Морозов танк т 34 биография. Создатель прообраза "арматы"

– главный конструктор завода имени Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР; начальник и главный конструктор Харьковского КБ машиностроения Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 29 октября 1904 г. в Бежице в семье слесаря Брянского завода (ныне БМЗ). За активное участие в революционном движении 1905 – 1907 гг. его отца Александра Дмитриевича выслали в Бердянск, позже он переехал в Харьков.

В семье было пять детей, Александр был старшным, поэтому после окончания реального училища пятнадцатилетним подростком ему пришлось работать на Харьковском паровозостроительном заводе.

С ноября 1926 г. проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника – моториста (в Киевском военном округе). Демобилизован в 1928 г.

С октября 1928 г. работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. В 1931 г. окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 г. стал руководителем группы в конструкторском бюро, в 1936-1938 гг. – начальником сектора по новому проектированию, с 1938 г. – заместителем начальника, затем начальником кондукторского бюро и заместителем главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930 г.), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1932 г.), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х гг. основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с М.И.Кошкиным и Н.А.Кучеренко возглавлял разработку среднего Танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 г. и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны.

В октябре 1940 г., после смерти М.И.Кошкина. А.А.Морозов назначен главным конструктором конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 г. по ноябрь 1951 г. – главный конструктор конструкторского бюро Уральского танкового завода. В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34- 35 (1943), Т-44 (1945) и T-54 (1946). Танк T-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет.

За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

В ноябре 1951 г. – мае 1976 г. – главный конструктор Харьковского конструкторского бюро по машиностроению при Харьковском машиностроительном заводе имени В.А.Малышева. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963 г.) и Т-64А (1966 г.), совершившие переворот в танкостроении.

За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70- летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1974 года Морозов Александр Александрович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина.

1972 г. – доктор технических наук. С июня 1976 г. Александр Александрович стал консультантом Харьковского конструкторского бюро машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства оборонной промышленности СССР.

Дважды Герой социалистического труда - 1943, 1974;

3 ордена Ленина (июнь 1942, 1943, 1974);

Орден Октябрьской Революции;

Орден Кутузова I степени;

Орден Суворова II степени;

3 Ордена Трудового Красного Знамени;

Орден Красной Звезды;

Лауреат Ленинской премии – 1967;

Сталинская премия СССР – 10 апреля 1942 («за разработку конструкции нового типа среднего танка»), 1946, 1948 («за создание нового танка» (Т-54)).

В честь А.А. Морозова названы:

  • Харьковский механический техникум им. А.А.Морозова;
  • Специальное конструкторское бюро машиностроения (танковое);
  • Улица в Харькове на Балашовке.

В Брянске у ДК Брянского машиностроительного завода установлен бюст Александра Морозова (открыт 8 мая 1982 года).

Литература

  1. Соколов, Я. Д. Брянск – город древний / Яков Соколов. – Брянск, 2006. – С. 385 – 387.
  2. Максимкин, В. Главный конструктор (К 80-летию со дня рождения А.А. Морозова) / В. Максимкин // Блокнот агитатора. – 1984. – № 20. – С. 26-28.
  3. Праздник Победы // Блокнот агитатора. – 1979. – № 7. – С. 23 – 24.
  4. Осипенко Л. Конструктор (К 75-летию со дня рождения дважды Героя Социалистического Труда А.А. Морозова) / Л. Осипенко // Блокнот агитатора. – 1979. – № 18. – С. 31 – 32.
  5. // Красная звезда. – 1979. – 16 июня (№ 136). – С. 3.
  6. Александр Александрович Морозов // Известия. – 1979. – 16 июня. – № 138. – С. 3.
  7. Соколов Я., Русанов Р . Главный конструктор / Я. Соколов, Р. Русанов // Брянский рабочий. – 1984. – 28 октября. – № 249. – С. 4.
  8. Морозов Александр Александрович // Герои страны. – 2000. –[Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10117].

Родился 16 (29) октября 1904 года в городе Бежица (ныне в черте города Брянск). Русский. С 1914 года жил в Харькове, где окончил 5 классов реального училища. С марта 1919 года работал делопроизводителем технической конторы, копировщиком и чертёжником на Харьковском паровозостроительном заводе (вскоре ставшем Харьковским тракторным заводом). Участвовал в подготовке документации по выпуску первых отечественных гусеничных тракторов "Коммунар". С ноября 1926 года проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника-моториста (в Киевском военном округе). В 1928 году демобилизован. С октября 1928 года работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода. В 1931 году окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 года – руководитель группы в КБ, в 1936-1938 годах – начальник сектора КБ по новому проектированию, с 1938 года – заместитель начальника КБ, затем начальник КБ и заместитель главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935), БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х годах основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 года и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны. В октябре 1940 года, после смерти М.И. Кошкина, А.А. Морозов назначен главным конструктором КБ Харьковского тракторного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 по 1951 годы А.А. Морозов – главный конструктор КБ Уральского танкового завода (ныне - производственное объединение "Уралвагонзавод"). В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34-85 (1943), Т-44 (1945), Т-54 (1946). Танк Т-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет. За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали "Серп и Молот" и ордена Ленина. С ноября 1951 года – главный конструктор Харьковского машиностроительного завода имени Малышева и одновременно - главный конструктор Харьковского КБ машиностроения, в 1966-1976 годах – его начальник. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963), Т-64А (1966), совершившие переворот в танкостроении. За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1974 года Морозов Александр Александрович награждён второй золотой медалью "Серп и Молот" с вручением ордена Ленина. С июня 1976 года – консультант Харьковского КБ машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР. Жил в городе Харьков (Украина). Умер 14 июня 1979 года. Похоронен на кладбище №2 в Харькове. Генерал-майор инженерно-танковой службы (1945), доктор технических наук (1972), заслуженный машиностроитель Украинской ССР (1970). Награждён 4 орденами Ленина (1941, 1942, 1943, 1974), орденами Октябрьской Революции (1977), Кутузова 1-й степени (1945), Суворова 2-й степени (1945), 3 орденами Трудового Красного Знамени (1941, 1944, 1954), орденом Красной Звезды (1945), медалями. Лауреат Ленинской премии (1967) и трёх Сталинских премий (Государственных премий СССР) (1942, 1946, 1948). Депутат Верховного Совета СССР в 1958-1962 годах. Имя Героя носит улица в Харькове, его имя присвоено Харьковскому КБ машиностроения и Харьковскому механическому техникуму. Бронзовые бюсты А.А. Морозова установлены в Брянске и в Харькове. В Харькове на доме, в котором он жил, открыта мемориальная доска.



  Создатель прославленного танка.

Люди старшего поколения, особенно те, кто участвовал в Великой Отечественной войне, хорошо знали танк Т-34. Знали и высоко ценили эту грозную боевую машину. Т-34 был лучшим танком второй мировой войны. Это признавали и наши враги. Немецкий генерал Блюментрит писал: "Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34. Против него немецкие противотанковые орудия были бессильны...".

О прославленном танке по книгам и кинофильмам знает и наша молодежь. Но далеко не каждому известно, что одним из создателей "Тридцать четверки" был уроженец Брянщины Александр Александрович Морозов.

Первоначально танк был оснащен 76 мм пушкой. Во время Войны ее заменили 85 мм. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт, танк легко двигался по бездорожью. Прочная броня, удачная форма корпуса, хорошая скорость, высокая маневренность выгодно отличали его от вражеских боевых машин.

Работа над созданием нового танка началась еще до Великой Отечественной войны. Вело эту работу конструкторское бюро во главе с М.И. Кошкиным. Александр Александрович был привлечен в эту группу в тридцатые годы как один из самых талантливых конструкторов. А в 1940 году, после смерти М.И. Кошкина, А.А. Морозову поручили возглавить конструкторское бюро. Танк Т-34 был принят на вооружение нашей армии. На полях сражений Великой Отечественной войны машина с честью выдержала суровый экзамен. В 1942 году М.И. Кошкину (посмертно), А.А. Морозову, П.А. Кучеренко, создателям Т-34, была присуждена Государственная премия СССР. Это конструкторское бюро награждено орденом Ленина. В ходе войны некоторые узлы «тридцатьчетверки» совершенствовались, было усилено ее вооружение.

  В послевоенное время конструкторское бюро под руководством А.А. Морозова создало ряд новых танков. Александр Александрович воспитал плеяду замечательных конструкторов и инженеров, успешно совершенствующих бронетанковую технику.

Выдающиеся заслуги А.А. Морозова высоко оценены партией и правительством. Он дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Суворова 11 и Кутузова 1 степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Александр Александрович - лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственной премии СССР.

Талантливый конструктор, доктор технических наук, генерал-майор-инженер, А.А. Морозов был известен и как общественный деятель. ОН не раз избирался в Верховный Совет СССР, был делегатом ХХV съезда КПСС.

Александр свой трудовой путь начал чертежником на заводе. Потом работал конструктором, служил в Красной Армии. С 1926 года занялся конструкции трансмиссии и ходовой части танка. В тридцать шесть лет был главным конструктором завода.

Его жизнь оборвалась в июне 1979 года.

В Бежицком районе города Брянска накануне 37-й годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне состоялось торжественное открытие бронзового бюста дважды Героя Социалистического Труда А.А. Морозова. Он установлен в сквере, около Дворца культуры машиностроителей. Это место для него избрано не случайно. Александр Александрович родился в Бежице 29 октября 1904 года. А его отец Александр Дмитриевич Морозов работал слесарем Брянского завода (ныне объединение БМ3).

  Именем выдающегося конструктора назван Харьковский механический техникум, который Александр Александрович окончил в 1931 году. Имя Морозова носит конструкторское бюро, в котором он проработал пятидесяти лет.

Своеобразными памятниками подвигу советских воинов и героическому труду создателей грозных боевых машин являются танки Т-34, установленные на пьедесталы. В Брянске "тридцатьчетверка" стоит на высоком постаменте на берегу реки Десны. Танк установлен в честь воинов 11-й Гвардейской армии Брянского фронта, освобождавшей областной центр от гитлеровских захватчиков.

В Карачеве на массивном основании - танк Т-34, первым ворвавшийся в город, освобожденный от немецко-фашистских захватчиков. Это памятник героям 4-й Гвардейской танковой армии. Они внесли весомый вклад в разгром врага.

Боевые танки установлены также в Почепе, Унече, Трубчевске.

А всего в стране насчитывается более двухсот прославленных машин, ставших памятниками. Танки Т-34, созданные при активном участии А.А. Морозова, стоят на постаментах в Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, на Бородинском поле и в Орле. Они установлены и за пределами нашей страны: в Праге, Варшаве, Берлине, Париже.

Памятники земли Брянской,
Р. Русанов, Я. Соколов, 1985 г.




Александр Александрович Морозов

Мои отношения с Александром Александровичем Морозовым складывались неоднозначно. У читателя может возникнуть впечатление, что между нами в основном были отношения антагонистического толка. Спору нет, я всегда стремился к тому, чтобы сделать что-то лучше, удачнее, надежнее, чем в морозовских конструкциях, зачастую неоправданно не приемля его решения или замыслы. Но я на всю жизнь сохранил в своей душе память об этой выдающейся личности – Конструкторе с большой буквы, будучи современником которого я многому научился и многое понял.

В этой короткой главе я хочу рассказать о том, каким человеком был главный конструктор харьковского танкового КБ Александр Александрович Морозов, светлая память о котором осталась в сердце каждого, кто имел счастье быть его соратником в славных делах советского танкостроения.

Моя первая встреча с ним состоялась в конце декабря 1949 г., когда мы, пятнадцать выпускников академии, приехали по распределению на Уралвагонзавод. Собрал он нас в небольшой комнате, которая называлась тех-кабинетом, рассказал об ожидавшей нас работе и начертил на бумажке диаграмму творческого роста конструктора. Из диаграммы следовало, что творческая отдача конструктора достигает максимума к 45-летнему возрасту, с 45 до 50 лет она остается постоянной, а после 50 лет снижается...

Кто-то из наших товарищей, видимо, желая показать свою готовность к творчеству, задал вопрос: «Александр Александрович! Что надо иметь, чтобы стать кандидатом технических наук?» Морозов подумали сказал: «Знаете, как-то собралась анологичная компания, и был задан вопрос: «Что надо иметь, чтобы поставить клизму?» Один сказал – банку, другой – воду, третий – трубку, а четвертый, оказавшийся медиком, сказал: «Прежде всего, необходимо иметь объект клизмирования...»

– Вам теперь ясно, что надо иметь, чтобы стать кандидатом наук?

– Ясно, – ответил задавший вопрос.

В начале своей работы я прочитал в каком-то журнале о том, что разработан клей, который клеит все на свете. Подал рацпредложение приклеивать им фрикционные накладки к диску привода вентилятора. В серии они держались на заклепках. Предложение было принято для испытаний. Результаты испытаний оказались плачевными, и я по молодости тяжело переживал неудачу. При утверждении отчета Морозов успокоил меня, сказав: «Не расстраивайтесь. Я тоже попался на этом клее. Жена разорвала плащ. Я сказал, что я его заклею новым клеем. Плащ будет как новый. Все сделал по технологии. Расстелил плащ на полу, склеил, на склеенное место положил доску, придавил ее ножками кровати. Через 24 часа разобрал всю конструкцию, поднял плащ, передал его жене и сказал: «Носи!» Она взяла плащ, потянула двумя руками склеенные части, а они разошлись... «Что же теперь мне делать?» – спросила она. Я ей бодро ответил: «Сшей шов на машинке и носи себе этот плащ на здоровье».

При работе над новым котлом подогревателя возникла идея исключить установленный на нем водяной насос, который часто выходил из строя. Вместо него мы с В.Н. Бенедиктовым придумали специальное устройство, которое назвали «пароциркулятором». Суть этого предложения была в следующем: в передней части котла делался дополнительный отсек с трубкой, которая выходила в водяной патрубок подогревателя. Между водяной рубашкой и отсеком устанавливался клапан, через который в отсек поступала вода. Как только вода в отсеке нагревалась до кипения, клапан автоматически закрывался. Образовавшийся пар поступал в патрубок подогревателя и прогонял охлаждающую жидкость через систему. Как только вода в отсеке полностью испарялась, клапан открывался, отсек вновь заполнялся водой, и все повторялось сначала. Изготовили образец, попробовали – работает. Решили показать Морозову.

Пришли в закуток цеха, где испытывался подогреватель, пустили установку – пароциркулятор работает, охлаждающая жидкость в системе прогоняется. Вдруг мимо головы Морозова что-то со свистом пролетело вверх. Из пароциркулятора пошел пар. «Ясно», – сказал Морозов и вышел из закутка. С тех пор мы пароциркулятором больше не занимались.

А дело было вот в чем. Чтобы избежать возможного взрыва пароциркулятора при возникновении большого давления пара, мы приварили к нему небольшой патрубок и вставили в него деревянную пробку. Эта пробка, была сначала мокрой, кое-как держала давление, но стоило ей подсохнуть – вылетела вверх...

После отъезда Морозова из Нижнего Тагила в Харьков мы периодически встречались с ним на различных совещаниях в Москве. Как-то само собой получалось, что в перерывах совещаний мы часто оказывались вместе: обедали, отдыхали. Однажды после заседания коллегии Министерства, где я, отчитываясь, занялся самокритикой, Александр Александрович сказал: «Леонид Николаевич! Зачем вы сами себя критикуете? Вон их сколько замминистров сидят за столом, это их дело – критиковать. За это они получают по 20 тысяч в месяц». После этого разговора я сам себя никогда в жизни не критиковал...

Александр Александрович органически не терпел чиновников как гражданских, так и военных. Ему ничего не стоило отчитать при всех какого-нибудь замминистра или генерала. Доставалось от него и будущему первому заместителю Председателя Совета Министров СССР А А. Воронину, когда он был еще заместителем министра оборонной промышленности.

Вообще, когда Морозову что-то не нравилось, он быстро взрывался, при этом мог и оскорбить человека. Как-то нас, танковых конструкторов, собрал министр и сказал, что Хрущев хочет, чтобы мы занялись разработкой танка на воздушной подушке. Услышав это, Морозов сразу встал и сказал: «Не знаю как по-английски, а по-русски это называется «бред сивой кобылы!»

Никто из конструкторов не взялся за эту работу, кроме Ж.Я. Котина. Конечно же, из этой затеи ничего не вышло.

Со мной Морозов всегда был корректным и, мне кажется, по-отечески душевным, хотя я иногда говорил и то, что ему не нравилось. Где-то в 1962 г. на техсовете Комитета оборонной техники рассматривали представленный харьковчанами проект модернизации танка. Выступив на нем, я сказал: «В этом проекте предлагается устанавливать 115-мм пушку, которая стоит на танке Т-62. К тому времени, когда будет отработан этот танк, пушка морально устареет. Надо поставить более перспективное орудие!» Морозов на это выступление никак не возразил, и в решение техсовета мое предложение вошло.

Осенью 1967 г. печально закончились в Белоруссии войсковые испытания десяти харьковских танков. Собрали всех главных конструкторов танковых заводов. Возглавлял комиссию заместитель министра оборонной промышленности А.И. Крицин. Начали разбирать вопрос о двигателе. Морозов молчит. Выступили ведущий конструктор и заместитель главного конструктора. Они обвинили во всех грехах присутствующего на совещании главного конструктора двигателя А.Л. Голинца. Тот не пытался оправдываться и предложил ряд мероприятий по повышению надежности двигателя. После выступления Голинца я попросил слова и сказал: «Напрасно танкисты сваливают вину по выходу из строя двигателей на мотористов. Виновата в этом система очистки воздуха, а конкретнее – бескассетный воздухоочиститель. Он весьма опасен в эксплуатации. Если забьется хотя бы один циклон или в системе питания будет иметь место подсос воздуха, мы узнаем о неисправности только тогда, когда выйдет из строя двигатель. Это и случилось в Белоруссии. Надо вводить или кассетный воздухоочиститель, или какой-то сигнализатор неисправности системы подачи воздуха в двигатель». Ни Морозов, ни кто-то другой не проронили ни слова, а Голинец заметно повеселел.

В работе нашего и харьковского КБ само собой зародилось какое-то необъявленное и неафишируемое творческое соревнование. Мы всегда шли к одной цели, но разными путями. Харьковчане перед нами имели преимущество, так как в Москве все, вплоть до ЦК, делали ставку на них и всячески им помогали. С другой стороны, у харьковчан были колоссальные трудности, так как они, не имея задела отработанных узлов и механизмов, сразу решили значительно оторваться по тактико-техническим характеристикам от серийного танка. Мы же двигались отдельными шажками, беря и внедряя оперативно в серийный танк все, что появлялось нового в науке и технике. Нам старались мешать, но у нас была поддержка со стороны Свердловского совнархоза и заместителя начальника ГБТУ Александра Максимовича Сыча.

Я до сих пор переживаю за Сыча в связи с теми неприятностями, которые он пережил, постоянно защищая тагильчан. Не найдя повода избавиться от него приличествующим способом, военные чинуши, составлявшие верхушку тогдашнего руководства ГБТУ, пошли на подлость, характерную для того времени. Осенью 1966 г. Сыча отправили в командировку в Белоруссию. В его отсутствие был вскрыт сейф, в котором обнаружили личный блокнот генерала, содержащий записи якобы секретного характера. За это генерал Сыч был лишен допуска к секретной работе и уволен в запас. Когда Александр Максимович возвратился из командировки и потребовал блокнот, чтобы доказать отсутствие в нем секретных данных, ему ответили, что этот блокнот уничтожен...

У нас с Морозовым сложились хорошие взаимоуважительные отношения. Более того, как-то он сказал мне: «Вы своими работами заставляете нас крутиться вовсю».

Морозов был одаренным и смелым конструктором, хорошим организатором, остроумным человеком и хорошим рассказчиком. Как-то, уже работая в Москве, я приехал в Харьков в командировку. Вместе с районным инженером (руководитель военной приемки), моим товарищем по академии Н.А. Ладонниковым приходим к Морозову. Посидели, поговорили. Настало обеденное время. Я говорю Н.А. Ладонникову: «Коля, пойдем-ка пообедаем». Александр Александрович тут же отбрил: «Генералов надо бы кормить обедом через день».

В марте 1979 г. А.А. Морозов уже не работал, болел, почти не выходил из дома. Я в очередной раз приехал в командировку в Харьков. В день отъезда позвонил ему домой, предложил встретиться минут на пятнадцать. Александр Александрович откликнулся с удовольствием. Он страдал жестокими приступами астмы, задыхался, но всегда старался шутить. Вместо четверти часа мы проговорили около двух часов, и я едва не опоздал на поезд.

В быту Александр Александрович был очень скромным человеком и для себя лично стеснялся что-либо попросить. К сожалению, эта черта характера распространялась и на его отношение к подчиненным. Активно помогать им в жилищных вопросах или в других аналогичных просьбах, где требовалась «пробивная сила» начальника, было не в его характере.

В конце июля 1962 г. мне удалось вырваться в отпуск. Жена настояла поехать всей семьей в Сочи. Договорились об этом при одном условии: я не буду стоять в очереди в столовую и других местах питания. И вот в первое же утро пребывания в Сочи жена и дочь встали в очередь в детское кафе, а я присел за открытый столик. Вдруг кто-то сзади меня хлопает по плечу. Оглядываюсь – Морозов. Оказывается, он днем раньше тоже приехал в Сочи с женой и внучкой. Остановились они совсем не далеко от нас. Три недели провели вместе на пляже, вместе ходили обедать в ресторан «Приморский», распивали ежедневно бутылочку сухого вина. За это время было много разговоров, но, как ни странно, о работе ни мной, ни им не было произнесено ни слова. Я как-то спросил его: «Александр Александрович, Вы сейчас депутат Верховного Совета СССР, а приехали отдыхать дикарем. Неужели нельзя было организовать путевку?» Морозов ответил: «Не хочу просить, унижаться...»

Запомнился один его рассказ, связанный с депутатством. Как-то, получив вызов в Москву, он попросил своего старшего сына подвезти его на вокзал. Подъехали к вокзалу, остановились и стали прощаться. Подходит инспектор ГАИ и говорит, что стоянка запрещена, а за нарушение полагается штраф – пять рублей. Морозов возразил, сказав, что правила не нарушены, так как они только остановились, а не стояли. Инспектор настаивал на штрафе. Чтобы отвязаться, Морозов протянул инспектору пятерку. Тот взял деньги и направился было прочь. Александр Александрович остановил его и потребовал квитанцию. Тут инспектор вынимает из кармана какую-то бумажку, разрывает ее на две части и, бросив к ногам Морозова, говорит: «Вот вам квитанция!» Морозов, предъявив депутатское удостоверение, требует, чтобы грубиян подобрал бумажки. Милиционер не посмел ослушаться, нагнулся, покраснел, собирая бумажки. А вокруг уже собрались любопытные, смотрят и не понимают, что происходит: здоровый, краснолицый блюститель порядка, подобострастно согнувшись, стоит перед лысым, невзрачным на вид, крошечного росточка человеком и собирает бумажки...

Однажды мы с Морозовым решили на пляже взвеситься. Заплатили по пятачку. Взвесились. Мой вес оказался 65 кг, а его – 56 кг... Я сказал тогда:

«Смотрите-ка даже цифры одинаковые, хоть и расставлены в обратном порядке».

Мне кажется, что Морозова всю жизнь мучило одно обстоятельство: он не желал делить славу создания танка Т-34 с бывшим главным конструктором М.И. Кошкиным. И вот что я могу привести в подтверждение этому. К 1967 г. фамилия Кошкина, как создателя танка Т-34, постепенно исчезала со страниц газет и докладов, посвященных Дню танкистов и т.д. Первой стояла фамилия Морозова, затем – Кучеренко, хотя последний приобщился к этой работе только в 1939 г., когда танк Т-34 уже ставился на серийное производство.

И вот в июне 1967 г. в двух номерах «Комсомолки» появилось правдивое изложение роли М.И. Кошкина в создании танка Т-34. В статье этой, в частности, подробно рассказывалось о пробеге двух танков из Харькова в Москву и о показе их в Кремле членам Политбюро ЦК партии.

Прочитав эту публикацию, я написал письмо в «Комсомольскую правду», в котором просил редакцию организовать сбор средств на памятник Кошкину. Мотивировал я это следующим: «Кошкин является создателем танка Т-34, но вскоре после его создания он умер. Если бы Кошкин был жив, его, несомненно, отметили бы правительственными наградами, обеспечивающими сооружение памятника за государственный счет. В связи с преждевременной смертью он этого лишился. Много памятников танку Т-34 стоит по всей Европе. Пусть будет еще один памятник его главному конструктору, построенный за народные деньги».

После этого письма в Нижний Тагил приехал корреспондент «Комсомольской правды», написавший эту статью, и опросил всех бывших харьковчан. По его просьбе они написали свои воспоминания. В последнем разговоре со мной корреспондент обещал организовать сбор средств на памятник. После Нижнего Тагила корреспондент поехал в Харьков. Когда он пришел к Морозову, тот сказал ему: «Ни я, ни кто-либо из моих сотрудников ничего о Кошкине рассказать не можем».

Обещание о сборе средств на памятник корреспондент не выполнил, по в Харькове он отыскал вдову М.И. Кошкина. Жила она в одном доме с Морозовым, только в разных подъездах. Квартира у нее была в запущенном состоянии. Корреспондент пошел в Харьковский горисполком и добился, чтобы ей за государственный счет отремонтировали квартиру. Эта акция властей оказалась единственным тогда памятником прославленному конструктору знаменитой «тридцатьчетверки». Да и от моего письма в газету хоть какая-то польза вышла...

Из книги Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания автора Головкин Фёдор Гавриилович

Глава IV Граф Александр Александрович Головкин-«философ». - Он оригинал, но хорошего пошиба. - Пребывание в Монна и в Лозанне. - Общество в Лозанне. - Супруга графа Александра, впоследствии герцогиня Ноайль. - Граф принимает предложение Фридриха II прусского и

Из книги Дневник А. А. Любищева за 1918-1922 гг. автора Любищев Александр Александрович

Александр Александрович Любищев Дневник

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Александр Александрович Мейер Весной 1929 г. на Соловках появились Александр Александрович Мейер и Ксения Анатолиевна Половцева. У А. А. Мейера был десятилетний срок - самый высокий по тем временам, но которым «милостиво» заменили ему приговор к расстрелу, учтя его

Из книги Повести моей жизни. Том 2 автора

Александр Александрович Бедряга После освобождения Александра Николаевича Колосова Кримкабом стал заведовать Александр Александрович Бедряга.Как сейчас помню его. У него была узкая сужающаяся кверху лысеющая голова, усики, красивые лукавые глаза, маленький рот и

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 2 Н. А.

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Н. А. Морозов (середина 70-х годов) Настоящее издание «Повестей моей жизни» выдающегося русского ученого в области естествознания, старейшего революционера, почетного члена Академии наук СССР

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Демидов Александр Александрович Родился в 1915 году в селе Полтево Чернского района Тульской области в семье крестьянина. Окончив начальную школу, работал в колхозе, затем на строительстве Бобриковского химкомбината, на распиловочном заводе № 2 Кировской области. На

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Из книги автора

КИЗЕВЕТТЕР Александр Александрович 10(22).8.1866 – 9.1.1933Историк, публицист, общественный деятель, автор мемуаров. Приват-доцент Московского университета (1903–1911). Член ЦК партии кадетов. Участник «Сред» Н. Телешова. Публикации в журналах «Русская мысль», «Русское богатство»,

Из книги автора

КОНГЕ Александр Александрович 28.5(9.6).1891 – 17.7.1916Поэт. Публикации в журналах «Gaudeamus», «Северные записки», «Свободный журнал». Стихотворный сборник «Пленные голоса. Стихи А. Конге и М. Долинова» (СПб., 1912). Погиб на фронте.«А. А. Конге, юный студент, изумлял стихийной силой

Из книги автора

МИРОПОЛЬСКИЙ Александр Александрович наст. фам. Ланг, псевд. А. Березин;1872–1917Переводчик, прозаик, поэт. Публикации во 2-м сборнике «Русские символисты» (М., 1894), в альманахах «Северные цветы», «Гриф», в журнале «Ребус». Поэтические книги «Одинокий труд» (М., 1899), «Ведьма.

Из книги автора

МОРОЗОВ Николай Александрович 25.6(7.7).1854 – 30.7.1946Поэт, ученый, мемуарист. Народоволец, в 1882 был приговорен к пожизненному заключению, которое отбывал сначала в Петропавловской крепости, а с 1884 – в Шлиссельбурге. В заключении написал 26 томов произведений разных жанров,

Из книги автора

ОСМЕРКИН Александр Александрович 26.11(8.12).1892 – 25.6.1953Живописец, театральный художник, педагог. Член группы художников «Бубновый валет», участник выставок объединения «Мир искусства» (1916–1917).«Это был молодой, порывистый человек, все время находившийся в движении… Всегда,

Из книги автора

РОСТИСЛАВОВ Александр Александрович 1860–1920Художник, художественный критик. Сотрудник журнала «Театр и искусство». Публикации в журналах и газетах «Мир искусства», «Речь» и др.«Сейчас, по прошествии долгого времени, я могу чистосердечно сознаться, что Ростиславов

Из книги автора

Александр Александрович Половцов А.А. Половцов не был незнакомцем ни для нашего ведомства, ни для петроградского общества. Сын известного сановника, личного друга Александра II и Александра III, он, будучи молодым офицером Конногвардейского полка, прославился в своё время

Бронзовый бюст дважды Герою Социалистического труда Морозову Александру Александровичу
(Сквер у ДК БМЗ)
53°18’35″N – 34°18’25″E
Установлен: 1982 г.
Архитектор: П.Г. Чегельницкий
Скульптор: Н. Рябинин

Морозов Александр Александрович
Родился Александр Александрович Морозов 29 октября 1904 года в городе Бежица Брянского уезда Орловской губернии в семье рабочих. В 1914 семья переехала в Харьков и отец А. А.Морозова, Александр Дмитриевич, поступает работать на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ).

Трудовую деятельность Александр Александрович начал 2 марта 1919 года переписчиком технических документов в Технической конторе ХПЗ, а с мая 1923 года уже работает в качестве чертежника-конструктора. В ноябре 1926 Александр Александрович призывается на службу в Красную Армию. Службу проходил в Киеве, в двадцатой авиационной эскадрилье красноармейцем.

В 1928 году, после демобилизации, возвращается на завод, и с 18 октября 1928 начинает работу в танковой конструкторской группе под руководством первого руководителя этой группы И.Н. Алексенко.

В это время Морозов принимает активное участие в разработке танков Т-12 и Т-24. В течение 2-х лет, без отрыва от основной работы, он в Московском заочном механическом институте им. Ломоносова, а затем в механическом техникуме при ХПЗ. В 1933 году Александр Александрович поступает на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчивает курсы командиров танка БТ.

Эта небольшая военная подготовка оказала большое влияние на его взгляды как конструктора боевых машин.

29 июля 1936 года Александр Александрович становится начальником сектора нового проектирования. В этой должности произошла его встреча с Михаилом Ильичом Кошкиным, который в 1937 году был назначен главным конструктором танкового КБ ХПЗ. Хорошо разбиравшийся в людях Михаил Ильич довольно быстро заметил Морозова и сделал его своим заместителем.

В это время по заданию Автобронетанкового Управления РККА разворачиваются работы по созданию нового колесно-гусеничного маневренного танка А-20. Анализ конструкции танка А-20 показал, что он незначительно, по основным ТТХ, превосходит танк БТ-7М, и в КБ, в инициативном порядке, параллельно ведется разработка принципиально нового гусеничного танка А-32. В результате целенаправленной доработки опытного образца А-32 в КБ был создан новый танк Т-34, который в дальнейшем стал основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, и в последствии был признан лучшим танком Второй Мировой войны.

С октября 1940, после смерти М.И.Кошкина, должность Главного Конструктора КБ занял Александр Александрович Морозов. В тот момент ему было только 36 лет. С началом Великой Отечественной войны КБ вместе с заводом эвакуируется в город Нижний Тагил, где организовывается танковое производство.

В октябре 1941 года А.А.Морозов был назначен Главным Конструктором Уральского танкового завода. В 1943 году за исключительные заслуги перед государством в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков Морозову присвоено звание «Герой Социалистического Труда».

Настоятельное требование военных об увеличении огневой мощи танка и напряженный труд конструкторов КБ привел к созданию танка Т-34-85, способного на равных сражаться с новыми германскими тяжелыми танками.

22 января 1945 года Александру Александровичу за разработку и непрерывное совершенствование танка Т-34 Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой службы.

В конце войны в КБ, под руководством А.А.Морозова, создается средний танк Т-44, а уже после войны – танк Т-54. За участие в создании каждого из этих танков ему присуждаются Государственные Премии.

13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра переводится в Харьков, на свой родной завод, и сразу включается в работу по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре 1963 года был создан танк Т-64, на десятилетия опередивший танкостроение всего мира. Танк Т-64 стал базовой машиной, на основе которой были созданы танки Т-72, Т-80 и др.

Несмотря на свою колоссальную загруженность на работе, Александр Александрович всегда вел активную общественную деятельность: не единожды избирался членом райкомов и обкомов партии, в 1976 году был избран делегатом XXV съезда КПСС. К любой работе, самой незначительной, Александр Александрович тщательно готовился. Столь же серьезно он относился и к общению с сотрудниками, всегда внимательно выслушивал и по мере возможности в сложных ситуациях помогал, поддерживал, при этом не терпел общих фраз, расплывчатых заявлений, не определенных и неточных формулировок.

В 60-е годы А. А. Морозов раскрывается не только как выдающийся конструктор, но и как ученый. Он проводит глубокий анализ направлений в проектировании танков, и основываясь на богатейшем производственном опыте и накопленном техническом материале, пишет научную работу. Высшая аттестационная комиссия, высоко оценив ее, присваивает ему ученую степень доктора технических наук решением от 5 мая 1972 года.

В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, за выдающиеся заслуги в деле развития отечественного танкостроения и в связи с 70-летием А.А.Морозова наградили Орденом Ленина и второй Золотой Медалью Героя Социалистического Труда.

С 4 июня 1976 года Александр Александрович по состоянию здоровья покидает пост Главного Конструктора и Начальника КБ. Но его связь с КБ не прекращается, он еще долго является консультантом КБ, членом Научно-Технического Совета Министерства, вплоть до своей кончины 14 июня 1979 года. На каком бы посту не находился Александр Александрович, он всегда и везде в первую очередь оставался Конструктором.

Более 50 лет жизни он отдал укреплению обороноспособности страны. А. А. Морозов удостоен следующих высоких званий и наград.

В целях увековечивания памяти Александра Александровича Правительством был принят ряд постановлений:

  • его имя присвоено Конструкторскому бюро, где Морозов проработал более 50 лет, из них 36 был в должности главного конструктора;
  • присвоено имя А. А. Морозова Харьковскому механическому техникуму, который он окончил в числе первых выпускников;
  • переименована одна из улиц Харькова (Юмтовская) в улицу имени А.А.Морозова;
  • в городе Брянске и на заводе, где он работал, установлены бронзовые бюсты А.А.Морозова.

Кроме того, память об Александре Александровиче живет, и будет жить в десятках и сотнях танков Т-34, установленных на пьедесталах во многих городах и современных танках Т-64, Т-72 и Т-80.

МОРОЗОВ Александр Александрович (1904-79) - российский конструктор, генерал-майор-инженер (1945), доктор технических наук (1972), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1974). Под руководством Морозова созданы легкие танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 и др. Участник разработки среднего танка Т-34 и др. Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1948).

  • - , революционер-народник, учёный, почётный член АН СССР. В революционном движении с 1874...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - живописец народного быта и портретист, сын художника...

    Художественная энциклопедия

  • - Писатель; родился в 1944 г.; окончил философский факультет МГУ; работал редактором в издательстве; был близок кругу "смогистов" - молодых эстетствующих литераторов...
  • - Род. 1904, ум. 1979. Конструктор, создатель военной техники. Трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Генерал-майор-инженер...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - живописец народного быта и портретист, сын художника, род. в СПб. в 1835 г., учился в Имп. академии художеств с 1851 г. Получил в 1861 г. малую золотую медаль за картину "Отдых на сенокосе"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Начальник Главного штаба - первый заместитель главнокомандующего Сухопутных войск Вооруженных Сил России с июня 2001 г., генерал-лейтенант; родился в 1947 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Народный депутат РФ, был председателем подкомитета Комитета Верховного Совета РФ по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления, входил в состав фракции "Левый центр", был членом "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - I живописец народного быта и портретист, сын художника, род. в СПб. в 1835 г., учился в Имп. академии художеств с 1851 г. Получил в 1861 г. малую золотую медаль за картину "Отдых на сенокосе", окончил академический...
  • - живописец-жанрист: ум. в 1904...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский политический деятель. Род. в середине 1850-х гг.; из 6 класса гимназии уволен за политическую пропаганду во время движения в народ; в начале 1870-х гг. работал на фабриках в Москве...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский живописец. Учился в петербургской АХ у А. Т. Маркова...
  • - русский революционный и общественный деятель, учёный, писатель, почётный член АН СССР по химическому и физико-математическому отделению. Сын помещика и крепостной крестьянки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский конструктор, генерал-майор-инженер, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда...
  • - российский литературовед. Труды по истории русской и зарубежной литературы. Книга "М. В. Ломоносов" . Переводы...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский ученый, почетный член АН СССР. Член кружка "чайковцев", "Земли и воли", Исполкома "Народной воли", участник покушений на Александра II. В 1882 приговорен к вечной каторге...

    Большой энциклопедический словарь

"МОРОЗОВ Александр Александрович" в книгах

МОРОЗОВ Николай Александрович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

МОРОЗОВ Николай Александрович 25.6(7.7).1854 – 30.7.1946Поэт, ученый, мемуарист. Народоволец, в 1882 был приговорен к пожизненному заключению, которое отбывал сначала в Петропавловской крепости, а с 1884 – в Шлиссельбурге. В заключении написал 26 томов произведений разных жанров,

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 2

Из книги Повести моей жизни. Том 2 автора

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 2 Н. А.

Александр Александрович Морозов

Из книги Воспоминания Главного конструктора танков автора Карцев Леонид Николаевич

Александр Александрович Морозов Мои отношения с Александром Александровичем Морозовым складывались неоднозначно. У читателя может возникнуть впечатление, что между нами в основном были отношения антагонистического толка. Спору нет, я всегда стремился к тому, чтобы

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 1

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Н. А. Морозов (середина 70-х годов) Настоящее издание «Повестей моей жизни» выдающегося русского ученого в области естествознания, старейшего революционера, почетного члена Академии наук СССР

III. Николай Александрович Морозов: через тернии – к звездам

Из книги Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке автора Субетто Александр Иванович

III. Николай Александрович Морозов: через тернии – к звездам Перед нами, весь покрытый белой пеленой снега и залитый солнечными лучами, расстилался отлогий южный склон Салева, медленно понижавшийся от нас и затем обратно поднимавшийся вверх, образуя вдали на фоне

4. Николай Александрович Морозов

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. Николай Александрович Морозов Морозов поставил вопрос существенно шире и глубже чем Ньютон. Он распространил критический анализ вплоть до VI века н.э., обнаружив и здесь необходимость в коренных передатировках. Хотя Морозову также не удалось выявить какую-либо систему

3.3. Николай Александрович Морозов

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Николай Александрович Морозов Н. А. Морозов (1854–1946) - выдающийся русский ученый-энциклопедист. С. И. Вавилов писал о нем: «Н. А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной

Из книги автора

3.1.3. Николай Александрович Морозов С.И. Вавилов писал о Н.А. Морозове следующее: «Н.А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной работой. Этот научный энтузиазм, совершенно

6. Николай Александрович Морозов

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

6. Николай Александрович Морозов Морозов поставил вопрос существенно шире и глубже, чем Ньютон.Он распространил критический анализ вплоть до VI века н. э., обнаружив и здесь необходимость коренных передатировок. Хотя Морозову также не удалось выявить какую-либо систему в

3.1.3. Николай Александрович Морозов

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

3.1.3. Николай Александрович Морозов Н.А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной работой. Этот научный энтузиазм, совершенно бескорыстная, страстная любовь к научному

Морозов Александр Александрович

БСЭ

Морозов Александр Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Морозов Николай Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ Морозов Александр Григорьевич родился 24 сентября 1944 года в Москве в семье врача и учительницы. Окончил филологический факультет МГУ (1968). Работал в газетах «Московский комсомолец», «Литературная газета», редактором книжной серии «Эврика» в

За что мы должны их любить? Современная психодрама Леонид Бажанов, Олег Кулик, Александр Морозов, Андрей Ерофеев, Александр Копировский

Из книги Тем временем: Телевизор с человеческими лицами автора Архангельский Александр Николаевич

За что мы должны их любить? Современная психодрама Леонид Бажанов, Олег Кулик, Александр Морозов, Андрей Ерофеев, Александр Копировский Участники: Леонид Бажанов, который руководит Государственным Центром Современного Искусства, Олег Кулик, который крайне успешно