Николай новый икона. Иконы эпохи Николая II

Святитель Николай Чудотворец.

Икона Николая Угодника.

Икона Николая Чудотворца (Угодника): значение

Любой народ, будь то славяне или мусульмане, почитает своих предков, святых и тех, кто, по старинным источникам, творил историю. Так, сегодня можно встретить самые разные символы и знаки, сделанные в честь одного из мудрецов, чудотворцев. Например, одной из по-настоящему достойных работ считается икона Николая Угодника. Она не только прекрасна, но и имеет огромное значение.

Кто такой Николай Угодник?

Давайте заглянем в историю. Николай Угодник - архиепископ, которого часто называли чудотворцем. Это значило, что святой человек был покровителем морей, путешественников, детей и купцов. В истории церкви он считался символом мощи, добра и справедливости. Родился святитель в Малой Азии. Это произошло в третьем веке нашей эры. Судьба Николая Угодника была тяжелая, и, по мнению многих, именно благодаря таким испытаниям его душа и тело избрали правильный жизненный путь.

Мальчишка родился в греческой колонии и с ранних лет был очень религиозным. С самого детства он посвятил свою жизнь христианству. Благодаря своим родителям Николай Угодник смог получить базовое образование. Мальчик обожал изучать Божественное Писание. Практически все время он находился в жилище Святого Духа, откуда не выходил днем. Ночью же Николай молился, читал и мысленно разговаривал с Богом. Интересным фактом является то, что после смерти родителей парень отдал всё свое наследство на благотворительность.

Начало деятельности святителя

Святой Николай Угодник служил церкви во времена правления римских императоров Диоклетиана, а также Максимиана. Эти два человека ненавидели христиан и издавали указы об их преследовании. В этот сложный период разрушались храмы, общины и другие учреждения. Но Николай Угодник всегда был на стороне народа. Его прозвали «защитником», так как он всегда отстаивал интересы невинно осужденных и оклеветанных людей.

Помимо этого, Николай часто молился за моряков, мысленно посылая им удачную погоду, защиту от пиратства и других невзгод. За всю жизнь святителя ему приписывали множество чудес и деяний. Архиепископ на Руси был самым почитаемым, как и во всем мире. Сегодня Николай Угодник (чудотворец) - символ защиты от болезней и советник в неудачах, который всегда поможет. Его мощь навсегда останется великой для русского народа.

Деяния чудотворца

Одним из самых ранних событий в молодости чудотворца было паломничество в Иерусалим. Святитель решился на такой шаг, потому что желал помочь и исполнить просьбы отчаявшихся путников. Некоторые утверждают, что молитвы Николая оживляли людей, придавали сил и уверенности, спасали от гибели. Следует отметить, что в молодости он пошел учиться в Александрию и в тот период своей жизни воскресил моряка, который упал с мачты.

Также существует легенда о том, как Святой Николай Угодник спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственных отец, так как считал, что это единственный способ расплатиться с долгами и выжить в столь тяжелое время. Когда святитель узнал о тяжкой судьбе юных дев, он пробрался к ним ночью домой и оставил мешочек с золотом для старшей из дочерей, которое и стало ее приданным. Ровно через 12 месяцев Николай повторил тоже самое, вот только в этот раз деньги он оставил средней из сестер. Каким-то образом их отец узнал о том, что Угодник помогает их семье, и решил отблагодарить его. Тогда мужчина спрятался в комнате младшей дочери и ожидал, когда придет Николай. По одной из версий, он все-таки увидел чудотворца, но тот не принял никаких благодарностей. Нельзя не отметить, что его считали ревностным воином церкви Христовой. Источники утверждают, что он испепелял идолов и языческие капища безжалостно.

Мощи Николая Чудотворца

За свою долгую жизнь Николай Угодник совершил немало отважных и благородных поступков. Некоторые считают, что именно за его заслуги Бог даровал ему долгие годы жизни, ведь и правда, чудотворец умер в очень пожилом возрасте. Сегодня мощи Николая Угодника хранятся в базилике Святого Николая (Бари), но не в полном составе. Так как часть из них находится в Турции, в храме Св. Николая. Это связано с тем, что якобы все мощи похитить не удалось. Поэтому получилось так, что они хранятся на совершенно разных территориях.

В честь великого святителя были возведены церкви и храмы в разных городах и странах. Предполагается, что моряки забрали некоторую часть мощей Николая и перевезли ее в Бари, но остальные фрагменты остались в могиле. Люди доставляли останки в Венецию, где и была возведена очередная церковь.

Возникновение праздника Св. Николая

Сегодня во многих городах и странах есть храм Николая Угодника, который может посетить любой желающий. И неудивительно, что люди с радостью идут в это место. Некоторые ищут поддержки, другие утешения, а третьи просто хотят поблагодарить святителя за оказанную помощь. Ведь с давних времен Николай Чудотворец считается покровителем обычных людей, невинных, оклеветанных, слабых.

В честь такого великого человека в наше время отмечается день Святого Николая. Как же люди пришли к этому? Все началось со дня перенесения мощей. В то время только жители Бари, которые имели честь хранить останки святителя, отмечали этот праздник. В других же странах его не считали подлинным и не воспринимали всерьез. Однако на землях великой Руси всегда почитали святителей, и слух о празднике Св. Николая распространился очень быстро. Православная церковь установила дату - 9 мая. С тех пор, а именно с 1087 года, люди отмечали праздник великого и почитаемого угодника Божьего.

На сегодняшний день праздник отмечают несколько раз в году. Но для представителей русского народа он ассоциируется с датой 19 декабря. Кроме того, этот день считается детским праздником, так как Николай приносит подарки своим маленьким друзьям под подушку (конечно, если они весь год вели себя хорошо).

Современные даты праздника

Итак, в наше время существует несколько дат праздника Святого Николая. Первая - это 6 (19) декабря. Ранее считалось, что это день смерти чудотворца, но сегодня это обычный детский праздник, который ассоциируется с конфетами и новыми игрушками, сказочным образом появившимися под подушкой ребенка. Вторая дата - это 9 (22) мая. Этот праздник отмечали с 1087 года, когда останки святителя прибыли в Бари. И, наконец, 29 июня (11 августа) - рождество Николая.
Священное место Николая Угодника в сердцах русского народа

На землях Российской империи всегда почитали имя чудотворца. Кроме того, не сокрылась от любопытных и верующих глаз икона Николая Угодника, которая очень много значила для каждого человека. Именно с этим связано огромное количество храмов и работ, которые были посвящены этому человеку. Вплоть до двадцатого века имя Николай было одним из самых популярных при наречении младенцев. Люди считали, что, называя мальчика, они подсознательно передают ему частичку святости и мужественности чудотворца.

Икона Николая Угодника

Уже не раз отмечалось, что люди любили Николая Угодника и боготворили, к нему обращались с просьбами о заступничестве. Неудивительно, что после его смерти они начали поклоняться иконе чудотворца. Для каждого славянина она имела большое значение. Но какой же смысл таила икона? Почему люди считали и продолжают думать, что она способна исцелять, помогать и оберегать?

Символом защиты, благородности и справедливости на Руси был Николай Угодник. Икона, значение которой не раз пытались охарактеризовать и объяснить, стала воплощением чудотворца после его смерти. К ней обращаются, когда нужна помощь, она на самом деле помогает верующим. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.

Значение иконы чудотворца

Икона Николая Угодника «работает» для каждого человека по-разному. Но существует теория о том, что же она все-таки значит. По мнению многих ученых, она является символом защиты народа. В этом-то и заключается ее значение. Считается, что икона способна исцелять, избавлять от недугов, творить настоящие чудеса и даже не важно, верующий человек или нет. Таким образом, значение расшифровать очень просто - талисман, который помогает людям. Конечно же, многие предпочитали поклоняться оригинальной иконе. Сегодня же образ святого можно приобрести во многих местах, но от этого влияние чудесной картины не уменьшится. Важно знать, что действие иконы становится в несколько раз сильнее, если произносить специальную молитву.

Молитва Николаю Угоднику

Издавна молитва перед иконой считалась гарантом защиты человека и людей, о которых он просит у изображения святого. Поэтому всегда рекомендуют произносить ее, чтобы действие было сильнее. На самом деле существует огромное множество молитв Николаю Угоднику. Человеку достаточно лишь выбрать ту, которая поможет достичь желаемого результата. Например, попросить о замужестве или защите, избавить от болезней или неприятностей и так далее. Но все же выделяют семь основных молитв, которые в силах выучить каждый человек. Тогда, произнося их перед иконой, он может быть уверен, что необычная сила защитит его и всех членов семьи, а также дом и родственников.

Икона Николая Угодника (Чудотворца) обладает магической силой. Она может не только выполнить просьбу человека, но и ответить на некоторые вопросы. Искренняя молитва наделена необъяснимой силой, способной исцелить, избавить от душевных или телесных заболеваний, а также стать просвещенным, соединиться в законном браке с любимым и позабыть о ссорах. Кроме этого, икона обладает энергией, которая решает жизненные проблемы, начиная с мелких и заканчивая крупными. Никакие иконы России, кроме тех, которые были посвящены Богородице, не занимали такое важное место в сердцах славянского народа, как изображение Николая Угодника.

Интересные факты

Каждому человеку может встретиться своя икона Николая Угодника. Это сопряжено с тем, что праздник отмечают в разные дни календаря. Таким образом, существует икона «Николы зимнего» и «Николы вешнего». Первый при этом изображался в епископской митре, а второй - с непокрытой головой. Поэтому не следует считать, что иконы разные, и люди на них также различаются. Нет, обе они имеют одинаковое значение и чудотворное влияние на людей.

Помимо прочего, Николай Угодник также является покровителем для православных цыган. Также интересным фактом является то, что для некоторых чудотворец является Санта-Клаусом. Все потому, что, согласно одной из легенд, когда Николай оставлял мешочки бедным девушкам, а их отец хотел его встретить и отблагодарить, он предугадал эту ситуацию и бросил золото в дымоход. Именно на этой истории и построен прообраз великого и щедрого Санты.

Также следует отметить, что в Рязанской епархии празднуется день Святого Николая. Это торжество отмечается поместно и в честь изображения чудотворца. У славян архиепископ часто ассоциируется с самим Богом. Он занимает важное место в сердцах верующих и всегда помогает им справиться с недугами и неудачами. В России живут представители буддийского народа - буряты. Они отождествляют Николая Угодника с божеством процветания и долголетия. Калмыки, в свою очередь, включили чудотворца в пантеон духов-хозяев Каспийского моря.

Святитель Николай

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому доказательства, ведь своими историями делятся простые люди, которые молились изображению чудотворца. Так, например, поместив икону в машину, многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного происшествия. Другие делятся впечатлениями о силе исцеления. Многим женщинам изображение святителя помогло обрести любовь и счастье. Святитель Николай Угодник (икона, значение которой трактуется как оберег, символ защиты, благодати и так далее) впервые был изображен примерно в 1325 году.

Место для «беседы» со святым

Наконец, хотелось бы отметить, что существует место, в котором всегда можно помолиться и «поговорить с чудотворцем» - это часовня Николая Угодника. Но просить помощи у святого можно и дома, перед его ликом либо же без иконы. Главное, необходимо это делать с благими намерениями, чистой душой и искренностью.

Молитва

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона святого Николая Чудотворца.

Николай Чудотворец известен как покровитель всех, кто постоянно в пути, - летчиков, рыбаков, путешественников и мореплавателей, является наиболее почитаемым во всем мире святым. Кроме того, он является заступником тех, кого несправедливо обидели. Он покровительствует детям, женщинам, невинно осужденным и нищим. Иконы с его изображением являются наиболее распространенными в современных православных храмах.

Икона Николая чудотворца

Среди многочисленных икон святых в Православии одним из самых любимых и почитаемых верующими является образ Николы Угодника. На Руси после Богоматери это самый почитаемый святой. Почти в каждом российском городе существует Никольский храм, а икона Николая Чудотворца есть в каждой православной церкви в одном пределе с образами Богоматери.

На Руси почитание святого начинается со времени принятия христианства, он является покровителем русского народа. Нередко в иконописи его изображали от Христа по левую руку, а по правую - Богоматерь.

Святой Николай Угодник жил в 4 веке. С юных лет служил Богу, позднее стал священником, а затем - архиепископом Ликийского города Миры. При жизни это был великий пастырь, который давал утешение всем скорбящим и приводил к истине заблудших.

Молитва перед иконой Николая Угодника защищает от всех напастей и помогает при решении всяких проблем. Образ Николая Чудотворца охраняет путешествующих по суше и по морю, защищает невинно осужденных, тех, кому грозит напрасная смерть.

Молитва Святителю Николаю исцеляет от болезней, помогает в просвещении ума, в благополучном замужестве дочерей, в прекращении междоусобиц в семье, между соседями, военных конфликтов. Святитель Николай Мирликийский помогает в исполнении желаний: недаром он явился прообразом Деда Мороза, исполняющего рождественские пожелания.

День памяти Николы Угодника отмечается трижды в году: 22 мая вешний Никола (перенесение мощей святого в г. Бари в Италии во избежание их осквернения турками), 11 августа и 19 декабря - зимний Никола.

Первое известное изображение угодника Божьего Святителя Николая Чудотворца встречается в XI веке, в виде фрески. На ней Николай изображен в полный рост, с благословляющей десницей и евангелием в левой руке.

Существует прижизненное изображение Николая Чудотворца, автор иконы неизвестен. Икона находится в Базилике св. Николая в г. Бари, Италия.

Основные иконографические образы Святителя Николая

Поясной
Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и евангелием, открытым или закрытым, в левой руке.

В полный рост

Святой изображен в полный рост, с благословляющей правой рукой и закрытым евангелием в левой руке. Чаще изображается вместе с другими Святыми, которые написаны также в полный рост.

Никола Можайский

Николай Чудотворц изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ "Можайским" в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске.

Житийные иконы

Существуют образы Николая Чудотворца с 12, 14, 20 и 24-мя клеймами. Клеймы на иконах в основном описывают следующие события из жития Святого

Также существуют иконографические образы: Богоматерь Знамение с избранными святыми, Рождество Николы, Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир в Бари.


Этот прославленный и непобедимый воин Христов Николай происходил с Востока. Плотью рожденный от благородных и благочестивых родителей, душой же он оказался мужем благороднейшим и предивнейшим.

С детского возраста Николай был весьма умен и рассудителен. Он не общался с беспечными юношами, которые увлекались смехом и разными остротами, не сквернословил и не занимался болтовней, как это свойственно молодым, но любил общаться с людьми рассудительными и старцами, дабы внимать их душеполезным и нужным словам и собеседовать им. Когда же он вырос, то благодаря мужеству и отваге был отдан в армию, где преуспел в военном деле настолько, что не раз совершал подвиги, а потому прославился и стал знаменитым.

Тем временем император, услышав о его доброй славе и узнав от многих людей, что Николай был не только искусным оратором, но и достойным советником, другого такого не сыщешь, вызвал его в царский дворец и, поговорив с ним, весьма обрадовался, увидев, что сей муж имел ум, благоразумие и рассуждение. Поэтому он наградил его званием дуки, выделил провинцию и подчиненных воинов, как и надлежало. Николай же, получив это звание и став правителем, ежедневно упражнял своих солдат, объясняя им воинское искусство, ибо этого от него требовало возложенное на него звание. В особенности он наставлял их в делах христианской жизни и порядка, учил их молиться и призывать Владыку Христа, чтобы Тот дал им силу в сражении с врагом на поле боя. Он часто рассказывал им о подвигах и победах древних воинов, о том, как они воевали и побеждали, как завоевывали многие крепости и города. Но наиболее усердно учил самому необходимому - иметь страх Божий и непрестанное памятование о Нем, никогда не обижать ни богатого, ни бедного. Поэтому о воинах Николая, где бы они ни оказывались, никто и никогда не говорил, что они кому-то нанесли обиду или причинили ущерб.

В то время, то есть в VIII веке, около 720 года, часть Фессалии отделилась и не хотела подчиняться константинопольскому императору-иконоборцу Льву Исавру, который властвовал на Востоке. Фессалийцы же пошли к границам Македонии, занимаясь грабежами и захватывая многих в плен. Тогда император разослал по всему Востоку указ, и пришли топархи с войсками, среди которых был и наш Николай со своими подчиненными. Он направился в Фессалоники, и в завязавшемся бою победил фессалоникийцев, заставив их повиноваться. Они, в свою очередь, дали слово платить положенную дань, как и прежде.

Покинув Фессалоники, он направился в Ларису. Тогда это была мощная и величественная крепость, прекрасная и охраняемая башнями-укреплениями. Поэтому воины Николая не смогли ее покорить, но, более того, – сами были побеждены, ибо жители Ларисы мужественно сражались и многих воинов убили. Николай, видя, что ромеи изнемогают, а враги одерживают верх, размышлял так: вот наши люди побеждены, а если и я погибну, как погибли эти несчастные, напрасно на войне, то что толку мне от моей временной почести дуки, от моего тленного звания? Лучше жить простым человеком, чем командовать столькими воинами и принять бесчестную кончину. Что за цена моему телу, какая польза моей душе, коль так безвременно окончится моя жизнь? Лучше я уйду в некое пустынное место и стану оплакивать свои прегрешения. И может быть, тогда получу у Бога прощение в час судный.

Так рассудив, он оставил своих воинов, предоставив им идти, куда они хотят, и направился в Вунену (Вунена – это гора в Фессалии, иначе именуемая Отрис), где рос высокий лес и в густых зарослях были кельи, в которых жили отшельники и добродетельные подвижники. Увидев их, Николай возблагодарил Господа, Который просветил его и привел в это душеспасительное место. Там он и остался, подвизаясь вместе с ними и работая в добродетели по Бозе. А те дивные подвижники, видя рвение его души, видя, сколь усердно он подвизался в посте, молитве и всенощном бдении, возлюбили его в Боге и в частых беседах с ним побуждали его к еще большему преуспеянию в добродетели, рассказывая душеполезные истории. Так ежедневно слушая эти наставления, он, как мог, радел о подвиге монашеского жительства, и все восхищались им, в душе помышляя, не превзойдет ли этот юноша их в подвиге.

Лукавый же диавол, видя их дивное и достохвальное житие по Бозе, не смог, треокаянный, стерпеть это, имея обыкновение всегда препятствовать добру и искушать добродетельных людей. Поэтому он воздвиг безбожных аваров, и они принялись грабить западные земли, попирая крепости и страны, и многих уводя в плен. Когда они пришли в Ларису, то за несколько дней захватили ее и покорили все ее окрестности, начиная от Димитриады, то есть Волоса, до Фарсалы и Элассона и их окрестностей. Захватчики так унижали их жителей, что стали притеснять веру и принуждали отречься от Владыки Христа, единого истинного Бога, и поклоняться непотребным идолам. И многих из тех, кто не захотел отступить от своего благочестия, но претерпел различные наказания и тысячи мучений ради любви к сладчайшему Христу, они умертвили. Те боголюбцы временными мучениями унаследовали вечное ликование и неизреченную радость в Царствии Небесном.

Когда же все это происходило, святой Николай подвизался в Вуненском скиту вместе с товарищами, имена которых Григорий Армодий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантолей, Емилиан и Навудий. Однажды ночью они молились, и явился им Ангел Господень, и сказал: «Будьте готовы и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное». Сказав это, он стал невидим. А отшельники, услышав это радостное благовестие, возрадовались и подвизались еще усерднее, упражняясь в посте и молитве, дабы удостоиться небесного блаженства. Несколько дней спустя кровожадные варвары авары узнали, что на Вуненской горе живут подвижники, постясь и молясь непрестанно Господу днем и ночью. Авары вооружились и отправились, чтобы убить иноков.

Святой же Николай утешал братьев и сподвижников, говоря: «Да не устрашимся, братья, временной смерти и ничуть ее не убоимся, ибо настал час проявить мужество и через это малое краткое наказание унаследовать постоянное ликование и упокоение вечное». Когда эти и другие слова произносил святой для укрепления братии, пришли кровожадные люди и словно дикие звери схватили святых и нещадно и безжалостно мучили их крюками, шестами и разными другими орудиями пыток. Однако блаженные подвижники мужественно и доблестно претерпевали все пытки и не отступили от веры. Тогда варвары обезглавили их, предав временной смерти, а вместе с тем – жизни вечной и Царствию Небесному.

Видя прекраснейший возраст святого Николая, его разум и мужество, они не стали его пытать, но словами, хитростью и лестью принуждали к нечестию в надежде, безумные и безрассудные, склонить его на свою сквернейшую сторону. Однако тщетно они старались и безумное помышляли, ибо ни в чем не смогли поколебать его веры, а на их хитрость он рассудительно отвечал:

«Я не малое дитя, чтобы вы обманули меня чем-то неизвестным и заставили отказаться от истинного Бога, моего Творца и благодетеля, и поклониться глухим и бездушным идолам. Но как с самого начала я был благочестивым православным христианином, так и хочу им оставаться, и так предам мою душу в пречистые руки Господа нашего Иисуса Христа, которому как истинному Богу и Спасу моему поклоняюсь и служу. И если враг моего Иисуса принуждает меня отречься от Него, то ради любви к Нему я хочу пролить кровь мою. А ваших богов я поношу и считаю за бездушные камни и бесчувственные деревяшки». Услышали безбожные варвары оскорбления и обвинения в адрес своих богов и весьма прогневались и стали жестоко бить его.

Через некоторое время они вновь принялись за уговоры: «Николай, не теряй своего мужества и своей красоты понапрасну. Твой Христос не хочет тебе помогать. Сделай только то, что мы тебе говорим, стань нашим сообщником и единомышленником и тогда ты не лишишься сей сладчайшей жизни. А если будешь пренебрегать нашими словами, то мы предадим тебя многим страшным мучениям». На это святой отвечал: «То, чем вы меня устрашаете, я жажду получить, потому что если вы лишите меня этой напрасной и временной жизни, то даруете мне жизнь бесконечную и Царствие Небесное, где я, присно спрославляемый с моим Христом, буду наслаждаться радостью неизреченной и неизглаголанным весельем и ликованием в раю».

Тогда они поняли, что не смогут поколебать его твердой веры, и решили предать его жестокой и мучительной смерти. Поэтому били его до тех пор, пока земля не побагровела от его святой крови. Два или три раза менялись бичевавшие, но святой держался доблестно, молясь: «Терпя потерпех Господа» (Пс. 39). Он столь мужественно переносил мучения, что казалось, будто вместо него кто-то другой претерпевал их. После этого, привязав его к дереву, они стреляли в него из лука и, взяв его копье, метали в него. И множество других мучений причинили ему, заставляя отречься от Христа и поклониться идолам. Он же бесстрашно смеялся над ними: «Вы, звероподобные и бесчеловечные, имеющие одно обличье человека, ума же не имеющие, присущего человеку, вы надеетесь, что этими мучениями разлучите меня от любви Христа моего. Но сколько зла вы мне причиняете, столько венцов мне сплетаете. А Христос, мой помощник, стоит рядом и облегчает мои страдания. Поэтому ни боли, ни мучений я не чувствую». Услышав это, варвары отчаялись. Они поняли, что не смогут переубедить мученика, даже если подвергнут еще тысяче других пыток, и усекли его святую главу 9 мая.

Блаженная и светлая же душа мученика вознеслась в небесные обители, а светлые Ангелы соликовали и пели вместе с ней. А святое и всечестное тело его оставалось на той горе непогребенным и пребывало в забвении. Но по благодати великодаровитого и всемогущего Бога Ангелы Божии сохраняли его невредимым и нетленным до тех пор, когда Бог, достойно почитающий всех верующих в Него и не отрицающихся Его святого имени, чудесным образом явил сие драгоценное сокровище. Ведь тех, кто прославил Его на земле и подвизался за Его святое и препетое имя, Всеблагой Господь Сам почтил и воздал им обильно, соделав их сынами и наследниками Своего Царствия. И не только на небесах Он воздает им сторицею награду за их труды, но и здесь на земле посылает им благодать и силу творить чудеса, прославляемым людьми и на собственном примере побуждающим других к совершению добрых дел и подражанию Христу. Таким был преподобномученик Николай, снискавший за свои чудотворения почитание среди всех христиан и прославляемый как имеющий великое дерзновение перед Всеблагим Богом. Из многих его чудес выслушайте рассказ об одном. По нему вы сможете судить и об остальных, ибо по части познается целое.

В той провинции Востока, где родился и вырос преподобномученик и целитель Николай, был один очень богатый правитель. С ним приключилась страшная болезнь проказа, которая долгое время снедала и изнуряла его плоть. Он истратил на врачей огромные средства, и всё без пользы. Чем больше он тратил, тем сильнее прогрессировала болезнь, причиняя ему неутешную скорбь. И вот, однажды ночью, когда он спал, ему во сне является святой и говорит: «Зачем ты расточаешь и тратишь свое богатство понапрасну? Ступай в окрестности Ларисы и спроси, где находится гора Вунена. Там исследуй хорошо местность и возле источника отыщи мои мощи, которые принесут тебе исцеление от твоей ужасной болезни». Утром, когда рассвело, больной поднялся с одра и тотчас, даже не оставив никаких распоряжений по дому, отправился к пристани, где отыскав корабль, отправился в Ларису.

Прибыв на то место, о котором сказал ему святой, он обнаружил источник с чистой и сладчайшей водой и возрадовался. Затем он тщательно исследовал место. Это оказалось весьма трудно из-за того, что лес был огромным и густым. С Божией помощью он обрел всечестные мощи мученика на расстоянии пятнадцати шагов от источника. Они чудесным образом сохранились за столькие годы целыми и нетленными и источали благоухание. Тогда правитель прежде умылся в источнике, а затем с благоговением и верой облобызал святые мощи, и, – о, чудо! – тотчас избавился от своего недуга, который исчез словно мрак от света. Он в один миг сделался совершенно здоровым, и никаких следов болезни не осталось на его теле. Чтобы не оказаться неблагодарным за это великое благодеяние, он расчистил то место, где обрел святое сокровище, и воздвиг на нем церковь во имя святого. Посреди этой церкви и находится источающий чудеса гроб этого Божия преподобномученика.

В округе есть разные села, в одном из них, в Джапазларе, хранится священный образ святого, который в день его памяти переносят в эту церковь, празднуя ежегодное празднество, на которое собираются многие тысячи христиан.

Итак, правитель вернулся домой, прославляя Бога и воссылая благодарность святому. Он привез с собой небольшую частицу мощей святого и землю с того места, и те, кто прикладывались к ним, исцелялись от всякого недуга.

И не только это чудо совершил святой угодник Божий, преподобномученик Николай, но и многие другие, достойные повествования. Ибо тот исцеленный правитель повсюду объявил о чуде, и молва разнеслась не только по всему Востоку, но дошла и до Запада. И из разных мест стекались люди, имевшие недуги, и тотчас получали исцеление по вере, которую каждый из них имел к Богу, и по благоговению, которое питал к мученику.

А святой не только тогда совершал чудеса, но и сейчас творит великие дела для тех, кто всем сердцем верует во Христа и горячо благоговеет перед святым мучеником и богоугодно празднует его память с песнопениями и псалмопениями, умиленно и смиренно.

Здесь надо сказать, что на острове, именуемом Андрос, находится монастырь святителя Николая Мирликийского. В этой досточтимой обители как некое многоценное сокровище хранится честная глава преподобномученика Николая Нового, которую отцы обители неоднократно привозили в Константинополь, поскольку там, во Влах-сарае было подворье упомянутого монастыря. И повсюду, куда бы они ни привозили мощи для поклонения, всюду совершались бесчисленные чудеса.

Каждый год, в день его памяти 9 мая, из дерева, на котором его убили турки, выступает его жидкая кровь. Сейчас это дерево находится на частной территории недалеко от г. Ларисы. Монахи монастыря св.Николая с трепетом собирают эту кровь и привозят её в монастырь. Эту величайшую святыню они раздают всем страждущим. Заметили, что от этой святыни люди исцеляются от раковых заболеваний.

19-го июля 2018 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Иконы эпохи Николая II». Выставка приурочена к 100-летию трагической гибели семьи императора Николая II. В экспозиции представлены работы, созданные на протяжении 22 лет правления последнего русского императора из Русской Православной Старообрядческой церкви, Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана, фонда апостола Андрея Первозванного, частного Музея русской иконы, из личных коллекций. В их числе, икона Святая мученица царица Александра, складень с изображением равноапостольной княгини Ольги, подаренный царской семье гражданами Царского Села по случаю рождения в ней первого ребенка.

Привлекает внимание образ из мастерской В.П. Гурьянова, поставщика двора Его Императорского Величества, созданный в 1916 году для великой княгини Елизаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве. Уникальным экспонатом является «Созвездие Цесаревича» – последнее пасхальное яйцо Фаберже для Императорского дома. На нем изображена точная карта созвездий, находившихся над горизонтом в момент рождения цесаревича Алексия.

На рубеже XIX-XX столетий достигла высшего расцвета деятельность знаменитых иконописных и ювелирных мастерских М.И. Дикарева, О.Ф. Курлюкова, Ф.Я. Мишукова, П.И. Оловянишникова, Д.Л. Смирнова, Фаберже, И.П. Хлебникова, И.С. Чирикова и их наследников. На выставке представлены экспонаты с авторскими подписями или фирменными клеймами мастерских.

Царский манифест 1905 года о веротерпимости дал новый творческий импульс старообрядческим иконописцам, с чьей деятельностью связаны масштабные реставрационные проекты второй половины XIX – начала ХХ века, представившие обществу уникальность художественного языка древнерусской иконы. На выставке можно посмотреть редкие иконописные образы: «Великомученик Прокопий и праведный Иов Многострадальный» с изображением Рогожской слободы, «Богоматерь на престоле, с пророками Давидом и Соломоном» из старообрядческой Успенской церкви на Апухтинке в Москве.

Особого внимания заслуживает мемориальный образ «Благоверные князья Федор, Давид и Константин Ярославские», выполненный в 1911 году для архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (Белавина) – будущего патриарха Московского и Всея Руси.

В последние годы царствования Николая II появились новые иконографические сюжеты, связанные с военными и революционными событиями. На иконе «Святитель Николай Чудотворец, с апостолами Петром и Павлом» – изображение броненосца Петропавловск 1-й Тихоокеанской эскадры, подорвавшегося на мине 31 марта 1904 года вблизи Порт-Артура. На корабле погибли командующий эскадрой адмирал С.О. Макаров и художник В.В. Верещагин.

В годы Первой мировой войны получает широкое распространение иконография Богоматери Августовской (Явление Богоматери русским воинам в Августовских лесах). С событиями Октябрьского переворота и Гражданской войны связан образ святителя Николая Чудотворца (Никола Раненый).

Выставка показывает стилистическое разнообразие и активные поиски новых форм в русской иконописи, отражающие духовные и эстетические запросы «эпохи перемен» в годы царствования Николая II.

Святые покровители носящих имя Николай

Святой Николай Чудотворец
День памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца, или, как его издревле зовут в России, Николы Угодника, совершается трижды в году – 9/22 мая, как еще говорят в народе, Никола вешний, 29 июля/11 августа и 6 /19 декабря, иначе – Никола зимний. Празднование иконы Святителя Николая Мирликийского в мае – Никола вешний – установлено в память о перенесении чудотворных мощей святого из Мир Ликийских в итальянский город Бар (ныне Бари), где до 1087 года помещалась гробница с останками святого во избежание осквернения святыни турками.
Имя святителя Николая, прославлено неисчерпаемым поистине списком изумительных избавлений, исцелений и других чудес, которые перечислить все просто невозможно. И сейчас горячие молитвы к святому Николаю Чудотворцу помогают верующим решить многие свои проблемы, неразрешимые обычными, земными способами.
Николай (Велимирович), Охридский и Жичский, Сербский, епископ


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 апреля/3 мая.

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский - уникальная фигура в современном Православии. Как у многих избранных Богом, в его жизни даже даты его биографии отмечены особым знаком промысла Божия. День его рождения приходится на день памяти святителя Наума Охридского, который был учеником святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Никола Велимирович родился в 1880 году в многодетной крестьянской семье в сербском селе Лелич. Мальчик с ранних лет тяготел к знанию, и родители, видя это, стремились дать ему максимально хорошее образование. В результате он получил блестящее европейское образование теолога и философа со знанием всех ведущих европейских языков, в Берне, а затем в Оксфорде, после чего начал карьеру преподавателя в Белградской семинарии. Но тут он внезапно и тяжело заболел. Тогда он понял, что боязнь дана ему неспроста, это знак свыше, и дал слово, что если выздоровеет, то посвятит свою жизнь Господу. Вскоре так же, как скоропостижно заболел, он быстро выздоровел и для исполнения данного им во время болезни обета поспешил в обитель Раковица недалеко от Белграда, где принял монашеский постриг.

После этого он уехал учиться в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, куда поступал как обычный семинарист, из скромности скрыв свое серьезное прежнее образование. Учился он, как всегда, блестяще. Видя усердие и незаурядное дарование молодого студента, Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) испросил для Николая (Велимировича) у Росийскогоо правительства разрешение на путешествие по святым местам России. Так Россия стала для молодого священника, можно сказать, второй Родиной.

Иеромонах Николай (Велимирович) был рукоположен в сан епископа Охридского в 1920 году. Охрид, центральный город епархии, располагается доныне в Македонии, на берегу Охридского озера. В своей епархии Владыка Николай очень внимательно следил за духовной ее жизнью. Часто ездил, проповедовал, следил за восстановлением монастырей после I Мировой войны, основывал сиротские приюты, не опускал нарушения чистоты веры.
Когда в Сербии начало формировать свои организации сектантство, епископ Охридский создал Православное народное движение, объединяя в нем крестьянское население, более подверженное влиянию сектантов, и вел разнообразную просветительскую деятельность. В том числе ему принадлежат духовные песни - религиозные тексты, положенные на народные мелодии, которые пелись тогда, и не утрачены в Сербии по сей день.
В 1932 году Охридской епархией Сербской Православной Церкви начал издаваться журнал «Письма миссионера», где Николай Охридский избрал для своих проповедей эпистолярный жанр - письма пастыря к пастве. Позже на основе статей святитель Николай издал книгу с одноименным названием.

С начала II Мировой войны сербы приняли сторону СССР, хорваты оказались на стороне Гитлера. По приказу фюрера, который стремился лишить сербов духовных лидеров, отправил в концлагерь Дахау епископа Николая (Велимировича) и Патриарха Сербского Гавриила, где они провели два тяжких года, но и там они добрым, но твердым пастырским словом поддерживали духовные силы заключенных в земном аду концлагеря.

После войны святитель Николай вновь занимался восстановлением разрушенных обителей, вновь собирал новых насельников и насельниц на место тех, кого отняла война. Однако сам в Югославии проживать не мог - страна стала на путь атеизма, как и большинство стран социалистического лагеря.

Он уехал в эмиграцию в Европу, жил в Англии, откуда выехал в Америку, где последние годы жизни, отданные миссионерству и литературным трудам, а также материальной поддержке сербских монастырей и церквей, провел в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания.

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский мирно скончался 18 марта 1956 году на молитве ко Господу. В 1991 году святые мощи Владыки были перенесены на его малую родину, в церковь села Лелич. Вся жизнь его - ярчайший образец смирения, добродетели и преданности избранному им по воле Бога пути просветителя и неустанного проповедника словом и делом Православной веры везде, куда бы ни приводила удивительная судьба нашего святого современника.

Николай (Кавасила), праведный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 июня/3 июля.

Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 27 июля/9 августа.

Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский († 1392), родился в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы "от человек", начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки.

Блаженный Николай и другой новгородский юродивый блаженный Феодор (память 19 января) вели себя как непримиримые враги и тем самым наглядно показывали новгородцам пагубность их междоусобной распри. Однажды, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай пошел по Волхову, как по суше, и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым.

Блаженного Николая прославил Господь даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с одного званного пира, он ушел, но вместе с ним исчезло вино из бочек, и только по возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь. По кончине блаженный Николай был погребен в конце кладбища, расположенного вокруг Яковлевского собора. Мощи блаженного Николая почивают под спудом в построенной над его могилой церкви великомученика Пантелеимона.

Николай Псковский, Саллос (Блаженный) Христа ради юродивый


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 28 февраля/13 марта.

Святой Николай был родом из Пскова. В народе его называли «Микула Салос», что по-гречески означает «блаженный Николай». Проживал он при местном соборе, в любую погоду ходил в ветхой одежде, молился за всех встречных. Производя внешне впечатление безумного, он, безусловно, обладал чистою душой и разумом духовным.

В 1570 году блаженный Николай фактически спас свой город от разгрома. В то время царь Иоанн Грозный, после разорения опального Новгорода двинулся с тем же намерением на Псков. Горожане, плача и молясь, готовились встречать царя. Они встали на коленях у ворот своих домов с хлебом-солью в руках. А юродивый Николай выскочил навстречу царю и предложил ему кусок мяса. Царь отказался, ссылаясь на пост. Тогда блаженный указал ему на то, что царь совершает в пост дела пострашнее, занимаясь грабежом и проливая невинную христианскую кровь. Громко обличая Иоанна Грозного, Николай Псковский предупредил его о несчастии, если тот не покинет город по-хорошему. Царь удивился, но все же решил начать разорение Пскова. И в тот же день умер его любимый конь. Иоанн вспомнил пророчество блаженного Николая и, страшась дальнейших бед, бежал из Пскова.

Святой Николай Псковский почитался в городе как провидец и чудотворцем. Псковичи так полюбили его, что когда он скончался в 1576 году, его захоронили в Псковском кафедральном соборе, где хоронили лишь епископов и князей.

Николай Севастийский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 9/22 марта.

Святой Николай - один из сорока Севастийских мучеников, чья память в Православной Церкви чтится особо, в день их памяти даже облегчается Великий пост - самый строгий из всех существующих. Сорок воинов-христиан римского войска пострадали за Господа около 320 года в городе Севастии. Несмотря на подписанный Константином Великим закон о свободе вероисповедания, его наместники в провинциях продолжали гонения на христиан. Так и военачальник этого войска, узнав, что в рядах есть христиане, начал принуждать их принести жертву языческим идолам. Когда стало понятно, что вера их крепка, военачальник приказал отвести христиан к озеру, раздеть и поставить на всю ночь в воду. Стояла зима, мучение было невыносимым, а на берегу для большего соблазна была затоплена баня для тех, кто отречется от Христа. Всю ночь воины самоотверженно простояли в ледяной воде, подбадривая друг друга, согреваясь лишь священными гимнами Богу.

К утру один из воинов не выдержал и бросился к теплой бане, но упал мертвым на ее пороге, а от оставшихся в воде начало исходить чудесное сияние. Сторож, стоявший на берегу, увидев такое чудо, уверовал в Господа Иисуса Христа и заменил собой отступившего воина. Их опять стало сорок. Пришедший чуть позже военачальник, увидев, что все его старания напрасны, никто перед лицом пытки не отрекся от своей веры, все мученики живы и даже бодры, приказал их сжечь, а останки выбросить в реку.

Через три дня сорок мучеников Севастийских явились Петру, епископу Севастийскому и поведали о своем подвиге. Петр собрал их останки и с честью похоронил.

Николай Славянин, схимонах


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 24 декабря/6 января.

Святой Николай Славянин жил в IX веке, был византийским солдатом, исповедовал христианскую веру. Как-то накануне боя ему было послано искушение в лице блудной женщины, но он решительно отверг ее домогательства, считая, что порок несовместим с его верой во Христа. После битвы он один из отряда остался в живых и обратился к Богу с благодарением. И ему было послано откровение о том, жизнь подарена ему за победу над искушением. Спасенный Николай ушел из армии в монастырь, стал схимонахом и до конца дней молился о прощении грехов погибшим в боях. Прославился как прозорливец.

Николай Студийский, игумен, исповедник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 4/17 февраля.

Николай Японский, равноапостольный, архиепископ


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 3/16 февраля.

Святитель Николай Японский (в миру Иван Касаткин) жил в России в XIX веке. Родился он в 1936 году в Смоленской губернии в семье деревенского диакона. В нем рано обнаружились не только пристрастие к духовным книгам, но и редкий проповеднический дар. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, юноша успешно прошел путь духовного училища, семинарии в Смоленске и затем духовной академии в Санкт-Петербурге. После окончания в 1960 году он принял постриг и был посвящен в сан иеромонаха. Ректор академии, епископ Нектарий, напутствуя своего лучшего выпускника на будущее служение, предсказал ему крест подвижника и труды апостольские.

В этом же году святитель Николай по собственному выбору уехал в Японию, став настоятелем храма города Хакодате. В начале служения в его общине насчитывалось всего около 20 человек. Несколько лет проповедник упорно изучал язык и традиции этой страны. Через 8 лет он уже бегло говорил на японском и английском языках, получил сан архимандрита и стал начальником Российской Духовной Миссии в Японии. Еще через несколько лет при Миссии в Токио были открыты 4 училища, стал издаваться духовный вестник и книги духовно-нравственного содержания на японском языке. За столь значимые результаты работы Миссии Николай Японский был возведен в сан епископа Токийского, а позже - архиепископа.

Тяжелые испытания перенес святитель во времена русско-японской войны в 1905 году. Проявляя мудрость и такт в отношениях с властями, он смог помочь многим русским военнопленным. К 1911 году численность его паствы составляла 33 тысячи человек, а в его епархии трудилось 266 православных общин.

Преподобный Николай Японский мирно почил в 1912 году. Через полвека после его кончины было принято решение причислить этого выдающегося духовного просветителя к лику святых с именованием «равноапостольный».

Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола - защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.

Иконы Николая Чудотворца показывают нам самого святого, его жизненный путь, сотворенные чудеса. Ещё при жизни Господь выделили этого человека как благочестивого христианина, полностью посвятившего свою жизнь служению Всевышнему. После смерти тело Николая стало мощами. Сам же он причислен к святым.

Интересно и полезно знать об иконах Николая Чудотворца. Это поможет выбрать близкий душе образ, чтобы обращаться перед ним в молитве к святому.

Краткая история жизни

Ещё ребёнком Николай проявлял тягу к богослужению. Он днями не выходил из церкви, изучал литературу, молился. Стремление отдать себя христианству заметил в мальчике его дядя, священник местной церкви. Он взял Николу сначала чтецом, а потом назначил священником.

После смерти родителей Угодник унаследовал крупное по тогдашним меркам состояние. Он все раздал бедным, а сам ушел в монастырь, чтобы дни проводить в общении с Господом. Но ему было видение: Всевышний сказал уйти из обители, служить ему по-другому - молясь, помогая слабым, проповедуя, защищая свою веру. Естественно, Николай повиновался.

Даже краткое описание жизни, личности епископа Мирликийского дает понять, что Господь покровительствовал Николаю. Он всегда внимал его молитвам, даровал тем, о ком он просит, спасение, излечение. Самый известный случай - воскрешение моряка, который сорвался с высокой мачты.

Иконографические типы

Типы иконописи образа имеют разный смысл, по-разному показывают Николая. Два основных способа изображения Чудотворца - поясной и ростовой. Каждый из них имеет свои подвиды, которые сформировались в те или иные времена. Чаще всего одной рукой святой держит священное писание, а другой благословляет. Традиционно Николая изображают с закрытым Евангелием. Менее распространены образы, на которых книга открыта, а рука застыла не в благословляющем жесте. Его трактуют, как указание на Евангелие или как жест речи. Впервые такие изображения появились к концу XIII века.

Никейское чудо

Часто встречаются образы с поясными фигурами Христа и Божией матери наверху. Они повествуют нам о Никейском чуде. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке, то есть незадолго после крещения Руси. Описание самого чуда содержит некнижная редакция «Жития Николы», датируемая XV–XVI веками.

В 325 году царь Константин собрал всех священнослужителей страны, чтобы они обсудили учения Ария. Последний утверждал, что Иисус не единосущен Отцу, но сотворенный им. Подобное учение - еретическое, ложное Разделение сущностей Спасителя и Бога очень похоже на язычество. Во время споров Никола ударил Ария по щеке. Было ли это на самом деле так, никто не знает. Некоторые ученые говорят, что Угодника вовсе не было в Никее. Но доподлинно известно, что произошел суд, который лишил Николая епископского сана и воли.

После этого случая многим высокопоставленным духовным чинам было видение: сам Господь вручает Евангелие Чудотворцу, а Дева Мария надевает на него омофор (епископский атрибут). Впоследствии решение суда было отменено, Николаю вернули полномочия.

Никола Зарайский

Ростовые иконы Чудотворца - одни из самых древних. На них он также держит закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. На Руси получил распространение особый подвид таких образов, отличающийся тем, что руки святого разведены. Он напоминает иконографический тип «молящийся», или «оранта». Ранее такие иконы изредка писали в Византии. Русское искусство переняло их в XIII веке, а распространились иконы данного типа через столетие. Полагается, что такое изображение взято с очень древней, не сохранившейся до сегодня, иконы Николая Чудотворца. Известно, что её привезли из Корсуни в Зарайск в 1225 году. Поэтому все изображения Чудотворца с разведенными руками получили название «Никола Зарайский». Их полюбили иконописцы, изображающие житие святого.

Житийные иконы Угодника показывают его деяния при земной жизни и после смерти, становление как епископа, биографию. Первые из них на Руси появились в XIII–XIV веках. Основные сюжеты древних святынь - рождение, обучение письму, помазание, помощь людям. Традиционно моменты жизни (клеймы) завершает перенесение мощей святого из разрушенных Мир в город Бари. Это случилось в 1087 году. Деяние почитается православными христианами, ежегодно празднуется. Сюжет стал обязательным при создании житийных икон Николы.

Никола Можайский

Это самостоятельный образ, но иногда он появляется на житийных иконах, описывающих Николая как заступника православных городов, покровителя воинов. На изображениях данного типа епископ Мирликийский изображен в полный рост, руки раскинуты. Правой рукой он держит меч, а левой - монастырь, огороженный крепостной стеной. Прототип иконографического типа - статуя, которая, согласно легенде, охраняла город Можайск. Как-то раз на него напали полчища кочевников. Жителям оставалось только молиться о спасении. Тогда прямо над храмом появился Никола - такой, как изображен на Можайской иконе. Захватчиков охватил животный страх, они убежали. С тех пор святой считался защитником города. Со статуи написана икона Николая Чудотворца.

Не так распространены оплечные образы святого. Сохранившиеся до наших времен относятся минимум ко второй половине XVI века. Тогда они не пользовались популярностью. Зато через 300 лет их востребованность возрастает, особенно среди старообрядцев.

Сотворенные чудеса

Когда речь идет об иконах, нельзя не упомянуть сотворенные ими чудеса. Когда речь идет о Николае, можно даже не говорить о конкретных списках - он откликается на искрение мольбы, даже если они произнесены не перед иконой.

Одна молодая пара каталась на яхте, когда начался шторм. Их ребенок (ещё младенец) упал в воду. Буря была настолько сильной, что найти его было невозможно. Тогда родители начали молиться о том, чтобы их дитя было спасено. Шторм утих, отчаянная пара рано утром вернулась на берег и сразу посетила храм. Надежды на то, что ребенок уцелел, не было. Там, прямо на полу, лежал младенец. Он был мокрым, будто его кто-то вытащил из воды и сразу же положил на это место.

О чем молятся Николаю?

Никола Чудотворец считается защитником слабых, несправедливо осужденных, покровителем водной стихии, моряков, путешественников, детей. Чаще всего молитвы к нему обращены со следующими просьбами:

  • Помощь при учебе. При жизни Никола был прилежным учеником, всегда тянулся к знаниям. Он понимает, насколько порой бывает сложно. Поэтому ученики и студенты молятся святому, прося помощи в этом нелегком деле.
  • Помощь в пути. Сами путники и их родственники просят Угодника, чтобы он помогал в дороге, отводил от опасностей.
  • Наставление на истинный путь. Каждый заслуживает прощения. Поэтому люди, которые отбывают наказание или просто хотят завязать с криминальным миром, молятся Николе, чтобы он помог найти духовный путь.
  • Защита от клеветы. Бывают ситуации, в которых человек не виновен, но не может этого доказать. Тогда остается только молиться. Николай всегда откликается на подобные просьбы.

Иконография святого очень разнообразна. При выборе иконы Николая Чудотворца для своего дома важно смотреть не на её описание, историю или стоимость, а на то, насколько она близка душе.