Что за праздник крещение господне. Крещение Господне: история, традиции и смысл праздника

Водное крещение с ветхозаветных времён было символом не только физического, но и нравственного очищения. Крещение же Христа в реке Иордане стало первым явлением миру Троицы - Богоявлением. В крещении человек усыновляется Господом, совлекает с себя ветхого человека и облекается в нового, искуплённого Христом, становится частицей единого Тела Христова, членом Матери-Церкви.

Крещение Господне в 2016 году, когда набирать воду


Крещение Господне в 2016 году отмечается 19 января. Утром этого числа все идут в церковь и набирают освященную воду. Некоторые говорят, что воду из церкви нужно принести первому, хотя на самом деле, это не более, чем глупая примета. Очень неприятно смотреть, когда люди стараются набрать воду скорее всех и толкаются прямо в церкви. Освященно воды в церкви хватит для всех.
Также набирать освященную воду можно и 18 января, этот день называется Крещенский Сочельник. В этот день тоже проходит служба в церкви.
Многих интересует, в Крещение Господне в 2016 году когда набирать воду, 18 или 19 числа лучше? Священники говорят, что разницы нет, освящается эта вода одинаково.
Такую воду используют для освящения своих домов, а остатки хранят в доме весь год в темном месте.
Если вы не можете пойти в церковь, то можно набрать воду из под крана. В этом случае нужно знать когда на Крещение Господне в 2016 году набирать воду из под крана. Делается это ночью с 18-го на 19-ое
в промежутке времени с 00.10 до 01.30. В принципе, многие считают, что можно и позже, но это время все-таки считается лучшим.





Крещение Господне в 2016 году, когда купаться

Чаще всего литургия в церквях совершается 19 января, после нее совершается обряд купания. Но в некоторых храмах проходят ночные богослужения, проруби освящаются и в ночь с 18 на 19 января люди купаются в этих прорубях.
Сама церковь говорит, что купание не является канонической установкой, а стало уже традицией. Поэтому на Крещение 2016, не так важно, когда купание будет, с 18 на 19 или же утром 19 числа.
Также многих интересует вопрос где купаться на Крещение Господне в 2016 году. В каждом городе есть свои места, где проводят такие обряды. Заранее узнайте, где будет проходить купание у вас, также можно узнать про это в церкви.

Читайте еще интересные традиции на Крещение в нашей статье про .


Вода - основа всего


Спаситель освятил водное крещение, приняв его в водах Иордана. Именно вода раскрывает значение Крещения в православии, являясь древнейшим религиозным символом. Основа жизни на земле и разрушительная сила, основа смерти - в христианском богословии вода имеет двойственный образ. И, разумеется, вода - символизирует очищение, возрождение и обновление.

Цель крещения

Само слово «крещение» обозначает омовение через погружение, обливание. Первые христиане совершали Крещение в открытых водоёмах. В позднейшие времена Крещение совершалось в купелях и крестильнях. Православное крещение, совершаемое в купели, является необходимым условием освобождения человека от демонических сил и подчинения падшей греховности.

В результате освящения воде возвращается её изначальное назначение: являться источником Жизни Вечной, средой Божиего присутствия, всегубительницей демонов. В Крещении искуплённая душа обретает откровение о Триедином Боге и получает единение с Ним.



Канун Богоявления - Крещенский Сочельник

Святки длятся до свечек, как говорили в старину, потому что после Великого освящения воды накануне Богоявления к сосуду с освящённой водой становили свечи, перевитые цветными нитками или лентами. Уже этот обычай показывает важность и торжественность водосвятия. Весь этот день, действительно, проводят в очень строгом посте (даже дети стараются не есть до «первой звезды»), а во время вечерни храмы не всегда вмещают всех молящихся.

Великая агиасма (крещенская святая вода) обладает особой благодатью, её набирают и несут в каждый дом. Сначала вся семья отпивает с благоговением по несколько глотков, а затем - по обычаю - надо взять из-за иконы священную вербу и окропить святой водой весь дом, чтобы оградить себя от бед и напастей. В некоторых сёлах сверх того вливали святой воды в колодцы, чтоб злые духи туда не забрались и не испортили воду.

По завершении всех этих и других обрядов святая вода обычно становилась к образам. Чтоб крещенской воды было достаточно на весь год, её не обязательно должно было быть много: единой каплей она освящает любую другую.

Приблизительно такую же силу приписывают не только воде, освящённой в церкви, но и простой воде из рек, в которой, по народному поверью, в ночь на 19 января совершает омовение сам Иисус Христос. Воду, которую взяли в проруби в канун Богоявления, считают целебной и помогающей болящим.




День Крещения

В день Крещения, как только колокол ударит к заутрени, одни благочестивые прихожане зажигали снопы соломы перед домами (для того чтоб Иисус Христос после крещения в реке мог погреться у этого огня). Другие, испросив благословения у батюшки, были на речке, устраивая «иордань» - крестообразную полынью, подле которой на богослужение собирались и стар, и млад.

Когда святой крест погружался в воду, всех объединяла молитва и желание испить крещенской водицы и ею же омыть лицо. Всегда находились смельчаки, которые, несмотря на крещенские морозы, купаются в ледяной воде. За много веков нет сведений, чтобы кто-то заболел или утонул.

Празднованием Крещения Господня и Богоявления, совмещающих в одном празднике два великих события, заканчиваются святочные дни и вечера.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.

Святое Богоявление.
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- великий двунадесятый праздник в воспоминание Крещения Спасителя. Господь Иисус Христос, достигнув, по человеческому естеству, тридцати лет, всенародно вступил в Свое открытое служение для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или священника не дозволялось). Спаситель пришел на реку Иордан, при которой святой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного Искупителя,- и принял от Иоанна крещение в водах Иордана (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22).
Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем.
Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.
Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения,- изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).
По изъяснению святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там ветвь масличная, здесь милость Бога нашего».
С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10). Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных. В это время совершается в храмах и на водоемах великое освящение воды. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в случае болезни, давая пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причащению.
На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники.

Крещенский сочельник.
Канун праздника - 18 января (5 января по старому стилю) - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
В Сочельник Богоявления 5-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.
В сочельник, после литургии в храмах совершается Великое Освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, - различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога".
При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь". При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина.

Особенности Богослужения в Навечерие праздника.

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.
Великие часы и их содержание.
Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).
Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии...» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя- трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).
Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».
Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).
Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).
Вечерня в день Навечерия праздника
Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После б-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш...», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримия, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси...» следуют прокимен: «Господь просвещение мое...», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси...» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава...». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах...» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.
Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - Ч вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.
Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».
Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).
Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.
На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.
По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое...», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом завете, во время странствования иудеев в пустыни, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.
После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.
Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе...» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя...» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...».
После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника.
В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.
После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Что такое Крещение Господне
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне - двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление - Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне
Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики - апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях - от Матфея и Луки - мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Крещенский сочельник
Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу
- сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Крещение Господне - история праздника
Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы - упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения - в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие - Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Иконография Крещения Господня
На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня
Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Святая Крещенская вода
Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?
Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы
Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение
На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди.

А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Праздник Богоявления или Крещения Господня

Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства.

В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды.

Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелисту Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779 год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где Святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев.

Проповедь пророка Иоанна была проста, но проникала в самую душу слушателей: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное,” говорил пророк. Местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, – малонаселенная местность, занимавшая западные берега Иордана и Мертвого моря, испещренная скалистыми холмами и сухими ручьями, с очень скудной растительностью, почему и называлась пустыней. Пророк Иоанн, сын праведных Захарии и Елизаветы (Захария был священником, а Елизавета происходила из рода царя Давида), рано осиротев, вырос в этой пустыне. Там он привык к самому суровому образу жизни. Он носил одежду из верблюжьего волоса и препоясывался кожаным ремнем. Пищей ему служили акриды (род саранчи) и дикий мед.

После скучных наставлений иудейских книжников, рассуждающих, главным образом, насчет правильного исполнения различных религиозных обрядов, проповедь Иоанна Крестителя пронеслась по Иудее, как струя свежего воздуха. Жители Иерусалима, Иудеи, и даже Галилеи и Самарии толпами устремились услышать живое и вдохновенное слово пророка Божия.

Еще за 700 лет до Р. Хр. знаменитый пророк Исаия предсказал в своей книге о проповеди Иоанна Крестителя. Исаия называет пророка Иоанна “Гласом, вопиющем в пустыне” (),который должен был “приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его.” Предсказал также об Иоанне Крестителе последний ветхозаветный пророк Малахия, живший лет за четыреста до Р.Хр. Он называет Иоанна Ангелом Господним, говоря от лица Божия: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета (Мессия), Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (“Ангел” – по-гречески значит вестник, , см. также , и ).

Призывом “покаяться ” пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков , осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. Слово “каяться” – mеtаnоin – по-гречески означает “переменить образ мыслей,” начать смотреть на жизнь по-новому. При этом, пророк Иоанн настаивал, чтобы покаяние было искренним , всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами . “Сотворите плод, достойный покаяния,” – говорил пророк иудеям. На часто задаваемый вопрос “что делать” пророк отвечал: “У кого две одежды, тот дай неимущему,” иными словами: делайте добро, помогайте нуждающимся. Мытарей (сборщиков податей) пророк убеждал не требовать налогов, больше положенных. Воинов учил никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием.

Однако, не все иудеи приходили к пророку с жаждой услышать живое слово Божие и намерением исправиться. Некоторые приходили к нему из праздного любопытства, или чтобы придраться к какому-нибудь его неосторожному слову и обвинить пророка перед властями. К недоброжелателям пророка принадлежали иудейские книжники и фарисеи, которые завидовали славе пророка и боялись потерять свой авторитет среди народа. Они гордились знанием закона, своей обрядовой “праведностью,” на простых же и некнижных людей смотрели с презрением. Пророк Иоанн, видя лицемерие и злобу иудейских начальников, их нежелание обратиться к Богу, обличал их открыто и весьма строго, говоря: “Порождения ехидны! (род ядовитой змеи). Кто внушил вам бежать от будущего гнева (Божия)?”

Тех же, которые каялись и исповедовали (открыто объявляли) свои грехи, пророк Иоанн крестил в реке Иордан. Крещение состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение грехов. (Слово “Крещу” – по-гречески bаptizо – значит “погружаю”). Крещение пророка Иоанна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему.

Именуя приближающееся Царство Мессии Небесным, пророк Иоанн давал понять, что Мессианское царство будет не таким, каким многие из иудеев неправильно представляли в виде могущественного и богатого государства. Царство Мессии будет именно небесным – духовным , влекущим к Богу и доставляющее людям нравственное обновление.

Некоторые иудеи, глядя на Иоанна, спрашивали себя: не является ли он ожидаемым Мессией? Но пророк Иоанн решительно отклонял от себя это звание, объясняя им, что его задачей является только приготовить людей к принятию грядущего Мессии. Он, Иоанн, крестит их в воде в знак покаяния. Мессия же будет их крестить “Духом Святым и огнем.” Иными словами, новое крещение будет не простым символическим омовением, как Иоанново крещение, но будет именно благодатным возрождением человека . В Мессианском крещении Сам Дух Святой, как огонь, спалит греховную нечистоту людей и зажжет в их душах пламенное желание служить Богу. Тех, которые примут Мессию, соберет в Свое Царство, как пшеницу собирают в житницу, тех же, которые воспротивятся Христу, Бог сожжет, как солому, огнем неугасимым.

Далее Евангелисты повествуют, что “Тогда, – во время одной из проповедей предтечи Иоанна на берегу реки Иордана – приходит Иисус из Галилеи к Иоанну, чтобы креститься от него.” Зачем безгрешный Иисус пришел креститься? Ответ на этот вопрос мы находим у самого Иоанна Крестителя, который несколько раз до этого объяснял членам Синедриона: (Синедрионом назывался высший духовный совет). “Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Христос) явлен был Израилю,” иными словами, чтобы при крещении было обнаружено, кто Он. До этого времени жил в тиши Назарета, известный только жителям своего маленького города, как сын Марии и плотника Иосифа. Теперь же Христу исполнялось тридцать лет, и Он получал право, согласно еврейским законам, учить народ и называться “рабби” – наставником. Настало время явить Себя народу, а народу – услышать свидетельство о Нем, как о давно ожидаемом Мессии. Это и свершалось теперь на берегу Иордана.

Однако, когда Господь приблизился к Иоанну, тот почувствовал Его великую, божественную святость, и сказал Иисусу: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне.” На что Господь ответил: “Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.” Правдой Иисус называет волю Божию . Воля Божия была, чтобы все, желающие стать членами благодатного Мессианского Царства, крестились. Крещение получило значение “двери” в Царство Божие. , будучи родоначальником нового возрожденного Им человечества, должен был первым войти в основываемое Им Царство, открыть людям путь к спасению и научить их исполнять волю Божию. (Имея в виду постоянное желание Христа исполнять волю Своего Отца, царь Давид в пророческом псалме приводит слова Христовы: “Иду (в мир) исполнить волю Твою, Боже!” (, смотри послание к ).

При этом, погружение Спасителя в воду в момент Его крещения имело еще целью освятить крещение , сделать этот символический обряд благодатным, возрождающим христианским таинством.

Все, приходившие к Иоанну, сначала исповедовали грехи свои, а потом погружались в воду. Один Иисус, как безгрешный, пришел к Иоанну прямо для крещения. Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды и начал молиться на берегу. Здесь Он, как Сын Божий, просил Своего Небесного Отца благословить начало Его общественного служения. Внезапно, пока Иисус еще молился, небо раскрылось, и оттуда спустился на Иисуса Дух Святой в виде белого голубя. Одновременно с неба послышался голос Бога-Отца, говорившего: “Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” Эти слова Бога Отца были указанием Иоанну и присутствовавшему народу на Божественное достоинство Мессии, Который был не только человек, но и Единородный Сын Божий.

Совершившееся здесь тройное чудо – открытие неба, сошествие Духа Святого в виде голубя и свидетельство Бога Отца – полностью убедило пророка Иоанна в том, что и есть ожидаемый Мессия. Этого видимого сошествия Святого Духа на Мессию и ждал пророк Иоанн, потому что Бог еще в самом начале, посылая пророка на проповедь, сказал ему: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.” Таким образом, с этого момента пророк Иоанн Креститель мог без малейшего сомнения свидетельствовать всем об Иисусе, как о Мессии и Агнце Божием, берущим на Себя грехи мира. Вскоре после крещения Господа Иисуса Христа пророк Иоанн уступил Ему нескольких своих учеников: братьев Андрея (Первозванного) и Петра, и братьев Иакова и Иоанна (Богослова). Примкнув к Спасителю, они стали Его первыми учениками и апостолами.

Значение Крещения Господня

В день крещения Господня мы вспоминаем чудо Бого-явления Тhео-fаniа . Действительно, при крещении Спасителя, единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил Себя людям в Трех Лицах: Бог-Отец – голосом Своим; Сын – крещением в Иордане; и Дух Святый – схождением в виде голубя. Поэтому в тропаре праздника Крещения говорится, что в этот день “Троическое явися (открылось) поклонение.”

Праздник Богоявляния или Крещения Господня занимает особое положение среди двенадцати великих праздников Церкви. Напоминает он нам о нашем духовном рождении в день, когда священник троекратно погружал нас в воду. Напоминает он и об обетах, которые мы дали у святой купели, если не сознательно по причине малолетства, то в виде обещания наших духовных поручителей – восприемников, которые должны были нам объяснить значение таинства крещения и смысл христианского учения.

Во время таинства крещения священник вспоминает Крещение Господне и молится Богу такими словами (в русском переводе):

“Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты – наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа и сокрушил головы в них гнездящихся змиев. Поэтому, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Твоего Святого Духа и освяти воду сию…И дай ей благодать искупления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, прощения грехов, исцеления недугов, пагубой для демонов, непреступной для вражеских сил, исполненной ангельской крепости…Явись же, Господи, на воде сей и дай претвориться в ней крещаемому, чтобы он отложил ветхого человека, растлеваемого в похотях обольщения, и облекся в нового, который обновляется по образу создавшего его, чтобы он, будучи соединен с Тобой подобием Твоей смерти в крещении, стал и участником воскресения и, сохранив дар Святого Духа и возрастив залог благодати, он принял бы почесть высшего звания и был сопричислен перворожденным, написанным на небе в Тебе Боге и Господе нашем Иисусе Христе.”

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков св. , воды крещения являются “и гробом, и матерью.” Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в царство света. “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

Беда многих христиан нашего времени заключается в том, что они мало трудятся над тем, чтобы ярче разжечь в своих сердцах полученный ими дар благодатной любви. Болезненная привязанность к миру вытеснила в них духовную любовь и принесла с собой огорчения, злобу и зависть.

Поэтому, празднуя великий праздник Крещения Господня, вспомним о данном нами при крещении обете любить Бога и ближних. Поблагодарим Бога за то, что удостоил нас духовного рождения и призвал в Свое Царство вечного блаженства. Постараемся стать достойными этой великой чести и милости Божией!

Богослужение праздника

Крещения Господня (Богоявления)

В древней Церкви (до четвертого века) Богоявление Господне праздновалось 6-го января по ст. ст. (19-го января по нов. стилю). Праздник этот совмещал в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце четвертого столетия Рождество Христово стало праздноваться особо 25-го декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, почему с тех пор и стал именоваться Крещением Господним. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершаестя Вечерня с Литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием, на котором поется “С нами Бог.”

На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,” что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова.

На паремиях под праздник Богоявления читаются Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде, например:1) – об установлении земли на “водах;” 2) – переход Израиля через Красное море; 3) – победная песнь Богу после потопления египтян; 4) Иис. – чудесный переход евреев через Иордан; 5) – чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан; 6) – исцеление Неемана от проказы в реке Иордан; 7) – призыв покаяться и омыться; 8) – примирение Иакова с Исавом около Иордана; 9) – египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила; 10) чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона; 11) – чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь; 12) – чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную; 13) о духовном возрождении.

На литургии накануне Богоявления читается Апостол: и Евангелие: .

В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

Тропарь

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, началось поклонение Св. Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность слов (Отца). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Кондак

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси. Свет Неприступный.

Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебя: “Свет неприступный, Ты пришел и показал Себя нам.”

В каноне на Утрени излагается история Крещения Господня. Проводится мысль, что Господь крестился для того, чтобы очистить нас от грехов, открыть миру Свое Божественное достоинство и просветить людей светом Богопознания. В каноне говорится, что , принявший плотью тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти, погружается в струю Иордана для того, чтобы истребить грех и дать нам Божье благословение. В крещении Он поражает нашего врага дьявола в самых убежищах его сокровенной бездны.

В прокимне на Литургии говорится о явлении Господа на земле: “Благословен грядый (идущий) во имя Господне, Господь и явися нам .” В апостольском чтении на () говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангельском чтении () повествуется о событии крещения Спасителя.

Задостойник

Величай душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумевает всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

Величай душа моя, Пречистую Богородицу, Которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица; но, будучи Благой, прими нашу веру, ибо Ты знаешь любовь нашу. Ты – Заступница христиан, и Тебя мы величаем.

Канон Богоявления

Св. Козьмы Маюмского

Песнь 1-я

Ирмос : Могучий на войне Господь открыл дно морской глубины, и по суше повел народ Свой, покрыв в ней противников, ибо Он прославился ( гл.).

На каноне – ирмосы поются, тропари же читаются. Между тропарями канона говорится: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.”

Царь веков, Господь, струями Иордана обновляет растленного и сокрушает там главы гнездящихся змей, ибо Он прославился ().

Господь, воплотившийся от Девы, облекши невещественный огонь Божества в вещественную плоть, омывается водами Иордана, ибо Он прославился.

Господь, смывающий нечистоту людей, во Иордане очищается ради них, которым Он благоволил уподобиться; пребывая тем, чем был, Он просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился.

Песнь 3-я

Ирмос : Господь, дающий крепость царям нашим и возвышающий достоинство помазанников Своих, рождается от Девы и приходит для крещения. Мы, верные, будем восклицать Ему: нет столь святого, как наш.

Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне Христова . Ибо водой и Духом у тебя родились сыны, с верой взывающие: нет столь святого, как Бог наш.

Песнь 4-я

Ирмос : Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (пророка Иоанна); когда Ты, свидетельствуя о Твоем Сыне, возгремел над многими водами (Иордана). Тогда пророк, исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты – Христос, Божия премудрость и сила (, ).

Видел ли кто, – восклицает проповедник, – чтобы очищали солнце светлое по естеству? Как же я омою водами Тебя, сияние Славы и образ присносущного Отца? И как я, трава, прикоснусь к огню Твоего Божества? Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила ().

Моисей, приблизившись к Тебе, явил священное благоговение, которым был охвачен: когда он уразумел, что Ты говоришь из купины, тотчас закрыл лицо. Как же я открыто воззрю на Тебя, или возложу на Тебя руку? Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила ().

Имея разумную душу и будучи почтен даром слова, я стыжусь вещей неодушевленных. Потому что, если крещу Тебя, осудят меня гора, дымящаяся огнем, море, расступившееся на двое, и этот Иордан, обратившийся назад. Ибо Ты – Христос, Божия премудрость и сила (, Ис. , ).

Песнь 5-я

Ирмос : Иисус, Начальник жизни, идет разрешить осуждение первозданного Адама, и, как Бог, не имея нужды в очищении, ради падшего очищается в Иордане, где убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.

Когда бесчисленное множество людей стеклось креститься от Иоанна, он стал среди них и возгласил предстоящим: кто внушил вам, непокорные, уклоняться от наступающего гнева? Принесите Христу достойные плоды; ибо, являясь ныне, Он дарует мир (, ).

Земледелец-Создатель, став посреди, как один из всех, испытует сердца; и, взяв в руки веятельную лопату, премудро очищает всемирное гумно, сожигая бесплодность, а плодоносным даруя вечную жизнь ().

Песнь 6-я

Христос, родившись нетленно от Бога и Отца, без скверны воплощается от Девы. И, как Предтеча учит, невозможно разрешить ремень Его обуви – сочетание Слова с нашим естеством. Он избавляет земнородных от заблуждения ().

Христос крестит губительным огнем противящихся и не признающих Его Богом, но Духом, посредством воды, благодатно обновляет исповедующих Божество Его, избавляя их от грехов.

Песнь 7-я

Ирмос : Шумный ветер с росой и сошедший Ангел Божий сохранили невредимыми благочестивых юношей, брошенных в огненную печь. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностью пели: благословен Ты, преславный Господи и Боже отцов.

Как на небе, с трепетом и удивлением предстояли Ангельские силы у Иордана, созерцая непостижимое схождение Бога: Как Он, держащий в своей власти состав небесных вод, с плотью стоял в водах, отцов наших (, ).

Облако и море, в которых законодатель Моисей крестил некогда странствующий народ, прообразовали чудо божественного крещения. Море было образом воды, а облако – Духа, Которыми, освящаясь, мы взываем: благословен Ты, Господи Боже, во веки ().

Все мы, верные, богословствуя о Том, от Кого получили освящение, будем неумолкаемо с Ангелами прославлять Отца, Сына и Святого Духа; ибо сие – Троица Лиц, единосущная, ибо один Бог, Которому и воспеваем: благословен Ты, Господи Боже, во веки.

Песнь 8-я

Ирмос: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, в котором Иордан имел принять в струи свои невещественный огонь и объять крещающегося плотью Творца, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Оставь всякий страх, – сказал Искупитель Предтече, – и, повинуясь, приступи ко Мне, ибо Я благ по существу; покорись Моему велению и крести Меня, сошедшего, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.

Креститель, услышав слова Владыки, с трепетом простер руку, но коснувшись верха главы Создателя своего, воззвал к Крещаемому: освяти меня! Ибо Ты – мой, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

На Иордане Троица явилась: Ибо высший в Божестве Отец возгласил: Сей крещаемый есть Сын Мой возлюбленный; и Дух почил на равном Себе, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Песнь 9-я

Ирмос : Никакой язык не в силах восхвалить Тебя достойно, и даже небесный ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица. Но, как благая, прими нашу веру: Ты знаешь нашу любовь, согретую Богом. Ибо Ты – предстательница христиан. Тебя мы величаем.

Приди своим духом, Давид, к просвещаемым и пой: приступите ныне к Богу и просветитесь верой. Падший Адам, этот нищий, воззвал, и пришедший Господь услышал его. Он обновил растленного в струях Иорданских (, ).

“Измойтесь и очиститесь,” – говорит Исаия, “перестаньте делать зло пред Господом. Жаждущие же, идите к воде живой.” Ибо Христос окропляет животворной водой прибегающих к Нему с верой и крестит Духом в жизнь нестареющую ().

Освящение воды

После Евангелия дьякон произносит ектенью с особыми водосвятными прошениями. Священник читает молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой очищение, освящение, здравие и благословение. После молитвы священник троекратно погружает в воду святой Крест, при пении тропаря: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи.” Затем священник освященной водой кропит храм, всех присутствующих и их жилища.

Обычай освящения воды в день крещения существовал уже в 3-м веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду “агиасмой” – святыней. С древнейших времен известно, что Богоявленская святая вода не портится. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Ею же освящают дома, пищу, автомобили и другие предметы. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов, как душевных, так и телесных. Не заменяя Причастия, она может послужить вместо Причастия тому, кто по какой-нибудь причине лишен этого утешения. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. По этой причине христиане хранят святую крещенскую воду дома в святом углу и с молитвой пьют ее утром натощак.

Итак, с радостью будем встречать светлый праздник Крещения Господня, благодаря Спасителя за возрождение нас водой и Духом в таинстве крещения и за то, что открыл нам путь к Царству Небесному!

Согласно Священному Писанию, в давние времена на берегах реки Иордан проповедовал пророк Иоанн Креститель. Он явился на берега Иордана с целью подготовить народ к приходу ожидаемого Мессии. К реке для религиозного омовения сходилось много людей. Иоанн обращаясь к ним, требовал покаяния и нравственного .

Когда ожидание Мессии достигло наивысшей степени, к Иордану пришел Иисус. Иоанн посчитал себя недостойным его. Он говорил, что это ему следует от Иисуса. Но тот , что необходимо исполнить свое предназначение и провести обряд.

После завершения обряда совершилось чудо. Открылись небеса и с них на Иисуса сошел Дух Божий в виде голубя. Тогда же люди слышали голос Бога-Отца: «Сей есть сын мой возлюбленный, с которым мое благословение». Поэтому Крещение Господне называют еще Богоявлением. Во время Крещения предстали все три лица Пресвятой Троицы.

После крещения Иисус Христос на сорок дней удалился в пустыню. Здесь он постился и молился. По евангельским рассказам, в пустыне Христа искушал дьявол. Склонял его к греху, обещал богатства и блага земные. Но все искушения были отвергнуты.

Праздник Крещения Господня

В память о Крещении Спасителя установлен . Отмечается он 19 января или 6 января по старому стилю. В канун праздника называют сочельником. В сочельник верующие . В сочельник же, после вечерней службы проводят обряд освящения воды.

С давних пор люди верят в чудесные свойства крещенской воды. По повериям, освященная в ночь перед праздником Крещения вода долго не портится. Она может простоять не теряя своих свойств и год, и два, и три. Верующие употребляют крещенскую воду при болезнях, окропляют ею свое жилье.

Также у верующих сохраняется традиция в праздник Крещения Господня купаться в проруби. Троекратное погружение в ледяную воду считается очищением от вольных или невольных грехов, а также способствует оздоровлению организма.

Впрочем, по церковным правилам купание в ледяной воде считается делом благословенным, но не обязательным для всех. Церковь не требует от человека непосильных для него подвигов. А зимнее купание кому-то может пойти на пользу, а кому-то, напротив, нанести ущерб здоровью.

Нельзя понять смысла и важности этого праздника, не зная символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода - это начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произошли все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать - как водою великого потопа Бог грехи и разрушил зло человеческое.

Крещение Иоанново было символическим. Оно означало, что как тело омывается и очищается водой, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от Христом.