Как звучал индоевропейский праязык. Индоевропейские языки Где жили индоевропейцы

При обнаружении формально-смыслового сходства между двумя или несколькими языками, т.е. сходства в двух планах одновременно, как означающих, так и означаемых знаков этих языков, естественно встает вопрос о причинах возникновения такого сходства в знаках различных языков. Исходя из тезиса об ограниченности произвольности знака, такое формально-смысловое совпадение знаков различных можно было бы истолковать как факт случайного совпадения двух или более знаков различных языков. Вероятность гипотезы о случайном совпадении для объяснения такого сходства будет уменьшаться в соответствии с увеличением количества языков, в которых обнаруживаются такие сходные знаки, и в еще большей степени с увеличением количества знаков в этих языках, обнаруживающих такие сходства или совпадения. Другой более вероятной гипотезой для объяснения подобных совпадений в соответствующих знаках двух или более языков должно считаться объяснение этого сходства историческими контактами между языками и заимствованием слов из одного языка в другой (или в несколько языков) либо в оба эти языка из третьего источника. Сравнение языков, ориентированное на установление закономерных фонемных соответствий, должно привести логически к реконструкции той языковой модели, преобразование которой в разных направлениях и дало нам исторически засвидетельствованные языковые системы. [ Нерознак, 1988: 145-157]

Сегодня чаще всего считают, что область первоначального или достаточно раннего распространения носителей индоевропейского языка простиралась от Центральной Европы и Северных Балкан до Причерноморья (южнорусских степей). Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что начальный центр иррадиации индоевропейских языков и культур лежал на Ближнем Востоке, в близком соседстве с носителями картвельских, афразийских и, вероятно, дравидийских и урало-алтайских языков. Следы этих контактов дают основание для выдвижения ностратической гипотезы.

Индоевропейское языковое единство могло иметь своим источником либо единый праязык, язык-основу (или, вернее, группу близкородственных диалектов), либо ситуацию языкового союза как итога конвергентного развития ряда первоначально различных языков. Обе перспективы в принципе не противоречат друг другу, одна из них обычно получает перевес в определённый период развития языковой общности.

Отношения между членами индоевропейской семьи из-за частых миграций беспрерывно менялись, и поэтому принятая ныне классификация индоевропейских языков должна корректироваться при обращении к разным этапам истории этой языковой общности. Для более ранних периодов характерна близость языков индоарийских и иранских, балтийских и славянских, менее заметна близость италийских и кельтских. Много общих черт есть у языков балтийских, славянских, фракийского, албанского с индоиранскими, а италийских и кельтских -- с германскими, венетским и иллирийским.

Основные признаки, характеризующие относительно древнее состояние индоевропейского языка-источника:

1) в фонетике: функционирование [е] и [о] как вариантов одной фонемы; вероятность отсутствия у гласных на более ранней ступени фонематического статуса; особая роль [а] в системе; наличие ларингальных, исчезновение которых привело к оппозиции долгих и кратких гласных, а также к появлению мелодического ударения; различение смычных звонких, глухих и придыхательных; различие трёх рядов заднеязычных, тенденция к палатализации и лабиализации согласных в определённых позициях;

2) в морфологии: гетероклитическое склонение; вероятное наличие эргативного (активного) падежа; относительно простая падежная система и более позднее появление ряда косвенных падежей из сочетаний имени с послелогом и т.п.; близость номинатива на -s и генитива с тем же элементом; наличие «неопределённого» падежа; противопоставление одушевлённого и неодушевлённого классов, давшее начало трёхродовой системе; наличие двух серий глагольных форм, приведшее к развитию тематического и атематического спряжения, переходности/непереходности, активности/ инактивности; наличие двух серий личных окончаний глагола, ставшее причиной дифференциации настоящего и прошедшего времени, форм наклонения; наличие форм на -s, приведшее к появлению одного из классов презентных основ, сигматического аориста, ряда форм наклонений и производного спряжения;

3) в синтаксисе: взаимозависимость мест членов предложения; роль частиц и превербов; начало перехода ряда полнозначных слов в служебные элементы; некоторые начальные черты аналитизма.

Индоевропейская ветвь языков представляет собой одну из наиболее крупных в Евразии Она распространилась в течение последних 5 столетий также в Южной и Северной Америке, Австралии и частично в Африке. Индоевропейские языки до занимали территорию от Восточного Туркестана, расположенного на востоке, до Ирландии на западе, от Индии на юге до Скандинавии на севере. В состав этой семьи входит порядка 140 языков. В общей сложности на них говорят примерно 2 миллиарда человек (по оценке 2007 года). занимает среди них ведущее место по числу носителей.

Значение индоевропейских языков в сравнительно-исторической лингвистике

В развитии сравнительно-исторической линвистики важна роль, которая принадлежит изучению именно индоевропейских языков. Дело в том, что их семья была одной из первых, которые выделили ученые, имеющих большую временную глубину. Как правило, в науке другие семьи определяли, ориентируясь непосредственно или опосредованно на опыт, полученный при изучении именно индоевропейских языков.

Способы сравнения языков

Языки можно сравнивать различными способами. Типология является одним из самых распространенных их них. Это изучение типов языковых явлений, а также обнаружение на основе этого универсальных закономерностей, существующих на разных уровнях. Тем не менее, этот метод неприменим в генетическом отношении. Другими словами, с помощью него нельзя исследовать языки в аспекте их происхождения. Главную роль для компаративистики должно играть понятие родства, а также методика его установления.

Генетическая классификация индоевропейских языков

Она является аналогом биологической, на основании которой выделяются различные группы видов. Благодаря ей мы можем систематизировать множество языков, которых насчитывается примерно шесть тысяч. Выявив закономерности, мы можем свести все это множество к относительно небольшому количеству языковых семей. Полученные в результате генетической классификации итоги неоценимы не только для лингвистики, но также и для ряда других смежных дисциплин. В особенности они важны для этнографии, поскольку возникновение и развитие различных языков связано тесным образом с этногенезом (появлением и развитием этносов).

Индоевропейских языков предполагает, что различия между ними с течением времени усиливаются. Это можно выразить таким образом, что между ними увеличивается расстояние, которое измеряется как длина ветвей или стрелок дерева.

Ветви индоевропейской семьи

Генеалогическое древо индоевропейских языков имеет множество ветвей. В нем выделяются как крупные группы, так и состоящие всего лишь из одного языка. Перечислим их. Это новогреческий язык, индоиранские языки, италийские (включая латинский), романские, кельтские, германские, славянские, балтийские, албанский, армянский, анатолийские (хетто-лувийские) и тохарские. К ней относится, кроме того, ряд вымерших, которые известны нам из скудных источников, в основном по немногочисленным глоссам, надписям, топонимам и антропонимам у византийских и греческих авторов. Это фракийский, фригийский, мессапский, иллирийский, древнемакедонский, венетский языки. Их нельзя с полной уверенностью отнести к той или иной группе (ветви). Возможно, их следует выделить в самостоятельные группы (ветви), составляя генеалогическое древо индоевропейских языков. У ученых нет единого мнения по этому вопросу.

Безусловно, существовали, кроме перечисленных выше, и другие индоевропейские языки. Их судьба была различна. Одни из них бесследно вымерли, другие оставили после себя немногочисленные следы в субстратной лексике и топономастике. Были сделаны попытки восстановить некоторые индоевропейские языки по этим скудным следам. К самым известным реконструкциям подобного рода относится киммерийский язык. Он предположительно оставил следы в балтийских и славянских. Также следует отметить пелагский, на котором говорило догреческое население Древней Греции.

Пиджины

В ходе экспансии различных языков индоевропейской группы, произошедшей в течение последних столетий, на романской и германской основе были сформированы десятки новых - пиджинов. Они характеризуются радикально сокращенным словарем (1,5 тыс. слов или меньше) и упрощенной грамматикой. Впоследствии некоторые из них креолизовались, а другие стали полноценными как в функциональном, так и в грамматическом отношении. Таковы бислама, ток-писин, крио в Сьерра-Леоне, и Гамбии; сешелва на Сейшельских островах; маврикийский, гаитянский и реюньонский и др.

В качестве примера приведем краткую характеристику двух языков индоевропейской семьи. Первый из них - таджикский.

Таджикский язык

Он относится к индоевропейской семье, к индо-иранской ветви и иранской группе. Он является государственным в Таджикистане, распространен в Средней Азии. Вместе с языком дари, литературным идиомом афганистанских таджиков, он относится к восточной зоне диалектного новоперсидского континуума. Этот язык можно рассматривать как вариант персидского (северо-восточный). До сих пор возможно взаимопонимание между теми, кто использует таджикский язык, и персоязычными жителями Ирана.

Осетинский

Он принадлежит к индоевропейским языкам, к индо-иранской ветви, иранской группе и восточной подгруппе. Осетинский язык распространен в Южной и Северной Осетии. Общее число говорящих составляет около 450-500 тыс. человек. В нем остались следы древних контактов со славянскими, тюрксими и финно-угорскими. Осетинский язык имеет 2 диалекта: иронский и дигорский.

Распад языка-основы

Не позднее четвертого тысячелетия до н. э. произошел распад единого индоевропейского языка-основы. Это событие привело к возникновению множества новых. Образно выражаясь, из семени начало расти генеалогическое древо индоевропейских языков. Не подлежит сомнению то, что хетто-лувийские языки отделились первыми. Время выделения тохарской ветви самое спорное из-за скудости данных.

Попытки объединить различные ветви

К индоевропейской языковой семье относятся многочисленные ветви. Не один раз были предприняты попытки объединить их между собой. К примеру, высказывались гипотезы о том, что славянские и балтийские языки особо близки. Это же предполагалось и в отношении кельтских и италийских. На сегодняшний день самым общепризнанным считается объединение иранских и индоарийских языков, а также нуристанских и дардских в индо-иранскую ветвь. В некоторых случаях удалось даже восстановить характерные для индоиранского праязыка словесные формулы.

Как известно, славяне относятся к индоевропейской языковой семье. Однако до сих пор точно не установлено, следует ли выделить их языки в отдельную ветвь. Это же касается и балтийских народов. Балто-славянское единство вызывает много споров в таком объединении, как индоевропейская языковая семья. Народы его нельзя однозначно отнести к той или иной ветви.

Что касается других гипотез, они и вовсе отвергаются в современной науке. Разные черты могут лечь в основу членения такого большого объединения, как индоевропейская языковая семья. Народы, являющиеся носителем тех или иных ее языков, многочисленны. Поэтому классифицировать их не так-то просто. Были редприняты различные попытки создания стройной системы. Например, по результатам развития заднеязычных индоевропейских согласных все языки этой группы были разделены на кентум и сатем. Эти объединения названы так по отражению слова "сто". В сатемных языках начальный звук этого праиндоевропейского слова отражается в виде "ш", "с" и т. п. Что же касается кентумных, то для него характерны "х", "к" и т. п.

Первые компаративисты

Возникновение собственно сравнительно-исторической лингвистики относят к началу 19 века и связывают с именем Франца Боппа. В своем труде он впервые доказал научно родство индоевропейских языков.

Первые компаративисты по национальности были немцами. Это Ф. Бопп, Й. Цейс, и другие. Они впервые обратили внимание на то, что санскрит (древний индийский язык) имеет большое сходство с немецким. Они доказали, что некоторые иранские, индийские и европейские языки имеют общее происхождение. Затем эти ученые объединили их в "индогерманскую" семью. Через некоторое время было установлено, что для реконструкции праязыка имеют исключительное значение также славянские и балтийские. Так появился новый термин - "индоевропейские языки".

Заслуга Августа Шлейхера

Август Шлейхер (фото его представлено выше) в середине 19 века обобщил достижения предшественников-компаративистов. Он подробно описал каждую подгруппу индоевропейской семьи, в частности, ее древнейшее состояние. Ученый предложил использовать принципы реконструкции общего праязыка. В правильности собственной реконструкции он нисколько не сомневался. Шлейхер даже написал текст на праиндоевропейском языке, воссозданном им. Это басня "Овца и кони".

Сравнительно-историческое языкознание сформировалось в результате исследования различных родственных языков, а также обработки методов доказательства их родства и реконструкции некоего исходного праязыкового состояния. Августу Шлейхеру принадлежит заслуга изображать схематично процесс их развития в виде родословного древа. Индоевропейская группа языков предстает при этом в следующем виде: ствол - а группы родственных языков являются ветвями. Родословное древо стало наглядным изображением дальнего и близкого родства. Кроме того, оно указывало на наличие у близко родственных общего праязыка (балто-славянского - у предков балтов и славян, германо-славянского - у предков балтов, славян и германцев и т. д.).

Современное исследование Квентина Аткинсона

Совсем недавно международная группа биологов и лингвистов установила, что индоевропейская группа языков произошла из Анатолии (Турция).

Именно она, с их точки зрения, является родиной этой группы. Исследования возглавил Квентин Аткинсон, биолог из расположенного в Новой Зеландии университета Окленда. Ученые применили для анализа различных индоевропейских языков методы, которые были использованы для изучения эволюции видов. Они проанализировали запас лексики 103 языков. Кроме того, они изучили данные об их историческом развитии и географическом распространении. На основании этого исследователи сделали такой вывод.

Рассмотрение когнатов

Как же эти ученые изучали языковые группы индоевропейской семьи? Они рассматривали когнаты. Это однокоренные слова, которые имеют сходное звучание и общее происхождение в двух или более языках. Ими обычно являются слова, в меньшей степени подвергающиеся изменениям в процессе эволюции (обозначающие родственные отношения, названия частей тела, а также местоимения). Ученые сравнили количество когнатов в различных языках. На основании этого они определили степень их родства. Таким образом, когнаты были уподоблены генам, а мутациям - различия когнатов.

Использование исторических сведений и географических данных

Затем ученые прибегли к историческим данным о времени, когда предположительно осуществилась дивергенция языков. К примеру, считается, что в 270 году от латыни стали отделяться языки романской группы. Именно в это время император Аврелиан решил увести из провинции Дакия римских колонистов. Кроме того, исследователи использовали данные о современном географическом распространении различных языков.

Результаты исследования

После совмещения полученной информации было создано эволюционное древо на основе следующих двух гипотез: курганной и анатолийской. Исследователи, сравнив получившиеся два дерева, обнаружили, что "анатолийское" с точки зрения статистики является наиболее вероятным.

Весьма неоднозначной была реакция коллег на результаты, полученные группой Аткинсона. Многие ученые отметили, что сравнение с биологической эволюцией лингвистической недопустимо, поскольку у них различные механизмы. Однако другие ученые сочли вполне оправданным использование таких методов. Тем не менее, группу раскритиковали за то, что она не проверила третью гипотезу, балканскую.

Отметим, что на сегодняшний день основными гипотезами происхождения индоевропейских языков являются анатолийская и курганная. Согласно первой, самой популярной у историков и лингвистов, прародина их - причерноморские степи. Другие гипотезы, анатолийская и балканская, предполагают, что индоевропейские языки распространялись из Анатолии (в первом случае) или из Балканского полуострова (во втором).

  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 17. Индоевропейская семья языков.

    Многие семьи языков делятся на ветви, которые нередко называют малыми семьями или группами. Языковая ветвь представляет собой более мелкое подразделение языков, чем семья. Языки одной ветви сохраняют достаточно тесные родственные связи, имеют много черт сходства.

    Среди языков индоевропейской семьи семьи различаются ветви, объединяющие языки славянские, балтийские, германские, романские, греческие (греческая группа), кельтские, иллирийские, индийские (иначе - индоарийские), индоиранские (арийские), тохарские и др. Кроме того, в индоевропейской языковой семье есть «одиночные» языки (т. е. не образующие особых ветвей): албанский, армянский, венетский, фракийский и фригийский.

    Термин индоевропейские языки (англ. Indo - European languages ) был впервые введён английским учёным Томасом Юнгом в 1813 году .

    Языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка , носители которого жили, вероятно, порядка 5-6 тыс. лет назад . Это одна из крупнейших семей языков Евразии, распространившаяся в течение послед­них пяти веков также в Северной и Южной Америке, Австралии и отчасти в Африке. Существует несколько гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка (в частности, называют такие регионы, как Восточная Европа , Передняя Азия , степные территории на стыке Европы и Азии ). С большой вероятностью археологической культурой древних индоевропейцев (или одной из их ветвей) можно считать так называемую «ямную культуру» , носители которой в III тыс. до н. э. обитали на востоке современной Украины и юге России.

    Для древнего состояния языка-источника индоевропейского языка (было бы неосторожно относить следующую ниже картину непременно к индо­евро­пей­ско­му праязыку) были, видимо, характерны следующие черты: в фонетике - наличие «e» и «o» как вариантов единой морфонемы (отсюда следует, что для более раннего периода гласные могли не быть фонемами ), особая роль «a» в системе, присутствие ларингальных , имевших отношение к становлению оппозиции долгота - краткость (или соответ­ству­ю­щих интонационных или даже тоновых различий); наличие трёх рядов смычных, обычно трактуемых как звонкий, глухой, придыхательный (для более раннего периода интерпретация, возможно, должна быть иной, в частности должна учитывать противо­по­став­ле­ние по напряжённости - ненапряжённости), трёх рядов заднеязычных, ранее сводимых к более простым отношениям; тенденция к палатализации определённых согласных в одной группе индоевропейского языка и к лабиализации их в другой; возможная позиционная (в слове) мотивировка появления определённых классов смычных (т. е. правила дистрибуции , впослед­ствии часто недействи­тель­ные); в морфологии - гетероклитическое склонение, совмещающее в одной парадигме разные типы склонения, вероятное наличие эргативного («активного») падежа, призна­ва­е­мое многими исследователями, относительно простая падежная система с дальнейшим развитием косвенных падежей из ранее непарадигматических образований (например, из синтаксического сочетания имени с послелогом , частицей и т. п.); известная близость номинатива на ‑s и генитива с тем же элементом, пред­по­ла­га­ю­щая единый источник этих форм; наличие «неопределённого» падежа (casus indefinitus); противо­по­став­ле­ние одушевлённого и неодушевлённого классов, давших впослед­ствии начало трёхродовой (через двухродовую) системе; наличие двух серий глагольных форм (условно на ‑mi и на ‑Hi/oH), определивших развитие ряда других категорий - тематического и атематического спряжения , медиапассивных и перфектных форм, переходности​/​непереходности, активности​/​инактив­но­сти; две серии личных окончаний глагола, с помощью которых, в частности, диффе­рен­ци­ро­ва­лись настоящие и прошедшие времена , формы наклонений и т. д.; основы на ‑s, из которых возникли один из классов презентных основ, сигматический аорист, ряд форм наклонений и производное спряжение; в синтаксисе - структура предложения с указанием взаимозависимости и места его членов, опреде­ля­е­мая так называемым законом Ваккернагеля (см. Ваккернагеля закон ); роль частиц и превербов; наличие полнозначного статуса у слов, позже превратившихся в служебные элементы; некоторые синтаксические черты первоначального аналитизма (с отдельными элементами «изолирующего» строя) и т. п.

    Подобно тому как в течение более чем полуторавекового развития индо­евро­пей­ско­го языкознания понимание состава И. я. менялось обычно в сторону увеличения языков (так, перво­на­чаль­ное ядро - санскрит, греческий, латинский, герман­ский - расширялось за счёт кельтских, балтий­ских, славян­ских, позже албанского и армянского, уже в 20 в. - за счёт хетто-лувийских и тохарских и т. п.; впрочем, известны и противо­по­лож­ные случаи - исключение из числа индоевропейских языков грузинского или кави), оно не вполне стабильно и сейчас: с одной стороны, существуют некоторые языки, усиленно проверяемые на их возможную принадлежность к индоевропейским языкам (как этрусский или некоторые другие, ещё не дешифро­ван­ные языки), с другой стороны, сами индоевропейские языки в ряде построений выводятся из изолированного состояния (так, П. Кречмер считал И. я. родственными так называемому рето-тирренскому и возводил их к единому протоиндо­евро­пей­ско­му источнику). Теорию более глубокого родства индоевропейских языков предложил В. М. Иллич-Свитыч, подтвердивший на обширном материале фонетических и отчасти морфо­ло­ги­че­ских соответ­ствий родственные связи индоевропейского языка с так называемыми ностратическими , куда входят, по меньшей мере, такие большие языковые семьи Старого Света, как афразийская , уральская , алтайская , дравидская и картвельская. Обретение индоевропейского языка своей собственной языковой «сверхсемьи» позволяет наметить новые важные перспективы в изуче­нии их развития.

    К индоевропейской языковой семье относят следующие группы языков:

    1. Славянские (основные): восточные - русский, украинский, белорусский; западные - польский, чешский, словацкий; южные - болгарский, македонский, сербохорватский, словенский, старославянский.

    2. Балтийские : литовский, латышский, древнепрусский (мёртв.).

    3. Германские : английский, немецкий, нидерландский, африкаанс (в ЮАР), идиш, шведский, норвежский, датский, исландский, готский (мёртв.) и др.

    4. Кельтские : ирландский, валлийский, бретонский и др.

    5. Романские : испанский, португальский, французский, итальянский, румынский и др. языки, образовавшиеся на основе латинского языка.

    6. Албанский .

    7. Греческие : древнегреческий и новогреческий.

    8. Иранские : афганский (пушту), таджикский, осетинский, курдский, авестийский (мёртв.) и др.

    9. Индийские : хинди, урду, цыганский, непальский, санскрит (мёртв.) и др. исторически некоренные языки Индии, появившиеся в ней после прихода индоевропейцев.

    10. Армянский .

    11. Анатолийские (мёртв.): хеттский, лувийский и др.

    12. Тохарские (мёртв.): турфанский, кучанский и др.

    ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ, одна из крупнейших языковых семей Евразии, распространившаяся в течение последних пяти веков также в Северной и Южной Америке, Австралии и отчасти в Африке. До эпохи Великих географических открытий индоевропейские языки занимали территорию от Ирландии на западе до Восточного Туркестана на востоке и от Скандинавии на севере до Индии на юге. В состав индоевропейской семьи входит около 140 языков, на которых говорит в общей сложности около 2 миллиардов человек (2007, оценка), первое место по числу носителей занимает английский язык.

    Важна роль изучения индоевропейских языков в развитии сравнительно-исторического языкознания. Индоевропейские языки были одной из первых постулированных лингвистами семей языков большой временной глубины. Другие семьи в науке, как правило, выделяли (непосредственно или хотя бы опосредованно), ориентируясь на опыт изучения индоевропейских языков, подобно тому как сравнительного-исторические грамматики и словари (прежде всего, этимологические) для других языковых семей учитывали опыт соответствующих трудов на материале индоевропейских языков, для которых эти труды впервые были созданы. Именно в ходе изучения индоевропейских языков впервые были сформулированы идеи праязыка, регулярных фонетических соответствий, реконструкции лингвистической, генеалогического древа языков; разработан сравнительно-исторический метод.

    Внутри индоевропейской семьи выделяются следующие ветви (группы), в том числе состоящие из одного языка: индоиранские языки, греческий язык, италийские языки (в том числе латинский язык), потомки латыни романские языки, кельтские языки, германские языки, балтийские языки, славянские языки, армянский язык, албанский язык, хетто-лувийские языки (анатолийские) и тохарские языки. Кроме того, к ней относится ряд вымерших языков (известных из крайне скудных источников - как правило, по немногочисленным надписям, глоссам, антропонимам и топонимам у греческих и византийских авторов): фригийский язык, фракийский язык, иллирийский язык, мессапский язык, венетский язык, древнемакедонский язык. Эти языки не могут быть надёжно отнесены ни к одной из известных ветвей (групп) и, возможно, представляют собой отдельные ветви (группы).

    Несомненно, существовали и другие индоевропейские языки. Одни из них вымерли бесследно, другие оставили по себе немногочисленные следы в топономастике и субстратной лексике (смотри Субстрат). Предпринимались попытки восстановить по этим следам отдельные индоевропейские языки. Наиболее известные реконструкции такого рода - пеласгский язык (язык догреческого населения Древней Греции) и киммерийский язык, предположительно оставивший следы-заимствования в славянских и балтийских языках. Выделение пласта пеласгских заимствований в греческом языке и киммерийских - в балто-славянских языках, основанное на установлении особой системы регулярных фонетических соответствий, отличных от тех, которые характерны для исконной лексики, позволяет возвести целый ряд не имевших ранее этимологии греческих, славянских и балтийских слов к индоевропейским корням. Конкретную генетическую принадлежность пеласгского и киммерийского языков определить трудно.

    В течение последних нескольких веков в ходе экспансии индоевропейских языков на германской и романской основе сформировалось несколько десятков новых языков - пиджинов, некоторые из которых впоследствии креолизовались (смотри Креольские языки) и стали вполне полноценными языками как в грамматическом, так и функциональном отношении. Таковы ток-писин, бислама, крио в Сьерра-Леоне, Гамбии и Экваториальной Гвинее (на английской основе); сешелва на Сейшельских островах, гаитянский, маврикийский и реюньонский (на острове Реюньон в Индийском океане; смотри Креолы) креолы (на французской основе); унзердойч в Папуа-Новой Гвинее (на немецкой основе); паленкеро в Колумбии (на испанской основе); кабувердьяну, криоуло (оба - в Кабо-Верде) и папьяменто на островах Аруба, Бонайре и Кюрасао (на португальской основе). Кроме того, индоевропейскими в своей основе являются некоторые международные искусственные языки типа эсперанто.

    Традиционная схема ветвления индоевропейской семьи представлена на схеме.

    Распад праиндоевропейского языка-основы датируется не позднее 4-го тысячелетия до нашей эры. Наибольшая древность отделения хетто-лувийских языков не вызывает сомнений, время отделения тохарской ветви более спорно ввиду скудости тохарских данных.

    Предпринимались попытки объединения различных индоевропейских ветвей между собой; например, высказывались гипотезы об особой близости балтийских и славянских, италийских и кельтских языков. Наиболее общепризнано объединение индоарийских языков и иранских языков (а также дардских языков и нуристанских языков) в индоиранскую ветвь - в ряде случаев удаётся восстановить словесные формулы, бытовавшие в индоиранском праязыке. Несколько больше споров вызывает балто-славянское единство, прочие гипотезы в современной науке отвергаются. В принципе разные языковые черты по-разному членят индоевропейское языковое пространство. Так, по результатам развития индоевропейских заднеязычных согласных индоевропейские языки делятся на так называемые языки сатем и языки кентум (объединения названы по отражению в разных языках праиндоевропейского слова «сто»: в сатемных языках его начальный звук отражается в виде «с», «ш» и т.п., в кентумных - в виде «к», «х» и т.п.). Использование разных звуков (bh и ш) в падежных окончаниях делит индоевропейские языки на так называемые -mi-языки (германские, балтийские, славянские) и -bhi-языки (индоиранские, италийские, греческий). Разные показатели страдательного залога объединяют, с одной стороны, италийские, кельтские, фригийский и тохарские языки (показатель -г), с другой - греческий и индоиранские языки (показатель -i). Наличие аугмента (особой глагольной приставки, передающей значение прошедшего времени) противопоставляет греческий, фригийский, армянский и индоиранские языки всем прочим. Почти для любой пары индоевропейских языков можно найти некоторое количество общих языковых черт и лексем, которые будут отсутствовать в остальных языках; на этом наблюдении была основана так называемая теория волн (смотри Генеалогическая классификация языков). А. Мейе предложил приведённую выше схему диалектного членения индоевропейской общности.

    Реконструкция индоевропейского праязыка облегчается наличием достаточного количества древних письменных памятников на языках разных ветвей индоевропейской семьи: с 17 века до нашей эры известны памятники хетто-лувийских языков, с 14 века до нашей эры - греческие, примерно к 12 веку до нашей эры относится (записанный значительно позднее) язык гимнов Ригведы, к 6 веку до нашей эры - памятники древнеперсидского языка, с конца 7 века до нашей эры - италийских языков. Кроме того, некоторые языки, получившие письменность значительно позднее, сохранили целый ряд архаичных черт.

    Основные соответствия согласных в языках разных ветвей индоевропейской семьи показаны в таблице.

    Кроме того, восстанавливаются так называемые ларингальные согласные - отчасти на основе засвидетельствованных в хетто-лувийских языках согласных h, hh, отчасти на основе системных соображений. Количество ларингалов, как и их точная фонетическая интерпретация, у исследователей варьируется. Неодинаково в разных работах представлено устройство системы индоевропейских смычных согласных: одни учёные считают, что индоевропейский праязык различал глухие, звонкие и звонкие придыхательные согласные (эта точка зрения представлена в таблице), другие - предполагают противопоставление между глухими, абруптивными и звонкими или глухими, сильными и звонкими согласными (в двух последних концепциях придыхательность является факультативной чертой как звонких, так и глухих согласных) и т.д. Существует также точка зрения, согласно которой в индоевропейском праязыке различалось 4 серии смычных: звонкие, глухие, звонкие придыхательные и глухие придыхательные - так же, как это имеет место, например, в санскрите.

    Реконструированный индоевропейский праязык предстаёт, подобно древним индоевропейским языкам, языком с развитой падежной системой, с богатой глагольной морфологией, со сложно устроенной акцентуацией. И имя, и глагол имеют 3 числа - единственное, двойственное и множественное. Проблему для реконструкции целого ряда грамматических категорий в праиндоевропейском языке представляет отсутствие соответствующих форм в древнейших индоевропейских языках - хетто-лувийских: такое положение вещей может свидетельствовать либо о том, что эти категории развились в праиндоевропейском достаточно поздно, уже после отделения хетто-лувийской ветви, либо о том, что хетто-лувийские языки претерпели значительные изменения грамматической системы.

    Индоевропейский праязык характеризуется богатыми возможностями словообразования, в том числе словосложения; использованием редупликации. В нём были широко представлены чередования звуков - как автоматические, так и выполнявшие грамматическую функцию.

    Для синтаксиса были характерны, в частности, согласование прилагательных и указательных местоимений с определяемыми существительными по роду, числу и падежу, использование энклитических частиц (ставившихся после первого полноударного слова в предложении; смотри Клитика). Порядок слов в предложении был, вероятно, свободным [возможно, предпочтительным был порядок «подлежащее (S) + прямое дополнение (О) + глагол-сказуемое (V)»].

    Представления о праиндоевропейском языке продолжают в целом ряде аспектов пересматриваться и уточняться - это обусловлено, во-первых, появлением новых данных (особую роль сыграло открытие в конце 19 - начале 20 века анатолийских и тохарских языков), а во-вторых, расширением знаний об устройстве человеческого языка в целом.

    Реконструкция праиндоевропейского лексического фонда даёт возможность судить о культуре праиндоевропейцев, а также об их прародине (смотри Индоевропейцы).

    Согласно теории В. М. Иллич-Свитыча, индоевропейская семья - составная часть так называемой ностратической макросемьи (смотри Ностратические языки), что даёт возможность верифицировать индоевропейскую реконструкцию данными внешнего сравнения.

    Велико типологическое разнообразие индоевропейских языков. Среди них встречаются языки с базовым порядком слов: SVO, как, например, русский или английский; SOV, как, например, многие индоиранские языки; VSO, как, например, ирландский [сравни русское предложение «Отец хвалит сына» и его переводы на хинди - pita bete kl tarif karta hai (буквально - ‘Отец сына хвалу делающий есть’) и на ирландский - Моraionn an tathar а mhac (буквально - ‘Хвалит отец своего-сына’)]. Одни индоевропейские языки используют предлоги, другие - послелоги [сравни русский «около дома» и бенгали baritar kache (буквально - ‘дома около’)]; одни номинативны (как языки Европы; смотри Номинативный строй), в других имеется эргативная конструкция (например, в хинди; смотри Эргативный строй); одни сохранили значительную часть индоевропейской падежной системы (как балтийские и славянские), другие утратили падежи (например, английский язык), третьи (тохарские) развили новые падежи из послелогов; одни имеют тенденцию выражать грамматические значения внутри знаменательного слова (синтетизм), другие - при помощи специальных служебных слов (аналитизм) и т.д. В индоевропейских языках можно найти такие явления, как изафет (в иранских), групповая флексия (в тохарских), противопоставление инклюзива и эксклюзива (ток-писин).

    Современные индоевропейские языки используют письменности на основе греческого алфавита (языки Европы; смотри Греческое письмо), письма брахми (индоарийский язык; смотри Индийское письмо), некоторые индоевропейские языки пользуются письменностями семитского происхождения. Для ряда древних языков употреблялись клинопись (хетто-лувийские, древнеперсидский язык), иероглифика (лувийский иероглифический язык); древние кельты пользовались алфавитным огамическим письмом.

    Лит. : Brugmann К., Delbrück В. Grundriß der vergleichenden Grammatik der indogermanischen Sprachen. 2. Aufl. Strasbourg, 1897-1916. Bd 1-2; Indogermanische Grammatik / Hrsg. J. Kurylowicz. Hdlb., 1968-1986. Bd 1-3; Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980; Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тб., 1984. Ч. 1-2; Beekes R. S. Р. Comparative Indo-European linguistics. Amst., 1995; Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. 4-е изд., М., 2007. Словари: Schrader О. Reallexikon der indogermanischen Altertumskunde. 2. Aufl. В.; Lpz., 1917-1929. Bd 1-2; Pokorny J. Indoger-manisches etymologisches Wörterbuch. Bern; Мünch., 1950-1969. Lfg 1-18.

    Выпускаемый Американским археологическим институтом (Archaeological Institute of America), предложил посетителям своего сайта услышать , как звучала речь на индоевропейском праязыке. Подготовил реконструкцию и выступил в качестве диктора компаративист Эндрю Бёрд (Andrew Byrd) из Университета штата Кентукки.

    Бёрд использовал два текста, которые уже известны в индоевропеистике. Первый - басня «Овца и кони» опубликован в 1868 году одним из пионеров реконструкции индоевропейского праязыка Августом Шлейхером. Шлейхер придерживался оптимистичных взглядов на результаты праязыковой реконструкции. Он писал, что индоевропейский праязык «нам совершенно известен», и, видимо, был уверен, что написанная им басня была бы без труда понята древними индоевропейцами.

    В дальнейшем компаративисты стали сдержаннее оценивать праязыковую реконструкцию. Они лучше, чем Шлейхер представляли всю сложность реконструкции связного текста, а главное - понимали некоторую условность реконструируемого праязыка. Им была ясна и сложность синхронизации восстановленных языковых явлений (ведь праязык менялся во времени), и диалектная неоднородность праязыка, и то, что какие-то элементы праязыка могли не отразиться в языках-потомках, а значит, реконструировать их невозможно.

    Тем не менее, периодически лингвисты предлагают обновленные версии текста шлейхеровской басни с учетом последних достижений сравнительно-исторической фонетики и грамматики индоевропейских языков. Текст оказался удобным способом продемонстрировать развитие индоевропейской реконструкции.

    Второй текст называется «Царь и бог». Он основан на эпизоде из древнеиндийского трактата «Айтарея-брахмана », где царь просит бога Варуну даровать ему сына. Профессор Калькуттского университета Субхадра Кумар Сен предложил ряду ведущих индоевропеистов написать "перевод" текста на индоевропейский праязык. Результаты были опубликованы в Journal of Indo-European Studies в 1994 году. Целью опроса было на наглядном материале продемонстрировать различия во взглядах ученых на индоевропейский язык. Порой различия касались не только фонетики или морфологии языка. Например, Эрик Хэмп предпочел вместо бога Веруноса (Варуны) упомянуть другого - Лугхуса (известно в ирландской мифологии под именем Луг), видимо, посчитав, что Варуна недостаточно надежно реконструируется на праиндоевропейском уровне.

    Несмотря на занимательность подобных опытов, не следует забывать всю условность и предлагаемых текстов, и, тем более, их звукового облика.

    «Овца и кони»

    Овца, [на] которой не было шерсти, увидела коней: одного, везущего тяжелую повозку, другого - с большой поклажей, третьего, быстро несущего человека. Овца сказала коням: сердце теснится [во] мне, видя коней, везущих человека. Кони сказали: послушай, овца, сердце теснится [от] увиденного: человек - господин, делает шерсть овцы теплой одеждой [для] себя, и [у] овец нет шерсти. Услышав это, овца повернула [в] поле.

    Вот как должен был выглядеть индоевропейский текст басни, по мнению Августа Шлейхера.

    Avis akvāsas ka

    Avis, jasmin varnā na ā ast, dadarka akvams, tam, vāgham garum vaghantam, tam, bhāram magham, tam, manum āku bharantam. Avis akvabhjams ā vavakat: kard aghnutai mai vidanti manum akvams agantam. Akvāsas ā vavakant: krudhi avai, kard aghnutai vividvant-svas: manus patis varnām avisāms karnauti svabhjam gharmam vastram avibhjams ka varnā na asti. Tat kukruvants avis agram ā bhugat.

    Такой вариант в 1979 году Уинфред Леманн и Ладислав Згуста:

    Owis eḱwōskʷe

    Gʷərēi owis, kʷesjo wl̥hnā ne ēst, eḱwōns espeḱet, oinom ghe gʷr̥um woǵhom weǵhontm̥, oinomkʷe meǵam bhorom, oinomkʷe ǵhm̥enm̥ ōḱu bherontm̥. Owis nu eḱwobh(j)os (eḱwomos) ewewkʷet: "Ḱēr aghnutoi moi eḱwōns aǵontm̥ nerm̥ widn̥tei". Eḱwōs tu ewewkʷont: "Ḱludhi, owei, ḱēr ghe aghnutoi n̥smei widn̥tbh(j)os (widn̥tmos): nēr, potis, owiōm r̥ wl̥hnām sebhi gʷhermom westrom kʷrn̥euti. Neǵhi owiōm wl̥hnā esti". Tod ḱeḱluwōs owis aǵrom ebhuget.

    А вот этот текст басни «Овца и кони» озвучил Бёрд:

    H 2 óu̯is h 1 éḱu̯ōs-k w e

    h 2 áu̯ei̯ h 1 i̯osméi̯ h 2 u̯l̥h 1 náh 2 né h 1 ést, só h 1 éḱu̯oms derḱt. só g w r̥h x úm u̯óǵ h om u̯eǵ h ed; só méǵh 2 m̥ b h órom; só d h ǵ h émonm̥ h 2 ṓḱu b h ered. h 2 óu̯is h 1 ék w oi̯b h i̯os u̯eu̯ked: “d h ǵ h émonm̥ spéḱi̯oh 2 h 1 éḱu̯oms-k w e h 2 áǵeti, ḱḗr moi̯ ag h nutor”. h 1 éḱu̯ōs tu u̯eu̯kond: “ḱlud h í, h 2 ou̯ei̯! tód spéḱi̯omes, n̥sméi̯ ag h nutór ḱḗr: d h ǵ h émō, pótis, sē h 2 áu̯i̯es h 2 u̯l̥h 1 náh 2 g wh érmom u̯éstrom u̯ept, h 2 áu̯ib h i̯os tu h 2 u̯l̥h 1 náh 2 né h 1 esti. tód ḱeḱluu̯ṓs h 2 óu̯is h 2 aǵróm b h uged.

    «Царь и бог»

    Жил-был царь. У него не было детей. Царь хотел сына. Он попросил жреца: «Пусть родится у меня сын!». Жрец сказал царю: «Молись богу Веруносу». Царь обратился к богу Веруносу с молитвой: «Услышь меня, отец Верунос». Бог Верунос спустился с небес: «Чего ты хочешь?» - «Я хочу сына» - «Да будет так» - сказал сияющий бог Верунос. Жена царя родила сына.

    Этот вариант реконструкции использовал Эндрю Бёрд:

    H 3 rḗḱs dei̯u̯ós-k w e

    H 3 rḗḱs h 1 est; só n̥putlós. H 3 rḗḱs súh x num u̯l̥nh 1 to. Tósi̯o ǵʰéu̯torm̥ prēḱst: "Súh x nus moi̯ ǵn̥h 1 i̯etōd!" Ǵʰéu̯tōr tom h 3 rḗǵm̥ u̯eu̯ked: "h 1 i̯áǵesu̯o dei̯u̯óm U̯érunom". Úpo h 3 rḗḱs dei̯u̯óm U̯érunom sesole nú dei̯u̯óm h 1 i̯aǵeto. "ḱludʰí moi, pter U̯erune!" Dei̯u̯ós U̯érunos diu̯és km̥tá gʷah 2 t. "Kʷíd u̯ēlh 1 si?" "Súh x num u̯ēlh 1 mi." "Tód h 1 estu", u̯éu̯ked leu̯kós dei̯u̯ós U̯érunos. Nu h 3 réḱs pótnih 2 súh x num ǵeǵonh 1 e.