Карпенков концепции современного естествознания читать онлайн. Концепции современного естествознания

Концепции современного естествознания. Карпенков С.Х.

6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 488 с.

Учебник написан в соответствии с Государственными образовательными стандартами (ГОС 2000). В нем изложены вопросы естественно-научного познания окружающего мира, фундаментальные концепции, принципы и законы природы, рассмотрены актуальные проблемы современного естествознания, связанные с изучением природных процессов и свойств вещества на молекулярном уровне, отражены естественно-научные аспекты энергетики, экологии и освещены важнейшие достижения естествознания, лежащие в основе современных наукоемких технологий.

Предназначен для студентов высших учебных заведений. Может быть интересен и полезен широкому кругу читателей.

Формат: pdf ( 6-е изд., перераб. и доп., 2003 )

Размер: 4,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc ( 2-е изд. , испр. и доп., 200 0 )

Размер: 4Мб

Скачать: yandex.disk

ПРЕДИСЛОВИЕ К ШЕСТОМУ ИЗДАНИЮ

Первое издание предлагаемой книги вышло в свет в 1997 г. Это был один из первых учебников, посвященных дисциплине «Концепции современного естествознания», изучаемой студентами высших учебных заведений социально-экономических и гуманитарных направлений.

По мере накопления новых материалов и сведений последующие издания существенно дорабатывались, дополнялись и в них вносились исправления и уточнения. При доработке учитывался многолетний опыт чтения лекций и проведения практических занятий в Государственном университете управления. В результате учебник совершенствовался и видоизменялся: сократилось число глав с девятнадцати (в первом издании) до одиннадцати (в более поздних изданиях), устаревшие сведения заменены новыми, некоторые разделы написаны заново и т. п. Шестое издание существенно переработано и исправлено.

В предлагаемом учебнике в сжатой и доступной форме изложены фундаментальные естественно-научные знания, т.е. знания о природе, которые нужны каждому образованному человеку, чтобы не только поведать тайны, могущество и красоту природы, но и понять, что нужно сделать, чтобы сохранить окружающую среду и жить в гармонии с природой.

При изучении концепций современного естествознания полезно помнить наставление русского публициста Д.И. Писарева (1840-1868): «Надо учиться в школе, но еще гораздо более надо учиться по выходе из школы».

Книга предназначена для студентов высших учебных заведений дневной, вечерней и заочной форм обучения по специальностям экономики, юриспруденции, управления, философии, социологии, экологии, менеджмента, маркетинга, товароведения, туризма, бизнеса, финансов, предпринимательства и др.

Предисловие..................................................................................................................... 8

Введение.............................................................................................................. 9

ЧАСТЬ I . ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР ............................ 11

1. Естествознание и окружающий мир................................................................. 13

1.1. Естественно-научные знания и современное образование................................ 13

1.2. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний. . 18

1.3. Естественно-научные знания и сфера управления............................................ 23

1.4. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания................... 27

1.5. Естествознание и математика................................................................. 31

1.6. Развитие естествознания и псевдонаучные тенденции........................... 35

1.7. Естествознание и нравственность.......................................................... 42

1.8. Рациональное и иррациональное начала познания................................ 46

56

2. Естественно-научное познание окружающего мира................................... 57

2.1. Процесс естественно-научного познания.............................................. 57

2.2. Формы естественно-научного познания................................................ 62

2.3. Методы и приемы естественно-научных исследований......................... 70

2.4. Научное открытие и доказательство.................................................................. 77

2.5. Эксперимент - основа естествознания................................................. 82

2.6. Современные средства естественно-научных исследований............. 85

2.7. Важнейшие достижения современного естествознания..................................... 90

Контрольные вопросы.................................................................................. 93

ЧАСТЬ II . ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

3. Фундаментальные принципы и законы.................................................................. 97

3.1. Физика - фундаментальная отрасль естествознания........................................ 97

3.2. Материя и движение, время и пространство...................................... 104

3.3. Концепция атомизма. Дискретность и непрерывность материи. . . 108

3.4. Фундаментальные взаимодействия......................... ,............................... ПО

3.5. Принцип относительности................................. ................................... 116

3.6. Свойства пространства - времени и законы сохранения.............................. 118

3.7. Фундаментальные законы Ньютона........................................................ 122

3.8. Статистические и термодинамические свойства макросистем.... 125

3.9. Термодинамические законы............................................................................ 129

3.10.Электромагнитная концепция.......................................................................... 134

3.11.Корпускулярно-волновые свойства света.............................................. 138

Контрольные вопросы............................................................................................ 143

4. Атомный в нуклонный уровни строения материн .......................... 144

4.1. Структура атомов................................................................................... 144

4.2. Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц........................................... 147

4.3. Вероятностный характер микропроцессов..................................................... 150

4.4. Современные атомные системы.............................................................. 153

4.5. Ядерные процессы........................................................................................... 156

4.6. Элементарные частицы........................................................................... 164

4.7. Перспективы развития физики микромира...................................................... 166

169

ЧАСТЬ III . ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ. . . 171

5. Концепция развития и эволюция Вселенной........................................................ 173

5.1. Сущность концепции развития......................................................................... 173

5.2. Эволюция Вселенной.............................................................................. 176

5.3. Структура Вселенной...................................................................................... 182

5.4. Средства наблюдения объектов Вселенной............................................ 185

5.5. Проблема поиска внеземных цивилизаций...................................................... 188

5.6. Солнечная система - часть Вселенной.......................................................... 190

5.7. Земля - планета Солнечной системы.................................................... 195

Контрольные вопросы........................................................................................... 202

6. Естественно-научные знания о веществе .................................................... 203

6.1. Развитие химических знаний................................................................. 203

6.2. Синтез химических веществ.................................................................. 207

6.3. Современный катализ............................................................................. 212

6.4. Образование земных и внеземных веществ........................................... 218

6.5. Природные запасы сырья....................................................................... 220

6.6. Органическое сырье.............................................................................. 227

6.7. Новые химические элементы................................................................. 234

6.8. Перспективные химические процессы.................................................. 238

6.9. Современные материалы........................................................................ 243

6.10. Перспективные материалы..................................................................... 252

Контрольные вопросы.................................................................................. 261

7. Биосферный уровень организации материи............................................ 262

7.1. Зарождение живой материи.................................................................. 262

7.2. Носитель генетической информации............................................................ 264

7.3. Структура и функции белков................................................................ 269

7.4. Строение и разновидности клеток................................................................. 271

7.5. Происхождение жизни.......................................................................... 275

7.6. Предпосылки эволюционной идеи........................................................ 279

7.7. Эволюция жизни............................................................ .............................. 283

7.8. Растительный и животный мир............................................................. 294

7.9. Человек - феномен природы........................................................................ 302

7.10. Жизнеобеспечение человека.......................................................................... 310

7.11. Продление жизни организма.......................................................................... 321

7.12. Формирование ноосферы..................................................................... 327

Контрольные вопросы........................................................................................... 328

ЧАСТЬ IV . ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХ-
НОЛОГИЙ, ЭНЕРГЕТИКИ И ЭКОЛОГИИ................................
329

8. Естественно-научные аспекты технологий................................................ 331

8.1. Развитие средств информационных технологий............................................. 331

8.2. Современные средства накопления информации.................................... 337

8.3. Мультимедийные системы и виртуальный мир...................................... 342

8.4. Микро- и наноэлектронные технологии.............................................. 344

8.5. Лазерные технологии...................................................................................... 352

8.6. Современные биотехнологии................................................................. 359

8.7. Генные технологии.......................................................................................... 361

8.8. Проблема клонирования.................................................................................. 364

366

9. Естественно-научные проблемы современной энергетики......................... 367

9.1. Энергия - источник благосостояния........................................................... 367

9.2. Преобразование энергии...................................................................... 369

9.3. Эффективность производства и потребления энергии.................................. 373

9.4. Тепловые электростанции............................................................................. 375

9.5. Повышение эффективности энергосистем............................................ 376

9.6. Гидроисточники и геотермальные источники энергии........................ 382

9.7. Гелиоэнергетика.................................................................................... 387

9.8. Энергия ветра........................................................................................ 389

9.9. Атомная энергетика....................................................................................... 392

9.10. Особенности отечественной энергетики...................................................... 396

Контрольные вопросы................................................................................... 398

10. Естественно-научные аспекты экологии.... ...................................... 399

10.1. Глобальные катастрофы и эволюция жизни.......................................... 399

10.2. Предотвращение экологической катастрофы....................................... 403

10.3. Природные катастрофы и климат.......................................................... 405

10.4. Парниковый эффект и кислотные осадки.......................................... . 412

10.5. Сохранение озонового слоя.......................................................................... 416

10.6. Водные ресурсы и их сохранение...................................................... . 420

10.7. Потребление энергии и среда нашего обитания............................. 422

10.8. Радиоактивное воздействие на биосферу............................................. 425

10.9. Естественно-научные проблемы защиты окружающей среды....... 431
Контрольные вопросы........................................................................................... 434

11. Гармония природы и человека .................................................................... 435

11.1. Человек и природа.................................................................................. 435

11.2. Сохранение природных ресурсов....................................................... 436

11.3. Обновление энергосистем.................................................................. 438

11.4. Эффективное потребление энергии.................................................... 439

11.5. Экономия материальных ресурсов..................................................... 444

11.6. Экономия ресурсов на транспорте..................................................... 446

11.7. Города и природа........................................................................... 451

11.8. Решение проблем утилизации............................................................. 454

11.9. Перспективные технологии и окружающая среда.............................. 459

11.10. Глобализация биосферных процессов................................................ 460

Контрольные вопросы................................................................................... 462

Заключение.......................................................................................................... 464

Литература................................................................................................................... 465

Словарь специальных терминов............................................................................. . 466

Указатель имен............................................................................................................ 479

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Учебник написан в соответствии с государственными образовательными стандартами. В нем изложены вопросы естественно-научного познания окружающего мира, фундаментальные концепции, принципы и законы природы, рассмотрены актуальные проблемы современного естествознания, связанные с изучением природных процессов и свойств веществ на молекулярном уровне, отражены естественно-научные аспекты энергетики, экологии и освещены важнейшие достижения естествознания, лежащие в основе современных наукоемких технологий. Предназначен для студентов высших учебных заведений. Может быть интересен и полезен широкому кругу читателей.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепции современного естествознания (С. Х. Карпенков) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

ВВЕДЕНИЕ

Наконец-то подаю руку по-настоящему полезной науке.

Гораций

Каждого человека, начиная с самого раннего возраста, отличает любопытство – естественное стремление познать окружающий мир. «Любопытство сродно человеку и просвещенному, и дикому», – утверждал выдающийся русский историк и писатель Н.М. Карамзин (1766– 1826). С возрастом неосознанное любопытство постепенно перерастает в любознательность – осознанное желание познавать законы, которые управляют природой, научиться применять их в своей трудовой деятельности, предвидя возможные ее последствия. Законы природы и способы их применения отражают концентрированный опыт человечества. Опираясь на него, человек способен защитить себя от ошибок, и ему легче достичь желаемых целей. Концентрированный опыт человечества лежит в основе любого образовательного процесса.

Естествознание – единая система наук о законах, явлениях и свойствах объектов природы, включающая множество отраслей – естественных наук.

Важнейшие достижения естествознания составляют фундаментальную базу современных наукоемких технологий производства разнообразной продукции, в том числе и товаров повседневного спроса. Для того чтобы знать, какой ценой дается такая продукция – важнейшая составляющая экономики, каковы перспективы развития современных технологий, тесно связанных с экономическими, социальными и политическим проблемами, нужны фундаментальные знания о природе – естественно-научные знания. В наше время естественно-научные знания превратились в сферу активных действий и представляют собой базовый ресурс экономики, по своей значимости превосходящий материальные ресурсы: капитал, землю, рабочую силу и т. п. Естественно-научные знания и основанные на них современные технологии формируют новый образ жизни, и высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. «Без естественных наук нет спасения современному человеку; без этой здоровой пищи, без этого строгого воспитания мысли фактами, без этой близости к окружающей нас жизни», – такую высокую оценку естественно-научным знаниям дал русский писатель и философ А.И. Герцен (1812–1879).

Если излагать подробно естественно-научные знания, накопленные во всех отраслях естествознания, то получится огромный фолиант, может быть, и нужный, но мало полезный даже для специалистов естественно-научного профиля, не говоря уже о специалистах гуманитарных и социально-экономических направлений. Задача изложения усложняется еще и тем, что его форма должна быть доступной для студентов, чья будущая профессиональная деятельность не имеет прямого отношения к естествознанию. Для решения этой задачи нужен обобщающий философский принцип. Сущность его заключается в изложении естественно-научных знаний в рамках концепций – основополагающих идей и системного подхода. Концептуальный принцип позволяет студентам получить фундаментальные, комплексные знания о природе, а на их основе более глубоко изучить узкоспециализированные дисциплины.

Современные средства естествознания дают возможность исследовать многие сложнейшие процессы на уровне атомных ядер, атомов, молекул, клеток, а затем и синтезировать ранее не существовавшие в природе вещества с необычными свойствами, а из них производить новые материалы для различных машин, устройств, изделий и т. п. Кроме того, благодаря таким исследованиям выращиваются высокоурожайные культурные растения, разрабатываются высокоэффективные средства лечения болезней и т. д.

Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности – залог успеха. Без фундаментальных знаний о природе может сложиться ошибочное общественное мнение, приводящее к необъективному решению, как это случилось, например, при необоснованном объявлении временного (1975–1985) моратория на генную инженерию. Следовательно, естественно-научные знания нужны не только высококвалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку вне зависимости от сферы его деятельности.

В погоне за материальными ценностями современное человечество уже вышло за пределы устойчивого состояния биосферы, включающей все живое вместе со средой обитания. Это означает, что в результате нашествия цивилизации в природе уже нарушено устойчивое равновесие, которое в течение длительного времени обеспечивает круговорот веществ. Об этом напоминают участившиеся за последнее десятилетие разрушительные природные явления: ураганы, смерчи, наводнения, землетрясение, засухи, – вызывающие громадный материальный ущерб и сопровождающийся все большим числом человеческих жертв.

Превращение современного потребительского общества в духовно-развитое просвещенное общество – задача чрезвычайно сложная. Ее можно решить, только развивая всю систему образования общими силами воспитанных людей, для которых путеводной звездой является не роскошь, не нажива и другие соблазнительные кумиры, а царство добра, свободы и правды. Благородный, но тернистый путь к такому царству начинается с воспитания любовью в самом раннем детстве, когда закладывается духовно-нравственная основа для усвоения знаний на всех ступенях обучения, и продолжается в течение всей жизни каждого человека.

Знания не приходят сами по себе. Нужно усердно работать, прилежно учиться. «Надо учиться не стыдясь, а учить не скупясь», так сказал в далекие времена известный мыслитель Василий Великий (ок. 330– 379), и только в этом случае можно надеяться на успех.