофорный монах Досифей - женщина (!)

17 . Дело в том, что семья дворянской дочери Дарьи Тяпкиной была против ее желания стать монахиней. Поэтому девушка сбежала из дома. Зная, что ее будут искать по женским монастырям, Дарья одевалась как юноша и искала пристанища в мужских обителях. Между тем, по прошествии лет, слава о даре прорицания Досифея разошлась далеко за пределы обители. За советом и наставлением к Досифею шли мещане и крестьяне, иереи и вельможи. Сама царица Елизавета посетила Китаево, чтобы получить духовный совет от Досифея. Но после смерти подвижника выяснилось, КЕМ был Досифей. Именно этот грех женщины, обманувшей братию и игумена, долго был препятствием для её канонизации. Но в наши дни грех был признан вынужденным и Досифея Киевская в 1993 году была объявлена святой.

18 . Замечу, что такая чудесная биография прп. Досифеи распространилось после публикации жизнеописания, составленного в ХІХ веке священником Владимиром Зноско. Фактически, кроме этого автора никто больше не пытался подробно проследить биографию Дарьи Тяпкиной. Его повествование легло в основу всех, имеющихся на сегодняшний день справок о китаевской подвижнице. Однако, следует заметить, что автор записок о прп. Досифее не приводил никаких ссылок на документы, касающихся самой подвижницы, и пользовался в своей работе, как правило, устными преданиями. В результате был собран очень интересный материал о Досифее и некоторых других киевских подвижниках, но многие приведенные автором факты требуют на сегодняшний день уточнения. Ну, а мы выбираемся наружу.

19 . От площадки перед часовней с входом в пещеры открывается неплохой вид на монастырское подворье.

20 . Прежде чем уходить, я лесными тропками поднялся на самую вершину Китай-горы. Первые поселения в этих местах появились еще в III-ІI тыс. до н. э. В V-VI в.в. возникло поселение полян, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь. На этом холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские времена. А.Д. Эртель отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи “Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. К сожалению, гулял я здесь один и у меня не получилось сделать снимок, передающий масштабы вековых дубов-великанов, что растут сейчас на месте городища.

21 . Упомянутая выше лестница, что ведет к пещерам. Подъем довольно крутой (150 ступенек).
На полпути лавочка для отдыха.

22 . Китаевские пруды. На одном из них даже бьет небольшой фонтан. Насколько я понял, были сооружены еще монахами в ХІХ веке для разведения рыбы (у монахов 200 дней в году пост). В те времена богатейшее монастырское хозяйство (пасека, фруктовые сады, виноградники, рыбная ловля, огороды) позволяли не только обеспечивать всем необходимым обитателей монастыря и поставлять продукты в Киево-Печерскую Лавру, но даже заниматься торговлей.

23 . Расскажу немного и о наземном Троицком храме, который мы видели с Китай-горы. 21 августа 1763 года на месте обветшавшей Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер, иеромонах Тимофей заложил новую каменную церковь. Руководил строительством известный лаврский “каменных дел мастер” Степан Ковнир. 28 мая 1767 года он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Крестовокупольный Троицкий храм восходит в своей конструктивной системе к византийским образцам, и отступает от распространенной схемы лишь в том, что имеет не один купол, а два (второй над алтарем). 6 августа 1853 года Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный Троицкий храм основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. У стен храма расположены могилы святых подвижников.

24 . К ХХ веку в Китаевской пустыни даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. Но все резко изменилось после прихода советской власти. В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовались сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства. Колокольня разобрана в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны на территории пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений. Возрождение обители началось только в 1990 году. С 1996 года имеет статус самостоятельного монастыря.


Ещё в Киеве
:

Киев вот уже много столетий считается одной из столиц мирового православия. Несмотря на то, что сегодня город является многомиллионным мегаполисом, в нем можно найти такие места, где не ощущается его быстрый ритм, где можно побыть в спокойствии, наедине с собой и Богом. Одно из таких мест - .

Происхождение названия местности

Китаево – это живописная местность в Голосеевском лесу на южной окраине города, имеющая несколько названий – Китаево, Китаев, Китаевская пустынь. Сразу скажем, что ничего общего с Китаем это место не имеет.

Название за этой территорией закрепилось еще в XII веке, а версий о происхождении существует три. По одной из них, слово «китай» имеет тюркское происхождение и переводится как «крепость» - и в самом деле, в домонгольское время здесь находился достаточно укрепленный ремесленническо-торговый городок. Кстати, часть укрепительных валов сохранилась до сегодня. По другой версии, название происходит от древнерусского слова «кита» - так называли связку жердей, используемых при строительстве укрепления. Согласно третьей версии, «Китай» - это было прозвище князя Андрея Боголюбского, внука киевского князя Владимира Мономаха – предположительно, на вершине Китай-горы находился дворец-терем князя.

От основания до закрытия

Изначально Китаева пустынь была основана как скит Киево-Печерской Лавры (скит – это небольшой монастырь, как правило, подчиненный крупному, и находящийся в отдаленной уединенной местности).

Ее историю принято вести с XVIII столетия, когда в 1716 году генерал-губернатор Киева князь Дмитрий Голицын построил здесь небольшую церковь из дерева в честь русского святого XIV века преподобного Сергия Радонежского.

Хотя есть и другие версии, среди которых та, что обитель была основана в XIV веке на месте пещерного монастыря. Как бы там ни было, общепринятой и достоверной является хронология Китаевской пустыни, начиная с XVIII века.

Почти через пол столетия после строительства деревянного Сергиевого храма, в 1763-68 годах, на его месте в стиле украинского барокко была построена каменная церковь в честь Пресвятой Троицы. С того времени обитель стали называть «Китаева пустынь», а также «Киевский Афон» (Афон – гора в Греции, особо почитаемая православными верующими, на которой находится 20 мужских монастырей, объединенных в Автономную монашескую республику).

Следующий, XIX век, считается «золотым периодом» в истории монастыря. В частности, монастырское хозяйство стало отдельным городком с разнообразными предприятиями, в частности, тут были свечной завод с широким ассортиментом продукции и большая пасека. Кроме этого, фруктовые сады, огороды, рыбное хозяйство обеспечивали как саму обитель, так и Киево-Печерскую Лавру. Часть продуктов продавалась на ярмарках, которые проводились в дни праздника Троицы. Вырученные средства шли на ремонт монастырских построек и другие потребности общины. Кстати, о том, что монахи занимались рыбным хозяйством, сегодня напоминает каскад из пяти китаевских озер, вырытых насельниками именно для рыбного промысла.

В 1858 году Китаевский монастырь получил свое официальное название в честь главного своего храма и стал Свято-Троицким.

На востоке от центра обители находятся китаевские пещеры. Чтобы по пасть в них, нужно пройти по дамбе, мимо озер, и подняться по ступенькам к деревянной часовеньке, построенной над входом в пещеры. Возраст пещер точно неизвестен, но более вероятной является их датировка XVI веком. В начале пещер есть своя маленькая церковь. Проходя по подземным лабиринтам, видны маленькие келии с каменными лежанками, ниши для икон и лампадок и другое. Все это показывает, в каких строгих условиях жили монахи-отшельники. Сегодня сюда спускаются для особой молитвы, ведь истории об исцелениях в китаевских пещерах известны далеко за пределами Киева.







Китаевская обитель, находившаяся в стороне от шумного города, всегда была местом подвижничества и уединения монахов, где проживало немало старцев. Самыми знаменитыми из них явяются Досифей и Феофил, чьи могилы находятся рядом с Троицкой церковью.

С личностью монаха Досифея, жившего здесь в XVIII веке, связана одна из удивительных историй. Дело в том, что под его именем скрывалась известная православная подвижница преподобная Досифея. Из-за многолетнего постоянного строгого поста внешне она стала похожей на мужчину, поэтому в монастыре никто ни о чем не догадывался. Только после ее смерти, когда в обитель приехала сестра монахини, она по надгробному изображению узнала в ней родственницу, о чем и стало известно. Могила Досифеи ныне пользуется популярностью у молодых людей, которые молятся преподобной о помощи в поиске и укреплении любви.

Старец Феофил, живший в конце XVIII века и первой половине XIX-го, прославился даром пророчества и чудотворения. За советами и благословением к преподобному обращались многие люди. Преподобный Феофил предсказал основание в Киеве трех обителей: Ионинской, Покровской (женской) и Преображенской пустыни. Вместе со святой Досифеей и некоторыми другими святыми он был канонизирован Украинской Православной Церковью в 1993 году.

Советская эпоха, не пощадившая множество монастырей, храмов, монахов, священников и простых верующих, не обошла стороной и Китаеву пустынь. В 1920-х годах на монастырской территории власти разместили детскую колонию, а также сельскохозяйственные учреждения. Окончательно монашескую общину ликвидировали в 1930 годах, а все постройки передали Институту плодово-ягодного хозяйства.

Во время Великой Отечественной войны все строения сильно пострадали. Например, Троицкая церковь была повреждена настолько, что в 1950-х года завалились ее купола.

Возрождение и современная жизнь

В 1990 году, после почти 70-летнего перерыва, было совершено первое богослужение в Серафимовском храме.

Главный храм – Троицкий собор – начали реставрировать в конце 1980-х, а богослужение в нем стали совершаться с 1991 года. Стоит сказать о том, что соборную церковь начали возрождать не как монастырский храм, а как приходской. Таким образом, до 2009 года на территории обители существовали собственно монашеская община и приходская церковь, пока последняя не стала главным храмом монастыря.

Возрождение монашеской жизни на месте древней обители началось в 1993 году. Как и три столетия до того монастырь поначалу был скитом Лавры. В 1996 году решением Священного Синода Китаевская пустынь стала самостоятельной.

В конце 1990-х годов была построена деревянная колокольня, вместо разобранной в 1932 году каменной.

В 2000 году в китаевских пещерах был освящен небольшой храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, хотя в начале 1990-х годов его назвали во имя святой Досифеи.

В 2013 году был освящен возрожденный Свято-Серафимовский храм. С именем святого Серафима Саровского связана отдельная страница истории Китаевой пустыни. Дело в том, что юноша Прохор, а в будущем преподобный Серафим, приходил в Китаеву пустынь, и получил благословение у святой Досифеи на несение монашеского подвига в Саровской обители.

В первой половине 2010-х годов в северной части монастыря началось возрождение монастырского братского кладбища, ликвидированного в 1960-х годах. В центре кладбища установлен большой крест с распятием, вырезанный из белого мрамора.


Кратко расскажем о святынях Китаевой пустыни. В храме 12 апостолов находятся частицы мощей 10 из 12 апостолов. В этой же церкви покоятся мощи старца Феофила, перенесенные в 2009 году из Троицкого соборного храма. А в самом соборе находится список (копия) чудотворной Закланной иконы Божией Матери.

До сегодня остается неурегулированным один вопрос – дело в том, что в некоторых корпусах на монашеской территории с советских времен проживают несколько семей. И пока государство им не предоставило новое жилье, они продолжают проживать просто посреди монастыря. Поэтому, когда кто-либо впервые сюда приезжает, то может удивиться, увидев, например, на нескольких корпусах спутниковые антенны и сохнущую детскую одежду.



Китаева пустынь (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

За внешнее сходство украинским Афоном называют Свято-Троицкий монастырь, расположенный на холмах над Днепром среди лесов. Один из холмов называется Китай-гора, по одной из версий это название и дало имя монастырю. Первые поселенцы пришли на Китай-гору из Киево-Печерской лавры в 16-17 веках. Центральный храм обители - Свято-Троицкая церковь.

По преданию, свое название обитель получила от своего основателя князя Андрея Боголюбского, прозванного «Китаем». Другое же толкование названия связано с находившимся здесь древнерусским укрепленным городищем - южным форпостом Киева. Тюркское слово «китай» означает укрепление, крепость.

История монастыря

Принято считать, что скит возле древних Китаевских пещер возник в 17 веке. Но засвидетельствованная документами история обители начинается с 1716 г., когда на средства Дмитрия Голицына здесь построены деревянная церковь в честь Св. Сергия Радонежского, трапезная и келии. Новую трапезную, тоже деревянную, с церковью в честь Трех российских святителей - Петра, Алексия и Ионы - была сооружена на пожертвования императрицы Елизаветы Петровны.

Пустынь выполняла роль сельскохозяйственной «экономии», а также служила Лавре кладбищем. Во второй половине 19 века было основано отдельное хозяйственное подворье, где были построены старый и новый корпуса богадельни.

Исторически Китаева пустынь - это место погребения многих тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры , и теперь, кто бывает в монастыре, фактически ходит по местам исторических захоронений. Ввиду достаточной удаленности от города, пещеры Китаевской горы сохранили свой древний облик почти без изменений.

Святыни монастыря

Монастырские богослужения проходят в Свято-Троицком и в храме Святых 12 Апостолов. В этом же храме находятся главные святыни монастыря: частицы мощей святых апостолов и других святых, мощи преподобного Феофила, а также святыня обители - список чудотворной иконы Божией Матери «Ватопедская», другое название её - «Закланная». У северной стены Свято-Троицкого храма находятся мощи преподобной Досифеи.