Скачать презентация как человек использует свойства воды. Использование воды человеком

Окружающий мир

«Как человек использует свойства воды»

Гурская Людмила Владиславовна,

учитель начальных классов ГБОУ гимназии №343 г.Санкт- Петербурга


Отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем


Вопросы Почемучки

  • Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
  • Почему не падают самолеты, вертолеты?
  • Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
  • Почему окна делают с двойными рамами?
  • Почему при ударе мяч отскакивает от пола?


Ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами:

1. Что такое воздух?

в) Воздух – это смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.

б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.


2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

Чтобы проверить букву с правильным ответом, нажать на стрелку.


3. Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) при нагревании воздух сжимается;

Чтобы проверить букву с правильным ответом, нажать на стрелку.


4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

к) углекислый газ;

а) кислород;

Чтобы проверить букву с правильным ответом, нажать на стрелку.


Чтобы появилась буква, дождаться руки и нажать на прямоугольник.

Чтобы вернуться к следующему вопросу, нужно нажать ещё раз на букву.


Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.






Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!


Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться.


Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!


Без воды нет жизни.

вода под микроскопом


Какого цвета вода?

Какую форму имеет вода?

Какая вода на вкус?

Имеет ли вода запах?


Что произойдет, если немного воды капнуть на стекло?

Растечется.

Какого цвета вода?

Прозрачная.

Какую форму имеет вода?

Не имеет формы.

Какая вода на вкус?

Не имеет вкуса.

Имеет ли вода запах?

Не имеет.

Что произойдет с солью, если ее бросить в стакан с водой?

Растворится.

В каких трех состояниях может быть вода?

Жидком, твердом, газообразном.


Текучая

Прозрачная

Не имеет формы

Не имеет вкуса, запаха

Жидком

Растворитель

Твердом

Газообразном



Древнегреческий ученый, математик и механик родился в Сиракузах

(о. Сицилия)





Закон сообщающихся сосудов

стр. 84.

  • Прочитайте текст учебника.
  • Найдите отрывок в тексте, в котором объясняется закон сообщающихся сосудов.
  • Где применяется это свойство воды?





Приготовление пищи

Приготовление напитков

Стирка белья


Гидравлический домкрат

Гидравлический пресс

Использование силы сжатого пара в паровом двигателе


Где и как использует человек свойства воды?

Кораблестроение, плаванье

Выталкивающая сила

Закон сообщающихся сосудов

Фонтан, водопровод

Растворимость

В приготовлении пищи, стирке

Несжимаемость воды

В технике

Расширение при нагревании

Пароход, паровой двигатель

Человек использует свойства воды постоянно в повседневной жизни.


3 / 4


По нормам на каждого жителя города

приходится 220 литров воды в сутки.

Принимая душ в течение 5 минут, вы

расходуете около 100 литров воды.

Каждый раз, когда вы

чистите зубы, вы

расходуете 1 литр

воды.


Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды.

Разовый смыв в туалете

8 – 10 литров.

Каждая стирка белья

в стиральной машине

требует свыше 100

литров воды.


Через обычный водопроводный кран проходит

15 литров воды в минуту.

Через незакрытый кран выливается около 1000

литров воды за час.



Вода – жидкость, поэтому она

течёт.

Мы умываемся водой, потому что она

способна

растворять

вещества.

Мы видим предметы сквозь толщу воды, потому

что она

прозрачная.



Учебник:стр.84 -88, отвечать на вопросы

Найти интересные факты о воде, пословицы, стихи, рецепты по очистке воды


Тема урока: «Как человек использует свойства воды»

Цель урока :

    сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества и особые свойства воды (вода без цвета, запаха и вкуса);

    познакомить учащихся с применением этих свойств в природе и в жизни;

    научить учащихся ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение р аботать в паре и в группах.

Оборудование: стакан, штатив, соединяющиеся сосуды, сосуды различной формы, резинка, гирька,

Ход урока:

    Актуализация основных знаний:

1. Организационный момент :

Серьёзные проблемы сегодня

Будем мы решать,

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Как использует свойства воды человек?»

2. Повторение изученного раннее.

В третьем классе мы с вами говорили о воде, давайте вспомним.

Где в природе встречается вода?

Для чего нужна вода живым организмам? (Живые организмы на 80% и более состоят из воды, она наполняет все клетки растений и животных. Поэтому их подавляющее большинство должны потреблять воду)

Как живые организмы потребляют воду? (всасывают корнями растения, а животные и человек пьют)

На столе учителя стоит цветок с поникшими листьями.

Что произошло с комнатным растением? (завяло)

Что необходимо сделать? (полить)

Какой процесс происходит в данное время с растением? (растение поглощает воду и использует её для производства органических веществ)

В каком состоянии была вода, которую ты сейчас использовала для того, чтобы полить цветок? (в жидком)

Слайд

а)- Для чего живым организмам нужна вода? (выслушать ответы детей, подвести итог сказанному) – Живые организмы на 80% состоят из воды, она наполняет все клетки растений и животных, поэтому все растения и животные должны потреблять воду. Вода так же участвует в регуляции температуры животных и растений. При испарении воды поглощается тепло, так что организм охлаждается.

б ) – Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

А сейчас отгадайте загадки и скажите, в каких состояниях может вообще находиться вода?

Вода в природе бывает в трёх состояниях. Отгадайте загадки. Назовите состояние воды.

С высотой большой срываясь,

Грозно он ревёт.

И о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (водопад)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись (сосулька)

Загрустил Аэрофлот,

Не взлетает самолёт.

Пассажирам нелегко –

Убежало молоко,

Побежало далеко,

По полям, по лугам,

По лесам и городам! (туман)

(водопад – жидкое, сосулька – твёрдое, туман – газообразное)

    Проблемная ситуация: Слайд

И мы с вами в жизни каждый день сталкиваемся с водой. Что может быть проще воды? Как человек использует воду? Воду пьют, в ней купаются, по ней плавают, и в ней же тонут. А почему одни предметы плавают, а другие тонут? Какие предметы тонут? А какие нет? Железо, например.… Брось в ванну гвоздик – он утонет. А с другой стороны, пароходы плавают себе по морям-океанам. А ведь они тоже из железа.

Вот видите, сколько сложных вопросов может задать «просто вода». Cегодня, вы узнаете о воде и её свойствах побольше.

    « Открытие» новых знаний

Вода – жидкость и с этим связаны её основные свойства. Выясним эти свойства, выполняя практическую работу. Вот стакан с водой, что можно о ней сказать? Во – первых, какого она цвета? Какой запах, вкус?

1) Опыт 1. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода?

Вывод: Вода не имеет цвета.

2) Опыт 2. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?

Вывод: вода прозрачна.

3) - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем?

Вывод: Вода не имеет вкуса.

4) Разбрызгаем духи. Что почувствовали? (запах). А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода?

Вывод: вода без запаха.

5) Опыт 3. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод?

Вывод: вода текучая, принимает различную форму.

Где мы можем увидеть эти свойства в природе? Слайд (Реки разной ширины, водопад).

6) - Есть ещё одно свойство воды, с которым вы встречаетесь каждый день.

Опыт4. У вас лежат какие-то вещества. (соль, сахар, сода, какао, кофе, песок, глина, краски)

Опустите в стаканы, размешайте и скажите, что произошло?

Вывод: Вода - хороший растворитель!

Где мы применяем это свойство? (При приготовлении пищи, при стирке и в медицине).

V . Физминутка:

1) Очень всем нужна вода.

Делай раз и делай два.

Звери у ручья напились,

Влево, вправо наклонились,

Вместе на носочки встали.

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши.

До чего же день хороший!

2)А теперь, ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд. Назад.

Повернулись вправо. Влево.

Тихо сели вновь за дело.

VI . Продолжить знакомить со свойствами воды

Вода течёт из крана. Откуда вода в кране? Слайд ( вода вытекает из крана)

7) Опыт 5. (с сообщающимися сосудами)

Возьмём вот такой интересный сосуд и будем вливать в него воду. Что мы видим? Вода установилась на одинаковом уровне. Это свойство названо «законом сообщающихся сосудов». В каком направлении двигалась вода? Как человек использует это свойство? На этом свойстве основана работа фонтана и водопровода. Слайд (фонтан и водопровод)

Слайд (корабли)

Почему корабли не тонут?

8) Опыт 5: (со стаканом и гирей)

Проведём такой опыт. Возьмём стакан, гирьку на резиночке. Что происходит с гирькой на резинке? (Гиря растягивает резинку под действием какой силы? (силой тяжести) Опускаем гирьку в стакан. Погружённая в воду гирька вытеснила из стакана (какой?) такой же объём воды. Теперь гирька растягивает резинку (как?) слабее. Значит, на гирьку действует ещё одна сила, направленная (куда?) вверх. Это - выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.)

Так почему же корабли не тонут? Послушаем об этом

Слайд

6) Сообщение: «Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды. А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды.

Как человек использует выталкивающую силу воды? (Для постройки плотов, сплав деревьев по реке и судоходство).

Опыт 6: У вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду. Жидкости несжимаемы.Если в большой цилиндр с поршнем закачивать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды. В гидравлическом домкрате поршень, направленный вверх, может поднять дом. Поршень, направленный вниз, используется в гидравлическом прессе. Он с огромной силой сжимает заготовки из металла или пластмассы и придает им нужную форму. Это свойство воды человек широко использует в строительстве и на заводах и предприятиях

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

VII . Закрепление.

Мы рассмотрели только часть основных свойств воды. Повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились? Отгадайте слова

1. Эту жидкость каждый

В реках и морях бывает

В кране, что есть

Дома в ванной, не узнали

Это странно … (вода)

2. Какая сила помогает кораблям не тонуть? (выталкивающая сила)

3.В ручейке она журчит

В даль по камушкам бежит. (текучесть)

4.Свойство воды, которое помогает приготовить пищу. (растворитель)

    У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды?

(вкуса)

6.Что ещё не имеет вода? (цвета) и (запаха)

V . Итог урока и рефлексия.

С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? Давайте ещё раз прочитаем. (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять, вода не имеет вкуса, цвета, запаха).

VI . Домашнее задание.

Не умываться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

учебник: стр.83-87

Класс: 4

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Расширить знания о свойствах воды.
  • Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательность, внимание, аккуратность, любознательность.
  • Формировать представление учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

Задачи урока:

  • Организовать наблюдение и на основе исследовательской деятельности и практической работы коллективно “открыть” свойства воды.

Оборудование урока:

  • Презентация в программе PowerPoint.
  • Карточки для каждой группы детей.
  • Лабораторное оборудование для проведения опытов.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы будем разбирать очень интересные вопросы и делать открытия, но сначала вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Разделитесь на группы по цвету карточек и выполните задание в группах по этой теме.

На карточках листы для самооценки. В течение урока вы их будете заполнять.

(Делятся на группы и выполняют задание, затем проверяем) (Слайд 2)

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Ребята, подойдите ко мне и посмотрите, я сегодня на наш урок принесла вазу с водой и цветные шарики.

(Учитель берет стеклянную прозрачную банку и цветные шарики)

Учитель: - Павел, помоги мне, пожалуйста. Опусти эти цветные шарики на дно банки.

Ученик: - Что-то не получается! Посмотрите, вода как будто с силой выталкивает шарики, и они плавают на поверхности!

Как вы думаете, случайно ли это? (Вы правы, действительно, это одно из свойств воды.)

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (на доске)

Но прежде чем мы начнем работать по данной теме, давайте вспомним:

1. Для чего нужна вода живым организмам? (Слайд 3)

2. В каких состояниях вода встречается в природе? (Слайд 4)

3. Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое? Отгадайте загадки. (Слайд 5)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло,-
Скользко, весело, светло! (Лед)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем- не найдем. (Роса)

А еще это туман, иней, облака. (Слайд 6)

4. А какие уже свойства воды вы знаете? (Слайд 7)

III. Поиск решения.

А для того, чтобы еще больше узнать о свойствах воды, вам предстоит стать настоящими исследователями и провести наблюдения и опыты.

В ходе нашей работы мы будем заполнять таблицу (на доске, только шапка и пустые ячейки).

Лабораторный опыт № 1. (О выталкивающей силе воды показывает учитель)

На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытиснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите ответ на вопрос: Что это за сила? (Работа со статьёй учебника с.83)

Вывод: Вода обладает выталкивающей силой . Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. (Слайд 8)

Как человек может в жизни использовать это свойство воды? (Выслушиваем ответы детей.) Прекрасно! Давайте запишем это в таблицу.

Это свойство открыл известный Древнегреческий ученый Архимед. (Слайд 9)

У Даши к этому уроку было свое задание. Она расскажет нам легенду про Архимеда. (Фрагмент мультфильма “Коля, Оля и Архимед”)

Давайте проверим это опытным путем. Кристина, помоги мне. (Кристина выходит и демонстрирует опыт под руководством учителя).

Проведём опыты:

Перед вами стакан с водой, кусок дерева, камень.

Опусти в стакан с водой кусок дерева. Что произошло? (он не тонет)

Опусти в стакан с водой камень. Что произошло? (он тонет)

Делают вывод: дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, камень тонет, так как его вес больше, чем выталкивающая сила.

Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (Слайд 10)

Давайте проверим ваши предположения и прочитаем второй абзац на с.84.

- Архимедом было замечено ещё одно свойство воды, о котором нам расскажет ученица 10 класса. (Выступление ученицы 10 класса. Представление фонтана.)

(Слайд 11,12)

Кто понял, где человек использует это свойство? (Работа со статьёй учебника)

Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.

Ребята, а хотите ли вы стать настоящими учеными и провести исследования?

Для этого вам необходимо разделиться на группы.

Перед вами инструкция по проведению опытов. Вам необходимо подробно ее изучить и провести исследование пошагово в соответствии с ней. Затем вы должны обсудить и представить полученный результат.

Группа №1. Текучесть воды.

1.Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и капните на стекло несколько раз.

2.Что вы наблюдаете?

План ответа.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.84 последний абзац).

3.Где человек использует свойство текучести воды?

(Слайд 13, 14)

Группа №2. Несжимаемость воды.

1.Возьмите шприц и наберите в него воду.

2.Аккуратно закрыв отверстие указательным пальцем, попробуйте сжать воду в шприце.

3.Что вы наблюдаете?

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.85-86).

3.Где человек использует свойство несжимаемости воды?

(Слайд 15, 16)

Группа №3. Вода – растворитель.

Сказка: Недавно мне на глаза попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой.

Первый осел, едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче?

Выдвигаем гипотезы.

1.Возьмите кусок сахара, положите в стакан с водой, размешайте ложкой.

2.Во второй стакан положите речной песок, размешайте ложкой.

2.Что вы наблюдаете?

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.85).

3.Где человек использует свойство растворимости воды.

(Слайд 17, 18)

Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду? (для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде) - Верно, такая вода, совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине. (Слайд 19)

А мы попробуем профильтровать воду, в которой пытались растворить песок. (Все группы).

Возьмите колбы с воронкой, вставьте бумагу для фильтрации. Давайте попробуем профильтровать воду с песком. Что наблюдаем?

Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Садитесь на свои места.

(Фрагмент фильма “Загадочные свойства воды)

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы.

А сейчас проверим, насколько вы усвоили свойства воды, исследованные нами сегодня на уроке.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Тест. (Слайд 20)

Прочитайте утверждения. Поставьте (+) если вы согласны с утверждением и (-) если не согласны.

1.Воду можно сжать.

2.Вода – хороший растворитель.

3.Железо и камень тонут в воде т. к. их вес больше чем выталкивающая сила.

4.Вода – прозрачна.

5.Держаться на воде и плавать человеку помогает сила тяжести.

6.Выталкивающая сила направлена вниз.

7.Закон сообщающихся сосудов открыл Архимед.

8.На планете Земля большую часть занимает вода, а не суша.

Проверим правильность ответов. (Слайд 21)

Работа в тетрадях. С.33 №2, №6 (в парах)

Обсуждение.

Закончите предложения, поработав в парах (Слайд 22)

  • Самое интересное задание для меня...
  • Самое трудное задание для меня...
  • Ты преодолел трудность?
  • У меня возникло желание...

Назарова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №37

Портфолио проекта

Тема: "Как человек использует свойства воды?"

Предмет, класс

4 класс, окружающий мир, программа "Школа - 2100"

Краткая аннотация проекта

Работа над проектом проводится с учащимися 4 класса.

Данный проект знакомит детей с важнейшими свойствами воды и с тем, как человек использует эти свойства в жизни. Проект способствует расширению кругозора, формирует исследовательские умения и навыки с помощью практических работ и опытов, развивает наблюдательность и творческие способности,даёт возможность каждому ученику "попробовать" себя в разных видах деятельности, учит ребёнка доказывать свою точку зрения. При проведении проекта учитель помогает ученикам в формировании коммуникативных навыков,создаёт проблемную ситуацию и условия для её решения, организует самостоятельные исследования по учебной теме. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении; в центре внимания - учебные потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении.

После завершения проекта учащиеся смогут:

 определить, какие предметы тонут, а какие нет, и почему;

 объяснить закон Архимеда о выталкивающей силе воды;

 определить вес вытесненной воды;

 объяснить принцип работы фонтана (на основе свойства «вода - великий уравнитель»;

 объяснить закон сообщающихся сосудов;

 определить, какие вещества растворяются в воде, а какие – нет;

 очистить воду от примесей;

 описать последствия замораживания и нагревания воды, назвать причину этих последствий;

 узнать, что у воды есть память;

 назвать изобретения человека, созданные на основе знания свойств воды.

Этапы работы над проектом.

1. Выбор темы и подтем.

2. Определение групп, выбор каждой группой проекта.

3. Сбор сведений (сбор, систематизация и хранение информации).

4. Реализация проектов.

5. Презентация проектов.

Вопросы, направляющие проект

  • Основополагающий вопрос

Что является основой жизни?

  • Проблемные вопросы

Почему важно знать свойства воды?

Где и как свойства воды помогают человеку?

  • Учебные вопросы

Какие свойства воды вы знаете?

Назовите изобретения человека, в которых используются знания о свойствах воды.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Нужно знать:

  • Для чего живым организмам нужна вода?
  • В каких состояниях бывает вода?
  • Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

Нужно уметь:

  • работать с дополнительной литературой;
  • работать в Интернете;
  • работать в группе.

Где это можно узнать

  • На уроках окружающего мира, математики, литературного чтения, технологии, русского языка. (Примеры заданий на уроках)
  • В энциклопедической литературе.
  • При просмотре научно-познавательных фильмов и передач.
  • В сети Интернета:

Аспекты изучения темы

  • Географическй аспект (нахождение водных объектов на карте)
  • Исторический аспект (кто занимался изучением свойств воды)
  • Культурный аспект (при просмотре видеофильма, при чтении художественных произведений и произведений устного народного творчества)

По каким вопросам осуществляется консультирование учащихся

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с коллегами-учителями

  • Оказание помощи в проведении опытов.
  • Рекомендации по составлению презентаций.
  • Получение дополнительной информации по интересующему вопросу.

По каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся

  • Выбор источников информации.
  • Помощь в изготовлении оборудования для демонстрации опытов.
  • Уточнение плана работы.
  • Способы защиты проекта.

Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения

  • Роль родителей в работе над проектом.
  • Как сделать выводы по проделанной работе.

Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе

  • Консультации для родителей, обсуждение вопросов проекта.
  • Личная мотивация на успех ребёнка, сотрудничество с ребёнком.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

У сотрудников детской библиотеки.

Урок 20 - 21

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Прежде всего, надо выяснить с учениками, что они уже знают .

– Для чего живым организмам нужна вода?

– В каких состояниях бывает вода?

– Сравни эти состояния воды.

– Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

– Какие предметы тонут в воде, а какие – нет? Почему? (Гипотезы записываются на доске .)

Отвечают на вопросы .

– Прочитайте диалог на с. 82.

О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

– Где и как свойства воды помогают человеку?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

– «Как человек использует свойства воды?»

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в учебнике.

Проводит опыт по заданию на с. 82. Наблюдают результаты опыта и обсуждают их.

– Куда направлена выталкивающая сила?

– Можно ли её измерить? Как?

Проводит опыт : опускает в стакан с водой кусок дерева и железа.

– Что вы наблюдали?

– Объясните результат опыта с использованием понятия «выталкивающая сила» (при необходимости с помощью текста учебника ).

– Аналогично объясните гипотезы к последнему вопросу актуализации (на доске).

Работа с левым рисунком на с. 83 .

Наблюдают и делают вывод по результатам опыта .

– Почему не тонет корабль? (При необходимости можно обратиться к тексту учебника .) (Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды.)

– Как человек использует выталкивающую силу воды? (Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъёма грузов со дна водоёма, для судоходства.)

– В каком направлении текут реки (в горах, на равнине)? Как это можно объяснить? (Реки текут с более высокой местности в сторону более низкой. Вода обладает свойством текучести.)

– Рассмотрим правый рисунок на с. 83.

– Что мы наблюдаем? (Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в башне.)

– В каком направлении движется вода? (Вверх.)

– Как человек использует это свойство воды? Для ответа используйте рисунок на с. 83. (При постройке водопровода, фонтанов.)

– С какой скоростью текут равнинные и горные реки? Можно ли использовать силу течения рек? (Ответ с опорой на два верхних рисунка на с. 84 .) (Скорость течения горных рек больше, чем равнинных. Человек это использует: на таких реках построены ГЭС, водяное колесо на водяной мельнице.)

Опыт с растворением в воде соли, сахара, почвы, песка и глины (показывает учитель или делают ученики).

– Что вы наблюдали?

Наблюдают и объясняют результаты опыта.

– Объясните результаты: какие вещества растворились, а какие – нет? (Растворились сахар и соль, а остальные – нет.)

– Где используется это свойство воды? (Работа с рисунками нижнего ряда на с. 84. ) (При приготовлении пищи, при стирке, в медицине).

– Можно ли очистить воду после проведённого нами опыта? Как? (При необходимости найти ответ в тексте учебника .) (Да, её надо профильтровать).

Опыты по фильтрованию (показывает учитель или делают ученики) и выпариванию воды (с. 85 учебника).

– Как мы ответим на вопрос урока?

Наблюдают и обсуждают результаты опытов .

– Люди изучили свойства воды и научились применять их в повседневной жизни, изобрели различные механизмы.

Максимум.

Опыт с паром, совершающим работу (с. 87).

– Что вы наблюдали?

– В каких состояниях вы наблюдали воду?

– Почему была вытолкнута пробка?

– Какой объём стала занимать вода при переходе из жидкого состояния в пар?

– Где применяется это свойство воды? (Работа с учебником и рисунком парового двигателя на с. 87. ) (Человек изобрёл паровой двигатель, паровоз.)

Опыт со сжатием воды в шприце (с. 85).

– Что вы наблюдали?

Наблюдают и обсуждают результаты опыта.

– Где используется данное свойство воды? (Работа с учебником и рисунком на с. 87. ) (Человек изобрёл гидравлический пресс и домкрат.)

– Как данные свойства воды связаны с явлениями природы: образованием туч, дождя, снега, града, лавин, ледохода, наводнения? (Вода может переходить из одного состояния в другое – образуются осадки; вода текуча и не имеет формы, занимает любой объём – возможны наводнения.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 86.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради

(одно-два на выбор).

3. Проверочная работа № 10.

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

V . Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Отгадайте загадки. О каких свойствах воды в них говорится?

Возможные ответы на задания проверочной работы № 11.

Вариант 1. 1. Необходимый уровень . Уровни воды выровняются.

Повышенный уровень . Вода из левого сосуда опустится до перемычки, но в правом сосуде вода при этом не дойдёт до перемычки (можно признать верным ответ, что вода в обоих сосудах уравновесится).

2. Необходимый уровень . Бетон, цемент, стекло, кварц, асфальт, древесные опилки, рыбий жир. Сложности у детей могут возникнуть при анализе цемента (он смачивается водой и образует густую массу), крахмала (он растворяется в воде при нагревании, образуя кисель), рыбьего жира (он вроде бы растворяется, как всякий жир в супе, но на самом

деле скапливается на поверхности). За эти сложные случаи снижать оценку не следует. Повышенный уровень . Правильность выполнения задания оценивает учитель. 3. Правильность ответа оценивает учитель (миска может оказаться и на поверхности, и на дне).

Вариант 2. 1. Необходимый уровень . Крышка начнёт приподниматься за счёт пара. Повышенный уровень . Пар при нагревании расширяется.

2. Необходимый уровень . Сода, стиральный порошок, соль, сахар, мёд, каменная соль. Сложности у детей могут возникнуть при анализе бензина (он скапливается на поверхности, не растворяясь). Повышенный уровень . Правильность ответа оценивает учитель. 3. Необходимый уровень . Поршень второго шприца выйдет. Повышенный уровень. Причина – несжимаемость воды.