Игумен калинник вдовин старцев угол отзывы. Булдаково (Старцев Угол)

Над полевыми дорогами пыль – мы едем на красном коне, отыскиваем Старцев Угол. Над полевыми дорогами лунь – седая птица дозорит мордовский рубеж, бьёт мышей, идущих с нижегородской епархии досаждать отцу Каллинику. А вот и сам он - в чёрных одеждах, но светится. Коня пустили на луг, подходим: «Отче, благослови». И возсиял необычней прежнего, благословил, обнял: «Православные приехали!»

Стоим у избушки, и запах ладана тихонько мешается с жарким цветочным духом. Места святые. По этим местам Грозный шёл на Казань, и явился ему святитель Спиридон Тримифунтский, предсказал победу русского воинства. Грозный поставил каменный храм. Так и стоит до сих пор, под землёй только – ушёл под землю, укрыл в гибельный час православных. И в пещерах поют старые монахи. Те, которые жили здесь со времён царя Михаила Фёдоровича. Я приложил ухо к траве и услышал шестой псалом, исполняемый слаженным хором: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя…»

Сопутники не поверили, но отец Каллиник нисколько не удивился.



Приезжала, говорит, девица, распласталась звездой на Святой горке, чтоб Благодати больше вошло, а потом встала и семечки лузгает. Я ей: «Тут «Богородице, Дево, радуйся» надо читать». А она: «Чай не Дивеево!» Потом прониклась, смотрю, перестала плевать.

«Вот крест мраморный. Здесь Спиридон царю и явился. Под крестом церковь. Копатели приезжают, приходится руки им отбивать. Пока я живой, никаких раскопок не будет. Молиться надо, душу спасать», - отец черпает кружкой из первого источника, крестится, пьёт, передаёт мне.

Вода чистая, жёсткая, с подземными железяками. В майскую жару дивно свежит. А мальчонки, вижу, почёсываются. Дениска, Русланчик и Серёжка приехали в шортиках, вот им комар и даёт жизни! «Ничего, - утешает отче, - «от бесовския крове очищшися». Я вас свяжу в следующий раз и оставлю здесь, если в трусах приедете».

Идём по тихой тропинке, по кустам, вдоль берёзок.

Какая чюдесная белая лествица!

По ней удобно взбираться, чтоб щекотать райских птиц, щюпать их нежные пёрышки. Купальня у источника Всех Святых. Вчера окунались нижегородские казаки, а мы воздержимся, водички попьём из источника.

Мальчонки набирают в канистру, а мы с отцом Каллиником на лавке сидим, соловьёв слушаем.

А вот такой травкой Серафим Саровский питался. Её зовут сныть, а он называл снедь. Заходил в эти края святый отче. Отец Каллиник покусывает стебелёк.

Часовенка здесь. Входим, молимся за близких и за Отечество.

Снова водичку пробуем. «Рассказывать я не мастер, - печалуется отец, - вот благочинный наш… Заслушаешься!» А мне и не надо рассказов. Так посидим, помолчим об чём-нибудь интересном. Историю можно с интернета на листы распечатать. А зимой заварить чаю со смородным листом и почитать под торшером. Так думаю сделать.

Отец по тропинке в завидных своих сапогах вернулся, а мы вверх поднялись, к часовне большой. Тырк-тырк, заперто. А, кирпичом дверь привалена, вот мы его отодвинем.

Иконы здесь старые. Даже и лики не различишь…

На горе расселись ребятки, просторный простор глазом не обоймёшь.

А там вон кладбище старое. Ну-ка дойдём. Хорошо в шортиках по крапивным зарослям. Ящерки бегают, солнце печёт. Добрались, не такое оно уж и старое. Часовня в землю вросла, пустая внутри. Могилка с советской каской, шмель жужжит.

Пойдёмте обратно.

Вернулись к избе отцовской.

Внутрь, говорит, не ходите – мышами пахнет. Сатана в их образе на меня напал, душу прогрызть хотел, дыра теперь в сердце любимой моей одежды. А отчего всё? От непослушания! Говорил бабкам – не таскайте столько еды, я один живу. Нет, тащат. Вот и развели мышей. И с мордовской и с нижегородской епархии лезут, спасу нет. А так всё спокойно, молюсь.

Благослови нас, отец, домой поедем.

Старцев Угол тихонечко возрождается. Игумен Каллиник трудится и зовёт желающих в помощники. Можно приехать, подсобить. Я-то ленив и немощен, влез на красного коня и укатил под греческий распев и соловьиные цоканья…

А это кустик, который приметил отец Дионисий. А я, дурак, мимо прошёл.

Исторические особенности возникновения и развития святыни Старцев Угол были исследованы мной при помощи метода анализа литературы. Свято-Духовская и Иванковская пустыни серьезно воздействовали на становление и упрочение христианства в Ардатовском крае, но еще большее значение для Ардатова имела Старцеугловская Преображенская пустынь, располагавшаяся в околотке (ныне полуугасшего села Большое Талызино), из­вестного сейчас под названием Торговое Талызино (находится на границе Ар­датовского района и Нижегородской области) .

Сначала Большое Талызино при­надлежало к Алатырскому уезду, но с возникновением в XVIII веке автономно­го Ардатовского уезда Симбирской губернии весь западный Алатырский удел перешел под юрисдикцию новой административной столицы. Примерно тогда же из Большого Талызина выселилась часть крестьян, основавших новое село Верхнее Талызино, постепенно перетянувшее на себя основные функции во­лостного руководства. А Большое Талызино оказалось немного в стороне от торной дороги, но оно успешно процветало за счет базаров и двух ежегодных ярмарок, привлекавших крестьян и торговцев всего уезда. Так что в начале XIX века появились целые Торговые Выселки, которые, слившись с селом, по­меняли его название

По данным старых историков, начало Старцеугловской пустыни было положено достаточно рано, между 1641 и 1645 годами. Такая датировка обус­ловлена тем, что в одной из челобитных 1685 года Преображенские монахи писали, что их пустынь существовала со времен царя Михаила Федоровича и что ставилась она по грамоте патриарха Иосифа. А так как Иосиф правил с 1641 по 1652 год, царь же Михаил Федорович умер в 1645 году, то на совмест­ное правление самодержца и кира Иосифа выпадало всего пять неполных лет.

Местоположение обители можно определить более-менее точно, хотя совершенно конкретно указать, где именно стоял этот монастырь, нельзя, не хватает данных. Как писали монахи в челобитной, их пустынь строилась "по обеща­нию алаторца Бажена Игнатьева сына Топорнина" на Старцевом Углу, в черном лесу на берегу речки Вячки, над оврагом. Само название места - Старцев Угол – говорило о том, что Преображенские чернецы не являлись первыми монаха­ми в тех краях, что до них здесь уже побывали отшельники, память о которых отразилась в топониме. Маленький ручей Вачка (Вячка) впадает в речку Меню. Значит, пустынь находилась где-то южнее имения Топорниных деревни Баженовки, входившей в приход храма села Большого Талызина. Ручей Вячка ныне протекает по границе Мордовии и Нижегородской области и впадает в Меню возле деревень Вихляевки, Неусыпаевки и Ульяновки Ардатовского района. С большой долей уверенности можно искать монастырь, располагавшийся в вер­ховьях ручья Вячки, где-то между современными селами Малое Игнатово и Ратманово, или немного повыше, в направлении к селу Чадаевке, где в про­шлом веке все еще хранились некоторые монастырские бумаги. Леса там боль­шого давно нет, впрочем, в радиусе верст пять от гипотетического места оби­тели "черные леса" тоже вырублены в незапамятные времена. Изрядно порабо­тал человек-хозяин над природой-кормилицей .

Сейчас та сторона – медвежий угол как Мордовии, так и Нижегород-чины. В старину все это выглядело еще большей глухоманью, но именно это и искали монахи – одиночество и тишину. Важен Топорнин, благотвори­тель и устроитель, собрал в первые годы существования монастыря довольно много монахов – человек сорок. Тогда же он срубил первый де­ревянный храм в честь Преображения Господня, давший название обители. В 1652 году Топорнин направил пат­риарху Иосифу челобитную с просьбой разрешить постройку еще одной церкви, на сей раз во имя свя­тителя Спиридона, епископа Тримифунтского, на что получил разреши­тельную грамоту, в которой не дава­лось никаких прямых указаний на кон­струкцию храма: в те времена патри­архи полностью полагались на вкус плотников, рубивших по всей Руси церкви в клеть и под шатром. Через не­сколько лет патриарх Никон ввел запреты на шатры, и в жалованных грамо­тах появились подробные предписания, как именно надо и как не надо стро­ить дом Божий.

Скорее всего, духовной жизнью монахов в Старцевом Углу тогда руково­дили два опытных человека – "черный поп Никифор да старец Сергий", имена которых попали в старинные документы. Опять мы видим иноков-пилигри­мов, странников, нашедших приют и товарищей по служению на самой окраи­не цивилизации.

Топорнин зимнюю Спиридоновскую церковь поставил в тот же год, а что­бы придать братству экономическую самостоятельность и прочное материаль­ное положение, подарил обители часть принадлежавшего ему леса. Монахи занялись корчеванием, – им не лес был нужен, а пашня .

Благодетель Важен Топорнин умер в конце XVII века, а его наследники внук Иван Топорнин и зять Иван Жадовский, крепко пожалевшие о щедрости родича, "сильством" отняли у чернецов землю, сочинили ложную челобитную на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей. Старцам пришлось впрягаться в препирательства с претендентами на пашню, вылившиеся в долголетнюю тяжбу. В доказательство своей правоты монахи могли представить единственный документ – выпись за 1665 год, в которой за ними "без дозору" было записано восемь десятин в поле и сенные покосы на 300 копен. Изрядно попотела бра­тия, пока подняла на вырубке такие угодья! От царей пришло повеление подья­чему Алатырской приказной избы Иллариону Протопопову перемерить земли в Старцевом Углу и примирить спорщиков: дать наследникам Бажена Топорнина "порозжую" землю, а монахам записать дарение по полной форме.

Горел в то время монастырь много раз, в пожарах погибло много важных бумаг, настоятели менялись едва ли не каждый год, дела шли наперекосяк, – и в 1692 году опять возникла тяжба. Без земли у Старцеугловской пустыни не ос­тавалось никаких шансов выжить, слишком далеко она спряталась от людей и торных дорог, чтобы рассчитывать на паломников и подаяние. Да еще разбой­ники сильно тревожили: в 1693 году при игумене Иринархе какие-то злоумыш­ленники украли в обители двух лошадей, в следующем году лесные тати "розбили" старца Савватия и пытками вымучили у него всю монастырскую казну – 65 рублей, вдобавок похватали много имущества. Через месяц воры снова побывали в монастыре и увели последнюю лошадь. В 1701 году в очередном пожаре сгорели обе церкви и кельи; "добрые люди", воспользовавшись сумато­хой, разворовали рухлядь и унесли шкатулку с 50-ю рублями.

С большим трудом старцы восстановили одну церковь, но в 1706 году их снова ограбили: унесли из храма деньги, две иконы, очистили келью игумена Кариона, а самого настоятеля пытали страшно - жгли огнем, били, перетира­ли веревками. Игумен вырвался из рук разбойников едва живым, но это уже был не человек, а обезумевший от боли обрубок человека.

Нравы в те времена царили суровые. Ничего странного нет в том, что монахи из пустыни побежали. А так как их и ранее помногу в стенах обители не собиралось, то штатная ситуация в Старцевом Углу на протяжении нескольких царствований XVIII столетия же­лала много лучшего .

Не все, но многие настоятели Преображенской пустыни известны поимен­но. В 1685 году братскую общину возглавил строитель иеромонах Никифор, пытавшийся устроить земельные владения обители. На его долю выпали пер­вые споры с наследниками Топорнина, посягнувшими на монашеские угодья. В затяжной борьбе с помещиками строитель Никифор проявил себя как опыт­ный и настойчивый сутяга, и его апелляции к Москве в конечном итоге завер­шились закреплением за монастырем хоть и маленького, но достаточно благо­устроенного надела.

С 1692 по 1702 год в Старцевом Углу настоятельствовал игумен Иринарх, оставивший после себя головешки и почти полностью разо­ренное хозяйство. Далее пять лет настоятельствовал игумен Карион, жертва разбойного нападения. От пыток он так и не сумел оправиться, умирал долго и тяжело. После его смерти году несколько лет пустынью руководили разные люди, не имевшие официально утвержденного настоятельского ранга: это были обычные иеромонахи, почитавшиеся братией наставниками в силу возраста и жизненного опыта. В 1711 году появился узаконенный наместник – иеромо­нах Мисаил, утвержденный епархиальным начальством как строитель пусты­ни. А вот сменил его очень интересный человек – иеромонах Авраамий, в миру Афанасий Григорьев, священник села Островского Нижегородского уез­да. Он родился в 1683 году в семье клирика; по достижении отрочества посту­пил в пономари к своему отцу, потом женился, но вскоре овдовел. В 1714 году он принял постриг в Княгининском монастыре, получил иерейские права, то есть священство, и очень скоро попал в поле зрения епископа Нижегородского Питирима, знаменитого соратника Петра Великого и не менее знаменитого миссионера. В 1719 году Питирим назначил иеромонаха Авраамия строителем Старцеугловской пустыни с тем, чтобы деятельный инок встряхнул приуныв­шую обитель и направил старцев на дело распространения веры среди язычни­ков. Авраамий вполне оправдал возложенные на него надежды и заставил монахов всерьез заниматься проповедью слова Божия среди мордвы окрест­ных весей. Миссионерство – занятие тяжелое, неблагодарное, а порой и про­сто опасное, потому что посягательство чужаков на веру предков язычниками не всегда воспринималось спокойно. Чернецы побежали из Старцева Угла в другие обители, где поспокойнее .

Пустынь истончалась. Питирим, получивший к тому времени сан архи­епископа, понимал, что терять такой просветительский центр в гуще языческо­го населения нельзя, поэтому он помог строителю Авраамию деньгами, и в 1722 году Авраамий восстановил Преображенскую церковь и поставил новые кельи взамен обветшавших.

Ничего не помогало: монахи уходили. В 1726 году Авраамий на время покинул монастырь, вместо него бразды правления взял на себя некий монах Корнилий Уланов, человек, судя по всему, нерасторопный и инертный. Правление Корнилия пришлось на годы сурового натиска на монашество, доведенного поборами и запретами до отчаянного по­ложения. Многие мелкие братства в 1727 году лишились самостоятельности и влились в разные монастыри, имевшие солидное экономическое обеспечение. Старцеугловскую пустынь не миновала чаша сия, ее положение оказалось кри­тическим, община балансировала на грани исчезновения. Монахов перевели в Алатырь, – часть в Троицкий монастырь, часть в Свято-Духовскую пустынь. Строитель Авраамий немедленно возвратился в опустевшую обитель, за ко­роткое время вернул назад всех монахов. Этот энергичный и в высшей степени преданный своему долгу человек правил затем по одним данным до 1735 года, по другим – на год больше. Всеми силами пытался он пополнить штат людьми, пошел даже на нарушение правил и постриг пять монахов, не спросив с них "пачпортов", то есть фактически он спрятал под каблук беглых крестьян. Этого ему не простили: его дело разбиралось в Алатыре, потом в Нижнем Нов­городе. Его отлучили от управления пустынью и начислили огромный штраф за непослушание. В эпоху Бироновщины преследования самой деятельной ча­сти духовенства вошли в систему, и Авраамий просто попал под очередную волну проверок, ревизий, сысков и последовавших за ними экзекуций. Но глав­ное иеромонах Авраамий сделал: сберег ядро монастыря, не позволил пустыни развалиться, собрал вокруг себя пусть немногих иноков, но таких, которые не боялись трудностей и работы. Авраамий не отдал в казну монастырские наде­лы, чем обеспечил дальнейшее развитие обители. И не его вина, что последо­вавшие затем события пошли по другому сценарию, ибо сама политика госу­дарства вела к сворачиванию института монашества, обладавшего возможнос­тью всесторонне воздействовать на состояние народного духа .

После Авраамия желающих руководить пустынью долго не находилось, и тогда архиепископ Питирим волевым решением возложил настоятельские обя­занности на казначея Митрофана и белого попа Моисея Ермелева. Коллегиаль­ное руководство в монастырях встречалось крайне редко, тем более редким явлением было участие в таком непростом деле не монаха, а обычного приход­ского священника. Вероятно, казначей Митрофан не имел права священства, поэтому духовное окормление братии и было возложено на человека непостриженного. Однако Митрофан продержался на руководящем посту всего два года, 1738 и 1739-й, а затем он отошел в сторону. При нем снова погибла от огня только что отстроенная Спиридоновская церковь (ее восстановление затя­нулось на полтора десятилетия). В 1759 году она горела еще раз, но на сей раз на ее перестройку и переделку после пожара ушло всего два года, потому что помог средствами епископ Нижегородский Феофан.

С 1743 года в Преображенской пустыни подвизался в качестве строителя иеромонах Макарий, в миру Матвей Гаврилов, крестьянин расположенного неподалеку от Старцева Угла русского села Киржеманы. Матвей Гаврилов в 1730 году принял постриг от иеромонаха Авраамия, да так и остался в родимой обители. К сожалению, Макарий ни энергию, ни умственную подготовленность своего наставника не перенял; он был неглупым, добрым, хозяйственным че­ловеком, но в тот период пустыни требовался волевой и авторитетный клирик, способный крепко держать в руках бразды правления и обеспечивать приток в монастырь значительных финансовых средств извне, от дарителей и благожелателей. Ожидать помощи от государства не приходилось, более того, в России уже тогда исподволь готовилось новое наступление на монашество, поднима­лась очередная волна секуляризации. В 1753 году иеромонах Макарий распро­щался с сомнительной честью возглавлять рассыпающееся братство, и далее он жил в монастыре на положении обычного иеромонаха. С 1753 по 1755 год настоятельствовал строи­тель иеромонах Мартиниан, добив­шийся от епископа Феофана разре­шения отправлять монахов собирать подаяние по городам, потому что нищенство оставалось единствен­ным средством существования бра­тии. На подаяния удавалось более-менее сносно содержать штат и обихаживать храмы .

Хотя в XVII-XVIII веках монастырей, живших при­вольно, в нашем крае вообще не во­дилось, но Старцеугловской пусты­ни пришлось особенно тяжело. Она существовала на грани гибели, так что строитель Мартиниан просто вынужден был ухватиться за нера­достную перспективу выпрашива­ния милостыни. Настоятель писал епископу Феофану, что "в пустыни на монастырские, церковные и прочие по­требы и братию жалованья по штатам определенного ничего не имеется, и в той нашей пустыни за тем недостатком в церковных потребах и в монастырс­ком строении происходит нужда, а взять на те потребы негде..." Епископ дал разрешение на нищенство с условием, чтобы монахи "кроме нашей епархии не просили бы" и всю милостыню "совестливо" вписывали бы в приходные кни­ги. Мелкий доход приносили также сдававшиеся внаем лавчонки, построен­ные из досок возле стен монастыря. Примерно с 1720-х годов возле обители раз в год собиралась Преображенская ярмарка, не ахти какое торжище, рассчи­танное на обмен товарами между крестьянами и ремесленниками Алатыря, Темникова, Арзамаса. Крупными сделками на Преображенской ярмарке и не пахло, но свои пять рублей за аренду лавок пустынь имела. Для справки: тамо­женные сборы на этой ярмарке исчислялись такой же суммой, а выручка от продажи вина в кабаках, временно открывавшихся здесь же, на торгу, состав­ляла до 18 рублей и больше (данные 1737 года). Однажды, когда сбор от каба­ков упал, таможенники, в оправдание перед недовольным начальством, объяс­нили недостачу "умалением питухов и продажи питий".

После Мартиниана полтора года правил монастырем строитель иеромо­нах Иосиф, потом строитель иеромонах Феофилакт (1757-64 годы). Феофилакту привелось встречать ревизоров, которые в 1764 году тщательно описали пустынь и фактически приговорили ее к исчезновению, порекомендовав Сино­ду вывести ее за штат. Так и произошло: монахи, а их оставалось всего шесть человек, перешли в Алатырь, обитель осталась неприкаянной и пустой.

Мне хотелось бы в общих чертах описать храмы пустыни. Преображен­ская церковь, как выяснилось по описям 1764 года, была одноглавой и покрытой деревянной чешуей, то есть лемехом. Ее размеры составляли (по со­временным меркам) 12 на 6 метров, то есть это почти часовня, настолько она мала .

Кроме того, ни утвари особой, ни украшений в ней не имелось: из цен­ного имущества ревизоры зарегистрировали Евангелие в лист, то есть форма­том ин фолио (это обычный размер напрестольных богослужебных книг, пе­чатавшихся в Москве и расходившихся затем по всей России); богослужебные сосуды и утварь частью ковались из меди, частью использовалась керамика, иные лампады вообще резались из дерева. Царские врата и иконостас резьбы не имели, поэтому их назвали "гладкими", то есть сработанными обычными плотниками в виде простых рам для икон.

Вторая церковь, Спиридоновская, была еще меньше Преображенской, но тоже об одной главе, облицованной деревянной чешуей. Из святынь представ­ляли ценность две иконы – Преображения Господня в летнем храме и Казанс­кой Божией Матери в зимнем. На этих образах имелись кое-какие украшения из серебра: на первом девять венцов, на втором оклад по полям и венец на Богоматери и младенце Иисусе.

Что касается конструкции храмов, то употребление для отделки лемехов – очень интересное явление. Лемех представлял собой осиновую фигурную дощечку с уступами в нижней и верхней части. С помощью уступов лемеха крепились друг с другом без гвоздей и издали выглядели как чешуя. Подобные приемы отделки очень любили на севере Руси оттуда, они вместе с монахами перекочевали в среднюю полосу, но в XVIII веке употребление лемехов в на­шем крае встречалось отнюдь не часто.

Обычно храм северного типа выглядел как просторная изба с крутой кры­шей, глава ставилась небольшая и глухая, без окон. Крышу крыли круглыми лемехами, а на главу, особенно луковицу, шли дощечки фигурные, причем раз­ных размеров, потому что изогнутые поверхности требовали варьирования форматами. Чешуя – сложная плотничья работа, сродни искусству; значит, Старцев Угол иногда заполучал настоящих мастеров, которым за работу надо было платить немалые деньги. Еще одно свойство осиновых лемехов заключа­лось в том, что от дождей дерево приобретало странный оттенок и издали че­шуйчатые главы и крыши казались отлитыми из серебра. Эффект получался настолько сильным, что даже знающие люди принимали дерево за благород­ный металл. Кроме главы, на Преображенской церкви высилась еще и звонница над трапезной; колокольня, как и глава, строителями "врезалась" в крышу и тоже обивалась лемехом .

После упразднения пустыни храмы стали считаться "на погосте", то есть приходскими для нескольких деревень. Хотя в 1783 году обе церкви описыва­лись уже как обветшавшие, они прослужили еще какое-то время, а потом зак­рылись. Преображенский храм был еще цел в 1838 году, когда его разобрали и перевезли в село Чадаевку, где восстановили с большими изменениями. По­гост Старцев Угол тогда же уничтожили. В 1873 году Преображенскую церковь в Чадаевке еще раз перестроили, значительно расширили, соединили с новой большой колокольней. Последнее обновление состоялось в 1898 году. В годы борьбы с религией этому памятнику XVIII века был нанесен серьезный ущерб, и особенно в плачевном состоянии находится колокольня, которая может рух­нуть в любой момент.

Спиридоновская церковь как кладбищенская стояла до 1879 года. От пре­жних объемов в ней сохранялся только сруб, много раз подновлявшийся и за­ново декорировавшийся. Последнюю четверть XIX века она пустовала и по­степенно ветшала, пока не пришла в полную негодность. Тогда ее разобрали на дрова, которые пошли для отопления нескольких ближних церквей.

А сама Преображенская Старцеугловская пустынь постепенно ушла в не­бытие, память о ней померкла и истончилась на нет, – в том смысле, что знаниями ее истории местные жители владеют не из письменных источников, а из преданий, бытующих в тех краях. Это не означает, что Старцев Угол исчез из поля зрения Церкви. После ликвидации пустыни ее место регулярно оживало, ибо здесь находили себе покой мигрирующие старцы, коих всегда хватало. Из организованной обители Старцев Угол превратился в скит, который время от времени пустел, а потом опять возрождался. Таинственные монахи породили множество легенд, украшающих талызинский фольклор; миряне тоже всегда тянулись к святыне, потому что вблизи монастыря издревле почитались как святые три источника – Спасский, Спиридоновский, Никольский. Священник Валерий, настоятель талызинского храма, уже в наши дни с благословения мит­рополита Нижегородского Николая и епископа Саранского Варсонофия возоб­новил общественные службы на Старцевом Углу, где построена небольшая часовенка и обихожены источники .

На месте пустыни расположено сейчас кладбище, но если вглядеться, то можно разглядеть следы древних валов, насыпанных когда-то к стенам монастыря. Само кладбище представляет собой выровненную площадку на краю оврага. Небольшая часовенка стоит на месте зимней церкви обители. От старости часовенка наполовину вросла в землю.

Злоумышленники разорили ее, украв все иконы, бережно хранившееся в самые тяжелые времена. Около часовни на улице упирается в ствол яблони кованый крест 17 в. – подлинник, ценность святыня.

Еще один старинный крест, некогда венчавший купол одной из монастырских церквей, откопали жители окрестных деревень и поставили его в часовне над Спиридонским источником.

Ставится вопрос и о реставрации Чадаевской церкви, некогда построенной из остатков монастырских храмов. Старцев Угол оживает; не очень удачным в прошлом оказался этот эксперимент христи­анского устроения края, но без него история Веры у нас была бы неполной.

Заключение

Таким образом, я достигла цели моей работы, провела исследование святыни Мордовии Старцев Угол. Так, мной были проведены беседы со священником Большеигнатовской церкви Отцом Александром и местными жителями сел Горки и Торговое Талызино. Священник Александр поведал о легендах, дошедших до нас со времён эпохи Ивана Грозного. О таинственных монахах, живших в пещерках под землёй, ходит среди местного населения множество легенд. Тем самым, мною была получена ранее не известная, но достаточно интересная и важная информация относительно Старцева Угла.

Однако, ее было недостаточно для системного освящения материала и я обратилась к имеющимся литературным источникам, в которых достаточно полно освящена история появления святыни Старцева Угла.

Исследуя свой родной край, я поняла, что даже такой небольшой клочок земли, как пустынь в окрестностях села Горки, удивляет своей богатой историей. Чувство родины – одно из важнейших чувств каждого человека, её любят все, независимо от возраста. Как говорят в народе: «Даже птице не годится жить без родины своей». И поэтому у каждого из нас есть такое место, с которым связаны самые приятные воспоминания из детства. Но Родину мало просто любить, нужно знать её историю и природу. Ведь не интересоваться родным краем, не знать своих корней – значит, не знать самого себя.

Список используемой литературы

1 Бахмустов С. Монастыри Мордовии / С. Бахмустов. – Саранск, Мордов. кн. изд-во, 2000. – 976 с.

2 Махаев В. Б. Архитектурная история мордовского края / В. Б. Махаев, А. И. Меркулов. – Рузаевка, 1998. – С. 70.


| 2 |

Спасо-Преображенская пустынь - Старцев Угол, как говорят в народе и, это народное название самое распространенное и наиболее узнаваемое. Некогда в этом месте кипела монашеская жизнь, самые искусные монахи пламенели своими сердцами к Богу - Творцу всяческих. Согласно преданию, которое бережно хранит святая Церковь, именно в этом месте Царю Иоану Грозному явился святитель Спиридон Тримифундский и предсказал окончательную победу над казанским ханством. В память о этом событии здесь, как раз и установлен замечательный, резной белокаменный крест. Не мало святых людей, имена которых у всех на слуху, посещали эту пустынь: такие, как батюшка Серафим Саровский, святитель Лука Войно-Ясинецкий, но более того было явлено здесь, местночтимых старцев молитвами которых исцелялись тыжконедужные и устраивались судьбы многих благочестивых христианских родов.Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.Со временем старчество было загнано в подземелье и, долгое время старцы совершали свое служение Богу сокровенно, лишь изредка, для служения миру выходя к страждущим людям, а затем и окончательно пресеклось.И вот теперь, в наше время игумену Каллинику Вдовину благословлено возродить монашескую жизнь в этом дивном, святом, намоленном месте.
К исполнению своего нового послушания, невзирая на погодные условия, батюшка как раз и приступил: составлен генеральный план будущей обители, оформлена земля, завезены необходимые строительные материалы и строители начали возводить первое монастырское здание.

ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно- экономический

Колледж»

Научно-исследовательская работа

Святыни Мордовии

Спасо-Преображенская пустынь

Старцев Угол

Выполнила: Уханова Елена,

студентка II курса

специальности

«Экономика и бухгалтерский учет»

Руководитель: Козлова Н.В.

Введение………………………………………………………………………...3

Легенды и предания о возникновении Старцева Угла……………………….4

Исторические особенности возникновения и развития святыни –

Старцев Угол…………………………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………20

Приложение………………………………………………………………………21

Введение

У каждого человека есть своя малая родина, место, которое ему ближе всего на свете. И куда бы ни занесла его судьба, город или село, в котором он вырос, навсегда останется любимым. И самые теплые воспоминания неразрывно связны с родным краем. О нем всегда приятно вспоминать.

Некоторое время назад наша семья переехала из Большеигнатовского района в пригород города Саранск. Есть в нашем районе место, с удивительно интересной историей, богатым на легенды и придания, прошлым. Место это именуется в народе Старцевым Углом.

Актуальность проблемы. Сохранять наследие предков, хранить традиции, помнить и знать историю своего края, облагораживать святые места – это необходимо для духовного, нравственного развития личности, для воспитания патриотизма.

Цель моей работы – провести исследование святыни Мордовии - Спасо-Преображенской пустыни или как еще называют это святое место - Старцев Угол.

Исходя из актуальности и поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

Найти и описать легенды и предания о возникновении Старцева Угла;

Рассмотреть исторические особенности возникновения и развития святыни Старцев Угол, изучив и подвергнув анализу специальную литературу.

Объектом моей исследовательской работы выступает святыня Мордовии - Старцев Угол. Предметом же является исследование особенностей возникновения и развития святыни Старцев Угол.

Во время работы я использовала следующие методы исследования:

Беседы со священниками Большеигнатовского района отцом Александром и отцом Алексеем, старожилами сел Горки и Торговое Талызино, паломниками, которые посещают это святое место;

Анализ краеведческой литературы.


Легенды и предания о возникновении Старцева Угла

С целью получения исследовательской информации относительно легенд и преданий о возникновении Старцева Угламной были проведены беседы со священником Большеигнатовской церкви Отцом Александром и местными жителями сел Горки и Торговое Талызино. Народное почитание святости места связано не только с бывшей там монашеской обителью, но и с преданием, уходящим вглубь веков.

Священник Александр поведал о легенде, дошедшей до нас со времён эпохи Ивана Грозного.

… Шел государь-батюшка на Казань. Войско его удалое шло воевать супостатов. Встретил Грозного царя мордовский князь Игнат. Ласково встретил, напоил-накормил, по владеньям своим проводил и до границы дошел. Принято было в мордовском народе провожать гостей дорогих до источников, там и прощались. Но дошёл до границы своих владений князь Игнат, а источника нет, как нет. Стали прощаться. Царь велел отслужить водосвятный молебен. Во время чтения Евангелия подошёл к царю старичок. Отслужили молебен, прощаться стали. Подаёт тут старичок царю Грозному свиток и говорит: « Мир тебе, царь Иван! На великое дело идёшь. Божие тебе благословение. На вот свиток мой, да не читай до тех пор, пока не возьмёшь Казань.» С этими словами подал старец свиток и у самых ног царя воткнул в землю деревянный свой посох. И из-под посоха забил ключ! Обрадовались все: хорошее предзнаменование. А старец и пропал. Расстались царь Иван с князем Игнатом. Пошло войско царское на великое дело своё - Казань брать. По дороге не утерпел царь Иван, развернул свиток, а он греческими письменами написан. Велел царь грека Максима к нему позвать свиток прочесть. Позвали, прочёл Максим следующее: « Казань ты, царь, возьмёшь. Если будет на то твоя воля, то построй на том месте, где мы встретились, храм, а ежели поусердствуешь, то и обитель поставь. » И подпись - святитель Спиридон, Тримифунтский чудотворец. Дивился царь и все ближние его дивным чудесам Божиим.

Взяли Казань, и домой в Москву пошли другим путём. Но про встречу свою со святителем Спиридоном царь не забыл. Из Москвы послал он монахов монастырь строить на месте том, всем необходимым монахов снабдил и велел им день и ночь молитвы Богу возносить и святителя Спиридона поминать. Так в мордовской глубинке возник монастырь. Среди язычников жили монахи, чего им только терпеть не приходилось! В один из набегов подожгли монастырь язычники. Монахи все перешли в храм, и храм этот ушёл под землю… Опустело место святое, а родник всё бил.

В Старцевом Углу никогда молитва не затухала, возрождалась обитель, вновь оскудение наступало, уходили монахи, но кто-то оставался и в землянках совершал свой подвиг безмолвия и молитвы. Новые времена настали. Храмы все потушили. А народ все шел и шел на святые источники. Помнили старожилы о святом предании, что святитель Спиридон то место освятил явлением своим.

По благословению Епископа Саранского и Мордовского Варсонофия решено было воздвигнуть крест, что и осуществили в 1998 году. Крест из белого мрамора, резной, в середине – в полный рост святитель Спиридон, благословляющий народ. Справа от святителя мордовский князь Игнат, провожающий царя, а слева – святитель Спиридон изводит воду на сухом месте. Сверху над Святителем Спиридоном - Спас нерукотворный.

На Духов день из Михаила-Архангельского храма в Большом Игнатове вышел крестный ход. Шли поклониться Кресту Честному. Из Нижегородской епархии тоже крестный ход шел.

У Креста соединились, отслужили молебен. Это уже традиция - на Духов день и в Преображение идти крестным ходом к святому мест, ознаменованному Животворящим Крестом.

О таинственных монахах, живших в пещерках под землёй, ходило среди местного населения множество легенд. Где эти пещеры находятся, никто не знает. В годы гонений на Церковь чекисты не раз пытались найти их, доходили с собаками до ручья, но здесь собаки теряли след. В документах НКВД сохранились запросы о некоем иеромонахе Михаиле, которого власти разыскивали на территории нескольких районов. Он скрывался в одной из пещер на краю старцеугловского кладбища. Люди его хорошо знали и до сих пор вспоминают как подвижника, сохранившего верность монашеских обетам в тяжких условиях.

Сейчас на месте, где ушёл храм под землю – бугор, который с каждым годом растёт. Отец Александр хотел построить здесь часовню. Когда выкопали яму под фундамент, ночью ему приснился сон, что оттуда свет идет, и храм стоит. Он понял, что строить ничего не нужно. И что ещё необычно! Все, что вырыли, сбросили обратно в яму. Но яму заполнить не удалось! Так она и осталась. Между каменным крестом и этим бугром расположена низина, густо поросшая травой и ивняком. Раньше здесь была болотина. Рассказывают, что в двадцатые годы сюда свезли со всей округи 80 священнослужителей. Заставили их рыть яму, а потом живьем сбросили туда и закидали болотной грязью и тиной. Говорят, что в этом месте до сих пор ночью, если прислушаться к земле, будут слышны стоны мучеников.

Местные жители постоянно тянутся к Старцеву Углу, потому что на пустыни издревле почитаются три источника: Спиридонский, Спасский и Никольский.

В народе есть обычай, связанный с ними: когда подходишь к колодцу, нужно обязательно умыться водой, а еще лучше облиться с головой. Эта вода обладает определенной энергией, которую нельзя объяснить. Из Спиридония вода исцеляет щитовидную железу и бесплодие у женщин.

Но лучше всего обливаться в Никольском источнике. Он находится в зарослях ивняка и орешника, поэтому не сразу нам открывается часовенка, крест, колодезный сруб и камень, на котором омываются водой из источника.

Колодец тот неглубокий, вода быстро мутится илом, поднимающимся со дна. Отец Александр рассказал, что здесь стояла рубленая, выкрашенная синей краской, часовня. Её сожгли в начале 60-х годов XX века. Под часовней была щель между камнями, и вода текла по желобу очень быстро. Сейчас это место заросло, а раньше внизу была купель, и в ней купались, а камень, говорят, плавал на воде.

Многие жители окрестных сел в преддверье зимы, когда еще дорогу до Старцева Угла не занесло, берут из источников воду. А зимой, если с кем-то случится простуда или другая болезнь, просто умываются этой водой и недуг отступает. Но не только вода здесь обладает силой, но и даже воздух, и земля. Находясь в этих местах, чувствуешь на себе влияние истории.

Следуя дальше по тропинке, можно наткнуться на следы старого колодца. Вот что о нем рассказывает отец Александр: « Одна женщина из Сергача поведала о своём воскрешении, когда она была девочкой. Это было после войны. Она в Сеченове гостила у бабушки с дедушкой. С подружками заигралась и уснула у навозной кучи. Дети увидели, что она спит, и разбежались. Через два дня у неё стала болеть голова, а через неделю она умирает. Врачи сказали: « Подозрение на менингит. Всё!» Родители выехали из Сергача забирать её хоронить, а бабушка с дедушкой - на лошадь, и привезли её в Старцев Угол. Это было на Ильин день, 2 августа. Матушка Маргарита (ехимонахиня) в это время шла от источника Спиридона в часовню. И как раз на полпути дедушка с бабушкой положили мёртвое тело девочки, которой врачи уже выписали свидетельство о смерти. Они обратились к матушке за помощью. « А что я сделаю, - спросила она, - только помолиться могу». Она начала молиться, подняла руки к небу и стала просить Господа, чтобы сотворил над девочкой чудо. И у неё из под ног забила вода. Она размешала эту воду с землёй, залила в ухо девочке и перевернула её на другую сторону. И тут же у неё черви полезли и личинки из головы, и девочка воскресла и до сих пор жива. От Бога никогда не отходила, воспитала сына, внука, а сейчас схиму приняла. И с того момента там, в воде черви и личинки, а было – сухое место».


1 | |

Паломничества

24 Апреля 10 Ольга Ларькина

Здесь все дышит святостью… (паломничество в Старцев Угол)

На Свято-Духов день в Старцев Угол близ мордовского села Горки собираются многие сотни людей. Паломники из дальних градов и весей едут на машинах и автобусах, прихожане местных храмов идут крестным ходом. Вот и в этом году 16 июня множество молящихся собрались в этом святом месте, где, как считают старожилы, по крайней мере до девяностых годов прошлого века не прекращалась сокровенная старческая жизнь, где все дышит святостью. Еще в свой первый приезд в мордовское село Большое Игнатово, к мощам распятого в годы революционной смуты иерея Константина, мы услышали о потаенной пустыни, где, как и в Вавиловом Доле, во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю - но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму. А сама горка понемногу поднимается ввысь...

История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Царя Иоанна Грозного. Здесь Государю Российскому и князю Игнатию Мордовскому явился Святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским царством. В память об этом на пожалованные Царем средства был построен каменный храм - тот самый, впоследствии укрывший под землей Православных. В одной из челобитных 1685 года преображенские монахи писали, что их пустынь существует со времен Царя Михаила Федоровича, и что ставилась она по грамоте Патриарха Иосифа. Совместное правление Самодержца Михаила и Кира Иосифа выпадало на пять неполных лет, между 1641 и 1645 годами. Тогда-то и была основана Старце-Угловская Преображенская пустынь. Между тем старцы-молитвенники жили в этом тихом месте издавна, и название Старцев Угол было закреплено за ним еще до основания обители. Благочестивый воевода, которому достались за службу эти земли, уже находившиеся в забвении, узнав их историю и то, что в пещерках по-прежнему потаенно живут монахи, решил построить здесь монастырь. Мордовия считает этот монастырь своим, Нижегородчина своим, на протяжении столетий границы постоянно менялись. И вот сейчас то место, где был монастырь позднейший, времен Царя Алексея Михайловича и екатерининских времен, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где храм ушел под землю, находится на мордовской стороне.

В голодные худородные годы монастырь всегда помогал населению хлебом, потому что хозяйство было крепкое, монахи сами выкорчевывали лес, возделывали поля. Несколько раз пустынь претерпевала нелегкие времена - известный Указ Екатерины II о секуляризации монастырей в 1764 году упраздняет и эту пустынь, но она вновь возрождается - и опять вражеский навет, якобы здесь тайно постригли то ли беглого крепостного, то ли рекрута, и снова обитель закрывается, а монахов передают в Алатырский Свято-Троицкий монастырь. Но кто мог запретить старцам молиться в святом Старцевом Углу?..

По документам последний храм Старцева Угла был продан на дрова из-за ветхости в конце XIX столетия, чтобы отапливать церковь в соседнем селе. А получилось так, что, как вспоминают старожилы, уже проданный на дрова храм простоял вплоть до 30-х годов XX века.

Старики, которых я застал, хорошо помнят этот Спиридонов храм, - рассказал настоятель большеигнатовского храма иерей Александр Никитин. - Помнят старцев Михаилов - двоих схимников, которые после революции ушли в затвор. Они жили в пещерках, за ними долго охотились, но собака никогда не находила след. Монахи уходили по воде, и вход в пещерки устраивали так, чтобы перед ним была лужа. Много интересных легенд и поверий вокруг этого святого места. У нас в Игнатово жила старица Пелагея, она хорошо знала Митрополита Иоанна (Снычева) и Митрополита Мануила (Лемешевского). Бабушка Поля говорила, что в годы, когда Владыка Мануил управлял епархией в Чувашии, они часто бывали в Старцевом Углу. Доезжади до Алатыря, а оттуда добирались уже под видом печников - переодевались, такие простенькие мужички - и уже с несколькими верными людьми добирались в Старцев Угол. Есть свидетельства старожилов алатырских, которые это хорошо помнят. Владыка Иоанн рассказывал своей духовной дочери, что однажды Владыка Мануил оставил его в часовне, поставленной на месте Спиридонова храма. Он уснул, а когда проснулся, Владыки Мануила не было, он только утром пришел. Владыка Иоанн вышел из часовни - и увидел, что на каждой могилочке монастырского кладбища горели свечи. А когда подошел поближе, то свечей не увидел.

После войны верующие сельчанки пришли убирать к празднику часовни, а их тогда было четыре - на кладбище и на всех трех источниках. Вдова Аграфена присела на лавочке у Спиридонова колодца, смотрит на Святую горку, а сама задумалась: правда ли то, что рассказывают об этом месте, выйдет ли церковь оттуда или там и нет ничего - так, люди придумали... "Я вот на базаре была - за одну цену шерсть купила. А пока до дома дошла, спросили, почем брала - два рубля прибавила. Так, может, и тут - что-то когда-то было, а уж напридумывали невесть что..." Вдруг видит - горка раскрылась и оттуда выезжает - как бы на лошади - Ангел. Белые ризы сверкают, как молния, вид его как огненный. В страхе она перекрестилась и его перекрестила - но он не исчез. Ангел объехал вокруг Аграфены, и рядом с ней оказался старец. Взял за руку и увел с собой внутрь горки. Три дня она там пропадала, а кто говорит - семь. А ей показалось, что она в этой церкви подземной сутки пробыла. Видела там старцев, стояла на службе. И там она приняла схимнический постриг, а восприемницей схимонахини Веры стала известная в этих краях подвижница схимонахиня Маргарита (Никитина), которую и поныне кто зовет Игнатовской, кто - по месту упокоения - Ардатовской. Ей дорога в пещеры, в подземную церковь была хорошо знакома. Но она запретила рассказывать о том, что тоже была в пещере. Уже перед самой смертью матушка Вера открыла все это. А тогда ее после пострига, в схимнической одежде, вывели - и усадили на то же место, с которого была взята. Сидит - и не знает, сон это или явь. И слышит изумленное: "Груша, это ты?! Где же ты была, мы тебя столько дней тут ищем! Дети не знают, куда ты подевалась..." Стала она рассказывать, что была взята в подземную церковь, не поверили. Только матушка Маргарита рядом стояла и тихонько улыбалась, ничего не говоря.

Схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом Углу. Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась. Были построены кельи, поставлена часовня, но единственный храм официально считался как храм на погосте, матушки приходили сюда на службу, а для полунощницы собирались в часовне, священника при храме не было. В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и самую память о Старцевом Углу, кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли. Матушка Маргарита пошла в село Сеченово Нижегородской области, к которому относился Старцев Угол, искать правду. Но она шла пострадать, прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Пришла - и здесь ее в каких только грехах не обвинили. Матушку расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди ее выкопали и спасли... Сама матушка Маргарита - дивная чудотворица - заслуживает отдельного рассказа. О предсказании преподобного Филарета Ичалковского - и близком знакомстве матушки со Святителем Лукой (Войно-Ясенецким). О воскрешении ею умершей девочки и появлении в Старцевом углу четвертого - "запрещенного" колодца. И еще о многих духовных подвигах матушки вы сможете прочесть в одном из ближайших выпусков "Благовеста".

Шесть лет назад воду из трех чудотворных источников Старцева Угла взяли на экспертизу. Что интересно: колодцы в одной местности, на одном уровне расположены, а вода в источниках разная по составу. Но самое удивительное произошло по дороге, пока везли банки с водой на экспертизу. Пять человек было в машине, и все они стали свидетелями чуда. На банках были наклеены этикетки из обычной белой бумаги, и на них карандашом надписано, из какого источника взята та или иная вода. И вдруг на этикетках один за другим проявились лики: на банке с водой из источника Спиридона Тримифунтского - образ Святителя Спиридона, на другой банке - Святителя Николая, а на воде из источника Божией Матери появились сразу два изображения: Господа и Его Пречистой Матери. Всю дорогу эти лики были видны.

Однажды ночью несколько монахинь молились в Старцевом Углу. Это было как раз когда в Старцев Угол привезли мраморный крест в память явления Святителя Спиридона Тримифунтского. Монахини читали акафисты Божией Матери, Святителям Спиридону и Николаю Чудотворцу. И вот в третьем часу ночи разразилась страшная гроза.

Отец Александр проснулся среди ночи и хотел искать машину, чтобы перевезти людей, оставшихся в Старцевом Углу после освящения креста, а уж утром, как Господь управит, вместе с прихожанами вернуться туда. Но ничего у него не получилось с машиной. Утром после молебна приехали в Старцев Угол - слава Богу, все живы. Паломницы рассказали батюшке: "Мы когда молились, вдруг увидели столп света, и взгляды невольно тянулись к нему. Одна послушница попросила у матушки благословения пойти и посмотреть, что это там так светит. А матушка говорит: "Стой, где стоишь. Не надо отвлекаться от молитвы". Закончили акафист Святителю Николаю, пропели величание - и пошли в часовню. И увидели на полпути между часовней и источниками, недалеко от запрещенного колодца, над почвой - струйку воды". Оказывается, ночью в том месте, где они видели столп света, ударила молния и пробила дерн, оттуда пошла водица. Хорошая чистая вода в каком-то шаге от того колодца, из которого воду не велено брать.

А священник Андрей Бублиенко поведал нам об удивительной истории хранящейся в Михаило-Архангельском храме села Большое Игнатово непримечательной с виду иконы, написанной на грубом листе жести не иконописцем - одним из последних старцев дореволюционной пустыни схимонахом Михаилом. Икона "Успение Пресвятой Богородицы" была написана в день, когда Россия отреклась от Государя. "Но как Божия Мать не умерла, а лишь уснула, так и Россия еще проснется от своего сна", - сказал схимонах Михаил. От иконы было явлено немало чудес. 18 июня 1996 года она спасла Большое Игнатово от неслыханного урагана, причинившего много бед окрестным селам. Отец Александр с молитвой вынес ее из храма, воздел ввысь - и надвигавшаяся на село страшная черная туча словно раскололась о невидимую стену... Временами икона мироточит. В первую годовщину обретения мощей убиенного иерея Константина в храм залетели три роя пчел - и облепили закрытый гроб с мощами и именно эту икону. Пчелы никому не причинили вреда, и только сладкие потеки меда на погребальном покрове и на иконе свидетельствовали о чудесном посещении. Был и иной случай. Старушка-богомолица мысленно осудила односельчан, в праздности сидящих на скамеечке: "Я-то в церковь иду, а они..." Но когда, войдя в храм, она захотела приложиться к иконе, ужаснулась: изображенные на ней Апостолы отвернули от нее свои лики! "Не судите, да не судимы будете"...

Недавно Господь сподобил - мы, четыре самарские паломницы, побывали в Старцевом Углу. Помолились в часовенках, омылись водой из всех источников, приложились к святым крестам. Было непреходящее ощущение чуда, и зазвучи в это время подземная молитва, мы восприняли бы это как должное. Впрочем, чудом было уже то, что сбылось наше желание побывать в святом Старцевом Углу. Но самым великим потрясением для нас стали три камня у колодца Николая Чудотворца. На самом большом из них, приглядевшись, можно увидеть ровные ложбинки - отпечатки ног, какие мог бы оставить человек, стоявший на коленопреклоненной молитве. Сколько же старцев веками молились здесь, что каменная твердь уподобилась воску под их ногами. И какой же силы была их молитва!.