Фазиль абдулович искандер годы смерти. Чем запомнился писатель Фазиль Искандер? Личная жизнь Фазиля Искандера

Отвечал неоднократно на протяжении всей жизни. Вопрос этот не праздный — будучи членом Союза писателей и прожив значительную часть жизни в Москве, Фазиль Абдулович никогда не терял связи с родной Абхазией. Хоть и писал про нее исключительно на русском языке. Сам писатель говорил, что он «русский писатель», но «певец абхазского народа», и более точное определение, пожалуй, придумать сложно.

Он родился в Абхазии в 1929 году, а в Москву уехал только после окончания школы.

В столице Советского Союза он учился в Библиотечном институте (сейчас — Государственный институт культуры), потом перешел в Литературный институт имени Горького, а после получения диплома недолго, всего два года, работал журналистом. А в 1956-м вернулся в Абхазию — редактором в местном отделении Госиздата.

Искандер рассказывал, что в годы его детства, прошедшие в Сухуми и Чегеме, на улицах звучала персидская, абхазская, грузинская, русская, армянская речь. «Все это многоязычное варево сливалось для меня в единую не просто звуковую, но и смысловую симфонию», — говорил в одном из интервью писатель. Это слияние, отсутствие противоречий между внешне очень разными культурами стало в дальнейшем фундаментом его прозы, которая неслучайно до сих пор пользуется популярностью и за пределами территории бывшего СССР.

И неудивительно, что начинал Фазиль Абдулович как поэт, а прозу начал писать сравнительно поздно — в 1962 году.

Слава пришла довольно быстро — в 1966-м в «Новом мире» напечатали повесть «Созвездие Козлотура», а уже в 1973 году там же были опубликованы первые новеллы из самого масштабного произведения Искандера — романа-эпопеи «Сандро из Чегема». Уже по этим произведениям стало очевидно, что в советской литературе появился самобытный, зрелый автор. Проза Искандера была пронизана солнечным абхазским юмором и мудростью, которую писатель называл «ум, настоянный на совести». Когда в конце 1980-х «Сандро из Чегема» был опубликован полностью, Искандер удостоился сравнений с классиками мировой литературы уровня , а для абхазов стал абсолютным классиком, уникальным писателем, которого на родине до сих пор называют просто по имени — Фазиль.

Впрочем, несмотря на популярность у читателей, произведения писателя регулярно подвергались цензуре.

Важнейшей своей задачей Искандер считал видеть правду и критиковать неправду, а потому в гармоничной мифологии «Сандро из Чегема» появлялись и «Большеусый» Сталин и другие реальные политические деятели. В 1979 Фазиль Абдулович стал одним из авторов знаменитого неподцензурного альманаха «Метрополь», где была опубликована его повесть «О, Марат!». Как и другие авторы «Метрополя», Искандер был на несколько лет отлучен от печати. Литературой деятельность писателя не ограничивалась. Всю жизнь подчеркивая свое происхождение, Искандер выступал в защиту малых народов, а в 1989 году был избран в Верховный совет СССР в составе одиннадцати депутатов от Абхазской Республики.

С распадом Советского Союза Фазиль Искандер уехал из Абхазии и обосновался в Москве.

В своих интервью он выражал разочарование новыми временами и неправильным, на его взгляд, использованием полученной в перестройку свободы. От политики писатель старался держаться в стороне, о межнациональных конфликтах высказывался осторожно, пытаясь найти позицию, примиряющую стороны, — даже в случае, когда речь шла об Абхазии.

Невероятно кинематографичная проза Искандера дождалась экранизации лишь в перестройку. В 1980-х на экраны вышли «Чегемский детектив» по сценарию писателя, основанные на его произведениях «Воры в законе» , «Созвездие Козлотура» и «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». В 1992-м был снят «Маленький гигант большого секса» по мотивам рассказа «О, Марат». Экранизации, увы, были не слишком удачными. «Воры в законе» стали хитом проката, но ни они, ни другие картины не отражали гармоничности и оптимизма искандеровской прозы. Зато афоризмы из его книг легко уходили в народ, как фразы из сказочной повести «Кролики и удавы», многие из которых до сих пор годятся для жизненного кредо. «Там, где много говорят о победах, или забыли истину, или прячутся от нее». «Если мудрость бессильна творить добро, она делает единственное, что может, — удлиняет путь зла». У романа «Сандро из Чегема» есть авторский подзаголовок «Лекарство для жизни». Книги Искандера по сей день для многих читателей остаются именно таким лекарством.

русский и абхазский писатель и поэт

Фазиль Искандер

Краткая биография

Фази́ль Абду́лович Исканде́р (абх. Фазиль Абдул-иҧа Искандер; 6 марта 1929, Сухум, ССРА, ЗСФСР, СССР - 31 июля 2016, Переделкино, Московская область, Россия) - русский и абхазский писатель и поэт.

Родился 6 марта 1929 года в Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению - наполовину абхазца, наполовину перса. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Пытался поступить на философский факультет МГУ, но в итоге стал студентом Библиотечного института в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького , который окончил в 1954 году.

В 1954-1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957 году, в 1960-х годах начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962 года. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в августовском номере «Нового мира» повести «Созвездие Козлотура». Повесть высмеивает «кампании» по подъёму сельского хозяйства в СССР и общественное мнение, легко поддающееся манипулированию. Экранизирована с включением мотивов также и других произведений Искандера в 1989 году. В одном из поздних интервью Искандер пояснил, что «сатира - это оскорблённая любовь: к людям ли, к родине; может быть, к человечеству в целом».

Фазиль Искандер печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя». Ещё в советские времена Искандер был известен как автор остроумных афоризмов. Наиболее острый резонанс в эпоху творческой несвободы в СССР вызвал такой: «Если не в силах распилить свои оковы, плюй на них - может, проржавеют ».

В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). После этого в течение ряда лет, вплоть до горбачёвской перестройки, испытывал проблемы с публикацией своих произведений в СССР.

Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.

Творчество

Смех Искандера естествен, как реакция самой жизни на неестественную формальность официоза. Смех вскрывает и убивает фальшь, глупость и самодовольство тех, кто мнил себя наделённым властью над детьми, блаженными и коровами. Ho этот смех лишён назидательности, нравоучительства. Если хотите - плутовской смех, весёлый обман лжи, надувательство лицемерия. Он уничтожает, утверждая. Этот смех целителен и спасителен, ибо трагические обстоятельства времени столь сильны, что человека без ободряющего присутствия смеха охватили бы отчаяние и безнадёжность. Смех побеждает ложь, предательство, даже смерть.

Наталья Иванова, литературовед

Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.

Роман-эпопея «Сандро из Чегема», полный текст которого состоит из 32 глав и почти 1100 страниц, был урезан советской цензурой на две трети. В журнале «Новый мир» (1973, № 8-11) были фрагментарно опубликованы выдержки из романа, объёмом 240 журнальных страниц. Полный текст вышел в США: издательство Ann Arbor, в 1979 и 1981 годах, в СССР издан полностью в трёхтомнике в 1989 году. Роман включает в себя цикл новелл о старом дяде Сандро из горной кавказской деревни, образ которого близок персонажам абхазского фольклора. Новеллы составляют вместе нечто вроде современного плутовского романа, в котором нет сквозного действия, а в сатирическом ключе описываются тематически близкие эпизоды из разных времён - от предреволюционных до современных. Жанр произведений Искандера некоторыми литературоведами определялся как «магический реализм » или «мистический реализм ».

Сюжет многих сочинений Искандера разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства. Вольфганг Казак отмечал, что Искандер-прозаик отличается богатством воображения. «Искандер предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности». Многим произведениям Искандера присущ стереоскопический «двойной взгляд»: глазами взрослого и глазами ребёнка, когда повествование много пережившего рассказчика перемежается с его воспоминаниями из дня сегодняшнего своего детства и тогдашнего видения мира.

Среди излюбленных тем философских размышлений в произведениях Искандера - понятия справедливости, чести, достоинства, аскетизм, любовь к земле, уважительное отношение к смерти и покойным. К числу «красных нитей», пронизывающих творчество Искандера, литературоведы относят «распад человечности, забвение веками складывавшейся народной этики», утрату добродетели в погоне за утилитарными выгодами, гибель и разрушение рода, равнодушие людей к будущему народа. Движущей же силой самосохранения человека в жестокое время нравственных утрат и духовного порабощения («Кролики и удавы») являются саркастичный, временами язвительный оптимизм, ни на миг не затихающее в произведениях Искандера противоборство «смех против страха ». И плутовской, по определению самого писателя, смех всегда побеждает: у Искандера почти нет произведений с трагическим и безысходным финалом.

В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я - безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен ».

Книги Искандера переведены на десятки языков мира.

Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.

Политическая и общественная деятельность

У нас в республике Фазиля Искандера знают в каждом доме. В своих произведениях он создал потрясающий образ Абхазии. Писатель Искандер - выдающийся. К сожалению, человек он не столь выдающийся. Сто раз выступив в защиту разных народов, он за всё время войны ни разу не возвысил голос в защиту родной Абхазии.

Владислав Ардзинба, первый президент Абхазии, 1994

Как общественный деятель и духовный авторитет общества, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов, подписал множество писем в защиту высланных и репрессированных писателей. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила обострённый характер, но Ф. Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем политикой больше не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался, в период грузино-абхазской войны как общественный деятель находился в тени. Не известно ни одного публичного выступления Искандера в поддержку суверенитета Абхазии - напротив, Станислав Рассадин цитировал спич Искандера, где он выступал против отделения Абхазии от Грузии, мотивируя тем, что это путь в «кровавый тупик», а сецессия болезненно воспринимается даже в Европе.

Фазиль был старейшиной и самой уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.

Кончина и траур

Фазиль Абдулович Искандер скончался от острой сердечной недостаточности 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино на 88-м году жизни. Глубокие соболезнования семье и поклонникам творчества и таланта Искандера выразил Президент России Владимир Путин.

Писатель был похоронен 2 августа после отпевания на Новодевичьем кладбище в Москве. В этот день в Абхазии был объявлен траур.

Семья

Был женат с 1960 года, жена - поэтесса Антонина Михайловна Хлебникова (Искандер). Имел сына и дочь.

Отметив золотую свадьбу весной 2011 года, Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».

Награды и премии

  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 сентября 2004 года)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 марта 1999 года)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 марта 2009 года)
  • Государственная премия СССР (1989) - за роман «Сандро из Чегема»
  • премия Правительства РФ (26 декабря 2011 года) - за книгу «Избранные произведения»
  • Пушкинская премия (1993)
  • Государственная премия Российской Федерации (1994)
  • Государственная премия Российской Федерации - за вклад в развитие отечественной литературы (2014)
  • премия «Триумф» (1999)
  • орден «Честь и слава» I степени (18 июня 2002 года, Абхазия)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • В честь Ф. А. Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5615) Iskander, открытый 4 августа 1983 г.
  • В 2009 году Банк Абхазии выпустил посвящённую Фазилю Искандеру памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров.
  • Лауреат Бунинской премии (2013)

Сочинения

Стихи

  • Горные тропы. Стихи. Сухуми, 1957.
  • Доброта земли. Стихи. Сухуми, 1959.
  • Зелёный дождь. М., 1960.
  • Дети Черноморья. Сухуми, 1961.
  • Молодость моря. М., 1964.
  • Зори земли. М., 1966.
  • Летний лес. Стихи. М., 1969.
  • Путь. Стихи. М.: Сов. писатель, 1987.
  • Стихотворения. М., 1993.

Проза

  • Смеётся тот, кто смеётся (роман) // Неделя, апрель-июль 1964 г. (один из девяти авторов)
  • Созвездие Козлотура // Новый мир. 1966. № 8.
  • Запретный плод. М., 1966.
  • Колчерукий // Новый мир. 1967. № 4.
  • Три рассказа // Новый мир. 1969. № 5.
  • Дерево детства. М., 1970; 1974.
  • День Чика // Юность. 1971. № 10.
  • Сандро из Чегема // Новый мир. 1973. № 8-11. отд. изд. - 1977
  • Время счастливых находок. М.: Молодая гвардия, 1973.
  • Под сенью грецкого ореха. 1979.
  • Маленький гигант большого секса, в альманахе «Метрополь» (Ann Arbor, 1979); под названием «О, Марат!» в журнале «Огонёк» (1988. № 21-22); вошёл в роман «Сандро из Чегема» (Гл. 23. 1989). (Описание любовных приключений Берии)
  • Кролики и удавы. Ann Arbor, 1982; журнал «Юность», 1987.
  • Защита Чика. 1983.
  • Большой день большого дома. Сухуми, 1986.
  • Избранное. - М.: Советский писатель, 1988. - 576 с. - 100 000 экз.
  • Кофейня в море. Пьеса // Театр. 1988. № 6.
  • Стоянка человека. 1990.
  • Человек и его окрестности.
  • Тринадцатый подвиг Геракла.
  • Софичка. 1997.
  • Незваный гость. 1999.

Фильмография

  • 1969 - «Время счастливых находок».
  • 1984 - «Снег в сентябре» по рассказу «Заира».
  • 1986 - «Чегемский детектив».
  • 1989 - «Праздник ожидания праздника».
  • 1989 - «Воры в законе» по мотивам рассказов - «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен» .
  • 1989 - «Созвездие Козлотура» по мотивам одноимённой повести.
  • 1989 - «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» по мотивам главы «Пиры Валтасара» романа «Сандро из Чегема» .
  • 1991 - «Расстанемся, пока хорошие» по мотивам рассказа «Дудка старого Хасана» .
  • 1992 - «Маленький гигант большого секса» по мотивам повести «О, Марат!» .
  • 2004 - телеспектакль «Привет от Цюрупы!», телеверсия спектакля Театра Сатиры по мотивам произведений («Думающий о России и американец» ).
  • 2016 - «Софичка» по мотивам одноимённой повести.

Документальные фильмы с участием Ф. Искандера

  • Апсны-Абхазия. Страна души. 2010 год.

Память

  • Имя Фазиля Искандера увековечено при жизни - его именем названа бывшая московская библиотека семейного чтения № 185 (ныне - библиотека № 202 «Культурный центр Фазиля Искандера») на Кастанаевской улице, 52, строение 2.
  • 6 марта 2017 года имя Фазиля Искандера присвоено Государственному Русскому Театру Драмы Республики Абхазия (РУСДРАМ) в Сухуме.
Категории:

В подмосковном Переделкино на 88-м году жизни скончался писатель Фазиль Искандер. Как рассказали близкие писателя, он до последнего момента вел активный образ жизни и умер во сне

Писатель Фазиль Искандер (Фото: Alexander Zemlianichenko/AP)

На 88-м году жизни умер писатель Фазиль Искандер, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на председателя Союза писателей России Валерия Ганичева.

Ранее о смерти писателя написал Life со ссылкой на источник в медицинских кругах. По данным издания, Искандер почувствовал себя плохо, потерял сознание, после чего близкие вызвали ему скорую помощь.

В то же время «Интерфакс» со ссылкой на близких писателя сообщает, что он умер во сне. В семье покойного агентству рассказали, что Искандер хотел быть похороненным на кладбище в Переделкине.

Президент Абхазии Рауль Хаджимба рассказал, что власти республики предложили родным Искандера похоронить писателя на родине. «Мы предложили родным покойного писателя похоронить его в центре абхазской столицы», — сказал он и добавил, что последнее слово остается за семьей покойного. «И мы поддержим любое решение родных Искандера», — подчеркнул глава республики.

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми (Абхазия). В 1954 году окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Он известен такими произведениями, как «Созвездие Козлотура», «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы», «Софичка».

По произведениям Искандера снимали фильмы, среди которых «Воры в законе» (1988 год, по мотивам рассказов), «Созвездие Козлотура» (1989 год, по мотивам одноименной повести), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989 год, по мотивам главы из романа «Сандро из Чегема»).

Кроме того, в 2016 году ожидается выход в прокат картины «Софичка» по мотивам одноименной повести Искандера.

Писатель был награжден рядом наград — в частности, орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, Государственной премией СССР, Премией правительства России, Государственной премией Российской Федерации.

В 2009 году Банк Абхазии ввел в обращение юбилейную серебряную монету номиналом 10 апсаров в честь 80-летия со дня рождения Искандера.


Ушёл из жизни писатель и поэт Фазиль Искандер Знаменитый российский писатель и поэт скончался в Москве, на восемьдесят восьмом году жизни. Среди созданного Искандером - повести «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы», «Софичка», роман «Сандро из Чегема». По его сценариям и произведениям снято 8 художественных фильмов. В своем творчестве Искандер часто обращался к свой родине, к Абхазии, но писал исключительно по-русски. Он говорил, что русская культура - это его осознанный и однозначный выбор. Проза Искандера - явление многогранное, здесь переплетаются сказка, философия и даже фантастика.

(Видео: Телеканал РБК)

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Искандера Фазиля Абдуловича

Фазиль Абдулович Искандер − русский поэт и писатель.

Детство и юность

6 марта 1929 года в Сухуми родился писатель Фазиль Абдулович Искандер. Его отец по национальности был иранцем. Когда Фазилю было 9 лет, отца депортировали, и мальчик рос у родственников матери.

Фазиль Абдулович блестяще окончил школу, после чего стал студентом Московского библиотечного института. Далее будущий писатель начал обучение в Литературном институте.

Некоторое время Фазиль Абдулович сотрудничал с газетой «Брянский комсомолец», а также работал в абхазском филиале Госиздата.

Творчество

Первый сборник поэтических произведений вышел у Искандера в 1957 году. Спустя пять лет вышли два его произведения в издании «Юность». В 1979 году Искандер участвовал в сборнике произведений «Метрополь», который был издан в Америке. За эти несколько лет писателя не печатали в СССР. Публикация работ на родине Искандера началась только в 1984 году.

Фазиль Абдулович писал рассказы, повести, стихи и романы. Среди наиболее известных: «Кролики и удавы», «Молодость моря», «Зеленый дождь», «Доброта земли», «Запретный плод». Общественное признание получил рассказ «Софичка». Известны другие творения писателя: «Где зарыта собака» и «Ночной вагон», а также собрание сочинений в количестве десяти томов. Повести и рассказы писателя выпускались на всех языках Европы.

На основе произведений Искандера снималось множество кинокартин. Самой известной экранизацией стала кинокартина «Воры в законе».

Также было снято еще две картины на основе произведений писателя: «Пиры Валтасара» и «Созвездие Козлотура». В 1992 году выпустили кинокартину «Маленький гигант большого секса», где главную роль сыграл . Это была экранизация произведения «О, Марат!».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Общественно-политическая деятельность

Фазиль Искандер на протяжении десятилетий являлся активным авторитетом общества в отношении нравственности и морали. Писатель неоднократно заявлял о необходимости защиты малых народов, им написано множество писем, оправдывающих репрессированных писателей.

В 1989 году Фазиля Абдуловича избрали от оппозиционной партии в Верховный Совет СССР. Искандер долго боролся за должность, а победив, успешно работал депутатом до момента самороспуска структуры в 1991 году. Далее писатель не вел политическую деятельность.

Награды и достижения

Фазиль Абдулович являлся членом комиссии Союза писателей СССР, народным депутатом от Абхазской СССР, а также участником комиссии по Государственным премиям России и комиссии по правам человека.

Фазиль Абдулович с 1995 года являлся академиком РАЕН и Академии российского искусства. Также он был участником Независимой академии свободных искусств. Искандер имел звание почетного сотрудника Норвичского университета и члена Академии изящных искусств (Бавария).

Писателю вручалось несколько наград «За заслуги перед Отечеством» 3, 2 и 4 степеней, а также орден «Честь и слава» 1 степени. Он лауреат многих премий, например, Государственных премий России и СССР, премией «Триумф», а также памятным знаком РАН за вклад в развитие российской культуры.

В 2011 году писателю вручили премию по литературе «Ясная поляна» и премию России за сборник сочинений «Избранные произведения».

Фазиль Абдулович являлся старейшиной и уважаемым человеком в абхазской диаспоре Москвы.

В честь писателя названа планета. Банк Абхазии в 2009 году создал памятную монету из серии «Выдающиеся личности», которая посвящалась Искандеру.

Семья

Писатель 56 лет был женат на поэтессе Антонине Хлебниковой. У супругов родились дети: дочь и сын. В 2011 году супруги сообща выпустили сборник стихотворений «Снег и виноград».

Писатель скончался от сердечной недостаточности 31 июля 2016 года. Он погребен с почестями на Новодевичьем кладбище.

Сейчас, когда огромный ажиотаж вызывал выход очередного «Поттера», как уверяют рекламные материалы, «всколыхнувшего мир», есть другой повод вспомнить о литературе, к сожалению, печальный. 31 июля ушел из жизни Фазиль Абдулович Искандер, великолепный писатель, на книгах которого выросло не одно поколение мыслящих граждан нашей некогда единой великой страны. Его называют философом, потому что мысли, высказываемые его персонажами, слишком глубоки, чтобы укладываться в узкие рамки текущих реплик. Его считают поэтом - он писал волшебные стихи. Только лишь этого хватит, чтобы считать Фазиля Искандера великим человеком.

Печальное известие

Фазиль Искандер, как стало известно прессе, умер сегодня на своей даче в Переделкино. Семья сообщила «Интерфаксу» о смерти во сне, Life обладает информацией, что писателю стало нехорошо, и родные вызывали «Скорую помощь», но врачам не удалось его спасти. Искандеру было 87 лет, и проблемы со здоровьем, очевидно, были. По принятой градации, такая смерть считается скоропостижной, в отличие от формулировки «после продолжительной болезни», предполагающей долгие мучения. Как написал сам автор когда-то, в конце жизни сознание того, что человек всю жизнь трудился, успокаивает. Наверное, Фазиль Искандер если и не во сне умер, то спокойным был. Ему есть в чём отчитаться.

Чегем, детские годы

Почти всё детство будущего писателя прошло в абхазском селе Чегем, где он жил у родственников матери. Теперь этот небольшой населённый пункт известен миллионам читателей во всех подробностях, хотя абсолютное большинство из них в нём никогда не бывали. Сюда Фазиль Искандер «поселил» своего Сандро. События, разворачивающиеся на страницах тридцати двух сюжетно связанных новелл (не очень жёстко, можно и по отдельности читать), составляющих «плутовской роман» (так автор обозначил жанр), волновали весь Союз и даже многих зарубежных граждан, так как книга в полном объёме, не цензурированная, дважды выходила в США (изд. «Ардис», 1979, 1981 г.).

Сандро

Печатать Искандера массово начали в СССР только после начала горбачёвской перестройки, но отечественный читатель уже знал автора, главным образом по публикациям в «Юности» и «Новом мире».

Главным героем произведения стал знаменитый на весь район тамада дядя Сандро, которому за долгую жизнь довелось повидать много разного. Время, в которое разворачивается сюжет, охватывает почти столетие. В романе выдумано многое, в том числе даже целых два народа (эндурцы и кенгурцы), но присутствуют и вполне реальные исторические персонажи, такие как Сталин, Лакоба, Жордания и многие другие «портреты». Особый интерес вызывают рассказы о тридцатых годах, что, вероятно, и побудило советских цензоров «взяться за ножницы».

Мухус

В названии другого населённого пункта, часто встречающегося в произведениях Искандера, легко угадывается город Сухуми, где автор родился в 1929 году. Отец его до революции был иранским предпринимателем, собственником кирпичного завода, как ему удалось относительно благополучно прожить довольно долго в Стране Советов, остаётся лишь догадываться, но он женился на девушке из Чегема и растил сына. Однако продолжаться это долго не могло, в 1938 году Абдула Искандера выслали из СССР на родину, в Иран. Это был ещё не худший вариант развития событий, его не посадили и не расстреляли как шпиона, а просто депортировали, однако семьи своей он не видел больше никогда. Сам же маленький Фазиль прожил в Сухуми до десятилетнего возраста, а затем был отправлен в упомянутый Чегем, где учился в русскоязычной школе и очень старался, о чём свидетельствует золотая медаль.

Образование и начало творчества

После школы Фазиль Искандер учился в Москве, в Библиотечном институте, но с четвёртого курса перевёлся в Литературный им. А. Горького, он сразу понял, что в душе гуманитарий. Диплом получил в 1954 году, затем работал в редакциях местных периодических изданий в Курске и Брянске. Через два года «нелёгкие журналистские тропы» занесли его в родную Абхазию, где он и создавал свои произведения до начала 90-х годов, трудясь попутно в Госиздате ААССР. Первая вышедшая книга стала поэтическим сборником, называлась «Горные тропы» (1957), и этот старт дал возможность печататься в журнале «Юность», а это уже почти всесоюзная известность при всей скромности гонораров. К прозе Искандер обратился в 1962 году, будучи зрелым человеком в возрасте «за тридцать». Четырьмя годами позже в журнале «Новый мир», слывшем «ракетоносителем» всех советских литературных талантов, была опубликована повесть «Созвездие Козлотура», очень понравившаяся читателям. Это был успех. Фазиль Искандер стал знаменитым.

«Кролики и удавы»

Все персонажи Искандера изрекают афоризмы, но по философской насыщенности эта фантастическая сказка стоит даже в ряду его произведений особняком. В аллегорической манере легко читаются ассоциативные ряды с общечеловеческой действительностью, и даже наличие политического подтекста никак не влияет на степень злободневности повести-притчи. Мысли, высказанные в очень абстрактной манере, остаются вечными, они не зависят от времени и политического режима. Предательство, обещание «горошка», ложь во имя истины, разговоры о победе ради сокрытия правды и многое, многое другое, все эти приёмы слишком часто используются теми, кто хочет манипулировать людьми, в роли которых в этом произведении выступают извечные антагонисты, кролики и удавы. Читается эта сказка на одном дыхании. Правда, потом всё время хочется её, книгу эту, снять с полки и перечитать заново. И каждый раз находятся еще несколько мыслей, ранее незамеченных.

Экранизации

Произведения Искандера написаны столь живым языком, что все картины возникают в воображении и без помощи экрана. Очевидно, именно это их свойство побудило нескольких режиссёров снять фильмы по мотивам повестей, рассказов и романов, ставших уже у читателей культовыми. Картина «Балы Валтасара» стала большой удачей режиссёра Юрия Кары в 1989 году, в ней сыграли замечательные артисты, киногруппе удалось создать достоверную атмосферу 30-х. Очень неплохо удалась экранизация сатиричной повести «Созвездие Козлотура», снятая в том же году Мартиросом Фаносяном. В принципе, все киноработы, созданные на основе произведений Искандера, были заранее обречены на успех. Смотреть их всегда интересно. Но книги читать ещё увлекательнее. Возможно, потому, что необычайно живой слог автора даёт больше свободы для фантазии, чем плоский экран, запечатлевший режиссёрское видение.

Счастливая жизнь

Фазиль Искандер, судя по его постоянной улыбке, без которой мало какой его снимок обходится, прожил хорошую жизнь, счастливую и интересную. Ему удалось стать свободным, не будучи диссидентом, «пострадавшим за правду». Он всю жизнь занимался любимым делом, посвятил ему всего себя, у него была прекрасная семья - сын, дочь и понимающая жена Антонина, с которой они выпустили совместный поэтический сборник «Снег и виноград».

Признание и слава пришли при жизни, а это для автора очень важно. Были и многочисленные награды, ордена, государственные премии СССР и России и даже именная монета, отчеканенная в Абхазии в серии, посвящённой выдающимся людям родного края. И всё равно, даже сознавая удачливость его судьбы, терять такого человека тяжело и близким, и всей стране. Беря в руки книгу Фазиля Искандера, читатель знает, что ему предстоит беседа с мудрым и понимающим собеседником, с которым всегда есть о чём поговорить. И в этом смысле настоящий писатель обречён на вечность. Он жив, пока книги его читают.